Логопедический массаж для развития речи: виды, инструменты, техники
Логопедический массаж относится к техникам, применяемым в логопедии для улучшения произношения и психоэмоционального состояния людей с дефектами речи.
Если вы скептически относитесь к этому методу лечения речевых нарушений, считая его трудоемким и неэффективным, то в этой статье мы постараемся убедить вас в обратном.
Для чего нужен логопедический массаж
Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.
Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.
Польза логомассажа
Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:
- нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
- уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
- активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
- улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
- восприятие движений речеобразующих органов.
И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:
- благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
- стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
- увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
- снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
- формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
- увеличивает объем и диапазон движений;
- укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.
Показания и противопоказания
Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.
Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.
А теперь коснемся технической стороны этого метода.
Виды логопедического массажа
В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:
- Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
- Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
- Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
- Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
- Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.
Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.
Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.
Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.
Особенности логопедического массажа дома
Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.
Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:
- Работайте в проветренном помещении.
- Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
- Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
- Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
- Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
- Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
- Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик. Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
- Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.
При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка. Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов.
Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.
Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним. Это необходимо для снятия напряжения. Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.
Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.
Техники логомассажа
Существуют определенные приемы и техники для каждого вида массажа:
Логопедический массаж лица для детей
Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.
Логопедический массаж ложками
Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица. Приготовьте несколько чистых чайных ложек. Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка. Повторяйте каждое движение 6-8 раз.
Артикуляционный массаж языка для развития речи
Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках. Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну. При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.
Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.
Пальчиковый логомассаж для развития речи
Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Его можно выполнять и детям до года. Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга. Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект. Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.
Самомассаж
Научите малыша движениям самомассажа. Выполняйте его вместе, играя. Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.
Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.
Зондовый логопедический массаж
Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение. Такой метод коррекции назначают детям после полугода. Во время манипуляций ребенку не должно быть больно. Курс длится 15-20 дней.
Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:
- исправляется звукопроизношение;
- формируется правильное речевое дыхание;
- становится сильным голос;
- стабилизируется эмоциональное состояние.
Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.
Настроение — главный помощник логомассажа
Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.
Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении. Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!
kakgovorit.ru
Логопедический массаж – что это такое и как его делать?
В логопедии массаж используют для прямого воздействия на нужную область с целью улучшения состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров при помощи особых приспособлений или пальцев. Его выполняют зондами, шпателями, зубной щеткой (выбирать нужно с мягкой щетиной). Существуют различные виды логомассажа, чтобы использовать некоторые из них не нужно получать специальное образование. Для более серьезных разновидностей процедуры нужно окончить специальные курсы.
СодержаниеСвернуть
Логопедический массаж обычно назначают детям, имеющим сложные речевые нарушения. К ним относятся:
- дизартрия;
- алалия;
- афазия;
- заикание;
- расстройства голосообразования.
Назначает курс логомассажа специалист после диагностики. Проводить его можно как в специально обустроенном кабинете, так и в домашних условиях, соблюдая все важные организационные моменты.
Какая от него польза
Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.
Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?
- Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
- Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
- Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
- Улучшается артикуляционная моторика.
- В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
- Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.
Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты:
- Улучшается кровообращение и лимфоотток.
- Мышечные волокна становятся эластичнее.
- Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.
Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости. Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий.
Недостатки
У данной процедуры имеются и недостатки. Она оказывает воздействие только на мышцы, поэтому, делая лишь ее, родители не скорректируют речь ребенка. Также, у некоторых детей имеется повышенная тактильная чувствительность, процедура может вызывать у них дискомфорт и негативные реакции. Поэтому специалисту нужно будет искать в работе с такой категорией детей альтернативу логопедическому массажу.
Кому противопоказано
Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:
- повышенная температура тела;
- простудные вирусные заболевания;
- конъюнктивит;
- кожные заболевания;
- обострение лабиального герпеса;
- стоматит.
С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом. Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача. Также тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка. Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка.
Виды логомассажа
Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:
- Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
- Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
- Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
- Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
- Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.
Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.
Организационные моменты
Независимо от того, где будет проходить сеанс, нужно создать правильные условия для его проведения:
- В помещении должна быть комфортная температура.
- Перед массажем его нужно проветрить.
- Подготовить и продезинфицировать все нужные приспособления (зонды, шпатели и др.).
- Подготовить стерильные одноразовые перчатки.
- Ребенок должен принять правильное положение тела: лежа с положенным под шею валиком (плечи приподняты, голова откинута назад), руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты (для удобства можно также предложить положить валик). Или полусидя в кресле с откидывающейся спинкой.
Обстановка в комнате/кабинете должна способствовать расслаблению, чтобы ребенок на сеансе чувствовал себя комфортно.
Продолжительность занятий
Логопедический массаж проводится курсами, включающих как минимум 10 занятий, иногда 15-20. Процедуры проводятся ежедневно с постепенным увеличением времени. Начинают с 2-х минут, а максимальная продолжительность сеанса подбирается в соответствии с возрастом ребенка.
С детьми до 3-х лет логомассажем занимаются до 10 минут; в возрасте от 3-х до 5-ти – до 15 минут, а со старшими дошкольниками и школьниками – до 20 минут. Если есть необходимость, курс повторяют через 1,5-2 месяца.
Основные приемы в логопедическом массаже
Во всех разновидностях логомассажа применяют такие же движения, что и в классическом массаже:
- Поглаживание – этот прием используют для расслабления. Рука или зонд плавно скользит по определенному участку кожи. После этого действия не должно быть покраснений. Данным приемом пользуются на начальном и завершающих этапах процедуры.
- Растирание – массажист сминает, собирает кожу в складки, передвигает ее в разные стороны. Нужно не вдавливать ее вглубь, а перемещать в стороны. Выполнять растирание нужно интенсивно, так как оно оказывает стимулирующее воздействие.
- Разминание – сюда входят надавливающие движения, сжатия, пощипывания.
- Вибрация – специалист создает колебательные движения на массируемом участке. Они могут быть различной амплитуды и интенсивности. Этот прием также является стимулирующим.
Некоторые специалисты включают в свою методику проведения логопедического массажа плотное нажатие. Его используют для того, чтобы путем воздействия на особые точки повлиять на работу речевых центров. Специалист выбирает подходящие приемы в зависимости от результатов диагностики.
В каких случаях рекомендован
Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.
Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.
Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.
Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:
- состояние мимических мышц и кожи;
- состояние артикуляционной моторики;
- состояние мягкого неба;
- произносительную сторону речи.
По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.
Особенности проведения расслабляющего массажа
Показанием для его проведения является повышенная напряженность мышц. В этом случае главная цель курса массажа – их расслабление. Все движения выполняют медленно, плавно, процедура состоит из поглаживаний, растираний и легкой вибрации.
Начинают работу со снятия напряжения мышц шейного и плечевого отделов. Потом переходят к массажу лица (лоб, волосистая часть головы, область глаз, носогубная область, подбородок). И завершающий этап – мышцы языка.
Чтобы ребенок смог максимально расслабиться, массаж нужно выполнять предметами, имеющими теплую температуру. Можно дополнительно включить релаксационную музыку, чтобы создать успокаивающую обстановку.
Особенности проведения стимулирующего массажа
Логопед выбирает такой вариант, если мышцы вялые, дряблые, большая их часть оказывается незадействованной в мимике и артикуляции. Все манипуляции направлены на восстановление их активности, укрепление. Массажные действия выполняются в быстром интенсивном темпе.
Активизирующее воздействие создается растиранием, разминанием и сильной вибрацией. В данном случае чередуют интенсивные движения с расслабляющими поглаживаниями. Конечно, стимулирующих манипуляций должно быть больше расслабляющих. Алгоритм действий такой же, как и во время расслабляющей процедуры.
Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка
Для его выполнения ребенок должен находиться в положении лежа. Для большей эффективности массажа можно дать малышу подержать во рту ромашковый отвар – это согреет мышцы языка. Эту процедуру нужно проводить только в одноразовых стерильных перчатках.
Если у ребенка нет никаких негативных реакций на использование зондов, шпателей, то лучше всего делать логомассаж языка ими. Также нужно учитывать и состояние рвотного рефлекса. Если он повышен, то язык должен находиться в ротовой полости. Если же он в пределах нормы – язык вытягивают вперед.
Весь массаж строится на выполнении движений по трем направлениям: по горизонтали, вертикали и поперек. Также если имеется отклонение языка в сторону, то делают упор на сторону, в которую он отклоняется. Ребенку нужно давать возможность проглотить слюну после каждого действия, особенно если у него имеется гиперсаливация.
Дополнить логомассаж языка можно артикуляционными упражнениями. В основе гимнастики должны быть базовые упражнения для губ и языка.
Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.
Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:
- зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
- зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
- зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
- зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
- зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.
Зондовый массаж противопоказан детям до 6 месяцев.
Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.
Массаж чайными ложками
Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.
Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.
Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.
Самомассаж
Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его.
Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого.
Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей.
Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение. Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением). Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.
logopediacentr.ru
как сделать массаж языка, видео
Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.
Польза
Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.
Корректировка включает в себя следующие задачи:
- происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
- приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
- снижение эмоционального перенапряжения;
- корректировка заикания, дизартрии, ринолалии, нарушения голоса;
- увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
- уменьшение повышенного слюноотделения;
- работа над артикуляционным аппаратом;
- закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.
Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.
Показания к процедуре
- Первое и самое важное показание, если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
- Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
- Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
- Нарушение голоса – ребенок устает говорить, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
- Дизартрия. Нарушение, скорее, психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
- Усиленное слюноотделение также является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
- Дети с ДЦП.
Однако не всегда можно делать логопедический массаж.
Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).
Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.
Разновидности
Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.
- Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
- Массаж губ. Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
- Массаж шеи. Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
- Массаж ушей. Стимулирует артикуляционный аппарат.
- Массаж для рук. Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
- Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.
Условия для проведения
В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.
Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.
Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.
Ребенок должен пройти курс не менее 15 занятий.
Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.
Техника проведения на дому
Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.
Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.
Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.
Язык
Выполняется от кончика язычка к его корню.
- Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
- Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
- Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
- Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
- Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
- Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
- Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.
Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.
Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.
Губы
Сюда входят также подбородок и носогубная складка.
- Растирание губ пальцами.
- Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
- Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
- Пощипывание губ и области вокруг.
- Надавливание на губы с круговыми движениями.
- Легкие шлепки пальцами.
Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.
Руки
Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.
- Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
- Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
- Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
- Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
- Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.
Шея
- Повороты и наклоны шеи влево-вправо, вперед-назад.
- Кручение головы.
- Массирование области кадыка аккуратными поглаживаниями.
- Массаж шейного отдела позвоночника легкими похлопываниями пальцев.
Уши
- Сверху к мочке и обратно совершить потирания (5 раз).
- Оттягивание мочки вниз.
- Массаж козелка уха легкими надавливаниями и круговыми движениями.
- Массаж обратной стороны уха протирающими движениями (30 секунд).
Массировать можно по одному уху, а затем оба ушка одновременно.
Массаж ложками
Для такого массажа требуется две ложки. Размер зависит от возраста ребенка. Малышам лучше применять детские силиконовые и пластмассовые ложечки.
- Выпуклой частью ложек проглаживаются верхняя и нижняя губа.
- Круговые движения по губам.
- Кончиком ложки мягко нажимать на носогубную складку.
- По обеим губам скребем ложечкой.
- Массаж подбородка и щек круговыми движениями выпуклой частью.
- Такой же массаж висков и глаз – по веку и обратно под глазами.
- Растирание межбровного пространства, скул.
Закончить комплекс массажа важно мягко и аккуратно, чтобы ребенок получал от процедуры только положительные эмоции и не отказывался в дальнейшем.
Это можно сделать мягкими поглаживаниями лица, щек, волос ребенка, при этом хваля малыша за терпение и усидчивость.
Массаж в домашних условиях дает положительные результаты. Это можно увидеть, не только прочитав отзывы довольных мам, но и выслушав компетентное мнение специалистов-логопедов. Многие отмечают, что первые результаты становятся заметны уже через 4-5 занятий. У деток с тяжелыми нарушениями динамика заметна через 7-8 занятий.
Логопедический массаж в домашних условиях прекрасно справляется со многими речевыми нарушениями. Главное, быть настойчивым в этом деле и не прерывать сеансы.
О том, как правильно выполнять логопедический массаж в домашних условиях, смотрите в следующем видео.
o-krohe.ru
техника проведения и упражнения для дома
Родители детей с речевыми нарушениями не понаслышке знают, что такое логопедический массаж. С его помощью можно не только активизировать мышцы речевого аппарата, но и научить ребёнка правильно выговаривать звуки. Если органы речи готовы к работе, то и сложные звуки становится легче произносить. Тем более, данные занятия хорошо помогают в случаях, когда детям сложно произносить большое количество звуков.
Перечень речевых нарушений, при которых назначается массаж достаточно обширен. При задержке речевого развития и правильном подходе, удаётся полностью устранить проблему, если нет других отклонений. Если отставание речи ребёнка от нормы значительное, родителям следует быть готовым к тому, что потребуется немало времени для доведения речи до нормального состояния.
Противопоказания к проведению
Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:
- Корректирование правильного звукопроизношения.
- Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
- Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
- Укрепление глоточных рефлексов.
- Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.
Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:
- повышенной температуре;
- простудном или остром респираторном заболевании;
- воспалении дёсен;
- стоматите;
- конъюнктивите;
- нарушениях лимфооттока;
- увеличении лимфатических узлов;
- при наличии крови в кале;
- герпетической инфекции.
Есть и другие противопоказания, о которых вас детально проинформирует наш специалист перед началом курса занятий. На видео ниже хорошо показано как делается логопедический массаж зондами:
Особенности проведения
Перед началом процедуры логопед исследует состояние мимических, артикуляторных мышц, общей, ручной моторики. Определяет в каком они состоянии: напряжены или пассивны, имеются ли подёргивания, асимметрия в работе мышц, в зависимости от этого подбирает соответствующий набор упражнений. Во время сеанса массажа специалист подробно рассказывает и показывает тонкости проведения процедуры родителям. Они же, в свою очередь, для закрепления полученного результата, проводят их дома.
Массаж для развития речи рекомендуется делать в несколько циклов, каждый из которых включает в себя 10 сеансов. Сеансы проводятся либо каждый день, либо через день. Промежуток между циклами составляет 1–2 месяца. Если нет возможности частого визита к логопеду, допускается увеличение расстояния между сеансами, при этом необходимо увеличить их количество.
Логопедический массаж практически бессмыслен без одновременно проводимых занятий по коррекции имеющихся речевых нарушений. Поэтому мы проводим его бесплатно в рамках индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
Продолжительность первых сеансов должна составлять около 5 минут. Постепенно время и количество упражнений увеличивается. Малышам, у которых были обнаружены серьёзные проблемы с развитием речевого аппарата, длительность первых занятий составляет всего 1–2 минуты, тем самым мы постепенно приучаем их к этому процессу, чтобы не вызвать негативного отношение к массажу и добиться необходимого результата.
В зависимости от нарушения речи у детей, специалист выбирает определённый вид массажа (руками, зондами, ложками и др.) и технику его выполнения. Следует учитывать, что логопедический массаж языка вспомогательными средствами должен проводиться не ежедневно, так как можно вызвать раздражение языковых рецепторов. Оптимальным вариантом считается выполнение через день.
Зондовый массаж — это самый эффективный метод, так как зонды имеют разную форму и функции, что позволяет достичь необходимого эффекта значительно быстрее.
Вы можете ускорить процесс коррекции нарушения, проводя массаж самостоятельно. Для занятий с ребёнком не требуется покупать каких-то специальных зондов, которые можно увидеть у логопеда, когда он выполняет процедуру. В работе с ребёнком дома можно использовать тёплые руки взрослого или обычные ложки, зубную щётку.
Как делать логопедический массаж самостоятельно
Ниже приведём несколько вариантов, которые вы можете делать дома самостоятельно. Единственное, мы настоятельно рекомендуем один раз прийти к нам, чтобы логопед проверил всё ли вы делаете правильно. Заодно специалист даст рекомендации конкретно для вашего случая.
Перед тем как делать логопедический массаж в домашних условиях, нужно хорошо проветрить помещение. Другим важным моментом является отсутствие каких-либо болезненных ощущений — все манипуляции должны быть безболезненными.
Метод логопедического массажа по Э.Я. Сизовой
Все манипуляции выполняется чистыми, тёплыми руками, не менее двух раз в день (утром и вечером). Берём не более 5–7 упражнений. Начинаем и заканчиваем массаж поглаживанием.
Упражнения для губ:
- Поглаживаем верхнюю губу от середины до уголков рта, обратно не возвращаемся (5–7 раз). Движения выполняются медленно, без нажима.
- Делаем то же самое с нижней губой;
- Смыкаем губы и проводим их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
- Делаем лёгкое постукивание по губам от середины до уголков рта обеими руками (3–4 раза).
- Выполняем спиралевидные движения по губам от середины до уголков рта (3–4 раза). Их можно делать на каждой губе отдельно или на сомкнутых губах. Носогубный треугольник не трогаем.
- «Утёнок» — губы сомкнуты и чуть-чуть вытянуты. Выполняется лёгкое пощипывание губ (5–7 раз).
- «Точечный массаж в уголках губ» — пальцы кладутся на уголки губ и делаются круговые движения на одном месте (5–7 раз).
- Смыкаем губы и выполняем их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
Для нижней челюсти:
- Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Лёгкое постукивание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Спиралевидные движения двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Лёгкое пощипывание пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
Для языка:
- Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
- Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцами горизонтально (5–7 раз).
- Постукивание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
- Спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка (5–7 раз).
- Пощипывание лёгкими движениями кончика языка (5–7 раз).
- Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
Для нёба:
- Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
- Лёгкое постукивание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
- Зигзагообразные движения (вправо-влево) по центральной линии нёба (5–7 раз).
- Спиралевидные движения по центральной линии нёба (5–7 раз).
- Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
Массаж зубной щёткой
Он требует небольшой подготовки. Прежде всего, необходимо купить саму зубную щётку. Она должна быть чистой и специально предназначенной для занятий, а не для чистки зубов. Ворс у щётки должен быть мягким. Дополнительно потребуется купить бинт. Перед занятием нужно будет сделать несколько тампонов. Их подкладывают под язык для сбора слюны, которая будет активно выделяться во время массажа. Важно вовремя сменять тампоны новыми. Это потребуется делать приблизительно каждые 2 минуты.
Если в качестве массажиста выступает мама маленького ребёнка, чтобы расслабить малыша нужно проводить все упражнения в активном контакте-общении. Можно напевать песню, рассказывать сказку, включить классическую музыку, положить любимые игрушки. Нужно подстраиваться под своего ребёнка.
В основе всех массажных упражнений лежит поглаживание и лёгкая вибрация. С помощью последнего удаётся достичь расслабления мышц, которые находятся в гипертонусе. Поглаживания выполняют спиралевидными или круговыми движениями. Надавливания не должны быть сильными.
В том случае, когда логопедический массаж выполняется ребёнку больным ДЦП, нужно подобрать правильную позу. Она может быть такой:
- Лёжа на спине. Обязательно под голову нужно положить валик. Нижние конечности должны быть согнуты в коленях.
- Позиция эмбриона.
- На животе. В область груди ложится валик.
При выполнении массажа при ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Дополнительно производится воздействие на скуловые мышцы, носогубную складку и подчелюстные мышцы.
Массаж с помощью ложек
Важным условием любого массажа является чистота рук и инструментов, которые специалист будет использовать во время выполнения процедуры. Логопедический массаж ложками выполняется при помощи обычных столовых приборов. Единственное условие: отсутствие узоров и прочих выступающих элементов на ложке, которые могут травмировать слизистую.
Для выполнения массажа потребуется взять 2 чайные ложки и несколько про запас на тот случай, если они будут падать на пол.
Родители должны понимать, что при проблемах с речью в массаже в большей степени нуждается язык, но без активизации всего речевого аппарата невозможно добиться должного результата. Все упражнения повторяются по 8 раз. Техника выполнения логопедического массажа ложками следующая:
- Поглаживание висков ребёнка выпуклой стороной ложки. Движения должны быть направлены по часовой стрелке.
- Лёгкое поглаживание глазных впадин округлой стороной ложки. Ложку ведут изначально вдоль надбровной дуги по направлению к внешнему уголку глаза. Возврат ложки осуществляется под глазом.
- Выпуклой стороной столовых приборов производится поглаживание щёк ребёнка.
- Спиральные движения выпуклой стороной прибора в области виска. В завершение можно сделать несколько лёгких нажатий (нужно быть очень аккуратным).
- Жевательные и подбородочные мышцы разминают круговыми движениями округлой стороной ложки.
- Кончиком столового прибора нужно «поскрести» по верхней, а затем по нижней губе. После этого делают частые нажатия.
При выполнении массажа у большей части детей наблюдается обильная саливация, поэтому необходима работа по преодолению слюнотечения:
- Научить детей хорошо жевать, глотать вначале на собственном примере. Можно выполнять сначала пассивное движение, брать ребёнка за подбородок и как бы делать жевательные движения вверх-вниз несколько раз в день. Для научения процессу глотания можно использовать соску. Сначала вкладываем её в рот малышу, потом нажимаем на неё, чтобы полилась жидкость, вытаскиваем и проделываем массирующие движения в области шеи пока ребёнок не сглотнёт. Стараться меньше давать малышу протёртую пищу, а чаще варёное мясо, сушки.
- Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком перед выполнением упражнений.
Важно правильно завершить сеанс массажа. Для этого нужно погладить руками лицо и похвалить ребёнка. Хорошим заключением процедуры считается любимая игра или небольшой сюрприз в виде наклейки. Положительный настрой малышу будет гарантирован, и в следующий раз он будет без проблем соглашаться на процедуру, зная, что после неё последует вознаграждение.
При наличии глубоких патологий (ринолалия, ДЦП), касающихся речевого аппарата, самостоятельно предпринимать попытки исправить дефект не рекомендуется. Каждый ребёнок, как и его клиническая картина, индивидуальны и требуют особого подхода для развития речи, коррекции и лечения нарушений.
ourkids.ru
Как делать логопедический массаж ребенку
Произносить разборчивую речь ребенок начинает к трем годам. Если логопед или дефектолог на плановом осмотре выявляет расстройства, дефекты или задержку речи, вызванные нарушениями функций артикуляционных мышц, то в помощь логопедический домашний массаж для развития речи, улучшения артикуляции.
Для чего логопедами назначается массаж
Логопедический массаж — специальный метод коррекции артикуляции с воздействием на определенные участки тела (лицо, лоб, щеки, нос, рот, подбородок, воротниковая зона, область шейных позвонков, надключичные ямки, верхние мышцы плечевого пояса).
Педагоги, логопеды и дефектологи уверяют, что упражнения при грамотном воздействии:
- нормализуют работу малоподвижных мышц;
- повышают амплитуду артикуляционных движений, делая их произвольным;
- корректируют состояние при параличах мышц, порезах, судорогах, гиперкинезах;
- улучшают функции сосудов, эластичность мышечных волокон;
- благотворно воздействуют на нервную, мышечную систему;
- устраняют отклонения в образовании звуков;
- стимулируют кинетические движения;
- увеличивают силу и длительность выдоха;
- нормализуют мелкую моторику, артикуляционный аппарат;
- снижают проявления дизартрии, заикания.
Справка!
Дефекты речи у ребенка важно корректировать своевременно, иначе в будущем они станут препятствием на пути к развитию, взрослению. Массаж должен проводить обученным специалистом, особенно малышам до 1 года. Хотя некоторые приемы можно освоить родителям самостоятельно, чтобы проводить дома в комфортных условиях.
О показаниях и противопоказаниях к массажу
Массаж показан малышам до года при имеющихся врожденных, приобретенных патологиях:
- задержка речевого развития;
- дефекты голоса, речи;
- афазия;
- алалия;
- дислалия;
- гипертонус, перенапряжение лицевых мышц, искажающих произношение;
- частичная афония;
- ограничение подвижности языка, неба, губ;
- ДЦП;
- неконтролируемое слюноотделение;
- аномалия развития артикуляционных мышц;
- разные виды заикания.
Логомассаж не проводится при:
- болезнях кожи;
- инфекциях полости рта, слизистой оболочки глаз;
- увеличении лимфоузлов;
- герпетической инфекции;
- обострении соматических заболеваний;
- ссадинах, порезах, синяках на лице;
- тромбозах;
- онкологии;
- грибковых поражениях кожи.
Справка!
Логомассаж незаменим детям с недоразвитой речью и страдающим ДЦП. Ведь видоизменяет состояние участков тела, на которые подается механическое воздействие и устраняет разные нарушения артикуляции. Однако, самостоятельное проведение недопустимо. Только специалист после полноценного обследования оценивает работу мышц речевого аппарата, устанавливает степень правильности функций артикуляции, выдает заключение и назначает массаж при целесообразности.
Родителям для проведения в домашних условиях важно уточнять у участкового невропатолога: имеются ли противопоказания.
Разновидности массажа
Виды процедур для улучшения тонуса мышц аппарата речи и коррекции произношения:
- Традиционный с растиранием, поглаживанием мышц-участников артикуляции, проведением энергичных движений с целью укрепления, активизации мышечного тонуса.
- Аппаратный с использованием приборов (вакуумные, вибрационные).
- Точечный путем воздействия на биоактивные точки тела по прохождению нервных сосудов и окончаний для расслабления, стимуляции.
- Зондовый, при котором массирование мягкого неба, языка, губ производится зондом. Это уникальная разработка для устранения нарушений речевой моторики.
- Воротниковой зоны для насыщения кислородом, усиления кровообращения области коры головного мозга, отвечающей за речь.
- Метод Дьяковой, исправляющий нарушения речи.
- Самомассаж, который может проводить ребенок сам, массируя мускулатуру лица.
Справка!
Все варианты логопедического массажа проводятся при ЗПП для повышения тонуса и улучшения функций мышц артикуляционного аппарата.
Приемы пассивного массажа
Пассивный — успокаивающий вид с силой и длительностью воздействия, предопределяемый специалистом. Назначается при порезах, гипертонусе лицевых мышц.
Нажатия на участки тела – легкие, скользящие для снятия возбудимости.
Приемы:
- Пила. Логопед будто пилит ладошку ребенка вдоль, поперек, ребром своей ладони,.
- Метель путем поглаживания кистей рук малыша зигзагами с обеих сторон, проговаривая скороговорку..
- Солнышко, нежно проводя подушечками пальцев по кистям рук ребенка с обеих сторон, будто лучами солнца, поглаживая кисти рук ребенка.
- Сорока – белобока. Проглаживаются кисти рук с обеих сторон спиралевидными движениями.
Приемы активного массажа
Активизирующий массаж с энергичными, глубокими прикосновениями для тонизирующего эффекта чаще назначается при ДЦП.
Приемы:
- Зверята путем проведения по подушечкам каждого пальца на одной руке, затем — на другой. Приговаривая: дети любят всех зверей птиц и ящериц и змей. Пеликанов, журавлей, бегемотов, соболей, голубей, глухарей, снегирей. Любят горного козла, обезьянку и осла, дикобраза и ежа, черепаху и ужа.
- Щелчки. Пальцы одной руки ребенка слегка прижать к столу, пальцы другой руки поднимать по одному вверх. Опускать, чтобы палец со стуком падал на стол.
- Мячик. Прокатывается мячик с шипами между ладонями ребенка с присказкой: Покатаю я в руках мячик мой хороший. Чтоб всегда здоровым быть, ловким и веселым.
- Огород. Массируются фаланги пальцев на каждой ударный слог стишка: Вырос у нас чесночок. Перец, томат, кабачок. Тыква, капуста, картошка. Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали. Ими друзей угощали. Квасили, ели, солили. С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг-огород.
Массаж лица для развития речи
Процедура включает 4 этапа: вибрацию, разминание, растирание, поглаживание. Назначается детям при задержке речи. Прорабатываются участки лица: щеки, нос, рот, подбородок, лоб.
Так повторяются каждый из 4-ех приемов по 8-10 раз массажными движениями с воздействием на специальные точки сверху вниз:
- Лоб. Проглаживается и разминается, начиная от середины, затем к поискам, от бровей к волосам.
- Щеки. Разминание и растягивание от уголков глаз к вискам, по щекам, от скул к нижней челюсти.
- Нос. Проглаживание крыльев аккуратными растяжениями, от области носа к уголкам рта.
- Рот. Прорабатывается поочередно: нижняя и верхняя губа, в стороны уголков рта растягивающими движениями.
- Подбородок. Разминание и поглаживание, начиная от середины к уголкам.
- Шея. Проработка поддерживающими движениями.
Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
Шейно воротниковый отдел включает в себя: шею, позвонки, заднюю часть, верхние мышцы плечевого пояса, надключичные ямки.
Ученые доказали, что между речевой функцией и воротниковым отделом существует неразрывная связь. Процедура назначается детям при ЗППП для стимуляции речевых зон мозга. Главное, чтобы на процедуре ребенок полностью расслабился, пребывал в хорошем самочувствии.
Действия:
- лечь на кушетку спиной вверх;
- вытянуть руки вдоль туловища;
- при сколиозе специалист отворачивает аккуратно голову в противоположную сторону с учетом искривления, проводит легкие поглаживания сверху вниз ладонями с постепенным усилением давления;
- далее – растирания, выжимания фалангов пальцев, массируя трапециевидную мышцу;
- разминание верхней части спины, плечевых суставов.
Длительность первого сеанса — 15 минут, доводя постепенно до 25-30 минут. Главное, чтобы ребенок не ощущал боли в шейном сегменте. Проведение сильных растираний и разминаний тела при зппп неуместно.
Справка!
Желательно разговаривать в малышом при проведении сеанса, побуждая к развитию навыков коммуникации.
Массаж языка зубной щеткой
Зубная щетка применяется для манипуляций с подкладываем под язык стерильной сухой салфетки для впитывания лишней слюны. Чередуются точечные и круговые движения с повтором каждого приема 3-10 раз.
Действия:
- Зубная щетка вводится в основание кончика языка по левому краю, затем — по правому, будто пишется английская буква U.
- Проводятся манипуляции зигзагом от основания к кончику с чередованием кругов и точек на языке.
- Массируется левый край языка точечно, затем вкруговую с переходом на правой участок. Далее — птичкой V, начиная от уздечки и до кончика. Рисуется хвостик у птички по левой стороне языка, затем по правой. Далее – 2 параллельные линии с чередованием движений по правой и левой стороне.
Справка!
Каждый родитель может освоить технику массажа у логопеда, чтобы проводить сеансы дома. Главное, не нанести вред нежному артикуляционному аппарату малыша.
Массаж ложками
Воздействие на речевые зоны чистыми ложками (несколько штук) с гладкой поверхностью, чтобы не травмировать нежную кожу. Массажист проводит манипуляции в чистых медицинских перчатках.
Для прорабатывания шеи ребенок садится на стул, под голову подкладывается валик под шею. Проводится легкая вибрация, поглаживание, растирание.
Массаж ложками – простой, безопасный метод с оказанием расслабляющего либо стимулирующего эффекта для развития мелкой моторики у детей. Причем малыши постарше могут выполнять движения самостоятельно, делая приятные для себя усилия.
Метод:
- улучшает качество артикуляционных движений;
- способствует формированию нужного уклада артикуляционных органов;
- тонизирует мышцы мимической мускулатуры;
- позволяет запоминать части ложек, развивать мелкую моторику, ориентироваться в пространстве, корректировать нарушение слоговой структуры.
Массаж хорошо проводить в игровой форме. Так дети учатся говорить и разучивать стихотворения, разные движения. Можно погладить лицо ложкой, покатать по бровям, серединке губ. Теплые предметы используются для получения расслабляющего массажа, холодные — для оказания стимулирующего воздействия.
Результаты домашнего массажа
При правильном подходе к проведению в домашних условиях процедуры уже через несколько сеансов:
- нормализуют мышечный тонус мускулов, задействованных в речи;
- увеличивают амплитуду артикуляционных движений;
- улучшают работа мышц речевого аппарата, если до этого мышцы недостаточно активно сокращались.
Логопедический массаж — высоко результативный, ведь избавляет от разных нарушений, связанных с речевым аппаратом. Главное при проведении дома — учитывать рекомендации массажиста, имеющиеся противопоказания у ребенка. Положительная динамика будет наблюдаться уже спустя несколько проведенных процедур и даже у детей с ЗПР при гиперактивности. Такой массаж успокаивает. Малыши получают удовольствие и физическое развитие. Постепенно устраняются нарушения речи. Хотя, например, массаж воротниковой при ЗППП стоит провести минимум 20 сеансов, повторив курс спустя 1,5-2 месяца для достижения результативности.
При адекватном подходе первых успехов можно достичь через 4-5 занятий даже при тяжелых нарушениях речи. Главное, проводить сеансы дома непрерывно, верить в успех. Ребенок же должен пребывать в хорошем настроении. Любящий взгляд, доброжелательная улыбка и тепло рук родителей обязательно помогут преодолеть недуг.
vash-massazh.ru
Логопедический массаж для детей в домашних условиях при дизартрии, заикании, ЗРР, ДЦП, моторной алалии, парезе, ФФНР. Обучение, видео
Логопедический массаж для детей можно проводить в домашних условиях, если у ребенка нет противопоказаний. Данный вид массажа позволяет добиться лучших результатов в корректировке деятельности речевого аппарата и является важной частью комплекса мер по устранению проявления речевых дисфункций.
Содержание статьи:
Цели логопедического массажа
Логопедический массаж для детей в домашних условиях имеет следующие цели:
- нормализовать общий и артикуляционный тонусы мышц;
- уменьшить проявления дефектов артикуляционного аппарата;
- сформировать скоординированные и произвольные движения артикуляционных органов.
Показания к логопедическому массажу
Логопедический массаж для детей в домашних условиях показан при:
- расстройствах речевого развития;
- неэффективности традиционных логопедических процедур;
- ряде диагнозов, в который включены дизартрия, задержки в психическом и речевом развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Ограничением в проведении логопедического массажа служат:
- капиллярные болезни;
- тромботические заболевания сосудов;
- острая респираторная инфекция;
- чрезмерная чувствительность тканей;
- инфицированные раны;
- тонзиллит.
Логопедический массаж при дизартрии
Логопедический массаж для детей в домашних условиях помогает при дизартрии, если традиционные логопедические методы не приносят желаемого эффекта. В этом случае массаж проводится в дополнение к основным логопедическим и неврологическим процедурам.
При дизартрии мышцы органов артикуляционного аппарата малоподвижны, и произношение слов или звуков затруднено, поэтому комплекс мероприятий включает движения и упражнения, нацеленные на повышение мышечного тонуса языка и смежных органов, участвующих в артикуляции.
Выбор упражнений зависит строго от состояния тонуса мышц зоны артикуляции.
В раннем детском возрасте дизартрия успешно поддается лечению, которое состоит из комплекса процедур: общеукрепляющая физкультура, рефлексотерапия, логопедический массаж. Массаж языка при заболевании способен стимулировать тонус мышц и сделать язык ребенка более подвижным и гибким, что упрощает произношение звуков и слов; меняется техника звукопроизношения.
К тому же логопедический массаж для детей с дизартрией расширяет диапазон артикуляционных функций, а наиболее труднопроизносимые звуки становятся более доступными. К общим положительным эффектам от массажа также можно отнести улучшение кровообращения.
Перед началом проведения систематических процедур необходимо получить консультацию педиатра и невролога, чтобы исключить противопоказания и оценить общую работоспособность органов, участвующих в процессе артикуляции. Продолжительность сеансов зависит от возраста ребенка и порядкового номера процедуры массажа в цикле.
Так, для ребенка до 5 лет первая процедура массажа не должна превышать 6 мин., для детей 5-7 лет – не более 10 мин.
Логопедический массаж при дизартрии противопоказан при:
- инфекционных заболеваниях полости рта;
- лабиальном герпесе;
- рвотном рефлексе.
Массаж проводится в двух основных позах: лежа и сидя. Для начала следует провести небольшую разминку для шейных и лицевых мышц. Далее мероприятие включает вращение языка ребенка в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Затем с помощью указательного пальца следует произвести закручивающие движения, немного вытягивая язык вперед. Для того, чтобы достичь наилучшего результата и сделать мышцы языка наиболее подвижными, рекомендуется использование специальных приспособлений – логопедических зондов.
Массаж при заикании
Заикание у детей обычно связано с невротическими или физиологическими проблемами. Помимо артикуляционной гимнастики, общеукрепляющих упражнений, успешно используется логопедический массаж. Массируемая область включает верхнюю часть спины и груди, шею, плечи и голову.
По видам воздействия различают сегментарный массаж, заключающийся в массировании артикуляционных мышц, и точечный массаж (акупрессура), воздействующий на биологически активные зоны.
Сегментарный массаж включает следующие манипуляции:
- поглаживание, начинающее и завершающее сеанс;
- растирание, активизирующее кровообращение и стимулирующее обменные процессы в организме;
- разминание, активизирующее мышечные процессы;
- вибрация, воздействующая на тонус мышц;
- нажатие, стимулирующее обменные процессы.
Точечный массаж при заикании воздействует на речевой центр, снижая его возбудимость. Это один из наиболее подходящих типов массажа в домашних условиях, требующий лишь недолгой стажировки у специалиста. Действие акупрессуры подобно иглоукалыванию. Пальцами производятся надавливания разной силы на точки, находящиеся в области предплечья, шейного отдела и лица.
Необходимо провести 12 сеансов массажа в течение трех недель.
Логопедический массаж для детей с заиканием в домашних условиях проводится в дополнение к комплексу мер, нацеленных на устранение заболевания (общеукрепляющие процедуры, профессиональная помощь психотерапевта для выявления причин заикания).
Массаж при ЗРР
Логопедический массаж для детей в домашних условиях способен помочь детям с задержкой речевого развития. Обычно он показан детям старшего дошкольного возраста, чьи артикуляционные навыки не соответствуют возрасту. Но начинать делать логопедический массаж ребенку можно с младенческого возраста.
В этом случае логопедический массаж будет иметь общий терапевтический эффект, окажет благоприятный эффект на нервную систему, что способно послужить мощным стимулом к развитию артикуляционных навыков. Массаж состоит из действий, направленных на точки лица, полости рта и шеи; упражнения проходят в непринужденной обстановке в форме игры.
В регулярные занятия входит комплекс массажных движений, различающихся по интенсивности.
Техника массажа:
Зона | Движения | Кратность выполнения |
Губы | Интенсивное разминание пальцами по направлению от середины рта к щекам Вибрация и постукивание подушечками пальцев | 5
5 |
Шея | Поворачивание головы слева направо, вперед и назад Аккуратное поглаживание | 6 6 |
Язык | Легкое поглаживание Легкая вибрация и постукивание Растягивание | 6 6 5 |
Логопедический массаж при ДЦП
При работе с детьми с ДЦП наиболее приемлемы следующие типы логопедического массажа:
- Классический
- Точечный
Задачи логопедического массажа для детей с ДЦП:
- воздействовать на нервы и мышцы для стимуляции развития нервной системы;
- стимулировать двигательную активность;
- улучшить вегетативную функцию;
- улучшить кровообращение.
Моторная алалия
С помощью массажа при моторной алалии можно добиться следующих результатов:
- улучшение работы артикуляционного аппарата;
- снижение мышечного тонуса;
- координация движения мышц лица и языка;
- повышение чувствительности тканей;
- уменьшение саливации.
Массаж проводится пальцами; его продолжительность составляет 10-20 сеансов. Техника включает постукивание в области губ, надавливание, круговые движения вдоль щек.
Парез
Массаж при парезе лицевого нерва назначается после прохождения больным тщательного обследования, включающего консультации невролога, офтальмолога, терапевта. В данном случае массаж назначается в комплексе с лечебной гимнастикой. Массаж лица при парезе улучшает кровообращение на пораженной стороне лица, восстанавливает функцию мышц, предотвращает контрактуры.
Особенностью массажа при данном заболевании является то, что необходимо именно повышение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры. Первая неделя сеансов проводится только на здоровой части лица. На втором этапе действия перенаправляют на сторону поражения, ограничивая при этом движения для здоровой зоны лица.
Применяют растирающие и разминающие массажные движения.
К приемам, допустимым в данном случае, относят:
- поглаживание;
- очень легкие вибрации;
- легкое трение;
- щадящее разминание.
ФФНР
Дети, страдающие от фонетико-фонематического недоразвития подвержены также риску дислексии и дисграфии, поэтому важно своевременно начать комплекс мероприятий, включающий домашний массаж. При ФФНР искажаются, заменяются, опускаются звуки; плохо вычленяются звуки в речевом потоке.
Логопедический массаж для детей, проводимый в домашних условиях, способен сделать артикуляцию более четкой, поставить и автоматизировать произношение. Этот тип массажа не требует специальных логопедических инструментов. Используется столовая ложка, реже – зубная щетка.
Техника массажа ложками при фонетико-фонематическом недоразвитии:
- поглаживание вдоль языка выпуклой стороной;
- надавливание на центральную часть языка внутренней стороной;
- скатывание от основания к кончику языка;
- толчки выпуклой частью из стороны в сторону;
- постукивание кончиком ложки.
Особенности массажа дома
При проведении коррекционной логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение речи, логопедический массаж выступает как дополнение к занятиям с логопедом, дефектологом, рефлексотерапии и лекарственной терапии. Для проведения процедуры логопедического массажа дома следует получить консультацию логопеда или пройти кратковременную стажировку.
К особенности проведения массажа в домашних условиях относится то, что не используются никакие логопедические приспособления (зонды).
Дома массаж можно проводить при помощи зубных щеток или ложек разного размера. Следует учесть, что такие процедуры нельзя проводить ежедневно, так как возможно чрезмерное раздражение или даже повреждение слизистой оболочки и тканей. Логопеды рекомендуют проводить массаж ложками и щетками через день.
Процедура проводится в проветренном помещении в комфортной для ребенка обстановке. После принятия пищи должно пройти не менее двух часов.
Разминка перед логопедическим массажем
Целями разминки перед логопедическим массажем являются:
- создание эмоционального настроя;
- разогревание мышц перед массажем;
- подготовка речевого аппарата к массажу;
- стимулироване кровообращения;
- активация обменных процессов.
Разминка проводится в течение нескольких минут ежедневно. Логопедическая разминка состоит из дыхательных упражнений, логоритмических заданий для активизации мимических мышц. Упражнение, стимулирующее мимику ребенка – игра-подражание.
Видео с примером упражнения для развития мимики:
Ребенок изображает заданных логопедом или родителем персонажей, используя мимику своего лица. Гимнастика для артикуляционного аппарата – это также элемент логопедической разминки. Ребенку предлагается сделать упражнения, разогревающие мышцы лица.
Действия гимнастики включают: втягивание щек, широкую улыбку, движения губами и языком.
Виды логопедического массажа:
- классический массаж; заключается в двух типах воздействия: расслабляющего и возбуждающего;
- точечный вид массажа; воздействует на те участки тела, где сконцентрированы нервные окончания и сосуды;
- аппаратный массаж; требует использования вибрационных и вакуумных инструментов;
- зондовый тип; проводится при помощи логопедических зондов;
- массаж ложками; проводится с использованием столовых, чайных, детских силиконовых ложек.
- массаж щеткой; проводится при помощи частей зубной щетки.
Классический логопедический массаж
К классическим приемам можно отнести 4 основных действия: растирание, вибрация, разминание и легкое поглаживание. Выбор приемов зависит от целей массажа. Если целью является расслабление мускулатуры, то используется поглаживание. Если требуется активизировать работу артикуляционной мускулатуры, то массаж проводят энергичными и интенсивными вибрациями, растираниями, разминаниями.
Массаж проводится как пальцами, так и массажными шпателями, сосками.
Аппаратный массаж
Целями данного массажного комплекса являются:
- устранение проявления речевых дисфункций, моторной алалии, задержки речевого развития;
- нормализация тонуса мышц;
- совершенствование произносительных навыков артикуляционного аппарата.
Аппаратный логопедический массаж в домашних условиях требует наличия логопедических массажеров, воздействующих на ткани вибрациями высокой частотности. Эти инструменты имеют съемные части и способны оказывать как расслабляющее, так и активизирующее действие на мышцы органов речевого аппарата.
Результаты аппаратного логопедического массажа более продолжительны, чем при ручном массаже.
Точечный массаж
Целью точечного логопедического массажа является воздействие на зоны акупунктуры (БАТ). Биологически активные точки содержат скопления нервных окончаний, массажная стимуляция которых вызывают ответную реакцию. Чтобы обнаружить активные зоны и точки, следует скользящими движениями провести по зоне массажа.
Пульсация служит свидетельством обнаружения БАТ.
Если тонус мышц повышен, используется тормозной вид массажа с расслабляющим эффектом. В данном случае подушечками пальцев производят разглаживающие движения. Если тонус снижен, то показан стимулирующий тип массажа. Ритмичными и энергичными движениями производят надавливания и растирания активной точки.
Зондовый массаж
Автор методики Е.В. Новикова разработала 8 логопедических зондов, при помощи которых логопед воздействует на основные зоны лица: губы, язык, скулы и щеки. Зонды имеют разную форму, функцию и воздействие. Используя набор зондов, можно активизировать и расслаблять мышцы, снимать спазмы, повышать или понижать тонус мышц.
Зондовый массаж оказывает благотворное влияние на речь и нервную систему ребенка.
Массаж зубной щеткой
Данный тип массажа заключается в массажных воздействиях логопеда на язык ребенка при помощи индивидуальной зубной щетки и салфетки. Язык ребенка фиксируется при помощи салфетки, а зубная щетка массирует язык. Движения сопровождаются чтением стихов и сказкотерапией.
Такой массаж показан детям со слабыми мышцами и низким тонусом языка. В домашних условиях такой массаж служит альтернативой зондовому логопедическому массажу. Важно массировать продольные мышцы и поперечную мышцу языка.
Массаж ложками
Массаж ложками – действенный способ исправления дефектов речи. Данный тип массажа проводится логопедом или родителем при участии самого ребенка. Ребенку дается 2 ложки в обе руки, и он повторяет движения, показанные взрослым. Все упражнения выполняются под чтение стихов.
Стихотворение содержит инструкции, описывает порядок и способ выполнения упражнения. Движения включают растирания, надавливания, постукивания различными частями ложки (черенком, выпуклой стороной, внутренней стороной)
Результаты домашнего массажа
Логопедический массаж для детей, производимый в домашних условиях, способен вызвать благоприятное изменение в состоянии мышечной системы.
Также наблюдается прогресс в развитии нервной системы ребенка. Если логопедический массаж проводится для детей с речевыми нарушениями, наблюдается активизация мышц, ранее обладавших недостаточную сократительную силу; при спазмах и повышенном тонусе наблюдается ярко выраженный расслабляющий эффект.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о логопедическом массаже для детей
Сюжет об эффективном точечном массаже для развития речи у ребенка с ДЦП:
kidteam.ru
Как делать логопедический массаж в домашних условиях
Многие малыши имеют несовершенства речевого развития. Некоторые получают различные диагнозы, связанные с отставанием речи. Существуют разные способы как справиться с этой проблемой. Одним из них является логопедический массаж, который можно делать даже дома. Он способствует правильному выговариванию отдельных звуков, стимулирует речь ребенка так как тонус мышц влияет на речь.
Как делают логомассаж в домашних условиях.
Что это такое
Логопедический массаж влияет на секрецию кожи, нормализует питание мышц и кожных покровов, положительно сказывается на циркуляции лимфы, улучшается кровообращение в мягких тканях лица. Самыми распространенными видами являются:
- традиционный;
- аппаратный;
- точечный;
- зондовый;
- самостоятельный;
- по Дьяковой.
Показан детям с речевыми нарушениями. Помогает привести в норму мышечный тонус, улучшает артикуляционный аппарат. Входит в работы по коррекции расстройств произношения. Родители могут делать логопедический массаж языка дома, получив рекомендации специалиста.
Логопедический массаж для детей в домашних условиях
Назначить этот способ может только специалист. Назначать процедуры своему ребенку самостоятельно нельзя. Эти процедуры снимут повышенный тонус лицевых и артикуляционных мышц. Для проведения сеансов в домашних условиях потребуется тканевая салфетка и специальные напальчники. Проводится такая процедура в несколько действий:
- Ребенок максимально расслабляется. Нужно взять язык пальцами, покрутить его и аккуратно по нему постучать.
- Легко подергать кончик, прижимая его двумя пальцами снизу и одним пальцем сверху.
- Взять среднюю часть языка, поочередно приподнять и оттянуть его вперед. В таком положении фиксируется на 2-3 секунды.
- Рукой придерживаем язык возле губ. Другой рукой сжать язычок до корня. Затем провести обратное движение. Такой алгоритм повторяется изводится несколько раз.
- Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
- Язык поворачивается на левое ребро. Таким же образом поворачивается в другую сторону.
- Легкими мягкими движениями постучать по губам ребенка. Затем свернуть их и потянуть в сторону носа.
Такой массаж нужно проводить минимум один-два раза в день на протяжении двух недель. Длительность сеанса зависит от возраста и характера малыша. Первое занятие должно длится 5 минут, но не более того. Ребенок должен постепенно привыкнуть к этой необычной для него процедуре. Поэтапно время массажа увеличивается, через 7-10 дней эта процедура должна продолжаться 15 минут.
Маленькие дети могут выдержать не более 10 минут, более взрослые могут спокойно просидеть 20 и более. Для дошкольников будет достаточно проводить разминку языковой мышцы 10-15 минут в день и выбрать несколько видов движений. На следующий день движения меняются на другие.
Коррекция произносимых звуков зондовым массажем языка
Самым частым нарушением речевого аппарата является дизартрия. У малыша появляются проблемы с артикуляцией и произношением многих звуков. При таком диагнозе логопеды назначают зондовый массаж.
Этот метод ускоряет правильное становления звуков и налаживает работу артикуляционных мышц лица, улучшает мелкую моторику ребенка. Без этой процедуры коррекция дизартрии может занять 5-10 лет. Способ не требует особых условий. Его может делать логопед, имеющий специальные знания и навыки.
Однако, это дополнение для терапии, а не панацея от всех проблем с речью. Он подготавливает почву для становления речевых навыков у малыша. Параллельно должны вестись иные этапы терапии.
При неправильном проведении массажа, у ребенка может появиться страх и боязнь инструментов. Некоторые логопеды действуют весьма грубо. После подобного малыш может отказаться от процедур.
Противопоказания к проведению зондового массажа
Курсы массажа назначаются неврологом после тщательного обследования. Проводить сеансы нельзя в ряде случаев:
- при наличии эпилепсии различных форм;
- при протекании соматических, инфекционных заболеваниях;
- при стоматите, гингивите, болезнях кожи, герпесе;
- повышенной пульсации, высоком артериальном давлении, плохом самочувствии.
- тошнота, рвота.
Перед проведением сеанса, специалист должен осмотреть ребенка и убедиться в безопасности проведения процедуры. Для решения сложных проблем с речью должен быть разработан комплекс мер. В него должны входить также специальные препараты, физиотерапия.
Зондовый массаж по Новиковой
Массаж по Новиковой – процедура несложная. В этом методе используется несколько зондов, имеющие разные формы. Они используются для оказания эффекта на определенные зоны ротовой полости – язык, щеки, губы, небо.
Перед началом, логопед или специалист осматривает ребенка. Он должен определить степень поражения. Затем специалист решает, сколько сеансов потребуется провести для устранения проблемы.
Как выполнять
При назначении курса терапии, важно не пропускать сеансы и посетить их все. Курс лечения может длиться 2-3 недели. Каждые 40-50 дней курс повторяется вновь. В некоторых простых случаях может потребоваться один курс.
Перед началом процедуры логопед дает малышу посмотреть инструмент. Так у ребенка не возникнет страх. Если атмосфера в кабинете приятная, логопед проводит процедуру аккуратно и бережно, ребенок привыкает к процедуре с первого раза. Используются несколько зондов, имеющие свое собственное назначение.
Вилочковый зонд
Острым кончиком обкалывают поверхность языка, щек, губ. Это провоцирует сокращения мышц. Движения должны быть короткими. При этом идет активное сокращение мышц. Движения аккуратные, короткие. Зонд устанавливается в нужную точку и совершают покачивающие движения. После этого инструмент вращают в одной точке на протяжении 5 секунд.
«Восьмерка»
Зонд предназначен для губ, щек, языка. Мышцы языка необходимо растирать вверх-вниз движениями, похожими на петли, нажимая на него.
Зонды большие, средние и малые саночки
Различаются своим размером, площадью воздействия, силой давления. Эти приспособления производят стимуляцию волокон языка, щек, губ.
Топорик
Проводят
razvivayrech.ru