Массаж су джок: принцип действия, выполнение в домашних условиях, массажеры – шарики, кольца – инструкция применения

Содержание

Су-джок (суджок) терапия для детей: массаж, упражнения, лечение

Нетрадиционные методы лечения для решения проблем опорно-двигательного аппарата, пищеварения, ЦНС у детей становятся все более популярными. Родители отдают им предпочтение из-за безопасности, небольшого количества противопоказаний и отсутствия побочных эффектов. К тому же при регулярных занятиях результат можно получить быстро. Одним из таких методов является Су Джок терапия.

Показания к выполнению массажа

Методика зародилась в Корее и основана на проработке рефлекторных точек, которые соответствуют определенным частям тела и органам.

По философии Су Джок большие пальцы являются проекцией головы, средние и безымянные — ног, указательные и мизинцы — рук. На ладони расположено множество точек, связанных с внутренними органами и системами. Тыльная сторона ладони ассоциируется с позвоночником.

Акупунктурное воздействие помогает избавиться от энуреза. Для этого мягко воздействуют на небольшую зону между средним и безымянным пальцем. Давление на точки можно оказывать как кончиком карандаша, так и пальцем и специальной бамбуковой палочкой. Время проработки — около 3 мин, а через каждые 35-40 сек делают небольшой перерыв.

Приемы Су Джок терапии используют и для лечения головной боли: воздействие оказывают на точку у ногтевой фаланги большого пальца. Для работы с этой областью мастера терапии рекомендуют использовать неочищенные гречневые крупинки. Философия Су Джок утверждает, что каждому больному органу соответствует своя энергия, и для его проработки подходят разные раздражители. Точки, отвечающую за работу почек, лучше стимулировать фасолью или семенами арбуза. Если у малыша проблемы с кишечником, то хорошо использовать в работе семена укропа или тмина, а при нарушении работы ЦНС — грецкий орех или семена боярышника. Проблемы сердечно-сосудистой системы устраняются при помощи раздражителей:

  • Ягода калина;
  • Семечки тыквы;
  • Гречка.

А для лечения заболеваний опорно-двигательной системы точки прорабатывают мелким горохом или рисовыми зернами.

При помощи терапии также можно улучшить мелкую моторику, работу речевого аппарата, системы дыхания, память, зрение, слух и координацию движения.

Механизм влияния на организм

Лечебный эффект акупунктуры основан на связи рефлекторных точек, энергетических меридианов тела и органов, проявляется через воздействие на нервную и эндокринную систему. Стимулирование точек приводит к устранению энергетических блоков и застоев, активации потоков и нормализации энергетического баланса. Все это ведет к улучшению состояния органов и систем.

Механическое воздействие на кожу рук позволяет улучшить мелкую моторику пальцев, что благоприятно сказывается на развитии двигательных функций рук, мышления. Развитие функциональных и морфологических функций в коре головного мозга происходит при помощи кинестетических импульсов, которые передаются через пальцы.

Массирование кисти усиливает умственную и физическую выносливость, предупреждает переутомление отдельных участков мозга и равномерно распределяет эмоциональную нагрузку.

Положительный эффект несут и вибрации раздражителей, которые используются во время проработки. По этой причине мастера Су Джок терапии не советуют применять одно зерно более, чем два раза, а также запрещают прорабатывать точки неспелым или испорченным зерном. Такой материал предаст телу вибрацию болезни, несовершенства.

Техники Су Джок

Обучиться приемам техники можно при помощи интернет-курсов, специальных книг или получив консультацию у мастера. Кроме массажа, методика Су Джок для детей включает еще развивающие игры и практики, которые можно сопровождать сказками, стихами, детской музыкой.

Главное условие: сеанс не должен утомлять ребенка. Для развивающих занятий выпускают специальные кольца, которые могут быть с мягкими шипами или эластичным гладким покрытием. Массажные кольца на каждый палец одеваются на несколько минут, иначе может возникнуть отечность. Они являются альтернативой семенам и бамбуковой палочке, воздействуют сразу на все точки. Показаны кольца для профилактики заболеваний, общего развития и укрепления иммунитета. Продолжительность работы с каждым пальцем — не более 5 мин.

Еще один полезный аксессуар — массажные магнитные шарики. Они могут быть гладкими, шероховатыми, с мягкими резиновыми шипами. Перекатывают шарики между ладонями или катают, как мячик. Магниты усиливают воздействие на точки, а шероховатая или игольчатая поверхность повышает эффект от механической проработки.

Шарики и кольца могут стать частью игр и практики по развитию речи, координации движений, мышления и сочетаться с классической акупунктурной проработкой.

Как часто применять

Поскольку Су Джок терапия не имеет противопоказаний и ограничений, ее можно проводить ежедневно. Если цель сеанса — профилактика и развитие, то достаточно одной процедуры в день. Малышу должно быть интересно заниматься, иначе эффекта от терапии не будет. Если сеанс проводится с лечебной целью, то повторять его можно несколько раз в день до достижения положительной динамики.

Точечно воздействовать на каждую область можно через каждые 2-2,5 ч, а чтобы ускорить процесс выздоровления, раздражители (семена, семечки, палочку) рекомендовано немного подогреть.

Преимущества терапии Су Джок

Применение метода безопасно: оно не приводит к травмам, не имеет побочных явлений и противопоказаний. Метод обладает высокой эффективностью при правильном воздействии на точки, дает быстрые результаты. Уже после первого сеанса можно заметить улучшение самочувствия и снижения симптомов заболевания.

Еще одно преимущество — метод легко освоить. По атласу можно изучить активные точки, расположенные на ладонях и пальцах. Даже первые пробные практики в отсутствии опыта не нанесут вреда психическому или физическому здоровью ребенка.

Су Джок метод универсален, и с его помощью можно решить проблемы эмоционального и физического плана. Сеанс можно провести дома, на прогулке, на школьной перемене, в детском саду и т.д. Отсутствие боли при воздействии на точки не вызывает страха перед процедурой, что делает этот метод удобным для работы даже с маленькими детьми.

МАССАЖНОЕ «ЧУДО»-КОЛЕЧКО ИЗ СУ ДЖОК ТЕРАПИИ

Одним из важных элементов лечения в системах кистей и стоп (Су Джок) является массаж зон соответствия пораженным органам и областям тела. Среди различных приспособлений для массажа по технике Су Джок наибольшую популярность приобрело эластичное пружинное кольцо, имеющие множество выступающих углов на каждом витке спирали, что удобно для равномерной стимуляции выбранной зоны.

Размер имеет значение

Пружинные кольца (массажные кольца) называют эластичными, так как они хорошо растягиваются. Но для получения наибольшего эффекта кольцо массажное лучше подобрать по размеру. При прокатывании массажера по пальцам должно появиться приятное чувство плотного охвата и легкого сдавливания. Кольцо не должно быть слишком тугим или слишком слабым.

Цвет тоже важен

Оценивая заболевание согласно Шести Энергиям, можно подобрать Су Джок кольцо массажное соответствующего цвета: зеленое кольцо применяется при недостатке энергии Ветра, красное — когда необходимо добавить Тепло, оранжевое используют в случае ослабления Жара в больном органе, желтое кольцо усилит энергию Влажности, белое кольцо принесет энергию Сухости, черное — Холода.

Как делать массаж кольцом

Техника массажа в Су Джок проста: кольцо массажное надевается на палец руки или ноги и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления легкой гиперемии и ощущения тепла в массируемой области. Перемещая пальцы руки, поддерживающей кольцо массажное, по его окружности, можно регулировать степень нажима и, следовательно, силу воздействия на разные точки массируемой области. При этом наиболее болезненные точки Су Джок массируются особенно тщательно.

Эластичное кольцо (Су Джок кольцо массажное) позволяет воздействовать на зоны соответствия, расположенные не только на пальцах, но и на ладонях, стопах, ушных раковинах, лице и других частях тела. Для этого кольцо, надетое на палец кисти, прокатывают вдоль зоны соответствия, например, вдоль соответствия позвоночнику на кисти или в области проекции почек в стандартной системе соответствия Су Джок.

Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и, что немаловажно, приятна.

При каких заболеваниях применять

  1. Эластичное Су Джок массажное кольцо позволяет одновременно производить быструю и интенсивную стимуляцию множества точек Су Джок, расположенных по окружности пальца. Поэтому кольцевой массаж показан при лечении заболеваний позвоночника (остеохондроз, травмы, грыжи дисков и т.д.), крупных суставов и длинных трубчатых костей).
  2. Стимуляция кольцом (Су Джок кольцо массажное) вызывает расширение капиллярной сети в массируемой области, а в соответствующем ей больном органе — усиление кровообращения и нервной проводимости и, как следствие, улучшение трофики тканей. Этим эффектом объясняется, в частности, успешное применение массажных колец при повреждениях кожи, трофических язвах, остеомиелите, остеопорозе и несрастающихся переломах.
  3. В восстановительном периоде после перенесенного инсульта лечебный эффект достигается стимуляцией эластичным массажным кольцом области соответствия голове, причем особое внимание следует уделить проекции пораженной зоны головного мозга. При парезах и параличах конечностей кольцом массируют пальцы, соответствующие парализованным рукам и ногам. Это не только способствует улучшению функции конечностей, но и влияет на состояние пораженного отдела головного мозга, так как в большой системе «насекомого» на пальцы проецируется головной мозг…
  4. Массаж пальцев кольцом массажным показан при вегето-сосудистой дистонии, заболеваниях, сопровождающихся похолоданием конечностей, ощущением мышечной слабости и при болях. Полезно сочетать его с массажем областей соответствия Су Джок голове, сердцу и позвоночнику.
  5. В случаях варикозного расширения вен, лимфостаза, застоя желчи и других состояний, связанных с нарушением движения биологических жидкостей, также успешно применяются эластичные кольца массажные: при перемещении масаажного кольца в направлении движения жидкости на него нажимают пальцами, а в обратную сторону массажер пассивно прокатывают без нажима.
  6. Интенсивный массаж Су Джок кольцом пальцев показан для укрепления и повышения тонуса мышц пораженной конечности при травмах, парезах, параличах.
  7. Массаж пальцев Су Джок кольцом массажным можно рассматривать и как общий массаж всего тела в системах «насекомого». Он оказывает благотворное влияние на организм в целом: усиливает обменные процессы при ожирении, повышает неспецифическую резистентность к инфекциям, нормализует аппетит и сон, снимает усталость и стресс, улучшает кровообращение, поднимает жизненный тонус, восстанавливает нарушенные связи.

Таким образом, массаж кольцом массажным обеспечивает не только механическую стимуляцию болезненных точек в системе соответствия Су Джок, но и коррекцию энергетического состояния. Это прекрасный лечебный и профилактический метод Су Джок, который может быть использован как самостоятельный или в совокупности с другими видами воздействия, в том числе для само- и взаимопомощи.

Сохраните себе в ленту, чтобы не потерять, эта информация может пригодиться вам или вашим друзьям!

Источник

Просмотрено: 54

Массаж по системе су-джок. Хорошее зрение – ясный ум на долгие годы! Древнейшие практики Востока

Массаж по системе су-джок

На корейском языке «су» означает кисть, «джок» – стопа. В организме они наиболее контактируют с внешним миром (при ходьбе, осязании предметов и т. д.). Согласно канонам восточной медицины, кисти и стопы выполняют особую функцию – на них расположены точки – проекции внутренних органов.

Су-джок представляет собой метод воздействия на кисть и стопу, который сформировался в результате изучения древних восточных манускриптов о строении человеческого тела и акупунктуре. Благодаря этому повышает тонус организма и энергетическое состояние проходящих в нем меридианов.

Сходство кисти с организмом человека несложно увидеть, если опустить кисть вниз, развести пальцы, а большой устремить вверх. При таком положении большой палец «изображает» голову, ладонь – тело, указательный и мизинец – руки, а два средних пальца – ноги. Таким образом, определяются зоны проецирования внутренних органов на кисть и стопу. Стимуляция зон повышенной чувствительности лечит заболевания внутренних органов, в том числе глаз.

Воздействовать на точки можно с помощью массажа, цвета, магнитного поля, прогревания, биологической силы живых семян… Вспомним хождение по камешкам, по травке, перебирание в руке бусинок или четок. Самое замечательное, что мы сами можем оказать себе помощь, стимулируя активные точки. Находят их согласно рисункам, принятым в су-джок терапии[1].

Мы видим, что проекция головы находится на большом пальце стопы и кисти (ногтевая фаланга). На подушечке больших пальцев находим части лица. Место, где на коже пальца сходится узор, соответствует носу, глаза находятся по бокам над ним, выше – проекция мозга.

Специалисты су-джок определяют лечебные точки, последовательно равномерно надавливая в указанно зоне диагностической палочкой (щупом) до степени терпимой боли. Можно спичкой, зубочисткой, неостро заточенным карандашом обследовать предполагаемую зону, надавливая на точки с одинаковой силой. Реакция лечебной точки будет резко болезненной, с непроизвольным сокращением мышц. Их так и называют – точки «ой!».

После точного определения точки начинаем на нее воздействовать – магнитиками, гранулами, шариками… Эти стимуляторы наклеиваются на точки липким пластырем и периодически массируются – к примеру, каждый час по 1–2 минуты.

Можно просто сильно нажать на точку (подойдет и собственный ноготь). Когда боль пройдет, массируйте точку вращательными движениями по часовой стрелке и наоборот, увеличивая нажим. В лечебной точке должна исчезнуть боль и появиться ощущение тепла. При желании можно массировать всю, более обширную, зону соответствия массажным кольцом (роликом), которые есть в продаже.

Внимание! При повреждениях или рубцах на пальцах су-джок терапия не проводится! Перед тем, как применять эту методику, обязательно посоветуйтесь с врачом!

Большой интерес и практическую пользу представляет надавливание на точку природными энергетическими стимуляторами, которыми являются растения (их черенками, плодами, семенами). Когда семена закреплены на точках, их биологические поля взаимодействуют с проекциями больных органов и восстанавливают их энергетический потенциал.

Для массажа выбирают различные по форме и размеру семена и растения. Нужно учесть, что многие из них напоминают форму человеческих органов. Так, например, грецкий орех по виду похож на мозг, гречишные семена – на легкое, в фасолине мы без труда узнаем почку… Самое главное, чтобы семена были неповрежденными и способными к прорастанию.

Для лечения заболеваний глаз восточная медицина рекомендует выбирать семена округлой формы – горошины, вишни, черный перец, круглые зернышки круп и т. д. Их можно прикрепить с помощью пластыря в соответствующую точку, которую желательно предварительно немного помассировать, размять. Время воздействия живого аппликатора может быть в пределе от нескольких часов до суток.

Если ваши глаза устали от долгой работы за компьютером, примените простой прием: массируйте точку соответствия глаз и головного мозга (на первой фаланге большого пальца) и точки шейных позвонков, расположенные на второй фаланге пальцы с обратной, тыльной, стороны.

Большую пользу принесет профилактический массаж кистей и стоп. Исследуя стопы, вы можете обнаружить на них некоторые уплотнения, болезненные зоны… Это начало «непорядков» в вашем организме. Такие участки нужно хорошо промасссажировать, размять до устойчивого состояния тепла.

Практика йоги показывает, что ежедневные утренний и вечерний самомассаж стоп поможет восстановить периферическое кровоснабжение и оживит нервные рецепторы, увеличит их чувствительность. Пусть он станет вашей полезной привычкой, способом профилактики и избавления от боли.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Су Джок терапия

Зная все ориентиры и расположение точек на кистях и стопах, которые соответствуют конкретному органу или суставу нашего тела, мы можем стимулировать эту зону. Например, болит колено: головной мозг принимает сигнал о боли и если она не утихает длительное время, то мозг разгружаясь, сбрасывает информацию о боли в другие части и точки тела — в системы соответствия. В этих точках или маленьких зонах появляется болезненность при надавливании. Когда мы находим болевую точку и стимулируем её, то появляется электромагнитная волна, направляющаяся обратно в колено, и боль утихает. За несколько сеансов и вовсе может исчезнуть.

Система насекомого находится на каждом пальце кистей и стоп, ногтевые фаланги соответствуют голове, средние —  груди, а основные, прилегающие к ладони (или стопе) — животу. Кожные складки в области суставов пальцев являются границами между частями тела. Пальцы должны быть подняты вверх при поиске болевых точек, а их Инь-поверхность обращена вперед. На Инь-поверхность пальцев проецируется Инь-поверхность тела, Ян-поверхность — аналогично. Простота применения системы насекомого в последовательном расположении соответствий головы, груди, живота и наличии на пальцах чётких ориентиров. 

 Органы в системе насекомого

В основных системах соответствия кисти и стопы проецируется на ногтевые фаланги пальцев, таким образом на фаланги проецируются и сами основные системы соответствия кистей и стоп — в виде мини-системы. Лечебные мини-системы обмениваются информацией с телом не только напрямую, но и получая и передавая электромагнитные волны через основные системы соответствия. На ногтевых фалангах второго, пятого и большого пальцев кистей и стоп находятся мини-системы соответствия телу, повторяющие по форме стандартную систему соответствия кисти. На фалангах третьего и четвёртого пальцев мини-системы, повторяющие стандартную систему соответствия стопы.

Методика Су Джока включает в себя несколько направлений: профилактику, диагностику, лечение

Массаж Су Джок

Мануальный массаж Су Джок проводится, используя трение, прерывистое надавливание, защипывание, вибрацию, линейное и вращательное массирование.  Прерывистое надавливание выполняется на точки сильным давлением одним или несколькими пальцами одной или двумя руками. Трение производим одним или пальцами, движения делаем интенсивные. При защипывании захватываем кожу первым и вторым пальцами до появления стойкого покраснения, эффективно для стимуляции зон соответствия  сердцу и лёгким. Вращательный массаж выполняется круговыми движениями одним или несколькими пальцами со значительным давлением.

При поиске лечебной точки соблюдаем поэтапную последовательность. Определяем, в какой из семи областей (голова, грудь, живот, 4 конечности) расположен патологический процесс и находим соответствующую область на кисти или стопе. Придаём кисти (стопе) первое или второе стандартное положение в зависимости от того выше или ниже  диафрагмы находится область поражения, проверяем локализацию заболевания с точки зрения Инь- и Ян- поверхностей тела. Определяем правую или левую половину тела, где находится патологический процесс, окончательно искомую точку выбираем с помощью равномерного надавливания диагностической палочкой на все точки в предполагаемой зоне соответствия.

Диагностической палочкой надавливаем на все точки с равной силой и подбираем необходимую степень надавливания. Сила надавливания индивидуальна для каждого человека и зависит от границы болевой чувствительности. Если при исследовании оказываются болезненными все точки, то сила надавливания слишком велика, если ни одна точка не болит — слишком мала. Болезненность, которая возникает при попадании диагностической палочкой на лечебную точку, обычно сопровождается двигательной реакцией пациента в виде напряжения мышц или непроизвольного движения.

    Достоинством терапии при правильном определении точек является высокая эффективность, которая наступает в течение нескольких минут. Универсальность — лечению поддаются буквально все болезни, особенно в комплексе с традиционными фармакологическими методами лечения.

Профилактический массаж Су Джок. Производится мануальный массаж кисти 3-4 минуты, затем маленьким эластичным кольцом пальцы и большим кольцом всю кисть. Диагностической палочкой стимулируются энергетические точки, в холодное время года прогревание их моксами. Аналогичные манипуляции выполняем с другой кистью и стопами. Общее время 40-45 минут.

Лечебный массаж Су Джок. Начинается с массирования и проводится в зависимости от боли или болезни, путём нахождения болевых точек в зонах соответствия  диагностической палочкой и последующей стимуляции пружинными кольцами, прогревание точек моксами и подачей магнитного импульса. В конце накладываются семена на зоны соответствия  с последующим надавливанием на них для активизирования стимуляции. Семена могут находиться  длительное время  от 1 часа до 6 часов, в некоторых случаях оставляются на ночь и утром снимаются. Продолжительность массажа 30-35 минут. Для стойкого эффекта производится курс массажа.

Картотека (старшая группа) на тему: Картотека стихов к массажу рук су — джок массажёрами

Стихи для занятий

 с массажером «су – джок»

                      Ни для кого не секрет, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук малыша. Игольчатая поверхность массажных мячиков благотворно воздействует на нервные окончания и способствует улучшению кровообращения. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Также мячики благотворно влияют на развитие тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. 

МЯЧИКИ

Вот некоторые игровые упражнения для самых маленьких:

***
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).

****

Здравствуй, мой любимый мячик! —
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).

***

 По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед).

***

 Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.

(Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем).

***

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(Катать мяч всей длинной пальцев правой руки).

***

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони).
Поверну, а ты проверь — Сверху правая теперь!
(Правой ладошкой катать мяч по левой ладони).

***

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

***  Шарик

Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

***

Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. — (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть — (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 

***

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

***

«Зайки»

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

***

«Медведица»

 Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

***

 «Черепаха»

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

***

 «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

***

 «Мячик»

Я мячом круги катаю,

 Взад — вперед его гоняю.

 Им поглажу я ладошку.

 Будто я сметаю крошку,

 И сожму его немножко,

 Как сжимает лапу кошка,

 Каждым пальцем мяч прижму,

 И другой рукой начну.

***

«Ёжик»

Ежик, ежик колкий, где твои иголки, (дети катают Су- Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки. (дети катают Су- Джок между ладоней)

***

«Веселая игра»

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

***

Свернулся ёжик клубком —
Покатился кувырком.

По ямкам и кочкам.

По тропкам и мосточкам.

Мимо ёлок и клёнов,

Мимо кедров зелёных.

По мягкой травке.

По жёсткому песку.

Глубокого оврага

Крутому бережку.

Вокруг горок и бугорков.

Вдоль речек и ручейков.

Мимо белки с шишкой.

Мимо косолапого мишки.

Мимо кукушки.

И остановился на опушке.

КОЛЕЧКИ

***

«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

***

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,   (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,   (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа, (мизинец)

***

 «Мальчик-пальчик»

— Мальчик-пальчик,

Где ты был (надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

***

 «Ёжик»

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

***

 Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.

Раз-пальчик большой он красивый такой.

Два — пальчик указательный очень обаятельный.

Три — пальчик средний он совсем не вредный.

Четыре — безымянный пальчик очень славный.

Пять — мизинчик маленький счастливчик.

***

 «Пальчики»

Этот пальчик — в лес пошёл, (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

***

 «Семья»

Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

СТИХИ ДЛЯ СУ – ДЖОКК МАССАЖЁРОВ

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

 «Крючочки»

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

Удерживать шарик одним пальцем

обхватывать каждым пальчиком и поднимать

« Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Наша Зина –молодец!

Показывают большой палец.

 « Фрукты».

Этот пальчик –апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик –слива, вкусная , красивая.

Этот пальчик –абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик –груша, просит . « Ну –кА, скушай !»

Этот пальчик –ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик поладошке.

 « Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг . « Сколько здесь грибов вокруг !»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик ,опенок,

Боровик, лисичка, груздь –не играют в прятки пусть !

Рыжики , волнушки  найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу !

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему .

«Поздняя  осень».

Солнышко греет уже еле –еле, перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре

Поздняя осень стоит на дворе.

Дети катают Су –Джок между ладонями.

 « Ягоды».

Ягоды –крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Запомнил  ягоды я наконец. Что это значит ?

Поднимают плечи, удивляются.

Я –молодец !

Большой палец вытягивают вперед.

 « Мебель».

Мебель я начну считать. кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Вот сколько мебели назвал.

 « Одежда».

Постираю чисто, с толком.

Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Рубашку, кофту, платье

юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок  и брюки.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Вот устали мой руки !Встряхивают обе руки.

 «Посуда».

Девочка Иринка порядок наводила.

Дети катают Су –Джок между ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила .

« Салфетки должны бить в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль , конечно, в солонке !»

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

 « Дикие  звери зимой»

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –убегает от лисицы.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.

 « Новый год»

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Мы развешали игрушки . бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

 « Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать .

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

«Транспорт»

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем.

Дети сжимают пальцы в кулачок.

 « Животные жарких стран».

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой –крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый  зебренок,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

За кем же торопится каждый ребенок .

 « Животные Севера»

Тепы –тяпы, тепы –тяпы,

Это ласты , а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Дети катают Су –Джок между ладонями.

 « Дикие животные весной»

Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок  бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

 « Домашние птицы».

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки –индюшонок,

А у утки есть утенок.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши !

« Домашние животные».

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья . поросятами !

Довольна коза своими козлятами,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами !

Тема « Перелетные птицы».

Тили –тели, тиле –тели,

С юга птицы прилетели!

Дети катают Су –Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка–серенькое перышко .

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей .

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж

–Поочередно надевют колечко на пальчик

 начиная с мизинца правой руки.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели !

«Семья»

Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

 « Подводный мир».

Посмотри скорей вокруг !

Что ты видишь, милый друг .

Дети катают Су –Джок между ладонями.

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

« Насекомые».

Дружно пальчики считаем

–насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит ,ой, сюда комар летит !

«На лужок»

На лужок пришли зайчата ,

Межвежата, барсучата, Лягушата и енот.

(поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок!

(катаем шарик по ладошке

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

(перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

(сжимать, разжимать шарик в кулачке)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.


Стихи «Приключения Ёжика»:

  1.  речевой материал для звука [к].

Свернулся ёжик клубком,

Покатился кувырком.

По ямочкам и кочкам,

По тропкам и мосточкам.

Мимо ёлок и клёнов,

Мимо кедров зелёных.

По мягкой травке,

По жёсткому песку. 

Глубокого оврага

Крутому бережку.

Вокруг горок и бугорков,

Вдоль речек и ручейков.

Мимо белки с шишкой,

Мимо косолапого мишки,

Мимо кукушки.

И остановился на опушке.

  1. речевой материал для звука [с].

Ёжик утром проснулся,

Солнышку улыбнулся,

Чистой росой умылся

Вкусной сушкой подкрепился.

Ес-ес-ес, ес-ес-ес,

Отправился гулять в лес.

В лесу с лисой повстречался,

Лису сильно испугался.

Са-са-са, са-са-са,

Ох, не съела бы лиса.

От испуга свернулся клубком,

Покатился с бугра кувырком.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Покатился скорей  от лисы.

Катился, катился

И под кустом притаился.

Посидел, посидел под кустом,

В свою норку пустился бегом.

3.речевой материал для звука [з].

Ёжик в деревню забрёл,

Увидел зелёный забор.

За забором пёс Трезорка

Заливался лаем звонко.

А коза и козлятки

Занимались зарядкой.

А Зоя сажала розы

Возле кудрявой берёзы.

А Лиза незабудки

Возле Трезоркиной будки.

А бабушка Зина

Корзину взяла —

По землянику пошла.

И ёжик за ней засеменил,

Он тоже землянику любил.

4.  речевой материал для звука [ж].

Идёт ёжик по дорожке

К своему дружку ужу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

К своему дружку ужу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

День рожденья у ужа.

Уж позвал к себе на ужин

Жабу, ёжика, стрижа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Ёжик весело бежит

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Пирожок несёт ужу.

Пирожок с черникой

И  свежей ежевикой.

5.   речевой материал для звука [ш].

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Шёл ёжик неспеша.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

К мышатам-малышам.

К мышонку Паше,

И мышке Маше.

Их мама-мышка

Напекла пышки.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Вышли пышки хороши.

Шёл ёжик, шёл,

Носиком повёл

Унюхал Мышкины пышки —

Побежал вприпрыжку.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош

Очень запах был хорош.

   6. речевой материал для звука [ч].              

Ёж к черепахе на чай собрался,

Четыре часа до неё добирался.

В гостях ел калачи, чай пил,

Так и вечер наступил.

Еж с черепахой простился,

К ручейку спустился.

Увидел лодочку у ручья

И спросил её: ты чья?

Ответила лодочка хохоча:

Я ничья! Совсем ничья!

Плыву худа хочу,

Хочешь тебя прокачу?

Прокачу по ручью,

Быстро домой домчу.

Ёж на лодочку вскочил

И домой поплыл.

Добрался за полчаса.    

Что за чудеса?!

  1. речевой материал для звука [л].

Лодка по волнам плывёт

Лодка ёжика везёт.

Ёжик в лодке сладко спал.

Ёжик с лавочки упал.

Покатался,  покатался,

Вновь на лавочку поднялся.

Волна  лодку  подхватила,

С боку на бок наклонила.

Ёжик тоже наклонился,

Вновь упал и покатился.

Долго лодочка плутала.

Долго ёжика катала.

Наконец-то доплыла.

Ёжик выскочил из лодки

И запел: ла-ла-ла-ла!

Ёжик шёл, шёл, шёл,

И до ёлочки дошёл.

Ол- ол- ол, ол- ол- ол

И до ёлочки дошёл.

Что за чудо ёлка-

Колкая иголка.

Ла- ла- ла, ла- ла- ла

Как ты ёлочка мила.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол

Ёжик ёлку обошёл.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол

Снова ёлку обошёл.

Ил-ил-ил, ил-ил-ил

Долго ёжик так ходил.

Ул-ул-ул, ул-ул-ул

И под ёлочкой заснул.

8. речевой материал для звука [р].

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Проснулся ёжик поутру,

Выбрался из норки

Пробежался вокруг горки,

Попрыгал, покружился,

В ручейке умылся,

Позавтракал черникой

И красной брусникой.

Побежал  домой к бобру —

Играть в новую игру.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На пути стоит гора.

Ёжик на гору забрался.

С горы катиться собрался.

Свернулся в клубок,

По кочкам прыг да скок.

Прикатился  к запруде бобра —

Ура! Ура! Ура!

Упражнения с мячиком су-джок. Клубный Онлайн-Журнал ЛОГО-ЭКСПЕРТ​

Как это происходит?  

В представлении аюрведической медицины все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. 

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. 

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. 

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ 

Я мячом круги катаю, 

Взад — вперед его гоняю. 

Им поглажу я ладошку. 

Будто я сметаю крошку, 

И сожму его немножко, 

Как сжимает лапу кошка, 

Каждым пальцем мяч прижму, 

И другой рукой начну. 

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/ 

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ 

Вышли пальцы погулять, 

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. 

Этот пальчик для того, чтоб показывать его. 

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. 

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. 

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. 

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/ 

На правой руке: 

Этот малыш-Илюша, (на большой палец) 

Этот малыш-Ванюша, (указательный) 

Этот малыш-Алеша, (средний) 

Этот малыш-Антоша, (безымянный) 

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец). 

На левой руке: 

Эта малышка-Танюша, (на большой палец) 

Эта малышка-Ксюша, (указательный) 

Эта малышка-Маша, (средний) 

Эта малышка-Даша, (безымянный) 

А меньшую зовут Наташа. (мизинец) 

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж. 

Ходит ежик без дорожек, 

Не бежит ни от кого. 

С головы до ножек 

Весь в иголках ежик. 

Как же взять его? 

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий 

Упражнение «Один-много». 

Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. 

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания 

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. 

6. Использование шариков при выполнении гимнастики 

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар. 

  1. руки развести в стороны; 
  2. руки поднять вверх и переложить шар в другую руку; 
  3. руки развести в стороны; 
  4. опустить руки. 

7. Использование шариков для звукового анализа слов Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. 

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого. 

9. Использование шариков для слогового анализа слов Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду. 


Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются: 

  1. Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. 
  2. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно. 
  3. Универсальность — Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. 
  4. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. 

Список литературы 

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. 

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996. 

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002. 

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *