Мягкие согласные парные и непарные – Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице

Содержание

Парные и непарные согласные звуки

В русском языке согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются.

Итак, рассмотрим гласные звуки, которые делятся на твердые и мягкие. Чтобы на письме обозначить мягкий гласный звук ставится символ (‘).

По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:

[б] – [б’] (быть – бить),

[п] – [п’] (пыль – пил),

[в] – [в’] (выл – вил),

[ф] – [ф’] (готов – готовь),

[д] – [д’] (воды– води),

[т] – [т’] (бит – бить),

[з] – [з’] (везу – вези),

[с] – [с’] (вес – весь),

[л] – [л’] (мол – моль),

[н] – [н’] (кон –конь),

[м] – [м’] (мать – мять),

[р] – [р’] (рысь – рис),

[к] – [к’] (сорока – сороки),

[г] – [г’] (нога – ноги),

[х] – [х’] (уха – ухи).

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’]

Теперь, давайте рассмотрим разделение гласных звуков на звонкие и глухие.

Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р].

Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’].

Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков.

Звуки [х], [ц], [ч] всегда глухие.

Мы с вами рассмотрели просто классификацию согласных звуков в русском языке. Знание данной классификации позволит нам в дальнейшем понимать правила грамматики языка.

www.fio.ru

Подготовка к школе: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные, парные и непарные по мягкости



Согласные   звуки  бывают  твёрдыми  и  мягкими.
Мягкие  согласные  обозначают 
с  помощью  вот  такого   значка [ ‘].


Произнесите  пары   слов   и  обратите  внимание  на  первый   звук:

мал [м]  —  мял[м’]
был [б]  —  бил[б’]
нос  [н]  —  нёс [н’]
дыма[д]  — Дима [д’]


Когда  мы  произносим  мягкий  звук,
серединка  языка  приподнимается  и  
стремится  прикоснуться  к  середине  нёба.

Попробуйте  ещё   раз:
 [м]-[м’]
 [б]-[б’]
 [н]-[н’]
 [д]-[д’] 

Твёрдые  и  мягкие  согласные звуки  образуют  пары.
Если  у  мягкого  согласного  звука  есть  твёрдая   пара, 
такой   согласный   называют 
парным  по  мягкости — твёрдости. 

Это   надо  знать, когда  вы  осуществляете

фонетический   разбор  слова,
о  котором  можно  прочитать  здесь.

Чтобы   объяснить  ребёнку  
понятие  твёрдости — мягкости 
согласных  звуков,
звуки  в  паре  часто  называют «братьями».
Твёрдый — «старший  брат», мягкий — «младший  брат». 
Эти   звуки  обозначаются  одной  и  той  же  буквой,
и отличаются  лишь  положением  языка  
при  произношении.

Для   того, чтобы  помочь  ребёнку  осознать  
явление  твёрдости — мягкости  и  научить  определять,
какой   звук  он  произнёс, или  услышал, (есть  дети,
которым  это  даётся  крайне  сложно), я  играю 
с учениками  в  такую  обучающую  игру:


«Назови  второго  брата»


Я   бросаю  ребёнку  мяч 
и  называю  твёрдый  согласный  звук, а он  должен 
подобрать  ему  мягкую  пару  и  бросить  мяч  обратно:

Я:  [м] , ребёнок: [м’]
я:   [д] , ребёнок:  [д’]
я:   [п] , ребёнок:  [п’] и т.д.

В  следующий  раз   мы  поиграем  наоборот — я называю
мягкий   согласный  звук,  а  ребёнок — твёрдый:

я:[л’], ребёнок: [л]
я:[с’], ребёнок: [с]
я:[т’], ребёнок: [т].

Затем  игра  усложняется:  я  называю  согласный  звук,
а   ребёнок  должен  определить, твёрдый  это  звук,
или  мягкий.


Следующее   усложнение — я  называю  не  отдельный  звук,
а  звук  в  слове, например,  прошу   указывать  мягкость  или  
твёрдость   первого  звука  в  слове.


Пар   твёрдых  и  мягких  согласных   звуков
  в  русском  языке 15:

твёрдые                   мягкие  

[б]                            [б’]
[в]                            [в’]
[г]                            [г’]
[д]                            [д’]
[з]                            [з’]
[к]                            [к’]
[л]                            [л’]
[м]                           [м’]
[н]                            [н’]
[п]                            [п’]
[р]                            [р’]
[с]                            [с’]
[т]                            [т’]
[ф]                           [ф’]
[х]                            [х’]

Но  есть  и  такие   согласные  звуки, у  которых  нет  пары 
по  мягкости — твёрдости.
Эти  звуки  называют  
непарными  по  мягкости — твёрдости.

Таких  звуков — 6. 
Три  непарных  твёрдых  согласных  звука:
[ж], [ш],  [ц].

И   три  непарных  мягких  согласных  звука:
[й],[ч],[щ].

Я  уже  сказала  о  том, что  парные  согласные — 
и  мягкий, и твёрдый — обозначаются  одной  и  той  же  буквой.
Как  же  нам  тогда  при  чтении 
произносить  согласные  звуки — твёрдо  или  мягко?
Или  как  обозначить  мягкость  согласного  звука, 
когда  мы  пишем  какое — то  слово?

На   письме   мягкость  согласных  звуков  обозначается
1. С   помощью  буквы  ь.
2. С   помощью  гласных  букв  е, ё, и, ю, я.
Эти   гласные  ещё   называют  гласными  второго  ряда, 
в  отличие  от  гласных  первого  ряда: а, о, у, ы, э,
которые  указывают  на  твёрдость  стоящего  перед  ними парного  согласного.

Знание  того, как  на  письме  обозначается  мягкость 
согласного  звука, дарит   нам  ещё  один  способ 
определить, какой  перед  нами  парный  согласный  звук —
твёрдый  или  мягкий?

Если  после  парного  по  мягкости — твёрдости  согласного 
пишется  ь  или  буквы   е, ё, и, ю, я, согласный  мягкий!

пень [п’эн’], ключ [кл’уч’], лимон [л’имон].

(Не  путайте  с  непарными — [ж,ш,ц,й,ч,щ] 
— на  них  это  правило не  распространяется!) :
мышь [мыш], тишь  [тиш], молодёжь [малад’ош],
цепь [цэп’], цитрус [цытрус] — ни  ь, ни  буквы е, ё, и, ю, я
не  означают,  что  звуки  [ж, ш, ц] стали  мягкими! 

Здесь   можно  узнать, что  такое  буквы  и  что  такое звуки.
В  этой статье  я   рассказываю  о  гласных  звуках  и  буквах.

В  этой статье  я  рассказываю  о  том, как  образуются 
согласные  звуки.

Если  вам  необходимо  разобраться  со  звонкостью  и  
глухостью  согласных  звуков, вам  сюда.

Если   у  вас  часто  возникают  вопросы  по  программам 
начальной   школы, рекомендую  вам  приобрести  
«Справочник   школьника», где   есть  практически  
вся   информация   по  школьным  предметам.

www.podgotovkakshkole.ru

Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.

Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице

Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:

  • [Л],
  • [М],
  • [Н],
  • [Р],
  • [Й].

Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

звонкие

б

в

г

д

ж

з

й

л

м

н

р

глухие

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].

Пары по твердости-мягкости

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.

А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.

Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

Звуки «совсем непарные»

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

Что мы узнали?

Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Предыдущая

Русский языкМягкие согласные звуки – правило мягкости в русском языке (2 класс)

Следующая

Русский языкБезударная непроверяемая гласная корня – правописание, примеры (2 класс)

sprint-olympic.ru

Конспект по русскому языку на тему «Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки» (1 класс)

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

Педагогическая цель

формировать умение распознавать в слове мягкие и твёрдые согласные.

Тип урока

закрепление

Задачи:

образовательная: научить распознавать в слове мягкие и твёрдые согласные.

развивающие: развитие речи, мышления, воображения;

воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы.

Планируемые
результаты
(предметные)

учащиеся научатся распознавать и произносить мягкие и твёрдые согласные звуки; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного.

Личностные
результаты

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Основное содержание темы, понятия
и термины

Твердые и мягкие согласные звуки.

Образовательные
ресурсы

Презентация, учебник «Русский язык», тетрадь.

I. Организация
начала урока

1 мин.

Фронтальная, индивидуальная

— Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

— Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

— Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Актуализация знаний.

5 мин.

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

— Проведем минутку чистописания. Для этого подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

– Проверим посадку, правила обращения с ручкой

— Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

— Какую буквы пропишем сегодня на минутке чистописания?

— Что мы про них знаем?

— Прочитайте слово после написания букв в тетради.

— Придумайте слова на букву к.

— Пропишите слово клён в тетради. Выполните слого-звуковой анализ этого слова. Назовите твердые согласные звуки, мягкие согласные.

Разминают руки. Проверяют посадку. Слушают учителя.

Букву Кк

обозначает согласный звуки.

Ежков у доски.

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

III. Постановка учебной задачи

5 мин.

Фронтальная. Словесный. Беседа, письмо

Слайд 2

— Прочитайте слово. Какие слова можно составить из букв слова машина! Составьте слова, запишите.

— Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Эти буквы парные или непарные по твёрдости-мягкости?

— Какая буква обозначает непарный твёрдый согласный звук?

— Какие гласные указывают на мягкость предшествующего согласного звука?

— Как вы думаете, что будем изучать сегодня на уроке? Слайд 3

Например: шина, мина, Маша, Миша, наша, ниша.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Работа по теме урока

15 мин.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, беседа, письмо

Работа по учебнику Упр. 8 (с. 85).

— Прочитайте.

— Произнесите согласный звук, который обозначен буквой Л.

— Назовите слова, в которых буква Л обозначает твёрдый согласный звук.

— Назовите слова, в которых буква Л обозначает мягкий согласный звук.

— Запишите слова, в которых буква Л обозначает твёрдый согласный звук.

Упр. 9 (с. 85).

— Прочитайте.

— Найдите слова с пропущенными буквами. Подумайте, какие буквы пропущены. Объясните.

— Какие звуки обозначают эти буквы? Произнесите их.

— Объясните написание ударных слогов в словах сказала и хозяйка.

Лампа, лыжи, дятел.

Шляпа, билет, лицо.

Объясняют по цепочке.

Фронтальный.

Наблюдение
учителя

Физкультминутка

Коллективная. Практический

— Молодцы. А теперь, ребята, встали, быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели вновь за дело.

Выполняют движения.

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

V. Закрепление изученного материала. 15 мин.

Фронтальная, парная, индивидуальная. Словесный. Письмо

Работа по учебнику Упр. 10 (с. 86).

— Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, как его озаглавить.

— Прочитайте выразительно. .

— Выполните задание.

Слайд 5-6

Вставь безударные гласные. Спиши. Взаимопроверка.

Стало т…пло. Снег тает. Б…гут ручейки. На д…ревьях набухают почки. Прил..тели гр…чи. Они ищут свои гнёзда.

Стало тепло. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях набухают почки. Прилетели грачи. Они ищут свои гнёзда.

Фронтальный. Взаимопроверка.

IV. Рефлексивно-оценочный

5 мин.

Фронтальная. Словесный. Беседа

(«Проверь себя» (с. 86). Самостоятельное выполнение.)

— Легко ли вам было выполнять задание?

— Кому было трудно?

— Оцените свою работу на уроке с помощью пантомимы.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальный. Устные ответы.

Самооценка

infourok.ru

Парные согласные в русском языке для школьников и малышей :: SYL.ru

Данный материал будет посвящен парным согласным и тому, в каких случаях какую из них необходимо использовать. Обучая ребенка правилам русского языка, не забывайте, что самая легкая форма обучения — это игра. Играя, можно добиться быстрых результатов, малышу будет намного проще и интересней изучать новый для него материал.

парные согласные

Звуки и буквы

В русском языке, как и в любом другом, есть буквы и звуки. Буквы – это особые знаки, которые используют в языке для передачи звуков. Звуки образуются в слова. Буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим. В дальнейшем, чтобы различать буквы и звуки, последние (при графическом изображении) будем заключать в квадратные скобки.

Звуки и их особенности

Теперь поговорим о звуках. В русском языке есть согласные и гласные. Первые из них противоположны вторым. При одновременном сочетании согласных и гласных звуков образуются слова. Первые делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Есть такие согласные, у которых есть пара, а есть и такие, у которых пары нет. Далее будут показаны различные примеры слов, в которых можно встретить парные согласные.

Демонстрация этих примеров будет сведена к пониманию того, что при их написании и произношении есть различие в восприятии звуков. Итак, чтобы это было наглядно и интересно, вспомним последовательность букв в русском алфавите, расположим первые шесть согласных букв алфавита не по порядку в столбик.

  • Б – [Б] – [П];
  • Г – [Г] – [К];
  • В – [В] – [Ф];
  • Ж – [Ж] – [Ш];
  • З – [З] – [С];
  • Д – [Д] – [Т].

Напротив каждой буквы в квадратных скобках изображен звук буквы. Все эти согласные звуки – звонкие, и у каждого из них есть пара. Второй столбик в данном примере — это парные глухие согласные. Основная проблема в данном случае – определение того, какую букву необходимо писать в слове. А вот образовавшаяся пара букв – это и есть парные согласные звуки. Именно данной тематике, как было отмечено ранее, и будет посвящен данный материал.

слова с парными согласными

Примеры

Приведем примеры слов с парными согласными. Чтобы было интересней, отгадайте загадки, обратите внимание на слова-отгадки, итак:

  1. Сидит девица в темнице, а ее длинная зеленая коса — на улице (ответ – морковь).
  2. Шел долговяз, в землю увяз (ответ – дождь).
  3. В лесу я родилась, а на воде — живу (ответ – лодка).

Итак, получаем такие слова: морковь, лодка, дождь. Общее между ними то, что при произношении данных слов мы слышим один звук, а пишем совсем другую букву. Подобные слова с парными согласными достаточно часто встречаются как в нашей речи, так и при написании текстов. Сейчас мы сможем пронаблюдать оглушение парных согласных как в конце, так и в середине слова.

парно согласные слова

Правило

В первом случае рассмотрим некоторые слова в конце с парными согласными. Например, произнесем слово «дуб», мы слышим в конце слова звук [п]. Для того, чтобы не совершить ошибку при написании слова, необходимо произнести проверочное слово, для этого нужно после согласной поставить гласную (также можно в некоторых случаях и согласную) или поставить слово во множественное число: дубы. Теперь отчетливо слышим звук [Б]. Или же подобрать однокоренное слово в уменьшительно-ласкательной форме.

Существует еще один способ проверки правописания в этом случае: подставьте мысленно слово «нет». И вот, получаем проверочные слова: флаг – нет флага, клюв – нет клюва, мороз — нет мороза. Иногда приведенные ранее примеры называют парно согласные слова.

парный согласные звуки

Еще примеры

Приведём еще примеры слов. Произнесем слово «зуб», в конце слова слышим звук [п]. Теперь воспользуемся известным нам правилом: поставим слово во множественное число, получим ответ на наш вопрос – «зубы», теперь поставим гласную после согласной буквы и получим такой результат: «зубок», поставим согласную – «зубной». И, наконец, мысленно вставим слово «нет» — «нет зуба».

Еще примеры.

«Голос» — «голосок, голоса, голосистый». Слышим «З» – пишем «С».

«Поезд» — «поезда». Слышим «Т» – пишем «Д».

«Таз» — «тазы, тазик». Слышим «С» – пишем «З».

Еще приведём несколько примеров, но в этом случае рассмотрим слова в середине с такими буквами:

«Глазки» — «глаза, глазок, глазной».

«Тропка» — «тропа, тропинка, тропиночка».

Приведем ряд слов в качестве примеров по пройденному материалу.

  1. Мама купила мне красную юбку (проверочное слово – юбочка).
  2. Холод был невыносим ранним утром (проверочное слово – холодок).
  3. Зимой во дворе ребята играли в снежки (проверочное слово – снежок).
  4. Кружка молока стояла на столе (проверочное слово – кружечка).
  5. Мы посетили выставку экзотических животных (проверочное слово – выставить).
  6. В ящике стола я нашел ржавый гвоздь (проверочное слово – гвозди).
  7. Сад цветет весной (проверочное слово – сады).
  8. После драки под глазом у Тараса появился синяк (проверочное слово – синяки).
  9. В гостях мы ели вкусный салат из огурцов (проверочное слово – салаты).
  10. Белый голубь сегодня утром сел на моё окно (проверочное слово – голуби).
парные глухие согласные

Сказка напоследок — для закрепления материала

Чтобы закрепить ранее изложенный материал, послушаем сказку «О парных согласных». Жили-были парные согласные в «Букваре» у одного школьника: б – п, г – к, в – ф, ж –ш, д – т, з – с. Жили хорошо, дружно, но вот характер у каждого звука был совершенно разный: звонкие согласные были голосистыми да веселыми, а глухие согласные были, наоборот, ворчливые да сердитые.

Звонкие согласные и глухие согласные любили спорить между собой: кто же из них стоит в данном слове. «Б» и «П» спорили, кто же из них должен стоять в конце слова «стол(б) (п)». В свою очередь, «В» и «Ф» тоже спорили – кто будет в слове «тра(в) (ф) кА».

Шел мимо Малыш Крепыш, услышал спор и решил помирить буквы между собой. И сказал он: « В этих словах нужно в конце поставить гласную, или после согласного звука поставьте гласный в середине слова, гласная буква вам подскажет, кто из вас будет стоять в этом слове».

Помирились парные согласные, поблагодарили Малыша да спросили о том, как зовут его. «А зовут меня Малыш Крепыш!» — ответил он. «Ж» и «Ш» заволновались, кто из них будет стоять в конце имени малыша. А малыш и говорит: «Есть еще два способа узнать, какая буква будет стоять: добавь мысленно слово «нет» — и ты получишь ответ. Назови ласково меня — не ошибешься никогда!».

www.syl.ru

Конспект урока русского языка на тему » Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки»

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе

Планируемые результаты

Предметные:

Личностные: 

Проявляют интерес к учебной деятельности.

Регулятивные — Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные – Используют общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия;

Коммуникативные — Определяют общую цель и пути её достижения.

-развивают речь, и мышление;
— развивают орфографические умения и навыки, каллиграфического почерка;
— воспитывают внимательность, аккуратность, трудолюбие.

Основные понятия

Согласные твердые, мягкие, парные-непарные

Межпредметные связи

Развитие речи — Окружающий мир- литературное чтение

Ресурсы:-основные ресурсы

-дополнительные

«Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., 2011 год

Презентация

Организация пространства

Коллективная работа, индивидуальная работа

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-А кто скажет, что вы должны приготовить к уроку?

-Все ли у вас готово?

Всем ребятам дан звонок.

Он собрал нас на урок.

Встанем, подравняемся,

С трудностями справимся.  

-Учебник, тетрадь, пенал.

Личностные: 

Проявляют интерес к учебной деятельности.

Актуализация знаний учащихся.

Проверка выполнения домашнего задания

Домашнее задание: т. с. 42, у.2

1. Минутка чистописания

Откройте свои тетради, посмотрите на доску и запишите число, классная работа.

Урок русского языка начнём с минутки чистописания.

-На первой рабочей строке напишите заглавную и строчную букву Л л, в соединении с другими буквами ла, ля, напишите любое соединение до конца рабочей строки.

2. Словарная работа

Откройте учебник на стр.84 посмотрите на новое словарное словоребята.

-А что обозначает слово ребята? (Слово образовано от слова ребенок. Словом ребята называют детей)

-Обратите внимание на правописание слова ребята.

-Запишите слово ребята в словарь. Разделите слово для переноса. Определите количество слогов в слове. Сделайте анализ слова.

Запишите предложение со словом ребята: Ребята купались в реке.

Регулятивные — Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Создание проблемной ситуации.

-Посмотрите на слайд. Здесь зашифровано два слова. Прочитайте эти слова, и вы узнаете, о каких звуках пойдет речь сегодня на уроке. Догадайтесь, как надо читать.(Одно слово записано в больших треугольниках, а второе – в маленьких.)

Ключевые слова: парные, непарные.

-Сформулируйте тему урока?

-Какую цель мы можем поставить на урок?

-Да, ребята, тема сегодняшнего урока «Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки»

Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать и произносить парные и непарные твердые и мягкие согласные звуки, соотносить звуковые обозначения со словами; обозначать на письме твердость и мягкость согласного звука.

Полные ответы

Я думаю…

Регулятивные — Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

Построение проекта выхода из затруднения.

-Откройте учебник на стр.83 упр.5

-Произнесите каждую пару звуков.

-Какие различия при звучании вы заметили?

-Определите, одинаково ли звучат эти звуки? Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме?

-Произнесите звуки, которые не имеют пары.( ж, ц, ш, й,ч)

-Определите, какие из них твердые, а какие мягкие.(твердые-ж, ш, ц; мягкие-ш*, й, ч, щ*)

-Объясните, для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква ь.

Полные ответы

Я думаю…

Регулятивные — Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

Реализация проекта выхода из затруднения.

-Посмотрите на упр. 6 стр.84

-Прочитайте стихотворение.

-Определите, какая мысль выражена в стихотворении.

Спишите первое предложение.

Подчеркните буквы в словах, которые указывают на мягкость согласного звука.

Полные ответы

Я думаю…

Коммуникативные — Определяют общую цель и пути её достижения.

Включение в систему знаний.

-Посмотрите на упр.7

-Прочитайте загадку.

Какая это загадка: народная или авторская? Обоснуйте свой ответ. ( Это авторская загадка, автор Т.Белозеров)

-Как узнать, в каких словах есть мягкие согласные звуки? Произнесите эти звуки.

-Спишите первое предложение. Подчеркните в нем буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Работа с сигнальными карточками.- Ребята, наш ёжик хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Молчанка»- Я буду называть слово, а вы должны будете определить, с какого звука начинается слово: если с  мягкого согласного звука, то вы поднимаете сигнальную карточку зеленого цвета, если же слово начинается с твердого согласного звука- поднимаете карточку синего цвета.

Лес, сыр, пена, рак, мел, мир, ток, ряд, лиса, лёд, ком.

Молодцы.

Итог урока

-Расскажите, чему учились на уроке?

 О чем говорили сегодня на уроке?- Что нового узнали?- Что было интересно?- На какие группы можно разделить согласные буквы?

— Что было для вас трудным и непонятным?

Домашнее задание: т. с. 43, у.4

Познавательные  и оценивают результат действия;

Рефлексия

-Оцените свою работу цветными карандашами.

Зеленый –все понял (а)

Красный –не усвоил (а)

Желтый –были трудности.

Урок окончен. До свидания!

infourok.ru

Алфавит и некоторые основы фонетики · Русский язык

 /  9 августа 2006 года  /  Русский язык  /  Светлана Кабанова

Русский алфавит кажется таким простым и понятным, но содержит много малоизвестных аспектов, незнание которых делает нашу речь неграмотной и невежливой. Наука фонетика поможет разобраться в нашем богатом и могучем русском языке.

Русский алфавит и названия букв

Аа — [а]
Бб — [бэ]
Вв — [вэ]
Гг — [гэ]
Дд — [дэ]
Ее — [е]
Ёё — [ё]
Жж — [жэ]
Зз — [зэ]
Ии — [и]
Йй — [и краткое]
Кк — [ка]
Лл — [эль]
Мм — [эм]
Нн — [эн]
Оо — [о]
Пп — [пэ]
Рр — [эр]
Сс — [эс]
Тт — [тэ]
Уу — [у]
Фф — [эф]
Хх — [ха]
Цц — [цэ]
Чч — [че]
Шш — [ша]
Щщ — [ща]
Ъъ — [твердый знак]
Ыы — [ы]
Ьь — [мягкий знак]
Ээ — [э]
Юю — [ю]
Яя — [я]

Неизвестное об известном
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки — буквы. Совокупность букв, расположенных в определенной последовательности, составляет алфавит.

По начертанию различают следующие виды знаков букв:

  • большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные)
    Например: В и в, Ж и ж
  • печатные и рукописные
    Например: Б и Б, б и б, А и А, а и а
    Буквы русского алфавита делятся на 3 группы:
    • 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и;
    • согласных букв — 21: б, в, г, д, й, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
    • 2 буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
Всего букв в русском алфавите 33.

Немного о фонетике
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Образование звуков языка
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые — из голоса и шума.

Гласные звуки
В русском языке основных, т.е. находящихся под ударением, гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].,br> Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки
Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Парные и непарные согласные по твердости / мягкости
Парные согласные по твердости / мягкостиНепарные согласные по твердости / мягкости
твердыемягкиетолько твердыетолько мягкие
[Б]
[В]
[Г]
[Д]
[З]
[К]
[Л]
[М]
[Н]
[П]
[Р]
[С]
[Т]
[Ф]
[Х]
[Б’]
[В’]
[Г’]
[Д’]
[З’]
[К’]
[Л’]
[М’]
[Н’]
[П’]
[Р’]
[С’]
[Т’]
[Ф’]
[Х’]
[Ж]
[Ш]
[Ц]
[Ч’]
[Щ’]
[Й’]

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными

Парные и непарные согласные по звонкости / глухости

Парные согласныеНепарные согласные
звонкиеглухиетолько звонкиетолько глухие
[б], [б’]
[в], [в’]
[г], [г’]
[д, [д’]
[ж]
[з], [з’]
[п], [п’]
[ф], [ф’]
[к], [к’]
[т], [т’]
[ш’]
[с], [с’]
[й], [л], [л’]
[м], [м’], [н]
[н’], [р], [р’]
[х], [х’]
[ц], [ч’]
[щ’]

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением.

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного.

Пожалуй, только после прочтения этого материла можно найти несомненное подтверждение фразы о богатстве и могуществе русского языка. Только такой язык с его неповторимой фонетикой может иметь такую богатую и могучую лексику.

Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!

Читайте также:

  • Кто придумал алфавит?
    В мире, который постоянно меняется, в мире открытом для всех народов и языков существует нечто постоянное, нечто, что связывает нас с нашими предками – это наш алфавит. Мы используем его, когда думаем, когда говорим или пишем, но алфавит интересен не только как строительный материал предложений. Уникальность нашего алфавита в истории его создания, ведь он совершенно уникален!
  • Тайна славянской азбуки
    Статья, посвящённая тайне славянской азбуки предлагает вам окунуться в мир наших предков и познакомится с заложенным в азбуку посланием. Ваше отношение к древнему посланию может быть неоднозначным, однако можно с уверенностью утверждать — после прочтения статьи вы взглянете на азбуку другими глазами.

www.habit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *