Картинки согласные твердые и мягкие согласные: Учимся читать. Карточки — твердые и мягкие согласные звуки — запись пользователя Развивашки для дошколят (MURIK85) в дневнике – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Твердые и мягкие согласные

Канская коррекционная школа-интернат VIII вида

Урок по письму и развитию речи в 3 классе.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».

Томберг Елена Сергеевна

учитель начальных классов

Канск, 2012 г.

Урок по письму и развитию речи в 3 классе.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».

Тип урока – урок объяснения нового материала.

Цель.

  1. Учить детей определять и различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах.

  2. Развитие фонематического восприятия, развитие речеслуховой, зрительной памяти, внимания, мышления.

  3. Формирование коммуникативных навыков: доброжелательное отношение друг к другу, навыки самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, таблицы гласных и согласных букв, дидактический материал.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Психологический настрой: разминка «Солнышко».

Дети давайте встанем в круг, возьмёмся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмём и передадим друг другу своё внимание, тепло, доброту. Посмотрите перед вами большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой подарите своему соседу справа, а третий – нашим гостям.

Пройдите на свои места. Итак, начнём наш урок.

II. Введение в тему.

Назовите первый звук в словах посуда, погода, понедельник. (п)

Дайте характеристику этому звуку? (согласный, парный, глухой)

Кто догадался, какую букву мы сегодня будем прописывать на минутке чистописания? (П п)

Открыли тетради, прописываем букву Пп, соблюдая высоту каждого элемента.

Игра «Буквы рассыпались».

Вот беда, я приготовила вам словарное слово, а буквы рассыпались. Соберите слово. (Посуда)

Запишите слово на следующей строке с маленькой буквы, диктует Таня Ц.

Далее запишем это слово, разделив его на слоги. (По-су-да).

Как можно перенести это слово с одной строки на другую? (Посу-да, по-суда).

Какое словарное слово повторили? (Посуда)

Составьте предложение с этим словом. (Мама мыла посуду).

Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года?

Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. Классная работа.

Что же нас ждёт сегодня на уроке, хотите узнать? (Да)

III. Изучение нового материала.

Сейчас я хочу вас познакомить с двумя добрыми гномами – Томом и Тимом. Вслушайтесь в их имена: Том – Тим.

Назовите первый звук в имени Том. [т].

А первый звук в имени Тим. [т,].

Какие это звуки гласные или согласные? (Согласные)

Кто может сказать, одинаковые или разные по звучанию первые звуки в этих именах? (Разные)

Как произносим первый звук в имени Том? (Твёрдо).

Как произносим первый звук в имени Тим? (Мягко)

Может уже кто-то из вас может назвать тему нашего урока? (Твёрдые и мягкие согласные).

Верно, первые звуки в именах сказочных героев разные, и сами гномики Том и Тим, хоть и братья, но совсем не похожи друг на друга.

,] — звучит мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, он ест пирог, играет в мяч, рисует только кисточкой.

А Том наоборот очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит торт, носит пальто и рисует карандашом.

Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твёрдые)

А как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие)

Так чему же мы будем учиться на уроке? (учиться различать твёрдые и мягкие согласные)

А есть ли у нас в классе ребята, чьё имя начинается на твёрдый согласный звук? (Таня, Вадим и т.д.)

А чьё имя начинается мягкий согласный звук? (Тимофей)

Прочитайте слова, которые вам приготовили Том и Тим.

Мал. Мял.

Нос. Нёс.

Лук. Люк.

Мышка. Мишка.

Чем отличаются эти слова? (Гласными буквами)

Как произносится первый согласный звук в левом столбике твёрдо или мягко? (Твёрдо)

Как вы думаете, какие это согласные? (Твёрдые)

Твёрдые согласные Том всегда подчёркивает одной чертой.

Назовите гласные, которые помогают произносить согласный твёрдо?

Вывешиваю таблицу (а, о, у, ы, э)

Как произносится первые согласные звуки во втором столбике? (Мягко)

Как вы думаете, какие это согласные? (Мягкие)

А мягкие согласные Тим подчёркивает двумя чертами.

Назовите гласные, которые помогают произносить согласный мягко? (я, ё, ю, и, е)

Вывешиваю таблицу (я, ё, ю, и, е)

Итак, первый ряд запишет слова, которые нравятся Тому.

Какие слова будете писать? (Мал, нос, лук, мышка)

Сколькими чертами подчеркнёте твёрдые согласные? (Одной)

Второй ряд запишет слова, которые нравятся Тиму.

Какие слова будете писать? (Мял, нёс, люк, мишка)

Сколькими чертами подчеркнёте мягкие согласные? (Двумя)

Задание понятно? Приступаем.

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного?

Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного?

Скажите, можно Тома и Тима назвать волшебниками? (Да)

Какие согласные любит Том? (Твёрдые)

Сколькими чертами будем подчеркивать твёрдые согласные? (Одной)

Какие согласные любит Тим? (Мягкие)

Сколькими чертами будем подчеркивать мягкие согласные? (Двумя)

Над какой темой урока работаем?

Физкультминутка «Мышки».

А сейчас Том и Тим предлагают вам немного отдохнуть.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час

Раз, два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири

Тут раздался страшный звон

Разбежались мышки вон.

О ком говорится в стихотворении? (О мышках)

Произнесите первый звук в слове мышки? [м]

Какой это звук твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

Произнесите первый звук в слове гири? [г,]

Какой это звук? (Мягкий)

IV. Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 70, упр. 2.

Прочитайте про себя задание и будьте готовы читать вслух.

Итак, что нужно сделать в упражнении? (Нужно списать слова и подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные в начале слова).

Будем работать у доски с объяснением.

Какие гласные буквы написали после твёрдых согласных? (о, а)

Сколькими чертами подчеркнули твёрдые согласные? (Одной)

Какие гласные буквы написали после мягких согласных? (и, ю, ё)

Сколькими чертами будем подчеркнули мягкие согласные? (Двумя)

V. Закрепление.

Игра «Угадай» (учащимся раздаются предметные картинки)

Том и Тим любят играть вместе – составлять слова. Вчера они очень хорошо

поиграли. А сегодня не могут разобраться, где, чьи вещи и поэтому сердятся друг на друга. Давайте поможем им навести порядок.

У вас у каждого лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Вы должны угадать, кому из братьев принадлежит эта вещь.

Итак, предметы, в названии которых встречается твёрдый согласный звук, подарим Тому, а предметы, в которых встречается мягкий согласный, подарим Тиму. Я начну, а вы продолжите.

Дети выбирают предметные картинки для Тома и Тима.

В какую игру играли? («Угадай»)

VI. Итог урока.

Наши помощники благодарят вас за помощь.

Скажите, что нового вы узнали про согласные звуки? (Что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие)

Чему мы сегодня учились на уроке? (Определять твёрдые и мягкие звуки в словах)

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного? (а, о, ы, у, э)

Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного? (е, ё, и, ю, я)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».

Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке.

VII. Оценки за урок.

Спасибо за работу. Урок окончен! 

Список используемой литературы.

  1. Журнал «Начальная школа». –2010. — №2, 4, 5, 6.

  2. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.-сост. Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1, 2. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Русский язык. 3 класс: занятия по развитию речи / авт.-сост. В.П. Трушина. — Волгоград: Учитель, 2008.

Логопедическое занятие: Твердые и мягкие согласные

ТЕМА: Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

«Тим и Том идут в поход»

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у учащихся полноценных фонематических представлений через дифференциацию твердых и мягких согласных звуков.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие кинестетических ощущений при произношении твердых и мягких согласных, сравнительный анализ артикуляционных движений органов речи;

  1. Формирование фонематического восприятия на материале твердых и мягких согласных, находящихся в начале слова;

  1. Развитие и совершенствование наблюдательности к языковым явлениям, мотивационной готовности к обучению;

  1. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности (ответы на вопросы по ходу работы с использованием учебной терминологии).

ОБОРУДОВАНИЕ: схемы слов (из 6, 6, 5, 4 клеток), изображения Тима и Тома (в цвете и черно-белые), предметные картинки (ранец, рюкзак, ведро, корзина, печенье, сушки, панама, кепка, кеды, ботинки, лисички, маслята, карась, щука, береза, дуб, земляника, малина), индивидуальные зеркала, мяч, гелевые ручки синего и зеленого цвета для каждого ученика, магниты красного цвета, магнитофон, запись релаксирующей музыки.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

Приветствие улыбкой друг друга и гостей.

Кинезиологические упражнения.

II.Основная часть.

Актуализация знаний о звуках речи, гласных.

1. Отгадайте загадку:

Они, как я заметила,

Везде и всюду есть:

В руке их только четверо,

Зато в кармане – шесть.

Я шесть их слышу в радуге

И если сосчитать,

То сразу сами скажете,

Что их в арбузе — …(пять)!

(В случае затруднения выставляются предметные картинки и схемы слов)

(Дети — Звуки)

— Молодцы! А как вы догадались, что речь в загадке идет о звуках?

— Можно ли звуки увидеть, потрогать руками?

(Дети – Звуки нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести)

— С помощью какого органа мы слышим звуки?

— При помощи чего мы произносим звуки?

Выставляются на доску опоры (ухо, органы речи).

— Звуковые схемы слов уже готовы. Проверьте количество звуков в каждом слове.

(Дети по одному выходят к доске, называют звуки в каждом слове, выделяя их утрированной артикуляцией).

— Какое слово самое «короткое» и почему?

— Молодцы!

— На какие группы делят звуки речи?

(Дети – Звуки речи делят на гласные и согласные).

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

(Дети – При произношении гласных воздух свободно проходит через рот, не встречая преграды, при произношении согласных воздух встречает преграду в виде языка, зубов, губ).

— Назовите гласные звуки в словах радуга, арбуз, карман, рука.

Найдите место гласных звуков в каждой схеме и выделите квадраты используя цветные

магниты.

(Учащиеся по одному выходят к доске, выбирают магниты красного цвета и ставят их на нужные клетки в звуковой схеме)

— Очень хорошо!

Содержательная часть занятия.

2. Сообщение темы.

— У нас в схемах остались пустые ячейки, которые соответствуют согласным звукам. Гласные вы выделяли красным цветом. А как вы обозначаете согласные звуки?

(Согласные обозначаются синим или зеленым цветом)

— Почему их обозначают двумя цветами?

(Согласные могут быть твердыми или мягкими)

— Почему их так назвали, ведь звуки нельзя потрогать руками?

— А вы можете сказать, чем отличаются твердые согласные от мягких?

— Разобраться в этом вопросе вам помогут сегодня Тим и Том.

(Выставляются изображения Тима и Тома).

— А сначала давайте сделаем артикуляционную разминку для органов речи, ведь они принимают участие при произношении согласных звуков.

3.Артикуляционные упражнения для губ и языка.

4. Я расскажу вам историю про Тима и Тома, а вы очень внимательно слушайте, так как мне

будет нужна ваша помощь1.

«Жили-были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твердым, как звук [т], с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начинается с твердых звуков. Он не ел тянучек, но очень любил томатный сок. (Почему?) Он носил пальто и никогда не одевал пиджак. (Объясните причину). Он не брал в руки мяч, но с удовольствием пускал мыльные пузыри и играл в морской бой. (Поясните).

А второй брат, которого звали Тим, был маленький, кругленький и пухлый. Он любил всё то, что начинается с мягких звуков, как его имя: тефтели (выделяем первый звук), леденцы, пирожное, кисель.

Братья очень дружили. Когда Тим рисует, Том – раскрашивает. Если Том берет в руки дудочку, Тим сразу начинает дирижировать. Они никогда не выбирали одни и те же вещи, поэтому никогда не ссорились. Им ведь не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сладости.

Физкультминутка: «Твердый — мягкий» с перекидыванием мяча.

5. Вот однажды Тим и Том решили пойти в поход.

— Давайте поможем им собраться.

— Рассмотрите картинки, назовите их, подумайте, какие предметы должен выбрать Том и какие Тим?

— Кто выберет рюкзак, а кто ранец?

— Кто возьмет: ведро, корзину, печенье, сушки?

— Кто обуется в кеды, а кто в кроссовки?

— У кого из братьев на голове будет панама, а у кого кепка?

Молодцы!

Как же вы отличаете твердые и мягкие согласные?

(Дети — твердые и мягкие согласные отличаются звучанием и произношением)

Вещи и продукты собраны, пора отправляться в путь. Но по какой дороге? Одна ведет в лес, а другая на луг? По какой дороге захочет пойти Том, а по какой Тим?

Но Тим и Том – друзья. Они решили пойти по самой опушке леса. (Как вы думаете, почему?)

6.Штриховка.

Нам понадобятся изображения Тима и Тома. Возьмите гелевые ручки, надо

заштриховать рубашки Тима и Тома нужным цветом.

На опушке бывает много грибов.

— Кто будет собирать лисички, а кто маслята?

Дети по одному выходят к доске, маркером соединяют предмет с изображением Тима и Тома в зависимости от того, с твердого или мягкого звука начинается слово.

Кто будет собирать малину, а кто землянику?

А вот и речка. В ней можно наловить рыбы.

— Кому на удочку попадется сом, а кому щука?

— Как называется суп из рыбы? (Уха). Кто будет есть уху?

После обеда Тим и Том укладываются спать.

— Кто из них ляжет спать под березой, а кто под дубом?

7.Динамическая пауза.

Отдохните и вы.

Звучит музыка, дети расслабляются, закрывают глаза.

— Как вы думаете, кому из наших братьев приснился сон про Тимпирима, а кому про Тампарама?

Рефлексия.

Задание от Тима и Тома.

— Ответьте на вопрос «Чей это предмет?»:

вата, кирпич, пух, дерево, подушка, металл, лед.

— Вот теперь я убедилась, что вы хорошо отличаете твердые и мягкие согласные.

— Ребята, какие у вас впечатления после встречи с Тимом и Томом?

— Чем полезен был урок?

— Сможете ли и в классе применять эти знания?

Анализ урока

ТЕМА: Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у учащихся полноценных фонематических представлений через дифференциацию твердых и мягких согласных звуков.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие кинестетических ощущений при произношении твердых и мягких согласных, сравнительный анализ артикуляционных движений органов речи;

  1. Формирование фонематического восприятия на материале твердых и мягких согласных, находящихся в начале слова;

  1. Развитие и совершенствование наблюдательности к языковым явлениям, мотивационной готовности к обучению;

  1. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности (ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием учебной терминологии).

Актуальность темы – различение согласных по твердости — мягкости требует особенного внимания, так как при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита. Твердые и мягкие парные согласные на письме обозначаются одной буквой. При письме твердость и мягкость согласного будет выражаться в букве последующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака, при этом выбор следующей буквы зависит именно от твердости или мягкости согласного звука. Четкая дифференциация согласных помогает ребенку сделать этот выбор и предупреждает возникновение фонематической дисграфии.

Урок был связан с предыдущим темами: «Звуки речи», «Органы речи», «Гласные звуки».

Следующие темы – «Обозначение мягкости согласных гласными буквами второго ряда», «Обозначение мягкости согласных буквой ь».

Учтены были программные требования – умение дифференцировать твердые и мягкие согласные. Акцент сделан не на запоминание (чаще всего у детей закрепляется знание о твердых и мягких согласных как о «синих» и «зеленых звуках), а на понимание и переживание содержания учебного материала, осмысленное и осознанное отношение к нему.

Развивались и личностные качества – образное мышление, эмоции, чувства, которые обогащают мировосприятие человека, делают процесс усвоения учебного материала целостным.

Специфика урока – основной упор сделан на развитие фонематической дифференциации и кинестетических ощущений от органов артикуляционного аппарата при произношении согласных, которые у детей с речевыми нарушениями недостаточно развиты («смазанность речи», недостаточное развитие речеслухового и речедвигательных анализаторов).

Форма урока – продуктивный диалог (активизация речемыслительной деятельности), элементы дидактической игры.

Особенности учащихся – 4 человека, 3 мальчика, 1 девочка, учащиеся 1 класса.

По темпераменту –

Развитие личностных качеств учащихся –

психофизические – координация движений, мелкая моторика, речевая моторика;

мыслительные качества – аналитичность, аргументированность, рефлексивность мышления, внимание, каналы восприятия – аудиальный, визуальный, кинетический, кинестетический;

коммуникативные – толерантность, умение слушать и слышать.

Попробовать оценить степень активности учащихся на занятии.

Каким был темп занятия?

Поддерживался ли интерес учащихся к занятию на всем его протяжении?

Как была организована смена видов деятельности учащихся на занятии?

1 Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва «Просвещение» — 1991г., с.154

План-конспект занятия на тему: Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

        Тема. Твердые и мягкие согласные  звуки.

            Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Цель.

I. коррекционно–образовательные:

  1. Научить слышать твердое и мягкое звучание согласных.
  2. Научить правильно обозначать на письме твердые и мягкие согласные.
  3. Закрепить умение анализировать звуковой состав слова.
  4. Закрепить умение делить слова на слоги.
  5. Закрепить умение выделять ударный слог, обозначать ударный слог на письме при помощи знака ударения.

     II. коррекционно-развивающие:

      1.          Развивать фонематический слух.

      2.         Развивать речеслуховую и зрительную память, внимание, мышление,

      3.         Развивать  умение ориентироваться «на самом себе», различать правую и левую руки.

     III. коррекционно-воспитательные:

      1.          Развивать  коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к

другу, навыки самоконтроля, самооценки;

       Оборудование: картинки (медведь — папа, медвежонок), овощи (морковь, помидор,картошка, капуста,перец,редька, репа), фрукты (лимон,груша, персик,виноград, банан, вишня), две корзинки. Таблица с гласными буквами  I  и II ряда.

     Xод занятия.

I.  Организационный момент.

  1.      

Послушайте сказку про двух медведей.

Жили-были два медведя. Один медведь был большой, другой — маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя».

Песенки похожи, но медведи их пели по-разному.

Чем отличались эти песенки?

(Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький — ласковым, мягким голоском.)В песенке большого медведя согласный  [т ] звучал твердо, а в песенке маленького медведя [ т] звучал мягко.

Задание 1. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Медведи очень любили овощи и фрукты. Медведь — папа ел овощи и фрукты, названия которых начинались с твердым звучанием, а медвежонок любил овощи и фрукты,  названия которые начинались с мягкого звучания. Давайте распределим картинки по корзинкам. Дети выходят к доске и раскладывают картинки по корзинкам.

Логопед.    Давайте споем нашу песенку:

Iряд —  IIряд

А       —  Я

О       —  Ё

У        —  Ю

Ы        —  И

Э         —  Е

Поем песенку гласных, активно  артикулируя губами с использованием зеркал.

Вспоминаем гласные  I и II  ряда. Смотрим на таблицу.

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда

«Если после согласной стоит гласная первого ряда (А,О,У,Э,Ы), то согласный  звук звучит  твердо. Если после согласной стоит гласная второго ряда (Я,Ё,Ю,Е,И), то согласный звук звучит мягко»

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Большой медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя».

      Задание 2. Дифференциация твердых и мягких согласных.

Прослушайте слова, назовите согласный, который звучит мягко. (Логопед следит за тем, чтобы дети произносили согласный мягко.)

 Варя, Валя.   Логопед. Здесь буква я влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

Алена,  Лева.  Логопед. Здесь буква ё влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

     Нюра, Люба.  Логопед. Здесь буква ю влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

     Вера, Света.  Логопед. Здесь буква е влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

Рита,  Лида.  Логопед. Здесь буква и влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

   Задание 3. Дети по очереди выходят к доске и записывают слова по слогам, выделяют ударный слог при помощи ударения. Подчеркивают согласную букву, которая звучит мягко, одной чертой,  а гласную, которая смягчает согласную  — двумя чертами.

Ва—ля, Ва —ря, Але —на,Ле —ва. И т. д.

Повторяем правило « перенос слова по слогам»

  1.       1.Слова из одного слога не переносятся.

2.Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.

      3.Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать.

    Задание 4. Развитие фонематического слуха.

Прослушайте слова. Назовите согласный, который звучит мягко. Догадайтесь, какая буква повлияла на его смягчение.

Терка,  клюв, кеды, мир, тетка, мясо, лес, рюшка, телка, семга,ветер.

Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных, (я, ё, ю, е, и.) Как мы называем эти гласные? (Гласные второго ряда.) Когда согласный звучит мягко? (Если после согласного стоит  гласный второго ряда.)

Задание 5. Разминка интеллектуальная.  Развивать  умение различать правую и левую руки.

 «Вершки и корешки»

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки)

Логопед называет овощ, дети поднимают правую руку, если  в названном овоще можно есть вершок, левую   руку — если  корешок.

Капуста (П)
Морковь (Л)
Баклажан (П)
Свекла (Л)
Картофель (Л)
Кабачок (П)
Помидор (П)
Яблоко ( Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо)
Репа (Л)
Огурец (П)
Лимон (фрукт, руки поднимать не надо)
Редис ( Л)

    Задание 6. Развитие фонематического слуха,  речеслуховой памяти и внимания.

  1. Прослушайте и повторите ряды слогов.
  2. Найдите одинаковые  слоги в каждом  ряду, назовите их, напишите в тетради.

ТА -ТА— ТЯ                 КУ -КЮ — КЮ

ПУ— ПЮ— ПУ           ЛЯ — ЛА —ЛА

СИ —СЫ—СИ              РЕ — РЭ— РЕ

МЕ — ТЕ — ТЭ            МИ— МЫ— МЫ

МО —МЁ —МО           ПО — ПЁ — ПЁ

Задание 7. Развитие мышления, пассивного и активного словаря.

 Игра «Кто больше назовет слов на заданный звук?».

Логопед называет звук, ученики придумывают и называют слова с этим звуком. За каждое правильно названное слово ученик получает кружочек. В конце игры под-считывается количество кружочков у каждого ученика. Выигрывает тот, у кого их больше. Заданные звуки: (П и Пь, Т и Ть, С и Сь, Л и Ль и т.д.)

Итог занятия:

  1.   1. О чем мы говорили на занятии?  (о о твёрдых и мягких согласных звуках)

  2. Какие гласные обозначают мягкость согласного? (гласные второго ряда)

  1.    3. Какие сказочные помощники участвовали? (Медведи)

   4. Поднимите  левую руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

План-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему: Конспект занятия по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я»

Конспект занятия по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я».

Занятие разработано для учащихся первого класса, имеющих речевое заключение: ОНР III уровня

               Цель: формирование у учеников умения выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твердость или мягкость

                     впереди стоящего согласного. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных в слогах,

                     развитие  навыков звукобуквенного анализа и синтеза, слухоречевого внимания, развитие речевого ритма,

                     зрительного  внимания,  грамматического строя речи,  словаря.

 Оборудование: картины с изображением гномов, цветные кружки-символы звуков, рабочие тетради, ручки,  карточки с картинками, цепочки слогов на бумаге, ряд букв со словами на бумаге, звуковые схемыслов, мяч.

 

                                       План занятия:

  1. Орг. момент: Назовите мягкий согласный в слове хомяк, лямка, мясо, клякса, шляпа. Какие звуки вы называли?  — Согласные мягкие.

2.На нашем занятии сегодня будут гости гном НАК и гном НЯК.

   На доску помещаются  картинки с изображением гномов  в зеленой, и синей комнате. Приложение№1

         Назовите первые звуки в именах   наших   гостей. –н-, -нь- Эти звуки гласные или согласные? –Согласные.

        А звук -н- какой согласный? Твердый.  А -нь-? Мягкий.  А какие гласные    буквы есть в именах гномов? -а-,- я-.  

    Перед какой буквой -а- или-я- ,  находится твердый   согласный -н-?  Перед -а-. Каким кружком мы его обозначим? – Синим.  А мягкий согласный? — Перед -я-. Каким кружком мы его обозначим. — Зеленым.

3.Сообщение темы занятия.  Сегодня на занятии мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные перед гласными буквами А-Я.

А гномы Нак и Няк приготовили вам различные задания. Как вы думаете, гном Нак любит играть с твердыми или мягкими согласными? – С твердыми.  А Няк? – С мягкими. Объясните свой выбор.

4.Игра:  «Твердый – мягкий». Если в слоге  вы услышите, перед гласным звуком, мягкий согласный выполняйте пальцами движения, словно вы мнёте мягкую вату, если твердый   сожмите с силой кулаки. Логопед произносит слоги — ма, дя, бя, та, ра, кля, кра  и т.д., дети выполняют соответствующие движения руками.

5. Гномы вам предлагают, поиграть в игру «Путаница». Я буду произносить слоги.  А на кого я покажу волшебной палочкой тот твердый  звук, перед гласным,  заменит на мягкий и наоборот.  За-зя, ва-вя, га-гя, ра-ря, ка-кя, ля-ла, ся-са, ня-на, пя-па, пла-пля, кра-кря, сна-сня, дла-для, кля-кла, вня-вна, стя-ста.

6.Наши гости  сочинили песенки из слогов, и очень просят  вас,  их  спеть.

А вместо музыки  хлопайте в ладоши. На доску помещаются цепочки слогов на бумаге. Приложение№2

 Дети читают слоги с изменением ритмического рисунка, хлопая в ладоши

 ЛА ЛА ЛА,  ЛА ЛА ЛА,   ЛА ЛА ЛА ;  ЛЯ ЛЯ ЛЯ,  ЛЯ ЛЯ ЛЯ, ЛЯ ЛЯ ЛЯ 

Угадайте, кто из гномов  сочинил  песенку из слогов  первой строчки? Второй? Объясните свой выбор.

7. Для того чтобы узнать какие звуки использовали гномы нужно провести звуковой анализ слогов. На доске дети выкладывают схемы слогов ЛА и ЛЯ, дают характеристику каждому звуку, соотносят его с  буквой.  Находят  сходства и отличия   по звучанию, написанию. С помощью логопеда делают вывод — если после мягкого согласного слышно звук-а-, то нужно писать букву-я, буква  -а-  пишется после твердого согласного.

8.Работа в тетради. На странице тетради  нарисованы синий и зеленый  домики, на крыше зеленого домика точками  написана  буква-я- ,  синего  буква -а-  . Дается задание – вспомнить и рассказать из каких элементов состоят буквы -а-, -я- обвести их по точкам в тетрадях.  Вспомнить, чт о если после мягкого согласного слышно звук-а-, то нужно писать букву-я-, а после твердого согласного пишется буква  -а-. Задание — Запишите  слоги с буквой -а- в   синий  домик, с -я- в зеленый. Запись слогов – на-ня, за-зя, та-тя, пна-пня, кла-кля  под диктовку. Затем дети читают слоги  парами, по цепочке.

 -Из слогов, какого домика Нак будет сочинять песенки? А Няк? Объясните свой выбор.

9.Физминутка. Игра с мячом. Я вам называю цепочку звуков, а вы соберите из них слог.(д,а -да;  мь,а -мя;  п,ль,а -пля;  к,р,а -кра;  ть,а,п -тяп;  к,а,р-кар)

10. На доску помещается ряд букв со словами на бумаге. Приложение№3 

Ребятам дается задание — найти среди букв два слова.    После нахождения слов ( -мал-,-мял-)  лишние буквы убираются. Затем логопед показывает  звуковые схемы слов. Приложение№4 

Дети к схеме подбирают подходящее  слово. Объясняют свой выбор. Находят отличия, сходства по звучанию, написанию, значению. Логопед просит послушать и  добавить в предложение слово, подходящее по смыслу. Мальчик пластилин … Мой брат еще…  А если школьник в предложении, в слове мял, напишет букву -а-, что изменится?

— Нарушится  смысл в предложении.

11. У детей на столах карточки с картинками, в названии которых пропущены буквы  -а-  и -я-. Приложение№5  

 -Гномы нарисовали картинки, а когда подписывали названия картинок забыли правило после каких согласных в слове пишется буква — я- и -а-. Вспомните правило, прочитайте название предметов,  вставьте пропущенные буквы -а- ,  -я-.

Затем дети  отвечают на вопросы. Что нарисовал Нак? Няк?

Дети отвечают полным предложением. Нак нарисовал марку и т.д.

13.Итог.

Приложение№1

                       НАК

                                НЯК

Приложение№2

—————————————————————————————————————

Приложение№3

б г р м а л х т к м я л ж д  

Приложение№4

——————        

—————-

—————-

Приложение№5

          м…рка

         вишн…

        кр…ски

          кухн…

           м…ч

          слив…

           шл…па

        т…пки

Конспект по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные «( 1 класс)

Конспект по обучению грамоте

Школа: № 65

Класс: 1 «г»

Учитель: Орлова Наталья Евгеньевна

Методист: Николаева Алёна Николаевна

Студентка: Кудряшова Юлия Александровна

Тема: «Твердые и мягкие согласные »

Оборудование: компьютер, презентация, учебник.

Цель: систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; развивать навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака; формировать орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитывать самостоятельность.

Задачи:

Предметные:

Формирование представления о твердых и мягких согласных, умения различать их.

Введение условного обозначения мягкого согласного звука.

Метапредметные:

Регулятивные:

— учить организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

Познавательные:

— учить ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные:

-учить участвовать в деятельности в паре;

-отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.

Личностные:

-воспитывать уважительное отношение к своим товарищам по классу

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Меня зовут Татьяна Александровна, и сегодня урок обучение грамоте проведу у вас я.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Ребята проверьте свои рабочие места и присаживайтесь.

Проверяют свои рабочие места. Приветствуют учителя

II.Развитие речевого аппарата

  1. Артикуляционная разминка

  1. Дыхательная гимнастика

  1. Работа над дикцией

Упражнение «Улыбка – трубочка» Удерживаем губы в улыбке (зубы при этом не видны). Затем плавно вытягиваем губы вперёд трубочкой.

Упражнение «Теплый воздух»

Вдох через нос, подносим руки ко рту, медленно выдыхаем через открытый рот (повторить 5-6 раз)

Работа со скороговоркой

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. (Четко произношу скороговорку; произношу скороговорку совместно с детьми; дети произносят скороговорку самостоятельно)

Выполняют упражнения совместно с учителем и самостоятельно

III.Постановка целей урока

К нам в гости пришел Петрушка, он предлагает нам прочитать стихотворение и помочь нам разобраться с темой нового урока. Откройте с.50 посмотрите на картинки сверху и подумайте как называется стихотворение которое мы с вами прочитаем. А кто такой кит? Опишите его внешний вид, сравните размеры кита и кота. А теперь посмотрите на иллюстрацию к сказке, соответствует ли оно тому что вы рассказывали о ките. Давай те прочитаем стихотворение и тогда все прояснится.

Кто хочет начать читать?

В этой сказке

Нет порядка:

Что ни слово-

То загадка!

Кот- огромный, просто страшный

Кит был маленький, домашний!

Почему в этом стихотворении нет порядка? Да правильно, молодцы! Кот был маленький домашний, а кит- огромный, просто страшный.

Сейчас мы с вами составим звуковые схемы к словам кот и кит. Теперь сравним: чем они похожи ?(каждое слово состоит из 3 звуков), а одинаковые ли эти звуки в словах?(учащиеся с опорой на схему называют отдельные звуки в словах кот и кит, приходят к выводу что звуки разные.).

Давайте произнесем первый слог в слове кот и кит. Похожи ли эти звуки?

Похожи но все же различаются, т.к.когда мы произносим слог ки то язычек поднимется вверх к небу. В слове кот звук [к] твердый , а в слове кит звук [к’].

Сейчас я покажу как нужно обозначать мягкость при составлении звуковых схем.(изогнутая поперечная линия)

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопросы

Мнения детей

IV.Сообщение темы урока

Посмотрите в учебник на с.50 и про себя прочитаем тему урока.

Кто может прочитать тему вслух?

Тема урока: Твердые и мягкие согласные.

Читают про себя

V.Практическая часть

Посмотрите на слайд, я буду показывать на звук и мы вместе будем произносить его.

Теперь поиграем в игру я называю слова, вы их проговариваете и обратите внимание на первый звук в слове. Если он твердый -топните, если звук мягкий -хлопните.

Мыло-милый; рыба -ряба; дыня-день; сила-соль; зубы -зебра; лед-лодка.

Молодцы! вы справились с заданием!

Работа с учебником (иллюстрациями)на стр.51

Посмотрите на страницу учебника 51. Что изображено на иллюстрации? Знаете ли вы эту сказку? Автор этой сказки Д. Мамин-Сибиряк » Про Комара

Комаровича- длинный нос и про мохнатого Мишу -короткий хвост». Сейчас я прочитаю вам ее, но не всю, а лишь отрывки.

(Методичка стр.89). Кто забрел на болото? Как маленькие комары выгнали большого мишку из болота? Какими звуками можно передать, как пищали комары?

Теперь давайте с вами разберем схемы под иллюстрациями .

Что изображено на первой картинке?(мак)На второй(мяч)

Назовите первый звук в первом слове и так же во втором. Сравните эти слоги. Чем они отличаются? Посмотрите на 2 и 3 картинку что изображено, назовите первый звук в 3 слове и в 4. Сравните, чем они отличаются?

На слайде изображен звуковой ряд

Выполняют упражнение

VI.Подведение итогов

Что нового вы узнали о согласных звуках?

Как обозначается мягкость?

Отвечают на вопросы

VII.Рефлексия

-А сейчас оцените свою работу на уроке.

«Три лица»

Показываю  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

мне понравился урок, я многое узнал, хорошо поработала на уроке

 на уроке я бы мог работать лучше

 мне совсем ничего не понравилось, я плохо работал на уроке

Методист: _________________

Учитель: __________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *