на какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?
Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука. Звонкие состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б] , [б’], [в] , [в’], [г] , [г’], [д] , [д’], [ж] , [з] , [з’], [й’], [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] , [р’]. Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других. Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума Глухими являются следующие согласные звуки: [к] , [к’], [п] , [п’], [с] , [с’], [т] , [т’], [ф] , [ф’], [х] , [х’] [ц] , [ч’], [ш] , [щ’]. Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания) : во фразе «Степка, хочешь шец? » – «Фи! » содержатся все глухие согласные (парные по твердости / мягкости – только в твердой или мягкой разновидности) . По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком, в данном случае глухостью / звонкостью. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п] , [б’] – [п’], [в] – [ф] , [в’] – [ф’], [г] – [к] , [г’] – [к’], [д] – [т] , [д’] – [т’], [з] – [с] , [з’] – [с’], [ж] – [ш] . Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] , [р’], к глухим непарным – звуки [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. Сказанное можно обобщить в следующей таблице: парные (11 пар) непарные звонкие б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’ л л’ м м’ н н’ р р’ й’ глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ц ч’ щ’ Если в речи носителя языка присутствует долгий звук [ж’], то он является звонкой парой к согласному [щ’]; в этом случае пар по глухости / звонкости 12.
Конспект урока по русскому языку на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для из обозначения» Кочетковой Ольги Егоровны
Конспект урока
Тема :Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки, воспитывать интерес к предмету, культуру общения, чувство взаимовыручки.
Знания: познакомятся с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных; узнают о парных и непарных по твердости–мягкости согласных звуках.
Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [н] и [н’].
Навыки: приобретут умения анализировать звуко- буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, сигнальные карточки, карточки для рефлексии «Снежинки», учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
I. Мотивирование к учебной деятельности.(Организационный момент)
Приветствие учащихся.
— Добрый день, дорогие гости. Добрый день, мои любимые умницы и умники.
— Начинаем урок русского языка.
— Первыми сядут умницы, а теперь умники.
— Проверим готовность к уроку.
— Прочитайте девиз нашего урока «Дружно работаем – больше узнаём». (Слайд №2)
— Как понимаете?
— Постарайтесь дружно работать, друг друга слушать, быть внимательными и у вас всё получится.
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания
— Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Посмотрите на доску. Перед вами написаны несколько букв. Я думаю, что одна из них лишняя. Подумайте, скажите и докажите какая из них.
я ю е ь ё и
(это ь, потому, что остальные буквы гласные, а ь не обозначает звука) .(Слайд №4)
Я ю е ё и
Всё правильно. Что можно сказать об остальных буквах, что их объединяет?(Гласные) .(Слайд №5)
Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)
Посмотрите на доску. .(Слайд №5)
Ш. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации
яб бя …
Я записала на доске несколько элементов, попробуйте продолжить мою мысль (мы берём нашу гласную букву и добавляем к ней первую согласную по алфавиту) молодцы! Давайте запишем эти буквы в тетради, также красиво, как мороз рисует узоры на окне.
Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните его. (Оценка достижений)
Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.
IV. Постановка учебной задачи
-Послушайте скороговорку.
Коля просо курам нёс,
Замарал он просом нос.
-Найдите в скороговорке слова, которые отличаются одним звуком.
(Нос –нёс.)
(Слайд №6)
[нос] [н`ос]
— Какими звуками они отличаются? (Согласными звуками [Н] и [Н`].),
А на письме эти звуки обозначаются как? (одной и той же буквой Н) С помощью чего мы на письме показываем, что данные буквы мы должны читать мягко?
— Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос, почему это происходит.
Почему слова отличаются не только буквами О и Ё, а звуками Н и Н ?
(Слайд №6)
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Работа по учебнику с графической информацией. Парные по твёрдости-мягкости согласные звуки( упр.192)
Откройте учебники на с.120 Прочитайте тему урока.
Что вы уже знаете по этой теме?
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Слайд №7)
2.Работа в учебнике.(упр.193).
Выполним,упр.193.
— Посмотрите на значок с левой стороны. Что он обозначает? (Высказывай своё мнение).
-Упр.192 (устно)
-Какие звуки живут в этих домиках? (согласные).
— Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (читают пары звуков по цепочке).
— Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)
-Назовите непарные мягкие звуки.
Упр.193.
— Прочитайте все задания.
— Выберите любое задание, которое вам хочется выполнить.
— Кто приготовил ответ на первый вопрос? (ответы детей)
— Кто ответит на второй вопрос?
-Кто ответит на третий вопрос?
— Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий?
(Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)
(Слайд №8)
VI Продолжение работы по усвоению новых знаний и способов действий.
1 Самостоятельная работа
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я,
— Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)
Распределите рисунки на две группы по общему признаку.
(Слайд №9)
Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и поднимите руки, если ваша пара уже справилась с работой.
Почему вы так решили?
(Потому, что в одних словах первый звук твёрдый, а в других мягкий)
VII. Физкультминутка (Слайд №11)
— Если вы услышите в начале слова мягкий согласный звук, то будете приседать, а если услышите твёрдый согласный звук в начале слова, то поднимать руки вверх и хлопать в ладоши.
(Сом, семь, лень, воз, диван, домик, лес, сирень, гусь, сахар, суп, лиса).
VIII. Словарная работа
Попробуйте догадаться о каком новом словарном слове идёт речь: этот месяц зиму начинает, год завершает.
(Декабрь)
(Слайд №12)
У меня на доске вы видите транскрипцию данного слова. Попробуйте объяснить её [д`икабр`]
Почему первый звук в этом слове стоит с апострофом? (Потому, что он мягкий)
Правильно. Его мягкость на письме обозначается безударной гласной Е, которую нельзя проверить, но надо запомнить. Есть ли в этом слове ещё мягкие согласные звуки?
(Да, последний звук [р`]).
Этот звук всегда бывает мягким?
(Нет)
Слышим ли мы после этого звука ещё один какой-либо гласный звук?
(Нет)
Как же на письме мы должны обозначить мягкость этого звука? Об этом мы ещё не говорили.
(Буквой Ь. она звука не обозначает, но зато обозначает мягкость предшествующего согласного звука.) (Слайд №12)
Молодцы! Давайте запишем новое словарное слово к себе в тетрадь, поставим ударение и подчеркнём безударную гласную е. поставьте тире и продолжите работу: в этом слове …(2 слога, потому, что 2 гласных)
В этом слове…(7 букв), есть ли что-нибудь интересненькое в этом слове? (Да, есть буква Е, но она обозначает 1 звук, т.к. стоит после согласного, и она дарит один свой звук ему и он звучит мягко) А ещё? (Буква Ь, она звука не обозначает) Значит в этом слове … (6 звуков) Хорошо, запишите это у себя в тетради.
IX. Работа по развитию речи.
Составьте предложение с нашим новым словарным словом.
Ребята, я тоже составила предложение, по пока я его к вам несла, оно рассыпалось. Попробуйте его собрать
(Слайд №13)
Прин…сёт, сн…га, с, д…кабрь, и, собой, м…розы.
Д…кабрь прин…сёт с собой сне… и м…розы. (Слайд №14)
Запишем это предложение в тетрадь и объясним все орфограммы, которые встретились в этом предложении. Подчеркнём в этом предложении все мягкие согласные одной чертой, а буквы, которые это обозначают двумя. Найдите в этом предложении грамматическую основу предложения.
X. Закрепление знаний и способов действий
1. Усовершенствования вывода о том, какие буквы обозначают мягкость, а какие обозначают твёрдость предшествующих согласных.
Вернёмся к нашему правилу о том, какие буквы обозначают твёрдость и мягкость предшествующих согласных и подумаем, как его усовершенствовать и не забыть про букву Ь.
(Слайд №15) (Слайд №16)
Молодцы.!
Про мягкий знак нельзя никак забывать, иначе он обидится и изменит лексическое значение слов: угол – уголь, шест – шесть, банка – банька, мел — мель и др.
2. Нахождение пар к словам, применяя изученные правила
Попробуйте установить логическую связь между данными словами, чтобы выбрать подходящее слово к данному:
(Слайд №17-22)
Учитель – ученик
врач — (больница, градусник, больной, температура),
шнурок – ботинок,
пуговица – (магазин, пальто, нитки, пришивать),
снег – лыжи
лёд – (каток, зима, коньки, скользить)
3. Самостоятельная работа
Я предлагаю вам сейчас поработать учителями. На доске вы видите слова, которые написали дети. Там достаточно много ошибок. Попробуйте записать их правильно, а потом обменяйтесь тетрадями и проверьте, как выполнил данную работу ваш сосед. (Слайд №23)
А теперь вернёмся к слайду, который мы использовали на чистописании. (Слайд №24)
Что вы теперь можете сказать о том, какая буква лишняя? (Лишних нет)
Почему вы так думаете?
(Потому, что все эти буквы обозначают мягкость предшествующего согласного)
Молодцы!!!
XI .Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Смогли ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока. (Слайд №25)
Как вы оцените свои достижения на уроке?
ХII. Подведение итогов урока.
Какое настроение осталось у вас от урока?
Домашнее задание
Упр. 198
— Спасибо за урок!
Урок русского языка «ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ И ТВЕРДОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ»
Тема: обозначение мягкости и твердости
согласных звуков на письме
Цели: обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных звуков.
Ход урока
I. Словарный диктант.
Завод, машина, мороз, сапоги, город, тетрадь, медведь.
II. Сообщение темы урока.
Выполнение упражнения 76 по заданию.
– На какие ещё группы можно разделить согласные звуки? Вспомните схему:
– Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Как же это получается?
– Что нужно сделать, чтобы сказать твёрдый звук [м]? (Сжать губы.)
– Сожмём губы и скажем твёрдый звук [м]!
– Губы у нас сжаты. Это одна преграда. А где наш язык – вверху или внизу? (Внизу.) Правильно, он не работает, работают одни губы. Будем обозначать твёрдый согласный кружком с одной черточкой.
– А теперь сожмём губы, произнесём мягкий звук [м’] и посмотрим, что будет делать наш язык. (Он поднялся вверх.)
– Вот, оказывается, что делает согласный мягким – наш язык! Он поднимается спинкой вверх, к нёбу, и создаёт вторую преграду. Значит, все мягкие согласные мы будем обозначать кружком с двумя черточками (преграды две: язык и губы).
! Игра «Поймайте мягкий согласный».
Дети хлопают в ладоши, если в слове есть мягкий согласный [в’].
Выл, вил, вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы, вязы, выть, вить.
III. Работа с учебником.
1. Выполнение упражнения 77.
Используя карточки, составьте схемы слов угол, уголь.
– В каком слове звуков меньше, чем букв? Почему?
2. Выполнение упражнения 78.
– Выпишите из словарика все слова, в которых пишется мягкий знак.
Физкультминутка
3. Выполнение упражнения 79 по заданию.
4. Выполнение упражнения 80.
Вариант I – 1-я загадка;
Вариант II – 2-я загадка.
IV. Итог урока.
– Закончите предложение:
Согласные звуки в словах могут быть …
– Приведите примеры.
Домашнее задание: упражнение 82.
Поурочное планирование открытого урока по русскому языку на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Класс: 2
Предмет: русский язык
Учитель: Яндимирова Г,Н., учитель начальных классов 1 категории
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма: игровая
Педагогические технологии: элементы технологии личностно-ориентированного обучения, элементы игровой технологии.
Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.
Задачи:
Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
— обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
— обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Техническое оборудование:
компьютер, проектор, экран
Оборудование: доска, цветные карандаши, д/игра «Беговые дорожки», раздаточный материал
Ресурсы:
Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2012 г;
Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.
I.Мотивация учебной деятельности
Итак, друзья внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок
— Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
Прочитаем стихотворение
Прозвенел звонок веселый. (слайд 1)
Мы начать урок готовы.
Будем сами рассуждать,
И друг другу помогать.
— Найдите главное слово.
А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— Запишите число, классная работа.
Какое сейчас время года? Наконец то и у нас настоящая зима. И к нам в класс прилетели такие красивы снежинки. На каждой снежинке находится буква. (слайд 2)
— Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)
— Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)
— Какую цель поставим перед письмом?
Давайте запишем эти буквы по одной в тетради, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. Выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните.
Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.
Оцените свою работу (!,+, -)
1 Чтение слов (слайд 3)
Наум, Нина, Нора, Нюра
— Что общего в этих словах?
— Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)
-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?
-На какие две группы можно разделить все согласные в словах? ? (твёрдые и мягкие)
-Сегодня на уроке проведём небольшое исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.
3. Самоопределение к деятельности
А чтобы это исследование провести, нам помогут два фокусника. (слайд4 )
Зовут их Тим и Том. И они дружили с гласными, которых мы писали на минутке чистописания. Вслушайтесь внимательно.
— Какой 1 звук вы слышите в имени Тим? (Ть)
— Какой это звук твёрдый или мягкий?
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук.
— А какой 1 звук вы слышите в имени Том? (Т) Какой это звук твёрдый или мягкий? Том такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.
— Как называются согласные, которых любит Том? (твёрдые)
— Как называются согласные, которых любит Тим? (мягкие)
О том, какие фокусы происходят в русском языке, вы узнаете из небольшой сказки.
Живёт в стране Грамматике ещё известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.
Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.
— Как такое может быть?
Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы ….встали рядом с твёрдыми согласными.
— Какие буквы, по-вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему? ( е, ё, и, ю, я,)
— Вы догадались, кто из них Том, а кто Тим?(по цвету) Почему?
— Какие гласные они выбирают?
III. Формулировка темы и цели урока
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения) (слайд 5)
— Давайте сформулируем цель урока (Различать мягкие и твёрдые согласные звуки и научиться их писать)
IV. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.
1Сравнение слов в парах. (слайд 6)
Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? Почему?
нос – нёс
мал – мял
пар – пир
кот – кит
—Что общего между словами первого столбика?(Первый звук твердый)
—А в словах второго столбика? (Первый звук в них мягкий)
-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?( Буквы а, о, ы, э, у)
— Что указывает на мягкость согласных звуков?( Буквы я, ё, ю, е, и.)
— Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? (Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком)
-Что мы знаем о мягком знаке? ( Эта буква не обозначает звука)
Вывод
— Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного?( Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.)
2. Чтение правила на стр 121
А теперь узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника.
V. Первичное закрепление
3. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.
— Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые и мягкие согласные на слух
Игра «Беговые дорожки»
Вы сейчас будете работать в паре. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается с мягкого звука, кладёте на дорожку зелёный кружочек, а если твёрдый то – синий. Договоритесь меж собой, кто какие кружочки будет класть.
Слова: корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар,
— Сколько зелёных и синих кружочков?(4 зелёных, 4 синих)
4. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сели.
V. Закрепление материала
1. Устно, комментируя . Упр. 192.
— Больше согласных звуков или букв? Почему? В чём различие в произношении этих согласных звуков? В каких домиках живут твёрдые, а в каких мягкие?
— Буква «Бэ» какими звуками может быть обозначена?
— Произнесите только мягкие непарные согласные звуки? Какой буквой мы их обозначим?
— Произнесите только твёрдые непарные согласные звуки. Какими буквами их обозначим?
2. Комментированное письмо. Упр. 194. Запишем у доски и в тетради. Самопроверка.
Давайте вспомним, каким цветом обозначается твёрдый и мягкий согласный?
— Подчеркните твёрдый согласный синим карандашом, мягкий-зелёным.
3. Физкультминутка для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до5. Повторить 4-5 раз.
4. Самостоятельная работа упр. 123 и 124 по рабочей тетради
— упр. 123 записать гласные, которые смягчают.
— упр124 – подчеркните гласные , которые смягчают предшествующее согласное.
Оцените свою работу по шкале.
5. Для закрепления выполним работу в паре
Слова: ряд, мал, рад, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв. Вы должны подчеркнуть зелёным и синим карандашом. Одно понравилось Тиму, а другое — Тому.
Взаимопроверка между парами. Оцените по шкале
VI. Итог урока
Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (гласными)
— Над какой темой мы сегодня работали?
Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)
— Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)
-Какую роль играет Ь в словах?
VII. Рефлексия.
Подведём итог нашей работы на уроке. Я хочу проверить, как вы усвоили тему нашего урока. Проведём графический диктант. Обозначите начальными буквами. (т – твёрдый, м – мягкий)
Мал, нос, мел, бас, пир, пар, шёл (слайд 7)
Оцените свою активность на уроке.(показ на ладони)
Оценивание ладонью
— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?
— Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке. Поднимите жёлтый смайлик. Оценивание смайликами
У кого остались сомнения, тот покажет зелёный.
А кто не понял тему нашего урока, покажет красный.
VI. Домашнее задание
Упр 195 стр 121.Записать и подчеркнуть. — всем
У кого сегодня всё получилось придумайте сами дополнительно 2 пары слов.- дифференцированно
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №6 «Улыбка»
Конспект логопедического занятия по теме:
«Формирование понятия о твердости – мягкости согласных звуков».
Составила:
Учитель — логопед
Сердюкова Елена Ивановна
г. Тихвин 2013 г.
Программное содержание:
Формировать понятие о твёрдости — мягкости согласных звуков.
закрепить умение определять и различать на слух твёрдые — мягкие согласные.
Упражнять в подборе слов, обозначающих признаки.
Закрепить навыки словообразования.
Упражнять детей в чтении слогов, слов.
Развивать мышление, внимание, память.
Оборудование:
Коврограф с картинками; наглядное пособие «тучки»; два гномика; дом.
На каждого ребёнка контуры елок с шариками, игровое пособие — чашки с блюдцами (со звуками), кружки для обозначения звуков.
Развивающая игра «Дин — Дон».
Наборное полотно с буквами.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети, посмотрите, что у меня в руках? {пушинки)
Давайте, будем сдувать с ладошек пушинки, изобразим снегопад.
А сейчас все закройте глаза (на каждого ребёнка прикрепляют большие и маленькие снежинки)
Открывайте глаза, посмотрите что это? (ответы детей)
На кого упали маленькие снежинки пойдут играть с воспитателем, а ребята с большими снежинками подойдут ко мне и послушают.
Гладко плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает –
Слова не хватает.
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть
Подскажи словечко.
Крыша в шапке меховой
Белый дом над головой
Двор в снегу, белы дома
Ведь на улице… (зима)
Зимний ветер дует, вертит.
В форточку влетел конвертик.
Дима, посмотри, что там внутри? Да, здесь письмо. Что в нём написано? (Читаю письмо детям, в котором весёлые гномики Дин и Дон приглашают ребят приехать в их весёлый домик в гости)
Сообщение темы.
Ну что, ребята, поедем в гости к гномикам? (ответы детей)
Прежде, чем отправимся в путешествие, вспомним, что мы знаем о звуках. Какие звуки бывают? (гласные и согласные)
Что вы знаете о согласных звуках? (согласные звуки бывают твёрдые, мягкие, звонкие, глухие)
Фонематическое восприятие.
Сейчас я буду называть звуки, если это будет любимый звук Дина, вы поднимите мягкую губку, а если Дона, то твёрдый бочонок (п, ль, н, сь) Молодцы, вы правильно услышали и определили твёрдые и мягкие звуки. Теперь поиграем: я буду произносить твёрдый согласный, а вы — этот же согласный, но мягкий (л -ль, с — сь, н — нь) (игра с мячом)
Чтение и дифференциация слогов по твёрдости — мягкости.
Молодцы, можно отправляться в путешествие. Посмотрите, что вы видите в начале нашего пути? (ёлки на коврографё)
Ёлки какие? (нарядные, красивые)
Какой зимний праздник бывает с такими нарядными ёлками? (новый год)
Чтобы продолжить путь, вам тоже надо украсить свои ёлки шарами, (каждому
ребёнку раздаются ёлки с шарами). Шарики будем вешать сверху — вниз.
Сначала повесьте шарик, на котором написано мы. Читаем вместе: мы.
Ваня, какой первый звук? (м). Он твёрдый или мягкий?
Теперь повесьте шарик со слогом ми. Владик, какой первый звук? (мь) твёрдый или мягкий? (мягкий)
(Аналогичная работа со слогами ны, ни)
Ребята, посмотрите, кто спит под ёлкой {мишка)
Какие первые два звука из этого слова убежали на вашу ёлку? (ми)
Возьмите в левую руку этот шарик.
А кто же ещё притаился у ёлки? (мышка)
А из этого слова какие первые два звука оказались на ваших ёлках? (мы) Возьмите в правую руку этот шарик.
А теперь сравните мы — звучит как? (твёрдо), а ми — (мягко)
Как вы думаете, какой звук заколдовал «м» и превратил его в мягкий?(и) Давайте ещё раз проверим его волшебную силу этого звука.
(выставляется наборное полотно с согласными и к каждой добавляется буква «и»)
Если рядом с согласной буквой стоит «и», то согласные всегда будут мягкими.
Молодцы, с заданием справились, ставим флажок и отправляемся дальше.
Вставь пропущенную букву и прочитай слово.
Что-то стало вдруг пасмурно. Как такая погода называется? (пасмурная) Стало холодно. Значит погода какая? (холодная)
Выпало много снега. Значит зима какая? (снежная)
Ребята, мы сбились с пути.
Рассердились тучки в небе, стали буками.
Растеряли все снежинки вместе с буквами,
Эти буквы на полянке, где снежок.
Отыщи их, помоги собрать слова. Дружок.
Нам нужно вставить пропущенные буквы Ы или И в слова.
(Наглядное пособие «тучки»)
Молодцы, вы правильно вставили буквы, посмотрите, тучки превратились в голубые облака и даже выглянуло солнышко. Мы поставим и здесь флажок. Солнце светит, погода хорошая, делаем остановку и выйдем на улицу и отдохнём.
Речь с движением.
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках,
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали,
И обратно побежали.
Звуковой анализ слов.
Едем дальше. А впереди что вы видите? (дом)
Кто вышел из дома? (Том)
Слова «дом» — «Том» похожи?
Выложим эти слова кружочками.
Первое слово «Том». Назовите по звукам (т, о, м)
Какой 1-й, 2-й, 3-й звук. Обозначили каждый звук соответствующим кружком.
(Аналогичная работа со словом «дом»)
Ребята, а чем же различаются эти слова?
(первыми звуками Т-Д, Д — звонкий, Т — глухой)
Верно, молодцы и здесь мы оставим флажок, потому что сделали правильно, двигаемся дальше. А что за знак впереди? (чашка). Наверно, нам нужно отдохнуть и согреться горячим чаем.
Слоговое лото.
Чтобы выпить чай, нужно чашке подобрать своё блюдце и прочитать получившееся слово (спросить у каждого ребёнка про согласные в словах, какие они: твёрдые или мягкие)
Вот чай мы выпили, около знака поставим флажок, который по счёту — какой?
(дети считают — «четвёртый»)
«Дин — Дон». Дифференциация на слух и в произношении.
Посмотрите, виден дом, нас встречают Дин и Дон (появляются два гнома). Живут гномы в одном доме и окружают их разные звуки, но не могут гномики всё время дружно играть, они часто ссорятся. Дину хочется играть с мягкими звуками, а Дону с твёрдыми. И решили они поселиться в разных комнатах, а встречаются лишь тогда, когда захочется поиграть и составлять слова, ведь в словах есть твёрдые и мягкие звуки. Дин для своей комнаты выбирает предметы, которые начинаются на мягкие звуки, а Дон выбирает предметы с первым твёрдым звуком.
Давайте рассмотрим эти предметы (распределение картинок по комнатам совместно с педагогом). Детям предложить самостоятельно разложить оставшиеся картинки.
Итог занятия.
Ребята, вам понравилось путешествие?
Но надо возвращаться в детский сад. Дорогу обратную вы знаете и сможете быстро добраться, ориентируясь на флажки.
Дин и Дон на прощание хотят поделиться с вами сокровищами. Эти сокровища необычные: они сладкие (сундучок с конфетами).
Гномы надеются, что вы ребята добрые и обязательно поделитесь с другими детьми
Урок чтения на тему » Сопоставление согласных звуков по твердости-мягкости». (1 класс)
Сопоставление согласных звуков по твердости-мягкости.
Повторение правила обозначения букв гласных звуков после парных по твердости-мягкости согласных звуков
Тип урока: урок закрепления
Задачи:
образовательные:
учить сопоставлять согласные звуки по твердости-мягкости;
формировать навык чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы;
развивать мышление и память;
учить работать в паре, развивать чувство товарищества.
Формировать УУД:
Личностные:
-внутренняя позиция школьника
-учебно-познавательный интерес к учебному материалу
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата
-способность к самооценке критериев успешности учебной деятельности
Познавательные:
Общеучебные универсальные действия:
-поиск и выделение необходимой информации
Универсальные логические действия:
-способность и умение учащихся производить логические действия (анализ, сравнение)
Коммуникативные :
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
-формировать умение работать в парах
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
-учитывать позицию собеседника
-организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Регулятивные:
-определять и формулировать цель задания
-коррекция
-оценка
Вид деятельности: продуктивная деятельность
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование урока: алфавит, картинки-рисунки, схемы, фишки, сигнальные карточки
Деятельность педагога
Деятельность детей
УУД
I.Организационный момент
-Вы готовы?
-Очень рада, что к уроку готовы,
У всех хорошее настроение.
-Сегодня у нас необычный урок. Ребята, посмотрите на наших гостей. Конечно, вы узнали своих воспитателей.
В детский сад вы все ходили,
Там дружили и играли.
Мир прекрасный изучали.
-Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам.
-Прозвенел сейчас урок,
Начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки
-Все в порядке!
-А теперь мы повзрослели
И за парты в школе сели.
Регулятивные УУД
Саморегуляция в игровой форме.
Развитие монологической речи
II.Актуализация знаний. Фонетическая зарядка
-Прежде чем приступить к теме урока мы должны разбудить наши голоса. Давайте это сделаем с помощью «Гласной оперы»
-Что вы выставлено на доске?
-Какие звуки они обозначают?
Давайте их пропоем.
-Хорошо! Голоса мы разбудили. Ответьте, пожалуйста, что нам помогает общаться?
-Какая бывает речь?
-Из чего состоит речь?
-Из чего состоят предложения?
-Из чего состоят слова?
-На какие две большие группы можно разделить звуки?
-Чем отличаются гласные звуки от согласных?
-Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите.
-Чем обозначаются звуки в письменной речи?
-Кто составит схему по звукам?
-Проверяем. Подтверждение правильного выполнения сигналим «Светофорами»
АОУЫИ ОУАЫИ УОАЫИЭОЯ ИОАЕЫЮЯУ
-речь
-устная и письменная
-из предложений
-из слов
-из звуков
-гласные и согласные
-гласный звук образует слог
6: [а] , [о], [у], [и], [ы], [э]
Составление схемы
Дети «светофорами» показывают согласие или несогласие выполненной работы
Коммуникативные УУД (умение строить речевые высказывания и оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать и понимать речь других)
Регулятивные УУД (умение проговаривать последовательность действий)
Регулятивные УУД
III.Формулировка темы урока
-Посмотрите на доску. Попробуйте догадаться сами, о чем пойдет разговор на уроке. Какова тема сегодняшнего урока?
-Сравните картинки.
-В чем различие в парах слов?
-Может быть, кто-то догадался, что общего в этих словах?
-Молодцы.
-Кто же сформулирует тему урока? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
белка-булка
лук-люк
маска-миска
-первые звуки в словах разные: твердые и мягкие
— слова в парах начинаются с одной буквы
-сегодня мы будем изменять буквы в словах, и получать новые слова
-будем учиться различать согласные звуки по твердости-мягкости
Регулятивные УУД (целеполагание и планирование деятельности, умение ориентироваться в своей системе знаний)
Личностные УУД
IV. Физкультминутка
Белка
Белка дятла поджидала
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри!
Вот орехи 1,2,3.
Пообедал дятел с белкой
И пошел играть в горелки.
Гимнастика для глаз.
Резко перемещают глаза влево-вправо
Рукой поглаживают живот
Смотрят вверх-вниз
Счет
Моргают глазами
Закрывают руками глаза
Коммуникативные УУД
Здоровьесбережение
V.Работа над темой урока
1) «Играем со звуками»
-Многие поэты научились играть со звуками. Вот как это получилось у Н.Голь:
Мышка в норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в этой норке.
-Кто жил в норке?
Составляем звуковую схему слова.
Сколько в слове звуков?
Выделяем первый звук. Характеристика звука.
— Как определить количество слогов в слове? Сколько в слове слогов?
Какой слог ударный?
Продолжение чтения стихотворения.
-И решила от тоски
«Я меняю Ы и на И!»
-Какое слово получилось?
-Определите, одинаковые ли первые звуки в словах «мышка» и «мишка»? Почему?
Выполнение звукового анализа слова «мишка»
Проверка.
Мишка в норке живет,
Мишка лапу сосет.
Косолапый тужит:
«Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро и темно…
Я меняю И на О!»
-Какое теперь образовалось слово?
-Дайте характеристику первому звуку.
-Почему он читается твердо?
-Составить схему слова «мошка»
-Что заметили?
Вывод.
-Н.Егоров придумал такую скороговорку
«Вымыли мышки миски для мишки».
Разучивание и проговаривание (хором и индивидуально)
-мышка
Работа с фишками
5
[м]- согласный твердый
[ы] — гласный ударный
[ш] — согласный твердый
[к] — согласный твердый
[а] — гласный ударный
-определить количество гласных в слове
-два; первый [мы]- гласный [ы]
Читают слово по схеме.
На схеме замена звуков буквами
-мишка
-«мышка» — первый звук произносится твердо, на это указывает буква «ы»;
«мишка» — первый согласный звук произносится мягко, на это указывает буква «и» и этой же буквой обозначается на письме гласный звук
Самостоятельная работа
-мошка
м – согласный твердый
-звук о показывает твердость предыдущего согласного
Самостоятельная работа
Чтение схем
-количество звуков и букв в словах не изменилось;
— слова состоят из двух слогов;
-с заменой гласного звука изменился первый согласный звук, и получились новые слова
Ответы детей
Коммуникативные УУД (умение строить речевые высказывания и оформлять свои мысли в устной речи)
Познавательные УУД (логические, знаково-символические)
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
VI.Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Потрудились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.
Коммуникативные УУД
Здоровьесбережение
VII.Закрепление
-Можно ли слово «белочка» подставить в схему? Почему?
-Составляем звуковой анализ слова «белка»
Работаем в парах.
-На индивидуальной магнитной доске выполняют …
-Сверяем работы.
-Ребята, а что объединяет белку и медведя?
-А кто знает правила поведения в лесу?
-Молодцы! Я надеюсь, что все эти правила вы соблюдаете, находясь на природе.
-Одна буква может изменить смысл целого слова. При чтении надо быть очень внимательным, чтобы с вами не произошла такая история.
-Какие буквы перепутала девочка?
-Сколько звуков она произнесла неправильно?
-Булочка это ласково, а как сказать по-другому?
Подготовленный ученик предлагает загадку; в процессе работы учитель показывает белку-игрушку
-Проворная зверушка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.
-белка, белочка
-в слове белочка 7 звуков, а на схеме их только 5
Самостоятельная работа в парах
Сигналы-светофоры
-дикие животные, живут в лесу
-не шуметь, не мусорить, не оставлять после себя костры и т.д.
Ученица читает
-Гостям решили мы рассказ
Про белочку прочесть.
Но от волненья
я прочла,
Что в клетке булочка жила! ( А. Барто)
-вместо «е» прочитала «у»
-два первых звука: [б], [э], она произнесла [б], [у]
-булка
КоммуникативныеУУД.
ПознавательныеУУД.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД (оценка своей деятельности)
Личностные УУД
Познавательные УУД
VI.Итог урока. Рефлексия
-Спросил однажды звук капризно:
-Как мне узнать про этот признак?
Я мягкий? Твердый?
Знать хочу!
Когда ответ я получу?
-А могли бы вы определить, где мягкий, а где твердый согласный звук?
— Какие нам в этом помогут гласные звуки?
-Молодцы! Хорошо работали на уроке, дружно, друг другу помогали.
Используя, сигналы-светофоры ответьте на вопросы:
Кому сложно было на уроке — красный цвет;
кому легко – зеленый.
-Спасибо за урок.
О А Ё
Ю У
Э И Ы
Я Е
Регулятивные УУД (умение проговаривать последовательность действий на уроке)
Личностные УУД (оценка своей деятельности)
«Согласные глухие звуки [к], {к’], отличающие по признаку твёрдости–мягкости. Буквы К, к».
Тема: СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [к], {к’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ — ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ К, к
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования навыка беглого, осознанного чтения; рассмотреть значения слова «коса»; наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов в предложении; учить узнавать графический образ букв; развивать речь, внимание, мышление, память, фонетический слух; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса -одноклассников, учителя, партнера по общению.
Познавательные УУД: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметные УУД: дифференцировать глухие звуки [к], [к’] на основе работы по звукобук-венным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей; читать и отгадывать загадки.
Оборудование: рисунки с изображением овощей; рисунки к слову «коса»; слоговые карточки; сказка «Приключения буквы К».
Сценарий урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Начинаем наш урок литературного чтения.
— Хочу начать его со звукобуквенной таблицы.
— Давайте вспомним на какие группы делятся звуки и буквы?
— На какие группы можно разбить согласные?
Звонкие – глухие
Твёрдые – мягкие
Парные — непарные
2. Игра «Лишняя буква»
У вас у каждого на столе лежат карточки с буквами. Назовите буквы.
Ваша задача, найти лишнюю букву и подчеркнуть её.
н м к л г р д з
— Обоснуйте свой выбор?
— Кто правильно определил лишнюю букву поставьте себе +
— Дайте характеристику данной букве.
П. Сообщение темы урока.
— Назовите тему нашего урока.
Какие задачи мы поставим?
(На уроки будем читать слова с данной буквой, сравнивать её по твёрдости – мягкости и по звонкости -глухости).
III. Работа по теме урока.
1. Прочитайте слияния с данной буквой.
ку ки ке ко кю ка кё кы кя
1В подчеркните мягкие слияния
2В – твёрдые
Проверка на слайде.
Какие гласные обозначают мягкости согласного? Какие — твёрдость?
Взаимопроверка. Кто выполнил правильно поставьте +.
— Подберите слова, чтобы к стояла в начале слова, в середине.
— Почему я не прошу подобрать слова с к в середине.
У буквы к есть парная согласная и при подборе слова, вы можете ошибиться, какую букву надо писать в этом слове. Для этого надо знать и применять правило, с которым мы познакомимся на других уроках.
— О какой парной я говорю?
Дайте характеристику букве г.
3. Хоровое чтение чистоговорки.
Сначала про себя, затем хором.
Ка-га, ко-го, Ги-ки-ги – Гена, Гале помоги. Ку-гу, ко-го, Ги-ку-гу – мыть посуду я могу.
1В прочитает слияния со звонким согласным звуком, а 2В – с глухим.
Озвучьте эти слияния.
3. Игра «Не ошибись».
Я называю слова, если в слове услышите звонкие согласные звуки [г] или {г’] — встанут мальчики, а если глухие [к] или {к’] – встанут девочки, постарайтесь эти слова запомнить.
Горы, кисти, гюрза, окунь, ракета, кукла, магазин, кювет (канава для стока воды), герой, Костя, гуси, ягуар, паук.
4. Звукобуквенный анализ слов.
— Любимое занятие детей. (Игра)
— Она бывает чёрной и красной. Её получают от осетровых и осетровых рыб. (Икра)
Составить схемы к данным словам по вариантам. (2 ученика у доски).
Сравнить звуки [к] — [г]
Напечатать слова в тетрадь. Буквы, которыми отличаются слова – подчеркнуть.
Поставить букву г или к в карточках
1В. Утка, Регина, ракета, гуси.
2В. Укроп, кисти, герой, Ольга.
— На какое правило встретились слова?
5. Сопоставление звуков [к] — [г], (к’] — [г’].
Учащиеся читают пары слов на розовом фоне, находят буквы, которыми отличаются пары слов. Объясняют значение слов.
1 строчка – читают и разбирают коллективно.
Гость. — тот, кто пришёл, приехал и т. п. навестить кого-либо, провести у кого-либо время или с какой-либо иной целью.
Кость— орган опорно-двигательного аппарата, построенный преимущественно из костной ткани. Есть игра в кости.
Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.
Колос – вытянутая метёлочка на конце стебля растения , можно встретить у пшеницы, ржи и других зерновых культур. (Соцветие большинства злаков, представляющее по виду вытянутую метелочку на конце стебля, созревшая метелочка, наполненная семенами.
Далее работают парами. Разбирают по 2 слова. Если значение слова трудно определить, запомните это слово, разберём вместе.
Горка — сужающаяся кверху кучка чего – либо.
Корка — затвердевший слой чего-нибудь.
Гол — в ряде спортивных игр — попадание мяча, шайбы в ворота одной из команд, а также очко…
Кол — Низшая школьная отметка — единица. Кол — Толстая заостренная палка.
Уголок – место, которое делится углом на две части. (Классный уголок, рабочий уголок)
Ре́йка. 1. деревянный брус, планка. 2. брусок с нанесенными на нем делениями. Используется для крепления различного оборудования
Ка́ска (от фр. casque — шлем) — средство индивидуальной защиты, защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты…( шлем)
ку-ли́к. 1. орнитол. водная или околоводная длинноногая птица водная или околоводная длинноногая птица
6. Определить, какой буквой отличаются слова.
Учащиеся читают пары слов на голубом фоне, указывают, какой буквой отличается второе слово. Объясняют значение слов.
Арка — перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста).
Марка — специальный знак почтовой оплаты, денежная единица
Учитель просит найти многозначные слова на голубом фоне. (Кран, коса.)
— Рассмотрите рисунки на доске и составьте предложения со словом «коса».
7. Работа над скороговоркой
Роет он в земле ходы,
Чтоб добыть себе еды,
Любит свёклу и морковку,
Корешки сгрызает ловко.
Он слепой. Глаза ему
Под землёю ни к чему.
Перерыл весь огород!
Догадались? Это (Крот) !
III. Физкультминутка
— Мы хорошо потрудились, давайте отдохнём.
Мы сидели и читали,
Мышцы тела все устали.
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Локоточком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
— Мы хорошо поработали. Предлагаю всем сейчас весело отдохнуть.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
IY. Работа над текстом «Зайка»
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц.)
— Что знаете об этом животном
1. Первичное чтение учителем.
После чтения проводит беседу по вопросам:
— О чём текст?
— Каким вы себе представили зайца?
2. Повторное чтение детьми.
1 абзац — цепочкой.
Что делал зайка на зорьке?
Что он стал делать после зарядки?
Когда зайка умылся, нарядился?
Где было устроено гулянье?
2 абзац
1 предложение 1 вариант читает 2 варианту
2 предложение читает 2 вариант 1 варианту.
3 абзац — читают самостоятельно.
4 абзац — хором.
Чему рад лесной народ?
Согласие — единство мнений, нет конфликтов, противоречий. В данном случае, между зверюшками царила дружба.
3. Пересказ текста.
Y. Подведение итогов.
Мордочка зверюшки у каждого ребёнка. Дорисовать недостающие детали.
Встаньте те, у которых грустные мордочки? Почему?
Встаньте те, у кого мордочка весёлая, радостная. Почему?
YI. Рефлексия.