Как узнать ты правша или левша – Консультация (средняя группа) на тему: КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА

Консультация (средняя группа) на тему: КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА

КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно  перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок  не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей  повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание  заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием  на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА

Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей,  можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:

  • завинтить крышку на бутылке, 
  • разрезать бумагу ножницами, 
  • нанизать бусины, 
  • почистить обувь щеткой,
  •  стереть ластиком крестики, 
  • намотать нитку на катушку, 
  • перелить воду из одного сосуда в другой, 
  • разложить карточки, 
  • отвинтить гайку рукой и ключом, 
  • проколоть дырочки дыроколом, 
  • продеть нитку в иголку, 
  • почистить одежду от пыли, 
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки, 
  • достать бусинку ложкой из стакана, 
  • позвонить колокольчиком, 
  • закрыть и открыть молнию на сумке, 
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды). 

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

  • полить цветы, 
  • почистить зубы, 
  • перемешать песок лопаткой, 
  • толкнуть палкой шарик, 
  • достать книги с полки, 
  • вынуть пробку из ванной, 
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование.

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем,  какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек.

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото.

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук)  в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков.

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА.

Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если  в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим  плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук»

Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая  находится под левым преплечьем.

Тест «Апплодирование»

Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

nsportal.ru

Тест для определения левшей, правшей и амбидекстеров — Валеология — Тесты по биологии — Каталог файлов

Ф.И.О.                                                                  ,дата тестирования                               ,

возраст                   ,класс                    .

Задание

Левшам

Правша

Амбидекстр

1. Нарисуйте на листе бумаги то, круга, квадрата, треугольника. Нарисуйте то же самое другой рукой. Какой рукой лучшее качество выполнения рисунка?

 

 

 

2. Откройте спичечный коробок. Какая ведущая рука? Ведущей рукой будет считаться та рука, которая совершает активные движения: закрывает, открывает, вынимает спичку.

 

 

 

3. «Переплетение пальцев рук». Какой палец лег сверху?

 

 

 

 

4. «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Какая кисть лежит сверху предплечья другой руки?

 

 

 

5. Смотрение в «подзорную трубу».(сделать подзорную трубу, сверну лист бумаги) Каким глазом привычнее и удобнее?

 

 

 

6. Намотать нитку на катушку. Какая рука наматывает нитку?

 

 

 

7. Проколоть дырочки в листе бумаги (5—6 раз) иголкой, булавкой. Какая рука протыкает дырочки?

 

 

 

 

8. Стереть ластиком нарисованные крестики. Какая рука стирает?

 

 

 

 

9. Продеть нитку в иголку. Какая рука вдевает нитку? Каким глазом смотрите в ушко иголки, чтобы вдеть нитку?(в таблице отметьте галочкой)

 

 

 

 

10. Стряхнуть с себя соринки, пыль. Какой рукой стряхиваете?

 

 

 

11. Закиньте  ногу на ногу. Какая нога при этом оказывается сверху?

 

 

 

12. Выпить воду из стакана. Какой рукой держите стакан?

 

 

 

13. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

 

 

 

 

14. К какому уху обычно прикладываете трубку телефона?

 

 

 

15.сравните лунки ногтей мизинцев. Лунка какой руки оказалась больше?

 

 

 

16. Какой рукой обычно бросаете предметы?

 

 

 

17.Имеются ли у вас родственники-левши?  При наличии семейной леворукости знак плюс заносится в графу «левша», при отсутствии – в графу «правша».

 

 

 

 18. Какой рукой вам удобнее пользоваться?

 

 

 

Левша ( в %) –          Правша (в %) –         Амбидекстр ( в %) –

Подсчитайте, сколько раз в результате теста у вас написано «Л». Вычислите уровень леворукости по формуле: полученное число разделить на 14. Пожалуйста, округлите число до десятыхРезультат от 0 до 0,3 – правша;

результат от 0,4 до 0,6 – амбидекстр, то есть одинаково владеет обеими руками;результат от 0,7 до 1 – левша (или скрытый левша).

Кто вы?                                .

Кем быть лучше: правшой или левшой?

  1. Правшой
  2. Левшой
  3. Одинаково, нет никакой разницы 
  4. Не знаю

Как вы относитесь к левшам?

1. Нормально, они ни чем не хуже нас

2. Я их не понимаю, они другие

3. Мне их жалко, им труднее,  чем нам

Правда ли, что левши умнее правшей?

  1. Да, правда
  2. Нет, это не так
  3. Они такие же как и правши.

Кем быть лучше: правшой или левшой?

  1. Правшой
  2. Левшой
  3. Одинаково, нет никакой разницы 
  4. Не знаю

Как ты относишься к тому, что ты  — левша?

  1. Горжусь, что я не такой как все
  2. Вполне нормально
  3. Мне труднее, чем правшам, я испытываю неудобства 
  4. Я хотел бы быть правшой

Правда ли, что левши умнее правшей?

  1. Да, правда
  2. Нет, это не так
  3. Они такие же как и правши.

С какими трудностями чаще всего вы сталкиваются в наше время?

                                                                                                                                                             

 

                                                                                                                                    

                                                                                                                                                    

lidijavk.ucoz.ru

Левши. Жизнь в другую сторону. Кто умнее – правша или левша? :: ТВ Центр

В Средние века людей, которые всё делали левой рукой, сжигали на кострах. В современном мире их пытались насильно лечить. И тем не менее, с каждым годом левшей становится всё больше. Если верить статистическим данным, сегодня их рождается в два раза больше, чем двадцать лет назад. И по прогнозам учёных, к 2020 году их количество на Земле перевалит за миллиард.

 


Леворукими были Леонардо да Винчи, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Архимед, Михаил Ломоносов, Исаак Ньютон, Чарлз Дарвин, Иван Павлов. Эти люди не просто вошли в историю, они творили её! Так, Христофор Колумб открывал новые страны, а Наполеон, Бисмарк и Черчилль перекраивали карту мира. Левой рукой были написаны многие литературные шедевры Льва Толстого, Владимира Маяковского, Иоганна Гёте, Ганса Христиана Андерсена, Франца Кафки и Герберта Уэллса. Однако жизнь левши не так сказочна, какой может показаться.

– Меня незаслуженно обижали и оскорбляли именно потому, что у меня не та рука была главной, – делится воспоминаниями актёр Виктор Сухоруков. – И первый, кто меня обижал и оскорблял – это была мать. Сама, будучи левшой, она била меня за это…

Раньше считалось: леворукость – аномалия, от неё нужно избавляться. Многих, наделённых этим даром, родители и учителя пытались переучить ещё в детстве. До 1986 года в СССР работала специальная программа по переучиванию левшей начиная с детского сада. Никто не задумывался, что переучивание таких детей приводило к трагическим последствиям: у них рвались естественные связи между полушариями мозга, начинались неврозы и стрессы. «Я горевал, я страдал, я плакал, я не знал, что делать с этим»,  – признаётся Сухоруков.

Откуда же берутся левши? У некоторых народов их считали потомками богоподобных пришельцев. Но учёные сумели прочитать ген, делающий его обладателя не таким, как большинство. Оказывается, «поворот налево» начинается ещё в утробе матери!

Вы уверены, что вы стопроцентный правша? Авторы документального фильма советует проверить себя, выполнив несколько манипуляций руками. Например, скрестив руки на груди в «позе Наполеона» можно узнать, какая рука является ведущей.

А кто умнее – правша или левша? Многочисленные тестирования доказали, что интеллект вторых выше нормы. Однако неумение маленьких левшей сосредоточиться зачастую приводит не к тому результату, которому бы хотелось. Это потому, что они часто погружены в свои внутренние переживания и мечты и выглядят так, будто не от мира сего. Среди них немало тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений порой поражают своей оригинальностью. Из-за плохо развивающихся пространственных представлений у леворуких детей часто бывают проблемы с арифметикой. Популярный артист Максим Аверин признаётся, что, несмотря на отличную память, не может запомнить мобильные номера и всё, что касается цифр.

Левши не могут работать со многими инструментами и точными станками, им сложно стать военными. Вспоминает Максим Аверин: «Для меня была катастрофа, когда говорили: «Нале-во!» Я поворачивался направо. Все думали, что я издеваюсь, а я просто путался». Зато в творчестве, науке и спорте праворуким сложно конкурировать с леворукими. Практически непобедимыми остались хоккеист Уэйн Гретцки, прыгунья Елена Исинбаева, футболисты Пеле и Диего Марадона. Свою капельку дёгтя добавил психолог Михаил Виноградов: оказывается, процент серийных маньяков среди левшей заметно выше, чем среди праворуких. Чем же это объясняется?

Сегодня между левшами и правшами перемирие. Но пока они учатся сосуществовать друг с другом, в природе идёт скрытая эволюционная борьба за первенство. И у левшей здесь преимущество: их сложноустроенный мозг даёт большие возможности интуитивного познания и фантастической адаптации. А потому мир нуждается в них. Они – лидеры, бунтари, гении и реформаторы – двигают цивилизацию вперёд. Их и называют творцами эволюции.

Бернара Батталова

www.tvc.ru

Ученые нашли новые различия в умственных способностях левшей и правшей

Удивительно, но факт — даже в наш слишком просвещенный век леворукость и праворукость во многом остаются загадкой. Исследования, проводимые различными институтами, порой дают совершенно разные результаты. Тем не менее определенный багаж знаний все же имеется, причем весьма солидный.

Фото: vrednuga.ru

Недавно ученые из Великобритании, Италии и Нидерландов провели серию экспериментов с участием 2300 учеников шести итальянских школ в возрасте от 5 до 17 лет. В частности, использовали тесты на математические способности. Результаты удивили: ученики-левши, которые традиционно считаются классическими гуманитариями, справились со сложными задачками гораздо лучше, чем технари-правши. Что делать с этой информацией, ученые пока не определились, поскольку она не вписывается в норму. Вполне возможно, что ее просто отнесут к так называемым феноменологическим данным — тем, которые не подтверждаются многократными опытами, а считаются эпизодическими. Но, как говорится, есть о чем подумать.

Нашему мозгу присуща латеральность — функциональное разделение на левую и правую стороны. Из-за этого у человека есть ведущая рука, а также ведущая нога, ведущее ухо и даже ведущий глаз. По-научному это называется “двигательной ассиметрией”. Ультразвуковые исследования плода в утробе матери показывают, что уже с девятой недели большинство малюток начинают шевелить правой рукой, а к 15-й неделе — сосать палец этой же руки. И только незначительная часть проделывает то же самое с левой рукой.

Однако точно определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5—2 лет. До этого возраста детям характерна “оберукость”. На эту особенность взрослые мало обращают внимания, но факт остается фактом: малышу абсолютно все равно, какой рукой пользоваться. Более того, дети предпочитают то правую, то левую руку в качестве рабочей периодами от 1 до 3 месяцев. И только по мере взросления организм окончательно определяется, какая рука будет ведущей — ею в конечном итоге малыш рисует, причесывается и ест. Чаще всего побеждает правая — по статистике, таких людей на планете около 90%. Численность левшей колеблется в пределах 10%. И очень маленький процент населения умеет с одинаковым успехом пользоваться обеими руками — это так называемые амбидекстры.

Откуда же берутся левши? Рабочих гипотез порядка пяти, причем ни одна из них не является ведущей. Наиболее интересны три. Первая — теория наследования. В семьях, где один из родителей левша, рождение такого ребенка более вероятно. К настоящему времени открыто около сорока генетических локусов (местоположение определенного гена на генетической или цитологической карте хромосомы), связанных с предпочтением левой руки. Среди них — ген PCSK6, участвующий в формировании оси симметрии право — лево, и ген LRRTM1, ответственный за организацию синапсов (место передачи нервного импульса между двумя клетками) в определенном типе нейронов мозга. В пользу генетической теории говорит и тот факт, что среди населения Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Австралии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах мира, в то время как в Западной Европе и Африке их намного меньше.

Вторая теория названа именем американского невропатолога Норманна Гешвинда. Согласно ей леворуким ребенок может стать вследствие скачка уровня тестостерона в организме матери во время беременности. Кстати, Гешвинд считал, что в данном случае тестостерон сильнее всего воздействует на мальчиков, тормозя развитие левого полушария. И действительно, по статистике, среди левшей преобладают мужчины.

Третий вариант — эволюционная теория ассиметрии Вигена Геодакяна. Она гласит, что и праворукость, и леворукость — это нормальные адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды, регулирующие поведенческую пластичность общества. Проще говоря, природа любит разнообразие.

Так чем же мы отличаемся? В общепринятом понимании правши — люди, у которых ведущим является левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ и математические способности. У левшей “рулит” правое — это творчество, воображение, образное мышление, восприятие музыки и цвета. Главенство одного из полушарий определяет не только умственные способности, но и наш характер. Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, глубоко переживают негативные события, легко обижаются, подвержены влиянию настроения окружающих. Правши более практичны и стабильны. С точки зрения функциональных особенностей мозга считается, что преобладание определенной руки затрагивает способ человека думать. Праворукие обрабатывают информацию, используя линейно-последовательный метод, в котором мысль должна быть полностью обдумана, прежде чем перейти к следующей. А левши используют визуально-одновременный метод, в котором несколько мыслей обрабатываются параллельно. Подтверждение этого — пример левши Гая Юлия Цезаря, который прославился умением делать несколько дел сразу.

КОМПЕТЕНТНО

Владимир Кульчицкий, заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН, член-корреспондент, доктор медицинских наук, профессор:

— Не хочется обижать праворуких людей, но совершенно точно установлено, что процент гениальных людей среди левшей значительно выше. Возможно, это объясняется одним любопытным фактом. Принято считать, что мозг леворуких и праворуких людей отличается преобладанием одного полушария над другим — у левшей лучше работает правое, у правшей соответственно — левое. Но последние исследования показали, что это не совсем соответствует истине. У правшей действительно наблюдается явное доминирование левого полушария над правым. А вот у леворуких эта разница не столь явно заметна. Более того, в мыслительном процессе обе части мозга у них задействованы примерно одинаково.

Сразу оговорюсь: это вовсе не означает, что левши умнее правшей. В конечном итоге успех в жизни (что у нас принято ассоциировать с наличием недюжинного ума) зависит от многих факторов. И ребенок-левша вовсе не обязательно вырастет гением. Но у левшей, ко всему прочему, более ярко выражена интуиция. Если уметь к ней прислушиваться, она способна подкинуть самую невообразимую идею. В сочетании с творческими способностями это и дает, если так можно выразиться, “коктейль гениальности”. Подтверждение того — многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые: Леонардо да Винчи, Владимир Даль, Наполеон Бонапарт, Лев Толстой, Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Михаил Ломоносов, Вольфганг Амадей Моцарт. И это далеко не полный список.

ЛЮБОПЫТНО

Оказывается, правши и левши есть и среди животных. Например, среди птиц, которые спят, стоя на одной ноге, или же держатся лапкой за ветку дерева, можно выявить левшей и правшей по тому, какую из конечностей они чаще всего используют. Таким же образом можно понять, правша или левша домашняя кошка. По статистике, 40% из них придерживают еду, играют с мячиком или обороняются правой лапой и только 20% — левой. Остальные 40% одинаково часто используют и правую, и левую. А вот наши “ближайшие родственники” — обезьяны, которые, казалось бы, должны в равной степени хорошо владеть обеими лапами (например, передвигаясь по веткам деревьев), при манипуляции с палкой пользуются правой конечностью чаще, чем левой.

[email protected]

www.sb.by

Пишет левой? Не значит, что левша! Интервью с нейропсихологом

Что вы знаете о леворукости? Кроме того, что каждый второй американец, если верить кино и сериалам, пишет левой рукой, и что наши бабушки и дедушки упорно всех левшей переучивали. Наверняка вы неоднократно читали, что среди левшей множество гениев, а еще где-то краем уха слышали, что левша — это вовсе не про левую руку. Рассказываем подробнее, что такое левшество, вместе с экспертом-нейропсихологом.

6 фактов о левшестве:

  1. Только правшество бывает полным — когда ведущим является левое полушарие мозга, отвечающее за правую половину тела, а рука, нога, ухо и глаз доминируют правые.
  2. Левшество бывает и полным, и частичным. Согласно данным профессора биологии Карла Ханнафорд, существуют 32 различных доминирующих профиля, и от них зависит вся жизнь человека. 
  3. Ведущую руку человека можно определить, еще когда он находится в утробе матери. 
  4. Переученные левши до 6 раз медленнее обрабатывают информацию в зависимости от особенностей латеральной асимметрии. 
  5. Левши живут меньше. 
  6. У левшества есть несколько бонусов.

Обо всем этом мы рассказываем вместе с Екатериной Галяевой, нейропсихологом, психологом, кинезиологом, двигательным терапевтом, Членом Международной ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов, основателем проекта «Мудрое Движение». 

Екатерина, ответьте сразу на главный вопрос, левой рукой действительно пишут только левши?

Конечно же, нет. И дело даже не в том, что всем известны случаи, когда левшей переучивали. Раньше так просто было принято в нашей культуре: все должны писать правой рукой, и дома родители, бабушки, нянюшки учили только правой рукой держать ложку, карандаш. И в школе учили также: «Возьмите ручку в правую руку». К счастью, сейчас уже редкий случай, когда кто-то настаивал, чтобы ребенок выполнял какие-либо ручные работы только правой рукой. Но я порой вижу в диагностике детей, которые изначально являются леворукими, но пишут правой рукой. Почему так? Я для себя выделила несколько вариантов:

1) У маленького ребенка, еще до года, был повышен тонус в силу тех или иных особенностей рождения и неонатального периода развития и затруднены любые действия с левой стороны. То есть левой рукой ему было труднее оперировать, чем правой. Ребенок тогда начинает что-то делать правой рукой, хотя его ведущая рука левая.

2) Бывает, что леворукому ребенку делают прививку БЦЖ, а делают ее в левое плечико. Это болезненная прививка, и рука болит довольно долго. Как результат, малыш начинает пытаться манипулировать правой рукой, и тогда именно она закладывается как основная. 

3) Бывали в моей практике и такие случаи, когда леворукий ребенок задействовал свои зеркальные нейроны и начинал оперировать правой рукой, просто смотря и беря пример со своих праворуких родственников. 

Но бывает и наоборот. Однажды ко мне на прием пришел, по словам мамы, леворукий мальчик, 15 лет. И диагностика показала, что ведущая рука у него вовсе не левая, а правая. Просто в раннем детстве был тонус, который и вынудил тело сделать левую руку основной. В общем, возможны разные варианты. 

Главное, что нужно понимать: переученные и праворукие и леворукие дети — это не здОрово.

Вы говорите леворукость, в обиходе говорят левша. В чем разница? 

Мы, специалисты, разделяем леворукость и левшество. Леворукость — это то, как принято называть левшей в народе, когда ребенок ест левой рукой, пишет левой рукой и зубы тоже чистит левой. А левшество — это когда доминантное полушарие мозга у ребенка правое. В противовес правшам или праворуким детям, то есть истинным правшам, у которых ведущее полушарие левое. 

Нужно помнить о том, что у нас перекрестная иннервация, левый глаз, левое ухо, левая нога — управляются правым полушарием, а левое полушарие — правой стороной тела. 

Ведущая нога? Ухо? Глаз? Это действительно важно? 

Еще как. Известный факт, что у большинства нашей популяции ведущий правый глаз и он следит слева направо, то есть вся наша культура создана изначально для правшей, именно так мы пишем и читаем, но у некоторых людей ведущий глаз левый, а он следит справа налево и таким людям было бы удобно читать при условии, что они бы жили в арабских странах или в Израиле, где именно так устроено письмо. А когда они читают слева направо, они тратят гораздо больше энергии, чтобы удержать глаз на строке. 

Если мы представим, что у нас слабенький ребенок, с ведущим левым глазом, с некоторыми функциональными нарушениями, ребенок, который при этом пошел в школу в неполные 7 лет, или быстро истощаемый, неусидчивый, то ему подобные затраты энергии будут попросту не под силу и как результат пострадает чтение и письмо. 

Глаза отвечают за визуальное восприятие, уши — за восприятие аудиальной информации, и если левое ухо связано с правым полушарием, а речевой центр, как мы помним находится, слева, то обработка информации у таких детей, как минимум, занимает больше времени, они дольше осознают, о чем спрашивает учитель или понимают, что до него хочет донести преподаватель. Такие дети частенько не могут сразу ответить на поставленный вопрос.

Именно поэтому очень важно, чтобы учителя в школе располагали информацией о нейропсихологическом статусе ребенка, и не просто располагали ею, но и использовали при коммуникации с учениками, учитывали латеральную организацию при рассадке детей в классе. 

Рука — это символ коммуникации, и дети, у которых односторонний профиль — и рука и полушарие одно — испытывают в состоянии стресса проблемы с коммуникацией. Чувствуют себя очень одинокими, не могут попросить о помощи, ощущают свою оторванность от мира. 

Нога — это движение, крупная моторика. И тут есть очень интересные особенности. Дети и взрослые с ведущей правой ногой — левое полушарие — учатся новым движениям последовательно по левополушарному типу. Такому ребенку нужно показывать все stepbystep, от простого к сложному. Все объяснять. Это обучение дискретное. А вот дети с ведущей левой ногой, у которых ведущее правое полушарие, скорее посмотрят, как это делает кто-то другой и просто смогут повторить. Но при этом они вряд ли смогут объяснить, как они это сделали. Спонтанное целостное восприятие. Увидел и повторил.

Родители часто пытаются уже в младенчестве понять, какая рука у ребенка ведущая. Чтобы не переучивать и помогать. В каком возрасте уже можно определить: левша или правша?

Обычно мы не говорим, левша или правша ребенок до возраста 5-6 лет, а иногда, но значительно реже, даже до 7 лет. В норме такая «специализация руки» должна установиться перед школой. Маленькие дети все делают двумя руками и ни в коем случае взрослому не надо настаивать, чтобы ребенок брал игрушку, погремушку, ложку или карандаш той или иной рукой. Пускай пробует — в каком-то возрасте обязательно установится ведущая рука. Но специалисты знают, что даже когда беременной маме делают УЗИ, ребенок чаще сосет палец одной руки — и именно она позже диагностируется как ведущая. 

К чему нужно быть готовым родителям левши? 

Первое, что нужно запомнить: ребенок левша — это повод обратиться к нейропсихологу. Левша обязательно должен пройти курс нейрокоррекции. У таких детей плохо выстраиваются межполушарные связи и это вообще тот минимум работы, который должен быть проведен, даже если у него нет и намека на трудности в учебе. Нужно связать два полушария. 

У детей со смешанным латеральным профилем, когда ведущее полушарие и ведущая рука/нога/ухо или глаз находятся на одной стороне (то есть ведущее полушарие левое и ведущее ухо левое или ведущее полушарие правое и глаз правый) в ситуации стресса обязательно возникнут проблемы. Дело в том, что доминирующую роль в состоянии стресса берет на себя ведущее полушарие и доступ к полноценному восприятию информации или действию будут затруднены, а значит, снижается стрессоустойчивость.

И если у полных левшей и правшей стрессоустойчивость — 100%, то у таких частичных левшей стрессоустойчивость снижена. 

Но есть же и какие-то плюсы у левшества? 

Безусловно. И их очень много. Чего только стоит умение увидеть и повторить, которым обладают носители ведущей левой ноги. Левши мыслят нестандартно. Правое полушарие, его функция: целостное восприятие, видеть нечто целиком и только потом раскладывать на детали. Именно поэтому левши видят какие-то вещи иначе, по-другому, и такой взгляд нестандартный дает такие же нестандартные решения. 

Доминирование левого уха и глаза — это еще большие плюсы. Они считывают невербальные компоненты в общении с людьми и получается как в сериале «Обмани меня» — эти люди очень чувствительны к недосказанности, лжи, фальши в общении причем визуально или на слух (в зависимости от того, что у них ведущее по левой стороне, глаз или ухо). 

Этакое шестое чувство, но обусловленное сугубо особенностями физиологии мозга. 

Какие советы вы бы дали родителям левшей? 

Не переучивать левшу ни в коем случае. Еще раз — обязательно обратиться к нейропсихологу, чтобы связать два полушария, это важно. 

Продолжительность жизни у левшей ниже, чем у правшей — это связано с их чересчур эмоциональным восприятием мира и всего вокруг. Поэтому важно, как говорит профессор Семенович, «связать полушария бантиком», чтобы левши имели полноценный доступ к анализу, логике, рациональному мышлению, которое дает левое полушарие, чтоб мозг был целостным даже в условиях стресса. 

Использовать визуальное расписание для таких детей. У левшей нет времени в голове. Они живут здесь и сейчас. Ощущение времени — прерогатива левого полушария. Маленькие левши, да и большие тоже, его попросту не чувствуют. Время для них течет по-разному. 

Ребенку с ведущим левым глазом очень важно много читать вслух с самого раннего детства. Чтобы у него разворачивались картины перед глазами. Разыгрывать настоящий театр одного актера. Обязательно повышать самооценку ребенка. 

Регулярно выполнять упражнения из Гимнастики мозга Пола Деннисона. Я особенно рекомендую: перекрестный шаг, слон, думательная шляпа, ленивые восьмерки и крюки. Последнее упражнение особенно важно для поддержания самооценки.

Присмотритесь к своему ребенку — возможно, то, что вы принимали за невнимательность или лень на самом деле является проявлением левшества, а возможно вы и сами левша, просто не знаете об этом. Возможно, пришло время узнать? 

Упражнения из Гимнастики Пола Деннисона

Перекрестный шаг: Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Эти же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Можно выполнять, и стоя, и сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторяем 4-8 раз. Главное: чем медленнее движение, тем эффективнее. 

Думательная шляпа (колпак): Полезно при потере слухового внимания. Правую руки сгибаем в локте, заводим за голову и берем себя за противоположное ухо. Массируем начиная с верхней части уха, продвигаясь к мочке. Повторить 3-5 раз. То же самое — левой рукой. Выполнять можно как стоя, так и сидя с хорошей опорой.

Ленивые восьмерки: Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге горизонтальную восьмерку (знак бесконечности), потом — левой. А теперь правой и левой одновременно. Начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

Слон: Ухо плотно прижимаем к плечу. Одновременно вытягиваем одну руку, как хобот слона, и начинаем рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза при этом следят за движениями кончиков пальцев. Меняем руки. Упражнение выполнять максимально медленно, 3-5 раз каждой рукой.

Крюки: Можно выполнять как стоя, так и сидя. Необходимо скрестить ноги лодыжками. Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, соединить пальцы в замок. Следите, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки. Теперь самое сложное: нужно вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку» — сцепленные пальцы будут направлены кверху. Смотреть нужно прямо, взгляд вверх, а кончик языка прижат к верхнему нёбу. Находиться в этой позе нужно 1-5 минут.


— поделитесь с друзьями!


Эксперты: Екатерина Галяева Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше

dailybaby.ru

Как определить левша ребенок или правша

Многие родители стараются переучивать свои леворуких детей, заставляя их писать и пользоваться преимущественно правой. Однако, такой подход к ребенку является неверным и может загубить способности ребенка, ведь левши рождаются с более развитым левым полушарием мозга, это значит, что переучивание загубит весь его потенциал. Родителям необходимо ценить ребенка и самостоятельно поспособствовать развитию его способностей, но как определить правша или левша ребенок заранее? Для этого есть несколько несложных методик.

Левша или правша — как узнать в младенчестве?

Узнать предрасположенность ребенка к тому, чтобы пользоваться левой или правой рукой можно уже в 3-4 месяца. В это время дети начинаю терять рудиментарные рефлексы и начинают более осмысленно пользоваться руками. Та рука, которая начинает терять такие рефлексы раньше обычно является ведущей, но для того, чтобы это определить следует иногда показывать ребенка специалисту.

Тесты для определения левши

Как определить левша или правша ребенок в более позднем возрасте? Для этого не понадобятся специалисты, несколько простейших тестов можно сделать и дома. Необходимо просто попросить ребенка в игровой форме выполнить несколько простых тестов:

  • Попросить ребенка переплести пальцы рук «замком». Та рука является ведущей, большой палец которой находится сверху.
  • Попросить ребенка скрестить руки на груди. Рука, лежащая сверху потенциально является ведущей.
  • Попросить похлопать в ладоши. Ведущей является та рука, которая выполняет при этом активную роль.
  • Дать ребенку два карандаша (в каждую руку), завязать глаза и попросить нарисовать два круга. Ведущая рука нарисует более аккуратный круг.
  • Дать посмотреть в видоискатель фотоаппарата. Ведущим глазом является тот, которым ребенок будет смотреть в дырочку.
  • Попросить открутить крышку с бутылочки с водой. Скорее всего, он сделает это ведущей рукой.
  • Попросить вырезать фигурку из листа бумаги ножницами. Он сделает это ведущей рукой, однако, левша или правша ребенок, большинством ножниц удобнее пользоваться правой рукой, поэтому многие левши вырезают правой.
  • Попросить сесть и закинуть одну ногу на другую. Ведущая нога в большинстве случае окажется сверху.

Подобных тестов можно придумать множество!!!

Переучивать ли?

При помощи таких несложных тестов можно выяснить, правша или левша ребенок, но стоит помнить, что переучивание — это сложный процесс для ребенка, который может негативно сказаться на его развитии. Необходимо развивать то, что заложено в ребенка природой, к примеру, покупать для него вещи в магазине для левшей, тетради, прописи и ручки для леворуких. Тогда ребенку будет максимально комфортно.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Левши и правши: интересные факты и отличия

За развитие и мышление человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, и левое у правшей. Однако рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Есть абсолютные и парциальные левши и правши. У первых одно из полушарий сильно доминирует над другим, у вторых такого явного различия нет. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр.

Левое полушарие отвечает за речь, а так же рациональное и конструктивное мышление, восприятие вербальных сигналов. Оно стремится к постоянности и конкретности. Правшам проще концентрировать внимание, в отличие от рассеянных левшей.

Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много гениальных людей.

Немного статистики

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Исторические исключения

На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Как определить главное полушарие

Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.

Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:

Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.

Левши и правши различия

Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.

Выдающиеся левши

Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.

sunmag.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *