Карточки мягкие и твердые согласные – Материал по русскому языку (2 класс): Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».

Материал по русскому языку (1, 2 класс) на тему: Карточки для 1-2 классов Твёрдые и мягкие согласные

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

Карточки «Твердые и мягкие согласные звуки»

Твердые и мягкие согласные звуки

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.
Синим цветом -твердые
Зеленым цветом — мягкие

Твердые и мягкие согласные звуки Б — В

hello_html_58eb2640.jpg hello_html_267d531f.jpg

  Твердые и мягкие согласные звуки Г — Д

hello_html_5d4db151.jpg hello_html_m53f74351.jpg

  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

hello_html_58329633.jpg   hello_html_a416368.jpg

  Твердые и мягкие согласные звуки К — Л

hello_html_57337c9f.jpg hello_html_40295cce.jpg

  Твердые и мягкие согласные звуки М — Н

hello_html_35d160fa.jpg hello_html_57dfd0ff.jpg

  Твердые и мягкие согласные звуки П — Р

hello_html_10122ec4.jpg hello_html_m4548b48c.jpg

  Твердые и мягкие согласные звуки С — Т

hello_html_4258a37f.jpg hello_html_4d002ca1.jpg

  Твердые и мягкие согласные звуки Ф — Х

hello_html_m323dcd7f.jpg hello_html_m163b37e0.jpg

  Твердые и мягкие согласные звуки Ц — Ч

hello_html_m5667e7bb.jpg hello_html_2f878cf.jpg

 Твердые и мягкие согласные звуки Ш — Щ

hello_html_67a91dcc.jpg   hello_html_m78b10b4d.jpg

hello_html_m4314b25d.jpg

hello_html_m440ce5a.jpg


 Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «мир» слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове «мак» — твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].

Запомните: 
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] — [б’]

[в] — [в’]

[г] — [г’]

[д] — [д’]

[з] — [з’] 

[п] — [п’] 

[ф] — [ф’]

[к] — [к’]

[т] — [т’]

[с] — [с’] 

[м] — [м’]

[н] — [н’]

[р] — [р’]

[л] — [л’]

[х] — [х’]

» Твердые и мягкие согласные»

Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2

Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

Вариант 1

1. Выпиши слова, в которых есть мяг­кие согласные. Подчеркни их.

Ястреб, ворона. Яблоко, персик. Кишинёв, Вологда. Город, деревня. Суп, пюре. Тигр, волк.

2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них твёрдые согласные.

Как надела сто рубах —

Захрустела на зубах. ________________________________

Падают с ветки

Золотые монетки. _______________________________________

Посадили зёрнышко —

Вырастили солнышко! ____________________________________

Без крыльев летают,

Без ног бегают,

Без паруса плывут. _______________________________________

В брюхе кипяток,

На голове пуговица,

Одна рука, и та на спине. _______________________________

Фамилия, имя ___________________________________ Класс 2

Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

Вариант 2

1.Выпиши слова, в которых есть только твёрдые согласные.

чашка, ложка, тарелка, вилка —

стол, шкаф, диван, кресло —

яблоко, слива, груша, персик —

2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них мягкие согласные.

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. ____________________________________

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. ______________________________________

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет —

Сделает наоборот. ____________________________________

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. ____________________________________

Карточки по русскому языку на тему «Твердые и мягкие согласные» 3 класс

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Роберт, блеск, ведро, Тимур, люди, Александр, лесник, медвежата.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Роберт, блеск, ведро, Тимур, люди, Александр, лесник, медвежата.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Трубка, спортсмены, Вадик, Оксана, овал, автоматчик, какаду, вербы.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Толпа, ладони, Аня, повара, спортивные, акробаты, Мурка, законы, Антон, Эдуард, игроки, музыкальная.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Винтики, изба, багаж, чайка, сорока, филин, Пётр, Лариса, лыжник, утка, ворона, орёл.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Жасмин, лебедь, дятел, щеголь, иволга, клён, вата, зяблик, клёст, павлин, сосна, дуб.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Толпа, ладони, Аня, повара, спортивные, акробаты, Мурка, законы, Антон, Эдуард, игроки, музыкальная.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Винтики, изба, багаж, чайка, сорока, филин, Пётр, Лариса, лыжник, утка, ворона, орёл.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Жасмин, лебедь, дятел, щеголь, иволга, клён, вата, зяблик, клёст, павлин, сосна, дуб.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Жасмин, лебедь, дятел, щеголь, иволга, клён, вата, зяблик, клёст, павлин, сосна, дуб.

  1. Спиши. Подчеркни согласные, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, а согласные, которые обозначают мягкие согласные звуки, — двумя чертами.

Толпа, ладони, Аня, повара, спортивные, акробаты, Мурка, законы, Антон, Эдуард, игроки, музыкальная.

«Мягкие и твёрдые согласные звуки»

2. Укажи число, обозначающее количество орфографических ошибок в этом тексте.

В далёких странах жывёт чюдесная бабочка. Она крупнее наших бабочек. Быстро летает. Но как только увидит опасность, переворачивается на брюш­ко. Крылышки с обратной стороны у этой бабочки похожы на голову совы, птицы пугаются и улетают. Вот ка­кая хитрая бабочька!

3hello_html_m289243ca.gif. Как обозначается на письме мягкость со­гласных звуков?

Мягкость согласных звуков обознача­ется на письме мягким знаком.

Мhello_html_5b74c6f2.gifягкость согласных звуков обозначает­ся на письме безударными гласными.

Мhello_html_43b7de54.gifягкость согласных звуков обозначает­ся на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я

4. Найди число, обозначающее количество мягких согласных в данной пословице:

Землю красит солнце, а человека — труд.

hello_html_724ed2c6.jpg

5. Найди число, показывающее количество слов, в которых только мягкие согласные:

село, шили, лечу, Сеня, ясень

hello_html_m289243ca.gifhello_html_5b74c6f2.gifhello_html_m312dd525.gif

1 2 3

6. Расставь слова по алфавиту.

1 2 3 4 5

молния, гром, град, дождь, ливень

hello_html_m289243ca.gif

2, 3, 4, 5, 1

hello_html_5b74c6f2.gifhello_html_m312dd525.gif 3, 2, 4, 5, 1

3, 2, 4, 1, 5

Вариант 2

1. Укажи число, обозначающее количество твёрдых согласных в данной пословице.

Хорошая речь коротка.

hello_html_m312dd525.gif

hello_html_m289243ca.gifhello_html_5b74c6f2.gif 6 7 8

2. Какие буквы нужно вставить в данные предложения?

Активно уч…ствуй в ж…зни клас­са. Всегда помогай товарищ…м, ч…ще совершай добрые поступки.

hello_html_m289243ca.gif

а, и, а, а

hello_html_5b74c6f2.gifhello_html_m312dd525.gif а, и, я, а

я, и, а, я

3. Выбери слова, в которых все согласные мягкие.

hello_html_m289243ca.gif

реденький

hello_html_5b74c6f2.gifhello_html_m312dd525.gif щавель

линейка

4. Выбери слово, в котором мягкость согласного звука обозначена гласной буквой.

hello_html_m289243ca.gif

полька

hello_html_5b74c6f2.gifhello_html_m312dd525.gif кочка

узкий

5. Какие слова являются главными членами предложения?

1 2 3 4 5

огромный осьминог выпустил свои щупальца

hello_html_m289243ca.gif

5, 3

hello_html_5b74c6f2.gifhello_html_m312dd525.gif 2, 3

2, 5

6. Выбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.

hello_html_m289243ca.gif

уют

hello_html_5b74c6f2.gifhello_html_m312dd525.gif полью

ветер

Индивидуальные карточки по русскому языку 2 класс, страница 3

Напишите 4 мужских имени.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Подчеркните в словах мягкие согласные.

Земля, вилка, люстра, вёсла, чашка, щука, трамвай, коньки.

Выпишите слова, в которых все согласные твёрдые.

Парк, машина, сук, орех, астра, лыжи, стул, цирк.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Измените слова так, чтобы согласные были в них твёрдыми. Запишите эти слова.

Нёс — ____________

Люк — ___________

Ряд — ____________

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Запишите имя девочки, в котором все согласные твёрдые.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите из предложений слова, в которых все согласные произносятся твёрдо.

Зина гладит юбку и брюки. У дороги растут высокие тополя. На шляпе голубой бант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите в один столбик слова с мягкими согласными, а во второй – слова с твёрдыми согласными.

Вазы, сядь, лютики, сумка, рука, ров, тень, бабушка, Петя, ящики.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Шипящие согласные звуки

Напишите согласные, после которых в русском языке не пишутся гласные ы, я, ю.

____________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы.

Пищ…, ч..щ.., рощ…, куч..,

Саранч…, коч…н и туч..,

Дач.., гущ… и свеч… —

Все слова на ч… и щ… .

Прочитайте. Выпишите из текста слова с сочетаниямича-ща.Подчеркните главные члены предложения. В словах обозначить количество слогов, букв, звуков.

Дети отправились в чащу. Там стучали дятлы и трещали сороки. В гнёздах пищали птенцы. Ребята молча слушали голос леса.

Тема. Шипящие согласные звуки

Вставьте пропущенные буквы.

Этаж…, друж…на, ш…шка, груш…, ш…ны, еж…, шалаш…, ерш…, чиж…, ж…р, галош…, камыш… .

Напишите слова по образцу.

Искать – я ищу.

Тема : «Твердые и мягкие согласные». | Карточки контроля по русскому языку

Тема : «Твердые и мягкие согласные».