Парные глухие и звонкие согласные на конце – Парные глухие согласные | Орфография

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 2-й класс

Цели:

  • Закреплять и конкретизировать знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо;
  • Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь, фонематический слух;
  • Воспитывать аккуратность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.

– Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.

II. Минутка чистописания

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

– Что записано на доске? (Буквы)
Какая буква лишняя и почему? (У – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
– Какие это согласные? (Звонкие – глухие, парные)
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.

III. Словарная  работа

Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.)

– Что называет это слово? (Предмет)
– Что можете ещё сказать про это слово? (Нарицательное, неодушевлённое,  м.р., ед.ч., двусложное, 2 слог ударный).
– Образуйте родственные (однокоренные) слова.
(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, подмораживать, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
– Запишите слово

мороз, обозначьте ударную и безударную гласные.
– Какая ещё орфограмма в этом слове? (Парный согласный в конце слова)

Парные согласные в конце слова

– Что такое орфограмма? Почему мы можем назвать парные согласные в конце слова орфограммой? (Есть выбор)

– Между чем мы выбираем?

IV. Постановка темы урока

– Догадались, какая у нас тема урока?
– На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
– Для чего надо изучать эту тему?

V. Введение в тему

День вступил в свои права,

Снова в дверь стучат слова.

– Какие ещё знаем словарные слова с парным согласным в конце? Запишем их (на доске и в тетради запишем в столбик):

арбуз
завод
класс
мальчик
ученик
платок

– Давайте определим последние звуки и сравним их с буквами, которыми мы их обозначаем.

       [с]
арбуз
       [т]
завод
       [с]
класс
           [к]
мальчик
         [к]
ученик
          [к]
платок.

– Что происходит с парными согласным? (Оглушаются)
– Сравните произношение и обозначение звуков на письме буквами. Что вы можете сказать о произношении последнего согласного звука и его обозначении на письме? 

(Произношение и написание парного согласного в конце слова может совпадать, а может и не совпадать)

VI. Отработка нового материала

– Если произношение и написание не совпадают, то в какой позиции стоят парные согласные в конце слов? (В слабой)

– А это орфограмма? (Вернуться к первой схеме). Существует выбор: буква глухого или звонкого согласного звука?
– Что требует слабая позиция? (Проверки)
– Как узнать, что писать в конце слова с парным согласным? (Нужно поставить в сильную позицию)
– Что такое сильная позиция? (Когда написание и произношение совпадают)

– Когда согласный слышится отчётливо? (Перед гласным)

– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным  на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

Парные согласные –
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

(С опорой на схему)

– Какие слова будут проверочными для наших слов?

арбуз – арбузы
завод – заводы
класс – классы
мальчик – мальчики
ученик – ученики
платок – платки

7. Физминутка

8. Обобщение и систематизация знаний

– Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Ответ докажите.

1) Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз).

2) Всё перетрут терпение и … (труд).

3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … (друг).

4) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (Гвоздь)

5) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

IX. Итог урока

– Как произносятся парные звонкие и глухие согласные в конце слов?
– Совпадает ли произношение и написание парных согласных в конце слов? (Может совпадать, а может не совпадать) (Обратиться к схемам)

– Что нужно делать с парными согласными в конце слов?

X. Самостоятельная работа

– А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Будем работать по вариантам. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.

1 вариант: Ду(б/п) – …, горо(д,т) – …, обе(т,д) – …, су(п,б) – …
2 вариант: Зу(п,б) – …, огоро(д,т) – …, гла(з,с) – …, жу(г,к) – …

Взаимопроверка.

– Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

XI. Домашнее задание: стр.111, упр.141.

urok.1sept.ru

Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.

  2. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь.

  3. Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Русский язык. 1 класс», презентация, карточки с буквами и словами, светофор, смайлики

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова и составлять алгоритм проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.

Учитель: Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел Яша погулять.

Тут ему навстречу буквы

И давай ему читать:

«Ты уж, Яша, не спеши,

Нас ты, Яша, заучи,

И тогда ты уже точно

Знания усвоишь прочно»

Учитель: К нашему Яше сегодня пришли звонкие и глухие согласные. Но они пришли не все. А вот какие буквы пришли к Яше вы хотите узнать?

Дети: Да.

Учитель: Тогда отправляемся в путь

  1. Актуализация знаний.

Цели: повторить знания о звонких и глухих согласных, необходимые для открытия нового, выявить затруднение в индивидуальной деятельности.

Учитель: Посмотрите, какие буквы пришли к Яше. Знаете ли вы эти буквы и что оних вы можете сказать. (Слайд 2)

Дети: П, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш. Буква п обозначает глухие согласные звуки [п], [п‘], буква б, обозначает звонкие согласные звуки [б], [б‘] и т.д. А еще они образуют пары по звонкости и глухости.

Учитель: Сейчас посмотрим, как вы хорошо знаете эти пары. Мы с вами будем работать в парах. Перед вами на партах карточки с буквами. Один из вас берет карточку со звонким согласным, а второй находит ему пару – карточку с глухим согласным. Пара, первой выполнившая работу поднимает руки.

(Карточки с буквами п, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш разложены на парты до начала урока. )

Учитель: Мы с вами, сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 3). Та пара, которая правильно справилась с заданием, поднимает зеленый светофор.

(За выполнение задания дети получают смайлики.)

Учитель: А теперь обратите внимание на ленту букв. Что вы можете о ней сказать.

Дети: Лента букв разделена на три поля разного цвета. На красном поле расположены буквы обозначающие гласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие один звук, а в нижнем ряду — буквы, которые обозначают два звука. На поле синего цвета расположены буквы, которые обозначают согласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие звонкий согласный, в нижнем – глухой согласный звук. Две буквы звука не имеют, это ъ и ь знаки.

Минутка чистописания.

Учитель: А теперь я закрою ленту букв, а вы выполните следующее задание. В своих тетрадях на одной строчке вы напишите звонкие согласные, на другой – глухие согласные. Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы. Приступаем к работе.

( На работу отводится 1 – 2 минуты вместе с проверкой задания)

Учитель: Все уже написали. Взяли в руки простой карандаш и проверяем. Если вы написали лишнюю букву на сточке, зачеркните её, если буквы нет, запишите её карандашом. Кто правильно справился с заданием, поднимите зелёный светофор, кто не справился – красный.

(Учащиеся получают смайлики)

Учитель: Вы такие у меня умные. Поэтому я считаю, что поможете Яше выполнить еще одно задание. Посмотрите на карточки со словами. Вам нужно составить пары слов и объяснить по какому признаку вы их соединили. Какая пара сделает работу, поднимает руки.

(Карточки со словами: зайка, сайка, Дима, Тима, жили, шили, вата, фата, гости, кости, бочка, почка, луг, лук разложены на парты до начала урока.)

Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы помогли Яше. (Слайд 4)

( Учащиеся о правильности задания сигнализируют светофором.)

Учитель: По какому признаку вы объединили слова в пары?

Дети: В парах слов есть пара звонких и глухих согласных звуков.

Учитель: Где они стоят?

Дети: Они стоят в начале слова.

Учитель: Что же еще вы заметили?

Дети: Одна пара луг-лук не совсем похожа на остальные. В ней также есть пара согласных звуков, но они стоят на конце слова.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно заметили. И именно эти слова я предлагаю вам запомнить. Они помогут нам познакомиться с темой урока и со своими друзьями словами. А вы хотите с ними познакомиться?

Дети: Да.

  1. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)

Цели: Создать ситуацию, когда дети осознают, что их знаний недостаточно для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Наши слова принесли нам сказку о своих братьях. Послушайте.

Image0321

Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Дети: Написание парных звонких и глухих согласных в конце слов.

Учитель: Перед вами наши слова лу.. – лу… Как же их правильно написать? Вы знаете? (Слайд 5,)

Дети: Нет.

IV.Открытие новых знаний.

Цель: составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Учитель: Для того, чтобы определить какой парный звонкий или глухой согласный надо написать на конце слов, нам с вами надо правило. Вы его знаете?

Дети: Нет.

Учитель: Тогда нам надо провести исследование. А помогут нам в этом слова «много» и «один». (Слайд 5)

Учитель: Один луг. Какой звук вы слышите на конце слова лук?

Дети: Мы слышим на конце слова звук [г].

Учитель: Какую букву мне слове написать к или г?

Дети: Надо изменить слово, а это поможет сделать слово «много»

Учитель: Давайте попробуем изменить слово. Какое слово мы получим?

Дети: Много лука. Получили слово «лука».

Учитель: Что вы увидели, когда мы изменили слова?

Дети: Перед гласной а в слове мы слышим звук [к] и пишется буква к, потому что в слове лук нужно писать букву к.

Учитель: Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву к.

Учитель: Ребята, а зачем мы с вами проводили исследование?

Дети: Мы выполняли исследование для того, чтобы знать, как писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Можете ли вы сделать вывод о том, как надо писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце?

Дети: Изменить слово так, чтобы наш звук слышался отчетливо, а затем записать само слово.

Учитель: А как мы можем назвать эти два слова?

Дети: Слово, при написании которого мы сомневаемся, называются проверяемыми, а слова, которые мы находим, чтобы проверить эти слова называются проверочными.

Учитель: А сейчас мы с вами узнаем, какие слова считают проверочными и проверяемыми, авторы учебника. Давайте обратим внимание на страницу 98.

(Дети читают текст про себя, затем вслух) (Слайд 6)

Учитель: Какие слова называются проверяемыми и где на картинке проверяемое слово?

Дети: Слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова. Луг

Учитель: Какие слова называются проверочными и где он на картинке?

Дети: Слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком. Луга

Учитель: А вот перед вами алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. (Слайд 7)

V.Первичное закрепление.

Цели: Проговаривание нового знания, и упражнение в работе по алгоритму.

Учитель: А сейчас мы будем работать над данным правилом. Откройте учебник на странице 96 , упражнение 8.

— Прочитайте пары слов.

— Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково)

— Можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначать парный согласный? (Нет)

— Почему? ( Потому что мы не точно слышим конец слова.)

— Как можно обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? ( Разными буквами.)

— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)

Учитель: Переходим к упражнению 9.

— Найдите пары слов и прочитайте. Сравните.

— Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)

— В каких словах нужно проверять написание? (Гриб, глаз, рог, чиж, сад, лев)

— А какие слова будут проверочными? (Грибы, глаза, рога, чижи, сады, львы.)

— Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)

— Прочитайте последнее задание в упражнении. Выполните упражнение по образцу. Кто закончит первым поднимет руку. К доске вы будете выходить по цепочке.

(После проверки упражнения, учащиеся получают смайлики)

Учитель: Прочитаем правило в учебнике про себя. (Один учащийся читает вслух)

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

Дети: Изменить слово так, чтобы после согласного стол гласный.

VI. Физкультминутка

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я бегал, прыгал

И немножко танцевал,

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал.

VII. Самостоятельная работа.

Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.

Учитель: Вы немного отдохнули и вспомнили дни недели. (Слайд 8)

Учитель: В каких названиях дней недели встречается наше правило.

Дети: Понедельник, вторник, четверг.

Учитель: А кто из вас может подобрать проверочные слова к этим словам?

(Дети говорят несколько вариантов слов, каждый вариант проговаривается, например: понедельники, понедельника, понедельников и т.д.)

Учитель: А в каких случаях мы можем сказать слово «понедельники», «понедельника», «понедельников»?

Дети: Много понедельников прошло после каникул. После понедельника идет вторник. В понедельники трудно вставать в школу.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Что каждое из этих слов может быть проверочным, потому что в них после парного согласного стоит гласный.

Учитель: Давайте запишем эти слова вместе с проверочными словами.

(Задание учитель проверяет и дает ребенку смайлик.)

Учитель: мы работаем с учебниками на странице 98, упражнение 10. Прочитайте задание про себя. Читаем вслух.

— Прочитайте слова.

— Разделите слова на две группы.

— Назовите проверочные слова.

— Назовите проверяемые слова.

— Написание каких букв надо проверить в этих словах?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(Учащиеся, после проверки задания, получают смайлик.)

Дополнительные задания для сильных учащихся. Они выполняют работу на карточках.

Вставьте букву «б» или «п».

Прору…ь, ду…, хле…, сру…, сте…ь, гри…, зу…, лесору…, сно…, стол…, кра… .

Вставьте букву «д» или «т».

Обе…, гроз…ь, приве…, снегопа…, гра…, мё…, тру…, кист…ь, зу…, огоро…,

Учитель: Как проверить парный звонкий или глухой согласный на конце слова.

Учитель: К нам в гости пришло еще одно слово. Посмотрите. Словарная работа

(Отрывок из электронного пособия «Русский язык. 1 класс» словарное слово тетрадь)

Учитель: Какую букву надо запомнить в слове тетрадь. Запишите слово и подчеркните эту букву.

Учитель: Давайте выполним задание с данным словом. (Задание из электронного пособия выполняется устно.

Учитель: А какое еще правило есть в этом слове?

Дети: Правило о парной звонкой и глухой согласной.

Учитель: В этом слове, ребята, два правила. Первое о непроверяемой гласной, а второе о парной звонкой и глухой согласной.

VII. Включение нового правила в систему знаний.

Цель: дифференцировать задания от типа полученных знаний.

Учитель: У вас на партах слова. Работая в парах, вам необходимо разложить эти слова на группы и объяснить по какому признаку вы их объединили.

(Слова: рыбак, камыш, ёрш, учитель, класс, дежурный, коза, овца, цветы)

Учитель: Давайте проверим, что же у вас получилось?

(Учащиеся читают группы слов и объясняют, почему именно так они подели на группы данные слова.)

Учитель: А посмотрите, как наш знакомый Яша записал эти слова (Слайд 9)

Как вы думаете, а он, по какому признаку разделил эти слова?

Дети: В первом столбике словарные слова, во втором слова с безударной гласной в корне, в третьем – слова с парными звонкими и глухими согласными.

Учитель: А как вы думаете, есть ли слова, в которых мы можем встретить сразу два правила?

Дети: Да

Учитель: Назовите хотя бы одно такое слово.

(Если дети внимательны, то они назовут слово тетрадь.)

Учитель: Таких слов много. И я предлагаю сейчас вам записать три слова и вставить буквы, а вот какие вам надо подумать.

(Слова: ленив, старик, лежит.) Учащиеся работают самостоятельно, а затем проверяют слова. Для проверки учащимся раздаются листочки со словами.

Учитель: Эти слова отвечают на разные вопросы, обозначают и предмет, и действие, и признак, а правила имеют одинаковые.

IX. Рефлексия

Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности.

Учитель: Чему новому научились сегодня на уроке?

Дети: правильно писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова?

Дети: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Учитель: Про наше правило есть стихотворение.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова.

Учитель: Какие слова называются проверочными?

Дети: Это такие слова, в которых проверяемая буква находится перед гласным звуком.

Учитель: А теперь посмотрите на смайлики и оцените свою работу.

(Дети, поднимают над головой те смайлики, которых у них больше)

Учитель: Яша просит вас помочь ему выполнить домашнее задание

С данными словами составить три предложения, но так чтобы в одном предложении было по три слова. Слова: рыбак, камыш, ёрш, учитель, класс, дежурный, коза, овца, цветы.

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Парные звонкие и глухие согласные на конце слов.

Тема урока

 Звонкие и глухие согласные на конце слова

Цели и

задачи урока

  •         актуализировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных; сопоставлять произношение и написание парных согласных на конце слов, выявлять необходимость их проверки, уметь находить способы проверки;
  •         развивать речь, внимание, память, мышление, фонематический слух; обогащать словарный запас;
  •         воспитывать культуру общения и интереса к русскому языку, воспитывать умение сотрудничать, слушать собеседника
  •  уметь находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой;
  • актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
  • формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
  • формирование умения применять полученные знания на практике;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие орфографической зоркости учащихся;
  • формирование познавательной мотивации.

Основные понятия

Орфограмма, звонкие и глухие согласные.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

.Орг. момент

2. Повторение

3.Целеполагание

4.Минута чистописания.

5. Словарная работа.

6. Работа над новым материалом (работа в микрогруппах).

7. Музыкальная физминутка.

8. Закрепление пройденного.

9. Самостоятельная работа. Упр. 138, с. 110.

10. Проверка выполненной работы.

11. Отгадывание и составление загадок.

12.Итоги урока.

Рефлексия.

13. Домашнее задание .

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование

цели.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

Долгожданный  дан звонок, начинается урок.                   Предлагаю подружиться             вместе дружно потрудиться.      Слайд № 2.

-На какие  2 группы делятся все звуки?

-Продолжите предложение «Согласные бывают…»

Добавьте парный согласный.

Б-, Г-, В-, Д-, Ж-, З-.

Стихотворение

В  классе пишут  под диктовку:       «Я   принёс из леса  гриб».          Лишь Андрей выводит ловко:           «Я принёс из леса  грипп».                 Ну, скажите почему,                        Так послышалось ему?                 Когда и какие согласные  заставляют нас сомневаться?                          Какая тема нашего урока?          Слайд 5.

Мм  ам ом  им ым  ум ям мя

-Дайте характеристику звуку м.

-Как напишете слова мороз, медведь,

морковь?

-Какие  безударные  гласные в этих словах?

-Можно ли их проверить ударением?

-Можно ли проверить согласные на конце  слов?  Какие слова могут быть

проверочными?

-Назовите слова, где все согласные звонкие.

-Назовите мягкие согласные.  

Прочитайте слова, записанные в карточке , понаблюдайте, какой звук слышится на конце слов?

-Какая буква пишется и почему?

Как можно проверить?

Какие слова могут быть проверочными?

Какой вывод можете сделать?  

Карточка № 1                          пля…(ж, ш)      шала…(ш, ж)                                                                                        гара…(ж, ш)     каранда…(ш, ж)                                                                                      но…(ж, ш)         ду…(ш, ж)

Карточка №2                           утю…(г, к)     цвето…(к, г)                                                                                               дру…(г, к)     ма…(к, г)                                                                                                        вра…(г, к)     кусо…(к, г)   Карточка № 3                          обе…(д, т)     зон…(т, д)

кла…(д, т)    кро…(т, д)             су…(д, т)       бра…(т, д)      Карточка № 4                          гру…(з, с)          пё…(с, з)

гла…(з, с)          но…(с, з)

во…(з, с)           уку…(с, з)  Карточка № 5              

хле…(б, п)        су…(п, б)

сугро…(б, п)    сно…(п, б)     клу…(б, п)       сер…(п, б)   Карточка № 6

клю…(в, ф)      шар…(ф, в)

ро…(в, ф)         жира…(ф, в)

уло…(в, ф)       шка…(ф, в)

Слайд № 6. Как проверить парный согласный?

Слайд № 10. Подберите проверочные слова. Проверьте друг друга (работа в парах).

Слайд № 9. Исправьте ошибки.

Выберите из каждой пары предложений слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

Слайд № 11-16.

Составьте сами загадку про ужа и про ежа, со словами год, кот.

  1. Сегодня на уроке мы сумели понять.
  2. Как проверить парный согласный?
  3. Как работали на уроке?              Если хорошо, все получилось (красная карточка).

Были затруднения, не все получилось (желтая карточка).

  1. Как оцениваете свою работу? (показать оценку)

Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Настраивается на активную работу на уроке.

Дети вспоминают, что звуки

бывают гласные и согласные

-Звонкие и глухие, твёрдые и

мягкие.

Добавляют парный глухой согласный.

Ребята отвечают, что мальчик перепутал звонкий согласный с глухим.

Парные согласные

Дети приходят к выводу, что будут работать над правописанием парных согласных.

[М] – согласный, звонкий, непарный.

Называют безударный гласный.

 Проверить нельзя, можно запомнить или проверить по словарю.

Мороз, медведь.

М, д,в,

Учащиеся приходят к выводу, что звонкие и глухие согласные на конце слов произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Проверочными могут быть слова, где после согласного идет гласный или н

глаз – глазной

вред – вредный

зуб – зубной.

Подбирают проверочные слова.

Взаимопроверка.

Выбирают пары слов:

Лес – лез

Лук – луг

Прут — пруд

Объясняют написание, подбирая проверочные слова.

Ёж – колючий,

Уж – ползучий.

Что звонкие и глухие согласные произносятся одинаково, пишутся по-разному.

Показывают карточку нужного цвета.

Дети показывают свою оценку.

Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.

nsportal.ru

Звонкие и глухие согласные на конце слова

Дата: 01.09.2012 Автор: Dictread Тема: Диктанты 3 класс

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Слова.

Дуб, герб, голубь, гриб, зуб, клуб, лоб, столб, сугроб, хлеб, суп, серп, тулуп, цепь, укроп.

Бровь, клюв, кровь, лев, морковь, обрыв, обувь, остров, сев, рев, рукав, улов, хлев, шарф, шкаф, штраф.

Берег, враг, друг, круг, луг, овраг, пирог, снег, сапог, слог, стог, рог, творог, утюг, флаг, шаг, юг, бак, бок, бык, волк, галстук, гудок, дневник, звук, жук, крик, крюк, лак, лук, мак, молоток, охотник, песок, рак, рыбак, парк, сок, урок, танк, фартук, язык.

Год, гвоздь, город, дед, дождь, доклад, дрозд, завод, мед, лошадь, медведь, лед, народ, наряд, огород, обед, отряд, парад, плод, площадь, поход, поезд, пруд, рад, ряд, сад, след, склад, тетрадь, труд, холод, хоровод, бант, бинт, брат, буфет, винт, гость, букет, кость, кисть, кит, кот, крот, куст, балет, лифт, молот, мост, плот, прут, рост, рот, салат, салют, свет, свист, самолет, сеть, флот, фронт, халат, хвост.

Арбуз, воз, груз, глаз, грязь, колхоз, мороз, низ, приз, рассказ, совхоз, таз, вальс, вкус, вес, голос, гусь, колос, лес, лось, матрос, нос, овес, пес, час.

Багаж, гараж, еж, нож, пляж, стриж, сторож, уж, чиж, стаж, ерш, камыш, карандаш, ландыш, марш, шалаш.

1. Вот тебе прут. Гони гусей на пруд. 2. В огороде вырос лук. Луг покрылся сочной травой.

1. По реке плывет плот. С дерева упал спелый плод. 2. У отца в руках молот. В зимний холод мы кормили птиц.

1. За домом рос старый дуб. 2. Лена терла морковь для салата. 3. Рак жил под камнем. 4. Мы идем на балет.

1. Я люблю арбуз, а брат — дыню. 2. В вагоны грузили багаж. 3. У дедушки лисий тулуп. 4. Мама свяжет брату шарф.

1. Собака — верный друг. 2. Начался учебный год. 3. Зазвучал школьный вальс. 4. В лесу рос душистый ландыш.

1. На окно сел голубь. 2. Дети встали в круг. 3. Гриб рос под елкой. 4. Это шкаф для книг.

1. Налей воду в таз. 2. Брат ставит машину в гараж. 3. В суп положили укроп. 4. Учитель ставит в дневник оценки.

1. Тетрадь стоит две копейки. 2. Мороз сковал реки льдом. 3. Охотник набрел на большой шалаш. 4. На лугу стоял стог сена.

1. Обрыв зарос густым ельником. 2. В слове «конь» один слог. 3. Наш герб — серп и молот. 4. Отлично служит матрос Орлов.

1. Утром купили свежий хлеб. 2. Надо детям купить обувь.

3. На первый ряд сели наши гости. 4. В лесу много берез.

1. Учитель делал доклад. 2. Один рог у быка сломан. 3. У берега рос камыш. 4. У Веры в клетке жил чиж.

1. Наш народ строит новую жизнь. 2. Наш отряд идет на парад. 3. Город Москва очень большой.

1. Возьми нож и вилку. 2. В траве полз уж. 3. Собака напала на след. 4. Дрозд клюет ягоды.

1. Я получил первый приз. 2. На обед дали пирог с капустой. 3. У Вали сильный голос. 4. За лесом большой луг.

Игра.

Дети встали в круг. Они играют. Миша — волк. Волк ловит гусей. Один гусь у волка. Миша рад.

Ваня.

Ваня нес хлеб. Он устал. Сел Ваня под куст и уснул. А Рекс тут как тут. Ест пес хлеб и рычит. Проснулся Ваня. Нет хлеба. Плачет Ваня. А Рекс скулит. Жалко Ваню.

Зимой.

Был мороз. Выпал пушистый снег. Дети взяли коньки и лыжи. Они вышли в парк. Там горка и пруд. Легко бегут коньки по льду. Быстро едут лыжи с горки. Хорошо зимой!

 

Выборочные диктанты.

На парад

Идет отряд.

Барабанщик

Очень рад.

(А. Барто.)

 

За оградой виден сад —

Молодые яблони.

Там работает отряд

С тачками и граблями.

(А. Барто.)

 

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков.)

 

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют — двенадцать раз.

(С. Маршак.)

 

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку…

(Г. Ладонщиков.)

 

Снег расстроился до слез:

Дом сосульками оброс.

(Л. Зубкова.)

 

Говорят прохожие:

— Вот весна идет!

А это я работаю,

Разбиваю лед.

(А. Барто.)

 

Флот плывет к большой земле;

Флаг на каждом корабле.

(С. Маршак.)

 

Мед медведь в лесу нашел —

Мало меду, много пчел.

(С. Маршак.)

 

Вот какой у нас арбуз

Замечательный на вкус!

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.

(3. Александрова.)

 

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу — всякий плод,

Что под деревом найдет.

(П. Воронько.)

 

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

(М. Познанская.)

 

Самодиктанты.

Светофор мигнул и — раз!

Вдруг открыл зеленый… (глаз).

 

Замечательный на вкус!

Алый, сахарный … (арбуз).

 

Дружно выстроившись в ряд,

Дети вышли на … (парад).

 

Береги нос

В сильный … (мороз).

 

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский… (сад).

 

Всякий молод

В зимний… (холод).

 

Пришел домой художник наш,

Он взял тетрадь и … (карандаш).

 

Это в небо голубое

В честь победы пушки бьют,

И звучит над всей страною

Майский, праздничный… (салют).

 

Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

 

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет — это … (крот).

 

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? … (тетрадь)

 

Солнце жарче припечет,

С неба дождь на нас польет.

Зацветет, зазеленеет

Наш веселый … (огород).

 

Комментированное письмо.

1. Берег речки крутой. 2. У дома рос дуб. 3. В парке много берез. 4. Рыбак закинул сеть.

1. В октябре часто идет дождь. 2. На лето мальчики уехали в колхоз. 3. У нас строят большой клуб. 4. Надо вбить гвоздь. Дай мне молоток.

1. Столб врыли рабочие. 2. Ровно в шесть часов гудит гудок. 3. Отец и дед идут на завод. 4. Лев — сильный зверь.

1. У грача клюв острый. 2. У дома целый сугроб снега. 3. Мой брат нес флаг. 4. Из чащи леса раздался рев. Это медведь.

1. Еж колкий, и ерш тоже. 2. В сумке тетрадь и карандаш. 3. Вася чистил лук. 4. Морковь и салат — овощи.

Прогулка.

Миша и Глеб пришли в лес. На поляне рос дуб. Он был очень старый. Под дубом они нашли много ягод. Нашли и гриб.

В деревне.

Летом я был у бабушки. Окна дома выходят на берег реки. Около дома огород. На огороде росли лук, морковь, укроп. Рядом с домом клуб. Я и Вова часто ходили туда.

Медведь.

Медведь нашел под елкой яму. Он устроил там берлогу. Подул ветер. Выпал снег. Спит медведь под снегом.

 

Творческие диктанты.

Гриб. Суп.

Обувь. Шарф.

Флаг. Галстук.

Народ. Салют.

Нож. Карандаш.

 

Контрольные диктанты.

Петин брат.

У Пети есть брат. Брат работает в Москве. Петя знает Москву. Это большой город. Петя был у брата. Он видел завод. Брат — мастер цеха. (24 слова.)

Зимой.

Был зимний день. Ваня вышел в парк. Ветер качал ветки берез и лип. Ваня побежал на пруд. На пруду был крепкий лед. (22 слова.)

Сад.

Вот школьный сад. В ряд стоят яблони и груши. Радуют глаз спелые плоды. Много здесь и ягод. Пионерский отряд работает в саду. Школьники собрали хороший урожай. (26 слов.)

Зима пришла.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Ударил сильный мороз. Ребята вышли в парк. Там пруд. На пруду лед. У Коли коньки. У Нины лыжи. Оля возит Лену на санках. Весело ребятам. (30 слов.)

Осень.

Осень. Уже октябрь. Идет дождь. На улице грязь. Кругом большие лужи. Коров загнали в хлев. Мне купили новую обувь и зонт. Я иду гулять. (24 слова.)

Летом.

Ребята пошли в лес. Там пруд. Тихо шуршит камыш. Мальчики нашли плот. Они уплыли на другой берег. Там пляж. Ребята купались.

Ноябрь.

Ноябрь. Сад пуст. Наступил холод. Выпал первый снег. В воздухе кружились пушистые снежинки. Они тихо падали на землю. Стали белыми крыши, сад, луг, огород. (24 слова.)

За грибами.

Вот овраг. Дальше лес. Ребята зашли в чащу. Они набрали грибов. Игорь нашел пять белых. Вкусен пирог с грибами. Хорош и грибной суп. (23 слова.)

dictations.ru

«Парные звонкие и глухие согласные в конце слова».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

логопедического занятия (3 класс)

Грамматическая: правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

Логопед

Антропова Оксана Фёдоровна

Тип занятия

Закрепление пройденного материала

Время реализации

40 минут

Цели занятия

Образовательные:

1. Развитие звукобуквенного анализа.

2. Закрепление навыка правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова.

3. Активизация словарного запаса.

4. Совершенствование устной речи.

5. Формирование навыка чтения и письма.

Развивающие:

1. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.

2. Развитие рече–мыслительной деятельности.

2. Развитие артикуляционных кинестетических ощущений.

Воспитательные:

1. Воспитание усидчивости.

2. Формирование личностных качеств: организованности, активности.

3. Воспитание умения оценивать свои знания и умения.

4. Формирование умения работать в группе.

Ориентация на результаты:

Предметные:

Понятия: звонкие и глухие согласные; единственное и множественное число. Способы проверки звонких и глухих согласных. Подбор слов по смыслу к незаконченному предложению («доскажи словечко»).

Мета предметные результаты.

Мета предметные результаты обучения формируются через систему заданий, направленных на:

1.умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи  познавательной деятельности;

2.умение выдвигать свои предположения, аргументировать ответ;

3.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

4.владение основами самоконтроля, самооценки;

5.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

6.умение слушать и слышать, организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

7.умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.

Личностные результаты.

    1. формирование личностных качеств: организованности, активности, ответственности;

    2. формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

    3. воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

    4. готовность вести диалог с другими учениками.

Оборудование:

предметные картинки, карточки с заданиями, карточки для чтения, мяч, картинки с изображением 7-ми гномов в разноцветных шапочках.

Место урока в системе уроков (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)

Занятие является вторым в теме: «Безударные гласные» и шестым в разделе логопедической работы: Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматического строя речи.

Коррекционно — развивающее обучение школьников ведётся в соответствии с программами:

— Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»

— Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»;

— Ястребова А.В. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ»

Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей группы

Рабочая программа рассчитана на учащихся 3 класса, имеющих СНР лёгкой и средней степени тяжести обучающихся по 1 варианту в общеобразовательной школе психолого-педагогической поддержки.

Конспект урока

Деятельность учащихся

Адаптация учебного материала для детей с интеллектуальными отклонениями

Фаза 1.

Начало образовательного мероприятия

Вхождение в тему.

Формирование мотивации.

Определение темы занятия.

2 мин.

1 мин.

1.Развитие фонематических процессов

Организационный момент (слово логопеда, наглядный метод).

Логопед

— Здравствуйте! Давайте сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол и приготовимся к занятию.

— Давайте вспомним, как узнать какой согласный звук звонкий, а какой глухой? (метод прикладывания ладони к горлу или закрыть руками уши и произнести звук).

— Назовите предмет на картинке.

— Какой звук вы слышите на конце слова? Логопед поочерёдно показывает предметные картинки

(Слайд № 2-17)

(завод, утюг, букет, укроп, клюв, шкаф, гриб, рак)

Цель: развитие зрительного и слухового внимания.

  1. Постановка целей и задач урока (Слайд № 18) 

Логопед:

— Тема нашего занятия: «Парные звонкие и глухие согласные в конце слова».

Сегодня мы будем продолжать учиться различать звонкие и глухие согласные в конце слова.

Ученики садятся за парты.

Ученики называют картинки, последний звук в слове, определяют звонкий он или глухой

Смотрят на экран компьютера и знакомятся с темой занятия

Формирование здоровье- сберегающих факторов.

Развитие речеслуховой памяти.

Формирование мотива учебной деятельности

Фаза 2.

Работа над темой.

Фаза 3.

Завершение

образова-тельного мероприя-тия

Развитие артикуляционной моторики

Развитие слухо-речевой памяти.

Словообразование существительных

Динамическая пауза

Развитие рече–мыслительной деятельности.

Развитие рече–мыслительной деятельности.

Динамическая пауза.

Развитие фонематических процессов.

Формирование грамматического строя речи. Работа над словосочетанием.

Развитие рече–мыслительной деятельности.

Развитие звуко-буквенного анализа.

Рефлексия

Рефлексия

2 мин.

3 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

4 мин.

2 мин.

1 мин.

5 мин.

2 мин.

4 мин.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

    1. Артикуляционная гимнастика

Логопед:

— Прежде, чем начать наше занятие мы сделаем зарядку для язычка. Смотрите на меня и на картинку, а затем сами повторите, это упражнение глядя в зеркало, которое стоит у каждого на парте. (Слайд № 19).

Мы умеем улыбаться

И спокойно расслабляться.

(«улыбка»)

Язычок пошёл гулять,
Лёг на губку отдыхать.

(«лопатка»)

Снова в домик забежал,
«Хвостик» чистить дверку стал.

(«чистим зубки»)

Язычок наш на прогулку идёт.

(«лопатка»)

Погуляли, и опять
Нужно домик прибирать.
Ну-ка, язычок — дружок,
Побели-ка потолок.

(«маляр»)

Очень язычки устали,
И массаж им прописали…
Зубки чешут язычок…

(«расчёска»)

И кусают язычок.

Губы улыбаются
И не напрягаются.

(«накажем язычок»)

3.3.  Актуализация опорных знаний (беседа-опрос) (Слайд № 20-22).

Логопед:

-Какие парные согласные знаете?

hello_html_32ad2e77.png

Логопед:

-Назовите только звонкие согласные. Как они произносятся?

-Назовите только глухие согласные. Как они произносятся?

 ([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш])

Логопед:

Вспомним правило написания парных звонких и глухих согласных в конце слова. (Слайд № 23).

Парный согласный.

Очень опасный.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй!

(Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово быстро изменяй)

Логопед:

— Какими способами можно сделать проверку?

(один-много; подставить слово «нет»).

Цель: формирование умения группировать звонкие и глухие согласные парами и дифференцировать их визуально и на слух.

— формирование умение применять правило написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.

 3.4. Упражнение «Много-один» (Слайд № 24-35).

Логопед:

— Замените множественное число предмета единственным. Какую согласную букву мы напишем в этом слове.

ДРОЗДЫ — ДРОЗД

СТОЛБЫ — СТОЛБ

МОСТЫ — МОСТ

ГЛАЗА — ГЛАЗ

РЯДЫ — РЯД

ГРИБЫ — ГРИБ

СЛЕДЫ — СЛЕД

3.5. Зрительная гимнастика (Слайд №36-41 ).

Логопед:

— Проведём гимнастику для глаз. Смотрим на картинки и следим за движущимися предметами.

3.6. Отгадай загадку!

Логопед:

— Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите букву, которую нужно писать в отгаданном слове.

(Слайд № 42-44)

Ответ докажите, подберите проверочные слова

Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (Глаз)

(Слайд № 45-47)

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

(Слайд № 48-50)

Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(Друг)

(Слайд № 51 — 53)

Весь я сделан из железа,

 У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне всё стук, да стук. (Гвоздь)

(Слайд № 54-56)

 Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

(Слайд № 57 — 59)

Этот зверь тебе знаком –

Ест мышей, пьет молоко.

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных… (Ёж).   

3.7. Разгадай ребусы (Слайд № 61).

Логопед.

— А теперь потренируемся разгадывать ребусы. Каждый по очереди выходит к доске и пишет зашифрованное слово.

 hello_html_64aaa1a5.jpg

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________hello_html_70caaafc.jpg

_________________________________________________________________hello_html_m128b5bd0.jpghello_html_3b3f447d.pnghello_html_m6cd90c09.pnghello_html_1cce377e.png

Логопед:

— Сверим ответы! (Слайд № 61).

3.8. Физминутка (Слайд № 62).

Логопед.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, 
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

3.9.  Упражнение на звуковой анализ слов

«Звонкий-глухой».

Логопед:

— Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть, если

на конце слова звонкий звук и топнуть, если звук глухой.

(Слайд № 63-72)

(снег, дуб, шарф, флаг, леопард, приз, шкаф, потоп, лес,

хлеб)

3.10. Упражнение «Составь предложение» (Слайд № 73).

Логопед:

— Вставьте пропущенные буквы. К словам из первого

столбика подбери подходящие по смыслу слова из второго

столбика и составь предложения из словосочетаний.

пиро…. надежный

дру… вкусный

уло… свежий

хле… хороший

3.11. Упражнение «Доскажи словечко» 

(Слайд № 74 — 81).

Логопед:

— Я говорю вам предложение, а вы должны его закончить

и сказать, какой звук слышите, а какую букву будите

писать.

Приходи ко мне, сосед, приготовлю я … (обед)

Берегись, мышиный род. На охоту вышел … (кот).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, … (карандаш).

Я знаю точно адрес наш, и наш подъезд и наш … (этаж).

3.12. Подчеркни в словах буквы парных согласных.

Раздать ученикам распечатанные листочки со словами

(приложение 1.)

Логопед:
— На ваших партах лежит ручка и листочек с напечатанными

словами, вам нужно в этих словах подчеркнуть все парные

согласные.

(Рот, года, пирог, сок, морозы, овёс, уж, ерши, улов, шарф, нос, цапля,

черёмуха, кисель), Вам нужно подчеркнуть все

Рефлексия (Слайд №82 ).

Логопед:

— Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

Правильные ответы смотрите на экране компьютера

(Слайд №83).

Предполагаемое выполнение задания:

Ротгода, пирогсок, морозы, овёс, уж, ерши, уловшарф, нос, цапля,

черёмуха, кисель.

— Считаем правильные ответы (Слайд № 84):

  • 17 (+) – справился на ОТЛИЧНО!

  • 14 – 16 (+) – справился ХОРОШО!

  • 13 и меньше (+) – НАДО ПОВТОРИТЬ!

 Рефлексия (Слайд № 85).

— Наше занятие подошло к концу.

— Хорошо ли вы трудились?

— Чему вы научились на занятии?

— Что нового вы узнали из нашего занятия?

— Что было трудно?

— Что понравилось больше всего?

4.Итоги (слово-учителя, беседа) (Слайд № 86).

— Чем отличаются в произношении звонкие и глухие

согласные?

— Как проверить согласную на конце слова?

— Молодцы! Я уверена, что и на уроке русского языка вы не будите допускать ошибки при написании парных звонких и глухих согласных.

— Занятие окончено! Всем спасибо! До свидания!

Ученики выполняют артикуляционные упражнения по подражанию глядя в настольное зеркало

Ответы учеников.

Ученики смотрят на экран и сопряжённо с учителем проговаривают.

Ответы учеников.

Ученики смотрят на экран и отвечают по очереди.

Ученики смотрят на экран и выполняют движения глазами.

Ученики поднимают руки и отвечает тот, на кого укажет учитель.

Ответ смотрят на экране.

Ученики смотрят на экран и по очереди на доске мелом пишут зашифрованное слово.

Ученики слушают и выполняют движения.

Ученики слушают и смотрят на картинки. Хлопают или топают, после того, как услышат слово.

Каждый ученик ставит нужную букву, выбирает по смыслу второе слово и выстраивает предложение.

Ответы учеников.

Ученики работают письменно.

Оценивание друг друга и самого себя.

Ответы учеников

Отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями от занятия.

Развитие артикуляционной моторики.

Использование наглядности.

Развитие умения обобщать.

Формирование самоконтроля

Развитие навыка словообразования

Подбор проверочных слов по алгоритму.

Активизация словарного запаса.

Зрительная гимнастика.

Закрепление зрительного образа слов.

Эмоциональная разрядка

Динамическая пауза

Формирование умения слушать, развитие речеслуховой памяти

Развитие логического мышления, связной речи

Формирование навыка самопроверки

Развитие зрительной памяти

Развитие умения проводить самооценку.

Развитие умения анализировать свои результаты.

Приложение 1

Рот, года, пирог, сок, морозы, овёс, уж, ерши, улов, шарф, нос, цапля, черёмуха, кисель.

infourok.ru

«Звонкие и глухие парные согласные на конце слова»

Республика Дагестан Хасавюртовский район ст.Карланюрт

МКОУ «Ст. Карланюртовская СОШ»

Урок русского языка по теме:

«Звонкие и глухие парные согласные

на конце слова»

2 класс

hello_html_54a3909a.png

Учитель начальных классов

Джаватханова Раисат Магомедовна

Тема и тип урока: Парные звонкие и глухие согласные.

( урок обобщения и систематизации полученных знаний).

Цели и задачи: развить умение распознавать слова, нуждающиеся в проверке перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости -глухости согласные звуки в проверочном и проверяемых словах. 

актуализировать знания о парных согласных

— организовать деятельность по выбору  способа определения парного согласного на конце слова

Планируемые результаты:

(предметные) Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; логические – анализируют текст, определяют его смысл, используют доказательство.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Личностные: принимают и осваивают личностную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Цель: мотивировать к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

ll.Актуализация опорных знаний.

Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности  по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

1) Словарная работа

– Загадаю вам загадки, а вы записывайте отгадки. 

1)Без рук рисует,                                           2)  Хвост пушистый,
Без зубов кусает.                                          Мех золотистый
(Мороз)                                                         В лесу живет
                                                                      В деревне кур крадет. (Лиса)
                                                                                                        

3)Что за зверь лесной                                    4) Он всю зиму в шубе спал.
Встал как столбик                                        Лапу бурую сосал.
Под сосной                                                   А проснувшись, стал реветь
И стоит среди травы                                    Это зверь лесной … (медведь)
Уши больше головы.
                                        (Заяц)

– Выделите орфограммы в записанных словах.
– Обменяйтесь тетрадями. Ошибки у товарища исправляйте карандашом.

Взаимопроверка (работа в парах)

hello_html_m477b611c.gif

– У  кого нет ошибок? Просигнальте светофором.
– У кого 1-2 ошибки?

-На какое правило записаны слова? (Написание безударной гласной непроверяемой ударением. Написание парных согласных на конце слова.)

2)Минутка чистописания

Письмо буквы Б и слов шуба, столб, гриб

3) Постановка проблемы урока

Цель:подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

— Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

— Все ли написали правильно эти слова?

-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки или сомневались в написании этих букв?

lll.Постановка учебной задачи:

-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока?

-Какие цели поставите перед собой?

— В течение урока мы ответим на вопросы:

Что

Где                                надо проверять?

Как

Чем  

lV.Работа по теме урока:

  1. Словарно-орфографическая работа

— работа в парах

плод                  кружка

ёж                    букашка

 суп              узкий

-Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? — Как назовём эту эта орфограмму? (парная согласная в конце слова).

-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук.)

-Что общего у  слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук.)

2)Построение проекта выхода из  затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднений.

— Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?

 (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

3)первичное закрепление —упр.39, стр.24- изменить слова так, чтобы на конце стоял парный по глухости-звонки согласный звук.

Цель: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Вежливый-вежлив, хороший-…(хорош), молодой-…(молод), слабый-…(слаб), свежий-…(свеж)… .

Самопроверка по эталону.

v.Физминутка

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая, отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

Vl.Работа по теме:

1)развитие орфографической зоркости

Цель: уметь выделять слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и подбирать к ним проверочные слова.

Упр.38, стр.24 – составить из данных слов предложения; записать два предложения

— В каких словах вы заметили изучаемые орфограммы ? (жираф, утконос, леопард, морж). А знаете ли вы, что эти животные находятся на грани вымирания и поэтому занесены в Красную книгу. Для многих людей животный мир является чем–то обыденным и само собой разумеющимся. Занятые своими проблемами, мы совершенно не думаем о братьях наших меньших, о том, как им живется и чем мы можем им помочь. Вот, к примеру, кто из нас знает о редких животных Дагестана? Наверное, единицы, и в основном это ученые, которые занимаются данной тематикой в силу своей профессии. Сегодня я расскажу вам о некоторых животных, которые обитают на территории нашей республики и относятся к группе редких животных, включенных в Красную книгу Дагестана и России. К ним относятся группы летучих мышей, крот малый и бурозубка Радде, перевязка южнорусская, степной хорек, горностай , кавказская выдра, кавказский барс, безоаровый козел, благородный олень, серна, кавказская лесная кошка. Я хочу рассказать вам немного о кавказском барсе. Это один из самых интересных видов на территории нашей республики. Леопард, конечно, очень редок, и увидеть его в природе очень сложно. В Красной книге ему присвоена первая категория – как подвиду, численность которого уменьшилась до критического уровня, и в ближайшее время возможно его полное исчезновение. В Дагестане в настоящее время известно обитание переднеазиатского леопарда на Дюльтыдагском горном массиве и Богосском хребте. Леопард предпочитает сильноизрезанные, скалистые склоны, заросшие лесом, в пределах 1500–2500 м над уровнем моря. Индивидуальный участок обитания самца леопарда достигает 30–50 тыс. га, тогда как у самки и молодых особей 15–30 тыс. га. Подтверждением наличия барса на территории служат оставляемые им так называемые «поскребы», т. е. метки на поверхности земли. Охотится обычно в вечерние и утренние сумерки, периодически нападает и на домашний скот, но в отличие от волка добывает 1–2 животных, тогда как волки могут за одно нападение на стадо убивать до 30–80 голов. Основу питания леопарда в Дагестане составляют такие виды, как тур дагестанский, безоаровый козел, кавказский олень, кабан и косуля.

Vll.Этап включения в систему знаний

1)-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.

Алгоритм

  • Прочитать слово

  • Выделить корень

  • Определить парную согласную

  • Подобрать проверочное слово

2)Самостоятельная работа.

Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.

Сильные учащиеся : исправить ошибки.

Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки, блиский друк .

— взаимопроверка

слабые учащиеся: упр .40 стр.25 (списать, подчеркнуть изученные орфограммы)

 — Где находится парная согласная? (В конце слова.)

 — Что надо делать, чтобы правильно написать парную согласную в конце слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

— Самопроверка по эталону.

3)Работа в группах-составить стихотворение

1. Это наш свирепый …,

Очень страшен лёвин гнев.

2. Вот колючий умный …,

На клубочек он похож.

3. Вот невидимый наш …,

Под землёю роет ход.

Слова для справок: ле., носоро., кро.,ё.

Vlll.Рефлексия учебной деятельности.

— Почему мы достигли поставленных целей?

— А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

Закончите предложения:

Самым интересным для меня было …, потому что …

Самым скучным для меня было …, потому что …

Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что

lX.Итог урока.

Вы хорошо потрудились на уроке.

— С чем вы сегодня познакомились?

— Вернёмся к целям нашего урока?

     — Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной?

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

X.Домашнее задание. 

Учебник стр.25 Упр. 41, тетрадь на печатной основе стр.22 №23

infourok.ru

«Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.

  2. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь.

  3. Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Русский язык. 1 класс», презентация, карточки с буквами и словами, светофор, смайлики

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова и составлять алгоритм проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.

Учитель: Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел Яша погулять.

Тут ему навстречу буквы

И давай ему читать:

«Ты уж, Яша, не спеши,

Нас ты, Яша, заучи,

И тогда ты уже точно

Знания усвоишь прочно»

Учитель: К нашему Яше сегодня пришли звонкие и глухие согласные. Но они пришли не все. А вот какие буквы пришли к Яше вы хотите узнать?

Дети: Да.

Учитель: Тогда отправляемся в путь

  1. Актуализация знаний.

Цели: повторить знания о звонких и глухих согласных, необходимые для открытия нового, выявить затруднение в индивидуальной деятельности.

Учитель: Посмотрите, какие буквы пришли к Яше. Знаете ли вы эти буквы и что о них вы можете сказать. (Слайд 2)

Дети: П, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш. Буква п обозначает глухие согласные звуки [п], [п‘], буква б, обозначает звонкие согласные звуки [б], [б‘] и т.д. А еще они образуют пары по звонкости и глухости.

Учитель: Сейчас посмотрим, как вы хорошо знаете эти пары. Мы с вами будем работать в парах. Перед вами на партах карточки с буквами. Один из вас берет карточку со звонким согласным, а второй находит ему пару – карточку с глухим согласным. Пара, первой выполнившая работу поднимает руки.

(Карточки с буквами п, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш разложены на парты до начала урока. )

Учитель: Мы с вами, сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 3). Та пара, которая правильно справилась с заданием, поднимает зеленый смайлик.

(За выполнение задания дети получают смайлики.)

Учитель: А теперь обратите внимание на ленту букв. Что вы можете о ней сказать.

Дети: Лента букв разделена на три поля разного цвета. На красном поле расположены буквы обозначающие гласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие один звук, а в нижнем ряду — буквы, которые обозначают два звука. На поле синего цвета расположены буквы, которые обозначают согласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие звонкий согласный, в нижнем – глухой согласный звук. Две буквы звука не имеют, это ъ и ь знаки. Минутка чистописания.

Учитель: Теперь вы выполните следующее задание. В своих тетрадях на одной строчке вы напишите звонкие согласные, на другой – глухие согласные. Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы. Приступаем к работе.

( На работу отводится 1 – 2 минуты вместе с проверкой задания)

Учитель: Все уже написали. Взяли в руки простой карандаш и проверяем. Если вы написали лишнюю букву на сточке, зачеркните её, если буквы нет, запишите её карандашом. Кто правильно справился с заданием, поднимите зелёный смайлик, кто не справился – красный.

(Учащиеся получают смайлики)

Учитель: Вы такие у меня умные. Поэтому я считаю, что поможете Яше выполнить еще одно задание. Посмотрите на карточки со словами. Вам нужно составить пары слов и объяснить по какому признаку вы их соединили. Какая пара сделает работу, поднимает руки.

(Карточки со словами: зайка, сайка, Дима, Тима, жили, шили, вата, фата, гости, кости, бочка, почка, луг, лук

разложены на парты до начала урока.)

Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы помогли Яше. (Слайд 4)

( Учащиеся о правильности задания сигнализируют светофором.)

Учитель: По какому признаку вы объединили слова в пары?

Дети: В парах слов есть пара звонких и глухих согласных звуков.

Учитель: Где они стоят?

Дети: Они стоят в начале слова.

Учитель: Что же еще вы заметили?

Дети: Одна пара луг-лук не совсем похожа на остальные. В ней также есть пара согласных звуков, но они стоят на конце слова.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно заметили. И именно эти слова я предлагаю вам запомнить. Они помогут нам познакомиться с темой урока и со своими друзьями словами. А вы хотите с ними познакомиться?

Дети: Да.

  1. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)

Цели: Создать ситуацию, когда дети осознают, что их знаний недостаточно для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Наши слова принесли нам сказку о своих братьях. Послушайте.

hello_html_m1846693b.jpg

Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Дети: Написание парных звонких и глухих согласных в конце слов.

Учитель: Перед вами наши слова лу.. – лу… Как же их правильно написать? Вы знаете? (Слайд 5,)

Дети: Нет.

IV.Открытие новых знаний.

Цель: составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Учитель: Для того, чтобы определить какой парный звонкий или глухой согласный надо написать на конце слов, нам с вами надо правило. Вы его знаете?

Дети: Нет.

Учитель: Тогда нам надо провести исследование. А помогут нам в этом слова «много» и «один». (Слайд 5)

Учитель: Один луг. Какой звук вы слышите на конце слова лук?

Дети: Мы слышим на конце слова звук [г].

Учитель: Какую букву мне слове написать к или г?

Дети: Надо изменить слово, а это поможет сделать слово «много»

Учитель: Давайте попробуем изменить слово. Какое слово мы получим?

Дети: Много лука. Получили слово «лука».

Учитель: Что вы увидели, когда мы изменили слова?

Дети: Перед гласной а в слове мы слышим звук [к] и пишется буква к, потому что в слове лук нужно писать букву к.

Учитель: Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву к.

Учитель: Ребята, а зачем мы с вами проводили исследование?

Дети: Мы выполняли исследование для того, чтобы знать, как писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Можете ли вы сделать вывод о том, как надо писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце?

Дети: Изменить слово так, чтобы наш звук слышался отчетливо, а затем записать само слово.

Учитель: А как мы можем назвать эти два слова?

Дети: Слово, при написании которого мы сомневаемся, называются проверяемыми, а слова, которые мы находим, чтобы проверить эти слова называются проверочными.

Учитель: А сейчас мы с вами узнаем, какие слова считают проверочными и проверяемыми, авторы учебника. Давайте обратим внимание на страницу 98.

(Дети читают текст про себя, затем вслух) (Слайд 6)

Учитель: Какие слова называются проверяемыми и где на картинке проверяемое слово?

Дети: Слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова. Луг

Учитель: Какие слова называются проверочными и где он на картинке?

Дети: Слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком. Луга

Учитель: А вот перед вами алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. (Слайд 7)

V.Первичное закрепление.

Цели: Проговаривание нового знания, и упражнение в работе по алгоритму.

Учитель: А сейчас мы будем работать над данным правилом. Откройте учебник на странице 96 , упражнение 8.

— Прочитайте пары слов.

— Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково)

— Можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначать парный согласный? (Нет)

— Почему? ( Потому что мы не точно слышим конец слова.)

— Как можно обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? ( Разными буквами.)

— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)

Учитель: Переходим к упражнению 9.

— Найдите пары слов и прочитайте. Сравните.

— Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)

— В каких словах нужно проверять написание? (Гриб, глаз, рог, чиж, сад, лев)

— А какие слова будут проверочными? (Грибы, глаза, рога, чижи, сады, львы.)

— Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)

— Прочитайте последнее задание в упражнении. Выполните упражнение по образцу. Кто закончит первым поднимет руку. К доске вы будете выходить по цепочке.

(После проверки упражнения, учащиеся получают смайлики)

Учитель: Прочитаем правило в учебнике про себя. (Один учащийся читает вслух)

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

Дети: Изменить слово так, чтобы после согласного стол гласный.

VI. Физкультминутка

VII. Самостоятельная работа.

Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.

Учитель: Вы немного отдохнули. (Слайд 8)

Дополнительные задания для сильных учащихся. Они выполняют работу на карточках.

Учитель: Как проверить парный звонкий или глухой согласный на конце слова.

Учитель: К нам в гости пришло еще одно слово. Посмотрите. Словарная работа

(Отрывок из электронного пособия «Русский язык. 1 класс» словарное слово тетрадь)

Учитель: Какую букву надо запомнить в слове тетрадь. Запишите слово и подчеркните эту букву.

Учитель: Давайте выполним задание с данным словом. (Задание из электронного пособия выполняется устно.

Учитель: А какое еще правило есть в этом слове?

Дети: Правило о парной звонкой и глухой согласной.

Учитель: В этом слове, ребята, два правила. Первое о непроверяемой гласной, а второе о парной звонкой и глухой согласной.

VII. Рефлексия

Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности.

Учитель: Чему новому научились сегодня на уроке?

Дети: правильно писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова?

Дети: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Учитель: Про наше правило есть стихотворение.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова.

Учитель: Какие слова называются проверочными?

Дети: Это такие слова, в которых проверяемая буква находится перед гласным звуком.

Учитель: А теперь посмотрите на смайлики и оцените свою работу.

(Дети, поднимают над головой те смайлики, которых у них больше)

Домашнее задание

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *