Комплекс артикуляционной гимнастики для звука л – Учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

Буклет » Артикуляционная гимнастика Комплекс для звука Л»

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была понятной и четкой , необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Правильная артикуляция звука «Л»:

— губы открыты

— зубы разомкнуты

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы(для начала можно кончик языка зажимать между зубами)

— воздушная струя умеренная и теплая

— звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Учитель –логопед

Тонеева О.В.

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное

учреждение

Детский сад № 2

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

(комплекс для звука [л])

hello_html_m39aaff4.png

Троицк, 2015г.

infourok.ru

Учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л]

Наказать непослушный язык.
Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.                                                                                      1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.            2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.                               3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх..
Описание: слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.                                                                                      1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).                                                                                          2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.                     3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л]

Наказать непослушный язык.
Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.                                                                                      1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.            2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.                               3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх..
Описание: слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.                                                                                      1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).                                                                                          2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.                     3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл ( как индюк болбочет).
Методические указания.                                                                                            1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.                                            2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.                3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не высовываться вперед.

Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.                         Пощелкать кончиком языка («Лошадка»). 
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.                                                                                      1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.                  2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.                             3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.                                                                                                            4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Психолого-логопедический центр,                                                                           ул. М. Горького, 38/45, 4 этаж, направо,                                                              т. 250-280 или                                                                                                           +7-(927)-375-02-80                                                                              [email protected]                                                                   www.logopedpenza.ru

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл ( как индюк болбочет).
Методические указания.                                                                                            1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.                                            2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.                3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не высовываться вперед.

Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.                              Пощелкать кончиком языка («Лошадка»). 
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.                                                                                      1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.                  2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.                             3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.                                                                                                            4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Психолого-логопедический центр,                                                                           ул. М. Горького, 38/45, 4 этаж, направо,                                                              т. 250-280 или                                                                                                           +7-(927)-375-02-80                                                                              [email protected]                                                                   www.logopedpenza.ru

nsportal.ru

Консультация: буклет «Артикуляционная гимнастика для звука Л»

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Правильная артикуляция звука «Л»:

— губы открыты

— зубы разомкнуты

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

— воздушная струя умеренная и теплая

— звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

(комплекс для звука [л])

nsportal.ru

Консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа): Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Л, Л*

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Л, Л*

Упражнение № 1 «Наказать непослушный язык»

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Методические указания.

1.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.  Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 2 «Пароход гудит»

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Упражнение № 5 «Вкусное варенье» 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким.

3.  Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение № 4 «Индюк»

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и

производить движения широким передним краем языка по верхней

губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать

ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и

добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение № 5 «Качели» 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение № 6 «Лошадка» 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Упражнение № 7 «Беззвучно пощелкать кончиком языка»

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3.  Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Упражнение № 8 «Кучер»

Описание. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют

характерный звук: «тпру-у-у».

Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет

вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).        

Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то

 попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.

Упражнение № 9 «Маятник»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна. 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

Упражнение № 10 «Змейка»

Описание. Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Обратите внимание! Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р, Р*

Упражнение № 1 «Чьи зубы чище?» 

Описание, Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

1.  Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Упражнение № 2  «Маляр»

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

Упражнение № 3 «Барабанщики»

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

1.Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара — не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Упражнение № 4 «Толстячки – худышки»

 Описание. Поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Обратите внимание! Губы сомкнуты.

Упражнение №  5 «Шарик»

Описание. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.

Упражнение № 6 «Самовар»

Описание. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося:  «Пых!»

Усложнение: 1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»).

2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

Упражнение № 8 Язык узкий.

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким
удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.        

Обратите внимание! Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.

Упражнение № 9.  Язык широкий.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10.

Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»

Упражнение № 10. Чередование широкого и узкого языка.

Упражнение № 11. «Вкусное варенье» 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким.

3.  Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение № 12. «Загнать мяч в ворота»

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2.  Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение № 13. «Индюк»

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и

производить движения широким передним краем языка по верхней

губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать

ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и

добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Ш, Ж, Ч, Щ

 

Упражнение  № 1 «Горка»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы,

широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание! Если затрудняется выполнить данное упражнение,

предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.

Упражнение № 2 «Ветер дует с горки»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Обратите внимание! 1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.

2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».

Упражнение № 3 «Кружок»

Описание. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую) сторону.

Обратите внимание!. Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.

Упражнение № 4 «Грибок»

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей

плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка,

а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2.  Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не

должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. «Загнать мяч в ворота». Описание упражнения и методические

указания см. во втором комплексе.

Упражнение № 5 «Вкусное варенье» 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким.

3.  Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение № 6 «Язык здоровается с подбородком»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку),

затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только язык, губы неподвижны. 2. Не подворачивать

нижнюю губу внутрь.

Упражнение № 7 «Фокус»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3.  Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение № 8. Чередование движений языка вверх и вниз.

Описание Открыть рот, язык как при упражнении «Широкий язык». Язык поднимаем вверх, опускаем вниз. Под счет раз, два, три, четыре

Обратите внимание!   Язык поднимаем и опускаем плавно, не рывком.

Упражнение № 9. «Наказать непослушный язык»

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Методические указания.

1.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.  Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 10.  Язык широкий.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10.

Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, С*, З,З*,Ц

Упражнение № 1 «Загнать мяч в ворота»

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2.  Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение № 2 «Наказать непослушный язык»

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Методические указания.

1.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.  Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 3 «Сделать язык широким»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до 10.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение № 4 «Кто дальше загонит мяч?»

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение № 5 «Почистим зубы» 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Упражнение № 6. «Пожевать язык»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.

Обратите внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, вы осуществляет самомассаж языка.

Упражнение № 7. Подъем языка за верхние зубы.

Описание. Открыть рот, язык как при упражнении «узкий язык», затем кончик языка заводим за верхние зубы.

Обратите внимание!  Челюсть неподвижна, двигается только язык.

Артикуляционная гимнастика по звукам.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Л, Л*

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р, Р*

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, С*, З,З*,Ц

Использованная литература

  1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Под редакцией Т.В. Волосовец, Москва АКАДЕМИА 2002
  2. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Куликовская,

Гном и Д.

nsportal.ru

Методическая разработка ( класс) на тему: Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [л])

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Правильная артикуляция звука «Л»:

— губы открыты

— зубы разомкнуты

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

— воздушная струя умеренная и теплая

— звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

(комплекс для звука [л])

                           

nsportal.ru

Материал (подготовительная группа) на тему: Артикуляционная гимнастика для звука «Л».

БУ «Городской центр психолого-педагогической,

 медицинской и социальной помощи»  г. Омска

Памятка для родителей

Артикуляционная гимнастика для звука [л].

                      Разработала: учитель-логопед  

                       БУ «ГЦППМСП» г. Омска   Евсеева Т.А.

Артикуляционная гимнастика для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Правильная артикуляция звука «Л»:

— губы открыты

— зубы разомкнуты

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы(для начала можно    кончик языка зажимать между зубами)

— воздушная струя умеренная и теплая

— звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

 «Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

 «Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

«Поймаем звук Л»

Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук Л.  Ала-ала-ала.

«Отпускаем звук Л».

Кончик языка между зубов. Отталкиваемся языком от зубов. Ла-ла-ла.

Отрабатывать звук Л в слогах (открытых и закрытых), словах и предложениях.

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Артикуляционная гимнастика для звука Л:

Комплекс 1:

  1. «Язык здоровается с верхней губой»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.hello_html_713fa37f.jpg

Описание: Открыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.

Обратите внимание! 1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).

2.Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

  1. «Бульдог»

Цель: Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.hello_html_mcc7ff2.jpg

Описание: Открыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Обратить внимание! Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.

  1. «Чистим верхние зубы» (С внутренней стороны)

Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.hello_html_m28add320.jpg

Описание: Открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Обратить внимание!

1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

  1. «Вкусное варенье»

Цель: Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.hello_html_2a9a3a2e.jpg

Описание: Открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Обратить внимание!

1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).

2. Язык широкий, в форме чашечки.

3. Если упражнение не получается, то нужно ( вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19), распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).

  1. «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.hello_html_m79a3cf18.jpg

Обратить внимание!

1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

  1. «Ступеньки»hello_html_c7541e6.jpg

(Чередование «Чашечка» на верхней губе – «Чашечка» на верхних зубах – «Чашечка» вверху за зубами)

Цель: Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3—5 секунд.

Обратить внимание!

1. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна.

2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.

  1. «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Цель: Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Открыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение: На кончик носа прикрепить кусочек кальки (1,5 см х 1,5 см) и сдуть его — он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).hello_html_m7eadca9e.jpg

Обратить внимание!

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2. Не сжимать язы зубами.

3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

Комплекс 1 в игровой форме.

Язычок твой – серый зайка,

Веселый ловкий попрыгайка!

Рано утром он проснулся

Сладко к солнцу потянулся!

(упражнение «Язычок здоровается с верхней губой»)

Вдруг такая не задача-

За окном раздался крик!

Напугался сонный зайчик

И за шторку быстро прыг!

(Упражнение «Бульдог»)

Оказалось всё не страшно –

Шумит лесная детвора!

На кухне сладко пахнет кашей

Чистить зубки нам пора!

(Упражнение «Чистим верхние зубы с внутренней стороны»)

Захотел наш шустрый зайчик

После каши чай попить,

Но опять пред ним задача-

Не может чашку он найти!

(Помоги зайчику! Давай сделаем упражнение «Чашечка»!)

Зайка страшный сладкоежка

Варенье любит от души!

И теперь его мордашка

Вся в варенье! – Оближи!

(Упражнение «Вкусное варенье»)

Чашку зайка мыть не хочет,

Попытался спрятать срочно!

Перед полкой и за полку,

Только нету в этом толку!

(Упражнение «Ступеньки»)

Надо маму отвлекать,

Чтоб не начала ругать!

Будем думать и гадать…

Может, фокус показать?!

(Упражнение «Фокус»)

Комплекс 2:

  1. «Чистим верхние зубы» (С внутренней стороны)

Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.hello_html_m28add320.jpg

Описание: Открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Обратить внимание!

1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «Парус»

Цель: Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.hello_html_43e8d2b1.jpg

Обратить внимание!

1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка».

2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».

Комплекс 2 в игровой форме: 

Сейчас я предлагаю тебе совершить прогулку по берегу большой реки! Представь, что на улице теплое лето, светит яркое солнышко, дует ласковый ветерок… Чтобы было не так жарко, мы с тобой отправились на берег большой реки. Смотри! Что там такое?! Да это же водопад! – Высокие камни поднимаются высоко вверх, а по ним стекают волны… давай с тобой попробуем язычком показать водопад: 

Подними кончик языка вверх и удерживай его в таком положении пока на нем не скопится слюна. Затем опусти язычок (Филичева). Повторим? Ну что? Пойдем дальше!? Смотри! А это что на горизонте? Лодка! Какой у нее яркий парус! (Упражнение «Парус»). Ветерок прогнал парусник мимо нас и нам тоже пора возвращаться назад…

Вариант 2.

Язычок рано встал.

В комнате всё убрал,

Вот почистил зубки он и отправился в лесной поход.

(упражнение «Чистим верхние зубы»)

Там у тропки у лесной

Боровик растет большой.

За грибом всё наблюдал,

На иве дятла услыхал.

По стволу он клювом бьет

Жуков вредных достает.

Ива ветками кивала

«Спасибо» дятлу посылала,

Наклоняла ветки в реку

Лодке не давала ехать.

В лодке шмель и оса

Поднимали паруса.

Увидел это язычок

Сделал «парус» и молчок.

(Упражнение «Парус»)

Солнце в реку окунулось,

Язычку слегка взгрустнулось.

Уж домой пора бежать,

Лечь в любимую кровать.

Поцелуй отправить маме,

До утра проститься с нами.

Комплекс 3 (от межзубного):

  1. «Блинчик»

Описание: Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать язык неподвижно 5, затем 10 секунд.

  1. «Покусаем язык»

Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: Открыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения.

Обратить внимание! hello_html_2de90804.jpg

1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.

2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

  1. «Пароход»

Цель: Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание: Высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

Обратите внимание!

1. Тёплый воздух выходит по бокам.

2. Если при пропевании звука «ы» получается мягкий звук «ль», попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.hello_html_m61c7f7c.png

Комплекс 3 в игровой форме: 

В лесу на большой сосне жила белочка. Она была очень мечтательной особой! Она очень мечтала однажды покататься на большом пароходе! Белочка была доброй и трудолюбивой! Больше всего она любила печь блины (Упражнение «Блинчик»). А еще шить на швейной машинке новенькие платья для себя и своих сестричек! (Упражнение «Покусаем язык»). Однажды она шила очень красивое платье и вдруг услышала протяжный звук: «ы-ы-ы-ы»… Белочка не поняла, что же это такое? «Ы-ы-ы-ы-ы»! Послышалось ещё громче. Белочка подбежала к окну и далеко-далеко на горизонте она увидела пароход! («Упражнение «Пароход»). «Ы-ы-ы-ы!» — он громко позвал Белочку кататься. Белочка быстро надела новенькое платье и побежала навстречу своей мечте!

Вариант 2. Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Как-то утром побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” — сказал Язычок. Замесили тесто, испекли блины. (Упражнение «Блинчик»). Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять и петь песенки. (Упражнение «Покусаем язык»). Гулял он, гулял и вдали увидел пароход. (Упражнение «Пароход»). Но тут его окликнула мама и позвала домой.

Комплекс 4:

  1. «Язык здоровается с верхней губой»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.hello_html_713fa37f.jpg

Описание: Открыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.

Обратите внимание! 1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).

2.Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

  1. «Индюк»

Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.hello_html_m5348f62c.jpg

Описание: Открыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

Обратить внимание!

Кончик языка загибается кверху.

Комплекс 4 в игровой форме:

Индюк – очень важная птица! 
И он этим очень гордится! 
Бл-бл-бл – кричит индюк 
И пугает всех вокруг! 
Ты не бойся, подойди 
И его изобрази!

Вариант 2:

Язычок бежит к высо-о-кой ели,

Видит – новые качели

На пригорочке стоят

Приглашает всех ребят.

(упражнение «Язык здоровается с верхней губой»)

Покачался от души.

Нужно дальше поспешить.

Прибежал он на футбол.

Не забил голов пока,

Чем обидел индюка.

Индюк страшно «болботал» –

Еле язычок сбежал.

(Упражнение «Индюк»)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *