Оценка физического развития по центильным таблицам – Как пользоваться центильными таблицами для оценки физического развития ребёнка

Практическая работа № 2 «Определение уровня физического развития ребенка по антропометрическим данным с помощью центильных таблиц»

Цель. Научиться оценивать показатели физического развития ребенка с помощью центильных таблиц.

Материалы и оборудование.Центильные таблицы для определения уровня физического развития детей.

Ход работы

Задание 1. Пользуясь теоретическим введением и приведенным ниже примером научитесь пользоваться центильными таблицами.

Теоретическое введение.

Что такое центильная таблица?

В настоящее время для оценки антропометрических данных используются таблицы центильного типа (табл. 1-12). Использование их достаточно просто и удобно. В этих таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25-го до 75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться соответственно только у 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.

Пространство между цифрами (коридоры) отражает тот диапазон или разнообразие величин признака, которые свойственны определенному проценту здоровых детей данной возрастно-половой группы.

Каждый измерительный признак (длина, масса, окружности грудной клетки и головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать оценочные суждения о физическом развитии ребенка и принимать решения об обращении к врачу.

При этом возможны следующие варианты:

Область или «коридор» № 1 (до 3 центиля) Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.

Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.

Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего»

, свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Область или «коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля) Область «средних величин», свойственных 50% здоровых людей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Область или «коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область величин «выше среднего», свойственных 15% здоровых детей.

Область или «коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей. Решение о направление на обследование зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Область или «коридор» № 8 (от 97 центиля и выше) Область

«очень высоких величин», свойственных не более 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменения достаточно высока, поэто­му требуется консультирование и обследование.

2. Как пользоваться центильными таблицами?

Для того, чтобы воспользоваться данными таблицы, сначала необходимо провести все необходимые измерения и определить точный возраст ребенка. На первом году жизни в связи с бурным ростом ребенка измерения обычно проводят ежемесячно, а возраст определяют так:

к 1 месяцу относятся дети от 16 дней после рождения до 1 месяца 15 дней,

к 2 месяцам – от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев 15 дней и т.д.

От 1 года до трех лет измерения проводят каждые три месяца. Годовалым считается ребенок от 11 месяцев 16 дней до 12 месяцев 15 дней,

к 1 году 3 месяцам относят детей в возрасте от 1 года 1 месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней,

к 1 году 6 месяцам – от 1 года 4 месяцев 16 дней до 1 года 7 месяцев 15 дней и т.д.

С трех до 7 лет показатели снимают каждые полгода, после 7 лет – каждый год. Трехлетним считается ребенок от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней,

к 3 годам 6 месяцам относят детей в возрасте от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней и т.д.

за 7 лет считается возраст от 6 лет 9 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней,

за 8 лет – от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Далее, учитывая пол и возраст ребенка, определяют коридор, в котором находится каждая из измеренных величин, делают выводы об отклонении их от уровня «средних величин».

Полученные данные используют также для определение соматотипа ребенка и гармоничности его развития.

Соматотип определяют согласно схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахрара с выделением у здоровых детей (то есть без ожирения и гипотрофии) следующих трех соматотипов: микросоматический (или астеник), мезосоматический (или нормостеник) и макросоматический (гиперстеник). Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, окружности грудной клетки и массы тела. При сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего), при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 балла – к макросоматическому (физическое развитие выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае, если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность составляет 2 – развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если разность превышает 3 и более – налицо резко дисгармоничное развитие.

Можно также дополнительно определить соотношение массы и длины тела. Оно позволяет ориентировочно (статистически) судить о состоянии питания ребенка. Для этой цели составлены таблицы, где за основу берется длина тела (табл. 9-12).

По аналогии с центильной шкалой, показание искомой величины массы тела в области 1 коридора (до 3 центиля) может говорить об «очень низком питании», в зоне 2 коридора (от 3 до 10 центиля) – о «низком питании», в зоне 3 коридора – о питании «ниже среднего» и т. д. Вместе с тем, следует помнить, что статистическая антропометрическая оценка массы тела не всегда будет совпадать с клинической оценкой питания, т. к. не учитывается возраст ребенка. Так, при параллельной задержке массы и длины тела статистическая оценка будет средней или нормальной в то время, как ребенок по возрасту отстает в физическом развитии.

С целью точного определения уровня физического развития существует вспомогательная таблица скрининг-диагностики отклонений в физическом развитии, учитывающая как характеристику длины тела (роста) по возрасту, так и массы тела по отношению к длине (не учитывая возраст). После того, как ребенок измерен, определяется зона нахождения данных результатов («центильный коридор») и на пересечении значений длины по возрасту и массы по длине получаем (находим) формализованную оценку физического развития (табл. скрининг-диагностики 13,14).

ПРИМЕР

Калинин Павел, дата рождения 8.10.2000 г., дата обследования 8.01.2001 г. В период обследования длина тела – 60 см, масса – 5600 гр., окружность груди 39 см, головы – 40 см.

  1. Определяем возраст ребенка – 3 месяца.

  2. Определяем коридоры для каждой характеристики. Длина тела – IV кор. (табл. 1), средняя величина; масса тела — IV кор. (табл. 2), средняя величина; окружность груди — IV кор. (табл. 3), средняя величина; окружность головы — IV кор. (табл. 4), средняя величина.

  3. Определяем соматотип ребенка (объем головы не учитываем). Сумма коридоров составляет 4+4+4=12 – мезосоматотип.

  4. Определяем гармоничность развития. Все параметры находятся в одном коридоре – гармоничное развитие.

  5. По таблице массы по длине (табл.12) – III кор. Питание ниже среднего.

  6. По таблице скрининг-диагностики (табл. 13-14) пересечение III (масса по длине) и IV (длина тела) коридоров – нормальное физическое развитие.

Задание 2. С помощью центильных таблиц определите уровень физического развития детей, антропометрические данные которых приведены ниже. Запишите в тетради полученные результаты так, как это показано в примере.

Семенов Павел, новорожденный., Длина при рождении — 50 см, масса — 2 600 гр., окружность груди — 32 см, окружность головы — 34 см.

Иванов Гриша, 10 месяцев. Длина тела — 75 см, масса — 11 кг , окружность груди — 45 см, окружность головы — 47 см.

Воронина Соня, 4 года. Длина тела — 87 см , масса — 12 кг , окружность груди — 50 см .

Задание 3. С помощью графического отображения центильных таблиц (графики 1-6) определите уровень физического развития развития Марины и Стаса.

Запишите в тетради полученные результаты по пунктам 1-4 так, как это показано в примере. Вывод о питании детей и их общем уровне физического развития сделайте сами, исходя из полученных коридоров.

Марина. Родилась 6 января 1988 года. Данные обследования от 6 ноября 2001 г. Длина — 152 см, масса — 38 кг, окружность груди — 70 см.

Стас. Родился 17 апреля 1987 года. Данные обследования от 6 ноября 2001 г. Длина — 178 см, масса — 53 кг, окружность груди — 82 см.

Табл. 1

studfile.net

Центильные таблицы для оценки физического развития детей

Центильные таблицы для оценки физического развития детей Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: Скачиваний:

157

Добавлен:

01.04.2015

Размер:

1.15 Mб

Скачать

Таблица 3.1.

Распределение длины тела (см) по возрасту (мальчики)

Возраст

Центили

3

10

25

50

75

90

97

0

46,5

48,0

49,8

51,3

52,3

53,5

55,0

1 мес.

49,5

51,2

52,7

54,5

55,6

56,5

57,3

2 мес.

52,6

53,8

55,3

57,3

58,2

59,4

60,9

3 мес.

55,3

56,5

58,1

60,0

60,9

62,0

63,8

4 мес.

57,5

58,7

60,6

62,0

63,1

64,5

66,3

5 мес.

59,9

61,1

62,3

64,3

65,6

67,0

68,9

6 мес.

61,7

63,0

64,8

66,1

67,7

69,0

71,2

7 мес.

63,8

65,1

66,3

68,0

69,8

71,1

73,5

8 мес.

65,5

66,8

68,1

70,0

71,3

73,1

75,3

9 мес.

67,3

68,2

69,8

71,3

73,2

75,1

78,8

10 мес.

68,8

69,1

71,2

73,0

75,1

76,9

78,8

11 мес.

70,1

71,3

72,6

74,3

76,2

78,0

80,3

1 год

71,2

72,3

74,0

75,5

77,3

79,7

81,7

1г.3 мес.

74,8

75,9

77,1

79,0

81,0

83,0

85,3

1г.6 мес.

76,9

78,4

79,8

81,7

83,9

85,9

89,4

1г.9 мес.

79,3

80,8

82,3

84,3

86,5

88,3

91,2

2 года

81,3

83,0

84,5

86,8

89,0

90,8

94,0

2г.3 мес.

83,0

84,9

86,8

88,7

91,3

93,9

96,8

2г.6 мес.

84,5

87,0

89,0

91,3

93,7

95,5

99,0

2г.9 мес.

86,3

88,8

91,3

93,5

96,0

98,1

101,2

3 года

88,0

90,0

92,3

96,0

99,8

102,0

104,5

3 г.6 мес.

90,3

92,6

95,0

99,1

102,5

105,0

107,5

4 года

93.2

95,5

98,3

102,0

105,5

108.0

110,6

4 г.6 мес.

96,0

98,3

101,2

105,1

108,6

111,0

113,6

5 лет

98,9

101,5

104,4

108,3

112,0

114,5

117,0

5 л. 6 мес.

101,8

104,7

107,8

111,5

115,1

118,0

120,6

6 лет

105,0

107,7

110,9

115,0

118,7

121,1

123,8

6 л. 6 мес.

108,0

110,8

113,8

118,2

121,8

124,6

127,2

7 лет

111,0

113,6

116,8

121,2

125,0

128,0

130,6

8 лет

116,3

119,0

122,1

126,9

130,8

134,5

137,0

9 лет

121,5

124,7

125,6

133,4

136,3

140,3

143,0

10 лет

126,3

129,4

133,0

137,8

142,0

146,7

149,2

11 лет

131,3

134,5

138,5

143,2

148,3

152,9

156,2

12 лет

136,2

140,0

143,6

149,2

154,5

159,5

163,5

13 лет

141,8

145,7

149,8

154,8

160,6

166,0

170,7

14 лет

148,3

152,3

156,2

161,2

167,7

172,0

176,7

15 лет

154,6

158,6

162,5

166,8

173,5

177,6

181,6

16 лет

158,8

163,2

166,8

173,3

177,8

182,0

186,3

17 лет

162,8

166,6

171,6

177,3

181,6

186,0

188,5

таблица 3.2.

Соседние файлы в папке ФР, ПР

studfile.net

4) Центильный метод оценки физического развития

Сущность центильного метода: все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядочен­ного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фикси­рованных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль — 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями образуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров):

– центильная вероятность, % 3 10 25 50 75 90 97

– центильный интервал 1 2 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:

очень низкая оценка 1

низкая оценка 2

пониженная оценка 3

средняя оценка 4,5

повышенная оценка 6

высокая оценка 7

очень высокая оценка 8

В центильном методе величину наблюдаемого признака считают средней (типичной), если она находится в пределах 25 — 75-го центилей.

Следовательно, за среднее значение признака принимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными интервалами.

Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 — 8-й интервалы свидетельствуют об увеличении изучаемого показателя по сравнению с его средним значением.

При оценке физического развития данным методом используют одномерные центильные шкалы. Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма:

  • длине тела

  • массе тела

  • окружности грудной клетки

  • жировой складке живота

  • жизненной емкости легких

  • мышечной силе правой и левой кистей

  • максимальному и минимальному АД

  • частоте сердечных сокращений.

В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каждого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным вариантам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого тонуса.

Центильные шкалы разработаны для определенных возрастно-половых групп: для мальчиков и девочек школьного возраста от 7 до 17 лет.

После установления точного возраста школьника определяют положение каждого показателя в одном из восьми центильных интервалов, пользуясь одномерными центильными шкалами, и дают им сосответствующую оценку (табл. ).

Недостатком этого метода является отсутствие корреляцион­ной связи между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый из этих показателей оценивается отдельно, вне связи с другими, так как одномерные центильные шкалы рассчитаны для каждого показателя без учета их взаимосвязи.

Оценка гармоничности физического развития. По центильным шкалам можно судить о гармоничности развития массы тела по отношению к его длине. Если значения рассматриваемых показателей оказываются в одном или соседних центильных интервалах, то физическое развитие оценивают как гармоничное. Если значения изучаемых показателей выходят за границы соседнего интервала, то физическое развитие ребенка считают дисгармоничным. Если разница в оценке составляет более двух интервалов, то физическое развитие оценивается как резко дисгармоничное.

Оценка избыточного жироотложения. Оценивая гармоничность физического развития, следует учитывать, что основными компонентами, определяющими массу тела, являются костная, мышечная и жировая ткани. Для определения жировой массы необходимо оценить толщину жировой складки.

Если ее величина оценивается по шести центильным интервалам или более, это свидетельствует об избытке жировой ткани у ребенка. При нормальной толщине жировой складки и общей большой массе тела ее избыток обусловлен костно-мышечным компонентом. Дифференцированный подход к оценке массы тела позволяет выявить детей с различной степенью ожирения.

Пример. Кузнецова Аня, 13 лет, имеет сле­дующие соматометрические показатели: длина тела — 154 см; масса тела — 46 кг; окружность грудной клетки — 73 см. Мышечная сила правой и левой рук составляет 26,5 и 22,0 кг соответственно, жизненная емкость легких — 2500 мл, частота сердечных сокраще­ний — 83 ударов/мин, величина максимального и минимально­го артериального давления — 110/60 мм рт. ст.

Оцените уровень и гармоничность физического развития центильным методом.

Решение

С помощью центильных шкал для оценки морфофункционального развития девочек 13 лет определяют положение каждого ин­дивидуального показателя (длины и массы тела и др.) в одном из восьми центильных интервалов и дают им соответствующую оценку. Длина тела (4-й центильный интервал) и масса тела (5-й центиль) имеют среднее значение (табл. 6).

Физическое развитие в данном случае оценивается как среднее, гармоничное (показатели длины и массы тела находятся в соседних центильных интервалах). Показатели жизненной емко­сти легких и мышечной силы левой руки оцениваются как хоро­шие (они находятся в 4 —5-м интервале), а правой руки как повышенные (5-й центильный интервал), частота сердечных сокраще­ний соответствует возрастной норме (4-й центильный интервал), величина артериального давления также соответствует средним возрастным показателям.

Таблица 5

studfile.net

Оценка физического развития ребёнка

Физическое развитиеребёнка — это совокупность морфологических и функциональ­ных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, харак­теризующих процесс созревания в данный момент времени.

В клинической педиатрии термин «физическое развитие» трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы и развитие отдель­ных частей тела) и биологического созревания ребенка в различные пе­риоды детства.

Алгоритм оценки физического развития

Определение паспортного возраста

Измерение массы тела

Измерение роста

Измерение окружности головы

Измерение окружности груди

Оценка результатов измерения

Оценка гармоничности физического развития

Заключение по физическому развитию

  1. Определение паспортного возраста ребёнка:

Дата измерения — Дата рождения = Паспортный возраст ребенка

  1. Измерение массы тела:

Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.

Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы.

Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.

Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

  1. Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.

Ребёнка следует положить так, чтобы:

-голова упиралась в стационарную перегородку

-ноги были выпрямлены

— пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой

Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

  1. Измерение окружности головы:

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.

Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности — наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Накладывают ленту по линии над бровями, затем — над ушами, сзади- по самой широкой части головы.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

  1. Измерение окружности груди:

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.

В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади — подлопаточной.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

  1. Оценка результатов измерения.

По лученные показатели могут быть переведены в процентили или Z-показатели.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди)

может соответственно быть помещен в свою область, или свой

≪коридор≫, центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких

расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где

расположен этот ≪коридор≫, можно формулировать оценочное

суждение и принимать врачебное решение.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы

измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов

(кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в

группу ≪наблюдения≫ участкового педиатра и отнесения ко 2-й группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о

необходимости углубленного исследования для дифференцировки

возможных заболеваний.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста

и пола ребенка.

Z-показатель или стандартное отклонение является более точным прогностическим фактором, особенно у детей, которые оказываются ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные графики Z-показателя (номограммы) массы тела, роста имеют ось Х (для возраста) и ось У (для веса, длины/роста, окружности головы).

Полученные значения массы тела, длины/роста, окружности головы нужно нанести на графики Z-показателя. По горизонтали (ось Х) найти возраст ребёнка, используя линейку начертить вертикальную линию из данной точки. По вертикали (ось У) найти измеренное значение веса, длины/роста, окружности головы. Используя линейку начертить горизонтальную линию до её пересечения с осью Х. Место пересечения обозначить точкой.

При интерпретации результатов Z-критерия за средние значения принимается интервал -1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z= -2и -3 для роста являются показателями задержки роста, для веса -недостаточного веса и исхудания. Значения Z=+2 и +3 для массы могут расцениваться как проблемы с ростом, по графикам соотношения веса к росту — как избыток массы тела и ожирение.

  1. Оценка гармоничности физического развития:

Находят разность между максимальным и минимальным номерами

коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и

окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1

– физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое

развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более –физическое

развитие считают резко дисгармоничным.

  1. Заключение по физическому развитию.

Даётся заключение о соответствии фактических антропометрических данных долженствующим по сравнению с таблицами перцентелей или графиков Z- показателей.

Формулируется общая оценка антропометрических данных и степень гармоничности физического развития.

studfile.net

Перцентильный метод оценки физического развития

Данный метод подразумевает использование центильных таблиц основных антропометрических показателей ребенка.

Таблица представляет собой процентное распределение того или иного признака в различные возрастные отрезки выполненное на популяционном или субпопуляционном материале.

Полученная, таким образом, таблица содержит столбцы числовых значений признака (центильные ряды) соответствующие 3, 10, 25, 75, 90, 97 процентам распределения. Промежутки между центильными рядами называются центильными коридорами и обозначаются соответствующими цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.

Каждый из коридоров имеет свой вариант оценки признака:

  • Первый – очень низкие величины;

  • Второй — низкие величины;

  • Третий – величины ниже среднего;

  • Четвертый – средние;

  • Пятый – выше среднего;

  • Шестой – высокие;

  • Седьмой – очень высокие величины.

Таким образом, определяется оценка каждого антропометрического признака, причем, общий уровень физического развития определяется по показателю длины тела.

Например, длина тела попадает в 4 центильный коридор, следовательно, уровень физического развития «средний».

Кроме уровня развития следует определять соматотип ребенка.

Он рассчитывается путем сложения номеров центильных коридоров трех антропомерических показателей- длины и массы тела и окружности грудной клетки.

При сумме баллов менее 11 ребенок относится к микросоматическому соматотипу, 11 – 15 – мезосоматическому, более 15 – макросоматическому, что чаще всего, соответствует или является отклонениями от среднего уровня физического развития.

Заключительной фазой оценки физического развития ребенка является определение гармоничности развития.

Она проводится на основании вычисления максимальной разности между номерами двух центильных коридоров.

Если эта разность не превышает 1 – физическое развития можно считать гармоничным, 2 – дисгармоничным, 3 и более – резко дисгармоничным.

Таким образом, формулировка типичного заключения о состоянии физического развития ребенка с помощью перцентильного метода может выглядеть так:

Физическое развитие среднее, мезосоматический соматотип, гармоничное.

  1. Учебно-методический материал:

Центильные величины длины тела (см) мальчиков (0 месяцев -17 лет)

Возраст

Центили

3

10

25

75

90

97

Зоны

1

2

3

4

5

6 7

0 мес.

48,0

48,9

50,0

53,2

54,3

55,1

1

50,5

51,5

52,8

56,3

57,5

58,7

2

53,4

54,3

55,8

59,5

61,0

62,1

3

56,1

57,0

58,6

62,4

64,0

65,5

4

58,6

59,5

61,3

65,6

67,0

68,7

5

61,0

61,9

63,4

67,9

69,6

70,9

6

63,0

64,0

65,6

69,9

71,3

72,5

7

65,0

65,9

67,5

71,4

73,0

74,1

8

66,5

67,6

68,9

73,0

74,5

75,7

9

67,8

68,8

70,1

74,5

75,9

77,1

10

68,8

69,9

71,3

76,1

77,4

78,2

11

69,9

71,0

72,6

77,3

78,9

80,4

12

71,0

72,0

73,8

78,5

80,3

81,7

15

72,9

74,3

76,0

81,2

83,4

84,9

18

75,0

76,5

78,4

84,4

86,5

88,2

21

77,2

78,6

80,8

86,8

88,2

91,0

24

79,4

81,0

83,0

88,4

92,0

93,8

27

81,4

83,2

85,5

92,2

94,6

96,3

30

83,7

85,2

87,5

94,8

97,2

99,0

33

86,0

87,4

90,0

97,4

99,7

101,4

36

88,0

89,6

92,1

99,7

102,2

103,9

3,5 года

90,3

92,1

95,0

102,5

105,0

106,8

4,0

93,2

95,4

98,3

105,5

108,0

110,0

4,5

96,3

98,3

101,2

108,5

111,2

113,5

5,0

98,4

101,7

104,9

112,0

114,5

117,2

5,5

102,4

104,7

108,0

‘ 115,2

118,0

120,1

6,0

105,5

108,0

110,8

118,8

121,4

123,3

6,5

108,6

110,9

113,9

122,0

124,4

126,4

7,0

110,3

113,8

117,0

125,0

127,9

130,0

8,0

116,4

118,8

122,0

131,0

134,3

136,4

9,0

121,5

124,6

127,5

136,5

140,3

142,5

10,0

126,4

129,2

133,0

142,0

146,2

149,1

11,0

131,2

134,0

138,0

148,3

152,9

155,2

12,0

135,8

138,8

142,7

154,9

159,5

162,4

13,0

140,2

143,6

147,4

160,4

165,8

169,6

14,0

144,9

148,3

152,4

166,4

172,2

176,0

15,0

149,3

153,2

158,0

172,0

178,0

181,0

16,0

154,0

158,0

162,2

177,4

182,0

185,0

17,0

159,3

163,0

168,1

181,2

185,1

187,9

studfile.net

4.2. Оценка основных антропометрических данных по таблицам центильного типа

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей (таблицы 3.1 — 3.8 приложения). Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом. Она представлена 6 цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться только у 3, 10, 25, 75, 90, и 97 % детей возрастно-половой группы. Пространство между цифрами (области или «коридоры») отражает тот диапазон, или разнообразие, признаков, которые свойственны или 3% детей группы (области от 0 до 3 центиля или от 97 центиля), или 7% детей группы (область от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля), или 15% (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центиля), или 50% всех здоровых детей данной возрастно-половой группы (область от 25 до 75 центиля).

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно быть помещен в свою область, или свой «коридор», центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты:

Область или «коридор» №1 (до 3 центиля)

Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям врача, обследование.

Область или «коридор» №2 (от 3 до 10 центиля)

Область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развитии.

Область или «коридор» №3 (от 10 до 25 центиля)

Область величин «ниже среднего«, свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Область или «коридор» №4 (от 25 до 75 центиля)

Область «средних величин«, свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Область или «коридор» №5 (от 75 до 90

центиля)

Область величин «выше среднего«, свойственных 15% здоровых детей.

Область или «коридор» №6 (от 90 до 97

центиля)

Область «высоких» величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Область или «коридор» №7 (от 97 центиля)

Область «очень высоких» величин, свойственных не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов (кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в группу «наблюдения» участкового педиатра и отнесения ко 2 группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о необходимости углубленного исследования для дифференцировки возможных заболеваний. Оценивая физическое развитие детей, необходимо помнить, что любые резкие отклонения параметров физического развития являются показанием для углубленного изучения состояния здоровья ребенка и включения его, как минимум, во 2 группу здоровья.

Расположение и динамика показателей физического развития в зонах 3, 4, 5 позволяет уловить более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при повторных измерениях. Ребенок может быть отнесен в группу «наблюдения» в случае, если один из параметров (масса тела или рост) переходит при последующем наблюдении более чем через 1 центильный интервал, или в группу «диагностики» при переходе одного из параметров через границу двух центильных интервалов.

Если показатели длины и массы тела ребенка находятся во 2-ой зоне или один из этих параметров в первой зоне, или масса тела в 6 — ой зоне при любой длине тела, то этих детей относят к группе «внимания», и участковый педиатр должен осуществлять за этими детьми диспансерный контроль.

Удобством в использовании при проведении динамического контроля за развитием ребенка отличаются номограммы, представляющие собой по сути центильные шкалы, когда средние величины и разброс показателей представлен графически. Примером таких номограмм являются приведенные на рисунках 2-5 приложения графики.

studfile.net

Что такое центили? MedElement


Центильный метод — простой и удобный способ оценки физического развития. Его суть заключается в том, что индивидуальные антропометрические показатели сравниваются со стандартными величинами, получаемыми при массовых обследованиях.

Центильные таблицы разработаны для таких показателей как рост, вес, окружность головы и грудной клетки.

С помощью центильных таблиц и графиков, составленных на их основе (центильных кривых) осуществляется оценка гармоничности физического развития.

 

Как составляют центильные таблицы?

Для составления таблицы анропометрические данные 100 человек (здоровые представители коренного населения региона) одного возраста выстраивают в порядке возрастания.

Затем показатели 3 (5), 10, 25, 50, 75, 90, 97 (95) обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (центиль).

Центильные кривые: интерпретация


До 3 центиля — область очень низких величин, такие показатели встречаются у здоровых людей (детей) в 3 % случаев.

“Группа диагностики” — требуется обследование или консультирование врача.

От 3 до 10 центиля — область низких величин, встречаются у здоровых людей (детей) в 7 % случаев.

“Группа внимания” — показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

От 10 до 25 центиля — область величин “ниже среднего”, встречаются у здоровых людей (детей) в 15 % случаев.

От 25 до 75 центиля — область средних величин, встречаются у здоровых людей (детей) в 50 % случаев.

От 75 до 90 центиля — область величин “выше среднего”,  встречаются у здоровых людей (детей) в 15 % случаев.

От 90 до 97 центиля — область высоких величин,  встречаются у здоровых людей (детей) в 7 % случаев.

“Группа внимания” — показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

От 97 центиля — область очень высоких величин,  встречаются у здоровых людей (детей) в не более чем 3 % случаев.

“Группа диагностики” — требуется обследование или консультирование врача.

Оценка физического развития

Гармоничное, соответствующее возрасту — все антропометрические показатели находятся в пределах 25 — 75 центиля.

Гармоничное, опережающее возраст — показатели в пределах 90-97 центиля (90 — развитие выше среднего, 97 — высокое развитие).

Гармоничное с отставанием от возрастных нормативов — показатели в пределах 3-10 центиля (10 — развитие ниже среднего, 3 — низкое развитие).

НАЙТИ ПЕДИАТРА

Как проводить медицинские измерения
 

 

medelement.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *