Как научиться выговаривать букву Л взрослому человеку?
Влияние нарушений звукопроизношения на жизнь человека довольно велико. Часто возникает комплекс неполноценности, особенно сильно проявляющийся у подростков. Если человек к подростковому возрасту не сможет преодолеть его, то высока вероятность возникновения психических расстройств, комплексов, стеснения самого себя и невозможности выражать собственную индивидуальность в желаемой мере. Многим людям удается преодолеть барьер, принять свое отличие от других. Но не каждый взрослый способен чувствовать себя комфортно при общении с другими людьми из-за имеющихся речевых нарушений. И, если дефекты речи не были скорректированы в детстве, возможно их устранение во взрослом возрасте.
СодержаниеСвернуть
Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых
Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.
Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.
Виды и механизмы нарушения звука [Л]
При верном артикулировании звука [Л] губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.
Нарушенное произношение звука [Л] носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:
- Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
- Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание [НГ].
- Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на [У], или английский [W]. При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
- Губно-зубной. Звучание, сходное с [В]. Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
- Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
- Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким [Л]. Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.
Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:
- Замена на [Ы]. Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
- Замена на [Г]. Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
- Замена на [Й]. При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
- Замена на [У]. В артикулировании вместо языка задействованы губы.
- Замена на [В]. При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.
Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы [Л], возможно ее полное отсутствие.
Процесс работы над звуком [Л]
При дефектном проговаривании нескольких фонем, а также при возникновении речевых нарушений во взрослом возрасте после перенесенного стресса или полученной травмы, необходимо обратиться за квалифицированной помощью логопеда. Если взрослый неверно произносит только одну-две фонемы, он может справиться с речевой проблемой самостоятельно в домашних условиях, без помощи специалиста.
Процесс устранения дефектного произношения любого звука состоит из четырех этапов: подготовительного, собственно постановки, автоматизации, дифференциации.
Нельзя пропускать этап и переходить на следующий, полностью не освоив предыдущего.
Подготовительные упражнения для звука [Л]
Подготовительный этап служит для создания верной артикуляционной позиции. Он предполагает выполнение специальных логопедических упражнений. Для верного воспроизведения звука [Л] важно добиться подъема кончика и спинки языка, научиться расслаблять боковые края и совершать целенаправленный выдох.
Для отработки подъема кончика языка применяются такие упражнения:
- Открыть рот, губы не напряжены, расслабленный язык быстро кладут вначале на верхнюю губу, потом на нижнюю. Поэтапно усложнять действие, переставляя язык в рот, фиксируя у альвеолярных отростков.
- Открыть рот. Плоским языком облизнуть расслабленную верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз, потом спрятать язык к середине неба.
- Улыбнувшись открыть рот. Плоским языком прижаться к верхним альвеолам и громко оторваться. Начинать медленно, плавно ускоряясь.
- Улыбнуться, открыв рот. Совершать расплющенным краешком языка шлепки по верхней губе вперед-назад, пытаясь не отсоединять язык от губы. Начинать выполнение действий замедленно, плавно набирать скорость и подключать голосовые связки, добиваясь сочетания [Бл-бл].
- Напрячь согнутый кончик языка и перемещать по небу вперед–назад с разной скоростью. Межзубный промежуток равняется толщине пальца. Губы приоткрываются и не задевают резцы. Челюсти статичны.
Подъем задней части язычной спинки отрабатывается пропеванием гласных фонем [О], [У], [А], [Ы]. Для тренировки навыка опускания боковых сторон языка и целенаправленного выдоха потока сквозь щель между ними и молярами надо плотно держать плоский кончик языка зубами, выдохнуть воздух, надув щеки, одновременно пальцами легонько стукнуть по ним, чтобы послышалось хлюпанье.
Когда артикуляционные органы будут готовы и упражнения получится выполнить безошибочно, в довольно ритмичном темпе, можно заняться постановкой звука.
Способы постановки звука [Л] у взрослых
Постановка звука [Л] у взрослых проводится такими же методами, как и у детей, выбор приема зависит от механизма дефекта.
Постановка звука в случае его отсутствия возможна тремя способами:
- От опорной фонемы [А]. Расположить плоский край языка на нижней губе и легонько прижать его резцами. Язык неподвижен. Выполнить многократно. Потом нужно протягивать звук [А] в момент прикусывания языка, плавно увеличивая скорость. Должны послышаться слоги АЛ и ЛА. После получения необходимых слогов язык переместить за зубы, в верное для артикуляции [Л] положение.
- Механическим путем от опорной фонемы [У]. Расположить язык между вытянутыми губами. Протягивать [У], одновременно пальцами разъединять губы, придвигая их к передней стенке резцов.
- От опорной фонемы [Ы]. Постановка выполняется так же, как и от фонемы [А].
Аналогичные методы постановки [Л] применяются при межзубном [Л] и при замене его фонемами [Ы] и [Г]:
- При носовом ламбдацизме нужно добиваться точного движения воздушного потока: воздух должен выдыхаться ртом.
- При замене [Л] фонемой [Й] надо учиться удерживать кончик языка, сильно прижавшись им к верхним резцам, расслаблять середину язычной спинки, приподнимая корень. Чтобы язык смог занять эту позицию, надо положить плоский кончик на нижние резцы и протянуть [Ы] или поместить на середину языка круглый предмет, приподнимая кончик языка к верхнему альвеолярному отростку.
- При замене на [У] следует добиться статичного состояния губ.
- Если есть замена на [В], надо устранить активность нижней губы. Для этого надо вначале научиться опускать ее, открывая резцы, и задерживать в данной позиции, потом приподнимать язык к верхним молярам. Выполнять неоднократно. Если не удается сделать правильно, можно расположить под нижней губой напряженный палец и помочь им.
Постановка завершается, когда человек может выговаривать звук изолированно.
Автоматизация и дифференциация звука [Л]
Правильное выговаривание звука требует обязательной автоматизации, то есть закрепления в спонтанной речи. Ее следует начать с проговаривания прямых и обратных слогов. Вначале нужно говорить слоги медленно, протягивая каждый звук. Это помогает речевым органам принять верную позицию. Плавно скорость проговаривания слогов увеличивается, приближаясь к привычному темпу речи. После удачного проговаривания звука в слогах можно автоматизировать его в словах, а затем в предложениях. На автоматизацию положительно влияют заучивание стихотворений, насыщенных закрепляемым звуком, пересказы и сочинение текстов.
Завершающим шагом работы над звукопроизношением становится этап дифференциации. Это различение похожих по артикулированию и звучанию фонем. На данном этапе человек учится не заменять их в речи и не путать буквы на письме. Это наиболее важно для тех, у кого ранее наблюдались параламбдацизмы.
Начинается дифференциация по аналогии с автоматизацией с различения фонем в слогах, потом приступают к словам и фразам. При дифференциации актуально использование скороговорок. После завершающего этапа дети свободно применяют правильный звук в собственной речи. Но взрослому может понадобиться гораздо больше времени из-за слишком долгого неправильного произношения.
Таким образом, научиться правильно говорить звук [Л] взрослому человеку можно самостоятельно при отсутствии других речевых проблем. Трудность состоит в том, что довольно продолжительное время потребуется самоконтроль. Он нужен для того, чтобы устранить имеющийся автоматический навык неправильного произношения.
logopediacentr.ru
Звук Л. Этап постановки — 31 Мая 2013
Постановка звука [л]
Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [л]
При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.
Создание слухового образа звука
Игровые приемы
— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.
Произносится многократно звук [л].
Формирование зрительного образа звука (л]
Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции
Формирование кинестетического образа звука
Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.
Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).
— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.
Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)
Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.
Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)
1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].
2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.
3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).
4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.
Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)
1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.
2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.
Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)
1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.
Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук [л] будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы.
2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].
3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.
4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.
Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)
Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.
Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)
Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.
Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании
Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».
Ещё по данной теме:
logopeddoma.ru
Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях
Взрослые привыкли произносить звуки определенным образом, и даже не обращают на это внимания. Но для малыша это целая наука. Он пытается подражать родителям и повторять за ними все звуки, слоги, слова, но у него это не всегда получается. И если вовремя не вмешаться и не научить его говорить правильно, в будущем он может стать объектом насмешек из-за дефектов речи.
Что такое физиологическая дислалия
У всех детей до 5 лет наблюдается возрастное расстройство в произношении звуков, или физиологическая дислалия. Со временем ребенок учится правильно произносить звуки и слоги и проблема сама устраняется. Но некоторые дети продолжают неправильно называть звуки, а порой и целые слова. Родители недоумевают, неужели сложно выговорить звук [л], ведь даже дети, не умеющие «рычать» (т.е. не выговаривающие звук [р]), не имеют проблемы со звуком [л]. Но оказывается для кого-то это целая проблема.
Имя этой проблемы – физиологическая дислалия – разновидность речевого нарушения, при котором у ребенка не отмечается ухудшения слуха или каких-либо патологий речевого аппарата. Чаще всего, нарушение встречается у детей в возрасте 3-5 лет и при работе с логопедом проблема решается благополучно.
Логопеды отмечают, что в последние годы у детей все чаще встречается физиологическая дислалия. При этом причиной частоты подобных нарушений они связывают с нежеланием молодых мам или невозможностью по субъективным причинам кормить грудью новорожденных детей. При этом младенцы получают питание молочной смесью из бутылочки. Как известно, получать сметь из бутылочки намного легче, ребенок не прикладывает никаких усилий, чтобы «добыть» себе пищу, а из-за этого его речевой аппарат не формируется, как следует. Но это только одна из причин.
Основные причины дислалии:
- Из-за раннего возраста органы речи не готовы занимать правильное положение. При этом речевой аппарат не имеет дефектов.
- Несформированный фонематический слух – ребенок плохо различает фонемы родного языка. Однако его физиологический слух не нарушен.
К 4-4,5 годам дети выговаривают большинство звуков правильно. Поэтому родителям нужно внимательно слушать их речь, чтобы, при необходимости, исправлять произношение.
Проявление физиологической дислалии:
- Звук выпадает (лошадка – ошадка).
- Замена одного звука другим, более простым с точки зрения артикуляции. [л] часто заменяют на [й] (лошадка – йошадка), а также [в] или [у] (вошадка, уошадка). В первом случае звук становится не дентальным, а небным; во втором – губно-зубным или губным.
- Твердый звук заменяют мягким.
Прежде чем учить ребенка выговаривать звуки, нужно стать перед зеркалом и самому произнести его несколько раз по всем правилам. Так родитель сможет увидеть, как должны двигаться органы речи, и потом объяснять это малышу.
Правильная артикуляция звука [л]
Чтобы успешно бороться с проблемой, необходимо следить за правильностью артикуляции звука [л]
- Губы в улыбке, зубы приоткрыты. Кончик языка острый, сильно упирается в основание центральных резцов верхней челюсти.
- Средняя часть (спинка) языка опущена, края не прикасаются к боковым зубам. Корень языка нужно отодвинуть назад и приподнять к мягкому небу. Язык принимает форму седла.
- Сильная и теплая струя воздуха проходит по бокам языка. Для сравнения: при артикуляции звука [с] поток воздуха выходит холодным.
- Голосовые связки сомкнуты. Чтобы это проверить, достаточно прислонить ладонь к горлу и поочередно произносить [л] и [ш]. В первом случае вибрация будет чувствоваться, во втором – нет.
Постановка произношения твердого звука [л]
Неправильное произношение [л] и [лꞌ] получило название ламбдацизм. Часто проблему вызывает именно твердый вариант. Но его нетрудно поставить и в домашних условиях.
Обычно детям сложно сразу ставить язык в правильное положение, поэтому сначала их учат межзубной вариации [л].
- Ребенок широко улыбается – это не позволит ему заменить [л] на [в].
- Он кладет кончик языка между зубами и начинает дышать ртом. Чтобы ему было интересно, можно попросить его изобразить собачку. При этом взрослый должен поднести ладонь к его лицу и проследить, чтобы поток воздуха проходил по бокам языка, а не через носовую полость.
- Теперь нужно попросить малыша покусать язык (наказать непослушный язычок). Сначала он делает это беззвучно.
- Продолжая покусывать язычок, он начинает говорить звук [а] – сначала медленно, потом ускоряется. Должно получиться «ла-ла-ла».
- Чтобы закрепить результат, нужно пропеть так любую мелодию.
- Ребенок тренирует слоги (ла-ло-лу-ле), затем – слова (лошадь, лопата, солома).
Когда малыш хорошо освоит межзубную артикуляцию, пора учить его сомкнутому произношению.
- Ребенок прижимает язычок к верхним зубам и пытается произнести «ла-ла-ла». Чтобы ему было легче, пусть вначале широко открывает рот.
- Если не получилось, нужно ложечкой или пальчиками ребенка поставить язык в верхнее положение. Далее ребенок произносит [л] за взрослым.
- Закрепление успеха серией слов.
Родителям нужно следить, чтобы их чадо всегда произносило звук четко и правильно. При необходимости его следует поправлять.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика поможет разработать активные органы речи. Это полезно для произношения всех звуков, а не только твердого [л].
Заборчик. Губы максимально растягиваются, видно верхние и нижние зубы. Не нужно их сильно сжимать, достаточно легонько сомкнуть.
Трубочка. Сильно вытягиваем губы в трубочку.
Часто у людей искажается звучание речи, поскольку губы при разговоре почти не двигаются. Поочередное выполнение этих упражнений поможет ребенку разработать подвижность губ. Достаточно 7-8 раз в день.
Ветерок. Улыбка, рот приоткрыт. Малыш прикусывает язычок зубками и выдувает поток воздуха. Должно получиться две струи. Чтобы проверить, поднесите к его рту перышко.
Звуки произносят при выдохе. Но детям обычно не хватает сильной струи воздуха. Поэтому рекомендуется заниматься с ними дыхательными упражнениями: выдувать мыльные пузырьки, задувать свечи, петь.
Следующие упражнения разрабатывают подвижность языковых мышц. При выполнении губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть не подвижная.
Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Языком нужно облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Маляр. Язычок гладит твердое небо, как будто «красит» его – от зубов вглубь рта.
Чистим зубки. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхних зубов – сначала в одну сторону, потом в другую.
Посчитаем верхние зубки. Кончик языка толкает каждый зуб.
Качели. Кончик языка поочередно толкает верхние и нижние резцы.
Лошадка. Ребенок имитирует языком цоканье копыт. Поначалу он делает это громко, затем все тише и тише.
Грибок. Язык сильно прислоняется к твердому небу.
Гармошка. Малыш повторяет упражнение «грибок», только теперь он открывает и закрывает рот.
Не нужно давить на ребенка и заставлять его заниматься. Занятия не должны быть наказанием за непослушание. Все упражнения выполняются в форме игры, так, чтобы ему было интересно. В этом случае результат будет заметным.
Вместо заключения
Но если дома поставить звук [л] не получилось, следует обязательно обратиться к логопеду. Вполне возможно, что у ребенка есть дефект строения речевого аппарата (к примеру, короткая уздечка языка). Специалист подберет для него индивидуальный комплекс упражнений.
childage.ru
Как поставить звук Л ребенку. Логопедические занятия в домашних условиях
Дети быстро учатся говорить и не всегда правильно произносят слова или отдельные буквы. Одной из труднопроизносимых считается звук «Л». Поставить его правильное произношение можно в домашних условиях с помощью специальных приемов.
Содержание статьи:
Причины неправильного произношения звука Л
Проблема неправильного произношения может быть связана с несколькими причинами:
- Отставание в речевом развитии. Проблема требует обращения к педиатру, логопеду и детскому психологу.
- Ламбдацизм. Дефект связан с неправильным положением губ или языка. Звук «Л» при ламбдацизме может формироваться: носом, когда звук выходит с воздухом через него; двумя губами: губы складываются в трубочку; когда язык ставится между передними зубами; 4 тип ламбдацизма — отсутствие звука «Л».
- Параламбдацизм. Это феномен, при котором ребенок просто заменяет «Л» на другие звуки: «В»; «Г»; «Д»; «Е».
- Возраст. Ребенок может быть слишком мал, чтобы научится произносить звук «Л». Это является вариантом нормы до 4 лет.
- Гипотонус мышц губ и языка. При слабых мышцах, дети произносят вместо «Л» звук «В».
Структура индивидуального логопедического занятия
Для того чтобы самостоятельно заниматься с ребенком, необходимо правильно составить план каждого занятия. Заинтересовать ребенка бывает непросто и может потребоваться включение в схему разнообразных сказок или игр, которые подбираются в зависимости от предпочтений каждого ребенка. Основной скелет занятия должен включать обязательные пункты, описанные ниже.
Организация
Главная задача родителя — заинтересовать и настроить ребенка на совместную работу. Здесь важно показать, что занятия — это игра, которая будет проводиться каждый день. Родитель не должен давить на ребенка и настаивать на занятиях в одно и то же время. Подбирать его необходимо с учетом самочувствия, настроения и режима дошкольника.
Запрещается проводить активные занятия во время болезни. В этом случае рекомендуют переорганизовать их в спокойную игру-беседу, лежа в кровати.
Также будет полезным в начале каждого занятия провести небольшие упражнения для релаксации или построить гримасы перед зеркалом.
Выбор темы
Задания, которые используют в этой части, должны плавно ввести ребенка в выбранную тему. На данном этапе можно загадывать загадки, отгадки которых содержат необходимый звук «Л». Также можно предложить ребенку самому сочинить альтернативную сказку на выбранную тему.
На занятиях использую различные игрушки, фигурки или картинки с изображениями героев, которые будут участвовать в занятии. Лучшим вариантом будут являться персонажи, в именах которых содержится изучаемый звук. Пусть ребенок проговорит имя каждого вслух. Данный этап помогает настроить ребенка на игру и на восприятие нового звука.
Объяснение артикуляции для произношения звука
Главными задачами здесь будут:
- показать правильное положение губ и языка;
- повторить несколько раз требуемый звук четко и громко;
- показать букву, которая произносится требуемым звуком;
- рассказать о его фонетических особенностях: звонкий или глухой, твердый или мягкий, гласный или согласный.
Для простого понимания ребенком принадлежности каждого звука и буквы к той или иной категории, логопеды используют историю о трех замках:
- Красный замок, в котором живут только гласные буквы.
- Синий замок, который заселен твердыми согласными.
- Зеленый замок, в котором расположились мягкие согласные.
Совместное произношение звуков
На этом этапе развивается слуховая и речевая память. Ребенок учится воспринимать интонацию произношения. Лучшим вариантом является воспроизведение слогов, содержащих изучаемый звук. Произносить каждый из них необходимо медленно и четко. При этом можно использовать игрушки или персонажей любимых мультфильмов или просто корчить лица.
Проговаривание слов
Использовать необходимо простые слова, которые дошкольник в состоянии повторить с первого раза. Сначала используются знакомые ему термины, после чего задача усложняют и произносят новые слова с изучаемым звуком. После каждого правильного воспроизведения родитель должен объяснить его значение.
В качестве элемента игры можно подобрать связку слов, из которых ребенок может придумать небольшую историю самостоятельно. Это тренирует память, мышление и воображение. Также можно использовать слова, относящиеся к одной группе: птицы, животные или фрукты.
Необходимым материалом для данной ступени станут различные картинки, мягкие игрушки или резиновые фигурки. Одним из вариантов организации этого пункта занятия может стать использование любимой книги с картинками. По рисункам с каждой страницы дошкольник должен рассказать свою историю героев сказки.
Отдых
Обязательным элементом любых занятий является 5-минутное отвлечение, так как спустя 10 или 20 мин. внимание дошкольника рассеивается. Как поставить правильное произношение звука «Л» с помощью игры дома, известно многим. Для этого играют в «Ладушки-ладушки». Этот способ развивает не только речевые, но и двигательные функции.
Физкультурная минута помогает:
- справиться с напряжением;
- восстановить концентрацию внимания;
- развивать моторику ребенка.
Можно воспользоваться игрой в имитацию, когда загадывается определенная профессия, предмет или животное: один человек показывает загаданное, а второй пытается отгадать.
В конце любых упражнений стоит уделить время лицевой мимике для развития мышц губ и языка.
Работа с предложениями
В соответствии с выбранной темой занятия дошкольнику задают вопросы, ответами на которые будут простые предложения:
- Родитель выкладывает карточки с рисунками, игрушки или фигурки перед ребенком и задает вопросы про каждого из них.
- Дошкольник должен указывать на персонажа, про которого идет речь, и отвечать на вопросы о нем.
Стоит обратить внимание, что данный этап не должен быть строго привязан только к изучаемому звуку. Использование большого количества букв и слогов формирует автоматизм произношения. Игра в «Вопрос-ответ» помогает детям формировать мысли и правильно выбирать число и падежи для связанных слов.
Одним из любимых приемов логопедов является игра «Небывальщина», в которой взрослый человек рассказывает историю, содержащую смысловую ошибку: птица едет на поезде на юг. Ребенок должен найти и справить ее: птица летит на юг.
Тема игры должна совпадать с названием занятия.
Связная речь с использованием изучаемого звука
Как поставить звук «Л» в домашних условиях на данном этапе, подскажет логопед — сочинять стихи или чистоговорки вместе с ребенком и используемыми персонажами.
Можно предложить дошкольнику сначала закончить фразу. Детям нравятся такие задания, со временем они начинают не только вставлять недостающие фрагменты в предложения, но и самостоятельно придумывать чистоговорки или короткие четверостишия.
Для разнообразия занятия используют театрализованные представления. Ребенок должен пересказать сказку или историю от лица одного из ее героев. Для этого также подойдут любимые мультики.
Подведение итогов
Заключительная стадия должна передавать дошкольнику только положительные эмоции. Стоит акцентировать его успехи и похвалить за активность и усердие. При возникновении некоторых проблем на задании, их обговаривают, но с оптимистичным прогнозом на будущие занятия. Ребенок должен чувствовать уверенность в своих силах.
Важным пунктом здесь будет мнение самого дошкольника: понравилось ли занятие, чтобы он хотел изменить или добавить. Такой подход не только укрепит осознание значимости его мнения, но и повысит самооценку.
Помимо четкой структуры занятий необходимо следовать нескольким рекомендациям:
- продолжительность — не больше 30 мин.;
- проводить их необходимо каждый день;
- для наглядности должно использоваться как можно больше различных материалов;
- занятия должны проходить в помещении, где нет отвлекающих факторов.
Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести Л
Произнести звук «Л» сложно маленьким детям.
Ребенку сначала необходимо объяснить, как правильно должен работать язык и губы:
- рот необходимо немного открыть;
- язык должен быть напряжен, а его конец располагаться в основание передних верхних зубов;
Для того, чтобы поставить звук Л ребенку, вначале ему объясняют, как правильно должны работать язык и губы.
- губы могут занимать несколько положений в зависимости от следующего за буквой «Л» звука: «А», «Е» — губы приоткрыты; «И» — губы слегка растянуты в стороны; «О», «У», «Ю» — губы должны сворачиваться в трубку.
Артикуляционная гимнастика для звука Л
Комплекс упражнений должен включать в себя несколько видов гимнастики:
- развивающую звуковое воспроизведение;
- тренирующую правильное дыхание при произношении;
- систематическую для закрепления результата.
Как поставить звук «Л» в домашних условиях и какие упражнения требуется выполнять, описано ниже.
«Индюк»
Данное упражнение направлено на развитие верхней части языка.
Правильное выполнение:
- Слегка открыть рот.
- Поставить конец языка на верхнюю губу.
- Переместить его конец за передние верхние зубы.
Начинать упражнение нужно медленно, постепенно прибавляя темп. Необходимо следить, чтобы язык был как можно шире и не двигался в стороны. При правильном выполнении ребенок при произношении будет издавать звук «БЛ».
«Пароход»
Упражнение тренирует постановку языка для произношения «Л»:
- Рот необходимо держать немного открытым.
- Широко улыбнуться.
- Высунуть язык. Передние зубы при этом должны зажимать его.
- В таком положении органов артикуляции требуется проговорить звук «Ы».
При выполнении задания не должно слышаться мягкого звука «Л’». Если он есть, то необходимо еще сильнее вытащить язык и повторить упражнение заново.
«Качели»
Данное задание поможет научить ребенка ставить и держать язык в одном положении.
Для его выполнения необходимо:
- Открыть рот.
- Улыбнуться.
- Потянуться языком в сторону носа.
- Потянутся к подбородку.
Выполнять упражнение нужно быстро, а затем, снижая скорость, задержать язык в одном и другом положении на пару секунд. Необходимо следить за неподвижностью нижней челюсти.
«Лошадь»
Такое упражнение тренирует владение языком и растягивает его мышцы.
Для правильного выполнения необходимо:
- Открыть рот.
- Широко улыбнуться.
- Приложить язык к небу.
- Опустить язык.
Необходимо следить:
- чтобы язык почти всей верхней поверхностью соприкасался с небом;
- за неподвижностью нижней челюсти.
Выполняют задание медленно, прибавляя скорость по мере усвоения движений. Со временем должен быть слышен звук, копирующий цокот лошадиных копыт.
«Гармошка»
Занятие направлено на растяжение языковой уздечки и удержание его в верхнем положении.
Для его выполнения необходимо:
- Открыть рот как можно шире.
- Поднять язык к небу.
- Максимально долго удерживать его в этом положении.
- Потянуть челюсть сильно вниз. Необходимо следить, чтобы язык продолжал соприкасаться с небом.
Выполнять артикуляционные упражнения с ребенком требуется систематически для достижения быстрого результата.
Мимическая гимнастика
Логопеды часто используют мимические упражнения для развития речевого аппарата.
При их выполнении необходимо следовать нескольким советам:
- Упражнения выполняются перед зеркалом вместе с родителем.
- Все движения должны быть плавными без лишних усилий.
- Следить за работой только одной мышечной группы.
Упражнения
Хмурить лоб:
- Свести брови вместе до образования вертикальных морщин.
- Поднять их вверх, чтобы образовались складки по горизонтали.
Закрывать и открывать глаза:
- Сильно зажмуриться.
- Открыть оба глаза.
- Медленно закрывать правый, а затем левый глаз.
Надувать щеки:
- Надуть щеки.
- Втянуть их.
- По очереди надуть одну, потом другую щеку.
- Свернуть губы трубой.
- Сморщить нос.
- При сомкнутых зубах улыбнуться.
Изображать эмоции. Ребенок должен изобразить:
- Грусть.
- Радость.
- Удивление.
- Скуку.
- Страх.
- Злость.
- Умиление.
- Доброту.
Чтобы разнообразить занятия, можно поиграть в игру «Угадай персонажа». Ребенок должен копировать выражение лица выбранного им героя, а родитель угадывать, кого он изображает.
Дыхательная гимнастика. Постановка звука на вдохе
Как поставить звук «Л» в домашних условиях, используя дыхательные упражнения, рассказывается ниже:
- Быстро вдохнуть и плавно выдыхать в течение нескольких секунд.
- Сделать глубокий вдох, а затем резко выдохнуть воздух через рот, расслабив губы. При этом должно слышаться «пррр».
- Занять положение лежа и положить руку на живот. Медленно вдыхать воздух, надувая живот, а затем медленно его втягивать.
- Для выполнения упражнения понадобятся фрукты, овощи и другие продукты питания. Закрыть глаза, поднести продукты по очереди к носу и втянуть им воздух. На выдохе назвать продукт, который использовался.
- Медленно втянуть воздух через сложенные трубкой губы и с небольшим усилием подуть на птичье перо или небольшой кусок бумаги, чтобы оно переместилось по поверхности стола.
Постановка с механической помощью
В случаях, когда у ребенка возникают трудности с произношением «Л» даже после гимнастических упражнений, можно использовать несколько механических способов постановки звуков.
Методы:
- Ручной метод. Указательные пальцы расположить на шее ребенка, в это время безымянные слегка давят на уголки рта. Ребенок в этот момент должен попытаться произнести звук «Л».
- С помощью зондов. Для постановки звука «Л» используют один из двух типов зондов, изображенных на рисунках.
Правила их использования:
- Рот должен быть приоткрыт.
- Прибор должен лежать поперек языка, прижимая его боковые части.
- Конец речевого органа поднимается и прижимается к верхним деснам.
- Необходимо улыбнуться и проговорить сочетание «ЫА» или каждый из них отдельно. При этом произносимый звук будет походить на «Л». Это объясняется артикуляционным положением речевых органов, которое характерно для произношения «Л».
Внимание ребенка при этом необходимо заострить на положении речевых органов, а не на получающемся звуке.
Речевая гимнастика
Выполнение речевой гимнастики включает в себя несколько вариантов упражнений.
Вариант 1
Вместе с ребенком повторять простые предложения:
- Лиля вымыла пол.
- Олень стоял и лизал соль на земле.
- Волк охотился на лося.
- Лиса схитрила и украла булку.
- Лень делу не мешала.
- Лиса Алиса хвастала хвостом.
- Лошадь с седлом ждала ездока.
- Павел мыл стол.
- Алеша сидел на печи.
- Молча делать дела.
Вариант 2
Предложить ребенку закончить фразы:
- У кошки 4 (лапы).
- Ногти красят (лаком).
- Суп кушают (ложкой).
- Подковы есть у (лошади).
- В люстре горят (лампочки).
- После дождя на земле есть (лужи).
Вариант 3
Проговаривать чистоговорки со слогами «ЛА», «ЛО» и так далее:
- Лампа, лак, ласточка.
- Ложка, ломоть, локоть.
- Лес, лемур, лев.
- Лыжня, лыжа, лыжник.
- Луна, лук, слух.
- Лиса, листья, лицо.
- Любовь, лютый, люстра.
После того, как ребенок научится правильно и быстро произносить чистоговорки, с ним можно учить стихи, содержащие много звука «Л».
Стихи для развития произношения звука «Л»
В качестве речевой гимнастики можно использовать детские стихотворения.
1. Десять маленьких бельчат
Вышли маму все встречать.
На суку они сидели
И на солнышко глядели.
2. Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
3. Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало всё село
— белым-бело, белым-бело!
4. Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Игры на закрепление произношения
Результат можно закрепить, играя вместе с ребенком:
Задание | Ответ |
От нескольких слов необходимо образовать уменьшительно-ласкательные слова | Лопата — лопаточка, лапа — лапка, лук — лучок |
Изменить число слова | Лак — лаки, лошадь — лошади, лапа — лапы |
Посчитать вещи от 1 до 5 | 1 лавка, 2 лавки, 3 лавки, 4 лавки, 5 лавок |
Сравнивать предметы | У Васи 1 ложка, а у тебя много (ложек) |
Произнести глаголы по лицам | Листать — я листаю, ты листаешь, он листаешь, мы листаем, вы листаете, они листают |
Подобрать к прилагательным существительные | Легкий: легкий ветер, легкая куртка, легкое перо |
Автоматизация звука Л в слогах
Любые упражнения необходимо выполнять систематически. Чем чаще проводятся занятия, тем быстрее ребенок освоит правильное произношение.
Автоматизация звуков должна проходить по определенному плану:
- повторение простого звука;
- произношение его в слогах;
- воспроизведение звука в предложениях.
Как поставить звук «Л» в домашних условиях и автоматизировать его с помощью простых упражнений, описано ниже:
- Изолированный звук. Необходимо несколько раз повторить медленно и четко звук «Л».
- Звук в слогах. Повторять вместе с ребенком несколько раз слоги «ЛА», «ЛИ», «ЛЮ», «ЛО», «ЛЕ», «ЛУ», «ЛЫ».
- Обратный слог. Родитель вместе с ребенком произносят слоги: «АЛ», «ЕЛ», «ИЛ», «УЛ», «ЮЛ», «ОЛ».
- Простые предложения. На данном этапе автоматизации можно попросить ребенка составить предложения на определенную тему: о лесе, о лисе, о лужах и так далее.
Как закрепить полученный результат
После того, как ребенок начнет правильно произносить звук «Л» и частично его автоматизирует, результат необходимо закрепить. Для этого необходимо выговаривать слоги и слова, которые содержат изучаемый звук.
Также в качестве закрепительного материала используют артикуляционную гимнастику, перечисление всех предметов, находящихся в комнате или вещей с заранее подобранных картинок, произношение трудных слов.
Необходимо объяснять ребенку значения новых слов. Это позволит ему не только правильно воспроизводить звуки, но и узнать много нового.
Речевое развитие детей требует много времени и сил от родителей. Если поставить звук «Л» в домашних условиях не удается в течение продолжительного времени, стоит обратиться к логопеду, который поможет справиться с любыми дефектами речи.
Автор статьи: Шалунова Анна
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Видео на тему: как поставить звук Л ребенку
Как научить ребенка произносить звук Л:
kidteam.ru
Постановка звука Л и Ль у детей и взрослых
Как научить выговаривать Звук Л и Ль детей и взрослыхПравильная артикуляция звуков «Л» и «Ль»
ЗВУК «Л»
• положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;
• верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;
• язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;
• боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
• корень языка при твердом звуке [Л] поднят;
• мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Звук «Ль»
Артикуляция мягкого звука [Л’] отличается от артикуляции твердого звука [Л] тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки. Смыкаются не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки языка с альвеолами (иногда звук [Л’] произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами).
Исправить нарушение произношения звука [Л] на основе подражания удается редко.
Варианты нарушений
- Звук пропускается (ложка – ошка, молоко – моко, бокал – бока и т.п.).
- Звук «Л» заменяется нечётким «У» (ложка – уошка, молоко – моуоко, бокал – бокау и т.п.). В данном случае, особенно часто в мягкой позиции, в середине слова звук пропускается (молоко – моко, малина – маина и т.п.).
- Звук «Л» заменяется звуком «В» (ложка – вошка, молоко – мовоко, бокал – бокав и т.п.).
- Звук «Л» заменяется звуком «Й» (ложка-йёшка, молоко – мойёко, бокал – бокай и т.п.).
Подготовительные упражнения для звука «Л»
Артикуляционные упражнения для языка для звука «Л»
(Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 .)
- Заборчик: губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать «заборчиком».
- Улыбка: улыбаемся, растягивая губы широко, потом снова возвращаем их в прежнее положение.
- Окошко: рот открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.
- Лопаточка: рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
- Качели: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
- Ленточка: просунуть широкий язык между сомкнутыми зубами и улыбнуться.
- Зарядка: оскалить зубы попеременно смыкать и размыкать губы.
- Индюк: рот открыть, широким языком совершать движения по верхней губе вперед-назад: БЛ-БЛ-БЛ.
- Пароход гудит: улыбнуться, закусить кончик языка зубами и длительно произносить звук «Ы».
- Варенье: рот приоткрыт, язык высунут. В этой позиции начинаются круговые движения языком по губам, как будто слизывается вкусное варенье. Как вариант – можно назвать упражнение любимым лакомством ребёнка (1 минута).
- Маляр: кончиком языка водить по верхнему небу, как будто вы его красите.
- Упражнения для губ и челюстей
- Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.
- Упражнение для языка
- Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.
- Болтушка на нёбе. Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
- Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.
- Произнесение длительного звука [Л]. Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук «Л», если язык оторвать от альвеол. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.
Постановка звука «Л»
После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки звука «Л».
Логопед предлагает ребенку произносить звук «Ы» при межзубном положении кончика языка, закрепляя это положение при произнесении слогов, слов и предложений, включающих звук «Л». По мере закрепления звучания «Л» в таком положении межзубная артикуляция звука «Л» постепенно переводится в зазубную. Выполняя это упражнение, можно заметить, что щёки раздуваются. В этом нет ничего страшного, т.к. звук «Л» – боковой и воздух при его произнесении поступает в щёки. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Л___а], [Л____у], [Л____о], [Л____ы], [Л____э]. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ____, УЛ_____, ОЛ____, ИЛ____, ЭЛ_____, ЫЛ____.
В тех случаях, когда ребенок заменяет звук [Л] двугубным [В] (губно-губной ламдацизм), следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка (до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед). Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»: губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты!). Удерживать это положение под счёт как можно дольше. Взрослому может даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими мерами удастся удержать «непослушные» губы в улыбке и избавиться от «кваканья».
Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Если же процесс затянется, можно сделать так: произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы. Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Только стоит уходить от этого поскорее, чтобы такой вариант произнесения звука не закрепился. Очень помогает уйти от напряженных губ расслабляющий массаж круговых мышц рта или лёгкое постукивание губ пальчиками. А ещё такие упражнения:
«Лошадка фыркает»: с силой подуть на расслабленные губы, имитируя пофыркивание лошади.
«Рыбка»: пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.
«Фух!»: с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.
- В отдельных случаях можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнося длительно звук [А], ребенок должен касаться кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание [Л] с гласным [А] («ла»). Если звук [Л] будет звучать мягко, необходимо прикусывать резцами узкий кончик языка.
Постановка звука «Ль»
- Звук «Ль» может появиться сам просто по подражанию после автоматизации твердого «Л»
- После автоматизации Л просто соединяем этот звук с гласными «И», «Е», «Ё», «Ю», «Я», при этом растягиваем рот в улыбке.
- Очень часто наоборот присутствует мягкий звук «Ль», ребенок легко может его воспроизвести просто по подражанию «Ля-ля-ля» и тогда мы пытаемся вызвать твердый звук «Л» как раз дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы при произнесении слогов.
После получения правильно произнесенного звука [Л] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах по карточкам.
Успехов!
igromama.com
Постановка звука Л
В этой статье приведу несколько упражнений с помощью которых легко научиться правильно выговаривать звук «Л». Как правило, дети совершают ошибку замены, заменяют сложный для воспроизведения звук «л», на более простые в исполнении звуки «в» и «у».
Так вместо столик дети говорят:
- столик – стовик
- любовь — убовь
Правильная артикуляция звука «Л»
Приступая к научению ребенка правильно произносить звук «л» взрослый сам должен понимать какова правильная артикуляция этого звука. Кончик языка должен быть приподнят вверх и прижат к верхним резцам. Звук извлекается за счет пропускания потока воздуха по боковым поверхностям языка, при этом не нужно смыкать края языка с боковыми верхними зубами. Вибрируя, голосовые связки издают требуемый звук «Л».
Логопедические упражнения на звук «л»:
Забавное и незатейливое упражнение «болтушка». Ребенок должен быстро и широко выкидывать язык изо рта между губами и обратно, произнося бл—бл—бл—бл. Многократно проделывайте болтушку с малышом, можете за компанию тоже попробовать.
В следующем упражнении ребенок широко просовывает язык между передними зубами и слегка прикусывает его, препятствуя языку «убежать» обратно. Губки нужно придерживать и раздвигать пальчиками, чтоб они привычно не выдвигались вперед. При этом, на первый взгляд не удобном, межзубном положении языка малыш произносит гласные звуки «у», «ы». Произносимый звук отдаленно напоминает нужный звук «л». Постепенно к этим звукам присоединяем гласную «л».
- Ллл—о
- Ллл—а
- Ллл—ы
- Ллл—у
Просовывать язык необходимо до полной автоматизации навыка. Ребенок должен не задумываясь правильно ставить язычок.
Эти два упражнения легкие в исполнении, и Вы с малышом можете запросто упражняться в правильной артикуляции звука «л» на прогулке, во время игр, или совместно научить куклу правильно произносить букву л. Домашнее логопедическое занятие с мамой пройдет легко и непринужденно.
Видео: Постановка звука Л
logoped24.com
Полезные советы и рекомендации по постановке звука Л ребенку
Звуки – основной строительный материал человеческой речи. Нарушения в их произнесении сказываются на общем фоне звучания голоса, вызывая дискомфорт в общении со сверстниками.
Правильное произношение звуков необходимо ребёнку для уверенного общения, для последующего грамотного письма и понимания прочитанного им текста.
Нарушение звукопроизношения – не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком устной и письменной речью.
Оно отрицательно влияет на его психоэмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт и развитие коммуникационных способностей.
Но не стоит драматизировать ситуацию в случае устойчивых речевых нарушений. Современные методы речевой коррекции позволяют добиться максимального эффекта.
Немаловажную роль в этом процессе играют и родители, которые на первых порах могут самостоятельно заниматься с ребёнком и добиться значимых результатов. Облегчить задачу поможет подробная инструкция по постановке звука.
Неправильное произнесение звука «Л» встречается у детей достаточно часто.
При этом – это один из звуков, который поддаётся коррекции достаточно легко.
Чтобы поставить этот звук необходимо будет приучить ребёнка к правильной артикуляции и правильному дыханию, а затем закрепить полученный навык.
Вы всегда сможете правильно объяснить ребёнку любую тонкость правильного произношения, вспомнив или представив – как вы сами это делаете. Пусть он делает всё по принципу подражания вам.
Чем понятнее вы сможете объяснить ребёнку, как вы сами произносите звук – тем быстрее он сообразит, что от него требуется.
Кроме этого, необходимо будет найти или разработать упражнения, которые помогут развить слуховое восприятие звука «Л».
Здесь вам будут даны основные принципы, на которых строится работа с произношением ребёнка, а также предложены некоторые упражнения, по аналогии с которыми можно будет строить конкретное речевое развитие по постановке звука «Л».
Обязательно нужно работать с дыханием, кроме предложенных далее упражнений, стимулируйте интерес к развитию управления дыханием.
Даже малышу будет интересно задувать свечу, спичку (зажжённую взрослым), пускать мыльные пузыри, дуть на одуванчик, гонять струёй воздуха ватку или бумажный кораблик по воде.
Эту привычку нужно постараться сохранить не только на период развития речевых способностей, но и в последующем – для улучшения соматического состояния.
А самое главное – систематически развивайте мелкую моторику рук, которая необходима не только для коррекции речи, но и для общего интеллектуального и физического развития.
mamaliza.com