ОГЭ. 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста. |
1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.
План.
- Личность, качества личности.
- Факторы, влияющие на развитие личности.
- Подростковый возраст: границы, особенности:
— анатомо-физиологическая перестройка организма,
— особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением.
Личность.
Личность – это человек как общественное существо, для которого характерны черты, сформированные в обществе.
Качества личности:
- наличие самосознания (самооценки, самоконтроля),
- автономность, которая проявляется в том, что человек способен в определённой степени быть независимым от общества, противопоставить себя ему, властвовать над собой,
- способность нести ответственность за свои действия,
- способность ставить цели и их осуществлять,
- обладание волей,
- контроль за действиями, поступками, словами,
- самостоятельность в поступках.
Факторы, влияющие на развитие личности:
- социальная среда, окружение,
- воспитание
- образование,
- самообразование и самовоспитание,
- пример ярких личностей из жизни и литературы.
Подростковый возраст.
Подростковый (средний школьный) возраст – это период, который обычно начинается с 11-12 и продолжается до 15 лет.
Особенности подросткового возраста.
1.Анатомо-физиологическая перестройка организма:
- интенсивное физическое и физиологическое развитие,
- более быстрый рост скелета по сравнению с развитием мышечной ткани, появление нескладности, непропорциональности, угловатости фигуры,
- серьезная гормональная перестройка, половое созревание, что вызывает резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность;
- возникновение трудностей в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга,
- значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли,
- повышенная утомляемость,
- раздражительность, неуравновешенность.
2.Особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением:
- переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
- ведущий вид деятельности – общение со сверстниками, переориентация общения с родителями и учителями на сверстников;
- конформизм поведения (от лат. подобный)- склонность к усвоению норм и ценностей, принятых в определённой группе, желание слиться с группой, подражательность, что рассматривается подростком как средство психологической защиты; подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе и в то же время стремится к лидерству; на первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении;
- огромное влияние на формирование подростков оказывают средства массовой информации;
- «чувство взрослости» — отношение подростка к себе как к взрослому человеку, стремление к самостоятельности, к ограждению от опеки взрослых, потребность в самоутверждении, развитие самосознания, волевых качеств, критичность мышления, склонность к анализу своих мыслей и поступков, колебания, раздумья; стремление получить статус взрослых и взрослые возможности, но в то же время нежелание возложить на себя ответственность взрослых, избегание этого;
- внутренний кризис самооценки подростка, возникающий в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой;
- происходит становление мировоззрения молодого человека; это сложный процесс, иногда он проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм; несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;
- в результате полового созревания появление повышенного интереса к противоположному полу, появление чувства влюблённости;
- возможно появление тревоги, агрессии и проблемного поведения, что может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми;
- склонность к риску и агрессия как приемы самоутверждения, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников;
- в учебной и познавательной деятельности – развитие теоретического мышления, творческих потребностей, расширение способностей самостоятельно справляться со школьной программой; в то же время наличие трудностей с учёбой, которая отходит на второй план;
- рост критичности мышления, когда подросток уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований;
- активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Подростковый возраст и его особенности
Подростковый возраст и его особенности
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.
Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.
Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Существуют следующие виды акцентуаций: циклоидный, гипертивный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, демонстративный, неустойивый, конформный.
В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».
Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.
В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.
Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом». Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы..
Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо.
Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из – за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.
Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.
Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.
Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость.
Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т.д.).
Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.
Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. Меньше всего (15%) подростки занимаются изучением истории, математики и искусства, кино- и фотолюбительством.
На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. 27% подростков не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, т. е. имеющих другие интересы.
Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.
К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.
Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Только 15 % родителей написали, что знают о своём ребёнке всё. Лишь 6% родителей поощряют занятия своих детей в кружках, секциях, клубах, 3% знакомят детей, по их мнению, с интересными ребятами.
Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» — постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Пути решения проблемы
Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием.
Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.
Рекомендации для родителей
- Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
- Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.
- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
- Научите преодолевать трудности.
- Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки.
- Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.
- Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
- Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию.
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
- Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
- Советуйте следить за своей внешностью.
- Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
- Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.
- Помните: недоверие оскорбляет!
- Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.
- Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!
Анкета «Хорошие ли вы родители?»
На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчет результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать — это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1 Основные психологические особенности подростков
Подростковый возраст — это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным — стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым — стал самостоятельным и решительным и т.д.
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста — это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоциональном — чувствительные изменения.
Второй момент — окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [4].
Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст — самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.
Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка — открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. «Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда — растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества» [3].
Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.
«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми» [3].
Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Подросток попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.
Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту — это большое значение, которое подростки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности — умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.
С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых — учеба, спорт, какие-то любительские занятия — может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т.д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.
Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.
Таким образом, говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.
15. Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе
Выготский различал 3 типа созревания: органический, половой, социальный. Подход к подростковому возрасту как к историческому образованию (особенности протекания и продолжительности зависят от развития общества), причем структура потребностей и интересов определяется социально-классовой принадлежностью подростка. Проблема интересов (ключ ко всей проблеме психологии развития подростков) – они оказывают влияние, систематизируют все психологические функции. Новые интересы развиваются на новой биологической основе.
Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Важнейшее интеллектуальное приобретение – умение оперировать гипотезами, а также дедукция и индукция. Развитие самосознания находит выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труд. Активно совершенствуется самоконтроль: вначале – контроль по результату, затем способность выбрать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Происходит перестройка памяти (преобладание логической над механической). Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание – восстановление материала по этим отношениям (вспоминать – значит мыслить). Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности (умение вступать в контакт, расположение и взаимопонимание).
Развитие мышления – овладение процессом образования понятий, воображение «уходит» в сферу фантазий, развитие рефлексии. Склонность к экспериментированию, т.е. нежелание принимать все на веру. Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения.
Эльконин: связь с предыдущими новообразованиями (направленность на мир, направленность на самого себя). Особенности развития: трудности в отношении со взрослыми (негативизм, упрямство, доминанта вне школы), поиски друга, кто может понять, ведение дневника (выражение интимных переживаний, сомнений, наблюдений). Главный вопрос: Кто я? Нет больше разницы со взрослыми, требование таких же прав, чувство взрослости (потребность в признании взрослости со стороны окружающих).
Виды взрослости (Драгунова):
Подражание внешним признакам взрослости (курение, одежда, развлечения).
Равнение подростков на «качества настоящего мужчины» (сила, мужество, воля).
Социальная зрелость (сотрудничество ребенка и взрослых, овладение ЗУН).
Интеллектуальная взрослость (стремление что-то сделать и уметь по настоящему→развитие познавательной деятельности вне школьной программы, самообразование).
Ведущий тип деятельности – общение со сверстниками (усвоение социальных норм, поведения). В общении формируется самосознание, социальное самосознание.
Самоопределение (Божович) характеризуется осознанием себя членом общества и конкретизуется в новой общественно значимой позиции, возникает в конце учебы в школе, оно основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях, учитывая свои возможности и внешние обстоятельства, опирается на мировоззрение и связано с выбором профессии.
Подростковый период можно разделить на 3 этапа:
1. Младший подростковый возраст (10-12 лет)
2. Подростковый возраст (13-15 лет)
3. Юношеский возраст (16-18 лет)
Особенности младшего подросткового возраста (10 -13 лет)
Первый кризис возникающий в младшем подростковом возрасте – физический кризис. В чем он проявляется?
•Ускоряется рост конечностей в длину. Сначала руки, потом ноги. Дети становятся долговязыми;
•Отставание темпов роста туловища и, как следствие этого, замедление роста сердца и легких, т.е. наблюдается кислородное голодание интенсивно растущих мышц и головного мозга. Из-за этого появляется снижение двигательной (игровой) активности. Ребята становятся менее выносливыми, возрастает утомляемость. Именно в этот период ребятам особенно необходим щадящий режим. Нужно следить за тем, чтобы они больше бывали на свежем воздухе, необходимо соблюдение режима дня.
•Ослабляется зрение.
•В этот период идет бурный рост скелета и конечностей и, как следствие этого нарушение осанки (50% учащихся), нарушение координации движений (угловатость).
•В младшем подростковом возрасте начинается половое созревание ребенка (12-14 лет), т.е. активизируется работа щитовидной железы. Следовательно, ребята становятся раздражительными или как мы говорим, трудновоспитуемыми.
Очень различно психическое развитие мальчиков и девочек, так как активизируется полоролевая идентификация. Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я», т.е. представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».
Мальчиков больше волнует проблема мускулицизма. Они выделяют физическую силу, строго следуют своему эталону, подражают взрослым. Однако при этом снимаются чисто внешние характеристики, идет подражание ярким, выделяющимся чертам: манере поведения, манере говорить, ходить, курить и т.д.
Девочек больше волнует эмоциональный фон, и она расскажет какие-то свои тайны далеко не каждому, а лишь тому, кто создаст этот эмоциональный фон. Девочек начинает волновать внешность, формы ее тела, наряды. На рисунке основная часть времени уделяется рисованию лица (или своего, или мамы), но очень детально и тщательно. Здесь тоже идет простое подражание миру взрослых. Девочки просто копируют мать, которая уделяет больше времени по уходу за своим лицом, нежели отец.
Личностный кризис
В период младшего подросткового возраста складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений. Стремительного наращивания знаний, умений, становления своего «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта. Этот возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.
В младшем подростковом возрасте велика потребность в общении в достойном положении в классе.
Самое неприятное для ребят – это когда происходят драки, когда тебя бьют, и когда за невыученный урок ставят «двойку». Таким образом, неприятно все то, что унижает ребенка, то, что подрывает его авторитет среди одноклассников. Неприятно то, когда он оказывается хуже других, когда посягают на его «Я», на его личность.
Поведение педагога можно условно разделить на НЕЛЬЗЯ и НАДО:
1. НЕЛЬЗЯ проявлять неуважение к личности ребенка, а НАДО постараться создать атмосферу покоя и доверительного общения. При этом необходимо всегда помнить о гетерохронности (неравномерности) развития ребенка, а все это требует индивидуального подхода к каждому.
2. Нельзя отчитывать, ругать, поучать в присутствии сверстников, высмеивать. А так как они уже «взрослые» — ребята не хотят, чтобы им сочувствовали, чтобы не принуждали к откровенности. Младшие подростки избавляются от всего сугубо детского и поэтому относятся негативно к нашим попыткам их опекать и вторгаться на их территорию. Появляется отвращение к необоснованным запретам, поэтому лучше не запрещать, а просто объяснить почему нельзя, и лучше всего не отбирать их право на собственный опыт.
3. Характерно для младших подростков и то, что у них отсутствует авторитет возраста. Они очень критичны к взрослым. В этом возрасте своеобразное видение мира: ребята очень хорошо замечают и ценят человеческие качества и они сильно подвержены первому впечатлению.
И в то же время совсем не критичны к себе (не сформирована рефлексия).
Ярко выраженная критичность, негативизм, стремление к эмансипации, невосприимчивость к наставлениям старших у младшего подростков – ни что иное как форма самоутверждения они поэтому и любят, когда их хвалят, так как похвала придает им уверенности в себе, в своем «Я».
Педагогу надо уметь снять дистанцию в отношениях, надо прививать навыки общения – диалога.
Очень много противоположностей в развитии младшего подростка, но их необходимо учитывать.
1. Потому что именно в этом возрасте огромные ожидания в будущем, но вместе с тем малый жизненный опыт.
2. Завышенная самооценка вместе с легкой ранимостью, так как нет еще адаптации к неудачам, положению худшего, поэтому им необходима поддержка их самостоятельности и самооценки естественно только в реальных границах.
3. Ребенок стремиться к автономии и все же у него все еще большая потребность в неавторитетном советчике, т.е. педагог должен пристроиться рядом с ребенком. Надо всегда помнить, что ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы взрослые, должны его в чем-то поддержать, в чем-то помочь, что-то исправить, это значительно труднее – заставить додумать и оценивать уже не ученика, а свои собственные действия и мысли по отношению к нему.
4. Особенности развития познавательных способностей часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личного смысла, которое имеет обучение подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося.
Особенности подросткового возраста (13-15 лет).
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от вспыльчивости до депрессии). Наиболее бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность. Неустойчивость может смениться безразличием, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.
Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Особенности юношеского возраста (16-18 лет)
Основные физиологические характеристики юношеского возраста: • завершается физическое развитие организма,• заканчивается половое созревание,• замедляется темп роста тела,• заметно нарастает мышечная сила и работоспособность,• заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.• это период относительно спокойного развития.• готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам.
Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом проявляется самостоятельность старшеклассников.
Если подростки проявляют самостоятельность в делах и поступках, то старшие школьники считают проявлением самостоятельности собственные взгляды, оценки, мнение.
Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира.
Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Эмоции становятся состоянием собственного «Я».
Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.
Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность у них значительно выше, чем в других возрастах. В юности возникает много проблем, которые со сверстниками решить невозможно. Им не хватает жизненного опыта. И тогда на помощь приходят взрослые. Но старшие школьники не всегда готовы выполнять их советы и рекомендации.
Возрастная динамика процесса общения:
Старшие школьники ставят на первое место потребность в общении со взрослыми.
Потребность в общении со сверстниками так же имеет большое значение. С ними они проводят свой досуг, делятся своими мыслями.
Таким образом, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию — основные новообразования в личности старшего школьника.
Дружба в юношеском возрасте
Потребность в общении, втором «Я», вероятно, самая важная потребность в ранней юности, «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, — это не любовь, а дружба», — писал Ж.Ж. Руссо. Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая любовь. В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого и себя другими, потребность в самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков и резко усиливается в юношеском возрасте.
В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании (в отличие от подростковой, где основными являются потребность во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда). К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Желание иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже.
Для юности типична идеализация друзей и самой дружбы. В юности дружба занимает первое место в ряду других межличностных отношений, опережая по степени психологической близости отношения с родителями. Друг является единственным человеком, от которого юноша ждет оценок более высоких, чем его собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одна из главных функций юношеской дружбы — поддержание самоуважения личности.
Для юноши-старшеклассника важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. У девушек этот тип общения позади – в качестве идеального друга они чаще выбирают юношу, причем более старшего возраста.
Перед старшим школьником встает задача самоопределения, выбора жизненного пути. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. В связи с этим, ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение (учебно-профессиональная).
Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Развитие познавательных интересов стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего школьного возраста учащиеся овладевают памятью, восприятием, воображением, вниманием и подчиняют их определенным задачам деятельности.
Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется (по сравнению с подростковым возрастом):
— более высоким уровнем обобщения и абстрагирования — нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, — умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, — делать глубокие выводы и обобщения, — связывать изучаемое в систему.
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.
Подросток начинает быстро расти
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека.
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно па них.
Становление личности. Личность – результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определенную картину мира и человека.
Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. (У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всем его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.
Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.
Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений).
Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе. Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но именно богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззрений, обогащает общество, дает возможности формированию личности, ее неповторимого внутреннего мира.
Как же проходит становление личности? Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.
Первая фаза адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление) состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.)
Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. Третья фаза — интеграция (от лат. tntegratip — восстановление). Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.
Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.
Среди агентов социализации принятого выделять ближайшее окружение человека — семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди определенным образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей.
К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека — организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации
Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.
Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка.
Реферат по учебной дисциплине «Психология»
на тему: «Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка».
План
1. Введение.
2. Социальная ситуация развития.
3. Физиологические и психологические изменения подростка.
4. Кризис подросткового возраста.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1. Введение.
Развитие человека в период с 11 до 15 лет называют подростковым периодом, при котором отмечается сильный подъем жизнедеятельности, значительное перестроение организма. В данном возрасте происходит интенсивное формирование личности, энергичный рост интеллектуальных и моральных сил, физическое созревание человека.
Подростковый возраст — это переходный возраст, ему характерен переход от состояния детства к взрослой жизни, от незрелого возраста к зрелому. Подросток — это уже не ребенок, но еще не является взрослым человеком. Данное развитие длится до шестнадцатилетнего возраста и завершается превращением подростка в девушку или юношу.
К этому возрасту подросток созревает в половом отношении, однако его духовное и физическое развитие далеко от завершения, созревание духовное и физическое наступает позже на четыре года.
В подростковый период ломается многое, являющееся у подростка уже сложившимся, привычным. Данное явление затрагивает практически все стороны его жизнедеятельности. Особо заметны изменения характера учебной деятельности — начинается систематическое усвоение основ наук, что приводит к перестройке мышления и изменению привычных форм работы, иной организации приемов запоминания, внимания. Наблюдается перемена и в отношении к окружающей действительности — подросток уже не ребенок, потому требует к себе иного отношения.
Отечественные психологи считают, что развитие интеллектуальной сферы — это не «саморазвитие», а следствие воспитания и обучения, специально организованного опыта, который учитывает возрастные возможности учащегося.
Обучение, воспитание, соответствующая деятельность, опыт направляют и стимулируют психическое развитие. Лишь при соответствующих условиях и правильном воспитании будет происходить нормальное развитие подростка.
Следствием этого является теория о том, что у понятия возраста, его особенностей нет безусловного значения, а, потому, у подросткового возраста также отсутствуют точные, определенные границы, потому как он весьма зависим от определенных условий жизнедеятельности, бывающие значительно различны.
Возрасту более определенно соответствуют возрастные изменения в организме — вес, рост, состояние желез внутренней секреции. При характерности возрастных особенностей психики отмечается довольно широкая изменчивость — разнообразные индивидуальные варианты определенных условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания школьника.
2. Социальная ситуация развития.
Период подросткового возраста — это переходный и критический период развития человека. В данном возрасте происходят изменения социальной ситуации развития подростков — стремление присоединиться к миру взрослых, ориентирование поведения на ценности и нормы этого мира. В следствии этого, для подростка характерно проявление чувства «взрослости», также развитие самооценки и самосознания, интереса к собственным способностям и возможностям, к себе как к личности.
Особое значение физического развития подростка являет собой половое созревание, оказывающее на работу внутренних органов значимое влияние. Появляется половое влечение, зачастую неосознанное, и обусловленные им новые мысли, влечения, переживания.
Чувство взрослости проявляется как личностное переживание готовности учащегося стать полноправным членом взрослого коллектива, проявляющееся в желании показать собственную «взрослость», самостоятельность, добиваться уважения старшими достоинства личности подростка, чтобы те учитывали его мнение. Переоценка возросших собственных возможностей подростками детерминирует их готовность к самостоятельности и независимости, болезненную обидчивость и самолюбие, повышено-критичное отношение к старшим.
Следовательно, социальная ситуация развития определяет кризис и переходность подросткового периода. Его характерность проявления и протекания детерминируются определенными социальными факторами жизни подростков, их развития, общественным положением во взрослом мире.
По мнению К. Левина, причинами конфликтного типа подросткового развития является их «переходное» общественное положение. Он считал, что в обществе современного мира существуют отдельные самостоятельные группы детей и взрослых, каждая имеет преимущества, которых у другой нет. Особенность положения подростка — его существование меж данными группами: он не имеет желания принадлежать к детской группе, а проявляет рвение перейти во взрослую группу, но в нее его еще не принимают. Левин видел в таком положении неприкаянности источник специфичности особенностей подростка — чем больше разрыв меж этими группами и длиннее период неустроенности подростка, тем сложнее осуществляется протекание подросткового периода.
По мнению Л.С. Выготского, кризис переходного возраста имеет связь с двумя обстоятельствами: формирование новообразования в подростковом сознании и перестроение отношений меж средой и ребенком, составляющей основное значение кризиса. Характерностями социальной ситуации развития, индивидуальным положением подростка сообразно взрослому миру и индивидуальной особенностью взросления на данном этапе объясняют «кризис» и «переходность» подросткового возраста.
В ходе взросления подростковый возраст является значимой ступенью в общем ходе формирования личности — на основании особо нового состава деятельности, структуры и характера ребенка образовываются основы сознательного поведения, обрисовывается общее направление в формировании социальных установок и нравственных представлений.
Подростковый возраст является переходным главным образом в биологическом значении. Подростковый социальный статус не имеет практически никакого отличия от детского статуса. Все подростки — это школьники, находящиеся на содержании государства или родителей. Ведущей деятельностью подростков является учеба.
Продолжительность подросткового периода зачастую обусловлено конкретными условиями воспитания детей, величиной разрыва в требованиях и нормах, которые предъявляются к старшему и ребенку — от старшего требуются самостоятельность и инициатива, от ребенка — послушание. Подростка всяким образом избавляют от вопросов пола — во взрослой жизни отношения полов имеют важное значение.
Период переходного возраста всегда считали критическим вследствие всеобъемлющих личностных изменений. Варьирования личности детерминированы особой социальной ситуацией в подростковом возрасте, половым созреванием подростка.
Как считают отечественные психологи, самые важные личностные изменения подростка детерминируется социальными факторами.
В частности, Л.С. Выготский осуществил подход к подростковому возрасту как к образованию историческому. П.П. Блонский придерживался его мнения и также считал, что продолжительность и характерность протекания подросткового периода, в соответствии с уровнем общественного развития, в заметной степени варьируют.
Л.С. Выготский считал, что подростковый возраст является одним из самых изменчивых и неустойчивых периодов, отсутствующий у диких людей, и при неблагополучных условиях несколько сокращается, зачастую составляя едва приметную полоску меж исходом полового созревания и установлением конечной социальной зрелости.
По мнению И.С. Кона и Д.И. Фельдштейна, осознание, оценка собственных личных качеств, удовлетворение свойственного ему стремления к самоусовершенствованию подросток осуществляет в системе взаимодействия с окружающими. Собственно, восприятие самого мира осуществляется посредством взрослых — подросток ожидает от них доверия, понимания.
В ситуации, когда старшие не берут во внимание то, что подросток уже не является маленьким ребенком, наблюдается возникновение с его стороны разнообразных форм протеста и обид — непослушание, грубость, упрямство, негативизм, замкнутость.
Вместе с тем, своеволие, непослушание, упрямство, негативизм никоим образом не являют собой обязательные черты подросткового характера. Единственно, как результат неверного подхода к подростку, когда не учтены его психологические особенности, как результат просчетов воспитания иногда наблюдается возникновение кризисов и конфликтов, вовсе не являющиеся неизбежными и роковыми. В частности, игнорирование и непонимание старшими истинных мотивов подросткового поведения, проявление реакции только на внешний итог деятельности подростка или, хуже, приписывание подростку мотивов, которые не соответствуют действительности, приводят его к внутренней оппозиции воспитательным воздействиям.
Существует ошибочное мнение, что подросток — это маленький ребенок, который не способен проявлять собственную инициативу, что приводит его к обусловленному положению, лишает возможности совместной деятельности. Большая часть жизни подростка неотъемлема от учебы, потому как подросток — бессменно учащийся. Вместе с тем, он проявляет готовность занять конкретное место в обществе, что предполагает его участие в многоплановой полезной общественной деятельности.
В своих трудах Д.И. Фельдштейн представил систему взглядов, которые способствуют становлению целостной картины значимых аспектов подросткового развития. В период подросткового возраста ребенок переходит на важно новую социальную позицию — формирование его осознанного отношения к себе как к единице общества. Таким образом, от вариативности протекания социальной ориентации в данный период, многое зависит при формировании человеческих социальных установок. Такое обстоятельство ставит на передний план разработку психологических основ воспитательных воздействий, которые направленны на личностное развитие человека.
3. Физиологические и психологические изменения подростка.
В период 12-14 лет наблюдается активный рост ребенка — за год рост некоторых детей увеличивается на 3-7 см., это сложное испытание для детского организма. Более активный рост отмечается у трубчатых костей, формируется грудная клетка, руки, ноги, подросток становится непропорциональным, возможно нарушение координации движений.
Кроме роста скелета перестраивается работа и внутренних органов — увеличение темпа роста мышечной системы, изменение деятельности гипофиза, ускорение обмена веществ. Наибольшую активность в работе проявляют щитовидная и половые железы. Увеличивается объем легких, растет сердце.
Половые гормоны проявляют свою максимальную активность, вследствие чего у подростков акцентируются вторичные половые признаки — у мальчиков наблюдается мутация голоса, появление кадыка, рост волос на лице, теле, возникновение поллюций; у девочек — увеличение груди, появление менструации. Гормоны вызывают первые сексуальные желания, для ребенка безусловно новые ощущения, ему трудно контролировать себя, адекватно воспринимать свои действия.
По причине данных важнейших физиологических варьирований у подростка возможно возникновение проблем со здоровьем — повышенная утомляемость, частые головные боли, сложности с аппетитом, бессонница, отсутствие концентрации, снижение внимательности, нестабильное артериальное давление — это только типовой список возможных жалоб, обязывающие родителей обратить свое внимание.
Период подросткового возраста, по численности физиологических и гормональных изменений, очень схож с беременностью. Детский организм также в полной мере изменяется, как организм женщины при готовности стать матерью, однако, данный процесс при беременности во временных сроках более сокращен. Бесследно данные физиологические варьирования не могут произойти и для детской психики, так как вс
Особенности подросткового возраста 2 (стр. 1 из 5)
Содержание:
I. Введение.
II. Основная часть. Особенности подросткового возраста.
Глава 1. Психофизиологические особенности подросткового возраста.
1.1. Развитие мышления в переходном возрасте.
1.2. Самосознание.
Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста.
2.1. Чувство взрослости.
2.2. Положение в семье и отношения с родителями.
Глава 3. Особенности поведения подростков.
3.1. Особенности поведения подростков.
3.2. Общение подростков.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
I. Введение.
Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Актуальность этой темы в том, что подростковый возраст – самый трудным из возрастов человека, второе рождение, этот период можно сравнить с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований. Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами — формируются личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
В центре внимания данной темы — подростки, которые образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.
Главной целью реферата является изучения подросткового периода возраста, как перехода от детства к взрослости.
В своей работе я ставлю задачи – рассмотреть развитие личности в условиях изменения общественного окружения, отношений, полового созревания, перестройки организма.
Глава 1. Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Подростковый период – это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец. Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер.
В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения:
— Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет.
— по Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет.
— Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20.
— А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах.
Пубертатный период – время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма – «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация).
Возраст 13 лет – время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11 – 13 лет) и начинается вторая (13 – 15 лет), а у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая продолжается примерно с 13 до 15 лет.
Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения – всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 – 12 лет – период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Это ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также а форму выражения обид и протеста. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. Особенно усиливается в дни менструации. У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими.
Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. С повышенной утомляемостью связано явление специфической подростковой лени. Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремится на что-нибудь опереться, а на просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Отмечается временное нарушение координации подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.
Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи. Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. Однако в дальнейшем, после 14 – 15 лет, мальчики не только догоняют, но и часто опережают их в этом умении. В связи с особенностями речевой сферы подростки часто замедленно реагируют на то. Что им говорят. Очевидными следствиями этого являются нередкие жалобы на непонимание подростками объяснений учителя, на то, что «им надо двести раз все повторять».
1.1 Развитие мышления в переходном возрасте.
Подростковый возраст — возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция мышление начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, — значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств.
В подростковом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Как ни интенсивно развивается мышление подростка, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всёсторонне, ему недостаёт ещё философского диалектического мышления.
Особенности теоретического мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач.
Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, становится возможным самовоспитание.