Твердые и мягкие согласные звуки
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
Твёрдые согласные — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Твёрдые согла́сные (также непалатализованные согласные, несмягчённые согласные; англ. hard (non-palatalized) consonant, фр. consonne dure, нем. harter Konsonant) — согласные, отличающиеся от мягких (палатализованных) более низким тембром вследствие отсутствия дополнительной артикуляции, вызывающей палатализацию[1][2][3].
Твёрдые согласные противопоставлены мягким, поскольку встречаются в идентичных фонетических позициях: [н]ос слушать «нос» — [н’]ос слушать «нёс»; пы[л] «пыл» — пы[л’] «пыль». Противопоставление согласных по твёрдости/мягкости является одной из характеристик систем консонантизма в таких языках, как русский, белорусский, польский и некоторых других[4].
В русском языке к твёрдым согласным относятся [п], [б], [ф], [в], [т], [д], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [к], [г], [х], [м], [н], [р], [л]. Большинство из них образуют пары с мягкими согласными фонемами: [п] — [п’], [б] — [б’] и т. д.[5] Твёрдость согласного в указанных парах выступает в качестве отрицательной фонологической характеристики[3]. Непарными являются только согласные [ц], [ш], [ж]. На признак твёрдости или мягкости согласного может влиять помимо прочего качество соседнего гласного[4].
План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Твёрдые и мягкие согласные( конспект ООД в ДОУ )
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ
«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
подготовила учитель -логопед
Бондаренко Лилия Владимировна
Старотитаровская
Темрюкский Район
КраснодарскиЙ край
Россия
2013
ТвЁрдые и мягкие согласные звуки
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.
Задачи: развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям; дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
Оборудование: робот Дэн и кошечка Дина, синие и зеленые квадраты на каждого ребёнка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Все ребята ровно встали,
Глазки на меня подняли,
Сели дружно, не зевайте!
На вопросы отвечайте!
II. Повторение пройденного материала :
— Какие бывают звуки? ( гласные, согласные)
– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.)
– Какие звуки называются согласными? ( Не поются, есть преграда)
III. Объяснение нового материала.
1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.
Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».
Логопед. Кто к нам пришел? (робот Дэн)
– Какой он? (Железный, твердый…)
– Каким голосом он говорит? (Грубым, громким, твердым.)
Появляется кошечка: «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Дина».
Логопед. Кто это? (кошечка Дина)
– Какая она? (Пушистая, мягкая…)
– Каким голосочком она говорит? (Нежным, ласковым, мягким.)
– Дэн и Дина любят произносить разные звуки:
Дэн: [к] Дина: [к’]
[г] [г’]
[х] [х’]
[т] [т’]
[д] [д’]
[с] [с’]
[з] [з’]
[р] [р’]
Логопед. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)
Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.
Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком , а мягкие согласные – зеленым квадратиком.
Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.
Робот Дэн произносит звук [к], дети повторяют вслед за ним.
Логопед. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.
Кошечка Дина произносит звук [к’], дети повторяют за ней.
Логопед. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.
Аналогично обращается внимание детей на расслабление – напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] – [х’], [с] – [с’], [з] – [з’], [р] – [р’]…
ВНИМАНИЕ! Рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей!
Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.
2. Введение проблемной ситуации и решение.
Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)
– Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота? ( Д) Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ )Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой же можно сделать вывод?
Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.
Логопед. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.
Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут без твердой пары.
– Это мои любимые звуки! – мурлычет кошечка Дина , – Ведь они всегда мягкие!
Логопед. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.
– А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! – обрадовался робот Дэн, – По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!
IV. Закрепление нового материала.
1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.
Логопед. Дэн и Дина хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.
Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
2. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.
Логопед. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат , если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат , если первый звук в слове мягкий.
Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.
V. Итог занятия.
– Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
– Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).
– Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)
Список используемой литературы:
1.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» — М., РОСМЭН, 2007.
2.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе . Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008
3. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
Планы занятий» — Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.
4.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить
звуки», Москва «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ» , 2000.
5.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.
6.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,
старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».
— Ребята! К нам пришла посылка!
Давайте прочитаем, что же на ней написано?
— От кого: «От Деда Грамотея»
Откуда: « Из страны АБВГДейки»!
Кому: «Ребятам старшего возраста, группы «Малинка»
— Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо)
— Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо.
«Дорогие ребята группы «Сказка»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей»
— Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?
(Ответы детей)
Задание 1.
1. Найди одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. ( Ответы детей)
2. Назовите слова, которые начинаются на звук с. ( Ответы детей)
— Что вы знаете о звуке с ?
Ответы детей- (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)
Характеристика звука с: когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек)
С первым заданием мы справились.
Задание 2.
Отгадайте загадку:
Я катаюсь на нем до вечерней зари,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу.( Сани )
Проводится звуковой анализ слова:
-Сколько звуков в слове?
-Назовите первый звук в слове? Какой он? Согласный, твердый
— Какой фишкой будим обозначать согласный, твердый звук? (синей)
— Назовите 2 звук в слове? Какой он? Гласный
— Какой фишкой будим обозначать гласный звук? (красной)
— Назовите 3 звук в слове? Какой он? Согласный, мягкий
— Какой фишкой будим обозначать согласный, мягкий звук? (зеленой)
-Назовите 4 звук в слове? Какой он? Гласный
— Какой фишкой будим обозначать?
— Сколько слогов в слове?2
— Назовите первый слог? СА
— Назовите второй слог? НИ
— Молодцы, второе задание выполнили правильно.
Задание 3.
« Какой звук заблудился?» Замените буквы в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.
1. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
2. На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву
3.Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки (сушки)
— Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.
Задание 4
Игра – задание «Наоборот»
Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с
Пасмурный – солнечный
Трусливый – смелый
Легкомысленный – серьезный
Мир – ссора
Открытый человек – скрытный
Соленый огурец – свежий
Тесная обувь – свободная
Кислое яблоко – сладкое
— А теперь немножко отдохнем.
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
— Если отгадаете загадку, то узнаете, где лежит ключ от волшебного сундучка.
У него четыре ножки
На него кладём мы ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья для него подружки.
Украшает кухню, холл.
Что за мебель? Это…(стол)!
Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет.
Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!
— Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?
— Что больше всего понравилось?
— В выполнении каких заданий у вас возникли трудности?
— Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Спасибо всем за работу.