Опыты по физике с водой 7 класс – Методическая разработка по физике (7 класс) по теме: Занимательные опыты (внеклассное мероприятие по физике для средних классов)

Опыты и эксперименты (6, 7 класс) на тему: Удивительные свойства воды

МБОУ «Беломестненская СОШ».

Учитель Преснякова Ольга Валентиновна.

Тема мероприятия: «Удивительные свойства воды».

Задачи:

∙  закрепление  системы представлений учащихся о разнообразии состояний  и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека

∙  развитие наблюдательности, творческих способностей учащихся

∙  воспитание любви к природе,  привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях

 

Оборудование: 

  1. компьютер
  2. мультимедийный проектор
  3. экран
  4. презентация «Внутренние воды Белгородской области»
  5. оборудование для опытов.

  Оформление классной доски: на классной доске развешиваются сказки сочинения «Путешествия капельки воды» работы учеников 6 класса; рисунки по данной теме учащихся 1 класса, в произвольном выборе на усмотрение учащихся оформляется разворот доски (в нашем случае это сюжетная картинка Русалка).                                            

Ход праздника:

 

 Ребята, угадайте, о каком веществе идёт речь. Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без …
(Воды)

Интересные факты о воде:

1.     Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

2.     В природе существует около 1330 видов воды.

3.     Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.

4.     Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.

5.     За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.

6.     В озерах сосредоточено более 26 тысяч км3 пресных вод.

7.     Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.

         А сейчас мы поговорим о удивительных свойствах воды. Поможет нам в этом ученица 10 класса нашей школы Клюева Юлия (учащаяся демонстрирует опыты, делает необходимые выводы, отвечает на вопросы учащихся)

Опыт первый. «Наживка» для льда.

Оборудование: стакан, кубик льда, соль, нитка.

С  помощью нитки попробуем вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

Для этого опустим лёд в воду. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Вывод: Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. Там, где зимой бывает холодно и на дорогах лежит снег и лёд, их посыпают солью. Соль понижает температуру замерзания воды. Когда на дорогу падает снег, он превращается не в снег, а в воду.

Опыт второй. «Научи яйцо плавать» 

Оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.        

        Кладем сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустится на дно стакана. Вынимаем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.        Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт третий. «Испарение воды».

Оборудование: предметное стекло, держатель, капля раствора соли (берётся из опыта №2), спиртовка, спички.

Всем известно, что происходит с сахаром, когда мы кладем его в чай и размешиваем ложкой. Но совсем ли исчезает сахар? Ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. То же самое происходит и с солью.  Чтобы это доказать, на предметное стекло капнем  немного жидкости из того стакана, куда перед этим насыпали соль. Подержим стекло над огнем до тех пор, пока вода не испарится. На стекле останется белый порошок. После того, как стекло остынет, попробуем порошок на вкус. Без труда станет ясно, что это соль.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде, меняя ее вкус. Из соленой воды при выпаривании образуются кристаллы соли, из сладкой —  кристаллы сахара.

Опыт четвёртый. «Плавающая иголка». 

Оборудование: салфетка, чаша с водой, иголка, булавки, скрепки.

Сделаем плотик из клочка бумажной салфетки, положим на него иголку и пустим на воду.

Когда бумага промокнет, она пойдет ко дну, а иголка останется на поверхности воды как на тонкой «коже». Подтолкнем иголку — она проткнет «кожу» и тоже пойдет ко дну. Что такое «кожа» воды?

Вода состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Они связаны между собой, как друзья, которые взялись за руки. Им нравится общество друг друга, но они не склеены навечно. В толще воды молекулы окружены друзьями со всех сторон, а над теми, что на поверхности, друзей нет, поэтому у них крепче боковые связи. Вот этот слой и образует «кожу» воды. Она называется поверхностным натяжением или мениском.

Вывод: иголку на поверхности воды держит поверхностное натяжение.

Опыт пятый. «Заколдованная непроливайка». 

Оборудование: чаша с водой, поддон для чаши, монеты.

Наполним чашу водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана.

Что происходит?

Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине. Вода так же поднимается, когда мы погружаемся в ванну, наполненную водой.

Вывод: вода поднимается при погружении тела в воду.

Опыт шестой. «Сломанный карандаш»

Оборудование: карандаш, мензурка с водой.

Наполним мензурку примерно на 2/3 водопроводной водой. Опустим карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном  и поверхностью воды. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально.

Со стороны покажется, что карандаш сломался: та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.

Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.

Вывод: Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду — в другом.

Опыт седьмой. «Волшебные таблетки»

Оборудование: пищевые красители в таблетках, мензурка с водой, сообщающиеся сосуды.

Ребята, скажите, может ли раствориться в воде вот такая таблетка красящего вещества (мнения разделятся). Давайте проверим. Мы бросим в воду таблетку и будем наблюдать за происходящими изменениями. Таблетка растворяется. Можно ли ускорить этот процесс? Правильно, мы размешаем раствор. А теперь мы перельём его в сообщающиеся сосуды. Что мы видим?

Вывод: вода универсальный растворитель. Для ускорения растворения веществ нужно размешать раствор, т.е. заставить двигаться частицы вещества. Вода занимает весь объём который ей предоставляется.

Опыт восьмой: «Тайное послание»

Оборудование: свечка, спички, лист бумаги на котором молоком нарисован рисунок.

Ребята, у меня в руках чистый лист бумаги (показывает лист на котором заранее был нарисован рисунок молоком). Давайте мы его нагреем и будем наблюдать, что происходит при этом. На листе появится коричневый рисунок. Что это такое?  Молоко это вещество которое состоит из воды и смеси органических веществ. При нагревании вода испаряется, а органические вещества остаются, которые под воздействием температуры горят (появляется коричневый след на листке бумаге).

Вывод: вода универсальный растворитель. Она входит в состав молоко, растворяя органические вещества.

Ребята, какой опыт вам понравился больше всего? Почему?

Учитель: В нашей школе прошла заочная викторина «Поверхностные и подземные воды Белгородской области». Ученица 10 класса Балабаева Татьяна покажет презентацию и подведёт итоги этой викторины (просмотр презентации, награждение победителя).

Учитель: Ребята, учащиеся 6 класса нашей школы написали сказки на тему «Путешествие капельки воды». Эти сказки вы идете на нашей доске. Все они с большим удовольствием были прослушаны учащимися 1 класса. Ребята проголосовали и определили победителя. Им стал Гайнатулин Расул. Его сказка понравилась детям своим содержанием, дружбой героев, иллюстрациями. Давайте послушаем её (автор читает свою сказку). Победитель награждается небольшим призом.

Ребята, сегодня у нас на мероприятии присутствуют ученики 10 класса, теперь они помощники учителя, а когда-то они были тоже учениками 5 класса. И вы не поверите, они тоже писали работу о путешествии капельки воды. Учитель демонстрирует работы учащихся 10 класса (соответственно 5 классников в прошлом, ребята узнают свои работы и получают памятные призы).

Ученики 1 класса не смогли остаться равнодушными к теме нашего мероприятия и они тоже нарисовали иллюстрации к произведениям учащихся 6 класса. Давайте, каждый из вас отдаст свой голос в пользу той работы, которая ему понравилась больше всего (голосование учащихся, определение победителя. Рисунки учеников 1 класса находятся на доске)

 В номинации «Фотографии» у нас принял участие Машкара Сергей ученик 5 класса, Пресняков Григорий ученик 7 класса. Давайте определим какие работы мы отправим на районный конкурс (голосование ребят).

Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты — гидросферу (от греческих слов “гидор” — вода, “сфера” — шар). Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения и переброса воды — пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

         Вода жизненно необходима всем растениям и животным.

Спасибо помощникам за организацию и проведение мероприятия, присутствующим за внимание, до свидания, до новых встреч!

Использованные источники и литература

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников. — М., 2005.
  2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. — Екатеринбург, 1995.

Простые опыты с водой. Домашние опыты для детей. Опыты для детей

Содержание:

Реклама
Реклама

Один из способов занять ребенка на каникулах — предложить ему провести простые опыты, например физические опыты с водой. В книге «Опыты Тома Тита. Удивительная механика» разных опытов и экспериментов собрано целых 50, и некоторые из них дети могут и проделать, и понять совершенно самостоятельно. Предлагаем два опыта по физике, которые вполне можно показывать как настоящие фокусы — если немного потренироваться.

Как налить воду с горкой

Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли, сахара и даже из одежды. А можно ли сделать горку из воды? На первый взгляд кажется, что пример такой горки — волна. Однако она движется и существует только в движении. А соорудить горку из воды, не создавая волны, — задача сложная, но вполне разрешимая. Выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!

Физические опыты в домашних условиях

Что потребуется:

  • стеклянный стакан
  • горсть монет (например, гаек, шайб или других небольших металлических предметов)
  • вода (лучше холодная)
  • растительное масло

Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно опускай в него по одной монете (гайке, шайбе).

Результат. По мере опускания монет в стакан вода из него не будет выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо заметно, если посмотреть на стакан сбоку.

По мере увеличения в стакане количества монет горка будет становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками потечёт по стенкам стакана.

Объяснение. В этом опыте горка на поверхности воды образуется в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу. Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко), она разорвётся.

Вторая причина образования горки — вода плохо смачивает поверхность стакана (холодная хуже, чем горячая). Что это значит? Взаимодействуя с твёрдой поверхностью, вода плохо к ней прилипает и плохо растекается. Именно поэтому она не стекает сразу же через край стакана при образовании горки. Кроме того, для уменьшения смачивания края стакана в опыте смазаны растительным маслом. Если бы, например, вместо воды использовали бензин, который очень хорошо смачивает стекло, никакой горки бы не получилось.

Реклама

Повелитель воды

Предметы, плавающие на поверхности воды, движутся в каком-либо направлении по различным причинам: их могут подгонять ветер или волны, увлекать течение. А можно ли управлять плавающими предметами? Да, их можно подгонять рукой. А можно ли управлять, ничем их не касаясь? Конечно! Только для этого надо управлять свойствами воды. Как это можно сделать, ты узнаешь, проделав следующий опыт.

Домашние опыты для детей

Что потребуется:

  • коробок спичек
  • миска с водой
  • кусочек мыла
  • кусочек сахара-рафинада

Домашние опыты с водой

Опыт. В миску, наполненную водой, аккуратно положи 10-12 спичек. Расположи их в форме лучей звезды, по возможности равномерно.

Возьми кусочек мыла и погрузи концом в воду в центре спичечной звезды. Наблюдай за тем, что произойдёт со спичками. А теперь вместо мыла опусти в центр звезды кончик кусочка сахара-рафинада и посмотри, как спички поведут себя на этот раз.

Результат. Когда ты погрузишь в воду конец кусочка мыла, спички тут же начнут плыть от него к краям миски. Если заменить мыло кусочком рафинада, спички, наоборот, поплывут в обратном направлении и соберутся возле погружённого в воду сахара.

Объяснение. Такое поведение спичек обусловлен следующим: погружая в воду разные вещества (мыло и сахар), ты тем самым изменяешь одно из важных свойств воды — силу поверхностного натяжения.

Мыло сильно уменьшает поверхностное натяжение воды. Когда ты касаешься кусочком мыла поверхности жидкости, оно растворяется и смешивается с ней. Молекулы мыла проходят между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды, поверхностное натяжение нарушается. А поверхностное натяжение в других участках тянет спички по направлению к стенкам, прочь от мыла.

Сахар действует противоположно мылу — он увеличивает поверхностное натяжение. Именно поэтому спички стягиваются в центр миски к погружённому в воду кусочку рафинада.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Наблюдения и опыты. Видеоурок. Физика 7 Класс

На данном уроке, тема которого: «Наблюдения и опыты», мы рассмотрим процесс изучения явлений, какие этапы проходит научная теория при формировании, поговорим о понятиях «наблюдение» и «опыт», узнаем об их отличиях. Узнаем, что такое гипотеза, зачем она нужна, а также увидим, как мы подсознательно пользуемся научными методами в повседневной жизни.

Вы когда-нибудь наблюдали за тенью солнечным днем? Идут два человека разного роста, и по их теням видно, кто выше. Можно догадаться, что длина тени пропорциональна высоте тела, которое ее отбрасывает (см. рис. 1).

Длина тени пропорциональна высоте тела

Рис. 1. Длина тени пропорциональна высоте тела

Проверим: если поставить две палки, длина которых отличается в 2 раза, длины их теней будут отличаться тоже в 2 раза (см. рис. 2).

Эксперимент по проверке пропорциональности длины тени высоте тела

Рис. 2. Эксперимент по проверке пропорциональности длины тени высоте тела

Теперь мы можем найти высоту дома: измерьте тень своего друга и тень дома. Во сколько раз тень дома длиннее тени друга, во столько раз дом выше друга (см. рис. 3).

Нахождение высоты дома

Рис. 3. Нахождение высоты дома

Нахождение высоты дома

А потом спросите высоту дома у того, кто знает, и похвалите себя за точность.

А древние греки по тени от Солнца смогли с высокой точностью вычислить радиус Земли!

Этим и занимается физика: исследовать явление, выявить закономерность и применить ее на практике.


 

Определение радиуса Земли

Еще древние греки, а именно Эратосфен Киренский, смогли вычислить радиус Земли.

Египтяне и греки заметили, что во время летнего солнцестояния Солнце освещает дно глубоких колодцев в Сиене, а в Александрии – нет (см. рис. 4).

Освещение колодцев

Рис. 4. Освещение колодцев

Солнце находится настолько далеко от Земли, что его лучи можно считать параллельными. Александрия и Сиена лежат на одном меридиане, и рисунок лежит в одной плоскости (см. рис. 5).

Положение городов Александрия и Сиена

Рис. 5. Положение городов Александрия и Сиена

Обратите внимание: солнечный луч вместе со стенкой колодца и поверхностью Земли образовывает треугольник (см. рис. 6).

Ход луча в колодце Александрии

Рис. 6. Ход луча в колодце Александрии

Его можно считать подобным треугольнику, образованному центром Земли, Александрией и Сиеной (см. рис. 7).

Подобие треугольников

Рис. 7. Подобие треугольников

Тогда расстояние между Сиеной и Александрией о

Методическая разработка по физике (7 класс) по теме: Занимательные опыты (внеклассное мероприятие по физике для средних классов)

Цели мероприятия: развивать познавательный интерес, интерес к физике;
развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания  в новой ситуации;
приучать детей к доброжелательному общению

 Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки  по физике.

(учащиеся 9 класса показывают опыты, а учащиеся 7-8 классов объясняют)

 Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

Опыт 4 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать  к рейке и столу.

 Опыт 5 «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.

 

Опыт 6

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона)

Опыт 7

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт 9 «Несгораемая бумага»

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

Опыт 10 «Несгораемый платок»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

Опыт 11 «Несгораемая нитка»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

Опыт 12 «Вода кипит в бумажной кастрюле»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.

Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?

Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.

 Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:

1.                       Что растет вниз вершиной? (сосулька)

2.                       В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)

3.                       Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

4.                       С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка)

5.                       Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

 Опыт 13 «Картофельные весы»

Оборудование:  штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины.

Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.

 Опыт 14 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

 Литература:

1.                      Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977

2.                      Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985

3.                      Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *