стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
стул, балет, спектакль, полька, банька
котёнок, китёнок, больно, уголь, май |
Карточки «Твердые и мягкие согласные звуки»
Твердые и мягкие согласные звуки
Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.
Синим цветом -твердые
Зеленым цветом — мягкие
Твердые и мягкие согласные звуки Б — В

Твердые и мягкие согласные звуки Г — Д

Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

Твердые и мягкие согласные звуки К — Л


Твердые и мягкие согласные звуки П — Р

Твердые и мягкие согласные звуки С — Т

Твердые и мягкие согласные звуки Ф — Х

Твердые и мягкие согласные звуки Ц — Ч

Твердые и мягкие согласные звуки Ш — Щ



Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «мир» слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове «мак» — твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].
Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] — [б’]
[в] — [в’]
[г] — [г’]
[д] — [д’]
[з] — [з’]
[п] — [п’]
[ф] — [ф’]
[к] — [к’]
[т] — [т’]
[с] — [с’]
[м] — [м’]
[н] — [н’]
[р] — [р’]
[л] — [л’]
[х] — [х’]
» Твердые и мягкие согласные»
Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2
Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»
Вариант 1
Ястреб, ворона. Яблоко, персик. Кишинёв, Вологда. Город, деревня. Суп, пюре. Тигр, волк.
2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них твёрдые согласные.
Как надела сто рубах —
Захрустела на зубах. ________________________________
Падают с ветки
Золотые монетки. _______________________________________
Посадили зёрнышко —
Вырастили солнышко! ____________________________________
Без ног бегают,
Без паруса плывут. _______________________________________
В брюхе кипяток,
На голове пуговица,
Одна рука, и та на спине. _______________________________
Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2
Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»
Вариант 2
1.Выпиши слова, в которых есть только твёрдые согласные.
чашка, ложка, тарелка, вилка —
стол, шкаф, диван, кресло —
яблоко, слива, груша, персик —
2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них мягкие согласные.
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. ____________________________________
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. ______________________________________
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет —
Сделает наоборот. ____________________________________
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. ____________________________________
Карточки по русскому языку на тему «Твердые и мягкие согласные» 3 класс
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Роберт, блеск, ведро, Тимур, люди, Александр, лесник, медвежата.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Роберт, блеск, ведро, Тимур, люди, Александр, лесник, медвежата.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Трубка, спортсмены, Вадик, Оксана, овал, автоматчик, какаду, вербы.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Толпа, ладони, Аня, повара, спортивные, акробаты, Мурка, законы, Антон, Эдуард, игроки, музыкальная.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Винтики, изба, багаж, чайка, сорока, филин, Пётр, Лариса, лыжник, утка, ворона, орёл.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Жасмин, лебедь, дятел, щеголь, иволга, клён, вата, зяблик, клёст, павлин, сосна, дуб.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Толпа, ладони, Аня, повара, спортивные, акробаты, Мурка, законы, Антон, Эдуард, игроки, музыкальная.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Винтики, изба, багаж, чайка, сорока, филин, Пётр, Лариса, лыжник, утка, ворона, орёл.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Жасмин, лебедь, дятел, щеголь, иволга, клён, вата, зяблик, клёст, павлин, сосна, дуб.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Жасмин, лебедь, дятел, щеголь, иволга, клён, вата, зяблик, клёст, павлин, сосна, дуб.
Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.
Толпа, ладони, Аня, повара, спортивные, акробаты, Мурка, законы, Антон, Эдуард, игроки, музыкальная.
«Мягкие и твёрдые согласные звуки»
2. Укажи число, обозначающее количество орфографических ошибок в этом тексте.
В далёких странах жывёт чюдесная бабочка. Она крупнее наших бабочек. Быстро летает. Но как только увидит опасность, переворачивается на брюшко. Крылышки с обратной стороны у этой бабочки похожы на голову совы, птицы пугаются и улетают. Вот какая хитрая бабочька!
3
. Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?
Мягкость согласных звуков обозначается на письме мягким знаком.
М
ягкость согласных звуков обозначается на письме безударными гласными.
М
ягкость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я
4. Найди число, обозначающее количество мягких согласных в данной пословице:
Землю красит солнце, а человека — труд.

5. Найди число, показывающее количество слов, в которых только мягкие согласные:
село, шили, лечу, Сеня, ясень



1 2 3
6. Расставь слова по алфавиту.
1 2 3 4 5
молния, гром, град, дождь, ливень

2, 3, 4, 5, 1

3, 2, 4, 5, 1
3, 2, 4, 1, 5
Вариант 2
1. Укажи число, обозначающее количество твёрдых согласных в данной пословице.
Хорошая речь коротка.


6 7 8
2. Какие буквы нужно вставить в данные предложения?
Активно уч…ствуй в ж…зни класса. Всегда помогай товарищ…м, ч…ще совершай добрые поступки.

а, и, а, а

а, и, я, а
я, и, а, я
3. Выбери слова, в которых все согласные мягкие.

реденький

щавель
линейка
4. Выбери слово, в котором мягкость согласного звука обозначена гласной буквой.

полька

кочка
узкий
5. Какие слова являются главными членами предложения?
1 2 3 4 5
огромный осьминог выпустил свои щупальца

5, 3

2, 3
2, 5
6. Выбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.

уют

полью
ветер
Индивидуальные карточки по русскому языку 2 класс, страница 3
Напишите 4 мужских имени.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Подчеркните в словах мягкие согласные.
Земля, вилка, люстра, вёсла, чашка, щука, трамвай, коньки.
Выпишите слова, в которых все согласные твёрдые.
Парк, машина, сук, орех, астра, лыжи, стул, цирк.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Измените слова так, чтобы согласные были в них твёрдыми. Запишите эти слова.
Нёс — ____________
Люк — ___________
Ряд — ____________
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Запишите имя девочки, в котором все согласные твёрдые.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из предложений слова, в которых все согласные произносятся твёрдо.
Зина гладит юбку и брюки. У дороги растут высокие тополя. На шляпе голубой бант.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите в один столбик слова с мягкими согласными, а во второй – слова с твёрдыми согласными.
Вазы, сядь, лютики, сумка, рука, ров, тень, бабушка, Петя, ящики.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Шипящие согласные звуки
Напишите согласные, после которых в русском языке не пишутся гласные ы, я, ю.
____________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы.
Пищ…, ч..щ.., рощ…, куч..,
Саранч…, коч…н и туч..,
Дач.., гущ… и свеч… —
Все слова на ч… и щ… .
Прочитайте. Выпишите из текста слова с сочетаниямича-ща.Подчеркните главные члены предложения. В словах обозначить количество слогов, букв, звуков.
Дети отправились в чащу. Там стучали дятлы и трещали сороки. В гнёздах пищали птенцы. Ребята молча слушали голос леса.
Тема. Шипящие согласные звуки
Вставьте пропущенные буквы.
Этаж…, друж…на, ш…шка, груш…, ш…ны, еж…, шалаш…, ерш…, чиж…, ж…р, галош…, камыш… .
Напишите слова по образцу.
Искать – я ищу.
Тема : «Твердые и мягкие согласные». | Карточки контроля по русскому языку
Тема : «Твердые и мягкие согласные».
14.11.2011 29469 2349Тема : «Твердые и мягкие согласные».
К/К – 1
1.Расскажи, что ты знаешь о согласных звуках.
2.Чем согласные звуки отличаются от гласных?
3.Какие буквы не обозначают звуков?
4.Сколько букв в слове КОНЬ? А звуков? Объясни разницу.
______________________________________________________________
К/К – 2
1Вспомни, какими буквами обозначается твердость (мягкость) согласных звуков? Приведи примеры.
2.Сравни слова:
мыл – мил, нос – нёс, мал – мял, угол – уголь – угольки.
В чём разница в произношении?
______________________________________________________________
К/К –3
1.Вспомни, какие бывают гласные звуки? А согласные?
Запомни: Согласные бывают твердые и мягкие.
2.Прочитай предложения.
Мы за мир! Мы за дружбу!
3.Назови правильно все звуки в словах.
______________________________________________________________
К/К – 4
1.Вспомни, что такое алфавит?
2.Назови правильно все согласные буквы по алфавиту.
3.Прочитай слова. Назови в них сначала все буквы, а затем произнеси правильно все звуки:
Картина, класс, лисица, малина, мальчик.
______________________________________________________________
К/К – 5
1.Какими буквами на письме обозначается твердость (мягкость) согласных звуков?
2.Спиши предложения (или прочитай):
Витя мал. Таня мила.
3.Подчеркни (назови) слоги с мягкими (твердыми) согласными.
___________________________________________________________________________________
К/К – 6
1.Расскажи о гласных и согласных звуках.
2.Спиши предложение:
У Антона пёс Буян. У Лены котёнок Мурзик.
3.Поставь знак ударения над всеми словами.
4.Подчеркни слоги с мягкими (твердыми) согласными.
______________________________________________________________
К/К – 7
1.Составь предложение из слов:
Побежали, с, ручейки, гор, говорливые.
2.Поставь знак ударения над словами.
3.Подчеркни главные члены предложения.
4.Подчеркни в остальных словах слоги с мягкими (твердыми) согласными.
______________________________________________________________
К/К – 8
1.Напиши предложения так, чтобы получился рассказ.
Ребята рады весне. Ярко светит солнце. Звонко поют птицы. Пришла весна.
2.В первых двух предложениях поставь знак ударения над словами и подчеркни главные члены.
3.В предложении «Звонко поют птицы» подчеркни слог с мягким согласным.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.