Лечение дизартрии – Лечение дизартрия — комплексный метод устранения заболевания, медикаментозное лечение и формирование мелкой моторики у взрослых центре лечения дизартрии в Москве

Содержание

Лечение дизартрия — комплексный метод устранения заболевания, медикаментозное лечение и формирование мелкой моторики у взрослых центре лечения дизартрии в Москве

Дизартрия – нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата, которое возникает в результате поражения нервной системы. Комплексную терапию дизартрии проводят в центре лечения дизартрии. Врачи функциональной диагностики Юсуповской больницы с помощью новейшей диагностической аппаратуры определяют локализацию очага поражения головного мозга, который вызвал речевое расстройство. Неврологи проводят медикаментозную терапию основного заболевания, применяют препараты, которые улучшают деятельность нейронов коры головного мозга. Логопеды разрабатывают и реализуют индивидуальный план восстановления функции речевого аппарата. Реабилитологи применяют инновационные методики восстановительной терапии, ускоряющие процесс реабилитации.

Дизартрия лечится или нет? В Юсуповской больнице начинают лечить речевые расстройства как можно раньше. Профессора, врачи высшей категории обсуждают тяжёлые случаи дизартрии на заседании Экспертного Совета. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, включает медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию.

Дефектологи, психологи осуществляют психолого-педагогический аспект, направленный на развитие сенсорных функций, уточнение пространственных представлений, формирование конструктивной способности к выполнению целенаправленных речевых движений, развитие высших корковых функций. Можно ли вылечить дизартрию полностью? В Юсуповской больнице восстанавливают речевую функцию даже тем пациентам, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Центры лечения дизартрии

Медикаментозное лечение дизартрии

Неврологи Юсуповской больницы пациентам с дизартрией проводят медикаментозную терапию заболевания, которое стало причиной речевого расстройства. Лекарственные препараты группы ноотропов положительно влияют на высшие мозговые функции:

  • Улучшают память и умственную деятельность;
  • Стимулируют познавательные, интеллектуальные навыки;
  • Облегчают процесс обучения.

Препараты энцефабол, фенибут, ноотропил, кортексин вводят внутривенно или внутримышечно, дают принять внутрь. Они нормализуют обменные процессы в коре головного мозга, улучшают обеспечение нейронов кислородов и питательными веществами.

Для улучшения церебрального кровообращения применяют сосудистые препараты при дизартрии. Циннаризин улучшает мозговое кровообращение, повышает устойчивость тканей к гипоксии. Инстенон также улучшает мозговое кровообращение, оказывает инотропное, бронхолитическое и диуретическое действие. Глиатилин воздействует на нейротрансмиссию, улучшает передачу импульсов в холинергических нейронах, положительно влияет на эластичность мембран нервных клеток.

Актовегин активирует и ускоряет обмен веществ, повышает энергетические ресурсы на клеточном уровне. Применяется при дизартрии, которая развилась у пациентов с недостаточностью мозгового кровообращения, кислородным голоданием головного мозга, черепно-мозговой травмой. Церебролизат относится к психостимуляторам ноотропного действия. В его состав входят биологически активные пептиды и свободные аминокислоты. Активные ингредиенты стимулируют обменные процессы в клетках головного мозга, повышают устойчивость мозговой ткани к недостатку глюкозы, кислородному голоданию и токсинам. Восстанавливает интегративные процессы в центральной нервной системе, повышает концентрацию внимания, облегчает усвоение информации и восстановление речевой функции. В лечении дизартрии хорошо зарекомендовали себя следующие лекарственные средства:

  • Цереброкурин;
  • Пирацетам;
  • Финлепсин.

Пациентам, страдающим дизартрией, назначают Магне В6 и препараты, снимающие сосудистые спазмы. Нейромидин при дизартрии не влияет на развитие речи. Препарат не назначают детям до 18 лет. Иногда пациентам назначают атаракс. Дизартрия может развиться на фоне нервного срыва. В этом случае препарат эффективен.

Работа логопеда с пациентами, страдающими дизартрией

Логопедическая работа при дизартрии. включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата при дизартрии. С этой целью логопеды проводят дифференцированный логопедический массаж. Индивидуально подбирают упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, развитию дыхания, голоса. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является формирование общей и мелкой моторики при дизартрии.

Логопед определяет последовательность отработки звуков подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяет подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у пациента самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

Во многих научных статьях по дизартрии подчёркивается необходимость включать в коррекционную работу развитие мелкой моторики рук. Такой подход к коррекционной работе обуславливают близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции развития речевой функции.

Восстановление голоса и речевого дыхания при дизартрии

Основой ортофонического метода постановки голоса при дизартрии является создание функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Логопеды составляют индивидуальный курс занятий, который состоит из шести этапов:

  • Рациональной психотерапии;
  • Коррекции физиологического и фонационного дыхания;
  • Тренировки кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
  • Автоматизации правильной фонации вокальными упражнениями;
  • Коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции;
  • Полной автоматизации новых навыков.

После предварительной психотерапевтической подготовки логопед направляет усилия на то, чтобы максимально увеличить подвижность сохранных зон голосового и речевого аппарата, развивать двигательную функцию голосовых складок. На первой части занятия проводится артикуляционная гимнастика, активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки, дыхательная гимнастика. Содержание работы на второй части включает развитие высоты, длительности и силы звучания, тембра голоса, мелодико-интонационной стороны речи.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании её напряжения и расслабления. Пациенту предлагают до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук «а», а при широко открытом рте перейти от произношения звука «а» к звуку «п», задерживая воздух во рту под давлением. Внимание пациента привлекается к ощущению состояния нёбной занавески. Логопеды используют упражнение по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счёт десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и интонаций голоса у детей проводят различные игры, инсценировки, читают сказки по ролям.

Популярной методикой лечения дизартрии является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Она позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи. Суть гимнастики – это резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребёнка. Вдохи следует проводить естественно и произвольно.

Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывают общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде. В зависимости от степени и формы дизартрии, логопед индивидуально подбирает дыхательные упражнения.

Физиотерапия при дизартрии

Целью применения физиотерапевтических методов лечения дизартрии является улучшение произносительной стороны речи. При псевдобульбарной и бульбарной афазии назначают электростимуляцию синусоидальными модулированными токами мимических мышц лица, мышц дна ротовой полости и гортани. Способствуют расслаблению круговой мышцы рта аппликации грязи температурой 38-40оС через слой марли. Процедуру проводят до логопедического занятия. Физиотерапевты назначают дарсонваль при дизартрии на шейно-воротниковую зону.

Акупунктура (иглоукалывание) при дизартрии относится к нетрадиционным методам лечения. С помощью рефлексотерапии достигается быстрая, полная и длительная релаксация мышц, которые действуют в образовании речи. Тренировка произношения отдельных звуков осуществляется одновременно с применением иглорефлексотерапии для нормализации мышечного тонуса мышц, которые принимают участие в образовании речи.

Иглоукалывание при дизартрии производится в основные точки области лица, шеи и точки общего действия. Релаксация наступает при использовании нескольких игл и длительного воздействия (до 40 минут). Количество процедур за 1 курс варьирует от 10 до 15. С помощью специального аппарата рефлексотерапевты проводят акупунктуру в точку, расположенную на стопе.

Дизартрия у взрослых и восстановительное обучение

Дизартрия у взрослых возникает в остром периоде инсульта, после черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы. Реабилитацию пациентов с инсультами в Юсуповской больнице в максимально ранние сроки. Если позволяет состояние, то ведение пациента с первых часов заболевания проходит под девизом «ни минуты покоя».

Псевдобульбарная дизартрия обусловлена центральным спастическим параличом или парезом речевых мышц, которые иннервируются кортико-нуклеарными путями. Основным его проявлением является гипертонус мышц. Псевдобульбарные параличи возникают вследствие двустороннего поражения кортико-нуклеарных путей. Исключение составляют мышцы нижней части лица и языка. Их иннервация преимущественно односторонняя.

Наиболее ярко спастический паралич речевых органов проявляется в движениях языка. Изменяется его трофика – язык становится толстым, отёчным, оттянутым назад. Его спинка выгнута. Это препятствует нормальному дыханию. Амплитуда движений значительно уменьшена. Нарушается движение языка вперёд. При этом язык опускается на нижнюю губу, загибаясь всей своей массой к подбородку. Верхний подъём высунутого языка, загибание его кончика к носу нарушено в большей степени, чем движения вперёд. Пациент старается достичь требуемого эффекта пассивным подниманием языка нижней губой и нижней челюстью. У него возникают синкинезии.

Боковые движения языка также характеризуются малой амплитудой, при этом двигается не кончик, а вся масса языка. Глоточный рефлекс повышен. Небная занавеска не успевает закрыть проход в нос, и возникает открытая гнусавость. Меняются свойства резонаторов, усугубляя носовой оттенок голоса. Спастически напряженные голосовые складки делают голос хриплым и напряженным.

При псевдобульбарном параличе тембр речи становится гнусавым, особенно гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, ш, л, ж, ц, ч). Смычные согласные и вибрант р заменяются щелевыми согласными, а щелевые превращаются в плоскощелевые. Артикуляция твёрдых согласных нарушается больше мягких. Смягчается звук «л», поскольку исчезает активный прогиб спинки языка вниз. Пациент слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Его усилия увеличивают гипертонус парализованных мышц и усиливают патологические особенностей артикуляции.

При центральном параличе блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов меняются резонаторные свойства ротовой полости и глотки. Голосовые складки напряжены и образуют дополнительные шумы трения. Голос становится слабым, сиплым и хриплым. За счёт чрезмерного напряжения глоточных констрикторов, мягкого нёба и нёбных дужек возникает носовой оттенок голоса.

Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии включает в себя следующие элементы:

  • Массаж мимической мускулатуры лица;
  • Массаж органов артикуляции;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Нормализацию речевого дыхания и голоса;
  • Исправление произношения звуков;
  • Работу над выразительностью речи.

Медицинский персонал Юсуповской больницы устанавливает контакт с пациентом, страдающим дизартрией, старается завоевать его симпатию и доверие. Пациент должен чувствовать, что врачи относятся к нему с уважением, не считают безголосым инвалидом, но человеком, которому временно, в силу болезни, трудно или невозможно общаться речью.

Коррекционная работа начинается с логопедического массажа лица, воротниковой зоны и артикуляционного аппарата. Массаж проводится чистыми теплыми руками в медицинских перчатках с использованием нейтральной детской присыпки или детского масла для лучшего скольжения. Продолжительность массажа 10-15 минут, курс лечения состоит из 10-12 процедур. На пятом или шестом занятии присоединяются дыхательные упражнения. Их целью является формирование у пациента диафрагмального дыхания. Восстановительное обучение продолжается в клинике реабилитации и после выписки пациента домой. В нём активное участие принимают родственники и лица, осуществляющие уход за пациентом. Для того быстро восстановить речь у близкого вам человека с помощью эффективных инновационных методик, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Автор

Центры лечения дизартрии Татьяна Александровна Косова

Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

Наши специалисты

Андрей Игоревич Волков

Врач-невролог, кандидат медицинских наук

Дарья Дмитриевна Елисеева

врач-невролог, кандидат медицинских наук

Татьяна Александровна Косова

Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт

Елена Геннадьевна Петрова

Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук

Максим Владимирович Чулков

Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт

Сергей Олегович Молчанов

Инструктор-методист по лечебной физкультуре

Цены на услуги *

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


yusupovs.com

Лечение дизартрии | Компетентно о здоровье на iLive

Лечение дизартрии у детей

Расстройство речевого аппарата относится к заболеваниям связанным с нарушениями ЦНС и головного мозга. Лечение дизартрии у детей подразумевает комплексный подход. Малышу проводят лечебно-педагогическую терапию, которая состоит из таких методов:

Врач-логопед разрабатывает все стороны детской речи: грамматический строй, словарь, фонетический слух. В специализированных детских садах и школах существуют коррекционные речевые группы, в которых малыши развивают разговорные навыки общения. В терапии используют игровые методы коррекции, что позволяет быстро устранить выявленные дефекты.

  • Лечебная физическая культура

Специальная артикуляционная гимнастика направлена на укрепление лицевых мышц у ребенка. Пациенту проводят точечный и логопедический массаж.

  • Медикаментозная терапия

Чаще всего детям назначают ноотропы. Лекарственные препараты из данной группы влияют на высшие мозговые функции, улучшают умственную деятельность и память, стимулируют познавательные, интеллектуальные навыки, облегчают процесс обучения. Используемые лекарства: Энцефабол, Гопантеновая кислота, Фенибут, Кортексин.

Исход дизартрии и ее прогноз зависят от степени тяжести и результатов комплексной терапии. Поскольку заболевание вызывает необратимые нарушения, то основная цель лечения – это формирование речи для нормального общения и жизни в социуме.

Медикаментозное лечение дизартрии

Для устранения дефектов речевого аппарата используется комплексный подход, но особого внимания заслуживает медикаментозное лечение. Дизартрия очень часто появляется на фоне других патологий нервной системы. Лекарства подбирает психоневролог с учетом всех диагнозов. Препаратов предназначенных для лечения непосредственно дизартрии не существует, поэтому детям прописывают симптоматические средства. Они снимают признаки болезни и облегчают состояние больного.

Для медикаментозного лечения дизартрии могут использоваться такие препараты:

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

Ноотропы

  1. Энцефабол

Нормализует сниженные обменные процессы в тканях головного мозга. Активное вещество – пиритинол. Его действие основано на увеличении захвата и утилизации глюкозы, ускорении обмена нуклеиновых кислот, повышении высвобождения ацетилхолина в синапсах. Таблетки и суспензия улучшают холинергическую нейрональную передачу.

  • Назначают для симптоматической терапии хронических нарушений функций головного и синдрома деменции. Энцефабол эффективен при нарушениях мышления и памяти, повышенной утомляемости, уменьшении интеллектуальной работоспособности и аффективных расстройствах.
  • Предназначен для перорального применения, так как выпускается в форме таблеток и суспензии. Лекарство принимают во время или после еды. Дозировка и длительность терапии подбираются для каждого пациента индивидуально.
  • Ноотроп противопоказан для пациентов с непереносимостью пиритинола и других активных компонентов. С особой осторожностью используется при заболеваниях почек, печени, острыми формами аутоиммунных патологий.
  • Побочные реакции возникают редко, так как препарат переносится хорошо. Но в некоторых случаях появляются такие симптомы: тошнота, рвота, холестаз, нарушения стула, головные боли, нарушения сна, изменения со стороны системы крови, аллергические реакции.
  • При приеме повышенных доз появляются симптомы передозировки – выраженные побочные эффекты. Специфического антидота нет, поэтому для лечения применяют симптоматическую терапию и промывание желудка.
  1. Пантокальцин

Влияет на на ГАМК-b-рецепторно-канальный комплекс, содержит гопантеновую кислоту и кальциевую соль. Воздействует на серотониновую, дофаминовую, нейромедиаторные и другие системы. Оказывает противосудорожное, ноотропное действие, ускоряет метаболизм на клеточном уровне, предотвращая развитие гипоксии.

  • Назначают для лечения детей с первых дней жизни. Основные показания к применению: неврозы, ДЦП, задержка или нарушения умственного/психического развития, судороги, олигофрения, перинатальная энцефалопатия, заикание, эпилепсия. Лекарство эффективно при органических поражениях головного мозга и нарушениях когнитивных функций. Помогает справиться с повышенными физическими и психоэмоциональными нагрузками, пониженной работоспособностью, а также при нарушениях концентрации внимания и проблемах с памятью.
  • Дозировка зависит от возраста пациента и тяжести дизартрии. Как правило, детям назначают по 100-250 мг 2-3 раза в сутки, курс лечения от 1 до 4 месяцев. В случае передозировки наблюдается усиление побочных реакций. Для лечения применяют симптоматическую терапию.
  • Основные побочные действия: аллергические реакции, развитие сонливости, головные боли. Пантокальцин запрещен к применению при непереносимости активных компонентов и тяжелых нарушениях функции почек.
  1. Пикамилон

Ноотропное и сосудистое средство для улучшения умственной деятельности и памяти. Его действующие вещества: никотиновая кислота и молекулы ГАМК.

  • Таблетки назначают при нарушениях мозгового кровообращения, повышенной раздражительности, вегетососудистой дистонии, повышенных умственных и физических нагрузках. Разовая дозировка 20-50 мг 2-3 раза в день, курс терапии 1-2 месяца.
  • Не используется для лечения пациентов с острыми и хроническими заболеваниями почек, а также при гиперчувствительности к действующим веществам. Побочные реакции возникают редко, но, как правило, это повышенное возбуждение, раздражительность, аллергические реакции и головные боли. Для их устранения необходимо уменьшить дозировку и обратиться к лечащему врачу.

Сосудистые

  1. Циннаризин

Фармакологическое средство блокирует мембранные кальциевые каналы и подавляет поступление в клетки ионов кальция. Улучшает мозговое, сердечное и периферическое кровообращение. Повышает устойчивость тканей к гипоксии. Оказывает спазмолитическое действие. Благодаря противогистаминной активности уменьшает возбудимость вестибулярного аппарата.

  • Показания к применению: нарушения мозгового кровообращения, атеросклероз, черепно-мозговые травмы. Таблетки назначают при мигрени, для уменьшения спазмов периферических сосудов, болезни Рейно и болезни Меньера.
  • Лекарство принимают до еды, запивая обильным количеством жидкости. Как правило, больным назначают по 1 капсуле 1-3 раза в день, длительность лечении от нескольких недель до нескольких месяцев.
  • Побочные действия возможны в случае передозировки или приме средства при непереносимости его активных компонентов. В этом случае возникает повышенная сонливость, расстройства ЖКТ, сухость во рту.
  1. Инстенон

Выпускается в форме таблеток и капсул. Активные компоненты: гексобендин, этамиван и этофиллин. Медикамент улучшает мозговое кровообращение, оказывает инотропное, бронхолитическое и диуретическое действие.

  • Показания к применению: острые нарушения мозгового кровообращения, вегетососудистая дистония, цереброваскулярная недостаточность, посттравматическая энцефалопатия. Больным назначают по 1-2 драже 2-3 раза в день или по 1-2 инъекции.
  • Лекарство противопоказано при повышенном внутричерепном давлении, эпилепсии и внутримозговых кровоизлияниях. При передозировке появляются побочные действия: тахикардия, головные боли, гиперемия лица.
  1. Глиатилин

Нейропротектор, содержит холина альфосцерат, который после попадания в организм расщепляется на глицерофосфат и холин. Фармакологический состав оказывает воздействие на нейротрансмиссию, участвует в синтезе мембранного фосфолипида. Улучшает мозговое кровообращение, передачу импульсов в холинергических нейронах, положительно влияет на эластичность мембран нервных клеток. Активные компоненты стимулируют метаболически процессы, благодаря чему восстанавливается сознание при травматических поражениях мозга.

  • Показания к применению: инволюционные, дегенеративные психоорганические синдромы, цереброваскулярная недостаточность, нарушениями мнестических функций, эмоциональная лабильность, чрезмерная раздражительность. Глиатилин эффективен в комплексной терапии острой фазы черепно-мозговых травм, коматозных состояний.
  • Выпускается в форме капсул для перорального приема и ампул для инъекций. Таблетки принимают перед едой, запивая водой. Дозировку и длительность лечения определяет лечащий врач. Ампулы используют для внутримышечных и внутривенных капельных инъекций.
  • Побочные действия возникают редко. В отдельных случаях возможны приступы тошноты и рвоты, боли в эпигастрии, спутанность сознания. Симптомы передозировки проявляются как усиление побочных реакций. Антидота нет, рекомендовано промывание желудка и корректировка дозы. Лекарство противопоказано для пациентов с непереносимостью альфосцерата, холина или других компонентов. Не используется для лечения беременных и детей младше 18 лет.

Седативные

  1. Ново-пассит

Комбинированное растительное лекарственное средство. Обладает успокаивающим и противотревожным эффектом. Расслабляет гладкие мышцы, снимает психическое напряжение.

  • Назначают для лечения и профилактики легких форм неврастении, расстройств сна, рассеянности, нарушений памяти, психического истощения. Помогает при сильные нервных переживаниях, головных болях, мигрени. Оказывает терапевтическое действие при функциональных заболеваниях ЖКТ, вегетососудистой дистонии, кожных заболеваниях.
  • Лекарство выпускают во флаконах с раствором для приема внутрь. Дозировку подбирает врач, как и длительность терапии. Как правило, принимают по 3-5 мл 2-3 раза в сутки. В случае передозировки появляются приступы тошноты и рвоты, головные боли, мышечная слабость и судороги.
  • Противопоказано использовать при гиперчувствительности к активным компонентам, органических нарушениях ЖКТ, для детей младше 12 лет.
  1. Персен

Препарат на основе растительных экстрактов с седативным эффектом. Оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение, снимает беспокойство и раздражительность. Помогает при нарушениях сна, оказывает спазмолитический эффект.

  • Показания к применению: неврозы разной тяжести, вегетососудистая дистония, бессонница, психоэмоциональные расстройства, нарушения внимания и памяти. Противопоказано использовать для лечения детей до 3 лет и при непереносимости активных компонентов.
  • Лекарство выпускают в форме таблеток для перорального применения. Врач назначает по 1-3 таблетки 2-3 раза вдень, продолжительность лечения индивидуальна. В случае передозировки появляется тошнота, рвота, боли в эпигастрии, дрожание рук. Побочные реакции возникают редко и проявляются в виде запоров.

Метаболитические

  1. Актовегин

Активирует и ускоряет обмен веществ, повышает энергетические ресурсы на клеточном уровне. Применяется при недостаточности мозгового кровообращения, кислородном голодании головного мозга, черепно-мозговых травмах, ангиопатии, язвах, пролежнях, повреждениях роговицы и при многих других патологических состояниях.

Форма выпуска препарата как дозировка и длительность лечения зависят от врачебных рекомендаций. Медикамент выпускают в таблетках, ампулах для инъекций, в форме геля и мази для наружного применения. Детям назначают по 1-2 драже 2-3 раза в день или по 1-2 инъекции в сутки. В случае передозировки возможны аллергические реакции на коже, повышенная потливость, повышение температуры тела, чувство прилива крови.

  1. Церебролизат

Психостимулятор ноотропного действия, состоит из мозговой ткани КРС. В его состав входят биологически активные пептиды и свободные аминокислоты. Активные компоненты стимулируют метаболизм в клетках головного мозга, повышают устойчивость мозговой ткани к токсинам, недостатку глюкозы и кислородному голоданию. Восстанавливает интегративные процессы в ЦНС, повышает концентрацию внимания и облегчает усвоение информации.

  • Используется только по врачебному назначению. Чаще всего средство применяют в комплексной терапии цереброваскулярных нарушений, при механических повреждениях головного мозга, нейропатии, энцефалопатии, ДЦП, дефиците внимания и радикулопатии. Противопоказано применять для лечения беременных, при эпилепсии, неврологических заболеваниях, аллергиях.
  • Церебролизат выпускают в форме ампул с раствором для внутримышечного введения. Дозировку подбирает врач, учитывая вес ребенка и показания. Как правило, принимают по 1-2 мл в/м в течение 1-2 недель с повторным курсом 2-3 раза в год.
  • Побочные реакции проявляются в виде болевого синдрома, раздражения, покраснения и отечности в месте инъекции. Возможно повышение артериального давления, аллергические реакции.

Врач подбирает препараты, которые полностью или частично устраняют симптомы расстройства. Кроме вышеописанных медикаментов в лечении дизартрии хорошо зарекомендовали себя такие средства: Цереброкурин, Пирацетам, Финлепсин. В обязательном порядке всем детям назначают Магне В6 и лекарства снимающие сосудистые спазмы.

Так как заболевание связано с нарушениями работы головного мозга, то спрогнозировать результаты медикаментозного лечения очень сложно. Но терапия на ранних сроках позволяет добиться хороших результатов.

Лечение дизартрии в домашних условиях

Нарушения речевого аппарата требуют правильного врачебного подхода в выборе способов их восстановления. Кроме медикаментозной терапии, очень важно лечение дизартрии в домашних условиях. Независимо от возраста ребенка и степени заболевания, рекомендуется проводить ЛФК, массажи, дыхательную гимнастику и логопедические упражнения.

Рассмотрим детальнее возможности самостоятельного лечения дизартрии:

  1. Лечебная физкультура

Упражнения помогают развить общую моторику. Их необходимо проводить регулярно не менее 20-30 минут в день. Для занятий подойдет небольшой разминочный комплекс:

  • В положении стоя, ноги вместе руки в стороны, нужно выполнить повороты туловища.
  • В горизонтальном положении, руки вдоль туловища, сделать глубокий вдох и поднять одновременно ноги и голову, не отрывая корпус от пола.
  • Исходное положение – стоя на коленях, руки на поясе. Сделать вдох и прогнуться назад на выдох вперед.

Каждое упражнение необходимо выполнять по 10-15 раз.

  1. Дыхательная гимнастика

Данный комплекс упражнений составляется врачом и зависит от формы и степени болезни. Рассмотрим классическую дыхательную методику, которую можно использовать при всех формах расстройства:

  • Ребенок закрывает рот и 1 ноздрю. Вдох делается через вторую ноздрю, а на выдохе необходимо мычать. Выполнять на обе ноздри.
  • Попросите ребенка надуть шарики или мыльные пузыри, вдох нежно делать через нос.
  • Попросите малыша подуть на стол, губы должны быть в форме трубочки, а щеки надуваться.
  1. Логопедический комплекс разрабатывается врачом и направлен на стимуляцию артикуляционной и общей моторики, выработку правильного дыхания, развитие памяти, внимания, слухового восприятия.
  2. Массаж.

Массаж нужно делать очень аккуратно, чтобы не вызвать болезненных ощущений или спазмов. Рекомендуется использовать несколько техник:

Губы

  • Аккуратно помассируйте двумя пальцами верхнюю и нижнюю часть губ, уголки.
  • Проделайте спиралевидные и волнообразные движения по верхней и нижней губе.
  • Пощипайте и погладьте обе губы.

Небо

  • С помощью языка ребенок должен пройтись по небу от передних резцов до середины рта.
  • Постукивающими движениями от резцов до середины неба.
  • Круговыми, волнообразными, поглаживающими движениями от резцов и до неба.

Язык

  • Поглаживание языка по спирали.
  • Похлопывание и щипание от конца до середины.

Все упражнения рекомендуется выполнять по 5-7 раз. Данные техники направлены на стимуляцию и расслабление органов речи. Основные лечебные мероприятия можно комбинировать с рефлексотерапией и физиопроцедурами.

Лечение дизартрии – это длительный процесс. Но при правильном и своевременном подходе позволяет восстановить нарушенные функции так, чтобы больной ребенок не отличался по своему развитию от сверстников. Если болезнь пустить на самотек, то это приведет к социальным проблемам, лишит возможности нормального общения, повлияет на отношения с друзьями и семьей. В дальнейшем может привести к депрессивным расстройствам и изоляции от окружающих.

ilive.com.ua

моторная, гиперкинетическая, атактическая и другие типы и классификации дизартрий, лечение в Москве

Дизартрия представляет собой сложные нарушения речи, которые включают расстройства звукопроизношения и просодики – единства взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Степень нарушений устной речи при дизартрии бывает различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения до полной невозможности речи. Знание клинической картины данных нарушений позволяет врачам Юсуповской больницы своевременно определить комплекс мероприятий логопедической помощи.

Дизартрия является проявлением многих заболеваний нервной системы. Неврологи Юсуповской больницы выявляют причину речевых расстройств с помощью новейших методов нейровизуализации. Врачи проявляют мультидисциплинарный подход к лечению дизартрий. В лечебном процессе принимают участие ведущие специалисты в области неврологии, реабилитологии, логопедии. Каждому пациенту вырабатывают индивидуальную программу восстановления речи. Тяжёлые случаи дизартрии обсуждают на заседании Экспертного Совета с участием профессоров и врачей высшей категории.

Диагностика и лечение дизартрии в Юсуповской больнице

Виды дизартрии и их клиническая характеристика

Деление дизартрии на виды происходит по месту локализации повреждения, степени нарушения речи и определяющему, наиболее выраженному, симптому. Какая бывает дизартрия?

Существует классификация дизартрии по Правдиной в зависимости локализации патологического процесса. Выделяют следующие виды дизартрии:

  • Бульбарная;
  • Псевдобульбарная;
  • Корковая;
  • Мозжечковая.

Бульбарная дизартрия развивается вследствие поражения черепно-мозговых нервов, которые располагаются в продолговатом мозге. При данной форме дизартрии нарушается связь между мышцами, обеспечивающими артикуляцию, с центральной нервной системой. В результате пациент с трудом выполняет правильные движения языком и губами, которые находятся в расслабленном состоянии. Его лицо становится малоподвижным, повышается слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия преимущественно возникает вследствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет или в любом возрасте при черепно-мозговой травме. У пациентов выражена атрофия мышц речевого аппарата, что приводит к монотонности речи, затруднению жевание и глотания, повышению слюноотделения.

Корковая, или кортикальная дизартрия – нарушение речи вследствие следующих причин:

  • Повреждения коры лобной доли головного мозга при травме;
  • Наличия опухоли лобной доли;
  • Перенесенных заболеваний (энцефалита, менингита) в результате которых частично утрачиваются нейромедиаторные функции.

При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка. Этот вид расстройства речи встречается достаточно редко. Она чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Из-за нарушения функции мозжечка и его связей с другими отделами мозга у пациентов развиваются следующие нарушения:

  • Мягкость языка и нёба;
  • «Пьяная речь»;
  • Затухание речи в конце фразы;
  • Скандирование отдельных слогов или звуков;
  • Нарушение ударений.

Афазиологи причисляют корковую дизартрию к лёгким нарушения речи при моторных афазиях. Различают эфферентную (премоторную) и афферентную (постцентральную) формы корковой дизартрии. Эфферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении области передней центральной извилины, в которой представлена иннервация мышц, обеспечивающих артикуляцию. У пациентов нарушаются артикуляторные движения, ноне нарушается содержательная сторона речи. Это кардинально отличает корковую дизартрию от афазии. Артикуляторная корковая дизартрия касается только специфических речевых движений. Другие произвольные и непроизвольные движения губ и языка остаются в сохранности.

Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий. У взрослых паретическая дизартрия бывает при опухолях мозга. Такая дизартрия у взрослых компенсируется после удаления новообразования. Мезэнцефально-диэнцефальная дизартрия связана с повреждением ядер черепно-мозговых нервов.

Гиперкинетическая дизартрия возникает у больных детским церебральным параличом. Характеризуется избыточными непроизвольными движениями в артикуляционном аппарате, которые усиливаются во время речевого акта. У пациентов во всех отделах речедвигательного аппарата и мимической мускулатуре ярко выражены гиперкинезы. Они отмечаются также в верхних конечностях, учащаются и усиливаются при попытке говорить. Реже проявляются непроизвольные движения в плечевом поясе и нижних конечностях, плечевом поясе.

Атактическая дизартрия наблюдается при атонически-астатической форме детского церебрального паралича. Редко встречается в чистом виде. Чаще является сопутствующим синдромом на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Ведущим синдромом при атактической дизартрии является атаксия. Она проявляется в гиперметрических, асинергических нарушениях артикуляционных движений и в скандированности ритма речи. Оптические нарушения бывают при стёртой форме дизартрии.

Пароксизмальная дизартрия наблюдается у пациентов, страдающих рассеянным склерозом и другими заболеваниями нервной системы. У пациентов возникают отдельные приступы, которые обычно длятся менее 1 минуты, но могут повторяться до нескольких раз в сутки. Иногда они провоцируются волнением или гипервентиляцией. Дизартрия может достигать такой выраженной степени, что речь человека становится полностью неразборчивой. У лиц, страдающих дизартрией, могут наблюдаться такие сопутствующие симптомы, как онемение, двоение в глазах или слабость. Смешанная дизартрия развивается у детей после перенесенной травмы.

Диагностика дизартрии

Логопеды выделяют 4 степени тяжести дизартрии:

  1. Первая степень – стёртая дизартрия. В этом случае почти не наблюдаются признаки нарушения речи. В большинстве случаев их может выявить только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте 5 лет. Симптомами стёртой дизартрии являются плохая дикция, проглатывание или искажение звуков и слогов, невыразительная речь;
  2. Вторая степень дизартрии (типичная) характеризуется хорошо заметными дефектами произношения, но речь остаётся понятной для слушателя;
  3. Третья степень (тяжёлая) – существенно нарушается речь, она становится доступной только для понимания близких людей;
  4. Четвёртая степень проявляется выраженными нарушениями речи, которую окружающие совсем не понимают, или её абсолютным отсутствием.

Для того чтобы определить наличие, вид и степень тяжести дизартрии в Юсуповской больнице проводят комплексное обследование пациента с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалографии;
  • Электромионейрографии;
  • Магнитно-резонансной томографии головного мозга.

При обследовании у логопеда, исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые сопоставляются с данными неврологических исследований, устанавливается точный диагноз.

Лечение дизартрии

Комплексное лечение дизартрии в Юсуповской больницы включает медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и логопедическую помощь. При проблемах речи неврологи назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте пациента. Врачи клиники неврологии проводят лечение дизартрии препаратами йода, витаминами группы В, глицином, L-каротином.

Важное место в медикаментозной терапии дизартрии занимают ноотропы – лекарственные средства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления. К препаратам, обладающим ноотропным эффектом, относится пирацетам, ноотропил, фенибут, семакс. Их применяют вместе с глицином, который оказывает следующее действие:

  • Повышает умственную работоспособность;
  • Регулирует обменные процессы;
  • Снимает эмоциональное напряжение;
  • Улучшает речевую функцию.

Способствует восстановлению речи семакс, церебролизин. Врачи Юсуповской больницы индивидуально подбирают препараты, которые подходят конкретному пациенту.

Занятия с логопедом и дефектологом Юсуповской больницы направлены на следующие моменты:

  • Постановку звуков и введение их в речь;
  • Развитие слухового, тактильного, визуального и речевого восприятия;
  • Обогащение активного и пассивного словаря;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие высших психических функций – внимания, памяти, мышления, воображения;
  • Развитие речи – построение связного высказывания, чтение, умение составить небольшой рассказ по картинке, описать ощущение, изложить свои мысли.

При коррекции речи логопеды используют игровые методы. Программу разрабатывают индивидуально для каждого пациента. Важную роль в коррекции речи играет логопедический массаж. Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи у пациентов, страдающих дизартрией, является:

  • Нормализация мышечного тонуса;
  • Преодоление повышенного или пониженного тонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре;
  • Устранение патологической симптоматики – гиперкинезов (патологических внезапно возникающих движений языка и артикуляционных мышц), синкинезии (дополнительных движения, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях), девиации – отклонения языка в сторону от средней линии.

Логопедический массаж улучшает качество артикуляционных движений (объём, точность, переключаемость), увеличивает силу мышечных сокращений, активизирует тонкие дифференцированные движения органов артикуляции, необходимые для коррекции звукопроизношения.

Важным элементом лечения дизартрии является лечебная физкультура для артикуляционных мышц. Комплекс упражнений специалисты клиники реабилитации составляют индивидуально каждому пациенту. Реабилитологи проводят работу над правильным дыханием с целью развития речи, развитием артикуляционной моторики, последовательностью вдоха и выдоха при разговоре, задержке дыхания на отдельных слогах и звуках. В комплекс обязательно включают упражнения для работы мелкой и крупной моторики. Для того чтобы установить вид дизартрии и пройти комплексное лечение, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Автор

Диагностика и лечение дизартрии в Юсуповской больнице Татьяна Александровна Косова

Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Наши специалисты

Владимир Владимирович Квасовка

Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Алексей Сергеевич Смычков

Врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук

Илья Андреевич Гудков

Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики

Валерия Владимировна Борзецовская

Врач-эндоуролог высшей категории

Цены на услуги *

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


yusupovs.com

Стертая (легкая) дизартрия у детей: лечение и коррекция, прогноз


Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.

Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.

В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.

Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.

Терминология — формы и стадии нарушения

Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой псевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
  • нейроинфекции.

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Особенности клинической картины

Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Коррекция и лечение

Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;
  • дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
  • массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
  • назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
  • корректировка произношения и развитие выразительной речи;
  • увеличение разговорной активности;
  • выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.

Медикаментозное лечение

В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и витаминов, основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.

В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:

  • снимающие сосудистые спазмы – Пантогам;
  • ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
  • метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
  • седативные – Тенотен, Ново-пассит.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.

Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.

Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:

  • регулярно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
  • разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
  • вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
  • оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ;
  • вести профилактику нейроинфекций – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.

При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.

neurodoc.ru

Дизартрия у взрослых: можно ли вылечить?

14 ноября в мире отмечается Международный день логопеда. Нам привычно считать, что нарушения речи — проблемы детского возраста. Однако в некоторых случаях врач может потребоваться и взрослому. Дизартрия — одно из распространенных расстройств речи, которое нередко проявляется и у людей старшего возраста. Какие причины патологии, а главное, эффективна ли помощь логопеда, когда речь идет о взрослом пациенте, разбирался MedAboutMe. 

Инсульт и другие причины дизартрии у взрослых

Дизартрия — расстройство, связанное с поражением речедвигательного анализатора в головном мозге. В результате у человека возникает рассинхронизация между мышцами артикуляционного аппарата и дыханием, ему сложно контролировать фонацию, тон, темп. Речь пациента становится нечленораздельной.

Наиболее частая причина дизартрии у взрослых — инсульт. Собственно, именно острое нарушение кровообращения в головном мозге является главной причиной обращения к логопеду в старшем возрасте.

Также нарушения речи могут быть спровоцированы такими заболеваниями и патологиями:

  • Болезнь Паркинсона.
  • Опухоли в головном мозге.
  • Кровоизлияния в головной мозг.
  • Нейросифилис.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Рассеянный склероз.
  • Отравления тяжелыми металлами.
  • Алкогольное поражение головного мозга.
  • Ботулизм.
  • Боковой амиотрофический склероз.

Успех лечения дизартрии напрямую зависит от причины. Ведь если у человека наблюдается прогрессирующее поражение головного мозга, то кардинально исправить нарушения речи не удастся. 

Как проявляется дизартрия у взрослых

Как проявляется дизартрия у взрослых

Дизартрия отражается прежде всего на членораздельности речи — кажется, что пациенту что-то мешает говорить. Простыми словами это описывают как «каша во рту». Также появляется гнусавость, например, стирается различие между звуками «б» и «н».

Поскольку поражения отражаются и на дыхании, человек начинает говорить тихо, под конец фразы часто воздуха не хватает. Речь становится монотонной, появляются прерывистые вдохи.

Логопеды выделяют четыре стадии дизартрии:

  1. Патология видна только логопеду, окружающие и сам пациент могут замечать лишь незначительные погрешности в произношении.
  2. Нарушения речи заметны, но она все еще понятна окружающим.
  3. Речь пациента понятна только близким людям, посторонние не различают слова.
  4. Анартрия — издаваемые звуки вообще сложно идентифицировать как членораздельную речь, она непонятна даже близким.

Следует отметить, что дизартрия у взрослых часто развивается не сама по себе, а в комплексе с другими поражениями. Например, у таких пациентов страдает опорно-двигательный аппарат, нарушается координация движений, заметны проблемы с памятью. 

medaboutme.ru

стертая, легкая, средняя степень и тяжелая дизартрия, их особенности и лечение в Москве

Дизартрия – это патология речевой функции, при которой нарушается передача возбуждения к артикуляционным мышцам, поражаются ядра бульбарных нервов. Причин данного состояния много, но в любом случае клиническая картина включает патологию моторики речи, дефект произношения звуков, изменение голоса, неправильную постановку ударения в словах, а в самых сложных случаях тяжелая дизартрия приводит к полной утрате функции звуковоспроизведения.

Диагностика состояния включает не только оценку степени тяжести дизартрии, но и исследования основного заболевания, которое послужило причиной ее возникновения.

Классификация дизартрии

Неврологи и логопеды все еще активно ведут обсуждения по поводу общепринятой классификации дизартрии, но консенсус пока не достигнут.

Классификация дизартрии, которая основана на локализации патологического очага включает следующие виды:

  • Бульбарную дизартрию – связанная с вовлечением в патологический процесс ядер черепно-мозговых нервов, которые локализованы в продолговатом мозге;
  • Псевдобульбарную дизартрию – при которой патология касается проводящих путей, которые соединяют моторные центры коры с ядрами бульбарных нервов;
  • Подкорковую дизартрию – при которой поражаются подкорковые ядра мозга;
  • Дизартрию мозжечковую – патология мозжечка и его путей проведения;
  • Корковую дизартрию – очаговая патология собственно коры головного мозга.

Классификация дизартрии по степени выраженности разделяет ее на стертую, дизартрию легкой степени, средней и тяжелой.

В Юсуповской больнице уже долгие годы успешно ведутся пациенты с данным видом патологии. Врачи получают колоссальные результаты не только при стертой дизартрии, но и при тяжелой степени дизартрии. Подход к диагностике и лечению отличается качеством оборудования, специализацией врачей и отношение медицинского персонала. В Юсуповской больнице все работники понимают какую ответственность на себя берут и как тяжело их пациентом, поэтому ко всем относятся приветливо и с сочувствием. Юсуповская больница работает круглосуточно и помогает в любое время дня и ночи. Записаться на консультацию можно по телефону и в online режиме.

Причины дизартрии

Причин развития дизартрии очень много. В целом все сводится к следующим патогенетическим механизмам:

  • Гипоксия мозга;
  • Родовая травма;
  • Инфекционное поражение головного мозга;
  • Новообразование головного мозга;
  • Внутримозговая гематома;
  • Травматическое поражение головного мозга;
  • Дегенеративные поражения головного мозга и т.д.

Гипоксия мозга может возникать в следствии множества причин. Если мать перенесла тяжелое заболевание, есть место резус-конфликта, тяжелого токсикоза, то гипоксия развивается еще внутриутробно. У взрослых же к кислородному голоданию головного мозга приводит прогрессирование таких заболеваний как атеросклероз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь и т.д. В этом случае клинические проявления постепенно прогрессируют. В случае инсульта – клиническая картина возникает внезапно.

Травматические повреждения – причина номер один у детей после года и молодых людей. В случае травмы головного мозга могут возникать гематомы, размозжается мозговое вещество, нарушаются пути проведения импульсов и т.п. Очень часто для устранения патологии необходимо проводить нейрохирургическую операцию.

Инфекционные поражения приводят к диффузному воспалительному процессу в головном мозге. Дегенеративные – к дегенерации и гибели связывающих структур.

Родовая травма становится причиной повреждения структур мозга с последующими нарушениями строения и функции.

Разные степени дизартрии имеют свои особенности.

Особенности стертой дизартрии

Стертая дизартрия – патология, при которой наблюдаются негрубые нарушения нервной проводимости органов артикуляции. У пациентов есть легкие нарушения звуковоспроизведения и дефекты постановки ударения. Речь при стертой дизартрии не четкая и маловыразительная. У пациентов возникают сложности со звуковоспроизведением определенных фонетических групп, с их автоматизацией. Наиболее распространена эта форма среди детей. Признаки дизартрии наблюдаются и в письме – почерк при дизартрии неразборчивый, а пишут дети медленно.

Стертая дизартрия диагностируется при определении неврологического и логопедического статуса.

В зависимости от локализации очага – отличаются и клинические проявления. При стертой корковой дизартрии нарушается только фонетика, с сохранностью фонематики и правильностью ударения, так как затрагивается только участок коркового центра.

В случае поражения ядер и ганглиев, наблюдается выраженные нарушения ударения, а вот расстройства восприятия и произведение звуков практически сохранены, либо нарушены незначительно.

Псевдобульбарная дизартрия приводит к равномерному нарушению всех компонентов речи, так как поражаются пути проведения от коры к бульбарным ядрам.

Смешанная форма чаще включает дефект звукопроизношения и различия звуков.

Легкая степень стертой дизартрии характеризуется минимальными проявлениями дефектов произношения и ударения и достаточно часто остается не замеченной. Но при тщательном обследовании специалистом патология устанавливается. Коррекция легкой степени стертой дизартрии включает занятия на дыхание, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логопедический и общий массаж, коррекцию речи и т.п.

Особенности легкой степени дизартрии

При легкой степени дизартрии отсутствуют грубые нарушения. При 1степени дизартрии артикуляционная моторика не точная и замедленная. Речь понятно, но все-таки заметен некий дефект. Из-за дефекта нарушается коммуникация. Пациенты предпочитают разговаривать, используя короткие слова и предложения. Нередко из-за дефекта речи возникают невротические расстройства. У детей, в которых функция речи только начинает формироваться, диагноз легкая дизартрия должен немедленно подвергаться лечению для избегания общего недоразвития речевой функции в перспективе. Не леченая дизартрия в будущем приведет к нарушению письменной речи. Если не корректировать нарушения речи в детском возрасте в перспективе это приведет к задержке психического развития ребенка. Дети с легкой степень дизартрии получают обучение в общеобразовательных школах.

Грубых дефектов жевания и глотания нет, но иногда наблюдаются поперхивания и покашливания. Мимика пациента, как правило, не нарушена.

Особенности средней степени дизартрии

Средняя степень тяжести дизартрии уже характеризуется грубыми дефектами произношения, мимики, жевания и глотания. Речь при этой степени дизартрии становится нечленораздельной, смазанной, непонятной.

Дети со средней степенью дизартрии обучаются в специализированных школах. Родственники спустя определенное время привыкают и начинают понимать речь пациента. Мимика пациента со средней степенью дизартрии скудная. В большинстве случаев наблюдается слюнотечение. Прием пищи затруднен вследствие дефектов жевания и глотания.

Особенности тяжелой степени дизартрии

Что это — дизартрия 3 степени, и какие ее проявления уяснить легко, так как при дизартрии тяжелой степени функция звукообразования полностью или практически полностью отсутствует.

Дизартрия 3 уровня характеризуется отсутствием речевой функции, маскообразным выражением лица, слюнотечением, грубыми нарушениями жевания и глотания. Рот пациентов открыт постоянно, язык не двигается. Дети обучаются в специальных школах, где по индивидуальной программе осваивают общеобразовательные предметы.

Диагностика и лечение дизартрии разных степеней

Диагностика дизартрии разных степеней и локализации включает неврологическое и логопедическое обследование, проведение лабораторных и инструментальных методов исследования.

Невропатолог собирает жалобы, выясняет анамнез, проводит осмотр, проверяет рефлексы, проводит пробы. Предварительный диагноз требует дальнейшего подтверждения. Для этого может понадобиться проведения общих лабораторных анализов, ЭЭГ, электромиографии, транскраниальной магнитной стимуляции, магниторезонансной томографии, при противопоказаниях к ней – компьютерной томографии, УЗИ, допплерографии и др.

Логопед в свою очередь проводит оценку речевых нарушений, изучает состояние органов артикуляции, устанавливает степень нарушения функций. Проводится диагностика как устной, так и письменной речи.

Лечение дизартрии разной степени осуществляется не только для коррекции речевой функции. Обязательным условием является и терапия основного заболевания.

Если причиной дизартрии стала гематома или новообразование, то вполне обоснованным шагом будет консультация нейрохирурга с последующим радикальным оперативным вмешательством.

Инсульты требуют терапии в зависимости от вида: геморрагический – гемостатической, ишемический – тромболитической.

В любом случае целесообразно подбирать комплексный подход с привлечением невролога, логопеда, физиотерапевта, массажиста, психолога, нейрохирурга, кардиолога и других необходимых специалистов.

Для максимального эффекта и для активации головного мозга, лечения дизартрии проводится на фоне приема витаминов группы В и ноотропов.

Необходимо выполнять общие физические упражнение и общий массаж тела. Хороший эффект дает занятие плаваньем.

Логопедический массаж (наиболее эффективный – зондовый) отлично справляется с устранением спастического гипертонуса, улучшением кровоснабжения. Пальчиковый массаж применяется и показывает значимый результат, улучшает мелкую моторику.

Применяют так же акупрессуры, иглоукалывания, лечебные ванны, дельфинотерапия, изотерапия и другие.

Занятия с логопедом направленные на коррекцию состояния, улучшения артикуляционной и мелкой моторики; установление конкретного звукового дефекта, его постановку и автоматизацию; дыхательную гимнастику для физиологического дыхания и дыхания речи; коррекции произношения и выразительности.

Процесс лечения очень длительны и настрой пациента и его родственников имеет большое значение. Терапия должна проводиться систематически и комплексно.

В случае стертой дизартрии, легкой степени нарушений возможно полное устранение речевых дефектов. В тяжелых случаях добиваются только улучшения патологического состояния.

В Юсуповской больнице слаженная работа невролога, логопеда, массажиста и других специалистов позволяет получать хороший результат при работе с пациентами с дизартрией. В Юсуповской больнице созданы все условия для комфортного времяпровождения и эффективного лечения патологии. Во время консультации можно выяснить — что это дизартрия 1,2,3 степени, какие ее проявления, как ее диагностировать и лечить. К каждому пациенту доктора находят индивидуальный подход и разрабатывают программу диагностики, лечения и реабилитации. Записаться на консультацию можно по телефону и в online режиме.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Наши специалисты

Владимир Владимирович Квасовка

Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Алексей Сергеевич Смычков

Врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук

Илья Андреевич Гудков

Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики

Валерия Владимировна Борзецовская

Врач-эндоуролог высшей категории

Цены на услуги *

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


yusupovs.com

симптомы, виды, формы, диагностика, коррекция и лечение

Симптомы

Дизартрия – отклонение, характеризующееся нечеткой, малопонятной, невнятной речью, обусловленной тем, что мышцы мягкого неба, языка, гортани, голосовых связок, дыхательной мускулатуры плохо функционируют. Дефекты при наличии данного заболевания разнообразны, и многие из них перекликаются с другими типами речевых нарушений, например, присутствует слабый, тихий, глухой, назальный голос. Диагностика дизартрии производится по следующим симптомам:

  • мышечная гипотония;
  • мышечная дистония;
  • мышечная спастика;
  • нарушения звукопроизношения – стертая дизартрия характеризуется смазанностью речи, более тяжелые степени – медленной речью, невнятностью, пропусками звуков, искажениями, на 4 степени – отсутствием речи.

Специфические черты, которыми проявляется дизартрия у детей и взрослых – стойкость дефектов, трудность обучения, более длительный период для автоматизации, нарушение и гласных, и согласных, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих. Заболпевание у детей может сопровождаться ОНР и дисграфией.

Диагностика

Лечение дизартрии начинается с диагностики, в которой могут участвовать неврологи и логопед. На основании осмотра и беседы принимается решение о глубине неврологического исследования и формируется его план. Неврологическое исследование дополняется логопедическим, включающим диагностику устной и письменной речи.

Формы дизартрии выявляются и диагностируются следующими методами:

  • электроэнцефалография;
  • электронейрография;
  • МРТ головного мозга;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед со своей стороны оценивает неречевые и речевые нарушения – строение органов речи, объем возможных движений языка, гортани, губ, состояние мускулатуры, характер дыхания. При тесте устной речи специалист выявляет развитие речи по классическим параметрам – темп, разборчивость, синхронность трех составляющих разговора (голосообразование, артикуляция, дыхание), звукопроизношение и т.д. Тест письменной речи позволяет дифференцировать искомое заболевание от нескольких типов речевых расстройств – дислалии, моторной алалии, моторной афазии.

www.nrmed.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *