Крёстный отец (роман) — Википедия
«Крёстный отец» (англ. The Godfather) — роман Марио Пьюзо, изданный в 1969 году и рассказывающий о жизни одного из могущественных мафиозных кланов Америки — семье дона Корлеоне. На русском языке впервые опубликован в журнале «Знамя» (1987, № 10, 11, 12; перевод Марии Кан и Александры Ильф)[1]. В 1972 году произведение экранизировано Фрэнсисом Фордом Копполой. Входит в американскую версию «100 лучших детективных романов всех времен».
Вито Андолини после гибели отца перебрался из Сицилии в США и взял себе новое имя — Корлеоне. Товарищи Клеменца и Тессио втянули его в преступную деятельность. Вместе они провернули несколько удачных акций, но местный преступник Фануччи, узнав об этом стал требовать мзду. Корлеоне для вида согласился с его требованиями и даже отдал деньги, но после убил Фануччи. Тем самым Корлеоне приобрёл авторитет у местных жителей, начавших обращаться к нему со своими проблемами. В течение последующих лет Корлеоне создал мафиозный клан и неуклонно расширял свою империю. Его легальный бизнес — поставка оливкового масла, однако общий контроль клана Корлеоне простирается на многие сферы, включая властные и силовые структуры.
Действие романа начинается в августе 1945 года. Особняк дона Вито Корлеоне полон гостей: лидер самого влиятельного в Нью-Йорке мафиозного клана выдаёт замуж дочь Констанцию (Конни). Кроме неё, у главы семьи есть сыновья — Сантино (Санни), считающийся вероятным преемником Крёстного отца; Фредерико (Фред), преданный общему делу, но не обладающий смелостью старшего брата; Майкл, выбравший для себя другую стезю — он поступил добровольцем в морскую пехоту, воевал, после демобилизации по ранению поступил в Дартмутский университет.
Майкл понимает, что Солоццо слишком опасен, он нацелен на убийство дона Корлеоне. Он соглашается встретиться с Солоццо и на встрече в ресторане пристреливает Солоццо и Макклоски. Майкл покидает Америку и укрывается на Сицилии. Начинается война между кланом Корлеоне и Пятью семьями, которая заходит в тупик. Воспользовавшись предательством Карло Рицци, мужа Конни Татталья заманивают в ловушку и убивают Санни. Майкл едва не погибает от руки предателя Фабрицио на Сицилии. Дон Корлеоне собирает глав самых крупных американских «семей» и призывает их прекратить войну. Ему приходится принять условие дона Барзини о поддержке наркотрафика и отказаться от мести семье Татталья. Барзини с самого начала стоял за Татталья и Солоццо, он мечтает занять место Корлеоне
Дону Корлеоне удаётся снять с Майкла обвинение в убийстве Солоццо и Макклоски. Вернувшись в Нью-Йорк, Майкл в течение трёх лет перенимает опыт у отца, удалившегося от дел, вникает в особенности бизнеса, обрастает связями. Дон Корлеоне не скрывает перед ним, что перемирие с представителями враждебных синдикатов — мера вынужденная и временная: «Месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным». Корлеоне постепенно переводят свой бизнес в Лас-Вегас. Однако дождаться, когда реализуются их общие замыслы, Крёстный отец не успевает: он скоропостижно умирает от инфаркта.
Барзини и Татталья нарушают условие перемирия, начиная бизнес на территории Корлеоне. Тессио предлагает стать посредником на переговорах между Барзини и Корлеоне. Однако Майкл знает, что Тессио — предатель. Он предпринимает давно подготовленную атаку. Его люди расправляются с Барзини, Филиппом Татталья, несколькими их подручными, находят и убивают Фабрицио, расправляются с Карло Рицци. Дон Майкл обретает репутацию главы самого мощного клана США. Корлеоне продают свой бизнес и имущество в Нью-Йорке и окончательное перебираются в Лас-Вегас.
Произведения, рассказывающие о деятельности мафиозных структур и их влиянии на общество, выходили в свет задолго до появления книги Марио Пьюзо; многие из них были написаны на основе архивов полиции и могли использоваться автором «Крёстного отца» в качестве рабочих материалов, помогающих насытить роман необходимыми подробностями. Однако, в отличие от других писателей, Пьюзо отказался как от документальной хроники, созданной на основе криминальных очерков, так и от «канонического изображения» жизни гангстеров со стрельбой и погонями. Одним из первых среди литераторов он показал, как формируется иерархия в семейных кланах, каков механизм управления при принятии решений и их выполнении, познакомил читателей с жизненным укладом преступных синдикатов. Исследователи предполагают, что «художественная убедительность» романа связана с хорошим знанием темы: детство Пьюзо прошло в итальянских кварталах Нью-Йорка
По замечанию журналиста и писателя Петра Вайля, в основе «Крёстного отца» — не «гангстерский колорит», а «добротная основательность семейной эпопеи», сближающая роман Пьюзо с «Сагой о Форсайтах» Джона Голсуорси и «Семьёй Тибо» Роже Мартена дю Гара. В жизни дона Корлеоне и членов его клана главное — это семья. В ней у каждого есть своя роль и свои обязанности; правила складываются десятилетиями
Первенец назначается в преемники, младший идет в люди, дочь испрашивает согласия на привязанности. Во главе стоит отец, начальник, судья, вершитель. Конкретно — классический американский self-made man, «сделавший себя» эмигрант, прошедший путь от оборванца-работяги до всесильного властелина, — Вито Корлеоне. |
Один из принципов сицилийской семьи: «Своих мало, чужие — все». Внутри клана существуют исключительно сердечные отношения; свидетельством тому — мягкое обращение к родным (Санни, Фредди, Конни), сохранившиеся ритуалы, готовность принять тех, кто приходит в дом Корлеоне «ради избавления от риска личной ответственности, в поисках покоя и тепла». В час испытаний на защиту интересов семьи встают даже те, кто прежде демонстративно отстранялся от деятельности Крёстного отца. Поэтому роман, который на первых страницах напоминает стилистикой этнографические зарисовки или «физиологический очерк», ближе к финалу обретает черты «трагедии высокого стиля»
Среди исследователей нет единого мнения относительно возможного прототипа дона Вито Корлеоне. По словам историка и журналиста-международника Игоря Геевского, сам образ главного героя — собирательный, однако в нём заметны черты некоторых реальных представителей криминального мира — речь, в частности, идёт о «премьер-министре мафии» Фрэнке Костелло (их объединяет стремление расширять влияние с помощью внедрения «своих» людей в политические структуры), а также Вито Дженовезе, который, подобно романному Крёстному отцу, после покушения решил передать бразды правления сыну
В биографии Крёстного отца воплотилась «история американской мафии»: Вито Корлеоне, как и реальные лидеры организованной преступности Костелло, Дженовезе, Лаки Лучано, начинал строительство своего клана с участия в уличных группах; затем основал легальный бизнес, под прикрытием которого осуществлялась масштабная криминальная деятельность; позже пытался сформировать цивилизованные отношения между конкурирующими «семьями»: «Время стрельбы и поножовщины прошло. Пора брать умом, изворотливостью, коль скоро мы деловые люди»
Каждый из сыновей дона Корлеоне обладает собственными качествами. Старший Сантино отличается горячим нравом, склонен к риску и не умеет просчитывать последствия своих действий. Младший Майкл — это образец жёсткой целеустремлённости и самообладания; он гораздо позже, чем Санни и Фред, подключается к семейным делам, однако лучше братьев понимает, какие цели стоят перед семьёй: «Санни — это вчерашний день мафии, Майкл — главарь нового типа»
К числу крестников дона Корлеоне относится популярный певец и актёр Джонни Фонтейн, получающий при поддержке семьи выгодные контракты и престижные профессиональные премии. По версии некоторых исследователей, этот персонаж напоминает Фрэнка Синатру, который был связан хорошими отношениями с чикагским гангстером Сэмом Джанканой. Существует легенда, что при встрече с Марио Пьюзо Синатра выразил недовольство из-за того, что некоторые элементы его биографии нашли отражение в романе: певцу, стремившемуся поддерживать имидж респектабельного исполнителя, «вредили разговоры о его связях со многими главарями мафии»[6].
В гангстерской драме «Крёстный отец», снятой Копполой в 1972 году по мотивам романа Марио Пьюзо, представлен, по словам критика и философа Павла Кузнецова, «самый масштабный образ отца-патриарха»; герой, воплощённый на экране Марлоном Брандо, «обладает сакральной властью и почти нечеловеческой харизмой». Дон Корлеоне заменяет собой американское правосудие, протестует против развития наркобизнеса, поддерживает отчаявшихся, даёт мудрые уроки своим преемникам
Марио Пьюзо и Копполу неоднократно упрекали в идеализации мафии, но если они и делали это, то, возможно, вполне намеренно: гангстерский эпос стал ироническим парафразом традиционных семейных саг и саркастическим комментарием к эволюции человеческого рода в XX столетии[7]. |
Для киноведа Алексея Гусева в картине Копполы важна эволюция героя: режиссёр проследил путь от «бесшабашного сноровистого пацана», прибывшего в чужую далёкую страну, до «бога-вседержателя», способного подчинять себе самых влиятельных чиновников и политиков[8]. Публицист «Независимого филологического журнала» Лоренцо Кьеза пишет, что посыл Копполы, представляющего семью «как объединяющую и авторитарную патриархальную структуру», вызвал определённые вопросы у критиков, считающих, что «защита этих коллективных и в то же время ограниченных ценностей — сама по себе консервативна»[9].
Крестные родители, все о крестных и их обязанностях
Кто такие крестные родители? Кто может и кто не должен крестить вашего ребенка, расскажет святой отец.При Крещении ребенок становится христианином, членом Церкви, получает Божью благодать, должен находиться с ней всю жизнь. А также на всю жизнь получает крестных родителей. Что нужно знать о крестных и учитывать на каждом этапе жизни, знает отец Орест Демко.
Кто такие крестные родители? Для чего они в духовном и повседневной жизни?
Для людей обычно очевидными являются внешние проявления крестного отцовства. Мол, есть к кому в гости пойти, есть кому хорошо относиться к ребенку … Это, конечно, совсем не плохо, но Крещение — это духовное событие, а не только внешний ритуал.И хотя это одноразовая, неповторимое событие, и крестное отцовство — это не однодневная акция. Как Крещение остается для человека неизгладимый печатью, так, можно сказать, и крестное отцовство — не затертый знак на всю жизнь.
В чем заключается крестное отцовство?
В постоянной духовной связи с крестником (крестницей). Крестные раз и навсегда вписаны в это знаменательное событие в жизни ребенка.Среди христиан часто можно услышать просьбу: «Помолитесь за меня». Так вот крестные — это те, кто за ребенка молиться всегда, кто будет держать его постоянно в своей духовной опеке перед Богом. Ребенок всегда должен знать, что есть некто, кто поддерживает его духовно.
Так, крестные иногда могут быть довольно далеко от крестников, нечасто их видеть. Но их роль — это не видеться периодически конкретной частотой, это не подарки минимум один раз в год. Их роль — ежедневная.
Порой родители ребенка могут жаловаться, что крестные не выполняют своих обязанностей, если те не наведываются достаточно часто. Но, родители, присмотритесь к своим кумовьям: возможно, они как раз ежедневно молят Бога за вашего ребенка!
Взаимоотношения между кумовьями
Какими бы они ни были, важнее это взаимоотношения крестных и самого ребенка. От родных родителей также требуются правильные ожидания от крестных и их роли в жизни ребенка. Это не должна быть материальная заинтересованность. И тогда, возможно, отпадет огромное количество недоразумений.А все же, что делать, если между кумовьями разладились отношения?
Прежде всего следует разобраться, почему так произошло. Или родители выбрали таких кумовьев, которые имеют не правильное понимание своей роли? Или это люди, которые и без того склонны разрушать отношения и ссориться? Поддерживать хорошую дружбу с кумовьями — такими должны быть попытки и родных, и крестных родителей. Родные должны помнить, что их ребенку полагается духовная поддержка со стороны крестных. Поэтому, если родные родители не позволят кумовьям навещать ребенка, это будет означать обкрадывания ребенка, отбор того, что ему принадлежит.Даже если кумовья не приходили к ребенку 3 или 5 лет, родителям не стоит запрещать делать это в будущем. А может, именно за ребенка и наступит понимание или примирение.
Единственная причина оградить ребенка от крестных — это объективно недостойное поведение кумовьев, не правильный образ жизни.
Как же выбирать кумовьев, чтобы потом не жалеть?
Это должны быть те люди, на которых родителям хотелось бы, чтобы их ребенок был похож. Ведь ребенок может перенимать их черты, личностные качества. Это люди, за которых не стыдно перед самим ребенком. И они сами должны также понимать свою роль, быть сознательными христианами.Как приглашенным кумовьям подготовиться к Крещению ребенка?
Обычно крестные имеют меньше времени для такого приготовления, чем родные родители. Их подготовка будет заключаться в том, чтобы осмыслить эту перемену их жизни, осознать свои обязанности. Потому что это событие — не очередная гостиная и даже не просто проявление уважения к ним со стороны родителей младенца.Конечно, Церковь советует перед этим событием приступить к исповеди. Даже если эта исповедь не станет для крестных одномоментным обращением или заметным освящением, но чистое сердце — первый подарок крестных для ребенка. Это самый доказательство их настоящей открытости.
Что должны обеспечить крестные в процессе подготовки к Крещению ребенка?
Крестца. Это простое белое полотно, которое будет символизировать «новую одежду» ребенка — Божью благодать.Крестик. Вряд ли стоит покупать золотой, такой ребенку изначально не будут одевать. И, пожалуй, до достаточно сознательного возраста.
А что, если крестные не знают наизусть молитвы «Верую»?
Эту молитву они говорят во время Святой таинства Крещения после того, как от имени ребенка отрекаются зла и обещают служить Богу. В ней — вся суть христианства, и крестные в ней признают свою веру и будто очерчивают путь, которым вести ребенка. Крестные должны ее вслух произнести.Но священники с пониманием относятся к тому, что крестные могут не слишком уверенно знать молитву наизусть. Во-первых, это — молитва, а молитвенники как раз существуют для того, чтобы можно было читать молитву из них. Во-вторых, крестные могут волноваться, быть растеряны или сосредоточены, например, на самом ребенке, особенно если он плачет. Поэтому одинаково священник дьяком всегда декламируют эту молитву достаточно громко.
Можно отказываться, когда приглашают быть крестными?
Поскольку стать крестными — это совокупность новых обязанностей, это даже своеобразное изменение статуса человека, к этому решению нужно подходить очень ответственно. Сознательный отказ будет лучше, чем не совсем добровольное принятие обязанностей. С точки зрения Церкви, нет такого требования — безоговорочно принимать приглашение кумовства.Причины отказа могут быть разные: приглашенные чувствуют, что их дружба с родителями ребенка являются не до конца искренней и глубокой; или у них уже достаточное количество крестников. Если отношения с родителями несовершенны, это в будущем может стать причиной недоразумений. Поэтому приглашенным нужно дать время для размышлений.
Подходите с мудростью к выбору крестных родителей для своего ребенка — и она будет добрых наставников и друзей на последующие этапы своей духовной жизни: приучение к посещению церкви, первая Исповедь в жизни, причащения.
История создания «Крестного отца»
Если выбирать один момент, вобравший в себя все великолепие и шарм «Крестного отца», то неплохо подходит такая сцена: на фоне Статуи Свободы Клеменца (Ричард С. Кастеллано), капо – помощник – дона Корлеоне, отливает в камышах, а его подручный убивает рядового мафиозо Поли (Джон Мартино). Когда грязная работа сделана и можно уже уходить, Клеменца мягко напоминает подручному: «Оставь пистолет, захвати канноли». Это не просто нотка черного юмора посреди серьезного фильма, в этой фразе заключена вся динамика, лежащая в основе «Крестного отца»: от пут преступного мира до теплых семейных уз. То, что шедевр Копполы так непринужденно показывает обе эти стороны – с оперным размахом или с трогательной интимностью – лишь одно из многочисленных достоинств картины, которая, без сомнения, занимает место среди самых ярких достижений кинематографа.
Кадр из фильма
Этот фильм можно смело ставить в один ряд с лучшими представителями любого вида искусств: «Гамлет» Шекспира (ок. 1599)… «Реквием» Моцарта (1791)… «Подсолнухи» Ван Гога (1888)… «Крестный отец» Копполы (1972). Во многих аспектах это практически идеальное кино, сочетающее в себе вкусы аудитории, критики и киноиндустрии. В «Крестном отце» сильный сюжет, запоминающиеся герои, великолепно организованный экшн и эмоциональная насыщенность, подобающие любой классике жанра. Здесь достаточно подтекстов и сложностей, чтобы выдержать самый пристальный критический анализ. В картине чувствуется строгий режиссерский контроль – над движениями камеры, цветовой гаммой, звуком, музыкой, – который всегда будет предметом зависти других кинематографистов. Творение Фрэнсиса Форда Копполы располагает к себе еще больше, когда узнаешь о закулисной драме фильма: бульварный роман, ставший бестселлером; фильм, который никто не хотел снимать; вмешательства мафии; постоянные возражения по кастингу; немодный режиссер, получивший работу лишь потому, что он итальянец, и постоянно находящийся на грани увольнения. Однако не меньше поражает (хотя и реже рассказывается) история о том, как «Крестный отец» стал всеми любимым и почитаемым феноменом, навсегда изменившим лицо Голливуда.
Кадр из фильма
Когда 14 марта 1972 года состоялась премьера «Крестного отца», вокруг фильма уже стояла оглушительная шумиха. Очереди в кинотеатр Loews State на углу Бродвея и Таймс-Сквер растянулись на целый квартал. В этот праздничный день лил проливной дождь, но едва ли что-то было способно сломить дух команды «Крестного отца». Продюсер Роберт Эванс, досаждавший Копполе на протяжении всего производства, наконец сделал что-то полезное: после того как Марлон Брандо отказался посетить премьеру, Эванс заполнил образовавшуюся огромную пустошь, пригласив государственного секретаря США Генри Киссинджера. Это громкое событие подкрепило рекламную пресс- и ТВ-кампанию стоимостью в один миллион долларов, нацеленную на колеблющуюся аудиторию, знакомую с романом Марио Пьюзо, но еще не решившуюся на поход в кино – на разворотах TV Guide пестрели заголовки «»Крестный отец« стал фильмом».
Это был триумф, который подвергался сомнениям до самого конца. Предлагая фильм прокатчикам, Эванс решил не организовывать серию закрытых показов, а сделал один сеанс для пятисот представителей ведущих кинотеатров. Тот факт, что фильм пропустил намеченную ранее декабрьскую дату релиза, заставил прокатную индустрию бить тревогу, и начальные показы не сняли напряжения: «мало стрельбы», «слишком много разговоров», «слабые перспективы на мировом рынке» – такими были первые вердикты. Прокатчиков также раздражало то, что фильм длился 175 минут без перерыва – это исключало драгоценную возможность сбывать кондитерские изделия в антракте. Кроме того, шеф Paramount Фрэнк Ябланс продавил контракт, согласно которому «Крестный отец» стартовал сразу на 400 экранах – в то время ленту обычно показывали сначала в одном кинотеатре на эксклюзивных правах, а потом уже передавали кинотеатрам второй, а затем третьей очереди. Упорство Ябланса наряду с требованием более сурового разделения прибылей (90/10 в пользу студии) не просто радикально увеличило поток доходов Paramount, но и реанимировало чахнущее финансовое состояние всей индустрии. Эра блокбастеров началась не с «Челюстей» или «Звездных войн» – она началась с «Крестного отца».
Кадр из фильма
Когда фильм стал доступен широкой публике, тучи уже рассеялись, и длинные очереди выстроились у касс нью-йоркского Loews. Рецензии, выражаясь языком Rotten Tomatoes, были на 91% свежими; самая первая рецензия появилась, как ни странно, в британской Daily Express, на страницах которой пел дифирамбы Айвор Дэвис: «Лучший фильм Брандо!» Фильм стал считаться обязательным к просмотру, и особо восторженные посетители предлагали менеджерам кинотеатров двадцатидолларовые взятки, только чтобы оказаться впереди очереди. Предприимчивая молодежь стояла в очередях часами, чтобы продавать свои места у кассы состоятельным опоздавшим. В те времена билет в среднем стоил примерно полтора доллара. На первых показах «Крестного отца» Paramount решили поднять цену до $3.50, но когда боссы студии узрели повальную корлеонеманию во всей ее красе, цены задрали до $4 за сеансы на выходных. Есть легенда, что Чарли Блудорн, директор Gulf+Western – корпорации, владевшей тогда Paramount, – поехал как-то с обходом кинотеатров и, увидев гигантские очереди в кассы на «Крестного отца», выскочил из своего лимузина и налетел на какого-то незадачливого менеджера с криком: «Не стой столбом, идиот, поднимай цены!» «Крестный отец» в конечном счете собрал 101 миллион долларов и стал крупнейшим хитом бокс-офиса того времени, так что в этом, наверное, не было нужды.
Кадр из фильма
Во всей этой шумихе не участвовала главная фигура фильма, Фрэнсис Коппола. Укрываясь от неминуемой, как ему казалось, катастрофы, Коппола взялся адаптировать для большого экрана «Великого Гэтсби» (еще один многострадальный проект, который позднее циники окрестили «Ужасный Гэтсби»), дабы не растрачивать попусту творческую жилку, держать на плаву компанию American Zoetrope и баловать печеньем свою маленькую Софию. Однако поскольку «Крестный отец», напротив, оказался золотой жилой (по контракту режиссер получал шесть процентов от прибыли), Копполе сполна воздалось за его работу: он купил радиостанцию, журнал в Сан-Франциско, вертолет Jet Ranger и особняк в престижном районе Сан-Франциско на 28 комнат. Дом, который построил Корлеоне, уместил в себе огромный зал, переоборудованный под домашний кинотеатр, и отдельную комнату под игрушечную железную дорогу. Также у создателя «Крестного отца» появилась недвижимость в Долине Напа, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Маниле; Элеонора Коппола, жена режиссера, как-то подсчитала, что для поддержания гигиены у них имеется в общей сложности 27 ванных комнат.
Кадр из фильма
Но помимо собственно богатства «Крестный отец» также произвел ошеломительный эффект как на карьеру Копполы, так и на Голливуд в целом. После четырех неоднозначных фильмов, «Крестный отец» наконец-то сделал Фрэнсиса Копполу модным режиссером – и в творческом, и в коммерческом плане. Фильм предвосхитил процесс воскрешения умирающих жанров, который в конце десятилетия начали Лукас и Спилберг; Коппола воспринимал «Крестного отца» как сугубо коммерческое предприятие, но в то же время, он стал одним из его самых личных проектов, гимном в честь его корней и дань памяти, не говоря уж о заключенной в фильме аллегории его борьбы с корпоративной системой киностудий. В эту картинку вложено столько личного, сколько вообще возможно для блокбастера. Если «Беспечный ездок» и «Бонни и Клайд» открыли дверь новой волне режиссеров, то «Крестный отец» сделал респектабельным целое поколение молодых, бородатых выпускников киношкол, грозившихся прорваться в мейнстрим. Например, Джордж Лукас, снявший во второй съемочной группе «Крестного отца» сцену, в которой гангстеры пытаются убить дона Вито на улице, никак не мог запустить свой бунтарский рок-н-ролл проект «Американские граффити», однако с патронажем Копполы сценарий получил зеленый свет и превратился в большой хит. Paramount пригласила двух молодых режиссеров, Питера Богдановича («В чем дело, Док?») и Уильяма Фридкина («Французский связной»), которые вместе с Фрэнсисом Копполой образовали The Director’s Company, пристанище для авторского кинематографа, спродюсировавшее в конечном счете лишь один фильм Копполы, «Разговор».
Кадр из фильма
Так или иначе, появление таких режиссеров, как Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Пол Шредер, Хэл Барвуд, Мэттью Роббинс, Кэррол Бэллард и Уолтер Мерч стало возможным лишь благодаря громкому успеху «Крестного отца». Джон Милиус, однажды назвавший Копполу «Муссолини из Сан-Франциско», сказал: «Фрэнсис всех нас спонсировал. Он в ответе за целое поколение. Мы ему обязаны, и никто не вправе преуменьшать этот долг». «Крестный отец» не только изменил ландшафт киноиндустрии, он оказал огромное влияние на фильмы как таковые. Наиболее очевидно это в «Крестном отце 2» и «Крестном отце 3». Шедевр Фрэнсиса Копполы открыл новую эпоху гангстерских фильмов, среди которых были безупречные («Славные парни»), нелепые («Подводная братва») и масса прочих фильмов о мафии.
Вместе с тем «Крестный отец» сделал в кино и менее очевидный вклад. Он снарядил в путь целый ряд ярких талантов: Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл, Джон Казале и Дайан Китон (не говоря уж о Де Ниро во второй части). Они бросили вызов белокурым и голубоглазым Ньюманам и Редфордам. К тому же «Крестный отец» привнес в мейнстримовое кино новые мрачные тона – речь не о нравственной неоднозначности и жестоких сценах, а в мрачности в буквальном смысле слова. Гордон Уиллис привнес свои смелые оттенки в традиционно светлую палитру голливудского блокбастера, окрасив офис дона Корлеоне в черный, по-настоящему черный цвет, а экстерьер – в ностальгические оранжевые тона. За эту эстетическую смелость «Крестного отца» можно по праву называть первым крупнобюджетным голливудским артхаусом.
Кадр из фильма
«Классика вроде »Крестного отца« напрашивается на сатирическое переосмысление, потому что играет очень большую роль в нашей культуре, – говорит Стивен Спилберг. – Этот фильм стал частью жизни всех нас». Почти сразу же после выхода «Крестный отец» прочно обосновался в народном сознании и лексиконе. «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться» – с этой фразы начинается ключевой диалог фильма, но по прошествии десятилетий уже кажется, что в «Крестном отце» нет ни единой сцены, которую бы не пародировали и над которой бы не иронизировали – далеко за пределами привычных шуток в «Симпсонах» и «Гриффинах». Фразы «спать с рыбами» и «залечь в матрасы» (популяризованную фильмом), концепции «пяти семей» и консильери, культовые сцены типа лошадиной головы в кровати (вариации на эту тему встречались в самых разных работах – от «Города-близнеца» и «Ох уж эти детки!» до «Задержки в развитии») регулярно используются в кино.
Кадр из фильма
В более широком смысле «Крестный отец» стал олицетворением организованной преступности (даже шрифт, которым написано названием фильма, фактически считается «мафиозным»), «итальянскости», мужественности (подобно футболу, «Крестный отец» породил свой язык и манеру поведения, с помощью которой мужчины выражают привязанность) и трепетного отношения в семье. На «Крестного отца» повлияли порядки реальной мафии, но ровно настолько же фильм впоследствии повлиял на манеру поведения и образ мафиози. Считается, что именно «Крестный отец» положил начало ритуалу, в котором в знак уважения Дону целуют руку – нет свидетельств того, что эта традиция существовала до фильма. Также фильм упрочил стереотип мафии как феодальной организации, во главе которой стоит Дон, защитник простолюдинов. Ему платят за благожелательность, а его семью чтят на манер королевской – взгляните хотя бы на Джона Готти, также известного как «Дон Щеголь», главу одной из настоящих Пяти семей Нью-Йорка.
Кадр из фильма
Мало кто смог уловить веяния «Крестного отца» лучше, чем сериал HBO «Клан Сопрано». «Когда мы начинали придумывать »Клан Сопрано«, это была одна из ключевых идей – снять криминальный сериал о первом поколении мафиози, на которых повлиял фильм Копполы», – рассказывает создатель сериала Дэвид Чейз. Начиная с клуба Тони «Бада-Бинг» (названием взято из фразы Сонни) и заканчивая клаксоном в стиле композиции Нино Роты, от апельсинового сока, который Тони покупает аналогично тому, как Вито покупал апельсины, до выстрела в глаз, который описывается как «фирменное блюдо Мо Грина», «Крестный отец» определяет поведение героев «Клана Сопрано» настолько, что они могут ссылаться на фильмы Копполы, не упоминая их названия, просто указывая порядковый номер. «В »Крестном отце« есть что-то от вестерна, – объясняет Чейз. – В нем заключена целая мифология, которая грандиознее, чем его герои. Поэтому люди так любят его цитировать».
Кадр из фильма
Среди этих людей есть великие персоны Голливуда. По Лос-Анджелесу ходят слухи, что Том Хэнкс и Роб Райнер регулярно устраивают вечеринки в стиле «Крестного отца», на которых собравшиеся едят, пьют, смотрят кино и произносят реплики одновременно с актерами на экране. То, что Хэнкс совсем не похож на типичного фаната «Крестного отца», хорошо демонстрирует, какой звонкий резонанс имеет фильм Копполы. Как говорит Джо Фокс, персонаж Хэнкса из картины «Вам письмо»: «»Крестный отец« – это »И Цзин«. »Крестный отец« – это совокупность всей мудрости. »Крестный отец« – это ответ на любой вопрос. Что мне взять с собой в отпуск? Оставь пистолет, захвати канноли».
Для чего нужны крестные родители
Для того чтобы состоялось Таинство Крещения ребенка, нужны крестные родители. Взрослому человеку они не нужны. Какую роль в жизни крестника они играют?
Для чего нужны крестные
Когда человек проходит Таинство Крещения, он совершает некоторые ритуалы отречения от прежней греховной жизни, самого диавола, служения ему. Затем он сочетается Христу и свидетельствует о своей вере в Него.
Это все под силу взрослому человеку, сознательно принимающему Крещение. Но когда Таинство проходит младенец, не умеющий говорить, не осознающий происходящего, ему на помощь приходят взрослые. Человек, который ручается за крещающегося ребенка в вере, называется крестным отцом. Если это женщина, соответственно она называется крестной матерью.
Само название говорит о важности этого предназначения. Второй отец и вторая мать. Они должны заменить родителей в плане христианского воспитания ребенка. А в случае потери физиологических родителей, должны усыновить крестников. Но, разумеется, это должно происходить по свободной воле.
Роль крестных в Таинстве
Что должен делать крестный во время крещения?
- прочесть за ребенка Символ веры;
- отречься за крестника от сатаны и дать обещание сочетаться Христу;
- принять его из купели;
- надеть на ребенка нательный крестик и крещальную рубаху;
- держать его во время обхождения купели под пение «Аллилуйя» и при миропомазании.
Все время Таинства ребенок должен находиться на руках крестного. Однако если он будет сильно плакать, его можно отдать матери, чтобы она его успокоила. Существуют предрассудки, что родная мать не должна присутствовать на Крещении. Но это не так, маме можно находиться в церкви во время Таинства, чтобы получить очистительную молитву.
Некоторые говорят, что в обязанности крестных входит приобретение нательного крестика для восприемника и иконы. Но этот житейский вопрос лучше решать с родителями ребенка. Стоит помнить, что самая важная работа крестного начинается после совершения Таинства.
Обязанности крестных родителей
Крестные должны молиться за восприемника всю свою жизнь. Они отвечают за его духовное воспитание и становление. Поэтому, крестным надо как можно чаще носить крестника на Причастие, рассказывать ему о Боге, учить молитвам. Для этого, и нужны крестные.
По мере взросления крестника, крестные должны чаще встречаться с ним, беседовать на духовные темы, наставлять на правильный путь. Потому что ответственность за духовный рост лежит на крестных родителях. Немаловажную роль играет личный пример крестных.
Как выбрать крестных
Поскольку так велика роль крестных, подходить к их выбору надо серьезно и тщательно. Искать их надо среди православных христиан, конечно, воцерковленных. Эти люди должны регулярно посещать храм, ходить на и причащаться Христовых Таин, а не так, чтобы изредка заходить в церковь, чтобы поставить свечку.
Крестные должны быть нравственно чистыми людьми, чтобы они могли показать собственный пример восприемникам. Насчет выбора крестных можно и нужно посоветоваться со священником.
Вместо двух крестных вполне может быть только один крестный, мать или отец. Обычно для мальчиков подбирают крестного отца, а для девочки – только крестную мать. Но насчет этого устав ничего не говорит. Есть поверье, что крестные мать и отец не должны состоять в браке. Про это устав опять же молчит.
Кто не может стать крестным:
- люди неверующие;
- еретики;
- увлекающиеся астрологией, гаданием, оккультными науками;
- склонные к пьянству и наркомании;
- супруги, живущие в невенчанном браке.
Женщины во время Таинства должны быть в чистоте телесной, поэтому если у крестной вдруг начались обычные женские дни, то лучше перенести Крещение или обойтись одним крестным отцом. А лучше заранее планировать день проведения Таинства.
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
Ответы@Mail.Ru: крестный это кто?
это тот который записан в церковной книге
ничего, будет как в Золушке. В нужный момент крестная про нее вспомнила и подарила праздник 🙂
традиции есть традиции. тут ничего неподелаешь.
у сына крестный слинял, у дочки -дружим с крестной.
Крёстный отец («крёстный») , а также крёстная мать («крёстная» ) — духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы) . Духовное родство накладывает определённые ограничения, например: крёстные родители и крещаемый не должны быть в кровном родстве, но, вопреки многим утверждениям, в Православии крестные отец и мать могут состоять в браке между собой так как крестным считается тот кто берет младенца на руки сразу после купели. По современным обычаям, крёстных должно быть двое (обоих полов) . Древние же церковные правила предусматривали одного крёстного (того же пола, что и крещаемый).
Крестный моих детей однажды здорово помог моему сыну в выборе профессии. Т. е. серьезно с ним побеседовал, выбрал вместе с ним, нащупал то, чего я и не предполагала (врач) . Раньше мы общались семьями, сейчас детки подросли…
крестного выбирают родители, глупо думать что он возмет на себя часть их обязаностей
Крестный потом ответ даст перед Богом, как он воспитывал духовно своего крестника.. . Если не можешь воспитывать ребенка, то должен молится за него.
Крестные разные бывают, тут не угадаешь заранее как поведёт себя крестный в дальнейшем. Обстоятельства жизни сложатся — будет хороший, не сложатся — не жди ничего хорошего, но и плохого от крёстного не жди, а это уже благо.
Это тот который обычно умирает быстро поэтому нам очень мало про них известно!
Практически ни кто. Так, друзья, знакомые — 1 Редко бывают носят подарки. И у меня — ни какие — 2 И сам ни какой — 3
Это был такой гангстер, убил много людей НЕ ХОРОШИЙ! ЭХ проказник!
По идее, крестный-это духовный наставник ребенка. Он наравне с родителями несет ответственность за воспитание крестника. Но в жизни не часто так бывает. Наверное, потому, что мы сами не очень ответственно относимся к выбору крестных. Мне лично с кумовьями повезло.
Молодцы родители! Свешали все проблемы на крестных и красавцы. В моем понимании крестные — это люди которые при крещении ребенка берут ответственность на себя если с родителями, что то случится. В вере жить самому и объяснять некоторые вопросы которые ребенку не понятны по этой жизни. Но само воспитание лежит на самих родителях. Столкнулась с тем, что о крестных вспоминают когда надо денег. Либо когда край и ребенок конфликтует с родителями, типо приди и разреши. А хуху не хохо? Это Ваши дети Вы их родили Вы их воспитываете, и запомните Ваши дети — это то, кто Вы сами есть. от родителей идет — основа. Крестный молится за крестника, помощь? Какая? Духовная? Да как я посмотрю не сильно родителям она нужна, они вообще интересуются только финансовой стороной. Соответственно и их ребенок который живет в их семье, ровно то кто они есть. Меня поражает насколько все понятия попутаны при выборе крестных. Развивайтесь духовно сами, развивайте духовно своих детей. А крестные поддержат… Не свешивайте финансовые проблемы ВАШИХ детей, на крестных. Это БЕЗОБРАЗНО
Вито Корлеоне — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 сентября 2017; проверки требуют 19 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 сентября 2017; проверки требуют 19 правок.Дон Вито Корлеоне (Андолини) (7 декабря 1891— 29 июля 1955) (итал. Vito Andolini (Corleone), урожд. Андолини; Корлеоне — сицилийский город в провинции Палермо) по прозвищу «Крёстный отец» — главный герой романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» и основанного на нём фильма Фрэнсиса Форда Копполы. Фамилию Корлеоне Вито получил при въезде в США, когда регистратор ошибочно вписал в графу «Фамилия» место рождения Дона. Он возглавлял один из самых могущественных кланов итало-американской мафии — семейство Корлеоне.
Марлон Брандо и Роберт Де Ниро — единственная пара актёров, удостоенных награды Американской академии за исполнение роли одного и того же персонажа — Дон Вито Корлеоне.
В начале первой части кинотрилогии 53-летний дон Вито выдаёт замуж свою дочь. Нью-йоркский гангстер Солоццо предлагает ему инвестировать своё состояние в наркобизнес, пророча, что именно за этим будущее. Дон Вито, сохраняя рудименты патриархальной морали, отказывается, аргументируя тем, что растеряет всех друзей-политиков, если начнет заниматься наркобизнесом.
Разочарованный Солоццо подсылает к Корлеоне киллеров. Тяжело раненый, дон Вито передаёт управление семейным бизнесом старшему сыну Сантино, а после его гибели — младшему Майклу. В конце фильма (1955 год) 63-летний дон Вито умирает, от сердечного приступа, играя с внуком в саду. Его место во главе клана занимает Майкл Корлеоне.
За исполнение роли Дона Вито Корлеоне Марлон Брандо был удостоен множества наград, в том числе награды Американской академии. Марлон Брандо отказался от присуждённого ему «Оскара». На церемонии вручения он отправил на сцену вместо себя Сашин Лёгкое Перо, представительницу индейского племени апачи, которая тоже не приняла премию. Таким образом актёр хотел высказать протест против дискриминации коренного населения Америки.
Вито Андолини родился 7 декабря[1] 1891 года в сицилийском городе Корлеоне. В этой местности Италии действуют безжалостные законы сицилийской мафии — от рук местного мафиозного клана погибли отец, старший брат и мать Вито. Чтобы спасти от неминуемой смерти Вито, его родственники отправили 9-летнего ребёнка одного в Нью-Йорк. Вито отставал в развитии и не разговаривал, поэтому таможенники вместо фамилии в оформленных документах по ошибке вписали название города, из которого приехал Вито.
Во втором фильме трилогии показано, как Вито тяжело и честно трудится в бакалейной лавке в манхэттенском районе трущоб «Маленькая Италия», чтобы прокормить свою семью. Однажды местный мафиози дон Фануччи приводит к хозяину лавки, в которой работает Вито, своего племянника и заставляет взять его на работу. В результате Вито оказался безработным и был вынужден искать новое занятие.
Случайно он помог спрятать оружие начинающему гангстеру Клеменца. Тот, чтобы отблагодарить Вито, грабит квартиру и «дарит» Вито дорогой персидский ковёр. Вито видит, насколько легко можно получить очень дорогую вещь. Одновременно Вито начинает задумываться, почему местные итальянцы, платя дань Фануччи, не только не получают от него ничего взамен, но часто подвергаются унижениям и побоям.
Вито решает заняться новым делом. После физического устранения Фануччи Вито занимает его место, однако ведёт дела совершенно по-другому. Вито обеспечивает справедливость, защищает лояльных к нему итальянцев. На контрасте с предыдущим «доном» Вито получает одобрение и уважение местных итальянцев.
Для легализации своих криминальных доходов Вито Корлеоне создаёт фирму по торговле оливковым маслом. Якобы по делам фирмы возвращается в Корлеоне, чтобы отомстить убийце родителей.
За исполнение роли молодого Дона Вито Корлеоне, как и в случае с Марлоном Брандо, 30-летний Роберт Де Ниро был награждён наградой Американской академии. Он стал к тому моменту самым молодым актёром, получившим «Оскар».
- ↑ В одной из сцен второй части Сантино сетует, что чёртовы японцы бомбят нас прямо в день рождения отца — речь идёт о нападении на Пёрл-Харбор 07.12.1941 г.
Персонажи | Крёстный отец
Альберт Нери
Al Neri
000
Бывший полицейский, телохранитель Майкла, «второй Люка Брази». Позже становится капореджиме семьи Корлеоне.
Архиепископ Гилдей
Archbishop Gilday
000
Архиепископ в Римско-католической церкви, и также глава ватиканского Банка. Один из главных антагонистов в «Крестном отце-3».
Аспану Пишотта
000
Лучший друг Гильяно, революционер, один из капо. Предал Гильяно и пал от заговора дона Кроче.
Б. Джей Харрисон
B.J. Harrison
000
Юрисконсульт преступного клана Корлеоне и финансовый советник, который взял на себя роль Тома Хагена в 1970-ых.
Венера
000
Первая любовь Тури Гильяно, вдова бандита, погибшего у неё на глазах. Эмигрировала во Флоренцию.
Гектор Адонис
000
Карлик, учитель истории, крестный Тури. Служил посредником между доном и Гильяно. Сильно любил своего крестника и тяжело переживал его смерть.
Дженко Аббандандо
Abbandando
000
Консильери, предшественник Тома Хэйгена. Друг детства Дона Вито. Умер в больнице от рака.
Джои Заза
Joey Zasa
000
Руководит бывшим бизнесом семьи Корлеоне в Нью-Йорке.
Джонни Фонтэйн
Johnny Fontane
000
Знаменитый певец из Голливуда, крестный сын Дона Вито
Джул Сегал
000
Врач-хирург, в частности специалист по абортам.
Дон Альтобелло
Don Altobello
000
Стареющий гангстер и давний союзник преступного клана Корлеоне. Основной антагонист фильма «Крестный отец-3».
Дон Вито Корлеоне
Don Vito Corleone
000
Глава мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец».
Дон Кроче Мало
000
Самый влиятельный человек на Сицилии, поначалу пытался примирится с Тури Гильяно, но позднее подговорил Аспану на предательство.
Дон Томазино
Don Tommasino
000
Старый друг Вито Корлеоне из родной деревни Корлеоне, Сицилии, укрывший Майкла во время его бегства на Сицилию.
Дон Фануччи
Don Fanucci
000
Вымогатель в Маленькой Италии Нью-Йорка. Фануччи требует деньги за защиту от банд района. Сосед Вито Корлеоне.
Кало
Calo
000
Сицилийский телохранитель Майкла.
Кардинал Ламберто
Cardinal Lamberto
000
Кардинал в Римско-католической церкви. После смерти неизлечимо больного Папы Римского Павла VI, избран новым Понтификом.
Карло Рицци
Carlo
000
Муж Конни Корлеоне. Становится партнёром семейства Корлеоне и впоследствии предаёт Сонни.
Кей Адамс
Kay Adams
000
Подруга Майкла, а впоследствии вторая жена и мать его детей. Американка.
Люка Брази
Luca Brasi
000
Профессиональный киллер Семьи Корлеоне. Привлекается только в исключительных случаях.
Люси Манчини
Lucy Mancini
000
Любовница Сонни Корлеоне, впоследствии — жена доктора Джулиуса Сегала
Мо Грин
Moe Greene
000
Давний партнёр семьи Корлеоне. Имеет сеть гостиниц и казино в Лас-Вегасе.
Пит Клеменца
Clemenza
000
Капореджиме (капитан) семьи Корлеоне, один из ближайших соратников Дона. Верен Семье до конца.
Поли Гатто
Paulie Gatto
000
Телохранитель Дона Корлеоне, протеже Клеменцы. Предал семью, будучи подкупленным Солоццо.
Рокко Лампоне
Rocco Lampone
000
Боевик под началом Клеменца, занявший в семействе место убитого предателя Полли Гато. Будущий капореджиме семейства Корлеоне.
Сантино Корлеоне (Сонни)
Sonny Corleone
100
Старший сын дона Вито. Считается преемником Вито. Горяч, импульсивен и скор на расправу.