Какие звуки шипящие. Шипящие согласные звуки
Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.
Что это за звуки и как их произносить
Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .
Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.
Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.
Непарные или парные?
Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.
Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.
Фонетические характеристики шипящих звуков
Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:
- [ж] – твердый, звонкий, парный.
- [ш] – твердый, глухой, парный.
- [ч] – мягкий, глухой, непарный.
- [щ] – мягкий, глухой, непарный.
Что мы узнали?
Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это
Ответы@Mail.Ru: Написать шипящие согласные звуки. Твёрдые — это? Мягкие — это? Твёрдые — это Мягкие
Мягкие — это такие согл. звуки, после которых идёт Ь или Я, или Ё, или Е, или Ю, или И: бьют, лямка, лента, люди, диван, моль. В остальных случаях будут твёрдые звуки: пуд, под, пот, кот, мол, лампа, сэр, луна, дуну.
ж ш твердые ч щ мягкие
ж ш твёрдые согласные ч щ мягкие согласные
Урок обучения грамоте Шипящие согласные звуки
Нижегородская обл.
р.п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ»
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1 КЛАСС
Тема урока:
« ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Учитель начальных классов:Орешкина Н.И.
ТЕМА:ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж][ ш ][ч’][щ’];
формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста;
развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса;
воспитание интереса к чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками
ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Если хочешь много знать
Многого добиться,-
Обязательно читать
Должен научиться.
Актуализация знаний.
—На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки.
ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните.
-Какие звуки в русском языке всегда мягкие?
-Какие звуки всегда твердые?
-Какие буквы не обозначают звуков ?
-Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного?
-Какие гласные буквы обозначают два звука?
—Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3
По…та ро..а лы…и шала…
Ласто..ка …ётка …уК ма…ина
..асы до..ечка у…и у..и
—Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков.
Вывод : это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Работа в парах.Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах.
— Говори тихо!
-Будь вежлив!
— Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться!
ЧА-ЧА- ЧА — горит в комнате свеча
ЧУ-ЧУ — ЧУ — молоточком я стучу
ОЧЬ — ОЧЬ — ОЧЬ — наступила ночь
ЩА- ЩА -ЩА — мы несем домой леща
АЩ — АЩ — Ащ — мы наденем плащ
ЖИ -ЖИ -ЖИ — здесь живут ежи
ЖУ -ЖУ -ЖУ — молоко дадим ежу
ЖА- ЖА -ЖА — есть иголки у ежа
ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ — дождь прошел уже
ША -ША -ША- мама моет малыша
ШУ -ШУ — ШУ — другу я письмо пишу
АШ- АШ- АШ — дам сестренке карандаш
-Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы!
-Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- ( 3 хлопка)
Кто ходит без плаща? (Шаги)
Щи — щи — щи ( 3 хлопка)
Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы)
6. Работа по Букварю.
Работа с лентой букв.
-Прочитаем буквы.
-Есть ли здесь шипящие ? Все они здесь?
-Какого звука нет?
Чтение стихотворения В. Пивоварова
План-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме: Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет «Шипящие согласные звуки».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет
Тема: « Шипящие согласные звуки».
Образовательные цели:- дать понятие о шипящих согласных звуках;
- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о твёрдых и мягких согласных звуках, о звонких и глухих согласных звуках;
- автоматизировать шипящие звуки в слогах, словах, предложениях.
Развивающие цели:
- развивать умение называть слова на заданный звук;
- развивать фонематический слух на материале слов с шипящими звуками;
- развивать внимание и память;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением.
Воспитательные цели:
- воспитывать навык самостоятельной деятельности;
- воспитывать у детей умения: терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и
уважать их мнение.
Материал демонстрационный: касса с пройденными буквами, предметные картинки, игрушки: ёжик, лисёнок, сова, змейка, жуки.
Презентация на тему « Шипящие звуки» — 9 слайдов.
Материал раздаточный: предметные картинки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Основной этап.
- Физкультминутка « Жук».
- Закрепление знаний.
- Вторичное закрепление.
Ход НОД
- Орг. момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Повторение и закрепление ранее изученного материала.
Воспитатель..-Мы с Ёжиком, Лисёнком и Мудрой Совой путешествуем по городу Звуков и Букв.
Слайд №1 “Улица Гласных “
Пропоём гласные звуки. ( а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е).
— “ Здравствуйте, гласные”
Слайд №2 “Улица Согласных »
Называем твёрдые и мягкие согласные, показывая: правая рука — твёрдый звук; левая рука — мягкий звук; не называем ( Ж ), ( Ш ), ( Щ ), ( Ч ).
— » Здравствуйте, согласные.»
— Какие мы звуки не назвали? ( Ж, Ш, Щ, Ч)
— Чем они похожи?
Дети. ( Ж)-нет пары по мягкости; (Ш)- нет пары по мягкости; ( Щ )- нет пары по твёрдости; ( Ч ) — нет пары по твёрдости.
Воспитатель.:Эти звуки не имеют пары по твёрдости и по мягкости, они непарные. Давайте назовём эти звуки: ( Ж — Ш — Щ — Ч ).Мы открыли первую тайну этих звуков. Есть ещё одна тайна и мы её сейчас попробуем открыть.
- Воспитатель.: Смотрите, корзинка. Кто же в ней? Давайте посмотрим. ( Смотрит в корзину, а из корзины слышны звуки ( Ш-Ш-Ш ) — ой шипит; ( Ж-Ж-Ж) — жужжит; ( Щ-Щ-Щ ) ;( Ч-Ч-Ч). Кто же это? ( Ответы детей.)
Трудно отгадать? Заглянем? Ой, ужик. Я думала, что ужи шипят, а мы с ребятами услышали много разных звуков.
Уж: А я и так шипел. Разве нет?
Воспитатель.: Да ты и шипел и жужжал. Кто же ты?
— Ребята, давайте спросим у Мудрой Совы.
Мудрая Сова: Ужик родился ранней весной.( Как вы думаете, в каком месяце). Было темно. ( Кто скажет, в какое время суток). Да, родился между вторником и четвергом? ( В какой день недели?) Так вот, родился и сразу заговорил:
Слайд № 3 Ж — Ж — Ж — Ж — Ж.
Мама ужика очень испугалась: » Мы ужи — говорим
Слайд № 4 Ш — Ш — Ш — Ш — Ш.”
Слайд № 5 А ужик повторяет: Ж — Ж — Ж — Ж — Ж
А потом ещё : Ч — Ч — Ч — Ч — Ч.
Ужик очень старался, но у него получалось: Щ — Щ — Щ — Щ — Щ.( Слайд № 6)
Мама ужика очень расстроилась. Она говорила — ужи — шипим, а ужонок с дефектом речи. Надо к логопеду. И они отправились к логопеду Чижу. Чиж спросил : » На что жалуетесь?» На это ужиха ответила: » Ужик не шипит!»
Чиж был очень удивлён: » Как это не шипит?» Сейчас мы это проверим:
Уж говорит ( дети читают): Ж — Ж — Ж — Ж — Ж
Ч — Ч — Ч — Ч — Ч
Щ — Щ — Щ — Щ -Щ
Ш — Ш — Ш — Ш — Ш Слайд № 7
Чиж сказал: »Всё у Ужика в порядке. Ведь все эти звуки …….шипящие.»
- Физкультминутка» Жук »
Я увидела жука
На большой ромашке.
Подержу его в руках,
А потом в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Посажу его на сук,
Пусть расправит крылья.
- Воспитатель.:Берём зеркала. Почему эти звуки называют шипящие?
Давайте мы их произнесём: ( Ж — Ш — Щ — Ч ).
Как произносятся эти звуки? При произношении этих звуков воздух проходит в щель. И мы как-будто шипим. А какой из этих звуков «
лишний»? И почему? ( Ответы детей.)
Воспитатель :Правильно звук ( Ж ) — звонкий, а звуки ( Ш — Ч — Щ ) — глухие.
Давайте проверим, положите ладошку на горлышко и произнесите эти звуки, когда вы слышите шум, а когда голос и шум? ( Ответы детей).
- Воспитатель:- А теперь давайте выполним задание в тетрадях. Открываем тетради на странице 51, задание 3. Вам необходимо соединить картинку с подходящей схемой. Вспомните как мы обозначали звуки: шина- звук ( Ш ), жук — звук ( Ж ), пчела — звук ( З ). Слайд №8
— Ребята, какой из этих звуков лишний ( звук ( З ), и почему? Ответы детей. Звук ( З ) — свистящий, а ( Ш ), ( Ж ) — шипящие.
— Давайте выполним следующие задание. « Цепочка слов.» Необходимо соединить картинки в цепочку, определяя первый и последний слог в названиях картинок. Начнём с вазы ( ваза — заколка — каша — шары — рыжик).
Дети выполняют задания в тетрадях.
Воспитатель.:- Ребята, давайте поиграем в игру : «Ах, какой я молодец!» Идите по кругу и слушайте слова, которые я буду называть .Как только вы услышите слово с шипящими звуками, вы останавливаетесь, поворачиваитесь в круг, гладите себя по голове и говорите: « Ах, какой я молодец!» Давайте ещё раз назовём шипящие звуки : ( Ж — Ш — Щ — Ч ).
Слова: книга, ручка, тетрадь, пенал, журнал, цветы, ромашка, роза, подснежник, трава, картина, ракушка, рыба, овощи, ягоды, шоколад, конфеты, чайник, стол, ящик.
Воспитатель.:- Молодцы, садитесь. Давайте вспомним, когда родился наш ужик? Правильно, а сейчас какое время года? Да, ранняя весна — март. Так вот у нашего ужика недавно был день рождение. А что делают на день рождение ( ответы детей ).
Воспитатель.:Вот и мы сейчас подарим ужику подарки и поздравим. Берите карточки и придумывайте поздравления.
Дети отдают ужику свою карточку и говорят поздравления.
- Воспитатель: В названии всех ваших подарков есть шипящие звуки. Но люди умеют произносить их по — доброму с улыбкой. Давайте попробуем: слайд № 9 Если с улыбкой, то и не страшно.
Литература:
1.Кислова Т.Р. « По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3и 4. Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.- м.: « Баласс»,2002.
2.Байбакова О.Ю. Коррекционно-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении: методические рекомендации учителям начальных классов.- Курск.: Изд. Курск. Гос. Ун-т, 2007.