Парные глухие и звонкие согласные на конце – Конспект урока по русскому языку на тему «Звонкие и глухие согласные на конце слов» (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа»

Содержание

Урок русского языка на тему «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Фридрих Валентина Александровна

учитель начальных классов МОУ «СОШ №5»,

г.Урай, Тюменской области.

звонкими и глухими согласными,

  • воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи,

формировать навыки работы в группах, парах;

  • развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными в слабой позиции;

  • формировать орфографическую зоркость

Интерактивная доска «СМАРТ», карточки для индивидуальной работы с

парными согласными, тетрадь, словарь, таблица «Парные согласные»,

картинки сказочных героев Буратино, Незнайки, Мальвины, Красной

Шапочки, Вини-Пуха, картина «Зима», «Гусь под дождем», словарь

С.И.Ожегова.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться.

Слайд 1

-Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас.

Смотрите, сколько писем прислали!

Первое письмо от Мальвины!

Что же она нам пишет?

Слайд 2

На момент чистописания

Я прислала Вам задание

Вы с закрытыми глазами

Угадайте букву сами.

А потом скорей проверьте,

Ведь они лежат в конверте.
(У учителя в руках большой конверт с портретом Мальвины на обложке.)

Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми

глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)

  • Итак, это буквы Д,Т.

  • Повторим их написание.

СЛАЙД 3

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Ребята прописывают буквы в тетрадях и на интерактивной доске)

—Молодцы! Красиво написали.

—Но почему эти буквы мы сейчас повторяли?

—Что они обозначают?

(Они обозначают парные согласные, которые мы сейчас изучаем). —Ребята, а в конверте ещё что-то есть

. (Из конверта достают слова и читают.)

Слайд 4

Что можно составить из этих слов? (предложение )

Ученики передвигают слова на доске

  • Что это? (пословица)

  • Как вы понимаете смысл пословицы? Почему взяли эту пословицу?

( Здесь есть слово труд, в котором на конце пишется парная согласная буква)

Учащиеся записывают пословицу в тетради

Труд (труды) человека кормит, а лень портит

чем выражено.

  • А – какая часть речи? (союз)

  • Какие ещё союзы вы знаете? (и, но)

3. Словарная работа.

Переходим к следующему письму.

Слайд 5

Оно пришло от Незнайки.

Что же он нам написал?

Слова совсем нетрудные

Хотел я записать,

Но в каждом слове нужно мне

Все буквы проверять.

Под удареньем я пишу,

Без сомненья, то, что слышу

Если звук без ударенья,

Вызывает он сомненье!

Слайд 6

Ребята читают, подбирают проверочные слова и

записывают, объясняя опасные места.

Слайд 7

Что общего в словах? (имя сущ.)

Какое слово лишнее? (медведь – отвечает на вопрос кто? Мягкий согласный на конце, одушевлённый.)

4. Гимнастика для глаз.

. Вот что она нам пишет:

Слайд 8

Парные согласные на письме опасные

Как похоже их звучанье-

Это просто наказанье!

Чтобы их нам различать,

Надо ум тренировать!

(Парные глухие и звонкие согласные на конце слова)

Слайд 9

ошибки?

(Ребята повторяют правило в стихотворной форме)

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен мой друг,

Парный сразу проверяй-

Слово смело изменяй:

«зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»-

Будешь грамотным и ты.

Слайд 10

Играли звуки в домики

Как маленькие гномики

И перепутали свои домики.

  • А вы поработайте в группах, потом на доске исправьте ошибки.

  • Какая буква лишняя? (у)

  • Почему? (гласная)

  • А остальные? (согласные)

  • Разделите на две группы (звонкие и глухие)

  • Молодцы!

Игра «Молчанка»

Слайд 11

Возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных.

Я буду поочерёдно называть слова с глухими и

звонкими согласными в корне слова (не на конце), а вы подбираете молча проверочное

слово и, обсудив с соседом, поднимаете вместе карточку с

соответствующей согласной буквой.

  • Берёзка – берёзонька,

  • Шапка – шапочка,

  • Дорожка – дороженька,

  • Шубка – шубонька,

  • Кошка – кошечка,

  • Причёска – причесаться,

  • А теперь загадка:

В зимний лес придёт художник

Возьмёт бумагу, карандаш

Ели, сосны нарисует,

Получается…(пейзаж)

Слайд 12

Что такое пейзаж?

(значение слова узнают из словаря С.И. Ожегова)

6.Физминутка.

Слайд 13

Мелкие шажки – шажочки,

Лёгкие прыжки – прыжочки,

Повороты резко – резко

И наклоны низко – низко.

Три хлопка в ладоши – ладошечки 1, 2, 3,

Покрутись немножко – немножечко 1, 2, 3.

Вот и вся зарядка – зарядочка 1, 2, 3,

Мягкая посадка – посадочка 1, 2, 3

Слайд 14

Что же он нам пишет? Сейчас прочитаем.

Я – весёлый человечек, деревянный мальчуган.

Посылаю шесть словечек и даю заданье вам:

Вы подумайте сначала с большим-большим вниманьем

И подберите проверочные слова без опозданья

Слайд 15

(Ребята читают и подбирают проверочные слова, записывают, а затем проверяют)

-В каком слове количество звуков и букв разное? (ёж)

Слайд 16

Слайд 17

Я пишу не просто так –

Вам даю заданье.

А рисунок мне поможет

Проверить ваши знанья!

Слайд 18

Посмотрите на картину. Давайте мы её рассмотрим.

  • Какое время суток? Почему так решили?

  • Какая погода? Деревья?

  • Почему гусь оказался на улице?

  • Как назовём картину?

Посмотрите на картину и выпишите все слова с парными согласными.

Кто больше напишет слов за 2 минуты?

И ещё одно задание Винни – Пуха надо выполнить.

  • Осадки в виде ледяных шариков.

  • Лучший приятель.

  • Стоит Антошка на одной ножке.

  • Работа.

  • Орган зрения.

  • Используя данную модель 3 2 4 3 4,составьте ещё одно слово, взяв по одной букве

из каждого слова.

Проверка.

Слайд 19

На ромашках напишите по 3 слова с парными согласными.

Оцените свою работу на уроке. Если вы не ошибались, приклейте красный кружок,

Если у вас 1-2 ошибки, то зелёный кружок.

Если несколько ошибок, то жёлтый.

Слайд 20

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Уроки русского языка в 1 классе «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.
  2. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь.
  3. Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Русский язык. 1 класс», презентация, карточки с буквами и словами, светофор, смайлики

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова и составлять алгоритм проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.

Учитель: Прозвенел уже звонок,

          Начинается урок.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел Яша погулять.

Тут ему навстречу буквы

И давай ему читать:

«Ты уж, Яша, не спеши,

Нас ты, Яша, заучи,

И тогда ты уже точно

Знания усвоишь прочно»

Учитель: К нашему Яше сегодня пришли звонкие и глухие согласные. Но они пришли не все. А вот какие буквы пришли  к Яше вы хотите узнать?

Дети: Да.

Учитель: Тогда отправляемся в путь

  1. Актуализация знаний.

Цели: повторить знания о звонких и глухих согласных, необходимые для открытия нового, выявить затруднение в индивидуальной деятельности.

Учитель: Посмотрите, какие буквы пришли к Яше. Знаете ли вы эти буквы и что оних вы можете сказать. (Слайд 2)

Дети: П, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш. Буква п обозначает  глухие согласные звуки [п], [п‘], буква б, обозначает  звонкие согласные звуки [б], [б‘] и т.д. А еще они образуют пары по звонкости и глухости.

Учитель: Сейчас посмотрим, как вы хорошо знаете эти пары. Мы с вами будем работать в парах. Перед вами на партах карточки с буквами. Один из вас берет карточку со звонким согласным, а второй находит ему пару – карточку с глухим согласным. Пара, первой выполнившая работу поднимает руки.

(Карточки с буквами п, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш  разложены на парты до начала урока. )

Учитель: Мы с вами, сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 3). Та пара, которая правильно справилась с заданием, поднимает зеленый светофор.

(За выполнение задания дети получают смайлики.)

Учитель: А теперь обратите внимание на ленту букв. Что вы можете о ней сказать.

Дети: Лента букв разделена на три поля разного цвета. На красном поле расположены буквы обозначающие гласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие один звук, а в нижнем ряду  — буквы, которые обозначают два звука. На поле синего цвета расположены буквы, которые обозначают согласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие звонкий согласный, в нижнем – глухой согласный звук. Две буквы звука не имеют, это ъ и ь знаки.  Минутка чистописания.

Учитель: А теперь я закрою ленту букв, а вы  выполните следующее задание. В своих тетрадях на одной строчке вы напишите звонкие согласные, на другой – глухие согласные.  Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы. Приступаем к работе.

( На работу отводится 1 – 2 минуты вместе с проверкой задания)

Учитель: Все уже написали. Взяли в руки простой карандаш и проверяем. Если вы написали лишнюю букву на сточке, зачеркните её, если буквы нет, запишите её карандашом.  Кто правильно справился с заданием, поднимите зелёный светофор, кто не справился – красный.  

(Учащиеся получают смайлики)

Учитель: Вы такие у меня умные. Поэтому я считаю, что поможете Яше выполнить еще одно задание. Посмотрите на карточки со словами. Вам нужно составить пары слов и объяснить по какому признаку вы их соединили. Какая пара сделает работу, поднимает руки.

(Карточки со словами: зайка, сайка, Дима, Тима, жили, шили, вата, фата, гости, кости, бочка, почка, луг, лук  разложены на парты до начала урока.)

Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы помогли Яше. (Слайд 4)

( Учащиеся о правильности задания сигнализируют светофором.)

Учитель: По какому признаку вы объединили слова в пары?

Дети: В парах слов есть пара звонких и глухих согласных звуков.

Учитель:  Где они стоят?

Дети: Они стоят в начале слова.

Учитель: Что же еще вы заметили?

Дети: Одна пара луг-лук не  совсем похожа на остальные. В ней также есть пара согласных звуков, но они стоят на конце слова.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно заметили. И именно эти слова я предлагаю вам запомнить. Они помогут нам познакомиться с темой урока и со своими друзьями словами. А вы хотите с ними познакомиться?

Дети: Да.

  1. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)

Цели: Создать ситуацию, когда дети осознают, что их знаний недостаточно для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Наши слова принесли нам сказку о своих братьях. Послушайте.

Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Дети: Написание парных звонких и глухих согласных в конце слов.

Учитель: Перед вами наши слова лу.. – лу… Как же их правильно написать? Вы знаете? (Слайд 5,)

Дети: Нет.

IV.Открытие новых знаний.

Цель: составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Учитель:  Для того, чтобы определить какой парный звонкий или глухой согласный надо написать на конце слов, нам с вами надо правило. Вы его знаете?

Дети: Нет.

Учитель:  Тогда нам надо провести исследование. А помогут нам в этом слова «много» и «один».  (Слайд 5)

Учитель:  Один луг. Какой звук вы слышите на конце слова лук?

Дети: Мы слышим на конце слова звук [г].

Учитель: Какую букву мне слове написать к или г?

Дети: Надо изменить слово, а это поможет сделать слово «много»

Учитель: Давайте попробуем изменить слово. Какое слово мы получим?

Дети: Много лука. Получили слово «лука».

Учитель: Что вы увидели, когда мы изменили слова?

Дети: Перед гласной а  в слове мы слышим звук [к] и пишется буква к, потому что  в слове лук нужно писать букву к.

Учитель: Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву к.

Учитель: Ребята, а зачем мы с вами проводили исследование?

Дети: Мы выполняли исследование для того, чтобы знать, как писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Можете ли вы сделать вывод о том, как надо писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце?

Дети: Изменить слово  так, чтобы наш звук слышался отчетливо, а затем записать само слово.

Учитель: А как мы можем назвать эти два слова?

Дети: Слово,   при написании  которого мы сомневаемся, называются проверяемыми, а слова, которые мы находим, чтобы проверить эти слова называются проверочными.

Учитель: А сейчас мы с вами узнаем, какие слова считают проверочными и проверяемыми, авторы учебника. Давайте обратим внимание на страницу 98.

(Дети читают текст про себя, затем вслух)  (Слайд 6)

Учитель: Какие слова называются проверяемыми и где на картинке проверяемое слово?

Дети: Слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова. Луг

Учитель: Какие слова называются проверочными и где он на картинке?

Дети: Слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком. Луга

Учитель: А вот перед вами алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. (Слайд 7)

V.Первичное закрепление.

         Цели: Проговаривание нового знания, и  упражнение в работе по алгоритму.

Учитель: А сейчас мы будем работать над данным правилом. Откройте учебник на странице 96 , упражнение 8.

    — Прочитайте пары слов.

    — Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково)

    — Можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначать парный согласный? (Нет)

    — Почему? ( Потому что мы не точно слышим конец слова.)

    — Как можно обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? ( Разными буквами.)

   — Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)

Учитель: Переходим к упражнению 9.

     — Найдите пары слов и прочитайте. Сравните.

     — Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)

     — В каких словах нужно проверять написание? (Гриб, глаз, рог, чиж, сад, лев)

     — А какие слова будут проверочными? (Грибы, глаза, рога, чижи, сады, львы.)

     — Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)

    — Прочитайте последнее задание в упражнении. Выполните упражнение по образцу. Кто закончит первым поднимет руку. К доске  вы будете выходить по цепочке.

(После проверки упражнения, учащиеся получают смайлики)

Учитель: Прочитаем правило в учебнике про себя. (Один учащийся читает вслух)

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

Дети: Изменить слово так, чтобы после согласного стол гласный.

VI. Физкультминутка

               В понедельник я купался,

               А во вторник рисовал,

               В среду долго умывался,

               А в четверг в футбол играл,

               В пятницу я бегал, прыгал

               И немножко танцевал,

               А в субботу, в воскресенье

               Целый день я отдыхал.

VII. Самостоятельная работа.

     Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.

Учитель: Вы немного отдохнули и вспомнили дни недели.  (Слайд 8)

Учитель: В каких  названиях дней недели  встречается наше правило.

Дети: Понедельник, вторник, четверг.

Учитель: А кто из вас может подобрать проверочные слова к этим словам?

(Дети говорят несколько вариантов слов, каждый вариант проговаривается, например: понедельники, понедельника, понедельников и т.д.)

Учитель: А в каких случаях мы можем сказать слово «понедельники», «понедельника», «понедельников»?

Дети: Много понедельников прошло после каникул. После понедельника идет вторник.  В понедельники  трудно вставать в школу.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Что каждое из этих слов может быть проверочным, потому что в них после парного согласного стоит гласный.

Учитель: Давайте запишем эти слова вместе с проверочными словами.

(Задание учитель проверяет и  дает ребенку смайлик.)

Учитель: мы работаем с учебниками на странице 98, упражнение 10. Прочитайте задание про себя. Читаем вслух.

   — Прочитайте слова.

   — Разделите слова на две группы.

   — Назовите проверочные слова.

   — Назовите проверяемые слова.

   — Написание каких букв надо проверить в этих словах?

   — Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(Учащиеся, после проверки задания, получают смайлик.)

Дополнительные задания для сильных учащихся. Они выполняют работу на карточках.

Учитель:  Как проверить парный звонкий или глухой согласный на конце слова.

Учитель: К нам в гости пришло еще одно слово. Посмотрите.  Словарная работа

(Отрывок из электронного пособия «Русский язык. 1 класс» словарное слово тетрадь)

Учитель: Какую букву надо запомнить в слове тетрадь. Запишите слово и подчеркните эту букву.

Учитель: Давайте выполним задание с данным словом. (Задание из электронного пособия выполняется устно.

Учитель: А какое еще правило есть в этом слове?

Дети: Правило о парной звонкой и глухой согласной.

Учитель: В этом слове, ребята, два правила. Первое о непроверяемой гласной, а второе о парной звонкой и глухой согласной.

VII. Включение нового правила в систему знаний.

Цель: дифференцировать задания от типа полученных знаний.

Учитель: У вас на партах слова. Работая в парах, вам необходимо разложить эти слова на группы и объяснить по какому признаку вы их объединили.

(Слова: рыбак, камыш, ёрш, учитель, класс, дежурный, коза, овца, цветы)

Учитель: Давайте проверим, что же у вас получилось?

(Учащиеся читают группы слов и объясняют, почему именно так они подели на группы данные слова.)

Учитель: А посмотрите, как наш знакомый Яша записал эти слова (Слайд 9)

                Как вы думаете, а он, по какому признаку разделил эти слова?

Дети: В первом столбике словарные слова, во втором слова с безударной гласной в корне, в третьем – слова с парными звонкими и глухими согласными.

Учитель: А как вы думаете, есть ли слова, в которых мы можем встретить сразу два правила?

Дети: Да

Учитель: Назовите хотя бы одно такое слово.

(Если дети внимательны, то они назовут слово тетрадь.)

Учитель: Таких слов много. И я предлагаю сейчас вам записать три слова и вставить буквы, а вот какие вам надо подумать.

(Слова: ленив, старик, лежит.) Учащиеся работают самостоятельно, а затем проверяют слова. Для проверки учащимся раздаются листочки со словами.

Учитель: Эти слова отвечают на разные вопросы, обозначают и предмет, и действие, и признак, а правила имеют одинаковые.

IX. Рефлексия

Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности.

Учитель: Чему новому научились сегодня на уроке?

Дети: правильно писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Как проверить  парный звонкий и глухой согласный на конце слова?

Дети: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Учитель: Про наше правило есть стихотворение.

                                Если слышишь парный звук,

                                Будь внимателен, мой друг.

                                Звук согласный проверяй,

                                Рядом гласный подставляй.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей  парный по звонкости и глухости согласный звук.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова.

Учитель: Какие слова называются проверочными?

Дети:  Это такие слова, в которых проверяемая буква находится перед гласным звуком.

Учитель: А теперь посмотрите на смайлики и   оцените свою работу.

(Дети, поднимают над головой те смайлики, которых у них больше)

Учитель: Яша просит вас помочь ему выполнить домашнее задание

 С данными словами составить три предложения, но так чтобы в одном предложении было по три слова. Слова: рыбак, камыш, ёрш, учитель, класс, дежурный, коза, овца, цветы.

Урок по русскому языку на тему»Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.Способы проверки.» (1 класс)

Учитель: Бражникова Елена Николаевна

Предмет: русский язык

Класс – 1

Тема: Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце и в середине слова .Способы проверки слов.

Тип урока: комбинированный урок(отработка умений, постановка и решение частных задач)

Цель: учить различать парные звонкие и глухие в конце и в середине слова; провести наблюдение за произношением парных звонких согласных на конце и в середине слова; познакомить со способами проверки парных согласных на конце и в середине слова.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД)

Предметные:

  • научатся: сравнивать звуки и буквы в словах, кратко характеризовать звуки русского языка;

  • определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки;

  • определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце и в середине слова;

находить в двусложных словах букву парного согласного звука ,написание которого надо проверять;

  • различать проверочное и проверяемое слово;

  • писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце и в середине слова, объяснять их правописание;

  • получат возможность научиться: сотрудничать в группах при работе со знаковой информацией;

  • соотносить произношение и написание парного согласного на конце и в середине слова;

  • планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова и подборке родственных слов;

  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; соотносить изученные понятия с примерами;различать глухие и звонкие согласные звуки на практике ;использовать алгоритм порядка действий при подборе проверочных слов.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации ;анализировать собственную работу ,вносить изменения в действия с учётом возникших трудностей; адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи с соблюдением произношения слов согласно с орфоэпическим нормам русского литературного языка.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;

  • развитие самостоятельности;

  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная ,групповая

Оборудование:   оценочные листы,  карточки для индивидуальной работы, карточки-задания для групповой работы, картинки сказочных героев, раздаточный материал для звуко-буквенного анализа слова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент .Мотивация к деятельности

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к успешной работе.

Мы приглашаем всех в путешествие,

Где ждут чудесные проишествия,

Волшебные звуки ,послушные детям,

Всё то, что так редко бывает на свете.

Слушают учителя, проверяют готовность к уроку.

РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Целеполагание

Послушайте слова :медведь, морковь, рассказ.

-Какие звуки вы слышите на конце слов ?Назовите.

Скажите, какая орфограмма объединяет эти слова? Где она находится?

-Почему мы называем это орфограммой?

-Как правильно писать эту орфограмму? Что для этого надо?

-Давайте составим алгоритм, чтобы правильно писать:

1.Слышу.

2.Определяю опасное место в слове.

3.Проверяю.Способы проверки-один-много

-нет

-называю ласково (прикрепляется на доску).

-Кто мне скажет, чему мы будем учиться на уроке?

-Как будем проверять согласные на конце слова?

-До чего опасны согласные звуки!

Сколько с ними хлопот! Им нельзя доверять-надо их проверять!

Называют звуки ,которые слышат на конце этих слов.

-Слышим глухие согласные звуки.

-Какие писать буквы не знаем.

-На конце слова «ошибкоопасное место». Слышим глухой звук, а писать нужно звонкий.

-Подобрать проверочное слово.

Выдвигают гипотезы.

Формулируют тему урока, цель(вывешиваем на доску).

РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий.

ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке.

3. Этап решения учебной задачи.

Работа в тетрадях.

Работа со словарным словом.

Повторение изученного материала

4.Изучение нового материала.

Физкультминутка

5.Первичное осмысление и закрепление.

Групповая работа

-Сели прямо, положили правильно тетради.

-Записали число, классная работа.(В словах ставим ударение, делим на слоги, даём характеристику звукам в слове «мая», пишем транскрипцию этого слова).

-Прописываем заглавную и строчную букву-Мм-по образцу.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной…( медведь).(Учитель прикрепляет картинку со словом).

-Какое это слово? Запишите его.

-Поставьте ударение, разделите слово на слоги. Определите опасные места.

-Какая орфограмма встречается в этом слове?

-Что нужно, чтобы правильно написать это слово?

-Ребята, а в каких произведениях чаще всего мы встречаем нашего героя медведя?

Учитель читает отрывок из сказки. («Маша и медведь»).

-Как называется это произведение?

-Почему вы считаете, что это сказка?

-Давайте произнесём слово сказка.

-Есть ли в этом слове опасное место ?Где оно? Почему?

-Давайте проверим по нашему алгоритму это опасное слово.

-Какой сделаем вывод?

-Да, ребята, парные согласные встречаются на конце и в середине слова. Чтобы правильно их написать, нужно проверять.

-Запишите это слово и проверьте его.

-Какая орфограмма встречается в проверочном слове?

-Если слышите парный согласный на конце слова-хлопаем.

-Если слышим другую орфограмму-топаем.

-Если слышим обе орфограммы-хлопаем и топаем.

Учитель называет слова: глаз,шина,дочка,морковь,чаща,тучка,снег,лёд,мороз,медведь,ошибка.

-Давайте повторим, как проверить парный согласный на конце и в середине слова?

Учитель раздаёт задание группам.

-Вставить пропущенные буквы в словах, написать проверочные слова.

-Проверка выполненного задания

Фронтальная работа.

Пишут в тетради.

Отгадывают загадку.

Записывают отгадку.

-Словарное.

-В слове два слога.

-Ударение падает на второй слог. Опасное место в первом слоге-надо запомнить.

-На конце слышится глухой звук, а писать нужно букву д. Проверочное слово-медведи.(Дети вспоминают алгоритм ,как правильно написать слова с согласным на конце.)

-В сказках.

-«Маша и медведь»

-Медведь разговаривает с Машей.

-Да.

-В середине слова слышится глухой звук-с.

-Сказка-сказочка.

-Парные согласные встречаются не только на конце слова, но и в середине слова.

Сказка-сказочка.

-ЧК-ЧН.

Дети выполняют движения.

-Нужно подобрать проверочные слова.

Работают в минигруппах, выполняют задания

Предметные результаты.

КУУД: умение слушать собеседника, понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей.

РУУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль ,уметь оценивать чужую работу по заданным критериям

КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

ПУУД: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов.

ПУУД: общеучебные-осознанно строят речевое высказывание в устной форме о написании парных звонких и глухих согласных.

КУУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

ПУУД:  осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

РУУД: планируют учебное сотрудничество;

КУУД:  формируют межличностное общение в совместной деятельности

6. Этап самостоятельной работы

-Выполните задания на индивидуальных листах, оцените свою работу .

Самостоятельно выполняют задания, оценивают себя

РУУД: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности.

7.Этап рефлексии

-Возьмите свои оценочные таблицы, посмотрите ещё раз на темы и ,если согласны со свои ответом, обведите в кружок , если нет- поставьте более жирным.

-Кто исправил свои оценки?

-Нарисуйте линеечку и оцените свою работу на уроке.

Работают с таблицей и со школой оценивания

РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.

КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

Вспоминаем следующую грань нашего кубика.

Ваши версии. Что будет в задании? (слова, словарные слова, написание)

Правильно, речь пойдет о словарных словах.

Послушайте внимательно лексическое значение данного слова и запиши его, подобрав устно проверочное слово.

Упражнение 1.

1) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр;

ГОРОД

2) однолетнее растение из семейства тыквенных, шарообразной формы зелёного цвета с чёрными полосами, самая большая в мире ягода;

АРБУЗ

3) холодная зимняя погода, стужа, холод;

МОРОЗ

4) крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, самый крупный из современных хищных зверей

МЕДВЕДЬ

Что общего у этих словарных слов?

Где парные согласные требуют проверки? (на конце слова)

Почему? (слышится неясно)

Как проверить правописание парной согласной в слове?

Какое слово называется проверочным? (родственное слово, где после согласной стоит гласная)

Словарное слово, о котором мы будем сегодня говорить, вы узнаете, если отгадаете его, оно спряталась в словах, которые мы записали- в нем звуков меньше, чем букв (медведь)

Какие ассоциации возникают у вас к слову “медведь”?  (хищник, сильный, огромный, лес, берлога и т.д)

МЕДВЕДЬ — означало, первая часть — «едящий мёд, медок», а вторая часть произошла от «ведающий» — ведать, знать, где мёд.

Каких медведей вы знаете?

В мире насчитывается 8 видов медведей:бурый медведь, губач, белый медведь, гималайский медведь, барибал, малайский медведь, очковый медведь, панда.

Я вам расскажу о двух видах медведей. Это губач и очковый медведь. Посмотрите на доску. Ваши предположения, почему их так назвали?

Очковый медведь своё название горный медведь получил из-за светлых шерстяных кругов вокруг глаз. Очковый медведь устраивает гнездо-платформу из ветвей – на дереве. Днём он отдыхает в гнезде, а ночью отправляется на поиски корма. Обитает на западе южной Америки и на горах Анды.

Губач- этот зверь имеет чрезвычайно подвижные губы, способные вытягиваться в длинную трубку. Передних резцов у него нет, но есть длинный язык. Благодаря этим особенностям, животное обладает прекрасным инструментом для добывания пищи, работающим по принципу вакуумного насоса.

Какие опасные места встречаются в слове медведь? (безударная гласная, парная согласная, ь показатель мягкости согласных)

Как проверить безударную гласную в слове?

Подчеркните красным карандашом буквы е,  д и ь.

Оцените свою работу знаками (! – отлично; ? – надо еще поработать)

План-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова — урок русского языка во 2 классе

Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова. (2 класс)

Цели:  формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать вывод; развивать у учащихся навыки грамотного письма.
   Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
   Оборудование:  карточки с изображением букв.  Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

II. Актуализация знаний.                                                                                                       Отгадай загадки.

1.    Весь день домой и на работу
        Возить людей его забота.
         Носит обувь из резины
         И питается бензином.  (автобус)             (слайд)                                                

2.    Палочка волшебная есть у меня, друзья.
         Палочкою этой могу построить я:
         Башню, дом и самолёт
         И огромный пароход! (карандаш)               (слайд)
-Чем похожи слова? (Слова с парными согласными на конце слова).
— Сформулируйте тему урока.
Уч-ль. Цель: формирование умения правильно писать слова с парными                            звонкими и глухими согласными на конце слова.

III. Чистописание.

– Сегодня будем писать буквы С,З.

    -Прочитай пословицу. Объясни смысл.

     Семь раз отмерь, один раз отрежь.
   — Найди слова с парными согласными на конце слов.
    Подбери проверочные слова.

IV. Работа по теме урока.
     — Как произносятся согласные звуки?                     (слайд)
     — Назови парные звонкие и глухие согласные?
     — Проанализируйте ряд букв.                              (слайд).
       Б   В  ?   Д   Ж   З
       П  Ф  К  Т   Ш   С                                                  

1. С л о в а р н а я   р а б о т а.                                

– А отправимся мы с вами в страну «Словария». Из данных слов вы должны выбрать слова со звонкими и глухими согласными на конце и записать.
        вол        весна
        пень      столб
        этаж      ком
        лай        утюг
        глаз      сапог

П р о в е р к а   н а п и с а н н о г о.

– Молодцы, ребята, хорошо работали.          
   2. Чтобы правильно написать слово, надо вспомнить правило проверки.              (слайд)                                                                                Алгоритм проверки парного согласного звука в корне слова.                                                                                                            
Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова надо:
1) Найти парный согласный в слабой позиции;
  на конце слова                     перед глухим согласным
3) Подобрать  проверочное  слово:
— изменить  форму слова так, чтобы после этого согласного  звука быль гласный или сонорный согл.
— подобрать однокоренное  слово так, чтобыпосле этого согласного звука был гласный или сонорный                               

3. У п р а ж н е н и я   в   п о д б о р е  п р о в е р о ч н ы х с л о в.   (слайд)
     (дети поднимают карточку)                                                                            — Отгадайте загадки и напишите отгадки. Устно подберите проверочное  слово.

Медведь, леопард, бегемот, верблюд, ёж, носорог, жираф.  

   П р о в е р к а   н а п и с а н н о г о.
 З р и т е л ь н а я   г и м н а с т и к а.                                                 (слайд)                       

4. Работа  по  учебнику.                                                                                                 Упражнение 36(с.23)                                                                                          (Самостоятельное выполнение. Самопроверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными орфограммами и называют проверочное слово).

 — Теперь приглашаю вас всех на зарядку.

V.  Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Для начала мы с тобой
 Крутим только головой.
(Вращения головой)
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись                                                                                                 Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Сесть на место.)
VI. Закрепление изученного материала.

1. У п р а ж н е н и е.

— Кто запомнит больше слов из  стихотворения на изучаемую орфограмму?                            

В ЗООПАРКЕ

Вот царь зверей – могучий лев.

А тут жираф с длиннющей шеей.

Ушастый ёж, чем не хорош?

Енот-красавец смотрит вниз.

Там потянулась сладко рысь.

Плывёт могучий бегемот.

Медведь над нерпою ревёт.

И белый голубь там летает,

Он крошки хлеба собирает.      

VII. Рефлексия.

На доске текст.   (слайд)                                                                                                                                                                         Прочитай.  Найди в тексте слова, требующие проверки.  Выпиши слова, подбери проверочное.                                                                           » Зимой кругом лежит снег.  Как красив дуб!  Как хороши ели!                                               Мороз сковал речку и пруд.  Ребята спешат на каток. «
  (Взаимопроверка. Ученики меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляются карандашом).                      (слайд)                                                                

VIII.. Итог урока.                                                                                                     

– Какую орфограмму мы повторили?

– Как проверить парную согласную в корне слова?

* Повторяли понятие согласные звуки.
   * Учились различать и проверять парные звонкие и глухие  согласные.
   * Учились находить слова с парными согласными звуками.
 Домашнее задание.   Выполнить упр.38 (с.24).

Молодцы! Спасибо за урок.

Список используемой литературы:

 1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.

2. Додух Н.В. Письмо. Развитие речи 1-4 классы Конспекты занятий, дифференцированные задания. Волгоград. Учитель 2011г.- с, 85, с.86.

3 .Зубарева Л.В.Коррекция письма на уроках 1-2 классы.

Практические и тренировочные задания и упражнения. Волгоград.Учитель.2005-с.11.        

Тема «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» 2 классе УМК «Школа России»

Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа России»

Тема «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Цели:отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать каллиграфические навыки, внимание, логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Планируемые результаты: учащиеся научаться проверять звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.

Планируемый результат:

  1. Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

2) Метапредметные умения:

а) познавательные умения:

— различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;

— распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;

б) регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— исправлять ошибки в учебном тексте.

в) коммуникативные умения:

— формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

3) Предметные умения:

— писать слова с парными звонкими и глухими согласными  в конце слов;

— писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

Словарная работа

( На доске записаны слова)

Ребята, дорога, коньки, весело, снеговик, осина, берёза, девочка, морковь.

— Найдите лишнее слово. ( Лишнее слово снеговик. Его можно проверить, остальные слова с непроверяемыми гласными).

— Спишите слова, подчеркните непроверяемые безударные гласные.

3. Самоопределение к деятельности

( На доске запись.)

бп вф зс дт жш

— Расшифруйте схему. Что это? ( Это парные звонкие и глухие согласные.)

— Почему эти буквы называются орфограммой? ( В конце слова или в середине перед глухим согласным парные согласные оглушаются.)

— Как проверить парный согласный в конце слова? ( Надо изменить слово или подобрать проверочное, чтобы после согласного звука стоял гласный.)

4. Работа над ошибками

(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)

Карточка 1. Правописание безударных гласных в корне слова.

В проверочном слове поставь ударение, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.

подводник — в…дяной

певчий — зап…вала

ясный – объ…снил

сердце – с…рдечный

тянут – пот…нули

кончик – нак…нечник

долг – зад…лжал

скрип – заскр…пел

винтик – зав…нтил (Проверить по эталону на экране)

Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова.

Из двух слов выбери проверочное, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.

ложечка, ложки – ло…ка

следы, вслед – сле…

просьба, просил – опро…

отрез, вырезать – сре…

обувка, нет обуви – обу…ь

завязал, связка – завя…ка

кладу, клад – закла…кА

травы, травка – сбор тра…

Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ

А) Дополни правило

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

ЧУ –ЩУ пиши с буквой …

Б) Вставь пропущенные буквы.

Поют чиж.. . Летают стриж.. . Волки ищ..т добыч.. . Над рекой крич..т ч..йки.

В ч..сах поменяли пруж..ну. Молоко налили в кувш..н и ч..шку.

5. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

6. Обобщение изученного материала

инструкции к работе

  1. Возьми закладку и закрой ею первый столбик таблицы.

  2. Выполни задание.

  3. Передвинь закладку вниз до следующей горизонтальной линии, проверь, правильно ли выполнено задание ( ответы даны в первом столбике.)

  4. Если допущена ошибка, вернись к заданию, перечитай его и исправь ошибку.

  5. При проверке ответов будь внимателен, не оставляй неисправленных ошибок.

Звонкие и глухие согласные в корне слова

Ж-Ш

З-С

Г-К

Д-Т

Б-П

Многие согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости и глухости: Б – П , В – Ф  .

Укажи парные глухие для данных звонких согласных:

Ж -.. ; З — ..; Г — ..; Д — ..;  Б — .. .

Б, П

З, С

Ж,Ш

Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Какой звук обозначает в словах выделенная буква: дубы -.., дуб -..; возы — .., воз -..; лужи — …, много луж — ..?

Гласный

В конце и в середине слова звонкие согласные звуки часто произносятся как глухие. Чтобы правильно писать согласные буквы в конце и в середине слова, их нужно проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного стоял … звук.

Гудок, дубы, книжечка, мороз. Трава, лазить, молотить, косить, ложечка, рассказывать, мягонький, легонько

Напиши проверочные слова.

Гудки — … , дуб — … ; книжка — … , заморозки — …, травка — … . залезть — …, молотьба — … , косьба — … , ложка — … , рассказчик — … . мягкий — … , легко — … .

Пруд, лебедь, пород, бед, сорок, город, утят, сторож, воровку, робкие, близкий друг.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

В центре Томска есть большой пру.. . Третий год живёт там лебе..ь Катя. Рядом плавают у..ки разных поро.. . много бе.. утятам от соро.. . Когда горо.. спит, сороки утя.. воруют. Но нашёлся сторо.. – журавль Фомка. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили Фомку. Теперь он для них самый бли..кий дру..

7.Рефлексия

Индивидуальная работа учащихся

-А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Ваша задача: вставить пропущенные парные звонк. и глух.согл.звуки, устно подбирая проверочное слово.(Раздаются конверты  с карточками с тремя уровнями по сложности выполнения задания). На следующем уроке русского языка будут известны результаты ваших работ).

— Кто выполнил задание вперёд, могут открыть прописи и поработать над упр. с.

8. Подведение итогов урока

— Наш урок подошёл к концу. Над какой темой работали? Как проверить парный согласный? Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?

-А теперь встаньте, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха. (Покажите, на сколько вы:

1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2)Разобрались с темой урока;

3)Умеете применять свои знания (сидят за партами — плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

Вы сегодня замечательно потрудились.

9. Домашнее задание по выбор(ситуация выбора)

  • стр. 29 упр. 50 (учебник).

  • придумать рассказ с парными согласными (5 предложений).

Конспект урока по русскому языку на тему «Звонкие и глухие согласные на конце слов» (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа»

Урок 32
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развития фонематического слуха, умения соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся видеть и объяснять процесс оглушения звонких согласных (парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими), составлять простейшую графическую схему слова; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; коммуникативные – умеют договариваться, приходить к общему мнению в решении учебно-познавательной задачи; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Образовательные ресурсы: иллюстрация королевства Алфавит; сигнальные карточки парных согласных.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Орешек знаний тверд, но все же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

Желанье сильное узнать.

II. Чистописание.

− Назовите буквы, в которых есть элементы С, hello_html_36a970c7.png.

Учитель записывает на доске буквы, которые называют: ж, х, э, с.

− Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите.

− Какая буква «лишняя»? (Э.)

− Дайте ей характеристику.

III. Введение в тему.

– Мы отправляемся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.

− Сколько букв в русском языке?

− Какие буквы не обозначают звуков?

− Сколько гласных звуков? (6.)

− Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)

IV. Сообщение темы урока, постановка целей.

− Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных.

− Послушайте сказку.

ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные − с согласными. Буквы а–я, у–ю, ы–и, э–е, о–ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были звонкие буквы.

А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнером. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

− Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости – звонкости в начале и на конце слова.

V. Изучение нового материала.

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умений читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями, выполнять знаково-символическое моделирование; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; установление причинно-следственных связей.

1. Работа по тетради.

Задание 1, с. 41 (работа в парах).

Вывод: парные согласные в начале слов − в сильной позиции.

hello_html_m326e76a9.pngМинутка мышечной релаксации

На фоне тихой музыки.

− Глазки закрываем,

Спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем…

Дышим все легко, ровно, глубоко…

Шея не напряжена

И расслаблена.

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Пауза 1–2 минуты.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

2. Работа по учебнику (с. 76).

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике, развитие умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

− Прочитайте пары слов.

− Ответьте на вопросы учебника.

Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются.

3. Игра «Парный звонкий согласный заболел».

Один ученик называет «здоровый» парный согласный (с голосом, звонкий), второй − «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с.)

Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.

4. Работа по учебнику.

Упражнение 41, с. 76.

− Сейчас я предлагаю вам провести исследование на тему «Правописание парных согласных на конце слов». Но для этого нам предстоит отправиться… Угадайте, куда?

9

16

16

17

1

18

12

(Зоопарк.)

− Кто был в зоопарке?

− Закройте глаза и вспомните, что вы интересного видели в зоопарке.

− Что такое зоопарк? (Ответы учащихся.)

Учитель зачитывает по толковому словарю В. И. Даля, что означает слово «зоопарк».

− А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи.

Познавательные УУД: формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное в языковых явлениях.

− На территории сказочного королевства есть зоопарк. (Учебник, с. 77.)

− Прочитайте названия животных под рисунком.

− Что заметили? (Последние звуки произносятся одинаково.)

− Определите, какую букву надо написать на конце каждого слова.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Запись пар слов.

hello_html_m326e76a9.pngФизкультминутка

Мы к плечам приблизим кисти

И вращение начнем.

Раз − два − три − четыре − пять.

Стоп! Теперь назад вращать.

(Ученики, приставив руки к плечам,

делают вращательные движения.)

Перед грудью руки ставим

И рывком их выпрямляем.

(Ученики рывками отводят руки от груди

в стороны.)

Одну руку вверх поднимем,

А другую вниз опустим.

(Ученики nоnеременно плавным движением

поднимают и опускают выпрямленные руки.)

А теперь мы приседаем,

Приседания считаем.

А когда закончим счёт,

Захотим присесть ещё.

(Ученики делают приседания.)

А теперь давайте вместе

Мы чуть-чуть пройдём на месте.

(Ученики ходят на месте.)

Всё, окончена разминка,

И за парты мы садимся.

(Ученики садятся за парты.)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа с пословицами (лингвистическая, лексическая).

На доске записаны пословицы.

− Прочитайте пословицы. Напишите их в тетради, вставляя нужные буквы. Объясните смысл пословиц.

Старый дру.. лучше новых двух.

Тру.. кормит, а лень портит.

− Какие буквы вставили?

− Какие слова могут быть проверочными?

2. Работа по учебнику.

Упражнение 42, с. 78.

Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).

Часть учащихся работает по индивидуальным карточкам.

КАРТОЧКА 1

Вставь пропущенную букву Б или П.

ястре.. стол..

спосо.. ло..

хле.. сиро..

су.. шта..

сер.. пото..

КАРТОЧКА 2

Вставь пропущенную букву В или Ф.

жира.. уда..

шка.. клю..

тетере.. остро..

взры.. шар..

морко..ь зо..

КАРТОЧКА 3

Вставь пропущенную букву Г или К.

зву.. четвер..

дру.. бере..

кру.. утю..

тан.. пустя..

фла.. со..

КАРТОЧКА 4

Вставь пропущенную букву З или С.

гла.. кара..ь

пару.. арбу..

гру.. сеноко..

голо.. ры..ь

моро.. свя..ь

VII. Итог урока.

− Как парные глухие и звонкие согласные произносятся и пишутся в начале слова? На конце слова?

− Как следует проверять парные согласные на конце слова?

− Будьте очень внимательны. Поднимайте сигнальные карточки с парными согласными.

Вот царь зверей − могучий ле..,

А тут жира.. с длиннющей шеей.

Ушастый ё.. . Чем не хорош?

Ено..-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры..ь.

Плывет могучий бегемо..,

Медве..ь над нерпою ревет.

И белый голу..ь там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

− Урок окончен! Молодцы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *