Массаж логопедический точечный – МЕТОДИКА ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА (массаж биологически активных точек). БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ. — 3 Июня 2013

Содержание

МЕТОДИКА ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА (массаж биологически активных точек). БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ. — 3 Июня 2013

МЕТОДИКА ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА 

(массаж биологически активных точек)

 

Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Имеется тесная функциональная связь между биологически активными точками и определенными органами, системами организма. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики.

Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются: нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов; регуляция вегетативных функций и обменных процессов; регуляция эмоционального состояния; профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.

 

Техника точечного массажа

Одним из условий эффективности точечного массажа является правильное определение локализации БАТ.

При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, сухожилия, кости и пр. При надавливании на БАТ у массируемого возникают, как правило, ответные реакции, чаще субъективного характера (ощущение ломоты, распирания, онемения, некоторой болезненности, может появиться чувство тепла, легкости). Однако эти ощущения не должны быть резко выраженными.

Одним из способов нахождения БАТ служит пальпация. Пальпацию проводят с помощью скользящих движений подушечкой наиболее чувствительного пальца (безымянного или указательного). При нахождении БАТ в области лица часто возникает ощущение пульсации.

Приемы точечного массажа

Приемы точечного массажа для детей и взрослых одинаковы, но при массаже детей надавливание на точки должно быть менее интенсивным.

В зависимости от техники воздействия на локальную точку метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при повышенном мышечном тонусе используют расслабляющий,или «тормозной», методточечного массажа. Он проводится следующим образом. Найдя необходимую точку, подушечкой пальца производят вращательное движение по часовой стрелке в течение 5 — 6 с, постепенно углубляясь, надавливая на точку, наращивая усилие; в течение 1 — 2 с фиксируют достигнутый уровень, а затем в течение 5 — 6 с производят противоположное движение, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшая силу надавливания. Не отрывая пальца от точки, данный цикл движений повторяют несколько раз. Общее время воздействия на одну точку может составлять от 1 до 5 мин, в зависимости от возраста массируемого.

При явлениях пониженного тонуса применяется стимулирующая техника.Найдя точку, проводят в течение 3 — 4 с вращательные движения по часовой стрелке, ввинчивая палец с надавливанием на точку, а затем палец резко отрывают от точки. Это движение повторяют 6 — 10 раз.

 

Методические указания к проведению точечного массажа

1. На первых сеансах массируют не более 3 — 4 точек, постепенно увеличивая их количество.

 

2.  Во время одного сеанса рекомендуется массировать точки как общего, так и локального действия.

 

3.  Симметричные точки массируют попарно и одновременно.

4.  Точечный массаж можно сочетать с классическим.

5. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

 

6.  Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1-ми 2-м курсом перерыв две недели; между 2-м и 3-м перерыв может составить около трех месяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3 — 6 месяцев.

Сеанс массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого целым курсом, не должен превышать трех дней.

 

 

7.  В том случае, если массаж направлен на релаксацию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.

 

 

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ

В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим комплексы биологически активных точек, оказывающих различное воздействие.

Комплекс БАТ 1 

Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.

А — одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды;

Б — точка в центре подбородочно-губной складки;

В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

Г — парные точки на 1 см по диагонали от крыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;

Д — парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.

Комплекс БАТ 2 

Цель: улучшение кровоснабжения верхних отделов полости носа, улучшение носового дыхания. Способствует расширению резонаторных возможностей речевого голоса, профилактике голосовых расстройств, а также используется при тренировке ощущения головного резонанса голоса.

А — парные точки на середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см;

Б — парные точки у крыльев носа;

В — парные точки в боковой борозде крыла носа, ниже внутреннего угла глаза;

Г — парные точки у основания надбровных дуг в выемке;

Д — точка в центре переносицы, посередине между внутренними концами бровей.

Комплекс БАТ 3 

Цель: воздействие на мышцы глотки и гортани. Способствует нормализации напряжения мышц голосового аппарата.

А — точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;

Б — точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

Комплекс БАТ 4

Цель: нормализация состояния мышц глотки, гортани и корня языка. Массировать следует осторожно, так как воздействие на эти точки может легко вызвать неприятные ощущения.

 

А — точка на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости;

Б — парные точки кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Комплекс БАТ 5

Цель: нормализация состояния мышц нижней челюсти.

А — точка на середине наиболее выступающей части подбородка;

Б — парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;

В — парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.

Комплекс БАТ 6

Цель: нормализация состояния мышц шеи и плечевого пояса.

А — парные точки, расположенные выше задней границы роста волос в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечного пальца;

Б — парные точки, расположенные под затылочной костью выше задней границы роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы.

В — точка между 1-ми 2-м шейными позвонками, немного выше задней границы роста волос;

Г — парные точки в области верхнего плечевого пояса и ключицы;

Д — точка в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков.

Комплекс БАТ 7 

Цель: нормализация состояния мышц плечевого пояса и регуляция ритма дыхания. Способствует улучшению звучания голоса в грудном резонаторе.

А — точка находится в средней части грудины, на расстоянии ширины ладони, приложенной к ключицам;

Б — точка в центре грудины, на линии расположения сосков;

В — парные точки находятся в образующихся углублениях при положении сведенных плеч.

Комплекс БАТ 8— точки общего регулирующего действия 

Цель: повышение работоспособности при умственном переутомлении, улучшение памяти, снятие напряжения с мышц голосового аппарата.

А — парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости на четыре поперечных пальца, у переднего края больше-берцовой мышцы;

Б — парные точки на тыльной стороне ладони между 1-й и 2-й пястными костями, в ямке.

 

Комплекс БАТ 9 — точка общего действия, так называемая точка жизни 

Цель: оказывает активизирующее воздействие на организм в целом.

Точка на темени, ближе к макушке, во впадине на прямом проборе, там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху через верхние точки ушных раковин.

 

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В СОЧЕТАНИИ С ФОНАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Массаж направлен на улучшение звучания речевого голоса и профилактику голосовых нарушений. Выполняется в сочетании со звуковыми упражнениями.

1.   Массаж комплекса БАТ 1 выполняется с одновременным протяжным произнесением зммм в течение 2 — 3 с.

Цель: снять напряжение с артикуляторных мышц, способствовать ощущению звучания голоса в среднем регистре.

2.   Массаж комплекса БАТ 7 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2 — 3 с.

Цель: способствовать ощущению звучания голоса в грудном регистре.

3.   Массаж комплекса БАТ 2 выполняется с одновременным протяжным произнесением гммм в течение 2 — 3 с.

Цель: способствовать ощущению звучания голоса в головном регистре.

4.   Массаж комплекса БАТ 5 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2 — 3 с.

Цель: способствовать снятию напряжения в области гортано-глоточной полости.


логопедический точечный и его схема, комплекс сегментарного логомассажа лица при логоневрозе

Массаж при заикании у детей и взрослых: точечный, сегментарный, техника выполнения, плюсы и минусы лечения

Заикание — это распространенное нарушение речи. Встречается как у детей, так и у взрослых. Проявляется обычно в 3 года.

При этом виде нарушение речи происходит спазм мускулатуры, нарушается дыхание, человек многократно повторяет гласные звуки.

В лечение заикания входит логопедический массаж. Чаще всего применяют такие виды массажного комплекса, как точечный и сегментарный.

Какие виды применяют для лечения логоневроза?

Логопедический массаж — это одна из составляющих методик реабилитации людей с нарушением речи, в том числе с заиканием. При этом происходит механическое воздействие на мышцы лица, шеи, плечевого пояса, ротовой полости, кровеносные, лимфатические сосуды, иннервацию центра, отвечающего за речь.

Массаж применяют в лечении заикания как у детей, так и у взрослых. Но чем младше пациент, тем эффект от процедуры будет выше.

Разновидности массажа в логопедии:

    Массаж при заикании у детей и взрослых: разновидности
  1. Классический – при этом массировании используются такие техники, как поглаживание, разминание, вибрация, растирание.

    При проведении используют дополнительные инструменты, например, мягкие зубные щетки, соски, одноразовые шпатели и др.

    Сам массаж проводится около или на самом пораженном участке.

  2. Точечный – происходит механическое действие на биологически активные точки.
  3. Сегментарный – воздействуют на определенный участок, сегмент. Сочетают с классическим массажем.
  4. Аппаратный — проводят с помощью вакуумных и вибрационных приборов.
  5. Зондовый. Этот уникальный вид массажа разработала Е.В. Новикова. Она создала набор зондов, с помощью которых воздействовала на определенные органы отвечающих за артикуляцию.
Чаще применяют точечный и сегментарный виды массажа. Взрослые пациенты могут проводить самомассаж.

Массирование благоприятно влияет на организм. Ритмичные движения рефлекторно воздействуют на кровеносную, лимфатическую, нервную, мышечную системы. При механическом воздействии на кожу происходит расширение сосудов, что приводит к улучшению трофики органов и тканей, улучшается обмен веществ, так же нормализуется отток венозной крови.

Массажные движения улучшают лимфооток, препятствуя его застою. Под воздействием массажа мышечные волокна становятся более эластичными, снимается мышечные зажимы.

В зависимости от силы, интенсивности влияния на пораженный участок можно изменить тонус мускулатуры. Легкие, плавные движения снимают спазм, более сильное надавливание, поколачивание, жесткая вибрация, наоборот, активирует мышцу, применяется при гипотонусе.

Существуют и противопоказания:

  • острые вирусные и инфекционные заболевания;
  • инфекционные заболевания полости рта;
  • герпетические высыпания в район губ;
  • вирусный, бактериальный конъюнктивит;
  • дерматиты лица;
  • проявления эписиндрома.

Схема точечного

Массаж при заикании у детей и взрослых: точечныйТочечный массаж — это разновидность рефлексотерапии, при котором происходит механическое воздействие на гиперчувствительные точки на теле пациента. При надавливании на биологически активные точки снимается гипервозбудимость речевых центров.

Этот массаж можно проводить как при помощи массажиста, так и самостоятельно. Один курс состоит из 15 процедур. Первые четыре дня массажный комплекс проводится ежедневно, а затем через день.

Для достижения и закрепления положительного лечебного эффекта проводят несколько курсов. Между первым и вторым курсом перерыв составляет 2 недели, между вторым и третьим – 3-6 месяцев. Затем курс повторяют каждые полгода в течении 2-3 лет.

После одного курса может произойти улучшение, но нужно продолжать заниматься для закрепления полученного эффекта.

Если во время перерыва между курсами симптомы заикания усилились, следующий курс следует начинать сразу, не дожидаясь окончания перерыва.

При точечном массаже происходит:

  • расслабление артикуляционной и дыхательной мускулатуры, голосовых связок;
  • улучшается психологическое и эмоциональное состояние пациента;
  • повышается иммунитет;
  • улучшаются кровообращение, метаболизм;
  • признаки заикания уменьшаются или совсем исчезают.

Биологически активные точки:

  1. Точка 1 – находится на запястье у ладонной поверхности, между сухожилий. Это симметричные точки.
  2. Точка 2 – находится на внутренней части предплечья, 3 см выше запястья по срединой линии, между сухожилиями. Тоже симметрична.
  3. Точка 3 – находится по задней поверхности плеча, выше локтевого сустава на 3-4 см.
  4. Точка 4 – находится на голени, под коленной чашечкой. Симметричная точка.
  5. Точка 5 – находится на спине между остистыми отростками пятого и шестого грудных позвонков, на 3-4 см от срединной линии.
  6. Точка 6 – около ушной раковины, в ямке над скуловой дугой. Тоже симметрична.
  7. Точка 7 – точка на голени, выше медиальной лодыжки на 10 см. Симметрична.
  8. Точка 8 – на предплечья, в выемке шиловидного отростка лучевой кости, на 5 см выше средней линии запястья. Имеет симметрию.
  9. Точка 9 – находится на шее сзади, прямо посредине по линии роста волос. Несимметричная.
  10. Точка 10 – в области ладони над головкой пятой пястной кости. Симметричная точка.

Массаж при заикании у детей и взрослых: биологически активные точки

Как делать?

Прежде чем начать процедуру, нужно найти акупунктуру на теле. Мягко нажмите на нее, пациент почувствует легкую ноющую боль или чувство ломоты, значит, точку нашли верно. Массируют медленными, плавными, легкими движениями.

На акупунктуру воздействуют около 30 секунд, затем ослабляют давление, и снова нажимают. Массируют одну точку 4-5 минут.

После процедуры не должно оставаться видимых ямок на теле. Один комплекс длится не более 40-50 минут у взрослых, не более 30 минут у детей. Следует начинать массажный курс с проработки 2-3 зон, с постепенным увеличением их количества.

Комплекс сегментарного логомассажа лица

Массаж при заикании у детей и взрослых: сегментарныйПри сегментарном массаже происходит воздействие на определенную мышцу, отвечающие за речь.

Комплекс проводят ежедневно, длительность 2-3 недель. При хронической форме заикания массаж назначают раз в 5-6 месяцев в профилактических целях.

В начале курса сеанс длится 5 минут, постепенно увеличивая продолжительность до 20-25 минут.

Сегментарный массаж, как и точечный благоприятно влияет на весь организм пациента, в том числе на речевой аппарат.

При данном массаже выделяют зоны (сегменты):

  • мышцы языка;
  • артикуляционные мышцы;
  • мускулы шеи и плечевого пояса;
  • мимические мышцы.

Чтобы подобрать технику массажа, проводят осмотр, пальпацию, выполняют статические и динамические упражнения. При этом определяют тонус мышечного аппарата в определенном сегменте.

При спазмах мускулатуры комплекс включает себя поглаживание, легкую вибрацию, для расслабления мускулатуры. При гипотонусе, наоборот, в массажный комплекс входит растирание, разминание, более жесткая и сильная вибрация, для повышения тонуса мышцы.

Правила

Массаж при заикании у детей и взрослых: техника сегментарногоПеред массированием пациент принимает позу – покоя. Есть два варианта:

  • лежа на спине, с вытянутыми вдоль тела руками, прямыми ногами;
  • полусидя в кресле с высоким подголовником, слегка запрокинутой головой.

Специалист занимает место за головой массажируемого.

Основные приемы:

  • поглаживание — с этого приема начинают и заканчивают каждый лечебный комплекс, а так же чередуют с иными приемами. При поглаживании происходит расслабление мускулатуры;
  • растирание и разминание, при этих приемах происходит усиление кровотока, улучшаются процессы обмена, повышается тонус мышц;
  • вибрация – в зависимости от силы применяют как при гипотонусе, так и гипертонусе мышц.
Узнайте больше о лечении заикания:

Плюсы и минусы этого метода в логопедии

Итак, в логопедической работе с заикающимися детьми и взрослыми используют массаж. К плюсам массажа в логопедии можно отнести:

  1. Применяется в любом возрасте.
  2. Симптомы заикания, если не исчезнут, то значительно уменьшатся.
  3. Массаж благоприятно воздействует на весь организм (повышается иммунитет, улучшаются обменные процессы).
  4. Улучшается психологическое и эмоциональное состояние заикающегося.

Но есть и минус применения логопедического массажа при заикании у детей и взрослых — это длительное лечение, которое может достигать несколько лет.

Лечение заикание это долгий, кропотливый процесс. Лучше всего проводить его комплексно (занятия с логопедом, массажные техники, консультации психолога, лечение сопутствующих заболеваний).

В большинстве случаев лечение заикания в раннем возрасте дает хорошие результаты, которые сохраняются на всю жизнь, независимо от выбранного метода.

Полезное видео

Укрепляющий и точечный массаж при заикании:

👉👉Логопедический массаж при дизартрии и заикании 👈👈

Нарушения речи, такие как заикание и дизартрия, не всегда требуют вмешательства врача-логопеда и долгого, сложного лечения. В домашних условиях эффективен будет комплекс мер, состоящих из водных процедур, физиотерапии и массажа. При регулярных занятиях первые положительные перемены будут заметны уже через несколько сеансов. Выбор массажной техники зависит от показаний и индивидуальных особенностей, а определение курса происходит на консультации с врачом.

Польза массажа при дизартрии и заикании

Дизартрией называют дефект речи, вызванный поражением нервной системы. Проблемы с функциональностью нервных клеток речевого аппарата отражаются на артикуляции, снижении подвижности губ, языка и мягкого неба. Заикание — это патология, для которой характерно нарушение нормального ритма речи, сопровождающееся повторением или пролонгацией как звуков, так и слогов.

Лечение дизартрии всегда комплексное, и состоит из медикаментов, имеющих седативное действие, лечебной физкультуры, водной терапии, массажных процедур и занятий с педагогом или психологом, если заболевание прогрессирующее. Для избавления от заикания также используют медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, а если лечение не дает результаты, то прибегают к помощи логопедов и психологов.

Полезные свойства массажа при заикании и дизартрии у детей объясняются механическим воздействием, направленным на улучшение состояния нервов и тканей в речевом аппарате. К основным целям процедур относят:

  • нормализация произношения слов;
  • эмоциональное оздоровление;
  • активацию речевого аппарата через развитие мышц с недостаточной сократительной способностью;
  • улучшение глотательного рефлекса;
  • стимулирование зон головного мозга, отвечающих за речь.

Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет благоприятное воздействие на психику ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

  • улучшается состояние мышечного тонуса мимической и общей мускулатуры;
  • устраняется патология голосовых связок;
  • укрепляется капиллярная сеть;
  • улучшается движение биологических жидкостей;
  • нормализуется работа кожных клеток;
  • увеличивается амплитуда артикуляционных движений;
  • снижаются спазмы мышц артикуляционного аппарата;
  • формируются скоординированные артикуляционные движения.

Обычно логопедический массаж при заикании проводят в медицинских центрах дефектологи и логопеды, но после прохождения обучающего курса родители могут выполнять простые процедуры и дома. Массаж затрагивает голову, шею и верхнюю часть плеч, и не имеет противопоказаний. Научиться делать его несложно, но консультация с врачом обязательна: логопед должен определить тип процедур исходя из вида и стадии заболевания, частоту, продолжительность и интенсивность сеансов.

Виды массажа

Коррекционная работа по развитию речи у ребенка подразумевает использование нескольких массажных практик, являющихся методом активного механического воздействия. Они направлены на улучшение работы речевого аппарата, снятие спазмов, активацию движения крови и лимфы.

Основных видов логопедического массажа пять — это:

  • классический;
  • сегментарный;
  • зондовый;
  • точечный;
  • зональный.

Классическая проработка происходит приемами поглаживания и вибраций, и их производных. Сегментарно-рефлекторный выполняется для каждой из групп мышц, отвечающих за речевые функции. Зондовая техника улучшает мышечную активность и подвижность языка, что приводит к улучшению четкости звуков. Во время сеансов используются зонды уникальной формы, предназначенные для проработки определенной области.

Зональная техника

К зональной проработке относят массирование языка и лица. Во время процедуры обязательно использование марлевой салфетки. Интенсивность движений зависит от цели сеанса: чтобы добиться расслабления проводят спокойные движения, поглаживающие и расслабляющие. Для стимулирования работы мышц делать процедуру необходимо с большей интенсивностью.

Начинают сеанс с простукивания области над верхней губой, затем — над нижней. После чего губы складывают трубочкой и растягивают. Затем указательный палец вводят в рот и продолжают массирование щек изнутри, одновременно прорабатывая внешнюю поверхность пальцем большим. В завершении процедуры несколько раз поднимают и опускают язык, аккуратно массируют подъязычную и щечную мышцы. Если мышцы напряжены, то сначала поглаживают от корня языка к кончику.

Для лица

Массаж лица при дизартрии начинается с упражнений, направленных на расслабление мышц шеи. Это плавные повороты головы влево и вправо. Лицо мягко поглаживают от бровей к линии роста волос и к вискам. Область вокруг глаз массируют по направлению от внутреннего уголка к наружному по верхнему веку, и в обратном направлении — по нижнему. Щеки проходят дугообразными движениями от крыльев носа к скулам, а по всей поверхности щеки — ровными круговыми движениями. Губы массируют от центральной точки к углам. Ушную раковину только поглаживают, а подбородок — растирают. Завершают сеанс мягкими поглаживаниями носогубного треугольника. Каждый из приемов разрешено проводить от 3 до 6 раз.

Классическая логопедическая проработка

Выполнение классической массажной техники требует соблюдения основных правил и последовательности действий. Начинается процедуры всегда с легкого похлопывания кончиками пальцев вокруг рта в правую и в левую сторону. Затем прием дополняют ввинчиваниями, и повторяют еще несколько раз.

Массирование верхних мышц включает легкие похлопывания подушечкой указательного пальца. Направление — от носа к центральной точке над верхней губой. Затем эту область проходят растираниями. Далее, нужно поставить большой и указательный палец на уголки губ, и сделать несколько ровных пружинистых движений. Когда пальцы сводят уголки губ, ребенок должен произнести долгое «У».

Указательный палец перемещают на нижнюю губу, и подводят ее к верхней. Движения сопровождают звуком «Ба-ба». Затем губы нужно сомкнуть большим и указательным пальцем, совершая легкие щипкообразные движения. Одновременно произносится долгий звук «М».

Продолжают сеанс так: указательный палец, обернутый мягкой салфеткой, перемещают за щеку малыша изнутри, а указательный располагают на ее внешней поверхности. Плавным круговым движением проходят всю щеку, приподнимая мышцы вверх. После нескольких повторов процедуру проводят и для второй щеки.

В завершении массажной процедуры приподнимают кончик языка к верхней челюсти, повторяя звуки «Та-та» и «Да-да». Первые сеансы массажа должны занимать не более 7 минут. Со временем продолжительность увеличивают до 15-20 минут. Средний курс рассчитан на 15-20 сеансов, которые проводят в течение 1,5-2 месяцев.

Точечный массаж

Лечебный эффект акупрессуры заключается в воздействии на биологически активные точки. Во время сеанса БАТ массируют подушечками пальцев, совершая ровные круговые движения. Всего для проработки используют 17 точек, а массажный курс состоит из 20-23 процедур. Первую неделю выполнение массажа ежедневно, затем сеансы проводят через день. В зависимости от того, как дети заикаются, какая наблюдается динамика лечения и каково состояние здоровья, в год повторяют 2-3 полных курса.

Правила точечной проработки

Точечный массаж при заикании — это легкая и расслабляющая методика. Сеанс начинают с воздействия на точку Фэн-чи, расположенную на затылке на расстоянии 1,5 цуня от сосцевидного отростка. Вторая точка симметрична. Я-мэнь лежит над затылочным бугром на 2 цуня ниже Фэн-чи. Затем прорабатывают парную точку Гао-хуан-шу, расположенного по обе стороны от позвоночника на 3 цуня левее и правее 4 и 5 грудного позвонка. Затем переходят к точке Хэ-гу: большой и указательный палец одной руки расставляют, и на область между ними ставят большой палец второй руки. Точка будет расположена между 1 и 2 пястными костями под кончиком большого пальца. Во время выполнения точечного массажа при заикании на каждую БАТ воздействуют от 30 до 90 секунд.

Цунь — это расстояние, равное расстоянию между поперечными складками второй фаланги согнутого среднего пальца. Это традиционная система измерения, которая зависит от размеров и пропорций человеческого тела.

Сегментарная техника

Преимущество сегментарной техники массажа в изолированном воздействии на мышцы, связанные с речевой деятельностью. Проведение массажа должно быть курсами из 10-20 процедур: продолжительность зависит от возраста ребенка, состояния нервной системы и общего развития. Сеанс проводится из положения лежа, а под голову и шею кладут небольшую плоскую подушку.

Правила сегментарного массирования

Сеанс массажа начинают и заканчивают плавными поглаживаниями, проводимыми четырьмя пальцами ладони. Поверхностное поглаживание должно быть расслабленными, а глубокое — интенсивное. Отличается глубокое поглаживание граблеобразными движениями, и проводится оно только по волосяной части головы.

Растирание проводят кончиками пальцев, ладонью или ее ребром. Направление движений — спиралеобразное или прямое. Растирание отличается от поглаживания смещением и растягиванием кожи. Во время разминающих движение кожа не только растягивается и разминается, но и сдвигается в прямом или спиралевидном направлении. Затем переходят к вибрационному воздействию: для этого задействуют как указательный и средний пальцы, так и всю ладонь. Сильная вибрация стимулирует мышечный тонус, слабая — снижает мышечную активность, успокаивает. Дополняют проработку плотным нажатием на биологически активные точки для активации кровотока и обменных процессов.

Проведение логопедического массажа для детей с патологией речевого аппарата имеет много преимуществ: процедуры улучшают состояние мышечной ткани, развивают речевые функции, благоприятно воздействуют на нервную систему и психологическое здоровье ребенка. Выделяют несколько основных типов массажа: сегментарный, точечный, классический и зональный. Какую из техник выбрать — зависит от показаний, развития малыша, степени патологии и индивидуальных особенностей. Назначение курса процедур и их продолжительности должно быть только врачом-логопедом или педиатром. Проведение сеансов возможно как в домашних условиях после небольшого обучения, так и в медицинских центрах.

Логопедический массаж зондами: методика проведения

Нарушение речевой функции у детей – нередкая проблема. Логопедический массаж зондами позволяет стимулировать артикуляционную мускулатуру, улучшает дыхание при произношении, исправляет прикус, делает голос сильнее. При процедуре оказывается комплексное воздействие на мышечные и нервные волокна, кровеносные сосуды, мягкие ткани речевых органов. В логопедической практике данные массажные упражнения применяют при мышечном гипертонусе и гипотонусе.

Важность речевого развития

Ребёнок с игрушками

Задача родителей – создание условий к тому, чтобы дети максимально рано приступили к коммуникационному развитию, учились обмениваться эмоциями, воспринимать окружающие явления и вещи. Для малышей, еще не умеющих говорить, крайне важным является невербальный способ коммуникации, позволяющий показать окружающим людям эмоции без слов. Так, зевание – сигнал для родителей, что малыш устал, улыбка – что у младенца замечательное настроение. Когда родители правильно отвечают на невербальные посылы малыша, они способствуют его развитию, ускоряют переход к вербальному общению.

Когда ребёнок рассказывает вслух об окружающих предметах и явлениях, его речевая способность активно развивается. Подрастающий малыш получает навык создания логических цепочек, размышления, перехода от рассуждений к действиям. Родители должны уделять достаточно времени общению с детьми в благоприятной обстановке, ведь это главное условие речевого развития.

При правильно развитой речи дети имеют:

  • развитые мыслительные процессы;
  • активное функционирование нервной системы;
  • способность четко и быстро читать, грамотно писать;
  • способность верного восприятия поступающей информации;
  • высокую способность к планированию и обучению;
  • ясное и чёткое изложение мыслей.

Показания и противопоказания

Зондовый логопедический массаж

Зондовый логопедический массаж применяется при:

  • дизартрии – нарушенном произношении из-за поражения нервной системы;
  • ринолалии – нарушении артикуляции и голоса из-за дефектов речевого аппарата;
  • проблемах с голосом;
  • заикании;
  • алалии моторного типа;
  • дислалии – дефектном звукопроизношении при нормальном слухе и артикуляционном аппарате.

Массажные упражнения противопоказаны при:

  • рвотном синдроме;
  • воспалительной реакции в носоглоточной области;
  • механических повреждениях языка;
  • патологиях крови любого происхождения;
  • инфекционном поражении организма;
  • склонности к аллергии, сопровождающейся отёком слизистых покровов;
  • болезнях, симптомом которых являются судороги;
  • травмированной или пораженной грибком полости рта у пациента;
  • открытых ранах на руках массажиста.

Виды логопедического массажа

Ребёнок на приёме у специалиста

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  1. Классический или ручной. Осуществляется посредством разглаживания, растирания, разминания, потрясывания проблемной области или участка вокруг нее.
  2. Точечный. Специалист воздействует на биоактивные точки, с которыми связаны проблемные речевые области.
  3. Аппаратный. Подразумевает применение вибрационного устройства.
  4. Зондовый. Воздействие осуществляется посредством специальных приспособлений – зондов.
  5. Самомассаж. Пациент самостоятельно массирует проблемные области.

Зондовый логопедический массаж

Логопедический массаж зондами

Массаж, осуществляемый посредством зондов, помогает предотвратить усугубление нарушения речи, предупреждает недоразвитость слуха, торможение обретения опыта словарного анализа, низкий уровень словарного запаса. После курса процедур с использованием зондов:

  • ставится правильное звукопроизношение;
  • восстанавливается тонус артикуляционной мускулатуры;
  • улучшается голос;
  • нормализуется дыхание при произношении;
  • улучшается психоэмоциональное состояние пациента.

Зондовый массаж языка

Массаж языка зондами длится 5 минут, его проводят несколько раз в день. Перед процедурой желательно сделать гимнастику для разминания языковых мышц, включающую следующие упражнения:

  1. Качели. Язык высовывают, двигают им с одного угла рта к другому. Рот держат открытым.
  2. Часики. Открывают рот, облизывают языком губы по кругу в разные стороны.
  3. Губы вытягивают в улыбку, открывают рот. Язык кладут на нижнюю губу, начинают усиленно выдувать воздух.
  4. Лошадка. Осуществляют цокающие движения языком. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  5. Барабанщик. Губы вытягивают в улыбку, рот приоткрывают. Языком стучат по краям верхних резцов.

Логомассаж для детей в домашних условиях

Массаж, способствующий развитию речи, можно проводить дома. Родителям следует проконсультироваться с логопедом насчет техники проведения упражнений и противопоказаний.

Ребёнок

В домашних условиях массируют лицо и язык пальцами и чайными ложками, проводят дыхательную и артикуляционную гимнастику.

В основе массажа лица разглаживания, растирания, разминания, которые не должны вызывать дискомфорт у пациента. Лицевой массаж имеет поэтапную технику:

  1. Лоб разглаживают с середины к вискам, от надбровных дуг к ушным раковинам. Затем разминают легкими движениями.
  2. Щеки мнут и растягивают от уголков губ к вискам, от скул к подбородку.
  3. Нос разглаживают, легкими движениями растягивают. Затем гладят область от крыльев носа до уголков губ.
  4. Губы разглаживают, растягивают от середины к уголкам.
  5. Подбородок разглаживают от середины к уголкам рта.
  6. Шею стимулируют разглаживающими и разминающими движениями.

Сегодня популярностью пользуется логопедический лицевой массаж ложками. Он также осуществляется поэтапно. Массажист ложками:

  1. Гладит виски пациента.
  2. Гладит область глазниц.
  3. Разглаживает щёки.
  4. Трёт виски выпуклой поверхностью ложек.
  5. Трёт межбровную область выпуклой поверхностью столового прибора.
  6. Растирает носогубные складки ручками приборов.
  7. Гладит губы с незначительным давлением.
  8. Разминает скулы и подбородок.

Ложки следует брать без острых граней и выпуклостей, чтобы не поцарапать кожу пациента.

Методика Новиковой с неговорящими детьми

Чаще всего зонды для логопедического массажа применяются при дизартрическом расстройстве, когда пациент испытывает большие трудности с произношением звуков. Зондовый вид массажа разработала знаменитый педагог-логопед Елена Викторовна Новикова. Процедура проводится при помощи восьми приспособлений разной конфигурации, называемых зондами.

Каждый зонд применяется для логопедического массажа с определенной целью, воздействует на конкретную область, нуждающуюся в коррекции. Специалист определяет, какой участок требует коррекции, с какой силой на него нужно давить. Главное, пациент не должен испытывать болевые ощущения. Если устраняется мышечный гипертонус, то пациент может чувствовать незначительное напряжение мышц. В этом случае для ослабления дискомфорта следует усадить малыша в мягкое сиденье или уложить на удобную поверхность.

Зондовые процедуры корректируют технику речи, обеспечивают:

  • улучшение голоса;
  • нормализацию разговорного дыхания;
  • восстановление психики и состояния нервной системы;
  • тонус речевой мускулатуры;
  • формирование правильного звукопроизношения.

Постановка речи по Новиковой технически несложная, показывает высокую эффективность. Специалист разработала методику так, что каждый зонд стимулирует определенный участок артикуляционного аппарата: губы, язык, щёки, мягкое нёбо. В ходе процедур эти участки восстанавливаются.

Массажист обращает внимание на состояние лицевой мускулатуры пациента. Исходя из уровня поражения мышц, специалист назначает количество процедур, необходимых для нормализации состояния.

Инструменты для массажа и техника выполнения

Массаж следует доверять специалисту высококвалифицированному и опытному. Желательно, чтобы использовались качественные и безопасные зонды от зарекомендовавших себя фирм. Родители должны водить малыша на каждую процедуру, а если занятия проводятся дома, то их нельзя пропускать.

Курс процедур длится 2 – 3 недели. После 1,5-месячной паузы курс возобновляют. Повторность каждого упражнения – 30 – 35 раз. Иногда достаточно одного курса, чтобы привести в норму речь. Обычно дети с удовольствием идут на процедуры, не испытывают от зондов никаких неприятных ощущений.

Массажисты используют следующие логопедические зонды для массажа:

  1. Вилочковый (№1). Острым концом приспособления колют язык, губы, щёки, заднюю стенку полости рта. В результате мышцы начинают интенсивно сокращаться. Производятся аккуратные и несильные движения. После нескольких занятий специалист может добавить к покалыванию покачивания зондом. Инструмент в течение нескольких секунд качают в разные стороны и по кругу.
  2. Восьмерка (№2). Инструмент предназначен для стимулирования губ, языка и щёк. Выбранный участок тела растирают сверху вниз и обратно петлеобразной основой. По поверхности языка зонд не двигают, только давят на орган, качают петлю на нём.
  3. Саночки (№3 – большие, №4 – средние, №5 – мелкие). Приспособления для стимулирования мускулатуры языка, губ, щёк и задней стенки ротовой полости различаются величиной основы, силой давления, охватом рабочей области.
  4. Топорик (№6). Инструмент для активной работы с языком, губами и скулами. Он давит на мышцы, перекатывается по ним, восстанавливая здоровый мышечный тонус. При гипотонусе давят сильнее, при гипертонусе – слабее. Сдавливание не должно длиться больше 5 секунд.
  5. Крестовина (№7). Инструмент работает исключительно с языком. Он давит на орган, толкает его назад, благодаря чему активно сокращаются языковые мышцы.
  6. Толкачик (№8). Зонд предназначен для поочередного давления на язык и расслабления органа. Давление длится не больше 5 секунд.

Зондовый массаж высокоэффективен, если соблюдаются врачебные рекомендации. Процедуры по Новиковой не проводятся младенцам до 1,5 года. А вот ручной логопедический массаж разрешено делать детям любого возраста. Главное, своевременно приступить к исправлению речевых дефектов.

Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых

Специалисты выделяют ряд тяжелых речевых нарушений. Для их преодоления потребуется комплексная помощь. Заикание характеризуется судорожным состоянием мышц. Избавиться от такого дефекта нелегко.

СодержаниеСвернуть

В логопедической работе с заикающимися используют массаж разных видов. Он позволяет стимулировать работу мышц, расслаблять их, улучшать кровообращение. Дифференциальный подход был введен недавно, поэтому подобная методика не получила широкое распространение.

Общая информация

Проведение логопедического массажа

Основная цель массажа при заикании — механическое воздействие на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов. Проводится логопедом, при необходимости применяются зонды.

Логомассаж является частью комплексной терапии. Иными словами, он не может быть панацей, но способен улучшить состояние ребенка.

Заикаться дети начинают по разным причинам. Ученые считают, что все дело в сочетании генетических, неврологических факторов. Предрасполагающий фактор — гипертонус мышц. У взрослых недуг появляется после контузии, травмы головы, инсульта.

Использовать массаж можно как в условиях специального учреждения, так и в домашней обстановке. Но перед его применением больного проверяют врачи. У процедуры есть противопоказания. Воздействие проводят курсами с небольшим перерывом между ними.

Массаж помогает расслабить мышцы — голосовые, артикуляционные, регулирующие процесс дыхания. Происходит нормализация психического состояния ребенка. Усиливается метаболизм и улучшается кровообращение. На фоне этого происходит снижение проявлений заикания.

Виды массажа

Классификация, комплексы упражнений были разработаны Дьяковой. Она выделяла такие виды массажа:

  • точечный;
  • зондовый;
  • сегментарный.

Виды логомассажа

Каждый требует использования определенных техник. Затрагивают они область шеи, плеч, головы. Специалист должен хорошо представлять анатомию, физиологию человека и знать расположение черепно-мозговых нервов.

При заикании чаще всего используют точечный и сегментарный массаж. Иногда эффективно их сочетание.

Для зондового массажа используют специальные инструменты – зонды. Они позволяют снимать гипертонус либо активизируют мышцы.

Не стоит воспринимать методику воздействия как панацею. Это только дополнительная помощь при дефекте, но, если использовать только ее одну, результата не будет.

Показания и противопоказания

Логопедический массаж при заикании назначают при любых проблемах с тонусом мышц. Во время судорог они могут чрезмерно сжиматься, быть напряжёнными и ребенку будет нелегко их привести в нормальное состояние.

В коррекции заикания большую роль играет релаксация. Больного нелегко научить расслабляться. Массаж обладает таким действием. Если он ручной, то приносит дополнительные приятные ощущения.

Перед курсом логопед проводит диагностику. Он смотрит состояние артикуляционных, мимических мышц. Проверяет состояние шеи и плечей. Обращает внимание на:

  • асимметрии;
  • кожные высыпания;
  • цвет кожных покровов;
  • кровоизлияния.

После чего осуществляется пальпация, то есть прощупывание. Логопед пальцами трогает участки тела — это позволяет лучше прочувствовать состояние мышц.  Аналогичный осмотр проводится у взрослых.

Абсолютным противопоказанием является эпилепсия. Дополнительное воздействие может спровоцировать приступы. Временным отводом являются соматические болезни, травмы, воспаления.

Требования к проведению

Логопедический массаж при заикании

Прежде чем начинать расслаблять больного, специалист должен подготовить помещение. Кабинет моют, проветривают, делают уютным. У ребенка не стоит вызывать ассоциации с лечебным учреждением, так как это вызовет негативную реакцию.

В среднем процедуры проводят через день. Обычная длительность курса – 20 процедур. После чего делают перерыв на месяц, и цикл снова повторяют.

В детском возрасте начинают с коротких сеансов по пять минут, постепенно длительность доводят до получаса. У взрослых применяется такая же схема. У ребенка не должно возникать болезненных ощущений. Какие-то воздействия могут быть неприятными, но не вызывающими острого дискомфорта.

Желательно логопеду надевать стерильную маску. Руки специалиста должны быть чистыми, теплыми, с коротко подстриженными ногтями. Перед началом кожу слегка смазывают маслом или присыпкой.

Оптимальная поза – заикающийся ребенок лежит спиной на ровной кушетке. Такое положение удобно для логопеда, освобождает дыхание. В некоторых случаях допускается поза, полусидя в кресле, голова ребенка откинута на подголовник.

Иногда специалисту удобно стоять не за головой больного, а по правую сторону от него. В таком положении ему легче зафиксировать ребенка.

Основные приемы

Каждый сеанс начинается с поглаживания. Его чередуют с другими приемами, но заканчивают всегда только им. Оно может быть поверхностным – кисть слегка касается кожи, нежно и ласково, глубоким обхватывающим движением воздействует на рецепторы кожи и нервную систему. Ладонь плотно прижимается к области и скользит по анатомическим контурам.

Поглаживания «граблей» — пальцы широко разведены, подушечки активно массируют область нажима. Выполняются по кругу, зигзагу, волнообразно.

Растирание заключается в сильном давлении на маленькую область мышц. Выполняется как подушечками пальцев, так и всей ладонью. Степень воздействия определяется индивидуально. Направления спиральные и прямые.

Разминание – ткань аккуратно перетирается, сдавливается, сжимается. Применяется на небольшом участке. Выполняют подушечками пальцев, в редких случаях допускается пощипывание.

Вибрация создается за счет легкого постукивания пальцами по поверхности мышц. Используется на участках с минимальным количеством жира и там, где выходят черепно-мозговые нервы. Плотное нажатие позволяет прицельно воздействовать на биологически активные точки (БАТ).

Помощь от логопедического массажа будет ощущаться только при регулярности сеансов, высокой квалификации специалиста. Выбор приемов зависит от тонуса мышц, патологических особенностей.

Сегментарный массаж

Логопедический массаж Дьяковой

Расслабляющий массаж круговой мышцы глаз и мышц губ

Его цель – воздействие на одну определенную область мышц. Требования к проведению стандартные. Руки логопеда не должны иметь ссадин, царапин, ран. Все кольца, браслеты, часы снимают. Пальцы смазывают детским кремом. Области воздействия определяют после диагностики.

Перед началом сеанса полезно проводить минутку расслабления. Больного настраивают на релаксацию, просят представить нахождение в комфортном месте. Как только он успокоился и ровно задышал, можно приступать к действиям.

Оптимальная поза — лежа на спине. Используют все виды поглаживания, начиная со щадящего воздействия. Ладони нежно касаются лица, шеи, плеч. Они мягко идут снизу-вверх. Постепенно воздействие становится сильнее, давление слегка увеличивается.

Растирание предназначено для стимуляции кровообращения. Поэтому логопед определяет проблемные области (бледный кожный покров) и начинает активно растирать их. Делать это лучше круговыми движениями, так как они комфортнее.

Степень вибрации зависит от состояния мышц. При гипотонусе она должна быть сильной, чувствительной, ощутимой. При гипертонусе, наоборот, едва ощутимой.

Эффект от логомассажа будет только при осуществлении комплекса приемов. По отдельности они бесполезны.

Завершают слабыми поглаживаниями. Дальше больному дают полежать несколько минут.

Точечный массаж

Сложность его проведения в том, что необходимо правильно определить локализацию БАТ (активных точек). При повышенном тонусе используют расслабляющее воздействие. Оно направлено на снижение напряжения. Расположение БАТ лучше изучать на примере иллюстрации или под надзором опытных специалистов.

Методика точечного массажа

Массаж биологически активных точек

Проводится просто: палец вращается на области нажатия по часовой стрелке в течение 6 секунд. Постепенно он словно углубляется, наращивает усилие, потом фиксируется 2 секунды и производится ослабление действия за 5 секунд.

Давление уменьшается против часовой стрелки. Не отрывая пальца, такой цикл повторяют 3-4 раза. На одну точку уходит около 1 минуты.

При пониженном тонусе используют другую технику — стимулирующую. Палец давит на точку по часовой стрелке на протяжении 6 секунд, а после подушечка резко отрывается. Движение повторяют до 10 раз.

На первом сеансе максимально затрагивают 4 точки. Постепенно количество увеличивают. За одну процедуру затрагивают точки общие и локальные. Симметричные точки массируют одновременно.

Точечный массаж желательно совмещать с классическим. Лучше проводить его до занятия с логопедом. Так ребенок будет расслаблен, ему проще дадутся упражнения.

Самомассаж

Специалист может научить детей навыкам самомассажа. Для этого не требуется особых усилий. Дошкольников учат перед зеркалом, показывая образец действия и прося повторить:

  • Первое упражнение – ладони аккуратно гладят щеки, работая от носа к ушам. Можно гладить по голове, спускаясь с волос ниже.
  • Второе упражнение – от середины лба к вискам проводить пальцами с нажимом, словно рисуя дорожки. Можно рисовать «елочку».
  • Третье упражнение – постукивание подушечками по лбу и щекам. Упражнений может быть больше. Комплекс составляется логопедом на основе индивидуальных особенностей ребенка.

Логопедический массаж ложками

У Крупенчук есть авторская методика. Она усовершенствовала комплекс Дьяковой. Для проведения массажа используют обычные ложки — это позитивнее воспринимается ребенком.

Процесс можно соединить с играми. В таком случае детям будет интереснее выполнять задания логопеда. В качестве стимула можно давать наклейку или возможность выбрать игру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *