стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
Карточки «Твердые и мягкие согласные звуки»
Твердые и мягкие согласные звуки
Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.
Синим цветом -твердые
Зеленым цветом — мягкие
Твердые и мягкие согласные звуки Б — В
Твердые и мягкие согласные звуки Г — Д
Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З
Твердые и мягкие согласные звуки К — Л
Твердые и мягкие согласные звуки П — Р
Твердые и мягкие согласные звуки С — Т
Твердые и мягкие согласные звуки Ф — Х
Твердые и мягкие согласные звуки Ц — Ч
Твердые и мягкие согласные звуки Ш — Щ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «мир» слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове «мак» — твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].
Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] — [б’]
[в] — [в’]
[г] — [г’]
[д] — [д’]
[з] — [з’]
[п] — [п’]
[ф] — [ф’]
[к] — [к’]
[т] — [т’]
[с] — [с’]
[м] — [м’]
[н] — [н’]
[р] — [р’]
[л] — [л’]
[х] — [х’]
» Твердые и мягкие согласные»
Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2
Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»
Вариант 1
Ястреб, ворона. Яблоко, персик. Кишинёв, Вологда. Город, деревня. Суп, пюре. Тигр, волк.
2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них твёрдые согласные.
Как надела сто рубах —
Захрустела на зубах. ________________________________
Падают с ветки
Золотые монетки. _______________________________________
Посадили зёрнышко —
Вырастили солнышко! ____________________________________
Без ног бегают,
Без паруса плывут. _______________________________________
В брюхе кипяток,
На голове пуговица,
Одна рука, и та на спине. _______________________________
Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2
Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»
Вариант 2
1.Выпиши слова, в которых есть только твёрдые согласные.
чашка, ложка, тарелка, вилка —
стол, шкаф, диван, кресло —
яблоко, слива, груша, персик —
2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них мягкие согласные.
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. ____________________________________
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. ______________________________________
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет —
Сделает наоборот. ____________________________________
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. ____________________________________
Карточки по русскому языку на тему «Твердые и мягкие согласные» 3 класс
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Роберт, блеск, ведро, Тимур, люди, Александр, лесник, медвежата.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Роберт, блеск, ведро, Тимур, люди, Александр, лесник, медвежата.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Трубка, спортсмены, Вадик, Оксана, овал, автоматчик, какаду, вербы.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Толпа, ладони, Аня, повара, спортивные, акробаты, Мурка, законы, Антон, Эдуард, игроки, музыкальная.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Винтики, изба, багаж, чайка, сорока, филин, Пётр, Лариса, лыжник, утка, ворона, орёл.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Жасмин, лебедь, дятел, щеголь, иволга, клён, вата, зяблик, клёст, павлин, сосна, дуб.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Толпа, ладони, Аня, повара, спортивные, акробаты, Мурка, законы, Антон, Эдуард, игроки, музыкальная.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Винтики, изба, багаж, чайка, сорока, филин, Пётр, Лариса, лыжник, утка, ворона, орёл.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Жасмин, лебедь, дятел, щеголь, иволга, клён, вата, зяблик, клёст, павлин, сосна, дуб.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Жасмин, лебедь, дятел, щеголь, иволга, клён, вата, зяблик, клёст, павлин, сосна, дуб.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Толпа, ладони, Аня, повара, спортивные, акробаты, Мурка, законы, Антон, Эдуард, игроки, музыкальная.
«Мягкие и твёрдые согласные звуки»
2. Укажи число, обозначающее количество орфографических ошибок в этом тексте.
В далёких странах жывёт чюдесная бабочка. Она крупнее наших бабочек. Быстро летает. Но как только увидит опасность, переворачивается на брюшко. Крылышки с обратной стороны у этой бабочки похожы на голову совы, птицы пугаются и улетают. Вот какая хитрая бабочька!
3. Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?
Мягкость согласных звуков обозначается на письме мягким знаком.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме безударными гласными.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я
4. Найди число, обозначающее количество мягких согласных в данной пословице:
Землю красит солнце, а человека — труд.
5. Найди число, показывающее количество слов, в которых только мягкие согласные:
село, шили, лечу, Сеня, ясень
1 2 3
6. Расставь слова по алфавиту.
1 2 3 4 5
молния, гром, град, дождь, ливень
2, 3, 4, 5, 1
3, 2, 4, 5, 1
3, 2, 4, 1, 5
Вариант 2
1. Укажи число, обозначающее количество твёрдых согласных в данной пословице.
Хорошая речь коротка.
6 7 8
2. Какие буквы нужно вставить в данные предложения?
Активно уч…ствуй в ж…зни класса. Всегда помогай товарищ…м, ч…ще совершай добрые поступки.
а, и, а, а
а, и, я, а
я, и, а, я
3. Выбери слова, в которых все согласные мягкие.
реденький
щавель
линейка
4. Выбери слово, в котором мягкость согласного звука обозначена гласной буквой.
полька
кочка
узкий
5. Какие слова являются главными членами предложения?
1 2 3 4 5
огромный осьминог выпустил свои щупальца
5, 3
2, 3
2, 5
6. Выбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.
уют
полью
ветер
Индивидуальные карточки по русскому языку 2 класс, страница 3
Напишите 4 мужских имени.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Подчеркните в словах мягкие согласные.
Земля, вилка, люстра, вёсла, чашка, щука, трамвай, коньки.
Выпишите слова, в которых все согласные твёрдые.
Парк, машина, сук, орех, астра, лыжи, стул, цирк.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Измените слова так, чтобы согласные были в них твёрдыми. Запишите эти слова.
Нёс — ____________
Люк — ___________
Ряд — ____________
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Запишите имя девочки, в котором все согласные твёрдые.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из предложений слова, в которых все согласные произносятся твёрдо.
Зина гладит юбку и брюки. У дороги растут высокие тополя. На шляпе голубой бант.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите в один столбик слова с мягкими согласными, а во второй – слова с твёрдыми согласными.
Вазы, сядь, лютики, сумка, рука, ров, тень, бабушка, Петя, ящики.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Шипящие согласные звуки
Напишите согласные, после которых в русском языке не пишутся гласные ы, я, ю.
____________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы.
Пищ…, ч..щ.., рощ…, куч..,
Саранч…, коч…н и туч..,
Дач.., гущ… и свеч… —
Все слова на ч… и щ… .
Прочитайте. Выпишите из текста слова с сочетаниямича-ща.Подчеркните главные члены предложения. В словах обозначить количество слогов, букв, звуков.
Дети отправились в чащу. Там стучали дятлы и трещали сороки. В гнёздах пищали птенцы. Ребята молча слушали голос леса.
Тема. Шипящие согласные звуки
Вставьте пропущенные буквы.
Этаж…, друж…на, ш…шка, груш…, ш…ны, еж…, шалаш…, ерш…, чиж…, ж…р, галош…, камыш… .
Напишите слова по образцу.
Искать – я ищу.
Тема : «Твердые и мягкие согласные». | Карточки контроля по русскому языку
Тема : «Твердые и мягкие согласные».
14.11.2011 29469 2349Тема : «Твердые и мягкие согласные».
К/К – 1
1.Расскажи, что ты знаешь о согласных звуках.
2.Чем согласные звуки отличаются от гласных?
3.Какие буквы не обозначают звуков?
4.Сколько букв в слове КОНЬ? А звуков? Объясни разницу.
______________________________________________________________
К/К – 2
1Вспомни, какими буквами обозначается твердость (мягкость) согласных звуков? Приведи примеры.
2.Сравни слова:
мыл – мил, нос – нёс, мал – мял, угол – уголь – угольки.
В чём разница в произношении?
______________________________________________________________
К/К –3
1.Вспомни, какие бывают гласные звуки? А согласные?
Запомни: Согласные бывают твердые и мягкие.
2.Прочитай предложения.
Мы за мир! Мы за дружбу!
3.Назови правильно все звуки в словах.
______________________________________________________________
К/К – 4
1.Вспомни, что такое алфавит?
2.Назови правильно все согласные буквы по алфавиту.
3.Прочитай слова. Назови в них сначала все буквы, а затем произнеси правильно все звуки:
Картина, класс, лисица, малина, мальчик.
______________________________________________________________
К/К – 5
1.Какими буквами на письме обозначается твердость (мягкость) согласных звуков?
2.Спиши предложения (или прочитай):
Витя мал. Таня мила.
3.Подчеркни (назови) слоги с мягкими (твердыми) согласными.
___________________________________________________________________________________
К/К – 6
1.Расскажи о гласных и согласных звуках.
2.Спиши предложение:
У Антона пёс Буян. У Лены котёнок Мурзик.
3.Поставь знак ударения над всеми словами.
4.Подчеркни слоги с мягкими (твердыми) согласными.
______________________________________________________________
К/К – 7
1.Составь предложение из слов:
Побежали, с, ручейки, гор, говорливые.
2.Поставь знак ударения над словами.
3.Подчеркни главные члены предложения.
4.Подчеркни в остальных словах слоги с мягкими (твердыми) согласными.
______________________________________________________________
К/К – 8
1.Напиши предложения так, чтобы получился рассказ.
Ребята рады весне. Ярко светит солнце. Звонко поют птицы. Пришла весна.
2.В первых двух предложениях поставь знак ударения над словами и подчеркни главные члены.
3.В предложении «Звонко поют птицы» подчеркни слог с мягким согласным.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.