Имеет ли право учитель наказывать учеников? | Образование | Общество
Учитель не может подвергать учеников физическому или психическому насилию. Согласно ФЗ «Об образовании», педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также уважать честь и достоинство обучающихся (п. 1.2, 1.3 ст. 48). Ученики, в свою очередь, имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (п. 1.9 ст. 34).
«Говорить о каком-то либо наказании в школе, на мой взгляд, вообще неправильно, – заявил АиФ.ru руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. – Мы должны говорить о воспитании, о формировании навыков, в том числе правильного общения. В этих случаях учитель должен выступать авторитетом для учеников и примером, которому они должны следовать».
Как школа может воздействовать на учеников по закону?
К ученикам, которые нарушают устав школы, правила внутреннего распорядка или другие локальные нормативные акты, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Согласно п. 4 ст. 43 ФЗ «Об образовании», администрация школы может сделать им замечание, выговор либо отчислить из образовательной организации. При этом отчисление возможно, если ученик достиг 15-летнего возраста и если он совершал неоднократные проступки, за которые ему ранее делали официальные замечания и выговоры.
«Если учитель считает, что ученик что-то сделал не так, он должен, в первую очередь, связаться с родителями и обговорить этот вопрос. Если это начальная школа, этим занимается один учитель, классный руководитель. Если это старшая школа, каждый учитель-предметник может инициировать подобное общение с родителями», – говорит Виктор Панин.
Что запрещено делать учителю?
Учитель не может выгнать ученика с урока или не пускать его на урок – это является нарушением прав ребенка, говорит руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. «Если учащийся плохо ведет себя или каким-то образом срывает урок, у учителя есть право уведомить об этом представителя школы – завуча или директора – и уже вместе с ним разбираться с конкретной ситуацией, вызвав родителей ученика», – говорит Панин.
Представители школы не могут не пустить ребенка на занятия или отправить его домой, если он пришел в неподобающем виде. «Если форма одежды, запрет на макияж и какие-либо прически прописаны во внутренних нормативных документах, например, в правилах поведения и распорядка дня, внешний вид школьника должен им соответствовать. В некоторых регионах школьная форма установлена даже на уровне законодательства субъекта. Но если ученик надел другую одежду, лишить его возможности учиться и присутствовать на уроке никто не может. Другое дело, что школа может начать разбирательство по данному вопросу, вызвать родителей и вести с ними диалог. Если с родителями не получается конструктивно обсудить эту проблему, школа может предложить им перевести ребенка в учреждение, в котором не придерживаются правил относительно внешнего вида. Отправлять ребенка переодеваться или смывать косметику – это не та практика, которой должна заниматься школа. На мой взгляд, вызывающий внешний вид в образовательных учреждения непозволителен – родители, конечно же должны быть заинтересованы в воспитании собственного ребенка и контакте со школой, чтобы он получил качественные знания», – говорит Панин.
Также школа не может запретить ученикам приносить с собой мобильные телефоны, а учителя – забирать их у школьников на время урока или в случае, если ребенок им пользуется на занятиях. «Мобильные телефоны, конечно, очень сильно отвлекают детей от уроков и не ведут к социализации. В современных школах нередко можно увидеть, как дети сидят рядом, но общаются через социальные сети – они уже разучились разговаривать друг с другом. В некоторых странах запрещено приносить в школы мобильные устройства и пользоваться ими. У нас ребенок имеет право носить телефон в школу, и учителя не могут их отбирать. Но школьникам запрещено использовать телефоны во время занятий, т.к. урок предназначен для получения знаний», – отмечает эксперт.
Кроме того, учитель не может ставить ученику неудовлетворительную оценку за поведение. Отметки могут использоваться только для оценивания качества знаний учеников. «В советское время, действительно, была предусмотрена отдельная оценка за поведение. Сейчас ее нет. Но поставить двойку учитель может в том числе при неготовности ребенка к уроку. Например, если последний пришел на урок без учебника или необходимых принадлежностей, не принес форму на физкультуру», – поясняет Панин.
Закон о статусе учителя: за оскорбления педагога предложили штрафовать
Защитить «рядового учителя» призван новый закон
В последнее время складывается впечатление, что среди школьников нарождается новая мода под условным названием «пни учителя». В разных социальных кругах она воплощается по-разному — дети из «приличных» семей отрабатывают на преподавателях свое остроумие, осыпая их хамскими высказываниями, те же, кого принято назвать неблагополучными подростками, все чаще распускают руки.
Не отстают и родители — любая попытка учителя хоть как-то защитить себя и свое достоинство вызывает шквал их негодования из-за обиженного дитятки. Ну и администрация школ и вышестоящие чиновники чаще всего занимают детско-родительскую сторону — по принципу «от греха подальше».
Всему этому есть одно объяснение — учитель в наши дни стал настолько бесправен и беспомощен, что у многих просто чешутся руки (и языки) пустить в дело свое право сильного. Это же так приятно — почувствовать себя всемогущим, когда еще выпадет такая возможность…
Достаточно вспомнить недавние случаи: московскую учительницу, отправленную в больницу одним ударом 15-летнего «героя», преподавателя информатики из Белгорода, который попытался вывести из класса другого великовозрастного «героя» и получил от того удары руками и ногами. В первом случае был вынужден уволиться директор школы, во втором — собирались уволить пострадавшего учителя, но в последний момент решили все же ограничиться дисциплинарным взысканием. Учителю — не подростку… В том же Белгороде в конце осени еще был случай — на перемене молодой педагог сделал замечание ученику и в ответ получил удар в лицо. Итог — разбитые губа и щека учителя, которому родители «ребенка» позже принесли извинения. Этим санкции к хулигану и ограничились, хорошо еще, что не стали наказывать преподавателя…
Нынешнее законодательство имеет широкий спектр инструментов давления на учителя, но практически ни одного рычага воздействия на ученика. Это уже само по себе является фактором, провоцирующим школьников, — безнаказанность развращает. По возрасту подростки не подпадают под существующие статьи как Уголовного, так и Административного кодекса, спецшкол для «трудных» больше нет, исключить из учебного заведения тоже почти невозможно.
Дабы исправить ситуацию, главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов направил в профильный комитет Госдумы предложение разработать закон об особом статусе педагога, который защитил бы права учителей при исполнении своих обязанностей. И зампредседателя комитета Любовь Духанина сообщила, что комитет приступает к его разработке, имея целью закрепить высокий статус учителя, его права и указать на недопустимость их нарушения.
Теперь главное — чтобы новый законопроект не вылился в беззубую декларацию, лишенную конкретных мер. А меры, как рассказывает Хасавов, могут быть очень и очень эффективными. Одну из основных можно позаимствовать из опыта Казахстана, где в декабре 2019 г. был принят закон, предусматривающий систему штрафов для родителей за оскорбление учителей.
Представляю, насколько действенной стала бы такая система. И что устроят родители своему малолетнему раздолбаю, если по его вине лишатся существенной суммы.
Представляю также, какое сопротивление окажут принятию подобных мер некоторые матери и отцы из числа тех самых родителей раздолбаев.
Это будет похлеще противодействия закону о домашнем насилии.
Так что желаю разработчикам закона — выстоять!
5 незаконных способов, которые учителя используют для наказания учеников
Профессия учителя – одна из самых важных и, в то же время, тяжелых. Поддержать дисциплину в классе бывает непросто и по сей день некоторые педагоги применяют к ученикам запрещенные методы «воспитания». Чего ни при каких обстоятельствах не должен делать учитель, расскажем в статье.
Ударить или отвесить подзатыльник
Даже небольшой хлопок по затылку ладонью расценивается как физическое насилие над несовершеннолетним, за что педагог может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.Это может произойти в том случае, если родители напишут жалобу на педагога, и дисциплинарное расследование выявит незаконность его действий. Если же имеет место быть вопиющий факт жестокого обращения (избиение, причинение вреда здоровью) – не избежать уголовной ответственности.
Унизить или оскорбить
Личность человека, в том числе ученика, неприкосновенна не только в физическом, но и в психологическом плане. Несомненно, учитель может высказать недовольство поведением своего воспитанника, плохой подготовленностью к уроку, но делать это он должен корректно, не унижая, не используя бранные выражения и не переходя «на личность».В противном случае, данные действия будут являться психическим насилием, что тоже наказуемо.
Выгнать с урока за плохое поведение
Ещё сравнительно недавно выражение «удалить с урока» казалось вполне нормальным, и такая практика осуществлялась повсеместно – нарушитель дисциплины покидал классный кабинет и дожидался конца занятий в коридоре. На самом деле, педагог неправомочен выгонять ученика с урока, как бы тот себя ни вел.Это противоречит пункту 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации, который гласит: «Каждый имеет право на образование». Кроме того, будучи выставленным за дверь кабинета, несовершеннолетний фактически остается без присмотра. И если с ним что-то случится – инцидент также будет на совести педагога.
Читать вслух записки, которые дети пишут на уроке
Как бы ни продвинулись виртуальные технологии, школьники по-прежнему любят обмениваться на уроках обычными рукописными посланиями, отвлекаясь от процесса учебы. Какого учителя не раздражает такое поведение? Отобрать записку педагог может, но читать ее, тем более вслух всему классу, не имеет права.Иначе нарушается тайна переписки, гарантируемая каждому гражданину пунктом 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации.
Поставить плохую оценку за опоздание на урок
На протяжении многих десятилетий в наших школах практикуется пятибалльная система оценок. Но применяться она может только при оценивании знаний учеников. Ставить «двойку» за опоздание или за другое дисциплинарное нарушение (ребенок балуется на уроке, забыл тетрадь и т.п.) – неправомерно, согласно «Закону об образовании».С систематическими опозданиями или вовсе пропуском занятий без уважительной причины существует законные способами «борьбы»: устное или письменное замечание, вызов к директору, приглашение на беседу родителей. Однако пугать ученика плохой оценкой по предмету запрещено.Может показаться, что современные учителя связаны по рукам и ногам, ведь дети бывают разные, а наказать отъявленного хулигана или лентяя по всей строгости порой не представляется возможным. Но не стоит забывать: педагог – это, прежде всего, пример для подрастающего поколения. Так было и будет во все времена, и решать внутришкольные конфликты учитель обязан цивилизованными методами, не преступая закон.
Как сегодня наказывают учеников в школе
Вот и мы решили расспросить, кто, за что и как наказывает сегодня учеников в школах. Разумеется, первым делом отправились к завучам и очень удивились, услышав в ответ сокрушенное: «Никак не наказываем… Точнее, в соответствии с правилами, прописанными в уставе школы, только на него теперь мало кто обращает внимание, и родители, и дети знают, что закон всегда на стороне ученика. Даже если он серьезно провинился, крайним окажется учитель».
Пример самого сурового наказания – исключение из школы. На моей памяти был только один случай, когда директор школы решился исключить вредного семиклассника из учебного заведения. Тот терроризировал учеников, издевался над учителями и при этом кичился своей безнаказанностью, так как папа – сотрудник силовых служб и участник боевых действий в горячих точках. Постепенно ситуация переросла в острый конфликт между взрослыми. Один хотел исключить, а второй – чтобы его сын учился именно в этой школе, так как она считается одной из лучших в районе. Отец доказывал, что его сына провоцируют, а его главным положительным аргументом была вполне себе нормальная успеваемость ребенка – ну есть у мальчишки пара троек, но остальные-то — «четыре»-«пять»! Единственное, чем мог ответить директор, так это тем, что мальчик жил не в микрорайоне школы, а значит, его не обязаны были учить именно здесь, и второе – кипа учительских жалоб и жалоб родителей других детей на этого ребенка. Мальчика и его родителей неоднократно вызывали на заседания совета школы, создавали комиссию по урегулированию споров и разбирали жалобы там, несколько раз объявляли мальчику выговор, брали с него «самое последнее» обещание вести себя нормально, — ничего не помогало. В итоге директор сослался на законодательную норму, разрешающую не принимать в школу ребенка «не по месту жительства», если школа переполнена. На папу подействовало: он очень быстро разобрался с сынком, помирился с директором, и мальчика оставили в школе, правда, перевели в другой класс.
Отчислить сегодня ребенка, даже старшеклассника, практически невозможно. Для этого нужно соблюдение сразу нескольких условий: подростку должно исполниться 15 лет, должно быть заявление родителей и должно быть разрешение комиссии по делам несовершеннолетних. Даже добровольный переход ученика в техникум или вечернюю школу должен сопровождаться и заявлением родителей, и разрешением КДН. При этом, говорят учителя, надо помнить, что сегодня наша школа обязана всем давать полное общее, то есть одиннадцатилетнее, образование. Какое уж тут исключение…
Кроме совета школы, педагогического совета, совета профилактики и комиссии по урегулированию в каждой школе работает (или должна работать) медико-психологическая служба. Правда, оптимизация последних лет эту службу никак не укрепила, а наоборот, многие школы лишились ставок психологов и социальных педагогов. Результатом стало возросшее число конфликтов между родителями учеников и учителями. Классный руководитель или учитель-предметник сегодня в одиночку противостоит какой-нибудь разъяренной родительнице, абсолютно уверенной, что ее замечательному гениальному сыну или дочке не хватает только крыльев за спиной, а все остальное в идеальном порядке. Доказать обратное учитель не может, потому что нет подтверждения – результатов работы медико-психологической службы.
На мой вопрос, как можно наказать за проступок ребенка, обучающегося в классе ЗПР, мне ответили, что сегодня в обычных школах не только официально нет таких классов, теперь даже нет детей с таким диагнозом. По словам педагогов, когда перед первым классом дети проходят медицинскую комиссию, в медицинской карте ребенка нет такой графы, где бы было прописано, может ли, способен ли он обучаться в обычной школе или нет.
— Мы всех теперь берем вслепую. И даже если этот ребенок не просто психически не уравновешен, а вполне может быть, что психически нездоров, — мы этого не знаем!
Вполне может быть, что именно отсюда берут начало многочисленные конфликты между учениками в начальной школе. Маленькие, милые и очень хорошенькие ребятишки оказываются способны на неадекватные, ненормальные поступки. Например, треснуть бутылкой с водой соседа по парте, целясь ему исключительно в лоб. Или устроить истерику среди урока из-за отнятой ручки, а потом постараться ткнуть одноклассницу в глаз этой же ручкой… Как наказывать за такие вещи? Правильно, поговорить с родителями. И все. Потому что если учитель решится, например, поставить ребенка в угол, потом, может даже на суде, выяснится, что у бедного малыша мигрени, подагра и коксартроз, а стоять ему можно не более одной минуты в день. Сегодня у школы и учителя нет способов наказания учащихся начальных классов. Маленькие они еще, наказывать нельзя… Как нельзя доказать и психическую несостоятельность ребенка.
Грубым дисциплинарным проступком учителя считают драку с увечьями. Но это нигде не прописано и не оговорено. «Невыполнение учебного плана» и «неусвоение в установленные сроки образовательной программы» не может быть причиной отчисления из школы. Так как иногда ребенок не в состоянии освоить программу из-за каких-то личных особенностей, кстати, при этом у него может быть нормальное поведение и масса других достоинств. Да, в советское время могли отчислить за неуспеваемость, но зачем возвращаться к этому сейчас? Тем более что есть решение проблемы, и о нем учителя говорят постоянно:
— Не отчислять надо из школы за неусвоение школьной программы, а отменить обязательность ЕГЭ! Почему-то министерство не хочет понимать, что принуждение к сдаче таких вот навязанных экзаменов – это тоже нарушение прав детей. А бороться надо не с невеждами, а с невежами!
Современный невежа, например, не разговаривает без сквернословия, и такое поведение встречается сегодня повсеместно. В школах есть ученики, которые не постесняются выругаться и при одноклассниках, и при учителях, а то и в адрес учителя. «Как его наказывать, если не доходят ни выговоры, ни призывы к совести?..»
В одной из школ пробовали милицию вызывать – не едут, говорят, сами разбирайтесь.
Второй момент: табакокурение – это повод для дисциплинарного взыскания или нет? Учителя жалуются, что в этом тоже бесправны:
— Ну сказала я родителям, а дальше что? Им ведь часто даже дела нет до этого. А некоторые старшеклассники так просто и заявляют: «У меня мама знает, что я курю». Я говорю: «Вот дома посади свою маму напротив, и курите с ней вместе, а школа есть школа. Здесь нельзя». Только ему все нипочем: «Почему это нельзя?..»
Надо законодательно закрепить недопустимость курения в школе и прописать возможное наказание, причем весомое, например, штраф с родителей.
Фото автора
Комментарий юриста
Татьяна Погорелова:
— Публикуемый «Порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности» пока имеет статус проекта приказа Минобрнауки России. Но в школах уже поползли слухи о том, что теперь учеников будут исключать. При этом, как всегда, человеческая фантазия рисует самые страшные картины. А что, если так будут бороться просто с неугодными ребятами? А что, если этой мерой воспользуются как поводом для шантажа родителей, вовремя не «проспонсировавших» школу? Попробуем всех успокоить. Исключить ребенка до 15 лет по-прежнему будет невозможно, да и исключение обучающихся постарше будет представлять собой весьма непростую процедуру!
Исключение из школы как мера воздействия на поведение ребенка предусматривалась и до 1 сентября 2013 года продолжает предусматриваться в ст. 19 Закона РФ «Об образовании» от 1992 года. Так, в пункте 7 ст. 19 четко прописано, что по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста 15 лет. При этом исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года, в ст. 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» впервые законом введено понятие мер дисциплинарного взыскания для обучающихся. В частности, устанавливается, что за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При этом оговорено, что меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
Вариант отчисления обучающегося из образовательного учреждения по-прежнему остался крайней мерой, применение которой возможно только к ребенку, достигшему 15 лет.
Так, по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, оговоренных выше, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет. При этом отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
Той же ст. 43 в пункте 12 установлено, что Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Минобрнауки РФ подготовило проект соответствующего приказа, который впервые четко определяет процедуру вынесения мер дисциплинарного взыскания по отношению к обучающимся.
Таким образом, новостью в данном случае стало лишь то, что теперь в нередких конфликтах российских учителей и российских школьников образовался некий паритет. Над учителем уже давно висели статьи для увольнения согласно Трудовому кодексу РФ за совершение аморального проступка, за появление в нетрезвом виде на рабочем месте. Предусматривались и меры дисциплинарного взыскания по ТК РФ. Теперь за те же проступки особо неуправляемые обучающиеся тоже могут получить замечание, выговор или быть отчислены из школы.
И если сама система мер дисциплинарного взыскания к ученикам уже утверждена на законодательном уровне, то над механизмами привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности мы можем еще подумать сообща, представив свои поправки и замечания в Минобрнауки РФ.
Проект Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности описывает процедуру наложения дисциплинарного взыскания, во многом повторяющую процедуру, предусмотренную Трудовым кодексом РФ по отношению к работникам. За негрубые дисциплинарные проступки специальная комиссия может вынести замечание учащемуся. Совершение грубого проступка может повлечь за собой решение специальной комиссии о вынесении взыскания в виде выговора или отчисления. При этом оговорены случаи, которые могут быть признаны грубыми дисциплинарными проступками. Увы, абсолютной четкости некоторые из них не несут. Так, например, на откуп специальной комиссии отдано решение о том, является ли проступок, совершенный учеником по месту учебы, аморальным. Не сформулировано понятие тяжких последствий, за наступление которых после нарушения учащимся дисциплинарных требований предусмотрена возможность выговора или отчисления из школы. В любом случае, чтобы дело могло дойти до отчисления, должно быть возбуждено целое дисциплинарное производство.
Минобрнауки России ждет предложения по проекту до 14 февраля 2013 года.
Внимание!Читайте и обсуждайте во вложенном файле «Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»
За что и как могут наказывать в школе?
Каждая образовательная организация принимает так называемые локальные нормативные акты — документы, которыми регулируются различные вопросы деятельности школы. К ним относятся Устав, Правила внутреннего распорядка, Правила проживания в общежитиях и интернатах и другие. За неисполнение или нарушение локальных нормативных актов школы обучающегося могут наказать.
Вопросы дисциплины в школе регулируются статьёй 43 ФЗ «Об образовании в РФ», а также Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания». Кроме того, в каждой школе принимаются также локальные Правила применения к обучающимся и снятия с них мер дисциплинарного взыскания. Данные Правила не должны противоречить нормам законов.
Наказывают учеников путём наложения дисциплинарного взыскания. Их существует три вида:
• замечание
• выговор
• отчисление
За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.
Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Законодательно установлен запрет на применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.
Недопустимыми видами наказания является оставление после уроков, оскорбления, унижение человеческого достоинства, применения физической силы.
Кого наказывать нельзя?
Не допускается применять меры дисциплинарного взыскания в отношении:
• учеников начальных классов,
• учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни или каникул.
Что влияет на выбор наказания?
При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитывается:
• тяжесть дисциплинарного проступка,
• причины и обстоятельства, при которых совершён проступок,
• предшествующее поведение обучающегося,
• психофизическое и эмоциональное состояние ученика,
• мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей несовершеннолетн
Сроки применения дисциплинарного взыскания
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. В данные сроки не входит время, когда учащийся болел, был на каникулах, в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком.
Мера взыскания по истечению 1 года снимается, если в течение этого времени не было новых взысканий.
Что делать если ученик оскорбил учителя: на чьей стороне закон
Времена меняются, меняются люди и отношения между людьми. То, что раньше казалось совершенно неприемлемо, сейчас рассматривается как норма. До недавнего времени учитель рассматривался как неизменный авторитет для своих учеников. Невозможно было представить ситуацию, когда дети могли позволить себя какие-либо вольности в отношении педагога.
Сейчас все иначе. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда ученики ведут себя неподобающим образом с учителем, могут обозвать или оскорбить его. Как поступить в таком случае педагогу и существует ли в законе статья за оскорбление учителя учеником?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Что такое личное оскорбление
Для начала немного теории. Что такое личное оскорбление? Это действия одного лица по отношению к другому, которые унижают человека, оскорбляют его честь и достоинство.
Оскорбление может выражаться устно. То есть это разные обидные слова и фразы, нецензурная лексика. Также личное оскорбление может выражаться в виде непристойных жестов, пощечин и плевков. Оскорбление может быть как личным, то есть с глазу на глаз, а может быть публичным, когда есть свидетели нанесенного унижения.
В настоящее время за личное оскорбление можно привлечь виновного к административной ответственности. Наказанием в этом случае будет штраф. Но это все применимо к взрослым, совершеннолетним гражданам. Если говорить о школе, то по закону вполне можно привлечь к ответственности учителя за оскорбление ученика. Можно легко найти родителей, которые пользовались этим правом.
Но вполне возможна и обратная ситуация. Ученик оскорбляет учителя. Молчать и делать вид, что ничего не происходит, в этом случае тоже нельзя. Надо знать законные методы воздействия на ребенка. Иначе можно вместо восстановления справедливости самому попасть под суд.
Что говорит закон
В школах нередко можно встретить жестоких и агрессивных детей. Как правило, они растут в неблагополучных семьях и имеют большие огрехи в воспитании. Такие дети часто становятся настоящей головной болью как для одноклассников, так и для педагогов.
Они позволяют себе не только жестокое обращение со сверстниками, но и вполне могут пойти на такой неприемлемый шаг, как оскорбить учителя.
Раньше оскорбление рассматривалось как уголовное преступление. Сейчас такой статьи в Уголовном кодексе нет. Наказание за оскорбительные действия предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. То есть, за такое преступление полагается штраф. Вот только действие Кодекса не применяется к несовершеннолетним.
Таким образом, если нанесенное оскорбление настолько серьезно, что учитель захочет наказать обидчика, сделать это через суд не представляется возможным. Даже если будет написано заявление в суд или в прокуратуру, судья отклонит его, как противоречащее закону.
Единственное, что можно попробовать сделать — подать иск с требованием компенсации морального вреда от родителей провинившегося ученика.
Что можно сделать
Что же делать в ситуации, если ученик оскорбляет и унижает учителя? Как правильно поступить в подобной ситуации? Конечно, самое главное нельзя опускаться до уровня обидчика и пытаться отомстить его же методами. Не надо в ответ оскорблять ученика. Потому что, как сказано выше, ученик от ответственности уйдет, а вот учителю может достаться по полной программе.
Что может сделать обиженный учитель? Поставить в известность о случившемся родителей ребенка, а также руководство школы. Не стоит пытаться решить проблему один на один. Надо попробовать коллективно разобраться в случившемся. Можно собрать по этому поводу педагогический совет. В итоге ученик должен попросить прощения у педагога.
Если это не единичный случай подобного рода, возможно что стоит обратить на этого ребенка более пристальное внимание. Может быть есть необходимость, чтобы с ребенком поработали психологи и социальные педагоги. Ведь если не пресечь такое поведение в начальной стадии, дальнейшее развитие событий может быть абсолютно непредсказуемым.
Это наиболее часто применяемые и, в то же время, достаточно лояльные методы воздействия. Если ситуация не очень запущенная, они вполне могут помочь исправить сложившееся положение.
Советы о том, куда обращаться если сайт оказался мошенническим.
А тут особенности банкротства МУП.
Комиссия по делам несовершеннолетних
А если описанные выше методы не дали результата? Или обстоятельства оскорбления настолько серьезны, что учитель непременно хочет добиться справедливости? Учитель имеет право обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Это постоянно действующий в каждом регионе орган. Основная функция его — защищать права детей и предупреждать развитие преступности.
Так вот, если несовершеннолетний совершил проступок, который рассматривается как административное правонарушение, это веский повод для обращения в КДН. А личное оскорбление как раз и относится к таким нарушениям.
Когда в Комиссию поступила соответствующая жалоба, ее сотрудники должны разобраться в произошедшем. Необходимо сформировать объективную картину случившегося. И если поводов окажется достаточно, то неблагополучного ребенка поставят на учет.
Конечно, если вина ученика не будет доказана или это был единичный случай, то на учет никто никого не поставит. Но если ребенок регулярно совершает неправомерные действия, у него неблагополучная семья, то скорее всего КДН примет решение не в пользу ученика.
Постановка на учет серьезный повод для ученика задуматься о своем поведении, ведь теперь все его действия будут под пристальным вниманием. И возможно, он станет на путь исправления. Да и жажда справедливости учителя будет удовлетворена.
Заключение
Конечно, сложно представить ситуацию, когда ученики осмеливаются нанести оскорбление учителю. Ведь это противоречит всем этическим правилам. Но такое, к сожалению, случается. Главное для учителя в этой ситуации поступить максимально грамотно. Чтобы и своего достоинства не уронить, и попытаться помочь ученику сойти с неправильного пути.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
права школьника и их защита
К сожалению ситуации, когда учителя обижают детей в школе, не являются редкостью. Унижения, крик могут привести к появлению психологической травмы у ребенка.
Оскорбление педагогом ученика – это противоправное действие, которое должно быть наказано. Но решать проблему следует грамотно. Родителям важно понимать, что делать, если учитель оскорбляет ученика.
Как понять, что в школе что-то не так?
О том, что в школе что-то не так, внимательные родители догадаются сразу. Главным признаком является изменение поведения ребенка.
Он может приходить домой расстроенным, обиженным, злым. Дети, личность которых подавляют в школе, будут находить всяческие поводы для того, чтобы не идти в учебное заведение. Они могут выдумывать заболевания, плакать, капризничать.
Также признаком того, что в школе имеются проблемы, является низкая успеваемость и отсутствие желания учиться. Малыш, садясь за выполнение домашних заданий, может показывать признаки паники либо страха. Чаще всего ребенок отказывается осваивать тот предмет, преподаватель которого к нему плохо относится.
Некоторые дети могут становиться агрессивными, тоже начинать оскорблять и унижать других. О проблемах в школе может свидетельствовать то, что ребенок пытается всячески избежать разговоров об учебном заведении и преподавателях. Отстраняясь от травмирующей ситуации, он старается защитить свою психику.
Психоэмоциональный фон, крепость нервной системы у детей разная. Поэтому реакция на проблемы в школе может отличаться.
Ребенок жалуется на учителя
Профессия учителя является достаточно сложной. Она требует большого нервного напряжения, высокой концентрации внимания.
Дети, особенно в младших классах, непослушные и капризные. У многих учителей с годами появляются проблемы с нестабильностью психоэмоционального фона. Они могут срываться на учениках, высмеивать, оскорблять их, издеваться и даже бить.
Такие действия оставлять безнаказанными нельзя. Многие дети являются фантазерами. Если малышу не хватает внимания и заботы родителей, то он может выдумывать различные ситуации, чтобы вызвать обеспокоенность мамы с папой, обратить на себя внимание.
Если ребенок жалуется на учителя, необходимо удостовериться в том, что его слова правдивы. Некоторые дети остро реагируют на критику. Строгий запрет у них может вызывать обиду и злость. Вероятно, учитель просто предъявляет жесткие требования, что не нравится малышу.
Важно попросить рассказать ребенка в деталях о возникшей проблеме. Далее стоит посетить школу, поговорить со сверстниками малыша и родителями об отношении конкретного учителя.
Если другие дети и взрослые хорошо отзываются о педагоге, то, скорее всего, сын или дочь, врет. В таком случае стоит открыто поговорить с ребенком, выяснить причину его психологического дискомфорта.
Если же учитель действительно оскорбляет и унижает малыша, то родители должны сразу предпринять действия по исправлению ситуации, защите своего ребенка.
Что делать, если учитель обижает ребенка?
Если учитель оскорбляет, высмеивает малыша перед классом, приказывает ему стоять на протяжении всего урока, дает подзатыльник, бьет указкой по ногам, рукам или телу, разговаривает с ним в язвительном тоне, намеренно занижает оценки, то это повод разобраться и наказать педагога.
Некоторые мамы и папы, узнав, что учитель плохо поступает с их малышом, переполняются эмоциями, начинают вести открытый конфликт с обидчиком, угрожать ему. Это неправильный подход. Важно сохранять спокойствие и благоразумие. Действовать в такой ситуации нужно грамотно.Что делать, если учитель обижает ученика, стоит решать исходя из степени выраженности противоправных действий педагога, результативности общения с ним. В любом случае рекомендуется поговорить по поводу сложившейся ситуации с классным руководителем.
Родителям не стоит делать следующее:
- ругать педагога, оскорблять его и унижать;
- разбираться с учителем в присутствии детей или представителей педагогического персонала;
- нервничать, раздражаться;
- угрожать учителю прокуратурой, санкциями;
- писать жалобы в вышестоящие инстанции без предварительного общения с директором школы.
Подобные действия могут лишь усугубить ситуацию.
Решение мирным путем
Решать конфликт в школе лучше мирным путем. Сначала стоит встретиться и поговорить с учителем, который обижает ребенка. Необходимо попросить педагога объяснить свое поведение, негативное отношение к малышу.
Важно внимательно выслушать учителя, а затем проанализировать, соответствует ли его рассказ жалобам со стороны сына (дочери).
Если есть подозрения о том, что педагог лукавит, то надо пообщаться с детьми класса, в котором учится ребенок. Это поможет прояснить картину. Часто беседа с родителями исправляет отношение педагога. Но бывают случаи, когда разговора с учителем, оказывается недостаточно.
Тогда этот вопрос стоит поднять на родительском собрании. Хорошо, если среди мам и пап детей класса, нашлись единомышленники. В одиночку настоять на решении проблемы будет трудно.
Как написать заявление на учителя за оскорбление?
Бывают случаи, когда общение с педагогом, который оскорбляет и унижает ученика, классным руководителем не приносит положительного результата. В таком случае нужно написать жалобу на учителя и подать ее на рассмотрение директору.
Этот документ представляет собой письменное заявление, в котором родители излагают ситуацию и просят разобраться.
Подавать заявление на педагога, который превышает свои полномочия, нужно в законном порядке. Жалоба директору школы принесет результат, если неправомерное поведение преподавателя носит непостоянный характер.
Если учитель регулярно оскорбляет, бьет ученика, директор школы не реагирует на жалобу родителей, тогда заявление рекомендуется подать в вышестоящие инстанции сферы образования. В этом случае преподаватель будет отвечать за свои действия по закону. За моральное и физическое насилие педагог может быть привлечен к уголовной либо административной ответственности.
Образец жалобы можно скачать в интернете. Желательно при составлении заявления обратиться за консультацией к юристу. Специалист поможет грамотно написать документ, укажет положенный уровень дисциплинарного взыскания.
Подавать заявление на учителя имеют право:
- родители;
- законные представители ученика;
- коллектив родителей класса.
Правила составления жалобы:
- указать наименование и местоположение учебного учреждения, ФИО и должность адресата, ФИО составителя с указанием полномочий;
- описать суть обращения. Важно подробно изложить проблему, обстоятельства конфликта с учителем, отметить ФИО педагога и пострадавшего от него ученика;
- информацию оформлять в официальном стиле;
- нельзя делать исправлений, зачеркиваний;
- указать пожелания по мерам, которые хотелось бы применить к педагогу;
- в конце заявления нужно поставить дату и подпись.
Рекомендуется приложить материалы, которые подтверждают вину учителя. Это могут быть запись разговора педагога с учеником, видеоролик.
Не допускается употребление в заявлении ненормативной лексики, оскорблений личности учителя. Также важно понимать, что за дачу заведомо ложной информации предполагается ответственность.
Как поменять учителя в классе: действия родителей
Если преподаватель обижает многих детей в классе, то его можно поменять. Для этого родителям пострадавших малышей следует действовать сообща. Есть два варианта решения проблемы.Первый заключается в том, что родители обращаются в администрацию школы с просьбой заменить педагога. Это делать стоит в письменной форме, подав заявление-жалобу. В документе по пунктам нужно изложить претензии, подтвердив их фактами и заверив подписями родителей класса.
Составлять жалобу надо в двух экземплярах: первый образец дается директору, а второй с подписью секретаря о получении остается на руках у заявителя. Второй способ решения проблемы – обратиться в администрацию школы с просьбой перевести малыша в другой класс, в котором не преподает определенный учитель. Необходимо подать заявление.
Надо учитывать, что руководство школы может отказать в такой просьбе, на это есть ряд причин:
- укомплектованность классов;
- боязнь создать прецедент;
- расхождения в образовательных программах классов.
Родителям нужно быть готовыми к тому, что придется не один раз встретиться с администрацией учебного заведения, чтобы добиться своей цели.
Видео по теме
Что запрещено делать учителю в школе? Ответы в видео:
Таким образом, если ребенок жалуется на то, что его обижает учитель, нужно выяснить подробности ситуации, пообщаться с преподавателем и детьми класса. Если путем переговоров не удалось добиться положительных изменений, тогда стоит писать жалобу на руководство школы. Если директор не реагирует на заявление родителей, тогда необходимо обращаться в вышестоящие инстанции.