Может ли несовершеннолетний стать крестным
У меня есть подруга и я хочу что бы она была крестный моего родного брата, ей 13, может ли она быть крестный и кем мне будет приходится после крещения?
Ольга
Добрый день, Ольга!
Крещение – это церковное таинство, при крещении вы выбираете своему ребенку вторую мать и второго отца, если можно, так выразиться, поскольку, если в течении жизни случиться так, что вы не сможете больше заботиться о своем ребенке именно крестный отец и крестная мать ре6бенка должны будут заменить ребенку родителей.
Но так или иначе, по канонам Православной Церкви к крестным родителям также предъявляются некоторые требования, во-первых, присутствовать на процедуре, то есть, «заочно» стать крестным ребенка не получиться. Такого понятии в Православной Церкви Крестными могут сеть близкие родственники ребенка , например, бабушки, дедушки, дяди и тети ребенка.
Стоит подойти к вопросу о крещении ребенка со всей ответственностью, также к выбору крестного отца и матери, к сожалению ваша подруга стать крестной для вашего ребенка не сможет, поскольку несовершеннолетние дети не могут стать крестными родителями. Увы, таковы правила.
Помимо этого крестными ребенка не могут стать люди, которые находиться браке, либо собираться вступить в законный брак, поскольку крещение исключает такого рода связь между крестными родителями ребенка.
Помимо этого женщинам в дни месячных не рекомендуется посещать церковь и участвовать в таинствах, но если все же так случилось, то об этом обязательно необходимо рассказать на исповеди.
Как правило, по традиции выбирают двух крестных родителей, совершенно очевидно, что – это должно быть не посторонние люди ,, но Православной Церковью запрещается при выборе крестных родителей для ребенка руководствоваться личной выгодой, алчностью или же жаждой наживы.
Крестной ребенка также может стать и беременная женщина, в данном случае никаких запретов по данному поводу не существует.
Также крестным отцом ребенка , при желании родителей, может стать и священник – сейчас такое встречается достаточно часто. Тем более, что нет определенных ограничений по поводу того сколько именно раз человек может становиться крестным отцом или матерью.
С уважением, вероника.
Полезный совет?
Расскажите друзьям
Можно ли стать крестным в 14 в Христианстве?
Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию. Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.
У меня знакомая братика в 11 крестила
Ничего и не запрещено отказывать. Если человеку не по силам такая ответственность — зачем же ее на себя брать? В 14 лет, да и в 44, далеко не всякий человек может научить крестника основам веры, праведной жизни. Нельзя ввязываться в дело, которое не по силам.
Можно ли в 14 лет стать крестной и что делать?
Вопрос читателя:Доброго времени суток.
Извините, что спрашиваю, ведь, наверняка, вопросы подобного рода уже были. Но я всё же надеюсь, что Вы ответите, ведь для меня это очень важно.
Моя сестра собирается крестить своего сына и предложила мне стать крёстной. Это моя заветная мечта и, конечно, я согласилась.
Пожалуйста, скажите, могу ли я ею стать в 14 лет и, если да, каковы мои обязанности? Что я должна сделать/купить перед таинством и после него? Какие молитвы выучить? Как я должна одеться? Могу ли накраситься? Что должно быть с собой? Нужно ли проходить какое-нибудь тестирование перед обрядом? Если да, то где это можно сделать?
Извините, пожалуйста, за большое количество вопросов. Я знаю, что есть много форумов, где я могу найти ответ, но я очень боюсь наткнуться на ложную информацию.
Очень жду Вашего ответа.
И заранее спасибо огромное!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Дорогая Виолетта, если Вы человек крещеный и церковный и сможете исполнять обязанности крестной, то да можете. У нас есть целая подборка материалов о Таинстве Крещения, Вы можете почитать их здесь, и настоятельно советую Вам это сделать.
Главные обязанности крестной – учить крестника вере, помогать ему в его церковном пути, наставлять, следить, чтобы ребенок регулярно причащался, а со временем (лет с 7) начал исповедоваться и вести нормальную духовную жизнь. “В первую очередь крестному отцу и крестной матери нужно знать веру Христову и, более того, жить этой верой. Потому что наша вера не столько в наших словах, сколько в наших делах, в самой нашей жизни. Если крестные не живут верой, каким образом они смогут открыть веру своему крестнику?” читать далее
“Для крещения девочки или мальчика нужна новая белая рубашка, для младенцев – распашонка, которая либо специально шьется для этого события, либо приобретается в храме. Также необходимо взять нательный крестник, пару полотенец. Необходимо определиться, в честь какого святого будет наречен ребенок после крещения” читать далее Купить это можете и Вы, и родители, и любые родственники малыша. Ответы на все Ваши вопросы Вы найдете в материале, на который ведут вторая и третья гиперссылки в моем ответе.
Макияж сделать можно, но умеренный, сдержанный.
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке: фрагмент фото spbpda/www.flickr.com
Со скольки лет можно быть крёсной? Мне предложили крёстить двоюродную сестру,а я не знаю со скольки лет,так как мне 13!
в каждой церкви свои порядки, надо придти в ту, где крестить будете и у батюшки узнать
если ты крещёная, то можно!!!! Это замечательно!!!
Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.
Я стала крестной своей родной сестры в десять лет! Обе счастливы…
У моего мужа крестная… ей было 11 лет, когда она его крестила.
Вообще на сколько мне известно крестные родители-это те родители которые в случаи чего будут растить этого ребенка! ну и от сюда вывод, что вам рано. но это не факт что вам не разрешат.
мне было 10 когда я стала крестной! правда моя мама мне иногда заходила помогала!
Может ли мальчик 14 лет быть крестным отцом?
может конечно! главное, чтобы он осозновал на что идёт и понимал отвественность.
Конечно может
конечно! без вопросов
Я был крёстым своей сестре на 9 лет младше. Примерно в 12-13. Причём сам свинкой болел и в церковь не ходил. Просто родители в церкви записали.
ЛЮДИ!! ! ВЫ ТАКИЕ СТРАННЫЕ!! ! Крёстный отец — это совершеннолетний человек, который несёт перед БОГОМ ответ за кресника! Крёсного не для красоты выбирают, крёстный отец крестника наставляет, ходит с ним в Храм, покупает крестик крёстнику и молиться за него перед БОГОМ! ЭТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ ОТЕЦ!! ! вы думаете ребёнку в 14 лет это надо???
может конечно. но вообще нежелательно. крестный-это духовный наставник…
<a rel=»nofollow» href=»http://www.taday.ru/vopros/» target=»_blank»>http://www.taday.ru/vopros/</a> вот тут можете задавать протоиерию любые вопросы! очень хорошо отвечает! правда на большинство вопросом на сайте уже есть ответ!)
Канонического препятствия не существует, потому как в 14 лет человек становится отроком т. е. с этого возраста он причащается наравне со взрослыми. Но задача крестного состоит не только в том, чтобы сходить в церковь, по крестить и забыть. Крестный родитель берет на себя огромную ответственность в воспитании своего крестника. Во- первых он должен молиться за него, приводить ко причастию, ознакомить с духовной литературой, вообщем помогать духовно естественно до сознательного возраста, пока сам крестник не повзрослеет. Во-вторых в противном случае это грех, который берет на себя человек.
мне 14 и я крёсный сразу 2 мальчиков
Можно ли крестить ребенка если тебе 12 лет?
Возрастной предел для крестных — 14 лет. Восприемники ( крестные) — в Таинстве Крещения свидетели, поручители за веру крещаемого, обязанные наставлять его в правилах христианской жизни. Может девочка 12 лет быть поручителем за веру крещаемого? Может привести ребенка к Богу? Молиться за него, быть примером во всем… Что она сама знает о христианстве? <a rel=»nofollow» href=»http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/kreschenie/obiazannosti_krestnih.shtml» target=»_blank»>http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/kreschenie/obiazannosti_krestnih.shtml</a>
Детей вообще крестить не рекомендуется, тем более если крестник несовершеннолетний.
ффу, ну и вопрос. Я думал — родила в 12 лет и собирается покрестить. А что, запросто нынче может быть. Раз ума нет — можно и залететь в 12, и крестить.
Ребенка крестить неправильно. Он должен ОСОЗНАННО прийти к вере. А если бы он родился в Ираке, его бы без согласия обрезали, и он стал мусульманином?
вероятно она хочет быть крестной… . сходите в храм
нельзя. никому нельзя крестить кого бы то ни было без его на то воли. и где родители у 12ти летней подруги-то? по таким самовольностям ремень плачет.
веру нужо выбират как Иисус в уже соверщеннолетнем и адекватном состоянии, а не по прихоти родственников,
Если он азнает Православную веру, живет по Заповедям, то может. Хотя я бы подождал до 14 лет.
Крещение — не защита, а крест
Многие из нас крещены во младенчестве. У всех есть крестные, хотя мы можем даже не знать, кто они. «Крестный» часто превращается в современном сознании в некое почетное звание, культурный рудимент. И все же как быть, если вас зовут стать им? Кто может быть крестным, а кто — не может ни при каких обстоятельствах? Ограничивается ли его роль участием в Таинстве, и что он должен делать после? Обычай крестить младенцев — какой в нем смысл? И должен ли быть крестный у взрослого? Своим взглядом на тему Крещения и крестных родителей делится протоиерей Алексей Уминский.Отжившая традиция или необходимость?
— Отец Алексей, верующие родители, посещающие храм, в принципе ведь сами могут воспитать детей в вере. Зачем нужны крестные?
— Сегодня необходимость института крестных родителей не очевидна.
Действительно, с одной стороны, мы просто лишились существовавшей раньше традиции, когда крестные родители были продолжением семьи и подспорьем в воспитании детей. Не знаю, сможем ли мы переосмыслить и заново сформировать сегодня этот институт. А пока действительно бывает так, что родители должны быть способны воспитать своих детей в вере без помощи крестных.
С другой стороны, если крестные все же есть, родители иногда и сами не знают, как правильным образом выстраивать отношения с ними! Это проблема и, мне кажется, довольно серьезная.
— А что это была за традиция и откуда она пошла?
— Я не могу вам сказать со всей очевидностью, как это было, потому что живу, как и вы, в XXI веке. Но известно, что традиция восприемников шла из древней Церкви и касалась прежде всего взрослых людей, приходящих ко крещению — тех людей, которых надо было катехизировать, готовить к таинству Святого Крещения. Соответственно, слово восприемников было свидетельством перед христианской общиной о готовности, об искренности намерений новых членов Церкви.
Когда Церковь пришла к практике крещения с младенческого возраста, институт крестных стал претерпевать изменения — свидетельство превратилось в обещание будущей верности младенца Христу.
— В чем состояла главная функция восприемников первоначально?
— Главная функция крестных — быть живым примером христианской веры для своих крестников. Потому что то, что ребенок видит в своих родителях, — это одно, а то, что он видит вне своей семьи, это немножечко другое: ему нужен авторитет вне родительского дома, особенно в подростковом возрасте.
— Неужели на крестных больше ответственности за воспитание детей в вере, чем у родителей?
— Ответственность — в первую очередь на родителях. И всегда так было. Восприемники — нечто дополнительное, они не могут полностью нести ответ за духовное становление чужих детей. Но определенная ответственность, без сомнения, есть. Она заключается прежде всего в том, что крестный должен молиться за своих подопечных и, как я уже сказал, быть им примером.
Но отношения крестных и крестников складываются по-разному, потому что не всегда это бывают близкие люди, не всегда — единомысленные. Чаще всего в современном мире крестные, к сожалению, отдалены от своих крестников. И сами не понимают, что они должны делать.
— Если все же к этому относиться со всей серьезностью, какие требования должны предъявляться к крестным?
— Только одно требование: они должны быть настоящими православными христианами. И, естественно, любить своих крестников. Больше ничего.
— Говорят, что муж и жена не могут быть крестными или что крестные, соответственно, не могут вступать между собой в брак…
— В Русской Церкви у одного ребенка обычно бывает двое крестных — мужчина и женщина. Так сложилось, хотя в православном мире существуют и другие традиции. Канонически допускается, что крестный может быть и только один — одного пола с ребенком. Крестных может вообще не быть. И на самом деле нет никаких церковных канонов, запрещающих мужу и жене быть крестными родителями. И нет никаких канонов, воспрещающих крестному и крестной вступать в брак. Но так как в русской традиции это достаточно жестко закрепилось, в XIX веке были специальные постановления, согласно которым подобные браки совершаются только с благословения епископа.
Вера — единственное условие
— К слову, сколько у человека может быть крестников? Вот он наберет себе десяток…
— Ну вот как я… И ничего с ними сделать не может. И в конечном итоге у него внимания хватает на двух-трех. Но он может за них всех каждый день молиться, как за своих собственных детей.
— Может ли человек отказаться быть крестным из страха, что на него ляжет слишком большая ответственность?
— Знаете, мне кажется, если человек не чувствует сил, желания или любви — лучше пусть откажется. И если он думает только о себе, а не о другом человеке — лучше от таких крестных держаться подальше: хорошим восприемником он точно не будет. Восприемник все-таки должен любить своего крестника прежде всего, и стараться показать свою любовь к нему, а через свою любовь к нему — показать любовь ко Христу. Самое главное, мне кажется, это.
— Если вопрос стоит так: я откажусь, а крестным станет человек неверующий, что станет просто формальностью…
— Неверующий человек не может быть крестным. Даже если его позовут. Он может так называться, но восприемником он не будет. Это нонсенс. Это и надо постараться объяснить родителям, а еще лучше привести их с этими вопросами к священнику.
— Если священник знает, что пришедший человек, будущий крестный, не исповедует Христа, он должен отказать в крещении?
— Священник должен объяснить, что это невозможно, пока родители и крестные не станут Евангелие читать, к Богу обращаться, как-то жизнь свою хотя бы немножечко исправлять, делать ее христианской. Иначе какой смысл крестить детей, если они не будут воспитываться в христианской вере?
— Давайте разберемся, почему же вообще стало возможным крещение младенцев?
— Церковь крестит детей не как правило, а как исключение, ставшее правилом. Крещение — это Таинство, которое должно приниматься как шаг личной веры во Христа. Так что по простой логике крестить ребенка не должно — у него еще нет сознательной веры. Но если у него есть родители и крестные, способные воспитать его в Православии — Церковь, доверяя их вере, совершает это Таинство.
— Но по какой причине это исключение стало правилом?
— По той причине, что со временем появлялись христианские семьи, где вера передавалась из поколения в поколение, и родители брали на себя ответственность за воспитание своих детей по Евангелию. Надо сказать, что такая трансформация произошла в Церкви далеко не сразу: к примеру, святые IV века Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были крещены в возрасте около тридцати лет, хотя воспитывались в христианских семьях.
Кстати, жесткого установления крестить только взрослых в Церкви не было никогда. Детей Церковь крестила всегда, просто постепенно эта практика закрепилась как преобладающая. Но и то, и другое — традиция.
Сегодня принципиально важно помнить, откуда пошли эти традиции, помнить, что крещение младенцев — это именно акт доверия родителям и крестному. А если те о Церкви, о Христе и знать не хотят, как же можно им доверить наставление детей в вере? Какое это таинство будет, если никто не верит? Кому это таинство преподается? Кто будет за слова присяги Богу отвечать, если с самого начала в ответ на вопрос священника к крестным и к родителям «И веруешь ли Ему?» они будут врать? И говорить «верую Ему как Царю и Богу», а при этом не верить. Что это за таинство, в котором заложена ложь?
— То есть такое таинство считается недействительным?
— Надо понимать, что Крещение — это не какой-то магический обряд. Это встреча человека с Богом и ответ Бога на веру человека, на его открытое сердце. Это действие Духа Святого, преображающего этого человека в его личном стремлении к Богу.
Крестить ребенка, когда нет никакой надежды на его христианское воспитание, — это все равно, что исповедоваться без малейшего желания покаяния и исправления. Кому нужна такая исповедь? Что мы получим в результате? За 20 лет религиозной свободы мы покрестили большую часть нашего российского населения, которое благополучно сейчас может пинать Матерь-Церковь и плевать на Нее со своей колокольни…
Караул! Позвали быть крестным…
— Если случилось, что ты уже крестный и только постфактум осознал всю серьезность этого. Как поступать? Скажем, «воевать» с родителями, которые ни в какую не хотят причащать своего ребенка — твоего восприемника?..
— Один раз «повоюешь», а потом родители просто тебя не подпустят к ребенку. И останется за него только молиться в течение всей своей жизни. Впрочем, так часто и бывает.
На самом деле, инициатива эта должна исходить не от крестных, а от родителей: родители должны приглашать крестных к себе домой, давать им возможность общаться с детьми, водить их в храм. Иначе это будет навязывание себя, что некрасиво и нехорошо: как крестник будет верить своему крестному, если родители того не пускают на порог?
— Другими словами, с самого начала это необходимо оговаривать?
— С самого начала родители должны понимать, что, когда они просят кого-то быть крестным, они приглашают его в свою семью, завязывают родственные отношения. В большинстве случаев, к сожалению, ни родители, ни крестные этого не понимают. Потому я и говорю, что институт восприемников сейчас фактически лишен смысла.
— Если все же есть, из кого выбирать, каков критерий?
— Критерий тот же: православный, верующий человек, духовно близкий к этой семье — родной, друг, родственник, человек, разделяющий ваши взгляды, для которого ваш дом открыт.
Для взрослого тут проще: взрослый может сам себе выбрать крестного. Вот приходит человек в Церковь, начинает готовиться к крещению, проходит долгий путь катехизации — несколько месяцев. За это время он может познакомиться с кем-то из прихода, между ними налаживаются отношения, и один ведет другого, передает ему часть своей веры, своего опыта. Ты можешь позвонить ему и спросить: «А как мне к Причастию готовиться? А что мне сейчас делать?»
Сейчас считается, что взрослому крестный не нужен — дескать, сам не дурак. Это не так. Потому что сегодня человеку со стороны войти в Церковь очень тяжело. Церковь, к величайшему сожалению, сейчас настолько закрыта для мира, такие преграды ставит людям внешним… Люди очень напуганы: им страшно, что в храме их отругают, что они не так себя поведут, что на них возложат «бремена неудобоносимые», что вообще они там ничего не поймут и окажутся чужими. Им нужен посредник, который бы их провел в Церковь — хороший, настоящий христианин, который будет с ними по-доброму разговаривать, спокойно им объяснять какие-то вещи, поддержит их в трудную минуту, защитит от какой-нибудь злой старушки. Он свой, он рядом, — понимаете?
А младенцев надо крестить только у верующих родителей или у тех, которые хотя бы готовы на этот путь становиться, тогда и у них появится возможность выбрать хороших крестных.
Родные Богу
— Как бы Вы объяснили людям, пока далеким от Церкви, смысл Таинства Крещения простыми словами?
— В Крещении человек рождается в Боге, как Его дитя. Он непостижимым образом становится родным Богу. А родным — это значит родным до конца. Вот от своих родителей мы воспринимает их плоть и кровь, а также их мировосприятие, язык, на котором они говорят, — так и здесь: когда человек рождается в Боге, он воспринимает от своего Отца все самое главное. И взгляд на мир, и жизнь — такую, какую заповедал Бог.
Так что крещение — это не какой-то особый статус человека, вдруг наделенного некими особенными преференциями. Совершенно нет! Это крест, который дает Христос. И, прежде всего, это готовность жить по Евангелию.
— Можно ли крестить ребенка по тем соображениям, что он с младенческих лет получит возможность причащаться?
— Причастие — это не таблетка, не магический акт, оно не является чем-то таким, что можно впихнуть, всунуть человеку, как соску. Я много раз видел эту неутешительную картину: когда родители в храм не ходят, живут совершенно безобразной жизнью, а бедные бабушки и крестные пытаются отбивающегося ребеночка причащать. Он воспитывается своими родителями в совершенно ином ключе, и, хотят они того или нет, их собственное бытие, мировосприятие в него вливается… и вдруг его приносят в Церковь, чтобы причастить! Этот мир ему уже чужд, он уже отбивается от него. Поэтому причащаться ребенку лучше вместе с родителями.
— Страх смерти может быть аргументом, чтобы крестить и причащать ребенка из неверующей или невоцерковленной семьи?
— Человек в состоянии болезни, опасности должен быть крещен немедленно.
— Но если крещение — не магический обряд, то в чем смысл такого экстремального крещения — ради страха смерти?
— В уповании на милость Божью.
В житии Амвросия Медиоланского упоминается такой эпизод: его еще не крещенный брат Сатир попал в шторм, и, терпя кораблекрушение, из страха привязал себе к шее Святые Дары и бросился в море, надеясь на Бога. Он спасся. Его спасла его вера, хотя для ее проявления понадобилась вот такая экстремальная ситуация…
Понимаете, какая штука: если родители о смерти думают, если они понимают, что и их дети, и сами-то могут умереть в любой момент и предстать на суд Божий… значит они уже недалеко от Церкви. А самое малое упование на Бога — пусть с горчичное зерно — это уже определенное исповедание веры. То же касается бабушек, тайно крестивших своих внуков, хотя те воспитывались у родителей-атеистов: это надежда на бесконечную милость Божью. А вот когда такие внуки вырастают и уже сознательно приходят ко Христу, Таинство наполняется содержанием, исполняется, считается завершенным, я считаю.
Имя, «раскрещение» и Ангел-хранитель
— Обычно принято считать, что лучше всего крестить младенцев на 40-й день. Это жесткое правило?
— Это только традиция. Христа на 40-й день по иудейскому обычаю принесли в храм посвятить Богу. В ветхозаветные времена ребенка приносили в храм именно через 40 дней после рождения, когда проходили дни очищения женщины после родов.
— Иногда крестят в 3-4 года — чтобы ребенок не капризничал, не дрыгал ногами-руками, хоть что-то уже понимал. В этом есть смысл?
— Во-первых, как раз в этом-то возрасте дети капризничают больше всего, а объяснить им еще ничего нельзя. Во-вторых, при такой логике зачем ждать 3-4 года? Надо подождать, пока ребенку исполнится 18 лет и он сам решит, идти ему в Церковь или не идти! Я думаю, если семья верующая, родители — воцерковленные люди, они вряд ли таким аргументом будут пользоваться. Что же — самим причащаться, а ребенка дома оставлять?
— А в 18 лет случается, у крещенного во младенчестве возникает желание «раскреститься». Мол, выбор тогда сделали за меня, а я с этим выбором не согласен…
— Раскреститься невозможно. Таинство — это не игрушки.
Зачастую такие протестные настроения бывают у детей, которые воспитывались в «новоцерковных» семьях. Вот есть «новые русские», а есть категория «новоцерковных» людей. Это все мы — люди, которые стали христианами за последние 20 лет и попытались «оттянуться» на своих собственных детях. Переборщили с «воспитанием в вере»…
— Другой протест: человеку категорически не нравится имя, с которым его крестили. Он может его сменить?
— У человека, как вы знаете, может быть много разных имен. Вот нашего Патриарха зовут Кирилл — это его монашеское имя, а в крещении он Владимир. Человек может в крещении иметь одно имя, в иночестве — другое, в мантийном монашестве — третье, в схиме — четвертое.
Сейчас довольно часто бывает, что человека в детстве крестили под одним именем, а живет он совершенно под другим. По паспорту — одно, в Церкви — другое. В этом нет ничего дурного.
— Допустим, мы заглядываем в святцы, смотрим на день, в который родился ребенок, а там — Дормидонт, Мамант, Гервасий, Протасий… Ничего нам не нравится! Обязательно ли строго привязывать имя ребенка к святцам?
— По святцам крестили, в основном, только в Русской Православной Церкви. Я не видел, чтоб так серьезно относились к святцам в другим поместных церквах. В Греции, Сербии, Болгарии каких только имен не услышишь! А в Сербии святой покровитель — не тот, чье имя ты носишь, а покровитель рода: человек может называться Милорадом, а праздновать именины на день памяти святого Николая.
У нас же во многих храмах бабушки ни за что не примут записку с именем не из святцев, поэтому, например, бедные грузины или болгары очень могут «пострадать».
Все это — из разряда традиций: такие правила не являются обязательными и жесткими, это не каноны.
— Святой, в честь которого крестят человека, какое отношение имеет к крещаемому?
— Считается, что это его небесный покровитель, к которому человек обращается в молитве; особенно близкий ему святой. И мне кажется, что жизнь этого святого каким-то образом может являться примером, каким-то указанием человеку в пути.
— Почему же именины называются Днем ангела, а не Днем святого?
— Потому что мы считаем наших небесных покровителей земными ангелами и небесными человеками. Они уже в Царствии Небесном пребывают, как ангелы, и служение их подобно ангельскому. Так что с ангелом-хранителем именины не связаны.
— Кстати, вспомнился еще один аргумент в пользу крещения детей в неверующих семьях: говорят, ангел-хранитель появляется у человека в момент этого Таинства, а, значит, будет его охранять всю жизнь…
— А бес будет его искушать… Евангелие говорит, что у каждого человека в мире есть ангел-хранитель — каждый человек в этом мире храним Богом, храним ангелами. Просто, я думаю, Крещение дает возможность особенно глубокого и серьезного общения человека и ангела; возможность ангелу вести человека ко спасению, оберегать его и наставлять. Человек становится способен к некоему духовному слышанию, духовному разговору со своим небесным покровителем. И заметьте, опять же, это не оберег, не заговор какой-то: «я крестился — теперь давай-ка охраняй меня». Это живые отношения. Человека и его ангела, человека и святого… Человека и Бога.
Фото: Юлии Маковейчук, Владимира Осинцева