Картинки звуки твердые и мягкие – Ой!

Содержание

Учебно-методический материал (2 класс) на тему: Карточки по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Карточка 1. Прочитай слова. В некоторых словах забыли поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку.

лист           окун           карас            пыл           рол            ден

рул             нос             сом               бол            сол            мир

лос             крик           лен               слон          мох            гус

Карточка 2. Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Возит – возить                   Трактор сено _____________ .

                                            Далеко ему  ______________ .

Говорит – говорить           Ира по телефону _____________ .

                                             _______________  долго нельзя.

Шест – шесть                     Вове ______________  лет.

                                             Петя  взял _______________ .

Жар – жарь                         От печки идёт _______________ .

                                             Скорее  ______________  рыбу.

Удар – ударь                      Раздался ______________ .

                                            Ваня, _______________ в барабан.

Карточка 3. Составьте словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными.

каменный                             конь

прямой                                 мель

хищный                                хор

детский                                 кон                          

белый                                    угол

песчаная                               хорь

вороной                                уголь

игровой                                мел

Карточка 4. Вставьте пропущенную букву мягкий знак там, где это нужно.

Штрафной удар__, нержавеющая стал___, густая пыл___, сильный жар___, белый мел___, острый угол___, каменный угол___, обширная мел___, длинный шест___, зелёная ел___.

Карточка  5. Отгадай загадки

Зарывается он в снег,

Если наступил январь.

Крупная лесная птица

Называется ____________


Словно царскую корону,

Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. _______________

Он по лугу важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. ________________

Хищный небольшой зверек

От людей живет поодаль.

На куницу он похож,

Называется он ___________________

Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший –
Не догонит мама — _________________

Может пролежать весь день на снегу лентяй ______________

Обижается порой,

Если назовут змеей.

Длинный, тонкий, но, друзья,

Я все же рыба, не змея.________________

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. _____________

У какой кисочки на ушах кисточки? _______________

Карточка 7. Найди ошибки и исправь их.

             Стоит тёплый летний ден. По небу плывёт болшая туча. Вот ударил силный гром. На землю упали первые капли дождя. Полил дожд. Куда бежат ? Игор  и  Юля укрылись под навесом.

Карточка 8 по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие звуки  зелёным карандашом.

Ф__враль, январ__, д__кабрь, р__сунок, меб__ль, м__г__зин, м__тро.

2. Найди в словах парные согласные буквы и подчеркни их.

Горка-корка, жить-шить, дело-тело, коса-коза.

3. Продолжи предложение:

В русском языке ___ согласная буква, а гласных букв ___.

Карточка №9 по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

  1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Лейка, быль, коньки, деньки, лес, мёд, люстра, мякоть.

  1. Раздели слова для переноса.

Майка, чайка, лейка, угольки, пеньки, пыльный, мыльный.

3. Вставь пропущенные буквы:

Меб__ль, д__кабрь, м__тро, ф__враль, м__г__зин, январ__, р__сунок.

Карточка №10* по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

2. Измени слово так, чтобы первый  согласный звук произносился мягко.

        Мыл — _________, воз- ________, вазы-__________, нос -__________.

  1. Выполни по образцу звуковой анализ слова юрок:

Образец: ежи — [й,эжы]- 3 б., 4 зв.

юрок — ___________________________________________

 Игра «Превращение»

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение»

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва — .., ту — …, ры — …, ни — …, ме — .., лё — … /

б) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

в) «Буквы потерялись» /индивид. карточки/

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы

  • б…нан
  • л…мон
  • п…рсик
  • вишн…
  • гр…ша
  • мандар…н

5. «Найди ошибки» и исправь их.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения.

6. а) «Найди пару» 

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения 

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

nsportal.ru

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

 

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

 

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

 

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.

 

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

 

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

 

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

 

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

 

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

 

[б]

[б’]

[в]

[в’]

[г]

[г’]

[д]

[д’]

[з]

[з’]

[к]

[к’]

[л]

[л’]

[м]

[м’]

[н]

[н’]

[п]

[п’]

[р]

[р’]

[с]

[с’]

[т]

[т’]

[ф]

[ф’]

[х]

[х’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

 

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц];

 

Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].  

 

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

 

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

 

Как надо действовать во время письма слов:

 

— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

 

— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

 

— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

 

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Твёрдые и мягкие согласные — полезные советы от VIKILAND

Есть множество доступных способов научить ребёнка понимать, когда согласные мягкие, а когда — твёрдые. Один из самых эффективных — использование карточек со слогами. Мы предлагаем вашему вниманию набор карточек, которые позволят вам наглядно объяснить, когда какие согласные произносить.

Твердые и мягкие согласные звуки Б — В

Твердые и мягкие согласные звуки Г — Д

Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

Твердые и мягкие согласные звуки К — Л

Твердые и мягкие согласные звуки М — Н

Твердые и мягкие согласные звуки П — Р

Твердые и мягкие согласные звуки С — Т

Твердые и мягкие согласные звуки Ф — Х

Твердый согласный звук Ц и мягкий Ч

Твердый согласный звук Ш и мягкий Щ

Дополнительные карточки:

Твёрдость и мягкость согласных

Согласные звуки бывают твёрдыми или мягкими. К примеру, в слове «мяч» произносится мягкий согласный звук [м’], а в слове «мама» — твёрдый согласный звук [м]. На письме произношение твёрдых согласных звуков записывается в квадратных скобках ([р], [с]), а для обозначения мягкости к ним добавляется символ апострофа ([р’], [c’])

Когда согласные мягкие, а когда — твёрдые?

Запомните:

Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’].

Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

В случае с остальными согласными — если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.

Особенности произношения

Произношение твердых и мягких согласных отличается положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) используется палатализация. Это движение средней части языка к нёбу. при этом, остальная артикуляция остаётся прежней. Поэтому палатализацию относят к дополнительной артикуляции.

Для произношения твёрдых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) не требуется палатализация, они произносятся без дополнительных преград. Согласные, которые не входят в список всегда мягких или всегда твёрдых, образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

  • [б] — [б’]
  • [в] — [в’]
  • [г] — [г’]
  • [д] — [д’]
  • [з] — [з’]
  • [п] — [п’]
  • [ф] — [ф’]
  • [к] — [к’]
  • [т] — [т’]
  • [с] — [с’]
  • [м] — [м’]
  • [н] — [н’]
  • [р] — [р’]
  • [л] — [л’]
  • [х] — [х’]

vikiland.ru

Карточки со слогами (звуки твердые и мягкие)

Эти карточки – более углубленный вариант обычных карточек со слогами. Здесь цветом выделены не только гласные (они традиционно красные), но и согласные разделены по твердости/мягкости. У твердых согласных заливка синего цвета, у мягких – зеленого. 

Эти карточки рассчитаны на более старших детей, так как предполагают обучение не только чтению, но и звуко-буквенному анализу. 

Чтобы работать с карточками, их надо распечатать, разрезать на квадраты по линиям и оформить: наклеить на плотную основу или заламинировать. 

Твердые и мягкие согласные звуки Б – В

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки Г – Д

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

 
  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

Твердые и мягкие звуки

 

Твердые и мягкие звуки

   
  Твердые и мягкие согласные звуки К – Л

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки М – Н

Твердые и мягкие звуки

 

 

Твердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки П – Р

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки С – Т

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

 

 
  Твердые и мягкие согласные звуки Ф – Х

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки Ц – Ч

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

 
 Твердые и мягкие согласные звуки Ш – Щ

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звуки

Необходимо познакомить детей и с теорией:
Есть звуки всегда мягкие, есть – всегда твердые ([й’], [ч’], [щ’] – [ж], [ш], [ц]). В остальных случаях мягкость предыдущего согласного обозначается либо следующими гласными е, ё, и, ю, я, либо мягким знаком.

Можно обратить внимание детей на то, как отличаются мягкие и твердые согласные при произнесении. В первом случает тело языка двигается вперед, плюс происходит смещение средней части спинки по направлению к твердому небу. При произнесении твердых согласных этого движения не происходит. 

Помимо всегда твердых/мягких согласных, есть еще и парные по этому признаку. Это звуки [б] – [н] – [г] – [в] – [д] – [з] – [ф] – [к] – [т] – [п] – [с] – [м] – [р] – [л] и [х].
Работайте с этими карточками, и ваши дети быстро освоят слоговое чтение через игру и достигнут значительных успехов в изучении русского языка.

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте. 

feminissimo.ru

Звуки [т], [т’] буквы Т, т. Видеоурок. Чтение 1 Класс

Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Т и узнаем, какие звуки на письме она обозначает.

Наши предки называли букву Т иначе – «твёрдо» (рис. 1).

Буква Т в кириллице

Рис. 1. Буква Т в кириллице (Источник)

Наверное, у неё очень твёрдый характер. Давайте выясним. Для этого сначала произносим звук и слушаем, а затем даём ему характеристику, т. е. рассказываем, какой он (рис. 2).

Печатные буквы Т и т в современном русском языке

Рис. 2. Печатные буквы Т и т в современном русском языке (Источник)

Произнесите звук [т]и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот немного приоткрылся, но язык приподнялся, коснулся зубов, перегородил дорогу звуку и не даёт ему легко произноситься. Этот звук нельзя пропеть или протянуть. Значит, это согласный звук. Звук [т] произносится твёрдо. Но у него есть и мягкая пара – [т’]. А встречаются ли эти звуки в словах русского языка? Чтобы узнать, в каких словах они звучат, отправимся в театр.

Послушаем слово «театр». Первый звук [т’]мягкий, а в середине звук [т]твёрдый. Значит, [т] и [т’] встречаются в словах нашего языка. А что же показывают в театре? Там поставлен спектакль по стихотворению Александра Шибаева «Капризный жучок». Задание: послушайте, чем кормила мама сыночка-жука, запомните эти слова и выясните, есть ли в них нужные нам звуки [т] или [т’].

Капризный жучок

У жучков идет обед.

Мама-древоточица

Молвит сыну:

– Ешь буфет! –

А ему – не хочется…

– Ну тогда попробуй стол,

Ах, какая ножка!..

Но куда же ты пошел,

Скушай хоть немножко!

Хочешь кресло пожевать?

Секретер? Диван-кровать?

Шкаф? Кушетку? Табурет?.. –

Сын заладил: нет и нет!

– Не хочу я ничего –

Он твердит упрямо.

– Чем же мне кормить его?

Чем? – вздыхает мама.

Повторим, чем кормила мама жучка.

Буфет – твёрдый звук [т] в конце слова (рис. 3).

Буфет

Рис. 3. Буфет (Источник)

Стол – твёрдый звук [т] в середине слова (рис. 4).

Стол

Рис. 4. Стол (Источник)

Кресло – нет звуков [т] или [т’] (рис. 5).

Кресло

Рис. 5. Кресло (Источник)

Секретер – твёрдый звук [т] в середине слова (рис. 6).

Секретер

Рис. 6. Секретер (Источник)

Диван-кровать – мягкий звук [т’] в конце слова (рис. 7).

Диван-кровать

Рис. 7. Диван-кровать (Источник)

Шкаф – нет звуков [т] или [т’] (рис. 8).

Шкаф

Рис. 8. Шкаф (Источник)

Кушетка – твёрдый звук [т] в середине слова (рис. 9).

Кушетка

Рис. 9. Кушетка (Источник)

Табурет – твёрдый звук [т] в начале и в конце слова (рис. 10).

Табурет

Рис. 10. Табурет (Источник)

Как назвать одним словом все эти слова? Мебель.

Можете ли вы привести примеры мебели со звуками [т] или [т’]? Вот, например, стул, тахта, сервант – это слова с твёрдым звуком [т].

А что еще мы можем рассказать о согласных звуках? Выяснить, звонкие ли они. Для этого положите руки на шею или закройте руками уши, произнесите звук и послушайте. Если горло не вибрирует, то звук не звонкий, а глухой. Значит, согласные звуки русского языка могут быть мягкими или твёрдыми, звонкими или глухими.

Рассмотрим печатные буквы Т и т.

Вниз черту проводим снова.

Сверху шляпка и – готово.

То ли зонтик, то ли гвоздь,

Буква Т – наш новый гость.

 

На что похожа буква Т?

 

На антенну Т похожа

И на зонт как будто тоже (рис. 11).

Табурет

Рис. 11. Зонт (Источник)

Молоток стучит: «Тук-тук!

Букве Т я старый друг» (рис. 12).

Молоток

Рис. 12. Молоток (Источник)

Т и в дождик, и в жару

Укрывает детвору (рис. 13).

Песочница-грибок

Рис. 13. Песочница-грибок (Источник)

Букву Т можно отыскать в трубе, вазе с тортом, граблях, потому что эти предметы напоминают по форме нашу букву.

И, конечно, на остановках троллейбуса и трамвая (рис. 14).

Транспорт

Рис. 14. Транспорт (Источник)

Стал под буквой Т трамвай:

Хочешь ехать – не зевай!

Т – зовёт тебя в такси.

Ты шофёра попроси –

Вмиг тебя доставит он

Точно в заданный район.

А вот писатель Виктор Хмельницкий считает, что когда-то давно буква Т росла в лесу грибом, оттого у неё и ствол, как у гриба, и шляпа (рис. 15).

Гриб

Рис. 15. Гриб (Источник)

А теперь, когда Т стала буквой, всё зависит от слова, в которое она попадает. Например, в слове тигр она считает себя немного тигром, но когда говорят бегемот, тоже откликается. Посчитайте, сколько палочек вам понадобится, чтобы сложить букву Т. Две.

Телефон, телевизор, телеграмма, телебашня, телепередача, телефильм, телеурок и другие. Чтобы записать эти и другие слова, нам понадобятся письменные буквы Т: большая Т и маленькая т. Заглавная и маленькая буква Т отличаются по написанию (рис. 16).

Прописные Т и т

Рис. 16. Прописные Т и т (Источник)

Заглавная состоит из 4 элементов, которые пишутся отдельно, а маленькая – из 3 элементов, которые пишутся касательно друг друга. Попробуйте их написать.

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Infourok.ru (Источник).
  2. Festival.1september.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Т.
  2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Т.
  3. Составить таблицу и вписать в первый столбик слова с твёрдым звуком [т], во вторую – с мягким [т’], а в третью – слова без буквы Т.

Карандаш, свитер, ластик, ветер, доска, память, дневник, тишина, столб, брат, телевизор, день, учитель, учебник, тротуар.

interneturok.ru

Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama

Согласные звуки в русском языке бывают твердые и мягкие.

Большинство звуков по твердости-мягкости образуют пары, то есть могут быть и твердыми, и мягкими.

Парные  звуки — Б,В,Г,Д,З,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х

Некоторые согласные звуки могут быть только твердыми или только мягкими. Это так называемые непарные по твёрдости — мягкости звуки.

Непарные твердые звуки — Ш,Ж,Ц

Непарные мягкие звуки — Щ,Ч,Й

Твёрдость или мягкость у парных согласных звуков зависит от гласных, которые стоят в слове после них.

Если это гласные А,О,У,Ы,Э , то согласный звук —твёрдый.

Если гласные Я,Ё,Ю,И,Е — то согласный звук мягкий.

Мягкость у парных согласных может быть обусловлена ещё одной причиной —  мягким знаком после них. Этот случай мы рассмотрим в другом уроке.

Данная онлайн игра, напоминающая скорее интерактивный урок по русскому языку, содержит 4 слайда с вышеописанными правилами и три слайда «Проверь себя», устроенных по типу онлайн — раскраски, предназначенных для закрепления материала.

Для раскрашивания просто нажимайте на буквы один или несколько раз.

Старая версия (flash)

Слайды с правилами в виде изображений можно скачать, распечатать и повесить над рабочим столом. Для этого нажмите на изображение, и когда оно откроется, кликните по нему правой кнопкой и выберите «сохранить как» :

Всегда мягкие звуки Всегда твердые звуки Твердые парные согласные Мягкие парные согласные

kid-mama.ru

Твердые согласные звуки (таблица). Буквы, обозначающие твердые согласные звуки :: SYL.ru

Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

твердые согласные

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

твердые согласные звуки таблица

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы, то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и, согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

твердые согласные буквы

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц. Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й, которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт.

твердые согласные таблица

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

твердые согласные 1 класс

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

твердые согласные звуки 1 класс

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

б

в

г

д

ж

з

к

л

м

н

п

р

с

т

ф

х

ц

ш

б’

в’

г’

д’

з’

к’

л’

м’

н’

п’

р’

с’

т’

ф’

х’

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

буквы твердых согласных звуков

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики. Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править – воля – лом (выписываются пр, в, л).
  2. Томат – роль – топь (выписываются т, р, т).
  3. Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *