Логопедические занятия буква р – План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком»

Конспект логопедического занятия. Звук Р. Буква Р.

Конспект логопедического занятия по теме:

Звук [р], буква р.

Цель:

Обучающая:

Развивающая:-

  • развитие восприятия и запоминания, внимания переключением на разные виды деятельности;

  • развитие фонетико-фонематических представлений;

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики;

  • развивать память и внимание.

Воспитывающая:

Профилактическая:

  • развитие навыка звукобуквенного анализа, профилактика дислексии и дисграфии,

Оборудование: тетради, карандаши, классная доска; картинки предметные; картинки с изображением артикуляционной гимнастики.

Ход занятия:

I Организационный момент

Приветствие.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели. Сегодня у нас гости. Повернитесь к ним, скажите «здравствуйте» и улыбнитесь. А теперь начнем занятие.

II Сообщение темы и цели

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю, (учитель произносит звук р утрированно).

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С Маршак)

Скажите , какой звук я произносила чаще? Звук [Р].
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

III Артикуляционная гимнастика

Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к право­му, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол в медленном тем­пе под счет логопеда. Продолжать 15-20 раз.

Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать мед­ленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторять 15 раз.

Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.

Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

IV Разбор артикуляции по плану. Знакомство со звуком [р]

Размяли язычок. Теперь пора рассказать, что мы знаем о звуке [р]

1. При произнесении звука Р — кончик языка касается бугорков за верхними
губами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит, голосовые связки работают, есть голос. (Учитель объясняет, дети смотрят в зеркало и ставят язык в артикуляцию звука р).
2. Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, твердый, звонкий.

3. Связь звука и буквы.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.

V Развитие фонематического восприятия:

1 Произнеси звук «р» длительно на одном выдохе р-р-р-р-р

Произносим слоги.

Образец: р—а, р—о, р—у, р—ы.

ра—ро—ру—ры ры—ру—ро—ра

ро—ры—ру—ра ру—ра—ро—ры

ра—ру—ро—ры ро—ра—ры—ру

ру—ры—ра—ро ры—ру—ра—ро

2 Хлопните в ладоши, когда услышите звук «р».Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
В слогах: РО- КО-НО-РЫ-МЫ-УР-ВА-АР-РЫ-ДО-РУ-РА
В словах: Трудный, яблоко, карась, радио, баранка, радуга, равный,, ёж, стол, телевизор.

3 Физминутка.

В весенний, ясный, теплый день,

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх ах, ах, ах:

Страшный коршун в небесах ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей — эй, эй, эй!

Берегись злых когтей — эй, эй, эй!

Там, где коршун, там беда- да, да, да!

Острый клюв -не ерунда — да, да, да!

Заяц лапой бьет в чурбан — бан, бан, бан!

Как в огромный барабан — бан, бан, бан…

А Вольский.

1. Дети стоят вокруг логопеда. Логопед читает стихи. Междометия произносят дети. Логопед показывает, каким должно быть выра­жение лица, какой должна быть интонация.

2. Дети изображают игру на барабане. Увеличивают силу голоса.

3. Дети разбегаются по кабинету и прячутся.

4 Определение места звука в слове.

А теперь нам нужно поселить картинки в свои домики. (Учитель на доску вывешивает 3 вагончика, на вагончиках схемы р_ _, _ р_, _ _ р . Р – в начале, середине, конце).Давайте все вместе произнесем название первой картинки. Где стоит звук р — в начале, середине или конце? Поселим эту картиночку в 1 вагон (и т.д.) Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

VI Знакомство с буквой р.

1 А теперь посмотрим, как обозначается на письме звук [р].

(Учитель показывает иллюстрацию буквы Р.)

2 Заучим стихотворение:

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

(показ картинки корабля с парусом)

3 Выкладывание буквы «Р»из счетных палочек.

4 Записать в тетрадь число.

5 Как напишем букву р (сначала пишем строчную). Из каких элементов она состоит? (Объяснение учителя, показ на доске).

6 Письмо в воздухе (учитель обязательно должен показывать зеркальное изображение буквы)

VII Итог урока

С каким звуком и буквой знакомились? Расскажите стихотворение про букву Р. Молодцы.

4

videouroki.net

Логопедическое занятие «Звуки [р-р’] и [л-л’]. Буквы Р-Л»

Цели:

  • (Базовый уровень) ученик научится различать согласные звуки [р-р’] и [л-л’] и буквы Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях.
  • (Повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков [р-р’] [л-л’], опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать звукобуквенные связи, различать согласные в словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие, навык звукобуквенного анализа.
  2. Активизировать и обогащать словарь детей словами с изучаемыми звуками.
  3. Воспитывать самооценку, познавательный интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • индивидуальные тетради,
  • ручки, цветные карандаши,
  • предметные картинки,
  • схема характеристики звука,
  • тарелочки с манной крупой,
  • карточки с буквами,
  • схемы слов,
  • индивидуальные дидактические карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика. “Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем”.

Логопед на ушко говорит ребенку, покажи, что делает врач во время осмотра пациента. Ребенок показывает действие, а дети догадываются, к какой профессии относится действия и т.п.

II. Знакомство с темой.

1. Актуализация знаний.

Логопед:

— Ребята, скажите, пожалуйста, что такое звук? Какие бывают звуки? Чем гласный отличается от согласного?

Ученик:

— Звук – это то, что мы слышим. Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласного нет преграды, при произнесении согласного – во рту есть преграда (губы, зубы, язык).

Логопед:

— Молодцы, эти знания, вам сегодня пригодятся.

2. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

Логопед предъявляет картинки, в названии которых есть звуки занятия:

Лук-люк, раки-реки.

Логопед:

— Назовите 1-е звуки в этих словах. Предположите, Как будет сегодня звучать тема занятия. (Звуки [р- р’], [л-л’]. Буквы Р-Л.)

3. Характеристика звуков.

Логопед:

— Ребята, дайте, пожалуйста, характеристику этим звукам.

Ученик:

— Звуки [р- р’] – согласные, непарные, звонкие, могут быть твердым и мягким, кончик языка поднимается вверх и дрожит, при произнесении мягкого звука [р’] спинка языка поднимается выше и язык напряжен больше, чем при произношении твердого [р]. На письме обозначается буквой Р.

— Звуки [л-л’] – согласные, непарные, звонкие, может быть твердыми мягким, кончик языка поднимается вверх; при произнесении мягкого звука [л’] передняя часть спинки языка напряжена сильнее, чем при произношении твердого [л]. На письме обозначается буквой Л.

4. Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

— Перед тем, как взять в руки ручку, разомните свои пальчики.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трем, трем
Мы капусту жмем, жмем

5. Связь звука с буквой

Логопед дает дальнейшее задание. Пропишите буквы занятия в воздухе, на тарелочке с манной крупой и в тетради.

6. Чистоговорки.

Логопед:

— Четко, повторите за мной,

У Андрюшки три игрушки и большая груша.

С песенками с персиками, скатился Лёня с лесенки.

7. Дидактическая игра “Большое ухо”.

У детей на столах карточки с написанными буквами.

Логопед:

— Сейчас я буду произносить слова, а вы, как только услышите, звук [р, р’, л, л’]. Поднимите соответствующую букву.

Лак, лимон, юла, Юля, котел, спасатель.

Рак, рис, барабан, ведро, три, коридор.

8. Звуковой анализ слов

Логопед предъявляет детям картинки: лиса, луна, река, рука.

  • Запишите название предмета
  • Поставьте в слове ударение
  • Обозначьте дугой количество слогов в слове.
  • Обозначьте каждую букву таким цветом, какой звук она в слове обозначает.
  • Сравните количество букв и звуков в слове.

9. Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

10. Дидактическая игра “Вставь пропущенную букву”.

Логопед:

— Ребята, Незнайка составлял слова и пропустил по одной букве в каждом. Помогите Незнайке, расставьте необходимые буквы в словах.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Логопед:

— Ребята, какие буквы пропустил Незнайка? (Буквы занятия)

11. Работа со словосочетаниями.

Логопед:

— Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.

12. Контроль знаний.

Логопед:

— Распределите слова в соответствии со схемой.

Лось, голубь, запел; лиса, билет, апрель; робот, баран, факир; резина, береза, январь.

[р] [р] [р]
[р’] [р’] [р’]
[л] [л] [л]
[л’] [л’] [л’]

13. гимнастика для глаз

Логопед:

— Следим за движущимися предметами только глазами, не вращая головой.

14. Графический диктант

Логопед:

III. Итог занятия.

Логопед:

— Ребята, вам понравилось занятие? Миша, какое задание было самым интересным? Таня, какое задание было самым трудным? Чему вы научились, сегодня на занятии?

— Ребята, если вам понравилось занятие, нарисуйте улыбающийся смайлик, если нет – то грустный, ну а если затрудняетесь, то нарисуйте смайлик без улыбки.

Список литературы:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение 1991г.
  2. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: “Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС”, 1998г.

Интернет ресурсы:

  1. http://nachalnyclass.ucoz.ru/index/z

urok.1sept.ru

План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком»

Задачи

Содержание

Организация

Результат

I.Вводный этап

1.

Привлечь внимание, заинтересовать детей.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный гость.

Рубик: Здравствуйте меня зовут Рубик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек.

Логопед приветствует детей, показывает, что он рад каждому ребенку. Появляется Рубик, здоровается.

Дети здороваются с логопедом и Рубиком, заинтересованы появлением необычного персонажа.

II.Основной этап

1.

Совершенствовать умение выражать эмоции мимикой.

Р.: Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. А вы, ребята, умеете, это делать?

Л.: Давайте, мы покажем, что умеем.

(На доску вывешиваются картинки эмоций с роботом).

Логопед следит за выполнением задания.

Дети изображают эмоциональное состояние с помощью мимики и взгляда.

2.

Активизировать умение детей самостоятельно определять задачи занятия

Л.: Ребята, у нас в гостях робот по Рубик. Давайте, повторим его имя. С какого звука начинается имя Рубик?

— Значит, с каким звуком мы будем продолжать знакомство?

Логопед задает вопросы.

Дети повторяют за логопедом слово Рубик.

— Имя Рубик начинается со звука [Р].

— Будем знакомиться со звуком [Р].

3.

Развивать умение осуществлять анализ акустико-артикуляционного образа звука

Игра «Опиши звук»

Л.: Ребята, давайте вспомним, как располагаются органы речевого аппарата, когда мы произносим звук [Р] (задает наводящие вопросы, если необходимо).

Л.: Молодцы, ребята! А теперь попробуем вспомнить характеристику звука [Р].

— Какой это звук – гласный или согласный?

— Как проверить, звонкий он или глухой?

— Какой это звук?

— Молодцы!

Логопед вместе с детьми произносят звук [Р].

Логопед предлагает уточнить правильную артикуляцию звука и охарактеризовать его.

Дети:

-Губы растянуты в улыбке, зубы немного разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует, боковые края языка прижаты к коренным зубам; посередине языка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладошке.

— Звук [Р] согласный.

Дети прикладывают руки к горлу:

— Звук [Р] звонкий и твердый.

4.

Развивать плавный длительный выдох

Дыхательное упражнение «Футбол»

Р.: Ребята, а вы умеете играть в футбол? Научите и меня.

Л.: Ребята, давайте покажем Рубику, как мы умеем играть в футбол с язычком.

Логопед предлагает детям «сыграть в футбол»  с Рубиком.

Дети задувают ватный шарик в ворота из карандашей.

5.

Развивать подвижность речевого аппарата, подражательность

Артикуляционная гимнастика по представлению

Р.: Ребята, я уже многому у вас научился. А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В вашем языке много разных звуков, и мне очень хочется произносить их чётко и правильно.

Л.: Давайте тогда сначала покажем Рубику, как делать гимнастику для язычка, чтобы правильно произносить звук [Р]: «Окошко», «Парус», «Маляр», «Качели», «Вкусное варенье», «Дятел», «Заведи мотор».

Логопед дает словесную инструкцию, как выполнять артикуляционные упражнения.

Дети выполняют упражнения в предложенном порядке.

6.

Закреплять изолированное произнесение звука [Р], развивать речевое дыхание

Игра «Звуковые дорожки» (прил.1)

Р.: На моей планете, мы, роботы, очень любим рисовать звуковые дорожки.

Логопед предлагает детям провести линии по дорожкам, не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук [Р].

Дети проводят линии по дорожкам со звуком [Р].

7.

Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, развивать речеслуховое внимание

Игра «Почини зонтик» (прил.2)

Л.: Ребята, Рубик хочет отправиться в поход. Но сначала нам надо починить зонтик на случай дождя.

Логопед предлагает соединить на рисунке буквы Р только с гласными буквами и прочитать получившиеся слоги, четко произнося звук [Р].

Дети соединяют букву Р с гласными буквами и читают получившиеся слоги.

8.

Развивать фонематический слух.

Игра «Поймай звук»

Л.: Ребята, Рубик предлагает вам поиграть.  Я буду называть картинки, когда вы услышите слово со звуком [Р], хлопните в ладоши.

Логопед выкладывает на столе 8-10 картинок.

Дети внимательно слушают логопеда, при необходимости проговаривают слова самостоятельно, хлопают, услышав слово со звуком [Р].

9.

Развивать фонематический слух, фонематический анализ

Игра «Определи место звука» (прил.3)

Л.: Ребята, смотрите к какому необычному дому мы пришли вместе с Рубиком. Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем «расселим» их в нужные квартиры.

— Где будет жить рак?

— А куда мы поселим топор?

Логопед показывает детям таблицу-дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» — по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова).

Затем логопед просить назвать все картинки и «расселить» по квартирам.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

Дети раскладывают все картинки по своим «квартирам».

— Р-р-рак. Звук [Р] в начале слова, значит он будет жить в первое подъезде.

— Топор-р-р. Звук [Р] слышится в конце слова, значит поселим в третий подъезд.

10.

Снять усталость и умственное напряжение через активизацию общей моторики

Л.: Ребята, давайте представим, что мы полетели в космос вместе с Рубиком.

Динамическая пауза «А сейчас мы с вами, дети…»

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!

Использование здоровьесберегающей технологии.

Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения.

Дети имитируют движения под стихотворение «А сейчас мы с вами, дети…»

Стойка на носках, руки тянутся вверх, ладони образуют «купол ракеты».

Опуститься на полную стопу, руки опустить вниз.

11.

Упражнять в правильном произнесении звука [Р]  в словах, развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

Игра «Собери рюкзак» (прил.4)

Л.: Ребята, но пока нашему Рубику улетать рано. Он очень хочет  отправиться в поход. А чтобы это получилось нужно собрать рюкзак. Не забывайте правильно произносить звук [Р] в словах и раскрашивать эти предметы.

Логопед раздает карточки с рисунками и  дает задание найти и раскрасить только предметы со звуком [Р].

Дети выполняют задание, громко и четко проговаривая каждое слово и выделяя звук [Р].

12.

Упражнять в составлении предложений

Игра «Увиденное в дороге» (прил.5)

Л.: Ребята, давайте отправимся в путешествие вместе с Рубиком.

Что же интересного мы увидели?

Логопед предлагает детям, составить предложения с выставленными на доске картинками.

Дети придумывают предложения, четко произнося звук [Р].

— Корова жует траву.

— Вертолет летает вокруг горы.

— Трамвай стоит на рельсах у светофора.

13.

Развивать мелкую моторику

Пальчиковая гимнастика «Робот»

Л.: Рубик немного устал, давайте разомнемся.

— К нам пришёл сегодня робот.

— Две руки, две ноги, голова на месте.

— В мире звуков, в мире слов он играет с нами вместе.

Использование здоровьесберегающей технологии.

Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения.

Дети выполняют движения под стихотворение.

— Ритмично сжимать и разжимать кулачки

— Стучать по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках.

— Ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем сложить руки в замок, переплетая пальцы.

14.

Развивать слуховое внимание и память

Игра-загадка «Подскажи словечко» (прил.6)

Л.: Рубик предлагает нам научиться сочинять стихи:

— Он высокий словно шкаф,
А зовут его …
— Удивленно смотрит Люда 
На горбатого…

— Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …

— В сильный холод в январе 
Ёжик спит в своей …

— На крылечке у ворот 
Замяукал рыжий….

Логопед просит детей договорить слово, а затем повторить предложение целиком.

На доске вывешивается картинка (подсказка).

Дети внимательно слушают, заканчивают стишки за логопедом

— Жираф.

— Верблюда.

— Рот.

— Норе.

— Кот.

III.Обобщающий этап

1.

Развивать слуховую память на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Р]

Игра «Вспомни и назови»

— Какие слова со звуком [Р] вы запомнили?

Дети вспоминают и произносят слова:

— Рубик

— Роза, помидор

— Рак, робот, сыр, рыба

— Арбуз, корова, поросенок

2.

Закреплять правильное произношение звука [Р] в скороговорках

Игра «Запомни и повтори»

Л.: Рубику пора возвращаться домой, он благодарит вас за помощь и на прощание хочет подарить вам веселые скороговорки:

Тропка на травке, травка на тропке.

Трое трубачей трубят в трубы.

Храбры бобры идут в боры.

Логопед демонстрирует картинки к скороговоркам.

Предлагает выучить одну из скороговорок.

Дети произносят скороговорки, четко произнося звук [Р].

IV.Заключительный этап

1.

Подвести итог.

Оценить деятельность детей.

Л.: — Ребята, какой звук мы учились слышать и произносить сегодня?

— Как вы думаете, Рубику понравилось у нас?

— Что вам больше всего понравилось на занятии?

— Рубик с вами прощается и оставляет вам замечательные призы.

— Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались!

Логопед предлагает перечислить задания, которые выполнялись в процессе занятия, высказать свои впечатления от занятия и работы на нем.

Логопед оценивает работу каждого ребенка  на протяжении занятия.

— Учились правильно произносить звук  [Р].

— Да, конечно, понравилось!

Дети рассказывают о своих впечатлениях

Дети благодарят Рубика и прощаются с ним.

nsportal.ru

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема «Звук и буква Р»

ТЕМА: Звук и буква «Р».

Цель: Автоматизация звука [Р] , знакомство с буквой Р.

Коррекционно-образовательная задача:

  1. Закрепление навыка произношения звука [Р ]

  2. Выделение звука [Р] из слогов, слов.

  3. Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленного звука

Коррекционно-развивающая задача:

  1. Развитие фонематического восприятия

  2. Развитие  навыков слогового и фонематического анализа и синтеза

  3. Развитие  психических процессов: память, мышление, воображение.

  4. Развитие  слухового восприятия и внимания

  5. Развитие  мелкой моторики рук, тактильного гнозиса

  6. Формирование графомоторных навыков

Коррекционно-воспитательная задача:

  1. Формирование усидчивости

  2. Формирование самостоятельности, доброжелательности

  3. Развитие навыков сотрудничества

  4. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Материалы и оборудование:

Предметные картинки (Буратино, Петрушка, Чебурашка и крокодил Гена, радуга, ракета, карандаш, барабан, рубашка, арбузы, гитара, муравей, радио, баранка, сорока, коробка, рубанок), звуковые линейки на каждого ребёнка, фишки – символы звуков, ноутбук, флешкарта, видеоролик » Кенгуру»// Овчинникова Т.С., Макаренко И.В., Федорович Л.А

Интеграция: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГМОМЕНТ.

Каждый день всегда, везде —

На занятиях, в игре —

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!

(Тамара Рубан)

Логопед берет книгу :

Л. — Ребята, я хочу вам прочитать новую сказку. (читает)

В некотором царстве, в сказочном государстве жили были Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена. ..

— Р., в этой сказке случилась беда , может вы догадались какая? ( Пропал звук Р)

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р

— А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р. На что похожа буква Р?

Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.

Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

— Изобразите букву Р при помощи пальчиков.

— Какой звук обозначает эта буква? (Р)

ФОНЕТИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Раз. два , повернись и в животных превратись! Прорычите звук Р как сердитый тигр. А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурррр). А как дятел по дереву стучит? (ТРРРРР) А как ворона каркает?( Каррррр)

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Р

— Что вы можете сказать об этом звуке — он какой гласный или согласный? Почему вы так решили?(Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка.» В каком домике живет этот звук?(Синем)

— Давайте определим бывает ли звук Р мягким и твердым. (Слова-картинки разделить на две группы) Как мы это обозначим на карточке? ( Зеленым треугольником)

— А на каком этаже синего домика мы поселим букву Р (На втором, т.к звук звонкий — горло «поет»)

Из книги выпадает конверт.

— Ой, ребята, здесь письмо!

Буратино поиграл,

Пирамиду разобрал !

Нам, ребята, помогите!

Пирамиду соберите,

Звуки в имя нам верните!

Дружно пирамиду собирайте,

Все задания выполняйте!

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Р

1. Вот вам первое задание, чтоб поставить основание :

Слоги с буквой Р читайте

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СЛОГАХ. СЛОВАХ

2. Ставьте новое кольцо , вот задание еще.

Игра: » Доскажи словечко в чистоговорки.»

РА! РА! РА!РА! РА! РА! — начинается (игра)

РО! РО! РО!РО! РО! РО! — у  Мальвины друг (Пьеро)

РО! РО! РО!РО! РО! РО! — потерял павлин … (перо)

 РЫ! РЫ! РЫ!РЫ! РЫ! РЫ! — надуваем мы … (шары)

РУ! РУ! РУ!РУ! РУ! РУ! — скачет с сумкой … (кенгуру)

ЛОГОРИТМИКА. РАСПЕВКА «КЕНГУРУ»

— Точно, точно кенгуру! Песню спойте вы ему!

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СТИХАХ, СКОРОГОВОРКАХ

3. А теперь скороговарка про Романа и Егорку.

Знает Рома и Егор

Несъедобен мухомор.

Несмотря на красоту

Не годится он в еду.

4. ФИЗПАУЗА «ТАНЕЦ ЧЕРВЯЧКОВ».

— Для зеленого кольца — нужен танец без конца.

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

5. Вы задорные ребятки, отгадайте-ка загадки!

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с …… (Буратино)

Он с бубенчиком в руке

Развеселая игрушка,

А зовут её …..( Петрушка)

  • Этот милый, странный душка
    Безымянною игрушкой
    Был когда — то в магазине,
    Ты меня, малыш, послушай,
    У него большие уши,
    Он коричневого цвета,
    Его любят все на свете,
    Знает каждая дворняжка
    Друга Гены — ….. (ЧЕБУРАШКУ)

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

6. Найди лишнее словечко и ставь новое колечко. ИГРА: «Четвертый лишний».

СЫР, КАПУСТА, ПОМИДОР, САМОВАР

УТКА, КОМАР, РОТ, ЗУБР

ШАР, РУЧКА. КОНФЕРА, РУБАШКА

РЫБА, РОЗА, РОМАШКА, СЛОН

ТЕТРАДЬ, МОРОЖЕННОЕ, ПЕТУХ, ГРУША

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

7.— Пирамида почти готова. Давайте расскажем, кто собирает пирамиду?

Я собираю пирамиду.

Ты собираешь пирамиду.

Он (она, оно) собирает пирамиду.

Мы собираем пирамиду.

Вы собираете пирамиду.

Они собирают пирамиду.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в стороны развел, 
Ключик видно не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать.

— Ребята, послушайте загадку и скажите на что похожа наша пирамида?

Разноцветные ворота 
На лугу построил кто-то. 
Постарался мастер тот, 
Взял он красок для ворот 
Не одну, не две, не три — 
Целых семь, ты посмотри. 
Как ворота эти звать?  (Радуга)

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА РАДУГА.

Игра: «Раскидай слово на звуки.» Сколько звуков в слове РАДУГА? Сколько слогов в слове РАДУГА? Сколько гласных в слове РАДУГА. Сколько согласных в слове РАДУГА?

— Ребята. выложите слова РАДУГА из букв разрезной азбуки.

— Выполним схему слова РАДУГА.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

— А теперь , чтобы звук Р навсегда вернулся к жителям сказочного города, назовите слова со звуком Р. Не забудьте и жителей сказочного города!

Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:

Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,

Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,

Торт, народ, дорога, друг…

Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».

— Давайте завершим пирамиду верхушкой и подведем итог нашего занятия.

— С каким звуком мы сегодня познакомились?

— Что вы запомнили об этом звуке?

-Жители сказочного города благодарят вас за помощь, и Буратино дарит вам медали за хорошую работу. А мы соберем для них радужную дорогу в виде буквы Р. по которой Буратино, Петрушка, Чебурашка и Крокодил Гена вернутся в свой город. ( Дети при помощи скрепок собирают букву Р из прямоугольника и изображения радуги )

ЛИТЕРАТУРА:

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукорпоизношения. — М.: Гном, 2001.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. — М.: Владос, 2001.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *