Кризис переходного возраста – суть, причины и проявления, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), РУТ (МИИТ) (Гимназия РУТ (МИИТ), Москва

Содержание

Кризис переходного возраста

В нашем мире нет ничего постоянного, все меняется. В простых системах это происходит быстро, молниеносно, в сложных — медленно, незаметно для нашего взгляда. Наши дети, являясь самым сложнейшим смешением простых и сложных систем, растут неравномерно: иногда замедляясь на длительное время, иногда меняясь буквально на глазах.

 

Что такое возрастной  кризис

 

Рано или поздно, под влиянием изменившихся условий, любая система перестает выполнять свои функции и нуждается в обновлении. Такая ситуация называется —  кризис и являет собой завершение действия прежней системы или этапа развития и одновременно началом действия новой системы, нового этапа.Такой переход не всегда происходит без сбоя, некоторой задержки, что и характерно для  кризиса.кризис подрасткового возраста7

 

Развитие ребенка также происходит этапами согласно возраста и подвержено возрастным кризисам в переходные моменты. Но возрастной кризис — это не болезнь и не отклонение от нормы. Скорее наоборот, это показатель правильного протекания процесса взросления и одновременно индикатор сложного периода.

 

Какие возрастные кризисы бывают у детей

 

Каждый ребенок индивидуален и уникален. Этапы роста и фазы развития предопределены природой и едины для всех, но время этих изменений, в рамках возрастного периода, их интенсивность, влияние на поведение, у каждого свои.

 

По этой причине родители, воспитывающие детей, могут и не замечать каких либо особенных отклонений поведения детей в  острой фазе подросткового возраста, считая периодические конфликтные ситуации естественным стечением обстоятельств.кризис подрасткового возраста2

Характерными признаками кризиса являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие.

Но многие родители сталкиваются с довольно резким всплеском раздражительности, агрессивного поведения подростка, противодействия. В некоторых случаях такие изменения возрастной психологии приводят к серьезным осложнениям в отношениях между родителями и детьми.

 

Педагоги и психоаналитики отмечают несколько возрастных кризисов у детей и подростков:

  1. возрастной кризис 1 года.
  2. возрастной кризис 3-4 лет.
  3. кризис 7 лет.
  4. юношеский кризис 13 -17 лет.

кризис подрасткового возраста1

Причем в последнем случае, в так называемом подростковом кризисе или кризисе переходного возраста, выделяют две фазы: фантомная взрослость кризиса 11 — 14 лет у ребенка и формирование собственного “Я” кризиса 15-17 лет.

 

Причины и признаки подросткового кризиса

 

Подростковый возраст — это период между детством и юностью, началом взрослой жизни. В этот период в организме маленького человека формируются и перестраиваются на новых рельсы сразу несколько систем:

  • само тело подвержено бурному росту и в конечном итоге приобретает формы взрослого человека
  • перестраивается интеллект ребенка из детской наглядно-непосредственной логики в понимание путем умозаключений из предпосылок, свойственной взрослым людям
  • переформатируется нравственная-психологическая и социальная модель поведения из ребенка как неотъемлемая часть семьи в самостоятельного индивидуума, функционирующего в социуме вне семьи.
  • созревает и начинает функционировать половая система, корректирующая поведение и нравственные приоритеты.

 

Развитие этих подсистем происходит неравномерно, индивидуально для каждого ребенка, их формирование ввиду сложности требует значительного периода времени, что и приводит к длительному кризису в юношеском возрасте или пубертатному кризису. Это является сутью кризиса подросткового возраста.кризис подрасткового возраста6

 

Развитие каждой из перечисленных систем по своему проявляются и влияют на подростка:

  • Быстрый рост тела на некоторое время делает движения подростка несколько неуклюжими, пока вестибулярный аппарат привыкнет к новым пропорциям. Изменяется голос, появляется растительность на теле и другие, характерные для кризиса, проявления. Все это вносит внутреннее беспокойство в привычную жизнь ребенка, появляется повышенная утомляемость.  Для скорейшей адаптации к быстрому физическому развитию детей лучше всего подходят занятие спортом, спортивными играми. Важно следить за режимом дня, чтобы подростки выделяли для сна положенное количество времени. Следите за полноценностью питания — растущему организму требуются витамины и калории.кризис подрасткового возраста
  • Процесс преобразования интеллектуальной системы у некоторых подростков приводит к торможению умственной деятельности и, как следствие, снижению успеваемости в школе. Это временные провалы, их продолжительность может доходить до 2 лет. Но если и по истечении столь длительного срока ваш ребенок не вернулся на обычный уровень успеваемости, то скорее он попал под воздействие другого симптома кризиса.
  • Наиболее болезненным и ярко выраженным воздействием подросткового кризиса на ребенка является перестройка психологического восприятия и социальной модели поведения. На практике это означает, что для подростка родители перестают быть безусловным авторитетом. Их приоритетом становится сверстники, тот социум, в котором они вступают в самостоятельную жизнь и формируются как личность. Этот длительный процесс растягивается вплоть до восемнадцатилетия подростка и приводит к разрушению прежних взаимоотношений с родителями. Он усугубляется крайним негативизмом подростка, не желающим более подчинятся воле родителей с одной стороны и неготовностью родителей относится к подростку как к взрослому человеку и по прежнему видящим в нем лишь своего ребенка.
  • Пубертатный кризис — активная фаза созревания половой системы — характеризуется сменой гормонального фона, появления интереса к противоположному полу, формированием своего внешнего образа, проявлениями сексуальности и первая влюбленность.

 

Как пережить подростковый кризис

 

кризис подрасткового возраста3Кардинальным отличием кризиса переходного возраста у подростков от всех дошкольных и ранних кризисов является то, что в прежних ситуациях ребенок искал и в конечном итоге, находил утешение и поддержку у родителей, то теперь родители сами становятся причиной и источником кризисных явлений.

Этот период психологи образно называют “вторым перерезанием пуповины”, то есть отторжением от родителей и становлением самостоятельной личности.

Здесь важно понимать, что если прежде родителям рекомендовалось быть все время рядом с ребенком, перетерпеть, переждать нахлынувшую на него волну эмоций, после чего малыш вновь вернется в теплое и комфортное лоно семейного уюта, то теперь ситуация изменилась. Запущен механизм отторжения прежних семейных уз и птенцы должны вылететь из гнезда.

И здесь нельзя винить ни родителей, в том что они недостаточно добры или наоборот недостаточно строги; ни детей, что они неблагодарны и не послушны — просто так устроена природа этого явления.

 

Рекомендации родителям: взаимоотношения с подростками кризисного возраста

кризис подрасткового возраста4

Выделяются несколько сценариев родительского поведения во время проявлений проблемы подросткового кризиса:

  1. Будет неправильным пытаться жесткими методами удержать подростка в колее безоговорочного послушания — молодой растущий организм рано или поздно возьмет верх, а вот доверительные отношения могут быть разрушены. Кроме того, вырвавшись из под чрезмерной опеки подросток что называется “срывается с катушек” и просто обречен на негативные последствия.
  2. Не правильными будут и попытки задобрить тинейджера, “подсластить” ситуацию с целью сохранить влияние и контроль. Влияние гормонов на психику подростка таково, что ему на физическом уровне претит все, что с такой теплотой и заботой окружало его в детстве.
  3. Также неправильным будет и путь напускного безразличия — “делай что хочешь, жизнь тебя сама поставит на место”. Несмотря на яростное противодействие, подростки нуждаются в родительской поддержке, одобрении, особенно в начале  кризиса в юношеском возрасте и во время “откатов”. Кроме того, доверительные отношения, в какой-то степени контроль и влияние сохранить необходимо, чтобы уберечь юношу или девушку от крайне негативного сценария первых самостоятельных шагов.
  4. Самым верным путем является “золотая середина” — подростков нужно отпускать постепенно, планомерно, причем выбор этапов самостоятельности остается за самими подростками. Таким образом они почувствуют так необходимую им свободу выбора а вы сохраните хоть и наблюдательный, но все-же контроль, хоть и совещательное, но все-же влияние.

 

Для этого приведем несколько рекомендаций по преодолению подросткового кризиса.

кризис подрасткового возраста5На ранних стадиях возрастных изменений, внешних предпосылок подросткового кризиса, подростки крайне болезненно воспринимают шутки и иронию по поводу изменений во внешности. Если же совсем не замечать этих изменений, то у мальчика или девочки создаются предпосылки для всякого рода домыслов и комплексов. Родителям следует отмечать возрастные изменения во внешности ребенка, по возможности и степени важности  обсуждать их, но делать это как нечто обыденное, само собой разумеющееся, и совершенно нормальное, правильное.

 

В течении развития кризиса, несмотря на противодействие и негативную фазу, важно набраться терпения и воздерживаться от конфликтов. Первоочередная цель подростка — становление в своем социуме, в среде своих сверстников и все требования родителей и даже учебный процесс, рассматривается ими как дополнительное препятствие на пути к своей цели.

 

Отношения между родителями и детьми в течении кризиса трансформируются в отношения между взрослыми людьми и если родители сами будут инициаторами этого процесса, помогая тем самым становлению личности своего ребенка, то они останутся близкими и теплыми, как и прежде.

подростки 15 лет4

В разные времена в различных общественных формациях складывалось свое представление о степени дозволенности в ранних взаимоотношениях противоположного пола и подростки, как правило, придерживаются общепринятых норм. Физиологическая зрелость , как и в прежние времена, наступает в промежутке от четырнадцати до восемнадцати лет, зрелость же социальная и нравственная в современном обществе приходит позже, здесь все зависит от ряда социальных условий и вызовов, которые возникают перед подростком в реальной жизни.

 

nello.ru

Подростковый кризис — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подростковый кризис (от др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому. В периодизациях отечественных психологов[1] приходится на возраст 13 лет, однако может варьироваться в зависимости от длительности периода подростничества[2].

Согласно некоторым концепциям (учению Д. Б. Эльконина и др.) существует два подростковых кризиса, большой — при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и малый — при переходе от младшего подросткового возраста к старшему подростковому, в то время как в других концепциях указывается на непрерывность кризиса в подростковом возрасте.

Симптомами подросткового возраста являются[3]:

  • снижение учебной мотивации;
  • стремление быть взрослым, настаивание на новых правах;
  • конфликт с родителями и учителями;
  • протестное поведение.

Одна из характеристик подросткового кризиса — чувство взрослости.

Виды взрослости:

  1. Подражание внешним признакам взрослости. Подросток сравнивает себя со взрослыми и понимает, что ничем от них не отличается. Он начинает требовать, чтобы его не считали маленьким, претендует на наличие тех же прав. Ребенок стремится походить на взрослых, зачастую используя лишь внешние признаки «взрослости» — употребление спиртных напитков, курение, специфический лексикон, мода в одежде и т. д.[4]
  2. Социальная зрелость. Характеризуется участием в делах взрослых, всевозможной помощью им. Зачастую наблюдается в семьях, где подросток вынужден занять позицию взрослого. Забота о близких и помощь им становится основной жизненной ценностью подростка.
  3. Интеллектуальная взрослость. Выражается в стремлении что-то знать и уметь. Данное стремление мотивирует подростка на саморазвитие, познавательную деятельность за пределами школьной программы.

По мнению Л. С. Выготского, основное противоречие подросткового возраста заключается в том, что половое развитие, социо-культурное развитие и окончание общеорганического роста не совпадают. В ходе исторического и культурного развития человечества границы периода детства были несколько расширены, вследствие этого возник подростковый возраст как переходный между детством и взрослостью.

Л. И. Божович весь подростковый возраст считает критическим, так как на данной стадии развития у ребенка возникают потребности, которые он не может удовлетворить в силу своей недостаточной социальной зрелости. Источником депривации этих потребностей могут быть не только внешние запреты, но и внутренние запреты самого подростка. Внутренние противоречия, по Божович, и есть основная характеристика подросткового кризиса.

Эрик Эриксон определял подростковый кризис с точки зрения кризиса идентичности, периода, в котором человек ищет свое место в мире, свою роль и предназначение.[5]

  1. Л.С. Выготский. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984.. — 1984.
  2. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. — 2004.
  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — 2000.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология. — 1995.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — 1996.
  • Бурменская Г. В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. — МПСИ Москва-Воронеж, 2005. — 656 с.
  • Выготский Л. С. — «Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Часть 2. Проблема возраста.
  • Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте, 2004.
  • Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000 г.
  • Фролов Ю. И. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.. — 1996.

ru.wikipedia.org

3 группы симптомов, 12 советов для родителей

Кризис подросткового возраста

Кризис – как ступень жизни

Кризис подросткового возраста является ступенью, которую должен пройти каждый человек в своей жизни. Известный всем мамам кризис трёх лет, который называется «Я сам» очень похож по своей структуре на кризис подросткового возраста, который так же можно назвать «Я сам», но только эта самостоятельность касается не бытового, а социального уровня.

Кризис обычно не затрагивает весь подростковый возраст, а ограничивается переходом от младшего школьного возраста к среднему школьному звену. Таким образом, началом кризисного периода считают 11 лет (у мальчиков иногда 13), а окончанием 15 лет (16 лет у мальчиков).

Кризис подросткового возраста признан самым острым по манере своего протекания, но он несёт в себе положительный момент – удовлетворение в потребности самосознания человека. При создании благоприятных условий со стороны семьи и социума, именно на этом этапе подросток формирует свою самоуверенность, учится бороться с жизненными трудностями, постепенно принимает ответственность за себя и свою жизнь.

Кризис подросткового возрастаКризис подросткового возрастаФото: https://pixabay.com/photos/texting-boy-teenager-sitting-1999275/

Пути развития кризисного периода

Кризисный период имеет два пути своего развития.

  1. Зависимый путь – подросток демонстрирует сильную зависимость от взрослых, заметен когнитивный и эмоциональный регресс, возвращение к старым привычкам и интересам из детства, крайнее послушание. Такой ребёнок как будто бы не знает, как ему жить в новых условиях собственного внутреннего мира и окружающей среды, он хочет вернуться в детство, где всё благополучно и знакомо.
  2. Независимый путь – бунт, негативизм, отрицание авторитета взрослого, отказ от выполнения правил родителей, строптивость, упрямство, ревностное отношение к своим вещам, своей комнате, своему личному пространству.

Бывает так, что подросток подходит под описание какого-то одного пути кризиса, но, чаще всего, его поведение принимает обе формы кризиса поочередно или одновременно. Тинэйджер ревностно отстаивает свои новые взгляды, расшатывает границы дозволенного, требует равноправия и признания, но при этом именно сейчас острее всего нуждается в безопасности и поддержке.

Признаки кризиса подросткового возраста

Негативизм

Важным симптомом подросткового кризиса является наличие негативизма. Негативизм – особая форма поведения, противоположная ожидаемой. К примеру, вы просите ребёнка не опаздывать, ведь сегодня запланировано много важных дел, но он опоздает. Вы просите ребёнка убрать в своей комнате, но по возвращению домой замечаете, что в детской беспорядок только увеличился. И так многократно и в любых сферах взаимодействия.

Признаки кризисаПризнаки кризисаФото: https://www.pexels.com/

Факты, подтверждённые исследованием

Лев Семёнович Выготский, советский психолог, внёсший огромный вклад в возрастную и педагогическую психологию, в своих исследованиях отметил, что:

  • у 20% подростков негативизм имеет ярко выраженный характер, он затрагивает все сферы взаимодействия ребёнка с родителями, другими взрослыми и некоторыми сверстниками. Имеет цикличный характер, подросток может на период до двух недель полностью выпадать из продуктивного, адекватного функционирования со своей семьёй, становится возбудимым или, наоборот, скудным на эмоции, недоступен никаким уговорам старших. Потом острота негативизма спадает, но через некоторое время снова возвращается;
  • 20% подростков не проявляют признаков негативизма;
  • 60% подростков являются «потенциальными негативистами». Их негативизм затрагивает только определенные сферы, чаще всего он проявляется при конфликтах со взрослыми или при конфликтах со сверстниками в школе или компании. Таких подростков большинство, но, как известно, конфликтов избежать полностью невозможно. А это значит, что такого ребёнка следует обучать методам продуктивного выхода из конфликта, учить безопасно для других злиться, учить правильно реагировать и эмоционально выдерживать злость других окружающих людей.

Снижение когнитивных функций

Не менее важным симптомом кризиса переходного возраста является общее снижение продуктивности когнитивных функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение). Это сразу становится заметно по способности ребёнка к учебной деятельности. Подростки всё так же способны выполнять механические задачи, но регресс активно виден при задаче написать сочинение.

Это связано с тем, что мышление ребёнка сменяется с конкретного на логическое, оно начинает работать не по наглядным примерам, а по собственным пониманиям, открытиям и дедукции. Теперь тинэйджер постоянно находится в критицизме, требовании доказательств, его внимание направлено внутрь себя и внутрь других лиц.

Не стоит пугаться, если ваш ребёнок резко решил бросить рисование или потерял интерес к музыкальной школе, он просто находится на этапе поиска себя, развивает своё новое мышление, отказываясь от старых привычек и ища новые.

Дополнительные поведенческие реакции

Существует дополнительные поведенческие реакции, которые не так остро проявляются, но часто встречаются среди детей подросткового возраста:

Сохраненные в подростковом возрасте, но свойственные более младшему возрасту реакции:Типичные реакции преимущественно для подросткового возраста:
«Отказ» — отказ от привычных увлечений, совместного времяпрепровождения, страх всего нового. Сигнализирует о неудовлетворении базисной потребности в безопасности.

«Компенсация»— стремление объяснить неудачи в одной области жизнедеятельности успехами в другой области. К примеру, физически слабый подросток стремится поразить людей выдающимися интеллектуальными знаниями.

«Гиперкомпенсация» — настойчивое достижение успеха в той области, где ребёнку свойственны неудачи. К примеру, подросток, страдающий заиканием, идёт выступать на литературные чтения.

«Реакции группирования» — стремление к участию или созданию своей группы с установленной системой правил, обособленностью и лидером.

«Реакции, связанные с формированием полового влечения» — петтинг, чрезмерный онанизм, подростковая гомосексуальность.

Эмансипация – стремление к полному освобождению от опеки взрослого.

 

Хобби реакция – разнообразные увлечения и занятия, имеющие большую ценность для подростка. Они могут быть постоянными, а могут сменяться. Именно через эти хобби подросток, как и маленький ребёнок через игру, познаёт этот мир.

 

Дополнительные поведенческие реакцииДополнительные поведенческие реакцииФото: https://www.pexels.com/photo/woman-playing-brown-classical-guitar-164809/

Как помочь подростку преодолеть кризис. Советы родителям

Переходный возраст – это всегда сложно

Самое главное, что стоит осознать родителю: переходный возраст у мальчиков и переходный возраст у девочек — это всегда сложно. И в первую очередь это сложно не для вас, а для самого подростка. Ваша задача — быть готовым к этим сложностям, принимать их и смягчать остроту кризиса, сделать дом и семью местом отдыха и спокойствия для ребёнка.

Как пишут Роберт Т. Байярд и Д. Байярд в своей полезной и популярной книге «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей»:

«Вы не одиноки. Буквально сейчас тысячи родителей проходят через то же самое, что и вы; а еще больше родителей испытали все это в прошлом».

Вероятные ошибки родителей

Если вы испытываете трудности с вашим сыном или вашей дочерью, то, весьма вероятно, вы делаете нечто одно (а может быть, и то и другое) из двух:

  1. Вы определенно не справляетесь с вашей важнейшей обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой свою собственную жизнь.
  2. Весьма вероятно, что вы берете на себя труд руководить жизнью ребенка, что является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребенка.

Список правил и рекомендаций для успешного завершения переходного возраста

Ознакомимся со списком рекомендаций и правил, которые помогут успешно завершить этап переходного возраста для вашего ребёнка и гармонично и без потерь войти во взрослый мир:

Переключите внимание на себя

Первое правило очень часто приводит родителей в шок или смятение, но самое важное на данном этапе – переключить свой основной фокус внимания со своего чада на самого себя. Найдите подходящие для вас хобби, пути для самопознания. Именно тогда вы перестанете придираться к ребёнку без повода, а сам ребёнок на наглядно-действенном примере будет видеть, что такое заботиться о себе, заниматься саморазвитием.

Похвала и поощрение

Не забывайте, что помимо наказания существуют ещё и поощрения. Очень часто родители элементарно забывают даже словесно похвалить ребёнка за его успехи. Вспомните, сколько раз вы за эту неделю наказывали или ругали своего ребёнка? А теперь посчитайте, сколько раз вы его хвалили? Существует огромная вероятность, что положительных действий он совершил гораздо больше, чем отрицательных, но почему-то они оказались незамеченными вами.

Хвалите словесно, хвалите тактильно, дарите небольшие подарки и делайте приятные сюрпризы. Ведь если вы поставили перед ним важную задачу – закончить год в школе на «хорошо» и «отлично» и при этом нарисовали слишком далёкое пусть и реальное вознаграждение, к примеру, игровую приставку, то мотивация будет слишком призрачной. Промежуточные результаты и успехи тоже стоит отмечать.

Рекомендации родителямРекомендации родителямФото: https://www.pexels.com/photo/two-man-riding-mountain-bike-on-dirt-road-at-daytime-1010557/

1 поступок – 1 наказание

Наказывайте ребёнка за один проступок один раз! Во-первых, стоит отметить, что наказание должно быть адекватным. Самым адекватным способом наказания является лишение. Естественно, не стоит лишать ребёнка в удовлетворении базовых потребностей голода, сна и т.д. Лишать можно развлечений.

Чётко обозначайте временные границы своего наказания и придерживайтесь их. Не стоит снимать запрет на поход в кино с друзьями, если лично у вас поднялось настроение, иначе урок будет не усвоен, а проступок совершится вновь.

Не рисуйте себе негативный образ своего ребенка

При повторении подростком нежелательного поведения избегайте слов: «Я так и знал(а), что ты опять получишь  двойку»… «Ну почему ты меня никогда не слушаешь, вот снова опоздал на карате»… «Опять ты меня подвела, мне было очень стыдно на собрании, что у меня такая дочь» и т.д. Таким образом, вы не даёте ребёнку шанс на исправление, вы сообщаете ему, что в вашей голове уже существует завершенный негативный образ дочки или сына, и другого быть-то и не может.

Лучше обратиться к ребёнку со словами: «Слушай, я, конечно, разозлилась на тебя сегодня на собрании. Но если у тебя не получается, может быть, я смогу тебе как-то помочь?»

Не сравнивайте ребёнка с другими!

Это правило важно для детей любого возраста. Но именно в подростковый период, когда девочки и мальчики испытывают душевные терзания по поводу своей внешности и успехов, отчаянно стремятся к внутреннему идеальному «Я», оно должно стать для вас ненарушимым.

Дышите!

Каждый раз, когда разговор с ребёнком становится напряженным, обратите внимание на своё дыхание. Сделайте глубокий вдох и продолжайте диалог, но при этом не забывайте про своё дыхание, делайте вдохи и выдохи осознанно. Спокойное, глубокое дыхание поможет стабилизировать ваши эмоции, а как только стабильней станете вы, то и ребёнок постепенно перейдёт на другой тон.

Подросток – тоже личность

Подросток – тоже личностьПодросток – тоже личностьФото: https://www.pexels.com/photo/2-women-smiling-near-black-textile-35024/

Воспринимайте подростка как личность. Обращайтесь к нему с серьёзными вопросами, включайте его в некоторые безопасные обсуждения семейных задач и трудностей, спрашивайте у него советов. Только так вы сформируете у него ощущение важности и нужности собственного мнения.

Говорите с ребёнком о себе

Доверие – главная деталь успешного преодоления всех кризисов. А как научить ребёнка доверять вам, если не довериться ему самому? Попробуйте не с порога спрашивать у него стандартный набор вопросов: «Как дела к школе? Ты покушал?», а, наоборот, сначала за совместным времяпровождением расскажите ему про свой день, про повседневные трудности, с которыми вы столкнулись, и как вы из них вышли. Рассказывайте ему о своих чувствах и эмоциях, дайте понять, что проявлять свои эмоции – это нормально и безопасно.

Показывайте пример

Главный принцип любых воспитательных действий — наглядно-действенный пример. Не забывайте про это. Ведь если внушать ребёнку, что кушать в детской на кровати плохо, но при этом самому, приходя поздно с работы, ужинать в постели перед телевизором, у подростка просто не остаётся выбора – он будет продолжать кушать в детской на кровати. Нерушимые, бескомпромиссные правила, установленные в вашей семье, должны исполняться всеми её членами без исключений.

Интересуйтесь его увлечениями

Так вы сможете, во-первых, лучше понимать его внутренний мир, во-вторых, покажете ему, как он важен для вас и, в-третьих, окажете ему поддержку и сформируете ощущение силы в его начинаниях

Уважайте его право на самопознание

Если вы видите, что ваш подросток уже который час валяется на кровати, разглядывая потолок, а ваши попытки активизировать его активность безрезультатны, то оставьте его валяться. В данный момент он вовсе не бездельничает, в его голове идёт колоссальный труд по самопознанию, развитию своей души. Давайте ему время на такое уединение.

Ему по-прежнему нужны объятия

Не отказывайте ему в тактильной и эмоциональной близости. Помните, как выше мы рассматривали ту ситуацию, где такой «взрослый и самостоятельный» тинэйджер вдруг соскучился по маме? – Так вот, следует дать ему ощущение той близости, маминой заботы и безусловной любви, как в раннем детстве. Если ребёнок идёт к вам на контакт, просит объятий или капризно требует мороженное, просит посидеть с ним в комнате, пока он не уснёт, хотя ему уже 15 лет – сделайте это.

Когда нужна помощь психолога?

Да, безусловно, переходный возраст идёт в одну ногу с трудностями, но, когда трудности перерастают в проблемы, мешающие нормальному функционированию ребёнка в социуме, то стоит посетить специалиста психолога. Рассмотрим моменты, при которых родителям рекомендуется посетить психолога вместе со своим ребёнком.

У ребенка склонность к самоповреждению

Самым важным моментом, при котором стоит обратиться к специалистам является угроза собственной жизни или жизни других людей. Если вы заметили, что ваш ребёнок склонен к самоповреждающему поведению (самостоятельно делает себе порезы на руках, бёдрах, прячет и скрывает следы или, наоборот, открыто демонстрирует их, при резких агрессивных аффективных реакциях склонен к само избиению, высказывает суицидальные мысли) или высказывает жестокие мысли или совершает жестокие действия по отношению к другим людям – ответ однозначен, с этой проблем справиться самостоятельно невозможно, нужно подключать специалистов.

Не стоит стараться скрыть эту проблему, это только усугубит её течение и ещё больше отодвинет подростка в непонимание себя и окружающего мира. Ведь такие действия — это не просьба, а уже крик о помощи.

Невротические реакции

Дети с невротическими реакциями определенно нуждаются в помощи специалиста. К таким реакциям относятся: расстройства пищевого поведения (компульсивное переедание, булимия, ограничение себя в пище и проч.), страхи, тики, бессонница, тревожность, резкие перепады настроения, которые длятся более двух недель и существенно мешают совершению обычных бытовых и социальных задач.

Нет контакта со сверстниками

Трудности в коммуникации со сверстниками – полное отсутствие друзей, травля в школьном или другом коллективе, насилие в сторону вашего ребёнка.

Повторяющиеся эпизоды воровства

При повторяющихся, не поддающихся родительскому воздействию, эпизодах кражи вещей и денег из дома или других мест.

Снижение школьной успеваемости

Резкое снижение успеваемости в школе, отсутствие мотивации к образовательной деятельности и не способность к её формированию. Не забываем, что снижение успеваемости в школе характерная черта кризиса, но обратиться к психологу стоит лишь в том случаем, когда это снижение действительно резкое и стойкое по времени и интенсивности.

Приступы ярости

Подростки склонны к грубости, но, если при проявлении этой грубости ребёнок испытывает не злость, а настоящую ярость, если в эти моменты родителю самому становится страшно с ним, то также следует обратиться к специалисту.

Семейный кризис

Если в вашей семье одновременно с подростковым возрастом ребёнка происходят и другие кризисы, к примеру, развод, смена места жительства с тяжёлым расставанием для подростка с прежним местом, потеря близких.

Подростки из неблагополучных семей

Остро нуждаются в помощи и сопровождении психолога подростки из асоциальных и неблагополучных семей.

Зависимости

Если вы замечаете за ребёнком признаки зависимого поведения. К зависимому поведению относится злоупотребление алкоголем, употребление наркотических веществ, зависимость от компьютерных игр, азартных игр и прочее.

Ребёнок сам просит помощи

И, конечно же, стоит обратиться к психологу в том случае, когда подросток сам просит об этом, даже если вы и не заметили в его поведении каких-либо причин.

Мифы о работе психолога

Помимо того, что родителю следует наблюдать за поведением и эмоциональным фоном своего ребёнка, не стоит забывать про первое правило для гармоничного развития подростка – обратите внимание на себя.

Следует развеять некоторые мифы, которые существуют вокруг представлений о работе психолога с подростком:

«Всё можно решить за одну встречу со специалистом»

В большинстве случаев это не так, на первой встрече вы сможете лишь прояснить запрос и договориться с психологом о дальнейших планах на встречи, обсудить их примерное количество и формат работы.

«Измените мне ребёнка»

Это тоже невозможно. В 80% случаев психологи объясняют родителям, что результатов можно достигнуть не с помощью только индивидуальной работы с подростком, а и при работе с вами. Его не изменить, он отвечает своими негативными реакциями на условия среды. А это значит, что приводить к гармонии нужно, в первую очередь, семейную систему. Таким образом, специалисты обычно предлагают формат работы, где ребёнок и родитель имеют свои параллельные индивидуальные консультации, а также некоторые совместные консультации со специалистом.

«Дайте нам совет, а дальше мы уже сами всё решим…»

Психологическая помощь в формате советов не оказывается. Родители и сами знакомы со всеми советами, имеют за своей спиной огромный жизненный багаж, но если никакие действенные способы не работают в конкретно вашей ситуации, то это значит, что проблема кроется на уровне нарушений эмоциональной сферы в вашей семье.

МифыМифыФото: https://www.pexels.com/photo/people-looking-at-laptop-computer-1595391/

Заключение

Кризис подросткового возраста неизбежен, родителям стоит принять это и найти в себе силы оказывать поддержку ребёнку. Но острота кризиса напрямую зависит от окружающей ситуации. К примеру, гиперопека, зависимые семейные отношения, повышенный контроль к подростку способны лишь только повысить остроту кризиса и затянуть его время течения.

Список литературных источников

  1. М. Аксюта, Т. Сандлер «Почему одни подростки трудны, а другие — нет. Воспитание с помощью окружения».
  2. Д. Бокум, Г. Крайг «Психология развития».
  3. А. Булгаков «Наши неуправляемые подростки», 2008.
  4. Л. С. Выготский «Психология развития человека».
  5. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком.
  6. Н. Ю. Дмитриева «Кризисы детского возраста. Воспитание подростков»: моногр.
  7. М. Омарова «Особенности самосознания подростков», 2014.
  8. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2013. — № 5.
  9. Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе забо

kroha.info

Переходный возраст — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Переходный возраст — это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь. В разных странах, в зависимости от культурного и религиозного наследия, годы переходного возраста определяются по-своему. Такой переход может осуществляться как простая юридическая формальность (возраст получения паспорта, совершеннолетие), так и сопровождаться религиозными ритуалами. Этот возраст ассоциируется с наступлением половой зрелости, юридической ответственности за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек (к примеру, права на вождение автотранспорта, право голоса на выборах, разрешение на заключение брака и т. д.). В разных странах и религиях этот возраст определяют по-своему: в 14 лет, 16, 18, 21. С психологической точки зрения, время наступления переходного возраста индивидуально.

С психологической точки зрения, переходный возраст проявляется у подростков в стремлении к независимости в поведении, стремлении найти своё место в обществе (позиционировать себя), иногда — переиначить своё окружение под свои вкусы. Это является первопричиной возникновения молодёжных субкультур. К примеру, субкультура модов возникла в Англии потому, что подростки протестовали против того, чтобы носить такие же серые плащи, как их родители, которым около 40 лет, и слушать такую же музыку — начались поиски более молодёжного стиля в одежде и более энергичного стиля музыки, которым был рокабилли, ранний этап развития рок-музыки. Дальнейшие молодёжные субкультуры создавали ещё более дерзкий и оригинальный стиль одежды и ассоциировали себя с модными в их среде стилями музыки, проявляя всё больший нон-конформизм в поисках себя и своём позиционировании в молодёжном обществе.

Также в переходном возрасте у подростков появляются политические воззрения (для таких большинство политических партий создают «молодёжное крыло») и необходимость их выразить — поэтому часто можно увидеть подростков на политических митингах (вплоть до стычек, где они проявляют себя как самые активные участники) или занимающихся политической агитацией. Притом политические воззрения подростков могут как совпадать с симпатиями их родителей, так и не совпадать с ними, что зачастую приводит к ссорам в семье. Часто в политических, общественных и религиозных взглядах проявляется юношеский максимализм.

С родительской точки зрения переходный возраст является тревожным периодом, сопряжённым с агрессивным и зачастую неконтролируемым поведением подростка (в большинстве, родители нервничают из-за самого факта потери контроля над своим ребёнком, а не из-за конкретных недопустимых поведенческих проявлений), началом его половой жизни, его желанием к самостоятельному принятию решений и отрицанию того, что для него психологически дискомфортно. Бунтарское поведение иногда выливается в акты хулиганства, сопряжённые с употреблением алкоголя или наркотиков — в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи, подросток старается «попробовать всё», что зачастую приводит к тяжёлым последствиям. Также для переходного возраста характерны романтические отношения, которые, в случае неблагоприятного исхода, являются причиной многих подростковых самоубийств (среди других причин — неудача при позиционировании себя в обществе, «травля» сверстниками и т. д.).

Таким образом, в целом переходный возраст является едва ли не самым драматичным периодом в биографии каждого человека, наряду с кризисом среднего возраста или выходом на пенсию, воспринимаемый как «период дожития».

ru.wikipedia.org

Подростковый кризис — причины, симптомы, диагностика и лечение

Подростковый кризис

Подростковый кризис – этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

Общие сведения

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Подростковый кризис

Подростковый кризис

Причины подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Патогенез

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Классификация

Отечественный психолог Л. С. Выготский в структуре подросткового кризиса выделил негативную и позитивную фазу. Первая наиболее выраженная, длится несколько лет. В ней происходит свертывание, отмирание старой системы интересов и вызревание влечений, обусловленных половым созреванием. Вторая протекает сглажено, характеризуется оформлением новых жизненных ценностей, привычек, отношений. Негативная фаза как более продолжительная и клинически значимая имеет три варианта течения:

  • Выраженный негативизм. Конфликтность проявляется во всех областях жизни. Прежние интересы полностью отвергаются, замещаясь импульсивными влечениями.
  • Смягченные черты отрицания. Негативные установки ребенка отмечаются в отдельных ситуациях как реакции на влияние окружающих. Характерна вариативность поведения дома и в школе.
  • Отсутствие негативных симптомов. У взрослеющего ребенка возникают новые интересы – к чтению, спорту, путешествиям, отношениям с представителями противоположного пола. Старая система интересов сохраняется (ориентация на учебную деятельность, дружбу, поддержание позитивных отношений).

Симптомы подросткового кризиса

В эмоционально-поведенческой сфере основным проявлением становится негативизм. Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей. Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером. Степень выраженности негативизма колеблется от тотальности до полного отсутствия.

Происходит снижение учебной продуктивности. Дети хуже справляются с творческими заданиями – сочинениями, научными проектами. Выполнение упражнений по образцу сохраняется на прежнем уровне. Изменения связаны с перестройкой системы ценностей и развитием абстрактно-логического мышления. Подростки увлекаются музыкой, психологией, философией. Интенсивно развивается самонаблюдение, самовосприятие, рефлексия собственных эмоций, состояний. Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей. Дети начинают вести личные дневники, увлекаются разговорами «по душам» с друзьями, чтением приключенческих произведений, романов.

Осложнения

При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается. Осложнениями являются эмоциональные и поведенческие расстройства. К развитию неврозов более склонны девочки, к формированию акцентуаций, психопатий, патологических влечений – мальчики. Внутриличностные конфликты негативно сказываются на эмоциональном состоянии – способствуют формированию депрессии, замкнутости, обсессивно-компульсивного расстройства, усиливают тревожно-мнительные, истероидные, возбудимые черты. Частые ссоры в семье, снижение школьной успеваемости подталкивают подростков к уличным компаниям, бродяжничеству, суицидальному поведению.

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр. Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

Рекомендации при подростковом кризисе

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

www.krasotaimedicina.ru

сколько длится кризис и трудности

Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Дети резко меняют свое поведение, ими сложно управлять. Однако этот этап, хоть и отличается сложностью, можно преодолеть без особых проблем.

Существуют методики, позволяющие налаживать нормальные взаимоотношения с детьми. Некоторым родителям будет полезно почитать соответствующую литературу, чтобы избежать последствий общения с ребенком. Ведь именно в таком возрасте очень много летальных исходов, когда маленький человек не смог найти поддержку у родителей и справиться с собственными переживаниями. Многие сбегают из дома, стараясь найти поддержку на улице. Они со временем разочаровываются, но пути назад может не оказаться.

Причины поведения

Что такое переходный возраст? Его другое название пубертатный период. Для ребенка меняются не только ощущения жизни и себя как элемента всей системы, его тело преобразовывается. Почему подростковый возраст называют переходным? В это время происходит переход каждого человека во взрослую жизнь из детской. Меняется все: отношение к родителям, к жизни, к будущему.

Проблемы переходного возраста

Сколько длится переходный возраст? Его продолжительность может составлять приблизительно 4 года. Сейчас наблюдаются более ранее взросление детей, поэтому и период перехода может сокращаться в 2 раза, но это все индивидуально. Во сколько лет начинается переходный возраст? С 12 лет и заканчивается в 16. В каждом индивидуальном случае этот временной отрезок может варьироваться в любую сторону.

Рассматриваемый этап отличается сложностью, определенной драматичностью для некоторых подростков. Переходный возраст связан с трудностями из-за ряда причин. Наиболее существенный фактор — половое созревание. Для подростков свойственна высокая степень чувствительности к тому, как окружающие оценивают их внешность. При этом у них проявляется самостоятельность, твердость во мнении, которая выражается по поводу других людей.

Когда наступает переходный возраст, у детей можно одновременно наблюдать черствость, внимательность, болезненную застенчивость. Присутствует потребность в оценке авторитетных для него личностей. Они хотят, чтобы их признавали, ведут себя во многих ситуациях достаточно развязно. Характерно на этом этапе обожествление кумира. Они всячески стремятся демонстрировать собственную независимость, бороться с установленными правилами, противостоят авторитетам.

переходной возраст у детей

Проявляется этот этап тем, что подростков часто не удовлетворяет собственная внешность, появляется неудовлетворенность в собственном теле. У ребенка могут возникать стеснения по поводу тела, его он стесняется открыто показывать. Нередко дети не хотят фотографироваться, хотя ранее им нравилось это занятие.

Проявляться все это может из-за происходящих преобразований на гормональном уровне. В организме должны начаться перестройки абсолютно всех систем и внутренние органов. В течение всего времени возникает потребность в материале, который является основой при строительстве тканей. Из-за этого возникает необходимость в обильном питании, но наблюдаются перепады аппетита.

Другие причины

Характеристика переходного возраста говорит о том, что у подростков, достигших 13-14 лет, наблюдаются определенные чередования всплесков активных периодов. Ребенок может быть бодрым, но уже через короткий временной промежуток у него появляется усталость или же полное изнеможение. Период переходного возраста характеризуется синдромом подростковой лени. При этом родители этот так называемый синдром описывают тем, что ребенок ленится что-либо делать и выявляет желание полежать, посидеть или же не хочет стоять ровно (опирается на различные предметы).

Данные особенности переходного возраста специалисты связывают с усиленным ростом, поэтому у него затрачивается достаточно много сил и энергии на выполнение тех или иных действий. Все это отражается на том, что выносливость ребенка в значительной степени снижается. Проявляющийся эффект синдрома отражается на общем состоянии и поведении ребенка.

Трудности переходного возраста

Так, у подростка наблюдается некая неловкость, что приводит к различным поломкам и повреждениям предметов. Данные трудности переходного возраста могут производить впечатление, что подросток действует специально, но это не так. Все негативные проявления происходят вне зависимости от ребенка, они обуславливаются перестройкой двигательной системы.

Справляться с рассматриваемыми изменениями достаточно сложно, но со временем подросток становится взрослым человеком. Чтобы процесс реализовался, необходимы большие физические затраты. Если обращать внимание на психологический аспект, то ребенку достаточно тяжело жить в этот момент времени.

Переходный возраст в определенных случаях протекает со сложностями, которые связаны с нежеланием взрослеть. В его подсознании заложено, что он потеряет свое привычное состояние, поэтому возникает дискомфорт.

О возможном поведении подростка

Признаки переходного возраста наблюдаются в поведении подростка. Достаточно часто оно очень сильно меняется и становится вызывающим. Эти изменения проявляются в грубости. Он не подпускает к себе взрослых, не хочет делиться личным. Кроме того, его настроение часто меняется, также он не допускает близко к себе родителя, например, не дает себя обнять. Психологи такое поведение сравнивают с ежиком, который все время отталкивает окружающих и ведет себя агрессивно.

Поздний переходный возраст проходит еще более тяжело. Нередко ребенок отказывается проводить уборку в своей собственной комнате. Родители могут наблюдать там полный беспорядок, который абсолютно не смущает подростка. О домашних обязанностях он также слышать не хочет, заставить их выполнять очень тяжело.

Симптомы подросткового возраста наблюдаются еще и в том, что сын или дочь пытаются разозлить своих родителей, что в конечном итоге может привести к скандалу. При этом подросток может совсем не переживать по этому поводу.

Болезненный переходной возраст

Кризис переходного возраста у подростков порой негативно отражается на состоянии родителей, так как они все это время ощущают некую растерянность и не могут понять, какие действия предпринимать. Весь этот процесс болезненный как для родителей, так и для детей, но все эти симптомы можно побороть, если подойти к такому поведению правильно.

Если подошел переходный возраст, что делать? Родители должны мудро реагировать на такое поведение. Подросток своим неординарным поведением пытается выработать свой подход на те или иные происходящие события.

Кризис этого возраста дает понять, что подросток находится под давлением различных сторон: родители, школа и сверстники. Поэтому он пытается начинать жить собственной жизнью без сторонней помощи. Психология акцентирует внимание на том, что подросток пытается заявить окружающим о своем существовании. Однако проблемы переходного возраста здесь начинают развиваться из-за того, что целей в жизни у ребенка еще нет, эмоциональная устойчивость также не наблюдается.

О развитии личности подростка

Как справиться с переходным возрастом? В данном случае приходит на помощь психология. Данная наука акцентирует внимание на том, что подросток в этот непростой для него период становится личностью. Поэтому ни к каким упрекам, унижениям или же аналогичным действиям прибегать нельзя.

Как помочь подростку в этот период? В первую очередь его необходимо постараться чем-то занять. Но при этом нужно помнить о том, что ребенка нужно воспринимать как личность.

Сколько длится переходный возраст? У каждого подростка это время может длиться по-разному, но все признаки практически одинаковы: это стремление к максимальной самостоятельности и отказ от приема проблемных ситуаций.

Когда начинается переходный возраст, у подростков выражено ощущение чрезмерной взрослости. При этом психология отмечает, что у него появляется новый уровень притязаний, который не совпадает с фактическим состоянием. Переходный возраст, особенности контакта с подростками необходимо учитывать. Для ребенка чрезвычайно важно, чтобы его взросление было отмечено родителями и окружающими. Однако если поведение не удовлетворяет взрослых, возникают конфликты.

Переходной возраст у детей

Как пережить переходный возраст? Для подростка очень важно, чтобы он все это время получал и ощущал поддержку близких людей. Но при этом ребенок может всячески отказываться от заботы и прочих проявлений поддержки.

Что это такое — правильное поведение родителей? Это выстраивание доверительных отношений с близкими людьми. Данный процесс должен базироваться на поддержке, одобрении. Длительность переходного возраста будет обуславливаться и тем, насколько верно ведут себя родители.

Нужно быть готовым и к тому, что подросток будет всячески протестовать, причем ему не будет хватать именно взрослых советов. Общение будет принято должным образом только в тех случаях, когда он понимает, что у него со взрослыми равные права. Заканчивается переходный возраст, когда родитель ведет конструктивную беседу со своим сыном/дочкой. При этом не нужно грубить, кричать и т. д. Просто нужно всячески показывать, что ребенка понимают. Необходимо делиться с ним собственными мыслями, опытом и т. д.

Когда заканчивается подростковый период, ребенок уже обретает возможность самостоятельно мыслить и разбираться в различных жизненных ситуациях. Интерес к жизни чада не должен быть искусственным или же наигранным. За всеми его действиями нужно следить и запрещать негативные поступки.

Дополнительные сведения

Вне зависимости от того, со скольки лет начался переходный возраст, рекомендуют использовать определенную выработанную технологию для погашения возникающего конфликта между подростком и взрослыми. Не многий родитель знает о том, что в процессе ссор с подростком нельзя его оскорблять или же в чем-то обвинять. Рекомендуется высказывать свое отношение к ребенку, причем только положительное. Этот процесс должен называться выстраиванием доверительных отношений.

В первый год переходного возраста и в последующее время нужно максимально правильно выстраивать диалог с ребенком. Например, нужно акцентировать внимание на том, что грубое поведение негативно сказывается на взрослых и т. д. При этом нужно быть готовым и к резкому ответу ребенка, например, что ему все равно. Но это всего лишь маска, и рано или поздно такое поведение должно заканчиваться. Подросток обязательно запомнит эти слова и сделает для себя выводы.

В жизни ребенка должен начинаться новый период, и он не должен быть подкреплен какими-либо оскорблениями или же прочими отрицательными эмоциями, так как все это ошибки. Допуская их, родители вызывают у своего чада только агрессию. Но все это со временем проходит, а в результате у подростка откладываются только положительные впечатления от поддержки родителей. Высказывая собственные чувства и ощущения ребенку, удастся избежать конфликта.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Подростковый кризис — причины, признаки, рекомендации родителям

Подростковый кризис – это период перехода личности на новый уровень, а также смена одной социальной роли в другую, приходится на возрастной период от двенадцати до пятнадцати лет. Кризис подросткового возраста обусловлен неравномерным развитием психики и физиологии, при этом у личности формируются потребности и понятия, характерные для зрелого индивидуума, считающегося взрослым, и отсутствуют какие-либо механизмы удовлетворения новых потребностей из-за недостаточной моральной и социальной зрелости.

Нет определённой даты начала подросткового кризиса, поскольку его наступление зависит от первоначального уровня развития и окружающих условий, каких-то знаковых ситуаций. Единственное, что остаётся общим – это то, что после наступления кризисного периода всё становится значительно сложнее. Эволюционно устроено так, что все кризисы (кроме самых ранних) протекают примерно одинаковое время, именно подростковый принято считать наиболее тяжёлым, поскольку происходят столкновения на довольно остром уровне.

Если в детских переходных периодах происходит просто смена социальных ролей и усвоение новых концепций поведения, то при переходе во взрослость возникают вопросы самоопределения, поиска смысла жизни и удовлетворения возникших новых потребностей, при отсутствии необходимого уровня ответственности и умения всё это реализовать.

Особенно яркими тут становятся перепады настроения, повышение агрессивности и потребности противостоять миру, отстаивая свои убеждения, не задумываясь над их актуальностью или полезностью. Также это обусловлено гормональной перестройкой и процессом полового пробуждения, что помимо нормального развития является ещё и стрессом, при отсутствии наработанных механизмов гармонизации своих состояний, а в некоторых ситуациях и понимания, что именно происходит с телом.

У парней данный кризис проходит тяжелее и ярче, чем у девушек, во многом данная тенденция обоснована социальными требованиями к мужскому самоопределению. Там где девушка может долго разбираться в себе, ничего нового не достигая, от парня будут требовать социальной и профессиональной реализации.

Психология подросткового кризиса

Проблема подросткового кризиса зависит от особенностей психологии личности. Это важный период нахождения своей обособленности от влияния взрослых и особенно зависимости от родителей – чем старше, тем больше отделяется, как в плане физической зависимости, так и психологического мнения. Если раньше хороший контакт с родительскими фигурами непосредственно обеспечивал выживание, потому что даже самый умный и физически развитый ребёнок не может, как бы ни хотел обеспечить себе жизнь, то по мере получения знаний о мире и чувствования собственной силы, вопрос существования уже не зависит от старших, что даёт возможность не соглашаться и противостоять.

Появление критического мышления, следование последним веяниям, и получение информации не только от родителей формирует собственное мнение, редко совпадающее со старшими. На фоне чувствования своей силы и потребности в пространстве рождаются постоянные скандалы и другие акции, направленные на получение автономии.

Именно тут появляются наиболее глубокие комплексы или формируется адекватная самооценка, развиваются умения взаимодействовать с людьми или переходить в социальную изоляцию. Подростки смещают своё внимание со всего на отношения, поэтому дружба становится важнее учёбы и достижений, ради товарищей могут совершаться совершенно необдуманные и рискованные поступки.

То же самое касается и влюблённости, которая меняет психику и способы реагирования, приоритеты и шаблоны на всю жизнь. Потом будет много зрелых и глубоких отношений, но именно первая любовь, яркая своей трагичностью (нет понимания, как устанавливать отношения и чего ждать от другого) остаётся в памяти до конца дней, всё также, оказывая влияние на становление личности. Помимо сепарации от и взаимодействия важно обнаружение своего пола не на уровне понимания, как в четырехлетнем возрасте, когда девочки и мальчики начинают различать друг друга, а на уровне социо-культурного взаимодействия.

Гормональные всплески дают возможность почувствовать себя мужчиной, обусловливают отличия не только внешние, но и поведенческие, определяют жизненные задачи.

Сложный этот период не только для окружающих, считающих, что милого ребёнка подменили (многие даже начинают подозревать присутствие наркотиков и дурных компаний). Человек сталкивается с миром, являющимся для него загадочным и непонятным, где нет ориентиров, а есть только непонимание собственных эмоциональных и физических реакций. У подростка может регулярно возникать когнитивный диссонанс и потеря в ранее известных вещах – он даже не может нормально воспринимать своё тело, меняющееся быстрее адаптационных возможностей психики, и каждый раз удивляется и требует времени для осознания.

В эмоционально-психологической сфере подростка много сопротивления, страха и стыда. Сопротивление касается назидающего тона взрослых, стыд обычно тесно связан с восприятием своего меняющегося тела, а страх сопровождает каждый день, потому что детство (с его безответственностью и обеспечением) кончилось и как дальше жить непонятно. Находясь в таких тяжёлых эмоционально условиях, у личности постоянно присутствует высокий уровень напряжения, которое сбрасывается агрессией на окружающих, опять же, потому что ещё не выработаны адекватные модели психологической трансформации.

Причины кризиса

Причины подросткового кризиса обусловлены многими изменениями. Дети начинают становиться более требовательными к окружающим – родители должны обеспечивать покупку необходимых гаджетов, что диктуется рекламой, учителя должны выполнять инструкции и вежливые нормы, иначе светит ответственность перед законом. Даже дружеские связи не терпят чего-то двусмысленного, и если товарищ был однажды замечен в разговоре с врагом, то вычеркивается из списка близких.

Также требования увеличиваются и к себе, потому что происходит снижение самооценки, скачет самовосприятие и ребёнок пытается уже соответствовать взрослым нормам, хочет чего-то добиться, реализоваться. Не все эти требования удовлетворяются, что вызывает большой протест и негативизм.

Внешние факторы, способствующие усилению плохого самочувствия и повышению конфликтности, отсутствием изменений в требованиях родителей, несмотря на то, что сама личность ребёнка продолжает развиваться и трансформироваться. Это уже совершенно иной человек, чем год назад и крайне неприемлемо обращаться с ним в тех же интонациях и просьбах.

Они уже больше умеют и понимают, поэтому резко реагируют на критику, могут научить взрослых новшествам, поэтому негативно реагируют на советы, где сквозит отношение к ним в поучительном или снисходительном тоне, что напоминает общение с детьми.

У подростка уже начинает формироваться стремление брать ответственность, и психика требует реализации навыка самостоятельности и дальнейшего взросления, при этом всё ещё сохраняется несерьёзность и детская безалаберность. В некоторых ситуациях подросток может реагировать как взрослый и решать тяжёлые по своей серьёзности проблемы, в других совершать поступки, ориентируясь на свои желания, без осмысления последствий. Именно такие скачки, а не постепенное приобретение самостоятельности и зрелости является причиной кризисного состояния.

Скромность и воспитанность могут преподноситься как неуверенность, особенности фигуры рассматриваться только в негативном ключе. Подростку довольно тяжело принять своё новое тело и по достоинству оценить внутриличностные качества из-за неудовлетворённой потребности одобрения и чувствительности в этом возрасте к социальным воздействиям.

Признаки

Подростковый кризис замечают не сразу, обычно родители думают, что ребёнок стал непослушным или специально им грубит, некоторые выдвигают версии о причастности наркотических веществ или влиянии плохой компании. Только когда скандалы или затворничество становятся довольно продолжительными, когда одни и те же темы свободы звучат всё чаще, удаётся понять, что дело не в разовом непослушании, а в систематическом кризисном состоянии человека. Чтобы быстрее помочь или хотя бы облегчить проживание сложного периода необходимо быстрее распознать его начало по соответствующим признакам.

Появляется высокий уровень конфликтности на фоне негативизма относительно всего. Становятся неинтересны прежние стабильные занятия, бросаются все дополнительные кружки и хобби, при этом нельзя сказать, что им находится какое-то аналогичное развитие – свойственно импульсивное и нестабильное пребывание в разных сферах. На уговоры вернуться куда-то, дотянуть месяц, чтобы получить диплом идти закончить обучение, работу, доходить оплаченный абонемент воспринимаются не в качестве здравого совета, а как попытки ущемления свободы и навязывания чужого мнения, поэтому встречают резкий отказ.

Поведение может быть непостоянным не только своими вспышками агрессии, но также и разницей в зависимости от обстановки и группы окружающих лиц. В школе среди сверстников и дома вы можете наблюдать как бы трёх разных людей не только по приоритетам, но и по действиям в идентичных ситуациях, реакциям на одни и те же фразы. Подросток старается быть удобным всем и черты оптимальные для одногодок могут быть неприемлемы дома, но выбрать одну линию поведения пока тяжело.

Может проявляться социальная изоляция в полном объёме или опять же относительно конкретных лиц.

Так проживающие кризис очень тяжело могут прекратить контакты вообще со всеми, погрузившись в мир книг, игр или самокопания, другие будут отстранёнными только среди одноклассников и душой компании среди дворовых ребят. Всё зависит от того, насколько глубоко подросток погрузился в кризисные переживания и сколько из происходящих событий способно его ранить – чем больше таких моментов, чем больше чувствительных мест, тем меньшее количество контактов будет установлено.

Снижается учебная продуктивность, потому что основной интерес вызывают не знания, а социальные взаимодействия. Занятия могут всё также посещаться, но например уже не из-за стремления получить знания, а потому что там присутствует симпатичный человек. Поэтому же принципу выбираются любимые предметы и дополнительные занятия.

Когда вовремя не были замечены признаки подросткового кризиса ситуация может перерасти в неврозы, депрессии, расстройства аффективной сферы и даже суицидальные попытки. Конфликты в семье приводят к бродяжничеству и проживанию в притонах и на вписках – в итоге формируется антисоциальный тип взаимодействия.

Особенности и характеристика подросткового кризиса

Особенности подросткового кризиса сводятся к тому, что появляется много психических новообразований, функционирующих изначально на грубом примитивном уровне, что не помогает лучше решать поставленные задачи, а только нагружает эмоциональные переживания.

Максимализм свойственный подросткам исходит из особенностей жесткой логики, требующей чётких ответов, максимально быстрых решений. Это связано с тем, что уже появляется критическое мышление, возможность анализировать и думать самостоятельно, но при этом не сформирована нюанонсированность. Мир уже может получать внутреннюю оценку, но она будет топорна и однозначна, причём такие же жёсткие критерии применяются и к собственной личности.

Происходит открытие себя как личности, становятся интересны собственные переживания, и они получают значимость. Если раньше всё строилось вокруг комментариев взрослых и даже свои чувства лучше интерпретировались под их комментариями, то теперь внешний мир становится лишь дополнением, а главный смысл получает внутренний. Отсюда появляются поиски смысла жизни, многих начинают интересовать вопросы религии и смерти, потустороннего – это всё попытки самоопределения и постановки смыслов и целей существования.

Своё собственное существование напрямую соотносится с представлением о групповом мы. Данная уверенность граничит рядом с пониманием полнейшего одиночества, которое попеременно становится всё более ощутимым, чем причастность к определённой группе. Различия с теми с кем казалось, есть единство во всём, присутствие споров среди той группы, где взаимопонимание ставится во главу угла, являются сильными фрустирующими факторами для психики.

Также глобально одиночество может наступать вследствие переоценки своих возможностей. Это происходит на фоне того, что силы человека возрастают, он понимает, что может решать часть вопросов самостоятельно, не завися от взрослых, может обходиться без постоянной поддержки, и поскольку это происходит впервые в жизни, возникает ощущение своего всемогущества (точно так же детям родители кажутся божествами, могущими всё). Конечность сил и невозможность преодолеть реальные обстоятельства толкает в яму комплексов, разочарования и отчуждения.

Рекомендации родителям

Преодоление подросткового кризиса проходит значительно легче, если существует поддержка близких, а особенно родителей. Невозможно вложить свой ум и полностью оградить от проживания такого острого момента развития, но в то же время существует помощь, способная сделать этот период не травматичным. Следует уважать темп, с каким развивается ребёнок, и сколько бы лет ему не было, когда он начинает проявлять самостоятельность, необходимо дать больше ситуаций для реализации появившихся новообразований ответственности, а не продолжать тон обращения как в начальной школе.

Уважение является основой для поддержания контакта, причём оно должно относиться ко всему – любые глупые и сумасбродные заявления подростка, принятые поспешно и эмоционально решения, странные друзья и предпочтения в своём внешнем виде. Если подросток первым услышит критику, то только эмоционально закроется, если же вы будете показывать, что уважаете его выбор, хоть и не понимаете, то рождается пространство для диалога, где можно выяснить причины такого поведения или решения, вместе обсудить и возможно прийти к другим вариантам.

Предоставляйте место его самостоятельности, вместе с ответственностью за совершённые выборы. Вы можете советоваться относительно покупок – брать много дешевого или мало дорого, но при этом, строго соблюдая последствия (т.е. он получит реально меньше, если оно будет дороже, и выпросить не получится). Любое взрослое поведение необходимо транслировать примерами, а не только требовать на словах. Когда от сына ждут отчёта, где он задерживается поздно, уместно самим отзваниваться, если задерживаетесь на работе. Тут важно не то, что потом вы можете тыкнуть в то, что сами ведёте себя иначе, а формирование семейных традиций и способа жизни, когда иначе становится просто невозможно.

Строго соблюдайте личные границы – это самое чувствительное место данного возраста, где возникает необходимость иметь что-то своё. Предоставляйте возможность побыть в одиночестве, не входя, не лезьте в рюкзак и другие вещи или шкафы, оставляйте своему ребёнку возможность что-то сохранить для себя. Делайте акцент на доверии, тогда не придётся нарушать границы личности и получится избежать скандалов. При этом важно не прогибать и свои границы – прекращать разговоры в грубой форме, пресекать хамство, ставить свою позицию твёрдо и непреклонно. Подростки ещё сильны в детском виде манипуляции, поэтому необходимо отслеживать привычные модели поведения и не реагировать на милые вещи, прощаемые детям.

Родителям важно оставаться людьми, а не превращаться в воспитателей, говоря о чувствах и делясь историями. Для многих подростков становится откровением, что ранее родители были влюблены в других, они не догадываются во скольких авантюрах побывали родители и какими странными одеждами выражали свой протест. Показывайте фотографии и не забывайте присутствовать в ситуации сегодняшнего дня. Если вы остаётесь собой и предъявляете это миру, то и подросток получает право быть открытым без бунта.

psihomed.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о