Логопед буква л – Постановка звука [Л] ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками

Содержание

Занятия с логопедом. Буква «Л»

к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

 

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие – 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

 

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая – ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» – «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л’] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

 

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

 

Звук [л’]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л’] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л’] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

 

Искажения звуков [л], [л’]

— Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

— Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

— Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

— Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

— Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

-Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

— Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

 

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

 

Слова в движении

Лампа

Лам – Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па – Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела.  – Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела.  – Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

 

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

 

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

 

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

 

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

Конспект логопедического занятия: Звук и буква Л

Тема: Звук и буква Л

Цель: Знакомство с буквой Л.

Задачи:

Образовательные:

Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением — синий круг;

Уточнить артикуляцию звука [Л].

Коррекционные:

Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ, Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование:

зеркала, разрезные буквы (Л, У, Н, Т, И, К), картинка Лунтика, пуговицы, синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул, Презентация.

Ход занятия.

I.    Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Позвал детей всех на урок.
Друг на друга посмотрели
И за парты тихо сели.

II. Основная часть.

Сегодня к нам на занятие пришел герой из мультфильма.

— Давайте узнаем кто же это? ( у каждого конвертик с буквами Л, У, Н, Т, И, К)

На экране выходят по очереди буквы, нужно найди такие же и выложить, прочитать. ( Картинка ЛУНТИК).

— У Лунтика для вас сегодня  много заданий, с которыми он не может справиться. Поможем ему. За каждое правильное задание  он будет вручать фишку.

Покажите первую букву?

— Правильно. Это буква «Л», обозначает звук [Л].

Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л], находить его место в словах. Заодно и Лунтика научим. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

Артикуляционная гимнастика с Котиком Музиком.

Котик Музик утром встал
чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик
Как чистюля котик

Музик наш расческу взял
И причесываться стал
Мы за ним не отстаем
Все покажем язычком.

Дальше по порядку
Делаем зарядку.
Музик спинку выгибает,
Музик спинку прогибает

А сейчас язык наш-мяч
Начинаем мы футбольный матч
Гол забили мы!  Ура!!

Вот и завтракать пора
Котик нам напек блины
Со сметаною они.

Как сметану любит котик!
Оближи скорее ротик.

А теперь чаек попьем
Чай мы в кружечку нальем
Музик сыт, Музик рад!
Музик любит всех ребят!

Наш язычок стал послушный, давайте произнесем звук [Л].

— Что делают наши зубки и язык, когда мы произносим этот звук.
— Губы растягиваются в улыбке.
— Язык поднимается вверх за зубки.
— Скажи те он гласный или согласный. (синий кружок)
— Звонкий или глухой. Проверим. Закроем ручками уши, и послушаем как  он звучит. Он напоминает гул летящего самолета.

Язычок наш поработал а сейчас поработают наши ручки.

Пальчиковая гимнастика:

Вышли пальчики гулять.
1,2, 3,4,5
Вышли пальчики во двор
Бабу снежную слепили
Птичек крошками кормили.

С горочки катались,
А потом в снегу валялись.
Все в снегу пришли домой
Съели суп и спать легли.

Выложите из пуговиц букву Л.

Вы тетрадочку откройте
И с наклоном положите
Ручку правильно держите
За посадкою следите
И красиво напишите.

Лунтик для Вас приготовил картину, назовите, все что вы видите на «Л» (Слайд)

Гимнастика для глаз Лунтик.

Физкульминутка:

Буквой Л, расставим ноги
Словно в пляске-руки в боки
Наклонились влево, вправо
Влево-вправо, влево-вправо.
Получается на славу.

Молодцы!

Игра «Доскажи словечко»

Ла-ла-ла — есть у дворника  МЕТЛА.
Ла-ла-ла  — над цветком жужжит ПЧЕЛА.
Ло-ло-ло —  мыли с мылом мы  СТЕКЛО.
Лу-лу-лу  — не могу найти ПИЛУ
Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА
Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.
Лы-лы-лы-  стали туфли мне МАЛЫ
Лу-лу-лу —  нитку вденем мы в ИГЛУ.

У Лунтика была бабушка. Скажите как ее звали?  БАБА КАПА.

Лунтик всегда выбрасывал свои игрушки и не хотел их собирать. И баба Капа взяла и спрятала его игрушки. Поможем ему найти.  (Оставила подсказку, сказала, что спрятала за  тумбочку).

Давайте мы их разложим по местам.

В 1 коробке, будут лежать игрушки , в которых звук [Л] в начале.
Во 2 коробке, будут лежать игрушки , в которых звук [Л] в середине.
В 3 коробке, будут лежать игрушки , в которых звук [Л] в конце. (с проговариванием)
В следующий раз Лунтик уже сам справиться с этим заданием и не будет раскидывать свои игрушки.

III. Итог.

— Молодцы. Справились,   все задания  выполнили.

— Скажите, какой звук учились произносить?

— Звук [Л].

-Посмотрите сколько вы набрали фишек. А вот это будет домашнее задание.

Вам нужно собрать все фишки , и  должна получится картинка.

И на следующем занятии мы с Лунтиком проверим.

Скачать презентацию

Артемьева Екатерина Геннадьевна,
учитель-логопед Старозятцинской
коррекционной школы-интерат VIII вида

 Loading …

Конспект занятия учителя-логопеда «Звук и буква «Л»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 16 «ЛАСТОЧКА»

Конспект логопедического занятия

«Звук и буква «Л» .

Учитель – логопед

Багдасарова Елена Николаевна

Тема: Звук и буква Л

Старшая группа

Цель: Знакомство с буквой Л.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением — синий круг;

  • Уточнить артикуляцию звука [Л].

Коррекционные:

  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ,

  • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Воспитательные:

Оборудование: зеркала, разрезные буквы (Л, У, О, А, М, С), игрушка- Лунтик синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул)

Ход занятия

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

Психологический настрой.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е,  2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите, ребята , какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Дети слушают текст.

— Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился  и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в бассейн нашего сада не лед. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

— Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

— Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим .

Переворачивают лист и называют букву.

— Какие бывают звуки?

-Гласные и согласные

— Разбейте буквы, изображенные на листочках на 2 группы. Назовите буквы  и дайте им характеристику.

а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

р- согласный,звонкий

Сообщение темы

— Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

— А в какую группу мы  добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

 —  С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

Работа по теме

-Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

—  С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

— Дайте характеристику звуку [л]. Расскажите  Лунтику о звуке [л]. Согласный, звонкий (кладут  руки на горло и проверяют)

Лунтик хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится  буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи — ?

Ложка — ?

Стол — ? В начале слова

— Ребята, посмотрите что изображено на снежинке? Буква

— Ребята, это буква Л. Дети отвечают

— Скажите, на что она  похожа?

— Из каких элементов  состоит печатная буква Л? Из  двух палочек.

 Физминутка

Буквой Л, расставим ноги

Словно в пляске-руки в боки

Наклонились влево, вправо

Влево-вправо, влево-вправо.

Получается на славу.

Пальчиковая гимнастика

Вышли пальчики гулять. 1,2, 3,4,5

Вышли пальчики во двор Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили.

С горочки катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

— Посмотрите, что у Лунтика лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

(Приложение 1)

 

Закрепление изученного

— Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).        

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

Ла-ла-ла — есть у дворника

МЕТЛА.

Ла-ла-ла — над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло — мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу — не могу найти ПИЛУ

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ

Лу-лу-лу — нитку вденем мы в ИГЛУ.

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

 

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискарь Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать,  а на следующем уроке с ним встретимся.

Итог

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком [л] и буквой Л.

— Какая это буква? Она согласная и звонкая.

— На что она похожа? 

hello_html_m293d31cc.jpg

hello_html_m389edb48.jpg

Логопедический урок «Буква Л»

зрослый человек даже не отдает себе отчет, каким образом он произносит те или иные звуки, когда разговаривает. Но для маленького ребенка произношение отдельных звуков составляет некоторую трудность. Как же научить малыша правильно говорить букву Л? Это можно сделать и без логопеда, в домашних условиях.

hello_html_m736cfd3f.jpg

Важные советы родителям

Прежде чем приступить к занятиям, родителям нужно усвоить несколько нехитрых правил, которые помогут легко и просто справляться не только с обучением, но и сделают общение с малышом комфортным и приятным с обеих сторон:

  • разговаривайте с ребенком на равных, не сюсюкайте и не игнорируйте его вопросы. Так вы завоюете его доверие и желание с вами общаться;

  • правильно выговаривать слова – обязательное условие. Вы подаете детям пример и они его стараются повторить;

  • проводите ваши занятия в форме игры, придумывая вместе с ребенком сказки и приключения – любая информация усваивается лучше. При этом правильно произносить слова ваш малыш станет на рефлекторном уровне;

  • никогда не проводите занятие «в наказание». Так вы отобьете охоту не только делать нужные упражнения, но и общаться с вами;

  • занятия должны носить систематический характер и проводиться в комфортное время от 3 до 5 раз в день. Только тогда вы добьетесь видимого успеха и ваш ребенок будет красиво произносить сложную для него букву Л без помощи логопеда.

Теперь можно приступать непосредственно к вопросу, как научить ребенка правильно выговаривать букву Л.

Похожий материал: Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях

Речевая гимнастика

Такие упражнения еще называют артикуляционной гимнастикой. С ее помощью развиваются мышцы языка и губ, значительно улучшается акустический слух ребенка. Именно она поможет не только детям, но и взрослым, страдающим от такого речевого дефекта, научиться говорить правильно и четко любую букву, в том числе и Л:

  1. Придумайте сказку обо всех органах речевого аппарата (губы, язык, небо, щеки). Сядьте с малышом перед зеркалом и «познакомьтесь со всеми жителями рта». В этом процессе ребенок незаметно проведет разминку всех органов ротовой полости.

  2. Чтобы научиться правильно говорить, нужно правильно дышать. Практически все буквы необходимо выговаривать на выдохе. Для этого нужно контролировать струю выдыхаемого воздуха. Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей, задувание свечей, пускание корабликов.

  3. Затем переходите к комплексу упражнений для того, чтобы правильно выговаривать букву Л. И учтите тот факт, что ребенку легче произносить мягкую Л – вначале так и будет. Но от мягкой Л легче перейти к твердой.

hello_html_26501b07.jpg

Прежде чем привлекать ребенка к таким занятиям, сядьте сами перед зеркалом и внимательно изучите собственную артикуляцию при произнесении буквы Л. Чтобы правильно научить малыша, нужно самому точно знать, что показывать.

Тематическая статья: Задержка речевого развития у детей

Упражнения для буквы Л

Есть классические упражнения, которые помогут правильно и четко произносить букву Л. Для ребенка они станут игрой, которую под присмотром взрослых он должен проводить по нескольку раз в день:

  1. Лошадка на прогулке— имитация цоканья копыт. Улыбаемся, показывая зубки и немного приоткрыв ротик. Затем языком имитируем цоканье копыт, начиная медленно и постепенно увеличивая темп.

  2. Лошадка на разведке— работа язычком без звука. Выполнять как и предыдущее упражнение, но не издавая характерного щелканья. И следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, а работал только язычок.

  3. Легкий ветерок. Для этого упражнения приготовьте пушистый кусочек ваты или перышко. Опять же в улыбке с приоткрытым ртом высовываем кончик языка и слегка прикусываем его зубками. Теперь выдуваем воздух, не разжимая зубов. Должно получиться две струи воздуха. Их силу и поток проверяем с помощью приготовленных легких аксессуаров. Попросите ребенка подуть на пушистый кусочек с разной силой.

  4. Вежливая обезьянка. Улыбаемся, слегка приоткрыв ротик и показав зубки. Широкий кончик языка укладываем на нижнюю губку и оставляем так в расслабленном виде на несколько секунд. Это упражнение подготовит малыша к выполнению следующего.

  5. Вкусная сгущенка. При ознакомлении с этим упражнением можно намазать верхнюю губку ребенка любимым лакомством. Затем попросите его слизать широким кончиком языка, движением сверху вниз (а не из стороны в сторону) сладкую массу. Все последующие разы можно обойтись без сладостей.

  6. Пароход. Поиграйте с ребенком в «Порт». Попросите имитировать звук парохода, произнося букву Ы, слегка приоткрыв ротик. При этом следите, чтобы кончик языка находился в полости рта опущенным, а спинка поднималась к небу. Пусть малыш издает звуки разной высоты и громкости.

Фильмы и сериалы 18+etvnet.cometvnet.comEtvnet – русское телевидение в США и Канаде. Прямой эфир и архив.ФильмыСериалыКаналыНовостиСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойНавязчивое и надоелоСомнительного содержания или спамМешает просмотру контента

Яндекс.Директ

hello_html_45fe6f08.jpg

Повторять упражнения нужно по нескольку раз в течение одного занятия, а занятия проводить 3-5 раз в день. Только тогда вы сможете добиться положительного результата.

Рекомендуем: Развитие речи ребенка в 1,5 года

Переходим к произношению буквы Л

После речевой гимнастики нужно говорить слова с буквой Л, которая звучит твердо. Например петь песенку на «ла-ла-ла» или найти стишки, где часто встречается именно эта модуляция буквы Л.

У ребенка первый раз, скорее всего, не получится. В таком случае необходимо сделать следующее: пусть малыш улыбнется, покажет зубки при открытом ротике и высунет острый кончик языка, прикоснувшись им к верхним зубкам. В этом положении пробуйте произносить правильно букву.

Статья по теме: Артикуляционная гимнастика для детей 3 4 лет

Но не нужно прятать кончик в рот, за зубки – это смягчит звук. Такое межзубное произношение нужно закрепить и произносить так все слова с капризной буквой. Когда ваш малыш начнет без напоминаний сам выговаривать неподдававшийся звук в межзубном варианте, можно переходить к «сомкнутому» произношению. Нужно кончик языка переместить за верхние зубки и упереться в них. В таком положении уже говорить —  получится полноценный твердый и правильный звук Л.

hello_html_8b40513.jpg

Старайтесь уделять внимание правильной речи не только у вашего чада. Следите за тем, чтобы все домочадцы говорили красиво и разборчиво. Тогда у вашего отпрыска будет пример для подражания.

«Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Конспект логопедического фронтального занятия в 1 классе на тему: «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Цель: дифференцировать звуки [л], [л, ]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [л, ] и написание буквы Л; — расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л, ];

— развивать мышление, память, воображение;

— развивать зрительное и слуховое внимание;

— развивать речевое дыхание;

— развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

— развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

— воспитывать самоконтроль за речью детей.

Оборудование: Цветные картинки. Лингвистический материал: слова, насыщенные звуками [л], [л, ] (лиса, волк, листья, лук, луна, лыжи, ложка, лиса, лопата, лось, лампочка, лужа, ландыш, лапша, лейка) .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учитель-логопед:

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (картинки лиса и волк)

— Подумайте и ответьте: какая буква объединяет названия этих животных? (буква Л). Каким звуком выражена буква Л в слове «лиса»? (звуком [л, ]). А каким звуком выражена буква Л в слове «волк»? (звуком [л]). О каких звуках и о какой букве мы будем с вами говорить? (о звуках [л], [л, ], о букве Л.)

Объявление темы занятия.

1. Основная коррекционно-логопедическая работа:

2) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л, ] и написания буквы Л.

Учитель-логопед:

— Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [л, ].

Характеристика звука [л]:

[л] – согласный, звонкий, твёрдый.

Характеристика звука [л, ]:

[л, ] – согласный, звонкий, мягкий.

— Напишите на доске букву Л (дети выходят к доске по одному) .

3) Развитие фонематического восприятия.

Игра «Эхо» (повторить за учителем-логопедом цепочку слогов ла-ля-ла, ло-ле-ло, лу-ли-лу)

в) в чистоговорках

ЛА-ЛА-ЛА у меня метла.

ЛО-ЛО-ЛО платье мне мало.

ЛУ-ЛУ-ЛУ стол стоит в углу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ подметаю я полы.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ вкусное суфле.

АЛ-АЛ-АЛ у меня платок упал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ Вале сделали укол.

УЛ-УЛ-УЛ раздаётся где-то гул.

ИЛ-ИЛ-ИЛ гол в ворота мне забил.

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

4) Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л, ].

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют,

А достать не могут. (Луна)

Волшебные туфли наденешь на ноги —

И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)

Гуляет в рыжей шубке,

Хитрит и скалит зубки. (Лиса)

Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю,

Делать гору, строить дом. (Лопата)

Длиннорогий и рогатый,

Лесники зовут «сохатый».

Скачет прямо он и вкось,

Крупный и могучий… (Лось)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Беленькие горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

Нагнут меня ребятки –

И дождь пойдёт на грядки. (Лейка)

Учитель-логопед: — Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [л, ])

— Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, ландыш,)

— Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л, ]. (лягушка, лиса, лейка)

«Прошагай словечко» (дети должны по очереди придумать слова со звуком [Л ] и прошагать его по слогам, сколько слогов, столько сделать шагов.

3. Динамическая пауза (развитие общей моторики) .

Учитель-логопед:

— А теперь отдохнём.

У страха глаза – вот такие! (Показать руками «огромные» глаза.)

Зелёные и большие. (Развести руки в стороны.)

Совсем, совсем как у волка, (Показать «волчьи когти».)

Когда он пугает без толку. (Погрозить пальцем.)

Прогоним мы волка под ёлку. (Потопать ногами.)

Не станем бояться мы волка! (Помотать головой.)

Имитировать движения по тексту.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л, ].

Учитель-логопед:

Составьте схему слова «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)

Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите первый слог. (ли.)

Назовите второй слог. (. са)

Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)

Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)

Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [л, ] согласный, звонкий, мягкий)

Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [с] согласный, глухой, твёрдый)

Составьте схему слова «волк». Сколько слогов в слове «волк»? (один слог)

Почему один слог? (Потому что в слове один гласный звук [о])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите этот слог. (волк)

Сколько звуков в слове «волк»? (четыре звука)

Назовите первый звук в слове «волк». Дайте ему характеристику. (звук [в] согласный, звонкий, твёрдый)

Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [л] согласный, звонкий, твёрдый) Назовите четвёртый звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)

2) Предложения насыщенные звуком [Л], на развитие фонематического восприятия.
Услышите в предложениях звук [Л]-топните, звук [Ль]-хлопните.

У Лены лейка..

Ласточка свила гнездо.

Мила ела салат.

Коля сильнее Толи..

У Левы заболели зубы..

Наступила зима.

Самолет летит над поляной..

Мила видела слона.

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

4) Работа с кассой букв и слогов.

Учитель-логопед:

— А теперь поработайте с кассой букв и слогов.

— Выложите слова «лиса» и «волк».

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

— С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [л, ], с буквой Л)

— Чем отличаются звуки [л] и [л, ] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [л, ] – мягкий)

— Ребята, лисе и волку пора домой (в лес). Попрощайтесь с ними.

План-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему: Логопедическое занятие «Звук и буква Л»

  1. Организационный момент.

Приветствие. (Звучит музыка из Лунтика)

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Я очень рада вас видеть. Вас ждала и приготовила для каждого своё место.

Рассаживание по местам. (Максим сядет туда, где жёлтый цветочек, Мадина-голубой, Аня- зелёный, Ангелина- красный) 

               

Временные представления.

Скажите, мы можем сейчас на улице увидеть цветочки? Почему?

(так как холодно, снег…)

Рисуем настроение на цветочках.

-Возьми карандаш тот, который больше нравится и нарисуй улыбку, если у тебя хорошее настроение, нарисуй чёрточку- если грустное.

Покажите мне и друг другу своё настроение. Я рада, что на урок вы пришли с хорошим настроением.

-Как называется наш урок?

-Чему учимся на логопедии?

-Игра: «Что на уроке важнее всего?»

Я буду спрашивать, а вы отвечать да или нет.

Сладко зевать?

На вопросы отвечать?

Соседу по парте мешать?

Если трудно ему помогать?

Хихикать и болтать?

Слушать, смотреть, размышлять?

  1. Подготовительный этап.

Артикуляционная гимнастика

  1. Что помогает нам звуки произносить? (губы…)
  2. Чтобы правильно говорить язычок должен быть сильным. Для этого мы его тренируем и выполняем что?

(зарядка для язычка)

Улыбка — губы наши очень гибки, ловко тянутся в улыбке

Трубочка – а теперь наоборот губы тянутся вперёд

Часики – тик-так, тик-так язычок качался так

Чистим зубки – очень любит чистоту, чистит зубки наверху

Качели — на качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Работа на логотренажёре

Язычок потренировали, теперь будем тренировать голос и дыхание.

  1. Росток. Надо дуть так сильно и долго, чтобы цветочек распустился.
  2. Бегемот. Произносим звук А громко, чтобы бегемот широко открыл рот.

Рефлексия

Что сейчас тренировали? (губы, язычок)

Что тренировали ещё? (голос)

Для чего тренируем язычок? (чтобы правильно произносил звуки)

  1. Основной этап.
  1. Выделение звука

Ребята, а у нас сегодня ещё один гость. Давайте угадаем кто он?

(видео о Лунтике)

Объявление темы урока

Какой первый звук в слове? ЛУНТИК

Мы будем учиться правильно произносить звук Л и выделять его в начале слова.

Лунтик с друзьями приглашает нас к себе в гости на полянку.

Путь нелегкий предстоит пройти: много неизвестного впереди.

На полянке вас ждут испытания, интересные задания.

Будьте дружными и смелыми, ловкими, умелыми.

И тогда в конце пути желаю вам сюрприз найти»

Интересно, что за сюрприз приготовил для нас Лунтик?

Мы узнаем в конце урока, если пройдём все испытания.

Правильная артикуляция звука Л

Характеристика звука

Чтоб красиво говорить

Надо чётко звук произносить

Уточним правильное произношение звука Л.

-Давайте его произнесём. Смотрим в зеркало.

Сначала спрашиваю потом показываю на слайде

-Что делают губы? раскрыты

-Где находится язык верху или внизу? за верхними зубами. Делаю акцент, что язычок узкий

Произнесём звук-он поётся, тянется или нет? Значит он согласный.

-Каким цветом обозначаем? Синим (приклейте нужный квадратик на карточку)

-Голос спит или звенит? Звенит

Приклейте нужный значок на карточку

(получится сигнальная карточка для звука Л)

Развитие фонематического слуха

Рефлексия

Лунтик очень любит слушать разные звуки, предлагает поиграть в игру «Внимательные ушки»

-Если услышите звук л подними карточку

л н а л м л

лак, сок, лупа

Какой звук учились произносить?

Какой звук учились слышать?

Физминутка (музыка)

Офтальмопауза

Прежде чем продолжить путь,

Нам нужно с вами отдохнуть.

Отправляемся в полет

И садимся в самолет.

Мы летим над облаками (руки в стороны)

Машем папе, машем маме,

Видим, как течет река («волной» кисти рук)

Видим в лодке рыбака («козырек» рукой)

Осторожнее: гора!! («гора» над головой)

Приземляться нам пора!

Следим глазками за самолётом

Звук и буква

Пальчиковая гимнастика

Отдохнули, тихо сели

-Ответьте на вопрос: Чем отличается звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим

Букву видим и читаем

-Какая она буква Л? На что похожа?

Посмотрите на экран.

Карандаш да карандаш

Буква л- лесной шалаш

На стремянку л похожа,

И на крышу дома тоже.

Сколько предметов похоже на букву Л- много.

-Давайте сами составим эту букву.

Нет на свете легче дел

Чем составить букву л

Распрямим свои ладони

И из них построим домик.

Составим из пальчиков букву Л

Инд задания 

Развитие зрительного внимания.

Рефлексия

Лунтик приготовил задания, которые помогут запомнить эту букву.

— собери из частей (Максим)

— найди и раскрась (Мадина)

— найди и обведи (Ангелина)

— допиши букву ( Аня)

Какую букву запоминали? Почему раскрасили синим цветом?

Работа над синтезом слогов

Букву запомнили? Будем учиться читать слоги с этой буквой.

-Помогите пчелёнку собрать нектар с цветочков. Пчелёнок подлетает к каждому цветочку, а вы прочитайте получившиеся слоги.

-Вспоминаем гласные на цветочках

(по одному выходят передвигают пчелёнка и читают, образовавшийся слог, а другие ищут на местах этот слог и показывают)

ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ читают хором

Рефлексия

С какой буквой читали слоги?

Слоговой синтез

Звуко-буквенный анализ

(инд)

Рефлексия

Откуда прилетел Лунтик? Луна

Днём солнце, а что появляется на небе ночью? луна.

-покажи на звуковой линейке место звука Л в слове

-разделим слово на части

Лунтик предлагает поиграть в игру «День и ночь»

Какого слога не хватает?

Найди, покажи. ЛУ

Какого не хватает? НА

-Выложи всё слово

Выложи схему слова ЛУНА

        

Какое слово делили на части?

Работа по развитию фонематического восприятия

Игра «Пьём чай с Лунтиком»

Работа по парам

Игра «Большой –маленький»

 Работа по словообразованию (инд)

Рефлексия

-Лунтик очень любит пить чай и угощать друзей любимым лакомством.

-Выбери его любимые чашечки с картинками, в названии которых первый звук Л

Проверяем. Какие слова выбрали?

Ребёнок берёт одну чашку и на доске подбирает ей пару по принципу большой –маленький и называет ласково

Ложка-ложечка

Лодка-лодочка

Лампа-лампочка

Лопата-лопаточка

Лук

Лыжи

Машина

Санки

На какой звук мы подбирали картинки?

Рефлексия общая

Какой звук сегодня учились произносить?

Какой звук узнавали в начале слов?

 Итог (музыка)

А сейчас пора оценить свою работу на уроке. Если вам было легко справиться со всеми заданиями и у вас не изменилось настроение –нарисуй. Повесьте свой цветочек на полянку. Если было трудно, оставь на столе.

Посмотри, какая весёлая полянка получилась?

Сюрприз

А вот и сюрприз от Лунтика. Его любимое лакомство. Попьёте чай.

Конспект логопедического занятия на тему «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Конспект логопедического фронтального занятия в 1 классе на тему: «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Цель: дифференцировать звуки [л], [л, ]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [л, ] и написание буквы Л; — расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л, ];

— развивать мышление, память, воображение;

— развивать зрительное и слуховое внимание;

— развивать речевое дыхание;

— развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

— развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

— воспитывать самоконтроль за речью детей.

Оборудование: Цветные картинки. Лингвистический материал: слова, насыщенные звуками [л], [л, ] (лиса, волк, листья, лук, луна, лыжи, ложка, лиса, лопата, лось, лампочка, лужа, ландыш, лапша, лейка) .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учитель-логопед:

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (картинки лиса и волк)

— Подумайте и ответьте: какая буква объединяет названия этих животных? (буква Л). Каким звуком выражена буква Л в слове «лиса»? (звуком [л, ]). А каким звуком выражена буква Л в слове «волк»? (звуком [л]). О каких звуках и о какой букве мы будем с вами говорить? (о звуках [л], [л, ], о букве Л.)

Объявление темы занятия.

1. Основная коррекционно-логопедическая работа:

2) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л, ] и написания буквы Л.

Учитель-логопед:

— Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [л, ].

Характеристика звука [л]:

[л] – согласный, звонкий, твёрдый.

Характеристика звука [л, ]:

[л, ] – согласный, звонкий, мягкий.

— Напишите на доске букву Л (дети выходят к доске по одному) .

3) Развитие фонематического восприятия.

Игра «Эхо» (повторить за учителем-логопедом цепочку слогов ла-ля-ла, ло-ле-ло, лу-ли-лу)

в) в чистоговорках

ЛА-ЛА-ЛА у меня метла.

ЛО-ЛО-ЛО платье мне мало.

ЛУ-ЛУ-ЛУ стол стоит в углу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ подметаю я полы.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ вкусное суфле.

АЛ-АЛ-АЛ у меня платок упал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ Вале сделали укол.

УЛ-УЛ-УЛ раздаётся где-то гул.

ИЛ-ИЛ-ИЛ гол в ворота мне забил.

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.

Игра «Определи, где находится «л» в словах»

Выделение «л» на слух и в произношении из ряда слогов : лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел ,палатка, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

4) Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л, ].

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют,

А достать не могут. (Луна)

Волшебные туфли наденешь на ноги —

И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)

Гуляет в рыжей шубке,

Хитрит и скалит зубки. (Лиса)

Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю,

Делать гору, строить дом. (Лопата)

Длиннорогий и рогатый,

Лесники зовут «сохатый».

Скачет прямо он и вкось,

Крупный и могучий… (Лось)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Беленькие горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

Нагнут меня ребятки –

И дождь пойдёт на грядки. (Лейка)

Учитель-логопед: — Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [л, ])

— Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, ландыш,)

— Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л, ]. (лягушка, лиса, лейка)

«Прошагай словечко» (дети должны по очереди придумать слова со звуком [Л ] и прошагать его по слогам, сколько слогов, столько сделать шагов.

3. Динамическая пауза (развитие общей моторики) .

Учитель-логопед:

— А теперь отдохнём.

У страха глаза – вот такие! (Показать руками «огромные» глаза.)

Зелёные и большие. (Развести руки в стороны.)

Совсем, совсем как у волка, (Показать «волчьи когти».)

Когда он пугает без толку. (Погрозить пальцем.)

Прогоним мы волка под ёлку. (Потопать ногами.)

Не станем бояться мы волка! (Помотать головой.)

Имитировать движения по тексту.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л, ].

Учитель-логопед:

Составьте схему слова «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)

Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите первый слог. (ли.)

Назовите второй слог. (. са)

Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)

Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)

Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [л, ] согласный, звонкий, мягкий)

Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [с] согласный, глухой, твёрдый)

Составьте схему слова «волк». Сколько слогов в слове «волк»? (один слог)

Почему один слог? (Потому что в слове один гласный звук [о])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите этот слог. (волк)

Сколько звуков в слове «волк»? (четыре звука)

Назовите первый звук в слове «волк». Дайте ему характеристику. (звук [в] согласный, звонкий, твёрдый)

Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [л] согласный, звонкий, твёрдый) Назовите четвёртый звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)

2) Предложения насыщенные звуком [Л], на развитие фонематического восприятия.
Услышите в предложениях звук [Л]-топните, звук [Ль]-хлопните.

У Лены лейка..

Ласточка свила гнездо.

Мила ела салат.

Коля сильнее Толи..

У Левы заболели зубы..

Наступила зима.

Самолет летит над поляной..

Мила видела слона.

Игра « Доскажи словечко»

Гладко , плавно, лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает..

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек ,как речка,

Помоги ему чуть- чуть,

Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!

Забирай скорее..(гол)

Нам темно . Мы просим маму

Нам включить поярче ..(лампу)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось…(мыло)

Молодчинка эта Лиза,

Лепит все из (пластилина)

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные (глаза).

Елочка, елочка, колкая(иголочка).

Сшил себе котенок тапки, Чтоб зимой не мерзли (лапки)

Какой 1ый звук в слове «лапки?(«л»)

4) Работа с кассой букв и слогов.

Учитель-логопед:

— А теперь поработайте с кассой букв и слогов.

— Выложите слова «лиса» и «волк».

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

— С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [л, ], с буквой Л)

— Чем отличаются звуки [л] и [л, ] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [л, ] – мягкий)

— Ребята, лисе и волку пора домой (в лес). Попрощайтесь с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *