Методика для детей скорочтение: Скорочтение упражнения для детей: сносим барьеры быстрого чтения – 10 простых упражнений для развития навыков скорочтения — www.maximonline.ru

Содержание

10 простых упражнений для развития навыков скорочтения — www.maximonline.ru

Прежде чем приступить к упражнениям, выясни свою нынешнюю скорость чтения. Прочти какой-нибудь текст. Желательно отключить телефон и удалить из комнаты посторонних. Не подгоняй себя, читай с обычной скоростью. Нам все равно не удастся проверить правдивость твоего результата, поэтому мы не будем смеяться над тобой, даже если ты покажешь очень слабые навыки чтения по складам. Засеки время на секундомере и приступай к тестированию.

Теперь справься с таблицей и определи, на каком уровне находятся твои читательские способности.

«С помощью приемов скорочтения любой темп можно повысить в 2—5 раз», — уверяет Юлия Орлова, преподаватель курсов скорочтения при Президентской бизнес-школе. Правда, для этого тебе придется не только прочесть эти упражнения, но и заниматься ими по часу в день. Задания можешь чередовать в любой последовательности: навыки, приобретенные в одном упражнении, пригодятся и в других.

 1. Смертельный проговор 

80% людей при чтении проговаривают слова. У одних (ведущих новостей, пользующихся телесуфлером) это выражается явно, у других — опосредованно. Иногда немую артикуляцию можно заметить по легкому движению губ читающего, но чаще — только при проведении рентгенокиносъемки гортани.

По словам Юлии Орловой, эту вредную привычку, тормозящую чтение, ты приобрел, учась читать — проговаривая текст про маму, моющую раму, по буквам, потом по слогам, затем складывая их в слова. В результате ты привык усваивать текст лишь после того, как проговоришь его. Но для понимания необязательно задействовать мышцы гортани.

Рассматривая фотографию, ты не объясняешь себе, что на ней изображено. («Так, что у нас тут? Девушка сидит на диване, волосы распущены, ноги расставлены… А-а! Понял!) Информация со снимка сразу передается в мозг, минуя органы речи. Того же самого можно добиться и при чтении.

Чтобы подавить движение губ, читая, прижимай их пальцем. Для борьбы с внутренним проговариванием читай текст, одновременно считая до тридцати или напевая (можно без слов) песню. Мышцы гортани окажутся задействованы, и мозг начнет принимать информацию напрямую. Первую неделю-две ты не будешь понимать содержание текста, но постепенно все придет в норму.

 2. Следуй за белой указкой 

Несмотря на то что тебе кажется, будто твои глаза при чтении плавно движутся по строке, в действительности зрачки совершают регулярные остановки через каждые 1,5—2 слова (кажущаяся плавность достигается за счет способности глаза оставлять на сетчатке увиденный образ). Хотя эти притормаживания и кратковременны, в сумме они могут занимать до двух минут на одну страницу.

Чтобы снять глаза с тормозов, используй особенность, приобретенную глазом в процессе эволюции. Помимо всего прочего, самый первый глаз был создан много миллионов лет назад еще и для того, чтобы улавливать движение (второй глаз был создан только для симметрии). Именно в движении и заключена основная информация о происходящем вокруг.

Возьми в руку карандаш и, ведя им под строкой, начни читать текст. Глаз, уловив движение, бросится за указкой, попутно читая то, что ты ему подсунул.

Освоившись с первоначальной скоростью, каждый раз ускоряй движение указки. Постепенно глаза привыкнут к возросшей нагрузке, и скорость заметно увеличится.

3. Не отступать 

«Кроме периодической фиксации взгляда и проговаривания самой распространенной ошибкой неискушенного читателя является регрессия глаз», — говорит Юлия. Определенное время при чтении занимает «отскок» зрачков влево для того, чтобы перечитать еще раз уже пройденное слово, которое, как тебе подсознательно кажется, ты пропустил или не понял.

Пристраститься к такому способу чтения ты мог в начальных классах школы и к настоящему времени уже не осознаешь этого, как не замечаешь давно выработанные рефлексы.

Здесь тебе пригодится визитная карточка, уже два года валяющаяся на столе, которую ты время от времени машинально перечитываешь, хотя и знаешь, чем там все заканчивается. Переверни визитку обратной (пустой) стороной, чтобы тебя не отвлекали буквы. Теперь начни читать любой попавшийся текст, закрывая каждое прочитанное слово карточкой (рис. 1).

Стремиться к понимаю текста необязательно. Сейчас для тебя важнее научиться не дать глазу совершить скачок в обратном направлении.

Как развить навык скорочтения: 7 простых упражнений

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Как научиться читать быстрее

Как научиться читать быстрее

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько интересных книг, и все хотелось бы прочитать, но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали Наполеон Бонапарт, Оноре де Бальзак, Альберт Эйнштейн, Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент Теодор Рузвельт, читающий с невероятной скоростью, разработал собственную методику скорочтения, которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Научиться скорочтению можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию 

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно. 

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Как научить ребенка скорочтению: обзор методик

Если на заре своего возникновения техники быстрого чтения были ориентированы исключительно на взрослых, то сегодня набирают популярность центры скорочтения для детей. Ведь любой новый навык проще осваивать в детстве, когда еще не накопились ошибки, тормозящие его освоение. Вы замечали, как при чтении ребенок непроизвольно запинается, переставляет буквы и слоги, «глотает» окончания? Такие ошибки резко снижают скорость чтения. Скорочтение позволяет не только устранить такие ошибки, но и увеличить скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет того, что устраняются «тормоза». Где же лучше всего обучать ребенка такому полезному навыку?

Центры и методики обучения скорочтению

Центры и школы обучения скорочтению есть во многих крупных городах. Признанными же центрами обучения скорочтению являются Москва, Санкт-Петербург и Уфа. В Санкт-Петербурге наиболее известны школа Натали Грейс и филиал школы Олега Андреева, в Москве – школа быстрого чтения Олега Андреева, с которой, собственно, и началось обучение скорочтению в коммерческих масштабах, а также школа рационального чтения.

Многие школы обучают скорочтению по авторским методикам, другие берут на вооружение уже хорошо известные приемы обучения скорочтению. Так, например, среди авторов методик можно назвать Шамиля Ахмадуллина. Ахмадуллин скорочтение развивал в Уфе, теперь его методика применяется и в Москве. Популярна и методика Олега Андреева. Вообще же школ, курсов и методик скорочтения множество, но большинство из них основывается на следующих приемах:

  1. Устранение остановок, возвратных движений глаз;
  2. Умении мгновенно выделять главную мысль текста и отсекать ненужную информацию;
  3. Просмотровое чтение;
  4. Расширение поля охвата зрения. В результате специальных тренингов человек учится охватывать взглядом от 2-3 слов до целой страницы.

Из методик можно отметить следующие:

  1. «Пристрельная». Учит пости мгновенно просматривать текст и находить в нем незнакомую, но важную информацию.
  2. Нахождение в тексте ключевых слов, или «чтение через слово». Здесь главное – найти основные тематические фразы, чтобы хорошо запомнить текст.
  3. Развитие зрительной памяти. Учит читать целыми словами и фразами.
  4. Фоточтение – просматривание текста с определенной скоростью.

Скорочтение для детей: упражнения

  1. Начать можно с чтения слов наоборот. Это тренирует внимание. Сначала предложите ребенку читать таким образом короткие слова, постепенно переходите к длинным и сложным словам.
  2. Чтение перевернутого текста: страница переворачивается вверх ногами. Задача ребенка – этот текст прочитать. Помогает сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.
  3. Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Сначала эти слова пишут, потом просто произносят. Отыскав их, ребенок должен их обвести в кружок или подчеркнуть.
  4. Игра в прятки. Взрослый начинает читать текст с любого места, называя только страницу, ребенок должен найти место, где читает взрослый и подстроиться под его чтение.

Как научиться скорочтению: популярные методики

Сейчас жизнь протекает в бешеном темпе и требует практичного подхода к трате драгоценного времени. Поэтому сейчас так популярны методики тайм-менеджмента и скорочтения. Развитие скорочтения — уже не прихоть, а необходимый навык, который важно освоить каждому, независимо от возраста. Вопреки распространенному заблуждению, скорочтение не является каким-то «фантастическим даром» и освоить технику могут не только единицы. На самом деле, это просто как для детей, так и для взрослых, главное — время и терпение в ходе обучения.

Принципы скорочтения

Научиться быстро читать — посильная задача для любого человека. Весь процесс обучения скорочтению построен на следующих принципах:

  1. Подавление субвокализации — мысленное проговаривание текста при чтении про себя. При этом вырабатывается способность распознавать слова по их визуальному типографическому образу.
  2. Расширение области зрительного восприятия. Специальные упражнения улучшают периферическое зрительное восприятие, благодаря чему читатель получает возможность охватывать большее количество слов, вплоть до целой строки. Меньшее число перевода взгляда во время чтения позволяет повысить его скорость и снизить утомляемость.
  3. Избавление от «регрессий» — возвратных движений глаз во время чтения, перечитывание пройденного текста. Этот навык тесно связан с развитием памяти.
  4. Обучение концентрировать и удерживать внимание на процессе чтения. Для этого читатель учится подавлять внутренний диалог и не реагировать на внешние раздражители.
  5. Овладение техникой поверхностного чтения (просматривание), благодаря которой читатель быстро находит ключевые слова и фразы в тексте, содержащем малую информативную плотность. Данный навык считается наиболее сложным в освоении, поскольку одновременно затрагивает несколько познавательных процессов.

Как освоить скорочтение в домашних условиях

Чтобы научиться быстро читать, не обязательно заниматься в специализированных учебных учреждениях, достаточно выделить немного свободного времени для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Современная доступность информации позволяет найти необходимые материалы: упражнения, книги, правила и секреты скорочтения. С помощью полученной информации можно легко составить график занятий и найти методики, которые подойдут именно вам. Выбор методик, в первую очередь, зависит от возраста учащегося — для взрослых и детей существуют некоторые различия при обучении скорочтению.

Методики скорочтения для взрослых

Желание обучаться скорочтению в зрелом возрасте — похвальное стремление. Простой навык экономит уйму времени, которое можно использовать для других важных дел. Однако взрослым ученикам прихо

5 способов увеличить скорость чтения у школьников за 15 минут в день

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня. В начальной школе детей поджидает срез по технике чтения: с её помощью учитель проверяет, как быстро школьник вникает в текст и может ли воспринимать его без ошибок. Вместе с преподавателем Полиной Булатовой выбрали способы, которые помогут улучшить скорость чтения в начальной школе всего за 10-15 минут в день.

Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня.
Источник

Скороговорки

Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.

Самое классное, что скороговорки можно запоминать где угодно: по дороге в школу, на музыку, танцы и карате или утром, во время завтрака.

Примеры скороговорок

Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.

  • У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики.
  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.

Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун»

Дыхание

Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе.

Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание.
Источник

Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.

  • Пусть ребенок сделает глубокий вдох и на выдохе произносит как можно больше слов.
  • Если первое упражнение дается легко, подключайте списки слов. Методика та же: ребёнок делает вдох, а на выдохе читает текст или список слов.

Таблицы Шульте

Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.

Таблицы Шульте

Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.

Так ребёнок расширяет угол зрения, тренирует внимание и учится быстрее воспринимать информацию.

«В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Полина Булатова. — Но удобнее скачать приложение на мобильный телефон (AppStore, GooglePlay) и тренировать навык, как появится время: в очереди к врачу, в паспортном столе или магазине».

Целые слова

Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.

Если он будет обращать внимание на ударение, читать по слогам не получится.

Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».

Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».

Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.

Лесенки из слов

Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:

  • коты
  • коты смотрят
  • коты смотрят в окно
  • коты смотрят в окно на облака

Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.

Лесенки из слов
Источник

Ключ к космической скорости чтения — в регулярной практике.

Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книгах «Скорочтение» и «Скорочтение на практике».

Обложка поста отсюда

техники и упражнения для развития скорочтения

Многие родители расстраиваются, что их ребёнок медленно читает. Такой школьник тратит много времени на выполнение домашнего задания, часто отличается низкой успеваемостью. Между тем маме и папе вполне по силам научить ребёнка быстро читать. Для этого нужно желание, упорство и совсем немного ежедневного времени.

Как должен читать ребёнок

ФГОС предусматривает ориентировочные показатели скорости чтения школьников. Так, для первоклассника это 30–40 слов в минуту к концу учебного года, для второклассника уже 50–60 слов (для взрослого человека средним показателем считается чтение 150–250 слов в минуту).

Интересно, что скорость чтения во многом зависит от типа нервной системы (у сангвиника, к примеру, она будет выше, чем у флегматика). Между тем школьные нормы это не учитывают.

Текст недостаточно просто прочитать как можно быстрее. Техника чтения школьников предусматривает и следующие важные критерии:

  1. Осмысленность чтения. Ребёнок должен понимать текст, значение большинства его слов, уяснять смысловую связь предложений, отдельных абзацев.
  2. Правильность чтения. Нет ошибок в произнесении (замены букв, их перестановки, повторов звуков, слогов, целых слов, неправильного ударения).
  3. Выразительность чтения. Читающий обоснованно делает паузы в тексте, подбирает нужную интонацию, произносит слова громко и внятно.

Для успешной учёбы школьнику в целом важно быстро воспринимать текст и при этом понимать его смысл. Такому ребёнку не составит особого труда выучить параграф в учебнике, при этом у него останется больше свободного времени.

Девочка сосредоточенно читает книгу, проводя пальцем по текстуДевочка сосредоточенно читает книгу, проводя пальцем по тексту

Текст важно не просто быстро читать, но и осмысливать прочитанное

Когда следует начинать учить ребёнка скорочтению

Сторонники раннего развития считают, что учить ребёнка скорочтению можно уже в дошкольном возрасте. А вот Вальдорфская школа (методика Штайнера, ориентированная на развитие личности ребёнка, его творческой стороны) полагает, что лучше это делать в 10–12 лет: ведь в начальной школе лучше воспринимается информация, произносимая в обычном темпе речи.

Приняв во внимание оба мнения, можно сказать, что скорочтение лучше начинать тогда, когда сын или дочь уже целиком читает слова (не разбивает их на слоги) и при этом хорошо понимает суть прочитанного. Кто-то это делает уже в первом классе, кому-то требуется больше времени. Но в целом учить ребёнка быстро читать целесообразно уже в начальной школе.

Младшие школьники на урокеМладшие школьники на уроке

Начинать обучение скорочтению оптимально в начальной школе, причём со многими ребятами можно заниматься уже в первом классе

Конкретные техники и упражнения для развития скорочтения

Перед тем как заниматься с ребёнком дома, родители должны продумать структуру каждой тренировки. Она будет состоять из определённых этапов:

  1. Разминка.
  2. Задания на расширение поля зрения и развитие внимания.
  3. Чтение на скорость.
  4. Упражнения на подавление артикуляции и устранение регрессии.
  5. Чтение на скорость.
  6. Заключительная часть.

Каждое занятие длится около 15–20 минут (можно разбивать его на две ежедневных тренировки по 10 минут).

Разминка

Разминка представляет собой чтение текста (не на скорость). Его объём не превышает 100 слов (в зависимости от возраста ребёнка). Задание можно усложнить — пусть малыш читает текст правым и левым глазом попеременно. Затем взрослый задаёт вопросы по содержанию, чтобы активировать работу мозга ребёнка.

Другие варианты разминки — это артикуляционные упражнения, произношение согласных звуков на выдохе.

Упражнения для артикуляционной гимнастикиУпражнения для артикуляционной гимнастики

Один из вариантов разминки — артикуляционная гимнастика

Работа на расширение поля зрения и развитие внимания

Расширение поля зрения позволит школьнику одновременно охватывать глазами большой кусок текста, улавливая его содержание. Для развития этого умения хорошо подходит работа с таблицей Шульте. Она представляет собой квадрат с цифрами, расположенными в произвольном порядке. Для первоклашек достаточно будет девяти квадратов, далее их количество увеличивается до 25 и более.

Задача ребёнка — за 10–15 секунд назвать весь набор цифр, при этом глаза должны быть направлены в центр таблицы. Другой вариант — необходимо найти указанное число, при этом глядя в центр.

Таблица ШультеТаблица Шульте

Работа с таблицей Шульте позволяет расширить поле зрения ребёнка

Для первоклашек можно сделать упрощённую таблицу — в виде рисунков: к примеру, в центре будет солнышко, а вокруг располагаться разные геометрические фигуры.

Что касается упражнений на тренировку внимания, то их существует очень много. Можно использовать следующие варианты:

  1. Повреждённый текст. В тексте убираются или переставляются местами отдельные буквы — ребёнок должен прочитать его не сбиваясь.
  2. Чтение через решётку. Текст закрывается решёткой — многие буквы оказываются скрытыми, при чтении нужно ориентироваться на оставшиеся буквы.На тексте рассказа расположена решёткаНа тексте рассказа расположена решётка

    Решётка закрывает некоторые буквы, но ребёнок всё равно должен прочитать его, ориентируясь на оставшиеся буквы

  3. Половинки. На карточках пишутся двусложные слова (впоследствии трёхсложные), которые затем разрезаются пополам и перемешиваются. Задача — сложить исходные слова.Игра «Половинки»Игра «Половинки»

    Задача школьника — соединить половинки слов

  4. Продолжи цепочку. Мама предлагает ребёнку любое слово. Он должен выделить последний слог и придумать слово, которое будет уже начинаться с него.
    Цепочки из слов, соединённых слогамиЦепочки из слов, соединённых слогами

    Написание цепочек из слов — увлекательное занятие, развивающее внимание

  5. Найди слово. В предложенном тексте школьник находит на время слова на заданную букву.
  6. Анаграммы. Взрослый предлагает ученику простую анаграмму — первая и последняя буквы там будут на своих местах, «перемешаны» только оставшиеся (СОКАБА, ЛЦИИСА, КШОКА). В дальнейшем анаграммы усложняются — РОКЬТАВ, АМОЛСЁТ («перемешаны» уже все буквы). Такое упражнение учит не задерживать взгляд на каждой отдельной букве, а осваивать «скользящее» чтение.
  7. Заколдованные предложения. Здесь уже «перемешиваются» слова в предложении («В саду вишня весной расцвела в нашем», «Гвоздик два кольца посередине два конца»). Задание — восстановить правильный порядок слов.
  8. Старт-финиш. По команде «старт» ребёнок начинает читать текст. По сигналу «стоп» прекращает — закрывает глаза и отдыхает. После следующего старта читать нужно с места остановки.
  9. Из одного длинного слова нужно составить как можно больше маленьких слов (например, «кораблекрушение»).
  10. Слева — длинное слово «вежливость», справа — составленные из него более короткие словаСлева — длинное слово «вежливость», справа — составленные из него более короткие слова

    Составление слов из одного большого развивает внимание и активизирует словарный запас

  11. Разные шрифты. В тексте используются разные шрифты, они даже могут встречаться в одном слове. Школьник должен привыкать читать, не обращая внимания на вид и размер букв.
  12. Разные шрифты в текстеРазные шрифты в тексте

    Школьник должен привыкать читать, не обращая внимания на вид и размер шрифта, сосредотачивая внимание на смысле

  13. Спрятанные слова. Это небольшой кроссворд, представляющий собой прямоугольник с клеточками-буквами. Среди них нужно найти слова (расположены на прямой линии). Ориентироваться ребёнку помогут картинки.Кроссворд «Спрятанные слова»Кроссворд «Спрятанные слова»

    Ребёнок должен найти в прямоугольнике определённые слова, которым соответствуют картинки

  14. Поменяемся местами. Взрослый выступает в роли ученика и читает текст, намеренно допуская ошибки. Ребёнок (учитель) должен следить за чтением взрослого и исправлять его.Мальчик сидит с мамой за книгой и показывает на неё указкойМальчик сидит с мамой за книгой и показывает на неё указкой

    Ребёнок берёт на себя роль учителя и исправляет ошибки взрослого

Естественно, на каждом занятии школьнику не предлагаются сразу все задания. Их нужно чередовать.

Видео: чтение с решёткой — интересный метод улучшить технику чтения

Чтение на скорость

Следующие задания непосредственно направлены на увеличения скорости чтения:

  1. Ребёнку предлагаются две-три строки. Он должен прочитать их несколько раз, последовательно ускоряя темп.
  2. Работа со слоговой таблицей. Здесь горизонтальные строки представляют собой слоги — сочетания одного согласного с разными гласными, по вертикали — один гласный сочетается с разными согласными. Школьник тщательно прорабатывает каждую строку и столбик, читая его вначале медленно, а потом всё более быстро.
  3. «На буксире». Ребёнок читает текст, а взрослый следит пальцем по книге. Постепенно палец начинает двигаться быстрее прочтённых слов, стимулируя ученика ускориться.
Слоговая таблицаСлоговая таблица

Слоговая таблица — отличный тренажёр для увеличения скорости чтения

Упражнения на подавление артикуляции и устранение регрессии

Многие дети читают медленно по причине того, что про себя (или даже шёпотом) проговаривают слова. Бороться с этим помогут такие задания:

  1. Чтение под музыку. Вначале включаются композиции без слов, затем уже песни.
  2. Жужжащий шмель. Школьник одновременно читает глазами и произносит звук «ж-ж-ж».
  3. Постукивание. Предварительно ученик разучивает ритмичный стук, а затем читает текст, отбивая кулачком или карандашом нужный ритм на столе.
  4. Замок. Во время чтения губы ребёнка крепко сжаты, к ним прижат палец (рот можно закрыть ладошкой). Задачу можно усложнить: по команде взрослого «Стоп!» пальчик или ладонь убирается, и слова произносятся вслух.
Палец стучит по столуПалец стучит по столу

Чтобы подавить артикуляцию можно читать под звуковое сопровождение — музыку, собственное жужжание или постукивание по столу

Во всех указанных случаях после чтения ребёнок должен обязательно ответить на вопросы по содержанию текста.

Регрессия — это возврат в процессе чтения на уже прочитанную строку, что, естественно, замедляет темп. Избавиться от таких действий помогут следующие упражнения:

  1. Родитель указывает ребёнку карандашом направление чтения: тот следует за указателем, не возвращаясь назад.
  2. После того как школьник прочитает слово, взрослый его сразу же закрывает.
  3. Ученик сам использует специальную закладку: двигает её сверху вниз по мере прочтения текста.
  4. Мама разворачивает книгу на 90° или 180° — ребёнок старается прочитать текст.

Заключительная часть

В конце занятия можно предложить ребёнку нарисовать рисунок по теме прочитанного текста.

Видео: что способствует скорочтению у школьника

Общие рекомендации по обучению скорочтению

Чтобы обучение скорочтению проходило успешно, родителям нужно учитывать некоторые нюансы:

  1. Заниматься регулярно, но не делать тренировки слишком длинными.
  2. Преподносить задания в увлекательной игровой форме, периодически их менять.
  3. Обязательно хвалить ребёнка уже за самое небольшое достижение.
  4. Обучение скорочтению тесно связано с развитием интереса к книгам: следует предлагать школьнику интересные издания, детские журналы. В этом плане большое значение имеет личный пример взрослых: пусть малыш чаще видит в руках мамы книгу, нежели планшет.

Если решили заниматься с дошкольником

Некоторые родители решают обучать скорочтению своего ребёнка-дошкольника (пяти-шести лет), если он рано начал читать и делает это довольно хорошо. Здесь нужно использовать более щадящий режим тренировок: в процессе занятия давать малышу отдых, использовать больше наглядности.

Мама с дочкой-дошкольницей читают книгуМама с дочкой-дошкольницей читают книгу

Занятия с дошкольниками проводятся в щадящем режиме

Скорочтение — очень полезное умение, которое необходимо ребёнку для успешного обучения в школе и будущей жизни. Ведь оно даёт возможность усваивать гораздо больше информации и получать новые знания.

Скорочтение

Техника быстрого чтенияСегодняшний мир предлагает нам гигантское количество информации и знаний из разных областей, которое нужно уметь быстро и эффективно усваивать. Данный онлайн-курс предназначен для людей, желающих быстро и бесплатно научиться технике скорочтения в домашних условиях. Программа данного курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстрого чтения, которые вы сможете усвоить самостоятельно за несколько недель. Методика наших занятий подходит как для детей, так и для взрослых, и содержит многочисленные техники и упражнения для того, чтобы научиться читать быстрее.

А если вы хотите освоить технику быстрого чтения как можно быстрее и эффективнее, записывайтесь на нашу специальную программу «Быстрое чтение».

Оглавление:

Сложно себе представить, что еще 20-30 лет назад, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, нужно было пойти в библиотеку, взять книги по интересующей вас теме и там искать желаемые материалы. В наши дни достаточно просто задать соответствующий запрос поисковой системе и получить огромное количество информации по интересующему вас вопросу.

Теперь нет проблемы нехватки информации, но есть проблема ее переизбытка, в котором человек теряется. В современном информационном пространстве нужно уметь ориентироваться, чтобы сделать это пространство полезным для себя. Одним из полезнейших навыков является способность быстро, и главное, с пользой воспринимать информацию, которую мы видим в своих ноутбуках, электронных книгах, iPhone, iPad и во всех прочих источниках информации, в том числе газетах и книгах.

Умение быстро прочитать статью, книгу, учебник, а также понять и усвоить материал позволит вам стать эффективнее, успешнее, чем вы были раньше. И главное, это сэкономит ваше время, которое становится одним из важнейших ресурсов. В данном разделе собраны полезные материалы о том, как овладеть техникой скорочтения с высоким уровнем эффективного восприятия информации.

Сегодня потратив время на освоения методов быстрого чтения, завтра вы сможете получать и обрабатывать больше информации, оставаясь хозяином своего сэкономленного времени.

Что такое скорочтение?

Скорочтение (или быстрое чтение) это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза. (Википедия).

Скорочтение 4brain

В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, в школе Олега Андреева, говорится, что пройдя 2 ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги.

Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.

Быстро читать в метро

Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении, как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсы, школы, тренинги и специальные центры, а также не читая учебников по быстрому чтению – многих из них вы даже знаете, это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и многие другие. Поэтому попробуйте сначала научиться сами, тем более для вас это ничего не будет стоить.

А как быстро читаете вы?

Предлагаем вам проверить, насколько вы быстро читаете. Для этого прочитайте текст в упражнении ниже и ответьте на несколько вопросов на его усвоение.

Описание курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения. Наиболее полезен такой навык скорочтения для изучения интернет-ресурсов, информационных статей, для чтения газет, журналов, научно-популярной литературы, учебников. Быстрое чтение позволит вам не только читать тексты быстрее, но и лучше осваивать информацию – находить ее и запоминать в порядке приоритетности.

Данный тренинг предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). Курс состоит из 5 этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро. Для овладения навыком важно больше практиковаться – читать статьи на интересных вам ресурсах (например, понравившиеся разделы в Wikipedia), читать газеты, журналы, учебники – уделять этому не менее получаса в день дополнительно.

При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете существенно увеличить скорость и качество чтения.

Как учиться читать быстро?

Курс по скорочтениюЧтобы научиться читать быстро на этом сайте, просто выполняйте упражнения, описанные в 5 уроках. Если пытаться обобщить различные техники по обучению быстрому чтению, то процесс освоения этим навыком можно разделить на 5 частей (это и есть 5 уроков). Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости вашего чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов.

Для начала посмотрите все уроки, попробуйте выполнить упражнения, если какой-то навык вам дается быстро, то не останавливайтесь долго на данном уроке. Например, многие люди не испытывают проблемы с вниманием при чтении и способны сразу перейти к Уроку 2. Уделяйте больше внимания тем урокам и упражнениям, которые:

  1. кажутся вам полезными
  2. вызывают у вас затруднения.

Необязательно проходить упражнения в такой последовательности, которая указана в уроках, главное достичь поставленной цели для каждой части.

5 уроков быстрого чтения

5 навыков, полезных для быстрого чтения, которым вы сможете научиться на нашем сайте:

1. Концентрация внимания (УРОК 1)
Вы, наверное, замечали, что интересная книга читается на одном дыхании и быстрее скучного учебника. Также, к примеру, при чтении интересной книги вы постепенно ускоряетесь, погружаясь в процесс чтения… Внимание для скорочтения очень важно, а главное, его можно тренировать.

2. Подавление артикуляции (проговаривания текста) (УРОК 2)
У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если Вы хотите прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.

3. Совершенствование зрительных навыков (УРОК 3)
Умение видеть весь текст сразу в абзаце или даже на странице, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») – это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать, а в жизни они могут пригодиться и при вождении автомобиля, в игровых видах спорта и т.д. В уроке представлены специальные таблицы и тренажер для тренировки скорочтения.

4. Быстрое чтение и управление информацией (УРОК 4)
Не секрет, что большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую вы должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако вы можете ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.

5. Скорочтение и развитие памяти (УРОК 5)
Когда вы научитесь читать быстро, вы сможете осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно, при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.

Кроме того, на сайте представлены дополнительные материалы по быстрому чтению: книги и учебники, видео, тренажеры и программы, материалы для скачивания, а также статьи с комментариями и отзывами из социальных сетей.

Желаем вам успешно научиться быстро читать!

 

Перейти к первому уроку

 

Курс по скорочтениюЕвгений БуяновКурс по скорочтениюДмитрий Гераськин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *