Настольно печатные игры в старшей группе по развитию речи: Материал по развитию речи (старшая группа) по теме: Настольно-печатные игры по развитию речи детей 5 — 7 лет – Настольно-печатные игры в детском саду

Консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему: «Настольно –печатные игры, как средство развития связной речи у дошкольников».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                 «Центр развития ребенка –детский сад №4»

                      городского округа город Агидель

  Выступление на семинаре –практикуме для  

            воспитателей ДОУ на тему:

«Настольно –печатные игры, как средство развития связной речи у дошкольников».

 

                                                                    Подготовила:

                                                                                            Воспитатель Янгирова М.М.

2016г.

«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь

много ума, чтобы пользоваться им».            Георг Гегель.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.  

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Детский сад — это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

Работая над развитием речи дошкольников, мы ставим перед собой цель:

 Изучение и проектирование настольных игр для развития связной речи дошкольников.

Для этого мы решаем следующие задачи:

  1.Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды;

  2. Изучить возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста.

  3.Подобрать и спроектировать настольные игры для детей дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи.

Я считаю, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. И в первую очередь к ним относится создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Например,

«Речевой уголок» (в котором размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры).

«Театральный уголок»

(Т.к. участвуя в спектакле, дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)

«Сюжетно–ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»

(Потому что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, тем самым развивается диалогическая речь).

«Книжный уголок»

 (Где ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать).

Художественная литература служит действенным примером нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста?

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Данная проблема позволила сформулировать тему:

«Настольная игра как средство развития связной речи дошкольников»

Через игру мы побуждаем детей к общению друг с другом.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза- (процесс индивидуального развития организма в течении всей жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Современный мир достаточно богат всевозможными играми. 

Настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно.

Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, шашки, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей.

В процессе работы с детьми я использовала следующие настольные игры:

«Жили –были», «Придумываем рассказ», мнемотпаблицы, игры пословицы, схемы для описания «Времена года», сюжетные, предметные картинки. В игре принимают участие все желающие. На столе располагаются предметные картинки, а также пирамида на каждом ряду нужно выложить картинки, отвечая на вопросы:

1) кто? 2) что у него есть? 3) какой?

4) что умеет делать? 5) противоположность.

Игры для воспитателей:

1. «Составление рассказа по сюжетной картине», начало, что случилось и чем закончилась история.

2.«Засели домики»

Выводы.

 В результате работы было выявлено:

1. Развитие у детей интереса к настольным речевым играм.

2. Совершенствование активной речи ребёнка.

3. Формирование грамматического строя речи, связной речи.

4. Совершенствование у детей звуковой культуры речи.

Систематическое использование настольных игр значительно улучшает грамматический строй речи детей.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Настольная игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Наиболее характерны для дошкольного возраста является активное освоение ребёнком речевых конструкций разного типа. Ребёнок активно осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

Таким образом, роль настольных игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью дети получают необходимые знания. Играя в настольные игры, я способствую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку на занятии, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребёнка.

Список использованной литературы:

1. Горева Е. В. Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера. № 14. 2012. С. 202 – 203.

2. Гришвина А. В. Игры занятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития. М.: Просвещение. 1988. 93с.

3. Гришвина А. В. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988. С. 4.

4. Горева Е. В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера». № 14. 2012, С. 202.

 

Картотека на тему: Картотека игр по русским народным сказкам /словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами/

 

 

 

 

 

 

/словесно-дидактические, настольно-печатные,

игры с предметами/

 

 

К-1    Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих: 5-6 детей

Игровое правило:

отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

— Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

 

К-2    Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие:

Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

 

 

К-3   Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

— Курочка Ряба, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка Ряба, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

 

К-4    Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих:

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

 

 

 

К-5    Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих:

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

 

К-6    Настольно-печатная игра «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих:

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

 

 

К-7   Настольно-печатная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих:

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

 

К-8   Игры с детьми старшего дошкольного возраста

 

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих: неограниченно

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

 

 

 

К-9    Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

 

 

 

 

К-10    Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих:

Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

            Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж

 

Книга по теме: Настольно-печатная игра «Развиваем речь»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра «Подбери слова к рассказу»

Уважаемые взрослые! Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтени…

Настольные печатные игры — основной вид работы при закреплении материала

Из опыта работы с настольными печатными играми на занятиях с дошкольниками…

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи….

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования…

Урок психологии «Речь: определение понятия «речь» и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров…

«Наш дар бессмертный — речь»: русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока — урок  — исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени…

Презентация «Мир настольно-печатных игр»

Презентация представляет собой фотообзор современных настольно-печатных игр по истории. Ввиду большого объёма помещаю ссылку на презентацию (Яндекс-диск)…

Настольно-печатные игры для детей 5-6 лет в детском саду: картотека

Под настольно-печатной игрой понимается вид деятельности детей в детском саду, целью которого является нахождение решения конкретной задачи аналитическим способом. Игра представлена в форме наглядного пособия.

Использование этой части предметно-развивающей среды направлено на:

  • развитие дисциплинированности и способности завершать начатое;
  • улучшение внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков;
  • фиксирование приобретенных знаний и умений;
  • формирование умения работать в команде, дружелюбности и способности к сотрудничеству.

Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости от применения и назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.

Важным игровым моментом является необходимость выбрать себе партнера для взаимодействия и найти своё место в группе. Дети распределяются на пары или тройки, при этом большое количество воспитанников в группе существенно усложняет задачу.

Воспитателю отводится роль направляющего в игре, он подталкивает детей к правильным действиям, а не руководит процессом. Также не стоит забывать о похвале и поощрении успехов дошкольников.

В картотеку настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет, используемых в детском саду, относят следующие материалы:

  • домино;
  • шашки;
  • паззлы с разным количеством деталей;
  • картинки, складывающиеся из кубиков, рисунок на гранях которых относится к определенному изображению;
  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках.

Использование игр затрагивает зрительное восприятие, которое является важным элементом образовательного процесса в ДОУ. Для включения печатного педагогического материала в деятельность детей необходимо помнить, что принцип визуализации подразумевает наличие наглядного образца. То есть, чтобы собрать паззл, ребёнку потребуется исходная целая картинка в качестве примера.

Визуальное восприятие развивают такие игры, как мозаики, карточки с изображениями животных и растений, сюжетные картинки. С этой же целью включаются в работу дидактические материалы в виде карты-поля с набором фишек и кубиков.

Выбор игры с учётом особенностей возрастного развития ребенка

Выбор игрового материала обусловлен возрастной группой детей. В возрасте 5-6 лет настольно-печатные игры учитывают такие особенности развития, как:

  • необходимость работы в небольших группах (2-4 человека). Для этого подойдут лото и домино с картинками, кубики, паззлы (например, «Сложи узор»).
  • осознанность командной работы. Этой особенности отвечают игры из предыдущего пункта и другие, например, игры с картой-полем. Активно используются материалы на закрепление знаний о видах транспорта, использовании предметов;
  • в этом возрасте возможно проявление нетерпимости в отношении помощи воспитателя или другого взрослого, что требует самостоятельности в игровом процессе. У старшего сохраняется роль ведущего. Подойдет занятие с обозначением противоположных понятий, задания на усвоение профессий.

При работе с детьми следят, чтобы всем хватило реквизита. У каждого ребенка должен быть свой набор карточек, фишек или часть паззла. При первом знакомстве с материалом воспитанникам понадобится время на изучение предложенного прежде, чем начнется игра. В старшей группе детям предлагаются разные сюжеты паззлов, поскольку сам процесс объединения элементов уже отходит на второй план. При наличии свободного времени дети могут обменяться наборами элементов мозаики.

Примеры настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет

Готовая картотека настольно-печатных игр для детей 5-6 лет в детском саду должна отвечать особенностям возраста и включать материалы разной тематики. В картотеку игр могут быть добавлены:

Игра «В гостях у сказки»

Эта игра направлена на социально-эмоциональное развитие воспитанников. В процессе дошкольник учится разрешать проблемные ситуации и взаимодействовать с другими детьми в ходе обсуждения и поиска решения. Комплект материалов включает:

  • 8 или более игровых полей;
  • карточки с историей, в которой содержится проблемная ситуация;
  • фигурки сказочных персонажей.

Игра особенно эффективна в небольшом коллективе. Игровые поля и герои расставляются на столе, при этом каждое поле пронумеровано. Карточки с номерами располагаются на столе лицевой стороной вниз. Когда воспитанник берет карточку и называет номер, ведущий описывает суть проблемной ситуации, которую дошкольник должен решить.

Пример игровой ситуации:

  • Буратино и Мальвина вместе играли в песочнице. У девочки не получались куличики и она заплакала, а Буратино начал над ней смеяться. Как лучше было бы поступить на месте Буратино?

Вариант решения: играть вместе намного интереснее, Буратино должен был помочь Мальвине, а не дразнить её.

  • Мышка, зайчик и лягушка играли на полянке около теремка. К ним подлетел комарик, ему захотелось присоединиться к игре, но он постеснялся. Как поступить в это ситуации?

Вариант решения: комарик должен был приветливо поздороваться и спросить, можно ли присоединиться к игре.

Игра «Подбери слова»

Игра, способствующая развитию связной речи у детей. Также она позволяет расширить словарный запас. В комплекте 12 карточек с картинками и 96, на которых написаны слова. Каждый ребенок должен получить картинку. Если детей больше, следует подготовить дополнительный материал.

Ведущий показывает карточку со словами, дети их читают. Забирает карточку воспитанник, к картинке которого слова подходят по смыслу. Картотеку настольно-печатных игр для детей 5-6 лет пополняют такой игрой и с целью закрепить навык чтения.

Пример карточек-слов:

  • магазин: деньги, весы, прилавок, продавец, витрина, покупатель, касса, чек;
  • море: рыба, корабль, медуза, моряк, волна, остров;
  • цирк: клоун, дрессировщик, арена, фокусник, жонглер;
  • лес: шишка, белка, тропинка, сосна, гриб, ёжик.

Игра «Лабиринт»

Детям раздаются листы, на которых напечатан лабиринт. Концами лабиринта являются кошка и котенок, курица и цыпленок и т. д. Дошкольник должен карандашом прочертить путь от одного персонажа к другому. Такая игра развивает мышление, укрепляет логические связи и позволяет натренировать руку для письма.

Игра «Снежная королева»

Игровой процесс, основанный на сюжете известной сказки. Воспитанники перемещают фигурки по полю, попадая в различные ситуации. В процессе развивается логика, память и зрительное восприятие.

Игра «Зоологическое лото»

Используются карточки с изображениями зверей и птиц, помогающие усвоить названия животных, развивать внимание и память.

При работе с игровым материалом не стоит забывать о хронометраже занятия, который помогает эффективнее воспринимать информацию и соблюдать дисциплину во время игры. Рекомендуется такой порядок:

  • введение — 1-2 минуты. Воспитатель рассказывает детям о назначении разложенных материалов, напоминает или поясняет правила игры;
  • 3-8 минут занимает непосредственно действие, в ходе которого ведущий направляет участников;
  • подведение итогов — 1-2 минуты. Воспитатель обязательно хвалит каждого ребенка, независимо от того, кто лучше остальных справился с заданием.

В зависимости от выбранной игры, у дошкольников развивается мелкая моторика, речевые навыки, познавательные процессы, память и внимание. Кроме того, воспитывается умение соблюдать правила и взаимодействовать с коллективом.

Настольно-печатные игры для ДОУ, включенные в картотеку, незаменимы как на учебных занятиях, так и во время самостоятельной деятельности детей. Они дают возможность увлечь воспитанников, в то же время объясняя различные понятия в игровой форме. Дошкольники 5-6 лет положительно реагируют на инициативу взрослого, с удовольствием включаясь в игровой процесс. Разнообразие проводимых занятий позволяет индивидуально подойти к каждому ребенку и группе детей в целом.

Об авторе: Рогозина Валентина Ивановна, воспитатель, опыт работы более 20 лет.

Картотека (старшая группа) на тему: Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Петербурговедение»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

Колпинского района Санкт-Петербург

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«Петербурговедение»

 

Воспитатель:

1 квалификационной категории

Соломка Валентина Николаевна

Санкт-Петербург

                                                             2017г

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Игра — ведущий вид деятельности:

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания. Существует несколько основных видов дидактических игр: словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий.

Большую роль в работе по знакомству с Санкт-Петербургом играют дидактические игры. Они формируют ценные качества личности ребенка такие  как: способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа, закрепляют знания детей о достопримечательностях города Санкт-Петербурга, прививают любовь  к родному городу.

  1. Игры, направленные на развитие устной и письменной речи:

«Найди лишнее слово»

«Назови одним словом»

«Полслова»

«Составь слово из слогов (из букв)»

«Доскажи словечко»

«Закончи предложение»

«Отгадай слово по первым звукам»

«Петербургские рифмы»

«Какой – какая»

  1. Игры, направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний:

«Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе)

«Кто больше назовет…?»

«Аукцион петербургских названий»

«Правда – неправда»

«Петербургский кубик»

«Кто ответит быстрее?»

«Узнай по описанию»

«Придумай вопрос»

«Я знаю пять названий»

  1. Игры,направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта:

«Чего не хватает?»

«Выбери недостающую деталь»

«Найди лишнюю картинку»

«Узнай картинку по ее части»

«Сложи изображение из частей»

«Составь архитектурно-скульптурный  ансамбль»

«Собери пары картинок»

 «Узнай по силуэту»

«Подбери  к силуэту его изображение»

«Найди ошибку художника»

  1. Игры,направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами.

«Петербургская математика»

«Найди правильное число»

  1.  Игры, направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения:

«Петербургские ассоциации»

«Изобрази скульптуру»

«Отгадай скульптуру по пантомиме»

«Черный ящик»

  1. Игры, направленные на развитие пространственного ориентирования:

«Петербургский навигатор»

«Встаньте правильно»

К командным соревнованиям можно отнести такие игры, как:

«Что? Где? Когда?»

«Поле чудес»

«КВН»

«Путешествия по…»

«Прогулка по…»

«Экскурсия по…»

«Спасение … (сказочного героя…) от…»

«Собираем коллекцию экспонатов для музея…»

«Поиски пропавшей достопримечательности (клада…)»

«Поиски тайного (загадочного…) места в Санкт-Петербурге».

Детям очень нравится соревноваться между собой. С особым увлечением ребята выполняют  игровые задания в подгруппе. Это воспитывает у них, помимо волевых качеств характера, умение взаимодействовать с другими детьми  в команде:  договариваться, слушать, уступать, принимать решение, предвидеть и переживать какой результат получится. Такие игры дают возможность ярче проявить себя каждому ребенку, увидеть вклад каждого ребенка в общее дело. Подобные соревнования также можно проводить и с участием родителей.

Описание некоторых игр:

  1. «Сложи картинку»

Задачи: закреплять знания детей о достопримечательностях С-Пб, учить узнавать на картинке и называть памятники архитектуры,  составлять целое из частей, прививать любовь  к родному городу.

Для игры: парные иллюстрации или фотографии  одной из достопримечательностей города (образец для складывания и разрезная картинка).

Правила игры: найти на картинке и назвать данный памятник архитектуры и сложить картинку по образцу.

  1. «Узнай достопримечательность по ее фрагменту»

Задачи: закрепить знания об архитектурных памятниках С-Пб, развивать зрительное внимание, память, прививать интерес к родному городу.

Для игры: картинки с видами Санкт-Петербурга (игровые поля),

к игровому полю — 6 карточек с цифрами от 1 до 6.

Правила игры: играют 2-6 детей. Ведущий закрывает лист карточками с цифрами. Дети могут играть парами: один называет номер карточки, другой снимает ее. Игрок по фрагменту старается узнать и назвать все изображение. Если информации не достаточно, он открывает последовательно вторую, третью и другие карточки. Выигрывает тот, кто быстрее и по меньшему количеству открытых фрагментов узнает целое изображение.

  1.  «Что напутал художник»

Задачи: поддерживать интерес детей к родному городу, закреплять знания о памятниках архитектуры, развивать наблюдательность, внимание, память.

Для игры: картинки (иллюстрации) с ошибками в изображении памятников архитектуры.

Правила игры: найти ошибку и объяснить свой ответ.

  1. «Узнай по описанию»

Задачи: развивать умение узнавать достопримечательности Санкт-Петербурга по описанию.

Для игры: карточки с изображениями памятников и зданий города.

Правила игры: ведущий читает текст к карточке. Кто догадается, что изображено на картинке и даст правильный ответ, получает соответствующую картинку. Побеждает тот, кто наберет большее число карточек.

Вопросы к карточкам:

  1. По приказу Петра I  на острове построили крепость. На стенах крепости — пушки, для охраны Петербурга от врагов. Затем крепость стала тюрьмой. Сейчас здесь музей. Назовите эту крепость.

                                                                                   (Петропавловская крепость)

  1. На площади стоит памятник: конь, вставший на дыбы и всадник,   простирающий руку вдаль. Под копытами коня извивается змея.

                                                                                            (Медный всадник) 3. Старинный сад за ажурной чугунной решеткой с колоннами из розового камня. На аллеях сада установлены мраморные статуи. Знаете ли вы название этого сада?

                                                                                                   (Летний сад)                                                                                            

4. Главная площадь нашего города. Её окружают великолепные постройки (зимний дворец), старинный сад. Назовите эту площадь.

                                                                                                (Дворцовая площадь)                                                                          

5. Главная река на берегах которой вырос прекрасный город – С-Пб. К ее водам спускаются сфинксы и львы, а в волнах отражаются Дворцовый, Литейный и другие мосты. Назовите эту реку.

                                                                                                                  (Нева)

6. Каменное сказочное животное с телом льва и головой человека. Встречается на берегах Невы и других уголках города. Кто это?

                                                                                                              (Сфинкс)

7. Перед Русским музеем в Санкт-Петербурге установлен памятник великому русскому поэту. Назовите имя поэта.

                                                                                                          (А.С. Пушкин)   5. «Силуэты».

Задачи:

 формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе;

 закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»;

 развивать зрительное внимание;

 воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры (с одной стороны силуэт сооружения, а с другой стороны — его изображение).

           6. «Домино Санкт-Петербург»

Задачи: прививать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям, учить узнавать и называть памятники архитектуры.

Для игры: карточки, разделенные на две части: на одной части- изображение достопримечательности Петербурга, на другой — название достопримечательности города, не соответствующее изображению, помещенному рядом.

Правила игры: играют 2-3 детей. Карточки раздаются игрокам. Игру начинает игрок, у которого карточка с изображением Петропавловской крепости. Следующим может сделать ход игрок, у которого есть карточка с изображением, соответствующим надписи на карточке первого игрока. Карточка накладывается картинкой на название и т.д.

7.«Какой – какая — какое?»

Задачи: обогащать словарный запас детей, упражнять в описании различных объектов городской среды.

Для игры: набор картинок с видами Санкт-Петербурга.

Правила игры: участвуют двое и более детей. Дети рассматривают картинки, выбирают одну из них. Картинку передают из рук в руки и называют определение к ней. Выигрывает тот, кто придумает последнее определение (у кого в руках карточка).

Вариант игры: а) иллюстрации могут появляться на экране интерактивной доски; б) определение находят без опоры на иллюстрации по слову;

8.«Продолжи название»

Задачи:  закреплять названия достопримечательностей Санкт-Петербурга, обогащать словарь детей

Для игры: набор картинок с видами города, мяч.

Правила игры: в игре участвует любое количество игроков. Ведущий называет прилагательное и бросает мяч игроку. Игрок с мячом заканчивает фразу. Побеждает игрок, набравший большее количество фишек (картинок) за правильные ответы.

Примерный набор слов: Петропавловская…, Летний …, Медный …, Зимний …, Львиный …, Александровская …, Дворцовая …, Исаакиевский ., Дворцовый…, Казанский…

9.«Рифмы»

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать слуховое внимание, интерес к родному городу.

Для игры: фишки

Правила игры: участвует любое количество детей. Детям предлагается подобрать рифмы к стихотворным строчкам. Выигрывает тот, кто быстрее или наиболее удачно составит рифму.

Примеры рифм: 

Над Невой в полный рост

Поднялся Дворцовый … (мост).

Покормить лебедей на старом пруду

Мы приглашаем в Летнем …(саду)

Над красавицей Невой

Деревья шелестят … (листвой).

Увидеть множество вещей

Приглашаем всех в … (музей).

10.«Закончи предложение»

Для игры: набор картинок с видами города, мяч.

Правила игры: дети садятся в круг. В центре круга раскладываются картинки. Ведущий начинает предложение и бросает мяч игроку, поймавший мяч заканчивает предложение и находит открытку, соответствующую тексту.

Примерные предложения:

Петропавловская крепость построена на …

Адмиралтейство строили с целью…

В Летнем саду шуршат в аллеях …

Александровская колонна стоит на …

11. « Мой город»

  Задачи: продолжать знакомство с Санкт-Петербургом; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о достопримечательностях города.

Для игры: карта-схема С-Пб, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением достопримечательностей С-Пб.

Ход игры: Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать достопримечательность и показать на карте её местонахождение. За правильный ответ игрок получает фишку. Победу одерживает игрок набравший наибольшее количество фишек.

 12. «Найди отличия»

Цель: развивать умение сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Ход игры:

Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где, работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.

              13.«Отгадай-ка!»

Цель: Учить детей описывать предмет (здание, мост, памятник), не глядя на него, выделять существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

              14.«Радио»

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

                      15.«Где был Петя?»

Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Вторая группа включает в себя игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять замечать афоризмы, делать правильные умозаключения:

                        16.«Похож — не похож»

Цель: Учить детей сравнивать, замечать, признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу. Развивать наблюдательность, мышление, речь.

                      17.«Не ошибись!»

Цель: Упражнять детей в различии предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый (сравниваем мрамор и гранит).

Третья группа игры способствует развитию умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам:

                     18.«Назови одним словом» (мосты, соборы, дворцы и др.)

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

                    19.«Кому что нужно»

Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии (скульптор, реставратор, архитектор, художник).

                   20.«Найди рифму»

Цель: Упражнение в подборе рифмующихся слов; воспитание желания играть словами; побуждение к творческим проявлениям.

    21. «Ремонт» 

Задачи:

 формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии;

развивать у детей зрительное внимание, логическое  мышление и речь — доказательство;

воспитывать любознательность у дошкольников.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

   22.  « Каждому предмету (вещи) своё место»

Задачи:

формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении.

развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;

развивать речь-доказательство;

воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям карточки (по одной), ребята выбирают объект и выкладывают на  поле, которому они соответствуют. Например, в магазин  те предметы, которые необходимы в магазине. В художественный музей – картины и т.п. Для проверки можно предложить детям  перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

             23. «Дверная скважина».

Задачи:

 формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе;

развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста; воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Играют 4-5 человек. Ведущий накрывает иллюстрацию  листом с вырезанной замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист,  не поднимая его. Все рассматривают  иллюстрацию одновременно,  каждый имеет возможность водить лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает желающему  рассказать, что изображено на картинке.  Остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ребята выбирают победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Победитель становится ведущим. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.

    24. «Визитки»

 Задачи:

формировать у детей знания об архитектурных зданиях С-Пб;

развивать умение ориентироваться в пространстве;

развивать умение соотносить часть изображения с целым;

развивать связную речь и речь – доказательство;

развивать внимание, память;

воспитывать интерес к родному городу

Для игры: карточки с изображением зданий нашего города, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.                                  

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть визитки, где написан их адрес. К этим адресам есть таблица. Вам нужно посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, вы должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *