Манипуляторы дети – Ребенок-манипулятор: как с ним справиться? Советы родителям | Здоровье ребенка | Здоровье

Содержание

Ребенок манипулирует родителями: что делать, если ребенок

Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

В супермаркете вечером было многолюдно, но не заметить в толпе этого малыша было невозможно. Пухлый и розовый, лет 5-6 от роду, он лежал в красивой курточке с опушкой прямо на грязном полу и чистыми рукавами загребал щедрую весеннюю слякоть, принесенную покупателями на обуви. «Хочу-у-у-у! Купи-и-и-и!».

Его мама, смущаясь, оглядывалась по сторонам. Стыдно. А потом в одном порыве схватила с полки конструктор в коробке и бросила в тележку. Карапуз удовлетворенно кивнул, поднялся, мгновенно успокоился и, обтирая с куртки грязные разводы, затопал с ней к кассе.

Такие ситуации повторяются каждый день. В магазинах, детских садах, в наших квартирах. Дети умело манипулируют взрослыми. И далеко не сразу родители понимают, что их используют в личных интересах.

Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Что это такое?

Манипуляции – столкновение авторитетов родителей и детей. Кто кого? Воевать на семейном фронте, сами понимаете, противно, а потому часто родители сдаются без боя. Что делать, если ребенок манипулирует взрослыми?

Манипуляция – это неявная, скрытая тактика воздействия на психику других с целью добиться желаемого. В той или иной мере это делают все. На работе в коллективе, в салоне общественного транспорта, в метро, в семье. Причем у всех без исключения способов манипулировать «ноги растут» именно из практики семейных манипуляций, то есть с детства. Опытные манипуляторы достигли в этом впечатляющих высот!

Родители часто манипулируют детьми: «Купить тебе шоколадку? Тогда убери игрушки!», «Ты меня любишь? Тогда отправляйся с бабушкой на дачу!»…

Дети учатся искусству психологического воздействия практически с самого рождения, у них же прекрасные учителя – собственные мама и папа. Даже если родители стараются не прибегать к манипуляциям, нет никаких гарантий, что дети не будут разными способами «шантажировать» своих предков. Осваивая это искусство, они, по большому счету, учатся быть более успешными.

Манипуляцию важно распознать как можно быстрее и принять меры, иначе негативных последствий не избежать.

Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Как распознать?

Часто манипуляции детей в отношении жертв-родителей похожи на дефицит любви. Постарайтесь не перепутать.

Вы — стопроцентная жертва юного манипулятора, если:

  1. У вас нет права выбора. Предложенные манипулятором варианты иллюзорны, они всегда на руку лишь ему самому. Жертва же всегда проигрывает.
  2. Если вы не уверены, хороший ли вы родитель и многое делаете методом проб, часто меняете тактику воспитания ребенка. Хитрые дети (а они такие все без исключения) быстро «схватывают» вашу робость и непостоянство и начинают играть на чувстве вины.
  3. Если ребенок повторяет одну и ту же ситуацию часто, причем в ней точь-в-точь воспроизводит свою мимику, слова, жесты. Помните, это манипуляция!
  4. Если у родителей все чаще возникает ощущение, что их «загнали в угол».
  5. Если каждый раз из маленькой проблемы (например, надеть колготки утром, собираясь в детский сад), малыш устраивает целый спектакль. Если ритуал повторяется каждый день, это означает только одно: юный манипулятор пытается установить свой контроль над родителями (пример: ребенок не хочет ложиться спать, и каждый вечер требует, чтобы ему принесли попить, открыли окно, включили ночник, потом снова принесли попить. И так несколько раз. Это чаще всего — не жажда и не потребность в свежем воздухе. Это попытка отсрочить необходимый сон. Манипуляция.
Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Когда дети начинают манипулировать?

Формируется эта способность во возрасте от 1,5 до 3 лет. Малыши прекрасно чувствуют эмоциональное состояние родителей, особенно мамы, ведь с ней у крохи связь давняя — с самого рождения и даже за 9 месяцев до него. Вот на маме-то малыши обычно и начинают оттачивать навыки манипулятора. Папы менее подвержены воздействию.

Некоторые психологи высказывают мнения, что младенцы до 1,5 лет не умеют манипулировать. Другая часть утверждают, что крохи манипулируют прекрасно при помощи плача. По личным наблюдениям могу сказать, груднички плачут не всегда от голода, холода или боли.

Бывают моменты, когда они кричат просто так. Они зовут маму, потому что им скучно, у них плохое настроение. И что это такое, как ни самая первая манипуляция?

Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Дети постарше, уже освоившие психологию отношений и простейшие приемы воздействия на родительскую психику, притворяются больными или катаются по полу в истерических приступах, чтобы добиться желаемого. Подростки вообще могут открыто шантажировать.

Почему дети это делают?

  • Они не умеют пока сотрудничать на равных. Манипуляция в этом случае заменяет им партнерские отношения со взрослыми.
  • Они хотят иметь «палочку- выручалочку» – всегда работающий способ, которым будут добиваться всего желаемого.
  • Они хотят быть взрослее и значимее.
Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Какие способы дети используют?

  • Истерика («оружие» широкого спектра действия — от нытья до припадка).
  • Притворная беспомощность – «мама все сделает сама, потому что непременно пожалеет меня». Дети жалуются, что не могут обуться, одеться, что они устали, у них болит голова. Часто таким способом пользуются, когда не хотят идти в детский сад.
  • Напускная воинственность. Такой способ выбирает манипулятор с характером. Он пытается воздействовать на окружающих драками, ссорами. Обычно спокойный ребенок вдруг может стать настоящим террористом, если очень захочет получить желаемое.
  • Болезнь или ее симуляция. Если малыш прочно усвоил, что мама и папа готовы сделать для него все, когда он болеет, то может начать использоваться это в личных целях. Он будет демонстрировать слабость, жаловаться на головные боли, добровольно ложиться в постель и даже пить микстуру, ведь после этого родители обязательно разрешат ему больше, чем обычно, купят заветную игрушку и сладости.
  • Лесть. Этот способ встречается довольно часто. Прежде чем что-то попросить, малыш наговорит комплиментов, обнимет, поцелует родителей. Но не обольщайтесь, он пошел на лесть, чтобы получить желаемое.
Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Последствия

Если манипуляции не пресечь в детстве, потакать им, идти на поводу, ребенок может вырасти с неправильными, «нездоровыми» установками на будущее.

Манипуляции настолько прочно войдут в характер человека, что сложно предсказать, на что он готов будет пойти, чтобы получить желаемое, к примеру, в 30 или 40 лет. Число жертв манипулятора будет расти вместе с ним.

Согласитесь, со взрослым опытным и хитрым манипулятором очень страшно иметь дело. Большинство людей умеют распознавать манипуляторов, они чувствуют их шестым чувством, интуитивно, и стараются избегать их. Поэтому таким

повзрослевшим психологическим «террористам» будет крайне сложно строить дружеские отношения, обзаводиться семьей, вживаться в трудовые коллективы.

Если манипулятору с самого детства удавалось заставлять людей «плясать под свою дудку», а однажды вдруг случится сбой в работе отлаженного механизма воздействия, это может обернуться для самого манипулятора настоящей катастрофой – крушением жизненных ценностей, тяжелой депрессией и даже психопатией. А это сложный и неприятный диагноз.

Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога
Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Как прекратить?

Сейчас я скажу очень непривычную для любящих родителей вещь – нужно забыть о жалости! Научимся различать жалость и милосердие.

Первое — деструктивное чувство. Оно не идет на пользу ни жалеющему, ни тому, кого жалеют. Милосердие подразумевает понимание, отзывчивость, любовь и понимание причины происходящего. Прекращаем жалеть манипулятора и набираемся сил и терпения.

Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Если вы уже точно знаете, что вами манипулируют, и смогли с нашей помощью определить, к какому типу манипуляторов относится ваш ребенок, время выбирать тактику поведения с ним:

  • Медлительных и беспомощных, вечно глядящих на вас жалостливыми заискивающими глазами нужно призвать к самостоятельности и устанавливать им жесткие временные рамки. «Делай это сам. Надеть майку ты можешь сам. И тебе на это 15 минут!». Аккуратно воспользуйтесь встречной манипуляцией – «не успеешь одеться, нам придется отложить поход в зоопарк». Главное – ваша решительность и непреклонность. Слезы и жалобный вид не должны заставить ваше сердце дрогнуть. За плаксу нужно браться всей семьей, чтобы никто из домочадцев не изменил своего решения в последний момент и не пошел навстречу ноющему «шантажисту».
  • С детьми, чей любимый инструмент для манипуляции — истерика, следует сохранять нордическое спокойствие. Спокойствие. И еще раз спокойствие. Это трудно, никто не спорит, но только так манипулятор сможет понять, что истериками ситуацию не улучшить, что тот метод не работает. Но будьте внимательны – склонные к истерикам ребята обычно очень сообразительны и лабильны, они могут довольно быстро сменить тактику на другую.
  • Задир и забияк, которые манипулируют при помощи драк и ссор, нужно поставить на место. Покажите им, что вы не боитесь их, и никто не боится. Боевой задор начнет идти на убыль.
  • С имитирующими болезнь все обстоит довольно просто. Ребенок начал жаловаться, укладываться в постель и намекать, как Карлсон, что «банка варенья обязательно спасет самого больного человека в мире»? Сразу вызывайте врача или записывайтесь на прием в поликлинику. Всегда. После любой жалобы. Тут ваша совесть будет чиста: либо обман и манипуляции раскроются, либо болезнь, существующую на самом деле удастся пролечить на ранней стадии. Дети в большинстве своем терпеть не могут врачей и лекарства. Поэтому манипулировать ребенок прекратит довольно быстро.
  • Самые опасные манипуляторы — те, которые начинают делать это в общественном месте. Родителям принародно сложнее сохранить спокойствие и не пойти на поводу. Но сделать это необходимо. Твердое и категоричное «Нет!». И больше никаких пояснений и убеждений.
  • Эмоциональные шантажисты – тоже категория не из простых. Их любимый прием — тяжело вздыхать: «Меня тут никто не любит. Я вам не нужен, зачем вы меня родили?». Они же виртуозно сталкивают родителей лбами. Особенно если супруги в разводе. Если что-то запретил один, то второй в ответ на тяжелые вздохи скорее всего уступит и разрешит. Договоритесь с мужем (женой) о единстве намерений. Чтобы «нет» одного из родителей никогда не становилось «да» от другого. Тем более, если вы находитесь в разводе.
Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Советы психолога

  1. Поощряйте прямое высказывание своих желаний. Если не можете дать то, что ребенок просит, прямо и твердо скажите свое «нет» и обоснуйте, почему сейчас просьба малыша не может быть исполнена.
  2. В процессе освобождения из-под действий манипулятора не допускайте, чтобы личность и характер ребенка были покалечены. Он такой, какой есть. И в корне его изменить не получится.
  3. Самый жестокий манипулятор — подросток. Он может угрожать даже уходом из дома. Это можно и нужно перетерпеть.
  4. Старайтесь сами не быть манипуляторами. Вместо: «Сделаешь уборку- куплю мороженое» можно сказать: «Давай сделаем уборку, а потом вместе поедим мороженого?».
  5. Не сравнивайте детей в семье. «Посмотри, он ведет себя хорошо, а ты почему такой?».
  6. Пусть ребенок всегда чувствует, что он любим.
  7. Не запускайте ситуацию с манипуляциями, пресекайте ее как можно быстрее.
  8. Не применяйте к манипулятору физических наказаний. Это не даст нужного результата, а отношения испортит окончательно.
  9. В борьбе с манипуляциями ссор будет немало. Главное правило, которые вы должны усвоить сами и внушить ребенку — всегда нужно помириться перед сном!
  10. Научите малыша уважать и родительские потребности – мама тоже человек, может уставать, нуждаться в тишине. И поэтому совместная лепка переносится на более позднее время.
  11. Родителям крайне сложно справиться с чувством вины. Помните, что чувством вины дети тоже могут манипулировать.
  12. Родителям важно самим перестать быть манипуляторами, хотя бы на семейном фронте. Самыми распространенными супружескими инструментами добиться чего-то являются молчание, внезапный отъезд «пожить к подруге или к маме», загул. Знакомо? Тогда самое время научиться доверять и высказывать свои желания открыто.

Поначалу конфликты будут частью вашей жизни по новым правилам. Потом все наладится. И вы сможете в своей семье строить честные, открытые отношения как со взрослыми, так с детьми.

Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

Посмотрите следующие видео, которые помогут еще лучше понять проблему.

o-krohe.ru

Ребенок-манипулятор — Психологос

Ребенок-манипулятор — ребенок со склонностью влиять на окружающих (взрослых и сверстников) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, эмоции, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ (смотри Манипулятор). Манипулятор, он же коммуникатор, устраивает интересные и сложные многоходовки.

Иллюстрация

Семья собирается на пикник, сын вдруг говорит: «Вы знаете, мне что-то не хочется. Я лучше дома останусь, книжки почитаю…» (понятно, врет, никакие книжки читать он не планирует). Но когда он сделал такое заявление, а семья уже вся настроилась — что делать всем взрослым? Теперь его все будут уговаривать, обещать радости и развлечения. А ребенок будет показывать, что — нет, вы знаете, все равно вот как-то недостаточно интересно… В конце концов он согласится, но тогда уж как минимум все подготовительные хлопоты родители возложут не на него, а на дуру сестру, которая изначально обнаружила энтузиазм…

Ребенок в возрасте полтора года — талантливый, уже вполне сформировавшийся манипулятор, умеющий подставлять и сшибать лбами взрослых.

Ребенок-манипулятор: врожденное или приобретенное

Некоторые дети, похоже, рождаются с изначальной склонностью к манипулированию.

Это не злые дети, и манипулирование — не негативная, а нейтральная характеристика. Но они любят крутить, играть окружающими, у них нет (или почти) нет простых естественных эмоций. Все, что они делают, они делают зачем-то. Они вполне могут быть искренними, но искренность они делают так же, как и любое другое свое состояние для эффективного влияния на окружающих.

А другие дети рождаются — простыми, бесхитростными. Они ничего не выдумывают, они чувствуют то, что они чувствуют, и говорят то, что чувствуют. См.→

Предпосылки развития

Есть предположение, что ребенок-манипулятор — это ребенок со слабым центром страха. На него кричат, а ему — не страшно. Он слушает крик, смотрит на кричащее лицо и как обычно подыскивает варианты действий, чтобы получить то, что ему нужно.

Что подталкивает ребенка развиваться по типу ребенка-манипулятора?

Первое возможное обстоятельство — это естественное развитие ребенка, освоение им более эффективным форм влияния (может быть и личным творчеством ребенка, и результатом влияния взрослых — их обучением или продуктом заражения).

Второе возможное обстоятельство — неудачные взаимоотношения ребенка с родителями, в результате чего у ребенка формируется недоверие, скрытность, желание попривлекать внимание, захватить власть или отомстить родителям через манипулятивные игры. Смотри Причины конфликтного поведения.

Направление развития

Ребенок-манипулятор — может быть как врожденным, так и приобретенным типом поведения (чертой личности ребенка). Ребенок может родиться манипулятором, а может — простым, бесхитростным ребенком. Похоже, что из простого ребенка со временем может развиться манипулятор, но манипулятор в бесхитростного ребенка, по наблюдениям, не превращается.

Интересно

На форуме Синтона встретил такую позицию от женщины:

Когда перепробованы ВСЕ меры, все попытки уговоров и способов «по-хорошему», разговор с позиции силы — единственно эффективный.

Аппелировать к хорошей стороне здесь бесполезно. Манипулятор преследует свои, жесткие цели. Сюсюкать и заигрывать с террористами немудро. Манипуляция — прием ниже пояса и по своей сути, применение силы. Отвечать силой на силу — вполне адекватно. Главное — эффективно.

Вопрос: насколько это применимо в отношении к ребенку-манипулятору?

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Ребенок манипулятор: что делать родителям?

Статья обновлена:

Сейчас родители все больше выбирают демократический стиль воспитания. И это не плохо. Но очень часто происходит перекос сил: ребенок проявляет себя в качестве манипулятора, а родители начинают плясать под его дудку. Почему так происходит? К чему это может привести? И как нужно правильно реагировать родителям на детскую манипуляцию?

Как распознать детскую манипуляцию

Манипуляция – это определенное поведение с целью воздействия на другого человека, чтобы добиться своей цели. Нужно понимать, что не всегда детское поведение является манипуляцией или, если она и происходит, то не всегда осознанно. Следует знать, что поведение ребенка до 1 – 1,5 лет крепко связано с его инстинктами. Если у малыша возникает какая-либо потребность, самым простым и естественным способом сказать об этом родителю – это плачь. Даже вплоть до школьного возраста дети мало отдают себе отчет в своем излишне эмоциональном поведении. Дело в том, что в этот период дети проходят несколько возрастных кризисов, следующих один за другим. Так они осваивают взаимодействие с окружающими людьми, испытывают наиболее эффективные формы влияния на них. Однако это совсем не значит, что они совсем ничего не понимают. Иногда дети целенаправленно ведут себя так, чтобы привлечь внимание родителей и получить желаемое.

На самом деле манипулятивное поведение можно отследить. Просто чаще всего родители поддаются эмоциям и чувствам. И, как правило, это мамы или бабушки. Как же понять, что вами манипулирует ребенок?

  1. Постарайтесь отстраниться от эмоций и понаблюдайте, что предпринимает ребенок каждый раз, когда что-то идет не по его. Если происходит бурная реакция и такое поведение каждый раз повторяется, здесь может быть речь о манипуляции.
  2. Вторая составляющая – это на кого направлено воздействие. Если это один и тот же человек, то явно прослеживается манипулятивное поведение. Как правило, остальные члены семьи могут выследить и пресечь манипуляцию. А тот, кто поддался один раз, попадает в ловушку и повторяет свою реакцию снова.

Откуда появляется детская манипуляция

Причины возникновения детской манипуляции напрямую связаны с ситуацией в семье. Причина может быть одна или несколько.

  • Если в семье уже кто-то манипулирует другими. Дети очень легко считывают поведение взрослых и могут его копировать.
  • Если в воспитании детей кроме родителей активно участвуют третьи лица (бабушки, дедушки, тети и т.п.). Обычно взгляды на воспитание у родственников отличаются друг от друга, поэтому дети просто не понимают, какое поведение верное.
  • Если родители перегибают палку в воспитании. Чрезмерный контроль в виде регулярных наказаний, постоянных запретов, угроз, лишения самостоятельности, жесткое ограничение личного времени и пространства, загоняет ребенка в жесткие рамки. Выходом из этой ситуации может быть бунт в виде манипуляций, так как по-другому воздействовать на родителей ребенок просто не в силах.
  • Если в семье наблюдается неуверенность в себе и своем ребенке. Такие родители начинают испытывать чувство вины и жалости. Например, если у него мало друзей, он плохо учится, часто болеет и т.п. Ребенок сразу понимает, что он какой-то неправильный и может использовать эту ситуацию в своих целях. А вернее он начинает играть по установленным взрослыми правилам.
  • Родители предъявляют слишком завышенные требования к детям. Они могут думать, что ребенок должен быть гением во всех областях сразу. Ему нужна помимо школы еще и музыкальная школа, и спортивная секция, дополнительные занятия по английскому, и кружок по химии. Как правило, такие родители пытаются восполнить пробелы, как им кажется, в воспитании их самих своими родителями. Ребенок просто не выдерживает таких нагрузок и пытается манипулировать, чтобы избавиться хотя бы от части из них.
  • Если папа крайне редко участвует в воспитательном процессе. Такое бывает, когда: либо в семье вместо папы отчим, который внутренне не принимает чужого ребенка, либо мама с папой в разводе, и отец крайне редко навещает ребенка. Крохе не хватает внимания и он пытается добиться его любой ценой, в том числе и манипуляцией.

Какие способы манипулирования родителями бывают

Для того, чтобы понимать, с чем имеешь дело, здесь представлены основные способы детского манипулирования и примеры фраз:

  • Истерика. «Я хочу это!», «Ну, купи, купи, купи!»
  • Ложь. «А папа сказал, что это глупо…»
  • Лесть. «Ты сегодня такая красивая…», «А ты знаешь, я хочу твои вкусные сырники…»
  • Подкуп. «Дай мне в приставку поиграть, а я потом бабушке помогу»
  • Ультиматум. «Я это не буду это делать и всё тут!»
  • Вымогание. «Если я пойду к доктору, купишь мне шоколадку?»
  • Злость или агрессия. «Я тебя ненавижу!»
  • Отговорки. «Я потом сделаю, а сейчас…»
  • Шантаж. «Уйду от вас к бабушке!»
  • Перекладывание вины. «Это не я виноват!»
  • Наперекор. «Ты меня заставляешь, а я все равно не буду делать, как тебе нужно.»

Как реагировать на манипуляцию ребенка

Здесь самое главное – это ваша реакция. От нее зависит дальнейшее поведение ребенка. Итак:

  • Если ребенок закатил истерику, не спешите реагировать бурно. Сделайте вдох, постарайтесь посмотреть на ситуацию с точки зрения наблюдателя. Не повышайте голос, не грубите и не применяйте физическое наказание. Такими действиями можно только усугубить ситуацию. Подождите, когда истерика закончится. Объясните малышу, что в таком состоянии вы с ним разговаривать не будете. Как истерика пройдет, спокойно поговорите с ребенком. Он начнет понимать, что его истерики не имеют действенного эффекта.
  • Проявляйте твердость в своих решениях. Не идите на послабления при любом манипулировании. Если один раз вы уступите и пойдете на поводу у капризов ребенка, он продолжит эту тактику воздействия, а ваш авторитет будет подорван.
  • Не покупайте хорошее поведение! Нельзя постоянно стимулировать деятельность детей подарками или деньгами. Они быстро понимают такую тактику и будут хорошо себя вести лишь, чтобы получить материальные поощрения. Это неестественное поведение, дети быстро учатся притворяться. Да и с возрастом запросы будут только увеличиваться. А потом им придется столкнуться с реалиями жизни, где не все дается за конфетку.
  • Относитесь с понимаем взрослого к манипуляции ребенка, будьте выше, держитесь спокойно и доброжелательно. Объясняйте ребенку, почему вы запрещаете ему что-то делать: «… потому что это опасно для здоровья». «… потому что здесь так не положено делать» и т.п. Спустя время он запомнит, осознает и будет прислушиваться.
  • Не поддавайтесь бури эмоций. Дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние родителей и заражаются им.
  • Всегда будьте примером для своих детей. Чтобы ваши дети вас уважали и прислушивались, нужно чтобы ваши дела не расходились с вашими словами.
  • Не поддавайтесь чувству вины. Когда во время детской манипуляции вы проявляете выдержку и строгость, а малыш психологически сопротивляется, выражая это эмоциями, не корите себя за то, что вы слишком жесткий родитель. Вы так поступаете только на благо ребенку.
  • Ищите компромиссы. Разговаривайте, обсуждайте с детьми сложившуюся ситуацию. Общаясь с уважением, вы показываете, как правильно вести конструктивный диалог. Старайтесь найти выход, который будет в пользу для вас и ваших детей. Объясняйте, почему вы им что-то запрещаете.
  • Если не правы, признайтесь в этом и извинитесь. Иногда и взрослые заблуждаются и бывают не правы. Так ваш ребенок поймет, что не только он может ошибаться. Он научится, что тоже нужно извиняться, если неправ.
  • Иногда просто нужно дать детям пройти через свой собственный опыт. Позвольте им понять отрицательное воздействие своих поступков. Например, если ребенок отказывается готовить домашнее задание, можно допустить его желание. Только не выполняйте работу за него! После того, как он получит замечание от учителя, поймет, что поступил неправильно.
  • Помогайте детям в формулировке их чувств и переживаний. Проговорите с ним его эмоции, чтобы он лучше понял себя. Например, «Ты сейчас злишься, потому что твой друг обидел тебя», «Ты грустишь, потому что расстроен» и т.п.
  • Для коррекции поведения детей помогает сказкотерапия. В сказках показываются примеры поведения героев в тех или иных ситуациях, на которых они учятся. Так дети ненавязчиво усваивают нормы морали, действующие в обществе.

Что делать, чтобы предотвратить манипуляцию

Принято, что хорошие вещи – само собой разумеющееся и их не нужно поощрять. Но ребенок только познает этот мир, поэтому ему нужно все разъяснять. Да и любому взрослому приятно, когда его хвалят. Делайте акцент на хороших поступках ребенка, хвалите его, поощряйте словами и объятиями. А истерики старайтесь игнорировать. В этом случае у ребенка закрепиться в сознании, что только за хорошие вещи он получает любовь и внимание.

Важно, чтобы все члены семьи следовали единым принципам воспитания. Если мама запретила, а бабушка разрешает, то дети будут считать, что запрет не такой уж и строгий, поэтому можно нарушать и другие запреты.

Старайтесь удовлетворять все базовые потребности ребенка. Это ни в коем случае не означает потакать. Это значит: проводить больше времени с ребенком, дарить ему свою заботу, выслушивать его, поддерживать, чаще разговаривать. Интересуйтесь его чувствами, тревогами, мечтами, совместно играйте, покупайте подарки по поводу, гуляйте вместе в парке. Что делать совсем не стоит: не давайте пустых обещаний, не взращивайте в ребенке зависть, не грубите, не ущемляйте детскую самооценку. Берегите хорошие взаимоотношения, поддерживайте дружелюбную атмосферу в семье.

Говорите детям чаще о своей люби. Взрослые считают, что они и сами догадываются, что их любят. Если вы лишний раз будете напоминать ему об этом, то только укрепите взаимоотношения. Любой ребенок должен знать, что его любят в семье, несмотря ни на что.

Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? – Доктор Комаровский

Помните, что потакание детской манипуляции ведет к формированию негативной установки, которая будет только мешать им в будущем. Поэтому будьте положительным примером для них. Ведите себя с детьми так, чтобы они не были вынуждены прибегать к манипуляции.

motivacii-net.ru

советы родителям, которые идут на поводу у ребенка

Практикующие демократичное воспитание мамы и папы признаются, что периодически становятся жертвами детских манипуляций. Избалованные малыши садятся взрослым на шею, заставляя исполнять любую прихоть. Однако от подобных психологических хитростей со стороны чада не застрахованы даже самые строгие родители. Как понять, что вы на коротком поводке у ребенка? Каким способом можно вернуть прежний авторитет? Каких ошибок нельзя допускать, если в вашей семье появился маленький манипулятор? Разобраться в этих вопросах поможет психолог нашего портала Анастасия Вялых.

Ошибка №1: попытки ребенка манипулировать родителями замечены слишком поздно

Большинство родителей допускают одну и ту же ошибку: не замечают первых признаков манипуляций сына или дочери. А, как известно, вовремя не диагностированное заболевание приводит к осложнениям.

По словам психолога портала «Я – родитель» Анастасии Вялых, младенцы не способны манипулировать окружающими. Попытки привлечь к себе внимание в большей степени обусловлены инстинктами, нежели осознанными желаниями. Кроха не может самостоятельно о себе позаботиться, поэтому призывает на помощь маму. А вот в младшем школьном возрасте ребенок уже сознательно пытается манипулировать мамой, папой, бабушками, дедушками, нянями и другими близкими людьми. Если ребенок выявил определенную методику, позволяющую ему получить от взрослого желаемое, он будет регулярно ее использовать.

«Чтобы не развивать качества манипулятора в своем ребенке, важно вовремя распознать первые попытки манипуляции и четко дать понять, что она не работает, – отмечает Анастасия Вялых. – Для этого необходимо отмечать регулярно повторяющиеся случаи, когда ребенок получает то, чего вы ему не позволяли.

В качестве «методов» получения желаемого ваше чадо может использовать как слезы, выпрашивание, лесть, так и истеричное или агрессивное поведение.

Если родитель внимателен и чуток, то ему не составит особого труда сопоставить «масштаб трагедии» (то есть восприятие ситуации ребенком), и реальную важность того, что он хочет получить, и, таким образом, выявить попытку манипуляции. Также можно напрямую поговорить с ребенком (до того, как эмоции захлестнут его), узнать, чего он конкретно хочет и зачем».

Ошибка №2: дурной пример

Психолог Анастасия Вялых подчеркивает, что иногда родители сами провоцируют детей, побуждая использовать манипуляцию для достижения целей. «Во-первых, они могут сами манипулировать детьми, если не знают других путей воздействия на поведение ребенка, тем самым подавая отрицательный пример. А во-вторых, родители могут неосознанно подкреплять возникшие однажды поступки манипулятивного характера. Самым главным подкреплением для ребенка служит, конечно, получение того, чего он требовал», – комментирует эксперт.

Ошибка №3: сдаться и уступить

Действительно, иногда взрослым легче пойти на уступки расшалившемуся ребенку, чтобы тот успокоился и «отвязался». Чаще всего мамы и папы поддаются на провокации чада в людном месте: в гостях, в магазине, в поликлинике.

Довольно распространенное явление – в отделе детских игрушек малыш закатывает истерику, требуя купить ему куклу или машинку. И мама, краснея от стыда за своего несдержанного капризулю, задабривает его новой игрушкой, то есть становится жертвой манипуляции.

Если вы оказались в подобной ситуации, не спешите сдавать позиции и выполнять требования, которые находятся за гранью ваших интересов. Проявите терпение и непоколебимость. В противном случае ребенок, почувствовавший вашу слабую оборону, будет и дальше заставлять вас действовать ему в угоду.

Ошибка №4: проявление агрессии

Итак, вы в полной мере осознали, что сын или дочь вами манипулирует. Обида, раздражение, злость и желание наказать провинившегося – естественная реакция, которую нужно подавить. Деструктивные эмоции в данном случае можно рассматривать в качестве легковоспламеняющейся жидкости, которую впрыснули в небольшой костер.

«Я и подумать не могла, что мое бурное негодование на поведение сына еще больше усугубляет ситуацию. Его манипуляция заключалась в том, что он притворялся больным всякий раз, когда не хотел идти в школу. Оставался дома с моего согласия, а потом я ловила его на лжи. Ругала, отнимала мобильный телефон, грозила пожаловаться отцу, даже плакала. А он лишь ухмылялся в ответ, – делится переживаниями мама 12-летнего школьника Ольга Бурлакова, – а потом кто-то из учителей посоветовал мне применить другую тактику – спокойствие, ровный голос без визгливых ноток, взвешенное решение касательно мер наказания за ложь и прогул школы. В итоге ребенок прекратил использовать против меня мое же мягкосердечие, манипуляции сошли на нет, ему стало скучно мной манипулировать».

Советы родителям

Очень важно не переборщить, стремясь уберечь себя от пляски под дудку ребенка-манипулятора. Некоторые родители считают, что лучший способ пресечь попытки давления со стороны сына или дочери – игнорировать их. Такое поведение дети могут расценить, как равнодушие по отношению к ним и к их потребностям. В итоге мы получаем детскую обиду, замкнутость, озлобленность, а в худшем случае еще и депрессию, спровоцированную неверным выводом: «Я для них – пустое место. Меня не любят».

Как же грамотно снизить риск манипулирования (или хотя бы минимизировать частоту) со стороны ребенка и при этом не разрушить хрупкий мостик взаимопонимания? Психолог Анастасия Вялых рекомендует:

  • Будьте уверены в своей правоте. Для этого мысленно обозначьте четкие границы: «хорошо» и «плохо», «дозволено» и «неприемлемо». Эти границы помогут вам принимать решение, они ни в коем случае не должны быть нарушены внешними обстоятельствами;
  • Установите для ребенка только основные и самые важные границы. Внутри них предоставляйте ему свободу – не стоит запрещать все подряд;
  • Уважайте мнение ребенка, но при этом объясняйте, что окончательное решение принимаете вы – взрослый;
  • Будьте честным и открытым, соблюдайте принятые в семье правила, а если допустили ошибку – признайте ее;
  • Признавайте право ребенка на негативные эмоции, когда он не получает то, чего хочет, не ругайте его за истерики, но при этом не идите на уступки;
  • Контролируйте свои эмоции и всегда сохраняйте спокойствие в общении с ребенком;
  • Сохраняйте (или восстановите) доверительные отношения с ребенком, чаще говорите о том, как сильно вы его любите.

Надеемся, эти советы помогут вам взять ситуацию в свои руки и восстановить мир в семье. Помните, любая манипуляция ребенка направлена на привлечение вашего внимания. Если капризы, вранье и разного рода психологические уловки со стороны сына или дочери участились, подумайте, достаточно ли тепла и ласки вы дарите своему чаду? Возможно, настал подходящий момент для положительных изменений, которые еще больше сблизят вас с ребенком.

Алла Панасенко, Анастасия Вялых

Вы всегда покупаете ребенку игрушки и сладости, которые он просит? Все проделки сходят ему с рук или ваши отношения строятся на строжайшей дисциплине? Пройдите наш небольшой тест и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Как нами манипулируют дети: 14 удачных уловок

Наши дети – отличные манипуляторы. Высококлассные и профессиональные! Ведь мы, взрослые, зачастую даже не отслеживаем их уловки. Но именно благодаря

Как нами манипулируют дети: 14 удачных уловок

Наши дети – отличные манипуляторы. Высококлассные и профессиональные! Ведь мы, взрослые, зачастую даже не отслеживаем их уловки. Но именно благодаря разнообразным детским манипуляциям в вашем доме появляются непонятные и абсолютно ненужные предметы, чеки из супермаркета все чаще вызывают болезненное сожаление, а пребывание на родительском собрании – желание от стыда забраться под парту.

Сегодня мы представляем вам 14 самых удачных детских манипуляций, услышав которые каждый родитель, словно кролик перед удавом, моментально теряет волю и логику.

1. Я еще чуточку поиграю (посмотрю мультики). Да-да, сначала еще чуточку, потом еще чуточку, а потом еще… Вы и глазом моргнуть не успеете, как «чуточка» превратится в минимум час, а тут уже не только кушать – спать пора! Потому что процесс игры, как и мультики, не заканчиваются никогда, это просто стоит запомнить!

Выход: четко соблюдайте режим дня. Если обед назначен на 14.00, а отбой в 21.00 – проявите силу воли и не поддавайтесь ни на какие уговоры. Хорошо действует «эффект будильника», заведите на определенное время часы или мобильный телефон и сообщите ребенку что игра прекращается по сигналу.

2. А мама мне разрешает! Да-да, буквально каждая мама разрешает своему ребенку и Сникерс вместо обеда, и гулять без шапки! Этот способ на «отлично» работает с папой, бабушкой или няней, особенно если мама в доме – непререкаемый авторитет и применяется, когда мамы нет дома, это же логично. А вот догадаться и позвонить маме, чтобы уточнить правду – на такой логичный поступок взрослые способны весьма редко, и это весьма на руку нашим юным манипуляторам!

Выход: 1. Проверять. 2. Помнить, что даже если вы, сидя за компьютером, ну ооооочень увлечены просмотром френдленты, ни в коем случае не говорите бездумное «угу» на детские вопросы. Потому что «угу» — это другими словами «да», и с этим не поспоришь. Кого волнует, что вы в это время были в глубине интернет-перипетий.

3. Я что-то плохо себя чувствую. Как только ваш юный артист понимает, что над ним всерьез нависла гроза, его поражает внезапный и очень коварный недуг! Сильная и острая боль в животе, ухе, голове, ребенок без уговоров укладывается в постель и укрывается одеялом, морщась от боли – какое материнское сердце устроит перед таким спектаклем? Родительский инстинкт гораздо мощнее любых приступов бешенства, и вот вы уже сосредоточенно несетесь на кухню за чаем и дрожащими руками ставите ребенку градусник.

Выход: увы, его нет. Главное, чтобы тревога оказалась ложной и за это мы, как нормальные родители, готовы все отдать и обо всем забыть. 

4. Я больше никогда так не буду. Конечно не будет! Именно так – никогда. Ведь в прошлый раз он нагрубил бабушке, а в этот раз – маме, разве тут есть хоть намек на сходство?

Выход: просто простить. И помнить, что в жизни еще будет столько «никогдашек».

5. Оно само! Коварные чашки так и прыгают из шкафа на пол, суп прямо нападает на ребенка из кастрюли, а штаны делают из такого трухлявого материала, что он разлезается просто на глазах, образуя дырки на коленях! С вами такого никогда не случалось? Удивительно!

Выход: пусть сам убирает, склеивает, покупает новое. Ходить в дырявом, конечно, неприлично, но если правда так и не будет рассказана – в качестве наказания пару дней можно и походить. Дома.

6. Я не виноват! Традиционный родительско-учительский ответ: «А кто виноват? Пушкин!» весьма радует 3-4-летних карапузов еще не знакомых с творчеством великого классика. Но уже не понаслышке знающих о том, что такое презумпция невиновности. Ведь если он не виноват, то и наказывать не за что.

Выход: медитация и йога. Для родителей. И да, расскажите ребенку, кто этот загадочный Пушкин, на которого можно свалить все на свете.

7. А можно мне попить? Перед сном исключительно на всех детей нападает дикая жажда. А потом в туалет, это же логично, после воды. Потом голод, очень кушать хочется… И вообще – мне страшно, посидишь со мной? Поговорим о вечном, знаешь, Мишка недавно рассказывал… Может, сказочку? Или хотя бы полежим вместе?

Выход: выделите на общение перед сном определенное четкое время. Например, одна сказка и все; или общение может продолжаться на любые темы и в любом формате пока папа принимает душ. Сказка закончилась или папа пришел в спальню пожелать ребенку «Спокойной ночи» – все, отбой. Разве с папой поспоришь.

8. Купи мне это, а я обязательно Больше никогда ничего не попрошу, весь месяц буду хорошо кушать, всегда буду убирать свои игрушки, закончу четверть без троек… Чтобы получить желаемое ребенок готов пообещать вам даже полет на Луну, чего мелочиться J?

Выход: уяснить шкалу глобальности детских обещаний и не ждать невозможного. «Никогда» — это пока опять чего-то очень не захочется (кто сказал, что это не произойдет завтра вечером?), а «всегда» — это примерно 1 день. Кстати, если вы замужем, то со всеми этими обещаниями должны быть уже давно и хорошо знакомы.

9. А у Женьки таких три Обычно этот прием используется для вымогательства покупок абсолютно ненужных вещей. Срабатывает на все 100%, ведь затрагивает сразу несколько потаенных родительских струн души: раз родители другого ребенка это купили, может быть, это нужная вещь; чем мой ребенок хуже; я что, не могу ребенка порадовать? Стоит ли говорить, что вы делаете после того, как минимум эти три мысли пронеслись в вашей голове? Правильно, смиренно идете к кассе.

Выход: улыбнуться, кивнуть, потрепать ребенка по волосам и просто пройти дальше. Не можете? Тогда сделайте вид, что вообще не знаете, откуда у вас в доме взялось это.

10. У меня сегодня нет домашних заданий. Конечно, нет, кто же это ходит вообще в школу, чтобы учиться? Самое лучшее в школе – переменки и продленка. А уроки… Какие уроки? Еще и домашние задания? Конечно не задали. Совсем-совсем. Ничего. Учительница болела. Или была контрольная. Ну, мама, ну что ты хочешь, ну можешь ей сама позвонить и все узнать!

Выход: звонить учителю. Если стесняетесь беспокоить педагога неплохо все-таки уточнить наличие «домашки» у кого-то из родителей одноклассников. Доверие? Нееет. Не слышали о таком.

11. Зачем мне грамотно писать? Я буду программистом! Без проблем, хоть папой Римским, но уметь грамотно писать, хорошо читать и правильно складывать цифры необходимо для представителя любой профессии. Поэтому – твердо стоим на своем!

Выход: нет смысла требовать от ребенка отличных оценок по нелюбимому предмету, возможно, он действительно будущий Стив Джобс или Билл Гейтс. Ваша задача помочь ребенку понять необходимое и не заработать стойкую ненависть к преподавателю.

12. Ты самая лучшая в мире! Конечно, мы нередко клюем на откровенную детскую лесть о том, что его мама самая красивая, умная, замечательная или добрая – нужное подчеркнуть. И не важно, что в остальные моменты ваш ребенок относится к вам как к Богу, то есть просто не замечает, пока что-то не понадобится, родительские сердца, души и кошельки нередко раскрываются в ответ на такую элементарную манипуляцию!

Выход: обнять и сказать, что вы безмерно рады, что у вас такой умный, добрый, нежный, бескорыстный и ласковый сын (или дочь). Занавес и держите паузу.

13. Я от вас уйду! Каждый ребенок то и дело рисует в своем воображении планы мести, как он, оскорбленный и непонятый, собирает свои вещи в простынку и гордо уходит как Ежик – в туман. Один. В опасность. А родители в слезах бросаются ему вслед, обещая не только злополучные игрушки-подарки-мороженое, а такоеееее… Ну прямо горы золотые обещают, ага .  

Выход: понять всю глубину чувств маленького человека и предложить откровенный разговор по душам. Конечно, чаще всего уход «в никуда» откладывается из-за какой-то совершенно смешной причины. На самом деле ребенку просто не хватает вашего внимания.  

14. Ну пожаааалуйста Что вы там знаете о пытках древних китайцев? Так вот все эти «душегубы» вместе взятые – просто детский сад, по сравнению с настойчивостью вашего чада. Его постоянное нытье можно прекратить только одним способом – дать то, чего он просит.

Выход: пытаться переключать внимание ребенка на что-то другое. Степень удачи – 50 на 50, но попробовать все равно стоит. опубликовано econet.ru

econet.ru

типичные ошибки взрослых в воспитании

Получив однажды желаемое с помощью манипуляций, малыш будет регулярно применять эту тактику. Чтобы не дать укорениться качествам манипулятора, взрослые должны научиться распознавать скрытые попытки оказывать давление и давать четко понять, что они не действенны. Для этого следует фиксировать постоянно возобновляющиеся случаи, когда малыш получил желаемое вопреки воле взрослых. 

Наблюдательным и ответственным родителям будет не сложно оценить значимость того, что требует малыш и раскрыть попытку манипулирования. Стоит прибегнуть к разговору с чадом, выяснить чего он хочет и зачем ему это нужно посредством обычного диалога. 

Вторая ошибка: плохой пример для малыша

Дети имеют обыкновение подражать взрослым членам семьи, и манипулировать часто учатся у них же. Взрослые нередко используют эту тактику, когда не находят других способов воздействовать на поведение и развитие ребенка. Выглядит это примерно так: «Если хочешь получить шоколадку, собери игрушки» или «Если не покушаешь — не пойдешь гулять». Дети понимают, что эта уловка работает, и начинают воздействовать на взрослых таким же методом. Кроме того, родители очень часто потакают этим приемам, давая чадам то, что они требуют.

Третья ошибка: выполнение требований детей

Третья ошибка: выполнение требований детей

Взрослые, учитывая возраст, часто идут детям на уступки и выполняют все их условия, когда хотят успокоить разбушевавшееся чадо, а другие методы неэффективны. В основном это происходит в общественных местах, где много людей. В данной ситуации необходимо проявлять терпимость и непреклонность. Иначе ребенок почувствует слабину и будет продолжать вас провоцировать. 

Четвертая ошибка: агрессивная реакция на попытки манипулировать

У большинства родителей в ответ на детские манипуляции возникает нескрываемое раздражение, гнев и, как следствие — намерение тут же наказать чадо. Это нормальная реакция на деструктивные или «разрушающие» эмоции, но ее необходимо подавлять. Только спокойствие, ровный тон голоса и четко озвученное взвешенное решение помогут справиться с ребенком-манипулятором. 

medaboutme.ru

Дети-манипуляторы

Компанец Наталия Николаевна

«Мой Сёма – настоящий лидер! – умиляется Светлана, беседуя с соседкой. – Как бы я не уговаривала его что-то сделать, все равно сделает по-своему. Всех в семье построит, всем поручение даст! А если что не по его плану – сердится, ногами топает…»

«Моя Настасья из бабушки «веревки вьет». Где попросит, где поканючит, где лестью возьмет или угрозами. После визита к ней – словно подменяют ребенка. Становится слишком требовательной ко мне, попрекает «невнимательностью».

Прежде всего, давайте разберемся. Оказывается, манипуляция – наиболее распространенный вид человеческого общения. В словарях мы найдем определение, что манипуляция – это акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. Конечно же, когда мы говорим, что ребенок манипулирует взрослыми, то речь не идут о настоящей манипуляции. Ребенок еще не может ставить себе цели «добиться контроля над поведением и мыслями другого человека» в силу того, что сам еще не всегда осознает свои поступки, не то, что чужие, не говоря о планировании своих действий. Тем более, что мы-то сразу чувствуем, «чем это пахнет», у нас нет никакой иллюзии «самостоятельности принятых решений».

Но весь вопрос в том, что часто, распознавая признаки манипулятивного поведения ребенка, родители умиляются, принимая это за «лидерство», «артистизм». По этому поводу есть замечательная арабская пословица: «То, что произошло один раз – случайность. То, что повторилось дважды – закономерность». Это означает, что если поведение ребенка в какой-то ситуации начинает вами угадываться, то ребенок уже создал свой сценарий и ожидает в нем соответствующего вашего поведения.

Конечно, это вовсе не означает, что речь пойдет о монстрах или энергетических уникумах, способных подчинить своей власти любого. Просто обучаясь общаться (часто не без нашей помощи), ребенок осваивает и такой вид общения.

Так откуда это берется?
Присмотритесь к своему поведению. Малыш не хочет кушать? А мы его отвлекаем, обещаем: «Ну, самую последнюю ложечку!», за которой непременно будет следующая «последняя ложечка». Мама обещает почитать еще одну сказку, если болеющая дочка «разрешит» поставить горчичники. Воспитательница в детском саду восхищается: «Какое чудесное платьице!», завлекая ребенка в разговор, чтобы расставание с мамой было не столь болезненным. А угрозы наказания!? Сколько родителей прошло через это! И, наверное, не согласятся изъять из воспитательного арсенала средства «кнута» и «пряника».

Конечно, такое общение с ребенком присутствует практически во всех семьях. Но оно не опасно, если с ним соседствуют уговоры, объяснения, обсуждения. Ведь постоянное принуждение к принятию ребенком решений не будут способствовать тому, чтобы малыш научился «договариваться» с людьми, а вот школу «манипулятивного поведения» получит отменную. Тогда держитесь, родственнички, готовьтесь к подростковому возрасту (а может, и раньше плоды поспеют, когда будет не до умиления «лидерскими способностями» чада).

Эгоизм – отец Манипуляции?
Нужно сказать, что применение ребенком некоторых черт манипуляций также не дает права говорить, что у него сформировалось «манипулятивное поведение». Для того, чтобы научиться этому «по-настоящему», ребенок к трем–четырем годам должен стать эгоистом. Хотите рецептик?

Никогда не говорите
Своему вы все ребенку
Что, ну просто очень нужно
Что-то сделать для кого-то.
А еще ему внушайте,
Что он – первый из первейших,
А ни бабушка, ни мама
Не достойны и вниманья.
Если что-то нужно крохе,
Все бросайте и бегите.
Нет важней его желаний,
Даже если вам во вред!
А всего еще главнее –
Чтоб для собственных желаний
Ничего малыш не делал,
От других же – получал.
И тогда ваш нежный мальчик
(Или девочка, конечно)
Может зваться эгоистом,
Лет так, может, с четырех…

Вот такой «вредный совет» для родителей.
Но в действительности маленького ребенка нельзя назвать эгоистом, даже если вся семья концентрируется на выполнении его потребностей. С младых ногтей сознание ребенка центрируется на нем самом, на собственных телодвижениях, собственных потребностях. Именно за счет этого формируется «Я» человека. Если окружающие взрослые заботливо ухаживают за малышом, своевременно удовлетворяют его потребности, то у ребенка вырабатывается «базовое доверие к миру». То есть ребенок изначально верит в положительный контакт с другим человеком, в то, что это принесет ему удовлетворение его желаний. Но это чувство доверия ничего общего с эгоизмом не имеет.

Условием же возникновения эгоизма является полное центрирование семьи на ребенке, готовность пожертвовать всем для удовлетворения любых его желаний и прихотей. Второе условие – гиперопека. К трем – трем с половиной годам ребенок уже способен производить какие-то действия по самообслуживанию. Если этого нет, то он постепенно привыкает перекладывать «эту обязанность» на чужие плечи. А заодно все свои желания привыкнет удовлетворять «за счет других» – любыми способами.

«Детское» манипулирование порой начинается так невинно и мило: «Подуй, горячо!», «Подними, я упал!», развиваются с угрожающей быстротой: малыш специально падает, чтобы его поднимали, испытывая свои способности руководить поведением взрослых (на подсознательном уровне).
А поскольку дети все разные, то и способов манипулирования нами, взрослыми тоже много.

Такие разные детишки…
НЫТИКИ
Такая картина встречается часто: малыш еще едва ходит, естественно, говорить толком еще не может, особенно распространенными переложениями типа: «Мама! Поскольку я устал, не могла бы ты взять меня на руки?». Тогда малыш останавливается и начинает ныть, иногда даже очень громко. И тут же перестает, когда мама удовлетворяет его желания. Можно ли это назвать манипуляцией? – Только с оглядкой на возраст. Ведь ребенку второго года жизни не всегда объяснишь, что он тяжелый, что мама устала, хотя это можно и нужно делать. И у детей такого возраста нет еще способности выполнять желания «с задержкой». Они действительно еще не могут ждать! А вот если ребенку – два–три года, то он уже может понять, что такое «устала мама», «ручки болят», «пожалеть маму» и «подожди немного». Более совершенное речевое развитие трехлетнего ребенка не оставляет иллюзий, что нытье «в честь» выполнения сиюминутного желания – сложившееся манипулятивное поведение.

Но…
Обращайте внимание на время возникновения нытья. Если это совпадает с временем обычного «тихого часа», возможно ребенок устал и готов к привычному отдыху. Еще важно самочувствие малыша, ведь он может просто капризничать из-за недомогания.
Если это – не время «тихого часа», а ребенок нормально себя чувствует, и вы настроены преодолеть тенденцию к манипулированию вами, будьте решительны и доброжелательны. Если малыш хочет «на ручки», присядьте рядом с малышом, терпеливо объясните причины, по которым не можете выполнить его просьбу. И очень спокойно скажите, что станете его слушать, когда он успокоится. Потом вставайте и продолжайте путь. Если даже ребенок продолжает оставаться на месте, демонстрируйте свою уверенность поступить так, как вы ему сообщили. Если же ребенок продолжает настаивать, заставляя вас колебаться между «спокойствием ребенка» и «воспитанием личности», воспользуйтесь формулой «Я-высказывания»: «Мне не нравится, когда дети ведут себя так на улице», при этом изобразив разочарование.

СКАНДАЛИСТЫ–ШАНТАЖИСТЫ
Иногда, если привычное нытье не помогает добиться выполнения желаемого, дитятко начинает повышать децибелы и даже топать ногами. Некоторые дети ложатся на пол и пытаются биться головой об пол. Есть даже такие, которые, не прекращая рыдать, засовывают себе в рот пальцы и даже руку и вызывают рвоту. Если признаки «расстройства» пропадают тут же, когда желание выполняется, то налицо сформировавшаяся манипуляция, особенно если это случается не впервые.
Когда ребенок получает запрограммированную им реакцию на свои действия (слезы, крик, истерику), которые вы не хотели поддерживать, это укрепляет его в уверенности, что таким образом можно всего добиться. Тогда «положительный опыт» распространяется на другие ситуации. И, начиная с близких людей, ребенок пытается манипулировать и другими взрослыми.

Если вы решили искоренить такой вид общения или хотя бы частично заменить его более «цивилизованными», запасайтесь терпением. Оно понадобится для того, чтобы не включиться в «игру» вашего ребенка. Вы помните, как заканчиваются эти присутпы требовательности? Ребенок моментально успокаивается! Так что вполне возможно в период «лечения» выдержать двойную порцию крика, когда вы просто перестанете обращать внимание на такое неуважительное поведение по отношению к вам. Нужно выдержать паузу, даже покинуть «поле боя», чтобы ребенок понял, что вы не собираетесь поддаваться его требованиям, и ему придется научиться либо ждать какое-то время до исполнения своих желаний, либо что-то делать самостоятельно для этого. Можно призвать на помощь «Я-высказывание»: «Мне не нравится, когда дети кричат и топают ногами. Когда ты успокоишься, мы поговорим».

Учтите! Если вы поддадитесь уговорам «Еще минуточку!», «Ну пожалуйста!», если вы даже станете угрожать или шантажировать в ответ – вы уже в игре! Нужно добиться, несколько раз одержать победу (не над ребенком, а над собой!), тогда ребенок поймет, что истерики и эмоциональный «шантаж» больше не принесут результатов, и лучше искать другие способы выражения желания.
Если же ваша «победа» затягивается, то пообещайте, что это время будет вычтено из следующей прогулки.

«СИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ»
Иногда мамы, как в нашем первом примере, восторгаются «организаторскими» способностями ребенка. У него нет истерик, или же, попробовав такой способ достижения желаемого, наткнулся на препятствие в виде родительского недовольства. Зато «на своей шкуре» усвоил пословицу «Ласковый теленок двух маток сосет». Такой ребенок-манипулятор испробует все: лесть, уговоры, легкие угрозы (без истерик). Многие мамы, а особенно бабушки (да и представители отрядов пап и дедушек!) умиляются ласковыми речами любимчика: «Ну пожалуйста, ты же у меня такая любименькая, самая лучшая бабушка!». При этом пропускают мимо ушей все, что не связано с исполнением своего желания, а особенно отказы, объяснения. Нужно отдать ему должное, такой ребенок способен какое-то время ожидать удовлетворения своих желаний, потому если он натыкается на отказ, повторяет попытку позднее («капля камень точит»).

Родители, признавая за ребенком право называться «сильной личностью», «лидером», умиляясь его способностями, дают возможность ребенку в этом убеждаться от случая к случаю. Это – плохой опыт общения с людьми, поскольку часто, выходя из семейного круга в круг сверстников дети, привыкшие к беспрекословному подчинению, будут натыкаться на сопротивление и неприятие детей (ведь среди других детей тоже могут оказаться «сильные личности»). Кроме того, признавая за ребенком право быть «сильным», он усваивает, что родители-то слабые!

Если ребенок использует лесть для достижения своих целей, используйте «рецепт» для всех возрастов и народов: Не смущайтесь и не робейте, не умиляйтесь, когда ребенок (или любой другой человек) говорит вам: «Какая у вас кофточка красивая!» или «Ты у меня такая добренькая, такая хорошая!» Соглашайтесь со льстецом: «Да, у меня сегодня действительно красивая кофточка», «Да, я действительно добрая и хорошая» Для взрослых еще можно добавить: «Как хорошо, что ваш комплимент искренен, и вы при этом не похожи на человека, который использует приятные слова для извлечения собственной выгоды». Действует безотказно!

Иногда родителям кажется, что, отказав ребенку, совершают преступление. «Малыш» же, улавливая генеральную линию их поведения, часто изображают разочарование и обиду, если натыкаются на препятствие своим желаниям. В этом случае можно посоветовать родителям тренинг ассертивного поведения (умения сказать «нет» без ощущения чувства вины). Посоветуйтесь с психологом. А до визита к нему постарайтесь проанализировать свое поведение, заняться интересным делом, непременно добившись результатов, повысив уверенность в себе и приобретя самоуважение. Возможно, даже это поможет не идти на поводу у начинающего манипулятора.

ПРИТВОРЩИКИ
Очень скоро ребенок усваивает, что повышенное внимание родителей к его здоровью можно выгодно использовать: например для того, чтобы не делать чего-то такого, что не нравится делать (убирать игрушки, застилать постель, умываться перед сном). «Ой, мама, мне сердце болит, – говорит малыш, хватаясь за живот. – Я не буду умываться!».

Нужно учитывать, что способности к «лицедейству» у детей очень развиты. Так, убеждая себя и маму в первую очередь, что у него болит животик или «теметарура», ребенок действительно может почувствовать боль и у него действительно может повыситься температура. Считается, что такие особенно внушаемые дети и являются «несадиковыми». Они «уговаривают» себя болеть, поскольку понимают, что только от этого зависит, изменят ли родители свое поведение в нужную ему сторону.

Если ребенок еще мал, прежде всего проследите за своим поведением. Вы вскрикиваете при любом падении ребенка? У вас в семье действительно культ болезней малыша? постарайтесь спокойней относиться к этому. Ребенок должен научиться воспринимать телесные недуги не как трагедию, а как повод «взяться за свое здоровье», в этом ваша боязнь за его здоровье не поможет! Даже когда у него температура, не всхлипывайте, а говорите: «Ничего, так бывает. В следующий раз будем осторожнее!». Тогда у малыша не будет соблазна вызывать у вас знакомую реакцию и радоваться возможностью руководить вашим поведением.

Часто за попытками «убежать в болезнь» скрывается тревожность ребенка. Потому не показывайте, что относитесь несерьезно к болезни ребенка, но не позволяйте ему, скрываясь за недомогание, отлынивать от необходимых действий. Главный признак манипуляции – «улучшение» самочувствия сразу после достижения желаемого.
Хороший способ для преодоления этого вида манипуляции у ребенка 5–6 лет – выражение доверия ребенку и психологическая поддержка: «Я не позволю тебе лежать в постели. Это не потому, что я тебя не люблю, или не верю, что ты себя плохо чувствуешь. Если тебе трудно или страшно, давай подумаем, как тебе помочь. А сейчас нужно собираться в садик».

Загрузка…

www.uaua.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *