Учебные пособия по ментальной арифметике —
Пару лет назад быстрая скорость счёта в уме удивляла и восхищала всех вокруг. Представьте, обычный ребёнок считает сложный пример за доли секунды. Никаких вам калькуляторов, расчётов в столбик и даже записей промежуточного результата. Всё в уме! А ответ всегда быстр и точен.
Секрет такого навыка уже известен. Для такого счёта применяют ментальную арифметику. Обучение детей по этой методике обычно проходит в развивающих центрах. Взрослые могут и самостоятельно освоить данную дисциплину и обучать на дому ребятишек, строя занятия по пособию для детей.
Ментальная арифметика представляет методику обучения и развития, где дети осваивают арифметические действия при помощи владения специальными счётами Абакус, оттачивают навык до автоматизма и научаются быстро считать, представляя счёты и действия на них в уме.
Методика ментальной арифметики
Изучение дисциплины складывается из освоения конкретных приёмов для использования Абакуса в счёте. Среди других развивающих курсов это направление отличается ещё и практичностью. Ученики развивают навык быстрого счёта, который пригодится как в быту, так и в получении образования и даже карьере.
Интеллектуальное развитие при освоении ментальной арифметики идёт как бы само собой. То есть упражнений, направленных исключительно на память, внимание, скорость восприятия информации, креативность или логику в методике нет.
Так как ученику необходимо каждый день выполнять тренажёры на счётах, решать примеры, практиковать воображение и активизируется эффект всестороннего развития.
Методика подходит для занятий с детьми 4-12 лет. В этот жизненный период у людей самая высокая нейропластичность мозга . А значит и результат в плане интеллектуального развития будет максимальным.
Конечно, освоить быстрый счёт можно в любом возрасте. Только уже для получения полезного навыка, а не с развивающим эффектом.
Что же предстоит освоить на каждом из уровней ментальной арифметики? Рассмотрим подробнее.
Первый уровень длится 3 месяца. За это время ученики проходят правила работы с Абакусом и изучают нюансы при сложении и вычитании чисел на таких счётах. Дополнительно потребуется выполнять специальные тренажёры, которые развивают мелкую моторику рук.
На первом этапе уже видны улучшения успеваемости у школьников.
Учебник 1 уровень
Для занятий на этом уровне используются соответствующие учебные пособия для детей. В программу входит изучение состава числа 5 и состава числа 10. Ученики знакомятся с первыми формулами ментальной арифметики, которые помогают быстрее считать примеры.
На этом этапе дети знакомятся с числами их образами на счётах. Большое внимание уделяется оттачиванию манипуляций с Абакусом.
На каждом уровне изучения есть особенности в программе ментальной арифметики для дошкольников. Например, как научить детей представлять образы чисел на Абакусе, как помочь им “оживить” счёты в своём воображении и научить мысленно двигать косточки на нём.
Отличается и количество учебных часов, ход построения урока для школьников и дошкольников.
Узнать нюансы обучения детей в соответствии с возрастом, освоить методику на высоком уровне преподавания, помогут курсы подготовки родителей и педагогов в области ментальной арифметики.
На втором уровне ментальной арифметике ученики закрепляют навыки счёта и продолжают изучение формул. На этом этапе дети уже лучше запоминают и быстрее воспринимают информацию. Виден прогресс в артикуляции речи и в скорости запоминания стихов. Изучение программы этого уровня также длится 3 месяца.
Учебник 2 уровень
В программе данного уровня дети знакомятся с формулами ментальной арифметики “Маленькие друзья”. Они представляют собой схему действий с числами, которые в сумме дают 5. Это значительно расширяет область примеров для практики в быстром счёте.
На третьем уровне стоит цель отточить использование формул на сложение и вычитание. Для правильного перехода на ментальный счёт все действия доводятся до автоматизма. В разы увеличивается скорость счёта и сложность примеров. У учеников отлично развивается воображение, представление и фотографическая память. Продолжительность прохождения уровня 5-6 месяцев.
Учебник 3 уровень
За время обучения на третьем уровне ученикам предстоит пройти формулы ментальной арифметики “Большие друзья” и “Семья”.
- “Большие друзья” – это серия схем для быстрого счёта чисел, дающих в результате 10.
- “Семья” – эта категория формул представляет собой алгоритм действий для быстрого счёта конкретных часто встречающихся в примерах случаев сложения и вычитания чисел.
Итак, на каждом уровне необходимо овладеть счётом по определённым формулам, достигнуть необходимой точности и скорости счёта, чтобы перейти к следующему этапу. Сколько уровней в ментальной арифметике будет изучено, зависит только от желания и целей ученика.
Для занятий по ментальной арифметике необходимо приобрести собственный Абакус и учебные материалы (учебники и рабочие тетради).
Методика набирает популярность и учебников для занятий по ментальной арифметике становится больше с каждым годом.
Какие-то из них имеют аналогичное содержание, при этом отличаются обложкой и иллюстрациями. Часто в них нет понятной визуализации чисел для детей и по сути даны только примеры для решения.
Другие – проработаны более тщательно. Есть схемы движения косточек на Абакусе, специальные тренажёры для постановки пальцев, иллюстрации для объяснения значения чисел. Такие учебные материалы по ментальной арифметике понятнее для ребёнка и упрощают преподавание дисциплины.
Особенности методики, к которым создавались учебники по ментальной арифметике, также стоит учитывать. Ведь даже в странах, где эта дисциплина существует ни один десяток лет, есть свои отличия. Можно выделить китайскую, японскую, малазийско-тайваньскую и турецкую разновидности методики ментальной арифметики.
Учебные пособия по ментальной арифметике в интернет-магазине Smarty Town – это качественные материалы для обучения детей по данной дисциплине. В основе пособий китайская школа и опыт отечественных методологических наработок. Благодаря этому все учебники и тетради по ментальной арифметике имеют лаконичное содержание, с чёткой схемой урока и изучением дисциплины по принятым уровням.
Материалы по ментальной арифметике в SmartyTown созданы на основе методической базы компании SmartyKids. Под данным брендом действует международная сеть детских центров, где среди курсов представлено и направление ментальной арифметики.
В работу над учебникам и тетрадям была включена обширная команда специалистов: методисты, тренера по ментальной арифметике, дизайнеры и иллюстраторы.
Большое внимание уделено качеству печати, иллюстрациям и вёрстке. Тщательно продуман и формат: горизонтальная ориентация страниц отлично подходит для детей, ведь им не надо наклоняться и тянуться к верхней части листа.
Все материалы соответствуют международному качеству. В работе над их созданием принимал участие методический ментор Дэвид Ляо. Он является основателем международной ассоциации PAMA Global и имеет более чем 30-летний опыт работы по данной методике.
Для тех, кто хочет самостоятельно приобрести материалы и стать преподавателем ментальной арифметики для своего ребёнка в дополнение разработан видеокурс, который поможет грамотно вести обучение в домашних условиях.
smarty-town.ru
Ментальная арифметика Учебные Пособия. Готовый бизнес для Школ
Если Вы хотите открыть свой учебный центр и преподавать ментальную арифметику, или у Вас уже есть учебный центр и Вы хотите ввести новое направление, или Вы родитель, стремящийся учить своего ребенка ментальной арифметике самостоятельно, то мы предлагаем Вам купить полный комплект учебных пособий Ментальной Арифметики, чтобы приобрести необходимые для этого знания и навыки.
Набор подойдет для
— Преподавателей детских образовательных центров;
— Преподавателей школ и ВУЗов;
— Воспитателей детских садов;
— Психологов и логопедов; а также Родителей, желающих заниматься со своими детьми самостоятельно;
Пособия обучения
Пособие для Вашего обучения
«Полный комплект материалов для преподавания: Учебное пособие для педагогов, рабочие тетради, тематический план в тетрадях на весь курс «Сложение и вычитание», «Умножение и деление «,
Вспомогательные материалы для учителя — состав числа, все формулы и базовые упражнения, большая подборка материалов для дополнительных развивающих заданий,
Программа-тренажер для ПК
Флеш-карты.
Учебные пособия в комплекте
Учебные пособия являются Полным комплектом в Ментальной арифметики. Уникальный набор обучает и занимает детей дошкольного и школьного возраста. Учебные пособия написаны по всем требованиям нового времени. Материал обучения структурирован от простого к сложному и делает процесс обучения легким и увлекательным.
В комплектах дается домашнее задание (Д/З расписано уже в тетрадях). Мало того ментальные арифметические учебные пособия идут по возрастным ступеням, а это очень важно. Все Пособия Ментальной Арифметики были одобрены психологами, преподавателей школьного возраста и преподавателей математики МГУ учитывалась возрастная психика и навыки счета при обучении. Пособия делятся на 3 отдельных комплекта, которые рассчитаны на поэтапное быстрое восприятие счета.
Деление учебного комплекта распределяется на младшую группу, среднюю группу и старшую группу.
Задача пособий
Задача учебных пособий- развить Ментальный Быстрый Счет. В данном обучающем Арифметическом комплекте имеются ступени по которым можно двигаться вперед и вычислять уровень подготовки ребенка. Уроки разбиты по темам.
Количество тем в неделю: 1 раз / 2 раза. Время одного урока -занятия по теме: 2 часа или 1 час. На каждую ступень и раздел ведется график успеваемости. Вся структура урока полностью расписана в тетрадях. В учебных пособиях ведутся темы, темы расписаны, расписано ведение урока, и к концу идет домашнее задание с указанием действий выполнения домашнего задания для детей по дням.
В ПОДАРОК к пособиям прилагаются начальное поурочное планирование с полным раскрытым текстом ведения урока, а это поурочный конспект или по иному методичка.
Конспект- методичка рассчитана на 1 год раскрывает как вести себя с детьми и как работать на абакусе,
Также к комплекту прилагается тренажер ментального счета, тренажер с озвучкой. Легко устанавливается на компьютер . ПОДАРОК
Этот тренажер для занятий ментальной арифметикой, предназначен для отработки скорости и навыка ментального счета. Обучающий тренажер не онлайн-тренажер, работает на ПК и ноутбуках,.
Предназначен для решения примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Есть регулировка скорости, окно для ввода ответа. Можно использовать на нескольких компьютерах.
С этими материалами вы можете открыть свой бизнес и иметь хороший доход.
mentalar.ru
Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей (К. Э. Жунисбекова)
Данное методическое пособие составлено для обучения преподавателей по ментальной арифметике, для руководителей детских центров и других профессий, связанных с обучением ментальной арифметике. С помощью данной книги Вы сможете обучиться всем формулам сложения и вычитания, умножения и деления, научитесь методике объяснения данного курса ученикам, организации работы преподавателя (план урока, работа с родителями, экзамены, олимпиады, нормативы, отчеты преподавателя и т.д.).
Тщательно изучив материал, преподаватель сможет добиться отличных результатов учеников, то есть для изучения курса ментальной арифметики преподавателю не нужно будет проходить дорогостоящие онлайн или оффлайн курсы, покупать франшизу.
Также в введении хочу оговорить основные понятия.
Ментальная арифметика
Ментальный счет. Ученики представляют перед собой соробан и быстро считают на воображаемых счетах. Именно ментальный счет развивает оба полушария мозга: представляя соробан работает правое полушарие, переводя картинку в числа работает левое полушарие. То есть развивается логика, творческое, аналитическое мышление, фотографическая память, быстрота реакции, увеличивается уверенность в себе. На уроках ментальной арифметики используются флеш карты, развивающие задачки, диктанты на слух, ментальные диктанты, эстафеты, которые также развивают мелкую моторику рук, оба полушария мозга, слуховую и визуальную память, и как следствие улучшаются оценки по всем предметам.
1. Методика преподавания ученикам
1.1 Фундаментальные упражнения
Фундаментальные упражнения – примеры, которые необходимо выполнять каждый день для разработки пальцев, для повышения скорости решения примеров, в дальнейшем они же помогут при переходе на ментальный счет. Они меняются в зависимости от темы, формулы, пройденной на уроке. Фундаментальные упражнения необходимо выполнять быстро, соблюдая технику пальцев. Тремя пальцами левой руки держим соробан (мизинец, безымянный, большой). Большим пальцем поднимаем косточки (складываем), указательным опускаем (отнимаем). Верхнюю косточку, то есть 5 и поднимаем, и опускаем указательным пальцем.
По японской методике на соробане нужно считать так:
– большим и указательными пальцами правой руки
– средним и указательными пальцами левой руки.
Остальные пальцы левой руки держат соробан. Удобно когда ученики решают примеры на 3х-4х значные числа на скорость. Когда решаем на 3х-4х значных, то в середине используются те руки, которыми удобно ученикам. Технику пальцев следует соблюдать с первых занятий.
Фундаментальные упражнения следует выполнять после новой темы, до итогового диктанта и перед каждым домашним заданием.
ФУ нужны для закрепления формул и увеличения скорости решения примеров. Развивает мелкую моторику рук, что также влияет на интеллект и речь.
Преподаватель может составить свои игры/эстафеты ФУ, чтоб будет вызывать интерес у учеников, родителей и конкурентов.
Примеры для ФУ преподавателю рекомендуется знать наизусть или иметь при себе на занятиях.
Например, ФУ к формуле +4 Младших товарищей.
1+4
2+4
3+4
4+4
ФУ к формуле +9 Старших товарищей
1+9
2+9
3+9
4+9
6+9
7+9
8+9
9+9
ФУ на отработку всех формул
6+6+6+…=60
7+7+7+…=70
8+8+8+…=80
9+9+9+…=90
60-6-6…=0
70-7-7….=0
80-8-8-…=0
90-9-9…=0
Флэш-карты – это карточка с изображением спиц соробана с набранными на них числами. С этими флэш-картами проводят много игр, их демонстрируют деткам, с максимальной скоростью, и дети должны успеть понять какое число они увидели. Преподаватель очень быстро чередует флеш карты перед учениками. Ученики, не опуская головы, записывают числа с флеш карт. Даже если записи получаются неаккуратными – главное успеть (еще и весело). Данное упражнение тренирует внимательность, зрительную память, скорость, также ученики быстрее запоминают изображение числа на абакусе. Далее обмен тетрадями и взаимопроверка.
Скоропись – это специальное упражнение, созданное для того, чтобы дети научились максимально быстро писать. Засекаем время (1—2 минуты) и ученики на время и на скорость пишут цифры. Например, строчками от 0 до 9, от 0 до 100, от 100 до 0 и т. д.
1.4 Решение задач на слух (устный диктант)
Устный диктант – диктант во время которого дети считают на соробане под диктовку учителя, а ответы фиксируют в тетради. Учитель диктует примеры придерживаясь плана и немного ускоряясь чем могут решать дети. При диктовке нужно учитывать возможность детей, у которых максимальная скорость, а не на медленных. Стремится к максимальной скорости обязательно с первого занятия: 10 примеров за 30 секунд.
За счет увеличения скорости диктовки примеров для детей мы увеличиваем скорость мышления. При этом, интересная история, при решении примеров ребенок должен быть очень сосредоточен и принимать максимальное верный вариант выполнения действия.
Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями и делают проверку друг друга, пока преподаватель диктует верные ответы.
Диктовать примеры обязательно нужно ускоренно несмотря на темп детей. Обязательно нужно усложнять тем диктовки, количество рядов в диктанте, если знаете, что ученикам это удается. Это легко проверить: если все дети справляются с большинство примерами верно, значит нужно усложнить диктант.
Большинство учеников должны решать около половины примеров в диктантах. Если ученики решают больше половины, то преподаватель быстро диктует. Если меньше- слишком быстро. Желательно, чтоб была такая статистика: 1 отличник (решает почти все примеры), большинство решают половину, 1 двоечник (решает 30% примеров).
Скорость диктовки в первую очередь зависит от успеваемости группы. Ориентируемся на самого быстрого ученика и диктуем чуть быстрее чем решает самый быстрый ученик.
Нормативы по возрастам и уровням составляются на усмотрение преподавателя. Цель ментальной арифметики не быстрый счет, а развитие обоих полушарий мозга, а быстрый счет – это уже положительные издержки. Всегда нужно усложнять примеры и диктовку (диктуем двузначные, трехзначные, усложняем рядность, увеличиваем скорость диктовки и т.д.). После 4 уровня ученики всех возрастов сравниваются по скорости решения и успеваемости.
С первых занятий рекомендуется озвучить 4 правила диктанта:
– Не разговариваем. Если кто-нибудь заговорит, то скорость диктовки увеличивается.
– Не повторяем. Кто не успел, ставит точку или минус и решает следующий пример.
– Необходимо быть честными. То есть не списываем, не решаем в уме. Кто решает честно, тот сможет скоро считать трех-четырех и т.д.-значные числа складывать, отнимать, умножать и делить быстрее других.
– После диктанта быстро под диктовку фиксируем ответы, ставим + и – при верных и неверных результатах.
– Правило одинаковых знаков: «Одинаковые знаки дважды не повторяются если они стоят подряд». Например, 1+2+3 читается как «один плюс два, три», или 8-1-3 читается как «восемь минус один, три». Данное правило развивает фотографическую память, концентрацию внимания.
1.5 Решение задач на слух ментально (ментальный диктант)
Ментальный диктант – это диктант, во время которого дети решают примеры на воображаемом соробане (ментально) под диктовку учителя. Нужно вспомнить как выглядит соробан. А за воспроизведения образов как раз и отвечает правое полушарие нашего мозга. А вот выдавание ответа – это уже забота полушария левого, отвечающего за подсчеты и логику. Поэтому, получается, что в работе задействованы оба полушария.
Учитель диктует примеры согласно плану и чуть быстрее чем могут решать дети. Ориентироваться нужно на учеников, у которых высокая скорость, а не на медленных. Правила для диктанта те же, что и в устном диктанте. После диктанта следует взаимопроверка.
Усложнять примеры надо постепенно (ряды, скорость диктовки).
В будущем можно включать портал/тренажер (онлайн платформа для ментального счета) на занятиях, что вызывает еще больший интерес у учеников.
Для того, чтобы научить детей воспроизводить в голове соробан, необходимо попросить представить у себя в голове одну спицу соробана. После, медленно диктуйте примеры, контролируя как дети пальчиками в воздухе считают на воображаемом соробане. Проверяйте, чтобы дети считали ментально, а не в уме. Необходимо научиться воспроизводить это с самого начала.
Конец ознакомительного фрагмента.
kartaslov.ru
Ментальная Арифметика Сложение и вычитание 1 часть
Учебное пособие для детей 4-6 лет.
Данное пособие представляет собой поурочные планы по курсу ментальной арифметики и ориентировано на педагогов, работающих с учебным комплектом Эрташ Софуоглу «Ментальная арифметика» для школьников и дошкольников.
Курс ментальной арифметики бесплатно
Что такое арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4-12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка.
На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.
Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной арифметики.
Так, университеты Великобритании в 2007 году провели исследование среди 3185 детей в юзрасте от 7 до 11 лет. В результате систематических занятий дети значительно улучшили показатели не только по математике, но и по другим дисциплинам.
Исследование влияния ментальной арифметики на память детей, проведенное в Китае , зафиксировало значительное улучшение визуальной памяти участников.
В исследовании «Оценка памяти учащихся после курсов ментальной арифметики», проходившем в Индии с 2002 по 2004 гг., приняло участие 50 детей в возрасте от 5 до 12 лет. . Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшились зрительная и слуховая память, повысилась концентрация и внимательность.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
— развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;
— наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого
потенциала;
— развитию уверенности в собственных силах;
— улучшению внимательности и концентрации;
— развитию способностей к изучению иностранных языков.
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга.
Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития. Желаем успехов!
Приблизительная программа распределения часов для занятий Ментальной Арифметики по учебнику Ментальная Арифметика Сложение и вычитание 1 часть >>>> документ 1
документ 2
Программа ментальной арифметики скачать бесплатно — учебные пособия по ментальной Арифметике Сложение и вычитание
Автор публикации
40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017mentalar.ru
Учебное методическое пособие по Ментальной Арифметики
Описание
Учебное методическое пособие в новом издании по Ментальной Арифметики
Перед Вами книга заданий, которая поможет развить способности по ментальной арифметике у ваших детей или учеников.
Эта серия книг собранная в одно учебное методическое пособие, основана на уникальной методике крупнейшего международного центра дополнительного образования «АНАСТА». Опора этой методики идет на развитие малышей, а именно — постановка рук, счет, владение счетом +,-, умножением и делением.
Каждая рабочая тетрадь развивает определенный математический навык за счет выполнения работы, которая постепенно усложняется по заданиям.
Задача каждой тетради — полностью закрепить , развить один конкретный математический навык.
Задания усложняются постепенно: каждый новый материал основан на предыдущих, что дает ученику с легкостью и уверенностью понимать данный материал и усваивать программу.
Если какой-то из разделов этой тетради вызывает сложности у учащегося, мы рекомендуем еще раз выполнить пройденные задания. Ребенок вернется к заданию, который кажется ему более легким, и последовательно придет к сложным заданиям – так учащийся намного лучше усвоит весь пройденный материал.
Заниматься рекомендуем по 15-20 минут в день.
№ 77766677
Учебное Методическое пособие Ментальной Арифметики — 240 стр
Материал предоставляется в цифровом виде — PDF файл для скачивания и самостоятельного распечатывания.
ЭЛЕКТРОННЫЙ файл.Ссылка активна 24 часа после оплаты.
Автор публикации
40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017mentalar.ru
Построение урока Ментальной Арифметики
Ментальная арифметика для педагогов
Для того чтобы занятие или построение урока проходило наиболее эффективно, а также для того, чтобы можно было оценить динамику изменений, нужно чтобы каждый урок состоял из одних и тех же элементов. И педагогу и ученику будет удобно, если одни и те же упражнения будут выполняться в одном порядке. И так, мы выделяем следующие упражнения:
ПИСЬМО в ментальной арифметики
В первую очередь в ментальной арифметике в построении урока важна скорость выполнения заданий. И запись ответов быстро и правильно напрямую влияет на общую скорость выполнения. Поэтому занятия письмом- важная составляющая урока. С упражнений на скорость письма хорошо начинать урок. Это поможет ученику настроиться на работу.
Занятия с ментальными флеш-картами
Мы уже выяснили, что для эффективного счёта в уме необходимо моментальное распознавание чисел на соробане или абакусе. Каждый урок мы тренируем этот навык с увеличением скорости распознавания.
Счёт на соробане или абакусе. Он разделяется на счёт с помощью тетради, когда ученик самостоятельно решает примеры из рабочей тетради, сначала контролируя счёт зрительно, затем постепенно глядя только в тетрадь и считая вслепую. И другой вариант счёта на соробане или абакусе — под диктовку учителя. Таким образом мы учим воспринимать информацию зрительно и на слух.Счёт в уме, или ментальный счет. В данном случае ученик представляет соробан или абакус в воображении и передвигает косточки мысленно.
Вариантами такого счёта могут быть выполнение упражнений из тетради, под диктовку и с использованием компьютерной программы -тренажёра.
Разберём элементы урока ментальной арифметики подробнее
Письмо ментального счета
Упражнения на скорость письма можно проводить двумя способами: под диктовку или по заданной схеме. Эти способы можно чередовать. Выполнение упражнения под диктовку требует большой концентрации. Диктовать нужно числа,в которые в данный момент изучаются и в достаточно быстром темпе. Например, только числа до пяти вразброс. Постепенно количество чисел и скорость увеличивается. С дошкольниками можно начинать с двух-трёх чисел.
Пример для дошкольников:
1302121303
Пример для старшей группы:
12 53 69 4 20 48 9746 2 74
После написания такого диктанта, проверяем количество правильно написанных чисел.
Имеет значение так же разборчивость почерка и правильность написания. Если ребёнок пишет цифру неправильно, например, снизу вверх, нужно научить и закрепить навык -дать прописать целую строчку только эту цифру.
В упражнениях по заданной схеме тренируется непосредственно скорость письма и результат именно этого задания мы фиксируем для поурочной оценки.
Варианты письма по схеме:
0123456789
9876543210
Перед тем, как начать изучение формул, изучается и хорошо закрепляется состав числа 5 перед изучением формул с помощью пятёрки и состав числа 10 перед изучением формул с помощью десятки. Эти схемы так же можно включать в упражнения на скорость письма.
Например, состав числа 5:
0514233241
Состав числа 10
1928374655
Письмо по схеме проводится за отрезок времени, равный минуте. Учитель засекает время на секундомере и командует: «Начали!» Ученики повторяют предложенную схему, пока не истечёт время. После этого подсчитывается количество правильно написанных чисел.
Так как во время счёта на соробане или абакусе мы держим карандаш в руке, и после счёта записываем ответ, то движение, которым мы переносим карандаш в позицию письма, так же можно отработать во время занятий письмом. Карандаш во время счёта держится в кулаке, пишущий конец немного виден со стороны мизинца. Вот так:
Для записи ответа нужно перехватить карандаш в позицию письма без помощи другой руки и это движение нужно отработать. Для этого можно выполнять упражнения, перехватывая карандаш перед записью каждого числа и возвращая обратно.
Каждый урок фиксируем количество баллов за письмо на скорость. Это пригодится нам для оценки эффективности занятий в динамике.
Занятия с флеш-картами ментального счета
Цель этих упражнений — научиться моментально распознавать положение косточек на соробане или абакусе, как числа. Это необходимо для быстрого счёта в уме.
Основное упражнение с флеш картами — демонстрация и распознавание на скорость. Учитель показывает карточки по одной, ученик записывает или называет число, изображённое на карточке. Скорость демонстрации регулируется учителем в зависимости от возраста и уровня группы. Но она должна быть максимальной для данной группы. Если все ученики легко называют все ментальные карты правильно, значит можно увеличивать скорость показа или усложнять упражнение. Усложнять можно путём добавления новых чисел или показывать ментальные карты не статично, а в движении, а так же демонстрировать одновременно по две карты. Рекомендуется очень хорошо отработать и закрепить навык на числах первого десятка, доведя скорость показа до максимальной. После этого можно переходить к двузначным числам. Такие упражнения можно проводить как с группой, в построении урока, так и индивидуально. А так же вручную или с помощью специальных компьютерных программ.
Основное упражнение проводится на каждом уроке в одинаковых условиях. Например: демонстрация вручную 15 ментальных флеш карт. Количество правильных ответов фиксируется. Как показывает опыт, наибольшие затруднения возникают с распознаванием чисел 6, 7, 8. Для того, чтобы облегчить запоминание, можно использовать прикрепление ассоциаций. Ассоциации могут быть зрительные и образные.
Мнемотехника в ментальной Арифметики
Например, 6 — это по одной косточке с двух сторон разделительной планки. Эти две косточки как бы обнимают планку. Назовём эту позицию «обнимашки».
В первое время дети часто путают числа 2 и 6 на соробане, и эта ассоциация поможет запомнить разницу. Для сравнения — это число 2:
Число 7 пусть будет «матрёшкой»,
А число 8- «гусеничкои».
Вы можете придумать любые свои ассоциации, если увидите, что дети испытывают затруднения в запоминании чисел. Главное, чтобы они были яркими и запоминающимися.
Для запоминания чисел на соробане или чисел на абакусе можно использовать любые игры с числами, заменяя их на изображение соробана или абакуса: лото, домино, пазлы и др. Также можно играть, используя сам соробан или опять же абакус. Учитель называет любое число, дети быстро откладывают его на соробане или абакусе. Такие игры можно проводить в виде соревнований.
Давайте теперь познакомимся с самим прибором с названием соробан или абакус.
Разделительную планку мы называем планкой ответа, так как именно к ней придвигаются косточки при сложении и отодвигаются от нее при вычитании. И те косточки, которые в итоге остаются у планки, представляют со бой ответ.
После первого знакомства, мы изучаем числа первого десятка. С детьми младшего возраста можно остановиться на числах до пяти.
Счет единиц начинаем на крайней правой спице — это спица единиц. Вторая спица справа — десятков, третья — сотен и так далее. Нижние косточки мы поднимаем к планке большим пальцем, а опускаем указательным. С верхней косточкой — пятёркой — работаем только указательным пальцем. Для того, чтобы привести абакус или соробан в позицию «ноль», делаем обнуление -указательный и большой пальцы правой руки складываем вместе и проводим по планке, раздвигая косточки в разные стороны.
Далее идет знакомство с правилами ментальной арифметики и построение урока связанного с простым счетом и переходом постепенно в сложный вариант.
Автор публикации
40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017mentalar.ru
Ольга Николаевна ФустМентальная арифметика. Самоучитель. Сложение и вычитание
Редактор Евгений Владимирович Фуст
© Ольга Николаевна Фуст, 2019
ISBN 978-5-4496-2018-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Ментальная арифметика. Счет на абакусе. Сложение и вычитание
Полное руководство со схемами счета на абакусе. Знакомство с абакусом. Простое сложение и вычитание. Методы «помощь брата», «помощь друга», упрощенные методы счета.
От автора
Считать на абакусе не сложно.
Сложно сформировать устойчивый навык.
Это требует времени, усидчивости, терпения, ежедневных тренировок.
Когда вы начинаете считать, сначала будете медленно производить операции, вспоминать формулы, составы чисел.
Постепенно, скорость увеличится.
Занимайтесь по 15—20 минут каждый день и навык сформируется.
На это может уйти много времени. У детей – год.
У взрослых – полгода.
Дополнением к этой книге является задачник с примерами на все правила.
Вооружившись самоучителем и задачником, вы возьмете арифметическую высоту!
С уважением, Ольга Фуст https://vk.com/olgafust
Введение
Уважаемые коллеги!
Перед вами книга – самоучитель счету на абакусе.
Книга будет полезна преподавателям, родителям, которые хотят самостоятельно изучать ментальную арифметику дома с ребенком или взрослым, которые желают обучиться счету.
Для того, что бы освоить абакус вам нужно:
внимательно читать теоретическую часть,
следить за постановкой рук на абакусе,
выполнять практические задания.
В книге 4 части:
знакомство с абакусом, простое сложение и вычитание,
метод «помощь брата»,
метод «помощь друга»,
упрощенные методы счета.
Каждый урок состоит из двух частей:
текстовой части, где сделан разбор формул.
практического задания, где вам нужно применить полученные знания и посчитать примеры на абакусе.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Для удобства восприятия, в книге много графических схем хода решения примеров на абакусе.
В первой части схемы набрано исходное число и вертикальными стрелочками обозначено движение косточек.
Горизонтальная стрелочка обозначает переход к ответу.
Во второй части схемы набран результат решения.
Рис.1 Условные обозначения
Таб.1 Условные обозначения
ЧАСТЬ 1 МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА
Урок 1. Знакомство с абакусом
Давайте познакомимся с устройством абакуса и правилами набора чисел на нем.
Ведь, для того, что бы научиться считать ментально, нужно сначала научиться производить арифметические действия на абакусе.
Строение абакуса
Абакус – это специальные счеты, которые придумали в Китае, а потом в Японии упростили их строение так, что любое число на них можно отложить единственно возможным способом.
Абакус состоит из рамки, спиц, на каждой из которой по пять косточек.
Косточки разделены перекладиной, которая делит их на верхние и нижние: небесные и земные.
Рис.2 Строение абакуса
Разрядность абакуса
Абакусы бывают разной разрядности: 5, 13, 17 разрядов. Бывают и другие, но для работы с детьми используются в основном эти три вида абакусов.
5—ти разрядные абакусы – можно использовать для обучения младших дошкольников (дети 4—5 лет).
Для старших дошкольников и школьников удобно использовать 13—ти разрядные абакусы. Их хватает для обучения сложению и вычитанию.
Для обучения умножению и делению подходят 17-ти разрядные абакусы.
Можно и на сложение, вычитание использовать 17-ти разрядные абакусы.
Какие абакусы используются на занятиях?
Учителем используется демонстрационный абакус, его размер 70х30см.
Рис.3 Демонстрационный 13-ти разрядный абакус для учителя
У детей настольные ученические маленькие абакусы размером 21х6 см.
Рис.4 Вид абакуса ученического 17—ти разрядного
Нулевое положение абакуса
Нулевое положение абакуса – это когда не набраны числа на нем. Что бы вернуть косточки в нулевое положение пользуются 2 способами:
1 способ
Абакус поднимается в вертикальное положение, опускается обратно на стол, земные косточки вернулись в нулевое положение.
Что бы вернуть небесные косточки в нулевое положение: Указательный палец ставим на разделительную перегородку и проводим по ней.
2 способ
Щепотью захватываем разделительную перегородку и проводим по ней. Косточки встают на свои места.
Урок 2. Домики состава чисел 5 и 10
Счет на абакусе опирается на состав чисел 5 и 10,а домики как раз предназначены для изучения состава этих чисел.
С помощью такого изображения, формируется представление о математическом понятии «сумма», как объединении двух слагаемых.
Домик – это числовая игра.
Воображаемый дом с пятью этажами и крышей. На каждом этаже есть две квартиры. В них живут жильцы, а на крыше – хозяин, в данном случае число 5 или 10. На каждом этаже живет столько жильцов – чисел, сколько обозначает число —хозяин на крыше.
Рис.5 Домики состав числа 10 и состав числа 5
Как пользоваться домиками?
На занятии преподаватель демонстрирует алгоритмы последовательности «заселения» домика, рассказывает правило:
в первом столбике числа в прямом порядке, во втором – в обратном.
Дети расселяют жильцов по квартирам—окошкам и запоминают правила сложения и вычитания.
Урок 3. Правила набора чисел на абакусе
Вычисления на абакусе
Все вычисления на абакусе производятся большими и указательными пальцами обеих рук. При наборе земных косточек мы поднимаем их большим пальцем, опускаем указательным.
Небесные косточки мы опускаем и поднимаем только указательным пальцем.
Для быстрой записи ответа в руке необходимо держать карандаш. Посчитали – записали.
Если необходимо набрать число, состоящее из небесных и земных косточек одновременно – пользуемся двумя пальцами.
Счет на абакусе ведется справа налево.
На первой спице расположены единицы.
Каждая земная косточка обозначает 1 единицу.
Небесная косточка обозначает 5 единиц.
На первой спице мы можем набрать 9 единиц.
На второй спице расположены десятки.
На третьей спице сотни.
На четвертой спице тысячи и т. д.
Числа на двух спицах набираются одновременно двумя руками.
Числа на трех спицах набираются так же одновременно двумя руками.
Упражнение «Цепочки»
Для тренировки пальцев можно использовать упражнение «цепочки».
Большими пальцами обеих рук поднимаем поочередно земные косточки при этом свободная рука придерживает абакус, чтобы он не скользил по столу.
Затем указательными пальцами поочередно опускаем земные косточки, так же придерживая абакус свободной рукой.
Для поддержания интереса можно выполнять это упражнение на время, каждый раз записывая результат.
Рис.6 Правила набора чисел 1—4
Рис.7 Правила набора чисел 5—9
Рис.8 Правила набора чисел 10—20
Рис.9 Правила набора десятков на абакусе
fictionbook.ru