Парные буквы по звонкости и глухости – пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Содержание

Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…

Отложили мы в сторону ло [ш] ки.   О. Григорьев

Посмотрите, как пишутся эти слова:

обед, свет, кошки, ложки.

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

Схема

Рис. 1. Схема

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах

книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о].

Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).

Образец

Рис. 2. Образец

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

 Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

Супы – су_

Львы – ле_

Шарфы – шар_

Труды – тру_

Лбы – ло_

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

Образец

Рис. 3. Образец

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно  изменить слово по числам.

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

 Обед – (много) чего? обедов

Свет – (много) чего? света

Кошки – (много) кого? кошек

Ложки – (много) чего? ложек

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) –

у о (с, з) –

в буке (т, д) –

на го(т, д) –

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет

(это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,

 на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Образец

Рис. 4. Образец

… – ло (д, т) ка

… – ули (д, т) ка

… – ша (б, п) ка

… – оши (б, п) ка

… – ча (ж, ш) ка

… – кру (ж, ш) ка

 лодочка – лодка

улиточка – улитка

шапочка – шапка

ошибочка – ошибка

чашечка – чашка

кружечка – кружка  

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

шу(д,т)ка

про(з,с)ьба

погру(з,с)ка

хо(д,т)ьба

 шутка – шутят (буква т в корне шут-)

просьба – просят (буква с в корне прось-)

погрузка – грузят (буква з в корне груз-)

ходьба – ходят (буква

д в корне ход-)

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

мороз – морозный, (буква з в корне мороз-)

снег – снеговик, (буква

г в корне снег-)

вяз (лиственное дерево) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)

насквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам  вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

…. – приля(к,г)

…. – промо(к,г)

…. – выте(к,г)

… – вле(с,з)

…. – внё(с,з)

…. – упол(с,з)

приляг – прилягу (буква г в корне ляг-)

промок – промокну (буква к в корне мок-)

вытек – вытеку (буква к в корне тек-)

влез – влезу (буква з в корне лез-)

внёс – внесу (буква с в корне нёс-нес-)

уполз – уползу (буква з в корне полз-)

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

У_ кая –

Лё_кий –

Кре_кая –

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узкая – узенький

Лёгкий – лёгонький

Крепкая – крепенький

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Гибок – гибкий

Цепок – цепкий

Робок – робкий

Хрупок – хрупкий

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1.    Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2.    Изменить слово по команде вопроса каков?

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Прочитай пословицы и поговорки. Какие буквы напишешь на месте пропуска? Почему? Объясни.

    Ры_ка мелка, да уха сла_ка.

    Не тот дру_, кто ме_ком мажет, а тот, кто правду скажет.

    Дорога ло_ка к обеду.

    Сядем ря(д,т)ком да поговорим ла(д,т)ком.

    Ко(ж,ш)ке игру_ки, а мы_ке слё_ки.

  1. Прочитай.

    Мы поспорили с сыном. Я ему диктую: «В сарае много коз». А он написал: «В сарае много кос»!

    Объясни, почему так случилось? Можешь ли ты привести подобные примеры?

  1. Прочитай русскую потешку.

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы

    Удивительной красы.

    Глазки смелые,

    Зубки белые.

    Выйдет котик в огород –

    Всполошится весь народ.

    Выпиши слова в два столбика: в 1-й – с буквой парного согласного на конце, во 2-й – в середине. Рядом пиши проверочное слово.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Videotutor-rusyaz.ru (Источник).

interneturok.ru

Проверка парных согласных звуков в корне слова. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Оглушение парных согласных на конце и в середине слова

Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Парные согласные 

Рис. 1. Парные согласные (Источник)

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слышим звук С – пишем букву З.

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

 

Три способа проверки парных согласных

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Рассмотрим примеры.

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.

Слова с парными согласными

Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.

 

Закрепление знаний на практике

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Ю…ка, ду…ка, блу…ка, холо…, выста…ка, гла…ки, сне…ки, гря…ь, коро…ка, кру…ка, звоно…, мор….

Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.

 

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

 

Травка – трава, травушка, травинка – корень трав. Вставили букву В.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – корень дуб. Вставили букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – корень мороз. Вставили букву З.

 

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб, гвоздь, голубь.

Проверочные слова:

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Корень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Корень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Корень голубь.

 

Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

…… цветёт весной.

Мама сделала …… из огурцов.

Зимой идёт……

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

 

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Сад цветёт весной.

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег.

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк.

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Kuznetzova.siteedit.ru (Источник). 
  2. School.xvatit.com (Источник).  
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
  • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

Слова с парными согласными

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник) 

  • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

interneturok.ru

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

На этом уроке вы повторите правила о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и сопоставите эти правила. Вы сможете потренироваться в их применении, чтобы правильно решать орфографические задачи в словах

Нормы и правила письменной речи называются орфографией. Вам придётся подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.

Тема урока: «Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных».

Но сначала вспомним эти правила. Чтобы правильно написать букву безударного гласного в корне, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

Из двух слов левого столбика выберите проверочное и решите орфографическую задачу в словах: тишина, потерпел, местечко, властелин, скользить, голубиный.

тихоня, тихий – т_шинá

терпит, потерпи – пот_рпéл

места, местный – м_стéчко

властный, властитель – вл_стелѝн

скользим, скользкий – ск_льзѝть

голубь, голубок – г_лубѝный

тихόня, тѝхий – проверочное слово тѝхий, поэтому слово тишинá пишем с буквой и в корне тиш-,

тéрпит, потерпѝ – гласный ударный в слове тéрпит, слово потерпел пишем с буквой е в корне терп-,

местá, мéстный – слово с ударным гласным в корне мéстный, в слове местечко буква безударного гласного е в корне мест-,

 влáстный, властѝтель – проверочное слово влáстный, в слове властелин вставляем букву а в корне власт-,

скользѝм, скόльзкий – ударный гласный в слове скόльзкий, слово скользѝть пишем с буквой о в корне скольз-,

гόлубь, голубόк – проверочное слово гόлубь, в слове голубѝный вставляем букву о в корне голуб- (см. Рис. 1).

Рис. 1. Образец

Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным.

Ударный гласный всегда произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится чётко и ясно.

Это его сильная позиция: тѝхий, тéрпит.

Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно.

Это его слабая позиция: тишинá, потерпéл.

Чтобы проверить безударный гласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный звук.

Иногда слова взаимно помогают друг другу – одно оказывается проверочным для другого.

скόльзкий  – скользѝть

гόлубь – голубѝный

В проверочном слове скользкий тоже есть орфограмма, потому что есть выбор букв з-с. Слово скользѝть является проверочным для этой орфограммы, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

В проверочном слове гόлубь парный согласный на конце слова, есть выбор букв б-п. Слово голубѝный проверочное, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.

Хочешь – запомни! Парные согласные хорошо различаются перед звонкими согласными: [л, л’, м, м’, н, н’, р, р’, в, в’].

Например, злой, знак, зрение, зверь (звук [з] в сильной позиции). Слой, смех, снега, среда, сверять (звук [с] в сильной позиции)

мéстный – местéчко

влáстный – властелѝн

В проверочном слове мéстный есть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука. Слово местéчко является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

В проверочном слове влáстный непроизносимый согласный звук. Слово властелѝн является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.

Когда мы проверяем написание букв согласных на конце и в середине слова и непроизносимых согласных в корне, пользуемся одним и тем же правилом.

Рябина.

Я очень люблю это скромное в [и] твистое дер и вце. Люблю его перистые з [и] лёные л [и] сточки. Они ш [и] л [и] стят даже при лё [х] ком в [и] т [и] рке. Это радо [сн] ое дер [и] во всем улыбается. Изд [а] вна русские люди с [а] жали рябину около дома. Цв [и] тёт рябина по[з’н’]ей в [и] сной. (По И. Соколову-Микитову)

В большинстве слов есть орфограмма безударных гласных в корне.

Надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

ветвистое – имеющее ветви (буква е в корне ветв-)

деревце – большие деревья (буква е в корне дерев-)

зелёные – (что?) зелень (буква е в корне зелён-)

листочки – большой лист (буква и в корне лист-)

шелестят – раздаётся шелест (буква е в корне шелест-, вторая буква непроверяемая)

ветерке – большой ветер (буква е в корне ветер-, вторая буква непроверяемая)

дерево – во мн. числе деревья (буква е в корне дерев-)

издавна – значит, давний (буква а в корне давн-)

сажали – (что?) сад (буква а в корне саж-сад-)

цветёт – (что?) цвет (буква е в корне цвет-)

весной – (во мн. числе) вёсны (буква е в корне весн-)

В остальных словах проверяем написание парных по глухости-звонкости согласных и непроизносимых согласных.

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно, чтобы после него следовал гласный звук.

лёгком – (ласково) лёгонький (буква г в корне лёг-)

радостное – испытывать радости (буква т в суффиксе -ост-, корень рад-)

позднейопоздать (буква д в корне позд-)

Я очень люблю это скромное ветвистое деревце. Люблю его перистые зелёные листочки. Они шелестят даже при лёгком ветерке. Это радостное дерево всем улыбается. Издавна русские люди сажали рябину около дома. Цветёт рябина поздней весной. (По И. Соколову-Микитову)

Кто какие гнёзда вьёт.

Гнездо дикой утки похоже на слоёный пирог. Дрозд построил себе из травки ковшик. Стриж выбрал для жилья крутой берег. А вот кукушка гнёзд не строит.

гнездό – (буква безуд. гл. е, проверка гнёзда, корень гнезд-)

утки – (буква парного согл. т, проверка уточка)

на пирόг – (буква парного согл. г, проверка пироги, букву безуд.гл. проверить нельзя, корень пирог-)

слоёный – (буква безуд.гл. о, проверка слой, корень слой-, звук й обозначает буква ё)

дрозд – (буквы парных согл. зд, проверка дрозды, корень дрозд-)

из травки – (буква парного согл. в, проверка травушка, корень трав-)

ковшик – (буква парного согл. в, непроверяемая, корень ковш-)

стриж – (буква парного согл. ж, стрижи, корень стриж-)

для жилья – (буква безуд.гл. и, жить, корень жи-)

бéрег – (буква безуд.гл. е, побережье, парный согл. г, берега, корень берег-)

кукушка – (парный согл. ш, кукушечка)

гнёзд – (буквы парных согл. зд, гнёзда, корень гнёзд-) (см. Рис. 2)/

Рис. 2. Образец

Потренируйтесь. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Камень – вода.

По_вились первые льдинки на лужах, значит, бл_(с,з)ка з_ма с её м_розами. Скоро на р_ке всё ост_новится. Но лё(т,д) сделает и доброе дело. Он защ_тит ры(п,б) в р_ке, прикроет их прочной ст_ной. Если бы не лё(т,д), всё ж_вое в в_де погибло бы от хол_да. (По Е. Мару)

появились – (что сделает?) появится, пишем букву я

близка – (каков?) близок, пишем буквы и, з

зима – (ласково) зимушка, буква и

морозами – непроверяемая орфограмма, буква о

на реке, в реке – (ласково) речка, буква е

остановитсявстал, буква а

лёд – (нет чего?) льда, буква д

защитит – (кто?) защитник, буква и

рыб – (что?) рыба, буква б

стеной – (во мн. числе) стены, буква е

живое жив, буква и

в водеводы, буква о

от холодахолодный, буква о

Камень – вода.

Появились первые льдинки на лужах, значит, близка зима с её морозами. Скоро на реке всё остановится. Но лёд сделает и доброе дело. Он защитит рыб в реке, прикроет их прочной стеной. Если бы не лёд, всё живое в воде погибло бы от холода. (По Е. Мару)

Попробуйте на слух определить, сколько раз встретится парный по глухости-звонкости согласный, который нужно проверять,  в шуточном стихотворении про ужа.

Полз уж узкой дорожкой, не шевелил ни одной ножкой. Он шевелил бы, если бы мог. Но у него не было ног. (Л. Керн)

Полз уж узкой дорожкой, не шевелил ни одной ножкой. Он шевелил бы, если бы мог. Но у него не было ног. (7 раз) (см. Рис. 3)

Рис. 3. Образец

На уроке вы узнали, что, когда мы проверяем написание букв согласных на конце и в середине слова и непроизносимых согласных в корне, пользуемся одним и тем же правилом.

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.

Чтобы проверить безударный гласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Кореш

interneturok.ru

Парные звонкие и глухие согласные

Название этапаМетодический комментарий
11. Актуализация знанийВсем, всем — добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться.   Графический диктант. Послушайте предложения.  Запишите в тетрадь вместо слов со звуком [б] — [п] только буквы П — Б столько раз, сколько вы их услышите. Или: мальчики считают звуки [б], а девочки — звуки [п]. Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывёт пароход. На полях порхают бабочки.
22. Актуализация знанийПрочитайте слова, вставьте пропущенную букву П или Б. Кабачки, капуста, рубашка, сапоги, барабан, подушка, буханка, хобот, бусы, компас, изба, пастух, посуда.
33. Актуализация знанийПрочитайте слова первого и второго столбика, вставьте пропущенные буквы Б или П. Подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика, соедините их стрелками. После составления словосочетаний учитель  проводит словарную работу со словом птаха. Птаха — маленькая птица. тёплая  == погода                                                                                                            голубое  ==  небо                                                                                           разбитая  ==  посуда                                                                                                                    глубокие   ==  сугробы                                                                                         бойкая  ==  птаха Сформулируйте тему урока. Что мы сегодня будем делать?                                                 Что можете сказать про эти согласные звуки?
44. Первичное усвоение новых знанийБукварь с. 51, изображение.                                                                                      Рассмотрите рисунок к сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Среди жителей Цветочного города был знаменитый охотник Пулька и его верный пёс — собака Булька. Чем различаются их имена? (Их имена различаются первым звуком [б], [п]. На письме это буквы «б» и «п». Слова различаются, так как первые согласные звуки находятся в сильной позиции, после них стоят гласные звуки.) Давайте поближе познакомимся с охотником Пулькой. Весь обслуживающий персонал больницы был занят лечением единственного больного  Пульки. Видя со стороны всех такое внимание к своей особе, он совсем избаловался. То он требовал, чтобы ему на обед варили суп из конфет и кашу из мармелада, то заказывал котлеты из земляники, то приказывал принести яблочное пюре. А когда приносили яблочное пюре, он говорил, что просил грушевого квасу. Все нянечки сбились с ног, исполняя его капризы. Что вы можете сказать о поведении Пульки?
55. Первичное усвоение новых знанийПрочитайте столбики слов. Что вы заметили в словах первых трёх столбиков. (Отличаются  первыми звуками в словах [б] — [п], [б’] — [п’]). Что можете сказать о словах четвертого и пятого столбиков? Наблюдаем за различием написания и произнесения слов. Буквой «б» в этих словах обозначен звук [п]. Вот почему слова последнего столбика, гриб — грипп, звучат совершенно одинаково. Знакомство с правилом. Согласные звуки [б] и [п] различаются не только по мягкости и твёрдости, но и по звонкости-глухости. Звонкие согласные состоят из голоса и шума. Приложите ладонь к гортани, и вы почувствуете вибрацию — это «работают» голосовые связки. Глухие согласные звуки состоят из шума, и поэтому никакой вибрации гортани мы не наблюдаем. Произнесём ещё раз слова гриб — грипп. Звонкий согласный [б] на конце слова оглушился и совпал с глухим звуком [п]. Это слабая позиция для согласных звуков.
66. Первичное усвоение новых знанийЭто созвучие слов использовал в своём стихотворении С. В. Михалков. Прочитайте строки из его стихотворения. У меня печальный вид,  Голова с утра болит,                                                                                               Я чихаю, я охрип. Что такое? Это — грипп! Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в носу!   Какой грипп/гриб имел в виду автор?
77. Первичное усвоение знанийБукварь с. 51, изображение центральной части страницы.  Произнесём пары звуков: [б] — [п], [б’] — [п’]. Они обозначаются буквами б и п, которые записываем в новый «домик–таблицу» в разные вертикали. Рассмотрите рисунок. Справа от «домика–таблицы» — глухой лес. Значит, справа в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают глухие парные согласные звуки. Слева — светлый луг с цветами колокольчиками. Слева в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают звонкие парные согласные звуки.
88. Первичное закреплениеПрочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы. Как у старой ба_ ки                                                                                                 Жили–были ла_ ки.                                                                                         Встанет ба_ ка утром рано,                                                                             Выйдет в погре_ за сметаной —                                                                            Ла_ ки вслед за ней идут,                                                                                            Всюду ба_ ку стерегут.
99. Первичное закреплениеРаспределите слова в два столбика по наличию звука [б] — первый столбик, звук [п] — второй столбик. гриб, краб, хлеб, голубь, дуб; шапка, суп, сноп, калейдоскоп, кетчуп.
1010. Первичное закреплениеПеред вами схема предложения. Составьте предложения к схеме со звуками [П], [Б].                                                                              Пьеро потерял шляпу. Папа покупает букет. Буратино режет бумагу.                                                                                                                  Сколько слов в вашем предложении?                                                               Назови слова со звуками [П], [Б].   Что вы закрепляли сегодня  на уроке?                                                          Что вам особенно понравилось и запомнилось?                                                               Что показалось сложным?

rosuchebnik.ru

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.

Для этого проверяемая согласная может стоять:

  • Перед гласной буквой: соседка – соседушка
  • Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный

 

Ты можешь изменить проверяемое слово:

1. Поставив его в другую падежную форму:

Друг – нет друга, мороз – нет мороза

2. Или представить слово во множественном числе:

Глаз – глаза́, берег – берега

Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:

Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 18, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 9, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 10, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 106, Полякова, Учебник

Упражнение 41, Чуракова, Учебник

Упражнение 42, Чуракова, Учебник

Упражнение 46, Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 36, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 165, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 98, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 71, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 29, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 38, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 81, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 215, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 245, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 149, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 139, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 232, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 38, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 199, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 208, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 216, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 38, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 65, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 337, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 91, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 262, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 91, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 101, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 47, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 181, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 18, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 91, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 410, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 728, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 25, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 40, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 41, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 151, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 249, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 364, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 67, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 70, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 139, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 37, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 50, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 570, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 23, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 44, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 45, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 61, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 204, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 13, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 142, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 153, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 215, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 275, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 346, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 401, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 501, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 7, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 131, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 133, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 154, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 193, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 222, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 226, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 279, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 363, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

budu5.com

Урок обучения грамоте по теме «Парные звонкие и глухие, согласные звуки [б]–[п], [б’]–[п’]»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательные

  • Создание условий для введения понятия о парных (по звонкости-глухости) согласных звуках: [б] – [п], [б’] – [п’].
  • Развитие внимания, логического мышления, любознательности, устойчивых навыков чтения.

Формирование УУД

Познавательные

Формирование умений:

  • наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах;
  • сопоставлять парные звуки по твёрдости – мягкости [б] – [б’], [п] – [п’] и парные звуки по звонкости – глухости [б] – [п], [б’] – [п’].

Регулятивные

Формирование умения формулировать цель урока с помощью учителя.

Коммуникативные

Формирование умений:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
  • корректно сообщать товарищу об ошибках,
  • отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

Работа с информацией

Формирование умений сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок, схема).

Ход урока

I. Организация урока.

Прозвенел звонок, и вот
Начинается урок.
Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Повторение изученного материала.

1. Работа по «ленте» букв.

– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

– Почему буква «и» поселилась на другой «улице»?

– Назовите слова, которые начинаются с этих звуков и в которых эти звуки очень ясно слышатся (сильная позиция).

аист Оля утка эхо Ира
астра осы утро экран иглы
ара окна удочка эра ирис
Анна ослик   эму  
Алла облако   Элла  
      Эмма  

– А слова на букву «ы»? (В русском языке нет слов, начинающихся на букву ы.)

– Как называются остальные изученные буквы?

– Какие звуки обозначают буквы й, л, м, н, р?

– Почему одна буква записывает два звука? Какая буква записывает один звук?

– На каких «улицах» поселились буквы «б», «п»? Почему?

2. Постановка темы и цели урока.

– Так за какими звуками мы будем наблюдать на уроке?

Сегодня на уроке мы будем наблюдать за парными звуками по звонкости – глухости [б] – [б‘], [п] – [п‘] в сильной и слабой позиции.

3. Чтение столбиков слов и слогов по букварю.

Читают слабочитающие дети.

– Назовите слова в этих столбиках (бра, бор, про, пни, бал).

4. Выразительное чтение стихотворения «Барашки».

– Какое значение имеет слово «барашки»?

5. Чтение дополнительных текстов хорошо читающими учениками.

<Приложение 1. Текст 1>

– Как зовут Борину собаку?

– На что похож хвост Барбоса?

– Кто искал грибы?

– Что делал Борис?

– Каких грибов насобирали грибники?

– Назовите слова со звуком [б] (Борис, Барбос, бор, боровики, собака, бублик).

– Где отдыхали Борис и Барбос?

– Что съели Борис и Барбос?

– Как разломил Борис баранку?

– Как звали кота?

– Какой суп сварила бабушка?

Барбос Портос

– Назовите первый звук.

[б] – звонкий Парные звонкие и глухие согласны звуки

[п] – глухой

– Хорошо слышатся, т.к. после них стоит гласный звук. Это сильная позиция.

<Приложение 1. Текст 2>

– Что сделал Виталик?

– Что сделал Барсик?

– Какие три буквы откатил Барсик? ко мпо т – кот

– Кого Виталик учил?

– Что сделал Бобик?

– Назовите слова на букву «б» (Барсик, Бобик, буквы).

<Приложение 1. Текст 3>

– Что делала белка?

– Как она жила в парке?

– Что брала белка из рук?

– Где живут бобры?

– Что они строят?

– Какие у них зубы?

– Какое слово собрал Борис?

– Что сделал кот Портос?

– Какие две буквы откатил Портос? бара ба н

– Назовите первые звуки в словах Борис и Портос.

– Что мы знаем об этих звуках?

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Наблюдение за парными (по звонкости – глухости) согласными звуками: [б][п], [б’][п’].

– А сейчас мы отправимся в Цветочный город.

– Как называется сказка про жителей Цветочного города? Кто написал эту сказку?

(Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

<Слайд 2>

– Как зовут этих героев?

  • охотник Пулька
  • собака Булька
  • охотник Авоська

– Где жила Булька?

В будке

Поближе познакомимся с охотником Пулькой.

<Ролик 1>

– Что вы можете рассказать о поведении Пульки?

– Произнесём слова:

Булька – первый звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый.

Пулька – первый звук [п] – согласный, глухой, твёрдый.

Эти звуки в словах находятся в сильной позиции, после них стоят гласные звуки.

<Слайды 5, 6>

Характеристика звуков [б] и [п].

<Слайд 7>

– Пулька медленно поднимается по лесенке (читаем слоги).

– А Булька спускается быстро (читаем слоги).

<Слайд 8>

Булька и Пулька решили поиграть на барабане. Они играют по очереди: громко – Булька, тихо – Пулька.

па-па-па – Пулька
ба-ба-ба – Булька,

– А теперь они играют вместе. Повторите:

па-па-ба, ба-па-ба, зба-спа-спа
па-па-ба, ба-ба-па, зба-зба-спа
па-па-ба, ба-па-па, зба-спа-зба

2. Отработка артикуляции.

Дразнилки

Булька с Пулькой дразнят друг друга. Они хотят и с вами поиграть в «Дразнилки».

– Сначала дразнит Пулька:

по-по-по
пу-пу-пу
пы-пы-пы

– А вы наоборот, вместе с Булькой:

бо-бо-бо

– А теперь дразнит Булька:

зба-зба-зба
збы-збы-збы

– А вы наоборот, вместе с Пулькой:

спа-спа-спа
спы-спы-спы

3. Игра «Наоборот».

– Я называю слова со звуком [б], а вы заменяете звук [б] на звук [п] и называете другое слово.

бак – пак   быль – пыль
бас – пас   балка – палка
бух – пух   бочка – почка
  бабочка – папочка

4. Физкультминутка.

Булька скачет по полям (на левой ножке),
Пулька – шустро по лесам (на правой ножке).
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте),
Превратились мы в клубок (присели, обняли колени руками).
Остановились (встали),
Поклонились (наклон),
Очень дружно порезвились (наклоны в разные стороны).

5. Составление слов. Добавь – па или – ба, чтобы получилось слово.

жа-ба бом-ба
шай-ба ла-па
из-ба шля-па
ре-па шу-ба
ли-па нет гри-ба
ры-ба у ду-ба

– Так какие звуки обозначают буква «б», буква «п»?

Вывод: эти звуки хорошо слышатся, потому что после них стоят гласные звуки.

6. Чтение по учебнику (с.51).

– Читаем 1, 2, 3 столбики.

– Объясните значение слов.

  • бой – битва
  • пой песню (повелительная форма)
  • бил мячик
  • пил воду
  • борт (корабля)
  • порт (стоянка кораблей)

– Назовите первые звуки в словах.

Звуки находятся в сильной позиции.

7. Наблюдение над словами, в которых написание и произношение расходятся.

<Слайд 9-10>

гриб [п] грибы

Буквой «б» в этом слове обозначен звук [п].

– Читаю стихотворение С.В. Михалкова.

У меня печальный вид –
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это грипп!
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!

грипп [п] эпидемия гриппа

– Звонкий согласный [б] на конце слова оглушился и совпал с глухим звуком [п].

Это слабая позиция для согласных звуков.

<Слайд 11>

снопы – сноп

– Произнесём пары звуков

[б] – [п], [б‘] – [п‘]

Они обозначаются буквами «б» и «п». Они поселились в домике на разных улицах напротив друг друга.

(Дети рассматривают картинку в учебнике, с.51.)

Справа от « дома – таблицы» – глухой лес. Значит, справа в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают глухие парные согласные звуки.

Слева – светлый луг с цветами колокольчиками. Слева в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают звонкие парные согласные звуки.

<Слайд 12>

Зрительная зарядка.

IV. Практическая деятельность.

1. Отгадывание ребусов.

<Слайды 13–17>

  • Баранка
  • Бабочка
  • Билет
  • Банан

– Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Жучка будку не доела:
– Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это
На остров вчера
Налетел ураган,
На пальме остался
Последний баран.

2. Чтение и отгадывание загадок (на слайдах).

<Слайды 18–19>

3. Добавление слога до образования слова (с.51). Работа в парах.

  • бли – ны, бли – ки
  • бан – ка, бан – тик
  • буб – ны, буб – лик
  • бро – ви, бро – ши
  • пил – ка, пил – ки
  • при – стань, при – зыв, при– бой, при – бор, при – пев, пру – тик, пру – ды, пал – ка, пал – тус.

4. Работа в печатной тетради (с.25).

Учащиеся осуществляют контроль по эталону на доске:

лапа липа лупа

V. Итог урока.

– Что мы узнали о буквах «б» и «п»?

– Что мы узнали о звуках [б], [п]?

VI. Домашнее задание.

С.51 учебника, читать.

Использованные источники – Приложение 2.

urok.1sept.ru

Урок русского языка во 2-м классе «Парные и непарные звонкие и глухие согласные»

ЦЕЛИ:

  • актуализация, уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных; введение в активный словарь терминов парные согласные и непарные согласные;
  • развитие речи, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха; обогащение словарного запаса;
  • воспитание культуры общения и интереса к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

— Я приветствую вас как сотрудников Звуковой лаборатории Русскоязычного института. С чего начнём? С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с приветливыми, доброжелательными людьми приятнее общаться.

II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.

— Наша Звуковая лаборатория работает под девизом:

Русский язык — это интересно!

— Вы согласны? Почему?

— Выполняя это упражнение, мы произнесли много разных слов. Скажите, из чего состоят слова?

— На какие две группы делятся все звуки русского языка?

— Каких звуков в русском языке больше?

— Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы сегодня будем работать.

— Какую работу необходимо выполнить?

Повторить:

Развивать умение:

— В нашей лаборатории нужно трудиться, зная важные сведения о звуках:

  • Звуки живут в словах.
  • Их слышно, но не видно.
  • Их можно произнести, но нельзя написать.

— А как обозначаются звуки на письме?

III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

— Посмотрите на буквы на доске:

С, б, ж, х, ф, д.

— На какие группы их можно разделить?

— Составьте и запишите разные цепочки с буквами каждой группы:

схф сфх хсф хфс фсх фхс

бжд бдж жбд ждб дбж джб

— Какие звуки обозначают написанные вами буквы в первой строке? Во второй?

— Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и глухих согласных.

IV. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сегодня к нам пришло новое слово, которое необходимо исследовать. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

 

— Какое слово вы составили?

— Запишите его в тетрадь.

— Определите ударный слог, подчеркните безударную гласную.

— Что такое лопата?

— Какие отличительные признаки этого инструмента вы можете назвать?

— Скажите полностью, что обозначает слово лопата.

— Назовите согласные звуки в слове лопата, дайте им характеристику.

— Как произносятся согласные звуки?

— Итак, звуки речи произносятся при помощи или шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите на схему «Скала Звучности» и попробуйте рассказать, как называются звуки, которые произносятся при помощи голоса; шума; голоса и шума.

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и глухие согласные.

На доске написаны пары слов:

Бочка — почка;

Доска — тоска;

Влага — флаги;

Голос — колос;

Жар — шар;

Зуд — суд.

— Прочитайте вслух написанные пары слов. Значение каких слов вам неясно?

— Чем похожи между собой эти слова?

— Произнесите первые звуки в словах левого столбика.

— Какие это согласные звуки?

— Как они произносятся?

— Произнесите первые звуки в словах правого столбика.

— Какие это согласные звуки?

— Как они произносятся?

— Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?

(Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой — без голоса.)

Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару:

ЗВОНКИЕ [Б] [Б,] [В] [В,] [Г] [Г,] [Д] [Д,] [Ж] [З] [З,]

ГЛУХИЕ [П] [П,] [Ф] [Ф,] [К] [К,] [Т] [Т,] [Ш] [С] [С,]

— Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости/глухости.

— Как можно назвать звуки, имеющие пару?

ВЫВОД: пар по звонкости/глухости — 11. Парные согласные дружат. Они почти близнецы и отличаются друг от друга только одним: у звонкого согласного есть голос, а у глухого — нет.

— Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

— Запишите парные согласные в тетрадь.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

— Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный — встаёте, руки опускаете вниз.

Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Узнавание парных согласных по звонкости/глухости.

— Найдите и выпишите слова, в которых есть одна из пар согласных по звонкости-глухости. Подчеркните парные согласные.

Парад, гудок, шарик, пальба, глазок, шажок, шефство, туда, буфет, серый, сюда.

2. Работа с учебником. Упражнение 74 (с. 73).

— Откройте учебник на с.73.

— Познакомьтесь со словами в упражнении.

— Назовите слова для справок.

— Обратите внимание на образец. Что вы можете сказать об этих словах? Чем они различаются? Так же подберите пары к остальным словам.

Башня — пашня, сова — софа, гости — кости, дачка — тачка, жар — шар, розы — росы.

— В записанных словах назовите и подчеркните буквы на месте парных звонких и глухих согласных звуков.

VIII. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики.

Цветок.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

Маятник.

Маятник качается
Вперёд-назад, назад-вперёд,
От жёлтого к зелёному,
Потом наоборот.
Пока стрелка качается,
Уж столько раз подряд,
Ты на зелёный с жёлтого
Переводи свой взгляд.

IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные звонкие и глухие согласные.

— Прочитайте слова. Какой согласный звук произносится в начале каждого слова — звонкий или глухой?

Щегол, лось, носорог, морж, цапля, хорёк, рысь, чайка, йод.

— Рассмотрите таблицу. Объясните, почему названные согласные расположены именно так.

 
,] [Л] [Л,] [М] [М,] [Н] [Н,] [Р]
,]
       
          [Х] [Х,] [Ц] ,] ,]

— Значит, как их можно назвать?

НЕПАРНЫЕ
,] [Л] [Л,] [М] [М,] [Н] [Н,] [Р]
,]
       
САМЫЕ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ
          [Х] [Х,] [Ц] ,] ,]

— Итак, звонкие и глухие согласные бывают парные и непарные.

X. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Игра «Заблудился».

— Уважаемые сотрудники! У нас — неприятное происшествие. Пока мы исследовали звуки,

Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нём!

— Исправьте слово. Назовите «заблудившийся» звук. Какой он? Какой буквой обозначается? Запишите слово. Подчеркните букву.

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (Коне.)

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки.)

На болоте нет дорог.
Я по кошкам — скок да скок! (Кочкам.)

Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери.)

На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу.)

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползёт зелёный лук
С длинными усами! (Жук.)

— Итак, какие бывают звонкие и глухие согласные?

2. Индивидуальная работа. Три ученика работают у доски.

— Поставьте над словом цифру 1, 2 или 3, которые соответствуют следующим высказываниям:

1. В слове есть только глухие согласные;

2. Слова, в которых согласные только звонкие;

3. Слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

Гребешок, борода, петушок, сосиска, вазелин, лягушка.

3. Фронтальная работа.

— Пока ребята работают у доски, мы поработаем устно. В каждой цепочке слов найдите лишнее. Опирайтесь на тему нашего урока и первые буквы. Ответ обоснуйте.

Мак, луг, суп, рак.

Чиж, сад, дуб, лук.

Пачка, точка, дочка, квочка.

4. Проверка индивидуальной работы.

— У вас должна была получиться запись: 3 2 1 1 2 3.

5. Письмо по памяти на основе ассоциаций.

— А сейчас включите своё внимание на полную мощность. Прочитайте сочетания слов. Постарайтесь их запомнить (2 минуты). Я убираю слова второго столбика. Ориентируясь на первые слова, напишите вторые.

Вкусный пирог
Тёплый шарф
Больной зуб

— Подчеркните в записанных словах: мальчики - буквы на месте звонких согласных, девочки - буквы на месте глухих согласных.

6. Групповая работа.

— К каждому слову добавьте одну согласную букву, чтобы получилось новое слово. Например, шар - шарф.

1. Рубка, стол, лапа.

2. Усы, роза, рот.

3. Стол, ель, кот.

4. Зуб, оса, рак.

5. Пол, дача, вол.

XI. ОБОБЩЕНИЕ. Работа с сигнальными карточками.

— Сейчас поработаем сигнальными карточками. Я произношу высказывание. Если вы с ним согласны, показываете зелёную карточку, нет — красную.

  • Согласная буква может обозначать или твёрдый, или мягкий звук.
  • Согласные х, ц, ч, щ имеют свою пару по звонкости-глухости.
  • Л, м, н, р, й — самые звонкие согласные.

XII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

— Дома выучите правила на с. 70-71, выполните упражнения 72 и 73 на с.72.

XIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

— Подошёл к концу наш рабочий день в Звуковой лаборатории. Сейчас я отмечу работу активных сотрудников.

  • Мудрейка 5 баллов — :.
  • Мудрейка 4 балла — :.

— Молодцы! Вы хорошо потрудились!

XIV. ИТОГ УРОКА.

— Чем вам запомнился рабочий день?

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *