Карточки твердые и мягкие согласные – Твердые и мягкие согласные звуки – это набор из двадцати карточек, являющиеся отличным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки.

Карточки по русскому языку (мягкие и твёрдые согласные)

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

василёк, ромашка, гвоздика, пижма, зверобой

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

пион, гладиолус, георгин, лютик, роза

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

василёк, ромашка, гвоздика, пижма, зверобой

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

пион, гладиолус, георгин, лютик, роза

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

василёк, ромашка, гвоздика, пижма, зверобой

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

пион, гладиолус, георгин, лютик, роза

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

василёк, ромашка, гвоздика, пижма, зверобой

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

пион, гладиолус, георгин, лютик, роза

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

василёк, ромашка, гвоздика, пижма, зверобой

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

пион, гладиолус, георгин, лютик, роза

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

василёк, ромашка, гвоздика, пижма, зверобой

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

пион, гладиолус, георгин, лютик, роза

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом, буквы мягких согласных звуков — зелёным карандашом.

грабли, огород, дракон, припев

Материал по русскому языку (2 класс): Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые Универсальные Учебные Действия ( УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

 Устное сообщение учителя.

-Здравствуйте дети, меня зовут Маргарита Эдуардовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

— Проверти все ли у вас готово к сегодняшнему уроку. Что у вас должно находиться на партах?

— Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь ровненько

Ручки положите на парту

И мы начинаем скорей наш урок.

— Посмотрите на экран, к нам на урок заглянуло солнышко-смайлик. Какой смайлик  вам больше нравиться?

— Рада, что у вас хороший настрой на работу.

Готовность к работе

-здравствуйте

-пенал, учебник, тетрадь, дневник

-ответы детей

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите число и месяц в тетради, сегодня 4 декабря, ниже классная работа.

— Ребят, посмотрите какие красивые снежинки изображены на экране.

-На каждой снежинке находиться буква. Каким одним словом назвать эти буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке?

А звуков?

-Давайте запишем эти буквы в тетрадочки.

— Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками.

-Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно

Замок выстроить за ночь

Злые силы превозмочь

Чудеса творят любые

И совсем они не злые

Им не нужны учебники

Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

-Какой это звук твердый или мягкий?

— И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий?

-Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

-Так как же называются согласные звуки, которые любит Том?

Как называются согласные звуки, которые любит Тим?

— Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? — Почему?

— Так как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Правильно тема нашего урока «Твердые и мягкие согласные и буквы для их обозначения».

Словарная работа.

 Тим и Том вчера играли

Разбросали все кругом:

Книги, ручки, покрывало –

Дом сегодня весь верх дном.

Чтоб на место все сложить:

Мячик, чашки и цветы

Нам придется вспомнить:

Первый звук, – “Какой же ты?”

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова:  карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь.

— Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах?

— А как мы называем такие слова?          — Давайте запишем их в тетрадь – первый вариан пишит слова Тома, а второй вариант слова Тима. Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

— Поменяйтесь с тетрадями с соседом и проверьте его работу. Прочитайте слова первого варианта, прочитайте слова второго варианта.

— Возьмите карандаш в руки, и если сосед не допустил не одной ошибки поставите «5», а если допусти хоть одну «4», а если две то «3».

— Поменяйтесь обратно тетрадями, поднимите руку, кто не допустил не одной ошибки, а теперь кто допустил ошибки.

Выполняют задание тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции учебные навыки.

— 4  декабря

— Классная работа

— гласные

— 10

-6

-мягкий

-твердый

— твердые

— мягкие

-да, по цвету

— потому что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые – синим

— учиться различать твердые и мягкие согласные

— непроверяемая безударная гласная

— словарные

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учетом и сверстниками.

Регулятивные:

контроль, коррекция,, оценка, прогнозирование, целеполагание.

Познавательные:

выявлять неизвестное; анализировать и исправлять ошибки друг друга.

3.Постановка учебной задачи

Анализирует знание учащихся.

Создать проблемную ситуацию.

— Посмотрите на слайд, здесь записаны слова

-Читаем первое слово.  Какой звук обозначает буква «л» в этом слове? Читаем следующее слово. Какой звук обозначает буква «л» в этом слове

 — А почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук?

-лук — твердый

— люк – мягкий

Регулятивные:

корректировать деятельность, вносить изменения.

Познавательные:

высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

— Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем правил, на странице 121.

—  Кто прочитает нам правило?

— Какими гласными буквами обозначается мягкость на письме?

-Приведите примеры

— А какими гласными буквами обозначается твердость на письме?

— Приведите примеры.

-Теперь мы можем ответить на вопрос почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук?

— Теперь самостоятельно прочтите это правило.

— Кто нам расскажет, это правило?

— Запомните ребят. Гласные е,  ё, ю, я, и, буква ь, дружат с волшебником Тимом.

— А гласные а, о, у, ы, э, дружат с Томом.

Работа с упражнением с опорой на правила

— е, ё, ю, я, и

— мел, ключ, мел ,лёд

— а, о, у, ы, е

— мак, сон, лук, сыр, мэр

— потому что после буквы «л» в слове лук, стоит гласная буква «у», она и обозначает твердость, а после буквы «л» в слове люк, стоит буква «ю», она обозначает мягкость на письме.

— ответы детей

Регулятивные:

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

выявлять известное и неизвестное.

Физминутка для глаз

5.Реализация построенного проекта

—  Теперь на странице 122, найдите упражнение 197.

— Прочитайте задание к нему.

— На какие три столбика мы будем делить слова?

— В первый столбик запишем название птиц, во второй название деревьев, ну и в третий название цветов.

— Записываем слово упражнение 197.

Давайте еще раз прочитаем слова которые мы запишем в первый столбик,

а во второй, и в третий.

— Что нам нужно еще выполнить?

— В первой группе какая буква обозначает один и тот же согласный звук? Давайте произнесем этот звук.

— А во втором столбике? Произнесите этот звук.

— Найдите согласный звук в последней группе. Произносим согласный звук.

— Подчеркните эти буквы

Работа с упражнением

— кукушка, ласточка, жаворонок

— тополь, липа, клён

— астра, ромашка, маргаритка

— буква к

— буква л

— буква р

Регулятивные:

анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные:

проверять информацию; преобразовывать текст.

Коммуникативные:

анализировать и исправлять полученный текст, находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения.

6.Обобщение новых знаний

— Ребята, пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

На берозах стучат датлы.

Серожа и Пета кормят индука.

Ката грела утуг.

— В чем смысл замены этих гласных букв?

— На что хотели обратить внимание поменявшийся гласными буквы?

— Какой звук обозначает буквы

Я

Е

Ё

Ю,  после согласных

— Смотрите, какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь.

— Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.

— Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нем находятся слова.

— Вам нужно разбить слова на две группы, в первую группу поместить слова которые  понравились бы  Тому, а  в другую  Тиму.

Слова: рад, мал, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

— Давайте проверим, какие слова вы отнесли к Тому?

— А какие слова к Тиму?

— Молодцы! Вы смогли померить волшебников.

— На берёзах стучат дятлы

— Сережа и Петя кормят индюка

— Катя грела утюг

— буквы могут обозначать другие звуки

[а]

[э]

[о]

[у]

— дятлы- существительное, стучат -глагол

— мал, рад, лук,  были, ров

— люк, мял, рев, били

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбирать решения из несколько предложенных, кратко обосновывать свой ответ.

7. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного?

А какие твердость?

-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

— я, е, е, ю, и

— а, о, у, ы, э

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

— Какое время года у нас настало?

— Какого природного явление мы ждем зимой?

На столе у каждого из вас лежат2 снежинки, со словами, прочитайте эти слова. Определите какой первый согласный звук слышится в этих словах.

И нужно повесить на доску ту снежинку, на которой первый слог в слове обозначает мягкость.

— Ребята, посмотрите, я придумала так, что если все вы правильно определились со звуками, то на доске у нас находяться только сильные снежинки.

-Какие вы молодцы, вы все верно выполнили задание.

— Уберите свои рабочие места.  Наш урок окончен. Встаньте. До свидания!

Осуществляют сам оценку собственной деятельности, соотносить цели и результаты, степень их соответствия.

-зима

-снег

— до свидания

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

рефлексия

Личностные:

смыслообразование.

Материал по русскому языку (2 класс) на тему: Карточки. Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

Фамилия, имя ___________________________________        Класс 2

Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

Вариант 1

1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные. Подчеркни их.

Ястреб, ворона. Яблоко, персик. Кишинёв, Вологда. Город, деревня. Суп, пюре. Тигр, волк.

2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них твёрдые согласные.

Как надела сто рубах —

Захрустела на зубах. ________________________________

Падают с ветки

Золотые монетки. _______________________________________

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. ____________________________________

Посадили зёрнышко —

Вырастили  солнышко! ____________________________________

Без крыльев летают,

Без ног бегают,

Без паруса плывут. _______________________________________

В брюхе кипяток,

На голове пуговица,

Одна рука, и та на спине. _______________________________

Фамилия, имя ___________________________________        Класс 2

Тема: «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

Вариант 2

1.Выпиши слова, в которых есть только твёрдые согласные. Каким одним словом можно заменить слова каждой строчки?

чашка, ложка, тарелка, вилка  —        

стол, шкаф, диван, кресло —            

яблоко, слива, груша, персик —        

2. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Подчеркни в них мягкие согласные.

Скачет зверушка,

Не рот, а  ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. __________

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. ___________

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.  _________  

В белом сарафане

Стала на поляне

Летели синицы,

Сели на косицы. ____________

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет —

Сделает наоборот. ________________________________________

3. Выпиши из словаря 5 слов с двумя мягкими согласными. Подчеркни их.

4.Выпиши из словаря 5 слов с тремя твёрдыми согласными. Подчеркни их.

Технологическая карта урока русского языка на тему » Твердые и мягкие согласные звуки»

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки»

Цель урока:  Формировать у учащихся представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Образовательные: освоение учащимися знаниями о твёрдых и мягких согласных, парных и непарных по твёрдости мягкости согласных;

Развивающие: развивать психические процессы : память, внимание, устную и письменную речь, развивать мелкую моторику рук;

Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, усидчивость, уважительное отношение друг к другу;

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, ручки, раздаточный материал.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация самоопределение к деятельности

Приветствие. (Выразительное чтение стиха)

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее

Начнем скорей урок.

— Проверим вашу готовность к уроку, у вас на столе должен лежать учебник, пенал и должна лежать тетрадь.

— Прежде, чем притупить к работе, давайте напомним себе, как правильно сидеть за столом.

( в течение урока, наблюдает за посадкой учеников)

— Приветствуют учителя

— Проверяют свою готовность к уроку

Личностные (2)

2.Актуализация фиксирование индивидуальных затруднении в пробном действии

Откройте тетради, запишите число,, классная работа.

Минутка чистописания. Пропишите букву заглавную букву «Г» до конца строки.

Словарная работа.

На слайде будут написаны слова: Б…реза, в…р…на, веет…р, девоч…ка, к…рова, п…нал, кла…).

Задание. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо. Поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

Взаимопроверка.

( Слайд с ответами)

Рассмотрите рисунки. Назовите слова. Найдите лишнее слово. Как это сделать? (нужно произносить слова и слушать согласные звуки).

кит йод лис пёс ель

Выделим первые звуки в словах. ([к,], [й,],[л,],[п,],[й,])

Что в них общего? 

Какой звук лишний? 

Какие ещё мягкие непарные согласные вы знаете?

Выделим последние звуки в словах. ([т], [т], [с],[с], [л,])

Что в них общего? 

Сделайте вывод, какое слово «лишнее»?

— Хорошо. Молодцы.

Открывают тетради записывают число, классная работа.

Прописывают заглавную букву « Г»

Выполняют упражнение.

Береза, ветер, ворона, девочка, класс, пенал.

Они все мягкие согласные парные.

-Звук [й,] непарный.

-[ч,], [щ,]

-Лишний звук [л,], т.к. он мягкий, все остальные твёрдые.

Ель, т.к. начинается на мягкий согласный звук и кончается на мягкий согласный звук.

Познавательные

(2,3)

Регулятивные

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

3.Выявление места и причины затруднения

-Сейчас поиграем в разведчиков. Трём нашим разведчикам нужно собрать свою группу помощников. У каждого из вас на столе карточка – ключ. По этому ключу вас могут взять в группу, если ключ подходит, или не возьмут, если ключ не подходит.

[л] [л,] [й,] [-]

лампа шляпа край окно

лыжи лицо майка ребята

дятел билет заяц котята

пенал капель маяк страна

слово рояль хозяйка очки

солома люстра сойка пингвин

мыло лёд тетрадь,

снег, цветок

По какому признаку собрал разведчик первую группу? Читаем слова, высказываем своё мнение.

А теперь послушаем разведчика 1. Дай характеристику твоему звуку.

По какому признаку собрал разведчик вторую группу? Читаем слова, вслушивайтесь в звуки, высказываем своё мнение.

Слушаем разведчика 2. Дай характеристику твоему звуку.

По какому признаку собрал разведчик 3 группу? Читаем слова, слушаем звуки, высказываем своё мнение.

Слушаем разведчика 3. Дай характеристику твоему звуку.

-Какие согласные звуки мы выбирали? Сформулируйте тему урока

Чему мы сегодня будем учиться? Помогите сформулировать задачи урока. Умеем ли различать твёрдые и мягкие согласные, парные и непарные, как обозначать мягкость согласных на письме?

—  В словах встречается звук [л]

-звук [л] –согл., зв., тв. парн., на письме обозначается буквой «Л».

-в словах встречается звук [л,]

-звук [л,] –согл., зв., мягк. парн., на письме обозначается буквой «Л».

-в словах встречается звук [й,]

-звук [й,] –согл., зв., мягк. непарн., на письме обозначается буквой «й», «е», «ё», «ю», «я», когда они стоят в начале слова, после гласной и мягкого знака.

«Твёрдые и мягкие согласные звуки»

-будем различать в словах твёрдые и мягкие согласные, делить на группы согласные парные и непарные по твёрдости – мягкости, обозначать мягкость согласных с помощью гласных

Коммуникативные (1,2)

Познавательные (1)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Работа с правилом.

Откройте учебник на стр.82

Прочитаем правило.

Откройте учебник на стр. 81. Выполните упр.1

— Объясните написание выделенных в словах букв.

А как мы их проверяем?

— Произнесите все согласные звук в слове апрель. Какой из них твердый, а какие – мягкие согласные звуки?

— Молодцы. Хорошо потрудились.

Открывают учебник, читают правило.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, е, ю, я, и, а также мягким знаком.

Твердость согласных звуков обозначается буквами а,о, у, ы, э.

Открывают учебник, выполняют упражнение 1.

— Это безударные гласные в корне слова.

— Подбираем проверочные слова.

Сосна – сосны, капель – капли, лесу – лес, весна – весны.

Ель, апрель, капель, -ь знак показывает мягкость предшествующих согласных.

Апрель:

п [п] – твердый согласный звук;

р [р,] – мягкий согласный звук;

л [л,] – мягкий согласный звук

Познавательные

(2,3)

Регулятивные

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

5. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

Откройте учебник на стр. 84. Выполните упр. 6

Какая мысль выражена в стихотворении?

Спиши первое предложение. Подчеркни в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

-Давайте проверим, что у вас получилось. В случае неверного ответа, поднимаем руку.

— У тебя, как получилось?

— А у тебя?

— Ошибка.

— Исправь ошибку.

— Хорошо

-Молодец

— Давайте разберемся вместе.

( Активизирую всех учащихся)

— Открывают учебник, выполняют упражнение 6.

— В стихотворении выражена мысль, что все дети всех стран не хотят войны.

В любом краю любой страны

Ребята не хотят войны.

Познавательные

(2,3)

Регулятивные

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

  1. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

Откройте рабочие тетради на стр.42. Выполните упр. 2

Подбери и напиши слова, в которых есть такие звуки:

Подчеркни буквы, которыми обозначены эти буквы.

-Давайте проверим, что у вас получилось. В случае неверного ответа, поднимаем руку.

— У тебя, как получилось?

— А у тебя?

— Ошибка.

— Исправь ошибку.

— Хорошо

-Молодец

— Давайте разберемся вместе.

( Активизирую всех учащихся)

Выполняют задание.

[с] – сон

[с,] – село

[м] – море

[м,] – мир

[н] — нога

[н,] – конь

[л] – юла

[л,] – Юля

[р] – рысь

[р,] – ряска

[т]- ток

[т,] — тень

Познавательные

(2,3)

Регулятивные

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

7.Включение в систему знаний и повторений.

Давайте повторим правило.

Вспомним задачи сегодняшнего урока. Чему мы учились?

— Молоды!

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, е, ю, я, и, а также мягким знаком.

Твердость согласных звуков обозначается буквами а,о, у, ы, э.

-различать в словах твёрдые и мягкие согласные, обозначать мягкость и твёрдость согласных с помощью гласных, делили на группы согласные парные и непарные по твёрдости – мягкости

Коммуникативные (1;2)

8. Рефлексия учебной деятельности

Теперь я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке.

Поднимите вверх красный кружок те, кому было ничего не понятно, возникали трудности.

Поднимите вверх зеленый кружок те, кому было все понятно, не возникало трудностей.

Домашнее задание …

Наш урок подошел к концу всем спасибо до свидания.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке

Личностные (1;2)

Регулятивные

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Технологическая карта урока русского языка по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Технологическая карта урока

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Яндимирова Г,Н., учитель начальных классов 1 категории

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: игровая

Педагогические технологии

: элементы технологии личностно-ориентированного обучения, элементы игровой технологии.

Цель урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

— выполнять звукобуквенный анализ слова;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

— обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

— обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран.

Оборудование: доска, цветные карандаши, д/игра «Беговые дорожки», раздаточный материал

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2012 г;

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012

Дидактическая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Мотивация учебной деятельности.

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок

Настроить детей на актуализацию знаний

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем сами рассуждать, 
И друг другу помогать.

Настраиваются на активную работу на уроке.

Чтение на слайде

Выделяют ключевое слово сами

стихотворение на слайде

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Познавательные осознают учебно-познавательную задачу

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Минутка чистописания.

Цели: проверить знания учащихся по изученной теме.

Я тетрадочку открою 
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою: 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

— Какую цель поставим перед чистописанием?

Чтение слов на слайде

Самооценивание

Задание для списывания на доске

Правильное написание буквы

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Уметь оформлять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

3. Самоопределение к деятельности

Цели: организовать формулировку темы урока учащимися;

— организовать постановку цели урока учащимися.

Организует формулировку темы урока учащимися. Организовать постановку цели урока учащимися. Уточняет тематические рамки

Прослушают сказку. Наблюдают над твёрдыми и мягкими согласными, делают выводы.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

Фонетический разбор слова Тим и Том

Сказка про грамматику

Анализ звуков

Сравнение, сопоставление по цвету мягких и твёрдых согласных

Познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Регулятивные: целеполагание;

планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4. Изучение нового материала

Цель: научить определять твёрдые и мягкие согласные в устной и письменной речи.

Направляет, контролирует деятельность учащихся.

Составляют алгоритм

После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о твёрдости и мягкости согласных.

Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила стр. 121, сравнение с собственными выводами.

Работа с учебником

Регулятивные

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)

5. Первичное закрепление

Объясняет игру и контролирует соблюдения правил игры.

правильность приемов работы с карточкой, сопровождает деятельность учащихся

Сколько зелёных, синих кружочков?

Работа в паре

Показывают первый звук на полоске зелёными и синими кружочками.

Слова: корова, липа, берёза, ворона, собака ,рябина, черёмуха, кедр, комар, лиственница

Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

Коммуникативные:

умение договариваться в паре, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в паре

6. Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сели.

Выполнение действий

Коллективная

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

7. Закрепление материала

Цель: закрепить знания твёрдые и мягкие согласные в устной и письменной речи.

Контролирует правильность приемов работы с учебником,

с рабочей тетрадью карточкой, сопровождает деятельность учащихся

Работа с учебником, карточкой. Выполняют

упражнения, в сотрудничестве с учителем одноклассниками делают выводы.

Самооценка

Работа в паре

Взаимопроверка между парами

Фронтальная проверка

Упр. 192.

Комментированное письмо.. Упр 194.

Самостоятельная работа упр 123 и 124 по рабочей тетради

На карточках подчеркивание согласных зелёным и синим карандашом

Освоение первоначальных научных представлений о фонетике

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

8. Физкультминутка для глаз

Организует упражнения для глаз

Выполнение действий

Коллективная

9. Рефлексия

Цели: — зафиксировать новое содержание урока.;

Организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной учебной деятельности.

Организуют рефлексию с помощью графического диктанта

Проводят итоги под руководством учителя, оценивают свою работу и товарищей.

Оценивание смайликами

Регулятивные УУД:

Самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания.

Личностные УУД: выполняют самооценку на основе критерии успешности учебной деятельности.

10.Домашнее задание

Направляет, задает домашнее задание на дом.

Задания записывают в дневниках

Упр195стр121.дифференцир. задание

«Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда».

Конспект открытого логопедического занятия на тему:

«Твердые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда».

(2 класс)

Цель: Закрепить обозначение твёрдости и мягкости согласных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные;

— закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и II ряда;

-упражнять в использовании на письме гласных II ряда для передачи мягкости согласных;

— активизировать словарь учащихся по темам «Деревья», «Овощи», «Фрукты».

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематические процессы;

-развивать речеслуховую, зрительную память, внимание, мышление;

— пространственно –временные представления;

Коррекционно-воспитательные:

-формировать коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к другу, навыки самоконтроля, самооценки;

-воспитание прилежания, трудолюбия.

Оборудование: изображения главных героев волшебников, д/игра «Беговые дорожки», д/игра «Твердый –мягкий», таблица слогов, таблица гласных, карточки с заданиями, «лист настроения», тетради, цветные ручки, мяч, презентацией «Народная».

Ход занятия:

Организационный момент.

  1. Психологический настрой: разминка «Солнышко».

Логопед:

-Дети встанем в круг, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько ее пожмем и передадим друг другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте перед собой большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой с добрыми пожеланиями отдайте

своему соседу, а третий — нашим гостям. Зажмите в ладошке оставшиеся лучики и загадайте желание: оно обязательно сбудется, если вы будете работать вместе, помогать друг другу и желать только добра.

2) Массаж.

Логопед: Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову. Как обычно мы это делаем?

(растираем до горяча ладошки, щипаем до красна ушки, несколько раз зажмуриваем глаза, проводим массажшести основных точек:

1–область третьего глаза,

2 –ямка между подбородком и губой,

3 –снаружи от крыльев носа,

4 –область нижнечелюстного сустава — ближе к уху).

3) Совершенствование временных представлений:

Логопед: Ребята, какое сегодня число? Какой день недели? Какой месяц? Какой месяц будет после октября? Какое время года? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

Основная часть.

1.Сообщение темы занятия:

Логопед: Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Страны слов –Тимом и Томом.

Вслушайтесь в их имена: Тим –Том.

Одинаковые или разные звуки в этих именах?

Назовите первый звук в имени Том. (Т)

А первый звук в имени Тим. (Ть)

Верно первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья, совсем не похожи друг на друга.Давайте вместе скажем:

[т] и [ть]. Какой звук мягче?

Ть –мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Ть –тефтели, но никогда не пьет Т –томатный сок, не любит М –молоко, но с удовольствием ест Мь –мед, рисует только Кь –кисточкой и никогда не берет в руки К –карандаш.

Брат Тима, Том наоборот очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Т

–томатный сок, и не ест Ть

–тянучки, носит П

–пальто и никогда не надевает Пь

–пиджак, не берет в руки Мь

–мяч, любит пускать М

–мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Том, а кто –Тим? (по цвету)Так чем же мы будем заниматься на занятии? (учиться различать твердые и мягкие согласные).

2. Дифференциация согласных.

Развитие фонематического слуха.

Логопед:

-Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

а) Игра «Беговые дорожки».

Логопед: Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка), если в слове первый звук –мягкий согласный? (зеленая дорожка).

Если твердый? (синяя)

Слова: дуб, липа, береза, клен, тополь, рябина, черемуха, кедр, каштан, лиственница.

Логопед: Подведите итоги: какой «спортсмен» победил.

Вспомните слова — «спортсмены», Что общего в этих словах?

(названия деревьев).

б) Игра «Твердый –мягкий»(на доске изображения комнат волшебников, воспитанникам раздаются предметные картинки).

Логопед: Тим и Том любят играть вместе –составлять слова. Вчера они очень хорошо поиграли. А сегодня не могут разобраться, какие игрушки и вещи Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга. Давайте поможем им навести порядок, и помирим волшебников. Я вам раздам картинки, на которых нарисованы предметы. А вы должны угадать, кому из волшебников принадлежит эта вещь (разложить по конвертам).

Логопед раздает картинки:

Тим и Том вчера играли

Разбросали все кругом:

Книги, ручки, покрывало

–Дом сегодня весь верх дном.

Чтоб на место все сложить:

Мячик, чашки и цветы

— Нам придется вспомнить:

Первый звук,– «Какой же ты?».

Логопед:

— И так, те предметы, первый звук в названии которых –твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Разминка под музыку с презентацией «Народная».

3. Дифференциация гласных.

I и II ряда Чтение слогов. (на доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми).

Логопед: Как произносится согласный звук в первом столбике –твердо или мягко? Какие это согласные?(твердые)

— Как произносятся согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (мягкие)Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы). Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(я, ё, ю, е, и)/выставляется таблица гласных/

Запишите гласные, которые помогают Тому определять согласные. Какие гласные будем писать? Запишите гласные, которые помогают Тиму в определении согласных. Какие это гласные?/запись гласных в две строки/

Сделайте вывод, какая работа у гласных II ряда (смягчать согласные).

4. Физминутка.

Логопед: А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

а) Раз –подняться, потянуться./учится выполняют движения по тексту/

Два –согнуться, разогнуться.

Три –в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять –руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

б) Игра «Превращение».

Логопед: Так как наши герои занятия волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение» /мяч/

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот./ва -.., ту -…, ры -…, ни -…, ме -.., лё -… и т.д./

5.Упражнение в различении согласных в словах и предложениях.

Логопед: Чтобы мы могли продолжить помогать волшебникам, нам нужно в словах найти буквы для наших героев.

а) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/.

Логопед: Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие /проверка после выполнения задания/.

Слова: репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

б) «Буквы потерялись»./Индивидуальные карточки/.

Логопед: В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы: б…нан л…мон п…рсиквишн… гр…ша мандар…н и т. д./читают слова, называют гласные/.

По какому принципу можно объединить эти слова? /фрукты, овощи/.

в) «Найди ошибки» /индивидуальные карточки/.

Логопед: ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. /Читают предложения, исправляют ошибки/.

На берозах стучат датлы.

Серожа и Пета кормят индука.

У Вяли завали цвети.

Луся лубит вышни.

Ката грела утуг.

г) Динамическая пауза

Игра «Ухо –нос» — развитие межполушарного взаимодействия.

Логопед: Вы много сделала для наших героев, давайте немного отдохнем и восстановим наше внимание.

д) «Найди пару» /работа в тетрадях/.

Логопед: Порядок мы навели, теперь осталось только помирить

волшебников. Тим и Том обещали мне, что как только мы выполним их задание правильно, они сразу же помирятся. Попробуем, ребята, помирить их.

Посмотрите на карточку. Вам нужно выписать слова парами, так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму. /Читается образец: рад –ряд; какое слово Тома, почему/.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

/сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласны/

Логопед: Вывод –слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

ж) Работа на уровне предложения /на доске предложения, воспитанники по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/.

Логопед: Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.

Вова … кусок глины.

Зеленый … очень полезен.

Выкопали глубокий … .

Дети … в театре.

Итог занятия.

Логопед: Настало время подведения итогов. Волшебники благодарят вас за помощь. Вспомните, что вы делали, какие задания вам больше всего понравились, какие были для вас трудными. Какие гласные обозначают мягкость согласного? Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные».

Я бы хотела поблагодарить вас за работу и вручить вам смайликов как часть нашего солнышка.

Оцените свое настроение. Какое оно у вас веселое, грустное, спокойное?

Наклейте своего смайлика на «лист настроения».

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Новокубанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект открытого логопедического занятия на тему:

«Твердые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда».

Составил

Учитель-логопед

С. В. Притыкина

х. Марьинский

2017г.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Технологическая карта урока русского языка «Твердые и мягкие согласные звуки» (2 класс)

Планируемый результат

Предметные: 

  • определять и различать твердые  мягкие согласные
  • выделять и дифференцировать гласные 1  и 2 ряда
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных на письме
  • учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий
  • продолжать развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения, находить и графически обозначать изученные орфограммы

Личностные:

  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

Метапредметные: 

              определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Регулятивные УУД:

  • учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя
  • добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме
  • слушать и понимать речь других

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 УУД

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции.

5 мин.

Запись числа и классной работы с комментированием.

Какое сейчас время года?  (Осень)  Посмотрите, как красивы осенние листья! Как мы назовем такое явление природы? (Листопад)

На каждом листочке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как красивы эти листья.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.

2.Регулятивные: 

контроль, коррекция.

3.Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель:

выявление из предметной области необходимых компетенций

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

2.Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

3.Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие для согласования темы и цели урока

15 мин.

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Итак, составим с вами план нашей работы:

  1. слушать и различать твердые и мягкие согласные
  2. правильно обозначать на письме твердые и мягкие согласные звуки

Минутку чистописания мы с вами проводили, чтобы писать КРАСИВО.

А для чего нам нужно с вами уметь различать твердые и мягкие согласные? (чтобы писать ГРАМОТНО, БЕЗ ОШИБОК)

Регулятивные: целеполагание как поста-новка учебной задачи.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

5.  Реализация построенного проекта.

Цель:

25 мин.

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому  (1 столбик), те, в которых мягкий, отдадим Тиму (2 столбик) .

Слова: тетрадь, горох, заяц, коньки, петух, рисунок, сапог, пенал

Кто из вас ребята, догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.)

ФИЗМИНУТКА С ФИКСИКАМИ

 

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

1.Управление поведением партнера;

2.Умение выражать свои мысли.

6.  Обобщение затруднений во внешней речи

Цель:

Закрепить умения

30 мин.

“Найди ошибки”.Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)  Слайд. На карточках.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вали завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.). Синтаксический разбор предложения.

Познавательные УУД  Составлять алгоритм действия.  

Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1)проверить навык усвоения новых знаний

35 мин.

“Найди пару”

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. У вас на столах лежат карточки 3 уровневые, сложность задания определите по цвету карточек. Выбирая задание, думайте о возможностях товарища, разберите задание вместе, помогая друг другу. 

Карточка.. 1-уровень (зеленая). Составьте из слов предложение и подчеркните мягкие согласные:      

         Летят на веток листья с землю.

Карточка 2 – уровень (желтая). Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их.

Олень, слон ,суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.

Карточка – 3 уровень (фиолетовая). Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.                                

Взаимопроверка по эталону. Оценивание.

*можно найти слова, в которых мягкость согласных обозначена другим способом (ь): листья, олень, Катеньку, играть. Записать, обозначить орфограмму.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Регулятивные: прогнозирование;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

8.  Рефлексия.

Цели:

оценить результаты учебной деятельности

40 мин.

Ребята, вернемся к нашему плану. Все задачи, которые мы ставили перед собой, нам  удалось решить?

Молодцы!

А теперь подведем итоги нашего урока.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

Мягкость согласного звука на письме обозначается………..? (я, е, е, ю, и)

Твердость согласного звука на письме обозначается……………. (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

А что интересного мы можем с вами сказать о гласных я, е, ё, ю, я (2 звука могут обозначать).

д\з упр.92 (разобрать, записать в дневник), сл.сл. (по желанию).

Оцените свою работу на уроке и нарисуйте в тетради листочек нужного цвета (зеленый – все понял, желтый – надо еще потрудиться, красный – остались вопросы)

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

Регулятивные УУД

1).Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2).Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

 прогнозирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *