Как заставить ребенка хорошо учиться. Как научить ребенка учить уроки самостоятельно
Как заставить ребенка хорошо учиться. Как научить ребенка учить уроки самостоятельно
Всем родителям следует запомнить одно простое жизненное правило, касающееся школьников: учить уроки вместе с ребенком допускается максимум до окончания второго класса, дальше школьник должен сам заниматься своей учебой, иногда обращаясь к вам за помощью.
Осознав, поняв и применив это, вы избавите и себя, и своих детей от множества проблем и забот. Если к этому времени вы не приучили ученика делать уроки самостоятельно — дальше будет только хуже, причем и вам, и вашему чаду. Если же вы совершили такую ошибку и приучили ребенка ждать маму с работы и только вместе с ней садиться за уроки, постарайтесь постепенно, набравшись терпения, отойти от этой привычки.
Пытаясь найти решение, как заставить ребенка хорошо учиться, нельзя давать ему свободу действий резко и сразу:»С сегодняшнего дня ты делаешь домашние задания сам!» Это будет шоком и стрессом для детской психики, которая еще даже не знает, как это можно сделать самому, если уже несколько лет это делалось только вместе с мамой или папой. Начните издалека, например, легкие задания доверьте школьнику выполнить самому и посмотрите, как он справится.
Возможно, с первого раза у него не получится сделать все правильно или вовремя, имейте терпение, не ругайте, не упрекайте, не поторапливайте, ни в коем случае не произносите фразы «Ну вот, ты без меня даже это сделать не можешь!» Это погубит в ребенке все задатки самостоятельности и веру в себя.
Когда часть заданий школьник сможет решать сам, увидит, что это возможно и даже легко, он сам захочет делать остальные уроки тоже самостоятельно, ведь это намного приятнее, когда никто не стоит за спиной и не тыкает пальцем в ошибки. Но для этого, возможно, придется учить ребенка усидчивости .
Но давая дочери или сыну возможность учиться самостоятельно, вы также должны дать ему право на ошибки и на плохие отметки. Поверьте, для ребенка, для его будущего, для формирования его личности будет лучше получать свои честно заработанные тройки или даже двойки, чем оценки четыре или пять за задания, выполненные мамой или с помощью папиного ремня. Получив свою законную двойку, ребенок должен сам для себя определить те чувства и эмоции, которые вызывают у него такие отметки.
Обычно детям не нравится быть «отсталыми» и они стараются тянуться хотя бы на уровень выше. Если им в этом не мешать, то этот уровень будет достигнут. Бывают случаи, когда школьнику не особо и важно, какие оценки ему ставят учителя и какие лекции читает ему директор, в таком случае позвольте ему какое-то время быть двоечником.
Ведь вы не перестанете его меньше любить из-за каких-то отметок? Конечно же нет. Можете утешить себя тем, что по исследованиям психологов именно двоечники обладают более развитой фантазией и изобретательностью, творческим подходом к самым сложным ситуациям, поэтому часто именно двоечники становятся бизнесменами или основателями преуспевающих компаний. Они, если сказать простым языком, умеют вертеться и воспринимают критику и чужое мнение гораздо проще, чем отличники.
Но не стоит думать, что отличником быть плохо. Нет, хорошо учиться — это правильно и здорово, если это происходит легко и у ребенка есть желание и тяга к учебе. Если же нет мотивации, стремления у самого ребенка, а не у родителей, то никакие репетиторы не помогут.
Как заставить ребенка делать уроки. Как делать уроки без слез, истерик и скандалов: 5 действенных советов психолога, которые были проверены на практике
Мама приходит с работы, мама снимает боты, мама глядит кругом… опять впереди дурдом. Школа стала сущим адом не только для детей, но и для родителей.
“Я ненавижу школу, я ненавижу делать уроки”, — эти фразы все чаще и чаще звучат от родителей, которые уставшие, после трудового дня вынуждены вести войну с собственным ребенком.
Согласно исследованию более половины родителей делают уроки вместе со своими детьми . И, естественно, вопрос: как делать уроки без слез, истерик и скандалов, актуален как никогда.
Придя с работы, уставшие родители вынуждены теперь делать не только работу по дому, но и заново осваивать школьную программу. Мама кричит, ребенок плачет, а результата все нет.
№ 1 Ожидания должны быть максимально приближены к реальности
Не рассчитывайте, что вот сейчас буквально 30 минут и все будет готово. Не вспоминайте о том, что вы сами делали уроки и никто не помогал.
Позвольте своему ребенку быть просто ребенком, а не продолжением вас. Позвольте ему просто быть, а не удовлетворять ваши амбиции.
Нужно ли делать уроки с ребенком: взвесим все «за» и «против»
Ребенок также как и вы устает, он испытывает не меньший стресс от происходящего. Всегда будьте готовы к худшему сценарию: задали много, ребенок ничего не понял в классе.
№ 2 Мама не для того, чтобы ругать, мама для того, чтобы любить и хвалить
Забудьте про крики и придирки. Помните: вы ничего не ожидаете от своего ребенка. Вот если он написал даже один крючок — он молодец, он уже превзошел все ваши ожидания.
Помните, что хорошей мамой вы должен быть для своего ребенка, а не для его учительницы или общественности.
Помните, что совместное бдение над учебником на данный момент единственная возможность насладиться общением со своим ребенком.
№ 3 Похвала вместо критики
Учитесь сравнивать ребенка не с другими детьми, а с ним же самим. Вот еще месяц назад он не мог даже крючок написать, а сегодня уже более менее уверенно выводит букву А.
Неделю назад он не мог открыть скобки и умножить одночлен на многочлен, а сегодня допустил только одну ошибку перемножая многочлены.
Прогресс есть всегда. Учитесь его видеть. Нет, это не значит, что ребенок может ничего не делать, а вы его за это должны хвалить. Если вы сами не можете найти повод для похвалы, предложите ребенку вам помочь:
“Я очень хочу тебя похвалить, как ты думаешь, на что мне стоит обратить внимание?”
№ 4 Используйте метод помидора
Метод помидора — отличный способ научить ребенка ориентироваться во времени , концентрироваться на решении проблемы, планировать учебный процесс. Просто попробуйте и добейтесь того, чтобы это вошло в привычку.
№ 5 Режим дня
Как это не банально, но режим дня крайне важен для школьника. Необходимо тщательно продумать все моменты и составить расписание на каждый день. Помните о том, что младшим школьникам для полноценного отдыха необходимо минимум 10 часов сна, для среднего звена — не менее 9 часов, а для старших школьников — 8. А это значит, что никаких ночных бдений над книгами.
Не успели? Ничего страшного, смотрите пункт № 2.
Очень часто бывает так, что вечером ребенок не может сосредоточится, не усваивает информацию, тогда попробуйте вставать на час раньше и делать уроки утром. Как правило это для многих становится палочкой-выручалочкой: какое-то время урокам посвящается вечером, а утром заканчивается то, что не успели с вечера.
Как заставить подростка учиться в 14 лет. Основные шаги к взаимопониманию с подростком
- Необходимо аккуратно завоевать доверие ребенка, раскрыть его чувства и интересы. Для этого следует навсегда отказаться от метода запугивания и давления, не применять угрозы. Традицией должно стать ежедневное общение на общие темы, обсуждение интересных книг и фильмов.
- Не следует навязывать собственное мнение и видение будущего ребенка. Родители должны давать ощущение свободы, обсуждать принятые решения и принимать поступки без осуждения. Постепенно восстановятся доверительные отношения, кроха научится слышать и понимать взрослых.
- Необходимо забыть о нехватке времени на совместные прогулки, игры, просмотр передач. Ребенку важно чувствовать близость и тактильный контакт, поддержку родных. Это придает уверенности в поступках, помогает справиться со стеснением в школе.
- Искренне интересоваться хобби и увлечениями детей. Полезно участвовать в организации поездок и походов от секций, которые посещает чадо. Это повышает авторитет родителей, объединяет семью за общим делом.
- После восстановления доверия психологи рекомендуют мотивировать подростка на самостоятельные решения и поступки. Они должны начинаться с небольших домашних обязанностей, а ребенка важно хвалить и благодарить за помощь.
- При сложных ситуациях мотивацией может стать первая работа. В возрасте 14–16 лет в летний период подростка можно устроить на расклейку объявлений или предложить другой неквалифицированный труд. Это лучший способ знакомства со взрослой жизнью и ответственностью. К тому же, родителям будет проще объяснить необходимость дальнейшей учебы в колледже: если он не хочет учиться, то должен быть готов к тяжелой и малооплачиваемой работе.
Как заставить ребенка учиться советы психолога. Как заставить ребенка учиться: советы психологов
Все, что мы перечислили выше — это советы опытных родителей, которым пришлось пройти через трудности в процессе привития своим детям любви к школе и к учебе. Теперь мы хотим поделиться с вами экспертными рекомендациями психологов, которые точно знают, как следует вести себя в период адаптации ребенка к школе и в моменты, когда у него уже формируется личное представление об учебном процессе:
- Не покупайте ребенку того, что он хочет, даже если он обещает вам после этого выучить уроки. Это лишь уловка, попавшись на которую единожды, вы попадетесь на нее снова, ведь чадо поймет, как вами манипулировать.
- Разговаривайте со школьником, как со взрослым человеком, у которого в жизни уже появились определенные обязательства.
- Если вы сказали или пообещали ребенку что-то, то обязательно сдержите свое слово. Если он увидит, что вы непоследовательны в своих действиях, то будет точно так же вести себя сам.
- Не обещайте ребенку того, что никогда не сможете сделать. Из-за этого он может перестать доверять вам и воспринимать вас серьезно.
- Не реагируйте на обидные слова в свой адрес, прозвучавшие из уст вашего ребенка. Это всего лишь защитная реакция. Просто проигнорируйте это, дав возможность ребенку переосмыслить сказанное самостоятельно. Когда он успокоится, попытайтесь с ним поговорить в дружеском тоне, дав понять, что его слова вас ранили.
- Не решайте за своего ребенка, мал он для того, чтобы принять какое-то решение по учебным вопросам сам, или нет. Дайте возможность ему решить это самостоятельно. Если ваша помощь ему потребуется, он вам об этом сообщит.
- Никогда не делайте за ребенка уроки, которые он не хочет делать сам. Это станет для него вполне нормальным явлением, он начнет относиться к вашим действиям, как к «медвежьей услуге».
- Не разговаривайте с ребенком о его успеваемости в присутствии посторонних. Это может очень сильно унизить достоинство вашего дитя.
- Не пытайтесь разговаривать с ребенком в момент, когда он истерит. Конфликт нужно обсудить после того, как ребенок успокоится.
- Не читайте ребенку постоянные нотации. Он задаст вам вполне справедливый вопрос, о чем думали вы, когда ходили в школу в его возрасте. И не вздумайте слукавить.
- Не заставляйте ребенка объясняться за плохую учебу. Он не знает сам, почему так получается.
- Проводите с ребенком время интересно, чтобы ему хотелось с вами общаться, разговаривать и советоваться, когда у него возникают трудности в учебе.
Как заставить ребенка учиться в 5 лет. 2 СИТУАЦИЯ
Валера прекрасно учился в первом и втором классах, но в третьем, после того как поменялась классный руководитель, которая к Валере относилась с особой симпатией, он стал учиться хуже. На пристрастные вопросы родителей, почему он отвлекается на уроках, отпускает шутки, не выполняет некоторые домашние задания, он твердил: «Скучно… Не знаю, как-то вылетело из головы!» «Раньше ты учился на одни пятерки!» — «Четверки — тоже хорошие отметки. Я хорошо учусь, мама!» К концу третьего класса у него появились тройки. Школьный психолог нашла причину: Валера не знает, зачем ему учиться и почему важно выполнять задания всякий раз. Четыре месяца работы в группе «вернули» Валеру в школу. Он снова стал блестяще заниматься, но теперь уже осознанно!
Взрослые: «Ты способный, но ленивый! Жалко, что пропадают такие способности».
Ребенок: «Они понимают, что я способный и обладаю даром. Этого достаточно, чтобы ничего не делать. Мне повезло!» Психологи и педагоги призывают хвалить детей, чтобы поощрять к учебе. Но объектом оценивания и похвалы должен быть не сам ребенок, его характеристики, а действия и результаты усилий. Способности — это прекрасный стартовый капитал, но они могут остаться неиспользованным природным ресурсом, необработанным материалом, потенциалом, который так и остался нераскрытым.
Школьная программа построена на формировании все более усложняющихся навыков. Наша система образования одна из наиболее систематических и фундаментальных. Пропуски уроков чреваты быстрым нарастанием пробелов. Выход в том, чтобы у детей выработать привычку заниматься, ориентироваться на достижение хорошего результата.
Иногда даже одаренные дети не знают, зачем им учиться, если жизненный успех измеряется материальными благами? Можно применить математическую метафору: «Способности — это 10% от капитала (таланта), остальное — труд! Обладая способностями, ты гарантированно станешь бедняком. Работая, не покладая рук, ты будешь стремительно обогащаться. Придет время, и все это увидят! »
Мы говорим | | | Они слышат |
• Если ты получишь еще одну двойку, я не знаю, что я с собой сделаю… | | | • Если она с двойкой не справляется, то как она вообще живет? |
• Я сегодня же пойду в школу и выведу всех на чистую воду! | | | • А как я потом буду учиться? Меня же съедят… |
Как не стоит реагировать | | | Лучше сказать |
• Мама: «Вы несправедливо поставили моей дочке два… Вы цепляетесь к ней!» • Ребенок: «Теперь мне точно конец». | | |
Из утренней почты.
Антипсихология от АП
-Как заставить сына учится в институте? Он не хочет и прогуливает пары. А я хочу чтобы он вырос сильной разносторонней личностью, которая умеет брать на себя ответственность.
Ответ НИ КАК! ПОНИМАЕТЕ НИ КАК!
Невозможно 6 лет заставлять взрослую ЛИЧНОСТЬ делать то, что он не хочет.
Хотя некоторые умудряются. Все зависит от вашей цели. Манипуляции на чувстве вины и психологическое давление еще ни кто не отменял.(Посмотрите видюхи, как слонов учат выступать в цирке)
-рассказывайте ему, как много вы в него вложили, а он ради вас даже учится не хочет.
-взывайте к его совести и чести перед вашими знакомыми.
-запугивайте будущим
-рассказывайте, как во многом вы себе отказали только ради того, чтобы он учился.
-хватайтесь за сердце и пейте успокоительное, при разговорах о не желании учится.
-Рассказывайте как он вас позорит
Тогда лет через 6 ВЫ ПОЛУЧИТЕ СВОЙ ДИПЛОМ- вы же этого хотели ?
Есть более нежный вариант приводить положительные примеры людей из вашего окружения. Которые закончили институт, успешны и рады этому. И могут это вашему мальчику регулярно рассказывать. И еще они должны реально нравится вашему сыну. Он должен смотреть на них и говорить:
— ВАУ, я тоже так хочу.
Желательно, чтобы у вас тоже было высшее и вы бы жили так, как многие только мечтают. Тогда у вас есть малюсенький шанс повлиять на взрослого человека.
Мой собственный сын бросил институт 2 раза.
Как я к этому отношусь? Ни как. Я к этому НИ КАК не отношусь — это его институт.
PS я не против высшего образования, я просто не вижу возможности
ЗАСТАВЛЯТЬ ЛИЧНОСТЬ.
Родители некоторых подростков хорошо знают, как трудно бывает заставить их учиться. В большинстве случаев тинейджеры не нуждаются в помощи взрослых, например, когда они играют с друзьями или занимаются тем, что им интересно. Однако когда дело касается учебы, появляются трудности.
прежде чем понять, как заставитьучиться, необходимо узнать причину, по которой он не хочет делать это самостоятельно. причины могут быть самыми разными, например, он постоянно думаетв компании своих друзей или не может оторваться от любимой компьютерной игры. в любом случае, без ответа на этот вопрос решение проблемы будет крайне затруднительным.
изучите эмоциональный настрой подростка, возможно, трудности в учебе, сложность заданий, с которыми ему приходится сталкиваться, заставляют его опустить руки. в таком случае вам предстоит поработать над мотивацией. страх перед учебой, тревога за результат и неуверенность в себе также могут привести к тому, что ребенок просто откажется заниматься.
Сбалансированная формула для ежедневной интимной гигиены Малыша рекомендуется регулярно подмывать после каждой смены подгузника и во время вечернего купания. Гель должен быть без парабенов и красителей, а также содержать ингредиенты, полезные для кожи малыша: ромашку, календулу, д-пантенол. Где купить
помните, что для некоторыхглавным приоритетом является общение с друзьями и занятие любимыми делами. такое отношение к делам переносится ими и в школу, учеба при этом воспринимается ими как вынужденная необходимость. если ваш ребенок и не относится к таким детям, наверняка в его классе найдется подросток, негативно влияющий на одноклассников. расскажите подростку, что хорошая учеба вовсе не подразумевает отсутствие друзей. поведайте истории из своего детства, рассказывайте о своих школьных друзьях и о том, как вы учились в школе.
не ограничивайтесь похвалой или словами поддержки только если ребенок делают что-то хорошее. такой подход заставляет подростка избегать ошибки и трудности. если ваш ребенок пришел из школы, получив неудовлетворительную оценку за контрольную работу, не ругайте его. отнеситесь к этому с пониманием и скажите слова поддержки.
если подросток не любит делать домашние задания, не говорите ему «пойди, сделай уроки», вместо этого сядьте рядом с ним за стол и не отходите, пока не убедитесь, что он действительно начал это делать. некоторым подросткам необходим небольшой толчок, чтобы затем продолжить выполнять работу.
не ждите от своего ребенка, чтобы он был таким же успешным и хорошим как, например, вы. если он не выполняет какую–либо работу по дому, это не значит, что он безответственен, это означает, что он всего лишь подросток. не ругайте его по мелочам, станьте для него другом. относитесь к его промахам с чувством юмора, напоминая при этом о его обязанностях. используйте необычные или игровые формы общения, например, оставляйте записки с напоминанием, что ему о необходимости сделать уроки.постоянное чтение нотаций вызывает обратный эффект, это заставляют ребенка занять оборонительную позицию. чаще проводите с ним мозговой штурм касаемо его учебы. подростки больше склонны следовать собственноручно составленному плану.
«Домашка» в радость. Как заставить ребёнка учиться
Не секрет, что многие дети не хотят учиться. Справедливости ради нужно отметить, что школа сегодня предоставляет лишь «услуги образовательного характера», а это значит, что теперь никто не будет заниматься с отстающими школьниками бесплатно после занятий, как в советское время. Продлёнки, где педагоги помогали детям делать уроки, тоже канули в Лету. Как же быть?
За успехи ученика во все времена отвечает нерушимая «триада»: педагоги, родители ребёнка и он сам. Причём очень важно с первого класса привить сыну или дочери ответственность за самостоятельное обучение, то есть ваше чадо должно быть способно выполнять учебные задания, в том числе в одиночку, без пристального надзора папы и мамы. И это самое сложное. Ведь сегодня столько отвлекающих факторов!
Современные гаджеты и мессенджеры почти отменили живое общение. Игровые приставки заменили детям беготню во дворе и к тому же, в отличие от игры в футбол и прогулки по парку, дали иллюзию, что можно быстро и без затрат стать крутым. И не понять мальчишкам и девчонкам, что всё это — лишь похитители их времени, которое им так важно потратить на обучение.
А если ко всему прочему добавить тот факт, что современные родители пропадают на работе, чтобы заработать деньги, картина становится совсем безрадостной.
Но всё не так печально. Мама и папа по-прежнему являются нерушимыми авторитетами для своего ребёнка, и они всегда должны знать, как повлиять на чадо.
Бери пример с кумира
Расскажите ребёнку, как много его кумир учился для того, чтобы стать успешным
Расскажите ребёнку, как много его кумир учился для того, чтобы стать успешным
Выясните, кто является примером для вашего ребёнка. Может быть, это ваш родственник — светило науки или храбрый военный, дослужившийся до высоких чинов? Или у вашего несмышлёныша есть кумир из мира политики или шоу-бизнеса? Хорошо, если это не футболист, с трудом закончивший школу, а высокообразованная личность вроде Билла Гейтса или Владимира Путина. Расскажите ребёнку, как много его кумир учился для того, чтобы стать успешным человеком. Чадо любит читать? Отлично. Пусть возьмёт пример с того же Джея Гэтсби, который ещё в детстве составил подробное расписание дня, чётко определив тот путь, который привёл его в итоге к большим возможностям.
Составьте совместно с сыном и дочкой его индивидуальный распорядок дня, недели, года. К примеру, график в будни должен включать в себя часы, в которые ребёнок делает домашние задания, а также часы посещений кружков и секций. Обязательно оставьте в ежедневном графике время для игр и «ничегонеделания».
Далее отдельно разработайте план ежеквартальных достижений ребёнка. Чего он хочет добиться через три-четыре месяца? Возможно, оказаться в первом ряду в своей танцевальной студии? Выясните, почему до сих пор он не там. Возможно, у него лишний вес. Придумайте вместе, как его сбросить. Может быть, отказаться от мучного и сладкого? Дело пойдёт намного быстрее, если к «худеющему» марафону присоединитесь вы, родители.
Иллюстрируйте наглядно достижения ребёнка. Это может быть плакат с яркими говорящими фото в формате «было — стало». Пусть ваше чадо радуется, что ему, который ещё несколько месяцев назад стеснялся выйти к доске, вручили благодарность за лучший доклад. Повесьте награду на стену.
Фиксируйте любые достижения в образовании ребёнка, пусть и дополнительном. Те же спортивные успехи вдохновят его на свершение подвигов во всех образовательных сферах.
— Понимаете, ведь страшно не то, что ребёнок плохо учится, — рассуждает педагог со стажем Дарья Плешкова. — Страшно то, что падает его уверенность в себе, а это обязательно аукнется во всех областях жизни человека.
Нет «домашки»? Нет гаджета
Если ребёнок самостоятельно и успешно решил домашнее задание, дайте ему возможность поиграть
Если ребёнок самостоятельно и успешно решил домашнее задание, дайте ему возможность поиграть
Тут вам потребуются стальные нервы. Но, взявшись за дело, не давайте слабину. Гаджет — это не то, что постоянно должно находиться в руках у ребёнка. Поощряйте его следующим образом: если чадо самостоятельно и успешно решило домашнее задание, дайте ему возможность поиграть на приставке. Нет «домашки» — нет игрушки. Точка.
«Платить» ли за пятёрки? Это спорный способ, но кто-то успешно реализует его в своей семье.
— Я сам стал отличником благодаря такой системе, — делится Константин Кочетков, ныне преуспевающий веб-дизайнер. — Причём если сначала меня привлекали «плюшки», которые можно было приобрести на заработанные таким образом средства, то потом достижение заметных успехов в учёбе превратилось в настоящий умственный азарт. Благодаря хорошим отметкам моя самооценка заметно выросла, и мне уже не хотелось ронять её на прежнее место.
Может быть, ребёнок — гуманитарий и питает отвращение к точным наукам, но преуспевает в остальных? Что делать в этом случае? Тут на поверхности два варианта: найти ему сильного педагога (возможно, репетитора), с которым у школьника сложатся отношения взаимной человеческой симпатии. Второй вариант — оставить всё как есть, если ребёнок проявляет значительные успехи (и усердие, что немаловажно) в другой области. В конце концов, не всем же быть отличниками.
Родители — друзья
Чаще общайтесь с классным руководителем, спрашивайте о самых незначительных мелочах школьной жизни самого ребёнка
Чаще общайтесь с классным руководителем, спрашивайте о самых незначительных мелочах школьной жизни самого ребёнка
Самое страшное — если ребёнок в принципе испытывает негатив к школе в целом. Если ему не хочется туда идти, если он вертится на всех уроках и категорически отказывается выполнять домашнее задание без вас — это уже настоящая проблема, требующая решения.
Чаще общайтесь с классным руководителем, спрашивайте о самых незначительных мелочах школьной жизни самого ребёнка. Покажите ваше чадо психологу — возможно, дело не обойдётся одной такой встречей, и этого не нужно пугаться или стыдиться.
А вдруг причина отвращения мальчика или девочки к школе кроется в таких вещах, о которых вы даже не догадываетесь. Может быть, ребёнка дразнят одноклассники за немодную одежду или дефект речи. А может, у него отбирают деньги старшеклассники, а вы и не в курсе. Часто о таких вещах подростку под силу рассказать только малознакомому человеку, которым как раз и является психолог.
Спокойствие в семье
Ребёнок должен твёрдо знать, что семья — это бастион, в котором он всегда пребывает в любви и безопасности
Ребёнок должен твёрдо знать, что семья — это бастион, в котором он всегда пребывает в любви и безопасности
Родителям не помешает устроить ревизию и себе. Вы-то сами были примерным учеником? Внимательным, целеустремлённым? Нет? А не думаете ли вы, что сын или дочка прекрасно знают об этом от членов вашей же семьи? Увы, что посеешь, то и пожнёшь, гены никто ещё не отменял.
Ну и наконец, какие отношения в вашей семье? Одна ли вы команда? Или каждый сам за себя? Думаете, это неважно и никак не отражается на успеваемости ваших детей? Ха-ха. Они, как губка, впитывают в себя все эмоции. И как бы ни было больно вам в этом признаться, но, если ребёнок чувствует холод и напряжение между самыми близкими ему людьми, он не может учиться хорошо. Его голова всё время занята тем, придёт ли в хорошем настроении сегодня мама, не накричит ли папа.
Обязанность родителя — прежде всего обеспечить ребёнка душевным комфортом. Ребёнок должен твёрдо знать, что семья — это бастион, в котором он всегда пребывает в любви и безопасности. Где члены семьи поддерживают друг друга, несмотря ни на что. И помогают расти нравственно, умственно и духовно.
Евгения Попова
Как заставить ребенка учиться: ТОП-10 эффективных способов
Мы будем употреблять слово «заставить» в контексте «мотивировать». Как хорошие родители (а вы ведь хорошие родители, не правда ли?) вы должны понимать последствия любого принуждения. Единственное следствие – сочетание страха и отвращения, в данном случае, как к учебе, так и к агрессору. Для того чтобы «заставить» ребенка учиться необходимо поставить его в такие условия, при которых не учиться он не сможет.
Соответственно, необходимо использовать страх, лишения и агрессию. И не думайте, что он потом вам спасибо скажет – не скажет. Поэтому поговорим о том, как заставить ребенка учиться именно в плане мотивации и решения его проблем с самодисциплиной, мотивацией и психикой. Приведем советы педагогов и психологов, а также эффективные способы зарождения интереса к учебе в головах и сердцах детей.
Почему ребенок не хочет учиться? 7 главных причин
Вы не сможете решить проблему, пока не узнаете о ее причинах. Если ребенок не хочет учиться, то ему не лень – у него проблемы с поведением, психикой, волей, мотивацией или отношениями. Родители любят маскировать нежелание понимать своих детей, защищать их и выстраивать правильную коммуникацию за маской «какого-то не такого» ребенка. Худшее, что можно сделать в ситуации, когда он не хочет учиться – пытаться заставить его угрозами и тем более насилием. Тем самым вы расписываетесь в собственной несостоятельности в качестве родителя – вы попросту не можете напрячься, чтобы решить проблему и стремитесь переложить ответственность на детей.
Правильный выход из ситуации – выяснить причины возникшего отвращения к учебе, помочь найти мотивацию, добиться поднятия самооценки до адекватного уровня и установить благоприятный климат в семье.
Когда дети понимают, что их любят просто так, а не за пятерки, когда они чувствуют поддержку в неудачах и готовы вместе с вами праздновать успехи, отвращения к учебе они испытывать не будут. Гениями, возможно, тоже не будут, да и отличниками не станут. Но проявят интерес к учебе, хотя бы к некоторым предметам. Если вы готовы поступить правильно – начните с поиска причины.
7 главных причин нежелания учиться:
- Отсутствие мотивации. Ребенок искренне не понимает, зачем ему учиться, не видит связи между учебой и «счастливым будущим». Ему неинтересен сам процесс, у него нет никаких стимулов, ему скучно на уроках.
- Заболевания, психические и поведенческие расстройства. Часто учиться не хотят, например, дети с гиперактивностью, которые попросту не могут усидеть на уроках, или ребята с синдромом истощаемого внимания, которые постоянно отвлекаются и не могут сконцентрироваться даже на том, чтобы услышать педагога.
- Стрессы и психотравмы. В школе дети испытывают колоссальный стресс, ощущают постоянное давление. Если к этому добавить ссоры в семье или психотравмы, нанесенные, например, тяжелым расставанием родителей или потерей близкого человека, то причина нежелания учиться станет вполне очевидной.
- Низкая самооценка. Многим детям еще с начальной школы говорят, что они «не тянут» или откровенно называют «двоечниками». Если вы постоянно убеждаете ребенка в том, что он туповат, не удивляйтесь, если он в это поверит. Низкая самооценка ведет к потере мотивации и веры в себя: что бы я ни делал, у меня все равно ничего не получится.
- Зависимости и плохая компания. Даже в возрасте 7-9 лет дети могут иметь ничуть не меньше зависимостей и вредных привычек, чем взрослые. Нередко они страдают зависимостью от компьютерных игр, которая точно не устраняется отключением компьютера на неделю или месяц. Запретами не решается и проблема «плохой компании», в которую часто попадают ведомые дети или ребята с заниженной самооценкой.
- Сопротивление давлению. Чем больше вы принуждаете ребенка к тому, что он делать не хочет, тем больше ему это неприятно и тем больше он сопротивляется. Отчасти это даже хорошо и значит, что воля, несмотря на «старания» родителей до сих пор не была сломлена.
- Избыточный контроль. Делать с ребенком уроки не нужно, постоянно спрашивать о «делах в школе» не нужно, досконально проверять каждую написанную букву не нужно. Это допустимо в 1-2 классе, но в дальнейшем дети должны осознавать, что уроки и учеба в целом – это исключительно их ответственность.
Если причина нежелания учиться кроется в низкой самооценке – начните просто любить и демонстрировать свою любовь. Спрашивайте не об оценках за контрольные, а о том, как он себя чувствовал. Защищайте его, вместе радуйтесь успехам, не наказывайте за неудачи. Наказывать ребенка можно и даже нужно, но только за то, что он не выполнил своих обещаний. И точно не физически – о насилии должен забыть любой хоть сколько-то наделенный интеллектом родитель. Важно также понять, что далеко не все проблемы можно устранить самостоятельно – стоит обязательно посетить психолога, невролога и педиатра, исключить психические и медицинские причины нежелания ребенка учиться.
Какую позицию должны занять родители
Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.
Крики, ругань, оскорбления и тем более ремень можете выкинуть сразу – этими методами вы лишь расписываетесь в своей беспомощности и несостоятельности как родителя.
Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика. Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так. Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.
Не пропустите: Как заставить ребенка делать уроки: ТОП-10 эффективных способов
Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.
Как заставить ребенка учиться? ТОП-10 эффективных способов
Мы представим советы от психологов и педагогов, которые помогут вам понять не как заставить учиться, а как мотивировать, пробудить интерес к урокам, повысить самооценку и стать полноценным, счастливым человеком, целостной личностью. Они кажутся простыми, но на деле таковыми не являются: не так просто перестать срываться на ребенке, когда вы сами глубоко несчастный человек. Если вы не справляетесь – обратитесь к психологу. Тогда представленные ниже советы действительно вам помогут.
Исключите медицинские и психологические причины
Существует не менее 50-ти неврологических заболеваний и психических расстройств, которые могут стать причиной низкой успеваемости. Необходимо исключить их, равно как и психотравмы. Вместе с ребенком посетите педиатра и невролога, сходите к детскому психологу. Постарайтесь обращаться не к самым доступным специалистам, чтобы позже списать все на их некомпетентность, а к авторитетным врачам и психологам, которые действительно помогут.
Заложите фундамент адекватной самооценки
Нельзя ругать за ошибки. Наказывать можно только в том случае, если он не исполнил свои обязанности – не убрал игрушки с «общей территории» (личные комнаты детей психологи советуют не трогать), не сделал домашнее задание и так далее. Но не за «двойки» и проваленные контрольные. Одновременно с этим нужно хвалить ребенка за успехи, но ничего не покупать ему за них, не давать денег. Важно любить и поддерживать юную личность, закладывая в ней адекватную самооценку. Важно беспокоиться о состоянии и самочувствии ребенка, а не о его отметках.
Объясните ребенку его обязанности
Вы не должны чрезмерно нагружать и контролировать каждый его шаг. Однако будет совершенно не лишним объяснить ему сферу новых обязанностей. Теперь помимо повседневных дел на «общей территории» он должен вовремя просыпаться, ходить в школу и выполнять домашнее задание. Это – его дела и его обязанности, а вы просто рады помочь. Если ребенок не выполняет их – попробуйте выяснить причину и устранить ее. Если вы наказываете, то делаете это правильно, говорите честно: «Я тебя очень люблю, но планшет ты не получишь, ведь ты не убрал игрушки из зала и не сделал домашнее задание».
Расскажите о настоящих выгодах учебы
Ответьте ему на главный вопрос: зачем вообще нужно учиться. Не врите ребенку и не говорите о том, что школьные «пятерки» обеспечат ему безбедную и счастливую жизнь. Вы и сами знаете, что отличники – лучшие наемные работки, а большинство успешных бизнесменов были троечниками. Стоит поговорить о реальных выгодах учебы, в частности о том, что она сделает его более свободным, даст возможность попробовать себя в самых разных занятиях, понять, что он действительно любит и выбрать профессию по душе.
Помогите обрести мечту
Мечта – мощнейшая мотивация. Поговорите с ребенком о том, что он любит делать и о том, о чем он мечтает. Примите на себя функцию стороннего наблюдателя.
Не нужно говорить о том, что картинами на хлеб не заработаешь и о том, что киберспорт это всего лишь гарантированный остеохондроз и проблемы со зрением.
Попросите чадо представить себя через 20 лет и в деталях описать то, чем он будет заниматься, как будет устроена его жизнь. Затем спросите: что нужно сделать для того, чтобы этого добиться? Наверняка успешное завершение учебы будет одним из ключевых условий. Даже если ваш ребенок мечтает прыгать с парашютом или водить мусоровоз.
Не требуйте многого
Многие родители хотят вырастить гения, выдающегося спортсмена или успешного бизнесмена. Часто они хотят реализовать в нем то, чего когда-то не смогли добиться сами. Соответственно требования к ребенку возрастают и часто он им не соответствует. А ведь детям нужно совсем немного: чтобы их любили и чтобы о них заботились. Не завышайте требования, не стремитесь вырастить из него сверхчеловека. Примите роль наблюдателя и позвольте сыну или дочери заниматься тем, что им нравится и тогда, когда им хочется. Это благотворно скажется и на учебе, и на самооценке, и на ваших взаимоотношениях.
Не сравнивайте с другими детьми
Перестаньте сравнивать ребенка с другими детьми. И совсем не важно, в каких целях. Даже если это сравнение носит характер похвалы, вы все равно вредите формирующейся личности, необоснованно завышая ее самооценку. Исключите любые сравнения из разговоров и не ставьте ему в пример каких-то людей. Единственный реальный пример для детей – это их родители или люди, которых они уважают.
Обратите внимание: не бояться, а уважают. Сравнивая с другими детьми, вы формируете заниженную (или завышенную) самооценку и закладываете множество комплексов, с которыми будет сложно справиться в дальнейшем и которые скажутся на учебе.
Подавайте пример
Вы отправляете ребенка делать домашнее задание, а сами садитесь играть в компьютерные игры, смотрите телевизор или весело болтаете за ужином? Вам не кажется это странным? Начните подавать пример. Занимайтесь саморазвитием, чтением, изучением языков. Желательно в то же время, когда ребенок делает домашнее задание, но это не обязательно. Если дети видят эффект занятий, ощущают практическую пользу вашего саморазвития – они инстинктивно начинают копировать поведение родителей и тянутся к знаниям.
Прививайте полезные привычки
Привычка узнавать что-то новое подпитывает любознательность – одно из лучших качеств в каждом человеке, которое мотивирует его развивать интеллект на протяжении всей своей жизни. Прививать полезные привычки вроде чтения и стремления к саморазвитию важно, но не менее важно сочетать их с интересами. Если он ненавидит математику – перестаньте подсовывать ему развивающие книги. Начните вместе решать логические задачки, рисовать, учить английский язык. Прививайте привычки, которые мозг отторгать не будет.
Не пропустите: Самообразование: ТОП-30 эффективных советов
Отслеживайте позитивные изменения
Если стремления не приносят результата, то мотивация быстро пропадает. Поэтому важно отслеживать позитивные изменения. Даже при очередной «двойке» попробуйте спокойно разобрать то же самое задание. Слова: «Так гораздо лучше, ты такой молодец!» — сказанные искренне, способны воодушевить и дать детям новую мотивацию. Главное ничего не покупать и не дарить за успехи. Делайте это просто так и никак не связывайте с отметками.
Полезная литература для родителей школьников
Мы подготовили список книг, которые будут полезны всем родителям школьников. В них нет инструкций по воспитанию, но есть масса советов от педагогов и психологов, которые помогут воспитать счастливого ребенка и решить основные проблемы со школой. Наиболее полезные книги, по мнению экспертов:
- Д. Навара «Не кричите на детей».
- О. Акун, И. Пайо «Французские дети любят учиться».
- Р. Кавалла, А. Панарезе «Не программируйте ребенка».
- Л. Суркова «Ребенок от 8 до 13 лет».
- Д. Пеннак «Как роман».
- Х. Шумейкер «Домашние задания – это вредно».
- А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились».
- Я. Корчак «Как любить ребенка»
- Н. Юнттила «Ноль друзей».
- К. Аудмайер «Все на одного».
Не ищите в книгах «волшебной таблетки». Чаще в них говорится не о том, как надо делать, а о том, как делать не надо. Ваше чадо индивидуально, к нему невозможно применить универсальную инструкцию по воспитанию. Однако именно в книгах вы найдете ответы на тысячи вопросов.
Резюме
Как заставить ребенка учиться? Никак. Лошадь можно подвести к воде, а вот заставить пить – нет. Все, что в ваших силах – обеспечить такую атмосферу дома и найти такой подход к детям, при котором они захотят учиться. Для этого нужно перестать кричать, сравнивать с другими детьми, наказывать за двойки и тем более браться за ремень. Нужно найти причину низкой успеваемости и устранить ее, при этом сохранив психику невредимой.
Автор статьи
Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.
Написано статей
14 способов заставить себя серьёзно взяться за учёбу
Мотивируйте себя
1. Составьте список причин, по которым вы учитесь
Запишите их на листке бумаги и держите перед глазами. Когда захочется пропустить учёбу, перечитайте их. Так вы напомните себе, для чего вам нужно стараться. Например, чтобы поступить в хороший университет, получить стипендию или сменить работу. Записывайте как можно больше причин — и весомых, и маленьких.
Иногда у вас совсем не будет мотивации, это естественно. В такие дни вам понадобится немного самодисциплины и этот список как раз придёт на помощь.
2. Находите что‑то интересное во всём
Подумайте, как изучаемый материал соотносится с вашей жизнью. Например, вам скучно читать книгу, которую задали по литературе, — попробуйте найти что‑то общее с героями. Не хочется учить биологию — представьте, сколько всего вы узнаете о самом себе и других живых существах.
Конечно, все предметы не могут интересовать одинаково. Но постарайтесь увидеть, как можно приложить полученные знания к собственной жизни. Это поможет не забросить занятия.
3. Ставьте таймер
Выделяйте по 30–50 минут на занятия, а потом делайте небольшой перерыв. Как только он закончится, возвращайтесь к учёбе. Или попробуйте интервальную технику Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и начните заниматься. Когда раздастся сигнал, отдохните 5 минут, а затем поработайте ещё 25. После того как повторите четыре интервала, сделайте более длинный перерыв.
Поставьте отдельный таймер на время завершения занятий. Например, если вы начали в обед, заканчивайте к ужину. Если позднее — как минимум за 30 минут до сна, чтобы было время расслабиться.
4. Регулярно поощряйте себя
После занятия достаточно чего‑то небольшого: съешьте любимую еду, поиграйте с домашним питомцем, посмотрите смешное видео или полежите в горячей ванне. А после экзамена радуйте себя чем‑нибудь более значительным. Например, выпейте кофе с друзьями или купите то, что давно хотели.
5. Учитесь вместе с кем‑то
Необязательно сидеть вместе в одной комнате. Но важно, чтобы был человек, с которым можно поделиться проблемами и рассказать о своём прогрессе. Договоритесь отчитываться друг другу о проделанной работе раз в несколько дней — так будет легче двигаться к цели и не терять время.
Попробуйте 📚
Составьте график занятий
1. Приступайте к учёбе каждый день в одно и то же время, чтобы это стало привычкой
Если вы жаворонок, попробуйте вставать пораньше и заниматься по утрам. Если сова — выделяйте несколько часов на учёбу вечером. Если вам нравится сразу расправиться с делами, чтобы потом отдыхать, выполняйте задания, как только придёте домой. Фиксируйте выбранное время в календаре, чтобы не было соблазна занять его чем‑то другим.
2. Распланируйте подготовку к экзаменам
Как только узнали дату теста или зачёта, внесите её в календарь. Поставьте напоминание за несколько дней или недель до этого, чтобы начать готовиться. Пусть у вас будет достаточно времени, чтобы всё выучить и повторить.
3. Разделите материал на части
Когда нужно усвоить большой объём информации, мы чувствуем себя подавленными и не знаем, с чего начать. Чтобы такого не было, разбивайте крупные задачи на более мелкие. Запишите каждый шаг на бумаге и постепенно выполняйте их один за другим, а рядом с выполненными ставьте галочку. Так вы будете видеть свой прогресс и чувствовать, что ситуация у вас под контролем.
Возьмите на заметку 📖
4. Запланируйте время на отдых и расслабление
Не занимайтесь несколько часов подряд — давайте мозгу отдых. Делайте короткие паузы каждые 30–50 минут. На перерыве встаньте и немного пройдитесь, подышите воздухом, перекусите или просто дайте отдохнуть глазам.
Не забывайте выделять время на расслабление, особенно в период подготовки к экзаменам. Когда неделями напряжённо учите что‑то, обязательно нужно устраивать дни полного отдыха — так вы защитите себя от перегрузки.
Устраните отвлекающие факторы
1. Перед занятиями перекусите чем‑то полезным и выпейте воды
Голод и жажда могут сильно отвлекать от умственных занятий, так что устраните их заранее. Не ешьте сладкое: от него вы только быстрее снова проголодаетесь. Перекусите чем‑то полезным, например овощами, фруктами, орехами, сыром, йогуртом или хумусом. Если захотелось напитка с кофеином, ограничьтесь одной‑двумя чашками или одной банкой газировки, чтобы не перевозбудить нервную систему.
2. Повысьте концентрацию с помощью физической активности
За 10–15 минут упражнений или ходьбы вы избавитесь от стресса и повысите уровень эндорфинов в организме. После этого легче будет сосредоточиться и запоминать информацию. Можете даже попробовать совместить тренировки и учёбу. Захватите свои записи в спортзал и читайте их, пока занимаетесь на беговой дорожке. И мозг, и тело будут вам благодарны.
Прочитайте 💪
3. Найдите место, где вас ничто не будет отвлекать
Если дома вы постоянно переключаетесь на другие дела, поищите новое место для занятий. Например, в библиотеке или кафе. Если вы готовитесь к экзаменам с друзьями, но они не дают сосредоточиться, договоритесь о правилах совместных занятий. В идеале нужно, чтобы не было отвлекающих звуковых и зрительных стимулов.
Также держите под рукой чистый листок бумаги. Когда в голову приходят мысли о каких‑то делах, не связанных с учёбой, записывайте их и возвращайтесь к заданию.
4. Отключите все электронные устройства, которые не нужны для учёбы
Не включайте телевизор как фон. Оставьте смартфон в другой комнате или в сумке. Если используете его в качестве таймера, установите режим полёта, чтобы не отвлекаться на уведомления. Или применяйте специальные приложения, которые ограничивают доступ в интернет. Например, Freedom, AppDetox. С их помощью можно на время заблокировать доступ к выбранным сайтам и приложениям.
5. Занимайтесь с музыкой
Особенно если вы в общественном месте. Музыка в наушниках поможет заглушить окружающие звуки и сосредоточиться. Для этого лучше всего подходят инструментальные композиции. Если музыка вас отвлекает, попробуйте включить звуки природы или белый шум.
Читайте также 🧐
Как заставить ребенка учить уроки » Notagram.ru
«А нам ничего не задали». Чем чаще вы слышите эту фразу, тем больше шансов, что совсем скоро у вашего ребенка, и у вас соответственно, начнутся проблемы в школе.
Заставить ребенка учить уроки — это одна из самых актуальных проблем миллионов родителей. Чем старше становится школьник, тем сложнее родителям заставить ребенка взяться за учебник. Можно перечитать кучу методической литературы, в которой в розовых тонах описывается, как сделать из вашего лоботряса отличника, но на практике это ничего не работает. Потому что, дети есть дети. И заставить их что-то делать против их воли — невозможно.
Современные педагоги-психологи рекомендуют нашим родителям подходить к процессу подготовки домашнего задания детьми методологически. Конечно, на это все нужно время, нервы и ресурсы, но с другой стороны, а как вы хотели? Гении рождаются один на миллион, а всем остальным приходится грызть гранит науки. Для того чтобы хоть чуть облегчить жизнь родителям, Notagram.ru дает ценные рекомендации, как заставить ребенка садиться за домашнее задание.
Как заставить ребенка учить уроки
Начинаем с методики
Фото: Kathleen O’Connell/flickr
Как говорят наши эксперты, до 14 лет родителям не просто необходимо контролировать процесс выполнения домашнего задания, а и непосредственно участвовать в нем. И лучше начинать прибегать к такой практике с самого первого дня за школьной партой. Анализируя успеваемость в школе и ошибки в домашнем задании, вы быстро сможете понять, где вашему ребенку необходима помощь.
Что касается домашнего задания, то необходимо распределить все предметы между мамой и папой. Так родителям будет проще «учиться». Например, папа будет помогать ребенку с точными науками, а мама с гуманитарными. Вполне очевидно, что вы обнаружите что ваше чадо откровенно «плавает» по некоторым предметам, даже несмотря на ваши старания и помощь. В этом случае необходимо нанять ребенку репетитора. Количество занятий с репетиторами не должно превышать одного в день.
Составив график занятий и распределив все предметы между собой, родители смогут заложить прочный фундамент начальных знаний у юного школьника. А если где фундамент будет проседать, на выручку придет репетитор. О том, как выбрать хорошего репетитора мы уже писали раньше. Кстати, в начальных классах многие учителя практикуют дополнительные занятия с детьми, которые оплачивают родители. Пообщайтесь с заинтересованными родителями, такой вариант будет продуктивнее и дешевле.
Метод кнута в домашнем задании
Фото: Paul Fisher/flickr
К сожалению, без этого метода ни одного ребенка невозможно заставить учиться. В правильном понимании, кнут — это ваше авторитарное давление и строгий контроль за процессом. Но ни в коем случае не ремень и подобное. Ваша задача объяснить ребенку в доступной для него системе координат, что такое слово «надо». Только не нужно рассказывать ребенку всякие небылицы о том, как хорошо быть образованным. Ребенок должен понимать, что несмотря на то, что уроки учить противно — от этого никуда не денешься, и лучше их учить так, чтобы потом не переделывать.
Метод пряника в домашнем задании
Фото: Discovery Channel
Метод пряника — это самое замечательное, что вы можете предложить ребенку. Импровизируйте, сделайте домашнее задание интересным. Учите историю с телеканалом History, природоведение с National Geographic, точные науки с Discovery и т. д. Сейчас есть масса интерактивных технологий, которые гораздо интереснее чтения учебника. Даже всем ненавистную алгебру можно интересно визуализировать. Что касается материальных поощрений, то они абсолютно никак не влияют на процесс усваивания материала. Купите ли вы ребенку новый телефон за хорошую или плохую учебу — это абсолютно никак не отразится на его желании подходить к учебе по-другому.
На что еще стоит обращать внимание когда вы учите уроки
Фото: chriѕ chan/flickr
Самое главное, это меньше текста и сухого материала. Детям очень сложно запомнить только буквы и цифры. Их восприятие специфическое, и устроено так, что они воспринимают информацию комплексно. Например, ребенку проще запомнить иностранный язык с помощью мультиков или компьютерных игр, нежели это будет листок учебника. Что же касается точных наук и формул, то тут без карандаша и листочка никуда не деться. Чем больше вы решите задачек, тем лучше они отложатся в памяти у ребенка.
Если ребенку очень трудно дается школьная программа, ни в коем случае не кричите и не наказывайте ребенка. Никакое психическое насилие и критика в его адрес недопустимы. То что ребенок плохо учится — это или вина вашей школы, или ваше нежелание помочь ребенку с домашним заданием. Не бойтесь сменить школу, если вам кажется, что учителя в ней не очень компетентны. Главное помните, что чем больше вы проведете время за уроками с ребенком, тем меньше у него будет проблем с учебой.
Фото на превью: Robert Couse-Baker/flickr
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как заставить гиперактивного ребенка учить уроки?
Непослушный ребенок в семье – это проблема. Гиперактивный непослушный ребенок – настоящая катастрофа. Он никого не слушается, постоянно бегает, крутится и кричит, а когда идет в школу – приносит массу неприятностей не только своим родителям, но и учителям, а также своим сверстникам, которым посчастливилось попасть с ним в один класс. Поэтому чтобы избежать серьезных проблем с учебой, родителям такого непоседы надо внимательно относиться к его воспитанию и приучать его к дисциплинированности сразу же, как только он переступит школьный порог. Сделать это не так уж просто, но если даже не пытаться – то ситуация никогда не изменится к лучшему.
Что делать, если гиперактивный ребенок не хочет делать домашнее задание?
Первое, с чем наверняка сталкиваются все родители таких детей – абсолютное нежелание выполнять домашние задания. Вместо них сверхэнергичный первоклассник предпочитает поиграть в любимые игрушки, побегать на улице или посидеть часок-другой перед экраном компьютера. И в этом нет ничего удивительного. По словам психологов, дети в 6-7-летнем возрасте еще не понимают, зачем им нужно учиться. Несмотря на то, что они пошли в школу, и теперь называются школьниками, они остаются все теми же детьми, которые еще несколько месяцев назад играли в песочнице и могут играть в ней до сих пор, если родители отпустят их погулять во дворе.
Что же касается сверхактивных детей, то в их случае сюда следует добавить проблемы с самоконтролем, усидчивостью и внимательностью. Им достаточно сложно сосредоточится на чем-то одном в течение нескольких минут, не говоря уже о том, чтобы просидеть над выполнением домашнего задания в течение 2-3 часов подряд.
Читайте также: Переезд – опасный период в жизни ребенкаПоэтому, одним из возможных способов решения проблемы с выполнением уроков может стать поэтапное выполнение тех или иных заданий. При этом вовсе не обязательно говорить ребенку в приказном порядке, чтобы он садился за стол, и начинать тут же что-либо писать или читать. Вместо этого, лучше поначалу превратить все это в некую игру. Например, вы можете сказать, что вы не заставляете его сейчас же делать уроки, вместо чего только хотели бы, чтобы он просто достал из портфеля все нужные книги и тетради и разложил их на столе. Как только ребенок справиться с заданием, можете поинтересоваться у него, знает ли он, что ему надо выучить на завтра. На этом все расспросы стоит прекратить и разрешить ему немного поиграть.
Спустя 10-15 минут надо опять подозвать ребенку к столу и попросить его показать, какие задачки по математике (или другому предмету) ему нужно решить. Возможно, они покажутся ему настолько простыми, что он сможет решить их сразу же и на том выполнение одного урока будет завершено. После этого ему стоит опять устроить 10-минутную передышку и приступить к решению следующего урока. Вот так мало-помалу можно сделать все домашнее задание, особо не перегружая ребенка и не крича на него за непослушание.
Главное в таком принципе, все же не забывать о том, что вы не играете, а занимаетесь выполнением домашнего задания. Поэтому ребенку нельзя позволять слишком долго заигрываться или баловаться. Иначе излишнее перевозбуждение не даст ему сосредоточиться ни на одном предмете. Понятно, что поначалу даже такой формат выполнения уроков будет даваться ему с трудом. Но проявление особой настойчивости и соблюдение определенного режима дня со временем позволят добиться успешных результатов и научить даже гиперактивного ребенка вовремя выполнять все, что ему задают в школе.
Читайте также
Опубликовано: 07.09.2016
1632 дети, психология, школа10 советов, как делать с ребенком уроки и не нервничать
Если совместное выполнение домашнего задания с ребенком обычно заканчивается ссорами и испорченным настроением, если делать уроки с ребенком для вас не меньшее мучение, чем для него самого, тогда эта статья для вас.
Правило № 1. Выясните причину
Если ребенка никак не усадить за домашнее задание, он придумывает бесконечные отговорки или намеренно тянет время, чтобы не садиться заниматься, обязательно выясните, в чем причина. Важно понять, распространяется ли эта неприязнь на все уроки или на домашние задания по каким-то конкретным предметам. Если ребенок в целом не желает садиться за уроки, тогда переходим к Правилам № 2 и № 3.
Если негативные чувства вызывают вполне определенные предметы, расспросите, почему. Причин может быть множество: ребенку не дается предмет, не нравится учитель, занятия по этому предмету вызывают некие неприятные ассоциации и так далее. Читайте наше Правило № 8.
Правило № 2. Дайте отвлечься
Как только ребенок пришел из школы, не заставляйте его сразу заниматься. Ему необходим перерыв, чтобы переключиться и отвлечься от школьных проблем. Идеально, если на этот перерыв придутся обед или полдник, прогулка на свежем воздухе или активные игры.
Совсем маленьким школьникам, возможно, стоит и поспать. Все зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья вашего ребенка. Главное, чтобы за уроки он сел отдохнувшим и со свежей головой.
Правило № 3. Создайте ритуал
Создавайте определенный ритуал, чтобы делать уроки без стресса. Например, старайтесь, чтобы ваш ребенок садился делать уроки всегда в одно и то же время. Режим дня вообще полезен, а в этом конкретном случае он еще и приучает к собранности и организованности. Кроме того, подсознательно ребенок начинает воспринимать этот процесс как нечто постоянное, само собой разумеющееся, как приемы пищи, вечернее мытье перед отходом ко сну…
Возможно, стоит установить временные рамки (с учетом индивидуального ритма ребенка и объема домашних заданий), в течение которых ребенок занимается, например, полчаса- час (для младших школьников) или два часа (для ребят постарше).
Тому есть как минимум две причины. Во-первых, по истечении этого времени ребенку уже сложно концентрироваться и работать эффективно. Во–вторых, если к этому времени прибавить еще и количество часов, проведенных в школе, вы увидите, что получится почти полноценный рабочий день. А это очень много для детского организма.
Правило № 4. Организуйте перерывы
Чтобы делать уроки без стресса, во время выполнения домашнего задания позволяйте ребенку небольшие перерывчики – 5-10 минут (вспомните: ведь вы и сами на работе периодически отвлекаетесь на чай и перекуры). В это время ребенок может встать из-за стола и размяться, выпить сока или скушать дольку апельсина.
Это особенно нужно малышам, которые еще только учатся писать в прописи и долго сидят в одной позе, вырисовывая буквы. За перерыв успеют отдохнуть и глазки.
Правило № 5. Присутствуйте или проверяйте
Для того, чтобы ребенок (особенно первоклассник) делал уроки без стресса, родитель должен присутствовать при выполнении домашнего задания. Здесь важна постепенность.
Совсем маленьким школьникам папа или мама помогут организовать работу, проследить, чтобы ребенок не застревал на чем-то одном. Это может потребовать вашего присутствия в течение всего времени, отведенного на уроки. Затем, по мере взросления вашего ребенка и приобретения им навыков самостоятельной работы, можно договориться, что он сам делает легкие и понятные задания, а с вами – сложные.
Другой вариант – ребенок готовит все сам, а вы проверяете.
Обязательно хвалите и подчеркивайте его самостоятельность: «Какой ты молодец, почти все уроки сделал сам! Ты уже совсем взрослый!»
Правило № 6. Не делайте уроки за ребенка
Родитель НЕ ДОЛЖЕН делать уроки за ребенка. Иногда у вас может возникнуть соблазн сказать ребенку, как решать примеры или отвечать на вопросы, чтобы освободиться побыстрее. Это в корне неверно.
* Во-первых, тем самым вы подаете ребенку дурной пример и не удивляйтесь, если он через какое-то время попросит вас сделать уроки за него.
* Во-вторых, так он никогда не научится самостоятельности и ответственности.
Идите другим путем: вы всегда можете ненавязчиво подсказать, подтолкнуть, указать верный ход мыслей.
Правило № 7. Занимайтесь дополнительно
Понаблюдав какое-то время за тем, как ребенок выполняет домашние задания, вы без труда поймете, что именно вызывает у него наибольшие сложности и на что он тратит больше всего времени, когда делает уроки. Возможно, ему тяжело дается письмо или какие-то грамматические правила, счет в уме или пересказ текста.
Если вы хотите делать уроки без стресса, в выходные дни уделите этим «подводным камням» дополнительное время. Позанимайтесь с ребенком спокойно, без спешки, и через некоторое время эта тактика обязательно даст результат. Ваше чадо обретет уверенность в своих силах.
Правило № 8. Поговорите по душам
Если ваш ребенок воспринимает процесс обучения и домашние занятия скорее негативно, чем позитивно, поговорите с ним откровенно. Расскажите про свои школьные годы, какие предметы получались у вас лучше, а какие давались с трудом. Важно, чтобы ребенок понял, что не все и не всегда получается сразу, надо прикладывать усилия.
Если проблема в учителе, проявите максимум такта. Скажите, что учитель тоже человек, со своими плюсами и минусами, и ребенку надо как следует готовиться по предмету и вести себя на уроке как следует, тогда и проблемы исчезнут. Возможно, учитель просто очень строг, и ребенок чувствует себя в его присутствии неуютно. (Сразу скажем, что в особо сложных случаях, возможно, вам самим стоит поговорить с педагогом и выяснить, почему отношения с учеником не сложились.)
Если ребенку сложно найти общий язык с одноклассниками, стоит выяснить, в чем причина напряженности, пригласить кого-то из них в гости, организовать совместный поход куда-нибудь или детский праздник.
Правило № 9. Нанимайте репетитора только в крайнем случае
К репетитору стоит обращаться лишь, если вы видите явное отставание ребенка по какому-либо предмету, объективно подтверждаемое им самим и/или учителем. При этом вы сами не в состоянии обеспечить такой уровень занятий, который бы покрыл это отставание и дал бы возможность ребенку делать уроки без стресса.
Не нужно перегружать ребенка дополнительными занятиями по большому числу предметов, даже если ваши доходы позволяют записать его на десяток платных факультативов и нанять столько же репетиторов. Ваше чадо все равно будет не в состоянии усвоить такой объем знаний и одинаково эффективно заниматься всеми предметами. Здоровье и наличие у ребенка времени для отдыха и восстановления сил гораздо важнее.
Правило № 10. Будьте терпеливы
Хочется пожелать вам терпения. Будьте конструктивны. Это же ваш ребенок, не может быть, чтобы у него совершенно ничего не получалось.
Определенные совместные усилия, ваши доброжелательность и терпение обязательно дадут результат, и ваш ребенок научится делать уроки без стресса!