Карточки по развитию речи 1 класс
Составление связного текста из данных предложений
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Анюта
Ей семь лет
Дедушка Петя стал старый.
Аня читала деду газету.
Внучка любит деда.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Два друга
Мальчики вместе решили задачу.
Юра решал задачу.
Пришел Слава.
Так Слава помог другу.
Задача была трудная.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я раскрасила эти цветы.
Леша нарисовал астры и лилии.
Мы взяли кисти и краски.
Наташа нарисовала розу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трещат лютые морозы.
Дети надели теплые шубки.
Выпало много снега.
Реки, пруды и озера замерзли.
Пришла зима.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы любили ходить в лес за ягодами.
За деревней речка и еловый лес.
Летом мы жили в деревне.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На тропинку выбежал колючий ежик.
Был теплый майский день.
Вдруг в кустах они услышали шорох.
Мальчики гуляли в лесу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Садовник
Молодое дерево теперь будет здорово.
Старый садовник осматривал деревья в саду.
Садовник закрыл трещину.
Он заметил трещину на стволе грушевого дерева.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это был ерш
Один раз все они поехали удить рыбу.
Юра жил в большой и дружной семье.
Юра поймал маленькую рыбку.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я ее давно не видел.
Мы будем ходить в лес и купаться в реке.
У нас каникулы.
Скоро я поеду в деревню к бабушке.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Летом
Долго купались друзья.
Борис и Никита побежали к реке.
Потом они нашли плот и поплыли на другой берег.
Вот и берег.
Жарко.
Мальчики ныряли в воду.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление связного текста из деформированных предложений
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.
Синица
у, рос, дома, клен
на, клена, ветку, птичка, села
это, синичка, маленькая
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Книга
Юра, у, живет, деда
дедушка, книгу, внуку, купил
Юра, стихи, громко, читает
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Белка
на, белка, сучке, сидит
у, грибок, белки
белка, на, грибы, зиму, сушит
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
стоит, памятник, парке, в
памятнику, часто, школьники, к, приходят
цветы, всегда, памятника, у
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дома
все, дома, были
папа, газету, читал
мама, брюки, шила
Юра, уроки, учил
Аня, играла, куклой
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
к, звери, готовятся, зиме
и, нагуливают, барсук, сало, медведь
запасает, орехи, кедровые, бурундук
сушит, на, белка, сучках, грибы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
шли, девочки, лес, через.
лесу, было, и, тихо, в, нарядно.
густо, елочки, зеленели.
золотые, светились, березках, в, искорках
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
стал, разгуливать, болоту, по, журавль.
кукушка, бору, куковала, в.
пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.
парил, в, высоко, воздухе, коршун
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ворона Кара
была, нас, у, ворона Кара
она, книгу, клювом, листала
ворона, на, считала, счетах
Кара, снимала, со, кольца, ловко, столбика
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игрушки
дети, играют, тихо
у, юла, Лены
девочка, юлу, крутит
игрушка, и, гудит, поет
Сережа, кубики, взял
мальчик, башню, строит
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление связного текста из неполных предложений
Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.
_______________ наступила,
Высохли ______________
И глядят уныло
Голые ________________.
Слова для справок: цветы, осень, кусты.
Весной разольются _________________ реки. Прилетят _________________ скворцы. На березе появятся __________________листочки.
Слова для справок: быстрые, первые, зеленые.
У __________________ и _________________
Вьются стаями __________________.
Красотой своей горды.
Слова для справок: дрозды, калины, рябины, георгины.
Горка
Взял Митя _______________. Он идет на ___________________. Там много _________________. Мальчик ____________________ Катюшу. Хорошо зимой!
Слова для справок: санки, лыжи, коньки, горку, каток, детей, возит, катает.
Зимой
Пришла _______________ зима. Кругом много ___________________. Дети гуляют в теплых __________________ и __________________. Не страшен им ___________________!
Слова для справок: холодная, снег, шубки, шапки, мороз.
Сад
У нас __________________ сад. Там растут _________________ и _____________________. Весной деревья красиво ____________________.
Будут осенью ___________________ плоды.
Слова для справок: большой, яблони, груши, цветут, вкусные.
Гроза
Надвинулась ________________ туча. Над лесом блеснула ________________ молния. Глухо прокатился отдаленный _______________. Пронесся ________________ ветер. Хлынул ___________________ дождь.
Слова для справок: темная, яркая, гром, свежий, проливной.
Котенок
Детям подарили _______________. Мальчики ___________________ с ним. У Мурзика __________________ лапки и ____________________ хвостик. Он любит _________________ и ______________________.
Слова для справок: котенок, играют, мягкие, пушистый, молоко, рыба.
Стройка
Ребята _________________ на стройку. Там возводят ________________. Рабочие кладут стены из ____________________. Для окон готовы _________________. Во дворе __________________ кран.
Слова для справок: идут, дом, кирпича, рамы, подъемный.
Жили-были серый ________________
И его _____________________.
Серый __________________ был очень тих
И __________________ тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий ___________________.
Слова для справок: еж, ежиха, ежик.
Письменные ответы на вопросы
Записать ответы на вопросы.
Гуси
На пруду были гуси. Гусь плывет к мосту. Саша кинул в воду корку хлеба.
Вопросы:
1. Где были гуси?
2. Куда плывет гусь?
3. Что кинул в воду Саша?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Муравей
Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.
Вопросы:
1. Какое зерно нашел муравей?
2. Кого позвал муравей?
3. Что делают муравьи вместе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чеснок
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. Добрая слава у чеснока.
Вопросы:
1. Что помогает залечивать раны?
2. Что раньше лечили чесноком?
3. Почему чеснок используют как лекарство?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После школы
Пришла Настя из школы. Мама была дома. Настя села у стола. Она стала читать книгу. Мама была рада.
Вопросы:
1. Откуда пришла Настя?
2. Кто был дома?
3. Где села Настя?
4. Что она стала делать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зяблик
У дома рос куст. На ветку сел зяблик. Кот Барсик сидел на крыльце. Он прыгнул на куст. Зяблик улетел.
Вопросы:
1. Где рос куст?
2. Кто сел на ветку?
3. Где сидел кот Барсик?
4. Куда кот прыгнул?
5. Что сделал зяблик?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слон
Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы.
Вопросы:
1. Куда шофер привез сено?
2. Куда попала машина?
3. Кого послали на помощь?
4. Как слон вытолкнул машину?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Галка
Положила мама кольцо на стол. В окно залетела галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!
Вопросы:
1. Куда положила мама кольцо?
2. Кто заглянул в окно?
3. Как сказано о краже кольца?
4. Кто закричал?
5. Что сделала галка?
6. Где кольцо?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дружная работа
На даче идет работа. Папа кладет на тачку землю. Сын Витя возит ее на клумбу. Мама и Юля сажают цветы.
Вопросы:
1. Где работает семья?
2. Что делает папа?
3. Чем занимается Витя?
4. Что делают мама и Юля?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Елка в лесу
Ребята нарядили елку. Петя развесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы.
Вопросы:
1. Что сделали ребята в лесу?
2. Что развесил на ветках Петя?
3. Что принес Ваня?
4. Кто лакомился гостинцами?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лисенок
Охотник нашел в лесу лисенка. Он принес его домой. Ночью зверек бегал по комнате. К осени лисенок стал большим. Охотник отпустил его в лес.
Вопросы:
1. Кто нашел лисенка в лесу?
2. Куда охотник принес лисенка?
3. Что делал зверек ночью?
4. Каким стал лисенок к осени?
5. Что сделал охотник?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление связного текста по опорным словам
Составьте текст, используя данные слова.
Зима в лесу
Холодно, белый наряд, серебристые ветки, спрятались в норках.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Котенок
Маленький, серенький, мохнатенький, лапки, усики, играет с хвостиком.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дождик
Набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утром
Встаю рано, убираю постель, умываюсь, чищу зубы, вкусная каша, портфель, бегу в школу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ромашка
Растет в поле, белые лепесточки, желтенькая серединка, длинный стебелек, лечебный цветок.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У врача
Медсестра, кабинет, прививка, укол, не болеть, страшно, не больно.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Библиотека
Много книг, шкафы и полки, библиотекарь, выдает, интересные журналы, тишина.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Радуга
После дождя, яркое солнышко, появилась, разноцветная, долго любовались.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День рождения
Гости, подарки, торт со свечами, интересные конкурсы и игры, водили каравай, веселый праздник.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ура, каникулы!
Последний звонок, праздник, городской парк, карусели, качели, отдых, встреча в сентябре.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выборочное выписывание из текста по заданию
Какие бывают шубки
Белая шубка у зайчат.
Рыжая шубка у бельчат.
Колючая шубка у ежа.
Блестящая шубка у моржа.
Выпишите слова с ЧА — ЩА.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журавль
Много в степи птиц. Но красивее всех журавль. У него серые перья, длинная шея, умные глаза.
Выпишите описание журавля.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лето
Стояли жаркие деньки. Мальчики были в лесу. Там есть ясень и ольха. На полянке ребята нашли васильки.
Выпишите слова с мягким знаком в середине слова.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В парке
В зеленом парке большой пруд. В пруду плавают лебеди и уточки. Ребята и взрослые любуются красивыми птицами.
Выпишите, какие птицы плавают в пруду.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вежливые слова
— Таня, можно взять твой карандаш?
— Конечно. Какой тебе нужен? Бери, пожалуйста.
— Мне нужен синий карандаш.
— Пожалуйста.
— Спасибо.
Выпишите вежливые слова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ежик и мыши
Митя принес из лесу ежика. В чулане жили мыши. Митя отнес ежа в чулан. Ежик ловил там мышей.
Выпишите слова с ЖИ — ШИ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сосновый бор
Очень хорош и красив сосновый бор. Сказочными великанами стоят старые сосны. Тесно жмутся друг к другу молодые сосенки.
Сравните, как автор сказал о старых соснах и как о молодых. Выпишите эти предложения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Одуванчик
У больших дорог цветут одуванчики. Они похожи на солнышко с золотыми лучами. Созрели семена. И чудесный цветок стал пушистым шариком.
Выпишите предложение, где говорится, на что похож одуванчик.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто по улице идет?
Кто по улице идет,
Громко песенку поет?
Это утка — Маврушка,
Кошка — Хаврошка,
Селезень — Павлушка,
Кот — Мирошка,
Пес — Барбос, ободран нос.
Выписать клички животных.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Юрок
Юрок — это птичка. Она живет в таежном лесу. Сама яркая, оранжевая. Головка черная, так и блестит. Зимой юрок улетает на юг. Летом прилетает в родные места.
Найдите и выпишите предложения, в которых говорится, какого цвета птичка.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическая разработка по чтению (1 класс) на тему: Карточки по развитию речи 1 класс
Составление связного текста из данных предложений
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Анюта
Ей семь лет
Дедушка Петя стал старый.
Аня читала деду газету.
Внучка любит деда.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Два друга
Мальчики вместе решили задачу.
Юра решал задачу.
Пришел Слава.
Так Слава помог другу.
Задача была трудная.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я раскрасила эти цветы.
Леша нарисовал астры и лилии.
Мы взяли кисти и краски.
Наташа нарисовала розу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трещат лютые морозы.
Дети надели теплые шубки.
Выпало много снега.
Реки, пруды и озера замерзли.
Пришла зима.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы любили ходить в лес за ягодами.
За деревней речка и еловый лес.
Летом мы жили в деревне.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На тропинку выбежал колючий ежик.
Был теплый майский день.
Вдруг в кустах они услышали шорох.
Мальчики гуляли в лесу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Садовник
Молодое дерево теперь будет здорово.
Старый садовник осматривал деревья в саду.
Садовник закрыл трещину.
Он заметил трещину на стволе грушевого дерева.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это был ерш
Один раз все они поехали удить рыбу.
Юра жил в большой и дружной семье.
Юра поймал маленькую рыбку.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я ее давно не видел.
Мы будем ходить в лес и купаться в реке.
У нас каникулы.
Скоро я поеду в деревню к бабушке.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Летом
Долго купались друзья.
Борис и Никита побежали к реке.
Потом они нашли плот и поплыли на другой берег.
Вот и берег.
Жарко.
Мальчики ныряли в воду.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление связного текста из деформированных предложений
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.
Синица
у, рос, дома, клен
на, клена, ветку, птичка, села
это, синичка, маленькая
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Книга
Юра, у, живет, деда
дедушка, книгу, внуку, купил
Юра, стихи, громко, читает
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Белка
на, белка, сучке, сидит
у, грибок, белки
белка, на, грибы, зиму, сушит
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
стоит, памятник, парке, в
памятнику, часто, школьники, к, приходят
цветы, всегда, памятника, у
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дома
все, дома, были
папа, газету, читал
мама, брюки, шила
Юра, уроки, учил
Аня, играла, куклой
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
к, звери, готовятся, зиме
и, нагуливают, барсук, сало, медведь
запасает, орехи, кедровые, бурундук
сушит, на, белка, сучках, грибы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
шли, девочки, лес, через.
лесу, было, и, тихо, в, нарядно.
густо, елочки, зеленели.
золотые, светились, березках, в, искорках
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
стал, разгуливать, болоту, по, журавль.
кукушка, бору, куковала, в.
пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.
парил, в, высоко, воздухе, коршун
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ворона Кара
была, нас, у, ворона Кара
она, книгу, клювом, листала
ворона, на, считала, счетах
Кара, снимала, со, кольца, ловко, столбика
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игрушки
дети, играют, тихо
у, юла, Лены
девочка, юлу, крутит
игрушка, и, гудит, поет
Сережа, кубики, взял
мальчик, башню, строит
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление связного текста из неполных предложений
Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.
_______________ наступила,
Высохли ______________
И глядят уныло
Голые ________________.
Слова для справок: цветы, осень, кусты.
Весной разольются _________________ реки. Прилетят _________________ скворцы. На березе появятся __________________листочки.
Слова для справок: быстрые, первые, зеленые.
У __________________ и _________________
Вьются стаями __________________.
Красотой своей горды.
Слова для справок: дрозды, калины, рябины, георгины.
Горка
Взял Митя _______________. Он идет на ___________________. Там много _________________. Мальчик ____________________ Катюшу. Хорошо зимой!
Слова для справок: санки, лыжи, коньки, горку, каток, детей, возит, катает.
Зимой
Пришла _______________ зима. Кругом много ___________________. Дети гуляют в теплых __________________ и __________________. Не страшен им ___________________!
Слова для справок: холодная, снег, шубки, шапки, мороз.
Сад
У нас __________________ сад. Там растут _________________ и _____________________. Весной деревья красиво ____________________.
Будут осенью ___________________ плоды.
Слова для справок: большой, яблони, груши, цветут, вкусные.
Гроза
Надвинулась ________________ туча. Над лесом блеснула ________________ молния. Глухо прокатился отдаленный _______________. Пронесся ________________ ветер. Хлынул ___________________ дождь.
Слова для справок: темная, яркая, гром, свежий, проливной.
Котенок
Детям подарили _______________. Мальчики ___________________ с ним. У Мурзика __________________ лапки и ____________________ хвостик. Он любит _________________ и ______________________.
Слова для справок: котенок, играют, мягкие, пушистый, молоко, рыба.
Стройка
Ребята _________________ на стройку. Там возводят ________________. Рабочие кладут стены из ____________________. Для окон готовы _________________. Во дворе __________________ кран.
Слова для справок: идут, дом, кирпича, рамы, подъемный.
Жили-были серый ________________
И его _____________________.
Серый __________________ был очень тих
И __________________ тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий ___________________.
Слова для справок: еж, ежиха, ежик.
Письменные ответы на вопросы
Записать ответы на вопросы.
Гуси
На пруду были гуси. Гусь плывет к мосту. Саша кинул в воду корку хлеба.
Вопросы:
1. Где были гуси?
2. Куда плывет гусь?
3. Что кинул в воду Саша?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Муравей
Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.
Вопросы:
1. Какое зерно нашел муравей?
2. Кого позвал муравей?
3. Что делают муравьи вместе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чеснок
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. Добрая слава у чеснока.
Вопросы:
1. Что помогает залечивать раны?
2. Что раньше лечили чесноком?
3. Почему чеснок используют как лекарство?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После школы
Пришла Настя из школы. Мама была дома. Настя села у стола. Она стала читать книгу. Мама была рада.
Вопросы:
1. Откуда пришла Настя?
2. Кто был дома?
3. Где села Настя?
4. Что она стала делать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зяблик
У дома рос куст. На ветку сел зяблик. Кот Барсик сидел на крыльце. Он прыгнул на куст. Зяблик улетел.
Вопросы:
1. Где рос куст?
2. Кто сел на ветку?
3. Где сидел кот Барсик?
4. Куда кот прыгнул?
5. Что сделал зяблик?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слон
Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы.
Вопросы:
1. Куда шофер привез сено?
2. Куда попала машина?
3. Кого послали на помощь?
4. Как слон вытолкнул машину?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Галка
Положила мама кольцо на стол. В окно залетела галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!
Вопросы:
1. Куда положила мама кольцо?
2. Кто заглянул в окно?
3. Как сказано о краже кольца?
4. Кто закричал?
5. Что сделала галка?
6. Где кольцо?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дружная работа
На даче идет работа. Папа кладет на тачку землю. Сын Витя возит ее на клумбу. Мама и Юля сажают цветы.
Вопросы:
1. Где работает семья?
2. Что делает папа?
3. Чем занимается Витя?
4. Что делают мама и Юля?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Елка в лесу
Ребята нарядили елку. Петя развесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы.
Вопросы:
1. Что сделали ребята в лесу?
2. Что развесил на ветках Петя?
3. Что принес Ваня?
4. Кто лакомился гостинцами?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лисенок
Охотник нашел в лесу лисенка. Он принес его домой. Ночью зверек бегал по комнате. К осени лисенок стал большим. Охотник отпустил его в лес.
Вопросы:
1. Кто нашел лисенка в лесу?
2. Куда охотник принес лисенка?
3. Что делал зверек ночью?
4. Каким стал лисенок к осени?
5. Что сделал охотник?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление связного текста по опорным словам
Составьте текст, используя данные слова.
Зима в лесу
Холодно, белый наряд, серебристые ветки, спрятались в норках.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Котенок
Маленький, серенький, мохнатенький, лапки, усики, играет с хвостиком.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дождик
Набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утром
Встаю рано, убираю постель, умываюсь, чищу зубы, вкусная каша, портфель, бегу в школу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ромашка
Растет в поле, белые лепесточки, желтенькая серединка, длинный стебелек, лечебный цветок.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У врача
Медсестра, кабинет, прививка, укол, не болеть, страшно, не больно.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Библиотека
Много книг, шкафы и полки, библиотекарь, выдает, интересные журналы, тишина.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Радуга
После дождя, яркое солнышко, появилась, разноцветная, долго любовались.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День рождения
Гости, подарки, торт со свечами, интересные конкурсы и игры, водили каравай, веселый праздник.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ура, каникулы!
Последний звонок, праздник, городской парк, карусели, качели, отдых, встреча в сентябре.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выборочное выписывание из текста по заданию
Какие бывают шубки
Белая шубка у зайчат.
Рыжая шубка у бельчат.
Колючая шубка у ежа.
Блестящая шубка у моржа.
Выпишите слова с ЧА — ЩА.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журавль
Много в степи птиц. Но красивее всех журавль. У него серые перья, длинная шея, умные глаза.
Выпишите описание журавля.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лето
Стояли жаркие деньки. Мальчики были в лесу. Там есть ясень и ольха. На полянке ребята нашли васильки.
Выпишите слова с мягким знаком в середине слова.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В парке
В зеленом парке большой пруд. В пруду плавают лебеди и уточки. Ребята и взрослые любуются красивыми птицами.
Выпишите, какие птицы плавают в пруду.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вежливые слова
— Таня, можно взять твой карандаш?
— Конечно. Какой тебе нужен? Бери, пожалуйста.
— Мне нужен синий карандаш.
— Пожалуйста.
— Спасибо.
Выпишите вежливые слова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ежик и мыши
Митя принес из лесу ежика. В чулане жили мыши. Митя отнес ежа в чулан. Ежик ловил там мышей.
Выпишите слова с ЖИ — ШИ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сосновый бор
Очень хорош и красив сосновый бор. Сказочными великанами стоят старые сосны. Тесно жмутся друг к другу молодые сосенки.
Сравните, как автор сказал о старых соснах и как о молодых. Выпишите эти предложения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Одуванчик
У больших дорог цветут одуванчики. Они похожи на солнышко с золотыми лучами. Созрели семена. И чудесный цветок стал пушистым шариком.
Выпишите предложение, где говорится, на что похож одуванчик.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто по улице идет?
Кто по улице идет,
Громко песенку поет?
Это утка — Маврушка,
Кошка — Хаврошка,
Селезень — Павлушка,
Кот — Мирошка,
Пес — Барбос, ободран нос.
Выписать клички животных.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Юрок
Юрок — это птичка. Она живет в таежном лесу. Сама яркая, оранжевая. Головка черная, так и блестит. Зимой юрок улетает на юг. Летом прилетает в родные места.
Найдите и выпишите предложения, в которых говорится, какого цвета птичка.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточки по развитию речи для 1 класса
Составление связного текста из данных предложений
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Анюта
Ей семь лет
Дедушка Петя стал старый.
Аня читала деду газету.
Внучка любит деда.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Два друга
Мальчики вместе решили задачу.
Юра решал задачу.
Пришел Слава.
Так Слава помог другу.
Задача была трудная.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я раскрасила эти цветы.
Леша нарисовал астры и лилии.
Мы взяли кисти и краски.
Наташа нарисовала розу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трещат лютые морозы.
Дети надели теплые шубки.
Выпало много снега.
Реки, пруды и озера замерзли.
Пришла зима.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы любили ходить в лес за ягодами.
За деревней речка и еловый лес.
Летом мы жили в деревне.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На тропинку выбежал колючий ежик.
Был теплый майский день.
Вдруг в кустах они услышали шорох.
Мальчики гуляли в лесу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Садовник
Молодое дерево теперь будет здорово.
Старый садовник осматривал деревья в саду.
Садовник закрыл трещину.
Он заметил трещину на стволе грушевого дерева.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это был ерш
Один раз все они поехали удить рыбу.
Юра жил в большой и дружной семье.
Юра поймал маленькую рыбку.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я ее давно не видел.
Мы будем ходить в лес и купаться в реке.
У нас каникулы.
Скоро я поеду в деревню к бабушке.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Летом
Долго купались друзья.
Борис и Никита побежали к реке.
Потом они нашли плот и поплыли на другой берег.
Вот и берег.
Жарко.
Мальчики ныряли в воду.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление связного текста из деформированных предложений
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.
Синица
у, рос, дома, клен
на, клена, ветку, птичка, села
это, синичка, маленькая
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Книга
Юра, у, живет, деда
дедушка, книгу, внуку, купил
Юра, стихи, громко, читает
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Белка
на, белка, сучке, сидит
у, грибок, белки
белка, на, грибы, зиму, сушит
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
стоит, памятник, парке, в
памятнику, часто, школьники, к, приходят
цветы, всегда, памятника, у
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дома
все, дома, были
папа, газету, читал
мама, брюки, шила
Юра, уроки, учил
Аня, играла, куклой
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
к, звери, готовятся, зиме
и, нагуливают, барсук, сало, медведь
запасает, орехи, кедровые, бурундук
сушит, на, белка, сучках, грибы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
шли, девочки, лес, через.
лесу, было, и, тихо, в, нарядно.
густо, елочки, зеленели.
золотые, светились, березках, в, искорках
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
стал, разгуливать, болоту, по, журавль.
кукушка, бору, куковала, в.
пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.
парил, в, высоко, воздухе, коршун
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ворона Кара
была, нас, у, ворона Кара
она, книгу, клювом, листала
ворона, на, считала, счетах
Кара, снимала, со, кольца, ловко, столбика
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игрушки
дети, играют, тихо
у, юла, Лены
девочка, юлу, крутит
игрушка, и, гудит, поет
Сережа, кубики, взял
мальчик, башню, строит
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление связного текста из неполных предложений
Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.
_______________ наступила,
Высохли ______________
И глядят уныло
Голые ________________.
Слова для справок: цветы, осень, кусты.
Весной разольются _________________ реки. Прилетят _________________ скворцы. На березе появятся __________________листочки.
Слова для справок: быстрые, первые, зеленые.
У __________________ и _________________
Вьются стаями __________________.
Красотой своей горды.
Слова для справок: дрозды, калины, рябины, георгины.
Горка
Взял Митя _______________. Он идет на ___________________. Там много _________________. Мальчик ____________________ Катюшу. Хорошо зимой!
Слова для справок: санки, лыжи, коньки, горку, каток, детей, возит, катает.
Зимой
Пришла _______________ зима. Кругом много ___________________. Дети гуляют в теплых __________________ и __________________. Не страшен им ___________________!
Слова для справок: холодная, снег, шубки, шапки, мороз.
Сад
У нас __________________ сад. Там растут _________________ и _____________________. Весной деревья красиво ____________________.
Будут осенью ___________________ плоды.
Слова для справок: большой, яблони, груши, цветут, вкусные.
Гроза
Надвинулась ________________ туча. Над лесом блеснула ________________ молния. Глухо прокатился отдаленный _______________. Пронесся ________________ ветер. Хлынул ___________________ дождь.
Слова для справок: темная, яркая, гром, свежий, проливной.
Котенок
Детям подарили _______________. Мальчики ___________________ с ним. У Мурзика __________________ лапки и ____________________ хвостик. Он любит _________________ и ______________________.
Слова для справок: котенок, играют, мягкие, пушистый, молоко, рыба.
Стройка
Ребята _________________ на стройку. Там возводят ________________. Рабочие кладут стены из ____________________. Для окон готовы _________________. Во дворе __________________ кран.
Слова для справок: идут, дом, кирпича, рамы, подъемный.
Жили-были серый ________________
И его _____________________.
Серый __________________ был очень тих
И __________________ тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий ___________________.
Слова для справок: еж, ежиха, ежик.
Письменные ответы на вопросы
Записать ответы на вопросы.
Гуси
На пруду были гуси. Гусь плывет к мосту. Саша кинул в воду корку хлеба.
Вопросы:
1. Где были гуси?
2. Куда плывет гусь?
3. Что кинул в воду Саша?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Муравей
Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.
Вопросы:
1. Какое зерно нашел муравей?
2. Кого позвал муравей?
3. Что делают муравьи вместе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чеснок
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. Добрая слава у чеснока.
Вопросы:
1. Что помогает залечивать раны?
2. Что раньше лечили чесноком?
3. Почему чеснок используют как лекарство?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После школы
Пришла Настя из школы. Мама была дома. Настя села у стола. Она стала читать книгу. Мама была рада.
Вопросы:
1. Откуда пришла Настя?
2. Кто был дома?
3. Где села Настя?
4. Что она стала делать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зяблик
У дома рос куст. На ветку сел зяблик. Кот Барсик сидел на крыльце. Он прыгнул на куст. Зяблик улетел.
Вопросы:
1. Где рос куст?
2. Кто сел на ветку?
3. Где сидел кот Барсик?
4. Куда кот прыгнул?
5. Что сделал зяблик?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слон
Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы.
Вопросы:
1. Куда шофер привез сено?
2. Куда попала машина?
3. Кого послали на помощь?
4. Как слон вытолкнул машину?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Галка
Положила мама кольцо на стол. В окно залетела галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!
Вопросы:
1. Куда положила мама кольцо?
2. Кто заглянул в окно?
3. Как сказано о краже кольца?
4. Кто закричал?
5. Что сделала галка?
6. Где кольцо?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дружная работа
На даче идет работа. Папа кладет на тачку землю. Сын Витя возит ее на клумбу. Мама и Юля сажают цветы.
Вопросы:
1. Где работает семья?
2. Что делает папа?
3. Чем занимается Витя?
4. Что делают мама и Юля?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Елка в лесу
Ребята нарядили елку. Петя развесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы.
Вопросы:
1. Что сделали ребята в лесу?
2. Что развесил на ветках Петя?
3. Что принес Ваня?
4. Кто лакомился гостинцами?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лисенок
Охотник нашел в лесу лисенка. Он принес его домой. Ночью зверек бегал по комнате. К осени лисенок стал большим. Охотник отпустил его в лес.
Вопросы:
1. Кто нашел лисенка в лесу?
2. Куда охотник принес лисенка?
3. Что делал зверек ночью?
4. Каким стал лисенок к осени?
5. Что сделал охотник?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление связного текста по опорным словам
Составьте текст, используя данные слова.
Зима в лесу
Холодно, белый наряд, серебристые ветки, спрятались в норках.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Котенок
Маленький, серенький, мохнатенький, лапки, усики, играет с хвостиком.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дождик
Набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утром
Встаю рано, убираю постель, умываюсь, чищу зубы, вкусная каша, портфель, бегу в школу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ромашка
Растет в поле, белые лепесточки, желтенькая серединка, длинный стебелек, лечебный цветок.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У врача
Медсестра, кабинет, прививка, укол, не болеть, страшно, не больно.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Библиотека
Много книг, шкафы и полки, библиотекарь, выдает, интересные журналы, тишина.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Радуга
После дождя, яркое солнышко, появилась, разноцветная, долго любовались.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День рождения
Гости, подарки, торт со свечами, интересные конкурсы и игры, водили каравай, веселый праздник.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ура, каникулы!
Последний звонок, праздник, городской парк, карусели, качели, отдых, встреча в сентябре.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выборочное выписывание из текста по заданию
Какие бывают шубки
Белая шубка у зайчат.
Рыжая шубка у бельчат.
Колючая шубка у ежа.
Блестящая шубка у моржа.
Выпишите слова с ЧА — ЩА.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журавль
Много в степи птиц. Но красивее всех журавль. У него серые перья, длинная шея, умные глаза.
Выпишите описание журавля.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лето
Стояли жаркие деньки. Мальчики были в лесу. Там есть ясень и ольха. На полянке ребята нашли васильки.
Выпишите слова с мягким знаком в середине слова.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В парке
В зеленом парке большой пруд. В пруду плавают лебеди и уточки. Ребята и взрослые любуются красивыми птицами.
Выпишите, какие птицы плавают в пруду.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вежливые слова
— Таня, можно взять твой карандаш?
— Конечно. Какой тебе нужен? Бери, пожалуйста.
— Мне нужен синий карандаш.
— Пожалуйста.
— Спасибо.
Выпишите вежливые слова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ежик и мыши
Митя принес из лесу ежика. В чулане жили мыши. Митя отнес ежа в чулан. Ежик ловил там мышей.
Выпишите слова с ЖИ — ШИ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сосновый бор
Очень хорош и красив сосновый бор. Сказочными великанами стоят старые сосны. Тесно жмутся друг к другу молодые сосенки.
Сравните, как автор сказал о старых соснах и как о молодых. Выпишите эти предложения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Одуванчик
У больших дорог цветут одуванчики. Они похожи на солнышко с золотыми лучами. Созрели семена. И чудесный цветок стал пушистым шариком.
Выпишите предложение, где говорится, на что похож одуванчик.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто по улице идет?
Кто по улице идет,
Громко песенку поет?
Это утка — Маврушка,
Кошка — Хаврошка,
Селезень — Павлушка,
Кот — Мирошка,
Пес — Барбос, ободран нос.
Выписать клички животных.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Юрок
Юрок — это птичка. Она живет в таежном лесу. Сама яркая, оранжевая. Головка черная, так и блестит. Зимой юрок улетает на юг. Летом прилетает в родные места.
Найдите и выпишите предложения, в которых говорится, какого цвета птичка.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточки для развития речи (1 класс)
1. ДВЕ ЛЯГУШКИ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Кто отправился в путь?
— Куда они шли?
— Что они несли?
— Что увидели лягушки?
— Что они решили?
— Что случилось с камнем?
— Кто кого испугался? Почему?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, что было дальше (Как черепаха и лягушки подружились, кто чем потом занимался).
2. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— У кого день рождения? Кого он ждёт?
— Что он приготовил гостям?
— Кто спешит к медведю? Что они несут?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Расскажи, какой домик у медведя, что в нём есть?
3. ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИГРУШЕК.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Какие игрушки были у детей?
— Что увидели дети после дождя?
— Как они решили поиграть?
— Кого они посадили в зонтик?
— Что случилось с зонтиком?
— Что случилось с игрушками?
— Что сделали дети?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Расскажи, как можно играть с игрушками.
4. НЕРАЗЛУЧНЫЕ ПОДРУЖКИ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда собралась девочка?
— Кого она оставила дома?
— Что увидела девочка, когда оглянулась?
— Что она сделала?
— Куда посадила девочка куклу в детском саду?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Расскажи, чем занималась девочка в детском саду, куда она ходила с ребятами, как играла с куклой, когда пошла домой?
5. НА ГОРКЕ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— На чём Вова катался с горки?
— Кто с ним был? Как его зовут?
— Чего не заметил Вова?
— Как он обнаружил пропажу?
— Кто помог найти варежку?
— Как он её нашёл?
— Как Вова похвалил друга?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Подбери слова: щенок какой? (маленький, смешной,
глупый, умный, весёлый, резвый, быстрый, добрый,
любопытный, верный, преданный, внимательный и т.д.)
Придумай, какие ещё истории могли произойти со
щенком зимой? (первая встреча со снегом, катание с
Вовой на санках, как Вова дрессировал щенка и т.п.)
6. ДОБРЫЙ ЗАЯЦ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда отправился зайчик?
— Кого он увидел на ёлочке?
— Как зайчик помог белочке?
— Кого он встретил на поляне?
— Что он подарил ёжику?
— Кто ждал зайчика дома?
— Как встретили зайчика зайчата?
— Что зайчик принёс зайчатам?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, какие сказки зайчик рассказывал своим зайчатам. Начни так:
— Жила-была маленькая белочка…
— Жил-был колючий ёжик…
7. ВСТРЕЧА В ЛЕСУ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда отправилась девочка?
— Кого она встретила в лесу?
— О чем они разговаривали?
— Как ёжик помог девочке?
— Как они попрощались?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай сказку про то, как девочка пошла в лес за малиной. Кого она встретила? Кто ей помог набрать малины?
8. ВОТ ТАК ПОЖАР!
Задания для детей.
1. Ответь на вопросы:
— Кто шёл по лугу?
— Что он увидел в окне избушки?
— Что подумал утёнок?
— Что он сделал?
— Куда он вылил воду?
— Кто показался из окна?
— Что оказалось на самом деле?
2. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Используемые слова: схватил, помчался, вдруг, выглянул (или показался)
9. ПОРОСЁНОК И САПОГИ.
Задания для детей.
1. Ответь на вопросы:
— Где гулял поросёнок?
— Кого он встретил?
— Что понравилось поросёнку?
— О чём он попросил кота?
— Что ответил кот?
— Что сделал поросёнок?
— Где он ходил в сапогах?
— Какие сапоги он вернул коту?
— Что кот сказал поросёнку?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Используемые слова: новые, блестящие, грязные,
топал по лужам, брызги во все стороны.
Подбери слова:
Кот какой? (аккуратный, добрый, вежливый)
Поросёнок какой? (неряшливый, грязный, грязнуля)
10. ЦЫПЛЁНОК И ШАРИК.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Где шёл цыплёнок?
— Что он нёс в клюве?
— Кто спрятался за забором?
— Что он сделал?
— Что случилось с шариком?
— Что сделал цыплёнок? А петух?
— Кто это увидел?
— Что он сделал?
— Как радовался цыплёнок?
— Что ещё сделал поросёнок?
— Что было потом?
— Почему петух убежал?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай продолжение истории (Что предложил
цыплёнок поросёнку, как они играли вместе, что делали потом).
11. ГРИБНОЙ ДОЖДИК.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Где жили ежата? Кто с ними жил?
— Как ежата любили играть?
— Куда они пошли? Что нашли на поляне?
— Почему они стали спорить?
— Что помешало ежатам? Куда они побежали?
— Что увидели ежата, когда вернулись на поляну?
— Что сделали ежата с грибом?
— Почему гриб вырос?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, что было дальше (Кто встретил ежат, о чём
они говорили, что сделали с грибом).
12. СТИРКА.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— В чём девочка стирала бельё?
— Куда она стала вешать бельё?
— Кто бегал во дворе?
— Что он сделал?
— Что попыталась сделать девочка?
— Почему она заплакала?
— Кто помог девочке?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, какие ещё истории могли произойти со
щенком (встреча щенка с котом, с птичками, с пчёлами
и т. п.)
13. ЦВЕТЫ И ГРИБЫ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда пошла девочка?
— Что она искала в лесу?
— А что увидела?
— О чем подумала девочка?
— Что она сделала?
— Что произошло дальше?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Используемые слова: поникшие цветы, садовая лейка,
удивилась, обрадовалась, полная корзинка грибов.
Карточки для развития речи (1 класс)
1. ДВЕ ЛЯГУШКИ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Кто отправился в путь?
— Куда они шли?
— Что они несли?
— Что увидели лягушки?
— Что они решили?
— Что случилось с камнем?
— Кто кого испугался? Почему?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, что было дальше (Как черепаха и лягушки подружились, кто чем потом занимался).
2. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— У кого день рождения? Кого он ждёт?
— Что он приготовил гостям?
— Кто спешит к медведю? Что они несут?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Расскажи, какой домик у медведя, что в нём есть?
3. ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИГРУШЕК.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Какие игрушки были у детей?
— Что увидели дети после дождя?
— Как они решили поиграть?
— Кого они посадили в зонтик?
— Что случилось с зонтиком?
— Что случилось с игрушками?
— Что сделали дети?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Расскажи, как можно играть с игрушками.
4. НЕРАЗЛУЧНЫЕ ПОДРУЖКИ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда собралась девочка?
— Кого она оставила дома?
— Что увидела девочка, когда оглянулась?
— Что она сделала?
— Куда посадила девочка куклу в детском саду?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Расскажи, чем занималась девочка в детском саду, куда она ходила с ребятами, как играла с куклой, когда пошла домой?
5. НА ГОРКЕ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— На чём Вова катался с горки?
— Кто с ним был? Как его зовут?
— Чего не заметил Вова?
— Как он обнаружил пропажу?
— Кто помог найти варежку?
— Как он её нашёл?
— Как Вова похвалил друга?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Подбери слова: щенок какой? (маленький, смешной,
глупый, умный, весёлый, резвый, быстрый, добрый,
любопытный, верный, преданный, внимательный и т.д.)
Придумай, какие ещё истории могли произойти со
щенком зимой? (первая встреча со снегом, катание с
Вовой на санках, как Вова дрессировал щенка и т.п.)
6. ДОБРЫЙ ЗАЯЦ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда отправился зайчик?
— Кого он увидел на ёлочке?
— Как зайчик помог белочке?
— Кого он встретил на поляне?
— Что он подарил ёжику?
— Кто ждал зайчика дома?
— Как встретили зайчика зайчата?
— Что зайчик принёс зайчатам?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, какие сказки зайчик рассказывал своим зайчатам. Начни так:
— Жила-была маленькая белочка…
— Жил-был колючий ёжик…
7. ВСТРЕЧА В ЛЕСУ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда отправилась девочка?
— Кого она встретила в лесу?
— О чем они разговаривали?
— Как ёжик помог девочке?
— Как они попрощались?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай сказку про то, как девочка пошла в лес за малиной. Кого она встретила? Кто ей помог набрать малины?
8. ВОТ ТАК ПОЖАР!
Задания для детей.
1. Ответь на вопросы:
— Кто шёл по лугу?
— Что он увидел в окне избушки?
— Что подумал утёнок?
— Что он сделал?
— Куда он вылил воду?
— Кто показался из окна?
— Что оказалось на самом деле?
2. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Используемые слова: схватил, помчался, вдруг, выглянул (или показался)
9. ПОРОСЁНОК И САПОГИ.
Задания для детей.
1. Ответь на вопросы:
— Где гулял поросёнок?
— Кого он встретил?
— Что понравилось поросёнку?
— О чём он попросил кота?
— Что ответил кот?
— Что сделал поросёнок?
— Где он ходил в сапогах?
— Какие сапоги он вернул коту?
— Что кот сказал поросёнку?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Используемые слова: новые, блестящие, грязные,
топал по лужам, брызги во все стороны.
Подбери слова:
Кот какой? (аккуратный, добрый, вежливый)
Поросёнок какой? (неряшливый, грязный, грязнуля)
10. ЦЫПЛЁНОК И ШАРИК.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Где шёл цыплёнок?
— Что он нёс в клюве?
— Кто спрятался за забором?
— Что он сделал?
— Что случилось с шариком?
— Что сделал цыплёнок? А петух?
— Кто это увидел?
— Что он сделал?
— Как радовался цыплёнок?
— Что ещё сделал поросёнок?
— Что было потом?
— Почему петух убежал?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай продолжение истории (Что предложил
цыплёнок поросёнку, как они играли вместе, что делали потом).
11. ГРИБНОЙ ДОЖДИК.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Где жили ежата? Кто с ними жил?
— Как ежата любили играть?
— Куда они пошли? Что нашли на поляне?
— Почему они стали спорить?
— Что помешало ежатам? Куда они побежали?
— Что увидели ежата, когда вернулись на поляну?
— Что сделали ежата с грибом?
— Почему гриб вырос?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, что было дальше (Кто встретил ежат, о чём
они говорили, что сделали с грибом).
12. СТИРКА.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— В чём девочка стирала бельё?
— Куда она стала вешать бельё?
— Кто бегал во дворе?
— Что он сделал?
— Что попыталась сделать девочка?
— Почему она заплакала?
— Кто помог девочке?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, какие ещё истории могли произойти со
щенком (встреча щенка с котом, с птичками, с пчёлами
и т. п.)
13. ЦВЕТЫ И ГРИБЫ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда пошла девочка?
— Что она искала в лесу?
— А что увидела?
— О чем подумала девочка?
— Что она сделала?
— Что произошло дальше?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Используемые слова: поникшие цветы, садовая лейка,
удивилась, обрадовалась, полная корзинка грибов.
Карточки для развития речи (1 класс)
1. ДВЕ ЛЯГУШКИ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Кто отправился в путь?
— Куда они шли?
— Что они несли?
— Что увидели лягушки?
— Что они решили?
— Что случилось с камнем?
— Кто кого испугался? Почему?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, что было дальше (Как черепаха и лягушки подружились, кто чем потом занимался).
2. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— У кого день рождения? Кого он ждёт?
— Что он приготовил гостям?
— Кто спешит к медведю? Что они несут?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Расскажи, какой домик у медведя, что в нём есть?
3. ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИГРУШЕК.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Какие игрушки были у детей?
— Что увидели дети после дождя?
— Как они решили поиграть?
— Кого они посадили в зонтик?
— Что случилось с зонтиком?
— Что случилось с игрушками?
— Что сделали дети?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Расскажи, как можно играть с игрушками.
4. НЕРАЗЛУЧНЫЕ ПОДРУЖКИ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда собралась девочка?
— Кого она оставила дома?
— Что увидела девочка, когда оглянулась?
— Что она сделала?
— Куда посадила девочка куклу в детском саду?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Расскажи, чем занималась девочка в детском саду, куда она ходила с ребятами, как играла с куклой, когда пошла домой?
5. НА ГОРКЕ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— На чём Вова катался с горки?
— Кто с ним был? Как его зовут?
— Чего не заметил Вова?
— Как он обнаружил пропажу?
— Кто помог найти варежку?
— Как он её нашёл?
— Как Вова похвалил друга?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Подбери слова: щенок какой? (маленький, смешной,
глупый, умный, весёлый, резвый, быстрый, добрый,
любопытный, верный, преданный, внимательный и т.д.)
Придумай, какие ещё истории могли произойти со
щенком зимой? (первая встреча со снегом, катание с
Вовой на санках, как Вова дрессировал щенка и т.п.)
6. ДОБРЫЙ ЗАЯЦ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда отправился зайчик?
— Кого он увидел на ёлочке?
— Как зайчик помог белочке?
— Кого он встретил на поляне?
— Что он подарил ёжику?
— Кто ждал зайчика дома?
— Как встретили зайчика зайчата?
— Что зайчик принёс зайчатам?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, какие сказки зайчик рассказывал своим зайчатам. Начни так:
— Жила-была маленькая белочка…
— Жил-был колючий ёжик…
7. ВСТРЕЧА В ЛЕСУ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда отправилась девочка?
— Кого она встретила в лесу?
— О чем они разговаривали?
— Как ёжик помог девочке?
— Как они попрощались?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай сказку про то, как девочка пошла в лес за малиной. Кого она встретила? Кто ей помог набрать малины?
8. ВОТ ТАК ПОЖАР!
Задания для детей.
1. Ответь на вопросы:
— Кто шёл по лугу?
— Что он увидел в окне избушки?
— Что подумал утёнок?
— Что он сделал?
— Куда он вылил воду?
— Кто показался из окна?
— Что оказалось на самом деле?
2. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Используемые слова: схватил, помчался, вдруг, выглянул (или показался)
9. ПОРОСЁНОК И САПОГИ.
Задания для детей.
1. Ответь на вопросы:
— Где гулял поросёнок?
— Кого он встретил?
— Что понравилось поросёнку?
— О чём он попросил кота?
— Что ответил кот?
— Что сделал поросёнок?
— Где он ходил в сапогах?
— Какие сапоги он вернул коту?
— Что кот сказал поросёнку?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Используемые слова: новые, блестящие, грязные,
топал по лужам, брызги во все стороны.
Подбери слова:
Кот какой? (аккуратный, добрый, вежливый)
Поросёнок какой? (неряшливый, грязный, грязнуля)
10. ЦЫПЛЁНОК И ШАРИК.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Где шёл цыплёнок?
— Что он нёс в клюве?
— Кто спрятался за забором?
— Что он сделал?
— Что случилось с шариком?
— Что сделал цыплёнок? А петух?
— Кто это увидел?
— Что он сделал?
— Как радовался цыплёнок?
— Что ещё сделал поросёнок?
— Что было потом?
— Почему петух убежал?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай продолжение истории (Что предложил
цыплёнок поросёнку, как они играли вместе, что делали потом).
11. ГРИБНОЙ ДОЖДИК.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Где жили ежата? Кто с ними жил?
— Как ежата любили играть?
— Куда они пошли? Что нашли на поляне?
— Почему они стали спорить?
— Что помешало ежатам? Куда они побежали?
— Что увидели ежата, когда вернулись на поляну?
— Что сделали ежата с грибом?
— Почему гриб вырос?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, что было дальше (Кто встретил ежат, о чём
они говорили, что сделали с грибом).
12. СТИРКА.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— В чём девочка стирала бельё?
— Куда она стала вешать бельё?
— Кто бегал во дворе?
— Что он сделал?
— Что попыталась сделать девочка?
— Почему она заплакала?
— Кто помог девочке?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Придумай, какие ещё истории могли произойти со
щенком (встреча щенка с котом, с птичками, с пчёлами
и т. п.)
13. ЦВЕТЫ И ГРИБЫ.
Задания для детей.
Ответь на вопросы:
— Куда пошла девочка?
— Что она искала в лесу?
— А что увидела?
— О чем подумала девочка?
— Что она сделала?
— Что произошло дальше?
Используя вопросы, составь рассказ по картинкам
и выучи его.
Используемые слова: поникшие цветы, садовая лейка,
удивилась, обрадовалась, полная корзинка грибов.
Карточки по развитию речи на уроках обучения грамоте 1 класс
1 -2 класс. Предложение.
Карточка №1.
Из слов каждой строчки составить предложения. Дать название рассказу.
Пришли, на, ученики, стройку.
Роет, экскаватор, большой, котлован.
Месте, на, построят, этом, пятиэтажный, дом.
Карточка №2.
Из слов каждой строчки составить предложения. Дать название рассказу.
Много, в, грибов, лесу.
Тропинки, прячутся, у, боровики.
Частом, ельнике, в, растут, грузди, душистые.
Полянке, на, рыжики, появились.
Карточка № 3.
Определить сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений. Подобрать название к тексту.
Пролетело лето наступило первое сентября подружки пришли в школу их с улыбкой встречала учительница.
Карточка №4.
Из слов каждой строчки составить предложение. Подобрать название к тексту.
Шли, девочки, лес, через.
Лесу, было, тихо, в, и, нарядно.
Густо, ёлочки, зеленели.
Золотые, светились, берёзках, искорки, в.
Карточка № 5.
Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений. Подобрать название к тексту.
Ребята шли в школу светлое поле лежало по сторонам дороги в поле было уже пусто хлеб убрали за полем стоял нарядный лес.
Карточка № 6.
Переставить предложения так, чтобы получился рассказ. Дать название рассказу.
Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка строила гнездо.
Карточка № 7.
Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.
Земля, голая, промёрзла.
Вечеру, потеплело, к.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .
Больше, их, становилось.
Хлопьями, снег, повалил.
Карточка № 8.
Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.
Карточка № 9.
Определить сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.
Гололёд.
Днём была оттепель снег на земле стал рыхлым ночью грянул мороз на снегу образовалась крепкая ледяная корка птицам не достать из-под гололёда пищу.
Карточка № 10.
Составить 3-4 предложения на данную тему, используя опорные слова.
Поздняя осень.
Осенью, льёт, деревья, дождь, сучья, листья, воробьи, чириканье.
Карточка № 11.
Составить 3-4 предложения на данную тему, используя опорные слова.
В лесу.
Воскресенье, деревья, хлопья, снег, жильё белки, заячьи следы, птичьи голоса, кружат над елью.
Карточка № 12.
Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Дать название рассказу. Вместо чёрточек вписать имя и отчество доктора.
Она подавилась косточкой. Девочка Валя подавилась рыбой. Приехал доктор———— ———- . У Вали из глаз текли слёзы.
Он достал щипчики и вынул из горла косточку.