Почему это важно
Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать его?
Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить. Ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.
Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.
Типы учебной мотивации
Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.
Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.
Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочется. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет.
Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе. Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления». Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?
Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты.
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикером, с удобным стул
«Как заставить ребенка учиться?» – Яндекс.Кью
Многие задаются этим вопросом, поэтому статья как заставить ребенка учиться не теряет актуальности. Во-первых, нужно понять причины, по которым ребенок не хочет учиться. Обычно их три:
- у детей не развиты психические процессы (память, внимание, логика), поэтому они не понимают прочитанное, не умеют фокусироваться, запоминать информацию и самостоятельно заниматься;
- у детей есть пробелы в знаниях, из-за чего они не могут освоить текущий материал;
- у детей нет никаких алгоритмов и технологий самообучения (чтобы каждое действие ребенок делал легко и просто, осмысленно, понимая, зачем и какой результат он получит).
Что касается заставления, то это неэффективно, вам придется «сидеть над душой». По третьему закону Ньютона, сила действия равна силе противодействия. Даже если у вас получится, ребенок потом будет воспринимать учебу еще более негативно, мечтать, что закончит школу и больше никогда не будет учиться. А учиться вашим детям придется всегда. Кроме того, много детей просто не умеют учиться, у них нет нужного инструментария и нужных навыков, зато есть очень много негатива к предметам (потому что они его не понимают).
Также нужно поработать с мотивацией. Первым делом спросите себя, не злоупотребляете ли вы негативной мотивацией (страхом, болью, долгом, стыдом и избытком негативной обратной связи). Это травмирует ребенка, сковывает его интеллектуальную активность и рушит доверие к родителям. Есть много позитивных инструментов. Например, система поощрений. Ребенок неделю делал домашнее задание самостоятельно? – Это повод сходить в любимое кафе-мороженое или заказать пиццу.
Один из лучших инструментов мотивации – договор. Есть несколько условий:
- договор должен быть выгоден обеим сторонам;
- условия должны выполняться;
- письменная форма.Подробно распишите все условия (обязанности, выгоды, неустойка, вариант форс мажора). Пусть ребенок придумает свою подпись.
Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?
Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.
Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.
Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.
Педагог:
Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.
© Алексей Дурасов/ТАСССегодня учить уроки с детьми — это норма? Почему? А раньше было так же?
Мама: В мои школьные годы мне, если надо было, папа задачку объяснял, и ладно. Но, по-моему, в начальной школе у нас была не такая объемная программа. Наши дети во втором классе учились писать сочинения. У меня это было позже.
По моим наблюдениям, в начальной школе сына 50% родителей делали уроки с детьми, а 90% контролировали.
Психолог: Родители часто говорят: «А теперь все родители делают уроки со своими детьми». На самом деле это далеко не так. Но факт в том, что сейчас родители очень контролируют детей.
50 лет назад все было четко: будешь хорошо учиться — станешь инженером, плохо — дворником, удовлетворительно — пойдешь в ПТУ, будешь слесарем или токарем. Было ясно, в каких пределах тогда будет зарплата. А сейчас есть тревога: если не будет хороших оценок — что тогда? Гонка за хорошей успеваемостью — это еще и гонка за высокие баллы на ЕГЭ и престижный вуз.
К тому же я вижу сложности с обратной связью. Учителя жалуются, что родителей сложно вызвать в школу — они не приходят. Родители же опасаются, что узнают о проблемах ребенка, только когда уже надо будет нанимать репетитора.
Педагог: Не могу этого ни подтвердить, ни опровергнуть. Скажу так: мне не хотелось бы, чтобы это было нормой. Для учителя домашнее задание — это обратная связь: по нему он видит, что на уроках получилось, что — нет, куда двигаться дальше. Когда ребенок делает домашнее задание не сам, это усложняет работу учителя: он не знает, как ему достичь поставленных задач. И задание точно не должно быть таким, чтобы его нельзя было сделать без помощи взрослого.
А если ваши дети не сядут делать уроки без вас — надо помнить, что это возникло не само по себе. Мы, взрослые, создали для этого условия.
© Алексей Дурасов/ТАССКак именно родители помогают детям? Прямо задачки с ними решают?
Мама: Сначала были прописи: он писал, а я контролировала, смотрела на эти палочки, крючочки, буковки. Сейчас задачки пошли, решаем вместе, разбираем условия. С чем-то надо было просто сидеть рядом, что-то надо было объяснять. Сейчас, если прошла новая тема и сын ее не понял — значит, я буду сидеть объяснять, пока он не поймет.
Психолог: Что я вижу — родители вникают в задачки, решают их с детьми. Здесь есть закономерность: чем выше уровень образования родителей, тем им интереснее копаться в учебниках. Они ругаются на эти учебники, говорят, что они бестолково написаны, и пытаются переводить их на понятный детям язык.
Педагог: Иногда надо объяснить ребенку своими словами условия задачи. Иногда он недопонял материал, и надо объяснить. Это нормально. Но если родитель, например, сам делает поделку для урока технологии — это точно неоправданная история. Я за то, чтобы ребенок делал сам то, что может. Даже если это будет не такая красивая поделка или рисунок.
По-хорошему, взрослый должен появиться, когда ребенок сам о чем-то спросил. Или когда учитель просит обратить внимание родителей на какой-то момент. Но мне кажется, что если взрослый сидит рядом с ребенком, пока тот делает домашнее задание, — это тяжело дается и взрослому, и ребенку.
© Алексей Дурасов/ТАССА взрослые сейчас вообще могут эффективно помогать своим детям? Ведь у них была совсем другая программа?
Мама: Пока я справляюсь с его программой, но подозреваю, что классе в седьмом мне будет тяжеловато. Правда, сейчас бывают задачки с такими текстами — я читаю и ничего не понимаю! «Найдите 5/8 числа, 5/12 которого равны 160». Я думаю: что на что мне делить, что на что мне умножать? Пока я думала, он уже сообразил. Все решается в два действия, но пока мой взрослый мозг до этого дойдет… Но Никита видит: я участвую, я с ним. А уж если мама ошиблась, это вообще восторг! Он великий математик — решил задачку быстрее матери.
Психолог: Если родитель хочет помочь ребенку получить хорошую оценку, он будет решать задачу не так, как учили его, а так, как требуют в школе. В любом случае нынешние 40–50 летние — то есть родители школьников — получили достаточно хорошее образование, чтобы прочитать современный учебник и понять, что хотят от ребенка.
Педагог: Смотря что считать эффективностью. Если папа, объясняя задачу, рассказал сыну о мире животных что-то, чего он не знал, это не поможет сегодня выполнить домашнее задание. Зато пригодится ребенку завтра.
Но да, желание помочь на деле может обернуться не теми результатами, которых хотелось бы. Для части родителей нынешние задания непривычны. Чего-то они не помнят. К тому же как бы мы ни пытались смотреть на задачки глазами ребенка, мы все равно видим их как взрослые. Я как-то прорешала все срезовые работы за четвертый класс. И над одной задачкой, которая уже не влияла на оценку, мне понадобилось посидеть. А потом учитель математики показал мне решение — оно было на поверхности. Но я опиралась на знания взрослого, а ребенок сделал бы это проще.
Что случится, если родитель откажется делать «домашку» с ребенком? С ним будут проблемы? А со школой?
Мама: У нас в классе те родители, которые в начальной школе не учили уроки и не проверяли их, теперь активно этим занимаются. Потому что в пятом классе успеваемость детей резко снизилась. Если в такой ситуации ребенок не найдет помощь в семье, то он будет тонуть в плохих оценках. И школа сделает все, чтобы с таким учеником расстаться. А в наше время попасть в приличную школу несколько проблематично.
Психолог: Если ребенок говорит: «Я чего-то не понимаю», а родитель отвечает: «Да что ж ты такой бестолковый / мне сейчас некогда / что ты ко мне привязался» — в отношениях будут проблемы. Но также не надо учить уроки с ребенком так, чтобы он чувствовал себя в тюрьме, под полным контролем. Тогда учеба будет восприниматься как насилие. В гонке за оценками важно не перестараться.
Педагог: Если в учебе все в порядке, то ничего не изменится. Это же не родитель учится у учителя, а ребенок. Учитель — профессионал, и если у ученика что-то не получается с домашним заданием, то первый вопрос педагог должен задать сам себе. Для него это некая педагогическая задача, которую надо решить. Значит, к ученику нужен индивидуальный подход.
Как справляться с раздражением, когда уроков много, ребенок чего-то не понимает, а у родителей есть свои дела?
Мама: Бывало у нас такое: двенадцать ночи, а часть уроков еще не сделана. Я кипела. А потом поняла: от того, что я проорусь, он быстрее уроки не выучит. Поэтому — вдох-выдох. Пойду себе кофейку сделаю, чашечку налью и сяду рядом: «Ну, что у нас там еще осталось?» Мне особенно сложно учить с ним стихи — я их всегда запоминала на раз-два, а ему это тяжело дается. Я заставляю читать их по много-много раз: десять, двадцать, тридцать… Это помогает. Хотя «Бородино» мы осилили только до половины.
Психолог: Если говорить: «Ну что ты смотришь как баран на новые ворота на эту формулу, мы ее вчера проходили?!» — ребенок станет паниковать, и результаты будут только хуже.
Наблюдайте за своим ребенком: может, в восемь вечера он клюет носом, а в девять начинает соображать лучше? Тогда надо ориентироваться на его ритмы. Он переплетает руки и ноги, у него плечи идут вверх? Это говорит о напряжении, а из-за него могут тормозиться когнитивные процессы: проще говоря, он будет хуже соображать. Он хнычет, не хочет что-то делать? Дайте ему возможность переключиться. Можно пообнимать, похвалить, вместе погулять с собакой. Хорошие результаты будут, только если ребенок весел и доволен.
Педагог: Надо найти его причину. Вас раздражает непонятное задание или есть вопросы по срокам? Обсуждайте это с учителями. Если школа и родители не найдут общего языка, заложником будет ребенок. Или, например, вы знаете, что вашему ребенку трудно учить стихи. Стоит сказать учителю: «У нас такая проблема, что посоветуете?» Только выберите время — учитель тоже живой человек, он тоже иногда мама, не надо разговаривать, когда вы оба уставшие.
© Алексей Дурасов/ТАССКак не просто сделать «домашку» с ребенком, а научить его учиться самостоятельно?
Мама: Недавно Никита сам выучил и сдал два стихотворения Некрасова. Я даже не поняла, когда он это сделал! Я считаю, что он герой: когда он мне их прочел на каникулах, я подумала: «Мамочки, как мне страшно, как это учить, там такие слова!» Никита копил на приставку. Часть его денег — это подарки на праздники, часть — награда за оценки. Поэтому лишняя пятерка ему была нужна. Сейчас приставку привезли, а у нас правило: пока не выучишь уроки — никаких игр на компьютере. Гулять — пожалуйста, а компьютер — нет. Поэтому в выходные он делал уроки и на понедельник, и на вторник: читал «Кавказского пленника» и про касты в Индии и пытался мне пересказывать.
Психолог: Лучше всего приучить ребенка: не я с тобой делаю уроки, а ты спрашиваешь, когда нужна помощь. Но совсем дистанцироваться и слишком рано начинать видеть в своих детях ответственных, сознательных и взрослых людей — это тоже ошибка. Тогда ребенок может говорить, что он все понимает, а потом окажется, что там чистый лист.
Очень хорошо работают внеплановые проверки. Не когда тетради проверяют каждый вечер, а именно внеплановые: «Хочу посмотреть, что у тебя с уроками, покажи». Это дисциплинирует ребенка.
Педагог: Это точно не должно быть наказанием: «Раньше я учил с тобой, а теперь давай сам». И важно все делать постепенно. Не говорить ребенку, что он чего-то не может. Где-то поддержать его, не забыть похвалить — это мотивирует. Если ребенок не хочет делать сам, капризничает — надо понять, в чем проблема. Предложить компромисс: ты выучишь сам, а потом придешь мне рассказать. И так пошагово сокращать время, которое вы проводите с ребенком за уроками.
Бэлла Волкова
Как заставить ребёнка учиться — советы психолога
Наверное, так было во все времена: учёба далеко не для каждого ребёнка была любимым делом… Но понятно, что современным родителям от этого не легче, и им важно понять, почему именно их дети не хотят ходить в школу, кто в этом виноват и, главное, как заставить ребёнка учиться?
Скажу сразу честно и по существу: просто заставить его уделять больше внимания и старания учёбе не получится, как бы мы ни бились. Вернее, может получиться (если запугать чем-то ужасным или пообещать в награду что-то уж очень привлекательное и, как правило, дорогое), но эффект будет весьма непродолжительным: на день или, самое большее, на неделю-другую. А потом начнётся всё с начала, и снова нужно будет что-то придумывать. Потому что в данном случае мы с вами будем пытаться исправить симптом, не обращая внимания на причину отказа от учёбы, а это принесёт столько же результатов, как если бы мы рубили головы чудищу, у которого на месте одной срубленной вырастают две новые.
Поэтому предлагаю другой путь: разобраться, из-за чего же возникло нежелание учиться, и, исходя из этого, что можно сделать для исправления ситуации.
Кстати, обычно ребёнок не виноват в том, что желание заниматься у него отсутствует. На то всегда есть очень веские причины, которые от него лично почти или совсем не зависят. Зависят они от взрослых (родителей, педагогов). Так что, если вы читаете эту статью в надежде, что я посоветую вам сделать что-то с ребёнком, и всё быстренько наладится, то вы ошибаетесь («волшебных пилюль» не бывает). Также должна предупредить, что не существует методов, подходящих для всех детей, поэтому вам всё равно придётся пробовать несколько и искать тот, который лучше подходит именно вам и вашему ребёнку. Если вы не согласны с этим, то можете прямо сейчас закрыть эту статью – она вам всё равно не поможет. А вот если готовы приложить усилия, чтобы помочь ребёнку – тогда вперёд!
Самая простая причина, из-за которой дети могут не хотеть учиться, заключается в том, что учёба даётся слишком легко. А то, что чересчур легко – неинтересно. А раз неинтересно, то и желание заниматься этим пропадает. Так бывает в первом классе у детей, которые были очень хорошо подготовлены к школе, и в более старшем возрасте у одарённых детей, для которых школьная программа узка и недостаточно сложна. Ну, здесь всё довольно просто: чтобы «заставить» ребёнка учиться, нужно выходить за рамки программы, пробуждать уснувший интерес к процессу учения. Желательно, конечно, делать это с помощью педагогов школы и по согласованию с ними, но если не получается договориться, то самостоятельно. Пусть ребёнок не ограничивается тем, что задают учителя, а ищет дополнительную информацию по изучаемым темам, пробует придумать новые способы решения задач, формулирует определения и правила по-своему, предлагает гипотезу и проводит эксперименты, подтверждающие или опровергающие её, выполняет творческие или исследовательские проекты и т.п.
Иногда бывает так, что у ребёнка ещё до поступления в школу отбили интерес к учёбе и желание узнавать новое, и он поэтому не хочет учиться, хотя у него в общем-то неплохие интеллектуальные способности. Чаще всего это происходит в первом классе. Кто в этом виноват? Как правило, ответственность за сложившееся положение дел лежит на взрослых, которые, пытаясь подготовить ребёнка к школе, силой заставляли учить буквы, цифры, писать, считать и читать, а он всячески этому сопротивлялся, ему было трудно, непонятно и неинтересно и, по сути, пока не нужно. Вообще, надо сказать, что подготовка к первому классу заключается совсем не в этом, и если форсировать события и преждевременно нагружать дошкольника тем, чему должны учить в школе, то скорее всего результат будет совсем не таким, как вы ждёте, а как раз наоборот.
Но перейдём к вопросу: а что же теперь делать? Чтобы исправить то, что получилось, и всё же привлечь ребёнка к учению, необходимо показать ему, что учиться не так трудно, как ему кажется, и даже очень увлекательно. Таким образом, его нужно не заставлять, а заинтересовывать. Т.е. выбирать (а может, и придумывать) такие задания, которые будут вызывать у него положительные эмоции, любопытство и интерес. Например, ученик любит играть с роботами-трансформерами. Значит, можно именно про них решать задачки или примеры, сочинять и читать короткие истории и т.д. Или, если ребёнок – хохотунчик и хорошо понимает юмор, то тренировать навыки чтения можно на детских анекдотах, навыки письма – придумывая и прописывая смешные слова, а навыки счёта – с помощью «Задачника» Григория Остера. Это я сказала к примеру, а вы на самом деле ориентируйтесь на своего малыша, его особенности и пристрастия.
Кроме этого, предлагайте ребёнку сначала наиболее лёгкий материал и простые задания, чтобы не «спугнуть» его и не вызвать отказ. Обязательно поддерживайте его, если возникли трудности, и помогайте с ними справиться (только не делайте всё за него!). Непременно хвалите, в том числе и «авансом», чтобы у ребёнка появлялась уверенность в своих силах.
Часто бывает так, что дети не хотят учиться из-за того, что у них конфликт в школе, который они не могут сами разрешить (с учителем, с одноклассниками). Заставить ребёнка учиться в этом случае тоже не получится – будет только хуже. Если ребёнок ещё достаточно мал (в начальных классах), то ваша задача – помочь ему преодолеть эту ситуацию, поговорив с его сверстниками или педагогами и постаравшись найти выход. Только важно соблюдать одно правило: не обвинять, не предъявлять претензии и не ругаться, а вместе искать пути примирения. Если ребёнок против того, чтобы вы вмешивались, и если ему уже больше 12 лет, тогда вам нужно помогать ему советом – как найти взаимопонимание, и поддерживать эмоционально. Ну, а в том случае, когда ничего не помогает, лучше перевести вашего сына или дочь в другой класс или школу.
Отказ от учёбы может быть и в том случае, когда взрослые (родители) требуют от ребёнка слишком многого (например, только «5» и «4» по всем предметам, и т.п.), того, что ему не под силу. В этом случае родителям нужно, в первую очередь, пересмотреть свои требования и снизить их до разумных и достаточных (скажем, пусть «5» и «4» будут по тем предметам, к которым есть способности, а по остальным – как получается). Также для ребёнка очень важна похвала – за то, что он делает хорошо, и за то, что он старается. И ещё очень важный момент – давайте детям право на ошибку (и на не очень хорошую отметку)! Все ошибаются, и вы в том числе, в этом нет ничего ужасного и стыдного. А уж детям ошибаться сам Бог велел, потому что так они приобретают свой собственный опыт.
Ещё одна причина, которая мешает детям с желанием учиться, заключается в том, что никто их не приучил к преодолению препятствий, причём не обязательно в учении, а во всём. Возможно, родители ограждали ребёнка от самых разных трудностей, делали многое за него (мы часто встречаемся с тем, что родители и домашнюю работу за ребёнка в тетрадках пишут), не привлекали малыша к помощи, не давали умственных заданий, и поэтому он не привык к нагрузке – интеллектуальной в том числе. И теперь, когда хочешь-не хочешь, а учиться (читайте – трудиться умственно) надо, он просто не готов к этому и не знает, как это делать.
Чем тут можно помочь? Во-первых, не торопитесь и приучайте преодолевать трудности постепенно – начиная с лёгких заданий. Потихоньку уменьшайте объём своей помощи ребёнку (например, если вы раньше от начала до конца выполняли с ребёнком домашние задания, то теперь только половину; потом помогите разобрать лишь то, то совсем непонятно; через какое-то время ограничьте свою помощь лишь подготовкой рабочего места и проверкой). Предлагайте интересные задания, которые увлекут вашего ученика. Горячо и искренне хвалите и поощряйте за самостоятельность и за результат, даже маленький.
И последняя причина, о которой хочу сказать: ребёнку учиться трудно, у него не получается. И вот с этого места давайте опять разберём поподробнее. Тут дело может быть в том, что большое количество уже пройденного учебного материала усвоено плохо и образовалось много пробелов в знаниях. А раз так, то всем последующим знаниям не на что опереться (не знаешь таблицу умножения =>не можешь решать задачи, примеры, уравнения, выполнять действия с квадратными корнями и степенями и т.д.; путаешь право-лево =>трудности в понимании геометрии). Значит, наша помощь в такой ситуации будет состоять в том, чтобы выучить то, что было упущено (самостоятельно или с помощью репетиторов – это зависит от глубины проблемы и от особенностей самого ребёнка).
Или же суть проблемы в том, что программа, по которой обучают ребёнка, не соответствует его интеллектуальным возможностям и особенностям (к примеру, ребёнок, имеющий сложные речевые проблемы, не сможет успешно учиться по программе обычной школы – ему нужна программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи; или ребёнку, имеющему умственную отсталость, не под силу освоить то, что учат дети с нормой интеллекта, как он ни старайся). И тут выход тоже есть – нужно лишь пройти обследование на ПМПК и перевести ребёнка на обучение по адекватной для него программе.
Надо сказать, что в последнем случае, в отличие от всех предыдущих, в появлении такой проблемы не виноват никто: ни родители, ни учителя, ни, тем более, сам ребёнок. Как правило, здесь преобладают физиологические факторы: трудности при вынашивании матерью беременности, патология при родах, болезни ребёнка в первый год жизни, наследственность, генетические аномалии и многое другое. Например, если ребёнок родился, обвитый пуповиной, значит, у него было кислородное голодание, и поэтому какая-то часть клеток коры головного мозга погибла. И с учёбой у него трудности именно по этой причине. Естественно, что погибшие клетки полностью не восстановятся уже никогда, даже если ребёнка беспрестанно ругать, заставлять заниматься, обзывать лентяем и тупицей, бить и унижать, или уговаривать, увещевать, просить учиться лучше п т.д. Просто позаботьтесь о том, чтобы его обучали по той программе, которую он сможет освоить, и желание учиться постепенно появится.
А сейчас – последнее замечание. Даже если вы в точности последуете моим советам и выполните все рекомендации, быстрых результатов не ждите. Даже первые, самые маленькие изменения к лучшему могут появиться лишь через несколько недель, а уж значительные и устойчивые – через нескольких месяцев! Так что наберитесь терпения, а я желаю вам успехов.
Педагог-психолог Елена Михайловна Белоусова
Как заставить ребенка учиться? — пожалуй, один из самых обсуждаемых вопросов среди родителей школьников. Сравниться в ним по значимости может только больная тема о увлеченности детей компьютерными играми. Про игры мы уже говорили, теперь о школе. Скажу сразу — вы не найдете здесь рецептов того, как заставить ребенка учиться.
Я предлагаю подумать над вопросом: «А надо ли?» Почему-то, мало кто всерьез себя спрашивает: «А зачем заставлять ребенка учиться?». Еще со тех времен, когда был в моде дедушка Ленин, завещавший нам «Учиться, учиться и учиться!», мы затвердили, что учиться всенепременно нужно, и «по умолчанию», перенесли это на школьное образование. Да, учиться нужно, не спорю, но, если точнее — нужно развиваться. И не только в детстве — развиваться человек должен всю жизнь, если он себя любит — на то мы и люди!
Но, если говорить о школе, то совсем не факт, что благодаря получаемым там знаниям наши дети развиваются. Как не факт и то, что успешная учеба в школе — залог успешного будущего. Вспомните сами школьные годы — не так уж давно это было. Что из полученных там знаний пригодилось вам в жизни? А что вы вообще помните из этих знаний, кроме нескольких правил русского языка и таблицы умножения? Так ведь и то — пишут грамотно не те, кто старался выучить правила, а те, кто много читал. Правила, в общей массе, из головы выветрились — даже у меня, сдававшей экзамен по теории русского языка ежегодно с 4-го класса на «отлично».
Еще раз повторю вопрос: Зачем мы воюем с нашими детьми, заставляя их учиться, причем не просто учиться, а на хорошие оценки? Ведь чего мы только не придумываем! Мы всячески поощряем пятерки и «кастрируем» их за двойки (это выражение моего сына о тяжелой жизни одноклассников). Мотивируем и наказываем, водим ребенка к психологам и обсуждаем вопрос на форумах…
Как говорится, «не мытьем — так катанием» мы пытаемся добиться от детей хороших оценок по предметам, которые им никогда не пригодятся. А получаем мы в результате этих усилий стресс у ребенка и у себя и холодную войну дома — ни то, ни другое не приносят никакой пользы ни нам, ни детям. И это только два ближайших пункта из длинного списка отрицательных последствий нашего «заставляния»…
Мои принципы в воспитании детей:
- Проверочный вопрос при любом воспитательном воздействии: «Как то, что я делаю и чего хочу от ребенка, отразится на его будущем?» То есть, что он будет делать с последствиями моего «воспитания», когда станет взрослым — они ему помогут жить или станут проблемой, на решение которой придется потратить полжизни? Этот подход принципиально отличается от того, который очень хочется иной раз применить — добиться того, чтобы ребенок был «удобным» сейчас. Это проще, и получается само собой — ведь именно так почти всех нас и воспитывали.
- Ребенку нужно доверять. У него есть интуиция, инстинкт и свой путь развития, и он знает (чувствует) что ему полезно, а что — нет. Он по природе не дебил и не злыдень. Изначально ребенок рождается морально и психически здоровым и способным, а если в нем и проявляются со временем какие-то отклонения — то это уже наша заслуга. Опять-таки более распространено обратное убеждение, что дети глупы и испорчены — и их постоянно нужно «исправлять» и «наставлять на путь истинный» во всех сферах жизни. Стоит нам ослабить неусыпный контроль — и они сразу «скатятся в канаву», образно выражаясь. Сколько бед приносит такая позиция детям, и в детстве, и особенно, во взрослой жизни, сегодня говорить не будем — спросите у психологов. Или вот моя статья о нравственном воспитании детей.
Начнем со второго пункта. Признайтесь, кому нравилось учиться в школе? Есть такие? Ходить в школу ради общения некоторым нравилось, да — а именно учиться? Я помню, как у нас было принято стонать по поводу ненавистной учебы, и как мы сочиняли пародии на стихи и песни, выражая свое недовольство школой. А ведь я была отличницей, и учеба давалась мне легко.
Сейчас я наблюдаю, как мой сын с друзьями обнаруживают те же настроения — прямо так детство и вспоминается! Ни один ребенок не хочет учиться в школе. Так может, он прав, защищаясь от того, что ему не нужно и не полезно? Ведь сами по себе дети любознательны и у них есть инстинкт развития. Вон, мой младшенький сидит и учит слова по картинкам — не оттащишь, а никто ведь его не заставляет!
Теперь о «пользе хороших оценок». Вы, наверное, не раз слышали, что по данным социологических исследований троечники в жизни достигают большего, чем отличники. Если не слышали — спросите у Google. Такое ощущение, что те, кто хорошо учился в школе, растрачивают на это весь свой потенциал — и на долю взрослой жизни уже не остается. Но это шутка. На самом же деле, наша система образования построена так, что для того, чтобы хорошо учиться, нужно разучиться самостоятельно мыслить и выучить шаблоны. Почему она так устроена, судить не берусь — но это факт. Вы серьезно думаете, что школьная учеба развивает и дает знания, которые потом помогут ребенку обрести успех в жизни?
Мои школьные сочинения всегда висели на доске почета не потому, что там было что-то оригинальное, а наоборот. Я быстро догадалась, что мои мысли никому не интересны. Высказывать свое мнение я начала только в старших классах — уже из бунтарства, а до этого просто писала опусы, ловко составленные из расхожих штампов. И это — сочинения!
С тех пор ничего не изменилось. Сейчас моего сына никогда не зовут к доске и ругают за то, что он неправильно — не так, «как положено», решает задачи по математике. У ребенка выдающиеся способности к предмету, учительница это признает, но что делать с этой «неправильностью» она не знает — разве что на олимпиады его направлять… В третьем классе я пыталась его «заставить» учить таблицу умножения, но после того, как он мне доказал, что умножает и делит без нее с той же скоростью, что и я, отступилась. Так до сих пор и живет без таблицы умножения, что не мешает ему решать за урок контрольную в двух вариантах…
Очевидно, что человек, не способный (разучившийся в школе) самостоятельно мыслить вряд ли многого добьется в жизни. Нет, «винтиком системы» он может быть, но те времена, когда была «система с винтиками», уже канули в лету. Современная реальность требует креативности и самостоятельности. Опять же, если ребенок все силы отдает учебе, у него не остается времени на то, чтобы приобретать действительно важные навыки — общения, например. Или углублять самостоятельно знания в тех областях, которые ему действительно интересны и лягут в основу его будущей профессии. В результате, сами понимаете — успех ему не светит… Не слишком ли это дорогая цена за хорошие оценки в школе?
Кому они вообще, эти оценки, нужны?
- Оценки нужны учителям для рейтинга (или как это называется?). Учительница сына моей сестры регулярно давит на нее, чтобы она озаботилась оценками сына, откровенно признаваясь, что она сама в этом заинтересована — не в успехах ребенка, а в своих баллах. Ничего не имею против учителей и их премий. Они не виноваты, что система образования такова, но приносить в жертву этому своего ребенка как-то не хочется…
- Еще оценки детей нужны нам самим. Нам хочется гордиться и хвастаться, что наш ребенок — отличник. Это настолько приятно, что будущее этого ребенка уже как-то не важно. Тем более, что мы твердо верим в штамп, выученный в школе, что будет хорошо учиться — его ждет блестящее будущее, а не будет — станет дворником. И мы, вроде как, за него «переживаем», видя двойки… Подумать, что этот штамп не соответствует реальности, мы себе труда не даем. На самом же деле, оценки — даже не показатель умственного уровня ребенка и его способностей. Оценивается только умение «вызубрить» что-то вовремя. Если уж мы хотим гордиться нашими детьми, то лучше обратить внимание на другое — на развитие творческих способностей, смекалку, волю, умение добиваться целей. О наших детях больше говорит — и больше им дает, дополнительное образование, кружки, секции, увлечения и авторитет у сверстников, чем школьная учеба. Считать ребенка «тупым» на основании двоек по любому предмету, по меньшей мере, несправедливо, а заниженная нами его самооценка гораздо ощутимее скажется на его будущем, чем незнание каких-нибудь логарифмов.
- Меньше всех хорошие оценки нужны самому ребенку. Даже уважения среди сверстников благодаря им не получишь, скорее наоборот — «ботаником» обзывать будут… Это не говоря уже о том, что в будущем они ему, скорее, навредят.
Что же делать со школой?
Вы спросите: Так и что теперь, пусть совсем в школу не ходит? А как же он в институт пойдет? — Ну, не так радикально — пусть ходит, но хорошо учиться там совсем не обязательно. Мы не силах изменить законодательство и систему образования, но свести к минимуму последствия взаимодействия наших детей с этой системой мы можем. Для этого просто не нужно требовать хороших оценок. Единственное, что требуется от ребенка — это вытягивать на троечки четверти и полугодия, чтобы не остаться на второй год или на осень. Ребенок сам понимает, что такое «счастье» ему не нужно. Представляете, сколько нервов мы сэкономим себе и детям, если перестанем «напрягаться» по поводу оценок?
Если говорить о ВУЗе, то что мы слышим на первой же паре любого предмета? —«Забудьте все, чему вас учили в школе!» Да, для поступления в ВУЗ оценки по определенным предметам должны быть хорошими. Так это получится само собой! В средних классах становится понятно, к чему у ребенка есть способности и склонности. Вот пусть на эти предметы и делает упор — особенно в старших классах, поближе к ВУЗу. Зачем ему мучиться, пытаясь добиться чего-то в дисциплинах, к которым у него нет способностей и не лежит душа?
Сейчас мой сын в шестом классе. Как и все, я готовила его в первый класс, рассказывая сказки о том, как интересно в школе и как много нового он там узнает. Через месяц сын сказал, что ему не интересно, и он не хочет ходить в школу. И тут его ждал сюрприз! Мама объяснила, что все равно туда ходить придется — таковы законы общества, иначе его отправят в детдом и там все равно заставят учиться…
Этакая первичная социализация — уважай законы государства, в котором живешь, независимо от того, нравится тебе это или нет. Спорили мы долго — общество с такими законами ему тоже не понравилось… «Ну что же, вырастешь — становись президентом и меняй законы! А пока будь добр «отбыть» эти 11 лет любым способом, не создавая проблем ни себе, ни мне.»
И кстати, эти способы дети находят! Особенно в эпоху всеобщей «интернетизации». Вы знаете, что есть такой сайт, где выложены ответы на все задания? Те, кто списывает оттуда, получают пятерки, а кто делает задания сам — что получится. Вот такая ирония! Учителя об этом знают, но что поделаешь? — ответы-то верные…
Нечестно? — Да. Но в условиях, когда ты учишься «для галочки», а твое реальное развитие и интеллект никого не интересует, и знания эти тебе никогда не пригодятся, нет разницы: выучить — и забыть на следующий день, или списать. Согласны? Если не согласны, то все равно ребенок будет списывать — только вы об этом знать не будете. Если интересно, почитайте о том, как потерять доверие ребенка.
Каюсь, я не без греха — хоть и не ругала за двойки, но пыталась замотивировать на пятерки и напоминала про домашнее задание — безуспешно. Полгода назад мне это надоело и я сказала, что это — его личное дело, но если мне позвонит его классная из-за «хвостов» и будет просить принять меры — придется принимать меры. Высшая мера известна — отлучение от компьютера. И что получилось? — Классная ни разу не звонила, хотя раньше это случалось регулярно! А насколько легче нам с сыном стало жить, вы даже не представляете!
А как вы решаете больной вопрос с учебой ваших детей? Заставляете их учиться или нет? Вряд ли мне удалось переубедить сторонников хороших оценок, но надеюсь, что этот пост хотя бы поможет вам меньше расстраивать при виде оценок ваших детей — как раз скоро дневники выдают… Жду вашего мнения в комментариях — согласны вы со мной или нет? До встречи в новых статьях!
© Надежда Дьяченко
Как заставить ребенка учить уроки
Ваш малыш не хочет учить уроки. Что же это — простое упрямство, лень, желание что-то доказать или неуспеваемость? Причин множество, и они разные в каждом возрасте. Родители не должны пускать ситуацию на самотек, необходимо повлиять на проблему пока не поздно.
Выделите отдельную комнату для школьника, а не угол в общей комнате. Создайте там комфортные условия. Мебель возрасту ребенка должна соответствовать. Расположите письменный стол в соответствии с нормами. Уберите из поля зрения отвлекающие предметы: игрушки, сладости, телевизор и компьютер.
Составьте режим дня вместе с ребенком, его пожелания тоже учитывайте. Уроки учить желательно не сразу, как только малыш пришел из школы. Дайте ему некоторое время для обеда и отдыха. Не затягивайте допоздна время отдыха — к вечеру ребенок будет больше хотеть спать.
Научите своего малыша правильно распределять время для выполнения заданий. Выполняются в первую очередь сложные и трудные задания: химия, математика, физика. Разрешайте на небольшой перерыв прервать выполнение задания – в течение часа на 10-15 минут. Напомните малышу о необходимости делать уроки, если время подошло. Не заставляйте ребенка заниматься, не кричите, не давите, а просто напомните.
Наберитесь терпения, если ребенок вникает в смысл заданий медленно. Через некоторое время отдайте контроль над домашним заданием самому ребенку, в процесс работы не вмешивайтесь, пока вас не попросят об этом. Проконсультируйтесь с преподавателем по телефону, если немного сомневаетесь в правильности выполнения домашнего урока.
Хвалите малыша за правильно выполненные уроки и за красивый почерк. Не ругайте за неудачу. Лучше разберитесь в новой теме, почему ребенок вдруг получил «неуд» на уроке, почему в дневнике принес «замечание» преподавателя. Покажите на примерах некоторых знакомых людей, что хорошее образование дает в дальнейшей жизни.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Осталось совсем немного до конца третьей четверти. Для многих школьников — это самый сложный период в учебном году. Четверть длинная, программа сложная, а тут еще межсезонье с постоянными простудами, авитаминозом и плохой погодой. Не удивительно, что у ребенка может накопиться усталость и пропасть интерес к учебе.
Специально для 5-tv.ru детский и семейный психолог рассказала, как родители могут помочь ребенку справиться с непростым периодом школьной жизни.
Нина Хомерики
Детский и семейный психолог, кандидат психологических наук
Как заставить ребенка учиться?
Ребенка не нужно заставлять учиться — все дети по своей природе любознательны. Если посмотреть на малышей, которые только-только познают мир, то можно увидеть, что их переполняет энергия развития, любопытство, интерес, азарт к пониманию мира. Это мощный ресурс и главная задача родителей — поддержать этот познавательный интерес и любознательность ребенка. Для этого необходимо создать благоприятную познавательную среду, в которой ребенок бы рос, развивался и получал бы от этого процесса удовольствие.
Как пробудить в ребенке мотивацию к учебе?
Проблема мотивации — очень частый вопрос на консультации у психолога. Ко мне часто обращаются с запросом «ребенок ничего не хочет, я не могу заставить его учиться», говорят об абсолютной апатии и отсутствии мотивации к учебе. Подобная проблема носит системный характер и формируется на за один день.: когда речь идет о подростке 13 лет, который ничего не хочет — это уже запущенная ситуация, нужно смотреть на то, с чего все началось. Намного проще предотвратить ошибки, чем потом их корректировать.
Дети по своей природе любознательны. Валерий Шарифулин/ТАСС
Основная задача начальной школы — научить ребенка учиться. Важно сохранить положительные эмоции ребенка к процессу обучения, для этого ему важно ощущать себя успешным. А таблицу умножения и алфавит он обязательно выучит. Но не любой ценой.
Сейчас много амбициозных родителей, которые стремятся дать все лучшее ребенку: определяют в гимназии с повышенным уровнем обучения, усложненными программами. Часто дети с первых классов попадают в агрессивную среду с давлением со стороны школы, со стороны родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы он в своем ритме осваивал школьную программу, которая отвечала бы его возможностям.
Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями?
Я часто встречаю ситуации, когда родители делают домашние задания вместе с учеником, думая, что они помогают ребенку. Выполнение домашней работа — это зона ответственности ребенка. Когда родитель слишком вмешивается в этот процесс и начинает его контролировать, он оказывает медвежью услугу. Ребенок теряет чувство ответственности. У него нет возможности получить опыт, пусть даже негативный, основанный на переживании последствий от своих действий.
Родитель может и должен помочь ребенку, например, организовать процесс выполнения домашних заданий, научить самоконтролю.
Помогите школьнику составить режим дня. Heiko Wolfraum/ТАСС
Еще одна ошибка родителей — думать, что когда ребенок пошел в школу, он уже не нуждается в играх. Они убирают игрушки и их место занимают уроки и еще раз уроки. В таком случае ребенок испытывает серьезный эмоциональный перегруз. Он еще не успел перестроится, внутренняя позиция школьника формируется постепенно. Поэтому важно оставлять школьнику время для игр.
Нужно ли обсуждать оценки?
Оценки играют не очень хорошую роль, когда становятся намного важнее образовательного процесса и превращаются в самоцель. Для того, чтобы этого не происходило, я предлагаю родителям ориентироваться не на результат, а на процесс. Когда мама или папа знают, сколько усилий ребенок приложил к тому или иному проекту, даже если он получил тройку или четверку, то нужно обсуждать с ним не эту оценку, а его чувства, переживания, мысли на этот счет. Что он вложил в задачу, каким смыслом наполнена та или иная деятельность?
Что делать, если у ребенка есть сложности в обучении?
Иногда причинами являются когнитивные, интеллектуальные сложности ребенка, когда программа не соответствует его уровню возможностей. Очень частая проблема с синдромом дефицита внимания — тогда нужна определенная коррекция, помощь.
Эмоциональные в том числе семейные трудности также часто могут быть причиной снижения успеваемости. В этом случае можно наблюдать ребенка, который хорошо учится, а потом вдруг что-то происходит и успеваемость резко падает. Это повод обратиться к специалисту, детскому психологу, чтобы оказать своевременную помощь ребенку.
90000 How to Make Your Online Classroom Interesting for Students 90001 90002 When I first ventured into online teaching, I was skeptical about the idea and feared that it would flop due to my lack of experience. But I knew that my students were comfortable learning over the internet and I wanted to use it for their benefit. 90003 90002 This article is for tutors teaching 10-15 year olds on how to make online learning an interesting experience for their students. 90003 90006 What should you learn first? 90007 90002 The first goal in an online classroom is to gain your student’s attention and keep them engaged, which is always a daunting task for most teachers.It gets particularly tougher when you’re teaching ESL to a class of 13-14 year olds. 90003 90002 90011 90012 Related 90013: 15 Online Teaching Tips from a Current Teacher 90014 90003 90002 But do not fret. The internet has equipped us with the right tools to make our work easy. I’ll get to that in a few minutes. 90003 90002 Once you’re through with the technicalities of finding a right platform and setting up an online classroom, you need to design your course materials in such a way that it’s both purposeful and interesting for the students.90003 90002 This will require some extra effort from your side to know what your students are engaging with on social media, or what they’re reading about on the internet. It’s very useful to know what’s trending in the music world and what TV series they follow, etc. 90003 90002 This groundwork helps you connect with your students and using these references occasionally in the classroom (through memes or examples) makes it easy for them to relate to and remember the concepts. Students always react positively to someone who can understand them, so first learn what they like.90003 90006 Preparing new course materials 90007 90002 The Internet has given people easy access to vast amounts of information that’s out there waiting to be explored. Make a list of reputable websites relevant to your course and browse through them regularly for any new material that would benefit your students. 90003 90002 While preparing the study materials, consider the following points: 90003 90030 Know your audience 90031 90002 Before starting an online course, it’s better to know your students by name.Arrange a get-together a week before the class and interact with each student to know about their background and interests. 90003 90002 If a meeting is not possible, have an online group session to interact with them. This way, you’ll understand the students taking the course and set the learning objectives before devising each lesson plan. 90003 90030 Make emotionally satisfying content for students 90031 90002 Students react better when the concepts are explained through examples that they can connect with emotionally.Inserting these small memorable moments makes it easier for them to recall and remember hard concepts. 90003 90002 90041 Example: Almost all of my ESL students are soccer fans who follow European football. So for explaining grammar concepts, I incorporate moments from big matches that happen over the weekends into my notes. 90042 90003 90030 Add fun graphical elements 90031 90002 It’s almost boring to have to scroll through slides of plain text over and over again for the entire duration of the class.Here’s where you should introduce something fun, like .gif images, memes, or a short 1-minute clipping from some movie, etc. And when the students are practicing solving questions, you can use fun timers to set the countdown. 90003 90002 90041 Example: To teach intonation to my students, I used a classic conversation clipping from The Big Bang Theory between Leonard and Sheldon about the ‘6th noble gas’. 90042 90003 90030 Memorizing concepts using flashcards and games 90031 90002 Flashcards have proven to be a very useful tool for helping students to memorize and remember what they study.In an online environment, there are additional features that have made traditional flashcards even more useful. 90003 90002 90041 Example: I make flashcards using 90042 90041 Cram 90042 90041 to add audio clips to each card with the correct pronunciation, add images, and play inbuilt memory games for each set of flashcards that I create. 90042 90003 90030 Have interactive weekly quizzes 90031 90002 The second goal in an online class is to get your students to take a test while you remotely monitor it from your desk.To make this interesting and to keep the students hooked, you can use fun quizzes, where they get to play a game while answering the questions. 90003 90002 Having a weekly quiz helps students constantly revise, and keep the lessons in line which is extremely important for ESL students. Turning a quiz into a game makes learning easy and exciting for young learners. 90003 90030 Motivate students with rewards 90031 90002 Students like to be rewarded for their consistency and hard work, and such motivation drives them to perform even better the next time around.Having an evaluation twice every month keeps the students on their toes and drives a healthy competition. 90003 90002 90041 Example: I maintain an online leaderboard of the top 5 performers after every quiz and the points are visible on the side screen during the lectures. This motivates my students to perform well in the tests and complete their homework on time. 90042 90003 90030 Share useful resources 90031 90002 The third goal in an online class is to make sure that your students are regularly reading up.To monitor this, you should share relevant links in the middle of the lecture so that they could read them simultaneously. Make a list of such page links before starting your class. 90003 90002 90041 Example: ESL students need to read a lot to practice what they learn. I often share references of interesting topics (like 90042 90041 A Tale of Two Cities 90042 90041, etc.) where my students regularly practice reading paragraphs from articles and papers on those topics. 90042 90003 90006 Explore and exploit Gmail features 90007 90002 Students love it when they are provided with ways to make learning easy.Google offers you free tools that are more than enough to assist you in your online endeavors. Here are some tips to easily manage your class using Google: 90003 90094 90095 Ask your students to create a fresh Gmail ID exclusively for the class 90096 90095 Use the Google Drive to upload recorded lectures and notes and share them with your students for reference 90096 90095 Use Google Hangouts to give individual private feedback and chat with your students about their problems 90096 90095 Create copies of test papers, one for each student and share it individually with them to prevent overlapping during a test 90096 90095 Use Google Sheets to track the daily progress , attendance sheets, mark sheets, etc.90096 90095 Use the calendar to mark important test and assignment dates and set reminders for students 90096 90095 Have group chats with students about their weekly experience and on how to further improve your course materials 90096 90109 90002 Online classrooms are highly beneficial as they’re easily accessible and give students the opportunity to revise whenever they want to. As a teacher, make it an enjoyable learning experience for them. 90003 90002 90011 Ethan Miller is a private ESL tutor, and, apart from his passion for teaching, he loves to write.When he is not teaching or writing his book, Ethan loves to blog and is a huge fan of educational technology. Follow Ethan on Twitter, and his blog. 90014 90003.90000 7 Tips on How to Make Lessons More Engaging and Fun 90001 90002 90003 90004 90002 90006 The ideas here have certainly been shared on the site before, but I thought a fresh look at them might be helpful, as many of us continue to look for ideas to spark the new year and bring more engagement to our classrooms. — KW 90007 90004 90002 Students getting bored … teachers do not see that as much of a problem. Education has always been boring to some extent. 90004 90002 Well, guess what: boredom 90006 is 90007 a problem.A big one! 90004 90002 We can not expect students to come to our classrooms inspired. As teachers, we have a responsibility to trigger their inner motivation. You know what bored students mean for us, do not you? A boring job. To make our job less boring, we have to engage them more. We can do that through a different approach towards teaching: more 90006 engaging and enjoyable 90007 lessons. 90004 90002 Let’s see how you can make your lessons less boring and more engaging, and even let you throw in a laugh from time to time.90004 90021 90022 90023 Relate the Lessons to Real-Life Scenarios 90024 90025 90026 90002 Let’s say you’re assigning an essay. There are two ways to do that: 90004 90029 90022 Give them general instructions, explain what you expect, and wait for the students to deliver the projects by the deadline; or 90025 90022 Give them the instructions and explain what you expect, but relate the assignment to the real world round them with concrete examples of how the topic can be relevant to their lives.90025 90034 90002 The second method wins, hands down. When you connect the assignment to their lives, they will be likely to take more ownership of it. 90004 90037 90022 90023 Gamify the Educational Process 90024 90025 90026 90002 It does not matter whether your students are 8, 18, or 38 years old; gamification can be a powerful aid! When you’re looking for a way to keep your students engaged, try to introduce a game in the classroom. 90004 90029 90022 If, for example, you’re teaching science, your students can have a vocabulary contest.You’ll give them words of scientific concepts, and they will have to explain them. 90025 90022 If you’re teaching history, you can play a memory game, so you’ll inspire them to remember the dates. 90025 90022 If you’re teaching literature, you can play a storytelling game. You’ll start with the prompt, and each student will add a sentence, so you’ll get a short story through teamwork. 90025 90022 In higher ed, similar techniques can be used, adopted for older students. 90025 90034 90002 There are limitless opportunities for gamification.This concept makes your teaching really fun. 90004 90057 90022 90023 Take It Outside 90024 90025 90026 90002 If you’re teaching about something that can be seen outdoors, move the class outside. It’s a simple strategy that never fails. The mere fact of being outside the classroom will make your students more relaxed, but more engaged at the same time. 90004 90065 90022 90023 Tell Anecdotes 90024 90025 90026 90002 Whatever lesson you’re teaching, you’re surely mentioning names.If, for example, you’re teaching about Newton’s laws of motion, you can share an anecdote related to Newton. Maybe it will not have anything to do with the actual lesson. However, it will help them remember the name, and it will surely be the highlight of your lecture. 90004 90002 Anecdotes work as attention-grabbers, especially when they are funny. 90004 90075 90022 90023 Use Technology! 90024 90025 90026 90002 While we realize that pedagogy always comes first, technology can offer many ways to bring an element of engagement to lessons and assignments.Articles on this site offer many tips (check out 27 Meaningful Ways to Use EdTech & Make Your Classes Extra Awesome This Year! For a rich set of ideas). 90004 90083 90022 90023 Make the Lessons Interactive 90024 90025 90026 90002 Are you used to traditional lecturing? You know; the kind when you stand in front of the classroom, present the lesson, and ask if anyone has questions in the end? 90004 90002 That does not always work. Granted, some teachers are great lecturers, and a good lecture can be a thing of beauty, but sometimes being more interactive is the ticket.90004 90002 Get the students involved throughout the lesson, so you’ll make sure they are paying attention. If you can be both interactive and collaborative, all the better! Explore these 20 Fun Free Tools for Interactive Classroom Collaboration for some ideas. 90004 90095 90022 90023 Let Them Move 90024 90025 90026 90002 Be honest: would you be happy if someone forced you to sit all day long? As a teacher, you certainly like to move around the classroom, since you do not want to be stuck in place.Your students share your aversion to being stuck. 90004 90002 Give them tasks that will get them moving. You can divide them in teams and allow many students to sit in a group. They will be free to stand up when they speak, or move around the classroom to see what the other teams are doing. There is a lot of scientific evidence indicating that the brain learns better when we are physically active. 90004 90002 We hope these ideas spark a change in your classroom! Let us know if you have other favorite techniques of your own! 90004 90002 90006 Image source: https: // unsplash.com / photos / zFSo6bnZJT 90007 90004 90002 90004 .90000 How to start teaching kids English at home | LearnEnglish Kids 90001 90002 90003 By Jo Blackmore, LearnEnglish Kids team 90004 90005 90006 How do I start teaching my kids English at home? 90007 90002 Many parents would like to teach their children English at home, but do not know how to start. It does not matter if your own English is not perfect. The most important thing is that you are enthusiastic and that you give your children lots of encouragement and praise. Your child will pick up on your enthusiasm for the language.Do not worry if your child does not start speaking English immediately. They will need a certain amount of time to absorb the language. Be patient, and they will begin to speak English in their own time. 90005 90006 Establishing a routine 90007 90002 Establish a routine for your English time at home. It is better to have short, frequent sessions than long, infrequent ones. Fifteen minutes is enough for very young children. You can gradually make sessions longer as your child gets older and their concentration span increases.Keep the activities short and varied in order to hold your child’s attention. 90005 90002 Try to do certain activities at the same time every day. Children feel more comfortable and confident when they know what to expect. For example, you could play an English game every day after school, or read an English story with your children before bedtime. If you have space at home, you can create an English corner where you keep anything connected to English, for example books, games, DVDs or things that your children have made.Repetition is essential — children often need to hear words and phrases many times before they feel ready to produce them themselves. 90005 90006 Playing games 90007 90002 Children learn naturally when they are having fun. Flashcards are a great way to teach and revise vocabulary and there are many different games which you can play with flashcards, such as Memory, Kim’s game, Snap or Happy Families. 90005 90002 You can find free downloadable flashcards on a wide range of topics on our website.90005 90002 There are many other types of games you can play with your children to help them practise English. 90005 90024 90025 Action games — for example Simon says, Charades, What’s the time Mr Wolf? 90026 90025 Board games — Snakes and ladders, other traditional games 90026 90025 Word games — e.g. I spy, Hangman 90026 90025 Online games — you could finish your English time with an online game from LearnEnglish Kids. 90026 90033 90006 Using everyday situations 90007 90002 The advantage of teaching English at home is that you can use everyday situations and real objects from around the house to practise the language naturally and in context.For example: 90005 90024 90025 Talk about clothes when your child is getting dressed, or when you are sorting laundry ( ‘Let’s put on your blue socks’, ‘It’s Dad’s T-shirt’, etc.). 90026 90025 Practise vocabulary for toys and furniture when you are helping your child to tidy their bedroom ( ‘Let’s put your teddy bear on the bed!’, ‘Where is the blue car?’). 90026 90025 Teach food vocabulary when you are cooking or going shopping. When you go to the supermarket, give your child a list of things to find (use pictures or words depending on their age).Revise the vocabulary when you put the shopping away at home. 90026 90033 90006 Using stories 90007 90002 Younger children love books with bright colours and attractive illustrations. Look at the pictures together and say the words as you point to the pictures. Later you can ask your child to point to different things, e.g. ‘Where’s the cat?’ After a while encourage them to say the words by asking ‘What’s that?’ Listening to stories will get your child used to the sounds and rhythms of English.90005 90002 The animated stories on LearnEnglish Kids are an excellent way for children to develop listening and reading skills. Older children can complete the accompanying downloadable activities to check understanding. 90005 90006 Using songs 90007 90002 Songs are a really effective way to learn new words and improve pronunciation. Songs with actions are particularly good for very young children as they are able to join in even if they are not yet able to sing the song. The actions often demonstrate the meaning of the words in the song.90005 90002 There are many fun, animated songs on LearnEnglish Kids which you can listen to with your children. 90005 90006 Teaching grammar 90007 90002 With younger children, there is no need to explicitly teach grammar rules, but instead get them used to hearing and using different grammatical structures in context, for example ‘have got’ when you are talking about someone’s appearance, or ‘must / mustn’ t ‘when talking about their school rules. Hearing the grammar being used in context from an early age will help your child to use it naturally and correctly when they are older.90005 90002 For older children, you can use the grammar practice section on LearnEnglish Kids. Videos, quizzes and games help kids to learn in a fun, relaxed way. 90005 90002 It can be very useful for older children to teach their siblings or other family members. Explaining how to use grammar to someone else helps you to master it yourself. 90005 90006 Which words and phrases should I teach first? 90007 90002 Consider your child’s interests and personality when deciding which topics to teach, and let your child help you to choose.You may like to start with some of these topics: 90005 90024 90025 numbers (1-10, 10-20; 20-100) 90026 90025 colours 90026 90025 adjectives (e.g. big, small, tall, happy, sad, tired) 90026 90025 the body 90026 90025 toys 90026 90025 clothes 90026 90025 animals (e.g. pets, farm animals, wild animals) 90026 90025 food 90026 90033 90002 You can find lots of fun activities on a huge range of topics on LearnEnglish Kids. 90005 90002 It is also important for your child to get used to ‘English time’ language, so use the same phrases with your child each time, e.g. ‘It’s English time! Let’s sit down. Which song shall we start with today? ‘Children will soon pick up phrases such as please; thank you; Can I have … ?; Where is … ?; Point to …; What colour is it ?; It’s …; I like …; I do not like … 90005 90002 Whatever your approach, the most important thing is to relax, have fun and make learning English an enjoyable experience for both you and your child. 90005.90000 How to keep your students motivated 90001 90002 90003 Cristina Cabal has been teaching for 26 years. She shares some of her top tips for keeping students motivated. 90004 90005 90002 How do you keep students motivated? I like to compare it to keeping a healthy successful marriage. Like passion, motivation eventually fades away if you do not feed it every day. It takes time, effort and energy — but it is worthwhile. 90005 90002 In my experience, what keeps students motivated is a motivated teacher.If you have a passion for teaching, your students are more likely to show a passion for learning. However, I’m afraid it also works the other way round: if you do not care about teaching, your students will not care about learning. 90005 90002 So, here are a few effective tips I have collected over the years: 90005 90002 90003 Involve your students 90004 90005 90002 You will not keep your students motivated if you do not involve them and let them take an active role in your classes. Long gone are the days when teachers talked for most of the lesson, with students taking a passive role.Classes need to be student-centred. The teacher should act as a coach and facilitator; to help, guide and direct the learning process. 90005 90002 90003 Give students the chance to shine 90004 90005 90002 It is also very important to give students the opportunity to be successful. Give them tasks where they can see the results of their efforts. That feeling of ‘yeah, I did it!’, That ‘a-ha’ feeling students get when they have done a difficult exercise, boosts their motivation. 90005 90002 90003 Make learning fun 90004 90005 90002 Make your classes memorable.Use games and competitions. Everybody loves competitions, and it gives students a nice opportunity to interact with each other, have fun and learn at the same time. 90005 90002 90003 Step away from the textbooks 90004 90005 90002 Bring in authentic material that your students can connect with, and that matches their needs and interests. Create your own activities and show them that you are also prepared to put in a lot of effort and time to help them succeed. 90005 90002 90003 Explain why you are doing things a certain way 90004 90005 90002 There is nothing more boring than a teacher telling students to open their book on page 22, and asking them to do exercise five.You need to explain why it is important for them to do this exercise, and what they are going to accomplish by doing it. 90005 90002 90003 Give very clear instructions 90004 90005 90002 When setting a task, be clear and allow students time to prepare first and ask you any questions. There is nothing more frustrating for them than not being able to perform well, because they did not understand the task. This is very important to students. They need to have a very clear idea of what they are supposed to do.90005 90002 90003 Set clear, attainable goals for every lesson 90004 90005 90002 You want your students to leave your class thinking it was worth their while. Start your lessons by writing down your lesson plan on the corner of the board, so that students know what they are going to learn. At the end of the class, point to the lesson plan and go over everything they have learned. It’s important for them to see where they are now, and where you are going to take them next. 90005 90002 90003 Vary the social dynamics and include movement 90004 90005 90002 Ask students to work in pairs or in groups.Get them out of their seats and moving. Ask them to change partners regularly. To keep your students ‘attention, set a variety of engaging, meaningful activities, and create a friendly atmosphere where they feel they can talk freely and ask questions. 90005 90002 90003 Use different materials 90004 90005 90002 We all know that our students prefer looking at a screen than at a book, so use visuals, flashcards, infographics, quizzes, and make use of new technology. There are plenty of sites that offer online quizzes, games or videos.As teachers, it’s up to us to seek out new resources that may benefit our classes, and bringing technology into our lessons is a great way to motivate students. You can not expect your students to be motivated if you spend half the class doing endless grammar and vocabulary exercises. 90005 90002 90003 Do not over-correct 90004 90005 90002 Avoid over-correcting, especially when students are speaking in front of the class. Do not undermine their confidence by interrupting every single time they make a mistake.Listen to them, and when they finish, thank them for their contribution and point out one or two important mistakes they might have made. You can then remind students that making mistakes is a natural part of learning and that everybody makes mistakes, even the teacher. 90005 90002 90003 Praise 90004 90005 90002 In capital letters. A ‘well done’ or a ‘thank you’ at the end of their contribution, even if their answer was not correct, will boost confidence a lot, especially for weaker students.There is always something positive to say. Start with the positive thing, and then tactfully move on to what needs to be improved. 90005 90002 So what is the best tip I can offer? The one I stick to after 26 years teaching, which probably best summarises all the tips I have shared here, is ‘teach as you would like to be taught’. It is as simple as that. 90005 90002 90003 Cristina Cabal is also a teacher trainer, running workshops to help teachers incorporate technology into their teaching. Read her blog about hands-on practical ideas for teaching languages.90004 90005 90002 90003 Find further information about teaching resources and opportunities on the British Council’s Teach English site. 90004 90005.