Когда ребенок начинает говорить мама и папа?
Развитие речи для детей является сложным и ответственным этапом. Ребенок начинает говорить постепенно − с гуления. Позже появляются слоги, а затем полноценные слова. Сильный скачок развития речи начинается с 1,5 лет. В этом возрасте большинство его слов уже осмысленные. Речь помогает узнавать малышу новую информацию, поэтому при отсутствии сформированной речи затрудняется и общее развитие ребенка.
СодержаниеСвернуть
Формирование речевой функции у детей 1-2-летнего возраста
Во сколько ребенок начинает говорить первые слова? Развитие малыша происходит постепенно. Сначала намека на речь до 2 месяцев практически нет. Грудничок к 3-4 неделям начинает впервые улыбаться, тем самым он показывает желание общаться с родителями. Малыш прекрасно понимает интонацию взрослых, поэтому при доброжелательном голосе мамы, бабушки или папы чувствует себя спокойно. Если взрослые начинают ругаться, грудничок сильно беспокоится, что часто приводит к бессонным ночам, беспричинному плачу.
Плач – это знак о том, что ребенка что-то беспокоит. Грудничок может плакать, когда ему нужно сменить подгузник, хочет кушать или у него что-нибудь болит. Также, крик – это знак призыва к общению. Грудничок подзывает маму, чтобы она просто постояла рядом, взяла его на руки, поговорила с ним.
Первые признаки речи появляются только к 2-3 месяцам. Малыш начинает гулить. Гуление может возникать раньше 2 месяцев, в зависимости от особенностей головного мозга. Оно является признаком подготовки к речи. Мышцы артикуляционного аппарата тренируются, крепнут. Этот этап продолжается длительное время.
Следующий этап развития – это формирование лепета. Он начинается с 7-9 месяцев. Грудничок пытается говорить слогами: ма-ма-ма, ба-ба-ба и другими. Слоги в дальнейшем формируют слова. Воспроизведение слогов часто ни с чем не связано. Ребенок говорит их не осознанно.
Груднички в 9-11-месячном возрасте отлично понимают речь взрослых. Они знают на слух 50-100 слов. Когда кроха слышит слова взрослого, она старается повторить их.
Когда ребенок говорит простые слова
К 9-11-месячному возрасту грудничок начинает говорить первые слова. Сначала они могут произноситься не совсем осознанно. Первыми словами являются: «мама», «папа», «дед», «баба» и другие. Со временем появляются осознанные слова. Например, если грудничок видит маму, он произносит слово «мама».
У девочек речевое развитие происходит немного быстрее, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что у мальчиков связь между двумя полушариями мозга менее сформирована, что замедляет передачу информации. Девочки к 1 году имеют в своем словарном запасе около 10 слов. У мальчиков такое количество слов появляется только к 13-14 месяцам. Это является физиологической нормой.
К 12-14 месяцам грудничок может также осмысленно произносить слова: киса, ням-ням, ав-ав (собака), га-га (гусь), бо-бо, би-би, ляля и другие. К полутора годам начинает говорить небольшими фразами. Часто грудничок произносит фразы в повелительном наклонении: «Мама, дай», «Мама, иди».
К 18 месяцам начинают появляться слова во множественном числе. К 2-летнему возрасту малыши уже имеют в своем словарном запасе до 1000 слов. Дети к 2 годам начинают задавать вопросы: «Это что? Почему?» Ребенок также способен сказать фразы, маленькие предложения: «Это киса», «Это стол», «Это стул», «Дай куклу», «Где мама?»
Признаки отставания в речевом развитии
Родителям и воспитателям детского сада следует четко знать признаки отклонений в развитии речевой функции. Это поможет вовремя определить нарушения и помочь ребенку. Признаки отклонений прописаны для каждого возраста, что объясняется быстрым развитием малыша до 2-3-летнего возраста.
Признаки нарушений:
- В месячном возрасте ребенок не кричит накануне кормления.
- В 4-месячном возрасте малыш не может улыбаться, гулить.
- В 5 месяцев не ищет людей или предметы, которые называет мама, держа его на руках, не слушает музыку.
- В 7-месячном возрасте не узнает родственников, не может адекватно реагировать на интонации, не играет погремушками или музыкальными игрушками.
- К 9-месячному возрасту не лепечет, не повторяет слоги и слова за родственниками.
- К 10-месячному возрасту ребенок не мотает головой в знак отрицания, не машет рукой, когда кто-то уходит.
- К годовалому возрасту вообще не говорит и не лепечет, не выполняет простые задания.
- В 1 год 4 мес. невпопад употребляет слова «мама», «папа».
- В 1 год 9 мес. малыш не произносит 6 осмысленных слов.
- К 2 годам ребенок не показывает части тела (руки, ноги, голову, нос, глаза, пальцы), не способен выполнить сложные задания: «Сходи в комнату, принеси игрушку».
- К 2,5 годам малыш не понимает, чем отличается маленький и большой предмет.
Рекомендации родителям при патологии речевой функции
Отклонения могут заметить воспитатели детского сада, родители или врач педиатр. Очень важно родителям самим наблюдать за ребенком, больше читать книг о развитии дошкольников. Главным принципом в диагностике являются регулярные посещения врача педиатра. На первом году ходить к детскому врачу следует каждый месяц. На втором году жизни ребенка приводят к врачу 1 раз в квартал. Педиатр обязательно увидит патологию и скажет об этом родителям.
При отставании в речевом развитии следует обратиться к неврологу и логопеду. Специалисты направят на обследование, чтобы выявить причину болезни. Логопед проведет логопедическое обследование, начнет занятия, даст рекомендации родителям по работе с дошкольником на дому.
Чем раньше выявлены нарушения речевого и общего развития, тем легче устранить патологию.
Консультация логопеда здоровым детям требуется с 3-летнего возраста, а затем ежегодно до 7 лет. Если отклонения обнаруживаются раньше, помощь специалиста показана до 3-летнего возраста.
Помощь ребенку в речевом развитии
Самому малышу очень сложно самостоятельно начать говорить, поэтому с ребенком нужно много заниматься. Следует больше разговаривать, проговаривать свои действия. Логопеды рекомендуют часто читать стихи, петь песенки и потешки. Малыш внимательно смотрит на губы родителей, запоминает артикуляцию во время произношения слов, поэтому нужно поворачиваться лицом к нему во время разговора. Следует говорить простыми фразами и предложениями, длинные фразы для крохи сложны.
Нельзя сюсюкать с ребенком. Это мешает ему учиться правильно говорить. Произношение родственников должно быть четким и не очень быстрым, чтобы малыш улавливал разговор. Полезно проговаривать звуки животных и манеру их произношения. Пример: кошка – мяу, собака – гаф, барашек – бе и другие. Ребенок сначала начнет произносить кошку при помощи слова «мяу», а потом будет полноценно говорить слово «кошка».
Логопеды советуют показывать с года картинки и проговаривать все, что нарисовано на них. Вместо картинок-карточек, подойдут любые детские книжки, которые нарисованы ярко и крупным планом. Ребенок будет визуально запоминать предмет или животное, пытаться его назвать.
Заключение
Нарушения речи мешают ребенку развиваться, поэтому следует внимательно следить за формированием речевой функции. Чтобы малыш заговорил вовремя, следует больше проводить с ним время, постоянно разговаривать, читать, петь. При обнаружении отставания в речевом развитии следует раньше обратиться к логопеду и неврологу для устранения причин патологии и коррекции речи.
Когда ребенок начинает говорить «мама»?
Родители малыша с нетерпением ждут момента, когда же он наконец-то скажет свое первое слово. Специалисты утверждают, что единых календарных сроков начала возникновения речи у детей нет. Некоторые малыши начинают говорить слово «мама», когда им едва исполняется 6-7 месяцев, другие же молчат до 1,5-2 лет, заставляя родителей переживать.
Когда ребенок осознанно говорит слово «мама»?
У многих малышей (по некоторым данным их 40%) первым словом, которое они говорят, является «мама», другие же дети начинают свое общение с окружающими с категоричного требования «дай» (таких малышей 60%). Родителям следует знать, что ребенок начинает говорить слово «мама», когда пройдет все этапы развития речи, включающие активный лепет, подражание в интонации, освоение множества различных звуковых сочетаний и звуковую имитацию предложений.
Чаще всего дети, которые начинают рано (в 6-7 месяцев) говорить слово «мама», делают это неосознанно, и лишь к году ребенок завет маму осознанно, когда ему что-то необходимо.
Основным условием нормального развития речи ребенка является достаточный объем живого общения. Развитие речи ребенка складывается из двух составляющих: пассивного владения словом (понимание чужой речи) и активного общения (говорение). И что важно, что без достаточного запаса пассивной лексики активная речь развиваться не будет.
Однако многие мамы задаются вопросом, почему же их достаточно развитый ребенок никак не говорит слово «мама». Здесь возможны индивидуальные особенности развития ребенка, который имеет достаточно обширный пассивный словарный запас и не начинает пользоваться активным.
Как научить ребенка говорить «мама»?
- Общаясь с ребенком, следует сопровождать свои действия словом «мама»: мама пошла, мама принесет и т.д.
- Играйте с малышом в развивающие речь игры: спрячетесь за ладошки и спросите у него «Где мама?». Обязательно поощряйте ребенка за правильный ответ похвалой.
- Старайтесь не предугадывать желания ребенка, пусть он сам учиться просить то, что ему необходимо, тогда он быстрее скажет свои первые слова.
Развитие речи у ребенка — mama.ru
Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до 15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.
Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.
Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.
Приблизительные сроки формирования речи:
1-2 месяца — появляется гуление. Гуление —это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».
Образец гуления
2-3 месяца — продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.
4 месяца — появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.
5 месяцев — малыш «поет», меняя интонацию голоса.
6 месяцев — как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.
Образец лепета
7–8-м месяцев— малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.
С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.
Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».
У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова — либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.
Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка — всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.
Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.
Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог
Человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, мычанием, вокализациями.
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
Когда ребенок начинает говорить? | Любящая мама
Малыши первых месяцев жизни выражают свои эмоции только с помощью плача и отдельных звуков, и любящим родителям приходится учиться понимать этот непростой язык. Но ребенок становится старше, он внимательно слушает взрослых и всё больше понимает. Когда же наладится «обратная связь»? Мамам и папам, конечно же, очень хочется поговорить с любимым крохой, узнать, что он чувствует и о чем думает. О развитии столь важного навыка, как речь, мы и поговорим с вами сегодня.
Когда ребенок начинает говорить: медицинские нормы
Понятие «норма» в отношении речи ребенка является довольно-таки относительным. Существуют лишь некие усредненные возрастные рамки, согласно которым педиатры и неврологи оценивают уровень психоэмоционального развития детей. Перечислим кратко основные этапы развития речи у детей.
- Малыши 1-2 месяцев могут только кричать с разнообразными интонациями, выражая тем самым радость или недовольство.
- В 2-3 месяца наступает время агуканья или гуления — это промежуточная фаза между криком и лепетом.
- В 5-6 месяцев дети обычно начинают издавать лепетные звуки (ба, ма, па, бу, га), которые могут повторяться и чередоваться.
- Возраст 7-10 месяцев характеризуется активным лепетом, произнесением повторных слогов (ма-ма, па-па-па). Малыши пока не вкладывают в лепет какого-либо смысла — они лишь учатся произносить слоги, повторяя за взрослыми.
- В 10-12 месяцев появляются долгожданные первые слова. Обычно это либо слова из повторных слогов (мама, папа, баба, кака, дядя, биби, ам-ам, ав-ав) либо односложные (на, дай).
- В возрасте 18-24 месяцев, т.е. полутора-двух лет, можно ожидать появления в речи ребенка словосочетаний и первых фраз. Более позднее развитие речи тоже может быть вариантом нормы, но излишне рассчитывать на это не стоит.
- Считается, что к 3 годам ребенок должен уже хорошо разговаривать, используя простые фразы, а к 4 годам — обладать развитой речью со сложными, распространенными предложениями.
Во сколько дети начинают говорить первые слова?
На форумах мам часто можно прочитать радостные высказывания мам 6-7-месячных малышей: «А моя дочка сегодня ОСОЗНАННО назвала меня мамой!», «Ура, сынок сказал свое первое слово!». Не хочется их огорчать, но неврологи утверждают, что до 9-10 месяцев говорить об осознанности лепетных слов нельзя.
Грань между лепетом и лепетными словами тонка, но разницу можно уловить: когда ребенок лепечет, он лишь «тренируется», многократно повторяя полюбившиеся ему слоги. А вот когда он начинает говорить «мама» конкретно в отношении мамы, входящей в этот момент в комнату, называть «дядей» увиденного мужчину на улице или требовать «дай», завидев интересный предмет — вот это уже слова, а не просто лепет!
Первые слова легки в произношении и плавно происходят из лепета. В основном, дети начинают говорить о том, что для них значимо, о знакомых и привычных вещах (иногда -действиях). Простые речевые конструкции, не содержащие ударного слога — ням-ням, мама, ав-ав, му, дай, на, ту-ту — соответствуют способностям малышей по выговариванию слов.
Дети накапливают пассивный и активный словарный запас крайне неодинаково. Понимание отдельных слов речи, а не только интонации обнаруживается у них в 8-9 месяцев. Чем дальше, тем сильнее разрыв между тем, что ребенок понимает и тем, что может сказать. Годовалые малыши распознают смысл около 50 слов, а сказать могут до 10-15. Некоторые дети к году говорят лишь 2-4 слова, другие — кажется, вообще только лепечут «на своем языке» — всё это является вариациями нормы. Главное, чтобы малыш проявлял понимание обращенной к нему речи.
Как проверить, понимает ли ребенок то, что вы ему говорите? Внимательным родителям это легко удается. Когда вы просите кроху дать вам мячик, он старается выполнить просьбу или, по крайней мере, находит нужный предмет взглядом? Это признак благополучного развития пассивного словаря. В норме он увеличивается после 8-9 месяцев быстро и постепенно.
Что же касается формирования активной речи, то оно происходит скачкообразно и поначалу медленно. Годовалый малыш усваивает от 1 до 6 слов в месяц. У некоторых эта фаза затягивается надолго — до года. Потом наступает период «лексического скачка», когда ребенок может усвоить до 8-12 новых слов в неделю. Через 2-3 месяца может случиться «лексический взрыв», во время которого в активном словаре появляется до 12 слов в день! После этого активный и пассивный словарь уравниваются по количеству слов и обновляются практически синхронно.
Когда дети начинают говорить фразами?
Обычно в годовалом возрасте дети говорят хотя бы несколько слов. Следующий этап, которого очень ждут все родители — появление словосочетаний и простых фраз. Действительно, появление фразовой речи означает, что развитие вашего чада идет правильными темпами.
Итак, постараемся ответить как можно более четко на волнующий мам вопрос — когда ребенок начинает говорить предложениями? С точки зрения специалистов по детской речи, предложение может состоять даже из одного слова. Отправной точкой для возникновения первых словосочетаний и простых фраз считается возраст 1,5 года. Произношение слов у полуторагодовалого малыша, разумеется, далеко от совершенства. Он может обозначать предмет первым слогом его названия, а простая фраза — звучать следующим образом: «Дай ку» (дай куклу). Начиная с полутора лет, детские лепетные слова и говорение «на своем языке» постепенно сменяются подражанием речи взрослых. Дети учатся соединять слова в простые фразы в возрасте 1,5-2 лет. Если ребенок в 2 года не говорит предложениями, следует обсудить данный вопрос с неврологом для исключения каких-либо проблем развития. Если во всем остальном малыш развивается нормально, возможно, врач посоветует вам просто подождать. Отсутствие же фразовой речи в 2,5 года — тревожный симптом, который обычно требует медицинского вмешательства. Несмотря на то, что обращаться к логопеду в 2-2,5 года еще рано, выяснить причину речевого неблагополучия необходимо своевременно, чтобы потом, в 3 года не было поздно.
Таким образом, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, когда ребенок начинает хорошо говорить. У всех разные понятия о том, что такое «хорошо». Если вы ждете фразовой речи — это 1,5-2 года, если говорения ребенка, как взрослого человека, то это уже период после 3 лет.
Ребенок поздно начинает говорить, если…
Для позднего развития речи существует несколько причин. Сейчас те или иные речевые проблемы существуют у многих детей. Это связано не только с наследственностью и индивидуальными особенностями конкретного малыша, но и с тем, как общаются с ребенком в семье.
Итак, основные причины, почему ребенок не начинает говорить:
- Медицинские проблемы (короткая уздечка, недоразвитие речевого аппарата, нарушения слуха). Их необходимо исключить в первую очередь, посетив соответствующих специалистов.
- С ребенком мало общаются. Речь — функция социальная, и для ее развития необходима постоянная тренировка.
- Ребенок — непоседа. Чаще всего речь у девочек развивается раньше просто потому, что они более спокойны и усидчивы. Мальчики непоседливы и чаще заняты исследованием мира вокруг. Да и характер развития речи у них несколько иной: в отличие от девочек, осваивающих в первую очередь названия предметов, они преимущественно употребляют слова-действия.
- Негативная атмосфера в семье делает всех ее членов угрюмыми и молчаливыми. Как итог — ребенок тоже становится замкнутым и неразговорчивым.
- Родители понимают ребенка с полуслова. Действительно, зачем разговаривать, если в этом нет необходимости?
Как помочь ребенку начать говорить?
Чтобы малыш начал говорить своевременно, маме необходимо следовать приведенным ниже простым рекомендациям:
- Говорите с ребенком всегда, даже если вам кажется, что это бесполезно , потому что он все равно ничего не понимает. Пока, возможно, и не понимает, но чем больше говорите вы сами, тем раньше заговорит малыш.
- Используйте в речи простые, короткие фразы. Сложные предложения ребенок просто проигнорирует.
- Минимизируйте количество телевизора в жизни малыша.
- Подражайте звукам, произносимым крохой — агуканью, гулению, лепету. Акцентируйте его внимание на своих губах: так вы устанавливаете у ребенка ассоциативную связь между артикуляцией и соответствующими звуками.
- Говорите нараспев — такая речь воспринимается детьми легче.
- Не сюсюкайте, учите ребенка правильной и внятной речи.
- Вы можете называть предметы двойными названиями: например, собака — ав-ав. Таким образом, малыш обогащает свою речь пассивным словом, которое ему пока сложно произнести, и активным, которое скоро начнет использовать. Переход к «правильному» слову произойдет тогда, когда ребенок будет к этому готов.
- Как можно раньше начинайте читать малышу книги. Обычно к году дети уже могут некоторое время рассматривать картинки и слушать коротенькие тексты.
Время, когда ребенок начинает говорить, является необычайно радостным для родителей. Это значит, что малыш развивается в соответствии с возрастом, а окружающие взрослые делают всё так, как нужно. Желаем вашим детям здоровья и правильной, красиво построенной речи!
Специально для lovingmama.ru
Читайте также:
Ребенок не говорит в год
Лучшие книги для детей до года. Выбираем книжки для самых маленьких
Тактильные карточки
Доска с замочками, или «пульт управления» для ребенка своими руками
Сенсорные коробки для детей своими руками
Книги для детей 1 года
Раннее развитие — польза или вред?
Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины
Пальчиковые игры: для чего они нужны и когда начинать в них играть?
Когда ребенок начинает говорить мама?
Речь – главный способ общения, а также выражения своих желаний и эмоций для человека. С помощью слов люди легко интегрируются в общество, делятся с окружающими информацией, выражают запросы и тому подобное. Не секрет, что все молодые родители сгорают от нетерпения, ожидая времени, когда их малыш произнесет долгожданное первое слово. И когда ребенок начинает говорить мама, все в доме радуются за него, понимая, что он растет и развивается соответственно возрасту.
Происходит это ближе к первому дню рождения сорванца, то есть в 10-12 месяцев.
Как известно, речь малыша развивается вместе с его психической сферой и мышлением. Поэтому позднее ее появление или полное отсутствие, а также изменение характера могут указывать на отставание в умственном развитии. Но не следует наводить панику преждевременно. Все-таки период, когда ребенок начинает говорить мама, папа и подобные им простые выражения является индивидуальным. Одни малыши произносят свои первые слова раньше, другие – несколько позже, но все это не считается отклонением, если вписывается в рамки вековых норм. Итак, когда ребенок должен начать говорить мама? В каком возрасте он произносит свое первое слово?
Особенности речи до трех лет
«Когда ребенок начинает говорить мама?» — один из главнейших вопросов, который беспокоит молодых родителей, воспитывающих малыша. Как правило, гулить и агукать маленький член семьи начинает уже к четырехмесячному возрасту, а к первому году жизни осмысленно и спокойно должен поизносить до десяти слов, среди которых «мама», «папа», «дай», «на», «мяу», «баба» и тому подобное.
Период с двух до трех лет, когда ребенок уже начал говорить мама, а также пробует излагаться простыми предложениями, в словарном запасе малыша, в большом количестве начинают появляться существительные части речи и глаголы. В это время (ближе к двухлетнему возрасту) сорванец начинает воспринимать небольшие рассказы на слух и заучивать простенькие детские стишки или песенки.С 2,
5 до 3 лет ребенок учится объясняться с окружающими с помощью более сложных предложений, которые состоят из трех-четырех слов, начинает задавать вопросы, играет в ролевые игры. Такой малыш рассказывает свои первые сказки, может пожаловаться родителям на других детей или волнующие его обстоятельства, объяснить, что его испугало или словами выразить эмоции.
Что делать, если малыш не спешит произнести первые слова?
Естественно, когда ребенок начинает говорить мама, все его родственники безгранично радуются. Но если этого не происходит, у родителей и окружающих малыша появляется волнение за его здоровье и нормальное развитие. Но не стоит забывать, что все дети являются индивидуалистами, поэтому начинают говорить в разное время. Иногда меленького члена семьи необходимо подтолкнуть к началу речи. Это можно сделать с помощью несложных в практической реализации способов:
- постоянно вести с малышом беседы, рассказывать ему о своих действиях, объяснять происходящее вокруг, знакомить с предметами в доме и на улице, и тому подобное;
- не следует пытаться заменить живое общение с ребенком включением телевизора или магнитофона;
- ежедневно читать ребенку детские стихи и сказки, напевать веселые песенки;
- побуждать малыша называть предметы, которые он видит в книге или в помещении вокруг него;
- чтобы приблизить время, когда ребенок начинает говорить мама, можно массажировать его ладошки и предлагать играться игрушками для развития мелкой моторики (дело в том, что совершенствование движений пальчиков рук способствует активации зоны в головном отделе центральной нервной системе, которая отвечает за речь).
Основные признаки задержки развития речи
Среди основных признаков задержки речевого развития ребенка педиатры выделяют следующие:
- отсутствие у годовалого ребенка любых речевых проявлений, когда он не выговаривает даже пары слов или не подражает звукам;
- ближе к двум годам у малыша отсутствует реакция на свое имя;
- ребенок 1,5-2 года плохо запоминает названия предметов, которые его окружают, не выполняет простые просьбы;
- в 2,5 года малыш не различает цвета и не знает частей тела;
- родителей должна насторожить невнятная гортанная речь, гиперактивность, отсутствие внимания;
- в 3-х летнем возрасте ребенок не говорит простыми предложениями и не понимает смысла сказок.
Зная, когда ребенок начинает говорить мама, родители маленького члена семьи могут вовремя заподозрить нарушения речи у своего малыша. Любые отклонения от нормы являются серьезным поводом для обращения к специалисту, который в ходе диагностики сумеет не только определить наличие и степень отклонений, причины их возникновения, но и поможет найти пути решения данной проблемы.
Когда ваш ребенок сказал МАМА? — запись пользователя Светлана (id1735407) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Говорилки
препараты для развития речи ребенкаДорогие ББшечки, когда ваш малыш впервые сказал слово МАМА? Меня интересует не повторение слогов ма-ма-ма, а именно слово "мама".
Немного о том, почему меня заинтересовал этот вопрос. Моей дочери год и месяц и она болтает на своем тарабарском, произносит слоги ма-ма-ма, ба-ба-ба, бла-бла-бла и все в таком духе, но вот заветного слова "мама" нет. И меня это нисколько не волновало пока недавно мы не сходили на плановый прием к неврологу и из всех наших умений она спросила только говорит ли ребенок "мама". Больше не спрашивала ни о чем. Услышав мой отрицательный ответ она констатировала задержку речевого развития и назначила Кортексин. К слову препарат этот она назначает уже второй раз. Первый был в семь семяцев, когда дочь самостоятельно не садилась. Тогда я только пикавала, но ставить ничего не стала. Арина села ровно в восемь месяцев сама и сразу с прямой спиной.
Но вот в этот раз услышав снова про Кортексин я сказала,что не считаю нужным назначать ребенку ноотропный препарат на основании того, что в год нет слова "мама". Дальше мы с ней долго спорили и вышла я из кабинета со словами: "Это мой ребенок, поэтому я принимаю решение о том, какие препараты ему давать."
В общем все бы ничего, но осадок,как говорится, остался. И вот уже несколько дней я ломаю голову, а может и правда с ребенком что-то не так? А вдруг момент упущу, когда еще можно все исправить. В год у Арины появился указательный жест и теперь с утра до вечера она с требовательным "УУУУ" показывает пальчик на все вокруг и внимательно слушает названия предметов.
Знаю, что можно и даже наверное нужно сходить к другому врачу, но пока нет возможности. Поэтому, если не трудно, напишите, у кого детки стали говорить "мама" после года и как в дальнейшем развивалась речь.