Методики обучения чтению ребенка
Одной из проблем в обучении детей, выделяют проблему обучения чтению. Многие родители пытаются самостоятельно обучать детей чтению. Начинают учить с ними буквы. В результате дети знают алфавит, а читать не могут. Умение читать не обеспечивается только знанием букв. В начальной школе проводится диагностический контроль, который позволяет выявить сформированность навыков чтения. Это контрольное чтение, проще говоря, чем больше ребенок прочитает слов за определенное время, тем лучше. Но, к сожалению, многие педагоги упускают контроль и оценку понимания детьми прочитанного текста. Ребенок должен осмыслить прочитанный текст и посредством рефлексии использовать его содержание для своего дальнейшего развития. Так как же обучить ребенка чтению, чтобы были задействованы и развиты все необходимые психические функции. Рассмотрим основные методики обучения чтению детей.
Фонетическая методика обучения чтению ребенка
Ее основой является обучение правильному произношению букв и звуков, затем происходит переход к слогам, и только потом к целым словам. По этой методике обучали детей раньше, но и сейчас многим ближе именно эта
- Учимся слышать и различать звуки.
- Учимся, какими буквами записывают звуки.
- Складываем звуки в отдельные слоги.
- Учимся читать слова, а уже затем и предложения.
Благодаря этой методике ребенок будет слышать, и выделять слоги в словах, она способствует развитию «чистой» речи ребенка. Учиться читать можно даже без особых приготовлений и условий, упражнения, возможно, выполнять, гуляя с ребенком на улице.
Лингвистическая методика обучения чтению ребенка
Дети, придя в школу, уже имеют определенный запас слов. Предполагается, что лингвистическая методика обучения чтению ребенка может успешно использоваться, если лексикон малыша достаточно широк. Сначала используются простые слова, которые как произносятся, так и пишутся. Например «кот». Читая, ребенок учится делать соответствие между звуками и буквами. Обучение направлено на укрепление и формирование зрительного навыка. Так как имеется связь между письменными буквами и речью.
Методика обучения чтению ребенка целыми словами
Еще ее называют методом Глена Домана. Здесь, слова не разбиваются на составляющие, ребенку показывают и называют слова, которые он должен запомнить. Ребенок, увидев много раз написанное слово, и услышав, как оно звучит, в дальнейшем сможет его прочитать. Просмотрев и запомнив много слов, автоматически начнет читать. Показывать слова, написанные красным шрифтом, Доман рекомендует уже младенцам. Он считал, что это ускорит интеллектуальное развитие ребенка. Когда словарный запас ребенка достигает примерно пятидесяти слов, ему предлагают прочитать текст, который состоит из знакомых и незнакомых слов.
Методика обучения чтению ребенка целым текстом
Есть сходство между методикой Глена Домана и методикой целого текста. Эта методика обучения чтению основывается на языковых умениях ребенка. Ребенок, читая книгу, встречает новые слова, с помощью картинок он должен понять значение этого слова. Процесс не утомителен для детей, так как не нужно изучать различные правила. Считается, что дети даже самостоятельно могут овладеть навыками чтения, с помощью этого метода.
Обучение чтению ребенка по методике Зайцева
Обучение чтению по методике Зайцева, рассчитано на детей от двух лет. Пение и чтение по складам – это основа методики. Детки поют написанные на кубиках и таблицах склады. Склад – это пара звуков. Например: согласный и гласный, согласный и мягкий знак или твердый. Они написаны на кубиках, которые различаются по цвету, звуку (звонкие, глухие, шипящие и т.д.), размеру. Это дает возможность детям на практике почувствовать разницу между звуками. Обучаться в игре с пением, наилучшая возможность достичь эффективного результата, малыши быстро осваивают правила фонетики. Сначала складывают слова и поют — взрослые, а дети повторяют. Как полагает сам автор данной методики, детям в возрасте от двух до трех лет, потребуется 6-9 месяцев, чтобы научиться читать, а дети старшего дошкольного возраста освоят чтение уже через 5-6 занятий.
Следует учесть, что все методики обучения чтению детей имеют свои преимущества и недостатки, которые надо учитывать. Но все они предполагают расширение словарного запаса ребенка, формирование монологической и диалогической речи, обучение логически мыслить. Но обучение чтению должно быть желанием самого ребенка. Задача родителей – не отбить интерес к этому занятию у детей. Так же нужно обратить внимание на индивидуальные особенности ребенка. Положительный эмоциональный контакт поможет сделать занятия наиболее интересными.
Автор статьи: Макарова Светлана Владимировна
Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Всё, чего я достиг в жизни,
стало возможным, благодаря книге.
Ричард Бах
Заботливые родители дошколят озадачиваются вопросом: а нужно ли учить читать и писать ребенка до школы? Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка читать до школы, другие советуют налегать на алфавит чуть ли не с пеленок. Попробуем разобраться…
Главной задачей для всех воспитывающих взрослых должно стать формирование всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. В настоящее время большинство педагогов и родителей понимают необходимость, как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгой ребенок не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и получает духовное развитие, приобщается к сокровищам литературы, искусства, у него происходит формирование высоких эстетических чувств и качеств. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребёнка. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Читающий ребенок учится пользоваться информацией и исследовать ее. Чтение способствует развитию речи, умению правильно формировать свои мысли, анализировать. Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения. Таким образом, читать нужно и полезно, далее рассмотрим вопрос об актуальности обучения чтению в дошкольном возрасте.
«Как хорошо уметь читать…» Все мы помним строчки любимого детского стихотворения, а ведь, действительно, хорошо, когда малыш умеет читать сам, и не потому, что «Не надо к маме приставать…», а потому, что это одна из первостепенных задач при подготовке ребёнка к школе — побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. Важное место также принадлежит и развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, привить любовь к книге. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте также имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
В дошкольном возрасте речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат — плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Актуальность обучения чтению в дошкольном возрасте обусловлена и возросшими требованиями школ, особенно гимназий и лицеев к будущим первоклассникам. Одним из требований является умение читать и готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу. Обучение чтению в дошкольном возрасте способствует развитию природной грамотности. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям школьной жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Далее рассмотрим вопрос: когда же можно начинать учить ребенка читать?
Многие родители, да и педагоги, торопятся в 3–4 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцать первого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет еще слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Он не может пока почувствовать и понять всю красоту и богатство печатного слова. Желание форсировать обучение ребенка педагоги Ф. А. Сохин и А. М. Фонарев называли «искусственной акселерацией».
Исследования профессора И. А. Аршавского, педагога Н. М. Аксарина, психолога Л. С. Выготского показали, что пятый год жизни ребёнка является периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему целесообразно вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в старшем дошкольном возрасте.Чтобы ребёнок мог грамотно писать, он должен представлять, что предложение составляется из слов, слова — из слогов и расположенных в определённой последовательности звуков. Только научившись складывать речевые звуки в слоги и слова, ребёнок может усвоить навыки чтения.
К. Д. Ушинский сказал об этом так: «Только тот сможет сознательно писать и читать, кто усвоил звуко-слоговое строение слова».
Поэтому важно, как можно раньше донести до ребёнка понятия «буква» и «звук», научить его выделять эти элементы из состава слова, различать всё многообразие согласных и гласных, глухих и звонких, мягких и твёрдых звуков, к заданным звуковым схемам подбирать слова. То есть для того, чтобы ребёнок быстро и легко освоил чтение и письмо, избегая при этом типичных ошибок, необходимо научить его прежде звуковому синтезу и анализу. А это, в свою очередь, возможно на базе устойчивого фонематического восприятия любого звука родной речи.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Для успешного обучения чтению старших дошкольников у них должны быть достаточно сформированы такие качества, как правильное звукопроизношение, навыки фонетического анализа и синтеза, фонематическое восприятие, а также высокий уровень развития активного словаря, усвоение грамматической системы родной речи и высокий уровень произвольности действий. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, в этом и состоит целесообразность обучения чтению старших дошкольников.
Ребенка надо не просто обучать, а обучать правильно, чтобы не отбить охоту к чтению в будущем, сделать процесс чтения приятным.
Самое главное в процессе обучения чтению и грамоте — создать комфортные условия для личности ребенка. Это залог успешного обучения. Поэтому обучение чтению можно рассматривать, как деятельность прикладного значения, осторожно только по желанию ребенка в игривом плане входящую в его жизнь. Занятие должно состоять не только из чтения слогов, слов или предложений. Необходима смена видов деятельности: почитали, написали буквы или слова, что-то закрасили, полепили, выполнили задание на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), подвигались и т. д. Нужно выбирать подходящий момент для обучения. Ребенок должен быть в хорошем настроении и не уставшим. Как только взрослый замечает, что ребенок отвлекается, необходимо прекратить занятие, даже если еще не прошло отведенное время. Нельзя ругать малыша и сравнивать его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.
В ребенке важно растить читателя, обязательно каждый день следует ему читать стихи, сказки, рассказы. Каждодневное чтение приобщает ребенка к книгам, показывает, как это интересно и полезно — уметь читать.
Не нужно стремиться сделать из ребенка «начитанного всезнайку», это не оправданно. Когда взрослые дают читать всё подряд, не сообразуясь с возрастом и возможностью дошкольника правильно воспринимать весь объём сведений, тогда он не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредотачиваться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного.
Следует помнить, что дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом.
Заложенные в дошкольном детстве мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние общества в целом, поэтому к выбору литературы для самостоятельного прочтения ребенком нужно подходить серьезно и тщательно. На начальном этапе для самостоятельного чтения ребенку нужно предлагать рассказы и сказки, ранее прочитанные ему взрослыми.
Для ребенка важно внимание к его деятельности. Он станет заниматься с большим удовольствием, если взрослый будет принимать непосредственное участие в его занятиях и радоваться его успехам. Необходимо завести тетрадь достижений и регулярно отмечать успехи ребенка. В конце занятия обязательно нужно похвалить ребенка за его «работу», отметить его достижения. Не надо бояться перехвалить.
Таким образом, обучение чтению и грамоте в дошкольном возрасте способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, формирует природную грамотность, выступает одним из условий успешной адаптации к школе. Однако следует помнить, что навык письма и чтения, приобретенный в дошкольном детстве, приносит пользу личности ребенка только в случае грамотного подхода к процессу обучения.
Литература:
- Гвоздев А. Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2008.
- Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007
- Сохин Ф. А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2009. 4. Сохин Ф. А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008. С.173–177.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, дошкольное детство, чтение, процесс обучения, родной язык, успешное обучение, процесс чтения, обучение, школа.
«Обучение чтению детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей детского сада.
«Обучение детей дошкольного возраста чтению».
Автор: Камышенкова Вера Борисовна.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко».
Г. Рассказово Тамбовская область.
Описание. Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д.Б. Эльконин.
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом. Встаёт вопрос, а с какого возраста начать знакомство со звуками и буквами? Тем более, что сейчас в детских садах работают платные дополнительного образования кружки. Как известно в каждой группе дети одного возраста, но это не значит, что все одинаково умственно развиты. Поэтому один и тот же учебный материал усваивается детьми по-разному. Кто- то с интересом работает на занятии и продвигается вперёд, а кому-то в тягость, он «топчится» на месте из-за того, что ему сложно понять, о чём идёт речь. И ещё плохо работают дети с отклонениями в речи, у которых не поставлены звуки. Такие дети не слышат звуков в словах, путают глухие и звонкие звуки, отстают в усвоении материала. Также влияют индивидуальные особенности ребёнка. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей.
Психологи считают, что в 4 — 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 — 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. Я, как практик, с этим не согласна. По моему мнению у детей происходит механическое запоминание букв. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать. Обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Внимание у детей в этом возрасте рассеянное, наступает быстрая утомляемость, пропадает интерес, ребёнок начинает отвлекаться и искать себе другое занятие. Поскольку буква для ребёнка является просто ещё одним предметом окружающего мира, непонятным значком, ему трудно осознать, зачем, нужны буквы и зачем их надо запоминать.
Однако совсем не всегда дети могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов.
Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У детей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.
Родители же эти факторы не берут во внимание. Они считают, что если заплатили деньги, то педагог обязан научить каждого. Да, я согласна с этим. Но без помощи родителей и взаимосвязи с ними не получится. Требования должны быть едиными с обеих сторон. Поэтому педагог на собраниях, через папки передвижки, консультации начинает знакомить родителей с процессом знакомства звуков и букв, предлагая и показывая им различные игры по знакомству со звуками и буквами. Проводит различные формы работы с родителями: круглый стол, тренинг, открытый просмотр НОД, привлекает их к совместной подготовке и проведению праздников и развлечений.
И ещё ребёнок должен видеть, что родители тоже заинтересованы в его обучении, вместе с ним играют в словесные игры, помогают печатать буквы, закрепляют графический образ букв и т.д.
Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.
Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать.
Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам. Для него чтение – это нелегкий труд. Надо набраться терпения, проявлять ласку и любовь к ребёнку во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, надо учить складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.
Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. Поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими 10-15 минут. Не больше. Так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у ребёнка читать.
Хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы, чтобы вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Для ребенка чтение — это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.
Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать, увидев другой. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное — разнообразие цвета и шрифта.
Не перегружайте его. Всегда следите за количеством информации, которую ребенок прочитал во время обучения.
Главный совет для родителей. Если чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы — выйдите из комнаты, попросив кого-нибудь продолжить занятие, или прервите его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит информация еще не дошла, не осознана. Не давите на него. Ему от этого не легче, а вам потом хуже будет.
Чтение— это главная дорога в страну знаний. Всё обучение ребёнка будет основано на умении понимать написанное, на его способности вычленять смысл текста. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
Методы обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста
Методы обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом.
Чтение является базовым навыком , а также средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Эффективность работы с самыми разнообразными текстами зависит от приемов смысловой переработки. Процесс чтения включает в себя две стороны: одну, которая находит свое выражение в движение глаз и в рече- звуко-двигательных процессах, и другую, выражающуюся в движении мыслей, чувств.
В наше время существует множество букварей и азбук, а в интернете десятки описаний различных приемов обучения чтению и авторских программ обучения. Позже мы рассмотрим несколько популярных авторских методик. Но изначально выделяются основные методы обучения чтению:
-аналитико-синтетический метод, базирующийся на звуковом анализе. В основе –обучение произношению букв и звуков, а когда накапливает достаточно знаний, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.
-глобального чтения (или метод целых слов). При использование этого метода детей не учат ни названию букв, ни звуков. Детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие.
Пожалуй, самый известный педагог практиковавший этот метод-Глен Доман. На карточках пишутся слова, затем эти карточки показываются ребенку. Доман утверждал, что, увидев несколько раз написанное слово, ребенок навсегда запомнит, как оно пишется и сам выведет правило чтения.
-Лингвистический метод. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и этот метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.
Интерактивный метод обучения чтению, реализующий лингвистический подход- метод Мура. Ребенку дается специальная печатная машинка. Эта машинка произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так далее –писать, читать и печатать. В качестве замены такой печатной машинки может использовать аналогичные интерактивные пособия.
-Послоговый (фонологический подход) и их различные модификации.
В современной педагогике именно Николай Зайцев положил начало широкому использованию фонологического подхода. Николай Зайцев определил склад как единицу языка. Склад- это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, звуку, который он издает. Это помогает почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
Сейчас в педагогике используется большое количество различных приемов и методик при обучении чтению, и конечно, не существует универсального метода обучения, подходящего абсолютно всем.
Хочется отметить, что самое важное, какой бы метод для обучения вы бы не выбрали, самое важное –чтоб чтение стало не только вынужденным действием, но и неотъемлемой частью жизни ребенка.
Методическая разработка (старшая группа) по теме: Обучение детей дошкольного возраста чтению
Авторская Программа
Тема: » Обучение детей дошкольного возраста чтению » .
Разработала:
Воспитатель
Дудченко О.С.
Воронеж 2016
Предисловие
Основной вопрос для мам и пап состоит в том, как правильно научить ребёнка читать?
Я в своей методике предлагаю детям научиться читать без всяких слёз, упрёков и обид. Ведь все должны понимать, что главное для ребёнка — это игра.
Вот это я взяла для основы в своей работе. Чтобы ребёнок не терял интереса, надо заниматься с ним регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти — десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Но обязательно проводить занятие нужно в виде игры — ребёнку должно быть легко, интересно и не скучно.
Прежде чем приступить к технике чтения, я с ребёнком в первую очередь учу алфавит, произношение всех букв. Очень хорошо поможет в этом демонстрационный материал.
Я использую карточки. Сперва конечно это могут буквы с картинками, т.к. это способствует быстрее узнать предмет и связать его с буквой. Самое главное ребёнка научить правильно называть буквы : Например:
Арбуз — » А «
Дом — » Д» и т.д.
Конечно же я сразу применяю игру- попрошу назвать его букву » а » , при этом не подсказывая ему. Ребёнок должен научиться самостоятельно отыскивать нужную букву. Если у него не получается, ему, конечно, нужно помочь.
Как легко ребёнка научить читать по слогам?
Существует множество методик обучению дошкольников правильному чтению, но я, как правило придерживаюсь самому главному и простому: обучая ребёнка читать по слогам, я отдаю предпочтение обычной азбуке. Эта книга является эффективным помощником для ребёнка, который учиться понимать , как складывать буквы в слоги, слоги — складывать в слова, а эти слова — в целые предложения. Моя Азбука представлена в моей авторской программе. Картинок в книжке не много и они представлены в чёрно – белом цвете, но их вполне хватает, чтобы ребёнку не было скучно. Так же конечно я использую разнообразный дидактический материал в цветном изображении, чтобы занятие превратить в увлекательную игру.
Последовательность моего чтения такова :
- На первых занятиях мы сначала учим с ребёнком открытым гласным звукам – А, О, У, Э, Ы. Далее приступаем к твёрдым согласным. Это нужно для того, чтобы ребёнок научился быстрее складывать буквы в слога. Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С. Обязательно мы повторяем на каждом занятии пройденный материал. И конечно это всё проходит в игровой форме. Сначала мы приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы научить ребёнка чтению, нужно научить с простых слогов, в которых всего 2 буквы : ма, ла, ра. Ребёнок должен усвоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. Вначале учим открытие слоги, и только потом уже закрытые : ав, ам, уп.
- И только после того, как освоены все открытые слоги, приступаем к более сложным слогам, т.е. закрытым, которые начинаются с гласной буквы ав, ам, уп.
- На третьем этапе , когда освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов : « ма – ма».
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВИЛО:УЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ. ЭТО ЗАЛОГ ТОГО, ЧТО ОН ХОРОШО НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ.
Ну и конечно, самый главный вопрос: « В каком возрасте начинать с ребёнком учиться читать?». Я вам отвечу как опытный воспитатель, конечно же с 5- 6 лет. Это также важно и с точки зрения психологии. Если ребёнок научится читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.