Нетрадиционные техники рисования в старшей группе: » Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе – Нетрадиционное РИСОВАНИЕ (77 идей для детского сада).

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Нетрадиционные техники рисования в старшей группе.

курсовая работа по теме

Нетрадиционные техники рисования в старшей группе

                                                                                        

                                                                        Воспитатель старшей группы

                                                                        Митенева М.Н.        

                                                                детский сад №69

                                                                        г. Зеленогорск

                

                                                                                                

Санкт-Петербург

2015

Актуальность 

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «легкая рука», «с легкой руки» и т.д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Всю глубину народной мудрости осознаёшь тогда, когда читаешь о результатах проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

«Истоки способностей и дарований детей находятся в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук»- писал В.А.Сухомлинский.

Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет,  но они имеют  огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Здесь можно отметить закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому неслучайно специалисты  рекомендуют начинать развитие детской руки как можно раньше. Уже грудному младенцу можно массажировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания. Детям старшего дошкольного возраста рекомендуются следующие виды деятельности: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, выкладывание узоров из мелких камешков и круп, лепка, рисование, штриховка и т.д. и т.п. Приемы могут быть разными. Каждый из них будет направлен на развитие ребенка, его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.

Одним из наиболее простых и доступных способов развития ручной умелости является рисование нетрадиционными способами.

Я работаю в логопедической группе. Возраст детей 4-6 лет. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные. Многие с трудом застегивают пуговицы, не все могут зашнуровать ботинки. Несформированность графических навыков и умений мешает детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Неслучайно Л.С.Выгодский назвал рисование «графической речью». Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия  действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребенка. У него нет комплекса неумения.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности художественного творчества.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются педагоги И.А.Лыкова, Г.Н.Давыдова, А.В.Никитина, Р.Г.Казакова, В.А.Байматова.

В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей по ФГОСу

  • Речевое развитие: развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря.
  • Художественно-эстетическое развитие: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
  • Познание: расширение кругозора детей, сенсорное развитие, чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
  • Социально – коммуникативное развитие: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и друг с другом, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
  • Физическое развитие: развитие глазомера, внимания, формирование правильной осанки при выполнении работы, желания заботиться о своем здоровье.

 Предметно – развивающая среда

Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда, поэтому при организации предметно – развивающей среды необходимо, чтобы её содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. К участию в организации предметно-развивающей среды необходимо привлекать и родителей. Ведь  сколько дома может быть ненужных вещей (зубные щетки, расчески, свечи, поролон, открытки, нитки и т.д.).  На прогулках с детьми можно  собирать шишки, палочки, семена растений, камушки, листочки. Этими предметами можно  обогатить уголок продуктивной деятельности. Все эти необычные материалы, а также оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Весь материал находится в свободном доступе для детей. В режиме самостоятельной деятельности используется чаще всего вечером.

Взаимосвязь с логопедом

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник, как и другие занятия (лепка, аппликация), дополняются специально отобранными логопедическими упражнениями и заданиями в соответствии с изучаемыми лексической темой и материалом логопеда.

Каждое творческое занятие расширяет и закрепляет результаты, полученные детьми в процессе занятий с логопедом, за счёт использования

  • пальчиковой гимнастики
  • элементов артикуляционной гимнастики
  • дыхательной гимнастики
  • упражнений, направленных на развитие чувствительности пальцев рук, мелкой моторики, координации движений рук
  • тщательного подбора тематического и лексического материала занятий, который происходит в тесной взаимосвязи с логопедом
  • специальных педагогических методов и приемов работы ( словесное проговаривание и комментирование детьми своих действий, словесное планирование детьми этапов творческой работы, проговаривание изучаемых звуков в процессе определенных этапов занятий, обыгрывание предметов или игрушек, обыгрывание изображения.

Виды нетрадиционного рисования

В обучении ИЗО-деятельности уже давно применяются нетрадиционные техники изображения, такие как:

  • Пальчиковая живопись – рисование пальцами или всей кистью руки. Кроме изобразительной стороны, является своеобразным массажем пальчиков и ладошки, что благотворно влияет на развитие артикуляционного аппарата.
  • Рисование ватными палочками, зубными щетками, поролоновыми губками и т.п. позволяет ребенку получить разную форму мазка.
  • Монотипия – краска наносится на одну половину листа, затем лист складывается и изображение получается как бы зеркальным. Таким способом удобно рисовать симметричные предметы.
  • Волшебный проявляющийся рисунок – контур наносится белым восковым мелком или свечой, и его не видно. Затем бумага покрывается краской или тушью и рисунок проступает.
  • Рисование на мокрой бумаге – получается слега размытое изображение, как под дождем или в тумане.
  • Набрызг. Для этого используются щетки разного размера, ими можно разбрызгивать краску или рисовать.
  • Кляксография – клякса наносится на бумагу, затем лист поднимают и наклоняют, создавая задуманное изображение. Детали дорисовываются.
  • Раздувание – капля жидкой краски наносится на лист, затем через трубочку для коктейля раздуть её в разные стороны для получения задуманного рисунка. Этот вид деятельности помогает в отработке длительного или короткого сильного выдоха.
  • Рисунок на мятой бумаге – бумагу предварительно скомкивают, затем аккуратно расправляют и рисуют по ней акварельными красками.
  • Рисование песком или манкой – рисунок наносится на бумагу клеем, затем, пока клей не высох, засыпается песком или манкой. По желанию его можно раскрасить.
  • Печать – используются предметы, оставляющие интересные оттиски (ластик, картошка и т.д.) Краску наносят на предмет и прикладывают его к бумаге.
  • Граттаж – лист бумаги покрывают свечой, а сверху наносят густую краску. Рисунок процарапывают по просохшей краске.
  • Рисунок с помощью клея – контур рисунка наносится канцелярским клеем так, чтобы он был выпуклым. Когда клей высохнет, внутрь контура наносят жидкую краску.
  • Ниткография – рисование с помощью ниток.

Каждая техника своеобразна не только по способу исполнения, набору материалов и инструментов, но и по коррекционно – развивающему воздействию на каждого конкретного ребенка.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник и материалов, помимо развития творчества,  одновременно решаются задачи развития речи.

Например, такие техники как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование солью способствуют развитию чувствительности пальцев, кистей рук, мелкой моторики и моторно – двигательной координации детей с нарушением речи. Рисование мыльными пузырями и кляксография позволяют осуществлять дыхательную гимнастику, развивая речевое дыхание и укрепляя мышцы артикуляционного аппарата детей логопедической группы. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. В каждом изобразительном материале заложены определенные возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску новых решений. Использование различных по структуре,  свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательную способность детей, позволяет развивать их творческий потенциал.  

   

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использование нетрадиционной техники рисования в старшей группе.

Тема: «Разноцветные бабочки».

Задачи:

  • Продолжать развивать у детей интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  • Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.
  • Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику руки кистей.
  • Вызвать положительный отклик на результат своего творчества.
  • Укреплять здоровье через физкультурные минутки и малоподвижные игры.

Материалы: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, шестигранный карандаш, цветочек из картона на каждого ребенка.

Словарная работа: разноцветное лето, перелетают, шуршит, припечатать, монотипия.

Ход занятия:

— Ребята, отгадайте загадку.

«Долгожданная пора!

Детвора кричит: «Ура»!

Что ж за радость это?

Наступило…(лето).

— Ребята, а какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие лету).

— А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы?

— Вы хотите их нарисовать?

— Сначала отгадайте загадку:

«Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь.

Солнце, горы, сосны, пляж,

Что же это»? (карандаш).

— Правильно. А чем можно ещё рисовать?

— А что помогает нам рисовать всеми этими предметами? (рука и пальцы)

— Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой)

— Правильно. Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра «Пять и пять».

«Пять и пять пошли гулять                (руки перед собой, пальцы сгибаются и разгибаются)

Вместе весело играть                (вращение кистей рук)

Повернулись,                                (Сложенные к большому пальцу, пальцы обеих рук

Улыбнулись                                «растягиваются в улыбке»)

В кулачок вот так свернулись        (пальцы рук сжаты несильно в кулачки)

Вот какие молодцы!                        (стучат кулачок о кулачок)

— Молодцы! А теперь возьмите карандаш и покатайте его между ладонями. Поднесите к правому уху, а теперь к левому. Что вы слышите? Шуршит.

— Положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? Да, ладошки стали теплыми.

— Вот теперь наши пальчики готовы к рисованию.

— Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Он называется «монотипия». Это когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка.

— Посмотрите на бабочку. У неё две пары крыльев.

На одной из них мы нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. Другую половину крыльев (чистую) промазываем слегка смоченной водой губкой и припечатываем сверху, разглаживая ладошками. (Показываю прием рисования)

— А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось. Вся бабочка стала разноцветной.

— Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек.

— Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство. Я уверена, что получится!

Дети выполняют работу.

По окончании работы предложить детям разукрасить головку и тело бабочки, а пока они подсыхают, самим превратится в бабочек и немножко поиграть.

Физминутка «Бабочка».

«Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась».

— Ребята, пока мы с вами играли, наши бабочки подсохли. Давайте их приклеим брюшками к картонным цветкам – ромашкам и тогда они замашут в наших руках крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим.

Далее дети играют со своими бабочками.

Литература

  1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  2. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
  3. Казакова Т.Г. «Развивайте у детей творчество».
  4. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки».
  5. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  6. Дубровская Н.В. «Яркие ладошки».
  7. Утробина К., Утробин Г. «Увлекательное рисование методом тычка».
  8. Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества».

                

Материал по рисованию (старшая группа) на тему: Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте.

План самообразования воспитателя

Ахмадеевой Гульнары Газизжановны

МАДОУ детский сад «Жаргал»

Тема: Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте.

Цели:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

—   Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

— расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 — формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 — формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

 — развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

 — совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

 «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками — важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором  гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно — образного, и словесно — логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику » кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника » монотипия».

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

 Распределение техники по возрастным группам.

  В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

— тычок жесткой полусухой кистью.

— печать поролоном;

— печать пробками;

— восковые мелки + акварель;

— свеча + акварель;

— отпечатки листьев;

— рисунки из ладошки;

— рисование ватными палочками;

— с помощью ватных дисков;

— кляксография с трубочкой .

 рисование песком;

 рисование мыльными пузырями;

 рисование мятой бумагой;

 кляксография с трубочкой;

 монотипия пейзажная;

 печать по трафарету;

 монотипия предметная;

 пластилинография.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

План работы по самообразованию

1.Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы:

 1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»»

 2. Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»

 3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова «Цветные ладошки»

 5. Журналы «Дошкольное воспитание», » Воспитатель».

 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 7. И. А. Лыкова — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Изучение интернет – ресурсов.

(maam.ru›…netradicionnye-tehniki-risovaniya, kidsmoy.su›…netradicionnye_tekhniki_risovanija…44, triz-plus.ru›…netradicionnye-texniki-risovaniya, doshvozrast.ru›

2. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной и старшей  группе.

3. Проведение занятий в соответствии с  программой по кружковой деятельности.

4. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами.

Внедрение в практику:

  1. Разработка программы кружкой деятельности на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования в  старшей группе.

 2. Семинар-практикум  для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

 3. Выставки детских рисунков для родителей.

 4.  Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

 5. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

    Раздел плана

     Сроки

Форма работы

Практические выводы

1.

Подготовительный этап: аналитико-диагностический.

сентябрь 2017

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор материала.

 

2.

Основной этап.

октябрь 2017 – март 2018.

Апробация различных технологий и методик организации работы с детьми, работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.

3.

Заключительный этап.

Апрель 2018г.

Диагностика и мониторинг.

 

4.

Обобщение.

Сентябрь 2018г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете

Отчет

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.

Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

 Работу проводила поэтапно:

 — на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

 — на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

 Мною были использованы следующие средства:

 — совместная деятельность воспитателя с детьми;

 — самостоятельная деятельность детей;

 Применяла такие методы:

 — словесные,

 — наглядные,

 — практические,

 — игровые.

 Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

— Высокий –       %

— Средний –        %

— Низкий –           %

 Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.

 Для родителей подготовила несколько консультаций.

 А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию в Творческой мастерской «Умелые ручки».

 Для воспитателей был проведен мастер – на методическом объединении 27.10.2017 г

Диагностика на контрольном этапе показала:

— Высокий –             %

— Средний –            %

— Низкий –               %

 Перспектива:

продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования. 

Проект по рисованию (старшая группа) на тему: Проект: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Проект в старшей группе:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Автор: воспитатель СП – 10

 Герасимова Валентина Аркадьевна

Москва 2017г.

Проект в старшей группе

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность темы.

    Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Цели:

   Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий рисования красками. 

Задачи:

Для детей:

1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.

3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.

4.Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

5.Совершенствать навыки свободного  эксперементированния с изобразительными материалами.

Для педагогов:

1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.

2.Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.

3.Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.

4.Разработать и реализовать краткосрочный проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

5.Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.

Для родителей:

1.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.

2.Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через папки-передвижки.

Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок реализации: 01.09.2017-29.12.2017.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Формы проведения

1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник:  ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, «рисование» цветными ниточками, экспериментирование.

2. Выставки детских работ по каждой технике.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.

С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Техническое оснащение

1. Листы бумаги.                                                                                                      2. Гуашь.                                                                                                                   3. Трафареты.                                                                                                           4. Кисточки с коротким ворсом (тычки).                                                             5. Тампоны.                                                                                                               6. Нитки.                                                                                                                   7. Щетки и стеки.                                                                                                     8. Крупа.                                                                                                                    9. Ватные палочки.                                                                                                10. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

Работа с детьми по проекту

I этап — подготовительный

Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.

II этап — основной

Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.

В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.

На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

Ill этап — творческий

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.

1. Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

4. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

5. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

6. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисованиясначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

7. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.                                  

8. Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

9. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

10. Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

11. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

12. Пластилинография.

 Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

13. Отпечаток листьями.  Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 Рисование по мокрому. 

Для выполнения работы необходимо смочить лист чис¬той водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы раз¬мытое под дождем или в тумане.

Рисование солью.

Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. 
Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз

   Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

   Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

 

Результат проекта:

В ходе проекта детей очень привлекли   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование нитью, рисование манкой, штампинг, набрызг, монотопия, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью другими. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают группу

Литература

1. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.

2. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть II. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.                              3. Аьченко 0. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).

5. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.

8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у  дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: КАРО, 2007.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН «Нетрадиционное рисование в старшей группе»

группа №13 «Чебурашки»                          Воспитатель: Герасимова В.А.

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

Утята в пруду

Рисование тычком

Учить рисовать утят, плавающих в воде, совершенствовать технику рисования тычком.

                       

Альбомный лист, гуашь, кисточки.

Бабочки, которых я видел летом

Монотипия

Закрепить умения использовать технику монотипия, познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Силуэты симметричных предметов, листы бумаги, гуашь, кисть

Октябрь

Осенний лес

Отпечаток

Кто живёт в стеклянном доме?

Цветной гратаж, восковые мелки+акварель, кляксография с трубочкой

Закреплять умение рисовать различными техниками (цветной гратаж, восковые мелки+акварель, кляксография с трубочкой)

Листы бумаги, картон, свеча, мыло, восковые мелки, акварель, кисти, заостренные палочки, трубочки

Ноябрь

Цветы для мамы

Батик (рисование по ткани)

Познакомить с техникой батик

Ткань, акварельные краски

Цветик-семицветик

Пластилинография

Познакомить с пластилинографией

Картон, доска, пластилин, стеки.

Декабрь

Животные, которые я сам себе придумал

Кляксография

Познакомить с кляксографией, дополнять пятно до образа.

Листы бумаги, гуашь, восковые мелки.

Снегопад

Печать по трафарету, набрызг

Закреплять умение печатать по трафарету, дополнять рисунок выразительными деталями (рисовать снегопад приёмом набрызг)

Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты, зубные щётки.

Картотека по рисованию (старшая группа) на тему: Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок полусухой жесткой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

 Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги.

 Средства выразительности: фактура, объем.

 Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

 Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 Оттиск пенопластом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт

. Оттиск смятой бумагой

. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Фотокопия (Восковые мелки + акварель).

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

 Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Фотокопия (Свеча+ акварель). 

 Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная.

 Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Граттаж черно-белый.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

 Материалы: грунтованный лист(картон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло: примерно одна капля на столовую ложку туши или зубной порошок, мисочки для туши), палочка с заточенными концами.

 Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

 Кляксография .

 Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

 Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

 Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

 Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

 Монотипия пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *