Конспект занятия по постановке звука ш: Конспект по постановке звука [Ш] – План-конспект урока по логопедии по теме: Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука Ш»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад№16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район

Республики Башкортостан

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Постановка звука [Ш]

Учителя-логопеда МАДОУ Детский сад

№ 16 «Ромашка»

Яфаевой Светланы Юрьевны

Цель: Постановка звука [Ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Ш];

  • развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [Ш].

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, чувство ритма;

  • упражнять плавный, длительный выдох;

  • развивать мелкую моторику;

  • развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;

Коррекционно-воспитательные:

Оборудование: желтые карточки для артикуляционной гимнастики, снежинки из салфетки, массажные мячики, шпатель.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Садись поудобнее. Сейчас я расскажу тебе сказку про змейку. В одной волшебной стране жила змейка. Она была очень грустная, потому что не умела «шипеть». Пришлось ей обратиться за помощью к логопеду, и логопед научил её красиво «шипеть».

2. Постановка цели занятия.

— Сегодня мы с тобой тоже будем учиться «шипеть». Но сначала мы поиграем.

  1. Развитие фонематического восприятия.

1) Игра «Поймай звук»

среди звуков: П-С-Ф-Ш-В-Т-Ш-Ц-Ч-Ш

среди слогов: ЧА-ПА-СУ-ШИ-ИЦ-УЩ-ЭХ-ОШ

среди слов: шар, сад, щётка, кошка, овца, осень, душ, чайник, вещи, хомяк.

2) Игра «Будь внимательным»

— Я буду называть разные слова: правильные и неправильные. Как только услышишь правильное слово – встань:

Сапка, хапка, щапка, чапка, сяпка, жапка, фапка, шапка;

Коска, кофка, кожка, кока, кощка, коська, котка, кошка;

Малыс, малыщ, малых, малыф, малыч, малыш.

  1. Развитие чувства ритма.

— Сейчас я прохлопаю в ладоши ритм, а ты повтори его точно так же.1-11, 11-11, 11-111, 111-11.

  1. Упражнения на выработку правильной, длительной воздушной струи.

1) Упражнение «Подуй на снежинку»

— Вытяни руку, я положу тебе снежинку на ладошку. Тебе надо сдуть снежинку с ладошки. Улыбнись, положи широкий язык на нижнюю губу, и дуй на снежинку долго-долго, не надувая щёки (логопед следит за тем, чтобы ребёнок не надувал щёки и не произносил звук [Х]).

2) Упражнение «Сдуй снежинку»

— Я положу тебе снежинку на нос, а ты сдуй её с носа. Дуй как можно дольше, чтобы снежинка полетела высоко-высоко.

  1. Развитие мелкой моторики.

1,2,3,4

(большой палец прикасается к каждому пальчику Мы с тобой комок лепили

(лепить ладонями) Круглый, крепкий и колючий

(показывают круг, сжимают ладони, трогают иголки пальчиками)

Всё равно ты самый лучший.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика (желтые карточки)

— Давай сделаем специальную гимнастику для языка, губ.

«Улыбка-окошко»

«Вкусное варенье»

«Почистим зубки»

«Чашечка внутри ротовой полости»

«Чашечка в движении»

  1. Уточнение артикуляции звука [Ш].

— Мы с тобой поиграли, давай, сядем к зеркалу и будем учиться «шипеть». Посмотри: губы слегка вытягиваются вперёд, принимают форму окошечка. Язык широкий, в форме чашечки, поднят наверх, боковые края прижаты к верхним, коренным зубам, кончик находится у бугорочков, но не прикасается к ним. Воздушная струя тёплая, сильная.

  1. Постановка звука [Ш]

1) По подражанию. Давай пошипим, как шипит змея [Ш-Ш-Ш]. «Чашечка» за верхними зубами.

2) От звука [С]. «Чашечку» поднимаем наверх за зубы, просим произнести звук [С], не получается, то используем шпатель.

3) Механическим способом. Кладём широкий язык на шпатель, заводим за верхние зубы и добиваемся правильного звучания.

4) От звука [Р]. Просим произнести шепотом звук [Р] и останавливаем вибрацию шпателем.

5) От звука [Т]. просим ребёнка длительно произносить звук [Т].

  1. Подведение итога занятия.

Давай вспомним, где находится язык при произнесении звука [Ш]?

— Мы с тобой сегодня на занятии учились «шипеть». Что тебе понравилось на занятии? Что показалось трудным?

План-конспект занятия по логопедии: Постановка звука Ш

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Этап постановки звука [Ш]»

Возраст: 5 лет

Патология: межзубный сигматизм шипящих

Тема: звук [Ш].

Этап: постановка звука [Ш].

Цель: формировать правильное произношение звука [Ш]

Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], настольное зеркало, карточки с буквами, султанчик, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную моторику, через артикуляционную гимнастику для губ и языка.

Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры «ветерок»

Вызвать изолированное произношение звука [Ш], через игры «Как шипит змея», «Шумит лес», «Воздушный шар», « ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово», «Договори слово».

Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук Ш»

Коррекционно-воспитательные:

Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий

Коррекционно-образовательные:

Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш];

Ход занятия:

1.Орг. момент.

Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Ребёнок: Здравствуйте, у меня всё хорошо!

Логопед: Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие!

— Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

               Ручки растираем и разогреваем,

                И лицо теплом своим мы умываем.

                Грабельки сгребают все плохие мысли,

                Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

                Щечки разминаем, чтобы надувались,

                Губки разминаем, чтобы улыбались.

                Губки пожуем мы, шарики надуем,

                И губами вправо-влево потанцуем!

                Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

2. Постановка цели занятия.

Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сейчас мы будем выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то посмотри, как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимателен, и старайся не делать ошибок!

1. «Гармошка»

Ну-ка, рот по шире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

2. «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

3. «Маляр»

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все, до дальнего угла!

4. «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Угощенья — объеденья!

5. «Грибок»

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

6. «Качели»

Вот веселые качели —

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

7. «Лошадка»

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

8. «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели

Язычок мы к носу тянем

Чашку с чаем представляем.

Логопед: Всё мы выполнили все упражнения. Ты справился, сделал всё правильно! Молодец!

Развитие речевого дыхания:

Логопед:

Давай поиграем с метёлочками. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! (Педагог дует на бумажные полоски, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!

5. Постановка звука:

А. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.

При артикуляции звука [Ш]

1. губы несколько вытянуты вперёд;

2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.

Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».

Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».

— Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

— Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!

5. Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.

Игра «Как шипит змея» Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш — ш — ш — ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

Игра «Шумит лес»

Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.

Встаньте и поднимите руки вверх, руки — это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.

Игра «Воздушный шар»

Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш

Игра « ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»

Ребенок произносит звук [Ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш…(утки), Ш…(лак), Ш….(топка), Ш…(куры), Ш…(рамы) и т.д.

Игра «Договори слово»

Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например: Каранда…(Ш), малы…(Ш), голы…(Ш), шала…(Ш), ланды…(Ш)

6. Работа по формированию фонематического слуха:

Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Ш]. Готов? Слушай внимательно.

Слоги:

ТА-ША-ЛА-НА

ПО-РО-ШО-СО

МЕ-ШЕ-ГЕ-СЕ

ШУ-ТУ-ДУ-ВУ

СЫ-ПЫ-ШЫ-ЗЫ

НЭ-ПЭ-КЭ-ШЭ

Логопед: А сейчас мы поиграем с тобой немного по-другому. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш] .

« стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка».

8. Домашнее задание.

Логопед: Дома ты с мамой или папой обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Гармошка», «Как шипит змея».

9. Итог.

1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?

2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику : Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).

— Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо.

План-конспект занятия по логопедии: КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Ш]

Вводная

часть.

Организационный момент

(проговаривание речевки)

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Собери картинку»

Вот занятие началось, все в порядок привелось,

Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать!

Сегодня к нам кто-то придёт в гости, но кто это ты узнаешь попозже. Прежде чем встретить гостя, нам надо хорошо размяться, сделать гимнастику.

1.Накажем непослушный язычок – положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя…Остановить и удерживать широкий язык в спокойном положении.

2.Чашечка – открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

3.Лопаточка – рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

4.Качели – открыть рот, как при произнесении звука [а]. языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

5.Вкусное варенье – рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна.

1.Погреем ладошки – рот открыть. Губы вытянуть вперед. Произнести звук [х] (х-х-х), как бы согревая ладошки.

2.Подыши спокойно: вдох через нос (плечи не поднимать), выдох через рот, сделав губы трубочкой.

А теперь немного поработают наши ручки. Я приготовила тебе картинку, но она рассыпалась на части. Давай попробуем ее собрать и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком [ш] )

«Кто получился на твоей картинке? (Это змея).

Положить руки на парту, выпрямить спину

Выполняет артикуляционную гимнастику

Выполняет дыхательную гимнастику

Собирает картинку

Отвечает на вопрос

Создание настроя на занятие

Создание мотивации.

Подготовка органов артикуляции к произнесению звука [ш]

Основная

часть.

Объявление темы

Постановка звука

 [ш]

Закрепить четкую артикуляцию звука  [ш]

Упражнение «Веселые дорожки»

Игра «Охотник»

Пальчиковая гимнастика «Змейка»

Автоматизация звука [ш] в открытых слогах

Давай мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка.

Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой.

Рот приоткрыт широкий язык поднят к верхнему небу, губы слегка вытянуты и округлены, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя, направлена по середине языка)

Рассматривание артикуляции в индивидуальном зеркале;

Произнесение звука  [ш];

 

Посмотри, сколько цветных дорожек есть у меня, сейчас твой пальчик пойдет гулять по этим дорожкам и будет шипеть как змейка. (Ребенок двигает пальцем по цветным дорожкам, произнося при этом звук [ш])

Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. И сейчас мы с тобой поиграем в игру «Охотник». Приготовь свои ладошки и слушай меня внимательно, если услышишь песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопай».

Ш-Ф-Ш-З-Ш-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш.

Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем»

Между кочек по тропинке                (соединить ладони)

Проползает змейка Динка!                (изображать движение змеи)

Упражнение «Мыльные пузыри»

Как поет змейка? (ш-ш-ш). Сейчас мы вместе с ней будем надувать мыльные пузыри. Ведет пальцем по стрелочке от круга со звуком «ш» к кругу со звуком «у», соединяя два звука в слог, получилось «шу», аналогично

Змейка плавает в водице, (ладони соединены, изгибаются)

Змейке весело играть. (кисть сжимаем в кулак и резко разжимаем)

Змейка, змейка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)

Сейчас я буду говорить, а ты повторяй за мной, пусть змейка посмотрит, как ты хорошо умеешь шипеть.

Ша-ша-ша

Шо-шо-шо

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши

Выполняет инструкцию логопеда

Выполняет упражнение

Выполняет пальчиковую гимнастику

Закрепление артикуляции звука [ш]

Развитие фонематического слуха

Автоматизация звука [ш]

План-конспект по теме: Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса ,, Постановка звука ш,,

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш] С УЧЕНИЦЕЙ 1 КЛАССА.

Тема: Постановка звука Ш.
Цель занятия: выработка навыка произнесении звука артикуляционного уклада при Ш, автоматизация в слогах, словах.

Задачи:

1) Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;

2) Коррекционно – развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха; развитие грамматического строя речи.                                         

                                   

3) Воспитательные: воспитание интереса к занятию, воспитание          

самостоятельности.

Оборудования: «Артикуляционная гимнастика» (картинки), логопедические игры, колючий мячик, предметные картинки, ручные игрушки( мышка, мишка, зайчишка), стол с песком.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

-Сегодня к тебе в гости пришли  мышка, зайчишка, мишка и кукла Маша. Они будут смотреть, как ты будешь заниматься.

 2. Артикуляционная гимнастика ПО КАРТИНКАМ.

Выполняются перед зеркалом упр. в стихотворной форме.

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

— Катя. сейчас мы с тобой будем показывать фокусы. Ты любишь фокусы?                          Нужно подуть 1.    в трубочку, чтобы шарик полетел вверх.. 2.подуй на кончик язычка, чтобы  мышка закрутилась.

4. Пальчиковая гимнастика

Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)  

5.Постановка звука «ш».Используется 2 варианта.

— Поставить язычок в виде «Чашечки», завести её за верхние зубки и пошипеть.

Выполняется длительное шипение по картинкам.

— Какая струя воздуха выходит изо рта?(тёплая)(подставить ладошку ко рту)

5 а. Постановка звука (другой вариант).

— Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?

(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш»)

Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей!

Паровозом управляю,

Остановки объявляю..

— Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш)

6. Развитие фонематического слуха.

— А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его — хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА — ОСЁЛ

7.- Сейчас, Катя мы пойдём в лес. Там много деревьев. Катя называет их.

Если лист с берёзы, то он …., с клёна -…, с дуба- …, с тополя -…………..

8. Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.

— В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (листопад)

— Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушай внимательно, какой слог-песенка отличается(опора на мнемотаблицу № 1):

ша – шо — ша – ша (шо)

аш – уш – уш – уш (аш)

— Назови первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши (ша, ши)

шта – шту – шты – што (шта, што)

— Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):

ша-ша – ша-ша-ша,    иш-иш   —    иш -иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош,     шку-шку – шку   —     шку-шку

9. — А теперь поиграем в игру «Тихо – громко, ГРОМКО-ТИХО ». Если листочки громко шуршат,  то ты еле слышно и наоборот.

10.Дальше зверюшки решили побегать по песочку.- А ты, Катя хочешь? На песке дорожки и кочки со слогами – ша,шо, шу, ши( чтение по карточкам)

11.Устали зверюшки , решили они вернуться домой и стали сочинять стихи. А ты, Катя, помогай, подсказывай.

Рисуют дружно малыши, у них в руках каранда…………..

Носит яркий гребешок наш весёлый пету………………

Вот бежит малышка, серенькая мы……………………

Мама просит Ма………….:,, Свари братишке ка……,,………

Мышка моется под душем, моет хвостик, моет у……………..

12. Итог занятия.

-Катя, ты сегодня хорошо занималась, молодец, а эта птичка хочет спеть для тебя песенку (ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРУШКА,,ПТИЧКА,,)

.


 

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Конспект открытого индивидуального занятия: Постановка звука «ш»

Конспект открытого индивидуального занятия: «Постановка звука (ш)»

(старшая группа, ОНР)

Цели:

 1) Образовательная: совершенствовать умение отвечать на вопросы полными предложениями, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, единственном числе.

2) Коррекционно-развивающая: научить правильному произнесению звука «ш», автоматизировать звук в открытых слогах, в начале слова; развивать фонематический слух и восприятие, артикуляционную моторику, зрительное внимание и память.

3) Воспитательная: воспитывать старательность и аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: зеркало, картинки на звук «ш», разрезная картинка «Змейка», схема «Мыльные пузыри».

Ход занятия.

1.Организационный момент (настрой на занятие):

Проговаривание речевки:

Вот занятие началось, все в порядок привелось,        (сложить руки на парту)

Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать!        (выпрямить спину)

2. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: «Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Я проговариваю стихотворение – ты выполняешь упражнение».

(автор стихотворений Кириллова Е. А.)

а) «Улыбка»: уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.

б) «Заборчик»: широко мы улыбнемся, зубки видно, не смеемся.

в) «Дудочка»: губки тянем мы вперед, наша дудочка поет.

г) «Окошко»: греет солнышко немножко, вот открыли мы окошко.

д) «Лопаточка»: вот широкая лопатка, чтоб вскопать для мамы грядку.

е) «Чашечка»: маме в чашку чай нальем и ни капли не прольем.

ё) «Чистим верхние зубки»: у слоненка зуб болит, лечит доктор Айболит.

ж) «Маляр»: кистью красит потолок неленивый носорог.

з) «Лошадка»:  что за звуки? кто стучит? это цоканье копыт!

и) «Грибочек»:  на полянке под осиной рыжий гриб на ножке длинной.

к) «Фокус»: добрый фокусник Матвей  забавляет всех детей.

3. Упражнение «Собери картинку»:

Логопед: «А теперь немного поработают наши ручки. Я приготовила тебе картинку, но она рассыпалась на части. Давай попробуем ее собрать и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком «ш»)

4. «Поймай звук «ш»:

Логопед: «Кто получился на твоей картинке? (Это змея). Молодец! А давай с ней поиграем. Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. Приготовь свои ладошки и слушай меня внимательно, если услышишь песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопай».

Ш-Ф-Ш-З-Ш-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш

5. Постановка звука «ш»:

Логопед: «Давай мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!»

Упражнение «Веселые дорожки» (ребенок двигает пальцем по цветным дорожкам, произнося при этом звук «ш»).

6. Пальчиковая гимнастика «Змейка»:

Логопед: «Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем»

Между кочек по тропинке                (соединить ладони)

Проползает змейка Динка!                (изображать движение змеи)

7. Автоматизация звука «ш» в открытых слогах:

Упражнение «Мыльные пузыри»

Логопед: «Как поет змейка? (ш-ш-ш). Сейчас мы вместе с ней будем надувать мыльные пузыри».

Ребенок ведет пальцем по стрелочке от круга со звуком «ш» к кругу со звуком «у», соединяя два звука в слог, получилось «шу», аналогично «шо», «ши», «ше», «ша».

8. Автоматизация звука «ш» в начале слова:

(Логопед предлагает ребенку картинки, начинающиеся на звук «ш»: шуба, шея, шипы, шина, шапка, шаль)

9. «Счет до пяти»:

Логопед предлагает ребенку посчитать «шубы», «шапки» до пяти: одна шуба, две шубы, три шубы, четыре шубы, пять шуб.

10. Игра «Чего не стало?»:

Логопед предлагает ребенку запомнить  четыре картинки: шапку, шубу, шину, шею. Затем логопед убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).

Обобщение:

Логопед: «С каким звуком мы сегодня играли? Кто к нам приходил на занятие? Какие слова со звуком «ш» ты запомнил?

Итоги: (похвалить ребенка)

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Ш]

Цель: Поставить звук [Ш] механическим способом.

Задачи:

— Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

— Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

— Учить правильно произносить звук [ш] с механической помощью.

— Познакомить ребенка с буквой Ш

— Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

— Упражнять в подборе слов-антонимов.

— Закрепить названия морских обитателей.

— Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка «Кошка»; наборное полотно; комплект букв разрезной азбуки; картинка (или игрушка) «Змейка»; семь картинок для игры «Запомни по символу»; картинка «Обитатели моря».

  1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

2. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала мы с тобой улыбнемся и подарим друг другу красивые улыбки. А я еще вот как умею делать упражнение хоботок (чередуем упражнения улыбка – хоботок). А ты умеешь выполнять упражнение «Заборчик» (повторить 3 – 4 раза), затем «Колечко» (повторить 3 – 4 раза, чередуем упражнения заборчик — колечко). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены. А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3 – 4 раза). После этого подуй на язычок. Следующее упражнение «Чашечка». Она должна быть большая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2 – 3 раза). А сейчас подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3 – 4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3 – 4 раза).

3. А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произнесу слово, а ты выдели первый звук и обозначь его буквой. Все буквы по порядку выставляй на наборное полотно. Слушай внимательно: Кольцо, ОкаШко, Шапка, КаШа, АвтомаШина. При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание. Составь из букв слово. Что у тебя получилось? Ребенок. Кошка . Логопед. Правильно, на занятие пришла кошечка  (выставляет игрушку).

 4. У кошки есть змейка. Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).

 5. Посмотри на змейку, какая она? Она короткая? Ребенок. Нет, длинная!

Логопед. Она злая? Ребенок. Нет, добрая! Логопед. Она грустная? Ребенок. Нет, веселая! Логопед. Она колючая? Ребенок. Нет, гладкая!

 

6. Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!» Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д. Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука Ш от звука С механическим способом).

7. А сейчас кошка отправляется гулять. Идет по дорожке и называет картинки, которые попадаются ей на пути. Это замок, а много чего? Правильно, много замков. Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос логопеда. По мере прохождения «дорожки» картинки переворачиваются изображением вниз, символом вверх.

8. Пришла кошка на берег моря. Вдруг ветер зашумел, шипит (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Рядом появились разные рыбы.

Пальчиковая игра

Посмотри скорей, мой друг!

Рыбы плавают вокруг:

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла.

Ребенок выполняет движения пальцами.

9. пошла кошка дальше по берегу гулять и опять как зашипит (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Увидела кошка в дали неизвестных животных. Увидела кошка дельфина, кита, акулу. Ребенок находит морских обитателей среди наложенных изображений и называет их.

10. попрощалась с ними кошка и пошла домой по дорожке. Посмотри на символы и вспомни, какие картинки они обозначают. Ребенок вспоминает каждую картинку, глядя на символы. Для проверки названную картинку нужно перевернуть.

11. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал кошечке, как хорошо уже это у тебя получается!

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука Ш

Конспект индивидуального логопедического занятия

по постановке и автоматизации звука Ш

Подготовила: Леонова И.В.

Москва 2018 год

Задачи:

— развивать подвижность артикуляционного аппарата

— развитие фонематического слуха

— развитие навыков звукового анализа

— развитие умения произносить трехсложные слова со стечение согласных

— автоматизация звука [ш] в словах со стечение согласных

— обогащение словарного запаса

— формировать умение образовывать относительные местоимения

Оборудование:

— игрушки: кукла, мышка, кошка, собака, мишка;

— предметные картинки: шоколад, шары, ландыш, машинка, карандаш, неваляшка, мышь;

— предметные картинки: конфеты, котлеты, помпушки, пирожные, овсянка, винегрет, картошка, пельмени, колбаса;

— нарисованый «шкаф» с тремя полками;

— схема слова.

Речевой материал:

— загадка:

Пыхтит, как пышка

Косолапый …. (мишка)

— слова со звуком [ш] со стечением согласных:

штаб, штат, штанга, штамп, шторы, штопка, штопор, шторм, штык, штырёк, штиль, штука, штурвал, штурман, штурм, штукатур, шкаф, шкатулка, шкала, шкура, школа, школьник, школьница, швы, швея, шведы, швабра, шхуна, шла, шланг, шлем, шлёпать, шлёпанцы, шли, шлюпка, шляпа, шляпка, шмель, шмыгать, шнур, шнурок, шницель, шпоры, шпроты, шприц, шпалы, шпага, шпагат, шпиг, шпиль, шпион, шпилька, шпинат, шпингалет, шпулька, пшено, шрам, шрифт, марш, фарш, маршрут, вершина,  вершок, ёрш, горшок, торшер, коршун, морж(ш), в шапке, в шубе, в шляпе, в шкафу, в шлеме, в шортах, ковш, от шахты, от шалуна, от шлюпки, от шума, от шмеля.

— слова для словарной работы: подушка, кукушка, раскладушка, неваляшка, шахматы, шиповник, наушники.

— слова для образования относительных прилагательных: мышь, шелк, шутка, шум, плюш, шоколад, шерсть, школа.

1.Организационный момент:

Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [ш] и побываем в гостях у лесной мышки.

3. Подготовка органов артикуляционного аппарата:

Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука [ш])

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. А потом вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»).

4. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука [ш] из ряда звуков, слогов, слов

Игра «Поймай звук»

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук [ш], слоги со звуком [ш], слова со звуком [ш]).

5. Развитие навыков звукового анализа.

Выделение звука из состава слова:

— Определи место звука [ш] в словах: мышь, кошка, шарик.

— Мышка решила пригласить гостей. Но сначала она отправилась в лесной магазин и купила подарки своим друзьям. Назови их.

На доске предметные картинки.

— Мышка принесла подарки домой и стала раскладывать их по полочкам. Определи место звука [ш] в этих словах и помоги мышке разложить подарки по трем полочкам.

Составление схемы слова:

— Доскажи словечко и узнай, кто первый пришел в гости к мышке.

Загадка о мишке.

Логопед демонстрирует игрушку-мишку.

— Составь схему слова мишка.

6. Развитие умения произносить трехсложные слова со стечением согласных.

На доске предметные картинки с изображение разных блюд.

— Гостеприимная мышка приготовила угощения для своих друзей. Назови, что ты видишь на праздничном столе (см.речевой материал).

7. Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Обед»

Подадим его мы свежим.

(Руки повёрнуты ладонями вверх, локти сначала согнуты, затем выпрямляются.)

И добавим колбасу.

(В воздухе надо нарисовать цилиндр, совмещая окружности из больших и указательных пальцев, а затем разводя их в стороны.)

Мы решили пообедать

(Зачерпнуть воздух воображаемыми ложками.)

И друзей позвали в дом.

(Надо сделать приглашающий жест.)

Скатерть ровно расстелили,

(Ребята имитируют разглаживание скатерти, можно использовать поверхность стола.)

Ложки с вилками кладём,

(Руки обращены тыльной стороной вверх, совершаются пошаговые движения в разные стороны от середины.)

Взяли ножик, булку режем,

(Совершаются пилящие движения рёберной частью ладони.)

Перемешиваем суп,

(Кулаки надо поставить вертикально и имитировать помешивание.)

Дорогим гостям котлеты,

Посолив и поперчив,

(Руки складываются в щепотки.)

Из мясного фарша лепим.

(Ладошки полукругом по очереди накрывают друг на друга.)

Положили, замесив

(Кисти быстро сжимаются и разжимаются.)

Мы пол-луковицы злой

(Имитируется «собирание слёз».)

И моркови, и грибов,

Крышкой их скорей накрой.

(Горизонтальный хлопок ладонями)

Вот и всё, обед готов.

(Устало провести по лбу тыльной стороной руки.)

8. Автоматизация звука [ш] в словах со стечение согласных

— Когда все гости собрались, мышка предложила поиграть в игру «Повтори за мной» (см. речевой материал)

9. Обогащение словарного запаса.

— А мишка задавал гостям вопросы о словах: «Почему подушку назвали подушкой?»

Ребенок вместе с логопедом пытается объяснить происхождение слов (см. речевой материал)

10. Упражнение в образовании относительных прилагательных.

— А кошка предложила другую игру. Она называла предмет, а гости изменяли слово так, чтобы оно отвечало на вопрос: какой? Например: вишня – вишневый. (см. речевой материал)

11. Итог занятия:

— Гости хорошо провели время и подняли мышке настроение. Ну а ты им здорово помог. С каким звуком мы поиграли сегодня?

             

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о