Меры поощрения детей: Золотые правила поощрения и наказания – Как хвалить детей | Поощрение ребенка в семье

Содержание

Как хвалить детей | Поощрение ребенка в семье

У некоторых родителей существует такое мнение, что хвалить детей совсем не нужно, иначе они могут вырасти высокомерными. Поэтому они воспитывают малышей в достаточно строгой обстановке без ласковых и добрых слов. Такие дети нередко вырастают с различными комплексами, теряя себя в поисках того, как добиться расположения самых близких людей.

Однако, подавляющее количество мам и пап все же хвалят и поощряют детей за какие-либо достижения или поступки. Но не все понимают, как правильно хвалить ребенка, какими словами. Давайте разберёмся, зачем хвалить детей, какие существуют варианты поощрения ребенка.

 

Как правильно хвалить ребенка

 

 

Почему нужно хвалить ребенка 

Надо ли хвалить детей? Конечно, ведь похвала родителей для малышей является сильнейшим показателем любви. 

В воспитании детей обычно применяется метод «кнута и пряника», что помогает малышу адаптироваться в правилах жизни в социуме: как нужно себя вести, а какое поведение неприемлемо. Разобраться в этом ребёнку помогают родители, используя похвалу и порицание.

Похвала и поощрение родителей для дошкольника является наилучшим способом показать, что ребенок сделал правильно

Похвала помогает крохе понять, насколько правильны его поведение и действия. Ведь если, к примеру, ребёнок раскидывает игрушки, и мама ему говорит, что так делать нехорошо, он осознает, что такое поведение неправильное. Затем у него возникает вопрос: «А как же правильно?» И здесь на помощь приходят взрослые, показывая, что игрушки нужно убрать на место. Когда ребенок начинает выполнять тоже самое, необходимо хвалить его, говорить, какой он молодец, как хорошо помогает маме. Возможно, малыш не сразу это поймет и родителям потребуется повторять это снова и снова. Похвала дает ребенку положительные эмоции, он начинает верить в себя и свои силы.

Ещё похвала полезна тем, что с ее помощью у детей появляется желание создавать, творить, действовать, добиваться целей, не бояться ошибок. Похвала и поощрения родителей создают крепкий фундамент под названием «я молодец». Таким образом, когда на жизненном пути будут встречаться злые люди, осуждать его, грубо отзываться или унижать, то он не станет сильно беспокоиться по этому поводу, зная, что это совсем не так.

Если малыш неуверенный, очень застенчивый, то он может стать объектом для насмешек и в детском коллективе. Похвала же взрослых поднимает самооценку, малыш становится более уверенным. Но в этом моменте важно не переусердствовать с похвалой, иначе, действительно, у малыша может появиться слишком высокое мнение о себе. 

Можно ли часто хвалить ребенка?

Безусловно, абсолютно любой человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в похвале и добрых словах.  Это стимулирует человека к новым свершениям, дарит положительные эмоции.

Но не стоит забывать о том, что все хорошо в меру. Не нужно бросаться в крайности, бесконечно расхваливая ребенка, либо, наоборот, совсем не делая этого. И первый, и второй вариант могут навредить малышу. 

Если ребёнка не хвалить, то он начнёт понимать, что бы он не сделал — это все бесполезно и старания ни к чему не приведут, никто не оценит и не порадуется. Такие дети вырастают неуверенными, с низкой самооценкой, не верят в собственные успехи и достижения. 

Если хвалить ребенка без меры, то скоро он начнет нуждаться в постоянном одобрении и не сможет что-то делать без добрых слов, а стремление развивать свои достоинства и таланты может исчезнуть. 

Если поощрять и хвалить ребёнка слишком часто, то в конце концов это станет обычной формальностью, без какого-либо смысла. Также захваленные в детстве люди не воспринимают критику в свой адрес, считая, что все должны быть к ним доброжелательны и положительно оценивать каждый поступок.

 

Меры поощрения ребенка

 

Как правильно хвалить детей

Детей хвалить нужно, и важно делать это правильно. Одного слова «молодец» недостаточно. Вот несколько советов детских психологов о том, как правильно хвалить ребенка:

  1. Хвалите малыша за определенные действия и поступки. Он должен понять, за что конкретно его похвалили, что он сделал правильно. Так ребенок лучше понимает, что можно, а что нельзя. Акцентируйте своё внимание на мелочах. Например, малыш сделал аппликацию из бумаги. Скажите ему, что вот этот цветочек получился очень красивым. Старайтесь избегать таких фраз, как «ты-настоящий художник». Оценивайте действия малыша, а не его личность, исходя из ситуации.
  2. Когда хвалите и поощряете ребёнка добавьте ещё и такие действия, как объятия, поцелуи, улыбку. Таким образом, вы показываете ребёнку, насколько вы искренны в своих словах и рады его поступкам.
  3. Никогда не сравнивайте малыша с другими. Очень часто происходят такие ситуации, где родители похвалили ребенка, но сделали акцент на том, что у другого получилось лучше или хуже. Например, ваш малыш нарисовал кота. Вы его похвалили, сказали о том, какой красивый котик получился. И тут же добавили: «А вот у Васи совсем как настоящий!» В таком случае малыш не воспримет вашу похвалу, а даже подумает, что вы, наоборот, показали, что другой ребёнок выполнил работу лучше. Из-за подобных сравнений может развиться комплекс неполноценности. Или же не следует говорить, что он построил песочный замок лучше его друга. Таким образом, воспитывается чувство превосходства. Сравнивать можно только прошлые и настоящие поступки малыша.
  4. Не следует хвалить и поощрять ребёнка за любую мелочь. Похвала наиболее уместна, когда малыш приложил усилия. В противном случае поощрение  для малыша становится обыкновенным делом, теряется истинный смысл. Таким образом, чадо будет ждать, когда его похвалят взрослые за любой, даже совсем не значимый поступок.
  5. Старайтесь хвалить ребёнка за такие достижения, которые ему дались с трудом, а не за те, которые он выполняет с легкостью. Например, если кроха научился аккуратно заправлять свою постель, конечно, это заслуживает вашей похвалы и поощрения.
  6. Если родители хвалят ребенка за конкретные действия, то не следуют через некоторое время говорить ему, что настоящий успех невелик и надо двигаться дальше. Ребёнок и так это понимает. Предлагайте выполнять задачи посложнее, вселяя веру в малыша, что у него непременно все получится.
  7. Хвалить желательно вовремя. Если малыш усердно занят каким-либо делом, похвалите его. Это послужит еще большем стимулом для достижения цели.
  8. Поощряя ребенка, необходимо учитывать его возраст. Так, дошкольникам очень важны искренние эмоции родителей за какие-то простые действия: помогает маме разобрать покупки, сам догадался положить вещь на место. С детьми постарше обращайте внимание, если ребенок сам нашел способ выполнения задачи.
  9. Хвалить детей старшего возраста следует за качественно выполненную работу, а не за сам процесс. 
  10. Если не знаете, за что похвалить ребенка-придумайте. Поощрение очень важно для малыша, поэтому если ребенок не совершает какого-либо поступка, за который хотелось бы похвалить, подстройте ситуацию, где кроха сможет реализоваться. Попросите его вам помочь в домашних делах, принести что-то или отнести.

Какими словами хвалить ребёнка 

Детям очень приятно слышать добрые слова от взрослых, от родителей. Похвала мотивирует ребенка на дальнейшие успехи. Ниже список одобрительных фраз, которые можно и нужно говорить своему крохе в любом возрасте:

Ты такой молодец

Я знаю, что у тебя все получится

Я так тобой горжусь

На тебя спокойно можно положиться

Твоя помощь очень важна для меня

Я тебе доверяю.

Ты для меня-лучший помощник.

Я так счастлива, что у меня такой сын/дочь

Вот это да! Ты превзошел мои ожидания 

Ты отлично сегодня поработал

Ты очень хорошо рисуешь/лепишь

Твои достижения-самая лучшая награда для меня

Ты мой настоящий друг 

Может, научишь меня сделать также

Ты на правильном пути

У тебя получается все лучше и лучше

Я тебя люблю

Как здорово ты это сделал

Я счастлива быть твоей мамой

Меры поощрения ребёнка в семье

Существует множество различных вариантов поощрения ребёнка. Их можно разделить на материальные и нематериальные, и каждый из них положительно влияет на малыша. Необходимо только учитывать конкретную ситуацию и индивидуальные особенности вашего чада.

К материальным наградам можно отнести подарки, покупка желаемой игрушки, сладостей и тому подобное. Такое вознаграждение отлично мотивирует ребенка на дальнейшие успехи. Но с таким поощрением следует быть аккуратным, иначе ребёнок может вырасти избалованным и требующим материальное вознаграждение за любую мелочь.

Однако, в современном мире, как бы странно это не казалось, детям намного важней поощрение нематериальное. Это связано с тем, что мамы и папы вынуждены много работать, для того, чтобы обеспечить достойную жизнь своей семье. Маленьким детям очень сложно понять ценность заработанных денег и почему родители так мало бывают дома. 

Еще одна причина недостаточного общения с ребёнком-всевозможные гаджеты, которые окружают нас везде: смартфоны, планшеты, ноутбуки. Современные люди очень много времени проводят в виртуальном мире, а на детей его уже не остаётся. Поэтому общение с родителями, их одобрение, похвала и тёплые слова-самая настоящая награда для крохи. 

 

как поощрять ребенка

 

Методы нематериального поощрения детей:

  • Похвала — самый простой и популярный способ поощрения. Малыша хвалят за правильное поведение, поступки и достижения.
  • Ласка — это невербальные жесты: поцелуи, объятия, поглаживания. Иногда такие действия важней простых слов.
  • Совместный отдых, занятие, развлечение. Необязательно за какой-то успех покупать новую игрушку. Можно вместе сходить в парк, кино, аквапарк, кафе и т.д. Кроме удовольствия от таких развлечений, ребёнок получает еще один значимый подарок-общение с мамой или папой.
  • Детям постарше можно добавлять «взрослые» права или снимать запреты. Например, можно разрешить подольше погулять, лечь попозже спать за хорошее поведение и успехи. Вероятно, это самый эффективный способ поощрения.

Ошибки родителей в поощрении

  • Никогда не сравнивайте детей, особенно в одной семье (братья, сестра). Если старший ребенок отлично рисовал, не нужно младшему об этом говорить. Возможно, у него есть другие таланты.
  • Не нужно использовать критику и похвалу одновременно. Иногда взрослый может похвалить ребёнка, а затем сказать, что там можно было бы сделать и получше. Критику малыш запомнит надолго, а про похвалу забудет совсем
  • Не ждите, что ваш ребёнок будет идеальным. Иначе потом можно сильно разочароваться.
  • Не следует обманывать малыша в похвале или преувеличивать его успех. Ваши слова должны быть настоящими, от всего сердца. 
  • Не переусердствуйте с похвалой, во всем должна быть мера. В противном случае, ребёнок перестанет стараться сделать что-то хорошо, зная, что его все равно похвалят
  • Не нужно напоминать ребёнку о прошлых неудачах

Заключение 

Некоторые родители, которые не хвалят детей, оправдывая себя, могут рассуждать так, что к тяжёлой взрослой жизни ребенка нужно готовить с детства, что его не будут постоянно хвалить, пусть  сразу привыкает к сложностям.

На протяжении всего жизненного пути нашим детям будут встречаться завистливые люди, неудачники, недовольные своей жизнью, которые будут говорить всякие гадости. Так пусть это будут не родители. Родной дом с мамой и папой — это для ребёнка самое теплое и безопасное место. Конечно, сверстники могут подшучивать, насмехаться. Но это не так страшно, если семья его любит, искренне радуется достижениям и хвалит. Семья-это место, где ребёнок должен чувствовать себя защищенным и расслабленным. Не бойтесь хвалить своего малыша за любой успех, достижение или стремление.

 

Похожие записи:

Способы поощрения ребенка

Прививать ребенку навыки правильного поведения необходимо не только методом наказаний, но и поощрений, если мы хотим добиться желаемого результата в воспитании. Недостаточно просто сказать ребенку «Нельзя», чтобы закрепить правильную модель поведения. Необходимо любое «Нельзя» дополнять: «Смотри, а вот это можно». Также ребенку, как и любому человеку, нужны поощрения и ласка за хорошее поведение, правильные поступки и успехи в чем-либо. Но при этом не забывайте, что в поощрении ребенок особенно остро нуждается, когда совершает ошибку. У малыша не должен формироваться стереотип: «Меня любят, только когда я хороший. А когда плохой — нет».

Виды поощрения ребенка

Похвала. Самый классический метод поощрений. При этом она бывает как продуктивной, так и нет. В первом случае хвалятся реальные успехи и достоинства ребенка. Во втором — несуществующие. Очевидно, что следует прибегать к первому варианту и избегать второго. Однако, чрезмерная даже продуктивная похвала может способствовать формированию нарциссизма у ребенка или патологической зависимости от чужого мнения. Поэтому лучше хвалить не самого ребенка, а те действия, которые он совершает, не забывая напоминать, что он сам может испытывать чувство гордости за себя, чтобы не возникла потребность получать постоянное одобрение своих действий со стороны. Пример: «Ты помыл посуду! Ты такой молодец! Ты можешь собой гордиться так же, как я горжусь тобой».

Ласка. Она является самым явным проявлением любви к ребенку. Но ни в коем случае не поощряйте таким способом ребенка только «по делу». Ласка должна быть без всякого повода, безусловной.

Общие дела. Дети очень любят, когда родители проводят с ними много времени, гуляют, играют, что-то вместе придумывают и т. д. Это развивает чувство близости и доверия. Этот вид поощрений, как и ласка, должен быть безусловным и радостным для обоих сторон. В качестве наказания ребенка можно лишить совместной деятельности только, если он совершил осознанный проступок, понимая, что так делать нельзя.

Материальное вознаграждение. Другими словами — подарки. Очень эффективный способ стимулирования ребенка к успехам и хорошему поведению. Однако, опять же подарки не должны быть «привязаны» к конкретному достижению. Они просто должны быть, мотивируя ребенка потому, что он чувствует, что нужен и любим.

Добавление «взрослых» прав. Приучайте постепенно ребенка к тому, что вы ему доверяете и даете все больше и больше прав. Например, разрешение на час позднее отправляться ко сну. Это считается самым действенным методом, который также должен существовать безусловно, без привязки к определенным успехам.

Текст: Мария Светличная

Женский журнал Missmedia.ru

Просмотров: 15026 / 319

Читайте дальше:

Рекомендации для родителей «Как поощрять ребенка»

Как поощрять ребенка

Поощрение – очень важная составляющая воспитательного процесса, помогающая показать ребенку границу между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Оно должно говорить ребенку о вашем внимании и любви к нему, о ценности для вас его успехов и достижений. Правильно пользуясь поощрением, родители сформируют в ребенке целеустремленность, отзывчивость, честность, доброту.

Поощрение или баловство?

Как понять, когда поощрение превращается в баловство? Как не переборщить с поощрением, чтобы ребенок не стал его требовать за незначительные мелочи? Просто, вознаграждая ребенка за что-то, нужно соблюдать несколько нехитрых правил.

1. Не следует поощрять ребенка за то, что он и так должен делать – самостоятельно одеться, почистить на ночь зубы. То есть не нужно хвалить за те обязанности, которые он должен делать дома наряду с остальными членами семьи. Выполнение обычных вещей должно стать для ребенка чем-то  естественным, а не ежедневным подвигом, за который он ждет награду. Последствием такого поощрения может стать избалованность, непослушание, пренебрежение мнением родителей.

2. Не направляйте похвалу на личность самого ребенка. Поощрения должны заслуживать его поступки или достижения.

3. Некоторые родители практикуют финансовое поощрение ребенка. В результате ребенок начнет воспринимать отношения с родителями по схеме «товар – деньги». Я вам хорошее поведение – вы мне оплату. В итоге искренние отношения, основанные на любви и уважении друг к другу, сведутся к чисто потребительскому отношению ребенка к родителям.

Способы поощрения

Поощрение будет уместно, если ребенок добивается результатов в каком-то деле, например, смастерил своими руками поделку, помог маме сделать уборку, на отлично закончил четверть в школе.

Есть очень нерешительные дети, которым в любом деле требуется подсказка и руководство. Таких детей следует поощрять за то, что они сделали что-то сами, это будет для них хорошим стимулом, заставит поверить их в свои силы. Других детей следует поощрять и подбадривать в процессе выполнения какого-либо дела, чтобы у него был стимул довести его до конца. Все зависит от характера и темперамента ребенка.

Каким может быть поощрение? Самое ценное для ребенка – это любовь родителей, его значимость для них. Поэтому нематериальное поощрение может быть гораздо более действенным. Это естественный процесс. Ведь изначально он не знает, что такое материальное поощрение, мы сами приучаем к нему ребенка.

Самый распространенный метод поощрения – похвала. Это вербальное выражение одобрения поступка или поведения ребенка. Очень действенный способ, если пользоваться им правильно.

1. Можно высказать свое одобрение лаской и нежностью, ребенок очень хорошо понимает и чувствует такое поощрение.

2. Дополнительное время, которое вы можете провести с ребенком на прогулке, в играх или за чтением. Это очень мощный мотивационный стимул для ребенка, потому что ему всегда вас не хватает.

3. Для детей старшего возраста в качестве поощрения можно разрешить делать то, что раньше запрещалось, например, разрешить гулять на час больше. Такое вознаграждение желательно применять при общем хорошем поведении ребенка, а не за конкретные заслуги.

4. Исполнение заветного желания ребенка – это тоже один из способов его поощрения. Но применять его следует при достаточно серьезных достижениях, например, за отличное окончание учебного года.

Как это делать?

Хвалите ребенка за любые достижения, это сформирует у него стремление сотрудничать с вами, доставлять вам удовольствие своим поведением, хорошими поступками. Замечайте каждую мелочь в его поведении и не оставляйте ее без внимания. Однако, все должно быть в меру. Чрезмерная похвала тоже не принесет ребенку пользы. Она может сформировать у ребенка завышенную самооценку, что впоследствии сослужит ему плохую службу. У «захваленных» детей может сформироваться высокомерное и пренебрежительное отношение к окружающим, в том числе и к родителям.

Если вы видите, что ребенок усердно трудится над какой-то задачей, подбодрите его ласковым взглядом, прикосновением. Он будет знать, что его усилия не остаются незамеченными.

Если у ребенка есть определенный круг обязанностей, можно поощрять его за полное и добросовестное их исполнение. Например, в течение недели он честно выполнил все, что должен был, не отлынивая, что очень часто бывает с детьми. Вы можете сказать ему: молодец, ты прекрасно справился, поэтому в качестве подарка мы с тобой сходим в кино (зоопарк, каток и т.д.).

Если ребенок отлично закончил учебный год – это его серьезное достижение, к которому он сознательно продолжительное время прикладывал силы — поощрение может и должно быть более серьезным. У любого ребенка есть заветная мечта. Исполните ее. Возможно это какая-то вещь, о которой он мечтает, поездка куда-то. Однако помните, что такое поощрение всегда должно соответствовать материальным возможностям вашей семьи.

hello_html_m3d269ee3.jpg

Мотивация поощрением

Мотивация ребенка на исполнение каких-либо обязанностей в виде будущего поощрения – хороший способ добиться желаемых результатов. Нет! Нельзя! – очень часто можно слышать эти слова от мамочек, пытающихся объяснить своему ребенку как не надо себя вести или что такое «плохо». «Если ты будешь плохо учиться, ты будешь наказан!», «если ты не соберешь игрушки, я поставлю тебя в угол!» и так далее. А наоборот не пробовали, уважаемые родители?

«Если ты быстро соберешь игрушки, мы успеем почитать две сказки, а не одну!», «если ты прямо сейчас помоешь посуду, у тебя останется больше времени на прогулку». Вы не поверите, какой действенной может быть такая мотивация.

Самое главное поощрение и мотивация в жизни ребенка – это любовь, внимание и понимание родителей. Позитивная атмосфера в семье, взаимное уважение и правильное воспитание позволят вам вырастить ребенка таким, каким вы хотели бы его видеть.

Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания.

как правильно, когда и зачем нужно поощрять детей всех возрастов

Просмотров: 435

Мамы и папы, стремясь воспитать хорошего послушного ребенка, используют разные способы и ухищрения. Одни подробно все разъясняют, другие – наказывают, третьи – поощряют. Если вы предпочитаете использовать третий вариант, то должны понимать, как правильно это делать.

Содержимое обзора:

Поощрение во вред?

Прежде чем выбирать подходящие методы поощрения ребенка, удостоверьтесь, что они не навредят вашим взаимоотношениям.

Похвала и подарки нравятся детям. Они ищут варианты, чтобы заслужить одобрение родителей. Детвора не старается получать знания или заниматься чем-то интересным для себя. Они производят впечатление на маму или папу, чтобы услышать в свой адрес похвалу и получать какой-либо презент.

Если регулярно «подкупать» малышей подарками за примерное поведение, то они поймут, что это прекрасный и эффективный способ манипуляции. Хочешь получить конфету или игрушку? Просто делай то, что нравится родителям. Всё это негативно сказывается на честности ребенка.

Чтобы любые виды поощрения ребенка не были во вред, нельзя принижать или ругать других. К примеру, не стоит говорить сыну, что его поделка в детском садике на порядок лучше, чем у остальных.

Как правильно поощрять?

Чтобы достичь желаемого эффекта в воспитании, выработайте свою систему поощрения детей. Мы предлагаем обратить внимание на следующие советы и рекомендации психологов.

Хвалите поступки, а не детей

Частые поощрения детей в детском саду или школе приведут к тому, что у них сформируется высокая самооценка и чрезмерное самомнение. Они начнут с пренебрежением относиться к сверстникам.

Желаете похвалить малыша за то, что он убрал комнату и сложил игрушки? Не говорите, какой он хороший и послушный. Лучше скажите, что в комнату после уборки приятно заходить. Не сомневайтесь, малыш непременно оценит и правильно воспримет такую похвалу.

5

Если ребенок любит рисовать, не надо смотреть на каждый его рисунок и говорить, что это настоящий шедевр, и никто так не умеет. Дети привыкнут к таким оценкам и сильно расстроятся, если их новый рисунок не похвалят должным образом. Старайтесь хвалить отдельные моменты, но и не забывайте периодически обращать внимание на недостатки.

Давайте ребенку советы, но и не прекращайте демонстрировать интерес к его творчеству и способностям. Он поймет, что родителям его занятия не безразличны.

Пытайтесь сделать так, чтобы он самостоятельно делал выводы по поводу собственных талантов. К примеру, сын помогает маме принести домой тяжелые пакеты. Как его правильно похвалить?

«Ты у меня самый сильный» – плохой вариант, увеличивает самомнение мальчика.

«Спасибо, я бы сама не справилась» — хороший вариант. Сын сам придет к выводу, что он сильный, а родителям нужна его помощь.

Откажитесь от похвалы за естественные вещи

Опытные психологи не советуют часто хвалить детей за то, что они справляются с обычными повседневными занятиями. К примеру, если ребенок самостоятельно сложил игрушки или вымыл посуду, это не повод чрезмерно восхищаться им.

Такие фразы как «Не ожидала, что ты сможешь сам вымыть посуду» покажут детям, что вы сомневаетесь в их способностях. Допускать такого не стоит. Ребенок обязан понять, что он может справляться со многими вещами без необязательных и даже ненужных поощрений.

Не забывайте о детских чувствах

Выбирая поощрение ребенка в семье, постарайтесь не только хвалить его. Сосредоточьте его внимание на удовольствии и эмоциях, которые он получил в процессе.

К примеру, когда он начнет кататься на велосипеде, лучшим вариантом для поддержки станет фраза: «Мы видим, что тебе нравится. Ты кажешься очень довольным!». Чтобы закрепить полученные навыки, предложите малышу устроить совместную прогулку на велосипедах по парку.

Таким образом, вы будете заострять внимание детей на том, что они сами справляются с определенными задачами и получают от этого удовольствие.

Никаких денег в качестве поощрения!

Материальное поощрение детей практикуется современными родителями достаточно часто. Они дают деньги за сложенные в шкаф игрушки, выброшенный мусор или хорошую оценку в школе.

В итоге ничего хорошего из такого поощрения не выходит. Зачастую, дети начинают выполнять задания некачественно, думая лишь о том, как получить наград, т.е. могут посуду помыть некачественно, а игрушки скопом закинуть в шкаф – только бы на глаза родителям не попадались.

В результате ребенок ждет только денег и не получает удовольствия непосредственно от процесса: радости от помощи маме, от получения новых знаний и пр.

Чтобы научить детей постарше грамотно распоряжаться финансами, никогда не платите им за оценки, уборку или другие домашние дела. Школьникам можно давать деньги на мелкие расходы. Как ими распорядиться – дети смогут решить самостоятельно.

Фото поощрения детей

Помогите проекту, раскажите друзьям:     Спасибо за лайк;)  

«Поощрение, наказание, прощение в воспитании детей»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» г. Рыбинск

Кафедра теории и методики профессионального образования

Исследовательская работа

на тему:

«Поощрение, наказание, прощение в воспитании детей»

Выполнила:

студентка гр. 323, специальности

«Дошкольное образование»

Усанова Ольга Валерьевна

Рыбинск

2019

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитателю добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще.[См.9,стр.3-4].
Воспитывать — значит путем систематического воздействия формировать у ребенка какие-либо качества, характер. При этом результат воспитания зависит не только от того, что по качеству мы прививаем малышу, но и от того, насколько мы знакомы с методами (способами, приемами) воспитания и владеем ими. Умеем ли мы рассказать, показать, объяснить, растолковать, внушить, заинтересовать, подтолкнуть к действию, поддержать, а также похвалить и поругать.

Действительно, всем приходится наказывать и хвалить детей. Сколько существует семейная (народная) педагогика , столько и существует мнений, споров разногласий, дискуссий вокруг этой проблемы. И не только о поощрение но и наказании. Одни боятся воспитать ребенка избалованным и мало хвалят его, другие, совсем наоборот, хвалят ребенка как главный метод воспитания. Некоторые родители вообще никогда не наказывают свое чадо: боятся подавить в малыше личность и сформировать целый ряд комплексов: страх, враждебность к отцу или матери, окружающего мира.

К сожалению, не всем бывает понятно, что надо ругать не за следствие, а за причину вины. Взрослые не понимают, думают, что наказание является эффективным. Наказание обычно дает быстрый, но не долгий эффект. Потому наказание очень быстро входит в привычку того, кто наказывает (развращает его), но не имеет длительного воздействия на того, кто виноват.

Дети охотно ведут себя правильно, если их хорошее поведение замечают и одобряют взрослые. Длительное подкрепление, лучше чем наказание но не имеет быстрого эффекта, но оказывает длительное влияние и не вызывает отрицательных эмоций у ребенка.

Понятно, что руководствоваться одной мыслью в таком деликатном вопросе было бы неправильно. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию различные варианты, позиции известных авторов.

Наказание — мера воздействия на ребенка, который применяют на вину, плохой поступок. Наказание может быть разным, это зависит от степени вины малыша, которую он должен осознать.

Поощрение — это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность. [10].

Ситуацию поощрения мы условно назовем соревновательно-творческой. Поощрение, как правило, связано с тем или иным, официальным или неофициальным проявлением соревнования в детском коллективе. Творческое отношение ребенка к решению стоящих перед коллективом задач, инициатива и трудовые усилия, проявляемые им в борьбе за успех общего дела, с одной стороны, и необходимость поддержать этот порыв, помочь формирующемуся человеку утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, — вот что составляет основу подобной психолого-педагогической ситуации. [9, стр. 121]

Необходимость использовать поощрение в самых различных видах деятельности детей отмечал и В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно… путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности», — писал он. Дело здесь не только в преодолении опасности захваливания, но еще и в том, что использование поощрения в различных областях деятельности школьников дает возможность стимулировать, способности и склонности не только в области учения, но и в разнообразной внеурочной деятельности. [5, стр. 170]

На первых порах работы с коллективом педагог, естественно, поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, воскресник и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения все более становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи. Поощрение в связи с выполнением тех или иных повседневных общеобязательных дел коллективного характера в возрастающей степени связывается с проявлением инициативы, самостоятельности, готовности и умения принести своему коллективу как можно больше пользы. [19, стр. 111]

От поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе — такова основная линия развития в вопросе — за что поощрять.

Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств. Назначение этой классификации — помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная мера связывается с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию. [9, стр. 169-171]

Рассмотрим вначале основные меры поощрения в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать прежде всего поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. К примеру, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически, в виде поощрения.

Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это не редко связывается с присвоением различных почетных званий. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

Одна из наиболее распространенных мер поощрения — присуждение почетного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.

Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, сочинений, поделок разного рода (моделей, приборов, наглядных пособий и проч.). Будучи обычно связанными с традиционными олимпиадами, проводимыми ежегодно по ряду предметов школьной программы, или конкурсами, такие поощрения способствуют развитию творческих способностей и интересов учащихся.

Распространенными формами поощрения в соревновательно-творческой деятельности являются разного рода почетные грамоты и вымпелы. Количество их, как и вообще поощрений в школе, не должно быть излишне большим. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п. [9, стр. 171-176]

 Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности [4].

К сожалению идеальных детей — не существует, поэтому рано или поздно, но неотвратимо, встанет вопрос о наказании детей. Но, наказание должно иметь педагогический эффект, а не быть актом мести или унижения со стороны родителей. 

Естественно, что каждый ребенок индивидуален, поэтому и в вопросе наказания ребенка тоже необходимо подходить индивидуально. Запомните, что наказывать ребенка бездумно нельзя, необходимо соотносить серьёзность проступка и силу наказания.

Как нельзя наказывать ребенка.

Есть виды наказаний, которые к ребенку никогда и ни при каких условиях применять нельзя.

Угрозы и запугивания – ни в коем случае в виде наказания ребенка нельзя запугивать или угрожать ему, так как это может привести к серьёзным психологическим расстройствам, развитию неврозов и т.д. Также такой вид наказания детей может привести к абсолютно противоположным желаемым результатам: через некоторое время ребенок увидит, что угрозы не выполняются, а значит, их можно пропускать мимо ушей.

Жестокие физические наказания – всего лет сто назад считалось, что серьёзные физические наказания детей – это единственный вид наказаний ребенка, который обеспечит его правильное воспитание. Однако, сегодня уже все специалисты твердят, что наказывать ребенка физически просто нельзя. С другой стороны, речь идёт о серьёзных физических наказаниях, и мы не согласны, что стоит совсем исключить из видов наказаний детей все методы физического воздействия. Без них в воспитании ребенка, как ни крути, а не обойтись. Да, многие скажут, что на западе в большинстве семей физические наказания детей не применяются, но, на это можно ответить, что и воспитание подросших «детишек» в западных странах оставляет желать много лучшего. Не стоит бездумно идти на поводу у непроверенных временем мнений западных психологов. Наказывать ребенка с помощью физического воздействия периодически просто необходимо, но это не должно быть жестокостью. Всё должно быть в меру и наказывая своего ребенка, стоит помнить об этом [12].

Оставление проступков без внимания вовсе – это также плохо, как и излишне сурово наказать ребенка. Если Вы не будете объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, он будет усваивать это крайне медленно, а может и вовсе посчитать, что такое поведение – норма. Вот тут-то снова и выплывает вопрос, наказывать ребенка или нет? Ответ очевиден: после первого разъяснительного разговора да, наказывать. Ребенок должен знать, что вслед за недостойным поведением обязательно наступят последствия в виде наказания.

Как правильно наказывать ребенка (См. Приложение 1).

Наказание детей – пауза.Собственно это даже не является способом наказать ребенка, а просто способ прекратить детские капризы или шалости. Метод крайне прост – просто отправьте ребенка в уединенную комнату подумать о своём поведение (пресловутое: иди к себе в комнату или угол). Только помните, что наказывать малышей так нельзя. В случае если ребенок очень мал, то можно самим выйти из комнаты. Напомним, что этот метод не является детским наказанием в прямом смысле этого слова, но прекратить детские капризы и шалости он способен, так как ребенок за это время остынет. Такой способ «наказывать» ребенка отлично подойдёт в случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, привлечь их внимание. Однако помните, что наказывать ребенка, таким образом, надолго не стоит, так как маленький ребенок через некоторое время просто забудет, за что его наказали, а более взрослый задумается о наказании и отношении родителей к нему. Не переусердствуйте.

Наказываем ребенка лишая его внимания.

Запомните, что ребенок очень эгоцентричен, поэтому он постоянно пытается привлечь к себе внимание. Как мы уже писали, шалости ребенка или истерику «на публику» можно прекратить оставив ребенка не некоторое время в одиночестве. Но. можно и наказать ребенка отсутствием внимания, то есть просто не обращать на его выкрутасы никакого внимания, чтобы он не только понял, что подобная тактика не принесёт никаких результатов, но и сделает ещё хуже. Поверьте, для ребенка лишиться внимания – это очень болезненно. Так, что можно вот так вот мягко наказывать ребенка, заодно и объяснить ему, что его истерики бесполезны. Очень неплохой метод «мягкого» наказания детей. Но, перед тем как начать игнорировать ребенка необходимо обязательно объяснить ему, что Вы вот так решили наказать его, а не потому, что у вас плохое настроение. Ребенок должен понять, где причина, а что следствие, что так его Вы и будете наказывать ребенка за демонстративные истерики. Просто кажите ребенку, что вот с этого самого момента, вот за это и это я с тобой разговаривать не буду. Всё, просто занимайтесь своими делами. Также необходимо определиться самой и поставить ребенка в известность, сколько Вы будете наказывать его подобным образом. Пример: я не буду с тобой разговаривать до тех пор, пока ты не соберешь все свои игрушки[11].

Стоит ли наказывать ребенка, ограничивая его.  Стоит, ещё как стоит. Наказать ребенка ограничением его любимых и привычных удовольствий, например, лишить очередного сеанса просмотра мультиков, стоит уже при более серьёзном проступке. В первую очередь, как и в любом способе наказывать ребенка, необходимо объяснить ему, что это наказание вот за это. Ребенок должен понять, что за плохое поведение его лишат чего-то действительно важного для него. Однако, и здесь не стоит перегибать палку и наказывать малыша слишком длительным лишением чего-либо, так как ребенок может просто почувствовать себя несчастным, а этого допускать нельзя. Прежде чем наказывать ребенка подумайте, а не будет ли это слишком сурово за этот конкретный проступок, и соблюдайте во всём меру.
Как наказывать ребенка молчанием?

Если дети расшумелись и безобразничают, то можно сказать примерно следующее: делайте, что хотите, но три минуты делайте это молча. Это даже не казание в прямом смысле этого слова, но тихо шалить неинтересно, дети быстро остывают и успокаиваются. Неплохой метод успокоить ребенка.
Как предупредить ребенка о том, что за это Вы будете его наказывать.

Для того, чтобы ребенок чётко понимал связь между своими поступками и наказанием, если Вам что-то не нравится, предупреждайте ребенка о том, что он может быть наказан. Пример: если не уберёшь через 20 минут игрушки, то я тебя накажу.

Прощение — значит примирение, которое поднимает в сердце ребенка волну добрых чувств к родителям [10].

Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Строгие, не прощающие родители постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребенка чревата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.

Однако, умение прощать – величайшее достоинство природы человеческой. Если бы этим достоинством она наградила всех, не было бы столько зла и насилия в мире. Почти все религии призывают к милости. И почти во всех религиях мира есть обряды в виде исповеди и прощения за согрешения. Маленьких детей надо прощать всегда! Если детей не прощать, у них развивается комплекс неполноценности. Этот комплекс будет им мешать всю жизнь лишь потому, что их родители так и не научились чувствовать, что значит прощать и быть прощённым.

Как минимум, в 50 процентах случаев, когда мы кричим и ругаемся, когда мы бываем раздражены на своего ребёнка, мы не правы. Поэтому так важно не только уметь прощать, но и самому уметь извиняться перед ребёнком. Когда мы прощаем кого-либо, мы освобождаемся от внутреннего груза, скованности, несвободы мысли и эмоций, от прошлого и наших искажённых восприятий. Прощая, мы достигаем внутреннего равновесия и гармонии с окружающим миром.

Ведь что сделано, то сделано – ситуацию не вернёшь. Всё, что мы можем исправить, – это наши мысли и представления, и тогда мы освобождаемся от чувства своей вины и обиды на кого-то. Когда мы прощаем, на нашем примере учатся дети: прощать себя, нас, окружающих [11].

Родители часто бывают неправы и могут накричать или обидеть своего ребенка. Ах, если бы обиды эти были ничего не значащими — крикнули в сердцах или пригрозили — и забылось. Увы, взрослые коварны — они знают, как побольнее уколоть, знают, чего боится их ребенок, и беспощадно бьют в самую точку прицела своим остроумием или словами-жалами. «Отдам в детдом!», «Ты мне не нужен», «Убирайся, моя дочь не может быть такой как ты, ты чужая девочка», «Новый диск ты не получишь — скатился на двойки, бездельник», «Все, можешь забыть про цирк на Вернадского, таким как ты развлечений не полагается». Если такое произошло, как же поступить? Хотелось бы сказать прописную истину — не говорить таких слов. Но от фактов никуда не денешься — в запале злости, обиды, раздражения, усталости родители кричали и кричат детям слова, убивающие нежные ростки искренней любви в детских душах. Ребенок приучается думать — любят за хорошее, сам по себе я ничто. Между тем родительское сердце тоже болит из-за слов, выплеснутых в тяжелую минуту. Чтобы уменьшить боль, родители просто стараются забыть о тех моментах, когда они были неправы. Когда же подобные ситуации были спровоцированы поведением ребенка, то в душах отцов и матерей зреет вполне рациональное зерно обиды — что ж он не попросил прощения? Я для него не авторитет, получается? Или не видит своей вины? Что важнее — сохранить состояние родительской непогрешимости, даже в заведомо неоднозначной ситуации или не утратить уважение ребенка? Очевидно, второе. Ребенку важно знать, что его родители тоже могут ошибаться и что они умеют признавать свои ошибки. Если ребенок увидит, что мать умеет признаваться, что она не права, и честно признается в своей неправоте с четким изложением ее причины, то отношения с ребенком будут более доверительными. Ребенок будет знать, что всем людям свойственно ошибаться [5].

1.Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. В гневе вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договориться с ребенком, в таком случае не придется кричать и нервничать.

2.Наказывая ребенка, используйте наказания не часто, а главное — лучше лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

3.Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.

4.Никогда не приводите в пример других детей.

5.Не унижайте, не оскорбляйте ребенка, не давайте ему унизительных прозвищ.

6.Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребенок чувствует давление взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку, а чаще всего все вместе.

7. При выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;

8. Ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость;

9. Будьте справедливы к детям;

10. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший;

11. Прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным).

Таким образом, нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим любимым людям.

Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя то физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребёнка, чем грубое и жёсткое обращение с ребёнком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны даже не проступками ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

  • страх;

  • возмущение, протест;

  • обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации;

  • разрушение «нравственных тормозов»;

  • стремление к обману, изворотливость;

  • потерю способности к здравому рассуждению;

  • ребёнок перестаёт видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

  • агрессивное поведение;

  • снижение самооценки;

  • ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребёнка и его родителей, когда ребёнок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но ещё более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

  • Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

  • Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

  • Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.

  • Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

  • Требуя что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.

  • Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.

  • Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

  • Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.

1.  Алымова Н. А., Белибихина Н. А. Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы – Волгоград: Учитель, 2008

2. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка // Воспитание школьников. 2000. № 3.

3.  Кадман И., Гилат М. Воспитание без насилия // Классный руководитель. 2000. №

4. Мирошниченко Т. А. Семья и школа: грани сотрудничества – Волгоград: Учитель, 2009

5.  Питюков В. Положительное подкрепление // Воспитание школьников. 2000. № 3.

6.  Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). М., 1986.

7. Цабыбин С. А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) — Волгоград: Учитель, 2006.

8. А. Ю. Гордин. Формирование товарищеских взаимоотношений педагога и воспитанников в школе, М., 1970.

9. Л. Ю. Гордин. Поощрения и наказания в воспитании детей, М., 1971.

10. А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

11. П. Ф. Каптерев. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании, С.-П., 1957.

12. И. Ф. Козлов и др. методика воспитательного процесса, М., 1969.

13. В. М. Коротов. Педагогическое требование, М., 1966.

14. В. А. Крутецкий. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.

15. В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960.

16. М. Д. Левитов. О психических состояниях человека, М., 1964.

17. Б. Ф. Ломов. Человек и техника. Очерки инженерной психологии, М., 1966.

18. Н. Е. Магарик. О мерах поощрения и взыскания в школе, Л., 1979.

19. А. С. Макаренко. Сочинения, в 7 томах, М., 1957-1958.

20. Б. И. Наумов. Поощрение и наказание в семье, М., 1962.

Приложение 1.

Памятка для родителей

1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.

2. Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).

5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.

6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.

7. Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.

10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!

14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

 

Как правильно поощрять детей? Формы поощрения

2016-02-17_121528

Родители часто неправильно пользуются таким воспитательным средством, как поощрение. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?


Поощрение как метод воспитания детей

Поощрение — одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.

Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:

— Лева! — умоляет мать плачущего малыша, — ну замолчи, я дам тебе конфетку.

В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:

— Мама, — спрашивает он, — будут мне подарки ко дню рождения?
— Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
— Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
— А для чего тебе?
— Если не будут, зачем хорошо себя вести?

Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.

За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?

Если ребенок хорошо учится, примерно ведет себя, можете его похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только результаты его действий, но, главное, затраченные им усилия, проявленные им прилежание, упорство.

За одни способности поощрять не следует — это было бы так же неумно, как награждать за … красивое лицо. Поощрять следует за старание развить свои способности, а это обнаруживается в самом труде,

Особенно внимательны будьте к детям, которым что-либо трудно дается. Их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше нуждаются в поощрении. Вообще при использовании поощрений следует внимательно учитывать индивидуальные особенности детей. И если скромного или потерявшего веру в себя весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо очень осторожно.

Обращайте особое внимание на мотивы поведения. За хорошими действиями разных детей могут скрываться различные побуждения. Один ученик хорошо учится потому, что любознателен и трудолюбив, другой — потому, что самолюбив и желает быть первым в классе, третий— из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Так можно ли одинаково расценить их успехи?

Поощрения подобны сладостям. Давайте малышу много сладкого — оно быстро ему надоест; хвалите его чаще— он постепенно перестанет обращать внимание на ваши похвалы. К тому же он привыкнет к мысли, что хорошее поведение — не обязанность его, а заслуга.

Какие возможны формы поощрения детей?

Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове—и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.

Более высокая ступень одобрения — похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».

Похвале можно придать разные оттенки:

  • Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
  • Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
  • Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».

Важная форма поощрения детей — выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» — или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды — подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования — более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей — прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.

Рекомендации кандидата педагогических наук, данные в журнале “Семья и школа”, 1962 год

Учимся поощрять ребенка

Подростки ценят похвалу, подарки и деньги, дополнительное время на пользование компьютером, расширение границ дозволенного, общение с друзьями.

Родители стараются контролировать время, проводимое детьми за компьютером, а потому дополнительные час-полтора на игры или «зависание в соцсетях» применяется сейчас как довольно действенное средство поощрения. Главное — не злоупотреблять им.

В период ранней юности старшеклассников надо поощрять за ответственность, самостоятельность, за стремление к достижению целей, за помощь, за сознательные поступки и добросовестный труд.

Для юношей и девушек по-прежнему важна похвала, но не менее интересны для них деньги и подарки, расширение границ дозволенного, встречи и общение с друзьями.

Старшеклассники считают себя взрослыми, поэтому приветствуют расширение границ дозволенного. Разумно будет сначала установить строгие правила, а убедившись в том, что повзрослевшим детям на данном этапе можно доверять, понемногу ослаблять контроль и давать больше привилегий. Границы дозволенного будут зависеть от степени доверия.

Как мы видим, способов поощрения довольно много, и если использовать их творчески, учитывая возраст и особенности своего ребенка, то позитивный воспитательный эффект не заставит себя долго ждать.

Некоторые общие правила

Похвала должна быть заслуженной. Иногда родители начинают хвалить своих детей за естественное для их возраста поведение, например, если школьник самостоятельно ест или одевается. Поощрение надо использовать, когда ребенок прикладывает определенные усилия для того, чтобы что-то сделать (например, выучить стихотворение, приготовить ужин, помочь пожилой соседке и др.).

Поощрение должно соответствовать приложенным усилиям. Не стоит захваливать ребенка за то, что не составило для него труда: надо учитывать характер поступка, мотивацию, степень прилагаемых усилий.

Поощрения не должны быть очень частыми, чтобы не сформировать самоуверенность и эгоизм, и не быть крайне редкими, чтобы не создать заниженную самооценку. Любое поощрение должно быть уместным и объективным.

Дети очень хорошо чувствуют фальшь и не всегда верят дежурным словам «хороший, молодец, умница». Хваля ребенка, необходимо описать его действия как можно точнее, чтобы ребенок, а особенно подросток, понял, что именно он сделал хорошего.

Татьяна Богачева

Фото с сайта allforlady.info

В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка

Пройти тест

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *