Конспект индивидуального занятия по постановке звука р: План-конспект на тему: Конспект занятия/ цикл занятий Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р] – Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р.

Конспекты логопедических занятий «ЗВУК Р» (постановка, автоматизация, дифференциация) 

Звук Р

(постановка)

Занятие № 1

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная разминка

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

  1. Упражнения для развития мелкой моторики
  2. Работа над звуком
    • Узнавание звука

— Отгадай загадку. Скажи, какой звук слышен в начале слова:

Шел я лугом по тропе,

Видел солнце я в траве, Но совсем не горячи

Солнца белые лучи

(Ромашка)

  • Знакомство с буквой Р

— Послушай стихотворение про букву Р:

Сам увидишь ты, дружок:

Р – на палочке флажок.

-Рассмотри внимательно, как пишется буква Р? (прямая палочка и полуовал справа в верхней части буквы).

— Напиши букву Р в воздухе

— Напиши букву Р на ладошке

— Поучись писать букву Р в тетради (Печатание буквы в тетради)

— Найди в своем альбоме и обведи в кружок только правильно написанные буквы Р

  • Упражнения в произнесении

— Когда мы произносим звук Р , то широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит.

— Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта.

— Попробуй порычать , как собака: Р-Р-Р-Р

  • Характеристика звука

— Гласный или согласный звук Р?

— Глухой или звонкий ?

( Звук Р – согласный, звонкий, может быть мягкий или твердый)

— Какие еще согласные звонкие ты знаешь?

  • Придумывание слов на данный звук

Придумай слова, начинающиеся на звук Р

— Придумай слова,  заканчивающиеся на звук Р

— Придумай слова, чтобы звук Р был в середине слова

  • Отработка звука Р в слогах

 — Повтори слоговые цепочки

АР-АР-АР

ОР-ОР-ОР

РА-РА-РА

КРА-КРО-КРЫ

ТРА-ТРО-ТРЫ

БРА-БРО-БРЫ

УРА-УРА-УРА

УРУ-УРУ-УРУ

РА-РО-РУ

  • Отработка в словах

— Произнеси , четко проговаривая звук Р:

шар

хор

сыр

рак

рука

рама

река

роща

рыба

крот

кран

крыша

крыса

картошка

мартышка

баран

баранка

барабан

Какие слова запомнил?

  • Отработка в предложениях

 — Произнеси предложения:

Рома грызет орехи.

Курочка Ряба собирала крошки.

  • Сколько слов в первом предложении?
  • Составь схему этого предложения.
  1. Звуковой анализ

— Что нарисовано? (БАРАН)

-Сколько слогов в этом слове?

— Назови первый слог

— Сколько в этом слоге звуков?

— Назови их по порядку

— Назови второй слог

— Сколько в этом слоге звуков?

— Назови их по порядку

— Назови только гласные в этом слове

-Назови только согласные в этом слове

— Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»

  1. Закрепление

 — С каким звуком мы сегодня познакомились?

— Дай характеристику этому звуку

-Произнеси этот звук правильно.

  1. Домашнее задание
    • Придумать слова, начинающиеся на букву Р
    • Проговаривать чистоговорки:

В огороде старика репка выросла крепка.

Белые бараны били в барабаны.

  • Произвести звуковой анализ слова РАКИ

-Сколько слогов в этом слове?

— Назови первый слог

— Сколько в этом слоге звуков?

— Назови их по порядку

— Назови второй слог

— Сколько в этом слоге звуков?

— Назови их по порядку

— Назови только гласные в этом слове

-Назови только согласные в этом слове

— Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»

 

  Звук Р

(постановка)

Занятие № 2

 

  1. Организационный момент

2.Артикуляционная разминка

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

3.Упражнения для развития мелкой моторики

4.Работа над звуком

  • Узнавание звука

— Отгадай загадку. Скажи, какой звук слышен в конце слова:

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят

(помидор)

  •  Повторение буквы Р

— Найди в своем альбоме и обведи в кружок только правильно написанные буквы Р

— Пропечатай букву Р в тетради

  • Упражнения в произнесении

— Когда мы произносим звук Р , то широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит.

— Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта.

— Попробуй порычать , как – будто работает мотор трактора: Р-Р-Р-Р

  • Повторение характеристики звука

— Гласный или согласный звук Р?

— Глухой или звонкий ?

  • Упражнения в дифференциации звука Р на слух

— Я буду называть слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь звук Р:

рак

баран

слон

барак

крот

енот

шрам

шалаш

ералаш

крыло

народ

огород

магазин

мороженое

стол

крыша

дерево

альбом

парта

книга

ранец

спор

хвост

вперед

  • Повторение слов на данный звук

Придумай слова, начинающиеся на звук Р

— Придумай слова,  заканчивающиеся на звук Р

— Придумай слова, чтобы звук Р был в середине слова

  • Отработка звука Р в слогах

 — Повтори слоговые цепочки

АРА-АРА-АРА

ОРО-ОРО-ОРО

РУА-РУА-РУА

КРАК-КРОК-КРЫК

ТРАК-ТРОК-ТРЫК

БРАК-БРОК-БРЫК

УРА-ОРА-ЫРА

ИРУ-УРУ-ОРУ

  • Отработка в словах

— Произнеси , четко проговаривая звук Р:

шар-шары

хор-хоры

сыр-сыры

рак-раки

крыса-крысы

картошка-картошки

 Я произношу слово, когда предмет один , а ты говоришь слово, когда предметов много:

рука-

рама-

река-

роща-

рыба-

крот-

кран-

крыша-

баранка-

барабан-

мартышка-

баран-

 

  • Отработка в предложениях

 — Произнеси предложения:

Пароход причалил к берегу.

Посреди двора стоит гора.

5.Звуковой анализ

— Что нарисовано? (МАРКА)

-Сколько слогов в этом слове?

— Назови первый слог

— Сколько в этом слоге звуков?

— Назови их по порядку

— Назови второй слог

— Сколько в этом слоге звуков?

— Назови их по порядку

— Назови только гласные в этом слове

-Назови только согласные в этом слове

— Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»

6.Закрепление

 — Какой звуком мы сегодня закрепляли?

— Дай характеристику этому звуку

-Произнеси этот звук правильно.

  1. Домашнее задание
  • Игра « Поймай звук» — Взрослый называет слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит звук Р:

кроты

свеча

март

май

сорока

барсук

сказка

сварка

заяц

корова

молоко

провод

  • Проговаривать чистоговорки:

Жираф сожрал жвачку.

На грядке росли гречка и просо.

  • Произвести звуковой анализ слова БАРСУК

 Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»

 

 

Звук Р

(постановка)

Занятие № 3

 

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

— Чей одуванчик раньше улетит?

— Громко позови мишку, зайку и лисичку поиграть : «М-и-и-ша-а-а-, иди-и-и-и!»

  1. Объявление темы

— Послушай внимательно слова КОМАР,  РЫБА,  МАРКА

— Какой общий звук есть в каждом из этих слов?

  1. Постановка звука

5.Анализ артикуляции

  • Губы полураскрыты или же занимают положение необходимое для произнесения последующего, предшествующего звука.
  • Зубы разомкнуты.
  • Язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
  • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в Носовую полость
  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Как заводится мотор у трактора ? ( Р-Р-Р)

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:

H  Р  Л  Д  Р  Ж  Л Р  В  У  П  Р  Л  Т  Р  М  Л

  • Опознание из слогов

— Топни ножкой , если услышишь звук Л:

ЛА  ПА  РИ  ЛИ  ИЛ РА  ИТ  ИН  ОР  ЕН  ЕЛ  ИР  УЛ  УВ

  • Опознание из слов

— В каких словах есть звук л –запомни их и потом повторишь:

Журавль

Изба

Берлога

Глаза

Рука

Деревня

Карандаш

Зима

Резинка

  • Опознание из предложений

— Запомни слова со звуком Р:

Рожь да пшеница годом родится,

А добрый человек всегда пригодится.

  • Опознание из текста

— Сколько раз в тексте ты услышишь звук Р:

Шура играет на гитаре.

Вера и Рома играют в жмурки.

8.Закрепление звука в слогах

— Повтори четко за мной:

РВА – РВУ – РВЫ — РВО

ТРА – ТРУ – ТРЫ — ТРО

ДРА – ДРУ – ДРЫ — ДРО

АРТ – УРТ – ОРТ — ЫРТ

9.Закрепление звука в словах

— Произнеси слова:

радость

рак

ручка

рыжик

рожки

рама

рана

радуга

ранец

рагу

работа

растение

ракушка

радио

рояль

ролик

роза

рост

рука

робот

роща

рой

рогатка

руль

ручей

румяный

рукавицы

рыжик

рыбак

10 Закрепление звука в предложении

— Повторяй за мной:

РА – РА – РА – были мы в гостях вчера

РО – РО – РО – потерял петух перо

РУ – РУ – РУ – мышка спряталась в нору

РЫ – РЫ – РЫ – у ребят в руках шары

ОР – ОР – ОР – мы пошли гулять во двор

УР – УР – УР – во дворе кормили кур

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговаривай за мной:

В аквариуме плавают рыбки.

После дождя на небе радуга.

Петухи во дворе устроили драку.

В магазине продавец продает игрушки.

12.Домашнее задание

  • Проговаривать слоги и слова со звуком Р (какие были на занятии)
  • Ответить на вопросы полными предложениями:

Что летит в космос? ( РАКЕТА)

Чем мы причесываемся? ( РАСЧЕСКОЙ)

Что у коровы на голове? ( РОГА)

Кто плавает в воде ? ( РЫБА)

 Кто ловит рыбу ? ( РЫБАК)

  •  Игра «Измени одно слово» — по очереди меняются слова в предложении:

Осенью в саду созревают фрукты.

  • Договаривать строчки так, чтобы получалось складно:

РЕ – РЕ – РЕ – конфеты дали …. ( ДЕТВОРЕ)

РИ – РИ – РИ – зарядку делаем раз, два, … ( ТРИ)

АРЬ – АРЬ – АРЬ – на стене висит … ( ФОНАРЬ)

 

 

Звук Р/

 (постановка)

Занятие № 4

 1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики»

  1. Объявление темы

Послушай внимательно слова ЗВЕРЬ  СУХАРЬ  ФОНАРЬ  ДВЕРЬ

— Какой звук слышишь на конце слов? ( РЬ)

  1. Постановка звука

— Произнеси сначала : Р-Р-Р

—  А теперь произнеси РИ – РИ – РИ, РЮ – РЮ – РЮ , РЯ – РЯ – РЯ, растягивая губы в улыбку.

5.Анализ артикуляции

  • Губы полураскрыты или же занимают положение необходимое для произнесения последующего, предшествующего звука.
  • Зубы разомкнуты.
  • Язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
  • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в Носовую полость
  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.
  • Мягкий звук Р/ отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к небу и некоторым продвижением его вперед.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Как рычит маленькая рысь? ( РЬ – РЬ – РЬ )

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук РЬ:

H  РЬ  Л  Д  Р  Ж  Л РЬ  В  У  П  РЬ  Л  Т  РЬ  М  Л

  • Опознание из слогов

— Топни ножкой , если услышишь звук РЬ:

ЛА  ПА  РИ  ЛИ  ИЛ РА  ИТ  ИН  ОР  ЕН  ЕЛ  ИР  УЛ  УВ

  • Опознание из слов

— В каких словах есть звук Р –запомни их и потом повторишь:

якорь

стол

букварь

репа

чашка

рюкзак

ремень

редис

блокнот

рябина

рисунок

домик

пряник

варенье

крепость

халат

море

карета

цветок

брюки

  •  Опознание из предложений

— Запомни слова со звуком РЬ

У Ирины красные рукавички.

Рита играет на гитаре.

Римма рисует пузыри

  • Опознание из текста

— Сколько раз в тексте ты услышишь звук Р:

Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.

У черепахи – панцирь. Она прячет туда голову от страха.

— Что делала Варвара?

— Что есть у черепахи?.

8.Закрепление звука в слогах

— Повтори четко за мной:

РЯ-РЯ-РЯ-РЯ

РЕ-РЕ-РЕ-РЕ

РИ-РИ-РИ-РИ

РЮ-РЮ-РЮ-РЮ

РЯ-РЕ-РИ-РЮ

РЕ-РЮ-РИ-РЯ

РЯ-РИ-РЮ-РЕ

РЕ-РЕ-РИ-РИ

— На слог РЕ придумай слова

( резинка  решение  резвый  резчик  ремонт  ремень  революция  реакция  ретивый)

9.Закрепление звука в словах

— Произнеси слова:

репа

редька

речь

редиска

ремень

резкий

рябина

ревушка

рюкзак

ряд

рисунок

рис

редко

река

ремонт

три

триста

трибуна

трико

стрела

стрекоза

треск

трель

тревога

трещотка

тренер

треугольник

10 Закрепление звука в предложении

— Повторяй за мной:

Рита-Рита- Маргарита, —

Громко пел магнитофон.

Батарейки вдруг сломались,

Тишина пришла к нам в дом.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговаривай за мной:

В аквариуме плавают рыбки.

В воротах стоит вратарь.

Дети пускали мыльные пузыри.

12.Домашнее задание

  • Проговаривать слоги и слова со звуком РЬ (какие были на занятии)
  • Игра «Измени одно слово» — по очереди меняются слова в предложении:
  • Придумать слова со звуком РЬ в середине слова и хорошо их проговаривать.
  • Договаривать строчки так, чтобы получалось складно:

РЕ – РЕ – РЕ – конфеты дали …. ( ДЕТВОРЕ)

РИ – РИ – РИ – зарядку делаем раз, два, … ( ТРИ)

АРЬ – АРЬ – АРЬ – на стене висит … ( ФОНАРЬ)

 

 

Звук Р- РЬ

(автоматизация)

Занятие № 5

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

  1. Объявление темы
  • Отгадай загадку:

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит, — не выбежит.

( РЕКА)

  1. Произношение изолированного звука

— Порычи как рычит маленький тигренок. ( РЬ-РЬ-РЬ)

— А теперь порычи, как рычит взрослый тигр ( Р-Р-Р)

  1. Анализ артикуляции по плану
    • Губы полураскрыты или же занимают положение необходимое для произнесения последующего, предшествующего звука.
    • Зубы разомкнуты.
    • Язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
    • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в Носовую полость
    • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
    • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.
    • Мягкий звук Р/ отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к небу и некоторым продвижением его вперед и дополнительным растягиванием губ в улыбку.
  2. Характеристика звука

— Звук Р – согласный, звонкий, твердый.

— Звук РЬ – согласный, звонкий мягкий.

— Какие еще звонкие звуки ты знаешь?

  1. Связь звука с буквой

— Посмотри на букву Р. На что она похожа?

— Напиши букву Р в воздухе.

— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву Р. В какую сторону ты будешь писать?

— Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.

— Как превратить букву В в букву Р?

  1. Развитие фонематического слуха

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р:

гора

зебра

нора

вера

выдра

кобра

Шура

Ура

Ведро

Бедро

Штора

Ядро

метро

кенгуру

тигры

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

— Произнеси за мной слоги:

АРВА – УРВА – ЫРВА – ИРВА

УРТА – ИРТА – ОРТА – АРТА

 -Составь схему слога ОРТА

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

Серебро

Сера

Журнал

Корзина

Жмурки

Маршал

Картон

Артист

Арбуз

Прием

Привет

Прическа

Тряпка

Пряжа

Моряк

Корь

Якорь

Дверь

Зверь

Пузырь

Пустырь

 Январь

Декабрь

Календарь

Богатырь

Букварь

 Что означает слово СЕРА?

— Составь схему этого слова.

— Расскажи про каждый звук.

 

  1. Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

— Повторяй предложения:

У Веры расцвела розовая роза.

Из самовара идет пар.

На рынке продавали рыбу.

Федор топором рубит дрова.

— Сколько слов в последнем предложении?

— Составь схему этого предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

— Произнеси вслед за мной по строчке:

В роще живет рысь.

Рысь умеет грозно рычать.

— О ком этот текст?

— Что умеет делать рысь?

  1. Итог занятия.

 — Какой звук сегодня закрепляли?

— Какой это звук?

 — С какой буквой познакомились?

— В какую сторону она «смотрит»?

  1. Домашнее задание.
  • Со словами РОМА и РАКЕТА   придумать предложение и зарисовать его схему, четко уметь проговаривать.
  • Игра «Снежный ком» — продолжить предложение,  добавляя по одному слову (нужно как можно больше слов добавить) по смыслу: РЕБЯТА РИСУЮТ…
  • К слову РЫСЬ придумать как можно больше прилагательных:

РЫСЬ ( какая?) –

ПУШИСТАЯ, ДИКАЯ, КРАСИВАЯ, ДРЕССИРОВАНАЯ, … и т.д.

 

  

Звук Р — РЬ

(дифференциация)

Занятие № 6

 

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики»

 

  1. Объявление темы

-Какой первый звук в слове РЮКЗАК?

— А какой первый звук в слове РОМА?

 

  1. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются

— Как рычит мотор у маленького трактора ? ( РЬ-РЬ-РЬ)

— А как рычит мотор у большого трактора? ( Р – Р-  Р )

 

  1. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции

— Чем в произношении различаются звуки Р и РЬ?

( когда произносим звук Р – губы полураскрыты,

а когда произносим звук РЬ – губы растягиваются в улыбку)

 

  1. Характеристика звуков

Звук Р – согласный, звонкий, твердый.

Звук РЬ – согласный,  звонкий, мягкий.

 

  1. Связь звуков и букв

 — Звуки Р и РЬ обозначаются одной и той же буквой – Р.

— Из каких элементов состоит буква Р ?

(Буква состоят из элементов – полуовал или закругление и прямая палочка).

— Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – Р  Р  Р  …

 

  1. Развитие фонематического слуха

— Когда услышишь звук Р– подними букву  синюю карточку,  когда услышишь звук РЬ  – подними зеленую карточку.

 

Река – рыба

Рак – хряк

Ромашка – ребенок

Береза – дорога

Гриб — гроб

Ведро – ревет

Дверь – двор

 

Придумайте предложение с последней парой слов.

 

  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

— Повторяй за мной четко:

РА – РЯ

РО – РЕ

РИ – РЫ

РУ — РЮ

— Составь схему слога  РА  и РЯ.

— Почему эти две схемы получились     разные?

  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.

— Повторяй за мной слова:

дверь – двор

ведро – берет

 матрешка – аквариум

ковер – зверь

река — рука

брюки – руки

шар – шарь

мир – мири

—  Объясни смысл пары слов: ДВЕРЬ _ ДВОР

— Сколько слогов в слове ДВЕРЬ

— Сколько звуков в слове ДВЕРЬ

— Дай характеристику каждому звуку.

— Составь схему слова ДВЕРЬ

— Напиши слово ДВЕРЬ. Напиши слово ДВОР.

— Подчеркни буквы, которые разные в этих словах.

 

  1. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):

У Шуры болит…(РУКА),

 По равнине течет …( РЕКА),

— Какие слова по звучанию?

— Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?

— Что означают эти слова?

— Составь схему второго предложения.

  1. Дифференциация звуков в тексте.

— Поднимай соответствующие буквы:

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Летели три вороны – черны, пестроголовы.

-А теперь повтори вслед за мной эти чистоговорки и пословицы.

— Как понимаешь смысл?

  1. Итог занятия.

— Какие звуки мы учились различать?

— В чем различие этих звуков?

 

  1. Домашнее задание.
  • Четко проговаривать предложения. Составить схему одного из них.

Трое трубачей трубили в трубы.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

  • Выучи стихотворение. Четко произносите звук Р:

Самовар, самовар,

У тебя внутри пожар,

У тебя внутри жара, звать гостей уже пора.

  • Нарисуй несколько предметов, названия которых начинаются на звук Р  — справа, и начинающихся на звук РЬ – слева.

 

 

Звук Р — Л

(дифференциация)

Занятие № 7

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Для звука Р

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики»

 Для звука Л

Упражнение «Накажем  язык»

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение Пароход гудит»

Упражнение «Индюк»

Упражнение «Качели»

Упражнение « Как лошадка цокает»

 Объявление темы

-Отгадай загадки:

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет-

Рухнул мост, и щепок нет.

( РАДУГА)

 

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки

( ЛУНА)

 

-Какой первый звук в слове РАДУГА и в слове ЛУНА?

  1. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются

— Как рычит мотор у большого трактора? ( Р – Р-  Р )

— Как звучит капельки, когда падают? ( ЛЬ – ЛЬ – ЛЬ)

  1. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции

Звук Р

  • Губы полураскрыты
  • Зубы разомкнуты.
  • Язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен
  • Спинка языка приподнята, между нею и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
  • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость
  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

 Звук Л

  • Губы – раскрыты.
  • Зубы – разомкнуты.
  • Язык – кончик поднимается и упирается в верхние резцы
  • Передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами – щели, через которые проходит воздух
  • Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».

 — Чем в произношении различаются звуки Р и Л?

  1. Характеристика звуков

Звук Р – согласный, звонкий, твердый или мягкий

Звук Л – согласный,  звонкий, твердый или мягкий.

Чем же похожи звуки Л и Р ?

  1. Связь звуков и букв

 — Звуки Р и Л обозначаются буквами  Р и Л.

— Из каких элементов состоят буквы Р и Л ?

— Чем похожи буквы и чем отличаются?

— Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – Р  Л  Р Л …

  1. Развитие фонематического слуха

— Когда услышишь звук Р– подними букву  Р,  когда услышишь звук Л  – подними букву Л.

арена Лена Рак лак лама  рама полет  ролики улет ракета  лампа  цирк

Придумайте предложение с любым из этих слов.

  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

— Повторяй за мной четко:

РА – ЛА

РО – ЛО

РИ – ЛИ

РУ — ЛЮ

— Составь схему слога  РА  и ЛА.

— Почему эти две схемы получились     одинаковые?

  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.

— Повторяй за мной слова:

РАМА – ЛАМА

 РАК – ЛАК

РУКА — ЛУНА

—  Объясни смысл пары слов: РАК   — ЛАК

— Дай характеристику слову РАК и ЛАК

— Запиши эти слова.

— Подчеркни буквы, которые разные в этих словах.

  1. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):

В реке живет большой …( РАК).

 Мама купила в магазине …(ЛАК).

— Какие слова по звучанию?

— Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?

— Составь схему второго предложения.

  1. Дифференциация звуков в тексте.

— Поднимай соответствующие буквы:

Лето, лето, лето,

Сладкая пора!

Сижу и ем смородину

С утра и до утра.

-А теперь повтори вслед за мной это стихотворение

  1. Итог занятия.

— Какие звуки мы учились различать?

— В чем различие этих звуков?

  1. Домашнее задание.
  • Придумать и нарисовать предметы на звук Р – слева, а предметы на звук Р — справа.
  • В  тексте обведи в кружок букву Р и  в квадратик букву Л:

Римма кладет в кашу сладкое масло.

Мышка грызет желтый орех.


Конспект по постановке звука Р

Конспект по постановке звука [р]

Тема: звук [р] и буква Р

Структура занятия

Цели:

I. Коррекционно-образовательные

-Дать понятие о правильной артикуляции звука [р]

-Закрепить представление о звуке и букве

II. Коррекционно-развивающие

-Формирование правильного артикуляционного уклада на звук [р]

-Развитие артикуляционной моторики

-Развитие мелкой моторики.

-Развитие фонематического слуха

-Закрепление навыка речевого дыхания

III. Коррекционно-воспитательные

-Формирование усидчивости и внимания на занятии

Оборудование: зеркало, ватная палочка, схема анализа артикуляции, предметные картинки.

Ход занятия

Этапы

Содержание

1.Орг момент

2. Массаж лица

3.Развитие мелкой моторики

4.Артикуляционная гимнастика

5. Объявление темы

6. Анализ артикуляции

7. Характеристика звука

8. Постановка звука

9. Связь буквы и звука.

10. Развитие фонематических процессов

11. Итог занятия

12. Д/З

Здравствуй, Степа! Сегодня к нам на занятие придет гость, а кто придет, мы узнаем с тобой позже, а пока мы с тобой хорошо подготовимся к нашему занятию.

Давай сделаем с тобой массаж лица, чтобы расслабить все мышцы, чтобы личико у нас отдохнуло.

Начинаем с поглаживающих движений. Погладим лобик, носик с щечками до ушей, подбородок. А теперь постукивающие движения, пощипывающие движения. Молодец, умница.

Давай с тобой разогреем наши пальчики. Сожмем наши пальчики в кулачек и разожмем их. «На моей руке 5 пальцев, 5 держальцев, 5 хватальцев, чтобы брать и чтоб дарить, чтоб хватать и чтоб пилить. Их не трудно сосчитать. Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальцы под счет)»

Мимическая гимнастика:

Посмотри на эти картинки, и отгадай что делает эта мордочка, а ты сможешь также повторить?( радость, грусть, удивление)

Упр для губ:

Улыбаемся лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

Упр для ниж челюсти:

Зубы мы сближаем, заборчик получаем.

Упр для языка: А теперь делаем упражнение чистим верхние зубки, маляр, лошадка. Сл упражнение грибочек, удерживаем под счет до 10. Растягиваем «гармошку». Барабаны мы берем, барабаним мы вдвоем. (д д д д д д)

Упр. на воздушную струю:

А теперь сделаем с тобой фокус, я положу тебе ватку на кончик носа, а ты высунув язык чашечкой, должен будешь сдуть ватку с носа

Почему-то не до игр,

Если рядом бродит …(тигр)

Но наш тигр не опасный,

А очень даже прекрасный,

Звук последний в слове тигр определите, и к нему скорей идите. Вот к нам в гости сегодня пришел тигр, и мы с тобой сегодня будем учиться подрожать тигру.

Тема сегодняшнего занятия, звук [р] и буква Р.

Давай с тобой разберем положение наших губ, зубов и языка при произнесении звука [р]

  • Губы в улыбке.

  • Зубы разомкнуты

  • Кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, когда выходит воздух, язычок дрожит.

  • Голосовые связки работают

Если участвуют все органы артикуляционного аппарата и воздушная струя не может свободно проходить, и встречает преграду, значит этот звук…..( согласный).
-А теперь поговорим о звонкости звука Р.(на голышке)
-Так какой же это звук по звонкости? (звонкий).
-Какой это звук по напряжению спинки языка? (твердый). Молодец, Степа!

Помнишь как мы с тобой барабанили язычком? Давай снова побарабаним, покажем нашему тигру, какие мы с тобой музыканты ( логопед достает игрушечный барабан). Я буду стучать в этот барабан, а ты в это время стучи языком по «потолку» с широко открытым ртом.

А теперь, большим пальцем руки будем подбалтывать твой язык, попробуем сделать «Болтушку» и услышим рычание тигра. ДРРРРРРРР

Степа, у звука [р], есть сестра, буква Р. Есть такое правило, «звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем». Составь пожалуйста из этой ленточки букву Р.На что походит буква Р? Из каких элементов состоит буква Р? Молодец!

Сейчас мы с тобой поиграем, будем хлопками ловить звук [р]. Я буду говорить много разных звуков, а ты хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [р].

[с], [з], [р], [м], [н], [л], [р].

— Хорошо. А теперь я буду говорить слоги, а ты хлопнешь в ладоши, если услышишь в них звук [р].

Са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, лу, ру, пу.

Аналогично слова, если в слове услышишь звук [р], хлопнешь в ладоши – каша, капуста, рак, рука, костер, лампа.

Сегодня мы с тобой учились рычать как тигр.
В каком положении у нас находятся губы зубы и язык при произнесении звука [р]?
Какой это звук? Гласный или согласный? Почему? А еще какой он? Твердый или мягкий? Почему? Звонкий или глухой? Почему? Молодец!

Тренироваться дома делать «Болтушку», путем потбалтывания языка из стороны в сторону, при выполнении барабана: д-д-д-д-д

План-конспект урока по логопедии на тему: Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.

Объявление темы занятия.  

Характеристика артикуляции.

Динамическая пауза.

Постановка звука.

Закрепление изолированного звука.

Развитие фонематического слуха.

Домашнее задание.

Итог занятия.

.

Здравствуй. Как твои дела? Как настроение?

(Логопед обращает внимание на осанку ребенка, проверяет хорошо ли ребенок видит себя в зеркало.)

Сейчас мы будем выполним гимнастику для языка и губ. Посмотри в зеркало на то, как я буду выполнять упражнения и сделай также.

(Упр.: «Иголочка», «Улыбка», «Катушка», «Желобок».  

  Теперь мы ещё выполним ряд упражнений: «Маляр», «Лошадка», «Дятел», «Задуй свечу», «Загнать мяч в ворота».

Наша тема звук [Р].

Сейчас мы с тобой будем смотреть, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить тебе, а ты повторяй: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Под воздействием выдыхаемой струи язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить)

Так, хорошо. Давай немножко отдохнём. Встань и повторяй за мной: «Ветер дует нам в лицо (машем ладошками в сторону лица). Закачалось деревцо (поднимаем руки вверх и качаем ими)». Итак, мы немножко отдохнули, теперь давай садиться.

Мы с тобой узнали, как у нас располагаются губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р]. Теперь давай попробуем его произнести.

Теперь я буду твоим пальчиком шевелить язычок, а ты старайся его произнести. Теперь попробуй быстро произносить звук [Д].

Ты, наверно, слышал, как рычит тигр. Повтори его рычание. А как работает трактор?

Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук Р.

(Слоги: ПА-МА-РА-ГА-ВА-РА) теперь я буду произносить слова, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь Р. Кошка, мяч, рыба, гнездо, дерево.

Дома с мамой или папой повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Иголочка», «Улыбка», «Катушка», «Желобок», «Маляр», «Лошадка», «Дятел».

Еще раз попробуй смастерить звук Р.

Ещё раз назови, какой звук мы сегодня учились произносить?

Как располагаются губы, зубы и язычок?

И напоследок давай произнесём его.

Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии ты поработаешь ещё лучше. До свидания.

 

Здравствуйте!(садится)

Отлично!

Хорошее!

Ребенок повторяет за логопедом.

Ребенок выполняет инструкции логопеда.

Ребенок смотрит в зеркало, слушает инструкции, повторяет за логопедом.

Ребёнок встаёт и повторяет движения за логопедом.

Ребёнок повторяет за логопедом звук.

Ребёнок произносит звуки.

Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук Р.

Ребёнок говорит и произносит.

Ребёнок произносит.

Ребёнок прощается до следующего занятия.

Конспект логопедического занятия по постановке звука «Р»

Логопедическое занятие по постановке звука «Р»

(у детей 6-7 лет)

  1. Организационный момент : Игра с мячем « Кто как голос подает?»

( логопед бросает мяч и называет животное, а ребенок воспроизводит голос животного) –Собака (гав, гав), корова (му-у-у), лошадь (иго-го), волк (у-у-у), утка (кря-кря) и др.

  1. Уточнение артикуляционного уклада звука «р» , объяснение ребенку артикуляционной позы речевого аппарата для правильного произношения звука «р». Логопед показывает с помощью своего речевого аппарата правильное произношение звука «р», ребенок повторяет отраженно.

  2. Артикуляционная гимнастика по звуку «р»:

  1. «ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

  2. «ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

  3. «КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  4. «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

  5. «ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

  6. «КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

  7. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

  8. «ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  9. «ГРИБОК» — Присосать язычок к верхнему небу и держать в таком положении ( логопед ведет счет до 10, и так можно 3- 4 раза повторить)

  1. Постановка звука «р» .

— Из положения языка в форме « грибочка» начинаем ,как будто, заводить мотор в машине , произнося : «др-др-др-др» . Поначалу может звучать вот такое сочетание «дж-дж-дж-дж», но чем больше тренироваться тем быстрее выскочит «др».

— Так же можно поднять «грибок» и прижать справа и слева края языка пальцами , пытаясь провести выдыхаемый воздух посередине язычка, для создания вибрации кончика языка.

5. Произнесение прямых и обратных слогов на «р»

РА

РО

РУ

РЫ

РЭ

АР

ОР

УР

ЫР

ЭР

РЕ

РИ

РЮ

РЯ

ЕР

ИР

ЮР

ЯР

  1. Физкультминутка « Высокий- низкий», логопед называет высокие и низкие предметы ,а ребенок поднимает и опускает руки вверх или вниз.

  2. Работа, направленная на развитие фонематического слуха : логопед читает набор слов в которых есть звук и «р» и в которых нет этого звука, ребенок отвечает на вопрос где есть звук «р».

  3. Пальчиковые игры. Можно взять за основу русские – народные сказки и с помощью рук и пальцев изображать сюжет.

  4. Развитие мелкой моторики рук – рисование на манной крупе, лепка из пластилина, наклейка аппликации, раскладывание пуговиц по цветам идр.

  5. Выбор картинок в названии которых есть звук «р».

  6. Беседа с ребенком о прошедшем занятии: «Что понравилось на занятии? Что вызвало затруднения? Что нового ты узнал?»

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука Р»

 Конспект индивидуального логопедического занятия

в подготовительной группе с ОНР

Тема: «Постановка звука Р»

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление понятий «звук и буква», активизация словаря прилагательных, развитие зрительно-пространственных представлений.

Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия.

Коррекционно-воспитательные: воспитание внимания, усидчивости.

Средства реализации: зеркало, разрезные буквы, картинки для артикуляционных упражнений, карандаш, тетрадь в клеточку, письмо с заданиями, буквы на магните, картинки для рассказа «Весёлая история про машинку».

Ход ООД:

      1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришло письмо из «Поле чудес». Давай узнаем, что в этом конверте?

               Открываем конверт. В этом конверте есть задания. (Перед ребёнком из букв разрезной азбуки выложено слово).

              Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, тебе нужно выполнить задания. После каждого правильно выполненного задания открываем одну карточку.

2.Послушай и определи какой звук часто встречается в этом     стихотворении? (Задание №1)

Ранним утром кое-как

На острове роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить!

Логопед: Правильно. А на что похожа буква Р?

Ребенок: называет.

Логопед: Покажи пожалуйста букву, звук которой слышался чаще всех остальных?

Ребенок: находит на магнитной доске букву Р.

Задание №2

 «Силачи»

Представь, как будто ты силач. И поднимаешь тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

Задание № 3

Дыхательная гимнастика «Кто дальше прокатит карандаш»

Задание №4  

Картинки с артикуляционными упражнениями.

Артикуляционная гимнастика  «Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Артикуляционная гимнастика «Хоботок» 

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Артикуляционная гимнастика «Маляр»

Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперед-назад, вперед-назад…

Ремонту каждый будет рад.

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам  с тобой.

Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»

В руки барабан возьмем

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д» застучали.

Задание №5

«Поймай звук» (Развитие фонематического восприятия)

Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»

Изолированно: Р Н Р Г Р З Р Р В Р Д Р Ж Р М Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.

Задание №6

 «Где живёт звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Примерные слова:  рука, ведро, костер, сахар, артист, рот, горы.

Задание № 7

Графический диктант

Ребёнок рисует линии, в тетради в клетку, под диктовку логопеда:

3 клетки влево, 2 вверх, 3вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.

Логопед: Что получается?

Ребенок: Машина.

Логопед: Дорисуем колёса.

Активизация словаря прилагательных.

Логопед: Какая бывает машина?

Ребенок: подбирает признаки (быстрая, грязная, новая, красная, красивая, большая, грузовая).

Задание № 8

«Весёлая история про машинку»  (Учимся образовывать глаголы с помощью приставок)

Жила-была маленькая легковая манка. Решила она поехать в гости к своему другу грузовичку. Давай расскажем вместе, как машинка ехала в гости. Добавь словечко!

Машинка из гаража …выехала и по дороге …поехала. Яму …объехала и к реке …подъехала. Речку по мосту…переехала, с моста…съехала, дальше …поехала. Ехала-ехала и в гости …приехала.

Все задания выполнены, слово разгадано.

3.Итог.

Логопед: ты сегодня молодец, справился со всеми заданиями. Прочитай слово, которое получилось (или посмотри картинку) и узнаешь кто отправил тебе это письмо. (Буратино)

План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.

Объявление темы занятия.  

Характеристика артикуляции.

Динамическая пауза.

Постановка звука.

Закрепление изолированного звука.

Развитие фонематического слуха.

Домашнее задание.

Итог занятия.

.

Здравствуй. Как твои дела? Как настроение?

(Логопед обращает внимание на осанку ребенка, проверяет хорошо ли ребенок видит себя в зеркало.)

Сейчас мы будем выполним гимнастику для языка и губ. Посмотри в зеркало на то, как я буду выполнять упражнения и сделай также.

(Упр.: «Иголочка», «Улыбка», «Катушка», «Желобок».  

  Теперь мы ещё выполним ряд упражнений: «Маляр», «Лошадка», «Дятел», «Задуй свечу», «Загнать мяч в ворота».

Наша тема звук [Р].

Сейчас мы с тобой будем смотреть, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить тебе, а ты повторяй: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Под воздействием выдыхаемой струи язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить)

Так, хорошо. Давай немножко отдохнём. Встань и повторяй за мной: «Ветер дует нам в лицо (машем ладошками в сторону лица). Закачалось деревцо (поднимаем руки вверх и качаем ими)». Итак, мы немножко отдохнули, теперь давай садиться.

Мы с тобой узнали, как у нас располагаются губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р]. Теперь давай попробуем его произнести.

Теперь я буду твоим пальчиком шевелить язычок, а ты старайся его произнести. Теперь попробуй быстро произносить звук [Д].

Ты, наверно, слышал, как рычит тигр. Повтори его рычание. А как работает трактор?

Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук Р.

(Слоги: ПА-МА-РА-ГА-ВА-РА) теперь я буду произносить слова, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь Р. Кошка, мяч, рыба, гнездо, дерево.

Дома с мамой или папой повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Иголочка», «Улыбка», «Катушка», «Желобок», «Маляр», «Лошадка», «Дятел».

Еще раз попробуй смастерить звук Р.

Ещё раз назови, какой звук мы сегодня учились произносить?

Как располагаются губы, зубы и язычок?

И напоследок давай произнесём его.

Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии ты поработаешь ещё лучше. До свидания.

 

Здравствуйте!(садится)

Отлично!

Хорошее!

Ребенок повторяет за логопедом.

Ребенок выполняет инструкции логопеда.

Ребенок смотрит в зеркало, слушает инструкции, повторяет за логопедом.

Ребёнок встаёт и повторяет движения за логопедом.

Ребёнок повторяет за логопедом звук.

Ребёнок произносит звуки.

Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук Р.

Ребёнок говорит и произносит.

Ребёнок произносит.

Ребёнок прощается до следующего занятия.

Тема: «Постановка звука Р» — логопедия, уроки

Конспект индивидуального логопедическое занятия

Тема: «Постановка звука Р»

Цель: Постановка звука Р.

Задачи:

  • автоматизация звука л и ль в словах, слогах, предложениях;

  • развитие речевой моторики;

  • уточнение артикуляции звука Р;

  • развитие фонематических процессов;

  • постановка звука Р и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении;

  • закрепление связи звука и буквы Р;

  • развитие зрительного восприятия, мышления, слуховой памяти;

  • дифференциация звуков Д и Т,

Оборудование: картинка «Рак», картинки с изображением предметов имеющих звук Р, артикуляционный профиль, сигнальная карточка, звуковая линейка, карточки к игре «Шершавые квадраты».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они хотят посмотреть, чем мы с тобой занимаемся на занятии. Пожалуйста, не волнуйся, но будь внимателен и следи за тем, что я тебе буду говорить.

II. Проверка домашнего задания.

1. – Давай проверим домашнее задание. Что ты должен был выучить к сегодняшнему занятию? (Стихотворение) Читай стихотворение четко, громко, не спеши.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

И.Такмакова

— Молодец, я сейчас буду говорить чистоговорки, а ты повторяй за мной.

2. Автоматизация звука л и ль в слогах и словах.

а) Сло, сло, сло – снегом занесло.

Зла, зла, зла – завязал я два узла.

Плу, плу, плу – рады мы теплу.

Тлы, тлы, тлы – чищу я котлы.

Кли, кли, кли – много булок напекли.

Дле, дле, дле – я сижу в седле.

б) Скороговорка:

Мы ели, ели ершей у ели.

Их еле – еле у ели доели.

— Следующее задание. Я буду произносить начало слова, а тебе нужно добавить слог.

в) Добавь слог со звуком л или ль

— добавь слог – ла – или – ля –

ми…пи…пу…си…смо…стре…

— добавь слог – лок – или – лек –

васи…пото…уго…узе…коте…заты…

3.- Каким звуком отличаются слова угол – уголь? Правильно, в слове угол на конце звук л, а в слове уголь на конце звук ль.

III. Сообщение темы занятия.

1. – А теперь переходим к теме занятия.

На доске – несколько картинок (кошка, паук, рак)

Я загадаю загадку, а ты должен показать картинку с отгадкой

Логопед читает загадку:

Хвостом гребёт, когда плывёт,

да только задом наперёд,

а чаще движется ползком

на дне речном или морском.

(Рак)

2. – Найди на картинке отгадку (Рак). Да, это рак. Покажи мне букву с которой начинается слово рак

(Буква Р вывешивается на доске), эта буква обозначает звук Р. Этот звук напоминает рычание собаки: Р-Р-Р-Р. Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Р. Для этого тебе надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

IV. Артикуляционная гимнастика.

— Возьми зеркало. Сейчас мы будем выполнять артикуляционную гимнастику.

Упражнения для губ:

  • «Улыбка» — статическое

  • «Трубочка» — статическое

  • «Улыбка», «Трубочка» — динамическое

Упражнения для языка:

  • Упражнение «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от одного до пяти – десяти.

  • Упражнение «Почистим зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

  • Упражнение «Подуем на чай». Предлагается подуть между губами, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для правильного произношения звука.

Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания. Используется тактильно – вибрационный контроль (ладонью или тыльной стороной руки).

  • Упражнение «Маляр». Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по небу (назад – вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался.

  • Упражнение «Грибок». Поднять расплющенный язык к альвеолам. Удерживая его в таком положении опускать нижнюю челюсть, натягивая подъязычную уздечку.

  • Упражнение «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук – д – произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Губы сохраняют положение в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

V. Уточнение артикуляции.

— Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

Повторение правильной артикуляции, глядя на профиль артикуляции по плану:

— Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец.

— Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

— Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?

Что он напоминает? (чашечку).

— Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай.

— Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.

— Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

— Молодец. А сейчас мы с тобой немного отдохнем и поиграем в игру «Шершавые квадраты».

VI. Развитие мелкой моторики.

Игра «Шершавые квадраты»

Ребенку дается два набора квадратов, по 5 в каждом. Каждый квадрат в наборе оклеен наждачной бумагой разной степени шероховатости. На одном из наборов с обратной стороны наклеены цифры от 1 до 5. Ребенку завязываю глаза и он, ощупывая квадрат в первом наборе, должен найти такой же квадрат во втором наборе.

Второй вариант: Ребенок выкладывает квадраты в порядке уменьшения или увеличения шероховатости бумаги. Правильность своего результата проверяет, перевернув квадраты. Цифры должны находиться в возрастающем или убывающем порядке.

VII. Постановка звука Р.

Используем прием постановки от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

VIII. Развитие фонематического анализа.

а) Игра «Подними букву»

Логопед называет слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. Ребенок поднимает букву Р, если в слове есть звук Р.

б) Игра «Какой звук по счету».

У ребенка цифры от 1 до 9. Логопед произносит слова, ребенок определяет какой по счету звук Р в слове, и поднимает соответствующую букву.

Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра.

IX. Дифференциация звуков Д и Т.

— Сейчас мы с тобой поиграем еще в одну игру. Я буду называть слово со звуком – д -, а ты должен заменить его на звук – т- .

Дом, дача, дрова, доска, удочка, день.

— А теперь наоборот со звуком – т — , а ты его заменяешь на звук – д -:

Трель, прутик, зонтик, винт, тема, катушка.

— Какие пары слов ты запомнил? (запись в тетрадь).

X. Отгадай загадку и нарисуй отгадку.

— А теперь переходим к графическому диктанту. Но сначала я загадаю загадку, а ты должен ее отгадать.

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывет ……

(Корабль)

Молодец! А теперь давай проверим, правильно ли ты отгадал загадку. Сейчас мы выполним графический диктант.

— Отступи от рисунка две клеточки вниз. Поставь точку. Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове корабль. Для этого сначала назови по порядку звуки. (к, о, р, а, б, ль).

XI. Подведение итогов занятия.

Молодец! Ты хорошо сегодня работал. Чем мы сегодня занимались? Какой звук учились выговаривать? (Звук Р). Домашнее задание сегодня будет такое, ты должен будешь разукрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р. Выполнить артикуляционную гимнастику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *