как научить ребёнка выговаривать шипящие правильно
Нарушение произношения звука [ш] — второй по распространенности дефект в речи дошкольников. Обычно он «встает» в правильную позицию без посторонней помощи к 5-ти годам. В ином случае, чтобы предотвратить дальнейшее шепелявое произношение, необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Читайте также: Автоматизация звука [ж].
Шипящие в речи ребенка
К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.
Неправильное произношение «Ш»: виды, причины
Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:
- Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
- Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.
Занятие со специалистом
- Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
- Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напр
Упражнения «Речевой материал по дифференциации звуков С-Ш»
Звуки [Ш] — [С]
Звук [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Звук [Ш]: губы выдвинуты вперед и округлены, язык за верхними зубами. Форма языка напоминает чашечку. Воздушная струя теплая. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Дифференциация звуков [С] — [Ш] в изолированном звучании
Упражнения «Насос – ветер»: С – Ш, С – Ш, С – Ш…
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в прямых слогах
ША-СА ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СЫ ШЕ-СЭ
СА-ША СО-ШО СУ-ШУ СЫ-ШИ СЭ-ШЕ
ША-СА-ШО-СО-ШУ-СУ-ШИ-СЫ-ШЕ-СЭ
СА-ША-СО-ШО-СУ-ШУ-СЫ-ШИ-СЭ-ШЕ
ША-СА ШО-СА ШУ-СА ШИ-СА ШЕ-СА
ША-СО ШО-СО ШУ-СО ШИ-СО ШЕ-СО
ША-СУ ШО-СУ ШУ-СУ ШИ-СУ ШЕ-СУ
ША-СЫ ШО-СЫ ШУ-СЫ ШИ-СЫ ШЕ-СЫ
ША-СЭ ШО-СЭ ШУ-СЭ ШИ-СЭ ШЕ-СЭ
СА-ША СО-ША СУ-ША СЫ-ША СЭ-ША
СА-ШО СО-ШО СУ-ШО СЫ-ШО СЭ-ШО
СА-ШУ СО-ШУ СУ-ШУ СЫ-ШУ СЭ-ШУ
СА-ШИ СО-ШИ СУ-ШИ СЫ-ШИ СЭ-ШИ
СА-ШЕ СО-ШЕ СУ-ШЕ СЫ-ШЕ СЭ-ШЕ
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в обратных слогах
АШ-АС ОШ-ОС УШ-УС ЫШ-ЫС ЭШ-ЭС
АС-АШ ОС-ОШ УС-УШ ЫС-ЫШ ЭС-ЭШ
ЯШ-ЯС ЁШ-ЁС ЮШ-ЮС ИШ-ИС ЕШ-ЕС
ЯС-ЯШ ЁС-ЁШ ЮС-ЮШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ
АШ-АС-ОШ-ОС-УШ-УС-ЫШ-ЫС-ЭШ-ЭС
АС-АШ-ОС-ОШ-УС-УШ-ЫС-ЫШ-ЭС-ЭШ
ЯШ-ЯС-ЁШ-ЁС-ЮШ-ЮС-ИШ-ИС-ЕШ-ЕС
ЯС-ЯШ-ЁС-ЁШ-ЮС-ЮШ-ИС-ИШ-ЕС-ЕШ
АШ-АС ОШ-АС УШ-АС ЫШ-АС ЭШ-АС
АШ-ОС ОШ-ОС УШ-ОС ЫШ-ОС ЭШ-ОС
АШ-УС ОШ-УС УШ-УС ЫШ-УС ЭШ-УС
АШ-ЫС ОШ-ЫС УШ-ЫС ЫШ-ЫС ЭШ-ЫС
АШ-ЭС ОШ-ЭС УШ-ЭС ЫШ-ЭС ЭШ-ЭС
АС-АШ ОС-АШ УС-АШ ЫС-АШ ЭС-АШ
АС-ОШ ОС-ОШ УС-ОШ ЫС-ОШ ЭС-ОШ
АС-УШ ОС-УШ УС-УШ ЫС-УШ ЭС-УШ
АС-ЫШ ОС-ЫШ УС-ЫШ ЫС-ЫШ ЭС-ЫШ
АС-ЭШ ОС-ЭШ УС-ЭШ ЫС-ЭШ ЭС-ЭШ
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в слогах между гласными звуками
(в интервокальных слогах)
АША – АСА УША – УСА ОША – ОСА ИША – ИСА ЮША – ЮСА
АШО – АСО УШО – УСО ОШО – ОСО ИШО – ИСО ЮШО – ЮСО
АШУ – АСУ УШУ – УСУ ОШУ – ОСУ ИШУ – ИСУ ЮШУ – ЮСУ
АШИ – АСЫ УШИ – УСЫ ОШИ – ОСЫ ИШИ – ИСЫ ЮШИ – ЮСЫ
АШЕ – АСЭ УШЕ – УСЭ ОШЕ – ОСЭ ИШЕ – ИСЭ ЮШЕ – ЮСЭ
ЫША – ЫСА ЭША – ЭСА ЕША – ЕСА ЁША – ЁСА ЯША – ЯСА
ЫШО – ЫСО ЭШО – ЭСО ЕШО – ЕСО ЁШО – ЁСО ЯШО – ЯСО
ЫШУ – ЫСУ ЭШУ – ЭСУ ЕШУ – ЕСУ ЁШУ – ЁСУ ЯШУ – ЯСУ
ЫШИ – ЫСЫ ЭШИ – ЭСЫ ЕШИ – ЕСЫ ЁШИ – ЁСЫ ЯШИ – ЯСЫ
ЫШЕ – ЫСЭ ЭШЕ – ЭСЭ ЕШЕ – ЕСЭ ЁШЕ – ЁСЭ ЯШЕ – ЯСЭ
АША – АСО – АШУ – АСЫ – АШЕ ИША – ИСО – ИШУ – ИСЫ – ИШЕ
ОША – ОСО – ОШУ – ОСЫ – ОШЕ ЕША – ЕСО – ЕШУ – ЕСЫ – ЕШЕ
УША – УСО – УШУ – УСЫ – УШЕ ЁША – ЁСО – ЁШУ – ЁСЫ – ЁШЕ
ЫША – ЫСО – ЫШУ – ЫСЫ – ЫШЕ ЮША – ЮСО – ЮШУ – ЮСЫ – ЮШЕ
ЭША – ЭСО – ЭШУ – ЭСЫ — ЭШЕ ЯША – ЯСО – ЯШУ – ЯСЫ – ЯШЕ
АСА – АШО – АСУ – АШИ – АСЭ ИСА – ИШО – ИСУ – ИШИ – ИСЭ
ОСА – ОШО – ОСУ – ОШИ – ОСЭ ЕСА – ЕШО – ЕСУ – ЕШИ – ЕСЭ
УСА – УШО – УСУ – УШИ – УСЭ ЁСА – ЁШО – ЁСУ – ЁШИ – ЁСЭ
ЫСА – ЫШО – ЫСУ – ЫШИ – ЫСЭ ЮСА – ЮШО – ЮСУ – ЮШИ – ЮСЭ
ЭСА – ЭШО – ЭСУ – ЭШИ — ЭСЭ ЯСА – ЯШО – ЯСУ – ЯШИ – ЯСЭ
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в слогах, где гласные находятся между звуками [С] — [Ш]
САШ-ШАС СОШ-ШОС СУШ-ШУС СЫШ-ШИС СЭШ-ШЕС
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в слогах со стечением согласных
СНА – ШНА СМА – ШМА СВА – ШВА СКА – ШКА
СНО – ШНО СМО – ШМО СВО – ШВО СКО – ШКО
СНУ – ШНУ СМУ – ШМУ СВУ – ШВУ СКУ – ШКУ
СНЫ – ШНЫ СМЫ – ШМЫ СВЫ – ШВЫ СКЫ – ШКЫ
СТА – ШТА СПА – ШПА СЛА – ШЛА
СТО – ШТО СПО – ШПО СЛО – ШЛО
СТУ – ШТУ СПУ – ШПУ СЛУ – ШЛУ
СТЫ – ШТЫ СПЫ – ШПЫ СЛЫ – ШЛЫ
АСТ-АШТ АСК-АШК АСН-АШН АСМ-АШМ АСВ-АШВ АСП-АШП
ОСТ-ОШТ ОСК-ОШК ОСН-ОШН ОСМ-ОШМ ОСВ-ОШВ ОСП-ОШП
УСТ-УШТ УСК-УШК УСН-УШН УСМ-УШМ УСВ-УШВ УСП-УШП
ЫСТ-ЫШТ ЫСК-ЫШК ЫСН-ЫШН ЫСМ-ЫШМ ЫСВ-ЫШВ ЫСП-ЫШП
ЭСТ-ЭШТ ЭСК-ЭШК ЭСН-ЭШН ЭСМ-ЭШМ ЭСВ-ЭШВ ЭСП-ЭШП
ИСТ-ИШТ ИСК-ИШК ИСН-ИШН ИСМ-ИШМ ИСВ-ИШВ ИСП-ИШП
ЕСТ-ЕШТ ЕСК-ЕШК ЕСН-ЕШН ЕСМ-ЕШМ ЕСВ-ЕШВ ЕСП-ЕШП
ЁСТ-ЁШТ ЁСК-ЁШК ЁСН-ЁШН ЁСМ-ЁШМ ЁСВ-ЁШВ ЁСП-ЁШП
ЮСТ-ЮШТ ЮСК-ЮШК ЮСН-ЮШН ЮСМ-ЮШМ ЮСВ-ЮШВ ЮСП-ЮШП
ЯСТ-ЯШТ ЯСК-ЯШК ЯСН-ЯШН ЯСМ-ЯШМ ЯСВ-ЯШВ ЯСП-ЯШП
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в начале слова
Шайка-сайка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, шорох-сорок, шутки-сутки, шуметь-суметь, шип-сыпь, шут-суд, шов-сов, шумно-сумка, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, шипит-спит, шали-соли.
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в конце слова
Ваш-вас, наш-нас, кыш-кис, мышь-мыс, камыш-кумыс, плюш-плюс, грош-рос, брошь-брось, стриж-рис.
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в середине слова
Мешать-писать, пошел-посол, уши-усы, Маша-масса, ушат-усат, башенка-басенка, пишу-несу, пашу-пасу, пляшу-плясун, нашить-носить, лошадка-посадка, мешок-лесок, вершок-песок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, мыши-крысы, решил-спросил, решать-тесать, прошить-просить, Проша-просо.
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в словах, звук в начале, со стечением согласных
Шляпа-слякоть, шмель-смел, штуки – стуки, шпалы-спали, штык-стык, шпоры-споры, штиль-стиль, шторы-сторож.
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в середине слова со стечением согласных
Кашка-каска, Машка-маска, мишка-миска, пешки-пески, кишки-киски, рубашка-колбаска, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, пошла-росла, Яшка-ясный, клюшка-люстра, пошли-пасли, пешки-песни, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски, ириска-Иришка.
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в словах,
звуки [Ш] — [С] в одном слове
Саша, Сашка, Сашенька, суша, сушу, сушить, сушёный, сушки, свыше, слушать, слышать, старший, страшно, солнышко, стёклышко, скошу, смешу, смешить, смешок, смешинка, смешная, стишок, смешно, сынишка, старушка, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешу, спешка, спешить, сплошной, сошёл, шоссе, шанс, шест, шесть, шерсть, шалость, шествие, шахматист, шелест, шоссе, шесток, машинист, пастушка, пастушок, пустышка, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, трусишка, веснушки, путешествие, послушный, распушил, шелест, расшумелся.
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в словосочетаниях
Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип, сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка, смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в чистоговорках
Ша-ша-ша – Саша моет малыша.
Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Со-со-со – Миша катит колесо.
Су-су-су – мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
Ос-ос-ос, ос-ос-ос — над кустами много ос.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош — и над вишней много ос. (А. Хмелёва)
Ша – са – ша — аша Маша хороша.
Са – ша – са — укусила нос оса.
Ши – сы – ши — наши ушки хороши.
Сы – ши – сы — у осы усы, усы.
Иш – ис – ыш — беги сюда мылыш.
Аш – ос – аш — у нас большой шалаш.
Аш – ос – иш — вокруг такая тишь!
Дифференциация звуков [Ш] — [С] в предложениях
Из 3 слов:
У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Поспешишь — людей насмешишь. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.
Из 4 слов:
Саша шла со старушкой. Паша — трусишка, страшно ему. Шесть котят есть хотят. Рыбаки в шалаше пробудилися. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.
Из 5 слов:
Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.
Из 6 слов:
Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска — это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.
Из 7 — 8 слов:
У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шес&
ЛОГОПЕД ДОМА — Речевой материал для звука «Ш»
ЗВУК Ш:
1. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК: Ш, Ш, Ш,Ш…
( Шумит камыш…, шелестит бумага, шипит змея — губы «рупором», язык во рту «чашечкой», боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, воздух выдыхается посредине язычка. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха. Звук ш согласный, твердый, глухой)
2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:
ША-ШО-ШУ
IIIO-ШУ-ША
ШУ-ШО-ША
ШИ-ШУ-ШО
ШЕ-ША-ШИ
ШИ-ШО-ША
ШУ-ШУ-ШЕ
ШУ-ШИ-ША
З. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
ШУБА, ШИНА, ШАГ, ШУМ, ШУТ, ШИТЬ, ШАГИ, ШАЙБА, ШАПКА, ШАХТА, ШУБКА, ШУМНО,
ШЕПОТ, ШУТИТЬ, ШИНЕЛЬ, ШИПЕТЬ, ШУМЕТЬ, МП’.Я, ШУТКА, ШВЕЯ, ШВЫ, ШКАФ, ШЛЕМ, ШМЕЛЬ, ШПИЛЬ, ШТАБ, ШЛЮПКА,
ШЛЯПА, ШТАНГА, ШПИЛЬКА, ШЛЯПКА, ШПИЛЬКА, ШПАГАТ, ШТУКА, ШУТНИКИ, ШИПОВНИК, ШАХМАТЫ.
КАША, ДАША, МАША, ПИШИ, ДЫШИ, ПАША, ЛЕША, МИША, УШИ,
МЫШИ, ВАША. ДЫШУ, НОШУ, ТУШУ, МЕШОК, ПУШОК, УШКИ, МУШКА, ДЫШАТЬ, МЕШАТЬ, МИШЕНЬ, БОЛЬШОЙ, КОШКА, МОШКА,
МЫШКА, КАШКА, ВЫШКА, ПЫШКА, ПЕШКА, ВИШНЯ, КУВШИН, УШАНКА,
ПЕТУШОК, МЫШАТА, КАМЫШИ, КАТЮША, НАДЮША, АФИША, ТИШИНА, БОЛЬШАЯ.
МЫШОНОК, МАШИНА, МИШУТКА, ОШЕЙНИК, НАТАША, ТИШИНА, ОКОШКО,
БАШНЯ, ВИШНЯ, ПАШНЯ, БУКАШКА, ОПУШКА, ПОДУШКА, КАТУШКА, КУКУШКА,
КВАКУШКА, ЛЯГУШАТА, ДЕТЕНЫШИ, БАБУШКА, ДЕДУШКА, ДУШ, МЫШЬ, КАМЫШ, ГУЛЯШ, МЯКИШ, ФИНИШ, КАМЫШ, ДЕТЕНЫШ.
4. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
У МАШИ ШУБА.
У МИШИ ШАПКА.
У ПАШИ ШУБКА И ШАПКА.
У НАТАШИ НОВАЯ ШУБА.
У ПАШИ ПУШОК.
ПУШОК, ПУШОК, ТИШЕ, НЕ ШУМИ!
У МИШИ ШАШКИ.
НАТАША ПИШЕТ.
ВОТ МАША.
У МАШИ ШЛЯПА.
У МИШИ КАМЕШЕК.
ШУМИТ МАШИНА.
МИША И ПАША ГОНЯЮТ ШАЙБУ.
У МАШИНЫ ШИНА.
МАША, КУШАЙ КАШУ.
ШИШКА В ШАПКЕ.
МАШЕ КУПИЛИ МИШКУ.
МЫШКА У КОШКИ.
МАША НАДЕНЕТ НОВУЮ ШАЛЬ.
У МАШИ БОЛЯТ УШИ.
НАТАША БОЛЬШАЯ.
ОНА ШЬЕТ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ. МИША МОЕТ ШЕЮ И УШИ.
ПУШКИН — НАШ ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ.
ШАПКА ДА ШУБКА — ВОТ НАШ МИШУТКА. ЛЕНИВОЙ КОШКЕ МЫШЕЙ НЕ ПОЙМАТЬ.
КОШКИ НЕТ ДОМА — МЫШАМ ВОЛЯ.
УГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ШАПКА — МЕХА ВОТ ТАКАЯ ОХАПКА.
Автоматизация звука Ш
Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.
Артикуляция звука [ш]:
— губы округлены и выдвинуты вперёд;
— язык в форме «чашечки» поднят вверх к «бугорочкам» за верхними зубами;
— боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
— зубы сближены;
— воздух идёт тёплый (проверить рукой).
Произносить звук [ш] изолированно (перед зеркалом):
Ш…Ш…Ш….
Следим за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!
Повторяем слоговые цепочки:
ша — шо — шу — ши ша — шу — ши — шо
ша — шо — ша — шу ши — ша — шу — ши
аш — ош — уш — ыш яш — ёш — юш — иш — еш
аш — яш — уш — юш яш — ёш — юш – уш
Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ши»
У- мы- гало- камы-
каранда- гру- кры- малы-
Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ша»
Ма- Да- Алё- Ната-
Гри- гру- кры- ни- лап-
Упражнение «Доскажи слово» — скажи «шка»
Пу- мо- поду- вы-
лягу- бабу- деду- игру-
Закрепляем произношение звука Ш в словах:
а) в начале слова:
Произносить слова:
Шаг шахта шайба шавка шакал шалить
шахтёр шапка шарф шампунь шаль шашки
Шить шина шило шиповник шишка шипеть
Шутка шутит шум шуба шут шуруп
Шёлк шёпот шеф
шкаф школа шляпа шланг шлюпка шкатулка
шлем штиль шпион штука шкаф штаб
шкала швабра швед швея швы шнурок
шалаш, шалишь, шумишь, шипишь, шутишь, шьёшь, шашки, шишки, шашлык, шершень, шершавый.
Повторить словосочетания:
школьник в школе шёлковый шарф
шапка в шкафу шахтёр в шахте
шампунь с шалфеем шершавые шишки
Звук Ш в начале слова в ряду слов
Перечень слов: шина, шар, шиповник, шнур,
шуба, шахматы, шампур.
Перечень слов: шайба, шарф, шезлонг, шалун,
шершень, шоколад, шампунь.
Упражнение «Шура и Даша».
Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.
Шура шёл, шёл, шел и грушу нашел.
Даша шла, шла, шла и шубку нашла.
Шура шел, шел, шел и лукошко нашел.
Даша шла, шла, шла и кошку нашла.
Шура шел, шел, шел и подушку нашел.
Даша шла, шла, шла и катушку нашла.
Шура шел, шел, шел и пышку нашел.
Шура шел, шел, шел и ромашки нашел.
Даша шла, шла, шла и шашки нашла.
Шура шел, шел, шел и шиповник нашел.
Даша шла, шла, шла и букашку нашла.
б) в середине слова:
Произносить слова:
наша каша ниша мыши ушиб ваша
пишу дышу гашу ношу машу тушу
мешок пушок нашёл вошёл пошёл леший
петушок мышонок вешалка лошадка кувшинка лягушонок
уши мыши груши галоши малыши карандаши
мышка кушетка мышеловка башлык рубашка
кошка лягушка кукушка бабушка пушка
мешки башмаки каштаны башня Пушок
вышка душно подошва
Упражнение «Послушай, запомни, повтори»
Вышка – мышка – пышка
Петушок – ремешок – гребешок
Шина – машина- крушина
Подушка – лягушка – ватрушка
Малышка – мартышка – покрышка
Ладошка – окрошка – картошка
Матрешка – рыбешка – лепешка
Повторить словосочетания:
каша из пшена большой мешок
шуба на вешалке шалаш из камыша.
в плошке кашка каштаны в шкатулке
каша для кошки большая подушка
Звук Ш в середине слова в ряду слов
Перечень слов: Кошка, подушка, пушка, девчушка,
ложка, матрешка, лягушка, катушка.
Упражнение «Павлушкины игрушки»
Мама купила Павлушке игрушки,
Эти игрушки любит Павлушка.
Кукла-малышка и плюшевый мишка,
Желтый домишко для кулы и мишки.
Шумная пушка оглушит ушко,
Потешный котишка – шалун и плутишка,
Вот неваляшка – шатун и дурашка,
Вот черепашка – большая рубашка,
Лошадка-игрушка катает Павлушку,
Матрешка-игрушка прячет подружку,
Вот кошка Машка, кошка-милашка,
Игрушка-рыбешка ныряет немножко.
Иванушка пляшет да ручками машет,
Машина для мишки и куклы-малышки.
Игра «Угадай, что в мешке?»
Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.
Упражнение «В шкафу»
У Маши в шкафу кошка, а у Паши матрешка.
У Маши в шкафу чашка, а у Паши рубашка.
У Маши в шкафу мишка, а у Паши мартышка.
У маши в шкафу пушка, а у Паши ракушка,
У Маши в шкафу грушка, а у Паши ватрушка.
У Маши в шкафу ложка, а у Паши лепешка.
У Маши в шкафу мешок, а у Паши ремешок.
в) в конце слов:
ваш наш душ тушь мышь тишь
камыш малыш голыш гуляш финиш мякиш ландыш
пьёшь идёшь поёшь даёшь льёшь поёшь
видишь пилишь купишь копишь валишь делишь
шьёшь пишешь шалишь шумишь мешаешь пляшешь
Звук Ш в конце слова в ряду слов
Перечень слов: ландыш, ковш, камыш, шалаш,
мышь, малыш, душ, карандаш.
Звук Ш в различных позициях в ряду слов
Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки,
нож, петушок, мышка, штанишки.
(звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)
Перечень слов: Груша, домишко, малышка, рубашка.
Шапка, лошадка, коровушка, чашка.
Упражнение «Что у кого?»
Крылышки у мошки, пушинки у кошки.
Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
Кошка у Луши, мышка у Танюши.
Уши у мишки, ушки у малышки.
Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.
Шейка у мышки, шея у мартышки.
Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.
Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков на странице Автоматизация звуков.
Карточки для домашнего задания «Дифференциация звуков С
1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»
С — Ш 1
сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.
2. «Запомни, повтори»
са-ша | иш-иш-ис |
шо-со | сы-ши-ши |
ус-уш | со-шо-со |
3. Проговаривать, различая звуки С – Ш /3-5 раз/
шапка – сайка | салют – шалун | шалфей — салфетка |
писать – решать | сапёр – шахтёр | кусок — пушок |
лошадка – посадка | салат – шалаш | мешок – лесок |
сутки – шутки | пляшу – плясун | суметь — шуметь |
4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».
1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»
С — Ш 2
Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.
2. «Запомни, повтори»
ус-уш-ус | сно-сно-шно |
яш-яс-яс | исп-ишп-исп |
3. Проговаривать, различая звуки С – Ш /3-5 раз/
шутки – сутки | нас – наш | кумыс — камыш |
суметь – шуметь | башня – басня | сытый — шитый |
крыса – крыша |
каска – кашка | шайка — сайка |
шила – сила | паста – пашня | шалить – солить |
мишка – миска – шумно | ||
песок – мешок — лесок |
4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»
— мешать суп лож/ш/кой
1. Проговаривать
С – Ш 3
большая собака | пшённый суп | сладкие плюшки |
большая салфетка | высокая башня | школьный сад |
вкусная каша | спелые вишни | синий кувшин |
2. «Добавь слог СА или ША»
Ма … | колба … | ко … |
Ли … | кры … | поло … |
Гру… | лап … | Алё … |
3. «от 1 до 6 (10) и обратно» — светлая шляпа, большой кусок
4. придумай предложения со словами:
— пшенный суп
— сладкие плюшки.
1. «Запомни, повтори»
С – Ш 4
сто-сто-што | ис-иш-ис | шо-со-шо |
су-су-шу | шта-шта-ста | са-ша-са |
2. Проговаривать, различая звуки С и Ш:
Саша | шест | шерсть | шелест | Сашенька | солнышко |
суша | шесть | шалость | слушать | старший | стёклышко |
сушка | свыше | спешка | слышать | страшно | шоссе |
3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»
— сушить дедушкины сапоги
4. «Запомни, повтори»
Саша – шелест – слушать
спешка – страшно – шесть
сушка – стёклышко — шоссе
1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:
С – Ш 5
смешок | спешу | спешить | усмешка | пушистый | трусишка |
смешинка | сушить | стишок | успешно | послушный | старушка |
скошу | смешить | смешно | сынишка | душистый | машинист |
2. «1 10» — смешной малыш, вкусная сушка
3. «Путаница» — составить из слов предложения:
- сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
- играть, котёнок, Паша, пушистый, с — …
- школа, утро, Соня, спешить, в — …
- босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый — …
- машина, шоссе, нестись, по — …
4. Выучить
Саша стих писал смешной. Стих повешен на шесток.
Дождик хлынул проливной. Сушит Саша свой стишок.
1. — Послушай рассказ.
С – Ш
Тише едешь – дальше будешь
Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.
Вдруг шофёр видит: по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!».
Неожиданно мотор заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь!». /Ткаченко Т.А./
2. — Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.
3. Пересказать рассказ.
— Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?