Какие гласные буквы звуки: Звуки русского языка — гласные и согласные – Гласные звуки в русском языке

Какие буквы дают два звука правило. – В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков? Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с»им»й»а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с»им»й»а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — [с], и — [и], м — [м»] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м — [м»];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т»эн»:ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах сог

Сколько гласных звуков в русском языке и какие буквы их обозначают: подробная таблица

Для того, чтобы петь, правильно выражать свои мысли, общаться, надо уметь пользоваться речью, изучать правила, закономерности произношения, написания. Это интересуют студентов, родителей, школьников. И в процессе изучения каждый так или иначе сталкивается с вопросом, сколько гласных звуков в русском языке.

Фонемы русского языка

гласные звуки в русском языкеЧто вкладывается в это понятие? Наименьшая языковая единица называется фонемой.

Заменив одну на другую, изменяется значение всего слова (дом, дым, дам).

На вопрос, сколько гласных звуков в русском языке,ответ может дать раздел русского языка «Фонетика», занимающийся изучением фонем. 

Гласных в русском языке шесть: Э, У, Ы, А, И, О. Букв, которые обозначают их, десять: Е, Э, Ы, Ю, И, А, Ё, Я, О, У.

Важно! Фонема отличается тем, что ее можно произнести и услышать. Буква – это графическое обозначение, ее можно увидеть и написать.

Гласными их называют потому, что они произносятся «голосисто», а согласные с ними «согласуются». Чтобы понять их отличие друг от друга, надо произнести по слогам какое-то слово. Например: телега. Гласные в словах тянутся долго, плавно, при отсутствии шума.

На письме они заключаются в квадратные скобки и обозначаются символами: метро [м’ э т р о]. Фонемы русского языка изучаются школьниками в начальной школе. Из всех букв русского алфавита 10 обозначают гласные, остальные буквы – согласные.

Это интересно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова

Характеристики

Все гласные звуки делятся на безударные или ударные, придающие мягкость или твердость согласным, йотированные.

  1. Один и тот же гласный может обозначаться разными буквами. Например, пятёрка [п’ и т’ о р к а] – [и] в первом слоге обозначается буквой Я. Так, [и] в одних словах может обозначаться буквенно И, в других Ы (цирк [ц ы р к], тир [т’ и р]), [у] на письме может обозначаться буквами Ю или У (лук [л у к], [л’ у к]).
  2. Буквы, которые обозначают гласные звукимогут смягчать согласный или нет: мат [м а т], мята [м’ а т а]
  3. Йотированные обозначают не один звук, а два: объявление [о б й’ а в л’ э н’ и й’ э]. Это происходит, когда появляется йот в определенной позиции ([й’ а], [й’ э].
  4. Они могут находиться в сильной позиции, т. е. под ударением, их называют ударными гласными в слове, в слабой позиции – безударными.

список всех звуков

Какие бывают гласные и что обозначают:

Буквенное обозначениеЧто обозначаютПримеры
Ы, У, О, А, ЭТвердость согласныхВы, этот, туда
И, Е, Ё, Я, ЮМягкость согласныхМел, мед, мюсли, мяч
Е, Ю,Ё, ЯДве фонемыЯблоня, ель, подъем

На схемах в школьных учебниках гласные фонемы обозначаются красным цветом, согласные – синим.

Это интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно

Ударные/безударные

Фонемы находятся в безударной позиции в словах и под ударением. Ударные гласные звуки произносятся долго, отчетливо, с силой: гордый [г О р д ы й’], этот [Э т а т], с интонацией. Сам звук не меняется, изменения претерпевает его произношение. В безударной позиции оно краткое, менее отчетливое, ослабленное.

Так как произношение не обладает силой, на письме слова подвергаются изменениям. Варианты произношения являются хорошей почвой для появления орфографических ошибок, когда обозначение на письме не соответствует правильному произношению. Например: седьмой [с’ И т’ м о й’], подвеска [п А д в’ э с к а].

безударные гласные

Есть гласные русского языка с несвойственной им слабой позицией: [Э], [О], или в определенных ситуациях [А] (тот, этот, этаж [и т А ш]). Только четыре фонемы произносятся в слабой позиции: И, У, А, Ы.

Надо помнить! Написание или графическое изображение звуков в слабой позиции отличается от произношения.

Следует помнить правилочтобы не ошибиться в написании гласной, на которую не падает ударение, надо поставить ее в ударную позицию в однокоренном слове (например, стоИт – стОй).

Есть сложные слова в русском языке, имеющие двойное ударение, второстепенное наряду с основным, например, пЕноблОки [п’ Э н о б л ок’ и]. На первом слоге ударение основное, на втором – второстепенное. Фонетический разбор учитывает основную ударную фонему, второстепенное ударение – нет.

Мягкость/твердость

После твердых согласных пишутся У, Ы, Э, О, А. Если после согласного следует еще один согласный, они остаются твердыми. Один и тот же согласный может быть и твердым, и мягким. Например: баран [б а р а н], белый [б’ э л ы й’]. Это правило разделения твердых и мягких согласных. Мягкость придают Ю, Е, Ё, Я.

Разделительный мягкий знак (Ь), который стоит за согласным, смягчает его, а твердый знак (Ъ) делает твердым. Согласные Ц, Ш, Ж независимо от того, какая фонема стоит за ними, всегда твердые. А Ч, Ш, Й – мягкие звуки по такому же принципу.

На этом основано еще одно правило фонетики: ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И, независимо от произношения.

Это интересно! Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры

использование гласных

Йотированные

Эти гласные обозначают одновременно две фонемы, первая из которых [й] (называется еще йот) согласный. Студенты в транскрипции обозначают его [i]. Йотирование – это добавление к гласному согласного Й. Их четыре: Я, Ю, Ё, Е. Буквы А, У, Э, О обозначают два звука в трех позициях:

  1. После гласного в середине или в конце слова (моя [м а й’ а]).
  2. В начале слова (ёлка [й’ о л к а]).
  3. После разделительного мягкого знака (вранье [в р а н’ й’ о]).

В произношении слов с йот имеется звук [й’], который превращает, например, гласную А в звук [й’ а] , как в слове яма [й’ а м а].

После согласного эти буквы обозначают только мягкость и один гласный. Например, любимый [л у б’ и м ы й’]. Определенные позиции делают их йотированными .

Это интересно! Как пишутся о и ё после шипящих в корне слова

Полезное видео

Подведем итоги

С фонетикой школьники знакомятся в первом классе, более подробно начинают изучать в четвертом классе, систематизируют свои знания и навыки в следующие годы.

Если появляются ошибки в правописании безударных гласных, твердых и мягких согласных, например, следует повторить правила правописания, которые можно найти в разделах «Фонетика», «Орфография» школьного учебника.

Следует потренироваться в фонетическом разборе слов русского языка. Это поможет писать грамотно, правильно пользоваться своей речью, выражать мысли, с интересом изучать законы и правила, правила произношения. Это сделает речь грамотной и интересной для окружающих.

Какие гласные обозначают один звук? ю, и, ё, ы, о.

В данном задании необходимо определить какие из следующих гласных имеют один звук: ю, и, ё, ы, о.

Для выполнения задания необходимо сделать следующее 

  • Рассмотрите предложенные варианты ответов. 
  • Запишите примеры для каждой гласной.
  • Ответьте на заданный вопрос. 

Определим какие гласные имеют один звук 

Для того чтобы ответить на заданный вопрос рассмотрим данные звуки на примерах. 

Рассмотрим звук ю. 

Выполним звуковой анализ слова юг. 

[й’ук] — следовательно, в данном слове 2 буквы и 3 звука. Это значит, что буква ю даёт 2 звука. 

Рассмотрим слово люстра. 

[л’устра] — в данном слове 6 букв и 6 звуков. Это значит, что буква ю даёт 1 звук в данном слове. 

Рассмотрим слово вьюга. 

[в’йуга] — в данном слове 4 буквы и 4 звука. Это значит, что буква ю даёт 2 звука. 

Следовательно, буква ю даёт 2 звука, когда находится в начале слова и после мягкого знака. Даёт 1 звук, когда находится после согласной. 

Рассмотрим звук и. 

Разберём слово диво и ива. 

[д`иво] — в данном слове 4 буквы и 4 звука. 

[ива] — в данном слове 3 буквы и 3 звука. 

Следовательно, звук и в словах даёт один звук. 

Рассмотрим звук ё. 

Разберём следующие слова: ёлка, берёза, таёжный. 

[й’олка] — в данном слове 4 буквы и 5 звуков. 

[б’ир’оза] — в данном слове 6 букв и 6 звуков. 

[тай’ожный] — в данном слове 7 букв и 8 звуков. 

Следовательно, буква ё в слова даёт 2 звук когда находится в начале слова, а также находится после гласной буквы. Если буква ё пишется после согласной буквы, то она даёт 1 звук. 

Рассмотрим звук ы. 

Разберём следующие слова: дым, рынок. 

[д ы м] — в данном слове 3 буквы и 3 звука. 

[р ы н о к] — в данном слове 5 букв и 5 звуков. 

Следовательно, буква ы в словах даёт один звук. 

Рассмотрим звук о. 

Разберём на примерах следующих слов: орех, молоко. 

[а р’ э х] — в данном слове 4 буквы и 4 звука. 

[м а л а к о] — в данном слове 6 букв и 6 звуков. 

Следовательно, буква о в словах даёт всегда один звук. 

Из данных примеров можно сделать следующий вывод: один звук в словах дают буква и, ы, о. Буква ё и буква ю в словах могут давать один или два звука. 

Конспект занятия на тему «Гласные звуки и буквы»

hello_html_6e3a86ac.gif

hello_html_m220a0656.gifhello_html_31f982f6.gifhello_html_33fdc8c2.gifhello_html_531cf16c.gifЖелудкова Наталья Владимировна, учитель-логопед Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4», г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Предмет (направленность): методическая разработка логопедического занятия

Возраст детей:1 класс

Место проведения: класс

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Цели занятия:

Образовательные:

— закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];

— совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

— закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

— учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];

— закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, Э, О.

Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

— развитие ориентировки в пространстве;

— развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

— развитие чувства ритма

Воспитательные:

— воспитывать умение работать в течение всего занятия;

— воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II Постановка цели и и задач урока.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гласными звуками и их буквенными обозначениями. Назовите все гласные звуки.

Прослушайте стихотворение

…Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо:

Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!

Вот вернулась Ганя в дом, слёзы катятся ручьём:

— О, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!

Дали Гане молока. — Это кружка велика! В этой не могу я!

Дайте мне другую! Уу-уу-уу!

Дали рёвушка в другой, рёва топнула ногой:

— В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!

Какие звуки помогли показать, как плачет девочка?

Молодцы! Эти звуки состоят из одного голоса. Давным-давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название — гласные, значит голосовые. А теперь расскажите, что вы ещё знаете о гласных звуках.

Этот звук всегда поётся,

Этот звук, как песня, льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, мы сегодня будем работать с гласными звуками.

III Актуализация знаний.

Давайте с вами произнесём звук «А» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? О У Ы Э И. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.

Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!!

А-О-У-И-Ы-Э (дети показывают нужную схему)

Описание: C:\Users\Логопед\Documents\Downloads\all_zvuki.gif

Как вы догадались?

(уточнение пространственных представлений).

Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УЫОА, ОАЭИ и т. д.;

IV Обобщение и систематизация знаний

Назовите гласный…

с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров…

которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…

Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь…

Описание: в средине словаОписание: в средине словаОписание: в средине словаОписание: в средине словаОписание: в средине словаОписание: в средине словаОписание: item_4309Описание: 136Описание: сырОписание: Image7Описание: Image7Описание: Image7Описание: в средине словаОписание: Image5Описание: 276Описание: в средине слова

  • Развитие мелкой моторики. Выложить гласные буквы с помощью палочек, шнурков, пуговиц.

Описание: 6fe05a5df328bc2ba7Описание: 6fe05a5df328bc2ba7Описание: 6fe05a5df328bc2ba7

  • Предложите посчитать, сколько букв А (О, У, И, ……) находятся в рисунке. Обвести буквы красным карандашом.

Описание: image002

  • — Откройте тетради, сейчас я буду называть звуки, а вы должны записать только гласные буквы (а, о, у, ы, э, и).

а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о.

  • Подпишите цифру, соответствующую месту звука а, о, у, ы, э , и.

Например, в слове шар -а- 2 , значит записываем цифру 2,

в слове август — у- 4, значит, записываем цифру 4.

но2ж, у1зел, э1тот, утка4, гу2сь, шка3ф, вну3к и т.д.

Физкультминутка

Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движениями.

А- руки вверх

Э – руки чуть округлить

О- руки округлить

У – руки вперёд

Ы – руки в стороны

А-О-Ы

Э-У-А-О

Ы-Э-А-У-О

V Применение знаний и умений в новой ситуации

Звуки в слове исчезают,

Снова появляются,

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются.

Перед вами слово, из которого убежала гласная буква. Помогите вернуть её на место.

Какая буква убежала? Какое слово получилось? Что оно означает?

Б….К А Т…..К А

Б….К О Т…..К О

Б….К Ы Т…..К У

Б….К У Т…..К И

Придумать предложения с некоторыми словами .

Вывод: Одна буква может изменить значение слова.

Первый звук К (пишут букву К) , третий звук А (пишут букву А), между 1-ым и 3-им звуком буква Р (пишут букву Р), после звука А звук Н (пишут букву Н) Какое слово получилось? Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) Посмотрите на картинки.

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Составьте предложение со словом КРАН.

Сделайте звуковую схему слова кран.

Разбор слова «кран»

Сколько слогов в слове «кран»?

Доказываем всеми способами: отхлопываем, проверяем рукой под подбородком, считаем гласные.

Это знает каждый из учеников:

Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько в слове звуков?

Сколько гласных?

Начертить схему слова, выделить гласный звук красным цветом.

hello_html_m3ab454a.png

VI Рефлексия (подведение итогов занятия)

Закончить фразы:
у меня получилось …
было интересно…

было трудно…

Литература:

  1.  Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». Москва «ВЛАДОС» 2004г.

  2.  Е.В.Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления у младших школьников с задержкой психического развития». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004г.

  3. Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Москва 2007г.

  4. А.И.Максакова, Г. А. Тумакова «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. 2-7 лет». Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»2005г.

  5. « Понятийно- терминологический словарь логопеда» под редакцией проф. В.И.Селиверстова. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997г

  6. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство — пресс”, 1998 г.

  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.

  8. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, Организация логопедической работы в школе, “Сфера”, Москва, 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *