Логопедическое занятие буква ш – План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 — 18:09 — МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Содержание

План-конспект занятия по логопедии по теме: конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]


Тема: « Сказочный лес».


Цель:
— закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]
— определять позиции звука в словах;
— формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;
— развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.


Оборудование: картинки, мольберты, елки, мяч, кубики, конверт, заяц.


Ход занятия:

1. Организационный момент:
Послушайте слова: шишка, шепот, шорты, шум,  шкаф. Как вы думаете какой звук повторяется во всех словах? ([Ш]) Правильно. Сегодня мы будем закреплять звук [Ш]. Садитесь, к нам  в гости сегодня пришел Зайчишка. А я знаю историю про Зайчишку-огородника.


Это случилось в лесу. Скакал по лесу зайчишка, а на кустиках только-только начали появляться листочки, голодно зверям лесным. И вспомнил зайка, что люди сами еду выращивают и решил тоже огород посадить. Взял лопату и пошел на поляну.

Упражнение «Лопатка»


Копает и вдруг слышит, кто-то шипит:
— Эй, зайчишка, ты чего делаешь?
— Огород копаю, чтобы еду вырастить.

Змея подняла голову, осмотрела все и похвалила зайчишку.

Упражнение «Веселая змейка»


Вдруг мимо ежик бежит, и видит грибок  засушенный.

Упражнение «Грибок».


Похвалил он  зайку,  и дальше пошуршал. А тут и медведь идет, банку с вареньем несет, угостил зайку, за его работу.

Упражнение «Вкусное варенье».


Копает зайка дальше, песенки поет: «А-о-у-и-ы-э».
А вечером белка скачет, чашечку несет, чтобы капусту посолить.
Упражнение «Чашечка».


Все лето зайка ухаживал за огородом, вырастил столько много капусты, что пришлось лошадку вызывать, чтобы урожай увезти.
Упражнение «Лошадка»

Все звери были довольны, только змея зашипела громко и сердито, потому что она капусту не ест: ш-ш-ш-ш, а потом тихо: ш-ш-ш-ш.
Уползла змея и звук [Ш] с собой забрала. Расстроился зайка, теперь он стал не зайчишка, а зайчика. Давайте поможем отыскать звук [Ш]. Но змея отдаст его только тогда, когда вы выполните ее задания. А для этого мы отправимся в сказочный лес.


Сначала потренируемся слышать звук [Ш].
1. Я буду называть слова и если вы услышите [Ш], пошумите погремушкой.
Возьмите погремушки. Шуметь, картошка, шуба, автобус, шоколад, сыр, вишня, дом, шорты.


2. Вижу, вы готовы и мы отправляемся в путешествие, садимся в поезд и поехали:
По-шел, по-шел, по-шел. Приехали.
Послушайте, как шумят деревья и повторите:
Ши-ша-шу аш-ош-уш
Шта-што-шту шка-шки-шку
Аша-ошо-ушу ишк-ашк-ошк


3. Посмотрите, змея мяч оставила на поляне и хочет, чтобы мы поиграли в игру «Доскажи слово». Я говорю начало слова, а вы добавляете слог «ШКА».

Мы — шка нору — шка
Лягу — шка кваку — шка
Матре — шка неваля — шка
Карто — шка Анто — шка
Ми — шка зайчи – шка


4. Физминутка:
Мы по лесу шли-шли,
Много шишек нашли.

Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Лягушка-попрыгушка —
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.


5. Посмотрите, елочки стоят без шишек, шишки вот лежат, но они не простые, а с картинками. Отберите картинки, в названии, которых есть звук [Ш]. А теперь надо повесить шишки на елки: (Шар, шарф, шкаф, каша, крыша, лягушка, карандаш, камыш, финиш, каштан, катушка, брошь, шина).
— на первую елку картинки, в которых звук [ш] в начале слова;
— на вторую елку картинки, в которых звук [ш] в середине слова;
— на третью елку картинки, в которых звук [ш] в конце слова.


6. А вот змея письмо оставила с заданием: Назовите картинку так, чтобы появился звук «Ш»:

Домик — домиШка          Заяц- зайчиШка
Орехи — ореШки             Горох-гороШек
Петух — петуШок           Хлеб – хлебуШек
Корова-коровуШка

Гнездо-гнездыШко
Рыба-рыбеШка

7. Есть у белочки дупло
Там уютно и тепло. 
В дупле белочка без спешки
Грызет вкусные орешки.
Белочка убежала, а орешки оставила, отдадим их белочке. Для этого вы должны вспомнить и назвать слова со звуком «Ш». Называйте слово и поднимайтесь на следующую ветку.


8. Звук [Ш] мы с вами вернули Зайке и стал он опять Зайчишка. Благодарит вас он, но мне жалко его, потому что ему жить негде. Давайте поможем  ему построить дом. А стены у домика должны быть из картинок со звуком [Ш].


9. Ребята, вы звук [Ш] нашли, а есть еще буква [Ш]. Чем отличается звук от буквы. Звук мы слышим и говорим, букву видим и пишем. Покажите Зайчишке букву [Ш]. Выложите на листочке.


Молодцы! Все задания выполнили и зайчишка доволен и змея вас хвалит, и приготовили они  для вас угощения. Что у меня в руках? (Мешочек) А в мешочке? (орешки) Сколько орешков? (шесть) Возьмите поровну.

Какой звук мы сегодня искали? ([Ш])
Какое задание змеи вам запомнилось?
В какую игру вы хотели бы еще поиграть?

Спасибо, занятие окончено.

nsportal.ru

Конспект логопедического занятия [Звук и буква Ш]

ЗАДАЧИ:

1. Автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Выделять звук из слов, делить слова на слоги.
3. Фонемный анализ слов типа КОШКА.
4. Познакомить детей с буквой Ш.
5. Читать прямые и обратные слоги.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, пеналы, буква, палочки, игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.    Оргмомент.

Дети сидят на своих местах.

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся.

— Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

— На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

— Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

— Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.

—  Кто вспомнил автора сказки, по которой написана эта замечательная песня? (Эта музыка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» по сказке Эдуарда Успенского).

—  Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья». (Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др).

— Послушайте, кто поёт эту песенку (звучит песенка Чебурашки). Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости.
Логопед ставит на парту игрушку Чебурашка.

— Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям. Вы догадались, кто это? (Шапокляк).

На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк.

— Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. Поможем её в этом?

— Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

— Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

Артикуляция звука (язык чашечкой, губы округлены), характеристика (согласный, твердый, глухой).

— У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В имени какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

— В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

3. Автоматизация звука [ш] в слогах.

— Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Чебурашка насторожился).

Шта-што-шту-шты! (испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?

4. Фонемный анализ слов.

— Посмотрите, кто встретился Чебурашке по дороге (мишка, кошка).
Фонемный анализ слов мишка, кошка.

5. Автоматизация звука [ш] в словах.

— Чебурашка вышел из леса и пришел к нам.

а) Игра «Назови картинку». Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

б) Игра «Добавь словечко».

Логопед говорит от имени Чебурашки, а дети помогают вести рассказ.

-Я по лесу шел и волнушку… (нашел). Дальше я в лес… (пошел), в чащу леса … (зашел) и к избушке … (подошел), потом в избушку … (зашел), ничего там не … (нашел), дальше … (пошел). К дереву я … (подошел), там я сладкий мед … (нашел). По дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

в) Игра: «Разложи картинки». Деление слов на слоги.

— Чебурашка шёл по дороге и увидел 3 домика.
На доске — три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки.  Дети должны разложить свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.

6. Физминутка (проводится на ковре).

— Слушайте стихотворение и выполняйте действия.

Делай круг!
Шире круг!
Справа друг.
Слева друг.
Мы идём по кругу,
Песенку поём.
Группа наша дружная.

Весело живём.

А теперь приготовьте свои ручки.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.

7. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения.

— Теперь составьте предложение со своим словом. В предложении должно быть пять слов. Покажите Чебурашке, чем мы обозначим слова в предложении. Анализ предложения.

— Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).

На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
На столе стояла кошка … (плошка).
На полу сидела плошка … (кошка).

8. Знакомство с буквой Ш: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек.

— Ой, а в конверте кажется ещё что-то есть. Посмотрите, это буквы.

Чтение слогов. Правило: буква Ы никогда не стоит за буквой Ш.

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

— Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу.
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Назовите слова со звуком [ш].
Занятие окончено.

Подготовила и провела
учитель-логопед Мартьянова К.Н.

 Loading …

logoportal.ru

Конспект логопедического занятия на тему « Звук и буква Ш» (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия: « Звук и буква Ш»

Цели: Закрепить правильное произношение звука ш в слогах, словах, предложениях.

Развивать навыки фонематического анализа, умение выделять звук [ш] в словах.

Развивать пространственные представления, употребление предлогов: на, в, за, под.

Развивать речевую моторику, мелкую моторику.

Оборудование: Мышка, предметные картинки, «домики звуков», счетные палочки, ноутбук.

Ход занятия.

Организационный момент. Послушайте загадку:

— Маленькая крошка, боится кошки.

В норке живет, туда все несет.

— Кто это? (мышь)

Выставляется картинка – «мыши»

— Каким звуком заканчивается это слово?

— Звуком [ш]

— Сегодня мы будем работать над правильным произношением этого звука. А чтобы правильно произносить этот звук, должны хорошо работать губы, язык и челюсть.

Артикуляционная гимнастика:

«Блинчик»

«Чашечка»

«Вкусное варенье»

«Качели»

«Лошадка»

Развитие подвижности нижней челюсти:

— Как мышка жует твердую корочку? (напряженные жевательные движения).

— Как мышка жует мягкий сыр? (расслабленные жевательные движения).

Работа над речевым выдохом:

— Давайте на выдохе скажем:

«Ах, какой вкусный сыр!»

«Ах, какой вкусный душистый сыр!»

Анализ акустико-артикуляционного образа [ш]

— Едет мышка на машине

Проколола мышка шину.

Покажите, как воздух выходит из шины: ш-ш-ш.

— Что делают губы, когда произносят звук [ш]? (Губы округлены, вытянуты вперед).

— Что делают зубы? (Зубы не смыкаются)

— В каком положении язык? (Язык чашечкой, поднят вверх)

— Какая воздушная струя? (Воздушная струя теплая)

— Звук ш – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначается синим цветом. (показ схемы)

— Звук ш живет в букве ш

Буква ш как гребешок

Куклу причеши, дружок!

Три зубца рядочком ставим

И внизу соединяем.

Напишите указательным пальцем в воздухе букву ш.

Составьте букву ш из счетных палочек.

Молодцы, мышке очень понравилось как вы написали ее любимую букву.

Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».

— А теперь поиграем. Закройте глаза, и поднимите правую руку, если услышите слово со звуком ш: камыш, кошка, лук, чашка, свинья, крыша, шишка, мошка, лампа, шмель, луна.

Автоматизация [ш] в слогах.

— Помогите мышке соединить звуки в слоги.

Дети произносят хором слоговые ряды: ш…а, ш…о, ш…у, ш…и;

а…ш, о…ш, у…ш, и…ш.

Автоматизация [ш] в словах.

— Посмотрите на картинки, найдите и назовите только те, в названии которых есть звук [ш].

Игра «Посели слова в домики».

— Посмотрите на доску. Это «домики звуков». Помогите правильно разместить картинки в домики: в 1-й домик, если звук [ш] в начале слова; во 2-й домик, если звук в середине слова; в 3-й, если звук в конце слова.

Физминутка: «Вышли мышки»

Вышли мышки как-то раз (ходьба)

Поглядеть, который час (повороты вправо-влево, пыльцы «трубочкой» перед глазами)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой)

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки)

Убежали мышки вон (бег на месте)

(повтор 2 раза)

Игра «Кто, где спрятался?»

— У нашей мышки есть друзья, они решили поиграть с ней в прятки. Давайте поможем мышке найти ее друзей. Посмотрите внимательно вокруг, они могут прятаться в разных местах нашей комнаты. Кто нашел картинку должен подойти, взять ее и назвать кто это и где он спрятался. (Лягушка спряталась в камышах. Кошка залезла на крышу. Мышка спряталась в шкаф. Лягушонок спрятался под кадушку. Шмель спрятался под листом ромашки. Лошадка спряталась за деревом.)

Игра «Найди дом для мышки»

— Помогите мышке найти ее дом. А для этого необходимо соединить все буквы ш по порядку сплошной линией, которая укажет дорожку к домику..

Итог занятия Молодцы! Помогли мышке. Наше занятие заканчивается. Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)

Какие задания вам понравились?

infourok.ru

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

Тема: звук и буква Ш

Цели и задачи: познакомить детей со звуком и буквой ш, формировать навыки слогового анализа и синтеза, закреплять знания норм орфографии, развивать фонематическое восприятие, фонематический слух.

Оборудование: буква Ш (запись на доске), стилизованное изображение буквы, символ на доске, карточки с парными словами, слоговая таблица, картинка с изображением старухи шапокляк, карточки со словами, предметные картинки

Ход занятия

1.организационный момент

Артикуляционная гимнастика

-ребята сейчас мы с вами выполним упражнения для наших губ и языка

Улыбка лягушонка

Заборчик

Окошко

Часики

2.знакомство с героем занятия.

Сегодня в гости к нам заглянула старушка. Посмотрите на ее вещи и постарайтесь вспомнить ее имя(это вещи старухи шапокляк) припомните из какого мультфильма к нам пришла шапокляк? Какие поступки совершала эта героиня? Какие еще герои этого мультфильма вам знакомы?

Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи?

 Это звук «ш».

В имени какого героя есть этот же звук?

 Это – Чебурашка.. В какой части слова мы его слышим?

Этот звук слышится в середине слова.

 Произнесите звук «ш» и определите какой он –  гласный или согласный?

 Этот звук согласный, потому что он не тянется и воздух при произнесении встречает преграду.. ?

какой звук «ш» –  звонкий или глухой?

 Глухой и шипящий.

 Давайте попробуем выяснить еще один признак этого звука. Каким он может быть твердым или мягким?

 Этот звук твердый.

Правильно. Звук «ш» – согласный, глухой, всегда твердый.

3.Развитие слогового агализа и синтеза

посмотрите на таблицу и определите с какими гласными дружит дружит бкува Ш,прочитайте слоги

А теперь сделаем пальчиковую гимнастику шарик

Надуваем быстро шарик

Он становится большой

Вдруг шар лопнул, воздух вышел

Стал он тонкий и худой

Запишите получившиеся слоги

4.Развитие фонематического анализа и синтеза

Ребята я приготовила вам карточки со словами, а шапокляк изменила в них буквы, вместо первой буквы Ш она записала совсем другие буквы, теперь нельзя прочитать слова, верните на место букву Ш

Слова запись на карточках

Чашка— гарик— губы— тапки—- — фланг—

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

5Развитие зрительного восприятия

Ребята шапокляк решила навестить своих родственников, и подарить им подарки, давайте вместе поможем шапокляк , к картинкам подберем слово признак, так чтобы у нас получилось словосочетание

Пушистая шуба

Плюшевый мишка

Грузовая машина

Шерстяной шарф

Синий карандаш

А теперь вместе с вами мы определим где в словах спряталась буква Ш( в начале в середине в конце)

Мишка

Шарик

карандаш

мишка

шуба

6.развитие зрительного внимания( на уровне предложения)

шапокляк оставила нам еще задание

вставь пропущенные буквы Ш, прочитайте рассказ составленный старухой шапокляк

Ми_ка

Ми_е подарили плю_евого ми_ку. Вечером Ми_а вы_ел во двор гулять вместе с ми_кой. Он посадил его в ма_ину. У Ма_и новя игру_ечная ло_адка. Ма_а и Ми_а стали катать ми_ку на ло_адке.

7итог занятия

ребята вы отлично справились со всеми занятиями

 Я думаю, что в конце урока шапокляк можно преподнести подарок, о котором вы узнаете, отгадав загадку:

Я и красный и зеленый,
Я и голубой и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.

Это – воздушный шарик.

 Кто догадался, почему именно этот предмет мы ей сегодня подарим?

 Потому, что он начинается на букву «Ш», с которой начинается имя старухи. Потому, что именно его подарили герои сказки, чтобы Шапокляк улетела далеко. Но у нас она стала умнее и ей, наверное, понравилось учиться в школе и она еще захочет побывать у нас на уроках.

Ми_ка

Ми_е подарили плю_евого ми_ку. Вечером Ми_а вы_ел во двор гулять вместе с ми_кой. Он посадил его в ма_ину. У Ма_и новая игру_ечная ло_адка. Ма_а и Ми_а стали катать ми_ку на ло_адке.

Ми_ка

Ми_е подарили плю_евого ми_ку. Вечером Ми_а вы_ел во двор гулять вместе с ми_кой. Он посадил его в ма_ину. У Ма_и новая игру_ечная ло_адка. Ма_а и Ми_а стали катать ми_ку на ло_адке

Ми_ка

Ми_е подарили плю_евого ми_ку. Вечером Ми_а вы_ел во двор гулять вместе с ми_кой. Он посадил его в ма_ину. У Ма_и новая игру_ечная ло_адка. Ма_а и Ми_а стали катать ми_ку на ло_адке

Ми_ка

Ми_е подарили плю_евого ми_ку. Вечером Ми_а вы_ел во двор гулять вместе с ми_кой. Он посадил его в ма_ину. У Ма_и новая игру_ечная ло_адка. Ма_а и Ми_а стали катать ми_ку на ло_адке

Ми_ка

Ми_е подарили плю_евого ми_ку. Вечером Ми_а вы_ел во двор гулять вместе с ми_кой. Он посадил его в ма_ину. У Ма_и новая игру_ечная ло_адка. Ма_а и Ми_а стали катать ми_ку на ло_адке

Ми_ка

Ми_е подарили плю_евого ми_ку. Вечером Ми_а вы_ел во двор гулять вместе с ми_кой. Он посадил его в ма_ину. У Ма_и новая игру_ечная ло_адка. Ма_а и Ми_а стали катать ми_ку на ло_адке

Пушистая

Плюшевый

Грузовая

Шерстяной

Зеленый

Чашка- ________

Гарик-_________

Губы- _________

Тапки-_________

Фланг_________

Чашка- ________

Гарик-_________

Губы- _________

Тапки-_________

Фланг_________

Чашка- ________

Гарик-_________

Губы- _________

Тапки-_________

Фланг_________

Чашка- ________

Гарик-_________

Губы- _________

Тапки-_________

Фланг_________

Чашка- ________

Гарик-_________

Губы- _________

Тапки-_________

Фланг_________

infourok.ru

«Звуки и буквы С — Ш» Логопедическое занятие



Логопедическое занятие по формированию звукопроизношения и обучению грамоте на тему

«Звуки [С] — [Ш], буквы С, Ш»

Цели:1.  Формировать умение различать звуки [С]-[Ш] в слогах, словах, фразах;

  1. Продолжить учить чтению двусложных слов и слов со стечением;
  2. Упражнять в пересказе простого текста, в употреблении сложноподчиненных предложений с придаточным причины;
  3. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки, игрушка – заяц Степашка;  карточки с пропущенным буквами, со словами для чтения; силуэты, ручки, буквы, мяч.

Ход занятия.

  1. Орг. момент: Сядет тот, кто правильно назовет гласные звуки в словах (лужа, стол, липа, осы лимон, козы).
  2. Введение в тему.

Ребята. Сегодня на занятие к нам пришел Степашка. Он принес интересные стихи. Послушайте их и отгадайте, о каких звуках мы будем говорить на занятии.

В словах на С, повсюду свист, он слышен здесь прекрасно.

Собака, сумки, сахар, лист. Теперь тебе все ясно?

В словах на Ш – совсем не то, тут шум сплошной мы слышим.

Шалаш, подушка, решето, шуршим, решаем, пишем.

— Какие звуки мы будем повторять сегодня?

  1. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

-Ребята, вспомните, при произнесении звука С (Ш), в каком положении губы, зубы, язык.

— Звуки С, Ш согласные, глухие, твердые.

  1. Дифференциация на слух звуков С, Ш.

Ребята, в слове, Степашка, тоже есть звуки С, Ш. Он их очень любит и хочет поиграть в игру «Покажи нужную букву». (Например: большой, сладкий, катушка, лес, сынок, шить, окошко, песок,  ласточка, крыша, нос).

  1. Упражнение «Наоборот» звуки в слогах С-Ш.

Я называю слог со звуком С, а вы со звуком Ш. (Например: СА-ША, и т.д.)

  1. Дифференциация С-Ш.

Степашка, принес с собой мешок и сумку. Помогите ему правильно разложить картинки и определить позицию звуков С, Ш. В мешок – картинки со звуком Ш. В сумку картинки со звуком С. Степашка доволен как вы разложили картинки.

  1. Физкультминутка.

Игра с мячом. – Ребята ответьте на мой вопрос так, чтобы в слове были оба звука С-Ш.

— Кто ведет паровоз?

— Кто пасет стадо?

— Чем покрыто тело кошки?

— Что светит днем в небе?

— Как называются маленькие баранки?

— Если дети смеются, слушая рассказ, то этот рассказ какой?

— Как называется дорога по которой едут машины?

— Кто играет в шахматы?

  1. Упражнение «Вставь пропущенную букву»

Ребята, сейчас напечатайте пропущенные буквы в словах и прочитайте предложение. Назовите последнее слово в предложении и составьте звуко-слоговую схему этого слова. Молодцы.

9.Чтение слов. Ребята, необходимо мысленно расположить буквы в порядке убывающей высоты, от самой высокой к самой низкой. Тогда удастся прочесть слово. (Сумка, школа)

  1. Пересказ.

— А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ а потом пересказать его используя силуэты.

Миша и белка.

Пошел Миша в лес за шишками. Видит стоит высокая сосна, а под ней много шишек. Но тут он заметил на сосне белку. Захотел ее поймать. Кинул в белку шапкой. А шапка на суку повисла. Так и ушел Миша домой без белки и шапки.

  1. Итог занятия.

Автор-составитель:

учитель-логопед

Золотарева Юлия Александровна

 



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 — 18:09 — МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука  [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки  В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.

 Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.

Ход занятия

I.                   Оргмомент. (1  мин.)

1.      Орг.момент:

Логопед и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

— Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы  пришли заниматься,  узнавать много нового.

– вы хотите  все заниматься? (Да!)

– Значит, будем заниматься.

II.   1. Введение в тему. (3 мин.)

— Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

— На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

— Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-Давайте поиграем: я  показываю букву, а вы по — очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

— Ребята к нам сегодня  в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете,  кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.

— Ребята, этого  мышонка зовут Шуша.  Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями,  он вам что-то подарит.

— Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

– Верно, это звук  [ш]. Сегодня на  занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

 2. Артикуляционная гимнастика . (4 мин.)

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему  улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины  (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

— Молодцы ребята. Проходим за столы.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

— Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

— Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

— Какие звуки живут в синем домике? (Согласные  твердые звуки).

— В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

— Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? ( фишкой синего цвета).

4. Работа в тетради. (2 мин)

— Раскрасим «одежду» звука [ш]  карандашом нужного цвета (синим).  И запоминаем, что звук [ш]  —согласный, твердый, глухой.

5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)

— Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.

 6. Определение позиции звука [ш]  в словах. (2 мин)

-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш]  в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка»,  «шапка», «душ».

7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

— Молодцы.  Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

 Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

8. Знакомство с буквой Ш. (2  мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа  буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.

9. Д/И «Теремок с буквами». (2 мин)

-Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?

10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)

— А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.

Логопед составляет слоги  в теремках, а  дети по очереди читают (ша, шу, шо).

— Молодцы, встаем в круг.

 

 

 

 

11.Физкультминутка«Мышонок» (2 мин.)

 

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.            

В барабан она громко бьет,          

В чехарду играть зовет.              

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!          

Лапки ставим на бочок,                                                                                                               

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

 

 

 

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

 

12.  Д/И «Телеграф» (3 мин)

 На планшете, рядом со строчками цифры 1,  2,  3,  на столе стопка картинок.  

— Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш]  в начале слова, мальчикам, где звук [ш]  в середине слова..  Картинки:  штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

— Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

— Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

— А сейчас по очереди сосчитайте, сколько слогов в  каждом слове и поместите картинки на нужную строчку.  Назовите слова, в которых один, два, три слога.

13. Синтез слова ШУБА.(3 мин)

— Мышонок Шуша приготовил для вас последнее  задание, посмотрите мышонок принес  разноцветные волшебные яйца, какие они? (белые, желтые, оранжевые, розовые, зеленые), а размером? (большие и маленькие).  Давайте мы по очереди возьмем  волшебные яйца, в них находятся буквы, из которых вам нужно составить слово ШУБА, но чтоб открыть их, нужно отгадать загадку. Кто отгадает, у  того откроется яйцо.

Загадки:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка

(лягушка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапка.

(кошка)

Хвост длинен,

Сама крошка,

Боится очень кошки.

(мышка)

В лесу одна смешная птица

Весь день поет ку-ку, ку-ку

Никак не может научиться петь,

Как петух, – «кукареку»

(кукушка)

Давайте достанем буквы и составим из них слово ШУБА, сколько букв в этом слове?, какая первая, какая последняя? А теперь давайте положим яйца на место. Куда вы положили яйца?, а откуда вы их брали?

III.           Итог (1 мин)

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Оценка речевой деятельности.

— Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Логопед раздает детям угощение.

nsportal.ru

Конспект логопедического занятия на тему: «Звук (Ш)»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

 

Тема: «Звук [Ш]»

 

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

 

Задачи:

— закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

— развивать фонематическое восприятие;

— развивать артикуляционную моторику;

— совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;

— практическое употребление предложно-падежных сочетаний.

— развивать звукобуквенный анализ слов.

— воспитывать навыки самоконтроля;

— воспитывать активность и внимательность на занятии;

 

 

Оборудование: презентация, ватный шарик, ворота, картинки, стеклянные камушки.

 

Ход занятия:

 

1. Орг. момент:

Учитель – логопед: — Здравствуй Дима! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к одному звуку. А чтобы узнать, к какому именно, нужно внимательно послушать стихотворение и услышать, какой звук там встречается чаще всего:

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой  ширины.

 

Учитель — логопед: — Скажи, пожалуйста, какой звук встречается чаще?

Ребенок: — Чаще всего встречается звук [Ш]. (Слайд 1).

 

Учитель — логопед: — Правильно, это звук [Ш]. И сегодня мы отправимся к нему в гости на машине. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться и сделать гимнастику для губ и языка.

 2. Основная часть:

 

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Учитель — логопед: — Какое время года сейчас? По каким приметам мы узнаем, что наступила  зима?   Давай скатаем  снежок, и  поиграем с тобой в необычный зимний футбол. Для этого мы будем дуть на снежный комочек, чтобы он попал в ворота. Вдох через нос, выдох через рот плавный и продолжительный.

 

 Учитель – логопед: — Следующее упражнение называется «Улыбочка-хоботок». Нужно широко улыбнуться, а затем вытянуть губы в хоботок.

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед: — Далее упражнение «Вкусное варенье». Нужно широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, как будто слизываешь варенье.

(Ребенок выполняет).

 

Учитель- логопед: — Следующее упражнение называется «Лошадка». Нужно поцокать языком, как будто скачет лошадка.

Следующее упражнение «Фокус» подуем давай на снежинку.

-Представь, что на улице идет метель и холодные снежинки падают нам лицо, сдуем снежинку, произнося звук Ш.

Акустико-артикууционная характеристика (слайд)

-Когда мы произносим звук Ш, какое положение занимают зубы, губы, язык?

-Давай дадим характеристику звуку Ш?

-Какой он гласный или согласный?

-Звонкий или глухой?

-Твердый или мягкий?

8. Работа над голосом

Когда мы ехали по снежным улицам   на машине,  у неё спустило колесо, Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо, возьмем насос в руки и качаем : ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

-какой буквой обозначается звук «Ш» ?

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «Ш» услышать и произнести.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву ША из счетных палочек.

 

(Ребенок выполняет).

Учитель – логопед: — Посмотри,  в каком красивом доме живет наш звук. (Слайд 2). А рядом с ним живет его сосед звук [С]. Они часто ходят, друг к другу в гости и играют в разные игры. Вот и нам они предлагают поиграть в игру и немножко отдохнуть.

 

Игра «Не перепутай»:

Учитель – логопед: — Я буду называть звук, слог или слово со звуками [Ш] или [С], а ты, когда услышишь [Ш] поднимаешь руки вверх, а когда услышишь звук [С]  — опускаешь руки вниз.

с, ш, са, су, ши, сы, ща, шайба, слон, шалаш, салют, салют, шалун.

Молодец.

 

Учитель- логопед: — У нашего звука есть домашнее животное — змейка. Давай покажем, как она шипит.

Ребенок: Ш – ш — ш (повторяет несколько раз).

-Давай вместе со змейкой произнесём слоги.

Ша-ша-ша

Шу-шу-шу

Шо-шо-шо

Ши-ши-ши

(Повторяем 2 раза)

Игра «Что купили в магазине?» (Слайд 3).

Учитель- логопед: — Перед нашим приездом наш звук [Ш] сходил  в магазин и купил  много продуктов. Давай посмотрим, что он купил, и назовем только те продукты, в названии которых есть звук [Ш]. (Если ребенок затрудняется, то называем все продукты и определяем наличие звука [Ш]).

Ребенок: —  Вишня и шоколадка.

 

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед:  — А теперь сосчитаем предметы:   

Ребенок:

— 1 шоколадка, 2 шоколадки, 5 шоколадок. (Слайд 4).

— 1 вишня, 2 вишни, 5 вишен. (Слайд 5).

 

Учитель – логопед: — Ты молодец. Все правильно сосчитал и назвал.

Гимнастика для глаз.

-Какой праздник мы ждем с приходим зимы?

 

Игра «Определи место звука в слове»:

Учитель-логопед:- Разложи картинки в 3 колонны:

-1-ая Звук Ш стоит в начале слова;

-2-ая Звук Ш стоит в середине слова;

-3-я Звук Ш стоит в конце слова.

 

Игра «Готовим одежду к зиме»:

Учитель – логопед:  — Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи  .  Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Давай вместе с ним сложим в шкаф вещи:

«Я положу в шкаф…»,  и называешь ту вещь, которую положишь.

Ребенок: — Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф…  шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Дополни предложения по картинкам»

 

-Вещи мы сложили в шкаф, теперь звук Ш просит дополнить предложения по картинками прочитать предложения.

 

Учитель – логопед: — Молодец.

 

3. Заключительная часть:

Учитель – логопед: — Вот и пришла пора прощаться с нашим звуком.

Тебе понравилось в гостях у звука [Ш]?

Ребенок: — Да. Понравилось.

Учитель – логопед: — Ему тоже очень понравилось, и он приглашает тебя еще раз прийти к нему в гости.

Поощрение ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: «Звук (Ш)»»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Звук [Ш]»

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

— закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

— развивать фонематическое восприятие;

— развивать артикуляционную моторику;

— совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;

— практическое употребление предложно-падежных сочетаний.

— развивать звукобуквенный анализ слов.

— воспитывать навыки самоконтроля;

— воспитывать активность и внимательность на занятии;

Оборудование: презентация, ватный шарик, ворота, картинки, стеклянные камушки.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

Учитель – логопед: — Здравствуй Дима! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к одному звуку. А чтобы узнать, к какому именно, нужно внимательно послушать стихотворение и услышать, какой звук там встречается чаще всего:

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой  ширины.

Учитель — логопед: — Скажи, пожалуйста, какой звук встречается чаще?

Ребенок: — Чаще всего встречается звук [Ш]. (Слайд 1).

Учитель — логопед: — Правильно, это звук [Ш]. И сегодня мы отправимся к нему в гости на машине. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться и сделать гимнастику для губ и языка.

2. Основная часть:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Учитель — логопед: — Какое время года сейчас? По каким приметам мы узнаем, что наступила зима? Давай скатаем снежок, и поиграем с тобой в необычный зимний футбол. Для этого мы будем дуть на снежный комочек, чтобы он попал в ворота. Вдох через нос, выдох через рот плавный и продолжительный.

Учитель – логопед: — Следующее упражнение называется «Улыбочка-хоботок». Нужно широко улыбнуться, а затем вытянуть губы в хоботок.

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед: — Далее упражнение «Вкусное варенье». Нужно широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, как будто слизываешь варенье.

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед: — Следующее упражнение называется «Лошадка». Нужно поцокать языком, как будто скачет лошадка.

Следующее упражнение «Фокус» подуем давай на снежинку.

-Представь, что на улице идет метель и холодные снежинки падают нам лицо, сдуем снежинку, произнося звук Ш.

Акустико-артикууционная характеристика (слайд)

-Когда мы произносим звук Ш, какое положение занимают зубы, губы, язык?

-Давай дадим характеристику звуку Ш?

-Какой он гласный или согласный?

-Звонкий или глухой?

-Твердый или мягкий?

8. Работа над голосом

Когда мы ехали по снежным улицам на машине, у неё спустило колесо, Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо, возьмем насос в руки и качаем : ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

-какой буквой обозначается звук «Ш» ?

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «Ш» услышать и произнести.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву ША из счетных палочек.

(Ребенок выполняет).

Учитель – логопед: — Посмотри, в каком красивом доме живет наш звук. (Слайд 2). А рядом с ним живет его сосед звук [С]. Они часто ходят, друг к другу в гости и играют в разные игры. Вот и нам они предлагают поиграть в игру и немножко отдохнуть.

Игра «Не перепутай»:

Учитель – логопед: — Я буду называть звук, слог или слово со звуками [Ш] или [С], а ты, когда услышишь [Ш] поднимаешь руки вверх, а когда услышишь звук [С] — опускаешь руки вниз.

с, ш, са, су, ши, сы, ща, шайба, слон, шалаш, салют, салют, шалун.

Молодец.

Учитель- логопед: — У нашего звука есть домашнее животное — змейка. Давай покажем, как она шипит.

Ребенок: Ш – ш — ш (повторяет несколько раз).

-Давай вместе со змейкой произнесём слоги.

Ша-ша-ша

Шу-шу-шу

Шо-шо-шо

Ши-ши-ши

(Повторяем 2 раза)

Игра «Что купили в магазине?» (Слайд 3).

Учитель- логопед: — Перед нашим приездом наш звук [Ш] сходил в магазин и купил много продуктов. Давай посмотрим, что он купил, и назовем только те продукты, в названии которых есть звук [Ш]. (Если ребенок затрудняется, то называем все продукты и определяем наличие звука [Ш]).

Ребенок: — Вишня и шоколадка.

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед: — А теперь сосчитаем предметы:

Ребенок:

— 1 шоколадка, 2 шоколадки, 5 шоколадок. (Слайд 4).

— 1 вишня, 2 вишни, 5 вишен. (Слайд 5).

Учитель – логопед: — Ты молодец. Все правильно сосчитал и назвал.

Гимнастика для глаз.

-Какой праздник мы ждем с приходим зимы?

Игра «Определи место звука в слове»:

Учитель-логопед:- Разложи картинки в 3 колонны:

-1-ая Звук Ш стоит в начале слова;

-2-ая Звук Ш стоит в середине слова;

-3-я Звук Ш стоит в конце слова.

Игра «Готовим одежду к зиме»:

Учитель – логопед: — Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи . Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Давай вместе с ним сложим в шкаф вещи:

«Я положу в шкаф…», и называешь ту вещь, которую положишь.

Ребенок: — Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Дополни предложения по картинкам»

-Вещи мы сложили в шкаф, теперь звук Ш просит дополнить предложения по картинками прочитать предложения.

Учитель – логопед: — Молодец.

3. Заключительная часть:

Учитель – логопед: — Вот и пришла пора прощаться с нашим звуком.

Тебе понравилось в гостях у звука [Ш]?

Ребенок: — Да. Понравилось.

Учитель – логопед: — Ему тоже очень понравилось, и он приглашает тебя еще раз прийти к нему в гости.

Поощрение ребенка.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о