Постановка и отработка сонорного звука «Л»
Цель занятия: формирование правильного произношения сонорного звука.
Задачи:
— развитие органов артикуляции;
— развитие слухового внимания;
— развитие фонетико-фонематического слуха.
Артикуляционная гимнастика, формирование правильного произношения звука “Л”
Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При подборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо логопеда.
Логопед следит за качеством выполняемых движений: точностью, правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью. Хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
— рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;
— показ упражнения;
— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
— проверка правильного выполнения, указание на ошибки;
— выполнение упражнения без зеркала.
Вначале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические.
Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы. Динамические – требуют ритмического повторения (примерно 6 раз) движений, координации, хорошей переключаемости.
Упражнения следующие:
“Индюк” — цель: выработать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.
Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ –БЛ (как индюк болбочет).
“Пароход гудит” — цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Приоткрыть рот и длительно произносить звук “Ы”.
“Самолет гудит” — цель: вызывание звука, близкого к “Л”.
Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука “Ы” проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится “Л”.
“Вкусное варенье” — рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
“Лошадка” — присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
“Качели” — рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
“Стрелочка” — рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
“Спрячь конфетку” — рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Положение органов речи при произношении звука “Л”
Губы раскрыты, принимают положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твердого неба (альвеолами). Средняя часть напряженной спинки языка прогибается, язык принимает форму седла. Корень языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. Воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка, тыльной стороной ладони ощущаем теплую воздушную струю.
Постановка звука “Л”
Логопед показывает ребенку, как прикусывать широкий кончик языка. Ему объясняют: “Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке.” Теперь открой рот, а язык пусть лежит по – прежнему. Сделай так несколько раз подряд. (Ребенок упражняется перед зеркалом)
Подражая логопеду, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к постановке звука “Л” при межзубном положении языка. Логопед предлагает ребенку произносить звук “А” в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Упражнение повторяется 5-6 раз. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и слышно сначала слоги “АЛ, АЛ, АЛ”, затем – “ЛА, ЛА, ЛА”.
Логопед выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы он видел правильную артикуляцию и держал нужный темп.
Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Логопед предлагает ребенку поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги “ЛЫ, ЛЫ, ЛЫ”. В сочетании со звуком “Ы” звук “Л” приобретает большую четкость.
Отработка звука “Л” в слогах
Проговаривание по 3-5 раз:
Ал – ал – ал | ла – ла — ла | |
Ол – ол – ол | ло – ло — ло | |
Ул – ул – ул | лу – лу — лу | |
Ыл – ыл – ыл | ||
Ил – ил – ил | ||
Ел – ел – ел | ||
Ял – ял — ял |
Отработка звука “Л” в словах
Бал – вал – мал – пал – зал
Бол – вол – мол – пол – зол
Бул – вул – мул – пул – зул
Был – выл – мыл – пыл – зыл
Бил – вил – мил – пил – зил
Бел – вел – мел – пел – зел
Бял – вял – мял – пял – зял
Стул, Павел, забыл, пенал, пол….
Отработка звука “Л” в предложениях
Лыжник едет по лыжне.
У Лайки была белая лапа.
Мила поставила лампу на стол.
Клава пила молоко и ела булку.
Клубок упал со стула на пол.
Павел плыл в лодке по волнам.
Отработка звука “Л” во фразовой речи
Стихотворение “Вот какая мама”
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила –
Свою дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!
Скороговорка
Ал – ал – ал – пенал на пол упал,
Ол – ол – ол – пенал упал на пол,
Ул – ул – ул – пенал упал на стул,
Ыл – ыл – ыл – Павел пенал забыл.
Рассказы
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли, зато кукла вышла славная. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были большие.
Петя помог
Над окном одного дома было ласточкино гнездо. Из гнезда выглядывали четыре птенчика.
Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточкам жалко было птенчика. Они кружились над ни и пищали, но помочь не могли.
Это увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки весело защебетали и стали кормить птенчика.
В конце занятия подводятся итоги. Проверяется правильность выполнения артикуляционных упражнений. Уточняется артикуляционный уклад при произнесении звука “Л”.
В тетради записывается домашнее задание, которое ребенок выполняет дома перед зеркалом под присмотром взрослых. В работе с тетрадью необходимо соблюдать последовательность: постепенно переходим от задания к заданию, от простого к сложному.
Изученный материал закрепляется тщательно.
Домашние упражнения рекомендуется проводить систематически, желательно не менее трех раз в неделю. Кроме этого, 2-3 раза в день полезны кратковременные (в течение нескольких минут) упражнения.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе.
Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
Основная задача логопеда — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его.
Только при положительном отношении ребенка к занятиям можно выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить узнавать и различать звуки, формировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление.
На занятиях используется игра, рисование, художественное слово и другие средства и любимые виды деятельности, развивающие познавательную активность ребенка, позволяющие избегать быстрого утомления.
Применяются разнообразные приемы: называние картинок, добавление слов, отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, разучивание стихотворений, потешек, считалок, исключение неподходящего слова и подбор обобщающих понятий, сопровождение речи выразительными движениями, игры со словом, работа со звуковыми схемами слов, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием и многие другие интересные для детей виды работ.
Используемая литература
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. “Энциклопедия логопедических игр”. – СПб.: КАРО, 2007.
- Крутий Е.Л. “Волшебная логопедия”. – Д.: Сталкер, 1999.
- Ладутько Л.К., Шкляр С.В. “Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников”. – М., 1995.
- Лопухина И.С. “Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей”. – М.: Аквариум, 1995.
- Пожиленко Е.А. “Волшебный мир звуков и слов”. – М., Гуманитарный издательский центр “Владос”, 1999.
- Решетник Т.П. “Логопедические развивалки. Развивающие игры для детей”. – М.: Эксмо, 2010.
- Руденко В.И. “Логопедия: практическое пособие для логопедов”. – Изд.8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Ткаченко Т.А. “Если дошкольник плохо говорит”. – СПб: Акцидент,1997.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
urok.1sept.ru
Консультация по логопедии на тему: Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка
Кондратенко Н.В., учитель- логопед
Консультация для воспитателей и родителей
Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка — материал для работы логопеда-дефектолога.
Произношение звука «Л» чаще всего бывает нарушено в речи детей и в норме появляется примерно к 5 годам.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»
1) Упражнение «Заборчик-трубочка»
Цель: Это упражнение необходимо для правильной артикуляции звуков таких как: ОЛ, УЛ, ИЛ и т.д.
Инструкция: Просим ребенка сомкнуть зубы и улыбнуться, а после вытянуть губы «трубочкой». Чередуем «улыбку» и «трубочку» несколько раз подряд. Я рисую детям забор, и они закрашивают за одно выполненное упражнение одну доску забора. Часто дети не понимают, как это вытянуть губы «трубочкой», поэтому не могут правильно выполнить задание. В таком случае можно спросить ребёнка: «Покажи, как ты целуешь маму, папу и т.д.».
2) «Покусать яблочко»
Цель: выработка и закрепление правильного положения языка в ротовой полости.
Инструкция: Просим ребенка чуть-чуть покусать самый кончик языка передними резцами. Один раз равен десяти повторам.
Для улучшения мелкой моторики можно после каждого раза предлагать ребенку закрасить нарисованное яблочко.
3) «Качели».
Цель: Умение чередовать определенные артикуляционные положения языка.
Инструкция: Спрашиваем ребёнка: «А ты качался когда-нибудь на качелях?», «Тебе понравилось?» «Давай покачаемся вместе и выполним упражнение?»
«Большие качели»
Просим ребенка поднять язычок и подержать сначала на верхней губе, а после дотянуться язычком до своего подбородка.
«Маленькие качели»
Просим ребёнка поднять и упереть язычок сначала в верхние резцы и подержать его, а после в нижние резцы.
Чередуем упражнения несколько раз подряд.
4) «Индюк».
Цель: Вырабатывает правильный подъём кончика языка, развивает его подвижность.
Инструкция: Спросить ребёнка: «Как говорит индюк?» «Правильно, он болбочет. Так давай и мы попробуем»
Попросить ребёнка широко открыть рот и широким кончиком языка, задевая верхнюю губу произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл». Постепенно ускоряйте темп.
5) «Чистим зубы».
Цель: Выработка и закрепление умения удерживать язык в верхнем положении.
Инструкция: «Ты же каждый день чистишь зубки? Так давай, и сейчас почистим» От чего мы будем чистить зубы?
Что ты любишь кушать?» (ребёнок называет любой фрукт, овощ или его любимое блюдо). Дальше «чистим» зубы, например, от яблока.
Просим ребенка улыбнуться, поднять язык наверх и широким кончиком языка провести из стороны в сторону сначала по внешней поверхности зубов, а потом по внутренней («почистить» зубы внутри и снаружи). Повторяйте упражнение 5-10 раз, после можно предложить ребёнку закрасить нарисованную зубную щётку.
6) «Иголочка».
Цель: Укрепление мышц языка, выработка умения удерживать язык напряженным, в статичной позиции.
Инструкция: Просим ребенка открыть ротик и высунуть язычок, сделать его похожим на «иголочку» или «жало» (как у пчёлки). Удерживать язык в таком статичном положении 10 секунд, после расслабление и снова повтор упражнения. Выполнять задание 3-4 раза.
7) «Лошадка».
Цель: Выработка верхнего положения языка, растягивание подъязычной связки, укрепление мышцы языка.
Инструкция: «Ты видел (а) когда-нибудь лошадку? А знаешь, как она скачет? Давай и мы попробуем поскакать как она?»
Просим ребёнка «поцокать» кончиком язычка. Показываем сначала сами, а уже после просим повторить ребёнка. Выполняем упражнение вместе с ребёнком 5-7 раз.
Постановка звука «Л»
Твёрдый звук «Л» можно поставить ребёнку, попросив его закусить кончик языка передними резцами и длительно произнести звук «лллллл…л». Если этого сделать у малыша не получается, тогда можно заменить длительное произношение звука «лллл…л» на звук «ыыыы…ы».
Чтобы ребёнку было не скучно вырабатывать правильное положение языка в ротовой полости и закреплять этот навык, возможны разные игры.
Например: Нарисуйте пароход и остров, на который пароход должен приплыть. Просим ребёнка произнести длительный звук «ыыыы…ыы» и при этом вести линию до острова.
Инструкция: «Пароход гудит «ыыыы..ыы». Давай поможем пароходу приплыть на остров. Проведи линию от парохода до острова и «погуди» вместе с ним».
После того, как у ребёнка стало немного получаться правильно выгибать спинку языка, удерживая такое положение, и при этом произносить звук «л» можно переходить к следующему этапу – «Автоматизации звука»
Автоматизация звука «Л» (АЛ)
Инструкция для логопеда: Просим ребёнка широко открыть рот на звук «А» и закрыть, закусив кончик языка, на звук «Л». Проговаривайте одно предложение, после ребёнок закрашивает одну картинку. В распечатке картинки рассчитаны как на урок, так и на домашнее задание. Я провожу черту, отделяя одни картинки в строке от других, и говорю: «Вот это мы сделаем сейчас, а вот это ты сделаешь дома с мамой, папой и т.д.»
1) АЛ-АЛ-АЛ — дождь из тучки капал.
2) АЛ-АЛ-АЛ — Я песок насыпал.
3) АЛ-АЛ-АЛ — Я землю копал.
4) АЛ-АЛ-АЛ — Я поехал на вокзал.
5) АЛ-АЛ-АЛ — К нам приехал самосвал.
6) АЛ-АЛ-АЛ – Я с полки взял бокал.
7) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал овал.
8) АЛ-АЛ-АЛ – Я букву «Л» писал.
9) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал и устал.
10) АЛ-АЛ-АЛ – Павел крепко спал.
11) АЛ-АЛ-АЛ – Вандал разбил бокал.
12) АЛ-АЛ-АЛ – Павел взял пенал
13) АЛ-АЛ-АЛ – Я пошел в подвал и картошку взял.
14) АЛ-АЛ-АЛ – Лист с дерева падал.
15) АЛ-АЛ-АЛ – Павел мяч кидал.
16) АЛ-АЛ-АЛ – Мила поехала на бал.
17) АЛ-АЛ-АЛ – Лада искала квартал.
18) АЛ-АЛ-АЛ – Павел порвал журнал.
19) АЛ-АЛ-АЛ – Я держал штурвал.
20) АЛ-АЛ-АЛ – Я высыпал крахмал.
21) АЛ-АЛ-АЛ – Малыш украшал зал.
22) АЛ-АЛ-АЛ — Николай подал сигнал.
23) АЛ-АЛ-АЛ – Он догнал самосвал.
24) АЛ-АЛ-АЛ — Я достал коралл.
25) АЛ-АЛ-АЛ — Павел опоздал на вокзал.
26) АЛ-АЛ-АЛ — Адмирал зевал.
27) АЛ-АЛ-АЛ – Мы пошли на карнавал.
28) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал устроил скандал
29) АЛ-АЛ-АЛ – Для ритуала нужен кристалл.
30) АЛ-АЛ-АЛ – У Лады прекрасный вокал.
31) АЛ-АЛ-АЛ – У шакала страшный оскал.
32) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал встал на причал.
33) АЛ-АЛ-АЛ – Адмирал встал на пьедестал.
34) АЛ-АЛ-АЛ – Для кинжала нужен материал.
35) АЛ-АЛ-АЛ – Галка на палке.
36) АЛ-АЛ-АЛ – Фиалка на балконе.
37) АЛ-АЛ-АЛ — Мальчик ел халву.
38) АЛ-АЛ-АЛ – Кто мал да удал?!
Стихотворение: «Веник»
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
nsportal.ru
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука л»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.БЕЛЕБЕЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМСЯ 1 Б КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
на тему:
«Постановка звука [Л]»
Учитель-логопед
Мухамадиева Ляля Муфассировна
Тел: +7 (937) 475-84-44
e-mail: [email protected]
Белебей
2019
Постановка звука [Л]
Цель: Формирование правильного произношения звука [л].
Задачи:
Учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
Учить правильно произносить звук [л] c опорой на зрительный и слуховой контроль.
Продолжать учить выделять звук [л] из потока других звуков.
Развивать слуховое внимание, память, самоконтроль.
Совершенствовать мелкую, речевую моторику, фонематический слух.
Воспитывать и формировать интерес к занятиям.
Оборудование: символ звука Л, картинки, в названии которых есть звук [л], карточки для определения места звука в слове, карандаш, лист бумаги.
Ход занятия
Организационный момент.
— Здравствуйте, гости дорогие! Поиграем в игру «Я тоже».
— Я буду говорить предложение, а ты будешь добавлять «Я тоже»
— Я делюсь с тобой хорошим настроением!
— Я дарю тебе улыбку!
— Я буду с тобой играть!
— Я радуюсь осени!
1. Работа над силой голоса.
-Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, а люди надели теплые куртки и ботинки, то это время года называется…(осень).
Игра «Громко-тихо»
-Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у» (Тихо). Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у-у» (Громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо).
2. Упражнение на развитие дыхания «Сдуй листочек» (Осенний листочек на грибочке лежит, сдуем его, и он полетит) 3 раза.
-А теперь улыбнулись, набрали носом воздух и подули на широкий кончик языка ф-ф-ф-ф-ф (Сдули листочек).
3. Постановка цели.
-Сегодня мы будем учиться слышать, находить, произносить звук [л].
4. Артикуляционная гимнастика.
-Сейчас мы поиграем с язычком, чтобы научиться четко и правильно произносить звук. (Включаю компьютер).
5. Упражнение «Пароход».
-Послушай, как гудит мой «пароход». Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила на бугорки за верхними зубами. Мой язык похож на парус. (Показываю профиль).
— Произносим звук [ы-ы-ы].
6. Характеристика звука.
Звук [л]- согласный, твердый, звонкий. (Показываю схему.)
7. Упражнение «Самолет».
-Самолет летит и гудит «л-л-л-л-л». Наш самолет оставил вот какие следы на небе. Тебе нужно погудеть как самолет и повторить следы, которые оставил самолет.
8. Связь звука и буквы.
-На письме звук [л] обозначается буквой Л. (Показываю букву.)
Игра «Найди букву»
-Найди букву л среди других и обведи в кружок.
9. Упражнение «Колокольчик».
-У меня есть колокольчик. Он тоже издает звук [л]. Посмотри и послушай.
-А теперь вместе (Пальчиковая гимнастика).
10. Игра «Поймай звук».
-Я буду произносить звуки, слоги, а ты, когда услышишь звук [л], хлопай в ладоши(Л-Н-Л-Р-Л-Л-М-ЛА-МА-ЛУ-ЛО-СА-АЛ).
11. Игра «Выбери картинку».
-Перед тобой картинки, выбери картинки, в названии которых есть звук [л].
ЛОЖКА, МЯЧ, СТОЛ, МАШИНА, ДЯТЕЛ, ДОМ.
12. «Найди свой домик».
— Определяем позицию звука [л] в словах.
У нас два домика. В этом домике будут жить картинки, в названии которых звук [л] находится в начале слова, а в другом домике будут жить картинки, в названии которых звук [л] находится в конце слова.
— Где находится звук [л] в слове ЛОЖКА, ЛОСЬ, СТОЛ, ДЯТЕЛ?
Рефлексия.
— Какой звук мы учились слышать и произносить?
— Посмотри: наше осеннее дерево совсем без листиков. Если у тебя сегодня все получилось, все сделал правильно, на дерево расположи листочек желтого цвета, а если встретились трудности в выполнении упражнений, игр, то выбери листочек красного цвета. Подумай.
— Ты молодец, ты старался, все у тебя будет хорошо!
— Уважаемые коллеги! Не смотря на осенний листопад, предлагаю украсить наше дерево разноцветными листочками. На листочках напишите свои пожелания, свои предложения по просмотренному занятию.
infourok.ru
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л].
Тема: «Постановка звука [л]».
Цель:
— продолжать учить правильно выполнять артикуляционную гимнастику;
— закрепить знания о механизме образования звука [л];
— показать и объяснить артикуляцию звука [л];
— учить соотносить звук с буквой;
— развивать фонематическое восприятие, память;
— воспитывать стремление совершенствовать свою речь.
Оборудование:
-материал для создания артикуляторной готовности к вызыванию звука [л]; автор – Т.А. Ткаченко;
— дидактический материал по постановке звука [л] авторы – В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;
— предметные картинки из «Логопедического лото» автор — А.С.Галанов;
— картинки из пособия Л.Н.Зуевой «Занимательные упражнения по развитию речи»;
— бинт, напальчники, спирт, ватные шарики.
Ход занятия:
I. Артикуляционная гимнастика
1. Статическое упражнение «окошечко».
Цель: научить удерживать рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам, удерживать позиции на счет до 5.
2. Статическое упражнение «заборчик».
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.
Ход выполнения упражнения: верхние и нижние зубы сомкнуты губы в улыбке, удерживать губы в таком положении под счет до 5.
3. Статическое упражнение «иголочка».
Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами, удерживать на счет до 5.
4. Статическое упражнение «парус».
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка с силой упереться в верхние зубы, удерживать в заданном положении на счет до 5.
5. Динамическое упражнение «маятник».
Цель: развивать подвижность языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резцами; поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.
6. Динамическое упражнение «качели».
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх; развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз», на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).
7. Динамическое упражнение «маленькие качели».
Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу; выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.
8. Динамическое упражнение «вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх.
Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз( не из стороны в сторону) .
9. Динамическое упражнение «почистим зубы».
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
II. Беседа об образе звука [л]; положение органов артикуляции;
При произношении звука [Л]. Широко открытый рот. Сделай язык узким, напряженным. Кончик языка поднять к альвеолам (за верхние резцы). Отчетливо, длительно произнести звук [л]. Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
Характеристика данного звука. СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ
1. Повтори за мной следующие звуки.
Произношение звуков речи, близких по звучанию и артикуляции звука [л]
Н, Ы, В, ВЬ, Г, ГЬ, Ж, У, А, Э, Й
2. Подними сигнальную карточку если услышишь звук [л].
Упражнение для выделения на слух вызываемого звука [ Л ] в потоке прочих звуков .
Примерный звуковой ряд: М—Н —Л —А—У —О—Л—В —3—ЛЬ— В—МЬ—Л—X—Н— М —Н —Л—А—У—О—Л—В—3—ЛЬ— В —М—Л —X —НЬ —Б —З
3. Картинка с изображением Ложки и Лампы. Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно — нет.
ложка
ряд произносимых слов: ожка, вожка, ложка, дожка, сожка, ложка, божка, ложка, кожка, можка, гожка, ложка, ложка, ложка
лампа
ряд произносимых слов: вампа, ампа , лампа, кампа, сампа, бампа, лампа, тампа, лампа, дампа, шампа, лампа, бампа , рампа, чампа, нампа
4. Перед тобой шесть карточек, выбери картинки в названии которых есть звук [л].
Используя цифровой ряд, определить место звука [л] в слове. Поставить вопросы к словам предметам и определить (живые и неживые).
III. Домашнее задание:
Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику.
Упражнения «окошечко», «заборчик».Удерживать позиции на счет до 5.Чередовать эти два
упражнения.
«иголочка». Удерживать позиции на счет до 5 .
«вкусное варенье». Выполнять по часовой стрелке 10 раз, против часовой 10 раз.
«парус» . Удерживать позиции на счет до 5.
«змейка» .Выполнять 10 раз .
Дидактический материал к уроку
1
2
3
4
5
6
infourok.ru
Постановка звуков в логопедии
Методические рекомендации, включающие самые распространённые приёмы, способы и советы по постановке звуков при различных видах речевых нарушений.
Постановка звуков [Л], [Ль]
Комплекс упражнений для звуков Л, Ль: «иголочка», «быстрая змейка», «индюшата», «ковшик», «лошадка», «маляр», «дятел», «ступеньки», «пароход», «охотник».
Способы и приёмы постановки звуков Л, ЛЬ..
При отсутствии звука постановка осуществляется в 2 этапа:
- Постановка [л] межзубного. Ребёнку предлагается произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции, затем произносить сочетание с просунутым между зубами языком.Когда звук станет чётким необходимо затормозить движение нижней челюсти. У детей со стёртой формой дизартрии рекомендуется закрепить такой звук в слогах и словах.
- Далее перевести язык в зазубное положение, крепко прижимая язык к альвеолам произносить лы-лы-лы.
При носовом произношении постановка осуществляется так же, как и при отсутствии звука. Прежде всего, необходимо выработать правильное направление воздушной струи.
Постановка звука [Л] при межзубном произношении. Если ребёнок произносит так несколько групп звуков, особое внимание уделяется развитию моторики кончика языка. Постановка проводится как и при его отсутствии. Можно использовать механическую помощь – шпателем поднять язык за верхние резцы и придерживать его до тех пор, пока это положение не зафиксируется у ребёнка.
Постановка звука [Л] при замене [л] звуком [й].
При замене [л] звуком [й] при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.
При замене звука [Л] мягким звуком [ль] можно использовать зонд №4. Попросить ребёнка несколько раз повторить слог [ля], затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз (вправо или влево).Чтобы опустить среднюю часть спинки языка можно выполнить следующее упражнение: упереться с силой языком в верхние резцы и несколько раз произнести слог кы. Затем резко открыть рот (можно помочь нажатием на подбородок). Данный приём не подходит для детей с боковым произношением.
Во время произнесения [а] нужно «стучать» языком в верхние резцы. Выдох должен быть горячим, ровным и непрерывным.
В некоторых случаях быстрее и чётче звук получается в обратном слоге. Произносить длительно [а], затем «прикусывать» кончик высунутого расслабленного языка: [ааалл-ааал-ааллааллааа].
От звука [в] ставится смешанным способом. Попросить ребёнка произносить слог вас просунутым между губами языком, затем следует отодвинуть нижнюю губу пальцем.
Подобный приём можно использовать от сочетания [бл](«индюк»). Во время произнесения сочетаний блблблпостепенно отодвигать губы в стороны, а язык вглубь рта ( вначале по губам – [блблбл], затем по верхним зубам и далее по альвеолам).
Предложить ребёнку дать возможно полное напряжение в области плечевого пояса, для чего нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.
Двумя пальцами – указательным и безымянным – провести лёгкий нажим снаружи шеи так, чтобы каждый палец находился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.
При боковом произношении звука следует вначале добиться правильной воздушной струи и прямого положения языка. Следует переключить ребёнка с неправильной артикуляции. Для этого подходят способы № 1, 8,9.
Основная трудность в постановке звука [Л] заключается в том, что произнося звук правильно, ребёнок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребёнка к тому звуку, который получается в момент его постановки.
Постановка звуков [Р], [РЬ]
Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:
- «иголочка»,
- «быстрая змейка»,
- «индюшата»,
- «ковшик»,
- «лошадка»,
- «маляр»,
- «дятел»,
- «ступеньки»,
- «барабанщик»,
- «балалайка».
Способы и приёмы постановки звуков [Р], [РЬ].
По подражанию.
Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос.
При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж, либо д-д-д-д. В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.
При спастичности корня языка этот приём используют лёжа.
Аналогичным способом можно вызвать [Р] от [З] верхнего подъёма. Ребёнка просят удерживать язык у основания верхних зубов и длительно тянуть звук [З]. Во время его произнесения кончик языка находится в более напряжённом состоянии и воздушная струя более форсированная. При этом полученный звук не является чётким, а скорее шумным. От получившегося звука механическим способом вызывают дрожащий [Р].
При горловом произношении [Р] постановка проходит в 2 этапа.
Постановка одноударного [Р] от звука [Ж]. При его протяжном произнесении без округления губ с перемещением языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и дёснами. Затем постановку осуществляют с помощью зонда как в остальных случаях.
Наиболее распространённым приёмом является постановка от [Д], повторяющегося на одном выдохе с последующим более форсированным произнесением последнего.
При многократном произнесении сочетания [тдтдтдтд], при слегка открытом рте и при смыкании языка с дёснами возникает вибрация. Однако такой способ не подходит для исправления заднеязычного или велярного [Р].
При закрытом рте с плотно сжатыми зубами иногда в сочетании [тр] слышен глухой [р] (призубный). От него можно поставить звук, если произнося это сочетание постепенно открывать рот, просовывая между зубами шпатель.
Для удержания верхнего подъёма языка используют упражнение «индюшата». Во время быстрого произнесения сочетания [блблбл] сначала опускают нижнюю губу (язык движется по верхней), затем движения переносятся на верхние резцы, а потом на альвеолы. Такой звук получается слегка картавым. Для устранения этого дефекта следует попросить ребёнка фиксировать сильный выдох на звуке д.
Если ребёнок не удерживает верхнее положение языка, и звук выходит глухим и не раскатистым можно попросить ребёнка «продлить» звук – дрнь – дрнь («заведи машину»).
Постановка звуков [Ш], [Ж], [Ч]
Комплекс упражнений для постановки звуков Ш, Ж, Ч:
- «пиала»,
- «вкусное варенье»,
- «грибок»,
- «гармошка»,
- «лошадка»,
- «фокус»,
- «накажи непослушный язык».
Способы и приёмы постановки звуков [Ш], [Ж], [Ч].
По подражанию.
Звук [Ш]. Попросить ребёнка поднять язык ковшом за верхние зубы. Удерживая это положение, произносить звук [с], обращая внимание на то, что слышен звук [ш].
Ребёнок несколько раз произносит слог [са], а логопед плавно шпателем или зондом поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. Затем нужно сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук [а].
При ненарушенном звуке р ребёнок произносит слог [ра], и в этот момент логопед касается шпателем или зондом нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию. Либо просят произнести как можно тише звук [р].
При произнесении звука х, который даёт сильную воздушную струю, ребёнка просят поднять широкий язык к альвеолам. Однако, чтобы полученный звук не остался заднеязычным, необходимо акцентировать внимание на кончике языка.
Если при поднятом языке его боковые края не прилегают к верхним коренным зубам, тогда большими пальцами обеих рук прижимают его с двух сторон. Либо, стоя позади ребёнка ввести указательный и средний пальцы под язык и попросить подуть на кончик языка.
Ребёнок как можно длительно произносит звук [т] ([д] для звука [ж]), удерживая язык за верхними зубами. Полученный звук близок к шумному [с]. Затем логопед шпателем слегка сдвигает язык к альвеолам. Этот же приём можно использовать, если ребёнок произносит звук [ч].
Звук [ж] ставится аналогично, но с включением голоса.
Звук [ч] проще ставить в обратных слогах. Для этого попросить ребёнка произнести слог [ать] с сильным выдохом на [ть], при этом губы слегка вытянуть вперёд, контролировать ладонью выдох.
Если у ребёнка есть звук [щ], то от него можно поставить [ч], если ребёнок в быстром темпе станет произносить сочетание [тьщ].
От звука [ц] в момент его произнесения попросить ребёнка поднять кончик языка вверх, губы вытянуть вперёд.
В некоторых случаях возможна постановка [ч] от сочетания [тьс]. Для этого зафиксировать губы в положении «рупор» и с сильным выдохом произнести сочетание «как выстрел». Если язык не поднимается, использовать механическую помощь – шпатель, зонд.
Звук [щ] ставится по подражанию от звука [ч] – протягивая его, либо от [ш], продвигая язык к основанию верхних зубов.
От звука [жь], произнося его шёпотом.
От звука [сь] механическим способом, приподнимая язык вверх либо по показу.
Постановка звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.
Комплекс упражнений: «лопаточка», «накажи непослушный язык», «чистим зубки», «паровозик свистит», «язык силач», «качели», «сердитая кошечка», «желобок».
Способы и приёмы постановки звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]
В случаях призубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.
При губно-зубном произношении – необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения. Или затормозить движение губ пальцем.
В других случаях ребёнка просят улыбнуться, оттянув углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего звука.
Ребёнка просят многократно произносить слог та, логопед вводит зонд №2 либо шариковый между альвеолами и кончиком языка (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает вниз.
При межзубном сигматизме нужно произносить слог [са] со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть.
При боковом сигматизме применяют двухэтапный приём постановки: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.
В некоторых случаях, при изолированном носовом сигматизме звук ставится от звука [Ф]. Выдвинув язык между зубами и отодвинув губы с механической помощью.
Произношение сочетания [ие] или [й] с напряжением подготавливает нужную форму языка и вырабатывает концентрированную воздушную струю.
Аналогично от звука [х]. Губы в улыбке, зубы в форме правильного прикуса (слегка сомкнуты). Попросить ребёнка произнести звук [х] «в зубы», ощутить прохладную воздушную струю ладонью.
Ребёнка просят произнести звук [Т] с сильным форсированным выдохом. Получившийся шумный звук (близкий к [Ц]) следует растянуть как можно дольше. Необходимо следить за положением губ в улыбке и контролировать ладонью силу воздушной струи.
Равнозначный приём постановки от звука [ц]. Удлиняя и регулируя силу произнесения звука добиваются чёткого [с]: ЦСССсссСССссс.
Очень редкий приём постановки на вдохе. Разместить широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он соприкасался по всему периметру с нижними зубами. Растянуть губы в улыбку, зубы слегка сомкнуты в форме правильного прикуса. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребёнок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он попал на самый кончик языка. Далее «гонять» струйку воздуха в рот и изо рта. Вначале упражнение выполняется в быстром темпе, затем, если звук чистый, замедлять темп.
От звука [ш] по подражанию или механически, медленно продвигая язык вперёд к верхним зубам, затем вниз. Зубы должны быть сомкнуты.
Звук [Сь] можно поставить от [С] в сочетании [иси] при максимально высоком звуке [ии] быстром темпе.
Аналогично постановке [с] от звука [Хь].
Звук [З] (зь) ставится так же как и [с] (сь), но с подключением голоса. В случаях, когда звук [з] всё равно получается глухой, его произносят между двумя согласными – [мзм]. Звук [м] тянуть как можно дольше, а звук [з] (с) произносить быстро.
Звук [Ц] ставится от сочетания [т] и [с] либо от [ть] в быстром темпе с форсированным выдохом на [т]. Однако, лучше получается звук в обратном слоге – [атс].
[Ц] от звука [ч] по подражанию, как можно сильнее вытягивая губы в улыбке.
Постановка звука [Й]
Комплекс упражнений:
- «почистим зубки»,
- «иголочка»,
- «горка»,
- «катушка»,
- «язык силач».
Способы и приёмы постановки звука [Й].
Часто удаётся поставить звук по подражанию. Полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении [ййй].
Ребёнок произносит несколько раз сочетание [аиа] или [иа]. Выдох несколько усиливается в момент произнесения [и], и сразу без перерыва произносится [а]. Можно ставить звук сразу в словах, где звук [й] первый.
Ребёнок произносит слог [зя], повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть спинки языка, отодвигая его несколько назад до получения нужного звучания.
Произнося длительно звук [хь], обратить внимание на очень тонкую щель между зубами и усиленный выдох.
Если звук [й] заменяется звуком [ль], следует провести дифференциацию, опустить кончик языка вниз шпателем либо по показу.
Постановка звуков [К], [Г], [Х]
Комплекс упражнений:
- «горка»,
- «катушка»,
- «маляр»,
- полоскание горла,
- покашливания.
Способы и приёмы постановки звуков к, г, х.
Звук [Х] ставится по подражанию от упражнения «погреем ручки». Приоткрыть рот на 2 пальца, подуть тёплым воздухом на ладони. В некоторых случаях помогает запрокидывание головы вверх.
Звук [К] (кь) ставится от звука [т] (ть) с механической помощью. Ребёнок несколько раз произносит слог [та](тя), в момент произнесения логопед шпателем или зондом отодвигает язык вглубь рта нажимом на переднюю часть спинки языка. Вначале слышится [та], затем [тя – кя – ка].
Звук [Г]. Иногда легче сначала поставить звук [г] от [ы]. Ребёнок запрокидывает голову и с сильным выдохом произносит [ыыы], при этом слегка выставляя нижнюю челюсть вперёд, опуская и поднимая её – «медведь рычит».
Если звук получается южнорусским.
Бывает, что даже звук [х] произносится без подъёма задней части языка и часть воздуха проходит в нос, поэтому воздушную струю следует контролировать, слегка зажимая нос.
Звук [Х] ставится от звуков с и ш механическим способом – в момент их произнесения отодвигать язык вглубь рта. Звук г ставится от звука д аналогично постановке к.
Постановка других звуков
Постановка звука [У].
Вытянув вперёд губы произносить звук [у], затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: бумага, Буратино и т.д.
При замене [Б] на [П] изначально следует научить: различать звуки, отличать неправильное произношение от правильного, научить включать голос на этапе подготовки артикуляционной позиции.
Постановка звука [В].
Вытянув губы вперёд произносить звук у, затем механически прижимать нижнюю губу к зубам.
Прикусить краешек нижней губы, слегка растянуть губы в улыбку и погудеть, затем резко открыть рот, произнести [А]. Следует особое внимание уделить длительности и силе выдоха на нижнюю губу.
Постановка звука [Д].
- Произносить звук [Б] с просунутым между зубами языком, затем пальцами раздвинуть губы.
- От звука [З] или [Ж]. В момент произнесения резкими движениями шпателя прижимать кончик языка к альвеолам.
Рекомендации по постановке звуков при различных речевых нарушениях
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Постановка звуков при ФФНР осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звука в период его вызывания.
Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации акустически близких звуков.
С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова.
Нарушение слуха.
При нарушенном слухе наблюдается дефект озвончения. Если озвончение нарушено полностью, работа начинается со щелевых звуков, при том с наиболее простого из них по артикуляции – [В]. После него переходят к звукам [З] и [Ж], а затем уже к взрывным в последовательности: [Б], [Д], [Г].
Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из соноров – [М], [Н], [Л], [Р] (мммба, нннба). В начале логопед фиксирует внимание ребёнка на чёткости правильного произношения в целом, т.е. чёткости и правильности произносимых звуков и правильном ударении, потом занимается постановкой звуков (чаще С, Ш, Ж, Р, Б, Д, Г) и их автоматизацией в словаре ребёнка. Главное в работе со слабослышащими детьми – зрительный и тактильный контроль.
Заикание.
Коррекционная работа над звукопроизношением ведётся параллельно с коррекцией заикания. Вызывание звуков начинается с наиболее лёгких и сохранных. Особое значение имеет подробный анализ дефекта. Процесс работы над звуками сходен с работой при дизартрии. Способы и методы постановки звуков при заикании используются как при дислалии.
Дизартрия.
Коррекционная работа при дизартрии носит комплексный характер и включает работу над:
- нормализацией тонуса мышц;
- усилением перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений;
- выработкой условных связей между движением, голосом и дыханием.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа, при необходимости применяется рефлексзапрещающая позиция.
Работа над звуками при дизартрии имеет свои особенности:
- Не обязательно сразу добиваться полной чистоты звука, шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками.
- Необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным .
- Последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок и структурой дефекта.
- В первую очередь для коррекции отбираются фонемы с наиболее простой артикуляцией или более сохранные в произношении. На практике часто бывает, что более сложные по артикуляции звуки оказываются менее нарушенными.
- Перед вызыванием звуков необходимо добиться различения фонемы на слух. Так же ребёнок должен научиться улавливать разницу между своим произношением и нормальным звуком. В процессе работы необходимо установить межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Наиболее распространённым является метод фонетической локализации. Когда логопед языку и губам ребёнка пассивно придаёт необходимую позицию для того или иного звука. Многие упражнения проводятся без зрительного контроля, привлекая внимание ребёнка к проприоцептивным ощущениям. Особое внимание следует уделять произношению гласных звуков, способствующих активизации мягкого нёба и движению челюсти.
Алалия (ОНР).
Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом.
Логопедическая работа над звукопроизношением тесно связана с развитием словаря детей. При расширении словаря или при работе над фразой в речи детей появляются отдельные звуки. На начальном этапе необходима работа по уточнению гласных звуков и произносимых согласных.
При постановке и закреплении большое значение имеет последовательность усвоения звуков в определённой позиции в слове. Наиболее удачно происходит закрепление звука в конце слова, затем в начале слова, звук в положении между двумя гласными, звук в стечении перед согласным, звук в стечении после согласного.
Работа над звуками при алалии или ОНР ведётся поэтапно:
- выработка орального образа произносимого звука;
- выработка кинестетических ощущений речедвигательного анализатора.
Упражнения, направленные на компенсацию апраксических расстройств.
- Выработка дифференцированных движений языка и губ.
- Выработка сознательных дифференцированных движений языка (подъёма кончика языка, передней или задней части спинки языка) для смыкания с различными участками неба.
- Выработка дифференцированных движений губ и языка при различных способах образования звуков (дифференциация смычки и фрикации).
- Выработка сознательных дифференцированных движений языка(кончика и спинки) для образования фрикации.
- Выработка дифференцированных движений губ и языка для образования небно-язычной и губно-губной фрикации.
В качестве вспомогательного приёма при моторной алалии служит раннее обучение грамоте, а при сенсорной – ещё и повторение прослушанной фразы, элементы чтения с губ. Отсутствие у ребёнка некоторых звуков не является серьёзным препятствием для запоминания букв и овладения техникой звукослияния. У ребёнка постепенно вырабатывается связь фонемы, графемы и артикулемы.
Афазия.
При афферентной моторной афазии вызов звуков начинается с имитации губных и переднеязычных, а также контрастных гласных фонем А и У. Логопед вызывает звуки по подражанию, а затем присоединяет звуки м и в.
При работе над звукопроизношением при афазии следует учесть ряд особенностей:
- нельзя вызывать звуки одной артикуляторной группы;
- звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня и т.д.).
Взаимосвязь двух процессов – становления слоговой структуры слова и произношения звуков, входящих в слово, вызывает произнесение нового трудного звука.
Ринолалия.
Планирование работы по коррекции произношения при ринолалии рекомендуется в следующей последовательности:
- Гласные А, Э, О, У, Ы. Согласные П, Ф, В, Т, К, Х, С, Г, Л, Б и их мягкие варианты.
- Звуки: И, Д, З, Ш, Р.
- Звуки: Ж, Ч, Ц.
В процессе постановки фонем необходимо привлекать зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. Опора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижения языка вперёд, степенью напряжения органов артикуляции.
Особое значение уделяется умению ощущать направленный выдох. К постановке звуков приступают только после того, как будет сформировано правильное речевое дыхание. Вызывание и автоматизация звука происходит на очень спокойном выдохе с концентрацией внимания не на звуке, а на правильном выдохе. Механический способ зажима носа следует выполнять одним пальцем, при этом прижимать крыло носа к лицу, а не носовой перегородке.
Учитывая степень активизации мягкого нёба, в первую очередь ставятся фрикативные глухие согласные в последовательности: Ф, С, Ш, Щ, Х.
Начинают со звука [Ф], так как он наиболее лёгкий, доступный по артикуляции. Ребёнка просят поставить нижнюю губу к верхним зубам и выдохнуть через середину ротовой полости. Включив голос, получим звук [В]. Взрывные звуки в работе более сложны из-за их кратковременности, поэтому постановка проводится позже. Для получения звука [П] можно предложить ребёнку сильно выдохнуть при плотно сжатых губах, в это время указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу.
Звук [Т] может быть вызван от межзубного произнесения звука [П] или [С].
Правдина О.В. рекомендует ставить звуки, как гласные, так и согласные, сначала без голоса. Называние звука, а также фиксация его буквой допускаются после безошибочных произнесений его шёпотом.
Произношение гласных формируется на твёрдой атаке, громко, без крика и напряжения («в маску»). Отработка гласных А, Э, О, Ы,
У подготавливает артикуляционный аппарат к постановке твёрдых согласных, а звука [И] – мягких.
Исправление задненёбных звуков невозможно при узком, готическом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба. В подобных случаях не следует тормозить глоточную артикуляцию звука, так как она незначительно отличается от нормального звучания. Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится на первых порах пользоваться звуками-аналогами.
При наличии проторного [Р] ставим [Ш] от шепотной формы []Р при сближенных зубах и округленных губах. Если ребёнку даётся легче нижняя артикуляция [Ш], то вводим её в речь.
При постановке звуков Поваляева М.А. рекомендует использовать механическую помощь в крайних случаях, так как механическая помощь затрудняет введение звука в речь. Важно учесть, что вызывание звука через межзубную артикуляцию затягивает темп работы. При ринолалии не рекомендуется произносить согласные звуки протяжно, утрированно, поскольку усиливаются напряжение, выдох и удлиняется время смычки.
Общие рекомендации по постановке звуков
При постановке следует учитывать экономичность и силу образования звуков, процессы ассимиляции. Прилагаемые ребёнком усилия для достижения артикуляции должны быть как можно естественнее.
Постановка звуков осуществляется в последовательности, обусловленной физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Данная последовательность соответствует программе обучения детей в подготовительной логопедической группе.
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Порядок работы над звуками (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.):
- Свистящие С, З, Зь, Ц, Сь.
- Шипящий Ш.
- Сонор Л.
- Шипящий Ж.
- СонорыР, Рь.
- Шипящие Ч, Щ.
Оптимальный возраст для исправления звуков. Богомолова А.И. считает оптимальным возрастом для исправления звукопроизношения – 4-5 лет, а для звука [р] – 6 лет и рекомендует начинать работу с шипящих звуков, поскольку они имеют менее фокусированную, следовательно, менее слабую воздушную струю.
Опираясь на тот или иной звук как базовый, логопед должен исходить их того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога.
Исходными для постановки твёрдых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным А (Ы для Л), для мягких следует брать слоги с гласным И.
Автоматизация исправленного звука начинается с прямых, затем обратных слогов и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Звуки Ц, Ч, Щ, Л проще закреплять в обратных слогах, а затем в прямых. Звуки Р, Рь можно автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. В некоторых сложных случаях, например при дизартрии, в речь можно вводить звуки с незначительным отклонением от нормы: проторный р, шипящие.
Литература:
- Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: «Просвещение», 1973.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. Институтов. М, 1937
- Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. М.: Айрис-Пресс, 2012г
- Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Владос, 2003г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» М.: Просвещение
Кузьминова О.П.,
учитель-логопед
logoportal.ru