Опыты по инерции в домашних условиях – Опыты и эксперименты по физике (7 класс) на тему: Экспериментируем в домашних условиях

Инерция на опытах — Класс!ная физика

Инерция на опытах

06.2012

ОПЫТЫ С МОНЕТАМИ

Эти опыты лучше проделывать с тяжелыми монетами.


Опыт 1

Полоску гладкой бумаги положи одним концом на край ровного стола.

На эту полоску поставь на ребро  монету.
Теперь, придерживая свободный конец полоски, резко ударь по ней указательным пальцем правой руки. Бумага соскользнет со стола, а  монета  останется на месте!

Опыт  2

 Поставь монету  ребром на  открытку так, чтобы примерно две трети этой открытки выступали за край стола. Конечно, как и в предыдущем опыте, это место стола не должно быть покрыто скатертью.

Затем линейкой или какой-нибудь палочкой ударь по выступающему концу открытки.


Этот опыт труднее предыдущего, тут придется потренироваться. Но ты обязательно научишься ударять так быстро и так сильно, что открытка будет вылетать, а монета даже не шелохнется!

Опыт 3

Подними указательный палец левой руки и положи на него квадратик, вырезанный из открытки. А сверху положи тяжелую монету. Если ты дашь квадратику резкий щелчок, то вышибешь его, а монета останется у тебя на пальце!
В чем же секрет всех этих опытов?

Если предметы легко скользят один по другому, а движение достаточно резкое, то оно не успевает передаться от одного предмета другому. Верхние предметы остаются на месте.
Здесь проявляется общее свойство всех тел: всякое тело стремится сохранять состояние покоя.  Это то свойство тел и называют инерцией.


Опыт 4

От листа тетради отрежь полоску шириной полтора сантиметра, склей из нее кольцо и поставь его вертикально на горлышко пустой бутылки из-под молока. Сверху положи  монету так, чтобы она  пришлась  точно над отверстием.

Теперь введи внутрь кольца палку или линейку. Ударь по кольцу в горизонтальном направлении как можно более резко. Кольцо отлетит в сторону, а  монета …
Останется на месте?
Конечно, нет, она свалится в бутылку.
Это инерция, ведь монета  не улетела вместе с кольцом.


ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УДАР

Проделаем несколько опытов с движущейся жидкостью. Когда выплескивают воду, например из ведра, руки с ведром, быстро двигавшиеся вперед, резко останавливаются, а вода, теперь уже по инерции, продолжает движение — и выплескивается.

Когда вы встряхиваете медицинский термометр, при резкой остановке руки ртуть, продолжая движение в тонком канальце, опускается на свое место в баллончике.

На трубопроводах, по которым транспортируют жидкости (например, это нефтепроводы), ставят задвижки, которые действуют не сразу, но открывают и закрывают трубу постепенно. И вот почему. При внезапном закрывании задвижки жидкость останавливается сразу, и возникает сильный удар в стенки трубы и в саму задвижку. Происходит авария: труба лопается, задвижка ломается. Поэтому текущие по трубам жидкости нужно останавливать медленно, постепенно.

Чтобы понаблюдать, как ведет себя такая жидкость, как, например, вода, когда ее резко останавливают, проделайте следующий опыт.

Возьмите длинную резиновую трубку в палец толщиной. Опустите один ее конец в ведро с водой, поставленное на возвышении. На расстоянии 10 сантиметров от другого конца трубки сделайте маленькое отверстие и вставьте в него пипетку, сняв с нее резинку. Зажмите пальцем кончик пипетки, всосите через резиновую трубку воду. Она польется из ведра в таз, стоящий на полу. Быстро закрывайте и открывайте пальцем конец резиновой трубки. При каждом закрывании струйка фонтана из пипетки будет высоко подпрыгивать, но тут же понизится, превращаясь в небольшой фонтанчик. Кстати, этот же опыт попробуйте проделать и без пипетки.

Жидкости почти не сжимаемы, а инерция воды при внезапном перекрытии потока создает большой перепад — вот фонтанчик и всплескивает.

ПЕРЕХИТРИТЬ ИНЕРЦИЮ

В старину существовала игра, заключавшаяся в том, что нужно было поймать стаканом по очереди две пробки или два ореха, которые находились в той же руке, что и стакан. По условию игры стакан следовало держать за его нижнюю половину.

Сначала подбрасывают одну пробку и ловят ее стаканом. А вот когда подбрасывают вторую пробку, желая тоже поймать ее, ничего не получается: первая пробка, сохраняя скорость движения стакана, вылетит из него, и они обе упадут на пол.

Небольшая хитрость и, конечно, некоторая тренировка все же помогут вам преодолеть это затруднение: сначала вы подбрасываете одну пробку и ловите ее стаканом. Вторую пробку уже не подбрасываете, а просто выпускаете из пальцев и быстро под нее подставляете стакан. В стакане теперь окажутся обе пробки.

Источник: Ф. Рабиза «Опыты без приборов»и «Космос у тебя дома», Л.Гальперштейн «Забавная физика»; журн. “Юный техник” и «Мастерок»; Л.А. Горев «Занимательные опыты по физике»



Ещё несколько опытов с инерцией « Учи физику!

Для начала — еще один опыт с монетой. От листа тетради отрежь полоску шириной в полтора сантиметра, склей из нее кольцо и поставь его вертикально на горлышко пустой бутылки из-под молока. Сверху положи гривенник так, чтобы он пришелся точно над отверстием.

Теперь введи внутрь кольца палку или линейку. Ударь по кольцу в горизонтальном направлении как можно более резко. Кольцо отлетит в сторону, а гривенник… Останется на месте? Конечно, нет, он свалится в бутылку. И все-таки это инерция: ведь гривенник не улетел вместе с кольцом. А что упал вниз, тут уж ничего не поделаешь. Гривенники не умеют парить в воздухе.


Интересный опыт можно сделать с домино. Только косточки должны быть из пластмассы: деревянные недостаточно скользят.
Поставь две косточки домино «на попа» и накрой их сверху еще одной, чтобы получились ворота. На верхнюю косточку положи еще одну, а сверху построй вторые воротца.

При достаточной ловкости ты сможешь выбить первую косточку, прикрывающую нижние ворота, не развалив всю постройку.

Рассмотри внимательно рисунок. Перед всем сооружением положена на ребро АБ еще одна кость. Просунув палец в нижние ворота и нажав им на угол Д, можно заставить эту кость быстро приподняться так, чтобы ее край АБ занял положение АВ. Тогда угол Г ударит по нижней косточке, прикрывающей ворота. Если удар будет достаточно резким и сильным, косточка вылетит в направлении стрелки Е, а верхний этаж постройки опустится, не развалившись!

Ты уже выбивал открытку из-под монеты. Достаточно сильным щелчком можно выбить ее и из-под куриного яйца. Положи открытку на стакан, до половины налитый водой, а сверху положи колечко от ключей и поставь на него яйцо.

Щелчок — и яйцо в стакане!
Я не сомневаюсь в твоей ловкости. Но все же лучше возьми яйцо не сырое, а сваренное вкрутую.

Л. Гальперштейн Здравствуй, физика!

Опыты с инертностью — Класс!ная физика

Опыты с инертностью

06.2012

ОПЫТЫ С ИНЕРТНОСТЬЮ

Все, что в природе материально, обладает свойством инерции.
А теперь проследим за свойством каждого тела реагировать, откликаться определенным ускорением на приложенную к нему силу.


Опыт 1

Подвесьте на нитках две одинаковые коробки из картона. Одна коробка пустая, другая наполненная песком или глиной. Привяжите к нижней части каждой коробки по такой же нитке, на каких они висят.


Если вы с силой дернете нижнюю нитку, привязанную к пустой коробке, то может оборваться любая из ниток — та, на которой коробка висит, или же та, за которую вы дернули. Инертность пустой картонной коробки невелика, поэтому рывок воспринимается обеими нитками одинаково.

Иное произойдет со второй коробкой, заполненной песком или глиной. При резком рывке за нижнюю нитку должна порваться нижняя нитка. Наполненная песком или глиной, коробка обладает большой инертностью, она не успеет передать усилие рывка верхней нитке, поэтому порвется обязательно нижняя нитка.

Приходилось ли вам насаживать  топор на   топорище?   Это делается так: топорище держат в левой руке, топор слегка насажен на его широкий конец. По другому концу топорища бьют молотком.

Стальной топор обладает большей массой, большей инертностью, чем деревянное топорище, поэтому стальной топор слабо реагирует на доходящие до него удары, а топорище менее инертно, и оно при каждом ударе входит на свое место, даже несмотря на сильное трение.

Опыт 2

Для следующего опыта нам понадобятся шашки или монеты одинакового размера. Если у вас не шашки, а монеты, то весь столбик, в который они сложены, нужно поставить на большую монету — пятак или рубль. Поверхность, на которую поставлен столбик из шашек или монет, должна быть гладкая. Если в этом опыте использованы шашки, то понадобится деревянная линейка, если монеты, то металлическая.

Быстрым, скользящим ударом линейки по нижней шашке (или монете) вы выбиваете ее из-под столбика. Столбик остается на месте — здесь проявилась его инертность. Выскользнувшая из-под столбика шашка или монета «не успела» передать всему столбику сообщенную ей скорость.
Этим опытом забавлялись любители занимательных опытов еще в конце прошлого века.

Опыт 3

Вот еще один интересный опыт. Но для удачного его выполнения нужна предварительная тренировка.
На край гладкого стола положите узкую полоску бумаги (шириной 2—3 сантиметра). Конец полоски должен свешиваться. На ее другой конец, лежащий на столе, поставьте на ребро вдоль полоски юбилейный рубль. Монету надо подобрать с нестертыми краями.

Конечно, монета должна стоять ровно, без малейшего наклона. Резким рывком выдерните бумажную полоску из-под монеты. При некотором навыке можно добиться, что монета даже не дрогнет. Монета, как и всякое материальное тело, обладает инертностью, и быстрый рывок не успел сообщить ей ускорение, привести ее в движение. Производя этот опыт, понаблюдайте, как ведет себя монета при разных усилиях, с какими вы выдергиваете бумажную полоску.

КАТАПУЛЬТА

Простейшую модель катапульты ты можешь соорудить на кухне. Одна из главных частей— ложка. Лучше всего, если есть деревянная. Она, кстати, и видом больше похожа на ложку настоящей катапульты. Ложка из нержавеющей стали тоже годится. А вот алюминиевая не подойдет: она согнется. И поварешку брать не стоит: ее тоже можно согнуть. Станину катапульты заменит небольшая кастрюля.

Вместо жгута из бычьих сухожилий придется приспособить резиновое кольцо. Очень подходящие кольца прилагаются к стеклянным крышкам для домашнего консервирования. Такое кольцо можно взять на время, от нашего опыта оно не испортится.

Покупные консервы в стеклянных банках тоже имеют резиновую прокладку в виде кольца. Это кольцо можно аккуратно вынуть из металлической крышки, когда банка открыта. Правда, с ним катапульта получится слабенькая. Если есть старая велосипедная, мотоциклетная или автомобильная камера, можно отрезать колечко от нее. Наконец, годится и круглая резиновая подвязка.

Кольцо пропусти под одной из ручек кастрюльки и сложи пополам. Получатся две петли. Продень в них ручку ложки и упри ее концом в угол между дном и стенкой кастрюли.

Положи кастрюлю на стол так, чтобы она опиралась свободной ручкой и краем дна. В ложку заложи снаряд:
мячик от настольного тенниса, небольшую картофелину, спичечный коробок.

Теперь можно стрелять. Оттяни ложку вниз и отпусти ее. Трах! Ложка, притягиваемая резинкой, подскочит вверх и ударится о  край  кастрюли. 

Снаряд вылетит и опишет в воздухе красивую дугу. Может быть, вылетит и ложка, Но, она не улетит так далеко.
Почему же полетел наш снаряд? Как и в настоящей катапульте, он сначала двигался вместе с ложкой. Но ложка ударилась о преграду и остановилась. А на пути снаряда преграды нет. И он продолжает двигаться по инерции, он летит, покинув катапульту!

Несмотря на то, что катапульта — это орудие древнее, в наше время катапульта снова нашла применение в военном деле. С ее помощью запускают самолеты с палуб авианосцев и других кораблей, где не хватает места для обычного разбега. И на реактивных самолетах пользуются катапультой, чтобы в случае аварии выбросить в воздух летчика с парашютом. Сам он при такой скорости выскочить не может: слишком велико сопротивление воздуха.

Конечно, устройство современных катапульт совсем другое. Но принцип тот же: инерция движения.

ИНЕРЦИЯ ЯБЛОКА

Разрежьте яблоко пополам, но не до самого конца, и оставьте его висеть на ноже.
Теперь ударьте тупой стороной ножа с висящим на нем яблоком по чему-нибудь твердому, например по молотку. Яблоко, продолжая движение по инерции, окажется перерезанным и распадется на две половинки.

Точно то же самое получается, когда колют дрова: если не удалось с одного удара расколоть чурбак, его насаживают на топор, переворачивают и что есть сил ударяют обухом топора о твердую опору. Чурбак, продолжая двигаться по инерции, насаживается глубже на топор и раскалывается надвое.

Источник: Ф. Рабиза «Опыты без приборов»и «Космос у тебя дома», Л.Гальперштейн «Забавная физика»; журн. “Юный техник” и «Мастерок»; Л.А. Горев «Занимательные опыты по физике»


Следующая страница «»

Механика. Опыты — Класс!ная физика

Механика. Опыты

06.2012

ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА

Этот опыт эффектно демонстрирует действие закона инерции — первого закона Ньютона.

В горизонтальную подставку вставлен кусок тонкой стальной полоски, выполняющий роль пружины. Рядом на подставке установлены: короткая стальная трубка, на ней прямоугольный кусок гетинакса (он должен лежать строго горизонтально) и   стальной   шарик   диаметром немного меньше отверстия трубки. Шарик положен на гетинакс так, что его центр лежит над отверстием.

Отгибаем пальцем пружину, отпускаем. Возвращаясь в исходное положение,  стальная полоска  ударяет по ребру гетинаксовой пластинки, та улетает, а шарик… падает внутрь трубки.

Объясняется опыт довольно просто. Сила трения качения стали по гетинаксу очень мала, и ее не хватает на то, чтобы сдвинуть с места тяжелый стальной шарик.


По закону инерции шарик, находящийся в состоянии равновесия, стремится сохранить состояние покоя, и это ему прекрасно удается.

ТРЕТИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА

Возьмите две одинаковые книги. Обвяжите бечевкой каждую из двух книг, равных по весу, и соедините две бечевки несколькими резинками, сложенными вместе. Положите книги на гладкую поверхность, раздвиньте их так, чтобы резинки были натянуты, и положите карандаш точно посредине.


Если вы одновременно отпустите обе книги, то каждая из них притянется резинкой к карандашу на одинаковое расстояние.

Этот опыт подтверждает закон о том, что действие и противодействие равны. Если одна книга тяжелее другой, то более тяжелая книга сдвинется на меньшее расстояние, но количества движения, сообщенные обеим книгам, от этого не изменятся. Они одинаковы.

ДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Когда тело движется, оно отталкивает в обратном направлении полотно дороги. Это проявление третьего закона Ньютона можно продемонстрировать с помощью любой заводной игрушки.

Установите ее на доску, свободно подвешенную на веревочках. Для того чтобы пружина игрушки не раскручивалась, привяжите ниткой заводной ключ к корпусу игрушки. После того как доска перестанет раскачиваться, пережгите нитку.

Пружина освободится и игрушка начнет двигаться вперед, а доска вследствие реакции сдвинется в обратном направлении.

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА

Если на систему материальных тел не действуют внешние силы, то геометрическая сумма количеств движения (импульс тел) частей системы остается постоянной.
Этот принцип, называемый законом сохранения количества движения (закон сохранения импульса тел), является следствием третьего закона Ньютона. Его можно наглядно продемонстрировать на игрушечной пушке, сделанной из картона и резинки.

Зарядом может служить резиновая пробка, свободно скользящая в трубке. Оттяните в заднее крайнее положение резинку с помещенным на нее зарядом — пробкой. Во взведенном положении пробка будет удерживаться петлей с гвоздиком.

Положите вашу пушку на несколько круглых карандашей. Выстрелите из пушки, поднеся зажженную спичку к бечевке в том месте, где она накинута на гвоздик. И как только снаряд полетит вперед, пушка откатится назад. Количество движения, сообщенного пушке, равняется количеству движения, сообщенного снаряду, а их сумма (геометрическая, конечно) будет равна нулю.

КОЛИЧЕСТВО ДВИЖЕНИЯ

На граненый стакан положите фанерную доску с достаточно тяжелым телом, например, гирей массой 10 кг.
Попробуйте разбить стакан сильными ударами слесарного молотка по гире.

Почему стакан не бьется?
Где наблюдается аналогичное явление в практике?

Удар молотка приходится по телу, обладающему достаточно большой массой. Изменение количества движения этого тела незначительно. Отсюда передача действия молотка на стакан также незначительна.
Подобное явление можно наблюдать, например, в кузнице — это удары молота по наковальне, пневматические и паровые молоты.

Источник: Н.Болховитинов «Твое свободное время»; Л.А. Горев «Занимательные опыты по физике»



Домашний эксперимент по физике

Грачёва Наталья Валентиновна

Учитель физики МБОУ Новонукутская СОШ,

Нукутский район, Иркутская область.

Домашний эксперимент

по физике

п. Новонукутский

Самостоятельное экспериментирование учащихся имеет ещё большее познавательное значение, чем эксперименты и демонстрации учителя. П.А.Знаменский: «Целесообразное сочетание самостоятельных работ учащихся с опытами учителя — лучшая форма занятий»

Самостоятельное экспериментирование учащихся под руководством учителя с последующим обсуждением результатов этого экспериментирования и выводами из него называется методом экспериментальных работ учащихся.

Экспериментальные работы могут выполняться учащимися в классе, а нередко с большим успехом и большой пользой могут быть выполнены дома. В первом случае экспериментальные работы называются лабораторными работами, а во втором — домашними экспериментальными работами.

Домашние экспериментальные работы есть вид домашней работы учащихся. Под домашними экспериментальными работами учащихся следует понимать домашние опыты и наблюдения, проводимые учащимися по заданию учителя в строгом соответствии с проходимым в данное время материалом программы (при подготовке урока дома).

В соответствии с общими задачами обучения и развития, к уровню подготовки выпускника школы предъявлены четыре группы требований: освоение экспериментального метода научного познания; владение определенной системой физических законов и понятий; умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию; владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека.

Ознакомление учащихся с экспериментальными методами научного познания невозможно без организации физического эксперимента.

В методике преподавания физики наиболее распространенной является классификация школьного физического эксперимента на основе организационного признака, согласно которой физический эксперимент делится на следующие виды:

— демонстрационный эксперимент;

— фронтальные лабораторные работы;

— экспериментальные задачи;

— домашние опыты и наблюдения.

Для того, чтобы ученики действительно разбирались в физике, необходимо, чтобы они сами проводили простые опыты, а главное, разбирались в результатах поставленного эксперимента.

Немаловажное значение в организации обучения физике имеет домашний физический эксперимент. Практика показывает, что домашние опыты и наблюдения учащиеся выполняют с большим энтузиазмом.

Значение домашних экспериментальных работ выражается в следующих положениях:

— домашний физический эксперимент является средством для более глубокого усвоения учебного материала, изучаемого в классе;

— домашний физический эксперимент является одним из средств развития познавательного интереса;

— домашние экспериментальные работы учащихся дают возможность хорошо связать теорию с практикой, с обыдённой жизнью;

-домашние экспериментальные работы рассчитаны на предметы домашнего обихода и подручные материалы, доступные всем учащимся.

Важнейшим отличительным признаком домашних экспериментальных работ является то, что они осуществляются с предметами домашнего обихода и подручными материалами, его можно проводить на простом материале: ведра, шланги, пластиковые бутылки, соломинки, мыльные пленки и пузыри, воздушные шары и т.д. Важно, что он проводится с большим интересом самими учащимися: настоящий, подлинно проведенный опыт имеет ни с чем несравнимую силу убеждения и наглядности.

Особое значение домашние опыты и наблюдения имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, для формирования у них экспериментальных умений и навыков. Выполнение домашних опытов и наблюдений играет особенно важную роль в подростковом возрасте, так как в этот период перестраивается характер учебной деятельности ученика. Подростка не всегда удовлетворяет то, что ответ на его вопрос есть в учебнике. У него появляется потребность получить этот ответ из жизненного опыта, наблюдений за окружающей действительностью, из результатов собственных экспериментов. Домашний физический эксперимент очень важен для воспитания исследователя. С помощью простейших приборов в домашних условиях можно провести много исследований. Как же без самостоятельных исследований развивать их интерес к физической науке. Тут важна роль родителей, это в первую очередь. Без их поддержки организовать эту работу будет трудно. Ребенку всегда рядом нужен добрый наставник, советчик, единомышленник, который подскажет, поможет в трудных ситуациях. А дома — это родители, которые заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Ну и очень важны советы наставника-педагога, который проконсультирует по многим вопросам проводимых домашних исследовательских опытов. У детей очень большая фантазия, важно их поддержать и направить по правильному руслу. Подтверждением этого является важная, с моей точки зрения, мысль немецкого педагога XIX века А. Диствервега: «Ученик «должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель руководит этой экспедицией открытий». А домашний эксперимент, кроме радости открытия, ещё и поможет сплотить семью

Домашние экспериментальные задания

Физика — наука о природе.

1.Откройте на короткое время флакон с духами (одеколоном) что вы почувствовали? Объясните распространение запаха духов и других пахучих веществ с точки зрения молекулярного строения вещества.

2. Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для молока. Определите объем той посуды (кружки, чашки, стакана, тарелки), которой вы пользуетесь.

3.Предложите метод определения диаметра ниток и тонкой проволоки, пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом. Пользуясь этим методом , определите диаметр иголки, зубочистки или гвоздя.

4.Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки.

5.В цилиндрический или плоский прозрачный флакон из-под одеколона (клея) налейте слабый раствор крахмала или смеси воды с графитом (от карандаша). Поместите этот флакон между светящейся электрической лампочкой и глазом. Между лампочкой и флаконом поместите кусок картона или черной бумаги с небольшим отверстием. Понаблюдайте за движением одной , двух частиц и опишите их движение.

Механика

1.Определите пройденный путь, перемещение и среднюю скорость своего движения между соседними телеграфными столбами (расстояние между телеграфными столбами 50 м), двигаясь в одном направлении спокойным шагом, а в обратном – бегом. Время движения измерьте с помощью часов с секундной стрелкой.

2.В движущемся автобусе подбросили вертикально вверх небольшой предмет. Упадет ли предмет на прежнее место, если автобус движется: равномерно? Ускоренно? Замедленно? Какова траектория предмета относительно земли.

3.Измерьте высоту брызг при падении в воду сферического тела, найдите зависимость высоты брызг от высоты падения тел и другие параметры.

4.Определите среднюю скорость, с которой вы побегаете 100м.

5.Найдите среднюю скорость, с которой перемещается игрушечный заводной автомобиль, сделав необходимые измерения.

6.Маленький шарик удерживается у дна наполненного солевым раствором стакана, а затем освобождается. Подберите свойства раствора так, чтобы время всплытия шарика составляло несколько секунд.

7.Десять шашек поставить одна на другую. Быстрым движением линейки выбить нижнюю шашку. Что произойдет? Почему?

8. Что произойдет после встряхивания неполного ведра с картофелем? Почему?

9.Как, потянув к себе намотанную на катушку нить, заставить катушку катиться к себе? От себя? Ответ проверить и обосновать.

10.Надуйте воздушный шарик и, не завязывая отверстия, выпустите из рук. Что произойдет? Почему?

11.Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если при каждом шаге совершается в среднем работа 20 Дж

12. Наблюдайте за падением двух половинок газеты . Одна половина газеты должна падать в расправленном виде, а другая -сжатая в комок. Чем с большей высоты пущены газеты, тем нагляднее будет опыт.

13.Можно ли бросить мяч вниз так, чтобы он, ударившись о землю, подпрыгнул на высоту в два раза большую той, с которой его бросили? Как это сделать?

14. Рассчитайте, какую мощность вы развиваете при подъеме по лестнице.

Давление газов. Атмосферное давление.

1.Ополосните пластиковую бутылку горячей водой и плотно закройте крышкой. По мере остывания в ней воздуха до комнатной температуры, давление внутри падает, атмосферное давление сдавливает бутылку с боков. Почему?

2. Модель работы легких. Отрежьте дно у пластиковой бутылки. Натяните на горлышко воздушный шарик и протолкните его внутрь. Отрезанную часть бутылки затяните пленкой от другого воздушного шарика или от использованной резиновой перчатки и закрепите ее скотчем. При оттягивании пленки объем воздуха внутри бутылки увеличивается, давление уменьшается и становится меньше атмосферного, шарик надувается. При надавливании на нижнюю пленку объем воздуха в бутылке уменьшается, давление становится больше атмосферного, шарик сжимается.

3.Надуйте воздушный шарик. О каких свойствах газа и оболочки шарика свидетельствует его форма. Почему, направляя струю воздуха в определенном направлении, мы заставляем шарик раздуваться сразу по всем направлениям? Почему не все воздушные шарики принимают сферическую форму?

4.С помощью трубочки или соломинки и мыльного раствора получите мыльный пузырь. Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от трубочки, имеет шарообразную форму.

5. Сконструируйте картезианский водолаз, пользуясь пластиковой бутылкой или 3-х литровой банкой с пластиковой крышкой. Поплавок изготовьте из обычного прозрачного пузырька, например из-под пенициллина, заполнив его водой более чем на 1/3 объема. В пробке пузырька сделайте шилом отверстие и в него плотно вставьте трубочку длиной 10мм от стержня шариковой ручки. Можно взять пипетку и наполнить её водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью погрузившись в воду. После наполнения бутылки (банки) водой опустите в нее поплавок. При нажатии на крышку банки или нажав на бутылку поплавок опускается. Проследите за объемом воды в поплавке при его погружении и подъеме. Поплавок можно изготовить из колпачка от фломастера или от шариковой ручки. Чтобы колпачок плавал вертикально, вставьте в него несколько скрепок. Можно из фольги сделать «пропеллер» и надеть его на колпачок, тогда водолаз будет опускаться и подниматься, вращаясь.

Опыт можно проделать с яичной скорлупой.

6.Зажженную свечу или бумагу подержите внутри стакана, перевернутого вверх дном. Затем быстро поставьте стакан также вверх дном на поверхность надутого воздушного шарика. Опишите наблюдаемые явления.

Передача теплоты

  1. Насыпьте в бутылку с водой немного деревянных опилок ( можно манной крупы) и дайте частицам успокоиться. Поставьте бутылку на полотенце, смоченное кипятком. Понаблюдайте за поведением частиц и изобразите в разрезе бутылку с водой, показав стрелками направления перемещений частиц. Снимите бутылку с горячего полотенца и охладите сверху полотенцем, смоченного холодной водой. Как частицы движутся в этом случае? Дайте соответствующий рисунок.

  2. Возьмите два одинаковых стакана (или кружки) и налейте в один стакан до половины холодной воды, а в другой – горячей. Дополните стакан с горячей водой холодной водой, а стакан с холодной водой – горячей водой. Возьмите за нижние части один стакан в правую руку, а в другой – в левую. Какой стакан кажется горячее? Почему?

  3. Когда печь в доме протоплена ( пламени и дыма нет), а труба еще не закрыта. Наблюдайте за состоянием воздуха на трубой ( на фоне неба). Объясните замеченное (коротко опишите)

Теплопроводность твердых тел

  1. Все предметы в комнате нагреты до одной и той же температуры. Боритесь за различные предметы в комнате, например за деревянную часть двери одной рукой, а другой за металлическую ручку. Одинаковые ли тепловые ощущения испытывают руки? Почему? Запишите ряд домашних тел в порядке увеличения их теплопроводности.

  2. Сложите гвоздик или кусочек проволоки и спичку вместе, удерживая их двумя пальцами в горизонтальном положении так, чтобы один палец прижимался к спичке, а другой к гвоздю. Зажгите спичку и проследите ощущения теплоты, которые испытывают оба пальца . Одинаковые ли эти ощущения? Почему?

  3. Два кусочка железной и медной проволоки, равные по длине и толщине, скрученные между собой. Концы закручены так, чтобы металл прикасался к головкам спичек, укрепленных на этих концах. Скрученную часть можно положить на кружку, а сверху положить на эту часть груз так, чтобы установка была в горизонтальной плоскости. Нагревайте скрученную часть на пламени свечи или светильника. Какая из двух спичек вспыхнет раньше? Почему?

Лучеиспускание и лучепоглощение

  1. Возьмите две одинаковые бутылки, одну бутылку обернуть черной, а другую белой бумагой ( или покрасить). Опустите горлышком вниз обе бутылки в две пол – литровые стеклянные банки с водой и выставите их на подоконник так, чтобы лучи солнца освещали обе бутылки примерно одинаково. Понаблюдайте за вытеснением воздуха из горлышек бутылок. Почему это происходит? Из какой бутылки воздух вытесняется быстрее? Почему?

  2. Подержав эти бутылки на солнце 15 – 20 мин, поставьте их в тень. В какую бутылку зашло больше воды, когда бутылки охладились? Почему?

  3. Заполните те же бутылки горячей водой, прогрев предварительно каждую из них небольшой порцией горячей воды. Затем вылейте из бутылок воду и погрузите их горлышками вниз в две пол – литровые стеклянные банки с водой. В какую бутылку ( черную или белую) заходит воды больше при остывании бутылок?

Кипение

  1. Понаблюдайте за носиком чайника, в котором сильно кипит вода. Где начинается струя белого водяного тумана?

  2. Поместите над носиком чайника с кипящей водой массивный холодный металлический предмет, а под ним — тарелку или блюдечко. Откуда через некоторое время появляется в тарелке вода? Пощупайте рукой массивный предмет перед опытом и через некоторое время после начала опыта. Как изменяется температура этого тела? Почему?

Тепловая энергия

  1. Внесите в пламя свечи пластинку жести (концом) с положенной на неё спичкой. Что происходит со спичкой? Что является причиной этого?

  2. Надавите головкой спички на ту поверхность спичечной коробки, которую используют при зажигании. Чему будет равна работа вашей руки, если не учитывать прогиб коробки? Происходит ли загорание спички? Теперь, произведя давление головкой спички на поверхность спичечной коробки, переместите её вдоль поверхности. Что происходит с головкой спички? Что является причиной этого?

  3. Быстро передвигайте 5 рублевую монету по доске, сильно нажимая .Что происходит с монетой?

  4. Опрокиньте пустую бутылку и погрузите её горлышком в воду, налитую в банку. Заметьте через 5 -7 мин уровень воды в горлышке бутылки.

  5. Возьмите бутылку, обернув предварительно её горлышко сухим полотенцем, чтобы не нагревать стекло рукой, поставьте на край столы и, удерживая горлышко в левой руке, с силой натирайте поверхность бутылки правой рукой с помощью суконки ( старой варежки и т.д.) Какой вид энергии в какой другой вид энергии переходит при натирании бутылки?

  6. После продолжительного натирания поверхности бутылки (3 -4 мин.) опрокиньте бутылку и погрузите её горлышко в воду. Через 5 – 7 мин. Заметьте уровень воды в горлышке бутылки. Чем объяснить, что в бутылку вошло разное количество воды в обоих случаях? Какой вид энергии в какой другой вид энергии переходит при натирании бутылки?

Инерция.

  1. Положи на тарелку сырое яйцо и крутани его так, чтобы оно завертелось. Когда яйцо вращается, жидкий желток у него внутри тоже вращается. Останови яйцо рукой и тут же отпусти его – вращение будет продолжаться. Почему?

  2. Вертящаяся спираль.

Из очень тонкой проволоки сверни небольшую спираль, слегка смажь её маслом и положи на воду с помощью вилки. Набери несколько капель мыльного раствора в пипетку. Урони капельку раствора в центр спирали. Почему спираль приходит в движение?

Газы.

Налейте уксус в бутылку ( соблюдая технику безопасности) с таким расчетом, чтобы его высота составила примерно 5см. Насыпь в шарик немного пищевой соды (это удобно сделать через воронку). Натяни нижнюю часть шарика на горлышко бутылки и потряси его, чтобы сода высыпалась в бутылку. При соединении соды и уксуса выделится углекислый газ. Он заполнит бутылку и надует шарик.

Модель реактивного самолета

Изготовить из яичной скорлупы. Сделать небольшое отверстие в яйце, выдуть содержимое яйца. Налить немного воды в яйцо. Закрепить тонкой проволокой и подвесить на нити. Снизу подводим зажженную свечу. Вода в яйце закипает, пар выходит из отверстия и по закону сохранения импульса яйцо движется.

Реактивная турбина

Изготовить реактивную турбину из жестяной баночки или из яичной скорлупы. В яичной скорлупе сделать несколько боковых отверстий. Закрепить проволокой и подвесить на нити. Немного налить в скорлупу воды. Подогревая свечей снизу. Вода закипает. Пар выходит из отверстий, «турбина вращается»

Модель вулкана

Насыпь 2 чайные ложки пищевой соды в небольшую стеклянную банку. Обмажь банку мягкой глиной или пластилином так, чтобы получилась модель вулкана. Налей в банку 100мл уксуса и понаблюдай за тем, как будет извергаться «вулкан» Можно добавить пищевые красители, тогда « лава» получится разноцветной.

Первоначальные сведения об электричестве.

  1. Возьмите чистую и сухую расческу, расчешите чистые и сухие волосы и докажите, что гребенка наэлектризовалась. Для этого обнаружьте действие этой гребенки ( её электрических зарядов) на различные тела: на бумажки, цепочку, кусочек проволоки, и т. д, подвешенные на нити.

  2. Наэлектризуйте сухую чистую бутылку, для чего потрите её газетой. Обнаружьте её действие, как и в первом опыте.

  3. Возьмите линейку, гребенку или авторучку из пластмассы, проведите несколько раз по шерстяному одеялу или по шерстяной одежде и поднесите к оконным занавескам, к висящей на гвозде газете, к листу комнатного растения и т. д. Что вы наблюдаете? Почему?

Звук

  1. Натяните между ножками стула или двумя гвоздями на стене тонкую стальную проволочку (струну) и заставьте её звучать. Поднесите к колеблющейся струне иголку на нитке. Что происходит с иголкой? Почему? Поднесите к колеблющейся струне пустую бутылку, кружку или другой пустой сосуд. Какое явление наблюдается.

  2. Приложите к горлу палец и протяжно произнесите букву «Р». Что вы ощущаете?

  3. Заставьте звучать стакан или кружку , ударяя по ним карандашом. Поднесите в этот момент бусинку или другое легкое тело на нитке. Что происходит с бусинкой?

  4. Возьмите расческу и проведите по её зубцам листком картона или толстой бумаги. Почему происходит звук?

Литература.

  1. Ваганова.В. И, А.Д.Елизов. Домашний эксперимент по физике в 9-11 классах.

  2. Гальперштейн.Л Забавная физика. М. Детская литература.1993г.

  3. Громов.С.В, Н.А. Родина. Физика7-9.М. Просвещение.

  4. Перельман. Я.И Занимательная физика. Книга 1-2.М.Домодедово.1994

  5. Пинский. А.А, В.Г. Разумовский. Физика и астрономия. 7-9, М. Просвещение.

  6. Туркина.Г.Ф Простые опыты с пластиковыми бутылками. Физика. Первое сентября №1 2002г

  7. Юров. С.И. Домашние экспериментальные работы учащихся по физике. М. Учпедгиз, 1954г

  8. Юров. С.И. Домашние опыты по физике в старших классах. Физика в школе №4 1988г

  9. Юров. С.И. Домашние опыты по физике. Физика в школе №1 1981г

Опыты и эксперименты по физике (7 класс) на тему: Экспериментируем в домашних условиях

Домашние экспериментальные задания

7 класс

Задание 1.

Возьмите длинную тяжелую книгу, перевяжите ее тонкой ниткой и

прикрепите к нитке резиновую нить длиной 20 см.

Положите книгу на стол и очень медленно начинайте тянуть за конец

резиновой нити. Попытайтесь измерить длину растянувшейся резиновой нити в

момент начала скольжения книги.

Измерьте длину растянувшейся нитки при равномерном движении книги.

Положите под книгу две тонкие цилиндрические ручки (или два

цилиндрических карандаша) и так же тяните за конец нити. Измерьте длину

растянувшейся нити при равномерном движении книги на катках.

Сравните три полученных результата и сделайте выводы.

Примечание. Следующее задание является разновидностью предыдущего. Оно

так же направлено на сравнение трения покоя, трения скольжения и трения

качения.

Задание 2.

Положите на книгу шестигранный карандаш параллельно ее корешку.

Медленно поднимайте верхний край книги до тех пор, пока карандаш не начнет

скользить вниз. Чуть уменьшите наклон книги и закрепите ее в таком

положении, подложив под нее что-нибудь. Теперь карандаш, если его снова

положить на книгу, съезжать не будет. Его удерживает на месте сила трения —

сила трения покоя. Но стоит эту силу чуть ослабить — а для этого достаточно

щелкнуть пальцем по книге, — и карандаш поползет вниз, пока не упадет на

стол. (Тот же опыт можно проделать, например, с пеналом, спичечным

коробком, ластиком и т.п.)

Подумайте, почему гвоздь легче вытащить из доски, если вращать его

вокруг оси?

Чтобы толстую книгу передвинуть по столу одним пальцем, надо приложить

некоторое усилие. А если под книгу положить два круглых карандаша или

ручки, которые будут в данном случае роликовыми подшипниками, книга легко

передвинется от слабого толчка мизинцем.

Проделайте опыты и сделайте сравнение силы трения покоя, силы трения

скольжения и силы трения качения.

Задание 3.

На этом опыте можно наблюдать сразу два явления: инерцию, опыты с

которой будут описаны дальше, и трение.

Возьмите два яйца: одно сырое, а другое сваренное вкрутую. Закрутите

оба яйца на большой тарелке. Вы видите, что вареное яйцо ведет себя иначе,

чем сырое: оно вращается значительно быстрее.

В вареном яйце белок и желток жестко связаны со своей скорлупой и

между собой т.к. находятся в твердом состоянии. А когда мы раскручиваем

сырое яйцо, то мы раскручиваем сначала лишь скорлупу, только потом, за счет

трения, слой за слоем вращение передается белку и желтку. Таким образом,

жидкие белок и желток своим трением между слоями тормозят  вращение

скорлупы.

Примечание. Вместо сырого и вареного яиц можно закрутить две кастрюли,

в одной изкоторых вода, а в другой находится столько же по объему крупы.

Центр тяжести.    Задание 1.

Возьмите два граненых карандаша и держите их перед собой параллельно,

положив на них линейку. Начните сближать карандаши. Сближение будет

происходить поочередными движениями: то один карандаш движется, тот другой.

Даже если вы захотите вмешаться в их движение, у вас ничего не получится.

Они все равно будут двигаться по очереди.

Как только на одном карандаше давление стало больше и трение настолько

возросло, что карандаш дальше двигаться не может, он останавливается. Зато

второй карандаш может теперь двигаться под линейкой. Но через некоторое

время давление и над ним становится больше, чем над первым карандашом, и из-

за увеличения трения он останавливается. А теперь может двигаться первый

карандаш. Так, двигаясь по очереди, карандаши встретятся на самой середине

линейки у ее центра тяжести. В этом легко убедится по делениям линейки.

Этот опыт можно проделать и с палкой, держа ее на вытянутых пальцах.

Сдвигая пальцы, вы заметите, что они, тоже двигаясь поочередно, встретятся

под самой серединой палки. Правда, это лишь частный случай. Попробуйте

проделать то же самое с обычной половой щеткой, лопатой или граблями. Вы

увидите, что пальцы встретятся не на середине палки. Попытайтесь объяснить,

почему так происходит.

Задание 2.

Это старинный, очень наглядный опыт. Перочинный нож (складной) у вас,

наверное, карандаш тоже. Заточите карандаш, чтобы у него был острый конец,

и немного выше конца воткните полураскрытый перочинный нож. Поставьте

острие карандаша на указательный палец. Найдите такое положение

полураскрытого ножа на карандаше, при котором карандаш будет стоять на

пальце, слегка покачиваясь.

Теперь вопрос: где находится центр тяжести карандаша и перочинного

ножа?

Задание 3.

Определите положение центра тяжести спички с головкой и без головки.

Поставьте на стол спичечный коробок на длинную узкую его грань и

положите на коробок спичку без головки. Эта спичка будет служить опорой для

другой спички. Возьмите спичку с головкой и уравновесьте ее на опоре так,

чтобы она лежала горизонтально. Ручкой отметьте положение центра тяжести

спички с головкой.

Соскоблите головку со спички и положите спичку на опору так, чтобы

отмеченная вами чернильная точка лежала на опоре. Это теперь вам не

удастся: спичка не будет лежать горизонтально, так как центр тяжести спички

переместился. Определите положение нового центра тяжести и заметьте, в

какую сторону он переместился. Отметьте ручкой центр тяжести спички без

головки.

Спичку с двумя точками принесите в класс.

Задание 4.

Определите положение центра тяжести плоской фигуры.

Вырежьте из картона фигуру произвольной (какой-либо причудливой) формы

и проколите в разных произвольных местах несколько отверстий (лучше, если

они будут расположены ближе к краям фигуры, это увеличит точность). Вбейте

в вертикальную стену или стойку маленький гвоздик без шляпки или иглу и

повесьте на него фигуру через любое отверстие. Обрати внимание: фигура

должна свободно качаться на гвоздике.

Возьмите отвес, состоящий из тонкой нити и груза, и перекиньте его

нить через гвоздик, чтобы он указывал вертикальное направление не

подвешенной фигуре. Отметьте на фигуре карандашом вертикальное направление

нити.

Снимите фигуру, повесьте ее за любое другое отверстие и снова при

помощи отвеса и карандаша отметьте на ней вертикальное направление нити.

Точка пересечения вертикальных линий укажет положение центра тяжести

данной фигуры.

Пропустите через найденный вами центр тяжести нить, на конце которой

сделан узелок, и подвесьте фигуру на этой нити. Фигура должна держаться

почти горизонтально. Чем точнее проделан опыт, тем горизонтальнее будет

держаться фигура.

Задание 5.

Определите центр тяжести обруча.

Возьмите небольшой обруч (например, пяльцы) или сделайте кольцо из

гибкого прутика, из узкой полоски фанеры или жесткого картона. Подвесьте

его на гвоздик и из точки привешивания опустите отвес. Когда нить отвеса

успокоится, отметьте на обруче точки ее прикосновения к обручу и между

этими точками натяните и закрепите кусок тонкой проволоки или лески

(натягивать надо достаточно сильно, но не настолько чтобы обруч менял свою

форму).

Подвесьте обруч на гвоздик за любую другую точку и проделайте то же

самое. Точка пересечения проволок или лесок и будет центром тяжести обруча.

Заметьте: центр тяжести обруча лежит вне вещества тела.

К месту пересечения проволок или лесок привяжите нить и подвесьте на

ней обруч. Обруч будет находится в безразличном равновесии, так как центр

тяжести обруча и точка его опоры (подвеса) совпадают.

Задание 6.

Вы знаете, что устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и

от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры,

тем тело устойчивее.

Помня это, возьмите брусок или пустой коробок от спичек и, ставя его

поочередно на бумагу в клеточку на самую широкую, на среднюю и на самую

меньшую грань, обводите каждый раз карандашом, чтобы получить три разных

площади опоры. Подсчитайте размеры каждой площади в квадратных сантиметрах

и проставьте их на бумаге.

Измерьте и запишите высоту положения центра тяжести коробка для всех

трех случаев (центр тяжести спичечного коробка лежит на пересечении

диагоналей). Сделайте вывод, при каком положении коробок является наиболее

устойчивым.

Задание 7.

Сядьте на стул. Ноги поставьте вертикально, не подсовывая их под

сиденье. Сидите совершенно прямо. Попробуйте встать, не нагибаясь вперед,

не вытягивая руки вперед и не сдвигая ноги под сиденье. У вас ничего не

получится — встать не удастся. Ваш центр тяжести, который находится где-то

в середине вашего тела, не даст вам встать.

Какое же условие надо выполнить, чтобы встать? Надо наклониться вперед

или поджать под сиденье ноги. Вставая, мы всегда проделываем и то и другое.

При этом вертикальная линия, проходящая через ваш центр тяжести, должна

обязательно пройти хотя бы через одну из ступней ваших ног или между ними.

Тогда равновесие вашего тела окажется достаточно устойчивым, вы легко

сможете встать.

Ну, а теперь попробуйте встать, взяв в руки гантели или утюг. Вытяните

руки вперед. Возможно, удастся встать, не наклоняясь и не подгибая ноги под

себя.

Инерция.  Задание 1.

Положите на стакан почтовую открытку, а на открытку положите монету

или шашку так, чтобы монета находилась над стаканом. Ударьте по открытке

щелчком. Открытка должна вылететь, а монета (шашка) упасть в стакан.

Задание 2.

Положите на стол двойной лист бумаги из тетради. На одну половину

листа положите стопку книг высотой не ниже 25см.

Слегка приподняв над уровнем стола вторую половину листа обеими

руками, стремительно дерните лист к себе. Лист должен освободиться из-под

книг, а книги должны остаться на месте.

Снова положите на лист книги и тяните его теперь очень медленно. Книги

будут двигаться вместе с листом.

Задание 3.

Возьмите молоток, привяжите к нему тонкую нить, но чтобы      она

выдерживала тяжесть молотка. Если одна нитка не выдерживает, возьмите две

нитки. Медленно поднимите молоток вверх за нитку. Молоток будет висеть на

нитке. А если вы захотите его снова поднять, но уже не медленно, а быстрым

рывком,  нитка оборвется (предусмотрите, чтобы молоток, падая, не разбил

ничего под собой). Инертность молотка настолько велика, что нитка не

выдержала. Молоток не успел быстро последовать за вашей рукой, остался на месте, и нить порвалась.

Задание 4.

Возьмите небольшой шарик из дерева, пластмассы или стекла. Сделайте из

плотной бумаги желобок, положите в него шарик. Быстро двигайте по столу

желобок, а затем внезапно его остановите. Шарик по инерции продолжит

движение и покатится, выскочив из желобка.

Проверьте, куда покатится шарик, если:

а) очень быстро потянуть желоб и резко остановить его;

б) тянуть желоб медленно и резко остановить.

Почему?

Задание 5.

Разрежьте яблоко пополам, но не до самого конца, и оставьте его висеть

на ноже.

Теперь ударьте тупой стороной ножа с висящим сверху на нем яблоком по

чему-нибудь твердому, например по молотку. Яблоко, продолжая движение по

инерции, окажется перерезанным и распадется на две половинки.

То же самое получается, когда колют дрова: если не удалось

расколоть чурбак, его обычно переворачивают и что есть сил, ударяют обухом

топора о твердую опору. Чурбак, продолжая двигаться по инерции,

насаживается глубже на топор и раскалывается надвое.

НИИ Эврика. Занимательные опыты по физике

Добрый день, гости сайта НИИ «Эврика»! Вы согласны, что знания, подкреплённые практикой, гораздо эффективнее теории?  Занимательные опыты по физике не только отлично развлекут, но и вызовут у ребёнка интерес к науке, а также останутся в памяти гораздо дольше, чем параграф учебника.

Чему опыты научат детей?

Мы предлагаем вашему вниманию 7 экспериментов с объяснением, которые обязательно вызовут вопрос у малыша «А почему?» В результате ребёнок узнает, что:

  • Смешивая 3 основных цвета: красный, жёлтый и синий, — можно получить дополнительные: зелёный, оранжевый и фиолетовый. Вы подумали о красках? Мы вам предлагаем другой, необычный способ удостовериться в этом.
  • Свет отражается от белой поверхности и превращается в тепло, если попадает на чёрный предмет. К чему это может привести? Давайте разберёмся.
  • Все предметы подвержены гравитации, то есть стремятся к состоянию покоя. На практике это выглядит фантастически.
  • У предметов есть центр массы. И что? Давайте научимся извлекать из этого пользу.
  • Магнит — невидимая, но мощная сила некоторых металлов, способная наделить вас способностями мага.
  • Статическое электричество может не только притягивать ваши волосы, но и сортировать мелкие частички.

Итак, давайте сделаем наших детей опытными!

1. Творим новый цвет

Этот эксперимент будет полезен для дошкольников и младших школьников. Для проведения опыта нам пригодятся:

  • фонарик;
  • красный, синий и жёлтый целлофан;
  • ленточка;
  • белая стена.

Опыт проводим около белой стены:

  • Берём фонарь, покрываем его сначала красным, а затем жёлтым целлофаном, после чего зажигаем свет. Смотрим на стену и видим оранжевое отражение.
  • Теперь убираем жёлтый целлофан и поверх красного надеваем синий пакет. Наша стена освещается фиолетовым цветом.
  • А если фонарь накрыть синим, а затем жёлтым целлофаном, то на стене мы увидим зелёное пятно.
  • Этот эксперимент можно продолжить и с другими цветами.
2. Чёрный цвет и солнечный луч: взрывоопасное сочетание

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • 1 прозрачный и 1 чёрный воздушный шарик;
  • лупа;
  • солнечный лучик.

Для этого опыта потребуется сноровка, но вы справитесь.

  • Сначала нужно надуть прозрачный воздушный шар. Держите его крепко, но не завязывайте кончик.
  • Теперь при помощи тупого конца карандаша протолкните чёрный воздушный шарик внутрь прозрачного до половины.
  • Надуйте чёрный шар внутри прозрачного, пока он не займёт примерно половину объёма.
  • Завяжите кончик чёрного шарика и протолкните его в середину прозрачного шара.
  • Прозрачный шарик надуйте ещё немного и завяжите конец.
  • Расположите лупу так, чтобы солнечный луч попал на чёрный шарик.
  • Через несколько минут чёрный шар лопнет внутри прозрачного.

Почему?

Расскажите малышу, что прозрачные материалы пропускают солнечный свет, поэтому мы видим улицу через окно. А чёрная поверхность, наоборот, поглощает световые лучи и превращает их в тепло. Именно поэтому в жару рекомендуют носить светлую одежду, чтобы избежать перегрева. Когда чёрный шарик нагрелся, он начал терять свою эластичность и под давлением внутреннего воздуха лопнул.

3. Ленивый мяч

Следующий опыт — настоящее шоу, но для его проведения нужно будет потренироваться. Школа даёт объяснение этому явлению в 7 классе, но на практике это можно сделать ещё в дошкольном возрасте. Подготовьте следующие предметы:

  • пластиковый стакан;
  • металлическое блюдо;
  • картонную втулку из-под туалетной бумаги;
  • теннисный мячик;
  • метр;
  • метла.

Как провести этот эксперимент?

  • Итак, установите стаканчик на краю стола.
  • Поставьте на стаканчик блюдо так, чтобы его край с одной стороны оказался над полом.
  • Основу рулона туалетной бумаги установите по центру блюда прямо над стаканом.
  • Сверху положите мяч.
  • Встаньте за полметра от конструкции с метлой в руке так, чтобы её прутья были загнуты к вашим стопам. Встаньте на них сверху.
  • Теперь оттяните метлу и резко отпустите.
  • Рукоятка ударит по блюду, и оно вместе с картонной втулкой улетит в сторону, а мячик упадёт в стакан.

Почему он не улетел вместе с остальными предметами?

Потому что, согласно закону инерции, предмет, на который не действуют другие силы, стремится остаться в покое. В нашем случае на мячик подействовала только сила притяжения к Земле, поэтому он и упал вниз.

4. Сырое или варёное?

Давайте познакомим ребёнка с центром массы. Для этого возьмём:

·      остывшее яйцо, сваренное вкрутую;

·      2 сырых яйца;

·      миску.

Предложите компании детей отличить варёное яйцо от сырого. При этом разбивать яйца нельзя. Скажите, что вы можете это сделать безошибочно.

  1. Раскрутите оба яйца на столе.
  2. Яйцо, которое вращается быстрее и с равномерной скоростью, — варёное.
  3. В подтверждение своих слов разбейте другое яйцо в миску.
  4. Возьмите второе сырое яйцо и бумажную салфетку.
  5. Попросите кого-то из зрителей сделать так, чтобы яйцо стояло на тупом конце. Никто не сможет так сделать, кроме вас, так как только вы знаете секрет.
  6. Просто энергично потрясите яйцо вверх-вниз полминуты, после чего без проблем установите его на салфетку.

Почему яйца ведут себя по-разному?

У них, как и у любого другого предмета, есть центр масс. То есть разные участки предмета могут весить не одинаково, но есть точка, которая делит его массу на равные части. У варёного яйца из-за более равномерной плотности центр масс при вращении остаётся на одном и том же месте, а у сырого яйца оно смещается вместе с желтком, что затрудняет его движение. У сырого яйца, которое потрясли, желток опускается к тупому концу и центр масс оказывается там же, поэтому его можно поставить.

5. «Золотая» середина

Предложите детям найти середину палки без линейки, а просто на глаз. Оцените результат при помощи линейки и скажите, что он не совсем верный. Теперь проделайте это сами. Лучше всего подойдёт ручка от швабры.

  • Поднимите палку до уровня талии.
  • Уложите её на 2 указательных пальца, держа их на расстоянии 60 см.
  • Сдвигайте пальцы ближе друг к другу и следите, чтобы палка не теряла равновесие.
  • Когда ваши пальцы сойдутся и палка будет располагаться параллельно полу, вы дошли до цели.
  • Положите палку на стол, держа палец на нужной отметке. Убедитесь при помощи линейки, что вы точно справились с заданием.

Расскажите ребёнку, что вы нашли не просто середину палки, а её центр масс. Если предмет симметричный, то он совпадёт с его серединой.

6. Невесомость в банке

Давайте заставим иголки зависнуть в воздухе. Для этого возьмём:

  • 2 нити по 30 см;
  • 2 иголки;
  • прозрачный скотч;
  • литровую банку и крышку;
  • линейку;
  • небольшой магнит.

Как провести опыт?

  • Вденьте нитки в иголки и завяжите концы двумя узелками.
  • Прикрепите узлы скотчем на дно банки, чтобы до её края оставалось около 2,5 см.
  • Изнутри крышки приклейте скотч в виде петли, липкой стороной наружу.
  • Положите крышку на стол и приклейте к петле магнит. Переверните банку и закрутите крышку. Иголки будут свисать и тянуться к магниту.
  • Когда вы перевернёте банку крышкой вверх, иголки всё равно будут тянуться к магниту. Возможно, придётся удлинить нитки, если магнит не удерживает иголки в вертикальном положении.
  • Теперь открутите крышку и положите её на стол. Вы готовы провести опыт перед зрителями. Как только вы закрутите крышку, иголки со дна банки устремятся вверх.

Расскажите ребёнку, что магнит притягивает железо, кобальт и никель, поэтому железные иголки подвержены его воздействию.

7. «+» и «-»: полезное притяжение

Ваш ребёнок наверняка замечал, как волосы магнитятся к некоторым тканям или расчёске. А вы рассказывали ему, что всему виной статическое электричество. Давайте проделаем опыт из этой же серии и покажем, к чему ещё может привести «дружба» отрицательных и положительных зарядов. Нам понадобятся:

  • бумажное полотенце;
  • 1 ч. л. соли и 1 ч. л. перца;
  • ложка;
  • воздушный шар;
  • шерстяная вещь.

Этапы эксперимента:

  • Положите на пол бумажное полотенце, высыпьте на него смесь соли и перца.
  • Спросите у ребёнка: как же теперь отделить соль от перца?
  • Надутый шарик потрите о шерстяную вещь.
  • Поднесите его к соли и перцу.
  • Соль останется на месте, а перец примагнитится к шарику.

Шарик после трения о шерсть приобретает отрицательный заряд, который притягивает к себе положительные ионы перца. Электроны соли не столь подвижны, поэтому они не реагируют на приближение шарика.

Опыты дома — это ценный жизненный опыт

Признайтесь, вам и самим было интересно наблюдать за происходящим, а ребёнку и подавно. Проделывая удивительные фокусы с самыми простыми веществами, вы научите малыша:

  • доверять вам;
  • видеть удивительное в обыденности;
  • увлекательно познавать законы окружающего мира;
  • развиваться разносторонне;
  • учиться с интересом и желанием.

Мы ещё раз напоминаем вам, что развивать ребёнка — это просто и для этого не нужно иметь много денег и времени. До скорых встреч!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *