Кто может быть крестными у девочки при крещении – требования к церкви к таинству, необходимые атрибуты для проведения обряда, кто может участвовать, когда нельзя проводить

Содержание

Кто может быть крестными у ребенка при крещении

Вопрос о том, кто может быть крёстными у ребёнка при Крещении, в последнее время больше всего беспокоит родителей. Ведь это Таинство является одним из самых важных, поскольку в процессе его проведения происходит второе рождение ребёнка, только уже духовное. Поэтому правильный выбор крёстных родителей очень важен. О том, какие критерии выдвигает для этого Православная Церковь, далее.

Кто может стать крестным у ребенка

Таинство является одним из самых важных

В каком возрасте лучше всего проводить Таинство Крещения

Таинство Крещения является вторым значимым событием в жизни ребёнка после его рождения. Поэтому лучше заранее определиться с тем, когда именно следует проводить этот Свящённый обряд. Чётких правил у Церкви относительно того, на какой день после рождения нужно совершать Таинство, нет.

Но всё же лучше крестить ребёнка по истечении 40 дней после его появления на свет. Это связано с тем, что до 40 дней мать младенца, по причине слабости, связанной с родами, может отсутствовать в церкви.

Кто подходит на роль крёстных

Вопрос о том, кто может быть крёстным у ребёнка при Крещении, очень важен. Чтобы родителям не ошибиться в выборе, расскажем о нескольких установленных Церковью критериях.

Кто может стать крестным у ребенка

Кто подходит на роль крёстных

При этом очень важны:

  • вера, которой придерживаются предполагаемые крёстные;
  • возраст;
  • родство с ребёнком;
  • родство между самими крёстными;
  • особенные периоды у женщин.

Кто может быть крёстным родителем для мальчика, девочки

О том, кто может быть крёстным при Крещении у девочки, знают практически все Православные христиане.
Некоторые родители верят в суеверие, гласящее, что женщине нельзя впервые становится духовным родителем девочки, так как она может забрать у неё счастье, красоту и здоровье.

Церковь считает, что это суеверие, никак не связано с Богом. Единственное правило, касающееся данного вопроса, это то, что у девочки должна быть в обязательном порядке крёстная мать. Присутствие духовного родителя мужского пола не столь принципиально.

Кто может стать крестным у ребенка

Церковь считает, что это суеверие

А кто может быть крёстным при Крещении мальчика? В данном случае важно присутствие крёстного отца, а вот матери находится в церкви во время проведения Таинства необязательно.

Кто не может быть в числе крёстных родителей по церковным правилам

Согласно церковным правилами, крёстными родителями не могут быть:

  • Люди, которые не верят в Бога либо те, кто придерживается иного вероисповедания. К примеру, мусульманин либо католик не может быть духовным родителем у ребёнка, которого крестят в Православной Церкви. Это противоречит Божьим законам.
  • Супруги. Многие родители считают, что лучше всего на роль крёстных родителей подойдут люди, которые состоят друг с другом в законном браке. К сожалению, это тоже противоречит законам Церкви. Крёстные не должны состоять в физической связи друг с другом. Это обязательно нужно учитывать при выборе духовных родителей.
Кто может стать крестным у ребенка

Мусульманин либо католик не может быть духовным родителем

  • Подростки. Молодые люди, возраст которых не достиг 14-летнего возраста, согласно Церковным законам, не могут крестить детей. Это объясняется тем, что именно до 14 лет происходит духовное развитие человека.
  • Родители. Отец и мать ребёнка не могут быть крёстными малыша, собственно, как отчим и мачеха. Остальные родственники вполне подходят на роль духовных родителей.
Кто может стать крестным у ребенка

Отец и мать ребёнка не могут быть крёстными малыша

  • Священнослужители. Эти люди также не могут стать крёстными родителями у ребёнка. Дело в том, что священнослужители посвящают всю свою жизнь Богу, а потому достаточно далеки от мирской жизни, как и от её реальности.
  • Женщины в период критических дней. Это очень важное правило, касающееся всех женщин. Согласно Библии, девушки не могут находиться в церкви во время критических дней, поскольку эта особенность организма дана ей свыше за сотворимые ею грехи.

Есть ещё одно важное правило. Например, если предполагается крестить ребёнка в присутствии только одного крёстного, то он должен быть такого же пола, как и малыш.

Также немаловажен ответ на вопрос, могут ли участвовать в Таинстве Крещения беременные женщины. Церковь не запрещает этого, а, напротив, поощряет.

Кто может стать крестным у ребенка

Не стоит доверять эту важную роль душевно больным людям

Также кровным родителям не следует настаивать, если человек отказывается стать крёстным родителем. Не стоит доверять эту важную роль душевно больным людям или некрещеным.

Правила и советы для выбора крёстных родителей

Есть ещё несколько важных нюансов, касающихся вопроса выбора крестных родителей ребёнка. Например, некоторых интересует, а может ли один человек несколько раз становится духовным родителем. У Церкви есть чёткий ответ на этот вопрос.

Крёстным можно быть сколько угодно. Однако здесь есть один важный нюанс. Духовный родитель должен любить всех своих крестников одинаково и уделять им достаточное количество внимания.

Кто может стать крестным у ребенка

Крёстным можно быть сколько угодно

Ещё один важный вопрос относительно того, а можно ли давать отказ от приглашения стать крёстным? Церковь говорит, что давать отрицательный ответ можно. Это ни в коем случае не будет считаться грехом. Ведь человек сам вправе рассчитывать свои силы на возложенную на него ответственность.

Хуже, если он согласится, но окажется к этому не готов. Тогда ему придётся до конца жизни нести эту ношу, а затем отвечать за свой поступок перед Богом. Поэтому, если нет желания становиться духовным родителем, лучше этого не делать.

Кто может стать крестным у ребенка

Кровным родителям ребёнка следует помнить, что этот выбор останется с ними на всю жизнь

Кровным родителям ребёнка следует помнить, что этот выбор останется с ними на всю жизнь. Ведь отказаться от крёстного, даже если он встал на неправильный путь, согласно Церковным законам, нельзя. Единственное, что останется, это молиться за то, чтобы Господь простил грешника и указал ему нужное жизненное направление.

molitvy.online

«Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански» / Православие.Ru

Крещение ребенка – важное, может быть, даже главное событие и в его жизни, и в жизни его родителей. Но как правильно подготовиться к крещению, как выбрать крестных и почему в саратовских храмах теперь проводят перед крещением огласительные беседы? Эти вопросы мы задали клирику Свято-Троицкого собора г. Саратова иеродиакону Паисию (Шурухину).

ПОДГОТОВКА

Иеродиакон Паисий (Шурухин)
Иеродиакон Паисий (Шурухин)
– Отец Паисий, я знаю, что вы проводите огласительные беседы перед крещением детей. Давно ли введено это новшество в саратовских храмах и для чего?

– Такие беседы проводятся перед крещением не только детей, но и взрослых, это не новшество. Огласительные беседы как сообщение христианского учения вступающим в Церковь проводились в Церкви с момента ее возникновения. Господь сказал апостолам: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19). Вот это «научите» и есть указание Господа на необходимость научения основам веры до принятия крещения.

Обучение основам христианской веры известно было уже в апостольский период Церкви: известно, что апостол и евангелист Марк основал огласительное (александрийское) училище для наставления обращенных. Оглашение в древней Церкви занимало времени от сорока дней до трех лет. У оглашенного должен был быть восприемник – свидетель, поручающийся перед епископом или пресвитером за искренность намерений желающего стать членом Церкви.

В дореволюционной России оглашение проходило в течение шести недель. Только после этого человек мог быть окрещен. Ситуация изменилась в советские годы, когда оглашение и само крещение практически были запрещены. Лишь с недавнего времени государство перестало быть непримиримым врагом Церкви, и теперь снова введена практика оглашения. Каждый человек должен быть ознакомлен с основными положениями нашей веры, уметь правильно обосновать, почему он так верит, объяснить, чем отличается Православие от других религий и конфессий.

Сейчас мы проводим две беседы в течение полутора-двух часов, больше люди не выдерживают.

– Огласительные беседы проходят и с родителями, и с крестными?

– Мы должны готовить людей к их будущей ответственности – быть крестными. Поэтому беседы обязательны для крестных. Безусловно, присутствие родителей тоже желательно.

ВЫБОР КРЕСТНЫХ

– Отец Паисий, скажите, крестными могут стать любые люди из окружения родителей или крестные все же должны быть воцерковленными людьми?

– Последнее является обязательным условием. Крестные должны быть не только крещеными, но и воцерковленными людьми. К сожалению, в настоящее время это не всегда соблюдается, и когда на огласительных беседах разговариваешь с крестными, они не могут даже прочесть наизусть Символ веры (краткое изложение православного вероучения).

Ко мне подошел как-то человек и спросил, зачем нужны огласительные беседы, сказал: «Я уже крестный, у меня есть крестники, и я хочу стать крестным еще раз».

В разговоре выяснилось, что он не знает Символа веры, сам не воцерковлен и ни одного своего крестника он не принес ни разу в храм ко Причастию. Просто посидели за столом после крещения и разошлись. Никакого духовного воспитания крестников нет, но так не должно быть: как может человек отвечать за что-то, о чем он не имеет представления? А крестные – это, в первую очередь, духовные воспитатели. Если папа и мама ребенка являются его физическими родителями, то крестные являются его духовными наставниками, они обязаны помочь крестнику стать православным человеком. При крещении ребенка они дают серьезные обеты перед Господом. Человек, не знающий вероучения и законов Церкви, не живущий церковной жизнью, не сможет быть духовным воспитателем мальчика или девочки. Церковь благословила крестить детей с младенческого возраста. Потому что трудно представить себе православную семью, где родители будут крещеными, а их ребенок – нет. Но сам младенец не может дать сознательную присягу на верность Богу, и за него это делают его крестные родители.

Крещение – как второе рождение, духовное. Оно является дверью в Церковь. Человек, принимающий крещение, становится членом Церкви, оказывается на ее пороге. Это начало пути. В дальнейшем уже от него зависит – пройдет ли он вперед. Конечно, дорога предстоит трудная, но Господь не обещал нам легкого пути. А помочь идти ребенку и призваны крестные.

– Если человек не знает, крещен он или нет, может ли он стать крестным родителем?

– Нет, крестным может быть только крещеный человек. Если человек не знает, был ли он крещен в детстве, ему нужно обратиться к священнику и креститься чином «аще не крещен». Только после него человек может стать крестным.

– Обязательно ли наличие двоих крестных?

– Нет, не обязательно. Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.

– Какого возраста должны быть крестные родители?

– Крестным можно стать, начиная с 14 лет. В этом возрасте Церковь считает ребенка уже достаточно взрослым для принятия важных решений в его жизни. Верхнего ограничения возраста не существует, если, конечно, у потенциального крестного нет умственных отклонений или каких-то тяжелых болезней. Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще, супруги не могут быть крестными у одного ребенка.

– Если подытожить, каковы, если можно так выразиться, основные требования к крестным?

– Во-первых, они должны вести благочестивую жизнь. Во-вторых, они должны осознавать всю глубину предстоящей ответственности. В-третьих, безусловно, будущие крестные должны быть или стать воцерковленными людьми, регулярно участвующими в церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Крестные должны заниматься духовным воспитанием ребенка, научить вере, приучить его к молитве, Причастию и церковной жизни, читать ему соответствующую литературу, чтобы Церковь стала частью жизни ребенка. Исходя из этого, родители ребенка и должны выбирать крестных, а не просто потому, что эти люди им хорошо знакомы. Родители должны быть уверены, что в крестных для своего ребенка они не ошибутся.

– То есть на крестных и родителей крещаемого ребенка ложится большая ответственность? Просто зачастую в жизнь людей факт крещения их ребенка не привносит никаких изменений.

– Да, и эта ответственность велика. К сожалению, многие относятся к вере как к чему-то абстрактному, как к обычной философской теории. Но если человек не будет стремиться к воцерковлению, в его жизни и после крещения вряд ли что изменится. При погружении в купель человек освобождается от всех грехов, в том числе и от первородного. И в дальнейшем от человека зависит, совершать новые грехи или вести борьбу с ними. И ответственность родителей и крестных очень большая: они должны научить ребенка жить по-христиански, по заповедям Божиим. Если восприемники не сделают этого, грех нарушения клятвы ляжет на них. В таком случае они оставляют ребенка без своей защиты. Если крестный не выполняет своих обязанностей, то смысла в нем как в восприемнике нет совершенно. Человек, когда он становится крестным, обязательно должен понимать глубину и важность происходящего события.

КОГДА КТО-ТО ПРОТИВ

– Бывает так, что один из родителей ребенка придерживается другого вероисповедания. Возможно ли тогда крещение ребенка по православным канонам?

– Конечно, возможно, если второй родитель согласен на крещение младенца и его православное воспитание. Если же он против, то необходимо смотреть по ситуации. Иногда детей приносят крестить и тайно. Были случаи, когда мама – христианка, а отец – мусульманин. Но тогда один из родителей может подвергнуть риску всю семью. Как отнесется отец к такому факту? Может быть скандал, и даже разрушится семья. Поэтому сложно дать однозначный ответ. Лучше в такой ситуации подойти к священнику и подробно изложить все жизненные обстоятельства конкретной семьи. Но вообще Церковь не рекомендует выходить замуж за инаковерующего, чтобы не случилось подобных разногласий. Потому что человек ради сохранения семьи может пренебречь своей верой, сначала у него возникнут сложности с посещением богослужения, а потом может произойти и отпадение от веры.

– Можно ли крестить ребенка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей следует постараться уговорить на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.

– Бывают ли случаи, когда родители не крестили ребенка, не сочли нужным, а он, достигнув совершеннолетия, уже сам пришел креститься?

– После четырнадцати лет подросток может сам прийти, без родителей и крестных, и принять крещение. Но подобные ситуации стоит рассматривать отдельно, дабы уменьшить возможность создания скандалов в семье. У нас были случаи, когда домашние вели чуть ли не войну с крестившимся тайно членом семьи. Но со временем ссоры сглаживались, и в семье потихоньку смирялись с произошедшим.

– При совершении Таинства Крещения мальчиков вносят в алтарь, а девочек – нет. С чем это связано?

– Издревле так сложилось, что женщины без особого благословения не могли входить в алтарь. И женщинам вход в алтарь закрыт. Поэтому во время обряда воцерковления, который совершается сразу после крещения, мальчиков как будущих мужчин вносят в алтарь, а девочек подносят к царским вратам.

– При крещении ребенку иногда дают другое имя, не то, которое выбрали родители и которое внесено в документы. А чем обусловлен выбор священником того или иного имени?

– Если малышу дано имя, которого нет в православном месяцеслове, то в этом случае смотрят, память какого святого празднуется в день рождения ребенка, на восьмой день по рождении или в день его крестин или просто подбирается православное созвучное имя для крещения. Может быть выбрано имя почитаемого в семье святого. В документах, конечно, останется прежнее имя, но в Церкви человек должен называть свое церковное имя, полученное им в Таинстве Крещения.

pravoslavie.ru

Крестные родители: кому можно, кому нельзя быть крестным, обязанности крестных / Крестим малыша / Детская

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День».

 

— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

 — Быть крестным — и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте здесь.

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

 

— А что подарить крестнику?

— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

 

— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

 

— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

 

— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

 

— А кто не может быть крестным?

— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

 

— А кто из родственников может быть крестным?

— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

 

— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестной матери. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

 

— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

 

— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

 

— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

 

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…

Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

— Крест носите?

— Молитвы читаете?

— Евангелие читаете?

— Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.

Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

 

Источник: Н.Е. Сухинина.

Укажите мне край, где светло от лампад.

detskaya.com.ua

допустимое количество крестников у женщины и мужчины

Крещение — это таинство, которое навсегда делает человека христианином. Даже если он когда-нибудь переменить веру, благодать крещения все равно остается с ним всю жизнь. Уже с древних времен, сложилась традиция проводить это таинство с участием восприемников, которые несут ответственность за воцерковление и праведность всей дальнейшей жизни новообращенного.

В связи с этим у православных возникает вопрос: сколько раз можно крестить ребенка одному человеку?

Крещение ребёнка в церкви

Допустимое количество крестников

Никаких ограничений Церковь здесь не ставит. Единственное, что может остановить человека от согласия стать крестным, это страх перед ответственностью. Ведь если восприемник приложил недостаточно усилий, чтобы научить своего духовного сына или дочь христианской вере и направить на путь спасения, ему придется отвечать перед Богом.

Читайте о Таинстве Крещения:

В народе придумано множество суеверий, связанных с крещением. Вроде того, что если женщина возьмет второго крестного ребенка, то с первого «снимется» ее духовное материнство.

Слушать этот вздор не стоит. Взять нескольких духовных чад, то же самое, что родить нескольких детей. Тяжело и ответственно, но мать для всех останется матерью.

Допустимое количество крестных

У человека может быть один или два восприемника — крестный отец и мать. Если восприемник будет один, то принято выбирать для этой роли человека того же пола, что и крестник. Но это просто традиция, если по какой-то причине так сделать невозможно, никакого греха в ее нарушении нет.

Бывает, что восприемником становится сам священник.

Крещение ребенка в церкви

Если крестят младенца, крестный должен произнести вместо него обеты Богу и принять малыша из купели. Когда восприемника два, это делает крестная мать, если ребенок — девочка, и отец, если мальчик.

Кто не может стать крестным родителем

Есть определенные ограничения, установленные церковью. Восприемниками не могут быть:

  • Родные или приемные отец и мать крестника.
  • Некрещеный человек.
  • Человек, равнодушный к вере или страдающий пагубными пороками, вроде пьянства.
  • Крестными родителями не могут стать супруги, и в дальнейшем брак между ними запрещен.
Важно! Человек, желающий стать крестным, должен быть воцерковлен и знать основные догматы православия, которые изложены в Символе Веры.

Перед таинством крещения, священник может потребовать, чтобы восприемник прочитал его наизусть. Кроме того, нужно знать «Отче наш» и «Богородице Дево радуйся». Это основные молитвы.

Все о крестных родителях: теория и практика

molitva-info.ru

Кто НЕ может быть крестным

Кто НЕ может быть крестнымОтвечает протоиерей Андрей Ромашко, клирик храма Казанской иконы Богородицы п. Краснообск, руководитель православного подросткового клуба «Ковчег», Новосибирская область:

Крестный отец или крестная мать, или, как их еще называют, поручители, восприемники, являются одним из главных участников Таинства Крещения.

В первые века нашей эры, когда христианство было под запретом, верующие собирались для молитвы тайно, и никто посторонний не мог попасть в христианскую общину без поручительства. Нового человека приводил его друг – христианин, который и свидетельствовал, что новичок не шпион и не предатель, и что он достойно живет и вправду интересуется учением Христа. Отсюда первое правило – крестным не может быть некрещеный человек, или человек мало знакомый со своим будущим крестником. Ведь, чтобы привести кого-то нужно самому понимать, куда идешь, а чтобы поручиться за человека, нужно его хорошо знать.

В древнем обществе посторонние мужчины не были вхожи в женскую половину дома, понятно, что поручиться за женщину могла только женщина, подруга или родственница, а мужчина, даже родственник, вообще мог не знать, чем она живет и что делает. Так возникло второе правило – у женщины не может быть крестным мужчина, и наоборот, женщина не может быть крестной у мужчины, слишком мало она его знает.

Позднее, когда христианство распространилось настолько, что крещение взрослого человека стало редкостью (все крестились еще в младенчестве), появилась традиция двух восприемников, крестного отца и матери, как бы вторых родителей малыша, но крещальные молитвы и по сей день упоминают лишь одного, главного крестного, для мальчика – мужчину, для девочки – женщину, второй же крестный фактически оказывается только помощником.

Однако, совершая крещение ребенка, пастыри Церкви всегда напоминали: крещение делает участников таинства духовными родственниками, а родственники, как известно, не могут между собой вступать в брак. Крестный отец не может жениться на своей повзрослевшей крестнице, не может он жениться и на матери ребенка. Эти обстоятельства следует учитывать при выборе крестных. (Традиционно в Русской Православной Церкви в брак не могли вступать и кумовья, т.е. крестные одного ребенка между собой. Но в декабре 2017 года Архиерейский собор принял документ, в котором говорится, что крестные родители одного ребенка могут вступить в церковный брак друг с другом, но только по благословению правящего в епархии архиерея).

Сегодня крестные выполняют еще одну функцию – помощь в христианском воспитании ребенка, откуда следует еще один критерий для выбора: крестным не должен быть человек слабо знакомый с христианством, человек слишком пожилой или слишком юный, чтобы реально влиять на крестника и помогать родителям. Ну и, конечно, не полезно брать в крестные человека, с жизни которого не стоит брать пример.

 

На заставке: фото Надежды Ткаченко

foma.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *