Логопедический массаж при дцп – Методическая разработка по теме: Логопедический массаж для детей с тяжелыми нарушениями речи при детском церебральном параличе (ДЦП)»

Содержание

показания, условия проведения, противопоказания, методики, при ДЦП

Речь ребенка формируется довольно сложно. Этому предшествует множество факторов – протекание беременности, роды, наследственные особенности. В любом случае, для лучшего развития речевой деятельности необходим логопедический массаж для детей. Детям с дефектами речи он восстановит утраченные функции, детям с нормальным развитием улучшит произношение всех звуков.

Кому нужен?

Логопедический массаж активно задействует мышцы детей, участвующие в воспроизведении звуков – язык, мышцы лица и горла. Кроме того, речь отображает умственные процессы, поэтому развитие полушарий ее улучшает. Этому способствуют занятия рук и их массаж.

Массаж является одним из самых распространенных способов борьбы со многими недугами, тем более у маленьких детей. Нажатие и поглаживание определенных мышц и точек на теле стимулирует их и способствует активной деятельности. Конечно, квалифицированный специалист справится с этой задачей наиболее эффективно. Но и после нескольких уроков мамочки могут проводить подобные упражнения с детьми и в домашних условиях. Обратитесь за помощью к видео урокам.

Условия проведения

Температура внутри помещения должна быть комфортной для пребывания. Руки человека, проводящего массаж, должны приятные на ощупь, без ранок и воспалений. Необходимо снять все украшения и подстричь ногти.

Массаж происходит минимум через 2 часа после еды. Длительность массажа и количество дней проведения выбирается специалистом индивидуально для каждого ребенка. После просмотра видео или личной встречи с массажистом, родители могут проводить процедуры в домашних условиях.

В зависимости от тяжести заболевания устанавливается длительность сеанса. Первое занятие не должно превышать пяти минут.

Не каждый ребенок может сразу привыкнуть к процедурам и вести себя спокойно. Необходимо пообщаться с малышом, объяснить проводимые действия. Расположение и доверие пациента – залог положительного результата.

Негативный след после сеанса у врача может отрицательно сказаться и при проведении упражнений и в домашних условиях. Поэтому задача родителей – подготовить, объяснив важность и безопасность процедур.

Противопоказания

Если у малыша замечены данные заболевания, то курс массажа следует отложить до полного выздоровления.

  • Простудные заболевания;
  • Герпес;
  • Воспалительные процессы глаз или ушей;
  • Воспаления ротовой полости, языка.

Не стоит делать действия неспокойному ребенку. Успокойте малыша, поговорите или поиграйте с ним. В противном случае отложите занятия.

Основные методики

Опишем основные виды занятий, которые применяются при логопедическом массаже.

Детский массаж для языка

Массаж языка лучше всего проводить зубной щеткой, обычной или электрической. Приведем примерный список упражнений. Все их выполнять следует по 3–10 раз. Начинать с трех и каждый день увеличивать количество повторов.

логопедический массаж языка для детей

логопедический массаж языка для детей
  1. По краю языка нарисовать букву U. Начинать от левого основания и продвигаться к правому. Выполнять точечные движения.
  2. Повторить предыдущее упражнение по движениями по кругу.
  3. По всей поверхности языка нарисовать букву Z. Сначала точечные движения.
  4. Повторить то же самое круговыми движениями.
  5. Нарисовать букву V на языке. Точечно и небольшими кругами.
  6. Повторяя последовательность точек и кругов, нарисовать две прямые линии вдоль краев языка.

Детский массаж для лица

Массаж детей для лица задействует губы, лоб и мочки ушей. Губы массировать необходимо круговыми движениями по 40–50 раз. Последовательность действий:

  1. В основание крыльев носа расположить указательный палец, в уголке губ – средний. Проделать и с правой стороны.
  2. Над верхней и под нижней губой провести средними пальцами.
  3. Провести щипковые движения по тем же местам.

Активно действует на речевой аппарат массаж мочек ушей. Приблизительно по пятьдесят раз круговые движения в одну сторону и в другую.

Детский массаж для рук

Массаж детских рук благоприятно сказывается на развитии мозга. Ежедневные занятия будут стимулировать активность полушарий, улучшать кровоснабжение и работу внутренних органов.

Перед занятиями руки ребенка и взрослого должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. Массажное масло или крем улучшит результат процедуры.

Последовательность действий:

  1. Массировать каждый пальчик от ногтя к основанию круговыми движениями. Пройтись по пальчикам детей несколько раз.
  2. Надавливание на подушечки рук от трех до десяти раз улучшит кровоснабжение.
  3. Рисуем круг по внутренней стороне ладони рук ребенка.
  4. Нарисовать солнечные лучики от краев ладони к центру.
  5. Отлично влияет на развитие пальчиков массажеры для рук, заключенные в кольцо. Массаж каждого пальца подобным колечком отлично развивает их активность и сказывается на улучшении речи.
  6. Мяч с шипами или деревянный массажер для рук стимулирует точки ладошек. Проведите им по внутренней части ладошки несколько раз.

Данный тип занятий полезен деткам в любом возрасте. Видео уроки в интернете помогут в случаях затруднений при домашнем массаже.

Для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе (ДЦП) травмируется функции движения и речевого аппарата. Логопедический массаж оказывает благоприятное воздействие на ребенка с ДЦП. Но в каждой ситуации необходимо подбирать для малыша оптимальный вариант занятий, в зависимости от индивидуального течения болезни. Проведение массажа с ДЦП в домашних условиях полезно с применением видео. Данные уроки универсальны, но перед самостоятельным проведением необходимо проконсультироваться со специалистом и пройти обучение.

У детей с ДЦП очень важной является поза, в которой проводятся манипуляции. Позы для болезни ДЦП бывают следующие:

  • Положение эмбриона;
  • Положение на спине с согнутыми в коленях ногами. Под шею подкладывается валик или жесткая подушка.
  • Положение эмбриона, лежа на боку;
  • Положение на животе, с валиком под грудью.

логопедический массаж для детей с дцп

логопедический массаж для детей с дцп

Массаж лица и шеи

  1. Двумя ли тремя пальцами гладят лоб ребенка в направлении от середины к височным зонам лица.
  2. Гладят лоб, начиная от бровей, заканчивая у основания волос.
  3. Поглаживающие движения по двум сторонам носа с верхней его части к нижней.
  4. Гладящие движение от середины подбородка к ушным впадинам.
  5. Гладящие движение от середины верхней губы к ушным впадинам.

Каждое движение для детей необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять упражнения для лица в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа языка при ДЦП

Расслабление языка и мышц с ним связанных активно расслабляет зажатые нервы и улучшает состояние малыша с ДЦП. Примерный порядок проведения массажа языка:

  1. Надавливание точки в ямке под челюстью;
  2. Одновременное надавливание на точки в носогубной складке;
  3. Одновременное надавливание на точки мышц скул;
  4. Одновременное надавливание на точки мышц под челюстью.

логопедический массаж для детей с дцп

логопедический массаж для детей с дцп

Расслабление мышц шеи при ДЦП

Массаж мышц шеи расслабляет зажатые мышцы корня языка.

  1. Область горла медленно гладят попеременно то правой, то левой кистями.
  2. Обеими руками гладят шею от ушных раковин до подмышечных впадин.
  3. Провести подобные поглаживающие движения по задней части шеи.

Простое поглаживание благоприятно сказывается на расслаблении большинства мышц шейной зоны и речевого аппарата. Все поглаживания при ДЦП выполняются медленно, чтобы пациенту было приятно. Ориентируйтесь на видео уроки. Выполнение движений:

  1. Пальцы устанавливаются на середину лба и ведутся к вискам.
  2. Такое же начальное положение и ведутся в ушам.
  3. Пальцы устанавливаются около бровей и по лбу проводятся в основаниям волос.
  4. Медленные движения от носа к ушам.
  5. Те же повторения от верхней губы к ушам.
  6. Сплошное поглаживание от волосяного покрова до шеи через все лицо
  7. Проведение кончиками пальцев от губ до подбородка
  8. Легкие постукивания всего лица – губы, щеки, лоб, подбородок.

Любой логомассаж окажет положительное влияние на развитие речи ребенка. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать сложностей в дальнейшем.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Методическая разработка по теме: Логопедический массаж для детей с тяжелыми нарушениями речи при детском церебральном параличе (ДЦП)»

Логопедический массаж для детей с  тяжелыми  нарушениями речи при ДЦП.

Соколова О.Г., К.П.Н., учитель-логопед   ЦППРИК  «Ирида».

                                                                                г. Москва. 2014 г.

  1. Особенности нарушений речи при детском церебральном параличе.   Двигательные расстройства при детском церебральном  параличе могут сочетаться с изменениями психики, речевой деятельности, зрения, слуха,

с   нарушениями чувствительности. Речевые нарушения проявляются в расстройстве артикуляции, фонации, дыхания и диагностируются как дизартрия, либо анартрия.  При  логопедическом обследовании наблюдается слабая подвижность речевой мускулатуры, неясный  голос, короткое поверхностное дыхание, отсутствие или искаженное произношение многих звуков,  замены одних звуков  на другие звуки.(Рис.1)

      Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии при ДЦП — это псевдобульбарная дизартрия. Основная коррекционная работа  проводится нами именно с этим видом нарушений речи. У ребенка наблюдается псевдобульбарный паралич или парез, при котором поражаются проводящие пути, идущие от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов (рис.2 ).

  1. Нейрофизиологические основы  нарушения речи при ДЦП.   Псевдобульбарный  паралич или парез  обусловлен  поражением пирамидного (двигательного )  пути,(Рис.3) идущего от коры больших полушарий, пересекающего головной мозг и продолжающегося в передних и боковых столбах головного мозга,  экстапирамидной  системы, объединяющей со спинным мозгом все отделы мозга, находящиеся ниже коры – вестибулярный аппарат, мозжечок, красные ядра. На уровне варолиева моста и продолговатого мозга часть волокон пирамидного пути заканчивается в ядрах следующих черепно –мозговых нервов: тройничном, отводящем, лицевом, языкоглоточном, блуждающем, добавочном, подъязычном( Рис.4, Рис.5) Этот короткий пучок волокон носит название корково –бульбарного пути. Он начинается от нижних отделов передней центральной извилины. Пирамидный путь (корково – спинальный и корково –бульбарный)  является центральным отрезком пути, передающим двигательные импульсы от клеток коры головного мозга к ядрам черепно –мозговых нервов и клеткам спинного мозга. Он не выходит за пределы центральной нервной системы(Рис.7).

 От двигательных ядер черепно-мозговых нервов и от клеток передних рогов спинного мозга  начинается периферический отрезок пути, по которому импульс направляется к мышцам. Передача двигательного импульса осуществляется по двум нейронам. Один проводит импульсы от клеток коры двигательного анализатора к клеткам передних рогов спинного мозга к ядрам черепно –мозговых нервов, другой- к мышцам лица, шеи, туловища и конечностей (рис.8 )

   При поражении пирамидного пути наступает нарушение на противоположной поражению стороне, и возникает паралич (полное отсутствие движения) или частичное ослабление (парез).

При  логопедическом зондовом массаже логопед должен  опираеться на знание строения головного мозга, знание  функциональной значимости не только участков головного мозга, но и на знание функций 12 пар  черепно-мозговых нервов.

При назначении и проведении зондового массажа  производится   стимуляция  нервных окончаний тройничного нерва- Y  пара,

лицевого -YII пара, языкоглоточного – IX пара, блуждающего – X  пара, и подъязычного нерва — XII пара     черепно  –мозговых нервов. Окончания данных черепно –мозговых нервов находятся в периферическом отделе речевого анализатора .  Начало тройничного нерва – между лобными долями больших полушарий головного мозга, а лобные доли головного мозга, поле №10, базируется на тесном контакте с речевой областью, формирует  высшие психические функции человека, его произвольную деятельность(Рис. 6). Наибольшее значение имеет нижняя лобная извилина коры головного мозга человека (поля № 44 и 45), так как связана с речевой функцией. Рядом с отделами, иннервирующими артикуляционную мускулатуру, располагается участок коры, обеспечивающий общую и мелкую моторику рук. В средней лобной извилине, которая соответствует участку иннервации лицевой мускулатуры (поля №4 и№6) располагается поле №8, обеспечивающее содружественные  движения головы и глаз при поворотах.

 Y  пара —  тройничный нерв-  образует три ветви – глазничную, скуловую, нижнечелюстную. Первые две ветви являются чувствительными и иннервируют кожу верхнего лицевого отдела, слизистые оболочки  носа, век, глазное яблоко, верхнюю челюсть, десны и зубы. Часть волокон снабжает мозговые оболочки.  Нижнечелюстная ветвь тройничного нерва иннервирует нижний отдел кожной поверхности лица, передние две трети языка, слизистую рта, зубы и десны нижней челюсти. Двигательные волокна этой ветви иннервируют жевательные мышцы. Расстройства  этих волокон вызывают паралич жевательных мышц, вследствие чего ограничиваются движения нижней челюсти, а она, как известно, является единственной подвижной костью черепа.

Потому  массаж органов артикуляции стимулирует нервную деятельность не только периферического отдела речевого анализатора, но и лобного отдела центральной нервной системы. Вследствие чего, при внимательном изучении пациента и знании невропатологии органов речи и слуха, можно добиться значительных результатов в развитии подвижности органов артикуляции: языка, нижней челюсти, мягкого неба, щек, губ, гортани, глотки и органов дыхания.

3.Основы логопедического массажа.

         Принцип зондового  массажа   органов  артикуляции   основан   на стимуляции органов артикуляции, мышц шеи и груди,  включении их в работу.   Используются  классические  зонды (Рис.11), рекомендованные С.Н. Шаховской ( «Логопедия» М.,2002 г., Е.В. Новикова «Зондовый массаж»М., 2005 г.)

 Зондовый массаж может сопровождаться   коррекционными упражнениями для развития мелкой моторики рук, которые  называют пальчиковой гимнастикой.  Наше выступление на III Всероссийской конференции по психотерапии  в 1999 году было основано на разработке упражнений для развития мелкой моторики рук   при подготовке детей к освоению письменной речи.

           Практические занятия с ребенком с ограниченными возможностями, каковыми являются дети с детским церебральным параличом, начинаются с логопедического обследования. Устанавливается  вид нарушения.   Одним из  видов  нарушением речи при ДЦП   является псевдобульбарная и корковая дизартрия. Разделяется   легкая, средняя и тяжелая степень дизартрии.

При тяжелой степени дизартрии, называемой  анартрия,  у больных  детей  наблюдается малоподвижное   лицо, отвисание нижней челюсти, обильное слюноотделение при высунутом языке, ограниченные движения губ, но после массажа и коррекции речи ребенок  овладевает  небольшим объемом слов.  Положительные эмоции выражаются  в виде  улыбки, а  после длительной стимуляции артикуляционного аппарата, логопедического массажа, упорной коррекционной работы дети  начинают  произносить отдельные слоги, затем слова.

   

4.Подготовительная работа при массаже органов артикуляции

       Все зонды для массажа  предварительно  обрабатываются   мыльно — содовым раствором, ополаскиваются  их под  струей  воды и помещаются  для кипячения  в стерилизатор, специально для этого предназначенный. В стерилизаторе  зонды кипятятся  в  течение  25-30  минут, вода сливается. Необходимо тщательно вымыть  руки.

 5. Виды  массажа  органов артикуляции

 Логопед проводит следующие виды работы зондами:

  1. Разминание мышц органов артикуляции
  2. Растирание
  3. Вибрация
  4. Поколачивание
  5. Точечные прикосновения
  6. Надавливание и надавливающие круговые движения
  7. Покручивающие движения   мышц лица в одной точке и покручивающие более глубокие движения   мышц лица.

6. Технология проведения логопедического массажа

     Массаж начинается со щечных мышц,  круговыми движениями зонд подводится   к жевательной мышце.  У одних  детей – слабые, малоподвижные  щеки  (Рис.9) –поэтому зонд захватывает  мускулатуру  жевательных мышц — большой и малой скуловой, щечной, у других- вялые губы (Рис.10) – нужно  массировать  круговую мышцу рта, а также мышцу, опускающую угол рта. Затрагиваются  мышцы, приближенные по своему анатомическому строению,  к носу-  мышцу, поднимающую верхнюю губу и мышцу, поднимающую  угол  рта – с помощью приемов  разминания и точечного массажа.

 Если у ребенка  лицо симметричное, но малоподвижный язык, короткая или деформированная подъязычная связка – массаж делается с открывания ротовой  полости и произвольных движений нижней челюсти на открывание-закрывание рта,  челюсть отводится  вправо – влево. Проводится  оттягивание губ вперед-назад,   улыбка – трубочка формируется. Производятся  надавливающие круговые движения на жевательные мышцы, круговую  мышцу рта  —  с тем, чтобы укрепить  тонус мышц губ.

Эффективны легкие  поколачивающие движения  снизу вверх  по челюстно –подъязычной мышце, а также  поверхностное разминание и растирание  подъязычно-язычной   мышцы со стороны нижней челюсти.

Зондовый массаж языка начинается  зондом №7  с  массажа продольных мышц языка от  середины к кончику – к выходу из ротовой полости (Рис.12). Массаж языка – самый ответственный  по исполнению. Проводят  его,  не нарушая  слизистых  покровов.  Вначале  определяются  точки на корне языка, надавливание на которые  вызывает рвотный рефлекс. Отступив от них вперед, логопед проводит массаж  языка, слегка оттягивая мышцы вперед, убирая спазм.  Зонд нажимает на  язык, одновременно вытягивая мышцу справа, а затем это движение повторяется  с левой стороны.  Далее разминается  середина  языка  зондом №7 от середины языка к его  кончику надавливающими движениями.    Е.В. Новикова  в книге «Зондовый массаж» показала работу с  зондом  №12, №9, можно для такой  работы применять зонд  № 7.

Зонд  №2 массирует  язык от середины к краям. Сначала захватывается  зондом участок  языка  выше  к корню, а затем разминается  с помощью петельки языковая мышца, которая  растягивается к кончику языка. Производится массаж правой и левой  боковых сторон  языка.  Необходимо приучать  ребенка выполнять покусывающие движения  языка от середины к кончику и обратно, что стимулирует произношение звуков «Л», «Н», «Д», «Т».

    Далее язык  подтягивается  вверх с целью вытягивания подъязычной связки. Используется  зонд №4. При малом размере  ротовой  полости  работать этим зондом не всегда получается. Можно применить зонд №2 для частичного приподнимания краев языка вверх, а затем,  глубже подведя его под середину языка, подтягивать язык снизу вверх, растягивая подъязычную связку.

          Точечный массаж языка  выполняется  после массажа  продольных мышц, чтобы активизировать вертикальную и поперечную мышцы.(Рис.12). В процессе работы ребенку предлагается свернуть язык в трубочку, чтобы  включить все мышцы. Как правило, уже после 3-5 сеансов массажа язык начинает сворачиваться в трубочку,  мышцы  укрепляются. При проведении массажа  проверяется   произнесение изолированных шипящих или свистящих, чтобы установить уровень готовности мышц : «Скажи С-С или Ш-Ш» , обязательно провести работу  над резонансом звука в ротовой полости, предлагая ребенку  произнести гласные А-Э,О-У, Ы.

      Проблемой  в работе логопеда при  ДЦП  является  частое повторение  спастических судорог, при которых как  подъязычно – язычная мышца, так и  мышцы языка    сжимаются в комок, не  могут расправиться и лежать ровно. Подобные судороги часто мешают  работе логопеда.   При систематическом проведении  массажа амплитуда спазмов уменьшается.  

        Зондовый  массаж точнее воздействует на нужные точки.  При зондовом массаже  логопед видит всю поверхность  ротовой полости  и не сможет  вызвать  случайно рвотный рефлекс, который иногда  возникает у детей при ДЦП.

        После установления вида нарушения,   заполнения речевой карты, определяется   направление работы  над звуками:  вызываются вначале   гласные звуки, затем проводится  работа   над согласными —  шипящими, свистящими, сонорными. Эта работа проводится только после зондового  массажа и усвоенной ребенком  артикуляционной гимнастики.

👉👉Массаж при детском церебральном параличе (ДЦП) 👈👈

Детским церебральным параличом (ДЦП) называют заболевание нервной системы, проявляющееся в нарушении работы опорно-двигательного и речевого аппарата. Сопровождается оно отставанием в развитии, частых судорогах. Лечение детского церебрального паралича предполагает использование медикаментозной терапии, водной и лечебной гимнастики, иппотерапии, дельфинотерапии, а также обязательные сеансы массажа.

Польза массажных процедур при ДЦП

Массаж при диагнозе ДЦП назначают только неврологи для:

  • нормализации двигательной функции и повышения тонуса мышц;
  • улучшения проводимости мышц;
  • улучшения движения биологических жидкостей;
  • предотвращения ограничений пассивных движений в суставах;
  • нормализации метаболических процессов;
  • улучшения общего состояния.

Во время процедур воздействие происходит так, что напряженные мышцы расслабляются, а слабые — активируются и вводятся в работу. За счет активного кровообращения начинает увеличиваться мышечная масса, а нормализация обменных процессов положительно сказывается на работе внутренних органов.

При выполнении массажных процедур обязательно нужно учитывать:

  • индивидуальные особенности заболевания и состояние пациента;
  • предварительные медицинские или физиотерапевтические процедуры;
  • назначенные после сеанса упражнения ЛФК при ДЦП.

Обычно во время сеанса используют яркие и мягкие игрушки, расслабляющую музыку. А все процедуры проводят из положения лежа. Стопы, пальцы и кисти рук могут дополнительно фиксироваться в зависимости от состояния ребенка. Также дополнительно мастера массажа используют различные подушки и валики.

Противопоказания

Не проводят массаж при:

  • острой форме аллергии;
  • острой сердечной недостаточности;
  • грибковых поражениях кожи;
  • инфекционных заболеваниях;
  • механических повреждениях кожного покрова.

К противопоказаниям для аппаратного массажа относят также воспалительные процессы во внутренних органах и лимфоузлах, запущенная форма варикозной болезни (у взрослых).

Перед тем как использовать масло обязательно проводят тест на возможную аллергию, а применение кремов согласуется всегда с лечащим врачом.

Массажные приемы и техники

Выбор массажной техники, продолжительность и интенсивность курса, а также количество сеансов в неделю определяется только лечащим врачом. Также врач подбирает комплекс из нескольких видов лечебных процедур, следование которым обязательно.

Расслабляющие и стимулирующие приемы

Массажные процедуры нужно начинать сразу после подтверждения диагноза. Дети с ДЦП лишены возможности нормально двигаться, поэтому сеансы направлены на укрепление слабых и расслабление напряженных мышц.

К основным расслабляющим приемам относят:

  • все виды поглаживания;
  • валяние;
  • легкие хлопки и лабильные вибрации.

Для стимуляции мышечной деятельности применяют:

  • глубокое поглаживание;
  • растирание с отягощением;
  • разминание;
  • пиление, проводимое ребром ладони.

Если выполняется сегментарный массаж, то используют приемы для проработки глубоких паравертебральных мышц спины.

Классическая техника

Цель классического массажа при ДЦП — нормализация мышечного тонуса и улучшение физического и психологического состояния ребенка. Процедура проводится с использованием приемов классического массажа — поглаживание, разминание, растирание и сотрясение, вибрационные похлопывания, а все движения должны быть плавными и не причинять боли.

Сеанс начинают с массирования шеи, спины, ягодиц и бедер. Ребенка укладывают сначала на живот так, чтобы ему было удобно. Подлопаточной области уделяется особое внимание, т.к. эта зона ослаблена из-за спазмированности большой грудной мышцы. После проработки задней поверхности ног малыша переворачивают на спину. Работу продолжают с передней поверхности ног, животом, грудной клеткой и руками.

При наличии диплегии применяют более глубокое воздействие на суставы. В первый день прорабатывают только спину и ноги, второй сеанс включает дополнительно работу с животом, грудной клеткой и руками.

Классическую технику для малышей с первых месяцев жизни используют без каких-либо массажных кремов или масел. Косметические средства разрешено применять только с 3-4 месяцев. В курс входит до 20 процедур, продолжительностью около 60 минут каждая. После проработки малышу дают 10-15 минут для отдыха.

Логопедическая техника

Выполнять упражнения и массаж по логопедической системе можно и дома. Начинают сеанс с поглаживания от центральной точки лба к вискам. Затем прием выполняют над бровями и от переносицы по крыльям носа к ноздрям. По подбородку и по области над ушами проходят легкими растираниями, а затем вновь поглаживают от уголков рта к мочке ушей. Каждый из приемов повторяют 4 раза, а массирование можно проводить до 5 раз в день.

При нарушении речи

Логопедический массаж при ДЦП с нарушением речи помогает не только расслабить мышцы, но и стимулирует обменные процессы в тканях, повышает подвижность мышечных волокон, улучшает их проводимость.

Начинают сеанс с надавливания на места соединения верхней и нижней челюсти. Затем наживают на носогубную складку, скулы и мышцы подбородка.

Упражнения с зубной щеткой можно выполнять до 5 раз. Сначала ею проводят по краю языка, рисуя букву U и Z, а затем делают несколько круговых движений. После этого пальцем рисуют на поверхности языка букву V и еще раз проводят щеткой по краям.

Для лица

Массаж лица следует начинать как можно раньше для достижения максимального эффекта. Проводят его в такой последовательности:

  • легкими круговыми движениями массируют губы в течение минуты;
  • указательные пальцы ставят у крыльев носа, а средним проводят по контуру губ;
  • нажимают на уголки рта, после чего легкими нажатиями проводят по губам;
  • массируют мочки ушей;
  • легкими поглаживаниями проходят по всему лицу.

Для улучшения работы головного мозга в завершении сеанса разминают руки. Ежедневное массирование стимулирует работу полушарий мозга и внутренних органов. Прорабатывают и ладони, и пальцы круговыми движениями со слабым нажимом. На подушечки пальцев совершают до 10 мягких надавливаний, а в центре ладошки рисуют указательным пальцем солнышко.

Массаж для улучшения дыхания

Для восстановления работы органов дыхания при параличе для детей с ДЦП назначают специальную технику, включающую приемы общего массажа.

Техника выполнения следующая:

  • легкими поглаживаниями и разминаниями проходят грудную клетку, косые и прямые мышцы живота;
  • точечными приемами массируют ребра и зоны крепления к ним диафрагмы;
  • интенсивными разминаниями, выжиманиями и пощипываниями проходят трапециевидную мышцу;
  • разминаниями массируют позвонки шеи и грудного отдела.

Польза массажа в активации кровообращения: слабые мышцы недополучают кислород, что приводит к накоплению недоокисленных продуктов обмена. Улучшение движения крови и лимфы не только насыщает клетки необходимыми питательными веществами, но и способствует выведению токсинов. Данный метод массажа стимулирует работу большой и малой грудной мышцы, межреберных и диафрагмальных мышц, что приводит к свободному и полному дыханию.

Массаж для стимуляции развития костей

При помощи кругового трофического массажа при ДЦП у детей можно получить активное развитие и рост трубчатых костей. Проведенные процедуры эффективны для малышей младше 5 лет.

Во время проработки применяют приемы глубокого растирания, вибрации, сотрясения и пунктирования в хрящевой области. Результатом становится рефлекторное раздражение нервно-трофических и сосудистых образований, что улучшает общую трофику и ускоряет рост костей.

Для стимуляции развития пяточной кости и воздействия на биологически активные точки, расположенные в этой области, применяют легкое постукивание. Прием проводят кистью, сжатой в кулак ладонью или сложенными пальцами в течение 2-3 минут.

Массажная система Манакова

Метод массажа Манакова направлен на устранение и предупреждение развития контрактур, улучшении трофики тканей и проводимости нервных импульсов. Основной прием — энергичное вибрационное надавливание 2 или 4 пальцами. Все движения проводят от центра к периферии, от проксимальных мест крепления мышц к дистальным. На руках и стопах приемы проводят от периферии к центру.

За счет воздействия на области скопления сосудисто-нервных пучков вытягиваются и размягчаются мягкие ткани, улучшается эластичность мышечных волокон и устраняются спайки, патологические уплотнения. В классическом массаже такие области не массируют.

К дополнительным приемам, применяемым по необходимости, относятся легкие хлопки, вибрации, растирания, разминания.

Массажные приемы при ДЦП. Из книги доктора Манакова

Точечная методика

Техника точечного массажа основана на воздействии в течение нескольких минут на определенную область. Существует 2 способа массирования. Первый — метод расслабления или торможения. Его цель —  снижение мышечного тонуса. Проводят массирование медленными и непрерывными вращениями подушечкой пальца, а интенсивность нажатия возрастает постепенно. Плавные повороты сменяются ввинчиванием и остановкой на предельной глубине. Затем палец возвращается в исходное положение без отрыва от точки. Каждую область массируют 3-4 минуты. Прием ввинчивания проводят круговыми движениями против часовой стрелки.

Второй способ — способ стимуляции, который вызывает рефлекторное сокращение мышечной ткани. Массирование происходит при помощи сильного давления, сочетающегося с приемом растирания. На выполнение отводят до 3 минут, после чего палец резко поднимают от массируемой точки. Растирание выполняют ребром ладони или подушечками пальцев.

С помощью точечного массажа при ДЦП происходит проработка всех мышц, корректируется координация движений и развитие ребенка. Часто точечный массаж сочетают с общеоздоровительным массажным курсом.

Сегментарная методика

Цель сегментарного метода — рефлекторное воздействие на сегментарный аппарат спинного мозга через мышцы, связки и кожу. При проведении используют основные классические приемы, а также специальные приемы перемещения, сверления и вытяжения. Все массажные движения чередуют с поглаживанием или легкой вибрацией и повторяют до 5 раз для прорабатываемой области.

Массаж проводят по обе стороны от позвоночника по направлению от крестцового отдела до шейного, а также по краю лопатки и вокруг нее, на ягодицах и в межреберных промежутках.

При спастической форме болезни после сегментарного массажа отмечается нормализация мышечного тонуса нижних конечностей за счет проработки крестца и поясницы. Массирование шейно-грудного отдела позвоночника назначают при спастичности рук. Если атонически-астатическая форма сопровождается гипотонией мышц спины, сколиозом, кифозом или задержкой в развитии установочных рефлексов, то во время массажа используют все приемы сегментарной проработки.

Проведение массажных сеансов при ДЦП способно не только помочь развитию ребенка, но и нормализовать мышечный тонус, стимулировать работу речевого аппарата. Продолжительность курса, а также технику воздействия и интенсивность массажной терапии всегда выбирается врачом-неврологом и зависит от личных особенностей малыша. Специализированные массажные процедуры выполняют в медицинских центрах, а классический или логопедический массаж можно проводить и дома после небольшого обучения. Во время массирования запрещены любые резкие или силовые приемы, а при первых признаках дискомфорта процедуру прекращают.

методика логопедического массажа на видео

При ДЦП появляются нарушения речедвигательной функции при разных формах дизартрии. Одним из самых действенных методов лечения является массаж. Для успешной борьбы с ДЦП у детей очень нужно применять различные методики, среди которых важное место занимает логопедический массаж, имеющий свои особенности.

Массаж при дцп у детей

Массаж при дцп у детей

Массаж позволяет решить такие важные для здоровья ребенка задачи:

  • Скорректировать речевой функции и опорно-двигательного аппарата;
  • Улучшить динамический праксис;
  • Сформировать комплекс речевых, сенсорных и двигательных функций;
  • Восстановить и развить моторику рук;
  • Провести коррекцию различных отклонений у детей, характерных при детском церебральном параличе.

Что это такое

Отличным средством при лечении и реабилитации ДЦП является логопедический массаж. С его помощью ребенок должен обрести коммуникационную возможность, воспринимать и передавать информацию.

Логопедический массаж совместно с лечебной физкультурой входит в комплекс процедур, которые задействуются для восстановления возможностей организма не только коммуникационных, но и опорно-двигательных. Чтобы ребенок мог говорить и воспринимать информацию, нужно задействовать опытного специалиста, который сумеет подобрать правильный курс лечения. В этом случае массаж станет очень эффективным.

Для полноценного развития коммуникационных функций нужно задействовать целый ряд специалистов. Лечение ДЦП должно быть комплексным с использованием массажа, терапевтических процедур. В случае их правильного взаимодействия — это поможет быстрее и эффективнее снять не только острые симптомы заболевания, но и много в чем восстановить функции организма. Существует множество примеров, когда квалифицированные действия, правильный курс лечения способствовали практически полному выздоровлению ребенка.

Для лечения и реабилитации ДЦП используется активная и пассивная гимнастика, направленная на развитие мышечной ткани. Современная наука владеет рядом эффективных методик лечения. Главное – это подобрать оптимальную программу и вовремя начать лечение, не теряя времени. Как только был поставлен диагноз, необходимо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам и вместе начинать лечение.

Лечение проводится рядом специалистов медиков, психологов, педагогов, в условиях стационара, санаториев, с помощью лабораторных исследований назначают комплекс мер по реабилитации ребенка, среди которых важное место занимает массаж.

Именно массаж одна из основ успешного лечения ДЦП у детей. Научиться делать массаж должны его родители. Чем раньше они получат навыки и начнут их применять, тем больше шансов, на выздоровление у ребенка.

логопедический массаж при дцп у детей

логопедический массаж при дцп у детей

Результаты после курса

Значение массажа трудно переоценить. В первую очередь он благоприятно влияет на кровообращение, отток лимфы, улучшаются процессы обмена веществ в тканях, к органам лучше поступает кислород. С его помощью у ребенка увеличивается мышечная масса, благоприятно влияет на адаптацию организма во внешней среде.

Специалисты рекомендуют начинать массаж при диагнозе ДЦП у детей старше одного месяца.

Но существуют огромные различия между методиками до 1 годика и после. Для тех, кто старше, нужно применять более интенсивные и длительные процедуры. Как правильно делать процедуры можно узнать не только у специалистов, но и посмотреть обучение на видео.

У детей укрепляется и одновременно расслабляется мышечная ткань. Для этого выполняются поглаживания и катания, потряхивания, вибрации. Для расслабления мышц нужно растирать и поглаживать. Можно совмещать массаж вместе с упражнениями для дыхания. При помощи массажа задействуются определенные группы мышц, процесс лечения и реабилитации будет менее продолжительным и дорогостоящим.

Правила проведения

Как правильно проводить массаж детей с диагнозом ДЦП можно посмотреть на видео. Процедуру выполняют за полчаса или час до кормления, а потом через несколько часов после еды каждый день. Длительность составляет от пяти до десяти минут. Не рекомендуется массировать перед сном и сразу после еды. Не нужно использовать никаких кремов. Если у малыша чувствительная кожа – используйте глицерин, подойдет детское масло.

Внимательно наблюдайте за его реакцией – если он начинает плакать, раздражается – немедленно прекратите. Массировать нужно нежно и мягко, чтобы не причинить боли и неприятных ощущений.

массаж при дцп у детей методика

массаж при дцп у детей методика

Но даже самого лучшего массажа при ДЦП у детей будет совсем недостаточно, нужно применять лечение медпрепаратами, использовать тепловые процедуры. Важно чередовать разные методы, для развития речевой функции используют логопедический массаж, учитывают степени и виды заболевания, состояние ребенка. Чтобы расслабить мышцы проводят сегментарный массаж. Дальнейшие процедуры нужно проводить только тогда, когда ребенок полностью расслаблен, подбирают удобное положение.

Чтобы закрепить полученный в процессе результат, нужно выполнять некоторые процедуры. Общий и сегментарный массаж проводят до начала главных занятий. Как правило, основными видами массажа для достижения оптимального результата будут логопедический, точечный и линейный. Они сочетаются с упражнениями. О том, как правильно делать, можно посмотреть видео.

Когда нельзя проводить процедуры

Ни в коем случае не рекомендуется проводить процедуры, если у ребенка появились:

  • Повышенная температура тела, состояние лихорадки;
  • На коже есть высыпания установленного или неустановленного происхождения;
  • При повышенной чувствительности кожи;
  • Появилось обострение или усложнение любого заболевания.

Перед массажистом стоит задача расслабить напряженные мышцы, создать мышечный тонус.

Существует целый комплекс движений, направленных на расслабление мышц разных групп. Их нужно использовать под строгим контролем специалиста. Важно пройти соответствующую подготовку, прежде чем начинать массировать ребенка. Только опытный массажист поможет вам определиться с комплексом движений, временем, и на какие группы мышц требуется уделять повышенное внимание. Вам необходимо понимать, что для успешности курса, нужно неукоснительно следовать всем рекомендациям специалиста.

массаж при дцп у детей методика

массаж при дцп у детей методика

Для эффективного лечения и реабилитации, нужно не только расслабить определенные группы мышц, но и привести в тонус. Существуют разные движения, которые нужно подбирать при помощи и под руководством опытного специалиста.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Логопедический и зондовый массаж при ДЦП

Мы признаем важность конфиденциальности информации. В этом документе описывается, какую личную информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь сайтом edu.ogulov.com. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.

Электронная почта

Адрес электронной почты, указываемый Вами при заполнении форм на сайте, не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять сообщения, полученные по электронной почте и другие письма, оправленные пользователями, чтобы обрабатывать вопросы пользователей, отвечать на запросы и совершенствовать наши службы.

Номер телефона

Номер телефона, указываемый Вами при заполнении форм на сайте, не показывается другим посетителям сайта. Номер телефона используется нашими менеджерами только для связи с Вами.

Цели сбора и обработки персональной информации пользователей

На нашем сайте, посвященном интернет-маркетингу, присутствует возможность заполнять формы. Ваше добровольное согласие на получение от нас обратной связи после отправки любой формы на сайте подтверждается путем ввода Вашего имени, E-mail и номера телефона в форму. Имя используется для личного обращения к Вам, E-mail — для отправки Вам писем, номер телефона используется нашими менеджерами только для связи с Вами. Пользователь предоставляет свои данные добровольно, после чего ему высылается письмо с обратной связью или поступает звонок от менеджера компании.

Условия обработки и её передачи третьим лицам

Ваше имя, E-mail и номер телефона никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, исключая случаи, которые связаны с исполнением законодательства.

Протоколирование

При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую Ваш браузер передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, которые позволяют точно идентифицировать Ваш браузер.

Куки (Cookie)

На сайте edu.ogulov.com используются куки (Cookies), происходит сбор данных о посетителях с помощью сервисов Яндекс.Метрика. Эти данные служат для сбора информации о действиях посетителей на сайте, для улучшения качества его содержания и возможностей. В любое время Вы можете изменить параметры в настройках Вашего браузера таким образом, чтобы браузер перестал сохранять все файлы cookie, а так же оповещал их об отправке. При этом следует учесть, что в этом случае некоторые сервисы и функции могут перестать работать.

Изменение Политики конфиденциальности

На этой странице Вы сможете узнать о любых изменениях данной политики конфиденциальности. В особых случаях Вам будет выслана информация на Ваш E-mail. Вы можете задать любые вопросы, написав на наш E-mail: [email protected]

Логопедический массаж для детей — решение проблем с речью

Некоторые родители не задумываются о своевременном развитии артикуляционного аппарата ребенка. И зря, ведь если поставлен такой диагноз, как ДЦП, развитие речи является важнейшим физиологическим достижением. Когда речевой аппарат ребенка развит хорошо, он постоянно пытается изображать новые звуки.

Если же после полугода у ребенка не появился лепет, звуки произносятся с большим трудом и неловкостью, а непослушные губки произносят нечеткие, смазанные звуки, можно и даже нужно начинать упражнения логопедического массажа, которые являются эффективным средством борьбы против слабости речевоспроизводящего аппарата. Нарушение периферического звена, языка, мягкого неба и щек, а также нарушения тонуса артикуляционных мышц являются основными показаниями к лечению.

Что такое логопедический массаж, его значимость и основная польза

Логопедический массаж для детей с детским церебральным параличом имеет немаловажное значение. Будучи активным методом механического воздействия, он направлен на изменение состояние мышц и тканей, нервов и кровеносных сосудов, задействованных в речевом аппарате, благодаря чему нормализуются не только произносительные звуки, но и эмоциональное состояние лиц с нарушениями артикуляции. Именно поэтому логопедический массаж активно применяется при всевозможных нарушениях тонуса мышц, таких как дизартрия, заикание и нарушения голоса. К числу положительных результатов специального массажа лица можно отнести:

  • улучшение секреторной функции кожи, активизация ее лимфо- и кровообращения, что влечет за собой улучшение питания и повышение метаболизма;
  • кислородную терапию тканей – увеличение газообмена между кровью и тканями;
  • облегчение продвижения крови по артериям, ускорение оттока венозной крови;
  • рефлекторное воздействие на лимфатическую систему, улучшение функций лимфатических сосудов;
  • изменение состояния мышечной системы – повышение эластичности волокон, увеличение объема и силы их сократительной функции, улучшение общей работоспособности мышц и более эффективное их восстановление после нагрузок;
  • положительное влияние на физиологию организма в целом, благоприятные изменения в мышечной и нервной системах.

Технологическая составляющая и классификация

На сегодняшний день существует несколько видов логопедического массажа для детей:

  1. Классический ручной, применяемый без учета рефлекторного воздействия. Он проводится в непосредственной близости с пораженным участком тела или прямо на нем.
  2. Точечный массаж, при котором происходит локальное воздействие на биологически активные зоны, соответствующие специфике определенных заболеваний.
  3. Аппаратный, соответственно, проводится специальными приборами.
  4. Сегментарно-рефлекторный, основанный на принципах строения тела по сегментам: шея, воротниковая зона, волосистая часть головы, лицо;
  5. Зондовый массаж на основе методики Новиковой для языка и щек, губ и скул, а также мягкого неба. Его основная направленность – нормализация спастического состояния мышц.
  6. Самомассаж – определение говорит само за себя. При этом ребенок может не только совершать манипуляции с лицом руками, но и воспроизводить массаж языка с помощью зубов.

Современная логопедия непрестанно находится в поиске путей совершенствования речевого развития, адаптированных под деток с особыми образовательными потребностями. Логопедический массаж для детей включает в себя:

  • технологии коррекции звукопроизношения, в том числе постановка разных звуков;
  • формирование речевого дыхание при разнообразных нарушениях произношения;
  • коррекция голоса и развитие интонационной стороны;
  • формирование навыков речевой саморегуляции.

Учитывая то, что после курса коррекции и развития речи у малышей имеются некоторые трудности с актуализацией речевого высказывания, логопедические приемы направлены и на такие цели, как обогащение и улучшение словарного запаса. Делается это с помощью дидактического синквейна, который, не нарушая систему воздействия на речевую патология, обеспечивает ее логическую завершенность, не только развивает речь, но и память, внимание, мышление.

Логопедический массаж для детей с ДЦП

В связи с тем, что ребенок с ДЦП с первых дней жизни находится под влиянием патологических установок верхних и нижних конечностей, туловища и головы, положение тела для проведения процедур подбирается индивидуально. Большое значение при этом имеет выбор позы, называемой «позицией, запрещающей рефлекс». Положения могут быть следующими:

  • поза эмбриона, на спине или на боку;
  • лежание на животе, с использованием валика под грудью;
  • на спине с валиком под шею или по бокам головы и с согнутыми или полностью выпрямленными нижними конечностями.

Основная цель проведения логопедического массажа при детском церебральном параличе – расслабление мускулатуры лица и шеи, релаксация языковых мышц, ослабление гиперкинезов. Самым распространенным комплексом движений является поглаживание подушечками пальцев носа, движения от середины лба к вискам, от бровей к волосистой части головы, от верхней губы к мочкам уха. Основной принцип – многократное повторение от трех до пяти раз.

Усиливает эффект логопедического массажа пассивные и активные гимнастические процедуры, проведение специальных дыхательных упражнений, направленных на становление ритмичности движений. Немаловажным аспектом успеха, дорогие мамочки, является формирование у деток положительного отношения к занятиям, а также активизация голосовой деятельности.

Безусловно, логопедический массаж должен проводить специалист. А для того что бы процесс формирования речевого аппарата был беспрерывным, логопед покажет вам некоторые массажные приемы и упражнения, которые вы будете проводить самостоятельно в домашних условиях.

Помните, что только благоприятный эмоциональный фон станет отличной мотивацией заливчатого детского лепета. Привлекайте внимание ребенка к безгранично прекрасному окружающему миру, учитесь вместе познавать окружающих людей и угадывать эмоции друг друга по мимике лица. И, конечно, не забывайте подписываться на наши обновления.

описание, видео, цены, отзывы о центре Окно возможностей.

Массаж для детей с ДЦП

Детский церебральный паралич является сложной и тяжелой патологией, требующей комплексного лечения. Это заболевание поражает отделы ЦНС во время внутриутробного развития плода.

Причиной могут стать инфекции, наследственность, внутриутробная гипоксия. Массаж для детей с ДЦП назначается для снятия некоторых симптомов и предупреждения развития осложнений.

Это лечебная процедура, которую должен проводить только специально обученный специалист. Массаж при ДЦП у детей рекомендуется начинать как можно раньше.

Эффективность и особенности процедуры

При ДЦ появляется повышенный мышечный тонус, что сказывается на движениях, координации. Массаж и гимнастика при ДЦП предназначены в первую очередь для снятия тонуса, улучшения лимфо-и кровотока.

В процессе специалист производит поглаживающие, вибрирующие и другие движения, способствующие снятию спазма спастических мышц. Одновременно стимулируются и укрепляются другие мышцы, которым не хватает тонуса.

В интернете большое количество видео о массаже для детей с ДЦП. Однако для наибольшей эффективности проводить его должен врач. Специалист подбирает процедуру, определяет длительность лечения в зависимости от возраста пациента и формы заболевания. Обучение массажу для детей с ДЦП проводится в специализированных центрах.

Общие рекомендации по массажу

Процедура назначается при постановке диагноза «детский церебральный паралич». Как правило, точный диагноз ставится к полутора месяцам жизни ребенка. Массаж при ДЦП новорожденным до месяца делать не рекомендуют, поскольку в столь раннем возрасте трудно точно определиться с заболеванием.

Педиатры рекомендуют массаж для детей с ДЦП на дому или в специализированном учреждении всем, кто имеет подобный диагноз. Лечение этого заболевания длительное и сложное, в него входит целый комплекс процедур, и массажу отведена особая роль.

В плане результатов трудно однозначно гарантировать конкретные успехи, но эффективность данной процедуры доказана. Улучшения наблюдаются у многих детей. Мышцы укрепляются, повышается иммунитет, налаживаются обменные процессы в организме.

Сроки зависят от состояния пациента и особенностей заболеваний. Курсы длятся годами без перерыва. Заметить первые результаты можно в течение года.

Описание массажа для детей с ДЦП включает различные виды движений. В зависимости от формы ДЦП назначается тот или иной вид массажа. Также важен возраст больного.

Это можно заметить по видео: массаж при ДЦП ребенку от 6 до 10 лет значительно отличается от массажа младенцу. Родители несомненно принимают участие в лечении, выполняют рекомендации врача.

Но основная процедура проводится только под контролем специалиста. Все движения и приемы подбираются с учетом индивидуальных особенностей организма.

Специалист осмотрит ребенка и выявит у него противопоказания к массажу: сыпь на коже, высокая температура. Для чувствительной кожи подбираются отдельные техники и приемы, которые будут максимально комфортны для ребенка, но при этом эффективны.

Техники массажа и особенности их проведения

Методика массажа при ДЦП у детей отличается в зависимости от его разновидности. Врач подберет комплекс приемов для ребенка, разработает схему лечения. Наиболее распространенными являются следующие разновидности массажа:

  • Классический. Основная цель данного вида массажа – снятие напряжения и скованности мышц, уменьшение проявления порочных поз. Одновременно происходит укрепление ослабленных групп мышц. Массажные движения могут быть различными: поглаживания, катание, валяние, растирание поколачивание. Начинают всегда с шеи и воротниковой зоны, затем переходят на область спины и ягодиц. Для маленьких детей и при острой стадии ДЦП применяются щадящие приемы, в основном поглаживания и растирание.
  • Для улучшения дыхания. При ДЦП нарушается работа мышц, отвечающих за дыхание. После курса массажа дыхание становится более глубоким, происходит насыщение тканей кислородом. Все движения направлены на область диафрагмы и грудной клетки: поглаживание и легкое разминание. Также применяется техника точечного массажа в области реберных дуг. Во время каждого движения учитывается дыхание.
  • Стимулирующий развитие костного аппарата. Важно, чтобы кости ребенка нормально и правильно росли. С этой целью применяется техника массажа, сочетающая растирания и вибрацию в области хрящей с круговым трофическим массажем. Особенно важно хорошо разминать ноги и пятки.
  • Сегментарный. Эта техника применяется для воздействия на отдельные части тела и мышцы: ноги, руки, плечевой пояс. Используются все стандартные приемы, а также специфические: сверление и пиление. Руки массажиста передвигаются от сегмента к сегменту, обеспечивая постепенное разогревание мышц. Подобный массаж показан при проблемах с осанкой, сколиозе.
  • По системе Манакова. Этот массаж имеет важную особенность: производится глубокое воздействие на уплотнения в мышцах, сосудах, нервах. Рекомендуется проводить эту процедуру через тонкую ткань. Массаж по системе Манакова при ДЦП проводится в определенной последовательности: от головы к животу. Основной прием: надавливание и вибрация 2 или 4 пальцами.
  • Точечный. Точечный массаж при ДЦП можно начинать с самого раннего возраста. Техника этого массажа позволяет очень аккуратно и избирательно воздействовать на мышцы ребенка. Специалист знает расположение основных точек и воздействует непосредственно на них. Чаще всего точечный массаж применяется после сеанса сегментарного. Существует 2 метода надавливания на точки: возбуждающий и тормозной. Первый вызывает сокращение мышц, второй –расслабление.
  • Логопедический. Логопедический массаж при ДЦП помогает решить проблему с артикуляцией. В этом случае массируются лицевые мышцы. Специалист постепенно массирует лоб, нос, щеки, носогубную складку, подбородок. Воздействие на каждую точку длится приблизительно 15 секунд. Сам массаж является начальным этапом перед проведением специальной логопедической гимнастики, позволяющей наладить речь ребенка.

Массаж при ДЦП у взрослых включает в себя те же приемы, но в более интенсивном исполнении и в комплексе. В большинстве случаев во взрослом возрасте массаж используется для устранения таких симптомов заболевания, как хронические мышечные боли, слабость.

Методы лечения заболевания разнообразны. Нередко врачи рекомендуют массаж Гуаша при ДЦП. Это древняя китайская методика, которая используется при многочисленных нарушениях опорно-двигательного аппарата. Она заключается в воздействии на определенные точки специальными скребками.

Выбирать ту или иную технику должен специалист, который имеет представление о состоянии организма пациента. Часто техники сочетаются, чтобы повысить эффективность процедуры.

Основные показания и противопоказания

Детский церебральный паралич требует комплексного лечения. Отказываться от массажа в данном случае не рекомендуется.

Основными показаниями для проведения массажа являются:

  • Повышенный мышечный тонус;
  • Нарушения осанки, искривления;
  • Косолапость, плоскостопие;
  • Мышечные или суставные боли;
  • Недостаточный рост мышечной массы, атрофия мышц.

Показаниями к логопедическому массажу при ДЦП являются речевые нарушения: полное отсутствие речи или затрудненное произношение, дислексия и дисграфия. Причинами часто служат повышенный тонус языка, лицевых мышц, шеи. Массаж направлен на снятие тонуса.

В результате занятий, сочетания ЛФК и массажа исчезают такие неприятные симптомы, как напряженность, скованность, боли. Ребенку проще передвигаться, он запоминает, как нужно ставить ноги, начинает избавляться от порочных поз.

Речь также развивается быстрее. Конкретные результаты зависят от степени и формы заболевания, возраста пациента. Чем раньше начать лечение, тем лучше будут результаты.

Список противопоказаний небольшой. В основном сюда входят кожные заболевания, сыпь, респираторные инфекции и повышенная температура тела, грибковые поражения, воспаление лимфоузлов.

Все противопоказания определяются заранее. В нашей клинике перед проведением процедуры проводится осмотр, опрос на предмет наличия любых противопоказаний.

Показания и противопоказания к массажу при ДЦП у взрослых и детей являются во многом относительными. По сути основным показанием является диагноз «детский церебральный паралич». Даже при наличии других заболеваний и проблем можно подобрать определенный тип массажа. Так, например, точечный массаж при ДЦП считается щадящим. Его можно применять практически в любом возрасте.

Профилактика и прогноз заболевания

О профилактике самого заболевания говорить трудно. При ДЦП поражается центральная нервная система, отделы мозга, что происходит еще во время вынашивания ребенка. Конечно, во время беременности врачи рекомендуют избегать инфекций и беречься. Но если поражение уже произошло, после рождения признаки ДЦП неизменно появятся.

Профилактика ДЦП у детей массажем скорее подразумевает профилактику осложнений. Если сразу после постановки диагноза начать заниматься со специалистом, вероятность улучшений значительно повышается. Профилактические меры в виде массажа назначаются в зависимости от формы ДЦП:

  • Тяжелая. В этом случае больной не может самостоятельно передвигаться, стоять, держать предметы. Как правило, лечение проводится в реабилитационных центрах, но отказ от массажа не рекомендуется. Могут использоваться все виды массажа при отсутствии противопоказаний. Часто их применяют комплексно.
  • Средняя. Дети со средней формой ДЦП имеют навыки самообслуживания, могут передвигаться, но с трудом. Обычно им рекомендуется точечный массаж в младенческом возраста, классический и сегментарный массаж в более взрослом возрасте. Также хорошего результата в плане снижения тонуса мышц можно добиться с помощью массажа по системе Манакова.
  • Легкая. Здесь в основном наблюдается неправильная походка, некоторые нарушения речи. Назначается логопедический, классический и точечный массаж.

Ответить на вопрос, каков прогноз для детей с ДЦП после проведения массажа, может только специалист, который наблюдал этого ребенка. Успех зависит не только от массажиста, но и стадии и формы болезни, настроя самого пациента.

Многих интересует, на сколько хватает эффекта массажа для детей с ДЦП. Полностью излечить такое тяжелое заболевание, как ДЦП, невозможно, поэтому курсы массажа продолжаются постоянно, с перерывами.

Только при регулярном и комплексном воздействии будет заметен результат. При постоянных занятиях приобретенный эффект не утрачивается, а в течение полугода-года можно будет заметить улучшения в состоянии ребенка.

Стоит уточнить, что в интернете есть множество бесплатных видео про обучение массажу для детей с ДЦП на дому. Процедура массирования включает в себя стимуляцию определенных зон, правильное и осознанное воздействие, продуманную интенсивность надавливания.

Сделать это грамотно может только специально обученный профессионал, окончивший курсы массажа для детей с ДЦП. При легких формах ДЦП мама сама может выполнять некоторые упражнения дома по рекомендации врача.

Отзывы пациентов

Реабилитация детей с ДЦП играет очень важную роль. В нашей клинике проводятся все виды массажа, назначается лечение ДЦП различной степени тяжести. Об эффективности массажа можно встретить следующие отзывы.

«Очень рада, что мы попали к хорошим специалистам. Я знаю, что техник массажа очень много и только правильно подобранная позволит получить результат. Врачи очень вежливые, внимательные, делают все очень аккуратно. С нетерпением ждем первых улучшений.»

«Занимаемся уже давно, ребенок школьник. Могу сказать, что специалисты отличные, очень внимательные. Эффект появился не сразу, но он есть. Сын ходит намного увереннее, но характерная походка ДЦП сохраняется, конечно.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *