Конспект логопедического занятия постановка звука с – План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [З]»

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука «З»»

Тема: «Постановка звука «З»»

Цель:

1.Коррекционно- образовательная: — познакомить со звуком «З»;

— добиваться умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука «З»;

— обогащение словаря словами со звуком З, закрепление знаний о животных.

2. Коррекционно-развивающая: — закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;

— развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;

— развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

3. Коррекционно- воспитательная: — поддержание интереса к занятиям;

Оборудование: игрушка Зайчик, морковка, комарик.

Ход:

  1. Организационный момент.

— Здравствуй, давай с тобой познакомимся. Меня зовут Анна Николаевна, а как зовут тебя?

— Сегодня на занятии мы будем знакомиться с новым звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет нам его узнать — загадка.

— Зимой белый, летом серый.

В гору прыжком, а с горы кувырком (заяц).

— С какого звука начинается это слово? (Со звука З). Вот сегодня мы будем работать над произношением звука З.

  1. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

– Сейчас я расскажу историю про Маленького зайчика.

В холодный зимний день маленький зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.

А ты внимательно смотри на Зайчика и делай вместе с ним.

Он улыбнулся, (упражнение «Улыбка»). (Держим улыбку. Зубки не сжимаем).

Открыл ротик и высунул язычок вспоминая, как его грело солнышко (упражнение «Ротик открывается»).

Маленький зайчик не знал, что зимой идет снег; вдруг ему на язычок упала, холодная снежинка зайчик испугался и спрятал язычок (упражнение

«Прятки»).

Понравилось Зайчику играть с язычком; то высунет, то спрячет, то высунет, то спрячет.

А еще Зайчик вспомнил, что осенью он ел вкусную морковку, она для него была такая вкусная, как нам вкусное варенье (Упражнение «Оближи губки»)

А потом чистил зубки. (Упражнение «Чистим зубки»)

Он посмотрел на ёлочку, а на ней много иголочек (Упражнение «Иголочка»)

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

— Вдруг подул ветер. Голые веточки на кустиках задрожали. Зайчик испугался. Посмотрел вокруг. А ветерок все дует, шевелит веточки на кустах.

— Давай с тобой покажем, как дует ветер (Вдохнуть воздух носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.)

— Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться. Это всего – на всего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся Зайчик и стал опять летние забавы вспоминать.

 Знакомство со звуком «З».

— Летом Маленький Зайчик познакомился с комариком Комаром – Комаровичем. Комар – Комарович летом около Зайчика летал и громко звенел «З – З – З».

— Как звенел Комар – Комарович?

— А ты хочешь научиться звенеть так же хорошо, как Комар – Комарович?

— При произнесении звука «З»

а) Губы в улыбке, зубы видны;

б) Зубы сближены, но не сомкнуты.

в) Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.

г) Передняя часть стенки языка поднимается к верхним бугоркам и образует с ними щель

д) Боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам.

е) По середине языка идет сильная холодная струя воздуха.

ё) Голосовые связки напряжены, сближены, колеблются, в результате чего

образуется голос (контроль ладонью на горлышко).

— Посмотри в зеркало, улыбнись и произнеси звук «З».

— Звук «З» можно петь?

– Значит звук «З» согласный, звук «З» произносится глухо или звонко?

—А как я произнесу звук «З» – мягко или твердо?

Зонт, замок

– Значит звук «З» согласный, звонкий и твердый.

Закрепление произношения изолированного звука

Игра «Далеко – близко».

— Поймай комара, поднесите к уху. (З – З – З — громко)

Слышишь, как звенит Комар – Комарович?

А теперь отпусти Комара – Комаровича. Пусть он летит.

(З – З – З — тихо). Улетел.

Развитие фонематического слуха

Дидактическая игра «Хлопни, если услышишь звук [з]».

— А сейчас мы поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [з]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [з], хлопай в ладоши.

— [с], [з], [ч,], [ц], [с,], [з,], [ш,], [ц], [з], [с], [ж], [ц], [с,], [ш], [з,], [с], [ц], [ш,], [ч,], [з].

Пальчиковая гимнастика

Жил-был зайчик-длинные ушки (хлопают в ладоши)

Отморозил зайчик носик на опушке (трут носик)

Отморозил носик, отморозил хвостик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутят руль)

Там тепло и тихо, волка нет (хлопают в ладоши)

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке)

3. Итог занятия.

А теперь Зайчику пора в путь дорогу. А то его мама – зайчиха потеряет.

— Зайчик! Мы знаем, что в лесу сейчас мало корма. Мы приготовили тебе и всей твоей заячьей семье морковку. Неси ее, скорее в лес и угости всю свою семью.    (Зайчик убегает).

 

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия по постановке звука {-с}

  1. Организационный момент

2. Развитие слухового внимания на неречевых звуках

 

 

 

 

 3. Постановка целей занятия (объявление темы).

 4.Знакомство с артикуляционным аппаратом. Работа со схемой органов артикуляционного аппарата.

 

 

 

 

 5. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С.

 

 

 

 

 

 6. Наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа.

 

 

 8. Подведение итогов

Занятия и оценка работы детей.

9. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислушаться к шуму улиц, школьного коридора и т.д. Попробуйте назвать источник звука.

Игра “Узнай по звукам”. На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки.

Игра “Звукоподражания”. Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А теперь для сравнения произнесём: а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их.

Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части:

— органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам)

— голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.)

— ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень), твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние:

Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе.

Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют.

Показ на схеме артикуляции детьми.

Чтобы правильно, красиво произносить звук С, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повторяйте за мной упражнения.

— улыбка, затем хоботок

— лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя

— облизнуть нижнюю губу

— блинчик на сковородке

— лодочка, затем задувать на лодочку (посередине языка)

— язык-силач

-произносим ИИИИ, объясняем свои ощущения от положения языка

 

Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запомнить, как меняется положение губ при произнесении гласных звуков: а, о, у, ы, э, и (дети объясняют)

Поиграем в игру “Что я хочу произнести” (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом).

Запомните: Без гласных не бывает слов, слогов.

На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделяется первый звук.

  • Какая домашняя птица умеет плавать? (утка)
  • Кто охраняет мирный труд людей, защищает страну? (армия)
  • Какие цветы цветут до поздней осени в саду? (астры)
  • У какой рыбы колючие оранжевые плавники? (окунь)
  • Какие насекомые кружатся над сладостями? (осы)
  • Чем ловят рыбу? (удочкой)
  • Какое дерево растёт у воды? Про неё говорят плакучая … (ива)
  • Какую птицу мы не назвали? (иволга)

Отгадайте загадки, назовите первый звук:

  • Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
  • Пушистая вата плывёт куда-то. (облако)
  • Плывёт по простыне пароход, то назад, то вперёд. (утюг)

Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау)

Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь.

Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь.

Прочтите, что получилось. (ау)

Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, записывается, читается)

 ДЗ № 1: повторять названия частей артикуляционного аппарата. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

 

 

 

 

 

Зеркало, стакан, карандаш, книга, газета, ключи, ножницы.

 

 

 Схема, зеркала

 

 Спирт, вата, шпатели

 

 

 

 

  Инд. зеркала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Показ на табличке на стенде.

 

 

Наборное полотно с картинками

 

 

 

 

На наборное полотно букву А, затем У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа): Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [p].

Конспект индивидуального логопедического

       занятия по постановке звука [p].

                                    Подготовила:

                                    Кацер Светлана Геннадьевна

Цель: Постановка звука [р].

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представления ребёнка о правильном положении органов артикуляции при произнесении звука [р].

Коррекционные:

  1. Тренировать  у ребёнка правильное диафрагмальное дыхание.
  2. Подготовить артикуляционный аппарат к вызыванию звука [p].
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Формировать навык изменять голос по силе.
  5. Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Воспитывать правильную, чёткую дикцию и осанку.

Оборудование: кукла, картинки для артикуляционной гимнастики, вата, профиль артикуляции звука [р], зеркало,  логопедический зонд с шариком или палочка с надетой сверху соской для постановки звука [р], предметные картинки, в названии которых есть звук [p].

Ход занятия:

1. Орг. момент:

— Здравствуй, Ира! Сегодня, когда я шла на работу в  детский сад я встретила нашу гостью, а вот кто она, ты узнаешь, когда я прочту тебе стишок:

Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка —
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…
УУ-УУ-У!..

— Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

— О ком это стихотворение? Вот она, посмотри. Давай успокоим и развеселим нашу Рёву. Только как же нам это сделать? (Предложения ребёнка) Надо предложить ей поиграть с нами в «Бегемотиков».

2. Упражнение на развитие диафрагмального дыхания.
Проводится в положении сидя. Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Что-то не очень-то получилось у нас с тобой рассмешить Рёву.

 Я придумала, а давай  угостим её вареньем.

3. Артикуляционная гимнастика:

—  «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

— «Лопаточка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

— «Крепкий орешек» или «Конфетка». 

Имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве – направо-налево:
Белка щелкает орешки,
Основательно, без спешки.
Упираем язычок
Влево, вправо, на бочок.

—  «Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

— «Грибок».
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

— «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д], постепенно ускоряя темп.

—  «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

— И варенье не помогло нам Рёву рассмешить. А давай научим её с пальчиками играть, может быть это ей понравится.

 4. Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому

(пальцы, сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы, обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом — «крыша»)

Указательный и средний, 
Безымянный и последний

(называемые пальцы, каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок
(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх)
Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

5. Упражнение по формированию речевого голоса «Повтори тихо»:

Наша Рёва говорит.

Кто же тихо повторит?

Логопед называет предмет громко, а ребёнок повторяет слово тихо.

Слова: радио,  радуга, рукав, рубаха, герой, перо, комар, загар, арбуз, конверт, кукуруза, кенгуру.

6. Игра «Слушай – не зевай!»

Логопед: «Я буду сейчас называть предложения, а ты слушай внимательно. Если услышишь, что я задаю вопрос, – приседай, если нет – стой на месте». 
Речевой материал: Кто бродит по лесу? Волк бродит по лесу. Кошка гуляет по крыше. Где гуляет кошка? Что рисует девочка? Девочка рисует домик. Радуга бывает после дождя. Ночью идет дождь. Когда бывает радуга? Когда идет дождь? Чем рисует мальчик? Мальчик рисует карандашом. 

7. А сейчас мы с Рёвой будем учиться произносить звук [р].

 Анализ артикуляции.

Посмотри, когда мы произносим звук [р] наши губы – полураскрыты в улыбке, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят вверх к нёбу, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

Звук [р] согласный или гласный? И почему? 

-Согласный. Потому что когда мы его произносим, нам мешает язычок. 
Звук [р] звонкий или глухой? 
— звонкий, потому что горлышко «поёт» и ушки «звенят». 
А какой он мягкий или твёрдый? 
— твёрдый. 

8. Постановка звука. Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

9. Закрепление изолированного звука. Упражнение «Заведем машину».

Ира, я всё поняла. Оказывается, наша гостья плачет, потому что потерялась. Давай поможем ей?! Чтобы Рёвушка попала к себе домой, тебе нужно провести пальчиком по этой дорожке, произнося звук [р]. Ты знаешь, как ревёт мотор у машины? Р-р-р. Ну что ж, поехали.

Физминутка:

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)

10. Игра с мячом «Доскажи звук».

Наша Рёва очень рассеянная, и всегда забывает договаривать слова. Поможем ей?

Логопед, бросая мяч ребёнку, произносит слова без последнего звука, ребёнок должен назвать данный звук, повторить слова целиком, а затем вернуть мяч логопеду.

ПОМИДО…[Р]
ТОПО…[Р]
КОМА…[Р]
САМОВА…[Р]
МУХОМО…[Р]
ВЕЕ…[Р]
КЕФИ…[Р]
ВЕТЕ…[Р]
МИ…[Р]
СЫ…[Р]
ША…[Р]
ШАТЕ…[Р]

11. Развитие фонематического слуха:

1) Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р].

Изолированно: К Р Р` Н Г Р З Р` Р Т Р В Р` Д М К Р Ж М З Р П Р` Р

2) Подними руку, когда услышишь звук [р]

В слогах: Ра-ЛО-ПО-Ру-МЫ-ОР-ВА-Ра-Ры-КО-Ру-АР

3) Топни ногой, когда услышишь звук [р]

В словах: ракета, заяц, рука, яблоко, рот, радость, радио, ёж, стол, росток.

12. Домашнее задание: Отгадай загадку, зарисуй отгадку:

За окном  горят огни.
Горько-сладкие они.
Птицы их зимой клюют,
Весной песенки поют.
Что за яркая картина!
Что же за окном? — ……

13.Итог занятия:

— Молодец, Ира! Ты хорошо занималась!! Погляди, наша Рёва перестала плакать, она улыбается и говорит тебе спасибо за помощь и интересные игры!

— Вспомни, какой звук мы учились произносить сегодня на занятии?  Какое задание тебе понравилось больше всего? 

Конспект индивидуального занятия «Постановка и автоматизация звука «С»

Конспект индивидуального занятия

«Постановка и автоматизация звука С»

Цель занятия:

  1. Развитие моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики.

  2. Формирование правильной голосовыдыхаемой струи, кинестетических ощущений.

  3. Развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа слов.

  4. Закрепление звука в изолированном виде, слогах и в словах.

  5. Воспитание контроля за своей речью.

Оборудование:

Карточки артикуляционной гимнастики, пёрышко, карандаши, картинка-раскраска

Ход занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика:

  1. «Окошко»

Кто в домике сидит

И в окошко глядит?

Это язычок сидит

И в окошечко глядит.

  1. «Заборчик» (иллюстрация)

  1. «Накажем непослушный язычок»

Непослушный язычок

На губу ты положи,

«пя-пя-пя» произношу

Хорошенько накажи.

  1. «Качели»

Рот пошире открываю-

Я зарядку выполняю.

Язычок вверх-вниз поднимаю,

Будто качели я качаю.

  1. «Катушка»

Наш весёлый язычок-

Он совсем не новичок.

В зубки упирается

И в катушку превращается.

Ты за ним понаблюдай

И все так же выполняй.

  1. «Чистим нижние зубки»

В щеточку язык преврати.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

7. «Считаем нижние зубки»

Язычок лопаткой побывал

И ямку выкопать мечтал.

Каждый зубик посчитал.

  1. Дыхательная гимнастика:

    1. «Насос»

С братом мы возьмём насос –

Будет праздник для колёс.

Подкачаем шины

Папиной машины.

    1. «Не потеряй пушинку»

Ребёнок кладёт на ладонь пушинку, делает вдох через нос и, медленно выдыхая через рот, поддувает вверх пушинку.

  1. Автоматизация звука «С» в слогах

Игра «Добавь слог -са»

голо… кра… ли… поло…

касс… кры… масс… рель…

ко… колба… о… ро…

кляк… колё… плак…

  1. Автоматизация звука «С» в словах с ударением на слоге –са:

сабля, сами, самбо, сани, санки, Саня, сахар, гусак, досада, касатка, коса, колбаса, краса, кусать, леса, лиса, насадка, небеса, оса, осада, писатель, писать, полоса, полосатый, посадка, роса, усатый, фасад.

      1. Угости салатом, назвав, из чего он приготовлен.

Салат из (чего?) … Салат из (чего?)

hello_html_m43418000.png hello_html_3e7417a0.png

Салат из (чего?) … Салат из (чего?)

hello_html_1ad2787a.png hello_html_87d14e4.png

        1. «Назови и разукрась картинки»

Предложить ребёнку раскрасить картинки, где слышно слог -са

        1. Итог.

Приложение № 1

hello_html_m4378b4d.gif

Постановка звука «С» в первом классе

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука С»

Цели:

  1. Добиваться правильного звучания звука “С”.

  2. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.

  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

  4. Закреплять умение расслабляться.

  5. Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.

  6. Развивать фонематический слух.

  7. Обогащать словарь ребёнка.

  8. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.

Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

— Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
— Как тебя зовут?
— Фтипан.
— Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
— Фтипан.
— А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
— Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
— Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
— Ну, конечно, звук “С”.
— Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
— Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
— Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).

2. Релаксация.

“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
— Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих, 
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены 
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.

Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ).

1. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

hello_html_3081cb2.gif

<Рисунок 1>

2. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

hello_html_m38f37b38.gif

<Рисунок 2>

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка).

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! 
Язык можно убирать.

hello_html_m526924d0.gif

<Рисунок 3>

— Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…

hello_html_786a7471.gif

<Рисунок 4>

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

hello_html_75bba43b.gif

<Рисунок 5>

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

hello_html_m7f38d42d.gif

<Рисунок 6>

4. Диафрагмальное дыхание:

А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико — артикуляционный профиль звука “С”

hello_html_m2ec2255e.gif

<Рисунок 7>

— Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? 
— Ребёнок – улыбаются.
— Что остаётся между зубками?
— Ребёнок – щель.
— Язычок, какой узкий или широкий?
— Ребёнок – широкий.
— Куда упирается кончик языка?
— Ребёнок – в верхние зубки.
— Язычок, что ещё делает?
— Ребёнок – выгибается горкой.
— Какая воздушная струя?
— Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) — Холодная.
— Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
— Ребёнок – глухой.
— Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
— Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).

5. Моторика пальцев рук:

Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:

Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.

hello_html_m1397fe70.gif

<Рисунок 8>

6. Фонематический слух:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.

Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки, а Симе гуся”..

Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

— Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя? 
— Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
— Правильно! Молодцы!
— Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *