Какие согласные шипящие звуки – План-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме: Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет «Шипящие согласные звуки».

Какие звуки шипящие. Шипящие согласные звуки

Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:

  • [ж] – твердый, звонкий, парный.
  • [ш] – твердый, глухой, парный.
  • [ч] – мягкий, глухой, непарный.
  • [щ] – мягкий, глухой, непарный.

Что мы узнали?

Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это

Ответы@Mail.Ru: Написать шипящие согласные звуки. Твёрдые — это? Мягкие — это? Твёрдые — это Мягкие

ж, ш — всегда твердые шипящие ч, щ — всегда мягкие шипящие.

Мягкие — это такие согл. звуки, после которых идёт Ь или Я, или Ё, или Е, или Ю, или И: бьют, лямка, лента, люди, диван, моль. В остальных случаях будут твёрдые звуки: пуд, под, пот, кот, мол, лампа, сэр, луна, дуну.

ж ш твердые ч щ мягкие

ж ш твёрдые согласные ч щ мягкие согласные

Урок обучения грамоте Шипящие согласные звуки

Нижегородская обл.

р.п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ»

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1 КЛАСС

Тема урока:

« ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Учитель начальных классов:Орешкина Н.И.

ТЕМА:ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж][ ш ][ч’][щ’];

формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста;

развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса;

воспитание интереса к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками

ХОД УРОКА

ОРГМОМЕНТ.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Если хочешь много знать

Многого добиться,-

Обязательно читать

Должен научиться.

Актуализация знаний.

На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки.

ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните.

-Какие звуки в русском языке всегда мягкие?

-Какие звуки всегда твердые?

-Какие буквы не обозначают звуков ?

-Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного?

-Какие гласные буквы обозначают два звука?

Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3

По…та ро..а лы…и шала…

Ласто..ка …ётка …уК ма…ина

..асы до..ечка у…и у..и

Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков.

Вывод : это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа в парах.Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах.

— Говори тихо!

-Будь вежлив!

— Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться!

ЧА-ЧА- ЧА — горит в комнате свеча

ЧУ-ЧУ — ЧУ — молоточком я стучу

ОЧЬ — ОЧЬ — ОЧЬ — наступила ночь

ЩА- ЩА -ЩА — мы несем домой леща

АЩ — АЩ — Ащ — мы наденем плащ

ЖИ -ЖИ -ЖИ — здесь живут ежи

ЖУ -ЖУ -ЖУ — молоко дадим ежу

ЖА- ЖА -ЖА — есть иголки у ежа

ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ — дождь прошел уже

ША -ША -ША- мама моет малыша

ШУ -ШУ — ШУ — другу я письмо пишу

АШ- АШ- АШ — дам сестренке карандаш

-Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы!

-Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- ( 3 хлопка)

Кто ходит без плаща? (Шаги)

Щи — щи — щи ( 3 хлопка)

Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы)

6. Работа по Букварю.

Работа с лентой букв.

-Прочитаем буквы.

-Есть ли здесь шипящие ? Все они здесь?

-Какого звука нет?

Чтение стихотворения В. Пивоварова

План-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме: Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет «Шипящие согласные звуки».


Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет

Тема: « Шипящие согласные звуки».

  Образовательные цели:- дать понятие о шипящих согласных звуках;

  • закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о твёрдых и мягких согласных звуках, о звонких и глухих согласных звуках;
  • автоматизировать шипящие звуки в слогах, словах, предложениях.

Развивающие цели:

  • развивать умение называть слова на заданный звук;
  • развивать фонематический слух на материале слов с шипящими звуками;
  • развивать внимание и память;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
  • закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением.

Воспитательные цели:

  • воспитывать навык  самостоятельной деятельности;
  •  воспитывать у детей умения: терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и  

уважать их мнение.

Материал демонстрационный:  касса с пройденными буквами, предметные картинки, игрушки: ёжик, лисёнок, сова, змейка, жуки.

Презентация на тему « Шипящие звуки» — 9 слайдов.

Материал раздаточный: предметные картинки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Основной этап.
  4. Физкультминутка « Жук».
  5.  Закрепление знаний.
  6.  Вторичное закрепление.

Ход НОД

  1. Орг. момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости.  Давайте поздороваемся с ними.

  1. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Воспитатель..-Мы с Ёжиком, Лисёнком и Мудрой Совой путешествуем по городу Звуков и Букв.

Слайд №1 “Улица  Гласных “

 Пропоём  гласные звуки. ( а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е).

 — “ Здравствуйте, гласные”

 Слайд №2  “Улица Согласных »

Называем твёрдые и мягкие согласные, показывая: правая рука — твёрдый звук; левая рука — мягкий звук; не называем ( Ж ), ( Ш ), ( Щ ), ( Ч ).

— » Здравствуйте, согласные.»

— Какие мы звуки не назвали? ( Ж, Ш, Щ, Ч)

— Чем они похожи?

Дети. ( Ж)-нет пары по мягкости; (Ш)- нет пары по мягкости; ( Щ )- нет пары по твёрдости; ( Ч ) — нет пары по твёрдости.

Воспитатель.:Эти звуки не имеют пары по твёрдости и по мягкости, они непарные.  Давайте  назовём эти звуки: ( Ж — Ш — Щ — Ч ).Мы открыли первую тайну этих звуков. Есть ещё одна тайна и мы её сейчас попробуем открыть.

  1. Воспитатель.: Смотрите, корзинка. Кто же в ней? Давайте посмотрим. ( Смотрит в корзину, а из корзины слышны звуки ( Ш-Ш-Ш ) — ой шипит; ( Ж-Ж-Ж) — жужжит; ( Щ-Щ-Щ ) ;( Ч-Ч-Ч). Кто же это? ( Ответы детей.)

 Трудно отгадать? Заглянем? Ой, ужик. Я думала, что ужи шипят, а мы с ребятами услышали много разных звуков.

Уж: А я и так шипел. Разве нет?

Воспитатель.: Да ты и шипел и жужжал. Кто же ты?

— Ребята, давайте спросим у Мудрой Совы.

 Мудрая Сова: Ужик родился ранней весной.( Как вы думаете, в каком месяце). Было темно. ( Кто скажет, в какое время суток). Да, родился между вторником и четвергом? ( В какой день недели?) Так вот, родился и сразу заговорил:

 Слайд № 3  Ж — Ж — Ж — Ж — Ж.

Мама ужика очень испугалась: » Мы ужи — говорим

Слайд № 4    Ш — Ш — Ш — Ш — Ш.”

Слайд № 5 А ужик повторяет: Ж — Ж — Ж — Ж — Ж

       А потом ещё : Ч — Ч — Ч  — Ч — Ч.

 Ужик очень старался, но у него получалось: Щ — Щ — Щ — Щ  — Щ.( Слайд № 6)

Мама ужика очень расстроилась. Она говорила — ужи — шипим, а ужонок с дефектом речи. Надо к логопеду. И они отправились к логопеду Чижу. Чиж  спросил : » На что жалуетесь?»  На это ужиха ответила: » Ужик не шипит!»

Чиж был очень удивлён: » Как это не шипит?» Сейчас мы это проверим:

 Уж говорит ( дети читают): Ж — Ж — Ж — Ж — Ж

Ч — Ч — Ч — Ч — Ч

Щ — Щ — Щ — Щ -Щ

Ш — Ш — Ш — Ш — Ш Слайд № 7

Чиж  сказал: »Всё у Ужика в порядке. Ведь все эти звуки …….шипящие.»

  1. Физкультминутка» Жук »

Я увидела жука

На большой ромашке.

Подержу его в руках,

А потом в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Посажу его на сук,

Пусть расправит крылья.

  1. Воспитатель.:Берём зеркала. Почему эти звуки называют шипящие?

Давайте мы их произнесём: ( Ж — Ш — Щ — Ч ).

Как произносятся эти звуки? При произношении этих звуков воздух проходит в щель. И мы как-будто шипим. А какой из этих звуков  «

лишний»? И почему? ( Ответы детей.)

Воспитатель :Правильно звук ( Ж ) — звонкий, а звуки ( Ш — Ч — Щ ) — глухие.

Давайте проверим, положите ладошку на горлышко и произнесите эти звуки, когда вы слышите шум, а когда голос и шум? ( Ответы детей).

  1. Воспитатель:- А теперь давайте выполним задание в тетрадях. Открываем тетради на странице 51, задание 3. Вам необходимо соединить картинку с подходящей схемой. Вспомните как мы обозначали звуки: шина- звук ( Ш ), жук — звук ( Ж ), пчела — звук ( З ). Слайд №8

— Ребята, какой из этих звуков лишний ( звук ( З ), и почему? Ответы детей. Звук ( З ) — свистящий, а  ( Ш ), ( Ж ) — шипящие.

— Давайте выполним следующие задание. « Цепочка слов.»  Необходимо соединить картинки в цепочку, определяя первый и последний слог в названиях картинок. Начнём с вазы ( ваза — заколка — каша — шары — рыжик).

Дети выполняют задания в тетрадях.

Воспитатель.:- Ребята, давайте поиграем в игру : «Ах, какой я молодец!» Идите  по  кругу и слушайте  слова, которые  я буду называть .Как только вы услышите слово с шипящими звуками, вы останавливаетесь, поворачиваитесь в круг,  гладите себя по голове и говорите: « Ах, какой я молодец!» Давайте ещё раз назовём шипящие звуки : ( Ж — Ш — Щ — Ч ).

 Слова: книга, ручка, тетрадь, пенал, журнал, цветы, ромашка, роза, подснежник, трава, картина, ракушка, рыба, овощи, ягоды, шоколад, конфеты, чайник, стол, ящик.

Воспитатель.:- Молодцы, садитесь. Давайте вспомним, когда родился наш ужик? Правильно, а сейчас  какое  время года?  Да, ранняя весна — март. Так вот у нашего ужика недавно был день рождение. А что делают на день рождение ( ответы детей ).

Воспитатель.:Вот и мы сейчас подарим ужику подарки и поздравим. Берите карточки и придумывайте поздравления.

Дети отдают ужику свою карточку и говорят поздравления.

  1. Воспитатель: В названии всех ваших подарков есть шипящие звуки. Но люди умеют произносить их по — доброму с улыбкой. Давайте попробуем: слайд  № 9 Если с улыбкой, то и не страшно.

Литература:

1.Кислова Т.Р. « По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3и 4. Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.- м.: « Баласс»,2002.

2.Байбакова О.Ю. Коррекционно-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении: методические рекомендации учителям начальных классов.- Курск.: Изд. Курск. Гос. Ун-т, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *