Как закалять грудничка комаровский: Закаливание — Статьи — Доктор Комаровский – Закаливание детей по Комаровскому: советы доктора родителям

Содержание

Закаливание — Статьи — Доктор Комаровский

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды

(например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать«, искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий — в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть
закаливания
, его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название «закаливающие процедуры«, взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью
адаптироваться к условиям окружающей среды
. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.
Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека — неважно взрослый это или ребенок — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные) — знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации — место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке
адаптационные механизмы
. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить — дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность.

    В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

  3. Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было…

Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание«! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано — в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания — сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять? Закалять, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению — гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий — собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

  • систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

  • постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

  • учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней — если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната — в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 17/01/2007 12:49
обновлено 22/01/2018
— Образ жизни

Закаливание новорожденных: советы от доктора Комаровского

Самым эффективным способом укрепления детского иммунитета является закаливание новорожденных. Не стоит опасаться, что столь радикальные действия нанесут вред ребенку – напротив, методику можно начинать с самого рождения, ведь приспособляемость к окружающей среде у грудничков находится на высоком уровне. Современные ученые доказали, что дети появляются на свет уже закаленными, но родители сбивают налаженный природой механизм защиты организма. Стерильная пища, создание тепличных условий в квартире, закрытые окна и несколько слоев одежды делают свое дело, поэтому не стоит удивляться, почему кроха подхватывает все простудные заболевания.грудничок, укутанный в полотенце

Основы методики

Чтобы закаливать новорожденного, нет необходимости отводить для этого специальное время. Лучшими помощниками в укреплении иммунитета являются природные условия, а закаливание подразумевает постепенное и контролируемое их изменение. Вполне подойдет для процедуры период выполнения зарядки, дневной сон, вечернее купание ребенка и даже переодевание на прогулку. Закаливание благотворно влияет на:

  • устойчивость к простуде;
  • механизмы адаптации к окружающему миру;
  • систему кровообращения;
  • метаболизм;
  • состояние нервной системы;
  • качество сна;
  • аппетит.

Закаленные новорожденные развиваются куда быстрее своих сверстников, которые растут в тепличных условиях.

Перед началом эксперимента над собственным ребенком нужна консультация специалиста или осмотр педиатра. Категорически запрещено применять методику при:

  • ОРЗ и ОРВИ;
  • сердечных заболеваниях;
  • сниженном гемоглобине;
  • повышенной температуре;
  • эмоциональном и нервном напряжении у новорожденного;
  • различных стадиях истощения;
  • проблемах с ЖКТ;
  • нарушениях сна.

Наличие заболеваний должен исключить только детский врач, а не родители, поскольку вся ответственность лежит на них.

Рекомендации и правила закаливания

Проводить закаливание детей «наскоками» нельзя – такой подход лишь навредит здоровью и не принесет пользы. Еще до появления ребенка на свет родители должны решить, будут они его закаливать или нет, чтобы не затягивать процесс.

  1. Систематичность методики подразумевает ежедневное выполнение процедур.
  2. Температурные условия должны постепенно меняться, чтобы не вызвать стрессовое или болезненное состояние у крохи.
  3. Важно следить за реакцией ребенка на очередную процедуру. Если она неадекватна, малыш плачет и капризничает, на данном этапе закаливание прекращается. Чтобы привлечь новорожденного к процессу, его нужно завлечь яркой игрушкой, ласковыми поглаживаниями, доброжелательностью и песенкой.

Основные способы

Не зря долгое время существует поговорка, что воздух, солнце и вода являются лучшими друзьями человека. Именно эти природные факторы способствуют укреплению иммунитета у ребенка.

  1. Воздух. Ежедневные прогулки входят в обязательное закаливание, но начинать первый уличный променад желательно с 15 минут. Итоговая длительность прогулки должна соответствовать погодным условиям и времени года. Полезны для новорожденного и воздушные ванны, которые проводятся в процессе кормления, физических упражнений и при смене подгузника. Можно совместить прогулку в парке с дневным сном, ведь на свежем воздухе спится намного слаще.младенец спит на свежем воздухе
  2. Вода. Первое знакомство с водой нужно начать с обычного умывания. Температура воды для новорожденных должна составлять 28 С, постепенно снижая показатели на пару градусов раз в 3 месяца. Следующим этапом становятся обтирания при помощи фланелевой рукавички, начиная с конечностей и плавно переходя на спинку, грудь и животик. Процедуры разрешены с полугодовалого возраста. А обливания возможны с первых дней жизни при температуре воды 26 С. Проводить процедуру следует после купания, начиная с пяточек, аккуратно двигаясь выше вдоль позвоночника по направлению к затылочной части. Поскольку у новорожденных не исчезли плавательные рефлексы, можно обучать этому полезному занятию в ванной.грудничок плавает на животике
  3. Солнце. Для новорожденных важным элементом закаливания являются солнечные лучи. При попадании света на кожу ребенка организмом начинает вырабатываться витамин Д, ответственный за рост и состояние костной ткани. Длительность солнечных ванн аналогична воздушным, но важно при этом избегать воздействия прямого солнечного света во избежание перегрева и теплового удара.закаливание ребенка солнцем

Экспертное мнение доктора Комаровского

В основе метода закаливания по доктору Комаровскому лежат те же принципы естественности процедуры. Известный педиатр убежден, что никаких подготовительных мер для новорожденного не требуется, поскольку сама природа позаботилась о важных функциях организма. Поэтому родителям остается просто не гасить их:

  1. Прогулки должны совершаться в любую погоду даже при минимуме временных затрат. Контрастные температуры, которые встречаются в природе, пойдут лишь на пользу малышу. Трава, земля и воздух куда лучше воздействую на ребенка, чем закрытое помещение и синтетические ковры. Проветривать дом нужно обязательно, особенно при болеющем малыше.
  2. Образ жизни должен стать активным в первую очередь у родителей, а дети сами подтянутся к установленной планке. Не стоит одевать новорожденного на улицу, как капустный кочан – нужно пользоваться здравым смыслом и уметь соответствовать погодным условиям.
  3. Кормить ребенка необходимо по требованию, а не тогда, когда маме кажется, что он голоден. С грудничками таких проблем не возникает, а подрастающие дети начинают отказываться от еды. И это вполне нормально, если ребенок не успел проголодаться.
  4. Ежевечернее купание может стать очень хорошим способом закаливания младенца, если делать все правильно.

Обеспечив малышу должную активность, можно не беспокоиться о его хорошем аппетите. Комаровский уверен, что здоровый кроха худой, подвижный и всегда немного голодный. Закаливание не означает полное исчезновение простудных заболеваний, но ребенок с крепким иммунитетом будет болеть намного реже и быстрее выздоравливать.

ЗАКАЛИВАНИЕ — Книги — Доктор Комаровский

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья — нуль!

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды —

И ты практически здоров!

Ю. С. Энтин

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Наши задачи совершенно иные.

Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям.

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

***

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, три почетные грамоты, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она пять раз болела ОРЗ и один раз — бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 °С, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано: в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — каких-то десять минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.

Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15—20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.

Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра — минуту, послезавтра — две минуты, в идеале — через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.

Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.

Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

В подавляющем большинстве случаев «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.

Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.

Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.

Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».

Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5—10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5—10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

1)      систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2)      постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3)      учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — «благополучно» заболеет, как и остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз подчеркиваю главное.

Ребенок не нуждается в закаливании.

ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

автор Комаровский Е.О.
книга Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников
опубликовано 25/02/2010 14:31

Как закалять ребенка комаровский — Все о детях

Главная / Семья и дом / Все про закаливание детей дошкольного возраста: методы, советы экспертов

Главная мечта каждого родителя – здоровый и крепкий малыш, но что-то идет не так, и ребенок часто болеет простудными заболеваниями. Известно, что в такой ситуации помогает закаливание детей. В некоторых семьях закаливание превращается в культ: детей обливают ледяной водой, заставляют носиться голышом по квартире. Но чаще встречается противоположная ситуация: мамы и папы не хотят закалять малыша, бояться сделать еще хуже.

Большинство из них сами воспитаны в тепле, поэтому стремятся укутать чадо, избегают малейших сквозняков. Кто из них прав? Не те и не другие. Почему? В этой статье мы расскажем все про закаливание детей.

zdorovie-deti-zakalivanie

Рекомендуем почитать: ФИТНЕС В УДОВОЛЬСТВИЕ: ВЕЛОСИПЕД, ПРОГУЛКИ, ПЛАВАНИЕ – ЧТО ЭФФЕКТИВНЕЕ?

Содержание статьи:

Что такое закаливание?

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путём систематического применения специальных закаливающих процедур.

Симптомы простуды появляются в результате сужения кровеносных сосудов под влиянием холода. Процесс поступления крови к органам и тканям нарушается, когда ребенок попадает из тепла в холод. Как следствие, защитные реакции организма слабеют, сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям снижается. В результате бактерии и вирусы легко проникают в слизистые оболочки, и ребенок начинает болеть.

chto-takoe-zakalivanie

С медицинской точки зрения, закаливание – это обязательная процедура. Дело в том, что этот процесс позволяет улучшить кровообращение, что способствует формированию защитного барьера. Стенки сосудов становятся более эластичными. Как это влияет на иммунитет? Когда закаленный ребенок сталкивается с температурным перепадом, сначала его сосуды сужаются, но сразу же возвращаются в первоначальный вид. Кровоснабжение не успевает нарушиться, вирусам гораздо труднее проникнуть в закаленный организм.

Правила закаливания детей

Иногда родители, начав процесс закаливания ребенка, очень быстро теряют к этому делу интерес. Так происходит, когда малыш бурно сопротивляется закаляющим процедурам или тогда, когда кроха вновь заболевает, несмотря на то, что мама с папой всячески стремились его от этого защитить. Чтобы такого не произошло, нужно придерживаться нескольких несложных правил.

  • Самое первое закаливание должно проводиться в теплое время года, но при этом не в сильную жару. Самый подходящий период – конец весны.
  • Нужно помочь малышу преодолеть страх перед процедурами, так как в противном случае закаливание не принесет ему никакой пользы.
  • Всегда нужно учитывать индивидуальные потребности малыша и планировать процедуры закаливания в соответствии с ними.
  • Чтобы не бояться того, что ребенок простудится во время закаливания, лучше всего присоединиться к нему: и вам не будет страшно, и малышу станет веселее.
  • Само по себе закаливание не принесет эффекта, поэтому его необходимо сочетать с длительными прогулками на свежем воздухе, регулярными занятиями спортом и сном в хорошо проветренной комнате.

Польза хождения босиком

Самый доступный метод закаливания – это ходьба босиком. На стопе ног располагается огромное количество точек, отвечающих за процессы, происходящие в носоглотке, поэтому воздействие на них поможет малышу уберечься от частых простуд.

morzhevanie-pri-zakalivanii-detey-snezhnye-protseduryПриучать ребенка ходить босиком нужно дома. Для этого можно использовать различные по своей фактуре поверхности: деревянные доски, ковер с ворсом, линолеум, кафельную плитку, резиновый коврик.

Нет каких-либо ограничений на время, которое малыш должен проводить босиком. Многих родителей смущают холодные ноги крохи, и они стремятся сразу же надеть на них носки или тапки. На самом же деле это совершенно нормальная реакция организма: в ногах происходит отток крови, поскольку капилляры соприкасаются с холодной поверхностью. Поэтому малыш может бегать босиком хоть целый день напролет, если это не вызывает у него дискомфорта. Однако, если ребенок просит одеть на него обувь, лучше это сразу же сделать, иначе дальнейшее закаливание будет у него ассоциироваться с неприятными ощущениями.

После того, как кроха будет уверенно бегать босиком по дому, можно перейти к следующему этапу – хождению босиком по траве на улице. Конечно же, уличный газон в парке для этой цели не подойдет, поскольку там могут оказаться осколки стекла и другие острые предметы. Лучше всего дать малышу побегать по траве на даче. Когда и к этому процессу кроха привыкнет, можно начинать учить его ходить по росе. Первый раз лучше запланировать на вечер, поскольку утренняя роса обычно более холодная, чем вечерняя.

Летом, когда вы находитесь с малышом около водоемов, учите его ходить по кромке воды.

Лучше начинать это в то время, когда температура воды наиболее теплая, а заканчивать – в августе. Если же малышу нравится такое занятие, можно позволить ему бегать по воде до того момента, пока ее температура не упадет до 14-15 градусов.

Если водоемов поблизости нет, а дачным участком ваша семья так и не обзавелась, можно проводить закаливание с помощью ванночек для ног. Для этого потребуется два тазика, в один из которых наливается горячая вода, в другой – холодная. Сначала согрейте ножки ребенка под теплым душем, после чего попросите его встать в тазик с горячей водой. Через несколько секунд он должен перепрыгнуть в тазик с холодной водой, затем обратно, и так несколько раз. Следующий этап закаливания – установка третьего тазика, с которой должна быть ледяная вода, лед или снег.

zakalivanie-letom

Польза обливания холодной водой

Самая популярная процедура закаливания организма – это, конечно же, обливание. Врачи особенно рекомендуют проводить такое закаливание тех детей, которые склонны к частым ОРВИ и гриппу. Однако, так же, как и при хождении босиком, в обливании имеются особые правила, которые нужно соблюдать, чтобы случайно не нанести детскому здоровью вреда.

Многие родители, стараясь пощадить своего ребенка, обливают его не холодной, а всего лишь прохладной водой. Это грубая ошибка.

Обливание должно проводиться именно холодной водой, однако перед этой процедурой необходимо, чтобы малыш разогрелся под душем.

Нельзя обливать ребенка неожиданно, так как это может сильно испугать его, и тогда о закаливании вообще можно будет забыть. Предупредите малыша, что сейчас вы будете поливать его холодной водичкой и предложите ему сначала самостоятельно вылить немного воды на руку или ногу, чтобы он убедился, что это не больно и не страшно.

Первые обливания нужно проводить небольшой емкостью, например, кружкой. Сначала часть воды выливается на ножки малыша, затем на воротниковую зону. После обливания необходимо закутать малыша в полотенце. Постепенно объем емкости для воды нужно увеличивать – ковшик, кувшин, ведерко. Через месяц объем воды, выливаемый при закаливании должен составлять пять литров.

vodnye-procedury copy

Обычно малышам нравится обливание, и они очень быстро привыкают к нему, однако, если ваш кроха отличается беспокойством и тревожностью, лучше начать с контрастного душа, который также положительно воздействует на организм. Сначала нужно поставить малыша под теплую воду, постепенно увеличивая температуру до горячей, после чего резко переключиться на холодную и пройтись душем снизу-вверх по спине ребенка, а затем сверху вниз вдоль живота.

После этого нужно вновь включить на пару минут горячую воду, а потом снова холодную. Необходимо повторять это несколько раз (начинать с двух-трех смен воды и постепенно дойти до семи), и помнить, что последнее обливание должно быть холодным. После него нужно укутать малыша в полотенце. Контрастный душ должен проводиться либо утром, либо за час до сна.

http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/zakalivanie-detey/

Правила закаливания

  • Процедуры можно начинать с любого возраста, практически с рождения.
  • Можно закаливать и часто болеющих детей. Начинают процедуры в период, когда ребёнок здоров.
  • Для закаливания используют все факторы внешней среды (солнце, воздух, воду).
  • Закаливание можно начинать в любое время года. Процедуры должны производиться систематически, в течение всего года, тогда от них будет максимальный эффект.
  • Необходимо постепенно увеличивать силу раздражителя и время его воздействия на организм ребёнка.
  • Все закаливающие процедуры будут эффективны только на фоне положительных эмоций!

Закаливание ребенка до 1 года

Первой закаливающей процедурой для новорожденного ребёнка являются воздушные ванны. Заключаются они в том, что во время переодевания ребёнка его держат без одежды 1-2 минуты при температуре воздуха в комнате 22-24 С.

zakalivanie-rebionka-do-goda-novorozhdennyi

В летнее время новорождённого можно выносить на прогулку практически сразу после рождения (если его вес более 2500 г), вначале на 20-40 минут в день, постепенно увеличивая время до 6-8 часов в сутки. Ультрафиолетовые лучи оказывают положительное влияние на иммунную систему организма, но необходимо помнить, что нежная кожа ребёнка легко обгорает, поэтому пребывание малыша под прямыми солнечными лучами категорически запрещено.

Зимой в средней полосе России гулять с ребёнком можно с семидневного возраста при температуре воздуха до -10 С в безветренную погоду, начиная с 5-10 минут в сутки, до-водя пребывание на свежем воздухе до 1,5-2 часов в день.

Очень важной закаливающей процедурой в этом возрасте является ежедневное купание малыша.

Купание доставляет детям положительные эмоции и является мощным закаливающим фактором. Общие ванны в первом полугодии проводят ежедневно, во втором — можно и через день. Температура воды должна быть 36-37 С. После купания малыша обливают водой на 2-3 градуса ниже той, в которой он купался.

От года до трех лет

zakalivanie-detey-3-goda

В этом возрасте дети достаточно устойчивы ко многим неблагоприятным факторам, особенно если закаливание производилось с рождения. Поэтому можно использовать более контрастные методы. Можно проводить общие обтирания со снижением температуры воды до 26-28 С, применять душ, который оказывает более сильное воздействие, так как кроме температурного фактора, здесь еще имеет место и механическое воздействие водного потока на кожу ребёнка, оказывающее массирующее действие.

С полутора-двух лет ребёнку можно разрешать купание в открытых водоемах при температуре воды +21 С и температуре воздуха +25 С и более. Первое купание 1-2 минуты, затем перерыв 10-15 минут. Очень важно не напугать ребёнка — не тащите его в воду, пусть зайдет сам.

Детям старше 1-го года можно постепенно проводить солнечные ванны. Температура воздуха должна быть от +20 С до +30 С (но не более!), пребывание на солнце начинайте постепенно 5-10 минут до 30-40 минут.

Самое лучшее время для солнечной ванны — утренние часы от 9 до 12 часов, в жаркое время можно загорать и с 16 до 18 часов.

Не забывайте на голову ребёнка надевать панамку. Внимательно наблюдайте за кожей ребёнка — при малейшем по-краснении пребывание на солнце следует прекратить на 1-2 дня.

Детям до трёх лет нежелательно проводить контрастные закаливающие процедуры (холодный душ, сауна, русская баня), так как ребёнок еще не в состоянии оценить самочувствие, и в последствии будет трудно определить грань между полезным влиянием этого метода и отрицательным.

http://medportal.ru/enc/parentschildren/1-3/11/

МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Закаливанием называется система тренировки процессов терморегуляции в организме для повышения устойчивости к перегреву и переохлаждению, адаптации к внешним воздействиям на организм. Все методы закаливания основываются на базовых средствах: солнечные лучи, воздух, вода. Добавление физических упражнений усиливает степень воздействия закаливающих процедур.

Metody-zakalivanija

vodnye-procedury-metody

Очень важно повторять закаливающие процедуры каждый день. Экспериментально установлено, что организм быстрее привыкает к холоду, если закаливающие процедуры проводить каждый день по 5 минут, а не по 10 минут через день. При длительных перерывах полностью утрачиваются приобретенные при закаливании защитные реакции. Только ежедневные упражнения в течение всей жизни могут быть гарантией хорошей закалки.

Воздушные ванны

zakalivanie-detey-doshkolnogo-vozrasta

Самым простым и доступным методом закаливания является свежий воздух, но необходимо учитывать время года. При хорошей теплой погоде можно закаливаться во время длительных прогулок. Сон с открытым окном при температуре воздуха выше 16 градусов также улучшает здоровье.

Полезно дома ходить босиком, для начала каждый день по одной минуте, через 5 дней прибавить еще одну минуту и так увеличивать до 10-15 минут. При прохладной погоде для закаливания хорошо подойдут прогулки пешком, на лыжах или легкий бег.

Закаливание водой

Закаливание водой является более сильной процедурой, чем закаливание на воздухе, потому что вода имеет в 28 раз большую теплопроводность. Также, вода оказывает некоторое механическое воздействие на кожу, которое улучшает микроциркуляцию крови. Первые процедуры оздоровительного закаливания нужно проводить при температуре воды 34-35 градусов.

Рекомендуется ежедневно обтираться прохладной водой, постепенно снижая температуру воды. Использовать воду холоднее чем 22-24 градуса можно только очень закаленным людям. Рекомендуется принимать контрастный душ в течение 3 минут.

kogda-nachinat-zakalivanie-detej

Солнечные ванны

Солнечный свет очень благотворно влияет на человека, повышает способность вырабатывать серотонин(гормон радости), усиливает иммунитет, стимулирует обмен веществ и выработку витамина Д. Принимать солнечные ванны можно с 9 до 11 часов утра несколько минут в день, постепенно удлиняя время процедуры. Детям до 11 лет рекомендуется загорать в тени фруктовых деревьев. Продолжительность пребывания на солнце более 2 часов нежелательна для детей и для взрослых.

Физические упражнения

Утренняя гимнастика на воздухе является прекрасной закаливающей процедурой. Обязательным условием является избежать переохлаждения. Ежедневные получасовые прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна хотя бы раз в неделю, регулярные физминутки при сидячей работе – самые простые методы закаливания.

zakalivanie-rebionka

Баня как средство закаливания

Традиционная русская баня сочетает в себе воздействие повышенной температуры и механических воздействий на разгоряченное тело. Активизирует циркуляцию крови, прогревает все тело. Находясь в бане, нужно тщательно контролировать свое самочувствие и не находиться в парилке более 10 минут.

zakalivanie-V-bane

При проведении закаливания очень важно контролировать состояние своего здоровья. При хорошем аппетите, бодрости, повышенной работоспособности можно уверенно сделать вывод, что закаливание приносит пользу. При признаках слабости, бессонницы или раздражительности нужно уменьшить интенсивность процедур по закаливанию и посетить врача.

Закаливание ребёнка раннего возраста

  • Начинать закаливание детей можно с очень раннего возраста и в любую пору года. Для часто болеющих детей закаливание нужно начинать в период, когда ребенок здоров. Всегда помнить, что закаливание детей эффективно только при их положительных эмоциях.
  • Для новорожденных детей хорошей закаливающей процедурой являются воздушные ванны, когда в течение 2-3 минут ребенок остается без одежды во время переодевания. Эту процедуру можно проводить если температура в комнате не меньше 22-24С.
  • Летом новорожденных детей при хорошей погоде можно выносить на улицу, но не выходить на солнце, а оставаться в тени деревьев.
  • Зимой с маленьким ребенком можно выходить на улицу при температуре воздуха до -10С, начиная с 10 минут в сутки, постепенно увеличивая время прогулки до двух часов.
  • Купание ребенка в теплой воде является очень хорошей закаливающей процедурой. Можно после купания полить на него прохладной водой и активно растереть мягким полотенцем.
  • Дети в возрасте от 1 года до 3 лет хорошо воспринимают освежающий душ, который немного охлаждает тело и массирует его струйками воды.
  • В жаркий день двухлетний ребенок в присутствии взрослых может несколько минут купаться в водоеме. Солнечные ванны можно проводить, если температура воздуха не больше 300С и есть полутень под кроной деревьев. При покраснении кожи ребенка необходимо прекратить пребывание на солнце на 1-2 дня.
  • Для профилактики плоскостопия и общего закаливания организма детям полезно ходить босиком. Начинать эту закаливающую процедуру лучше летом. Дети старше одного года могут бегать босиком по полу или траве до 30 минут в день.

http://vsegdazdorov.net закаливание детей

 

zakalivanie_detey_v_dou

Рекомендации специалистов: Доктор Комаровский

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

1. Систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2. Постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3. Учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

doktor-komarovskij-o-zakalivanii-detej-18

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды.

Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней, — если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — «благополучно» заболеет, как и остальные «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз подчеркиваю главное.

РЕБЕНОК НЕ НУЖДАЕТСЯ В ЗАКАЛИВАНИИ.

РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ЕСТЕСТВЕННОМ, ГАРМОНИЧНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната — в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Доктор Комаровский: http://www.kid.ru/razvit/1-80.php3

Закаливание детей. Личный опыт

Никогда не думала, что буду закаливать своих детей холодной водой. Считала, что закаливают детей очень заботливые и бесстрашные родители, но мне до этого далеко. И продолжала бы так думать, если бы у моей дочери не начались приступы бронхиальной астмы. Это тот самый жареный петух… другими словами, пришло время пробовать.

Думаю, ту же грань с отчаянием, что ощущала я, чувствуют и другие родители, дети которых часто болеют или (и) страдают проявлениями аллергии: диатез, аллергический ринит, бронхиальная астма и пр. Стоя у этой черты легко погрузиться в апатию, в другом случае — лихорадочно искать варианты решения. Мирская печаль, конечно, в таких ситуациях стороной не обходит.

Моей естественной реакцией была молитва. Но потребовалось время на то, чтобы понять: не следует перекладывать на Всевышнего то, что можешь и должна делать сама.

Оздоровление, закаливание ребёнка — это благодатный труд, это своего рода совершенствование себя и своей любви к ближнему.

В скором времени в нашей астматической реальности оказались советы знакомых и даже священников закаливать, обливать ребёнка холодной водой. Одна из рекомендуемых методик закаливания детей была описана в книге Б.С. Толкачёва «Физкультурный заслон ОРЗ«. Надо сказать, что эту книгу уже не издают, приходится скачивать электронный текст.

Толкачёв делает упор на комплексное воздействие физкультурных и гигиенических упражнений.  В своей книге он рассказывает об удивительных результатах закаливания детей с помощью обливаний холодной водой. Да не просто холодной, а ледяной!  Часто болеющие дети, астматики, аллергики получали шанс жить нормальной жизнью — ходить в детский сад и школу, развиваться, как сверстники, а в физкультурном отношении даже достигать бо́льших успехов. Согласитесь, заманчивая перспектива.

deti-hodyat-bosikom-600x400 copy

Эта методика предполагает: обливания холодной водой, массаж, промывания носоглотки, дыхательную гимнастику, бег и прочие физкультурные упражнения. Информации о воздействии низких температур автор отдаёт внушительную часть книги.

По методике Толкачёва родители часто болеющих детей должны изменить свою жизнь полностью, посвятить основную часть своего времени закаливанию и физкультурному оздоровлению детей. Чаще всего это невыполнимо в том объёме, в котором предлагает автор, поэтому приходится использовать варианты этого метода, приспособленные к жизни конкретной семьи.

Я хотела бы поделиться тем, как процесс приучения детей к низким температурам проходил в нашем случае, а также результатами этой работы. Возможно, для кого-то эта статья покажется интересной и быть может, принесёт хоть капельку пользы.

Подготовка к закаливанию

Итак, моему ребёнку было 3,5 года, когда мы начали обливания холодной водой. Дочке диагностировали бронхиальную астму, и два раза в день мы проводили ингаляции гормональными препаратами. Кроме того, каждый раз, когда девочка немного переохлаждалась, случался цистит, сопровождающийся недержанием мочи и подъёмом температуры. Последний раз это произошло, когда дочка немного потопала ножками в прохладной реке летом.

progulki-na-vozduhe

Методика Толкачёва вопреки общепринятым рекомендациям предлагает начинать обливания достаточно резко. Для тех деток, которые часто болеют, общепринятые темпы закаливания не приносят никакой пользы, поскольку они рассчитаны на здоровеньких детей.

Постоянные обострения хронических воспалений и присоединяющаяся инфекция сводят на нет все предыдущие труды по закаливанию. Поэтому есть реальный смысл относительно резкого перехода к холодным обливаниям (хотя система Толкачёва вполне предусматривает гибкость). Особенно это важно для больных бронхиальной астмой, поскольку именно при резком воздействии низкой температуры в кровь выбрасывается гормон адреналин, который расширяет бронхи. Такое обливание может даже прекратить приступ удушья.

Для перехода к решительным действиям необходимо было изучить методику, распланировать действия после обливаний: бег, массаж, одевание. Эта последовательность важна, потому что не даёт ребёнку переохладиться и захворать от неумелого закаливания. Кроме того, вопреки мнению, что после обливания нужно растирать тело полотенцем, Толкачёв твёрдо заявляет, что это снижает закаливающий эффект. Бег, массаж и одеваться — этого достаточно после холоднющей воды.

Прежде чем начинать закаливать детей холодной водой, я должна была испробовать это на себе. Во-первых, только испытав эти незабываемые ощущения обливаний на своей шкуре, я могла дать дочери дельный совет, как справиться со страхом. Во-вторых, это была возможность послужить моим детям примером.

Я попробовала обливания из душа, из таза и даже холодные ванны (лично мне последнее было особенно страшно). Малышка наблюдала за мной с восхищением и волнением. Не могу не написать, какие чувства вызывает закаливание обливанием.

Это невероятный заряд бодрости, преодоление собственного страха — в определённой мере подвиг. Когда это получается, ты чувствуешь, что не совсем ещё безвольная материя, а очень даже ничего и многое можешь. Излишне говорить об удовлетворении, которое приносит это осознание. В некоторой степени обливание может послужить психотерапией депрессии от знания болезни своего ребёнка.

zakalka-vmeste copy

Пример родителя — это хорошо, но не достаточно. Дочка всё равно продолжала бояться, когда я напоминала, что и она скоро будет пробовать закаливание.

На помощь пришли видео из Сети, где детки обливались холодной водой даже стоя босиком на снегу. Эти ролики сработали просто отличной мотивацией для моего ребёнка.

Обыватели дают совет в начале практики закаливания холодной водой продумать, на чём будешь стоять во время этой водной процедуры. Бытует мнение, что если стоять босиком в холодной ванне или на земле, то можешь переохладиться и заболеть. Не могу сказать о «научности» этого мнения. Но я решила перестраховаться. Склонность моего ребёнка к циститам ещё больше меня к этому подтолкнула. Для обливаний я подготовила туристическую пенку, на которую и ставила потом малышку. Так действительно было спокойнее.

Немалое успокоение на начальном этапе обливаний мне дал гомеопатический препарат афлубин, который мы принимали в профилактических целях (не является рекламой*).

Пришло время обливаться холодной водой

От теории к практике. Настало время «Х». Я обливала и старшую дочь, и младшего сына, но эти процедуры были более регулярны у старшего ребёнка. С сыном пришлось немного подождать ввиду объективных причин. Поэтому буду повествовать, как это было и продолжается у дочки.

Я начала закаливать дочь достаточно резко, весной. Хотя мы сохранили постепенность в виде снижения температуры, но сразу начали обливаться целиком, минуя разве что волосистую часть головы. Сына я закаливала более постепенно, начиная с ножек. Общепринятые рекомендации здесь в помощь.

Мы заучили стишок, взятый из ролика какой-то семьи «моржей», и закаливались со словами:

Мы любой не боимся погоды.

И в зимнюю стужу, и в летний зной

Мы здоровье берём от природы,

А болячки смываем холодной водой.

Вот такой стих прекрасно психологически настраивал на обливание моего ребёнка.

Далее мы называли холодную воду «волшебной» и придумывали разнообразные сказки с её участием.

За пару недель девочка опробовала и обливание из душа, и из таза и даже ледяные ванны. В приоритете однако у неё остался душ (хотя мне самой больше нравился вариант обливания из таза/ведра). Из тазика малышка обливалась на природе в деревне, это было гораздо веселее, чем в ванной. А вот прабабушке было не до веселья: когда правнучку безжалостно «мучили» обливаниями, бабуля почему-то бледнела.

kupanie-v-holodnoy-vode

Подстилку из-под ног мы убрали спустя месяц-полтора.

Вирусная инфекция и температура не остановили наших закаливающих процедур. Обливание холодной водой по методике Толкачёва заменил прохладный душ каждые 1,5-2 часа. Примечательно, что в этом случае даже жаропонижающие не понадобились.

После обливаний мы с дочкой бегали по квартире около 6 минут, затем следовал массаж грудной клетки, он же «волшебный массаж».

Мы обливались каждый день примерно в одно и то же время. Один раз в день. Боялись пропусков, чтобы предыдущая работа по закаливанию маленького подвижника не оказалась тщетной.

Что нам дало закаливание

  • Сейчас дочке 5 лет. Больше её не беспокоят циститы. Я могу без опаски отпустить её бегать босиком по «ледяному» полу.
  • Нам стали не страшны сквозняки.
  • Бороться с приступами астмы стало легче. Препараты, которые уже не помогали, вновь стали эффективными. Чем дальше мы практикуем обливания, тем больше проявляется бронхорасширяющий эффект, который помогает быстрее купировать приступ.
  • С началом практики закаливания холодной водой ребёнок стал легче переносить вирусные инфекции. Жаропонижающие просто оказались не нужны. Антибиотиков от бактериальных осложнений не пили ни разу с этих пор. Да и осложнений, слава Богу, не было.
  • Самооценка ребёнка повышается. Каждый день она рушит барьер собственного страха. Это не может не оказать положительного психологического влияния.

morzhevanie

Возможно, если бы мы применяли методику закаливания Толкачёва в полном объёме, результаты были бы более яркими. Но даже то, что мы имеем сейчас, это просто поразительно. Это окрыляет и вдохновляет на дальнейшие труды в направлении комплексного оздоровления. Без массажа грудной клетки я уже не представляю, как можно помогать детям откашливаться. А «волшебная» холодная вода — наш верный помощник в укреплении защитных сил организма и свободном дыхании.

https://azbyka.ru

Ну что же подведем итог: закаливание детей — жизненно необходимая процедура если мы хотим чтобы наши дети не болел, а за одно и самим придется пометь свой образ жизни. Будьте здоровы, живите богато, здоровья и благополучия вам, дорогой наш читатель!!! поделитесь статьей и обязательно оставляйте ваши комментарии.