Как определить левша или правша человек – тесты и упражнения для определения ведущей руки, необходимость переучивания и советы психологов

Содержание

Правша — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Правша (праворукий) — человек, который наиболее ловко использует правую руку по сравнению с левой: он скорее всего будет писать правой рукой, а также будет применять данную руку для личных нужд, кулинарии и так далее. Согласно различным исследованиям, от 85 % до 90 %[1] населения является правшами, в то время как оставшиеся — левшами. Очень маленький процент от населения может одинаково хорошо использовать обе руки; человек с такой способностью является амбидекстром.

На данный момент не существует господствующей теории, которая объясняет, почему праворукость является намного более распространённой[1]. Нейрологически, моторными навыками правой стороны тела управляет левое полушарие мозга, таким образом исследователи полагают, что объяснение может быть найдено в различиях между двумя полушариями мозга. Например, недавние исследования выявили, что правши используют правую сторону мозга, чтобы сосредоточиться на всем образе, а левую — чтобы сосредоточиться на деталях в пределах образа

[2]. Это наблюдаемое различие, как и многие другие, является признаком праворукости, но ясно не объясняет причину её возникновения.

Быть «правшой» не всегда означает, что ведущая нога находится также на правой стороне. Например, играя в футбол, много людей предпочитают использовать левую ногу вместо правой несмотря на то, что они являются праворукими[3].

Теории, объясняющие преобладание правшей[править | править код]

  • Разделение труда полушариями мозга: смысл теории состоит в том, что за работу речевого и двигательного (ручная работа) центров отвечает одно и то же полушарие мозга, что является более эффективным, чем разделение работы на два полушария.

В прошлом, во множестве школ по всему миру заставляли детей-левшей писать правой рукой[4]. В исламе каждый обязан использовать правую руку для употребления пищи. Левая рука считается «нечистой».[5]. Рукопожатие также делается правой рукой.

Большое количество технологических устройств преимущественно предназначено для правшей; примеры ежедневно используемых объектов, прежде всего предназначенных для правшей включают холодильники[6], ножницы, микроволновые печи, консервные ножи. Большинство классических японских мечей и современные ножи для приготовления пищи пригодны для их более эффективного использования правой рукой. Многие джойстики для игры на компьютере и некоторые компьютерные мыши имеют форму, более удобную для использования правой рукой. При выстреле от левого плеча из военных винтовок, разработанных для стрельбы только от правого плеча, левша получал повреждения от гильзы, так как она попадала ему в глаз или в голову

[7].

Почему человек становится левшой или правшой? | Здоровье ребенка | Здоровье

Эмоциональные упрямцы

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда – плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость – это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек – правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто­процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1–2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

                                                               
Интересно
Чем восточнее живет народ, тем больше в нем левшей. Доминантность правого полушария также чаще встречается в Южной Азии и Австралии.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие – леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие – в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой – можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

                                                               
Левое полушарие – за:
конкретное мышление,

математические вычисления,

правую руку и правую ногу,

речь,

правый глаз и правое ухо,

чтение

и письмо,

двигательную сферу.

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик – пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

                                                               
Правое полушарие – за:
абстрактное мышление,

образную

память,

левую руку и левую ногу,

ритм, восприятие музыки,

интонации,

левый глаз и левое ухо,

ориентировку в пространстве,

чувственную сферу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» – это шагающий человечек, «Ч» – перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

                                                               
Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей – справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев – вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

Смотрите также:

Чем левши отличаются от правшей: преимущества и недостатки

Мой личный опыт: чем отличаются левши от правшей

Я — мама троих детей, один из которых — правша, а двое других — чистые левши. Расскажу про отличие между ними из личного наблюдения.

Правша. Мой ребенок-правша не склонен к спонтанным действиям, неожиданным поступкам, но всегда надежен и тверд в своих убеждениях и предпочтениях. Он последовательно выполняет дела, более структурирован, у него аналитический склад ума, склонность к конструкторской деятельности. Ему важны стабильность и устойчивость, чтобы все было на своих местах — сейчас, завтра, через несколько лет. Во всем этом виден рационализм левого полушария.

Левша. В отличие от него левши — и девочка, и мальчик — более артистичны, обладают тонкой душевной организацией. Это творческие люди, которые любят нестандартные решения. Они выражают себя через чувства, готовы к приключениям, переменам, более открыты миру. Левши не просчитывают варианты («а что будет, если…»), они живут здесь и сейчас, готовы заниматься несколькими делами сразу, у них всегда есть желание улучшать то, что имеют. Перестановка в комнате, поход на три недели, совмещение футбола и театральной деятельности — чем только они не увлекаются! Кстати, театр, сочинение стихов, рисование, хор, игра на гитаре, раскрашивание парных кед в разные цвета — это все следствие работы более творческого правого полушария, которое отвечает за левую половину тела.

Как же так вышло, что в одной семье такие разные дети, спросите вы. Моим детям «левшество» досталось частично через меня (я — амбидекстр), мою бабушку и моего дядю, которые были частично леворукими. Зато в детях леворукость проявилась в полной мере. А вот сын унаследовал гены праворукости от отца.

«Советы бывалого»: что должны знать родители левшей

• Если ваш ребенок не проявляет себя с рождения как левша, делайте окончательные выводы о его леворукости не ранее 4-4,5 лет. Для этого используйте специальные тесты на определение ведущей руки.

• Помните: левшей ни в коем случае нельзя переучивать, из-за этого могут произойти серьезные сбои в работе межполушарных связей, также это может быть чревато нарушениями здоровья.

• Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть новыми умениями, купите специальные товары, которые сконструированы под левую руку: ручки, ножницы, прописи.

Кто такие правши и левши?

Повышенный интеллект, преимущество в контактных видах спорта, финансовые успехи, а также склонность к аутизму и шизофрении — все это признаки, статистически отличающие леворуких людей от праворуких. Недавно мы даже писали о том, что ученые обнаружили связь между леворукостью и глубоким прикусом. Чем еще неожиданным могут похвастаться левши и как наука объясняет их существование, рассказывается в нашем материале.

Левшами и правшами действительно рождаются или это все-таки что-то приобретенное?

Нашему мозгу присуща латеральность, то есть функциональное разделение на левую и правую стороны. Из-за этого у человека есть ведущая рука, — а также ведущая нога, ведущее ухо и ведущий глаз. Конечно, преимущественное использование правой или левой руки является самым заметным проявлением латеральности мозга. В среднем 90 процентов людей на земле правши. Работу правой руки при этом контролирует левое полушарие — то самое, в котором расположен речевой центр.

Ультразвуковые исследования плода в утробе показывают, что уже с девятой недели три четверти зародышей начинают двигать правой рукой, а к 15 неделе начинают сосать палец также правой руки. К 38 неделе плод поворачивает голову направо. Возможно, предпочтение правой стороны сложилось в некоторой степени случайно, за счет особенностей анатомии. Покажем, как такое может случиться, на примере птиц. При высиживании яиц птицы располагают яйца в гнезде таким образом, что правый глаз зародыша периодически освещается сквозь полупроницаемую скорлупу. Эта особенность заботы о потомстве является ключевой в развитии латеральности мозга у птенцов — если высиживать яйца в темноте, птенцы не будут «асимметричными». Правильное освещение зародыша обеспечивается его специфическим положением внутри яйца. Также и у млекопитающих расположение зародыша в утробе детерминировано, что способствует специфическому развитию левого полушария. Возможно, что за это отвечает и особенность развития системы кровообращения. Так или иначе, правая рука у человека оказывается ведущей анатомически.

Однако десять процентов людей все же преимущественно пользуются левой рукой. Откуда же берутся левши? В восьмидесятые годы американские исследователи Гешвинд и Галабурда выдвинули предположение, что к леворукости приводит избыточное действие тестостерона на плод во время внутриутробного развития. Согласно этой гипотезе, половые гормоны тормозят развитие левого полушария, и его функции частично передаются правому. Влияние гормонов объясняет, например, повышенный процент левшей среди детей, чьи матери испытывали стресс во время беременности. Однако, помимо этой, есть и другие гипотезы, например генетическая. Кроме того, левшами чаще оказываются близнецы, недоношенные дети, дети, рожденные матерями в возрасте и курящими матерями. Также левши немного, но статистически значимо преобладают среди мужчин: на 12 мужчин-левшей приходится 10 женщин-левшей.

И как это наследуется?

Известно, что леворукость наследуется. В семьях, где один из родителей левша, рождение ребенка-левши более вероятно, чем в семье правшей. К настоящему времени около сорока генетических локусов ассоциированы с предпочтением левой руки. Среди них ген PCSK6, вовлеченный в формирование оси симметрии право-лево на самых ранних стадиях развития, и ген LRRTM1, ответственный за организацию синапсов в определенном типе нейронов в нашем мозге.

Правшей всегда больше, чем левшей?

Исследовать предпочтение руки у людей не так просто, как кажется. Для разных задач люди могут использовать разную руку. Ведущей рукой обычно выполняют наиболее сложные, комплексные задачи. Поэтому для тестирования мануального предпочтения используют опросники, включающие несколько действий. Один из самых цитируемых тестов — Эдинбургский опросник, опубликованный в 1971 году, — состоит из 20 пунктов, среди которых такие задачи, как письмо, рисование, использование ножниц, расчески, зубной щетки, метлы, кидание предмета, открывание коробки, раздача карт и т. д. В подобных опросниках каждому заданию присваивается +1 или −1 балл, в зависимости от того, правой или левой рукой человек его совершает. Дальнейшее вычисление индекса мануального предпочтения может варьировать, но в простейшем случае баллы складываются, и, если сумма положительная, человек считается правшой, а если отрицательная — левшой.

Недостатки Эдинбургского опросника заключаются в том, что не все задания хорошо знакомы разным возрастным группам: к примеру, дети не играют в карты, а пожилые люди не умеют пользоваться теннисной ракеткой. Другие задания устарели — в настоящее время люди редко пользуются метлой, а чаще пылесосом. Да и сам набор заданий явно сформирован исходя из реалий западной цивилизации. В некоторых культурах, например в Китае (как и ранее в Советском Союзе), письмо левой рукой неприемлемо, и детей с детства переучивают. К другим культурным особенностям, искажающим реальную картину распространения леворукости, относится, например, тот факт, что у мусульман левая рука считается нечистой. Итого, для изучения представителей разных национальностей из опросника были выбраны всего два пункта — кидание предмета и использование молотка — действия, наименее подверженные культурному влиянию.

Анализируя выполнение этих двух действий, исследователи обнаружили, что максимальное количество левшей сосредоточено в Папуа-Новой Гвинее, где почти четверть населения предпочитает левую руку правой, в то время, как в США и Великобритании количество левшей колеблется вокруг десяти процентов. Таким образом, несмотря на то, что в некоторых популяциях левшей больше, чем где-либо, правши все равно преобладают.

Есть ли правши и левши среди животных? Кого больше у них?

В течение целого столетия после выхода в свет в 1865 году труда Поля Брока , в котором он показал, что речь «закодирована» в левом полушарии мозга, асимметрия мозга считалась формой продвинутой организации нервной системы, присущей человеку — ведь речь есть только у человека, а правшей и левшей у животных до этого не наблюдали. Однако в 70-х годах двадцатого века асимметрию мозга обнаружили у лабораторных животных — крыс и цыплят. Более того, предпочтение какой-либо стороны оказалось присуще древнейшим существам кембрийского происхождения — у окаменелых трилобитов, атакованных хищниками, количество укусов на теле с правой стороны втрое преобладало над таковым слева. К настоящему времени асимметрия нервной системы обнаружена даже у нематоды Caenorhabditis elegans — маленького червя, хотя она и состоит всего из 302 нейронов. Таким образом, латеральность мозга можно считать фундаментальным свойством, присущим животным.

Что касается предпочтений той или иной конечности, то тут у разных животных они расходятся. Наблюдая за тем, как шимпанзе выполняют трубочный тест, который имитирует выуживание термитов из трухлявого пня в природе (из трубки, куда не пролезают пальцы, нужно достать что-то вкусное, используя для этого простейшее орудие труда), исследователи сделали вывод, что шимпанзе — правши. Правшами же являются жабы и цыплята. А вот попугаи предпочитают брать угощение левой лапой. Левшами, по всей видимости, являются собаки, впрочем, это касается не собачьих лап, а латерализации морды. Кошки же в разных типах заданий предпочитали то правую, то левую лапу, однако по итогам исследования был сделан вывод, что коты — левши, а кошки — правши.

А зачем это нужно с эволюционной точки зрения?

Если на вопрос, как формируется предпочтение той или иной стороны, ученые пока не могут дать четкого ответа, то значение этого явления довольно очевидно. Считается, что асимметрия полушарий позволяет вместить большее количество функций за счет отмены их дублирования. Особи с асимметричным мозгом обладают более быстрой и точной реакцией на внешние события по сравнению с «симметричными» особями. Эту гипотезу подтверждают исследования на рыбах и птицах, у которых асимметрия мозга выражена особенно сильно. Благодаря разделению функций между полушариями цыплята могут одним глазом выискивать зерна, а другим следить, не летает ли над ними ястреб. Так же и с рыбками: если искусственно вывести в аквариуме породу «симметричных» рыбок, то их реакция на еду в присутствии хищника в соседнем аквариуме будет в два раза медленнее, чем у обычных рыбок.

Возвращаясь к правшам и левшам, следует отметить, что, возможно, эволюционный процесс способствовал усилению асимметрии, давая возможность совершенствовать технологии, концентрируя их в одной руке. Согласно археологическим данным, мануальное предпочтение существовало в человеческой популяции с самого начала и первые орудия труда уже были заточены под правую руку. Однако довольно высокий процент левшей стабильно поддерживается в популяции, и для объяснения успеха леворуких особей была предложена так называемая «боевая гипотеза» (fighting hypothesis). Она гласит, что левши чаще побеждают в драке благодаря «эффекту неожиданности», обусловленному тем, что праворукий соперник не ожидает атаки слева.

Правда ли, что левши более креативные и талантливые?

Подтверждением «боевой гипотезы» служат турнирные таблицы в современных контактных видах спорта. Исследования показывают, что левшей статистически больше среди успешных спортсменов в таких видах, как бокс и фехтование, а также в контактных играх, среди которых — футбол и бейсбол. В то же время в одиночных видах спорта, например в беге и гимнастике, преимущества у левшей нет. Помимо успехов в спорте, левши вносят и интеллектуальный вклад в общее дело. Левшей больше среди одаренных детей с коэффициентом интеллекта выше среднего. Те же Гешвинд и Галабурда предполагали, что за счет преимущественного развития правого полушария леворукие люди должны обладать склонностью к архитектуре и математике, и некоторые данные в пользу последнего утверждения имеются (о том же повествует и бессмертное произведение Николая Лескова). Кроме того, есть исследование, показывающее, что мужчины-левши, окончившие колледж, зарабатывают немного больше, чем их сверстники-правши.

Однако, есть и плохие новости: известно, что леворукость более распространена среди людей, страдающих аутизмом или шизофренией. Средняя продолжительность жизни левшей немного ниже, чем у правшей. Впрочем, последний факт вполне может объясняться повышенным числом несчастных случаев, которые происходят из-за того, что левши вынуждены жить в мире, адаптированном под правую руку. Также леворуких людей больше среди гомосексуалов.

Нужно ли все-таки переучиваться или это вредно?

Леворукие дети в советских и китайских школах считались главными врагами дисциплины, поэтому левшей было принято насильно переучивать. К счастью, подобные предрассудки остались в прошлом, и сейчас система образования старается дать всем равные возможности. Обсуждаются, например, специальные обучающие программы для леворуких студентов, которые хотят стать хирургами. Кроме того, переучивать детей не только бессмысленно (как мы уже выяснили, это не каприз, а врожденная особенность), но и вредно: это приводит к неврозам и ухудшению обучаемости. Наоборот, если вы левша, вам стоит гордиться этим и, в ожидании пока мир станет чуть более адаптированным под левую руку, попробовать себя в архитектуре, математике или контактных видах спорта.

Дарья Спасская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *